ДВС РОТОРНЫЙ EMDRIVE РАСКОКСОВКА HONDAВИДЫ

Морфогенетическое поле или откуда приходят наши знания? Двигатель морфогенетического кондиционирования


Выбор половой принадлежности в лечебнице "Маунт-Мэссив" | Outlast вики

Выбор половой принадлежности в лечебнице "Маунт-Мэссив" — второй документ в дополнении Outlast: Whistleblower. Найти его можно в Госпитале, в помещении, покрытом пластиком, после того как Вэйлон поднимет ключ от наручников с трупа охранника.

Дело №MM1200715, ДОПОЛНЕНИЕ 271

(Относительно формы: весь нижеследующий материал следует преобразовать в соответствии с формой 4083, с судебным пересмотром в виде компенсации продолжающегося судебного процесса №1200715.)

Автор: Этан Срискандарая

Заметки: Это ходатайство представляет собой обращение за конкретной юридической консультацией по продолжающемуся судебному процессу Мелиссы Чо против благотворительной психологической программы "Меркоф" (США), первоначально поданному в 2010 году. На момент отставки миссис Чо, психосоматические эффекты двигателя морфогенетического кондиционирования на работниц женского пола уже были хорошо известны. (Уже более семи работниц и пациентов были убеждены, что они беременны, они сделали аборты за несколько недель до выкидыша несуществующего ребенка, пять абортов со смертельным исходом). Женский персонал перевели на верхние этажи, затем в другие здания и, в конце концов полностью убрали из лечебницы Маунт-Мэссив.

Высокий уровень секретности проекта "Вальридер" повлек за собой перераспределение и увольнения, что в результате вызвало ощущение несправедливости у нескольких отстраненных сторон. Мисс Чо удалось получить постановление суда, позволяющее ей заполучить документы с подробностями об увольнении. В целях обеспечения удовлетворительной информации, эти документы должны быть обработаны и подписаны задним числом, не ставя под угрозу секретность проекта. Ждем дальнейших указаний

Этан Срискандарая

Консультант MM214

ru.outlast.wikia.com

Отчет о состоянии пациента Фрэнка Манеры | Outlast вики

Отчет о состоянии пациента Фрэнка Манеры — пятый документ в дополнении Outlast: Whistleblower. Найти его можно в левом углу медицинской лаборатории Госпиталя, на столе у стены.

Психиатрические Исследования Меркоф

Проект "Вальридер"

Лечебница "Маунт-Мэссив"

Дело № 209

Пациент: ФРЭНК АНТОНИО МАНЕРА

Дата консультации: 08.29.2012

Первичное обращение: 11.01.2010

Возраст: 36

Пол: М

Лечащий врач: Карл Хьюстон (не проверено)

Состояние: Активность двигателя морфогенетического кондиционирования минимальна и только на самых высоких уровнях гормональной терапии (5 и 6 стадии). В состоянии сна неоднократно возвращается к изображениям изоляции и предательства. Нулевое состояние осознания.

Симптомы:

Тяжелые бронхиальные образования характерны для пациентов с историей употребления табака и марихуаны. Исключительно низкая активность в состоянии медленного сна.

Заметки: Во время этого интервью Фрэнк весил 68 кг (при поступлении его вес был 103 кг). Он был апатичным и почти совершенно нереагирующим ни на что, проявляя интерес только во время сценария 9 паттерна гипнотерапии (Вернике), касательно распития крови с груди спящих мужчин. Он продолжает отказываться мыться, от услуг парикмахера, заявляя: "если я не могу принимать участие, то и не могу делиться"

Рекомендовать принудительное питание для мистера Манеры, если мы не сможем найти что-нибудь, что он любит есть.

Психиатрические исследования Меркоф, проект "Вальридер"

Лечебница "Маунт-Мэссив"

ru.outlast.wikia.com

Морфогенетическое поле или откуда приходят наши знания?

Казалось бы, ответить на этот вопрос просто. Мы все учимся в школе, потом, скажем, слушаем лекции в институте, читаем книги. Многое, сами того не замечая, узнаем в семье или от товарищей, черпаем из СМИ в конце концов. И вместе с тем вопрос об источниках знаний, которыми владеет конкретный человек, не так прост.

О синицах

В начале прошлого века в Англии молоко стали разносить в бутылках, закрытых картонными крышечками. Бутылки ставились перед дверью, у порога. В городке Саутгемптон местные синицы быстро использовали это новшество. Они легко проклевывали крышечки и пили молоко. Скоро эта ноу-хау стало известно синицам всей Британии, а потом и большей части Европы.

С началом Второй мировой войны, когда появились карточки на продовольствие, бутылки у порога молочники уже не оставляли. И только восемь лет спустя вернулись к прежней практике доставки молока. И что же? Синицы сразу же принялись дырявить картонные крышечки...

Казалось бы, что тут удивительного. Дело, однако, в том, что синицы живут в среднем три года. Значит, за восемь лет сменилось почти три поколения этих птиц. Каким же образом послевоенные синицы переняли опыт своих предков? Читать они, как известно, не умеют, да и пособий, как воровать молоко, для них никто не составлял.

Об азбуке Морзе

Еще один пример, теперь уже из наблюдений над людьми. Психолог из США Арденн Мальберг предложил студентам освоить две одинаковых по сложности азбуки Морзе.

Секрет заключался в том, что один вариант был собственно азбукой Морзе (которой испытуемые не знали), а другой - подражанием этой азбуке, но совсем с другими соответствиями сигналов буквам. Все без исключения студенты быстрее и легче освоили общепринятую телеграфную азбуку, хотя и не знали, что именно этот вариант первоначальный.

Загадочные поля

Для объяснения этих феноменов известный английский биолог Руперт Шелдрейк выдвинул теорию морфогенетических полей. По его мнению, мозг человека или животного сам по себе не содержит ни памяти, ни знаний. Но весь окружающий нас мир пронизывают особые морфогенетические (формообразующие) поля.

В них накапливаются все знания, весь опыт человечества или животных. Желая что-нибудь «вспомнить», например таблицу умножения или какие-нибудь стихи, человек автоматически настраивает свой мозг на эту задачу и получает извне нужную ему информацию.

На первый взгляд, теория Шелдрейка кажется нелепой и даже безумной. Но не будем торопиться с выводами. Синицы, родившиеся во второй половине 1940-х годов, не могли обладать опытом своих довоенных предков. Однако, как только вновь появились молочные бутылки, синицы по всей Западной Европе сразу же стали с ними «справляться».

Даже если предположить, что в какой-то местности птицы заново открыли этот метод воровать молоко, их знание не могло бы так быстро распространиться на огромный птичий ареал. Значит, эта ценная для синиц информация пришла извне, она сохранилась от предков, которых птицы и в глаза не видели.

А почему студенты освоили общепринятую азбуку Морзе значительно быстрее, чем придуманный экспериментатором вариант? Видимо, в морфогенетическом поле общепринятый вариант был представлен в огромном количестве, он попросту «забил» версию экспериментатора.

Руперт Шелдрейк подметил, что человек тем легче усваивает знания, чем большему числу людей они известны. Однажды он предложил студентам разучить два японских четверостишия в английском переводе. Первое было малоизвестным даже в Японии, а второе знал каждый школьник Страны восходящего солнца. И именно второе стихотворение английские студенты запоминали гораздо лучше!

Заметим, чтобы «задать вопрос» информационному полю Земли, человек должен обладать определенными знаниями, то есть приобрести их путем обучения. Так что и по Шелдрейку получается, что наш мозг не просто «радиоприемник», а нечто большее.

Взгляд сзади

Много веков ученые пытались объяснить, как получается, что человек спиной чувствует чужой взгляд. Никакого разумного объяснения этому явлению так и не нашлось, хотя каждому из нас не раз случалось испытывать подобное на себе.

Шелдрейк утверждает, что человек чувствует не взгляд (у него нет на спине глаз), он улавливает мысль, намерение того, кто смотрит ему в спину. А мысль эта приходит к нему из морфогенетического поля.

Одной девушке под гипнозом было внушено, что она на самом деле великий итальянский художник Рафаэль, живший в конце XV - начале XVI века. И эта девушка стала прилично рисовать, хотя раньше таких способностей у нее не замечалось.

По всей вероятности, к ней, по Шелдрейку, поступила информация о человеке, который жил за 400 лет до того, и в какой-то степени девушке передалась способность к рисованию.

Голуби, собаки и лисицы

Однако вернемся к животным и птицам. Как известно, голуби находят свою родную голубятню порой и за тысячу километров. Как они это делают? Долгое время считалось, что они хорошо запоминают топографию местности. Когда это предположение не подтвердилось, стали считать, что они ориентируются по магнитным силовым линиям.

Но и эта гипотеза при строгой научной проверке отпала. В литературе описаны случаи, когда голуби находили свой родной дом, даже если их голубятню размещали на корабле в открытом море.

