Легендарный самолет Ан-124, более известный как «Руслан» является самым грузоподъемным в мире серийный грузовой самолет. На время создания, был также самым большим (по габаритам) самолетом в мире. Установив порядка 30 рекордов, его технические характеристики впечатляют по сей день.
К середине 70-х годов ХХ века, ракетная гонка вооружений между США и СССР приобрела характер фехтовального поединка. Каждая из сторон, испытав новую мощную и дальнобойную ракету, стремилась нанести укол как можно больнее, и в самое незащищенное место противника.
Таким незащищенным местом в сфере советского ракетостроения был вопрос транспортировки на дальние расстояния нестандартных по габаритам частей шахтных и передвижных межконтинентальных ракет. Эксплуатировавшийся в армии парк тяжелых широкофюзеляжных самолетов не отвечал совершенно новым тактико-техническим требованиям. Необходимо было не реконструировать старые самолеты, а проектировать и строить совершенно новые образцы, способные в разы увеличить тоннаж и габариты перевозимых грузов.
Таким образцом стал проект транспортного самолета, разработанный в КБ имени Антонова — Ан-124 (или Condor по классификации НАТО). Первые летные испытания транспортника прошли на аэродроме в Гостомеле под Киевом в конце декабря 1982 года.
Всего, Киевским авиационным заводом за 20 лет было произведено 55 самолетов и один испытательный прототип.
Конструкторским бюро им. О.К.Антонова спроектированы несколько модификаций базового самолета:
Смотрите видео самого большого транспортного самолета Ан-124:
Первые же испытательные полеты показали, что в антоновском КБ спроектировали и построили уникальный самолет, превзойти который по десяткам технических параметров ни один зарубежный тяжелый самолет не смог и поныне.
В подтверждение этому – сотни авиационных мировых рекордов, поставленных «Русланом» на самых популярных зарубежных авиационных шоу и в дни тяжелой повседневной работы.
Основная модификация самолета спроектирована по следующему техническому заданию:
Летные характеристики самолета:
Шасси самолета по конструкции является многоопорным, состоит из 24 колес. Ан-124 – единственный в мире тяжелый транспортный самолет, способный производить взлет и посадку с грунтовых аэродромов.
Самолет спроектирован для работы с экстремальными грузами.
Снаряженный Ан-124 весит 178,4 т. Предельная масса топлива в баках, расположенных в крыльях – 212,35 кг. В грузовой кабине длиной 36,5 м, шириной 6,4 м и высотой 4,4 м и полным объемом 1050 кубических метров «Руслан» может транспортировать по воздуху максимальную нагрузку в 120 тонн. Два одинаковых грузовых люка – задний и передний, имеют длину 6,4 м, высоту – 4,4 м.
Взлетная масса полностью загруженного и заправленного самолета огромна – 392 тонны. Превысил массогабаритные параметры «Руслана» только один самолет – спроектированный на его основе Ан-225 «Мрия».
Ан-225 «Мрия» — 2-хкилевой транспортный самолет, спроектированный на основе «Руслана», но по ряду технических характеристик существенно его превосходящий.
У «Мрии» больше, чем у «Руслана»:
При сравнимых характеристиках силовой установки, оснащенной одинаковыми двигателями Д-18Т, транспортно-эксплуатационные параметры Ан-225 значительно превосходят аналогичные показатели Ан-124.
«Мрия» создавалась как основной транспортировочный элемент советского космического челнока «Буран».
Ан-124 (Руслан)
Ан-225 (Мрия)
За годы эксплуатации «Руслан» более 30 раз вписал свое имя в Книгу мировых авиационных рекордов:
Десятки выполненных «Русланами» коммерческих заказов не стали рекордами, но поражают воображение разнообразием и массогабаритными характеристиками перевезенных грузов.
В чреве исполина совершали рейсы карьерные самосвалы и гидротурбины, гигантские египетские древности и боевые истребители.
«Русланам» приходилось перевозить такие эксклюзивные грузы, как золото и валюта, концертное оборудование легендарной рок-группы Pink Floyd и зенитные ракетные системы.
За все время эксплуатации самолетов Ан-124 в результате летных происшествий было потеряно 4 самолета.
Одной из самых тяжелых стало падение военного борта в небе над Иркутском. Бортовой номер RA-82005 впервые поднялся в воздух в октябре 1985 года. Общий налет борта по состоянию на конец 1997 года составлял 1034 часа, или 576 циклов «взлет — посадка».
6 декабря 1997 года произошло одно из самых тяжелых летных происшествий в истории военнотранспортной авиации. Борт RA-82005 следовал из Москвы на вьетнамский военный аэродром Камрань с посадками в Иркутске и Владивостоке. На борту находились 40 тонн груза — собранные на Иркутском авиационном заводе два истребителя СУ-27УБТ, 15 пассажиров и 8 членов экипажа.
В 14 часов 42 минуты самолет поднялся в небо с аэродрома Иркутска.
Дальнейшая хронология событий была восстановлена специалистами комиссии по расследованию причин катастрофы со скрупулезной точностью:
Рост угловой скорости и угла атаки не превышал допустимых значений, но вследствие резкой потери тяги после остановки трех из четырех двигателей, Ан-124 начал крен влево и резкое снижение с одновременной потерей линейной скорости.
Стабилизировать и удержать самолет в полете, имея один рабочий двигатель, экипажу не удалось.
Гигантский самолет упал на расстоянии 1,6 км от аэродрома Иркутск-2 на городской микрорайон Авиастроитель. Основной удар пришелся на дом №45 по ул. Гражданская. Киль самолета уперся в стену дома №120 по ул.Мира, а другие крупные обломки – в здание детского дома.
Общее количество погибших в авиакатастрофе — 72 человека:
70 семей лишились жилья. В ликвидации последствий катастрофы принимали участие сотни военных и гражданских специалистов, техника спасательного центра МЧС России.
Расследование, проведенное государственной комиссией, назвало официальной причиной катастрофы самолета отказ 3-х из 4-х двигателей силовой установки.
Ситуация была осложнена тем, что бортовые регистраторы переговоров экипажа и технических параметров самолета очень сильно пострадали при пожаре. В частном порядке после завершения официального расследования, появлялись интервью, в которых военные и гражданские эксперты и специалисты высказывали различные точки зрения по поводу причин отказа двигателей «Руслана» после взлета.
