ДВС РОТОРНЫЙ EMDRIVE РАСКОКСОВКА HONDAВИДЫ

Все о перегреве двигателя. Двигатель перегрелся


Что делать, если двигатель перегрелся. Обнаружение причин.

Многие водители ежедневно попадают в жаркую погоду в дорожные пробки. И многие из нас могут попасть в ситуацию, когда вдруг из-под капота машины начинает идти пар. В этой ситуации приходится съехать на обочину и начать поиск причины перегрева вашей машины. Что делать, если двигатель перегрелся?

Прежде всего настоятельно рекомендуем всем водителям следить за показателем температуры на приборной панели автомобиля. Надо хотя бы периодически бросать взгляд на температурный датчик. Этим вы сможете реально сможете предотвратить перегрев двигателя, а также это позволит вам сберечь приличную сумму денег на ремонтных работах, которые могут быть необходимы в случае перегрева двигателя.

Что делать, если двигатель перегрелся?

Если вы посмотрите на приборную панель и увидите на температурном датчике, что стрелка находится в красной зоне, то нужно срочно остановить машину на обочине и поставить её на паркинг (в машине с автоматической коробкой) или на ручной стояночный тормоз.

После этого выйдете из машины и внимательно осмотрите под переднюю часть автомобиля. Определите нет ли утечка жидкости. Если видите небольшую утечку охлаждающей жидкости, которая капает на дорогу, но не торопитесь впадать в панику и выключать зажигание. В такой ситуации надо дать двигателю поработать на холостых оборотах какое-то время. Если вы в итоге обнаружили, что весь антифриз вытек на дорогу (или сильно течёт), то придется сразу выключить двигатель.

А если утечка не сильная или ее совсем нет, то оставьте двигатель работающим, чтобы избежать резкого перепада температуры, который может серьезно повредить силовой агрегат.Дело в том, что при утечке охлаждающей жидкости происходит температурный всплеск из-за того, что снижается отвод тепла, вырабатываемого мотором.

Но ещё более сильный всплеск температуры происходит при больших повреждениях радиатора, помпы, шлангов системы охлаждения, радиатора печки и расширительного бачка. Особенно при полной потере антифриза. При этом температура двигателя достигает максимальных значений очень быстро.

Циркуляция охлаждающей жидкости

Помните, что тепло от двигателя за счёт физических процессов передается охлаждающей жидкости, которая циркулирует по системе охлаждения имеющей замкнутый малый и большой циклы.

Логично, что жидкость не может циркулировать без физической силы. Это обеспечивает водяной насос, который и поддерживает движение охлаждающей жидкости по системе охлаждения, которая к тому же имеет определенное давление. Отсюда в следствии поломки водяной помпы, или разгерметизации системы происходит утечка жидкости и падение давления в системе охлаждение. В итоге двигатель начинает перегреваться, так как система охлаждения перестает выполнять своё назначение.

В системе охлаждения есть радиатор, через который проходят потоки воздуха вовремя движения машины. Нагретая от тепла двигателя охлаждающая жидкость, циркулируя через радиатор, начинает остывать. В итоге температура антифриза падает до нормальных значений, и затем цикл повторяется. А при повреждении радиатора охлаждения, антифриз также будет утекать из системы и приведет к недостаточному охлаждению мотора.

Как уже было сказано, при потере антифриза происходит резкий температурный всплеск двигателя. Многие водители в этот момент совершают огромную ошибку, спеша, как можно скорее, выключить зажигание, что в итоге приводит ещё к большему перегреву мотора.

Антифриз

На холостом ходу, вы можете нажать педаль газа, прибавив немного обороты двигателю. Это позволит увеличить скорость работы водяной помпы (если она исправна) и увеличить скорость циркуляции потока охлаждающей жидкости (в случае если весь антифриз не вытек на дорогу).

Это поможет уменьшить время включения подкапотного вентилятора охлаждения, которым в большинстве случаев оснащены многие автомобили. Такой вентилятор устанавливается, чтобы дополнительно охлаждать антифриз циркулирующей в системе.

Пока ваш перегретый автомобиль, который вот-вот закипит, работает на холостом ходу, попробуйте открыть все окна машины и включить печку в салоне на полную мощь.

Таким образом, система обогрева воздуха в салоне будет работать, как второй радиатор в автомобиле, так как включённая на максимум система отопления салона, позволит отдавать в салон больше тепла, что в свою очередь будет способствовать падению температуры антифриза, за счет естественного теплообмена.