Давно замечено, что собака, находясь в квартире, чувствует, что хозяин собирается или уже идет домой. В радостном предвкушении она усаживается у двери. Человек в какой-то момент может изменить свои планы, где-то задержаться, и тогда собака отходит от двери, всем видом выражая разочарование. Конечно же, ни собачий слух, ни обоняние тут ни при чем. Работает какой-то иной канал информации.

Шелдрейк полагает, что между собакой и хозяином образуется «эластичная нить» морфогенетической природы. Такая же нить образуется между голубем и его родной голубятней. И, следуя этой нити, голуби возвращаются домой.

В XVI веке борзая гончая по кличке Цезарь добралась из Швейцарии во Францию, куда уехал ее хозяин, и нашла его и не где-нибудь, а в Версале, в королевском дворце. Во время Первой мировой пес Принц в поисках своего владельца даже переплыл Ла-Манш!

Биологи, изучавшие поведение лисиц, наблюдали однажды поразительную картину. Лисица-мать ушла очень далеко от норы, а лисята тем временем расшалились и даже выбрались наверх. Мать не могла ни слышать, ни видеть их.

Лиса присела, повернулась и стала пристально смотреть в сторону норы. И этого оказалось достаточно, чтобы лисята успокоились и спрятались. Обычные способы коммуникации, как и в описанных случаях с собаками, здесь не могли иметь место.

«Мозговое радио»

Получается, что нас окружает океан информации. И вся проблема заключается в том, как выйти в этот безбрежный информационный мир и настроить свое «мозговое радио» на нужную волну. Об этом в первой половине XX века писал академик Владимир Вернадский, когда формулировал свою теорию ноосферы, («ноос» по-гречески - «разум»).

Казалось бы, эта задача практически неразрешима. Но вот мы широко пользуемся мобильными телефонами. А их теперь на планете сотни миллионов. Однако мы находим в этом море информации единственный нужный нам номер, и нас тоже находят.

Теория морфогенетических полей, казалось бы, многое объясняет в природе тех явлений, которые долгое время оставались загадкой. Однако физики пока не обнаружили, не выделили самого этого поля. Конечно, это не значит, что такой субстанции в природе вообще не существует. Значит, надо искать...

Василий МИЦУРОВ, журнал "Тайны ХХ века", №24 2017

Вы можете прочитать другие новости на эту тему:

paranormal-news.ru

Разбираем сюжет и концовку Outlast 2 — о чем игра на самом деле

Разбираем сюжет и концовку Outlast 2 — о чем игра на самом деле. - Изображение 1

Outlast 2 из тех игр, сюжет которых совершенно невозможно понять после первого прохождения. На поверхности мы видим одну историю, но внутри запрятана совсем другая. Чтобы найти ее, нужно собирать все-все записки, вслушиваться во все диалоги и перебирать в голове теории. Этим я и занимался последние пару дней и теперь могу рассказать, что же в Outlast 2 произошло на самом деле.

Осторожно, спойлеры!

Краткий пересказ сюжета

Оператор Блэйк Лангерманн и его жена-репортер Линн прилетают на вертолете в глубинку штата Аризона, чтобы расследовать загадочный случай – посреди дороги в самой глуши была найдена мертвая беременная девушка. По пути случается загадочная световая вспышка и вертолет терпит крушение неподалеку от деревни радикальных христиан-затворников «Храмовые врата». Кровь, кишки, разврат – местные христиане явно сошли с ума. Ведомые проповедником по имени Нот и его культом «Завет нового Иезекииля», фанатики похищают Линн, так как уверены, что она беременна и должна родить антихриста.

Блэйк бросается в погоню, но периодически его настигают галлюцинации. Он будто возвращается в школьные годы и вспоминает подругу детства Джессику, которая повесилась при странных обстоятельствах. В этих кошмарах героя преследует жуткий многорукий монстр.

Блэйк находит жену и вместе с ней пытается сбежать, но на них нападают еретики – отколовшиеся от христиан последователи антихриста, устроившие логово в шахтах. Лидер еретиков – Вэл. Блэйк находит жену, сбегает с ней от еретиков (Вэл, вероятно, остается жива), но она действительно рожает ребенка и погибает. С Блэйком беседует Нот, он говорит, что антихрист родился и уже ничего не поделать, после чего перерезает себе горло. С ребенком на руках Блэйк выходит на улицу и видит, как солнце «расширяется», сжигая все вокруг. Наступил конец света.

Философский подтекст сюжета я уже разобрал в рецензии, а сейчас мы поговорим о том, что на самом деле произошло в Outlast 2. 

Что за яркие вспышки света мы видим по ходу игры?

Вспышки света случаются несколько раз за игру и эффект каждый раз производят внушительный. Первая становится причиной падения вертолета. Вторая заставляет бешеных реднеков прекратить охоту на Блейка и вызывает у людей глазное кровотечение. После третьей десятки птиц замертво падают на землю.

Если присмотреться внимательно, то можно заметить, что вспышки исходят из радиовышки вдалеке – явление совершенно точно не природное.

На самом деле игра все четко объясняет в хитро запрятанном документе (вот тут можно посмотреть, как его найти) «Старый странник» (Old Traveler). Согласно ему, в долине, где расположена деревня, проводится эксперимент – людей облучают определенным образом настроенным СВЧ-сигналом. Тут все сходится – СВЧ-излучение действительно может выводить из строя технику и влиять на поведение людей. Но зачем это все, какая цель у экспериментов? Возможно, это попытка найти способ массового контроля сознания. Возможно, логичное продолжение проекта Вальридер – в документе об этом четко не говорится. Зато в нем упоминается Дженни Роланд, сотрудник корпорации Murcoff, стоявшей за всем бардаком в первой Outlast. Так что в происходящем замешаны наши старые знакомые – тут нет сомнений. Саму Дженни в первой части, кстати, согласно документам, перевели на новый объект, из-за негативного влияния экспериментов по морфогенетическому кондиционированию на здоровье женщин.

Разбираем сюжет и концовку Outlast 2 — о чем игра на самом деле. - Изображение 3

Теория о попытках Murcoff с помощью СВЧ-излучения воздействовать на сознание людей – самая скучная, но самая правдоподобная. Во все том же документе упоминается доктор Ивен Кэмерон и его эксперименты. Это реальная личность, участник скандального проекта «МК-Ультра», проводимого ЦРУ в середине прошлого века. В ходе экспериментов над людьми как раз изучались возможности манипулирования личностью и сознанием.

Почему для экспериментов выбрали именно эту деревню?

Тут можно лишь строить догадки, игра напрямую об этом не говорит. Но даже если исходить из простой логики и придерживаться версии, что опыты с СВЧ-излучениями направлены на изменение психики людей – тестировать подобные вещи лучше на тех, у кого психика и так расшатана. И поселение радикальных христиан-отшельников – это идеальный тестовый субъект. Внушаемость этих людей повышена, а если они все сойдут с ума и друг друга поубивают (как это и случилось), никто их в такой глуши искать все равно не будет. В крайнем случае назовут их безумной сектой и спишут массовую резню на коллективное религиозное безумие.

Другой важный момент – направляясь в долину, герои ищут завод. Потому что у Джейн Доу, погибшей беременной девушки, ставшей причиной вылета на место наших репортеров, в крови зашкаливало содержание, как говорят герои, меркурия. 

Меркурий – это ртуть, очень-очень токсичный метал. Симптомы отравления ртутью – острые боли в животе, общее недомогание, слуховые и зрительные галлюцинации. Постоянный контакт с парами ртути в умеренной концентрации постепенно приводит к слабоумию. Особенно опасна ртуть, попавшая в воду – а поселение как раз стоит на берегу озера, о котором герой говорит, что «с водой явно что-то не так». Похоже, что все местные жители страдают хроническим отравлением ртутью, что буквально открыло дверцу в их мозги.

Что творится в галлюцинациях героя?

Разбираем сюжет и концовку Outlast 2 — о чем игра на самом деле. - Изображение 8

С флешбэками Блэйка все на самом деле просто. С Джессикой он был очень близок – очень. В паре сцен игра намекает, что Джессика от Блэйка хотела уже понятно чего – что поделать, девочки растут быстрее мальчиков. Но однажды, когда школа уже опустела, а Джессика и Блэйк только собирались уходить, их застал отец Лютермилх, директор школы. Блэйку он приказал идти домой, а Джессику попросил остаться для воспитательной беседы. Она умоляла героя не уходить, но Блэйк испугался и все-таки убежал. Позже Джессику нашли повешенной и посчитали это самоубийством. Так что же произошло?

Судя по всему, священник изнасиловал девочку или как минимум попытался это сделать. Она сопротивлялась и насильник, не рассчитав силы, сломал ей шею. В панике он решил выдать это за самоубийство и повесил уже мертвую Джессику. Игра практически прямо говорит об этом. В одном из флешбэков мы видим Джессику, лежащую на лестнице со сломанной шеей. Над ней стоит священник, который затем превращается в монстра. И да, это говорит еще и о том, что монстр, преследующий Блэйка в школе – это проекция как раз совершившего насилие над Джессикой директора школы. Почти Silent Hill!

