| Неисправность, внешнее проявление и причина | Способ устранения | Инструмент и принадлежности |
| засорен трубопровод подвода | Промыть или прочистить трубо- | Ключи гаечные 17x19,22x24 |
| топлива от бака к фильтру грубой | провод |
|
| очистки (топливо не поступает в |
|
|
| фильтр) |
|
|
3. | Стартер (на Бульдозере с ЭССП) | См. неисправности п. 8.8«Элек- |
|
| медленно вращает коленчатый | трооборудование» |
|
| вал дизеля или не работает |
|
|
|
|
|
|
| Дизель дымит |
|
|
1. | Черный выхлоп - неполное сго- |
|
|
| рание топлива, может сопровож- |
|
|
| даться подтеканием продуктов |
|
|
| неполного сгорания топлива в |
|
|
| соединении корпуса турбины |
|
|
| (проставки) с глушителем или их |
|
|
| выбросом в выхлопную трубу: |
|
|
- | дизель не прогрет (температура | Прогреть дизель до температуры |
|
| ОЖ ниже 65 °С) | охлаждающей жидкости от 65 до 85 °С |
|
- | дизель перегружен | Уменьшить нагрузку |
|
- | низкое давление наддувочного | Проверить герметичность соеди- | Ключ гаечный 12*14, ключ с |
| воздуха - менее 0,01МПа | нений и исправность деталей и | присоединительным квадратом |
| (0,1 кгс/см2) | узлов воздушной трассы от тур- | удлинитель 125 мм, головка |
|
| бокомпрессора до впускных окон | сменная 14 |
|
| головок. Устранить обнаружен- |
|
|
| ные неисправности. |
|
|
| Проверить исправность проклад- | Зубило, ломик специальный, |
|
| ки между выхлопным коллекто- | молоток, ключи гаечные12x14, |
|
| ром и корпусом турбины и при | 17x19, 22x24, отвертка, ем- |
|
| необходимости заменить. | кость, деревянный скребок |
|
| Длительной работой при полной |
|
|
| нагрузке выжечь смолистые от- |
|
|
| ложения в выпускной трассе. |
|
|
| Проверить засоренность ЭФ и |
|
|
| ФП воздухоочистителя. При пре- |
|
| | дельном засорении - очистить |
|
|
| или заменить ЭФ, ФП. |
|
|
| Проверить легкость вращения |
|
|
| ротора турбокомпрессора. При |
|
|
| тугом или затрудненном враще- |
|
|
| нии ротора снять турбокомпрес- |
|
|
| сор и заменить |
|
- | длительная работа дизеля без | Длительной работой при полной |
|
| нагрузки при температуре охлаж- | нагрузке выжечь смолистые от- |
|
| дающей жидкости ниже65 °С | ложения в выпускной трассе. |
|
|
| Проверить легкость вращения |
|
|
| ротора турбокомпрессора. |
|
|
| При тугом или затрудненном |
|
|
| вращении ротора снять турбо- |
|
|
| компрессор и заменить. |
|
|
| Обеспечить температуру охлаж- |
|
|
| |
|
|
| дизеля от 65 до 85 "С |
|
www.utz.su
_______________________________________________________________________________________
Центрирование дизеля Д-180
При установке дизеля Д-180 на раму трактора (бульдозера) Т-170 для его центрирования необходимо выполнить следующие операции.
Выдержать размер 31+2 между раздвинутыми до упора муфтой выключения 6 (рис. 16) и тормозком муфты 5.
Рис 16. Схема центрирования двигателя Д-180 бульдозера Т-170
Проверить положение оси коленчатого вала относительно оси верхнего вала коробки передач Т-170 (смещение осей не более 0,3 мм, перенос не более 0,7 мм).
При проверке пользоваться жестким приспособлением, которое следует закрепить на фланце верхнего вала КПП трактора Т-170 при отсоединенной муфте 5.
Выставить болтами размеры А и В в верхней точке маховика 1-1,5 мм, сделать метку и проворачивая маховик и фланец с приспособлением, замерить размеры А и В в последующих трех положениях через каждые 90°.
