ИЖ – Планета Спорт 1973 год. На Ижмаше разработана и подготовлена к выпуску совершенно новая модель, не имевшая никакой унификации с прежними мотоциклами. Данный мотоцикл имел много новшеств: легкая рама, передняя бесштоковая вилка, система раздельной смазки, двенадцативольтовое электрооборудование, компактный и мощный двигатель, передняя передача косозубыми шестернями, регулируемые по преднатягу задние амортизаторы, японские комплектующие. За 11 лет выпуска мотоцикл так и не был «распробован» советскими мотоциклистами. Однако, после прекращения выпуска, и даже по сегодняшний день он является желанным мотоциклом для многих мотоциклистов. Жалко только что не выпустили его улучшенный вариант и не перенесли с прототипа(ИЖ-61) шестиступенчатую коробку передач и дуплексную раму. Выпущено 215210 мотоциклов. Выпускался с 1973 по 1984 года.
Иж Планета Спорт — дорожный мотоцикл среднего класса, предназначенный для туристических и спортивных поездок по дорогам с разным покрытием в одиночку или с пассажиром. Выпускался Ижевским мотозаводом с 1973 по 1984 год.
в 1973 году Ижевский завод шокировал советских мотоциклистов первым серийным спортивным мотоциклом «Иж Планета Спорт». Мотоцикл был очень непохожим на собратьев как внешне, так и по конструкции. Внешне Иж-ПС был очень похож на японские мотоциклы середины 60-х годов (например Suzuki T250 Super Six 1966 года, Yamaha 350R5 1970 года, Kawasaki A1 Samurai 1966 года). Благодаря высокому техническому уровню конструкции и качеству изготовления «Иж Планета Спорт» экспортировались во многие социалистические страны, где успешно конкурировали с «Явами» и мотоциклами СZ.
Хотя серийный выпуск мотоцикла начался в 1973 году, в СССР первые 500 мотоциклов были реализованы в период с июня по сентябрь 1974 года, в момент начала выпуска мотоцикл стоил около 1005 рублей, последующие партии стали продаваться по 1200 рублей. Мотоцикл продержался на конвейере до 1984 года, после чего был снят с производства. Среди советских мотоциклистов наиболее высоко ценились Иж-ПС первых лет выпуска, которые стоили дорого даже в десятилетнем возрасте.
Техническая «начинка» (за исключением мелочей) была полностью оригинальной, а задние амортизаторы фирмы КОНИ. Правда, такая комплектация была у первых 500 штук и существенно отличалась от остальных моделей ИЖ. Впервые в СССР была применена система раздельной смазки двигателя собственной разработки(ИЖ-МАМИ),которую перестали устанавливать в 1977году. Двигатель рабочим объёмом 340 см³ (диаметр поршня — 76 мм, ход — 75мм), оснащался японским карбюратором Микуни, что позволяло ему развивать 32 л.с. при 6700 об/мин. Таким образом, «одиночка» с сухой массой 135 кг обладала удельной мощностью 237 л.с./тонну (безумно популярная в СССР Jawa-350/634 обладала удельной мощностью 141 л.с./тонну). Благодаря этому мотоцикл обладал высокими динамическими качествами — время разгона до 100 км/ч не превышало 11 секунд. Двигатель был закреплён в раме с помощью резиновых подушек — техническое новшество того периода(так как приводная цепь справа, двигатель постепенно проворачивался по часовой стрелке из за мягкости подушек, что приводило к перекосу цепи, быстрому её износу, а также к износу ведущей и ведомой звёзд). Первые годы мотоциклы оснащались японским электрооборудованием Denso, благодаря чему впервые на советском мотоцикле были выполнены требования ЕЭК ООН по светотехнике. Переднее колесо отличалось размером 3,25х19.
Более поздние выпуски «Планеты Спорт» оснащались отечественным карбюратором К-62М, из-за чего максимальная мощность снизилась до 28 л.с. Отличить их от ранних выпусков можно по заднему фонарю, немного изогнутой выхлопной трубе, которая изначально была прямой, отличались амортизаторами, в более ранних версиях были стаканы из нержавейки, были отражатели на ушах фары, под баком появилась косынка для укрепления рамы.. В 1975 году головка цилиндров сменила оребрение с «веерного» на обычное, изменена форма камеры сгорания, в 1978 установлено элктрооборудование и спидометр советского производства, увеличен диаметр спиц .
Общие данные (в скобках — данные для версий с 1978 года )
Двигатель
firma1196.narod.ru
Перед сборкой все детали нужно тщательно отчистить от грязи. Сальники подойдут от стандартного набора «Планеты». Прокладки двигателя двигателя придется изготовить самому, т.к. в продаже их нет.
