Бытовая техника в разнообразном ассортименте наполняет жизнь каждого современного человека. Есть приборы, без которых легко можно обойтись, хоть они и делают нашу жизнь проще, а есть те приборы, жизнь без которых невозможна. Как известно, вся техника имеет свойство ломаться, но большее огорчение наступает в тот момент, когда ломается очень нужная техника, ремонт которой, зачастую стоит очень дорого, а приобретение нового и того больше. Речь пойдет о холодильнике – приборе, который есть в каждом доме, и поломка которого огорчит любого хозяина.
Мало кто знает, что отремонтировать холодильник можно без обращения в сервисный центр. За то время, которое холодильники живут в нашем доме, многие мастера накопили успешный опыт устранения самых распространенных неполадок, которые возникают в процессе эксплуатации. Главным достоинством современного оборудования, генерирующего холод, является его устройство, в котором под силу разобраться своими руками даже не опытному мастеру.
Образование холода
Естественно, перед тем, как приступать к ремонту, необходимо понять, как работает бытовой прибор. Самое главное, что есть в холодильнике – это агрегат, вырабатывающий холод. Производство холода в камере выполняется за счет основных трех составляющих, которые соединены друг с другом системой трубопровода: испаритель, компрессор и конденсатор. Внутри замкнутой системы находится хладогенерирующий газ. Ранее для этих целей использовался фреон-12. Однако в современных бытовых приборах, в качестве охлаждения, принято использовать более безопасные вещества, способствующие выработке холода.
Охлаждение стенок холодильника происходит благодаря компрессору, который при помощи электрического мотора выкачивает охлаждающий газ, а с помощью конденсатора происходит нагнетание газа. Система радиаторов охлаждает газ и переводит его в жидкое состояние с последующим его возвращением в испаритель. Как следствие непрерывный цикл позволяет обеспечить постоянное испарение.
Цикл охлаждения
Для того чтобы сократить потребление электроэнергии, а также увеличить срок эксплуатации прибора, сократить износ механических деталей холодильного агрегата, прибор оснащен большой и массивной дверью, которая выполняет защитную (изолирующую) функцию камеры холодильника от внешних воздействий. Двигатель компрессора не работает постоянно за счет специальной системы, которая контролирует включение и выключение холодильника, позволяя сохранить в нем желаемую температуру.
Контроль температуры внутри бытового прибора осуществляется посредством температурного реле, которое работает в правильном режиме, постоянно контролируя включение и отключение компрессора. Это происходит в те моменты, когда температура внутри холодильника опускается или поднимается выше заданных параметров. Автоматические механизмы предназначены для создания непрерывного цикла работы.
В тот момент, когда холодильник вырабатывает холод, мотор компрессора движется на номинальной мощности, через основную сеть проходит электрический ток, подаваемый из электросети через температурное реле, посредством замкнутых контактов. В это же время реле, включающее функцию «оттаивание», находится в положении замкнутых контактов. В результате этого образовывается замкнутая рабочая цепь. Электроэнергия, которую потребляет работающий холодильник, равна номинальной мощности, узнать которую можно в инструкции или техническом паспорте.
При понижении температуры внутри холодильника, поступает сигнал на реле, и контакты размыкаются, и происходит выключение двигателя компрессора. Соответственно повышение температуры влечет за собой замыкание контактов и включение компрессора.
Далее происходит следующее: когда запускается мотор компрессора, а двигатель холодильника не крутится, происходит пусковой запуск, в момент которого потребляемое количество электроэнергии увеличивается в несколько раз. На такие изменения дает реакцию пусковой механизм реле, вследствие чего происходит замыкание контактов. Когда произошло смыкание контактов, пусковая обмотка двигателя подключается к сети электроэнергии, а после начала вращения двигателя, потребляемая мощность понижается с пусковой мощности до номинальной мощности. Стоит отметить, что запуск двигателя, в холодильнике, который исправен, происходит за считаные секунды.
В свою очередь, при поломке бытового прибора и невозможности запуска двигателя с первого раза, происходит нагревание биметаллической пластины. Процесс длится около 15 секунд, после чего пластина размыкается и разрывает цепь. Последующее поступление тока будет только после полного остывания пластины и последует еще одна попытка запустить двигатель. При неудаче снова произойдет размыкание цепи.
