ДВС РОТОРНЫЙ EMDRIVE РАСКОКСОВКА HONDAВИДЫ

мощность реактивного двигателя. Мощность реактивного двигателя


Коэффициент полезного действия реактивного двигателя

Коэффициент полезного действия реактивного двигателя

безразмерная величина, характеризующая степени совершенства реактивного двигателя как тепловой машины и реактивного движителя. Различают полный, эффективный и полётный (тяговый) К. п. д. р. д. Полный коэффициент полезного действия (η)0, выражается отношением полезной тяговой мощности двигателя к затраченной в единицу времени термохимической и кинетической энергии топлива, находящегося на борту летательного аппарата. Пренебрегая нагревом топлива в баках и системах вне двигателя, получим (η)0 = PV/(Gт(Hu + V2/2), где Р — реактивная тяга двигателя, V — скорость полёта, Gт — расход топлива (горючего и окислителя в ракетных двигателях) во всех камерах сгорания двигателя в единицу времени, Hu — теплота сгорания 1 кг топлива (в воздушно-реактивном двигателе) или 1 кг смеси горючего и окислителя (в ракетном двигателе). Полный коэффициент полезного действия равен произведению эффективного и полётного коэффициент полезного действия ((η)э и (η)п), характеризующих соответственно термогазодинамическое совершенство двигателя и его совершенство как движителя: (η)0 = (η)э(η)п. У воздушно-реактивного двигателя эффективный коэффициент полезного действия определяется отношением создаваемой двигателем располагаемой работы (в виде разности кинетической энергий вытекающих из сопел газов и набегающего потока воздуха) к затраченной энергии топлива. У воздушно-реактивного двигателя простейших одноконтурных схем (турбореактивный двигатель, прямоточный воздушно-реактивный двигатель) этот коэффициент полезного действия близок к термическому коэффициенту полезного действия термодинамического цикла и сохраняет характер его зависимости от основных параметров цикла. У турбореактивного двухконтурного двигателя (η)э несколько снижается из-за потерь при обмене энергий между контурами, однако полный коэффициент полезного действия турбореактивного двухконтурного двигателя на малых скоростях растёт в связи с ростом полётного коэффициента полезного действия. У двигателей с форсажными камерами сгорания при малых V значение (η)э уменьшается вследствие того, что подвод топлива в форсажные камеры осуществляется при более низком давлении воздуха однако при высоких сверхзвуковых скоростях полёта (η)э значительно увеличивается из-за существенного повышения давления в двигателе вследствие динамического сжатия воздуха. Полётный коэффициент полезного действия определяется отношением полезной тяговой мощности двигателя к создаваемой им располагаемой мощности. Этот коэффициент полезного действия определяется приближённой формулой Б. С. Стечкина для двигателей с единым реактивным соплом: (η)п = 2(V)/1 + (V)), где (V) = V/ωc — отношение скоростей полёта и истечения газов из реактивного сопла (реально (V) У ракетных двигателей (η)э определяется как отношение располагаемой работы (в виде суммы кинетической энергий вытекающих из сопла газов и топлива на борту летящего летательного аппарата) к полной энергии топлива, то есть (η)э = (ω2с + V2)/2(Hu + V2/2). Полётный коэффициент полезного действия ракетного двигателя выражается формулой (η)п = 2(V)/(1 + (V)2). У турбовинтовых двигателей (η)э определяется отношением эквивалентной мощности Ne к затраченной энергии топлива: (η)э = Ne/(GтHu). Полётный коэффициент полезного действия турбовинтовых двигателей выражается сложной формулой, его значение близко к значению коэффициента полезного действия винта (η)в = PвV/Nв, где Рв, Nв — тяга винта и мощность на его валу. Воздушно-реактивные двигатели к концу 80-х гг. достигли высокого термогазодинамического совершенства. Дозвуковые турбореактивные двухконтурные двигатели при высокой степени повышения давления а цикле (до 30 только в компрессорах и до 50 с учётом динамического сжатия в полёте при Маха числе полёта М(∞) = 0,8—0,85) имеют (η)э = 0,42—0,43, что превышает коэффициенты полезного действия, достигаемые в других транспортных тепловых машинах с простым рабочим циклом. Значение (η)э у современных турбореактивных двигателей с форсажной камерой и турбореактивных двухконтурных двигателей с форсажной камерой при высоких скоростях полёта (М(∞) = 2—3) равно 0,4—0,5. Такие значения эффективного коэффициентa полезного действия при высоких полётных коэффициентов полезного действия обеспечивают современным воздушно-реактивным двигателям высокие значения полного коэффициента полезного действия , который имеет тенденцию к росту при увеличении скорости полёта летательного аппарата (при V = 0 всегда (η)0 = 0).