Чем все закончилось?

Разумеется, никакого ребенка в финале не было. Линн погибла либо от ран, либо от пережитого стресса – такие потрясения не каждый выдержит. Перед смертью, якобы родив, она сама говорит: «Там ничего нет». Острое отравление ртутью тоже вполне вероятно, как мы помним, боли в животе – один из основных симптомов.

Ребенок – последняя галлюцинация Блэйка, который пережил несколько СВЧ-вспышек и тоже тронулся умом. Остался ли он жив – неизвестно. Возможно, об этом нам расскажут в DLC.

В комментариях не стесняйтесь делиться собственными теориями!

kanobu.ru

Морфогенетические поля и „поля сознания”

Идея существования внеклеточных информационных структур была впервые высказана австрийским исследователем П.Вейсом в начале нашего века.

К этому моменту было уже известно множество фактов, которые позволяли усомниться в справедливости концепции, утверждающей в концентрации программ формирования и развития организма в клетках его образующих.

Действительно, если известно, что ядро клетки может содержать не более 10 (в 10 степени) бит информации, а только для функционирования механизма памяти человека необходимо сохранять не менее 10 (в 20 степени) бит, то общий информационный комплекс человека, с учетом наследственных программ и другой информации, поступающей от родителей, может быть оценен не менее как 10 (в 25 степени) бит.

И всю эту информацию должна нести каждая клетка организма (вспомним опыты Гердона). Для того, чтобы сопоставить эти объемы информации, которые можно разместить в клетке на атомарном уровне 10 (в 10 степени) бит, можно условно представить себе отрезок длиною в один миллиметр, тогда информация, необходимая для формирования и функционирования человеческого организма 10 (в 25 степени) бит будет соответствовать ... семи расстояниям от Земли до Солнца.

Даже если бы допустили некоторую неточность при оценке объемов информации, то и в этом случае соотношения величин будут несопоставимыми.

Но вернемся к гипотезе Вейса. Он предположил, что вокруг эмбриона, или зародыша, образуется некое поле, которое он назвал МОРФОГЕНЕТИЧЕСКИМ, которому подчиняются пассивные клетки. Оно как бы лепит из клеточного материала отдельные органы и целые организмы.

Именно оно определяет последовательность образования отдельных клеток в пространстве и времени. В сороковые годы нашего века взгляды Вейса были развиты нашими соотечественниками А.Г.Гурвичем и Н.К.Кольцовым. Продолжаются исследования в этом направлении и в наше время, в частности они проводятся Ю.Г.Симаковым. В последней редакции концепция морфогенетического поля выглядит следующим образом.

Каждая клетка организма обладает индивидуальным морфогенетическим полем, которое несет в себе всю информацию обо всем организме и программы его развития.

Поля отдельных клеток объединяются в единое морфогенетическое поле, которое обволакивает и пронизывает весь организм, находится в постоянной связи с каждой клеткой и управляет всеми операциями по формированию и функционированию как каждой клетки, так и всего организма в целом. По этой концепции носителем наследственной информации является уже не ядро клетки, а ее морфогенетическое поле, а ДНК только отражает информацию, которую несет поле.

Морфогенетическое поле постоянно меняется, отражая динамику развития организма. Таким образом концепция морфогенетических полей строится на тезисе внеклеточной информации, причем, предполагается "объемный" характер этого поля, поскольку оно должно охватывать все клетки организма.

С этой точки зрения, морфогенетические поля отвечают требованиям, предъявляемым к неизвестному программирующему механизму, управляющему всем организмом как единым целым. Для подтверждения "объемности"и универсальности морфогенетического поля Ю.Г.Симаков приводит такой эксперимент.

Если плоского червя расчленить на множество произвольных частей (до 300), то через несколько недель каждая часть превращается в законченное по форме животное, только очень малых размеров. Каждое из них будет иметь все органы, которые имел исходный экземпляр.

Таким образом, информационный комплекс особи как бы дробиться на множество элементов, каждый из которых обладает полным объемом первичной информации, происходит ее тиражирование. Конечно, такой эксперимент мало о чем говорит. Кроме того, он возможен только с низшими животными и его невозможно провести с более сложными организмами, например, с человеком. Не определяется этой концепцией и природа морфогенетического поля, механизм его действия. Это только абстрактное, условное отражение некой неизвестной нам объективной реальности.

Поэтому, строго говоря, концепция Вейса только констатирует факты, но никак не объясняет их. Однако, это является первым шагом к коренному пересмотру основополагающих концепций построения и функционирования живых органических структур. Признание существования внеклеточной информации, как единого целого для всего организма, осуществляющей взаимосвязь со всеми его элементами и генетической памятью, позволяет поставить вопрос об исследовании этих полей для выявления их свойств и структур, а, следовательно, на повестку дня выдвигается принципиально новый подход к решению основных проблем биологии.

В соответствии с концепцией морфогенетических полей они образуются в момент оплодотворения половой клетки. Можно предположить, что при этом происходит как бы почкование этого поля от соответствующих родительских полей, причем это почкование носит скорее характер формирования некого информационного отпечатка с матриц родителей, поэтому новое образование по информационной емкости не уступает или мало уступает емкости родительских полей.

Это новое поле, содержащее программы развития организма пронизывает первоклетку и прилегающее к ней пространство. Далее морфогенетическое поле управляет делением клетки, определяя время, место в пространстве и тип образующихся при делении новых клеток. Таким образом устанавливается последовательность формирования органов.

По мере развития организма, морфогенетическое поле расширяет область своего действия, пронизывая вместе с тем уже оформившиеся органы. При этом осуществляется связь с каждой клеткой организма и происходит воздействие на нее в соответствии с заложенными программами. Таким образом формируется единое биологическое образование, все элементы которого связываются в единое целое.

Это, по концепции Вейса, объясняет механизм клонинга, хотя такие эксперименты проводились значительно позже, и наличие полной информации об организме, которую как бы содержит каждая его клетка, что следует из опытов Гердона. Эта концепция в какой-то степени может объяснить и механизм хранения громадных объемов вновь приобретенной и воспроизведенной информации, которые сохраняются в течение жизни, а также такие, казалось бы совершенно невероятные явления, как сохранение памяти у человека, при почти полной утрате коры головного мозга (например, случай с Фенеасом Гейджем).

Казалось бы, что концепция морфогенетических полей может объяснить многое из тех явлений, которые до этого не находили объяснения. Однако, это далеко не так. Мы уже отмечали, что понятие "поле", его природа и механизм действия не находят пока какого-либо физического объяснения, они могут рассматриваться только как некая условная аналогия или необъяснимая данность. То есть никакого реального объяснения этих явлений нет.

Правда, иногда, как доказательство существования морфогенетических полей приводят, так называемый эффект Кирлиана.

Им был открыт эффект свечения короны вокруг контура биологических структур, помещенных в высокочастотное электрическое поле. Оно обнаруживается не только визуально, но и фотографируется. Интенсивность свечения и его цветовая гамма определяются состоянием биологического объекта.

Так, если между двух пластин высокочастотного конденсатора поместить только что сорванный лист растения, то по его контуру наблюдается интенсивная корона, которая тускнеет, по мере увядания листа. Подобное свечение также наблюдается и вокруг частей человеческого тела, помещенных в высокочастотное поле, например, вокруг пальцев или кисти руки, причем характер этого свечения будет зависеть от состояния человека. Чем лучше чувствует себя человек, тем интенсивнее будет наблюдаться свечение. Если человек устал, то свечение будет блекнуть.

Однако утверждать, что эффект Кирлиана отражает существование морфогенетических полей нет никаких оснований. Природа этого явления отражает сложные электрические процессы, проекающие в клетках биологических структур и никакого отношения к морфогенетическим полям не имеет.

Подобные эффекты можно наблюдать и около неодушевленных электрически заряженных тел. Поскольку существование морфогенетических полей тесно увязывается с существованием и функционированием биологических структур, то из этого следует, что при гибели биологической структуры должно исчезнуть и морфогенетическое поле. Правда, зафиксировать справедливость такого заключения никому еще не удавалось, но это следует из того, что подобное поле рассматривается как производное от клеточных структур, а если клетки гибнут, то неминуемо должно исчезнуть и поле.

Морфогенетическое поле может существовать, пока жива хотя бы одна клетка организма. Таким образом концепция морфогенетических полей предполагает их локальную природу, тесно увязанную с местом размещения биологического образования. Однако в последствии, такая трактовка представления о морфогенетических полях была значительно расширена, высказывались предположения, что внеклеточные информационные структуры имеют более широкую природу.