Таким образом, автоматика холодильника начинает работать в момент запуска.
Диагностика и устранение неисправностей холодильника
После подробного изучения принципа работы холодильника, можно приступать к определению неисправностей, а также к поиску методов их устранения. Необходимо четко понимать, какая поломка возникла, а также трезво оценивать шансы ее исправления собственными руками.
По сути, все поломки, которые встречаются в холодильниках, можно распределить на две части:
Дело мастера боится:
именно так, помощь специалистов по ремонту холодильников необходима в первом случае, в силу того, что дома починить неисправность не получится. Возможно, в холодильнике произошла утечка хладогенерирующего газа, которая является следствием потери герметичности. К тому же, может возникнуть необходимость полной замены основных рабочих систем.
Дела домашние:
если у вашего прибора поломался какой-либо электрический механизм, скорее всего, неисправность можно будет устранить без помощи специалистов. Естественно, первым делом необходимо продиагностировать поломку и определить, возможно ли ее устранить без замены основной части.
Инструменты и диагностика
Итак, определив, что поломка относится ко второй группе, необходимо вооружиться инструментами: универсальным тестером и отверткой, скудный набор, но довольно эффективный. Первое, что необходимо сделать – определить качество напряжения в сети. При высоком качестве его показатели будут равны 220 Вольт все что ниже, может повлечь отказ в работе прибора.
Затем необходимо тщательно осмотреть шнур и сетевую вилку, благодаря которым обеспечивается необходимый контакт. Они не должны иметь повреждений, переломов, не должны искрить или нагреваться.
После этого нужно проверить компрессорные клеммы, они также должны иметь надлежащий вид. Здесь следует проверить напряжение, и при его хорошем качестве выключить холодильник из розетки. Далее все манипуляции происходят только в отключенном состоянии.
Также необходимо провести осмотр самого компрессора. Он находится внизу задней части бытового прибора. Компрессор не должен иметь каких-либо повреждений, при их наличии можно будет определить место поломки.
После осмотра визуального, следует переходить к проверке целости обмоток, в том же районе располагается реле, отвечающее за пуск холодильника. Перед осмотром нужно провести отсоединение гибких проводов. Обычно клеммы имеют соответствующие обозначения, говорящие об их назначении.
Чтобы проверить цепь обмотки на целостность, необходимо перевести тестер в режим омметра, затем закрепить свободный провод за тестер, а другим концом тестера проверить остальные выводы. Кроме этого диагностику следует выполнять также попарно. В случае если тестер не показывает, каких либо движений (отклонений стрелки) существует вероятность повреждения обмотки цепи или замыкания. Если это подтвердилось, нужно поменять двигатель компрессора.
Также необходимо проверить цепи управления. Сделать это можно путем замыкания двух проводов, отсоединенных от реле, и проверить контакт между проводами и вилкой включения. Если контакт обнаружен, значит, шнур, рее оттаивания и температурный датчик в исправности. При отсутствии контакта каждый блок проверяется отдельно, с целью определения неисправностей.
Если на шнуре или около вилки есть перегибы, то их необходимо хорошо осмотреть, как показывает практика, часто в этих местах и находится поломка.
Осмотр мелких деталей
Довольно часто причина поломки кроется в небольших деталях, в результате неисправности которой, нарушается целостная работа системы всего агрегата.
Температурный датчик
Для проверки этой детали, а также регулятора оттаивания, необходимо их сначала снять и отсоединить проводку. Сделать это можно при помощи отвертки. При помощи тестера проверить каждый провод, при наличии замыкания – датчик неисправен и требуется замена.
Если не работает функция оттаивания, можно просто установить перемычку. Делается она металлическим жучком. Единственное, что стоит отметить, такой способ подходит только для старых моделей холодильников. В противном случае, если не контролируется заморозка, может произойти более серьезный сбой. Это связано с тем, что прибор будет работать без контроля отключения, делать это нужно будет вручную. При установке жучка, необходимо сделать все возможное, чтобы устранить неполадку и снять его как можно быстрее.
Температурный датчик при поломке подлежит замене.
