Рис 10. Двигатель УАЗ-469 (вид слева):1 — крышка коромысел; 2 — маслоизмерительный стержень; 3 — распределитель зажигания; 4 — стартер; 5 — картер сцепления; 6 — топливный насос; 7 — кронштейн подвески двигателя; 8 — головка блока цилиндров; 9 — насос системы охлаждения; 10 — фильтр тонкой очистки топлива; 11 — крышка маслоналивной горловины.
Рис 11. Двигатель УАЗ-469 (вид справа):1 — нижняя часть картера сцепления; 2 — сливной кран блока цилиндров: 3 — блок цилиндров; 4 — впускной трубопровод; 5 — край отопителя; 6 — карбюратор: 7 — выпускной коллектор; 8 — выпускной патрубок системы охлаждения; 9 — вентилятор; 10 — датчик контрольной лампы аварийного давления масла; 11 — генератор; 12 — датчик указателя давления масла; 13 — масляный фильтр; 14 — масляный картер двигателя.
Кроме того, двигатель УАЗ-469 подлежит замене (снятию) при наличии боевых или аварийных повреждений (пробоины, задиры и риски на шейках коленчатого вала, заклинивание поршней, обрыв шатунов и т. д.), для устранения которых необходима замена или ремонт базовых и основных деталей.
Рис. 12. Продольный разрез двигателя УАЗ-469.
avto-uaz-469.ru
УАЗ 469 и его усовершенствованные модификации — линейка внедорожников, по праву входящая в список лучших автомобилей. Такие высокие позиции он имеет неспроста, так изначально этот автомобиль задумывался как военная техника.
Именно УАЗ 469 с 70-х годов XX века занял позицию основного командирского автомобиля в Советском союзе, а также странах Варшавского договора. Действительно, конструктивные особенности позволяют ему преодолевать различные препятствия, например, пересеченную местность болотистого типа с глубиной колеи вплоть до 1 метра. При этом автомобиль имеет отличные характеристики пассажиро- и грузоподъемности, позволяющие реализовывать на нем масштабные перевозки.
Создание вездехода высокой проходимости стало возможным благодаря реализации гармоничного сочетания мощного двигателя, трансмиссии и высокого клиренса на базе полного привода. Необходимость в появлении такой модели была вызвана недостатками производимого на тот момент автомобиля ГАЗ-69.
Стоит отдельно отметить работу на низкокачественном бензине, что является важным для военного внедорожника.
Первый образец УАЗ-469 был выпущен в далеком 1960 году. Эта тестовая модель, изначально заявленная как армейский внедорожник, имела несколько отличительных особенностей: колесные редукторы на мостах, призванные повысить проходимость, рычажная подвеска и торсионы. Идея торсионной подвески провалилась уже в самом начале тестирования: автомобиль сильно проседал. Инженерам пришлось осуществить замену торсионов на традиционные рессоры. Впрочем, колесные редукторы ликвидировать не пришлось, и это нововведение отлично прижилось в новой модели.
Новый УАЗ 469 с успехом преодолел в 1964 году необходимые государственные тесты, тем самым получив одобрение на выпуск. В 1972 году производство модели было поставлено на конвейер.
В 1985 году вследствие модернизации автомобиль согласно действовавшей отраслевой системой был переименован в УАЗ-3151.
На протяжении десятков лет надежная модель использовалась не только военными, но самыми разными отраслями. Лишь в 2011 году автомобиль навсегда покинул каталог моделей, выпускаемых Ульяновским автомобильным заводам, уступив место более современному производству.
Сцепление УАЗ-469 сухое однодисковое, фрикционное. Оно необходимо в целях обеспечения плавности при подключении и отключении коленчатого вала к подвеске автомобиля во время изменения режима движения и при остановке автомобиля. Первые версии имели сцепление без гидроусилителя, более поздние — с гидравлическим приводом. Рулевое управление автомобиля УАЗ-469 включает рулевой привод и редуктор с рулевой колонкой и рулевым колесом.