Разность замеров в четырех точках размера А допускается не более 0,6 мм, размера В - не более 0,7 мм. Регулировать прокладками, установленными под опоры дизеля Д-180.
Максимальная толщина набора прокладок под каждой опорой дизеля не более 18 мм. При толщине набора прокладок более 10 мм применять прокладки толщиной 10 им с приваркой прокладок к лонжеронам.
Проверять центрирование дизеля размер 31+2 мм необходимо также при замене КПП или муфты сцепления трактора Т-170.
Регулировка зазоров в механизме газораспределения двигателя Д-180 бульдозера Т-170
Регулировать зазоры на прогретом дизеле.
Перед регулированием подтянуть гайки крепления головок цилиндров (момент затяжки больших гаек 300-400 Нм (30-40 кг/см), малых 180-240 Км (18-24 кг/см), а также гайки крепления стоек валиков коромысел, момент 160-200 Нм (16-20 кг/см).
Проверка и регулирование зазоров производится в следующей последовательности:
Установить рычаг декомпрессора в нижнее положение (для дизеля с ЭССП - в положение по часовой стрелке (вправо) до упора) и провернуть коленчатый вал дизеля Д-180, установив по меткам на маховике поршень первого цилиндра в верхнюю мертвую точку, соответствующую концу такта сжатия.
Установить рычаг декомпрессора в исходное положение и щупом проверить зазор между бойком коромысла и торцом стержня клапан в первом, втором, третьем и шестом клапанах (нормальный зазор 0,25-033 мм).
При необходимости регулирования зазора, следует ослабить контргайку регулировочного винта на коромысле клапана (рис. 17) и отверткой установить регулировочный винт в такое положение, при котором щуп 0,3 мм будет плотно входить в зазор между бойком коромысла и торцом стержня клапана.
Затянуть контргайку и вновь проверить зазор.
Рис.17
Проверить зазор между коромыслом и наконечником штанги декомпрессора у первого и третьего клапана дизеля Д-180 бульдозера Т-170.
Зазор должен быть не менее 0,5 мм, а при включении декомпрессора ход клапана должен быть 0,7-2,5 мм.
Регулирование зазора производится вращением наконечника штанги при ослабленной контргайке.
После регулирования затянуть контргайку и вновь проверить зазор и ход клапана.
Ход клапана измеряется индикатором. При отсутствии индикатора следует, установив рычаг декомпрессора в нижнее положение (для дизеля с ЭССП - в положение по часовой стрелке (вправо) до упора, поднять ломиком короткое плечо коромысла до упора клапана в поршень.
В этом положении зазор между коромыслом и наконечником штанги декомпрессора двигателя Д-180 бульдозера Т-170 должен быть не менее 0,5 мм.
Провернуть коленчатый вал на один оборот и отрегулировать зазор между бойком коромысла и торцом стержня клапана а четвертом, пятом, седьмом и восьмом клапанах и зазор между коромыслом и наконечником штанги декомпрессора у пятого и седьмого.
Регулировка топливного насоса двигателя Д-180
Топливный насос Д-180, регулятор и форсунка представляют собой отрегулированные на заводе механизмы топливной аппаратуры, поэтому разбирать и регулировать их должны квалифицированные механики в специально оборудованных мастерских.
Проверка угла опережения подачи топлива. Отсоединить от насоса трубки высокого давления и навернуть моментоскоп на секцию первого цилиндра.
Снять среднюю панель и верхнюю крышку кожуха муфты сцепления Т-170 для наблюдения за делениями на наружной цилиндрической поверхности маховика и указателем на кожухе маховика муфты сцепления.
Установить рычаг декомпрессора в нижнем положении (для дизеля с ЭССП - в положение по часовой стрелке (вправо) до упора) и с помощью рукоятки для проворачивания коленчатого вала пускового двигателя прокрутить коленчатый вал дизеля Д-180 до полного удаления пузырьков воздуха из трубки моментоскопа (на тракторе с ЭССП для прокручивания коленчатого вала дизеля служит рукоятка, находящаяся в ЗИП).
Снятие с дизеля Д-180 топливного насоса с регулятором и их установка
Закрыть проходной кран топливного бака.