Это нашло отражение в объяснении многих явлений с помощью, так называемых, "полей сознания", предложенных В.В.Налимовым. По его мнению эти поля существуют вне человека и носят аналоговый характер. В свей работе "Вероятностная модель языка" (М. Наука. 1979) Налимов пишет:

"...Можно задать вопрос - как можно представить себе механизм, с помощью которого человек подключается к непрерывным потокам образов? Можно думать, что механизм континуального (непрерывного - Ю.Ф.) мышления носит диалоговый характер в отличии от рефлективного (непроизвольного, связанного с проявлением рефлексов - Ю.Ф.) логического мышления, за который должен быть ответственен механизм дискретного устройства (последний должен допускать существование биологических носителей дискретных знаков некоторого аналога носителей генетического языка).

Человек в каком-то глубоком смысле мыслит всем своим телом.... Осмысливание всего многообразия сведений о роли изменяемых состояний сознания в интеллектуальной жизни позволяет снова поставить вопрос о том, является ли человек творцом континуального мышления или только приемником тех потоков, которые протекают вне его. Если справедливо второе предположение, то все усилия человека, направленные на восприятие этих потоков медитация, прием психодемических средств, участие в мистериях или, наконец, умение задавать самому себе вопросы на языке дискретных представлений и ждать на них ответа все это только различные способы настраиваться на прием".

Итак, Налимов считает, что "...континуальные потоки находятся вне человека, но не вне человечества...", то есть он также подразумевает внеклеточную форму существования информации, причем предполагает, что эта информация не дискретная, а аналоговая и существует независимо от биологических структур (человека, животного), но эти биологические структуры обладают способностью к этому резервуару независимо существующей информации и частично использовать ее.

В этом отношении Налимов по своим взглядам очень близок к швейцарскому психологу Ю.К.Юнгу, который считал, что "... прогресс состоит в подготовке сознания и к восприятию идей откуда-то из вне его протекающих потоков". В качестве подтверждения своей концепции Налимов ссылается на то, "...что некоторые серьезные математики глубоко убеждены в том, что они в своей творческой деятельности не изобретают, а открывают реально и независимо существующие абстрактные структуры".

Если сопоставить концепцию морфогенетических полей с концепцией полей сознания, то не трудно отметить их родственный характер. Обе они очень абстрактны, но концепция полей сознания более объемна и универсально. Еще более обширна и, вместе с тем, неопределена концепция "биологических полей" или "биополей".Однако заметим, что понятие "поле" является сугубо служебным и им можно и целесообразно пользоваться только в тех случаях, когда оно может быть математически описано и достаточно хорошо известны его свойства и характеристики. В отношении морфогенетических полей и полей сознания эти условия не выполняются.

"Чудное мгновенье" по-японски

Коллеги-консерваторы наверняка сочли бы теорию Руперта Шелдрейка еретической, если бы не авторитет ученого. Бывший научный сотрудник Королевского общества при Кембриджском университете, директор лаборатории биохимических и молекулярных исследований в колледже Клэр (Кембридж), биолог с мировым именем -- такой человек не может пороть чушь! Хотя соблазн откреститься от теории Шелдрейка был велик, ведь он выдвигал очень смелые идеи.

Руперт Шелдрейк заметил, что человек тем легче усваивает знание, чем большему числу людей оно известно. Однажды он предложил английским студентам разучить три японских четверостишия. При этом одно было просто набором слов, вернее, иероглифов, второе -- сочинением незначительного современного автора, а третье -- классическим образцом японской поэзии, известным в Стране восходящего солнца так же хорошо, как у нас "Я помню чудное мгновенье".Именно классическое четверостишие студенты запоминали лучше всего! Заметьте, никто из них не знал японского и понятия не имел, какое из стихотворений -- классика, какое -- новосочиненный опус, а какое и вовсе бессмыслица!

Вот после этого-то эксперимента, повторенного не однажды, Шелдрейк и предположил, что существует некое ПОЛЕ ОБРАЗОВ, общее для всех людей. В этом поле наряду со множеством прочих содержится и образ старинного японского четверостишия, оно известно многим, а потому его образ прочно "впечатан" в поле и более доступен, чем, к примеру, образ только что сочиненного стиха. Образами такого поля может стать что угодно: информация, чувство или модель поведения. Более того, подобные поля есть не только у людей, но и у животных, птиц, насекомых, растений и даже у кристаллов (вы не задумывались, почему тот или иной кристалл принимает строго определенную, а не произвольную форму?!). Шелдрейк назвал поля образов морфогенными, то есть такими, которые влияют на структуру или форму вещей.

Эксперименты, меняющие мир

Собственно, морфогенным полям и посвящен научно-популярный бестселлер Руперта Шелдрейка "Семь экспериментов, которые могут изменить мир". Помимо эксперимента со студентами, зубрившими японские стихи, в книге рассказывается и о других любопытных опытах.

Биолог из Гарвардского университета Вильям Макдугалл пятнадцать лет занимался тем, что заставлял подопытных крыс искать выход из лабиринта. Полученные в результате "долгоиграющего" эксперимента данные были ошеломляющими: если первое поколение крыс, прежде чем найти выход, совершало в среднем 200 ошибок, то последнее ошибалось всего 20 раз. К еще более сенсационным результатам привел повтор опыта на другом конце света, в Австралии. Там крысы сразу же (!) находили выход из лабиринта! А ведь они не были ни родственниками, ни потомками крыс - "первопроходцев", а значит, не могли усвоить знание о лабиринте на генетическом уровне (как предполагал в свое время Макдугалл). Откуда же австралийские грызуны узнали о правильном пути?!

И откуда у термитов навыки отменных архитекторов? Устраивая новое жилище, эти насекомые делятся на две "бригады" и возводят абсолютно симметричные половинки термитника. Более того, все термитники похожи один на другой, как при типовом строительстве! Ничто не может помешать согласованным действиям термитов, даже если в начале строительства перегородить их будущее жилище стальным листом, термитник все равно получится симметричным. И это при том, что во время строительства насекомые никак не общаются друг с другом и не наблюдают за работой соседней "бригады", поскольку слепы от рождения!

Во время другого эксперимента наблюдения велись уже не за животными, а за людьми. Психолог из США Арден Мальберг предложил добровольцам выучить два одинаковых по сложности варианта азбуки Морзе. Секрет заключался в том, что один вариант был собственно азбукой Морзе, а другой -- подражанием ей. Все без исключения испытуемые быстрее и легче заучивали стандартную версию кода, хотя не ведали о подвохе и не знали, что лишь один вариант азбуки истинный.

Внимание! Вы в эфире!-

Что же все это значит? А то, что - по теории Руперта Шелдрейка - мозг человека или животного сам по себе не содержит ни памяти, ни знаний. Зато все это в избытке есть в морфогенных (формообразующих) полях. И мозг в случае необходимости настраивается на определенное морфогенное поле так же, как радиоприемник на радиоволну.

"Поймать" в морфогенном "эфире" собственную память, разумеется, намного проще, чем память других людей. Но теоретически при умелой "настройке" становится доступной память любого человека или социума. Так что если вы хотите выучить английский язык, вам не обязательно корпеть над словарями и слушать кассеты от Илоны Давыдовой, достаточно "настроить" свой мозг на "английскую" волну. Жаль только, Шелдрейк не рассказывает, как это сделать!

Как уже говорилось, лучше всего мозг "настраивается" на общеизвестные образы. Тот же английский, к примеру, учится легче суахили или хинди, потому что им владеет куда больше людей. Сам Шелдрейк поясняет этот феномен на примере с крысами: "Если научить чему-нибудь крыс в Манчестере, то крысы этой породы по всему миру будут гораздо быстрее усваивать тот же трюк, даже если между ними не будет никакой известной науке физической связи или общения.

Чем больше крыс обучатся чему-то, тем легче то же самое усвоят их последователи". Это означает, что морфогенные поля не неизменны, они могут видоизменяться под действием новых знаний. К примеру, если еще вчера никому неизвестное знание завтра распространится повсеместно, его поле также распространится и станет доступным большему числу людей (животных, растений и т.д.).

Намертво "впечатанные" в морфогенное поле и доступные буквально всем образы Шелдрейк называет "привычками". К слову, их ученый противопоставляет законам природы. По его мнению, вселенная не подчиняется раз и навсегда установленным законам, а живет, согласуясь с некими образами, заключенными в общей памяти природы.

Архаичные образы-"привычки", "отвечающие" за гравитационные и электромагнитные поля, атомы водорода, созвездие Малой Медведицы, атмосферу, мировой океан и пр., достаточно стабильны, но это не означает, что они не могут меняться, ведь наряду с другими "привычками" у природы существует и "привычка" к изменению. Эволюция жизни, культуры, человека -- это стремление к развитию, присущее природе вещей, глубоко "впечатанное" в ее морфогенное поле.

Эффект ожидания

Если есть морфогенные поля, общие для всех людей (животных), то получается, что все (и вся) в мире взаимосвязано. Всякий раз, когда мы узнаем что-то новое, это узнаем не только мы, но и все люди, вся вселенная. Наше знание становится общим. Прямо какой-то тотальный общий разум!