Приводимые ниже факты являются неофициальными и не могут использоваться в качестве выводов о степени виновности производителя, экипажа либо технического персонала:
В 1999 году на месте падения «Руслана» в Иркутске была освящена церковь Рождества Христова, возведенная в память о жертвах ужасной катастрофы.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Похожие статьи
Загрузка...pilotgid.ru
Лидером среди небесных грузовиков по праву считается Ан-124 «Руслан». Это самый большой в мире серийный грузовой самолёт. Крупнейшим оператором Ан-124 является российская авиакомпания «Волга-Днепр».
В июне этого года мне удалось присутствовать на уникальной транспортировке. 100-тонное колесо гидротурбины для Усть-Среднеканской ГЭС было доставлено «Русланом» из Питера в Магадан.
English version: http://gelio.livejournal.com/217460.html
1. Самолёт Ан-124 «Руслан» создавался в первую очередь для воздушной транспортировки мобильных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет. Первый полёт опытный образец совершил 24 декабря 1982 года в Киеве.
2. Первым использованием грузового потенциала самолёта в гражданских целях стала доставка в 1985 году на опытном экземпляре «Руслана» 152-тонного карьерного самосвала «Юклид» из Владивостока в Полярный (Якутия). Машину перевезли в два рейса.
3. Масштабы Ан-124 поражают: длина самолёта — 69 метров.
4. Если взять за основу Airbus A-320, то Ан-124 будет длиннее почти в два раза.
5. Высота самолета — 21 метр. Это как 7-этажный дом.
6. Размах крыла составляет 73 метра. К примеру, это ширина Красной площади в Москве.
7. По сочетанию характеристик Ан-124 позже уступил только другому детищу Антонова — Ан-225 «Мрия». Её потенциальная грузоподъёмность составила 225 тонн (против максимальных 150 тонн у «Руслана»), а длина грузового отсека — 43 метра (36,5 метра у Ан-124). Однако «Мрию» создали как самолёт специального назначения и выпустили в единственном опытном экземпляре. (смотрите репортаж про «Мрию»: http://gelio.livejournal.com/191632.html)
Два же авиазавода — ульяновский и киевский — собрали, в общей сложности, 56 самолетов Ан-124.
8. Многоопорное шасси, снабжённое 24-мя колёсами, позволяет эксплуатировать Ан-124 с грунтовых ВПП, а также изменять угол наклона фюзеляжа, что облегчает проведение погрузок.
9. На самолёте установлено 4 двигателя Д-18Т.
На взлётном режиме каждый двигатель развивает тягу 23,4 тонны (или 230 кН) т. е. суммарная тяга всех 4-х двигателей составляет 93,6 тонны (920 кН). Можно предположить, что каждый двигатель на взлётном режиме развивает мощность около 12 500 лошадиных сил!
10. Максимальная скорость самолета составляет 865 км/ч. Практическая дальность — 4500 км, перегоночная дальность — 16500 км.
11. Особенностью конструкции самолёта является наличие двух грузовых люков в носовой и в хвостовой частях фюзеляжа, что облегчает и ускоряет процессы погрузки грузов, — в частности груз в АН-124 можно загружать или выгружать одновременно с носа и хвоста.
12. . Открытие переднего грузолюка производится поэтапно с пульта управления: открываются замки носовой части, открывается носовая часть, выпускаются вспомогательные опоры, производится «приседание» самолёта (передние стойки шасси выкатываются вперёд), открывается передняя рампа, раскладываются средний трап и гермотрап.
13. В июне 2016 года Ан-124-100 «Руслан» авиакомпании «Волга-Днепр» доставил рабочее колесо гидротурбины из Санкт-Петербурга (где его произвел завод-изготовитель «Силовые машины») в Магадан для Усть-Среднеканской ГЭС.
Погрузка производилась в аэропорту Пулково.
14. Для транспортировки колеса гидротурбины использовалось оборудование, распределяющее вес груза по полу грузовой кабины. Это как для передвижения по снегу нужны снегоступы. Также важно закрепить груз в грузовой кабине (зашвартовать). Неправильное решение этих задач чревато повреждением конструкции ВС и даже авиакатастрофой.
15. Общий вес груза вместе с упаковочным оборудованием и оснасткой составил 115 тонн.
16. Подготовка к перевозке рабочего колеса диаметром около 6 метров велась полгода.
17. Длина грузовой кабины «Руслана» 36,5 м, ширина — 6,4 м, высота — 4,4 м. Здесь могут поместиться 4 вертолёта Ми-8, вагон метро или даже самолёт Сухой Суперджет 100 (конечно без крыльев и хвостового оперения). Ракета-носитель «Ангара» тоже войдёт вся без остатка, но только в базовой комплектации.
18. Самолёт оснащён погрузочно-разгрузочным, швартовочным оборудованием и бортовыми передвижными мостовыми кранами.
19. Система для погрузки грузов массой до 120 тонн состоит из эстакады, рельсовой системы и ходовых элементов, двигающихся по рельсовой системе. Эстакада служит своеобразным продолжением плоскости пола грузовой кабины. Рельсовая система задаёт направление движения и распределяет нагрузку.
20. Работа технической бригады. Штатный состав — 8 человек. Но в связи с тем, что в Питере выполнялась уникальная погрузка, дополнительно привлекалось ещё 6 человек.
21. После перемещения рабочего колеса на эстакаду груз лебёдкой затянули в грузовую кабину «Руслана» и зашвартовали.
22. Погрузка продолжалась почти 10 часов.
23. К взлёту готов!
24. Кабина лётного экипажа Ан-124.
25. Экипаж «Руслана» состоит из 8 человек: командир, помощник командира, штурман, старший бортинженер, бортинженер по АО, бортрадист, 2 оператора погрузочно-разгрузочных работ.
26. Штурвал командира самого большого серийного самолёта на планете.
Управление самолётом бустерное, т.е. рулевые поверхности отклоняются исключительно с помощью гидравлических рулевых приводов, при отказе которых управлять самолётом вручную невозможно. Поэтому применено четырёхкратное резервирование. Механическая часть системы управления (от штурвала и педалей до гидравлических рулевых приводов) состоит из жёстких тяг и тросов.
27. Рычаг управления двигателеми (РУД).
28. «Руслан» — первый советский самолёт, оснащённый бортовой автоматизированной системой, которая проверяет параметры работы всех агрегатов, а также следит за тем, выполнял ли экипаж «Руководство полётной эксплуатации».