Поделитесь на страничке

slovar.wikireading.ru

мощность реактивного двигателя - это... Что такое мощность реактивного двигателя?

 мощность реактивного двигателя

jet power

Англо-русский словарь технических терминов. 2005.

Смотреть что такое "мощность реактивного двигателя" в других словарях:

dic.academic.ru

мощность реактивного двигателя - это... Что такое мощность реактивного двигателя?

 мощность реактивного двигателя jet power

Большой англо-русский и русско-английский словарь. 2001.

Смотреть что такое "мощность реактивного двигателя" в других словарях:

dic.academic.ru

мощность реактивного двигателя - это... Что такое мощность реактивного двигателя?

 мощность реактивного двигателя n

eng. Raketenleistung

Универсальный русско-немецкий словарь. Академик.ру. 2011.

Смотреть что такое "мощность реактивного двигателя" в других словарях:

universal_ru_de.academic.ru

мощность реактивного двигателя - это... Что такое мощность реактивного двигателя?

 мощность реактивного двигателя

Универсальный русско-английский словарь. Академик.ру. 2011.

Смотреть что такое "мощность реактивного двигателя" в других словарях:

universal_ru_en.academic.ru

РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ - ЧТО ТАКОЕ? КТО ТАКОЙ?

Встань на лёд на коньках, возьми в руки пару кирпичей и брось их назад, сначала один, потом другой — ты поедешь вперёд, как бы оттолкнувшись от кирпичей. Чем сильнее и дальше бросишь их, чем тяжелее они будут, тем дальше поедешь.

Так же действует и реактивный двигатель. Но он отбрасывает назад не кирпичи, а горячие газы и пары сгоревшего топлива — керосина и толкает самолёт вперёд.

Принцип реактивного двигателяДвигатель засасывает через входное отверстие — сопло — воздух. В камере сгорания этот воздух поддерживает горение керосина и сам разогревается до температуры больше тысячи градусов. Ревущим потоком вырывается раскалённый воздух из двигателя, и самолёт начинает двигаться.

Чтобы самолёт-истребитель мог лететь со скоростью 1000 км в час, его мотор должен развивать мощность в 13 000 ЛОШАДИНЫХ СИЛ. Старый мотор, стоявший раньше на самолётах, весил бы при такой мощности почти шесть тонн, а на самолёте для него просто не нашлось бы места. Реактивный двигатель такой же мощности весит втрое-вчетверо меньше. Вот почему самолёты достигли больших скоростей, когда построили реактивные двигатели.

Кроме того, поршневой МОТОР на большой высоте работает плохо. Так что и большая высота полёта самолётов тоже результат «труда» реактивных двигателей.

Но обычный реактивный двигатель хорош, если он стоит на очень быстрой машине. На умеренных скоростях он слишком много «пьёт» горючего, и летать с таким двигателем становится невыгодно. Вот и придумали для этих случаев турбовинтовые двигатели: заставили горячий воздух вертеть турбину, а на вал турбины надели пропеллер — воздушный винт. И сразу же двигатель стал выгодным, и самолёт с таким двигателем может летать далеко. Скажем, ТУ-114 летит с такими двигателями пятнадцать тысяч километров без посадки — из Москвы на Кубу!