Ничем иным как общностью сознания Руперт Шелдрейк объясняет, к примеру, различные паранормальные явления, такие, как телепатия или способность человека "чувствовать взгляд спиной" (по теории Шелдрейка, человек не чувствует взгляд, а улавливает мысль смотрящего ему на спину).

Теорией морфогенных полей объясняется и феномен предсказания. Здесь действует иная схема: человек, составляя тот или иной прогноз, "посылает" в морфогенное поле определенную информацию, которая затем возвращается в виде реально свершившегося события.

Эту особенность формообразующих полей, сами того не подозревая, используют психологи, призывающие своих пациентов быть оптимистами и думать о хорошем, тогда, мол, и жизнь наладится. Подобное "самопрограммирование" применяется и в медицине. Вспомните эффект плацебо -- лекарственной формы, содержащей нейтральные вещества и исцеляющей за счет внушения! В 50-х годах некоему американцу, страдавшему неизлечимой формой рака, врачи вводили... обычную воду, выдавая ее за эффективное лекарство.

Мужчина поверил в "чудодейственное средство", и после нескольких "водяных" уколов его опухоль начала таять, как снежный ком на горячей сковороде! Увы, когда пациент уже был близок к полному выздоровлению, он узнал, чем его лечили, и вновь заболел. Опухоль разрослась до прежних размеров, и несчастный американец умер. Но врачи до сих пор уверены: не узнай он истинного содержимого шприца, мог бы выжить!

Наука "нормальная" или паранормальная?

Феноменом "программирования" пользуются и ученые! Ни один жрец науки, фанат всего досконально подсчитанного и точно вымеренного, конечно, не признается, что использует "в корыстных целях" паранормальные возможности каких-то морфогенных полей. Однако наблюдения Руперта Шелдрейка доказывают, что высоколобая братия применяет "программирующие" способности полей на полную катушку. Ученый приступает к опыту, ожидая от него определенного эффекта, и чем сильнее он надеется на тот или иной исход, тем больше шансов, что ожидаемое случится.

Ожидание ученого, "отпечатавшееся" в морфогенном поле, влияет на результат эксперимента. Недаром в свое время было остроумно подмечено, что физики-ядерщики не столько открыли субатомные частицы, сколько... придумали их: сначала предсказали их существование теоретически и лишь затем начали практические опыты по их выявлению. Да-а... Задал Руперт задачку! А вдруг все современные научные знания - лишь отражение надежд и чаяний ученых? Значит, наука необъективна?!

Коварные исследователи программируют (или зомбируют?) не только себя, но и всех вокруг. Например, подмечено, что, как только человек обращается к психоаналитику-фрейдисту, ему начинают сниться сны "по Фрейду". Другой случай: экстрасенс блестяще демонстрирует свои паранормальные способности в присутствии исследователя, который верит в экстрасенсорику, и не может ничего "выдать" в присутствии экспериментатора-скептика.

Даже лабораторные животные попадают под влияние ученых! Так, если какой-нибудь экспериментатор считает данную мышь "особо талантливой", она ведет себя смышленее сородичей, независимо от объективных "интеллектуальных данных". Более того, подопытные животные перенимают... национальные черты исследователей! Зверушки, с которыми работают американцы, суетливо носятся по клеткам, отвлекаются на пустяки и лишь в последний момент выдают требуемый от них результат. Животные-"немцы" ведут себя иначе: долго размышляют, а затем неспешно выполняют задание.

Фантомы

Морфогенные поля есть не только у человечества в целом, но и у каждого человека. Эти поля образуют наши мысли, чувства, эмоции, поведение и, наконец, тело. При этом все, что когда-либо было... так и хочется скаламбурить: в поле зрения морфогенного поля - не исчезает бесследно, а остается в нем навсегда. То есть при желании мы можем вспомнить таблицу умножения, которую учили в третьем классе, а потом забыли, можем вновь воспылать любовью к человеку, в которого были влюблены двадцать лет назад, а можем... почувствовать часть тела, которой лишились. Речь о так называемых фантомных болях в ампутированных конечностях.

Люди, потерявшие руку или ногу, продолжают чувствовать ее так, как будто она остается живой частью их тела. Один ветеран вьетнамской войны долгие годы чувствовал, будто пальцы его оторванной взрывом ноги неестественно скрючены и их сводит судорогой. В конце концов бравый вояка вернулся во Вьетнам, нашел там место, где некогда "похоронил" ногу, раскопал ее и... разогнул пальцы, которые действительно были скрючены.

С тех пор фантомные судорожные боли не возобновлялись. Другой человек хранил ампутированный большой палец руки в склянке со спиртом, которая стояла в чулане. После ампутации палец никогда не беспокоил его, но вдруг он начал ощущать холод в фантоме. Выяснилось, что в чулане разбилось окно и склянка с пальцем оказалась как раз на сквозняке. После того как ее перенесли в тепло, ощущение холода в утерянном пальце исчезло. Еще один пациент, не подумав, сжег ампутированную руку и... света белого не взвидел от жжения в фантомной конечности.

Если любой человек может "настроиться" на морфогенное поле другого, то, значит, и фантомы могут чувствовать не только сами люди, перенесшие ампутацию, но и все вокруг? "Именно так!" - утверждает Руперт Шелдрейк. Он провел несколько экспериментов, в ходе которых выяснилось, что посторонние люди могут чувствовать фантомные конечности. Главным участником одного из опытов был американец Казимир Бернард, потерявший правую голень во время Второй мировой войны. Казимир дотрагивался своей фантомной ногой до других людей, и те... ощущали прикосновение.

Во время другого эксперимента медсестра, работавшая в ампутационном отделении, настолько достоверно описывала фантомы своих пациентов, что создавалось ощущение, будто она их видит. Реагируют на фантомные конечности и животные. К примеру, потерявший ногу Джордж Баркус из штата Джорджия (США) поделился с Шелдрейком таким наблюдением: его пес никогда не ходит и не лежит там, где должна была бы располагаться ампутированная нога хозяина.

Летите, голуби, летите!

Справедливости ради заметим, что мысль о том, будто части одного целого, даже будучи разобщенными, продолжают поддерживать некую связь, не нова. Это открыли задолго до Шелдрейка! Например, в Малайзии издревле считается, что все, когда-то связанное с телом человека и затем отделенное от него, остается в неразрывной связи с этим самым телом. Именно поэтому малазийцы тщательно хранят и ни в коем случае не выбрасывают... остриженные ногти и волосы -- а вдруг кто подберет и при помощи ведьмовства накликает на владельца ногтей или волос беду? Известный антрополог Джеймс Фрейзер, хоть и не хранил свои остриженные ногти, но тоже свято верил в неразрывную связь между частями одного целого.

Он писал: "Вещи, некогда связанные друг с другом, продолжают поддерживать эту связь на расстоянии, даже после того как физический контакт между ними прерван". О том же самом, пусть и иными словами, говорится в квантовой теории: если две частицы отрываются от одного атома, то, каким бы большим ни было расстояние между ними, все, что воздействует на одну, также воздействует и на вторую.

Другое дело, что Руперт Шелдрейк впервые предложил считать единым целым не только тело человека или атом, но все, что можно объединить по какому-либо признаку. К примеру, домашние животные и их хозяева, согласно Шелдрейку, -- целое, следовательно, нет ничего удивительного в том, что, когда это целое распадается, его части продолжают считывать информацию с морфогенных полей друг друга.

Многие замечали, что собаки и кошки словно "чувствуют" своего хозяина. Они поджидают хозяина у двери, даже если тот возвращается домой в неурочный час, угадывают хозяйское намерение покормить их или вывести на прогулку, да и вообще улавливают малейшее изменение в настроении владельца. Подобное поведение не всегда можно объяснить острым слухом и обонянием (к примеру, в случае, когда питомцы "догадываются" о предстоящей разлуке с хозяевами, когда те еще только размышляют, не пойти ли им прогуляться, оставив пса или кошку дома).

Единственное достойное толкование данного феномена, по мнению Шелдрейка, - конечно, морфогенные поля!

Этими же полями он объясняет способность голубей находить путь домой. Биологи уже больше века экспериментируют с голубями и до сих пор не могут понять: как те умудряются возвращаться на родную голубятню даже из самого дальнего далека? Каких только "подлостей" не устраивали ученые, чтобы сбить птиц с толку!

Увозили их за сотни километров от дома, вставляли в глаза специальные линзы, которые мешали зрительно оценивать точность полета, опрыскивали пахучими веществами, лишавшими птиц естественного обоняния, обвешивали магнитами (а вдруг сизые ориентируются по "карте" магнитного излучения?), сбивали естественные биологические "часы" и даже рассекали нервные окончания. Бесполезно! Птицы, пусть не сразу, допуская ошибки, но все равно возвращались домой.

Они находили верный путь даже в том случае, если их голубятню перевозили на другое место (есть свидетельства о том, что голуби возвращались на голубятню, расположенную на плывущем корабле!). Шелдрейк считает, что между птицами и их домом существует проходящая сквозь морфогенные поля "эластичная нить", которая натягивается, когда голуби улетают прочь от дома, а затем сжимается и "притягивает" птиц обратно.