Вытаскиваем направляющие крышек картера.
Намечаем контур будущей прокладки. Материал — паронит (плотный картон тоже подойдет).
Стыки картера обмазываем термостойким силиконовым герметиком.
После сборки необходимо «прощелкать» коробку передач. Если какая передача не включается, подбираем регулировочные шайбы или меняем плохие шестерни.
old-bikes.ru
5 мес. назад
Глеб рассказывает и показывает чем отличаются двигатели мотоциклов ИЖ Планета Спорт 350 и кроссового ИЖ...
9 мес. назад
Инста https://www.instagram.com/nemmishka/ ВК https://vk.com/nemmishka ФБ https://www.facebook.com/nemmishka Группа ВК https://vk.com/benzmasch.
2 г. назад
Выполнен ремонт двигателя.По требованию заказчика косметический ремонт не проводился.
5 мес. назад
Инста https://www.instagram.com/nemmishka/ ВК https://vk.com/nemmishka ФБ https://www.facebook.com/nemmishka Группа ВК https://vk.com/benzmasch.
1 г. назад
Подписываемся продолжение следует...
3 г. назад
Завёл после предварительного небольшого прогрева. Устранил перегиб троса газа, как видно всё работает...
4 мес. назад
Первая часть видео про двигатель иж к15/ПС.
2 г. назад
Какой мотоцикл быстрее? ИЖ планета спорт или ява 638? Развеиваем мифы. ВК-https://vk.com/fractal_tv.
3 г. назад
через YouTube Объектив.
7 мес. назад
Обзор мотоцикла ИЖ Планета Спорт 350 системы "Японец" после полной реставрации. Пополнение коллекции Алексея...
3 мес. назад
Инста https://www.instagram.com/nemmishka/ ВК https://vk.com/nemmishka ФБ https://www.facebook.com/nemmishka Группа ВК https://vk.com/benzmasch.
1 г. назад
Буду меня полностью поршневую, осталось найти хороший поршень с кольцами.
9 мес. назад
ИЖ ПС - робота двигателя.
syoutube.ru
К сожалению, жизнь этих "Планет" оказалась скоротечной - их выпуск прекратили в 1985 году. Однако и сейчас "псовый" мотор - придел мечтаний эндуростроителя. Найти его несложно, другое дело - грамотно затюнинговать.Тот, кто поездил на дорожном "псе" и прочувствовал его взрывной характер, со временем все равно захочет его форсировать. Мощи-то ему хватает, но от увеличения ресурса мотора еще никто не отказывался.Полировка щек коленвала и придание телу шатуна обтекаемой формы (рис. 1) - это, скажем так, правило хорошего тона. Однако от подобной доработки многого ждать не приходится - это вам не уменьшение объема кривошипной камеры, когда мощность может возрасти на 20-30%. Тогда ее пик сместится в область высоких оборотов, то есть взрывная динамика гарантирована.Погодите радоваться: чтобы выполнить задуманное, придется выточить из стали ЗОХМА или ЗОХГСА новые щеки (рис. 2) с внешним диаметром 133 мм. Уменьшите также балансировочную выборку под нижнюю головку шатуна до 54,5 мм. Компенсируйте дисбаланс отверстием диаметром 28 х 20 мм снизу щеки на расстоянии 38,5 мм от центра, "прикрыв" его крышкой из дюраля.Чтобы мотор "укрутился", коленвал облегчают за счет выфрезеровок с лицевой стороны щек (поз. 20). Каждая из них "худеет" примерно на 300 г. Отверстия также закройте дюралевыми крышками, зачеканьте их и заполируйте "заподлицо" к поверхности щек. "Перелицованный" вал отбалансируйте: эта процедура хорошо известна опытным механикам из мастерских.Такие переделки делают мотор крайне резвым, что хорошо для кроссовых покатушек. Но он теряет плавность хода и тяговитость, и не всем это по нраву. Испробуйте другой вариант тюнинга - оставьте щеки коленвала в покое и принимайтесь за коренные подшипники. Это известная "слабина" мотора. Из-за нарушения центровки вала также быстро изнашивается и поршневая.Почему подшипники коленвала быстро "кончаются"? Серийные внутренние "ролики" 2505К чаще всего бывают низкого качества: с увеличенными зазорами или с пластиковым сепаратором они тут же рассыпаются. Но не в том беда. Эти подшипники смазываются смесью (с каплями масла) из кри-вошипной камеры. Залетевшие туда частички нагара и смолистые отложения со временем забьют смазочные каналы, и тогда подшипники "крякнут". Вот если бы они смазывались маслом из коробки передач, как левый внешний подшипник!..