 

www.what-who.com

РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

МОТОР

Казалось бы, в лице бензинового мотора авиация полу-

Чила могучее и надёжное «сердце», которое в состоя­нии обеспечить большие скорости самолётов.

Однако действительность говорит иное.

На очень больших скоростях, порядка 800—900 кило­метров в час, которые уже достигнуты современными

Самолётами, воздушный винт — движущий орган маши­ны — перестаёт надёжно тянуть самолёт. Какую бы боль­шую мощность мы ни подводили от мотора к винту, он на больших скоростях всё равно не потянет самолёт быстрее. Воздушный винт и обычный поршневой бензиновый мотор не в состоянии обеспечить самолёту очень больших скоростей.

На помощь авиации приходит совершенно новый дви­гатель — реактивный.

У нас, в России, были впервые разработаны основные типы реактивных двигателей и произведены теоретиче­ские исследования их работы и полёта в пределах и за пределами атмосферы.

Впервые наиболее чётко о возможности применения реактивного двигателя в авиации сказал в 1881 году в своём завещании приговорённый к смертной казни за изготовление бомбы, убившей Александра II, революцио­нер-народник Николай Иванович Кибальчич.

Заключённый в каземат Петропавловской крепости, за несколько дней до своей смерти Кибальчич составил «Проект воздухоплавательного прибора»—первый проект реактивного летательного аппарата. «Находясь в заклю­чении,— писал он,— за несколько дней до своей смерти, я пишу этот проект. Я верю в осуществимость моей идеи, и Эта вера поддерживает меня в моём ужасном положении».

Не желая унести в могилу тайну своего замечательного изобретения, революционер просил устроить ему перед смертью свидание с кем-либо из учёных, чтобы передать свой проект потомкам. В свидании Кибальчичу отказали.

После Великой Октябрьской революции этот замеча­тельный проект ракетоплана, который мог перемещаться в воздухе и в безвоздушном пространстве, был найден среди особо секретных дел царской охранки.

Но ещё до того, как был извлечён из архивов охранки проект Кибальчича, с идеей реактивного полёта выступил великий русский учёный Константин Эдуардович Циол­ковский.

В 1903 году в журнале «Научное обозрение» появи­лась его статья «Исследование мировых пространств ре­активными приборами». В этой работе Циолковский по­шёл значительно дальше Кибальчича; он дал не только строго научное обоснование возможности использованияреактивного двигателя для полётов, но и разработал первые конструкции ракетопланов.

Непрерывно совершенствуя свои изыскания, углубляя их, великий «фантаст и мечтатель», к<ак его называли в те дни, занимался вполне реальным делом.

Увлечённый мыслью о межпланетных полётах, Циол­ковский сорок пять лет назад создал проект жидко­стного реактивного двигателя, который по принципу своему явился предшественником современных жидко­стных реактивных двигателей самолётов и реактивных снарядов.

Великий русский учёный К. Э. Циолковский (родился в 1857 г., умер в 1935 г.).

подпись: великий русский учёный к. э. циолковский (родился в 1857 г., умер в 1935 г.).РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬВ те годы, когда воздухоплавание только ещё утверж­далось, Циолковский уже говорил: «За эрой аэропланов винтовых должна следовать эра аэропланов реактивных или аэропланов стра­тосферы».

Что же представ­ляет собой реактив­ный двигатель? Как он работает?

С давних пор пе­редвижение по зем­ле в нашем сознании

Прочно связано с вращающимся коле­сом. Вращение — ос­нова современной техники. И когда мы говорим о двигате­ле — будь то паро­вой, внутреннего сго­рания или электри­ческий,— мы знаем, что его работа за­ключается во враще­нии; мотор вращает колёса автомашины, винт корабля, винт самолёта, кото­рые сообщают в конечном итоге поступательное движение тому или иному виду транспорта.

Реактивный двигатель не имеет ни колёс, ни винтов; он создаёт тягу, как бы отталкиваясь от газов, которые в нём самом образуются.