УАЗ 469 оснащен надежным и простым двигателем. В основном эту роль выполняет рядный четырехцилиндровый УМЗ-417 объемом 2,5 литра и его различные модификации. Например, гражданские автомобили обычно оснащены УМЗ-4178, а военные — УМЗ-4179. Последний модифицирован датчиком-распределителем, экранированной высоковольтной проводкой и дополнительным местом, предназначенным для подогревателя мотора.
УАЗ-469 оснащён четырёхступенчатой механической коробкой переключения передач. Имеются прикрепленные к КПП УАЗ 469 синхронизаторы инерционного типа (хотя изначально они отсутствовали), которые нейтрализуют шум и грохот во время переключения, синхронизируя скорость соединяющихся зубцов. Также коробка позволяет автомобилю передвигаться задним ходом.
На УАЗ-469 имеются две независимые тормозные системы: рабочая и стояночная. В начале выпуска автомобиля тормоза были довольно ненадёжными; в конце 80-х годов тормозную систему улучшили и переоборудовали в двухконтурную.
Раздатка машины двухступенчатая и неотделима от КПП УАЗ 469, потому что не имеет промежуточного карданного вала. Она занимается распределением крутящего момента между приводными механизмами.
Во множестве автомобилей УАЗ применяются бесконтактные системы зажигания, в числе положительных качеств которых уменьшение расхода топлива, препятствование нагарообразованию, уменьшение токсичности выпускаемых газов и облегчение запуска двигателя в зимних условиях. Более того, такие системы зажигания более надёжны и стабильны в работе и намного реже требуют техобслуживания, поскольку, благодаря тому, что у прерывателя нет подвижных контактов, исчезает потребность в их систематической очистке и регулировании зазора.
Суммарное количество мест равно 7. Кузов вместимостью 5 человек оснащён брезентовым тентом со съемными дугами. У УАЗ-469 четыре двери, но задний борт, предназначенный для загрузки багажа, иногда называют пятой. Здесь в откидных креслах способна расположиться пара пассажиров. Боковые двери оборудованы съёмными остеклёнными надставками из металла.
Рама ветрового стекла может быть откинута на капот, благодаря чему маскировка и перемещение автомобиля на авиа- или водном транспорте значительно упрощается.
В экономическом аспекте преимуществом автомобиля является использование недорогого топлива — для внедорожника подходит низкооктановый бензин А-72 или А-76. Автомобиль оборудован двумя топливными баками вместимостью 39 л каждый. Расход бензина на скорости 90 км/ч составляет порядка 16 л на 100 км.
В нормальном режиме УАЗ-469 способен перемещать семь человек совместно с центнером багажа, либо же двух вкупе с 600 кг. Также возможно передвижение прицепа, который может весить до 850 кг.
Этот внедорожник имеет впечатляющие размеры. В действительности ему даже принадлежит всемирный рекорд вместимости легкового автомобиля: в июне 2010 года он сумел вместить в своём кузове 32 человека и после этого передвинуться на 10 метров, что официально зафиксировало Международное агентство рекордов и достижений.
Экспорт внедорожника осуществлялся в широких масштабах — поступали заказы из десятков стран азиатских, африканских и южноамериканских территорий. На территории Италии в продаже имелись даже модификации внедорожника с бензиновым мотором Fiat и с дизельными двигателями Peugeot и VM.
Несмотря на прекращение производства модели, она остаётся очень популярной, благодаря чему не составляет особенного труда найти для неё рабочие запчасти в хорошем состоянии.
Ранее 1985 года «УАЗики» редко оказывались в собственности автолюбителей — их можно было либо получить в награду за особые заслуги, либо купить у государственных служб списанные экземпляры. Когда же внедорожник стал более доступным, люди, живущие в областях с плохими дорогами (или вообще их отсутствием) смогли в полной мере оценить неприхотливость, чрезвычайную проходимость и другие достоинства этого советского автомобиля.