Замена терморегулятора холодильника
Самостоятельный ремонт
Если в течение полной диагностики было установлено, что цепь работает нормально и не имеет обрывов, следует проверить реле пуска и защиты. Сделать это можно путем съема крышки. Снять ее можно, только если высверлить алюминиевые заклепки, после этого крепление крышки выполняется посредством специальных винтов и гаек.
На холодильниках старого образца такая крышка крепится при помощи защелок, которые отодвигаются отверткой и крышка снимается.
Наибольшая проблема реле – обгорание контактов пары, также может заклинить сердечник в катушке, ломается шток и клинит пружину. Первое, что нужно сделать, чтобы исправить поломку, нужно для начала достать катушку, ее крепление происходит на защелках. После этого из катушки необходимо извлечь сердечник и контакты со штоком. Следующим шагом выполняется очистка деталей от грязи и пыли. Можно использовать спиртовую пропитку и мягкую ткань. При необходимости сердечник зачищается наждачкой или напильником, для обеспечения свободного хода в канале катушки. Также зачистке подлежат все контакты.
Довольно часто следствием поломки реле пуска и защиты является поломка штока. Заменить заводской шток (пластмассовый) можно на самодельный шток. Делается он из гвоздя размером 5х35 миллиметров, к тому же деталь из металла прослужит дольше, чем пластмассовая.
После установки штока реле пуска и защиты собирается в порядке, обратном разборке, устанавливается на место, и подводятся контакты.
При окислении контактов, их зачистке и быстрого обгорания следует воспользоваться услугами специалистов.
Как можно видеть, ремонт холодильника, при поломках второй группы, зачастую, не требует помощь специалиста. Достаточно всего лишь разобраться в схеме вашего бытового прибора и оценит свои способности. Если вы чувствуете, что вам не под силу починить даже элементарную поломку, рекомендуется отвезти ваш бытовой прибор в сервисный центр или вызвать специалиста на дом. Можно проследить за его действиями и последующие поломки такого типа, если такие возникнуть, устранять самостоятельно.
В любом случае, каждый самостоятельный ремонт должен быть обдуманным, возможно вы больше повредите холодильник, чем почините, и придется покупать новый, что повлечет большие финансовые затраты.
Внимание! Данная инструкция актуальна тем, кто берется чинить холодильники советского производства (Донбасс, Зил, Бирюза, Минск). Современные холодильники оснащены другими типами реле, моторов и деталей. Принцип действия прежний. Читайте больше о ремонте своими руками.
www.svoimi-rukamy.com
Уважаемые посетители сайта!!!
Данные записи по холодильникам представлены для Вас из собственного законспектированного материала на основе прочитанной технической литературы отечественных авторов, а так же из личной практики по ремонту домашних холодильников.
Любое тело, имеющее более высокую температуру по сравнению с окружающей средой, — способно охлаждаться естественным путем. То есть тепло от более нагретого тела — передается окружающей среде, температура самого тела при этом будет понижаться.
Чтобы охладить тело до температуры ниже окружающей среды — потребуется способ искусственного охлаждения с затратой определенного количества энергии.
Для данного способа искусственного охлаждения существуют специальные машины, отбирающие тепло от охлаждаемого объекта и передающие его в более теплую среду. Принцип передачи тепла таким способом называется искусственным способом получения холода, по которому и работают все холодильники.
Охлаждение в холодильных камерах происходит в следствии кипения хладагента, циркулирующего принудительно, в замкнутой системе холодильника. Таким хладагентом или как его еще называют холодильным агентом, — является обычно фреон.
Холодильные машины \холодильники\ различают двух типов:
Более широкое применение получили как мы знаем — компрессионные типы холодильников, где циркуляция хладагента происходит принудительно, за счет работы мотор — компрессора.
холодильник Атлант
По фотоснимку холодильника Атлант, данный холодильник можно охарактеризовать следующим образом:
Компрессионный холодильник по своей конструкции — закрытого типа с одним мотор — компрессором, с обеспечением полной герметизации холодильного агрегата.
Холодильная камера расположена в верхнем отсеке холодильника. Морозильная камера расположена в нижнем отсеке. Нижний отсек морозильной камеры состоит из трех ящиков для заморозки продуктов. Верхний отсек холодильной камеры состоит из шести полок для хранения продуктов в охлажденном состоянии.