Отсоединить топливопроводы высокого давления от секций топливного насоса, трубку подвода топлива к топпивоподкачивающему насосу, трубки подвода и отвода топлива от фильтра тонкой очистки топлива и топливопровода от топливоподкачивающего насоса, тягу рычага управления подачей топлива.
Закрыть отверстия у отсоединенных трубок и штуцеров предохранительными пробками.
Отвернуть болты крепления корпуса регулятора к болту дизеля и к кожуху шестерен распределения.
Подвесить топливный насос подъемником.
Потянуть на себя насос, снять корпус регулятора с установочных штифтов, передвинуть насос влево и снять его с дизеля.
Для правильной установки топливного насоса двигателя Д-180 снять крышку смотрового люка на кожухе распределительных шестерен. Проворачивать коленчатый вал дизеля до появления в люке кожуха зуба с меткой «С» малой шестерни распределительного вала.
Поставить шестерню привода валика регулятора так, чтобы впадина зуба с меткой «С» совпала при установке насоса с зубом с меткой «С» малой шестерни распределительного вала. Остальные операции сборки имеют обратный порядок.
Регулировка форсунок дизеля Д-180 бульдозера Т-170
Форсунки Д-180 подлежат проверке на давление начала впрыскивания и качество распыла топлива.
Для этого форсунку снять с дизеля Д-180, очистить от грязи и установить на специальном стенде.
У правильно отрегулированной форсунки двигателя Д-180 бульдозера Т-170 давление начала впрыскивания топлива должно быть: 21 МПа (21 кгс/см2). Если через проверяемую форсунку топливо подается раньше (позже) необходимо отрегулировать ее, отвернуть колпачок, ослабить контргайку регулировочного винта и, вращая его специальной отверткой, отрегулировать затяжку пружины.
При завинчивании регулировочного винта давление начала впрыскивания увеличивается, а при отвинчивании - уменьшается. Закончив регулирование, затянуть контргайку и установить колпачок.
Качество распыла топлива следует проверять при частоте 60-80 впрыскиваний в минуту.
Начало и конец впрыска должны быть четкими, топливо должно подаваться из всех пяти отверстий мелкораспыленное до туманообразного состояния.
Если топливо выходит из промытой и очищенной от нагара форсунки в виде струи, или в массе туманообразного топлива наблюдаются сгущения, подтекания, образование капель на носке распылителя, то форсунка к работе не пригодна и должна быть заменена.
Допускается производить проверку и регулировку форсунок Д-180 по эталонной форсунке.
Для этого через тройник подсоединить к секции топливного насоса проверяемую и эталонную форсунки. (При этом остальные форсунки Д-180 должны быть отсоединены от секций насоса).
Установить рычаг управления подачей топлива в положение максимальной подачи и, прокручивая коленчатый вал дизеля пусковым двигателем, прокачать топливо через форсунку (на тракторе с ЭССП коленчатый вал прокручивая рукояткой из ЗИП).
Правильно отрегулированная форсунка должна впрыскивать топливо одновременно с эталонной.
Регулировка приводов управления двигателем Д-180
Привод рычага управления подачей топлива Д-180
- отсоединить тягу от рычага
- установить рычаг управления подачей топлива в положение «Вверх до упора», а рычаг назад до упора;
- отрегулировать длину тяги до совмещения отверстий в вилке тяги и рычаге и затем, укоротив тягу на (5±2 мм), подсоединить ее к рычагу.
Проверить фиксацию рычага управления подачей топлива Д-180 в положении максимальной частоты вращения (положение рычага «Верх до упора»).
При нажатии на педаль до упора рычаг не должен перемещаться.
При необходимости отрегулировать тормозок акселератора винтом, вворачивая его до минимального усилия, достаточного для удержания рычага.
Регулировка привода педали управления подачей топлива дизеля Д-180:
- отсоединить пружину от зацепа и тягу от рычага;
- передвинуть тягу вперед и установить наружный рычаг регулятора топливного насоса в положение минимальной частоты вращения;
- установить педаль вниз до упора;
- при установленных положениях рычага регулятора и педали подсоединить тягу. Если при этом размер от пола до крайней точки педали меньше 170 мм регулировку повторить, подсоединив тягу к отверстию. Подсоединить пружину.