Как уже было сказано, производство автомобиля завершилось в 2003, эта модель с небольшими изменениями была выпущена в 2010 году ограниченной партией количеством 5000 экземпляров. Выпуск был предназначен для корпоративных клиентов, но также предоставил опредёленному количество автолюбителей уникальный шанс получить новый УАЗ-469. В настоящий момент он завершён.
prouaz.com
Автомобиль–легенда российского автопрома – УАЗ-469 - всё так же популярен у нашего населения. В серийном выпуске находится с 1972 года. За такой большой срок эксплуатации модель практически не изменилась внешне: такие же ставшие родными угловатые формы и эстетичный вид, надежная рамная конструкция, полный привод, доступность обслуживания.
Изначально спроектированный для нужд армии «уазик» показал на тестах отличные результаты и возможности. УАЗ-469, технические характеристики которого превосходили аналоги, поразил заказчиков. Двигатель выдавал 75 л. с. при объёме в 2,5 литра. Сравнительно малая мощность окупалась низкими оборотами, которые давали нужное преимущество на бездорожье. Позднее двигатель стал на 5 «лошадей» мощнее, что позволило разогнаться до 115 км/ч.
Грузоподъёмность «уазика» - 675 кг при полной массе в 2450 кг. Легко тянет прицеп с грузом до 850 кг. Внешнее разнообразие обеспечивается мягким тентованным вариантом, жесткими вставками либо полностью металлическим кузовом в более поздних модификациях автомобиля УАЗ-469. Технические характеристики усиливались год от года.
В 1993 году внедорожник претерпел некоторые изменения и получил новые обозначения. Военный вариант стал именоваться УАЗ-3151, а гражданский – УАЗ-31512. В 2010 году автомобиль получил своё имя: гордое название Hunter и новый лоск.
Что касается технического оснащения, УАЗ-469 является шедевром ульяновских инженеров. Особенностью тормозной системы был двухкамерный главный цилиндр, разделяющий её на две рабочие составляющие для каждой оси отдельно. Сцепление с 4-хступенчатой коробкой производилось посредством гидравлического привода. В рулевом управлении выделялась разрезная колонка. В процессе модернизации менялись карбюраторы. Последним вариантом в 1985 стал К-131, пришедший на смену К-129В.
Большим преимуществом «уазика» является возможность доработки и внесения различного оборудования. К основным моментам можно отнести:
В первую очередь владелец внедорожника хочет увеличить его проходимость. А самый простой способ – увеличить размер колес. Арки автомобиля и прочность мостов оставляют широкий простор для выбора. Иногда достаточно установить высокую резину в 31 дюйм, и «уазик» красиво подтягивается над землёй. Для ещё большего поднятия может возникнуть необходимость подрезания арок и установки специальных проставок между рамой и кузовом. При этом размер диска чаще всего не увеличивают, а уменьшают, ставя 15 радиус вместо 16.
Вторым моментом, конечно же, является лебёдка, а лучше две: одну ставят на передний бампер, другую - на задний. Правда у этого «украшения» есть и минус: увеличение веса машины в целом. Что является прямо противоположным качеством повышения проходимости автомобиля УАЗ-469. Технические характеристики «бобика» при этом покажут себя с лучшей стороны. Красивым и практичным дополнением станут экспедиционный багажник и лестница на задней двери.
Тюнинг УАЗ-469 станет более ярким и заметным при установке кенгурина. Пусть это добавит лишние килограммы, но зато появится возможность быстро продвигаться по легкому подлеску. Желающим эксплуатировать внедорожник по определенным водным преградам стоит обзавестись шноркелем и провести дополнительную герметизацию подкапотного пространства.
Автомобиль УАЗ-469, цена на который колеблется от 50 до 200 тысяч рублей, естественным образом дорожает от установленных дополнений. Изменения внешнего вида не добавят автомобилю проходимость, но выразят именно вашу индивидуальность. К таким моментам относится покраска, нанесение аэрографии, замена штампованных дисков на литые, установка отбойников капота и окон, установка дополнительной оптики.
На любимый народный автомобиль устанавливается двигатель УМЗ-417, а также некоторые его модификации. Его емкость составляет 2,5 литра и соответствует 75 л. с. Военный и гражданский варианты отличаются обозначением: цифра 8 в конце у первого и 9 - у второго. Армейский двигатель УАЗ-469 имеет экранировку у высоковольтных проводов и датчик распределителя. Сам силовой агрегат выполнен из особого сплава алюминия, а цилиндры представлены чугунными гильзами.