Система отопления салона

Если же после включения обогрева воздуха в салоне заметите, что воздуховоды внутри автомобиля не дуют горячем воздухом или заметите, что температура на приборной панели не снижается, то сразу выключайте двигатель.

Возможно в этом случае в вашей машине есть проблема с движением потоков охлаждающей жидкости, которая может быть вызвана неисправным водяным насосом или отсутствием жидкости охлаждения в системе, в связи её полной утечкой.

В этом случае вам придётся как можно быстрее выключить двигатель, поскольку при полном отсутствии антифриза в системе работающий двигатель создаст еще больше тепла, которому некуда будет деться. В итоге существует риск сильного перегрева силового агрегата, что чревато серьезным ущербом.

Как определить причину перегрева двигателя?

Датчик температуры на приборной панели

Если предотвратить перегрев двигателя не получилось и вы были вынуждены его отключить, то настало время провести диагностику проблемы.Для начала посмотрите ниже видео, которое объясняет, как работает система охлаждения и какие узлы входят в неё.

 

Всегда помните, что ключом в диагностике любой неисправности в автомобиле является понимание того, как работает та или иная система.

Изучив работу системы охлаждения, вы поймёте, что есть несколько вещей, которые вызывают перегрев двигателя. Мы расскажем об основных.

Основными источниками неисправностей системы охлаждения являются: неисправный вентилятор охлаждения, неисправность водяного насоса, утечка охлаждающей жидкости, застрявший в одном положении термостат, плохая герметичность крышки радиатора, утечка охлаждающей жидкости через прокладку головки двигателя, загрязнение жидкости охлаждения, воздух в виде пузырей в системе охлаждения.

Перегрев двигателя при низких скоростях автомобиля

Если перегрев происходит только при низких скоростях во время движения, то есть большая вероятность, что в вашей машине проблема, связанная с недостаточными потоками воздуха, которые должны охлаждать радиатор с циркулирующим по нему антифризом.

В этой ситуации вы должны проверить, включается ли вентилятор охлаждения, который помогает остужать охлаждающую жидкость в радиаторе, когда машина стоит на месте или движется в жаркую погоду на медленной скорости.

Если ваш автомобиль оснащён механическим вентилятором, вы должны провести диагностику чтобы узнать, приводится ли муфта вентилятора в действие.В видео ролике выше показано, как это можно сделать.

На холостом ходу после движения включился вентилятор охлаждения и температура начала снижаться
Низкий уровень антифризаНизкий уровень антифриза является очень частой причиной перегрева двигателя

Если при парковке машины на обочине вы замечаете, что при работе двигателя на холостом ходу включается вентилятор, после чего температура охлаждающей жидкости, которую можно контролировать на приборной панели, начала резко падать, то возможно проблема связана с потоком охлаждающей жидкости.

Дайте при этом двигателю полностью остыть и проверьте и уровень антифриза в радиаторе, расширительном бачке, чтобы убедиться, что в системе охлаждения достаточно жидкости. Если вы обнаружите, что уровень антифриза ниже нормы, то проверьте систему охлаждения на наличие утечек.

Обязательно проверьте водяной насос, где довольно часто можно наблюдать утечку антифриза из-за повреждения прокладки.Проверьте радиатор на герметичность. Особенно тех местах, где к радиатору подходят шланги с хомутами. Не забудьте проверить, плотно ли закручена крышка радиатора и держит ли она давление в системе. При износе крышки замените ее на новую.

Если утечка антифриза не сильная, то добавьте в систему небольшое количество охлаждающей жидкости. Но учтите, что при утечке долив охлаждающей жидкости это только временное решение проблемы. Окончательно  этим вы не решите вопрос окончательно и надо обязательно провести замену повреждённой части, которая ответственна за утечку и перегрев двигателя.

Утечка антифриза через микротрещины
Трещина в головке блока цилиндров двигателя может привести к уходу антифриза без очевидных признаков утечки

Уход антифриза из системы охлаждения не всегда вызван внешней утечкой жидкости. Например, причина утечки жидкости может быть связана с повреждением прокладки головки блока двигателя, треснувшей головки блока (как на фото выше).