Для абсорбционных типов холодильников, циркуляция хладагента происходит под воздействием нагревательного элемента \ТЭНа\, либо где циркуляция хладагента происходит иным путем, под воздействием иного источника тепла.
И третьим способом получения искусственного холода является термоэлектрический метод, где работа по передаче тепла от охлаждаемого объекта в более теплую среду осуществляется за счет движения, протекания электронов. То есть в этом примере охлаждение происходит за счет протекания электрического тока. Как известно, данный метод получения искусственного холода не применяется в бытовых, домашних холодильниках.
Как выше уже упоминалось, принцип работы компрессионных типов холодильников заключается в работе мотор — компрессора, за счет которого происходит нагнетание, циркуляция хладагента в замкнутой системе холодильника.
Система состоит из:
и компрессора. Работа компрессора приводится в действие электродвигателем, отсюда и исходит само название «мотор — компрессор».
рис. 1
Данная схема холодильного агрегата \рис. 1\ сопоставима к примеру с двухкамерным холодильником Атлант и сам основополагающий принцип работы ничем не отличается от однокамерных холодильников с одним мотор — компрессором.
На рисунке №2 представлена схема холодильного агрегата с одним мотор — компрессором, состоящей из:
рис.2
Принцип работы холодильника компрессионного типа заключается в следующем:
Нагретый хладагент под давлением поршня в цилиндре подается по нагнетательному трубопроводу в конденсатор. При повышенном давлении хладагент переходит из газообразного состояния в жидкое состояние, отдавая при этом тепло в окружающую среду. Далее, при прохождении хладагента через вентиль, в испарителе создается резкое падение давления, хладагент при низком давлении закипает. Сам процесс перехода жидкости через вентиль в испаритель называют дросселированием.
Испаритель, как Вы поняли, расположен в стенке морозильной камеры. При кипении хладагента в испарителе, отнимается тепло из окружающей среды, то есть морозильной камеры. Пары хладагента из испарителя всасываются компрессором и далее сжатый хладагент в цилиндре подается под давлением в конденсатор.
Повторяющиеся совершающиеся циклы циркуляции хладагента в замкнутой системе холодильника происходят снова и снова. То есть циркулирующий при работе холодильника хладагент отнимает тепло от морозильной камеры через испаритель и отдает тепло через конденсатор в окружающую среду.
Электрическая энергия, которая затрачивается при охлаждении морозильной камеры, зависит от выполняемой работы мотор — компрессором. Холодильные машины \холодильники\ определяются своей холодопроизводительностью, где учитывается количество тепла \ккал\, которое испаритель способен отнять в течении одного часа.
Холодопроизводительность одного и того же холодильника будет различной, в зависимости от самой температуры окружающей среды, поэтому, не рекомендуется допустим устанавливать холодильники вблизи отопительной системы \батарей, труб\.
Оценка холодопроизводительности разных типов холодильников определяется измерением температуры хладагента в соответствующих местах холодильника. К измерению температуры относятся такие места как:
Значимое влияние на холодопроизводительность оказывают температуры:
Для определения холодопроизводительности, приняты следующие «стандартные» температурные условия для:
Холодильные машины компрессионного типа по своей конструкции бывают закрытого и открытого типов, отличающиеся расположением компрессора и электродвигателя, а так же наличием разъемных соединений.
Для открытых типов, в холодильных машинах электродвигатель и компрессор установлены раздельно, где коленчатый вал компрессора приводится во вращение с помощью электродвигателя путем ременной передачи. В данных холодильниках такого типа утечка хладагента происходит в уплотнительных местах, то есть сальники остаются основным местом утечки хладагента.
Соединения трубопроводов между испарителем, конденсатором и компрессором имеют разъемное соединение. В местах таких соединений утечка хладагента также не исключается.
В холодильных машинах закрытого типа, в частности это касается в большинстве всех модификаций бытовых, домашних холодильников, — какие либо разъемные соединения отсутствуют. То есть здесь вся система наглухо заварена и запаяна, утечка хладагента практически невозможна. В данном примере, утечка хладагента может произойти по причине каких либо механических повреждений с образованием микротрещин.