29. Автоматика определяет максимально допустимый взлётный вес, в зависимости от аэродрома, защищает самолёт от выхода на закритические режимы.
30. Самолёт имеет две палубы. Нижняя палуба — грузовая, верхняя — кабина пилотов и пассажирский отсек. При этом пройти в кабину пилотов из пассажирской кабины невозможно — они разделены крылом и у них раздельная герметизация.
В самолёте предусмотрено 18 мест для отдыха членов экипажа и членов инженерно-технической бригады — 6 мест в передней кабине и 12 в задней.
31. Связь пассажирской кабины с кабиной пилотов.
32. Рабочее колесо гидротурбины везли с двумя посадками — в Нижневартовске и Якутске. Это было необходимо для дозаправки и отдыха экипажа.
33. Общая длина маршрута составила 6500 км.
34. Первая посадка в Нижневартовске.
35. После каждой посадки производится осмотр воздушного судна.
36. У «Руслана» уникальное водило (тягач). Его перевозят с собой и достают из грузового отсека в каждом аэропорту, чтобы отбуксировать самолёт.
37.
38. Время заправки такого самолёта колеблется в диапазоне от получаса до полутора суток, а количество необходимых заправщиков колеблется от 5 до 40 в зависимости от их вместимости.
39. Максимальная масса заправляемого топлива ограничена максимальной взлётной массой самолёта и составляет 212,3 тонны.Расход при максимальной загрузке — 12,6 тонны/час. При этом до выхода на эшелон расход топлива увеличивается до 17 тонн/час.
40. Топливозаправочный щиток.
Во время заправки техник следит за равномерностью распределения топлива по бакам самолёта. На фото происходит открытие (закрытие) кранов соответствующих баков. Внизу указатели количества топлива.
41. Самолёт имеет систему заправки через 4 горловины, расположенные в гондолах главных стоек шасси. Также возможна заправка через 2 горловины, расположенные на верхних частях крыльев.
42. Посадка в Якутстке.
43. Случается, что у аэропорта нет соответствующей стоянки для столь большого самолёта, и его ставят прямо на запасной ВПП.
44. Приветствие командира.
45. Конечная точка маршрута — Магадан.
46. Разгрузка происходит по той же схеме, что и погрузка только наоборот.
47. Рабочее колесо выкатили на эстакаду перед ВС.
48. Затем кранами частично разобрали упаковочное оборудование, которое смонтировано на рабочем колесе. После этого самолёт тягачом оттащили и он улетел. Колесо на домкратах подняли, под него заехал трейлер. Затем с помощью кранов демонтировали оставшиеся части оснастки.
49. Перевезённое «Волга-Днепр» рабочее колесо будет установлено на гидроагрегат №3 Усть-Среднеканской ГЭС, который планируется ввести в эксплуатацию в 2018 году.
50. «Русланы» в России летают редко. Например, этот Ан-124 после Магадана сразу улетел в Японию.
Крупнейшим оператором «Русланов» является российская авиакомпания «Волга-Днепр». Её флот насчитывает 12 самолётов Ан-124-100.
География полётов охватывает 190 стран и более 1300 аэропортов. В среднем авиакомпания ежегодно выполняет 1200 рейсов (около 33000 рейсов за 25 лет), перевозя порядка 60000 тонн грузов в год.
51. Спрос на услуги «Русланов» стабильный. Перевозки, например, для всех космических запусков расписаны на два-три года вперёд между операторами, фрахтующими Ан-124. Это та работа, которую никто, кроме «Руслана», выполнить не может.
52. Заказы на перевозки «Русланами» настолько уникальны, что иногда заказчики на этапе создания оборудования советуются с авиаперевозчиком, как лучше спроектировать и подготовить оборудование, чтобы его потом можно было перевезти на Ан-124.
Однажды авиакомпания «Волга-Днепр» перевезла из Остравы (Чехия) в Найроби (Кения) оборудование для золотодобывающей промышленности. Оборудование представляло собой огромные 50-тонные полукольца. Их габариты были сопоставимы с поперечным сечением грузовой кабины «Руслана». При загрузке зазоры между оборудованием и контуром грузовой кабины составили всего 77 мм!
53. Несколько примеров необычных перевозок:
- в мае 1989 года из Лондона в Москву доставили 140 тонн аппаратуры для первого в России концерта легендарной группы Pink Floyd;- в мае 1992 года из Объединенных Арабских Эмиратов в Швейцарию «Руслан» перевёз 52 тонны золота на сумму в 230 млн фунтов стерлингов;- в 1993 году Майкл Джексон, в рамках мирового турне, перевёз в Москву 310 тонн сценического оборудования на трёх Ан-124.- в 1997 одним рейсом из Лондона в Тунис было доставлено 100 тонн кинооборудования, включая макет космического корабля, для съёмок первого эпизода «Звёздных войн»;- в число необычных пассажиров Ан-124 вошли 68 животных, перелетевших из Праги в Индонезию в 1997 году. В воздушном зоопарке были крокодилы, карликовый гиппопотам, зебры и 4 жирафа.
54. . Выпущенные в советские годы «Русланы» до сих пор покоряют небо. Лётную годность им продлевают на ульяновском авиазаводе «Авиастар-СП».
В версии Ан-124-100 грузоподъёмность увеличена на 30 тонн. Ресурс конструкции модернизированного «Руслана» установлен в 50 тысяч лётных часов, 10 тысяч полётов и 45 календарных лет.
55. Однако авиаперевозчики всё чаще заявляют о том, что возобновление выпуска воздушных гигантов необходимо было начать уже давно: после 2025 года самолёты начнут массово списываться.
Благодарю авиакомпанию «Волга-Днепр» за помощь в организации фотосъёмки!
English version: http://gelio.livejournal.com/217460.html
По всем вопросам, касающимся использования фотографий, пишите на электронную почту: [email protected]
Смотрите также:• Ан-225 «Мрия» — самый большой самолёт в мире• Ми-26 — самый большой вертолёт в мире. • Производство самолётов Ил-76 и Ту-204. «Авиастар-СП»• Производство самолётов Ту-160, Ту-22М3 и Ту-214. КАЗ им. Горбунова • Самолёты в ночном ангаре
gelio.livejournal.com
Ранее СМИ сообщали о том, что украинский концерн «Антонов» грозился добиться запрета на полеты российских Ан-124 за рубеж из-за того, что Россия старается избегать ремонта этих аппаратов на Украине.Однако АО «Уральский завод гражданской авиации» (входит в группу «Оборонпром» госкорпорации «Ростех») уже получило крупный госзаказ на реконструкцию авиадвигателей Д-18Т, которые ранее производили и ремонтировали украинские предприятия. Сообщается, что в 2016 году УЗГА предстоит восстановить 10 таких агрегатов.