Вот как проверить этот вид утечки охлаждающей жидкости:

При наличии белого дыма из выхлопной трубы или плохо работающем автомобиле на холостом ходу можно сделать вывод о том, что вероятнее всего охлаждающая жидкость попадает в камеру сгорания.

Повышенный уровня масла. Цвет масла молочный? А в радиаторе или расширительном бачке антифриз выглядит сильно коричневым? Если это так, то охлаждающая жидкость и масло могут смешиваться.

Проверьте компрессию с помощью компрессометра, который продается во всех автомагазинах или возьмите напрокат в автосервисе. Если при замере два соседних цилиндра имеют пониженную компрессию, то вероятнее всего, что в вашей машине повреждена прокладка головки блока. Выкрутите свечи и сравните их вид. Если одна из свечей зажигания выглядит очень чистой, как будто она очищена горячей водой или паром, и значительно чище других, то это означает, что охлаждающая жидкость попадает в тот цилиндр, откуда вы выкрутили чистую свечку.

Ещё можно с помощью специального прибора проверить давление в радиаторе, при подаче воздуха в систему охлаждения. Если система при этом тесте не будет удерживать давление, то, скорее всего, существует внешняя утечка антифриза из системы. Если вы визуально, осмотрев все внимательно, не видите внешнюю утечку, то тогда вероятнее всего утечка связана с плохой прокладкой головки блока или повреждением головки блока двигателя.

В зависимости от конструкции снимите крышку радиатора или расширительного бачка. Заведите двигатель с открытой крышкой радиатора. Видите на работающем двигателе пузырьки в горловине расширительного бачка или в радиаторе? Значит есть вероятность утечки антифриза из-за износа прокладки головки блока или повреждения головки.

Одним из гарантированных способов определить повреждена ли прокладка головки блока, это отправить небольшое количество отработанного моторного масла на анализ в специализированную лабораторию, которая тщательно изучит весь состав отработанного масла. Иногда это помогает спасти ваш двигатель от больших проблем. Ведь химический состав масла может сказать о многом. Даже о ранних начинающихся проблемах в силовом агрегате.

Температура охлаждения

Если вы обнаружили, что вентилятор охлаждения работает, а в системе охлаждения много охлаждающей жидкости, но температура мотора всё равно увеличивается, то неисправность может быть связана не с потерей антифриза.

Это может быть связано со скоростью циркуляции антифриза в охлаждающей системе или с качеством самой жидкости, которая со временем может потерять свои свойства.

Если вы своевременно не будете заменять антифриз, то рано или поздно он перестанет справляться со своей задачей и ваша машина может начать перегреваться.

Также плохая циркуляция антифриза может быть связана с повреждением помпы. Это можно обнаружить по звуку, стоя рядом с работающей машиной.

Охлаждающая жидкость может со временем быть загрязнена (которая может не только засорить каналы в системе охлаждения, но и снизить теплоемкость жидкости из-за изменений химического состава).Для того чтобы проверить качество антифриза откройте крышку радиатора (на холодный двигатель) и убедитесь, что жидкость выглядит чистой.

Теперь запустите двигатель. Если вы слышите во время вращения визг, то ваш двигатель не может вращать водяной насос достаточно быстро, чтобы жидкость циркулировала с той скоростью, чтобы двигатель не перегревался. В этом случае придется снимать помпу и более детально проводить диагностику неисправности.

Если в системе охлаждения много антифриза, вентилятор работает исправно, охлаждающая жидкость выглядит чистой, и под капотом нет никаких посторонних шумов, поступающих от водяного насоса или шкива, но при работе двигателя температура охлаждающей жидкости повышается, есть большая вероятность что в радиаторе или шлангах системы охлаждения может быть воздух.

При попадании воздуха в систему охлаждения в ней образуются воздушные пузыри, которые мешают нормальной циркуляции антифриза, а это в свою очередь может привести в жаркую погоду при движении в городе к перегреву двигателя.

Может быть, что во время последнего ТО обслуживающий автомеханик не выполнил деаэрирование системы охлаждения соответствующим образом и возможно вам придется снова обратиться к нему, чтобы он стравил воздух из системы.

Чтобы убедиться в попадании воздуха в систему, включите отопитель воздуха в салоне, когда двигатель горячий. Если вы обнаружите, что печка слабо греет, то это свидетельствует о воздухе в системе охлаждения.