Для холодильников закрытого типа или как их называют еще герметичными холодильными агрегатами, сложность ремонта состоит в невозможности разборки, замены деталей, допустим того же самого мотор — компрессора. Подобное проведение ремонта в данной теме будет приведено позже.
Среди основных параметров холодильного агента \хладагента\ является температура его кипения. Взаимосвязь такова — чем ниже требуется понизить температуру охлаждаемого объекта \морозильной камеры\ тем ниже должна быть температура закипания хладагента.
Обычно таким хладагентом, применяемым в домашних холодильниках является — фреон 12.
фреон — 12
Фреон 12 представляет из себя тяжелый бесцветный газ, не ядовит. Слабый специфический запах газа ощущается при большой утечке, если концентрация газа в воздухе будет составлять более 20%. Температура закипания данного газа составляет почти минус 30 градусов по Цельсию, температура затвердевания — минус 155 градусов по Цельсию.
Среди прочих других хладагентов в холодильных машинах используются:
Фреон — 12 как и другие хладагенты по своим свойствам текуч, способен проникать в малейшие микротрещины, поры металла. Данный газ способен также разъедать лаковые покрытия. В качестве изоляции обмоток электродвигателя \герметичного агрегата\ применяются специальные лаки.
При ремонте, следует учитывать, что данный газ хорошо смывает ржавчину с внутренней поверхности всей системы, — соответственно, детали должны быть чистыми. Жидкий фреон при попадании на кожу способен вызвать обмораживание поверхности кожи, какого либо раздражающего действия на органы дыхания фреон не оказывает.
Испарение газа не влияет на вкус хранящихся продуктов и не изменяет строение каких либо продуктов хранящихся в холодильнике. Трущиеся детали мотор — компрессора в процессе проведения ремонта тщательно смазываются, для этой цели применяются специальные холодильные рефрижераторные масла.
Корррозия внутренних поверхностей металла вызывается из так называемого старения масла — его окисления, попадания кислорода воздуха в состав специального рефрижераторного масла. Поэтому, перед нанесением, масло тщательно сушится и в состав масла вводят специальные антиокислительные присадки.
Коррозийность в составе фреона впоследствии может вызвать закупорку небольших проходных сечений, которые имеются в системе циркуляции. Смазочное масло в таких целях используется марки ХФ 12-16. Следует также учитывать растворимость смазочного масла в фреоне, в состав масла входит парафин, что впоследствии может также вызвать закупорку малых проходных сечений в системе холодильника. Данная марка смазочного масла применяется в холодильных компрессионных машинах закрытого типа с использованием в системе фреона -12, то есть может использоваться в современных холодильниках домашнего назначения.
Домашние холодильники имеют две камеры для хранения пищевых продуктов:
камеры \отделения\. Если продукты имеют длительные сроки своего хранения в замороженном виде, в этих целях служат специальные домашние холодильники. Для продуктов хранящихся просто в охлажденном виде \в холодильной камере\, температура колеблется в пределах от 2 до 8 градусов по Цельсию.
Периодическое отключение холодильника осуществляющееся за счет работы терморегулятора, \цикличность работы\ и не влияют на условия заморозки, хранения продуктов питания.
От желания владельца, ручной регулировкой терморегулятора осуществляются незначительные изменения температуры в камере холодильника. Так же с помощью терморегулятора, его настройки, обеспечивается необходимая пониженная температура в зависимости от температуры окружающей среды \ теплое помещение, прохладное помещение\.
терморегулятор холодильника
Такие названия как термостат холодильника и терморегулятор холодильника абсолютно одинаковы по своему предназначению.
Теплозащитное реле холодильника предназначено для защиты обмоток:
электрордвигателя от резких скачков напряжения, токовых перегрузок.
мотор — компрессор холодильника
Мотор — компрессор холодильных машин закрытого типа наглухо заварен в металлическом кожухе как и другие детали холодильной системы в целом.
Тепло — защитное реле \пуско — защитное реле\ имеет разъемное соединение с мотор — компрессором холодильника и в случае своей неисправности теплозащитное реле подлежит своей замене.
пуско — защитное реле холодильника Атлант
Различия между названиями: » пуско — защитное реле и теплозащитное реле » — разницы никакой не составляет.