При этом уже на начальном этапе выполнения контракта УЗГА столкнулся с отсутствием на отечественном производстве комплектующих для двигателей данной категории. Завод готов заказывать запчасти на сумму в 500 миллионов рублей с передачей исполнителям техзадания и конструкторской документации. Несмотря на то, что речь идет пока что о штучных покупках, интерес к производству комплектующих проявляют крупные свердловские предприятия «Ростеха», НПК «Уралмашзавод», а также группы компании «Ява».Лайф напоминает, что двигатель Д-18Т установлен на самолетах Ан-124 «Руслан», а также на единственном существующем сверхтяжелом самолете АН-225 «Мрия», выпуск которого в ближайшее время намерена возобновить украинская компания «Антонов» и китайская Aerospace Industry Corporation of China. На данный момент единственным производителем этого агрегата является «Мотор Сич» (ранее «Запорожский моторостроительный завод»).Ан-124 «Руслан» — тяжелый дальний транспортный самолет разработки ОКБ им. О. К. Антонова, является самым крупным в мире серийным грузовым самолетом.
sdelanounas.ru
НК-32 (изделие «Р») - двухконтурный турбореактивный трехвальный двигатель с общей форсажной камерой (ТРДДФ), разработанный на Куйбышевском моторном заводе под руководством Н. Д. Кузнецова. Является одним из самых крупных и мощных авиационных двигателей в мире.
НК-32 / Фото: www.krasnayazvezda.com
Компрессор имеет трёхступенчатый вентилятор, пять ступеней среднего давления и семь ступеней высокого давления. Лопатки компрессора изготовлены из титана, стали и (в каскаде высокого давления) никелевого сплава. Камера сгорания кольцевая многофорсуночная.Турбина имеет одну ступень высокого давления (диаметр около 1 м, температура горения 1575 К) с охлаждаемыми монокристаллическими лопатками, одну ступень среднего давления и две — низкого давления. Сопло двигателя регулируемое, автомодельное.
Система управления электрическая, с гидромеханическим дублированием. В настоящее время используется на стратегических бомбардировщиках-ракетоносцах Ту-160. Двигатель также был установлен на «летающей лаборатории» Ту-144ЛЛ. Разработка началась в 1977 году.
Серийное производство с 1983 года, настоящее время серийно не производится, однако еще выпускается микропартиями по несколько штук в год. Разговоры о восстановлении производства идут уже более 10 лет, но видимых результатов они не приносят.
В 2015 году ОАО «Кузнецов» (бывший завод «Моторостроитель», Самара) планирует передать министерству обороны первый двигатель НК-32, выпущенный на новом производственном оборудовании с использованием новых технологий.
В 2016 году завод планирует выпустить 4-5 таких двигателей, предназначенных для оснащения стратегического бомбардировщика Ту-160, в период до 2020—2030 годов российским военным будет поставлено несколько десятков НК-32. Сам двигатель НК-32 так и не был подвергнут существенной модернизации. Изменения запланированы в электронных системах НК-32, которым уже более 30 лет.
Фото: upload.wikimedia.org
Фото: vpk.name
Тактико-технические показателиТип | ТРДДФ |
Годы эксплуатации | с 1983 года |
Применение | Ту-160, Ту-144ЛЛ |
Год создания | 1977 год |
Производитель | Куйбышевский моторный завод |
Годы производства | 1983-1991, 2017-2020 |
Массогабаритные характеристики: | |
Полная масса, кг | 3650 |
Длина, мм | 7453 |
Диаметр, мм | 1785 |
Рабочие характеристики: | |
тяга, кгс | 14000 |
Тяга на форсаже, кгс | 25000 |
Компрессор | масса 365 кг, трехступенчатый вентилятор, 5 ступеней среднего, 7 - высокого давления |
Турбина | одна ступень высокого давления, одна среднего давления и две низкого давления |
Температура турбины, °C | 1302 |
Камера сгорания | многофорсуночная кольцевая |
Степень повышения давления | 26,8 |
Управление | электронное, с гидромеханическим дублированием |
Удельный расход топлива, кг/кгс·ч | 0,72 |
Степень двухконтурности | 1,4 |
Удельная тяга, кгс/кг | 6,85 |
www.arms-expo.ru
Расположенный ниже на фото, Ан-124 «Руслан» является крупнейшим воздушно-транспортным авиалайнером на планете по состоянию на сегодняшний день. Судно разработано конструкторским бюро имени Антонова. Основным его предназначением стала транспортировка на дальние дистанции тяжёлых и крупногабаритных грузов для нужд народного хозяйства, а также воздушно-десантной и мотострелковой техники с экипажами. Кроме этого, машина способна выполнять задачи, связанные с парашютным десантированием боевой техники и грузов.
Свой самый первый полёт модель Ан-124 осуществила в Киеве 21 декабря 1982 года. В состав экипажа, возглавляемого В. И. Терским, вошли: лётчик-испытатель А. В. Галуненко, штурман А. П. Поддубный, бортинженеры В. М. Воротников и А. М. Шулещенко, а также бортрадист М. А. Тупчиенко. В роли ведущих инженеров по испытаниям выступили В. С. Михайлов и М. Г. Харченко. После успешного тестирования машины стартовало её серийное производство.
В 1985 году авиалайнер установил 21 мировой рекорд. В их перечень вошло достижение по такому параметру, как грузоподъёмность (вес 171 219 кг был поднят на высоту, составившую 2 тысячи метров). В том же году судно было продемонстрировано мировой общественности. Это произошло во время проведения авиавыставки в Париже. Ещё через два года самолет появился на вооружении Советской Армии. Отзывы пилотов и испытателей характеризовали его как надёжный авиалайнер, который отличается точными системами управления и навигации. Кроме этого, эксперты отмечали высокую грузоподъёмность и быструю погрузку с выгрузкой.