Но всё может быть и гораздо проще. В системе охлаждения не хватает давления из-за плохо закрытой крышки радиатора или расширительного бачка. В этом случае вам нужно просто затянуть крышку или заменить ее на новую.

 

Опасность перегрева двигателя и что делать, если двигатель перегрелся

Водяная помпа системы охлажденияЧто касается деталей системы охлаждения, то, наверное, самый важный компонент системы это водяная помпа. Этот элемент системы охлаждения дает движение антифризу, посылая жидкость на основе этиленгликоля через двигатель, термостат, радиатор, печку салона и все патрубки, шланги и каналы в системе охлаждения.

Перегрев двигателя это очень серьезная проблема, так как она может привести к растрескиванию головки блока цилиндров или её деформации, а также может повредить прокладку, которая отделяет головку от блока цилиндров.Эти последствия могут привести к тому, что антифриз будет попадать в моторное масло, что в свою очередь может привести к повреждению подшипников, и в конечном итоге выведет из строя двигателя.

Но если в системе охлаждения достаточно чистого антифриза, который циркулирует по не засоренной системе охлаждения и в вашей машине достаточно проходит воздуха через радиатор, а также исправны водяной насос и термостат и нет повреждений патрубков или крышки радиатора, то вы можете не бояться, что ваш автомобиль закипит на дороге в самый не подходящий момент.

Чтобы быть уверенным, что система охлаждения находится в исправном состоянии, периодически проводите диагностику систему самостоятельно или пройдите технический осмотр в техническом центре.

 

Читайте также:

autosmotos.ru

Если двигатель перегрелся...

Если двигатель перегрелся...

    По материалам сайта "Иркутский экспресс"

 

Весна всегда приносит автовладельцам проблемы. Они возникают не только у тех, кто всю зиму держал машину в гараже или на стоянке, после чего долго бездействовавший автомобиль преподносит сюрпризы в виде отказов систем и агрегатов. Но и у тех, кто ездит круглый год. Некоторые дефекты, "дремавшие" до поры до времени, дают о себе знать, как только столбик термометра устойчиво перевалит в область положительных температур. И один из таких опасных сюрпризов - перегрев двигателя.

Перегрев в принципе возможен в любое время года - и зимой, и летом. Но, как показывает практика, на весну приходится наибольшее число подобных случаев. Объясняется это просто. Зимой все системы автомобиля, в том числе и система охлаждения двигателя, работают в весьма тяжелых условиях. Большие перепады температур - от "минусовых" по ночам до весьма высоких рабочих после непродолжительного движения - негативно действуют на многие агрегаты и системы.

Как обнаружить перегрев?

Ответ, вроде бы, очевиден - посмотреть на указатель температуры охлаждающей жидкости. На самом деле все куда сложнее. Когда движение на дороге интенсивное, водитель не сразу замечает, что стрелка указателя сдвинулась далеко в сторону красной зоны шкалы. Однако есть ряд косвенных признаков, зная которые можно уловить момент перегрева и не глядя на приборы. Так, если перегрев возникает из-за малого количества антифриза в системе охлаждения, то первым на это отреагирует отопитель, расположенный в высокой точке системы, - горячий антифриз перестанет туда поступать. То же произойдет и при кипении антифриза, т.к. оно начинается в самом горячем месте - в головке блока цилиндров у стенок камеры сгорания, - а образовавшиеся паровые пробки запирают проход охлаждающей жидкости к отопителю. В результате подача горячего воздуха в салон прекращается. О том, что температура в системе достигла критического значения, точнейшим образом свидетельствует внезапно появившаяся детонация. Поскольку температура стенок камеры сгорания при перегреве значительно выше нормы, это непременно провоцирует возникновение ненормального горения. В результате перегретый двигатель при нажатии на педаль газа напомнит о неисправности характерным звонким стуком. К сожалению, и эти признаки нередко могут остаться незамеченными: при повышенной температуре воздуха отопитель выключают, а детонацию при хорошей шумоизоляции салона можно просто не услышать. Тогда при дальнейшем движении автомобиля с перегретым двигателем начнет падать мощность, и появится стук, более сильный и равномерный, чем при детонации. Тепловое расширение поршней в цилиндре приведет к увеличению их давления на стенки и значительному росту сил трения. Если же и этот признак не будет замечен водителем, то при дальнейшей работе двигатель получит основательные повреждения, и без серьезного ремонта уже, к сожалению, не обойтись.