Двигатель автомобиля УАЗ-469, технические характеристики которого соответствуют его профилю, так же легок в эксплуатации, как и в ремонте. Этому способствует доступность комплектующих и их цена.
Подводя итог, можно отметить, что известность и популярность «уазика» заслуженные. Проходимость автомобиля УАЗ-469, цена на комплектующие, доступность обслуживания и доработки под свой вкус, классический вид раритета – вот они, простые составляющие успеха.
www.syl.ru
Начинаем с ГБЦ. Она была в таком виде:
Поедена коррозией, большие канавки в местах ОЖ
Ну ничего страшного, сделаем и эту. Начал со шлифовки впуска и выпуска
40? Не будет здесь 40, лишнее сопротивление потоку, сошлифовал
Так то лучше
ЗМЗ-511, -513, -53.
ТТХ:Количество, расположение цилиндров — V8Рабочий объем, л — 4,25 — 4,7Степень сжатия — 7,6Номинальная мощность л.с — 125 — 130 при 3200-3400 оборотахМаксимальный крутящий момент , Нм — 294 — 303 при 2000-2500 оборотахРасход топлива, л/100км — от 20 и до ∞ на бездорожьеМасса, кг — 262 (!)Из всего этого можно вывести плюсы и минусы этого двигателя
Задача: установить самодельный предпусковой подогреватель двигателя 220В на УАЗ 31512
Ход работ по установке самодельного предпускового подогревателя 220В для УАЗ 31512
Установил на раму ниже крана слива ОЖ из блока. У меня как специально на раме был какой-то кронштейн. К нему и притянул хомутом.
www.spike.su
_____________________________________________________________________________
Семейство автомобилей УАЗ-469 выпускалось Ульяновским автомобильным заводом с 1973 г.
Автомобили УАЗ-469 являются двухосным грузо-пассажирскими автомобилем повышенной проходимости и предназначены для эксплуатации по всем видам дорог и бездорожью.
Кузов — цельнометаллический, четырех-дверный, универсальный, со съемными тентом и надставками дверей и откидным задним бортом, предназначен для перевозки людей и грузов.
Внутри кузова установлены два передние одноместные, заднее трехместное и два задние дополнительные одноместные сиденья.
Вентиляция кузова осуществляется через поворотные форточки надставок дверей или через люк вентиляции и воздуховоды системы отопления.
Отапливается кузов воздухом, поступающим снаружи через люк вентиляции и проходящим через радиатор отопителя, включенный в систему охлаждения двигателя.
Кузов УАЗ-469, 469Б смонтирован на штампованной сварной раме. Подвеска включает четыре продольных полуэллиптических рессоры и четыре гидравлических амортизатора двустороннего действия.
Колеса — штампованные, с глубоким неразъемным ободом; шины — камерные, шестислойные.
Узлы и механизмы автомобиля УАЗ-469
Двигатель
На автомобиле УАЗ-469 установлен двигатель УМЗ-451М, который является усовершенствованной конструкцией двигателя УМЗ-451.
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм - 92X92
Рабочий объем, л - 2,45
Степень сжатия - 6,7
Порядок работы цилиндров - 1-2-4-3
Мощность, л. с.(кВт) - 75(55,2) при 4000 об/мин
Крутящий момент, кг/см (Нм) - 17(166,7) при 2000-2500 об/мин
Карбюратор - К-129В
Напряжение в сети электрооборудования, В - 12
Аккумуляторная батарея - 6СТ-60
Трансмиссия УАЗ-469
Сцепление — сухое однодисковое с механическим приводом.
Коробка передач — четырехступенчатая, с синхронизаторами на III и IV передачах.
Переключение передач осуществляется рычагом, установленным на ее крышке.
На заднем торце коробки передач установлена двухступенчатая раздаточная коробка, управление которой осуществляется рычагами, смонтированными на ее крышке.
Ведущие мосты у автомобилей УАЗ-469 имеют колесные редукторы, обеспечивающие больший, чем у автомобиля УАЗ-469Б, дорожный просвет.