Для левой стороны это организовать несложно - достаточно попутно заменить ненадежный 2505К на два сошлифованных до толщины 9 мм шарикоподшипника 6205 (поз. 4 рис. 3): сначала установите их в картер, затем нагрейте до 80-100 °С и вставьте коленвал. Для смазки этих подшипников в картере прорежьте канавку глубиной и шириной 1 мм на расстоянии 17 мм от стопорного кольца штатного наружного подшипника (поз. 3). Для герметизации кривошипной камеры с левой стороны используйте доработанный сальник от "Явы-638" (поз. 6). Под сальник придется выточить отполированное снаружи кольцо на коленвал (поз. 1) из стали 45 (НRс 35-40).С правой стороны организовать "правильную" смазку сложнее - места там мало, а подшипник надо герметизировать с двух сторон. Выход: со стороны кривошипной камеры установите тот же "явский" сальник (с втулкой), что и слева. Запрессуйте в картер сошлифованный до толщины 10 мм роликовый подшипник 42205, а затем установите штатную крышку с сальником от "Иж-Ю сб. 1-19" (поз. 10). Заглушите маслоподводящие каналы из кривошипной камеры, а для смазки подшипника из коробки передач разместите две пластиковые трубки диаметром 4-5 мм (поз. 7). После подобной переделки ресурс мотора возрастает примерно вдвое. Конечно, здесь описаны далеко не все варианты тюнинга, применимые к моторам "Иж-ПС". Но и в таком виде "пес" еще как сможет "трях-нуть стариной". Рис. 1:Доработка шатуна. Рис. 2:Облегченные щеки коленвала: 1 - щека; 2 - дюралевая заглушка; 3 - отверстие шатунного пальца. У штатных щек L=52 мм, самодельных L=40,5 мм. Рис. 3:Модернизированная система смазки коренных подшипников: 1 - кольцо 30х25х11; 2 - стопорное кольцо; 3 - шарикоподшипник 304; 4 - доработанный шарикоподшипник 6205; 5 - коленвал; 6 - сальник от "Явы-638" 30 х 52 х 8; 7 - маслоподводящая трубка; 8 - штуцер; 9 - доработанный роликоподшипник 42205; 10 - сальник "Иж-Ю сб. 1-19"; 11 - кольцо 30х25х8. Помимо доработки коленвала, есть и другие проблемы с мотором "Иж-ПС".Карбюратор совсем необязательно ставить "родной" - "Микуни" или "К-62Д". Спектр возможных замен очень широк. Если не пугает "прожорливость" мотора, поищите карбюраторы от "ЧЗ-250", "500" - они практически вечные, имеют два независимых поплавка (подспорье при движении по пересеченке) и отлично "стимулируют" двигатель. Одна беда - новых приборов не найти, а от былых времен остался лишь металлолом, впрочем, и его при желании можно реанимировать. Если же ваш эндуро, как вы считаете, не нуждается в большей мощности, есть смысл использовать карбюратор от "Явы-638".Зажигание в заводском исполнении совсем ненадежно. Буквально все кроссовики ставили "Мотоплат" с "ЧЗ", но этот вариант страдает изъяном - на мотоцикле не будет света. Многодневщики раньше хитрили: свет делали чисто "формальным" - от батареек. Для "серьезных" эндуро прибегнуть к подобному трюку - себе дороже.На "Иж-М15" конца 80-х уже стояла бесконтактная электроника. От обычной она отличалась датчиком, так как у "ПС" из-за шестеренкой моторной передачи вращение коленвала происходит в обратную сторону. КЭТы - не идеальный вариант из-за отсутствия заливки деталей и сильной вибрации мотора. Наш совет: используйте современные мопедные или "совиные" генераторы с БКС. Если же вы хотите повысить мощность за счет увеличения оборотов (выше 6000), спаяйте сами другой электронный коммутатор или обратитесь за помощью к специалисту.Сцепление на "псах" откровенно слабое. Вариантов переделок этого узла - масса (вплоть до установки "сухого" сцепления от "Ч3-500").Коробка передач в целом достаточно крепкая, если при переключениях выжимать сцепление и держать уровень масла выше рекомендованного. Вообще, возможность замены на штатную коробку "планетовских" дорожников позволяет не беспокоиться о поломках. "Гурманам" с большими возможностями можно посоветовать внедрить целиком узел от "ЧЗ-500". Однако потребуется переварить картер. Источник: Журнал "Мото" 7/2001. |
izh-motor.ru
ДВИГАТЕЛЬ ИЖПС. Мотоцикл ИЖ Планета-Спорт выпускали с 1974 по 1984 год. Судьба этой легкой, красивой и мощной машины своеобразна и поучительна. Не понятый покупателем в первые годы, мотоцикл набирал популярность постепенно. Настоящее же признание пришло к нему лишь тогда, когда он был снят с производства.