Основное преимущество реактивной техники — про­стота. Взгляните на современный бензиновый авиамотор в разрезе. Какое обилие механизмов, колёс, поршней и многих других частей упрятано в этот двигатель. Реактив­ный же двигатель очень прост. Имея ту же мощность, реактивный двигатель в три-четыре раза легче поршне­вого авиамотора. Кроме того, он имеет малый размер, а это позволяет придать самолёту обтекаемую форму, необходимую для уменьшения сопротивления воздуха в

РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Рис. 22. При выстреле пушка откатывается назад реактивной силой.

Полёте. По управлению своему и по обслуживанию новый тип двигателя также проще обычных авиамоторов.

Как же работает такой двигатель?

В начале книги мы приводили сравнение между пушкой и двигателем внутреннего сгорания. Посмотрим внимательно ещё раз, как стреляет пушка. Мы поджигаем порох. Он взрывается. Снаряд вылетает из ствола-ци­линдра под давлением газов. Но в это же мгновение сама пушка под давлением тех же газов откатывается в проти­воположную сторону (рис. 22). Почему это происходит? Газы, образующиеся при выстреле в стволе пушки, да­вят во все стороны одинаково. При этом давление газов о днище ствола пушки не уравновешивается противопо­ложным давлением со стороны ядра, так как ядро выле­тело и никакой жёсткой стенки для газов уже нет. Это давление газов о днище ствола и откатывает пушку назад. Если из пушки продолжать стрелять непрерывно и не закреплять её, она будет непрерывно катиться под дей­ствием силы отдачи или, как её называют, реактивной силы в сторону, обратную направлению выстрела. На этом и основана работа реактивного двигателя. Для по­лучения реактивной тяги в таком двигателе необходимо, чтобы из него вытекала непрерывная струя газов в сто­рону, противоположную движению самого двигателя.

Тяга реактивного мотора тем больше, чем больше га­зов выходит из двигателя и чем больше скорость их исте­чения.

Но как заставить выходить из двигателя постоянный мощный поток газов?

Каждый, наверное, видел обыкновенную паяльную лампу. В горелку этой лампы поступают бензиновые пары. Они смешиваются с воздухом и сгорают. Голубой язык пламени с рёвом вырывается из горелки, вытягиваясь далеко вперёд. Кажется, что вся лампа содрогается от раскалённого потока вылетающих газов.

Паяльная лампа и напоминает современный реактив­ный двигатель. Поток значительной массы газов может быть получен за счёт сгорания большой массы топлива. В технике для этой цели могут служить керосин, бензин, бензол, спирт и т. д. Чем больше тепла они дают при сгорании, тем больше скорость истечения образующихся газов и тем сильнее тяга двигателя.

Для горения необходим кислород. Он применяется либо в виде окислителей, например азотной кислоты, пере­киси водорода, либо в чистом виде: в виде жидкого кисло­рода или кислорода из воздуха.

В зависимости от того, в каком виде используется в двигателе кислород, они разделяются на жидкостные и воздушные.

Жидкостный реактивный двигатель (или кратко ЖРД) прост по конструкции и не отличается от двигателя, предложенного и разработанного Циолков­ским (рис. 23). Он состоит из камеры сгорания, в которую из специальных баков вводятся горючее и окислитель. Так как в камере сгорания развивается давление до 20 атмосфер, горючее накачивается в камеру насосами.

Современный ЖРД при сжигании одного килограмма топлива в секунду даёт толкающее усилие, равное при­мерно 200 килограммам.

Ввиду большого расхода горючего действие этого дви­гателя на самолётах пока ещё непродолжительно, практи­чески не превышает 10—15 минут. Зато мощность ЖРД не ограничена и не зависит от высоты полёта самолёта, а лишь от того, сколько топлива сгорает в данный момент.

ЖРД применяется в авиации как двигатель для раз­гона тяжело нагружённых самолётов при взлёте, а также в скоростных истребителях-перехватчиках и ракетных снарядах.

ЖРД — это пока единственный двигатель, который может практически работать в безвоздушном простран-

НапраВление .... дВиз/сения-

РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Рис. 23. Схема жидкостного реактивного двигателя (ЖРД).