Передний мост имеет устройство для отключения передних колес.
Карданная передача — открытого типа, состоит из двух карданных валов.
Главная передача — коническая, со спиральным зубом; дифференциал — конический, с четырьмя сателлитами.
Управление УАЗ-469
Рулевой механизм глобоид, червяк с двух гребневым роликом
Подвеска передняя и задняя - на двух продольных полуэллиптически рессорах; амортизаторы гидравлические двустороннего действия
Тормоза: рабочий - барабанный на все колеса с гидравлическим приводом, стояночный - на трансмиссию с механическим приводом
Число колес - 4+1
Шины - 215-380
Техническая характеристика автомобиля УАЗ-469
Грузоподъемность, кг - 700
Допустимая масса прицепа, кг - 850
Собственная масса, кг - 1540/1650
- на переднюю ось - 850/890- на заднюю ось - 690/760
Полная масса, кг - 2290/2450
- на переднюю ось - 960/1020- на заднюю ось - 1330/1430
Радиус поворота, м :
- по оси следа внешнего переднего колеса - 6,3/6,5- наружный габаритный - 6,8/7
Максимальная скорость, км/ч - 100
Тормозной путь со скорости 70 км/ч, м - 45
Расход топлива при 30 км/ч, л/100 км - 10,6
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
УАЗ-469, 31512, 31514
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
УАЗ-3160 Симбир
УАЗ-3303, 452, 2206, 3909
УАЗ-3962, 3741
УАЗ 31519 Хантер
УАЗ-3163 Патриот
avtosteh.ru
Правопреемником ульяновского мотора на УАЗе стал двигатель ЗМЗ-409 из серии двигателей для внедорожников УАЗ с чугунным блоком и четырьмя клапанами на цилиндр. Это, конечно же, более современный двигатель с хорошими показателями. Но, увы, не соответствующий важному аспекту для простого и надежного внедорожника прежде всего по своей инженерной идее.
Ведь основная географическая область применения классического УАЗ никак не может соответствовать высокотехнологичному уровню этого двигателя .А его конструктивный расчет не обременен учетом обстоятельств форс-мажора и возможностью проведения диагностики и ремонта без специального оборудования и условий. Но, увы, идеи – это не удел коммерческой выгоды и, по праву принадлежности к концерну, УАЗ приобрел двигатель для современного легкового автомобиля, как он и предназначался изначально.
Свой же ульяновский мотор оказался не у дел со своими модернизированными старыми двигателями и даже значительно превосходящих по всем параметрам в том числе и заволжские моторы УМЗ-249, практически готовый к серийному производству. К слову сказать, некоторая задержка в развитии конструкции ульяновского двигателя вытекала из его вторичности в отрасли.
Это было производной экономического фактора — на УМЗ просто не выделяли значительных средств и при Союзе. Поскольку специфику требований основного заказчика имеющийся двигатель покрывал и перерабатывать существующую простую, надежную и ремонтопригодную конструкцию было незачем. Тем не менее, даже в таких неблагоприятных условиях моторный завод не останавливался в развитии. Например, модификации для гражданского потребителя предусматривали применение двигателя с электронным распределенным впрыском топлива уже в 80-е годы.
И готовый рабочий образец такого двигателя УМЗ имел уже в 1983 году. Напомню, что в то время во всем остальном мире подобные решения были отнюдь не распространенными. А наша отрасль рассматривала их как ближайшую перспективу. Говоря о двигателе, стоит также заметить, что еще до начала серийного производства УАЗ-469 для вариантов его модификаций предусматривался и дизельный двигатель. Было изготовлено и испытано несколько таких автомобилей с опытным двигателем НАМИ-0101.
Но, поскольку потребность в такой модификации диктовалась со стороны Автоэкспорта, следовавшего за нуждами зарубежного потребителя, то для массовой легковой машины, эксплуатируемой в СССР, серьезных обоснований для производства такой модели не было. Многим сейчас может показаться странным, насколько все просто объясняется.