Отчего возникает перегрев

Внимательно присмотритесь к схеме системы охлаждения. Практически каждый ее элемент в определенных обстоятельствах может стать отправной точкой перегрева. А его первопричины в большинстве случаев такие: плохое охлаждение антифриза в радиаторе; нарушение уплотнения камеры сгорания; недостаточное количество охлаждающей жидкости, а также негерметичность в системе и, как следствие -уменьшение избыточного давления в ней. Первая группа, помимо очевидного наружного загрязнения радиатора пылью, тополиным пухом, листвой, включает еще неисправности термостата, датчика, электродвигателя или муфты включения вентилятора. Встречается и внутреннее загрязнение радиатора, однако не из-за накипи, как бывало много лет назад после длительной эксплуатации двигателя на воде. Тот же эффект, а иной раз намного более сильный, дает применение различных герметиков для радиатора. И если последний действительно забит таким средством, то прочистить его тонкие трубки - довольно серьезная проблема. Обычно неисправности этой группы легко обнаруживаются, а чтобы доехать до стоянки или СТО, достаточно бывает пополнить уровень жидкости в системе и включить отопитель. Нарушение уплотнения камеры сгорания - тоже довольно распространенная причина перегрева. Продукты сгорания топлива, находясь под большим давлением в цилиндре, через неплотности проникают в рубашку охлаждения и вытесняют от стенок камеры сгорания охлаждающую жидкость. Образуется горячая газовая "подушка", дополнительно нагревающая стенку. Подобная картина возникает из-за прогара прокладки головки, трещин в головке и гильзе цилиндра, деформации привалочной плоскости головки или блока, - чаще всего вследствие предшествовавшего перегрева. Определить, что подобная негерметичность имеет место, можно по запаху выхлопных газов в расширительном бачке, вытеканию антифриза из бачка при работе двигателя, быстрому повышению давления в системе охлаждения сразу после запуска, а также по характерной водомасляной эмульсии в картере. Но установить конкретно, с чем связана негерметичность, удается, как правило, только после частичной разборки двигателя. Явная негерметичность в системе охлаждения возникает чаще всего из-за трещин в шлангах, ослабления затяжки хомутов, износа уплотнения насоса, неисправности крана отопителя, радиатора и других причин. Отметим, что течь радиатора часто появляется после "разъедания" трубок так называемым "Тосолом" неизвестного происхождения, а течь уплотнения насоса - после длительной эксплуатации на воде. Установить, что охлаждающей жидкости в системе мало, визуально так же просто, как и определить место утечки. Негерметичность системы охлаждения в ее верхней части, в том числе из-за неисправности клапана пробки радиатора, приводит к падению давления в системе до атмосферного. Как известно, чем меньше давление, - тем ниже температура кипения жидкости. Если рабочая температура в системе близка к 100 градусам С, то жидкость может закипеть. Нередко кипение в негерметичной системе возникает даже не при работе двигателя, а после его выключения. Определить, что система действительно негерметична, можно по отсутствию давления в верхнем шланге радиатора на прогретом двигателе.