Модель построена по схеме высокоплана, оборудованного стреловидным крылом, как и многие другие тяжелые транспортные самолеты. Такое решение позволяет значительно улучшить аэродинамические характеристики, следовательно, и дальность полёта. Для авиалайнера характерно однокилевое хвостовое оперение. В целом, в конструкции и обивке машины широко применены композиционные материалы, что позволило уменьшить ее вес почти на две тонны. Пол сделан из прочного титанового сплава. Шасси у самолета является многостоечным и прячется во время полёта. Оно снабжено 24 колёсами, благодаря чему лайнер можно эксплуатировать даже при условии наличия взлётно-посадочных полос с грунтовым покрытием. Кроме этого, судно может похвастаться возможностью изменения угла наклона корпуса и клиренса, что позволяет существенно облегчить работы по его загрузке и выгрузке.
Одно из основных преимуществ модели над конкурентами, которым может похвастаться самолет «Руслан», – технические характеристики его силовой установки. В её состав входят четыре двухконтурных двигателя «Д-18Т», разработанных В. А. Лотаревым. Суммарная мощность моторов составляет 23 400 кгс. Вместе с этим они отличаются малой массой и низким топливным потреблением, а также сравнительно небольшим уровнем вырабатываемого шума. При условии максимальной нагрузки (120 тонн) самолет способен преодолеть расстояние, которое равняется 5600 км. Грузоподъёмность судна превышает аналогичные показатели моделей Ил-76 и Ан-22 почти в три раза. В это же время расход топлива на каждый тонно-километр груза у него меньше в 2,5 раза. Такие характеристики Ан-124 позволяют ему существенно превосходить своего основного конкурента – американский «С-5В Гэлэкси».
Максимально возможная скорость модели составляет 865 км/ч, в то время как крейсерская – 800 км/ч. Дальность полёта при наличии резервного запаса топлива при загрузке до 120 тонн составляет 4800 километров, а при условии наличия груза массой до 40 тонн – 12 000 километров. Наибольшая высота полёта равняется 12 000 м. При нормальной взлётной массе на разбег авиалайнеру требуется дистанция длиной в 2520 метров. В состав экипажа, в зависимости от модификации судна, входят от четырёх до шести человек. Максимальный вес топлива составляет 230 тонн.
У авиалайнера Ан-124 «Руслан» фюзеляж состоит из двух палуб. Это сделано с целью облегчения ремонта и обслуживания. Каждая из них разбита на отдельные, герметичные отсеки, имеющие специализированное предназначение. Основной и сменный экипажи располагаются на верхней передней палубе, а люди, которые сопровождают грузы и технику, – в верхнем заднем отделении (оно рассчитано на 80 человек). Следует отметить, что за счёт системы наддува внутри обеспечен перепад давления, не превышающий отметку в 25 кПа. Благодаря этому пассажиры могут находиться на высоте до 8000 метров без кислородного оборудования.
Процессы погрузки и выгрузки в этой модели осуществляются довольно оперативно. Кроме заднего люка, судно имеет откидывающуюся носовую часть, что позволяет быстро работать с нестандартными, длинномерными и крупногабаритными грузами. Длина без рампы, ширина и высота грузового отделения составляют соответственно 26,5, 6,4 и 4,4 метра. Таким образом, его общий объем равняется более чем 1000 метрам кубическим. Благодаря тому что пол выполнен из титанового сплава высокой прочности, становится возможной погрузка всех видов самоходной и несамоходной техники на гусеничном ходу. Грузоподъёмность каждого из бортовых кранов, которыми оборудована машина, составляет 10 тонн. Кроме этого, конструкторы установили в ней электрические передвижные напольные лебёдки.
Ан-124 – самолет, шасси которого оборудовано комплексом устройств, обеспечивающих возможность приседания. Это позволяет существенно уменьшить наклон рамп. Каждая из основных опор шасси имеет в своём составе пять двухколёсных стоек, которые являются независимыми друг от друга. Что касается передней опоры, то она состоит из двух стоек (также по два колеса в каждой). Благодаря наличию системы управления поворотным механизмом лайнер способен развернуться на взлётно-посадочной полосе, ширина которой составляет 50 метров. Вместе с этим для обеспечения полного применения способностей судна его необходимо эксплуатировать на полосах, имеющих бетонное покрытие и длину как минимум три километра. Как бы там ни было, выше уже было отмечено, что взлёт и посадку лайнер при определённых условиях может осуществлять на грунтовую поверхность.
В бортовое оснащение самолета Ан-124 «Руслан» входят: система автоматизированного штурвального управления, четырёхканальный гидравлический комплекс, а также навигационная радиолокационная система. В общей сложности в системе его управления насчитываются 34 компьютера. Нельзя не отметить и высокий уровень жизнеобеспечения экипажа и электроснабжения машины. Среди вспомогательных устройств здесь используются: автоматический комплекс связи ТИП-15, навигационная прицельная система ПНПК-124, а также радионавигационная аппаратура «Омега» и «Лоран».
Одной из первых модификаций «Руслана» стал авиалайнер Ан-124-100. Его построили в 1992 году с целью обеспечения коммерческой транспортировки грузов. Чуть позже на свет появился и был сертифицирован гражданский вариант этой модели.
Модель Ан-124А считается очередным этапом развития самолета. Она отличалась улучшенными взлётно-посадочными характеристиками, что позволяло использовать лайнер даже на второклассных полосах.
18 марта 1999 года российская компания «Авиастар» совместно с британским предприятием «Эйр Фойл» обратилась к конструкторскому бюро имени Антонова с предложением о предоставлении в лизинг Великобритании ещё одной версии авиалайнера – Ан-124-200/210. В частности, предлагалось установить на судно двигатели, произведённые фирмой «Роллс-Ройс». Еще одной модификацией должен был стать Ан-124-200 с силовыми установками от американской корпорации «Дженерал Электрик». В обоих случаях практическая дальность полёта должна вырасти почти на 10 процентов. Кроме этого, новые моторы позволяют существенно сократить взлётную дистанцию. Как первый, так и второй вариант «Руслана» предлагается оснастить жидкокристаллическими мониторами и современным цифровым оборудованием, что позволит сократить численность экипажа до трёх человек. Результатом такого решения станет снижение общего веса оборудования и повышение его надёжности. Такие характеристики Ан-124 позволяют превосходить его серьёзного конкурента (С-17 от компании «Боинг») по всем ключевым параметрам. Что касается сроков строительства, то при поступлении заказа на одну из этих модификаций он может быть выполнен примерно через 2,5 года с момента заключения контракта.