Конструктивными недостатками двигателей для внедорожников работающих на тяжелом топливе являются большая масса, низкая отдача (особенно у двигателей без наддува) с литра объема по сравнению с бензиновым аналогом. Высокая себестоимость в производстве. Существенное преимущество лишь в низком удельном расходе топлива и низкая себестоимость самого этого топлива.
То есть факторов существеннее экономических для применения такого двигателя нет. Ввиду особенностей экономического устройства советского государства, экономический эффект от применения дизельных двигателей для легкового транспорта был незначителен. Особенно если учитывать все затраты, связанные с применением именно дизеля.
Военным применение тяжелого и слабого двигателя не подходило по вполне очевидной причине ухудшения проходимости и энерговооруженности автомобиля с таким двигателем. В итоге основной массе потребителей дизельная модификация оказалась не нужна. А требование Автоэкспорта не могло над ним превалировать, в связи с чем перспектива производства дизельных двигателей для внедорожников на УМЗ отодвигалась на десятилетия.
Но, несмотря на это, работы в данном направлении велись изначально и НАМИ. И впоследствии, самостоятельно УМЗ. Создаваемые ими опытные двигатели по своим характеристикам были на уровне зарубежных аналогов. А к концу 80-х готовилось серийное производство отечественного малокубатурного дизеля УМЗ-440, который на тот момент должен был стать основным двигателем уже не УАЗа, а предтечи Газели.
Но, разумеется, в период распада огромной страны с плановой экономикой ни о каком продолжении этих экономических планов не могло быть и речи. Теперь же хорошим тоном стало поносить отечественных моторостроителей за их, якобы, неспособность создать легковой дизель. Совершенно исключая такой факт, что для его серийного выпуска на УМЗ в начале 90-х оставалось лишь смонтировать производственное оборудование в новом цехе.
Подводя итог всему сказанному, хочется сказать, что прочнее всего в автомобиле то, что нельзя пощупать — это его идея. На момент начала своего производства УАЗ-469 очень четко следовал концепции армейского внедорожника. Поскольку концепция эта закладывалась и осуществлялась людьми одинаково хорошо ее понимающими. Современные реалии общества потребления сместили все прежние приоритеты. Стало крайне сложным находить сбалансированные решения для требуемых теперь концепций.
Как, например, должен быть сконструирован современный армейский внедорожник, когда технологическая база производства шагнула далеко вперед. А уровень профессиональности массового пользователя, наоборот, откатился назад. И не позволяет справляться с обслуживанием и нормальной эксплуатацией даже самых простых конструкций из нашего прошлого?
Да и при наличии опыта и знаний, очевидно, не просто решить высокотехнологичную проблему на месте, имея в руках лишь палку да кусок проволоки. Ведь реалии использования армейской техники отнюдь не изменились значительно. Залог успешного использования этой техники на местности, как мы знаем из своего богатого опыта войн, состоит в ее гармоничной приспособленности к этим условиям во всей их широте.
УАЗ-469 был более чем гармоничен в этом отношении. Поскольку конструкция автомобиля соответствовала уровню образования ремонтников и их материально-технической базе. А система ДОСААФ готовила кадры военных водителей задолго до их поступления на службу. Но и тогда машины выходили из строя ввиду обстоятельств форс-мажора. Но ресурсы парка обладали обратимостью.
Силами водителей и ремонтных подразделений при наличии минимума инструмента ремонт любого агрегата или узла автомобиля можно было произвести прямо в поле. За это любили нашу технику за рубежом. Это не раз здорово выручало нас самих.
Теперь же глядя на современного правоприемника УАЗ-469 с турбодизелем и импортной коробкой передач я прихожу к выводу, что это хороший автомобиль по сравнению с аналогами. Очень хороший. Если особо отметить его стоимость. Но это — не армейский внедорожник. Поскольку он лишен главного в своей конструкции : концептуальной идеи подобного автомобиля.
Первая часть статьи — по ссылке. Вторая часть статьи — по ссылке. Третья часть статьи — по ссылке.
По материалам журнала УАЗИМУТ. № 1, 2011. Павел Тришкин.
Похожие Статьи :
auto.kombat.com.ua
uazmiks.ru