Что происходит при перегреве

Как отмечено выше, при перегреве двигателя начинается кипение жидкости в рубашке охлаждения головки блока цилиндров. Образующаяся паровая пробка (или подушка) препятствует непосредственному контакту охлаждающей жидкости с металлическими стенками. Из-за этого эффективность их охлаждения резко уменьшается, а температура значительно возрастает. Такое явление носит обычно местный характер - вблизи области кипения температура стенки может быть заметно выше, чем на указателе (а все потому, что датчик устанавливается на наружной стенке головки). В результате в головке блока могут появиться дефекты, в первую очередь - трещины. В бензиновых двигателях - обычно между седлами клапанов, а в дизелях - между седлом выпускного клапана и крышкой форкамеры. В чугунных головках иногда встречаются и трещины поперек седла выпускного клапана. Трещины возникают также в рубашке охлаждения, например, по постелям распределительного вала или по отверстиям болтов крепления головки блока. Такие дефекты лучше устранять заменой головки, а не сваркой, которую пока не удается выполнить с высокой надежностью. При перегреве, даже если трещин не возникло, головка блока часто получает значительные деформации. Так как по краям головка прижата к блоку болтами, а перегревается ее средняя часть, происходит следующее. У большинства современных двигателей головка изготовлена из алюминиевого сплава, который при нагреве расширяется больше, чем сталь крепежных болтов. При сильном нагреве расширение головки приводит к резкому возрастанию усилий сжатия прокладки по краям, где расположены болты, в то время как расширение перегретой средней части головки болтами не сдерживается. Из-за этого происходит, с одной стороны, деформация (провал от плоскости) средней части головки, а с другой - дополнительное обжатие и деформация прокладки усилиями, значительно превышающими эксплуатационные. Очевидно, после охлаждения двигателя в отдельных местах, особенно у краев цилиндров, прокладка уже не будет зажата должным образом, что может вызвать течь. При дальнейшей эксплуатации такого двигателя металлическая окантовка прокладки, потеряв тепловой контакт с плоскостями головки и блока, перегревается, а затем прогорает. Особенно это характерно для двигателей со вставными "мокрыми" гильзами или если между цилиндрами слишком узкие перемычки. В довершение всего деформация головки приводит, как правило, к искривлению оси постелей распределительного вала, расположенных в ее верхней части. И без серьезного ремонта эти последствия перегрева устранить уже не удастся. Не менее опасен перегрев и для цилиндро-поршневой группы. Поскольку кипение охлаждающей жидкости распространяется постепенно от головки на все большую часть рубашки охлаждения, то резко снижается и эффективность охлаждения цилиндров. А это значит, что ухудшается отвод тепла от нагреваемого горячими газами поршня (тепло от него отводится в основном через поршневые кольца в стенку цилиндра). Температура поршня растет, одновременно происходит и его тепловое расширение. Поскольку поршень алюминиевый, а цилиндр, как правило, чугунный, то разница в тепловом расширении материалов приводит к уменьшению рабочего зазора в цилиндре. Дальнейшая судьба такого двигателя известна - капитальный ремонт с расточкой блока и заменой поршней и колец на ремонтные. Перечень работ по головке блока вообще получается непредсказуемым. Лучше все-таки мотор до этого не доводить. Открывая периодически капот и проверяя уровень жидкости, можно в какой-то степени себя обезопасить. Можно. Но не на все 100 процентов.

Если двигатель все-таки перегрелся

Очевидно, надо сразу остановиться на обочине дороги или у тротуара, выключить двигатель и открыть капот - так двигатель будет охлаждаться быстрее. Кстати, на этой стадии в подобных ситуациях так поступают все водители. А вот дальше они допускают серьезные ошибки, от которых мы хотим предостеречь. Ни в коем случае нельзя открывать пробку радиатора. На пробках иномарок не зря пишут "Never open hot" - никогда не открывайте, если радиатор горячий! Ведь это так понятно: при исправном клапане пробки система охлаждения находится под давлением. Очаг кипения расположен в двигателе, а пробка - на радиаторе или расширительном бачке. Открывая пробку, мы провоцируем выброс значительного количества горячей охлаждающей жидкости - пар вытолкнет ее наружу, как из пушки. При этом ожог рук и лица почти неизбежен -струя кипятка ударяет в капот и рикошетом - в водителя! К сожалению, от неведения либо от отчаяния так поступают все (или почти все) водители, видимо, полагая, что тем самым разряжают ситуацию. На самом деле они, выплеснув остатки антифриза из системы, создают себе дополнительные проблемы. Дело в том, что жидкость, кипящая "внутри" двигателя, все-таки выравнивает температуру деталей, тем самым снижая ее в наиболее перегретых местах. Но кое-кто умудряется пойти еще дальше. Если рядом оказалась вода, они льют ее, холодную, на двигатель ведром - чтобы он, родимый, поскорее остыл. Последствия почти всегда одни - головка блока треснет наверняка. Перегрев двигателя - это как раз тот случай, когда, не зная, что делать, лучше не делать ничего. Минут десять-пятнадцать, по крайней мере. За это время кипение прекратится, давление в системе упадет. И тогда можно приступать к действиям. Убедившись, что верхний шланг радиатора потерял былую упругость (значит, давления в системе нет), аккуратно открываем пробку радиатора. Теперь можно долить выкипевшую жидкость. Делаем это аккуратно и медленно, т.к. холодная жидкость, попадая на горячие стенки рубашки головки блока, вызывает их быстрое охлаждение, что может привести к образованию трещин. Закрыв пробку, запускаем двигатель. Наблюдая за указателем температуры, проверяем, как нагреваются верхний и нижний шланги радиатора, включается ли после прогрева вентилятор и нет ли утечек жидкости. Самое, может быть, неприятное - отказ термостата. При этом, если клапан его "завис" в открытом положении, - беды нет. Просто двигатель будет медленнее прогреваться, поскольку весь поток охлаждающей жидкости направится по большому контуру, через радиатор. Если же термостат остается закрытым (стрелка указателя, медленно достигнув середины шкалы, быстро устремится к красной зоне, а шланги радиатора, особенно нижний, останутся холодными), движение невозможно даже зимой - двигатель тут же снова перегреется. В этом случае нужно демонтировать термостат либо хотя бы его клапан. Если обнаружена течь охлаждающей жидкости, ее желательно устранить или хотя бы уменьшить до разумных пределов. Обычно "течет" радиатор из-за коррозии трубок на ребрах или в местах пайки. Иногда такие трубки удается заглушить, перекусив их и загнув края пассатижами. В случаях, когда полностью устранить серьезную неисправность в системе охлаждения на месте не удается, нужно хотя бы доехать до ближайшей СТО или населенного пункта. Если неисправен вентилятор, можно продолжить движение с включенным на "максимум" отопителем, который берет на себя значительную часть тепловой нагрузки. В салоне будет "немножко" жарко - не беда. Как известно, "пар костей не ломит". Хуже, если отказал термостат. Выше мы уже рассмотрели один вариант. Но если вы не можете справиться с этим прибором (не хотите, не имеете инструментов и т.п.), можно попробовать еще один способ. Начните движение, - но, как только стрелка указателя приблизится к красной зоне, выключайте двигатель и двигайтесь накатом. Когда скорость упадет, включите зажигание (легко убедиться, что по прошествии всего 10-15 секунд температура уже будет меньше), снова запустите двигатель и повторяйте все сначала, непрерывно следя за стрелкой указателя температуры. При определенной аккуратности и подходящих дорожных условиях (нет крутых подъемов) таким способом можно проехать десятки километров, даже когда охлаждающей жидкости в системе осталось совсем мало. В свое время автору удалось таким образом одолеть около 30 км, не причинив двигателю заметного вреда.