В самом начале 1986 года началось активное использование авиалайнеров Ан-124 «Руслан» компанией «Аэрофлот». Преимущественно он эксплуатировался на сибирских авиалиниях, где удовлетворял потребность государства в перевозках крупногабаритных грузов для нефтяных и газовых разработок. Кроме этого, судно активно использовалось для военных нужд. К примеру, им перевозился зенитно-ракетный комплекс «Патриот» во время боевых действий на территории Афганистана. В сентябре 1990 года «Руслану» удалось транспортировать за один рейс 451 беженца по маршруту Амман–Дакка. Тогда лайнер дополнительно был оснащён баком с питьевой водой на 570 литров и туалетными блоками с функцией химической регенерации. Для возможности размещения пассажиров в горизонтальном положении кабину покрыли губчатой резиной.
За всё время эксплуатации с самолетами этой марки произошло несколько трагических аварий. Крупнейшая из них случилась 6 декабря 1997 года в 14.40, когда авиалайнер военно-воздушных сил России Ан-124 «Руслан» потерпел крушение неподалёку от строительного посёлка Иркутск-2. Результатом авиакатастрофы стала гибель семнадцати членов экипажа и шести работников иркутского авиационного завода. Кроме них, смерть настигла 72 жителей городка. Дело в том, что примерно через 25 секунд после взлёта лайнер рухнул на четырёхэтажный жилой дом, полностью его разрушив. При расследовании трагедии были расшифрованы «чёрные ящики». Следствие установило, что причиной аварии стала остановка двигателей, произошедшая в результате сбоя в работе бортового компьютера.
fb.ru
У каждого конструктора или конструкторского бюро есть особые проекты, в работе над которыми они достигли вершин профессионального мастерства, а, может, и превзошли самих себя. Для конструкторского бюро Антонова таким проектом, без сомнения, стало создание самолета Ан-124 «Руслан». Рассказывая об этой машине, постоянно приходится употреблять эпитеты «уникальный», «не имеющий аналогов в мире», «до сих непревзойденный». И это действительно так. Киевские авиастроители создали множество превосходных самолетов, но даже в этом ряду Ан-124 стоит особняком, ибо он действительно уникален.
На сегодняшний момент этот самолет является самым большим транспортным самолетом, выпускаемым серийно. Этот самолет не имеет аналогов в мире по своим габаритам и полезной нагрузке. Ан-124 поставил 21 мировой рекорд, среди которых рекорд по грузоподъемности и рекорд дальности полета.
Ан-124 «Руслан» — это тяжелый дальний транспортный самолет, создававшийся в первую очередь для военных нужд. Этот самолет можно смело назвать порождением «холодной войны». В те годы шло жесткое противостояние между СССР и США. Авиастроение было одной из ключевых площадок этой борьбы. Особенно это касалось транспортной авиации. Война – это ведь не только солдат с автоматом Калашникова на передовой, война – это сложнейшая логистическая операция. Войска нужно обеспечить всем необходимым и сделать это оперативно и в максимально короткий срок. Следует отметить, что авиационные грузоперевозки являются очень затратным делом. Стоимость доставки одного килограмма груза самолетом весьма высока, дороже только доставка грузов на космическую орбиту. Самым выгодным видом транспорта является морской, затем следует железнодорожный и автомобильный. Но на войне денег не считают, поэтому военно-транспортная авиация активно используется во время конфликтов.
В 1965 году в Киеве, в КБ Антонова был создан тяжелый транспортный самолет Ан-22 и Советский Союз стал обладателем самого большого в мире грузового самолета (можно отметить, что Ан-22 до сих пор остается самым большим самолетом с турбовинтовым двигателем). Но триумф был недолог: в США полным ходом шла работа над Lockheed C-5 Galaxy, который был значительно мощней советского самолета. В СССР было принято решение создать еще более тяжелый транспортник. Советским конструкторам была поставлена задача, создать самолет с грузоподъемностью 120-140 тонн. Причин такого решения было несколько: во-первых, речь шла о престиже, а к таким вещам в СССР относились внимательно, а во-вторых, увеличение грузоподъемности военно-транспортных самолетов давало ощутимое преимущество в быстроте развертывания войск и их снабжении.
Украинские авиастроители сразу же включились в работу над новым самолетом, благо наработок в этом направлении хватало. Но и задача, которая стояла перед ними, была очень неординарной: таких самолетов еще никто и нигде не строил. Нужно было решить массу технических вопросов: с нуля разработать технологии и создать оборудование, для работы с деталями и узлами огромных размеров. В 1970-1971 годах антоновцы представили чертежи проекты двух самолетов, с четырьмя и шестью двигателями, с грузоподъемностью 120 и 140 тонн соответственно. А в 1973 году по этим чертежам был создан модель самолета, в натуральную величину. Размеры нового самолета поражали. Чтобы эта модель стала серийным самолетом нужно было улучшить практически все технические характеристики машины.
Была создана особая группа, она занималась улучшением аэродинамики самолета, его прочности, безопасности. Изучалась возможность применению в будущем Ан-124 новых материалов и технологий. В этой работе принимали участие специалисты лучших институтов и научных центров СССР. Самолет Ан-124 можно смело назвать венцом инженерно-конструкторской мысли бывшего Советского Союза. При создании самолета было использовано множество новых материалов и технологий, многие из которых не имели мировых аналогов. Именно благодаря этому удалось создать машину с такими уникальными техническими характеристиками.
Первый полет самолета состоялся 24 декабря 1982 года. В 1985 году его сначала показали советским журналистам, а затем представили мировой общественности на авиационной выставке в Париже. В том же году Ан-124 поставил сразу 21 мировой рекорд, включая рекорды дальности полета и грузоподъемности.
С распадом СССР производство этих машин постепенно сошло на нет. Последний самолет был выпущен на Ульяновском авиазаводе в 1995 году. В 1992 году была создана модификация Ан-124, модифицированная модель самолета получила наименование Ан-124-100. В машине убрали оборудование, предназначенное для десантирования, изменили радионавигационные системы, в кабине пилотов появились новые приборы и надписи на английском языке, экипажу были созданы дополнительные удобства. Также был модернизирован грузовой отсек. Модернизации подверглись и двигатели, работа которых ранее часто вызывала нарекания. Скорее всего, из-за проблем с двигателями в 1997 году в Иркутске случилась одна из самых страшных авиакатастроф в истории России.