Та же "нить" притягивает и заблудившихся или брошенных вдали от своего хозяина кошек и собак. В 16 веке борзая гончая по кличке Цезарь добралась из Швейцарии во Францию, куда уехал ее хозяин, и разыскала его аж в королевском дворце! А во время Первой мировой войны пес Принц в поисках своего владельца, армейского офицера, переплыл Ла-Манш! Похожим образом ведут себя и дикие стайные животные: отставшие от стаи волки всегда находят своих сородичей, лисицы успокаивают разыгравшихся щенков, находясь на значительном расстоянии от них и не издавая ни единого звука, только пристально глядя в сторону своей норы.

Вполне возможно, что в подобных случаях звери просто считывают информацию с формообразующих полей человека или друг друга. Нередки случаи, когда братья наши меньшие "штудируют" глобальные морфогенные поля. Общеизвестна способность животных предчувствовать катастрофы.

Очевидцы вспоминают, что в 1960 году, накануне землетрясения в Агадире (Марокко), из города сбежали все бродячие собаки (не только крысы бегут от опасности!). Через три года то же повторилось в городе Скопья (Югославия): бегущие вон псы и подземные толчки разрушительной силы. История знает немало других похожих примеров (в древнем Китае специально держали собак-предсказателей стихийных бедствий).

***

Руперт Шелдрейк призывает всех желающих проводить эксперименты, подтверждающие теорию формообразующих полей. Вы можете, к примеру, понаблюдать за своими домашними питомцами или попробовать "поймать" чей-то взгляд спиной. И тогда ваше знание дополнит морфогенное поле этого учения!

Смотрите работу П.К. Анохина Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем

Источник.

ss69100.livejournal.com

Морфогенетические процессы, включенные в органогенез. — КиберПедия

Морфогенетические процессы в эпителии. Условно процессы, наблюдаемые в клетках эпителия и участвующие в образовании органов, можно разделить на следующие типы:

1. Местные утолщения эпителия. Это один из общих способов образования органов. Так, при формировании нервной пластинки эпителий утолщается в области ее презумптивного расположения – в дорсальной части зародыша. По существу такой же процесс идет в местах множественных закладок – в местах образования хрусталиков, обонятельных плакод, слуховых пузырьков и в закладках волосяных фолликулов, размещенных по всей поверхности зародыша, где будут расти волосы. Часто за локальным утолщением эпителиальных слоев следует их расщепление.

2. Разделение эпителиальных слоев. Между слоями эпителиальных клеток или в скоплениях клеток могут возникнуть разъемы-щели, прерывающие контакты клеток по разным сторонам разъема и теи самым разделяющие их на слои. Эти щели могут появляться как локальными пятнами, так и образовываться параллельно всей поверхности зародыша. Начальная щель может расширяться за счет секреции туда жидкости, превращаясь в объемную полость. Так происходит при разделении латеральной мезодермы на висцеральный и париетальный листки и образовании вторичной полости тела. Разъемы, возникающие перпендикулярно оси тела, наблюдаются при разделении осевой мезодермы на сомиты. При этом образуются сходные по размерам и массе отдельности. Предпологается, что каждый сомит формируется вокруг некоего центра, чья сила притяжения ограничена и уменьшается с расстоянием от центра до величины, уже не способной объединять вокруг него клетки, выходящие за поле действия этой силы. Процесс возникновения центров этого притяжения имеет правильную ритмичность.

3. Образование складок – сворачивание эпителиальных слоев. Эпителий может сворачиваться линейно, в виде округлых впячиваний, образуя карманы. Эти элементы свойственны многим морфогенетическим процессам. Вворачивающаяся нервная пластинка превращается в желобок или бороздку. Края углубляющейся и все круче сворачивающейся нервной бороздки, соприкасаясь, сливаются, бороздка превращается в полую нервную трубку, отделяющуюся внутрь от покровного эпителия. Здесь формообразовательное движение пласта сопровождается изменением адгезивности его краевых клеток. Карманообразное впячивание, также направленное внутрь от эпителиального слоя, может сопровождаться смыканием краев кармана с образованием полого пузырька и отделением его от эпителия. Так возникают слуховой пузырек, хрусталик. Большинство желез формируется таким же способом. Этот процесс лежит в основе движений инвагинации при гаструляции.

4. Утолщения эпителия, сопровождаемые выпячиванием и образованием трубочек и пузырьков. В результате этого типа формообразования часто реализуются морфогенезы, гомологичные вышеописанным, но и других видов. Так, у миксин центральная нервная система закладывается как плотный тяж, внутри которого формируется полость. Наружные выросты, образующиеся таким способом (отростки хориона, жабры амфибий), могут возникать путем изменения формы клеток, их концентрации и размножения как в результате каждого процесса отдельно, так и в их сочетании.

5. Смешение раздельных масс клеток. Происходит при слиянии краев нервного желобка. Капилляры, растущие из артерий и вен, сливаются, открывая пути циркуляции крови.

6. Дезинтеграция эпителиальных слоев с образованием мезенхимы. Таким путем образуются медуллярный гребень, закладки будущего скелета, мышц и дермального слоя кожи из сомита, так из висцерального листка мезодермы возникают клетки мезенхимы, из которых разовьется гладкая мускулатура кишечника.

Морфогенетические процессы в мезенхиме. Эти процессы можно подразделить на следующие формы:

1. Агрегация. Отличается от утолщения эпителия тем, что клетки в агрегате не связаны друг с другом. Характерна для дифференцировки хряща, кости, мышц.

2. Скопление клеток мезенхимы вокруг немезенхимных структур. Мезенхима часто скапливается вокруг эпителиальных структур, таких, как слуховой пузырек. В этом случае из мезенхимы образуется слуховая капсула. Мезенхима вокруг глазного яблока в морфогенезе глаза превращается в склеру и сосудистую оболочку глаза. При образовании многих внутренних органов (почки, печень, селезенка) из мезенхимы развиваются фиброзные капсулы этих органов.

3. Образование эпителиев из мезенхимы. Многие морфогенезы начинаются и какое-то время обеспечиваются мезенхимными клетками. Позже при формировании дефинитивных структур мезенхимные закладки трансформируются в эпителиальные (первичная полоска, первичная бороздка у птиц и у всех высших позвоночных, дифференцировка на сомиты, боковую мезодерму). Эндотелий сосудов образуется мезенхимными клетками, превращающимися затем в эпителий. Однако клетки эндотелия сохраняют способность к фагоцитозу – процессу, общему для многих клеток соединительной ткани позвоночных. У эпителиев экто- и энтодермального происхождения мезенхима не обнаружена.

4. Дегенерация. Многие морфогенезы совершаются путем направленной генетически детерминированной гибели клеток (апоптоз).

5. Способность к миграции и избирательная адгезивность клеток. Практически нет морфогенезов, где не были бы использованы вещества клеточной адгезии, адгезии с субстратом и миграция.

Вряд ли нужно останавливаться на конкретных на конкретных морфогенезах. Это область частной эмбриологии. Однако на двух из них, на примере которых могут быть проиллюстрированы отношения между развивающимися органом и организмом, между частями развивающегося органа, клеточными процессами и межклеточными взаимодействиями, следует остановиться. В качесткве таких примеров удобно рассмотреть развитие конечности и развитие почки.

Развитие конечности.

Развитие конечности – один из наиболее изученных органогенезов. Многие экспериментальные работы по эмбриологии были выполнены на этой модели. Сам по себе этот морфогенез включает практически все компоненты органообразования, характерные для любого другого органа, и поэтому может рассматриваться как достаточно представительный.

Конечность позвоночных – комплексный орган с ассиметричным расположением частей. При этом в какой бы форме ни была, например, передняя конечность – крыло, рука, плавник или ласт, - она построена по единому плану. Ее проксимальной структурой является плечо, средней – предплечье, дистальной – кисть, включающая кости запястья и пальцы. Расположение каждой кости и мышцы точно определено. Каждая клетка этой сложной структуры, имеющей дорсовентральную, переднезаднюю и проксимально-дистальную оси и наделенной зеркальной лево-правой симметрией с конечностью на противоположной стороне, «умеет» оценивать свое месторасположение в общей структуре и соответствовать своим статусом этому расположению. Зачаток конечности образуется из мезенхимы, происходящей из париетального листка мезодермы. Клетки мезодермы скапливаются под эктодермой сбоку от зародыша и формируют почку конечности. Рис. 56. У многих животных над мезенхимой почки эктодерма образует утолщение, получившее название апикального гребня. В процессе развития конечности и мезодерме, и эктодерме почки принадлежит определенная роль. Почка конечности и окружающая ее территория создают эмбриональное образовательное поле – участо, способный к образованию конечности. В результате опытов по удалению, пересадкам и меченью материала почки и клеток окружающей ее территории составлена карта презумптивных зачатков поля и почки конечности. Рис.57. Такие же образовательные поля имеют закладки глаза, уха, сердца и других органов. Все они обладают рядом общих свойств:

1. Потенция ткани, формирующей данную структуру, шире, чем морфообразовательные потенции самой структуры.