Стве. Лишь упомянутый недостаток его — большой расход топлива — задерживает широкое использование этого двигателя в авиации.

Как же увеличить продолжительность работы реактив­ного двигателя?

Попробуем отказаться возить с собой окислитель в виде жидкого кислорода, азотной кислоты и т. д., а б уд ей забирать его прямо из воздуха. Самолёты с воздуш­но-реактивными двигателями (ВРД) берут с собой только горючее, кислород же засасывается с воз­духом. Воздушно-реактивные двигатели для обычных скоростей современных самолётов экономичнее жидкост­ных примерно в 10 раз.

В настоящее время существует несколько систем ВРД.

Посмотрим, как работает пульсирующий воздушно - реактивный двигатель (ПуВРД). Он представляет собой цилиндрическую трубу с установленными внутри неё клапанными решётками и форсунками (рис. 24). Через переднее отверстие в двигателе сквозь открытые решётки клапанов воздух попадает в камеру сгорания. В это же мгновение туда с помощью форсунок впрыскивается горючее и поджигается. Клапанные решётки сами захло­пываются от внутреннего давления газов. Теперь двига-

> Напрадлгние ддиокения

РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Форсунки

Рис. 24. Схема пульсирующего воздушно - реактивного двигателя (ПуВРД).

Тель напоминает ствол пушки, закрытый с одного конца. Газы вырываются из заднего отверстия, как из ствола, создавая реактивную тягу. В следующий момент новая

РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

.. ^ л

Форсунки

Рис. 25. Схема прямоточного воздушно - реактивного двигателя (ПВРД).

Порция воздуха врывается сквозь клапанные решётки, снова впрыскивается горючее и опять происходит взрыв.

Двигатель работает отдельными толчками, создавая тягу самолёту.

Но можно построить ВРД и без решёток — это так называемый прямоточный воздушно-реактив - ный двигатель (ПВРД). Он имеет цилиндрический корпус (рис. 25). Переднее отверстие в корпусе несколько меньше заднего, откуда выходят реактивные газы. При большой скорости самолёта сквозь переднее отверстиеврывается воздух, который служит окислителем для горю­чего, поступающего из форсунки. Газы, образующиеся от сгорания горючего в сильной воздушной струе, проходящей через двигатель, нагревают этот воздух, и он от этого стремится расшириться и с огромной си­лой вырывается через заднее отверстие двигателя. По­этому грубо можно сказать, что тяга этого двигателя получается как бы только за счёт «разгона воздуха», который входит в двигатель и покидает его в сильно разогретом состоянии.

Камера сгорания

Направление дбаэкения

Рис. 26. Схема турбокомпрессорного воздушно-реактивного двигателя (ТКВРД).

РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Газовая

Воздушный I У 'тдрбана.

Компрессор л-гч

подпись: газовая
воздушный i у 'тдрбана.
компрессор л-гч

Форсунка

Однако при всей своей простоте прямоточный двига­тель будет выгоден только на очень больших скоростях самолёта (2—3 тысячи километров в час), когда воздух будет врываться в переднее отверстие двигателя с огром­ным давлением.

Эти скорости пока ещё не достигнуты самолётом.

Л нельзя ли искусственно увеличить давление входя­щего в двигатель воздуха? Можно.

Техника реактивных самолётов остановилась в настоя­щее время на так называемом турбокомпрессор - ном воздушн о-р еактивном двигателе (ТКВРД). Это сейчас основной двигатель в реактивной авиации (рис. 26). В нём нагнетание воздуха в двигатель производит компрессор — воздушный насос. Вращается

Компрессор от газовой турбины, которая установлена в струе реактивных газов и действие которой мы уже разобрали. ТКВРД может развить достаточную тя­гу при взлёте самолёта, а также на малых скоростях полёта.

Для того чтобы уяснить себе работу наиболее распро­странённого турбокомпрессорного реактивного двигателя, рассмотрим подробнее процессы, которые в нём проте­кают, и попытаемся сравнить их с уже известными нам четырьмя тактами двигателя внутреннего сгорания.