Одной из самых трагичных страниц истории Ан-124 стала чудовищная катастрофа этого самолета в Иркутске, 6 декабря 1997 года. В этот день самолет Ан-124-100, который взлетел с аэродрома авиазавода в Иркутске и из-за отказа трех двигателей потерпел крушение и рухнул на жилые дома. В этой катастрофе погибло 72 человека, включая всех членов экипажа самолета. Причина этой катастрофы так и осталась загадкой. Бортовые самописцы были сильно повреждены. В Иркутск выехала правительственная комиссия. Основной причиной трагедии были названы конструкционные недостатки двигателей самолета. В настоящее время, в Иркутске, на месте воздвигнута церковь Рождества Христова.
В последние годы неоднократно совершались попытки возобновить серийное производство этой уникальной машины, ибо спрос на услуги подобных грузовых самолетов на мировом рынке весьма велик. Стоимость одной машины составляет 70-100 млн. долларов. Но пока результатов нет.
Самолет создан по классической схеме, с высоко расположенными крыльями небольшой стреловидности и четырьмя турбореактивными двигателями. Кабина экипажа расположена спереди самолета. Ан-124 имеет две палубы: нижняя палуба – это грузовой отсек, на верхней расположены кабина экипажа, помещение для сменного экипажа и для лиц, сопровождающих груз. Палубы разделены на герметичные отсеки. У самолета два грузовых люка.
Самолет имеет уникальное многостоечное шасси, состоящее из 24 колес. Это позволяет Ан-124, несмотря на свои огромные размеры, использовать грунтовые взлетно-посадочные полосы.
Особенностью Ан-124 является наличие двух грузовых люков: в передней и задней части самолета. Грузовой отсек герметичен и оснащен погрузочным оборудованием. Шасси самолета имеет уникальные характеристики, с его помощью можно менять клиренс самолета и угол наклона фюзеляжа – это значительно облегчает погрузочные работы. Шасси снабжено системой поворота стоек и системой проседания. Пол грузового отсека выполнен из титана и выдерживает значительные нагрузки.
Размеры | |
Размах крыла, м | 73,3 |
Длина, м | 69,1 |
Высота, м | 20,78 |
Масса, кг | |
Пустого | 173000 |
Нормальная взлетная | 392000 |
Максимальная взлетная | 405000 |
Двигатель | 4*ТРДД Д-18Т |
Максимальная скорость, км/ч | 865 |
Крейсерская скорость, км/ч | 750-800 |
Практическая дальность, км | 4500 |
Перегоночная дальность, км | 16500 |
Практический потолок, м | 9500 |
Экипаж | 6 человек |
Полезная нагрузка, кг | 120000 – 150000 |
Существуют несколько модификаций самолета Ан-124.
militaryarms.ru
Ан-124 "Руслан" - дальний тяжелый транспортный самолет, самый большой и грузоподъемный в мире из серийных моделей.
Успехи советской России в авиастроении опередили время на десятки лет. Воздушный корабль с взлётной массой 405 000 кг., официально начал разрабатываться с 1979 г., и 24 декабря 1982 г. впервые поднялся в небо. Первоначальное его назначение – переброска или десантирование большой группы войск на межконтинентальные расстояния. Киевские конструкторы того времени выполнили задачу за счёт уникальных технологий и получили лучший в мире по грузоподъёмности самолёт военного и гражданского назначения – в 120 тонн. Десантно-транспортные самолеты Ан-124 приняты на вооружение в 1987 г. Сегодня военно-транспортная авиация Министерства обороны РФ насчитывает около 25-ти единиц этой техники.
Этот самый большой военно-транспортный самолёт для десантирования не раскрыл весь свой потенциал для модификации. Гражданский конкурент из Европы был создан 25 лет спустя после первого полёта советского гиганта, да и то не без помощи московских конструкторов 2000-х гг. Конечно, технологии служат для гражданских и коммерческих нужд людей, но это всегда лишь следствие военных научных достижений. К 2030 году Россия нуждается в 100 единицах такой техники военного и гражданского назначения. А на 2016-й ставилась задача модернизировать стоящие на вооружении, чтобы выполнить военную программу по модернизации и комплектации российских войск к 2020-му.
Итак, возможности исторически сложенных соперников могли превзойти наши. Правительство СССР поставило перед учёными задачу создать для ВТА (военно-транспортной авиации) превосходящую машину с грузоподъёмностью 120 – 140 т. Нужно было быть смелым или безумцем, чтобы самому вызваться на такое сложное тогда задание, но именно так и поступил главный конструктор КБ «Антонова» П.В. Балабуев. На кону стояла скорость развертывания целых дивизий, медлить было нельзя.
Композитные материалы в конструкции
В 1970 – 1971 гг. представлены два проекта для рассмотрения, самолёты с 2-мя и 4-мя двигателями. По представленным чертежам в 1973-м создана модель натуральной величины. Технологий для поставленных задач в мировой практике ещё не было, все новшества в таком деле были уникальны. К работе были привлечены все возможные НИИ в СССР, использовались последние разработки композитных материалов, использован титан. Очень важно, была разработана уникальная конструкция крыла, установлено 5 т композитных материалов.
В декабре 25-го 1982 г. Ан-124 «Руслан» совершил свой первый полёт, в 1985 г. самолёт показали публике. Стоит на вооружении России (СССР) с 1987 года. Киев, 27 февраля 1965 г., КБ «Атонова» выводит СССР на новый уровень самолётостроения, когда создаёт для Родины тяжёлый Ан-22 «Антей» – самый большой в мире транспортный самолёт (фактической грузоподъёмностью 100 т (заявленная 60 т), максимальной скоростью 650 км/ч, перегоночной дальностью 8 500 км) стал лучшим среди летающих на турбовинтовых двигателях. Американский С-141 «Стар Лифтер» появился в середине тех же 60-х с грузоподъёмностью 40 тонн, после всех модификаций свою грузоподъёмность и на сегодня увеличить не смог. Гонку с США на винтовых моторах выиграли мы. Великая история этого самолёта потому, что им были установлены 41 мировой рекорд, но и это не главное. А главное – была решена стратегическая задача по переброске и десантированию всех родов войск, включая ракетные, быстро и в достаточном количестве.