 

Александр Хрулев, кандидат технических наук, директор фирмы "АБ-Инжиниринг", "А+С"

www.toyotaownersclub.ru

Все о перегреве двигателя - MegaSOS

 Перегрев двигателя является серьезной проблемой, которую следует немедленно устранить, диагностировав предварительно саму причину неполадки. Существуют три степени перегрева двигателя:

Слабый перегрев двигателя. 

 Продолжительность работы двигателя при завышенной температуре составляет 5-10 минут. В этом случае следует немедленно заглушить двигатель. Причиной перегрева двигателя может оказаться сбой работы термостата или вентилятора. Большинство современных двигателей нормально переносят кратковременные перегревы, а последствия для остальных двигателей незначительные: самую малость могут оплавиться поршни. Наличие черного дыма и ощущение того, что двигатель работает под нагрузкой, укажет на то, что имеет место быть перегрев. Повышенная сопротивляемость оплавленных поршней и остатки алюминия на стенках цилиндра и есть те самые признаки перегрева двигателя.

Заметный перегрев двигателя.

Продолжительность работы двигателя при завышенной температуре составляет 20 минут. Причиной может быть любая из нижеперечисленных. Последствия при заметном перегреве могут стать более серьезными, чем при слабом. Искривление плоскости головки блока цилиндров и трещины в ГБЦ, что впоследствии может привести к:

Сильный перегрев двигателя.

В случае сильного перегрева двигателя, он застучит или даже заклинит. Уцелеть какая-либо из основных деталей двигателя не сможет. В камерах сгорания двигателя поршни плавятся и прогорают вплоть до полного разрушения, алюминий плавится и прилипает к стенкам цилиндров, что затрудняет ход поршня, следовательно, глушится двигатель. Моторное масло нагревается до температуры, при которой оно теряет свои свойства и становится как вода, прекращая смазывать трущиеся детали, что может привести к полному беспорядку.

Часто возникают аварии, причиной которых выступает перегрев двигателя. Ввиду этого как собственников авто, так и рядовых граждан, которые могут оказаться на месте пассажиров, волнует вопрос относительно того, как избежать перегрева и как его предотвратить. Как это ни обидно, но от капризов погоды и пробок никто не застрахован, тем более что это невозможно – именно в связи со знойной погодой и возникает перегрев двигателя. Впоследствии вам придется отказаться от поездки, а в исключительном случае вашему авто потребуется дорогостоящий ремонт. 