Почему именно выбрали компрессионный агрегат закрытого типа для домашних холодильников? Данная конструкция домашних холодильников позволяет практически исключить утечку рабочей жидкости — фреона. То есть заводом — изготовителем при выпуске холодильников, уделяется особое внимание в изготовлении неразъемных соединений в циркулирующей системе.
В свою очередь, в данных типах холодильников обеспечивается экономный расход электроэнергии. При температуре окружающей среды воздуха 25 градусов по Цельсию — расход потребляемой электроэнергии составляет до 1,2 киловатт в час.
Емкость холодильной камеры определяется геометрическим способом, то есть измеряется либо в кубических дециметрах либо в литрах. По нормам, из расчета на один килограмм продуктов приходится 6 — 8 литров камеры холодильника. По своей емкости домашние холодильники обычно не превышают 400 литров.
Из расчета на количество человек в семье, при приобретении холодильника, удобны следующие варианты выбора холодильников:
Для лучшего отвода тепла испарителем, в холодильниках целесообразней устанавливать полки в виде металлической решетки. Изготовленные полки таким способом, позволяют равномерно распределять температуру в холодильной камере.
На дверце, со стороны морозильной камеры в холодильниках установлен кнопочный выключатель света. При открывании дверцы холодильника, контакты замыкаются и камера холодильника освещается электрической лампочкой.
Для хранения замороженных продуктов в больших количествах, предусмотрены холодильники с более объемным морозильным отделением. Для морозильного отделения \хранения замороженных продуктов\ можно воспользоваться следующим расчетом, — на пол килограмма замороженных продуктов приходится один литр емкости \морозильной камеры\.
Снежный покров в камере образовывается из конденсата воздуха, поступающего при открывании дверцы, а так же при наличии недостаточного уплотнения при закрытой дверце холодильника. Образовавшаяся снежная шуба должна систематически удаляться, так как такое образование ухудшает отвод тепла испарителем из камеры.
Обычно раньше в конструкции холодильника был предусмотрен поддон для сбора талой воды при разморозке. В настоящее время изготавливают холодильники, где в самой морозильной камере расположено отверстие для стекания воды образовавшейся в результате конденсата. Вода при стекании в отверстие затем просто испаряется. Владельцы холодильников при их разморозке \удалении наледи, снеговой шубы\, — отключают холодильник и при открытых дверцах происходит эффективная полная разморозка. Так же в некоторых конструкциях холодильников предусмотрены нагревательные элементы \ТЭНы\ для процесса разморозки. То есть происходит как полуавтоматическая так и автоматическая разморозка камеры при выключенном мотор — компрессоре с участием терморегулятора.
Автоматическая разморозка происходит в автоматическом режиме, периодически через определенное время и без участия владельца. Вода в этом примере, отводится наружу по трубке из камеры, где она затем испаряется.
Способы вырабатывания искусственного холода в холодильниках различные и зависят от типа холодильной машины. Как уже упоминалось, холодильники подразделяются на:
абсорбционный холодильник Ezetil Absorber A — 4000
термоэлектрический холодильник Tropi Cool Classik
По своему предназначению холодильники разделяют на:
Однокамерные холодильники используются для хранения продуктов в охлажденном состоянии.
Двухкамерные холодильники используются для хранения как замороженных так и охлажденных продуктов.
Низкотемпературные холодильники используются для замораживания, а так же для хранения замороженных продуктов.
низкотемпературный холодильник ХНТ — 200
Так же по своему исполнению холодильники бывают:
встраиваемый холодильник
Низкотемпературные холодильники обычно выпускают в виде сундука, крышка \дверца\ такого холодильника расположена сверху.
Однокамерные напольные \в виде шкафа\ холодильники имеют более распространенное применение в домашнем быту.
Для своей эксплуатации так же удобны холодильники небольших размеров, так называемые «шкафчики — столики».
В приобретении, в выборе холодильников конечно же все зависит от желания самого покупателя. К примеру, комбинированные напольные холодильники могут совмещаться допустим с кухонным шкафом.
На заказ, холодильный шкаф можно выполнить совмещенным \комбинированным\ с сервантом. Отделка данных холодильных шкафов выполняется под цвет с совмещенной мебелью.
Настенные холодильники имеют двустворчатые двери, по своей конструкции напоминают настенный шкафчик небольших размеров.