2. Образовательные способности снижаются по мере удаления от проспективной структуры.

3. Части образовательного поля и части почки способны воспроизводить всю структуру.

4. Увеличение закладки (поля или почки) регулируется, и в результате увеличения закладка образует одну структуру.

Если удалить часть поля, то оно восстанавливается, т. е. клетки поля распознают свою позицию и способны в соответствии с ней определять свое развитие. До определенной стадии развития изъятая почка восстанавливается за счет материала поля, которое имеет более широкие формообразовательные потенции, чем сама почка. Второе свойство образовательного поля хоршо иллюстрируется опытом Б. И. Балинского по так называемой гетерогенной индукции. Подсаживая слуховой пузырек на бок зародыша тритона и варьируя его удаленностью от места образования передней и задней конечности, он показал, что способность к образованию передней (задней) конечности сохраняется, но убывает по мере удаления от нее. В точке, равноудаленной от почек передней и задней конечности, подсаженный слуховой пузырек индуцирует конечность со смешанными чертами предней и задней конечности. Таким образом, поля перекрывают друг друга. Третье свойство подтверждается опытами Р. Г. Гаррисона. Рис. 58. Он удалял ½ и даже ¾ материала почки конечности в любой комбинации по отношению к четырем квадрантам, на которые была условно поделена закладка. Из оставшейся части развивалась нормальная конечность.

Справедливость четвертого свойства поля подтверждается опытом с подсадкой под эктодерму конечности дополнительного компетентного материала (способного к дифференцировке в конечность). Из увеличенной закладки образуется одна нормальная конечность.

Механизмы развития конечности.

Условно можно сказать, что почка конечности состоит из двух больших частей: мезодермы почки и покровной эктодермы с апикальным гребнем.

Каждой из названных частей развития конечности принадлежит своя роль. В опытах с реципрокными пересадками мезодермы почки крыла цыпленка под эктодерму с апикальным гребнем задней конечности и, наоборот, орган развивался по мезодерме. Таким образом, специфичность конечности определяет ее мезодерма. Однако в развитии конечности столь же важная роль принадлежит апикальной эктодерме. Если у цыпленка в почке конечности заменить эктодерму апикального гребня на эктодерму, взятую не из эктодермы конечности, то развитие прекращается. У бескрылых мутантов (почка закладывается, но крыло не развивается) отсутствует апикальный гребень. Если подсадить к почке конечности дополнительный апикальный гребень, то у конечности, образовавшейся из такой почки, окажутся удвоенными дистальные структуры. Эктодерма апикального гребня взаимодействует с мезодермой почки конечности. Так, если мезодерму из почки крыла бескрылых мутантов подсадить под нормальную апикальную эктодерму, апикальный гребень дегенерирует. Гребень исчезает и в том случае, если между эктодермой и мезодермой в нормальной почке конечности поместить кусочек слюды. Клетки гребня.предотвращают гибель клеток мезодермы почки конечности in vitro. Возможно, тот же фактор гребня регулирует развитие конечности в норме.

В развитии конечности определенную роль играет гибель клеток. Развивающиеся пальцы конечности отделяются друг от друга в результате гибели клеток между ними на 24-й стадии. Если клетки из зоны гибели в крыле цыпленка 17-й стадии развития пересадить реципиенту в область сомита или в культуру, то их гибель наступит к 24-й стадии, как в контроле, т.е. «часы смерти» оказываются включенными и работают эктопически. Однако, если эти клетки (с 17-й стадии) пересадить в дорсальную область конечности, то там «часы смерти» останавливаются и клетки не гибнут. Если такую же пересадку сделать с 22-й стадии, то и в досальной области они погибнут и, следовательно, ход «часов смерти» окажется необратимым.

Оси конечности. Переднезадняя ось конечности детерминируется клетками мезодермы почки, расположенными в ее задней части на границе почки с телом организма. Называются они зоной поляризующей активности. Если клетки из зоны поляризующей активности пересадить под апикальный гребень, то в месте трансплантации разовьются дополнительные апикальные структуры, зеркально симметричные нативным. Рис. 59. Видимо, носителем позиционной информации клеток зоны поляризующей активности служит градиент концентрации секретируемого ими морфогена. Если поставить непроницаемый барьер между основанием и вершиной почки, апикальные структуры (кисть, пальцы) не разовьются. Дорсовентральная ось конечности детерминируется эктодермой почки конечности. Так, если мезодерму почки извлечь, диссоциировать и реплантировать под эктодерму, то дорсовентральная ось различий дифференцировок клеток в такой почке восстановится, а переднезадняя – нет (клетки зоны поляризующей активности оказываются диспергированными, а эктодерма остается интактной).

Развитие выделительной системы.

Общие сведения. Как пример другого органогенеза удобно рассмотреть развитие выделительной системы. Выделительная система позвоночных – производная мезодермы. Клетки ее закладки – нефротома – распологается в ножках сомитов – частях мезодермы, соединяющей осевую мезодерму с каждой стороны с боковой мезодермой.

Расслаиваясь, так же как расслаивается вся боковая мезодерма, на париетальный и висцеральный листки, нефротом образует внутри полость, называемую нефроцелем. Вскоре ножки сомитов теряют связь с сомитом, а нефроцель – с полостью сомита. Связь нефроцеля с целомом (спланхноцеломом) остается. Продолжительность и значение этой связи у животных разных таксономических групп неодинакова. У форм с примитивными выделительными органами она функциональна и сохраняется. Вообще предпологается, что почка позвоночных – это сумма всех мочевыносящих секретирующих канальцев, которые в самом примитивном случае открываются своими воронками в целом, как у гипотетических предков позвоночных, посегментно по всей длине тела. Противоположными концами они открываются в развивающийся из нефротомов общий мочевыносящий канал.

У современных низших позвоночных в эмбриональном периоде развивается так называемая предпочка (пронефрос), или головная почка. Канальцы пронефроса закладываются в переднем отделе тела посегментно и метамерно по одному на каждый сегмент в видоспецифическом количестве (от 2-3 до 12). Канальцы пронефроса открываются в целом воронкой с мерцательным эпителием и с другого конца собираются в общий мочевыносящий канал – первичный мочеточник, или протонефрический проток (вольфов канал). Во взрослом состоянии пронефрос функционирует у бесчелюстных и некоторых низших рыб. У всех других позвоночных впоследствии предпочка сменяется первичной почкой (мезонефросом), которая по месту локализации оказывается туловищной.

В туловищной почке устанавливается связь между почечными канальцами и кровеносной системой. При этом из стенки дорсальной аорты образуются сосудистые клубочки (гломусы). Они соединяются с выростами канальцев, формирующих так называемые боуменовы капсулы, вмещающие эти клубочки. В боуменовых капсулах приносящие артерии сворачиваются в клубок (гломерулус) и составляют вместе мальпигиево (или почечное) тельце. Канальцы первичной (туловищной) почки не образуют воронок и не связаны с целомом. Через такие почки фильтруется уже не полостная жидкость, а кровь. Канальцы мезонефроса открываются в вольфовы каналы.

У большинства рыб и амфибий мезонефрос представляет собой дефинитивную почку. У высших позвоночных мезонефрос функционирует в эмбриональный период, а дефинитивной почкой является вторичная, или тазовая, почка (метанефрос). Метанефрос образуется из несегментированной массы нефротомов задних туловищных сегментов. В закладке происходит дифференцировка канальцев, а при соприкосновении с вросшими в нее разветвлениями почечных артерий развиваются мальпигиевы тельца. Из эпителиального зачатка начинает формироваться вторичный мочеточник.

В образованиипочек принимают участие: нефротомная пластинка; примыкающая к ней целомическая ткань, подстилающая нефротом в течение развития; эндотелиальная выстилка и окружающая мезодерма каудального конца пищеварительной трубки; покровная эктодерма в районе выходных отверстий урогенитальной системы; примордиальные зародышевые клетки.

Экскреторная система включает:

1) серию экскреторных единиц, называемых нефронами;

2) почку – структуру, в которой нефроны сгруппированы вместе;

3) серию собирательных трубочек, которые соединяют нефроны с основным экскреторным протоком;

4) клоаку или ее производное – мочевой пузырь.

Постэмбриональное развитие.

Постэмбриональное развитие начинается с момента рождения или выхода организма из яйцевых оболочек и продолжается вплоть до наступления полового созревания. Постэмбриональное развитие сопровождается ростом. При этом он может быть ограничен определенным сроком или длиться в течение всей жизни.