Для начинающих водителей, а также для тех, кому не понаслышке знакома проблема перегрева двигателя, будет сложной диагностика подобной проблемы. Ввиду этого следует узнать признаки, по которым возможна своевременная диагностика авто. 

Как определить перегрев двигателя?

Прежде всего, необходимо наблюдать за датчиком температур. С машиной проблема, если стрелка располагается в красной области датчика. Нужно отслеживать показатели лампы аварийной системы. Следует остановить автомобиль и попытаться разобраться, в чем же причина происходящего.

Кроме того, определить, что имеется проблема перегрева двигателя, можно по сигналу в тот момент, когда осуществляется нажатие педали газа. Это явление именуется «детонацией».

Явный признак перегрева – наличие дыма и пара, выбивающегося из-под капота. В подобной ситуации следует остановить автомобиль, так как несколько минут работы перегревшегося двигателя приведут к непредсказуемым последствиям.

Не нужно легкомысленно относиться к проблеме перегрева двигателя. Ведь последствия могут приобрести печальный оттенок, как для автомобиля, так и для самого собственника. Если водитель осознал, что имеет место перегрев двигателя, то необходимо своевременно диагностировать причину, вызывающую ее возникновение. Выяснив причину, нужно предотвратить повторы перегрева. Понятно, что причины, вызывающие перегрев, могут носить разнообразный характер, но необходимо не упустить из виду наиболее распространенные из них, а именно: 

 - утечка тосола. Причина происходящего – негерметичность системы охлаждения, наличие трещин на шлангах, признаки износа уплотнения насоса и т.п. Помимо этого, причинами утечки могут стать некачественная охлаждающая жидкость или колебания температуры;

- загрязнение радиатора. Необходимо производить своевременную очистку радиатора от всевозможных загрязнений, пуха и листвы, забившейся в отверстия этого прибора. Кроме того, следует прочищать радиатор от накипи, образующейся от воды, применяемой для машины. Если этого не делать своевременно, то необходимо выложить «кругленькую» сумму на очистку радиатора;

- неисправность термостата. Чтобы проверить качественные характеристики работы этого прибора, необходимо разогреть двигатель и осторожно дотронуться до шланга или радиатора. Если они холодные, значит, термостат следует заменить;

- неисправность насосной системы автомобиля. Это препятствует циркуляции жидкости в системе охлаждения;

- неисправности в работе вентилятора – это самая распространенная причина перегрева двигателя.

В целях избегания перегрева двигателя целесообразно включить печку в салоне. Печка возьмет на себя часть тепла, и это будет содействовать охлаждению двигателя. Предположим, двигатель перегрелся. Именно сейчас нужно знать, что следует предпринимать в таких случаях, а от каких действий нужно воздержаться.

Что предпринять при перегреве двигателя?

При наличии признаков перегрева двигателя нужно остановить автомобиль и выключить его. Кроме этого, целесообразно включить сигнализацию и поставить знак «аварийная остановка».

После этого открываем капот и оставляем его в таком положении как минимум на полчаса. Нужно дождаться, когда кипение прекратится.

Имеет смысл осмотреть автомобиль с целью обнаружения протечки. Если протечка не выявлена, следует подождать, пока понизится уровень давления, и залить тосол в систему охлаждения.

После остывания двигателя вернитесь в автомобиль и осуществите его запуск. Если температура достаточно быстро увеличивается, вызывайте эвакуатор и произведите диагностику. Если температура поднимается медленно, доезжайте до ближайшего автосервиса и диагностируйте автомобиль.

Нельзя продолжать движение при перегреве двигателя. Часты случаи, когда водители самостоятельно предпринимают попытки устранения неполадок, однако это может плохо закончиться.

От каких действий следует воздержаться при перегреве двигателя?

Нельзя открывать пробку радиатора, так как закипевший тосол превращается в газ, увеличивая давление в охлаждающей системе. И если производить открывание пробки, то тосол испаряется. А в случае попадания на кожу приводит к появлению ожогов.

Нельзя мотор поливать водой. Это причина образования мелких трещин.

ru.megasos.com


Смотрите также