холодильный шкаф \настенный, настольный\ Liebherr FKv 503 Premium
Встроенные холодильники получили наименьшее распространение. Для охлаждения конденсатора холодильный агрегат во встроенном шкафу размещают с учетом обеспечения циркуляции воздуха.
В настольных холодильниках, охлаждение происходит обычно термоэлектрическим способом.
Двухкамерные холодильники состоят из двух камер хранения продуктов, — это камера охлаждения и морозильная камера.
Низкотемпературные холодильники или как их еще называют «морозильники», — применяются для длительного хранения продуктов в замороженном состоянии.
В следующих темах Вы ознакомитесь с подробным описанием ремонта холодильников и с их электрическими схемами.
zapiski-elektrika.ru
Мир бытовых устройств в последнее время неуклонно расширяется и совершенствуется. Без некоторых из них наша жизнь уже немыслима. И кто не знает, какое огорчение приносит поломка незаменимого в доме прибора?
Однако, ремонт холодильника в домашних условиях вполне возможен без обращения в сервис. Причин тому несколько. Во-первых, за последние полвека холодильник стал действительно незаменимым прибором в домашнем хозяйстве. Распространенность холодильников позволяет накопить определенный опыт не только эксплуатации, но и устранения возникающих в её процессе неисправностей. Во-вторых, несмотря на размеры, холодильник относительно несложно устроен, разобраться в принципе его работы может даже пятиклассник.
Cтатья, которую мы предлагаем, помогут вам самостоятельно разобраться не только в устройстве холодильника, но и устранить большинство возникающих в быту неисправностей этого поистине незаменимого прибора.
Часть Первая: Откуда берется холод?
Прежде, чем говорить о ремонте холодильников, давайте разберемся в устройстве и принципах работы этого важного бытового устройства.Основной принцип работы холодильного агрегата
Главная часть холодильника — холодильный агрегат — производит охлаждение основной части, рабочей камеры холодильника. Холодильный агрегат состоит из трех больших модулей, соединенных между собой системой трубопроводов: конденсатора, испарителя и компрессора, который является «сердцем» холодильника. Система холодильного агрегата замкнута, она заполнена специальным холодильным газом, в качестве которого раньше использовали фреон-12. Сейчас в качестве холодильного газа используются вещества, которые не представляют угрозу для озонового слоя земли. Схематическое устройство холодильного агрегата показано на рисунке 1.
Компрессор, снабженный электрическим мотором, выкачивает холодильный газ из испарителя, обеспечивая охлаждение его стенок. Газ нагнетается в конденсатор, где, благодаря системе радиаторов, охлаждается, переходит в жидкое состояние. Жидкий холодильный газ поступает снова в испаритель, где, под низким давлением испаряется, отдавая тепло внутренним стенкам испарителя. Благодаря непрерывному циклу, при работающем моторе обеспечивается непрерывное испарение.
Жизненный цикл охлаждения.
В целях экономии электрической энергии и предотвращения преждевременного механического износа холодильного агрегата, рабочая камера холодильника, как правило, большую часть времени изолирована от окружающей среды массивной дверцей. Для поддержания определенного температурного режима в таких условиях, существует система контроля над периодическим включением и выключением мотора компрессора.
Основным механизмом системы контроля температуры является температурное реле, которое работает в определенном коридоре. Если температура камеры холодильника выше верхней границы этого температурного коридора, то реле включает мотор компрессора, когда температура опускается ниже заданной границы, реле отключает мотор. Помимо этого, системы контроля температуры, как правило, снабжены реле защиты мотора от перегрева, которое, при достижении компрессором определенной температуры, также отключают мотор. Эти элементы автоматической работы холодильника обеспечивают непрерывную работу системы, схематически они изображены на принципиальной электрической схеме на рисунке 2.
Кроме того, холодильные камеры снабжены сигнальными лампами, лампами дополнительного освещения, нагревательными элементами принудительного оттаивания и многими другими дополнительными модулями, влияние которых на основной принцип работы холодильника малозначительно. Они на принципиальной электрической схеме холодильника не показаны.
Давайте визуально пройдемся по схеме и попробуем понять более детально, как работает холодильник.