В ТКВРД можно проследить следующие четыре про­цесса: всасывание атмосферного воздуха, сжатие его тур­бокомпрессором, впрыскивание горючего, горение и, на­конец, реактивный выхлоп.

Сравнивая этот двигатель с обычным четырёхтактным двигателем внутреннего сгорания, мы найдём много об­щего. В каждом цилиндре поршневого двигателя по оче­реди повторяются такты: всасывание, сжатие, горение и выхлоп.

В турбокомпрессорном реактивном двигателе также происходит некоторое подобие этих процессов. Однако это осуществляется одновременно и непрерывно, но в раз­ных зонах двигателя.

Таким образом, если четыре такта в цилиндре поршне­вого двигателя чередуются во времени, то в реактив­ном двигателе четыре такта как бы чередуются в про­странстве— по отдельным зонам двигателя. Правда, и роль этих процессов здесь несколько отлична.

Сложность турбокомпрессорного двигателя в сравне­нии с другими реактивными двигателями окупается его совершенными качествами: двигатель даёт большую тягу и хорошо работает на всех скоростях самолёта. Изменяя подачу горючего, можно управлять мощностью этого двигателя.

Каждый из рассмотренных нами типов реактивных двигателей находит, или найдёт в ближайшем будущем, своё применение в авиации: ТКВРД — уже применяется для скоростей, достигающих скорость звука (1 200 км в час), ПВРД — для скоростей в 2—3 раза выше скорости звука и ЖРД — для полёта к стратосфере.

И сейчас, когда первые эскадрильи реактивных само­лётов (рис. 27) уже летают в воздушном океане, когда на

49

Сверхвысоких скоростях полёта поршневой мотор уже уступил своё место реактивному двигателю, хочется ещё раз вспомнить слова Циолковского, сказанные в 1933 году:

«Сорок лет я работал над реактивными двигателями и думал, что прогулка на Марс начнётся лишь через много сотен лет. Но сроки меняются. Я верю, что многие из вас будут свидетелями заатмосферного путешествия».

Набина ;

РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Рис. 27. Самолёт с воздушно-реактивным двигателем.

Только Советская власть дала учёному веру в реаль­ность своих идей, дала ему веру в силы человече­ского творчества. Только Советская власть по-настоя­щему оценила всю глубину и значимость его трудов и стремлений.

Циолковский видел ту силу, которая способна двигать вперёд развитие человечества. В своём письме товарищу Сталину он писал в 1935 году, в год своей смерти:

«Всю свою жизнь я мечтал своими трудами хоть не­много продвинуть человечество вперёд. До революции моя мечта не могла осуществиться. Лишь Октябрь принёс признание трудам самоучки: лишь Советская

Власть и партия Ленина — Сталина оказали мне дей­ственную помощь. Я почувствовал любовь народных масс, и это давало мне силы продолжать работу уже будучи больным...

Все свои труды по авиации, ракетоплаванию и меж­планетным сообщениям передаю партии большевиков и

Советской власти — подлинным руководителям прогресса человеческой культуры. Уверен, что они успешно закончат эти труды».

И если раньше казённая царская наука, окружив не­проходимой стеной молчания дерзновенные проекты ве­ликого учёного, пыталась представить его «калужским чудаком и мечтателем», то освобождённый русский народ понял и воспринял замыслы Циолковского. Знаменитым деятелем науки назвал Циолковского товарищ Сталин.

Наступил день, когда реактивные самолёты поднялись в небо.

И недалеко время, когда первые космические корабли, оснащённые реактивными двигателями, устремятся за пределы земной атмосферы на исследование мировых пространств.

Оы познакомились с различными двигателями внутрен - него сгорания, объединёнными одной общей чертой: в них сжигание топлива происходит в самом двигателе. Подведём заключительные итоги. Наша Родина имеет бесспорное первенство в …

В памяти каждого из нас всё ещё живы неостывшие воспоминания о победоносной Великой Отечествен­ной войне. Эта война по

msd.com.ua


Смотрите также