И теперешние счастливые обладатели «пээсок" ценят их выше всего, что есть деталь от другой модели ИЖа, на нашем рынке. Пытаются продлить жизнь.
Обозначение детали по каталогу | Наименование | Колво на мот. | |
1. | ИЖПС сб. 1-0-3 | Двигатель с КП | 1 |
2. | ИЖГ-102 | Гайка | 1 |
3. | ИЖПС 0-38-1 | Болт | 1 |
4. | ИЖД15сб. 1-27 | Пробка магнитная | 1 |
5. | ИЖПС 1-27 | Шпилька | 2 |
6. | ИЖПС сб. 1-17-2 | Цилиндр | 1 |
7. | ИЖПС 1-63 | Шпилька | 2 |
8. | ИЖПС сб. 1-42 | Головка цилиндра | 1 |
9. | ИЖ49 сб. 1-27 | Декомпрессор | 1 |
го. | ИЖПС 1-2 | Прокладка | 1 |
11. | ИЖПС 1-47 | Болт | 4 |
12. | ИЖПС сб. 1-5-1 | Патрубок в сборе | 1 |
13. | ИЖПС 1-10-1 | Переходник | 1 |
14. | ИЖД15 1-4 | Кольцо стопорное | 2 |
15 | ИЖПС 1-4 | Палец поршневой | 1 |
16. | ИЖПС 1-16 | Кольцо поршневое | 2 |
ИЖПС 1-16Р1 | Кольцо поршневое 1 рем. | ||
ИЖПС 1-16Р2 | Кольцо поршневое 2 рем. | ||
17. | ИЖПС 1-15 | Кольцо поршневое | |
верхнее | 1 | ||
ИЖПС 1-15Р1 | Кольцо верхнее 1 рем. | ||
ИЖПС 1-15Р2 | Кольцо верхнее 2 рем. | ||
18. | ИЖПС сб. 1-2 | Поршень | 1 |
ИЖПС сб. 1-2Р1 | Поршень 1 рем. | ||
ИЖПС сб. 1-2Р2 | Поршень 1 рем. | ||
19. | ИЖД15 1-113 | Шпонка | 1 |
20. | ИЖД15сб. 1-4 | Сепаратор | 1 |
21. | ИЖПС сб. 1-18 | Вал коленчатый | 1 |
№ | Обозначение детали по каталогу | Наименование | Кол-во |
1. | ИЖ49 сб. 11-28-1 | Сальник | 1 |
2. | 192906 КМ | Подшипник | 1 |
3. | ИЖ49 1-31 | Кольцо | 1 |
4- | ИЖПС 1-28-1 | Половина картера правая | 1 |
5. | ИЖ49 1-162 | Прокладка | 1 |
6. | ИЖ49 сб. 1-30-3 | Сальник | 1 |
7 | ИЖПС 1-29-1 | Половина картера левая | |
8. | 203 | Подшипник | |
9. | 2505 КМУ | Подшипник | 2 I |
10. | 204 | Подшипник | 1 |
11. | ИЖЮсб. 1-50 | Сальник | 1 |
12. | ИЖПС 1-72 | Кольцо | 1 |
13. | 304 К | Подшипник | 1 |
14. | ИЖ11 1-327-1 | Кольцо установочное | 3 |
15. | ИЖПС 1-7-1 | Крышка сцепления | 1 |
16. | ИЖПС 1-8-1 | Прокладка | 1 |
17. | ИЖПС сб. 1-11-1 | Крышка картера левая | 1 |
18. | ИЖЮ8-4 | Гайка | |
19. | ИЖЮ 8-3-2 | Винт регулировочный | |
20. | ИЖПС 1-6-1 | Прокладка | 1 |
21. | ИЖПС сб. 1-36-1 | Картер е сборе | 1 |
22. | ИЖПС 1-30 | Шпилька | 4 |
23. | ИЖПС сб. 1-12 | Крышка картера правая | 1 |
ИЖПС 1-32 | Крышка | 1 |
Запись опубликована 21.06.2011 автором sansara в рубрике Старинные мотоциклы с метками ретро мотоциклы.
avtobike.com