Как завышение своего «исключительного» могущества американцами толкало наших учёных на разработки или просто – Гонка Вооружений. Америка ответила на наш успех полётом своего турбореактивного Lockheed C-5 Galaxy, который состоялся 30 июня 1968 г. (факт.гр. 79 т. (заявленная 100 т.), макс. ск. 919 км/ч, макс. дальность 10 411 км, а высота 10 895 м.). Модификации этого лучшего в НАТО военного транспортника постоянно совершенствуется. Он занимает третье место среди военных машин по грузоподъёмности, после Ан-225 и Ан-124. Но в отличие от «Руслана» нуждается исключительно в качественной бетонированной взлётно-посадочной полосе, т.к. его система гидравлики и пневматики шасси проигрывает нашим конструкциям в технологии. А для нашего родного гиганта достаточно ровной площадки с травой высотой до 15 см. Практика последних войн показала, что такую задачу натовцы могут выполнять только на самолётах меньшего класса с грузоподъёмностью 20 и 40 тонн.
Свой двухпалубный гражданский самолёт на 150 тонн груза (Airbus A380-800) французы смогли создать спустя четверть века, в 2006 г., и не без помощи российских конструкторов из Москвы. А коммерческий конкурент европейцев Boing 747-8 (США) спустя ещё 5 лет, в 2010 г. Стоит отдать должное военным американским учёным, за разработку в 1968-м году военно-транспортного Локхид C-5 «Гелэкси», который превзошёл характеристики Ан-22-го «Антея» уже через три года. Но КБ «Антонова» смогли совершить подвиг, невозможное для многих – то был технический прорыв. Самолет Ан-124 Руслан всё изменил кардинально. Например, последняя модификация C-5M Super Galaxy от октября 2004 г. показала, он по-прежнему капризен к качеству полосы, максимальная нагрузка 122 700 кг, макс. дальность 10 411 км, а высота 10 895 м., чуть лучше его показатели в скорости 920 км/ч против наших 865-ти км/ч.
Задумаемся об уровне технологий заложенных в отечественный самолёт – неглубокая модернизация Ан-124-го и в результате в 1988 г. получен АН-225, непревзойдённый на сегодня и ещё на несколько десятков лет, который уже доставлял негабаритные грузы и доказал свою грузоподъёмность в 253 т. Сегодня такое возможно только на базе АН-124 «Руслан». Никакой другой самолёт в мире не способен к такому перевоплощению по грузоподъёмности в 2 раза, т.к. будут нарушены известные на сегодня законы аэродинамики. А для ВПК именно 124-й «Антонов» и нужен – самый грузоподъёмный отечественный десантный самолёт. Ведь Ан-225-му ставились задачи не тол
Это дальний транспортный самолёт для тяжёлых и крупногабаритных грузов, представляет собой цельнометаллический свободнонесущий моноплан, крылья стреловидные, киль один, с палубным горизонтальным оперением. Высота 21,08 м., длина 69,1 м, длина крыла 73,3 м. Для ВТА хорош тем, что может перевозить тягач класса МЗКТ-79221 для ракет типа «Тополь-М», десантировать людей и технику, сбрасывать бомбы и ракеты. Может эксплуатироваться во всепогодных условиях при -60 и 45 0С (днём и ночью).
У самолёта два грузовых люка: подфюзеляжный передний и задний. Есть погрузочно-разгрузочное оборудование, при помощи роликовых механизмов можно своими силами принять на борт изделие весом 50 т. Экипаж из 6-ти человек состоит из командира, его помощника, штурмана, старшего бортинженера, бортинженера по АО, бортрадиста. Количество обслуживающего персонала от 2-х операторов погрузочно-разгрузочных работ до 22 человек. В мире всего произведено 56 единиц, несмотря на то, что модель такого гражданского самолёта нужна была Европе и Америке давно. Они как истинные буржуины, через 20 лет построили аналогичные по характеристикам 200 «Аирбасов» и 100 «Боингов» и по ценам в 5 раз дороже (примерно 350 млн. евро./ед.) – вот как действительно нужно относиться к «Равной конкуренции» с «Партнёрами», развивать только своё.
В проектировании это было «Изделие 400». С 1987-го года поступил на вооружение как Самолет Ан-124 Руслан военно-транспортный. В 1992-м разрабатывается коммерческая гражданская модель Ан-124-100. Следующее изменение в конструкции связано с применением РЭО (радиоэлектронным оборудованием) – речь об Ан-124М, где количество членов экипажа снижено с 6-ти до 4 чел. Последней разработкой стал Ан-124-100М-150, где 150 является обозначением увеличенной грузоподъёмности до 150 т.
Уникальные разработки, будут продолжены на Ульяновском авиастроительном заводе АО «Авиастар-СП», там, где специализируются на производстве и обслуживании Ил-76, Ту-204. А в период 2000 – 2004 гг. предприятие выпускало и глубоко модернизировало Ан-124 «Руслан». История «Руслана» связана с катастрофой в Иркутске, когда самолёт упал на жилые дома, погибло 74 человека вместе с экипажем. В этой истории, сомнительного по доверию конца ельцинского периода – 1997-го года, когда у России не было государственности – ни старого СССР, ни нового РФ, есть много непонятного, перевозились 2 «Сушки», у серийного самолёта сразу отказали 3 двигателя. Как бы там ни было, а новые двигатели и модернизация были произведены, с тех пор самолёт крушений не терпел, и его надёжность стала лучше.
Главное преимущество 124-ых Ан-ов – это скорость и масштабы развёртывания армии, есть и другие – ещё не использован весь их потенциал для улучшения и превосходства. Быть независимым сегодня может только сильное государство, способное противостоять в военном и экономическом плане перед Англией-США и подконтрольным им Евросоюзом. Грозный американский флот переходит океан в течение недель, что не всегда позволяет решать поставленные военные задачи вовремя. Наличие боеспособной армии, которую можно моментально развернуть с помощью таких самолётов в любой точке мира – это право говорить «исключительной нации» слово «Нет». А если иметь ВТС в достаточном количестве, то это недорогой глобальный способ поиска действительно миролюбивых друзей для экономических и культурных связей и общей безопасности (прежде всего своей).
class="eliadunit">
tehnorussia.su