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
specautotex.ru
Дизельные двигатели типа Д-180 предназначены для установки на тракторы, экскаваторы, подъемные краны, дизельные генераторные установки и другие машины. Многолетний опыт эксплуатации, современные технические решения и передовая технология изготовления обеспечили высокую надежность работы экономичных и долговечных дизелей ЧТЗ, приспособленных для работы в самых тяжелых условиях в различных климатических районах от -40°С до +40° С. Дизель Д-180 многотопливный. Он может работать как на дизельном топливе, так и на керосине или газовом конденсате.
Тип двигателя | четырехтактный с турбонаддувом, 4-цилиндровый рядный |
Диаметр цилиндра, мм | 150,0 |
Ход поршня, мм | 205,0 |
Рабочий объем, л | 14,48 |
Запас по крутящему моменту, % | 25 |
Удельный расход топлива, г/кВт*ч (г/л.с.*ч) | 218 (160) |
Пуск дизеля | от электростартера или пускового двигателя |
Масса с электростартерным пуском, кг | 1890 |
Масса с пусковым двигателем, кг | 2095 |
Габариты, мм: | |
- длина | 1730 |
- ширина | 1190 |
- высота | 1730 |
Двухступенчатый воздухоочиститель: | |
- первая ступень | мультициклон с автоматическим удалением пыли; |
- вторая ступень | бумажные фильтрующие элементы. |
Система охлаждения | жидкостная |
Система смазки | комбинированная с полнопоточным фильтром со сменными бумажными элементами |
Ресурс до первого капитального ремонта двигателя Д 180 - 10 000 моточасов. Двигатели серийно выпускаются мощностью от 103 кВт (140 л.с.) до 132 кВт (180 л.с.) в различных комплектациях, учитывающих особенности машины, на которую устанавливается двигатель.
Д 180.100-6 | 132 (180) | 1250 | Электростартер |
Д 180.101-6 | 132 (180) | 1250 | Пусковой агрегат |
Д 180.120-6 | 103 (140) | 1070 | Электростартер |
Д 180.121-6 | 103 (140) | 1070 | Пусковой агрегат |
По желанию потребителя могут быть изготовлены дизели любой мощности от 80 л.с. до 210 л.с. с турбокомпрессорами ТКР 8,5С и ТКР 11Н3 производства ООО "ЧТЗ-Уралтрак" или К-27 производства Чехии. Дизели мощностью от 80 л.с. до 120 л.с. могут поставляться без турбокомпрессора.
На всех этих моделях устанавливается генератор и датчики приборов, прикладываются: акселератор, комплект ЗИП, а для дизелей с электростартером - розетка внешнего запуска. Дополнительно к «штатной» комплектации по желанию потребителя на двигателе могут быть установлены:
С дизелем по желанию потребителя может быть поставлен комплект радиаторов.
Для дизельных генераторных установок мощностью до 100 кВт предназначены дизели Д 180.000-5 (с электростартером) и Д 180.001-5 (с пусковым агрегатом). Они оборудованы редуктором, обеспечивающим частоту вращения генератора 1500 об/мин, и специальным регулятором топливного насоса.
Дизель Д-180 может быть использован в составе установки для перекачки жидкости. Например, в комплекте с насосом типа 1Д500 может обеспечить подачу жидкости до 400м3/ч с напором 40м.
Д 180.000-4 | 132 (180) | 1250 | Электростартер | Для трактора с гидромеханической трансмиссией |
Д 180.001-4 | 132 (180) | 1250 | Пусковой двигатель | |
Д 180.100-4 | 132 (180) | 1250 | Электростартер | Для трактора с механической трансмиссией |
Д 180.120-4 | 103 (140) | 1070 | ||
Д 180.101-4 | 132 (180) | 1250 | Пусковой двигатель | |
Д 180.121-4 | 103 (140) | 1070 |
Введены усовершенствования в двигатель Д-180:
k-x-n.ru