Различают 2 основных типа постэмбрионального развития:

1. прямое развитие

2. развитие с превращением или метаморфозом (непрямое развитие)

Прямое постэмбриональное развитие - это когда родившийся организм отличается от взрослого меньшими размерами и недоразвитием органов. В случае прямого развития молодая особь мало чем отличается от взрослого организма и ведет тот же образ жизни, что и взрослые. Этот тип развития свойственен, например, пресмыкающимся, птицам, млекопитающим.

При развитии с метаморфозом из яйца появляется личинка, порой внешне совершенно не похожая и даже отличающаяся по ряду анатомических признаков от взрослой особи. Часто личинка ведет иной образ жизни по сравнению со взрослыми организмами (например, бабочки и их личинки гусеницы). Она питается, растет и на определенном этапе превращается во взрослую особь, причем этот процесс сопровождается весьма глубокими морфологическими и физиологическими преобразованиями. В большинстве случаев организмы не способны размножаться на личиночной стадии, однако существует небольшое кол-во исключений. Например, аксолотли-личинки хвостатых земноводных амбистом-способны размножаться, при этом дальнейший метаморфоз может и не осуществляться вовсе. Способность организмов размножаться на личиночной стадии называется неотенией.

Среди позвоночных М. известен у миног, личинка которых — пескоройка — живёт в грунте, а взрослые миноги — полупаразиты рыб. У ряда рыб, например у двоякодышащих, личинка с наружными жабрами, а у взрослых особей жабры расположены в специальной полости, имеется у них также лёгкое. У земноводных из яйца выходит личинка — головастик, похожая на рыбку и обитающая в воде. По мере М. личиночные органы утрачиваются и появляются органы взрослого животного. Лягушонок с остатком хвоста выходит на сушу и вскоре приобретает облик взрослой лягушки. Регуляция М. осуществляется гормонами. У насекомых в 1954 выделен и в 1966 синтезирован гормон проторакальных желёз — экдизон, регулирующий М. и линьки. Задержку М. вызывает ювенильный гормон прилежащих тел. У земноводных М. регулируется гормонами щитовидной железы. Также есть 3 периода постэмбрионального развития: -ювенильный (до окончания созревания) -пубертатный (занимает большую часть жизни) -старение (до смерти)

Метаморфо́з насеко́мых, подобно метаморфозу у других животных, является глубокой перестройкой внутреннего и внешнего строения организма на протяжении его жизни. В соответствии с этим, постэмбриональное развитие насекомого делится как минимум на две четко ограниченные стадии развития: личинку и имаго. Во многих случаях в процессе развития насекомое проходит дополнительные стадии: куколку, триунгулин и др.

В зависимости от числа стадий развития, у подавляющего большинства насекомых различают два основных типа метаморфоза: неполное и полное превращение. По этим двум типам превращения крылатые насекомые разделяются на две большие группы — насекомых с неполным превращением и насекомых с полным превращением. Следовательно, основная черта биологии насекомых — способ метаморфоза — явилась важнейшим критерием в их классификации.

Типы метаморфоза у насекомых.

Неполное превращение, или гемиметаморфоз (др.-греч. ἡμι- — «полу-» и μόρφωσις — «превращение»), в целом характеризуется прохождением лишь трёх стадий — яйца, личинки и имаго. Личинки насекомых с неполным превращением внешне сходны со взрослыми особями и, подобно последним, имеют сложные глаза, такие же, как у взрослых, ротовые органы и в более старших возрастах — хорошо выраженные наружные зачатки крыльев. Помимо этого, у многих насекомых с неполным превращением личинки ведут сходный с имаго образ жизни и могут встречаться совместно с последними.

Вследствие большого морфологического и биологического сходства с имаго такие личинки называются имагообразными или нимфами (встречающееся иногда применение термина «нимфа» к личинкам лишь последних возрастов с развитыми крыловыми зачатками является некорректным). Нимфы веснянок и стрекоз претерпевают особую модификацию — они тоже похожи на имаго, но живут в воде и обладают провизорными, то есть специально личиночными, органами — жабрами и др. Таких личинок называют наядами.

В качестве подтипа гемиметаморфоза выделяют также его упрощение — гипоморфоз (лат. hypomorphosis), характерный для вторично бескрылых представителей насекомых с неполным превращением — вшей, пухоедов, некоторых тараканов, прямокрылых и др. При гипоморфозе нимфы внешне практически неотличимы от имаго. Прежде считалось даже, что эти насекомые развиваются без превращения.

Полное превращение, или голометаморфоз (др.-греч. ὅλος — целый, полный и μεταμόρφωσις — превращение), характеризуется прохождением от четырёх до пяти стадий — яйца, личинки, куколки, имаго и иногда предкуколки. Насекомых с этим типом метаморфоза относят к таксономической группе Endopterygota (или Holometabola) в составе инфракласса Новокрылых.

 

Личинки насекомых с полным превращением, как правило, мало похожи на взрослых особей, поэтому называются истинными личинками. Действительно, трудно узнать в червеобразной личинке жука или гусенице бабочки взрослое крылатое насекомое. При этом личинка всегда лишена сложных глаз, наружных зачатков крыльев и часто имеет иной тип ротовых органов, нежели взрослые особи. Нередко сегменты тела истинной личинки однородны, то есть отсутствует резкое разделение тела на грудной и брюшной отделы. Помимо того, истинные личинки живут в иной среде, чем взрослые. В связи с этим большинство органов истинных личинок имеют временный или, как говорят, провизорный характер, выполняя функции чисто личиночной жизни. От этих органов у взрослых насекомых обычно не остается и следа. К числу провизорных органов личинок относятся: брюшные ноги, ротовой аппарат, паутинные железы и т. д.

 

Рост.

cyberpedia.su

Морфогенетические поля

Термин «морфогенетические поля» был введен австрийским ученым П. Вейсом. В биологическом энциклопедическом словаре приведено следующее определение морфогенетического поля:

1. Области зародыша, в которых происходит развитие зачатков тех или иных органов или их систем. Например морфогенетическое поле зачатка конечности — территория, в пределах которой данный зачаток развивается в норме.

2) Векторные (градиентные) поля в пространстве, порождаемые развивающимися зачатками и определяющие их морфогенетические движения в ближайший период развития.

3) Векторные поля в фазовом пространстве, имеющие зоны структурной устойчивости, разделённые неустойчивыми «прослойками». Все интерпретации морфогенетического поля основаны на данных о регуляционном, структурно-устойчивом характере развития организма и о зависимости судьбы его частей от положения в целом. Морфогенетические поля следует рассматривать как теоретико-математические конструкции (иногда как математические модели), задача которых — дать возможно более общее и адекватное описание основных закономерностей морфогенеза. Иными словами, существует некое поле, которое «управляет» развитием этого эмбриона..

Ввел это понятие в биологию австрийский ученый П. Вейс. Он предположил, что вокруг эмбриона, или зародыша, образуется некое поле, которое он назвал МОРФОГЕНЕТИЧЕСКИМ, которому подчиняются пассивные клетки. Оно как бы лепит из клеточного материала отдельные органы и целые организмы. Именно оно определяет последовательность образования отдельных клеток в пространстве и времени. В тридцатые годы ХХ века взгляды П. Вейса были развиты нашими соотечественниками А.Г.Гурвичем и Н.К.Кольцовым. Продолжаются исследования в этом направлении и в наше время, в частности они проводятся Ю.Г.Симаковым. В последней редакции концепция морфогенетического поля выглядит следующим образом. Каждая клетка организма обладает индивидуальным морфогенетическим полем, которое несет в себе всю информацию обо всем организме и программы его развития. Поля отдельных клеток объединяются в единое морфогенетическое поле, которое обволакивает и пронизывает весь организм, находится в постоянной связи с каждой клеткой и управляет всеми операциями по формированию и функционированию как каждой клетки, так и всего организма в целом. По этой концепции носителем наследственной информации является уже не ядро клетки, а ее морфогенетическое поле, а ДНК только отражает информацию, которую несет поле. Морфогенетическое поле постоянно меняется, отражая динамику развития организма. Таким образом концепция морфогенетических полей строится на тезисе внеклеточной информации, причем, предполагается "объемный" характер этого поля, поскольку оно должно охватывать все клетки организма.

Признание существования внеклеточной информации, как единого целого для всего организма, осуществляющей взаимосвязь со всеми его элементами и генетической памятью, является еще одним аспектом биокоммуникации.

Теория морфогенетического поля предполагает, что кроме химических факторов дифференциации клетки, существует и полевой фактор.

Нечто подобное есть и у П. Горяева в его теории волнового генома.

Всякое поле подразумевает использование информационных взаимодействий.

Все выше описанное так же относится к сфере биокоммуникации и является одним из механизмов реализации принципов биокоммуникации в природе.

Концепция морфогенетического поля в какой-то степени может объяснить и механизм хранения громадных объемов вновь приобретенной и воспроизведенной информации, которые сохраняются в течение жизни, а также такие, казалось бы совершенно невероятные явления, как сохранение памяти у человека, при почти полной утрате коры головного мозга (например, случай с Фенеасом Гейджем).

studfiles.net