В режиме «работа», когда идет охлаждение, и двигатель компрессора мотора вращается с номинальной скоростью, по основной цепи идет ток — из сети через замкнутые контакты датчика-реле температуры Р1, контакты датчика-реле оттаивания Р2 тоже замкнуты. Таким образом, образуется замкнутая цепь с рабочей обмоткой электродвигателя компрессора мотора, катушкой пускового реле К, нагревательным элементом Р2, биметаллической пластиной БМ, контактами теплового защитного реле КК. Потребляемый холодильником ток в таком режиме равен номинальной величине — то, что написано в паспорте устройства.
Когда температура в холодильной камере опускается ниже рамок заданного температурного коридора, срабатывает реле и размыкает контакты Р1, после чего по сети перестает течь ток, мотор холодильного агрегата останавливается.
Когда температура в холодильной камере достигает верхних рамок температурного коридора, реле снова срабатывает и замыкает контакты Р1, мотор компрессора включается.
Тут происходит самое интересное во всем процессе непрерывной циклической работы холодильника. В начальный момент запуска двигатель мотора компрессора холодильника не вращается, и потребляемый двигателем ток (так называемый «пусковой ток») выше номинального в три-пять раз, в зависимости от модели и мощности холодильного агрегата. На повышенное потребление тока реагирует катушка К пускового реле. Пусковое реле срабатывает и замыкает контакты КД. По этим контактам к сети подключается пусковая обмотка электродвигателя. После того, как ротор мотора начинает крутиться, двигатель снижает потребление тока до номинального уровня, ток, проходящий через катушку К недостаточен для удержания контактов КД, они размыкаются и холодильник начинает работать в штатном режиме. Весь этот процесс, называемый «пусковая работа» в исправном холодильнике занимает не более двух-трех секунд.
Если холодильник неисправен, или просто не удалось запустить мотор компрессора с первого раза, и повышенный пусковой ток будет проходить по цепи в течение 5-10 секунд, то нагреется биметаллическая пластина БМ. Нагревшись, пластина БМ изогнется и разомкнёт контакты КК, разорвав цепь. Ток не будет проходить до тех пор, пока пластина БМ не остынет и не вернется в исходное положение. После этого произойдёт попытка перезапуска двигателя, если она не удастся, то система защиты от перегрева сработает снова.
Именно такой, циклический принцип заложен в основы автоматики как всей работы холодильника, так и самого начального её этапа.
Часть Вторая: Холодильный доктор — это просто
Перейдем теперь собственно к диагностике и устранению неисправностей. Сначала попытаемся классифицировать неисправность, понять для себя, что же случилось с нашим холодильником. Оценим свои возможности, насколько реально сможем помочь своими силами домашнему любимцу.Мухи — отдельно, котлеты — отдельно
Основные неисправности, с которыми приходится сталкиваться при эксплуатации холодильника, подразделяются на две большие группы:
При включении холодильника мотор компрессора нормально запускается, слышна работа холодильного агрегата, но внутри самой камеры охлаждения не происходит. В этом случае для выявления неисправности следует пользоваться рисунком 1, так как причина лежит, скорее всего, в одном из больших модулей агрегата.
При включении в розетку холодильник не включается, либо он включается на очень короткое время, после чего автоматически отключается. После чего, либо с некоторой периодичностью происходят попытки перезапуска мотора компрессора, либо попытки перезапуска не происходит до выключения и нового включения холодильника в сеть. В этом случае неисправность следует искать в электрической схеме холодильника и руководствоваться рисунком 2.
Что мы не можем — оставляем мастеру
Как правило, если неисправность холодильника принадлежит к первой группе, то выполнить ремонт самостоятельно, в домашних условиях невозможно. Причиной может быть, например, разгерметизация системы холодильного агрегата, повлекшая за собой утечку холодильного газа. Для устранения неисправностей первой группы придётся обратиться к специалистам, так как может потребоваться замена конденсатора, испарителя, компрессора или всего холодильного агрегата полностью.
Что мы можем — делаем своими руками
Рассмотрим неисправности второй группы, касающиеся проблем в электрической схеме холодильника — точнее те из них, которые можно устранить в домашних условиях, своими руками. Понятно, что, например, межвитковое замыкание в обмотках электродвигателя или засорение капиллярной трубки испарителя потребует замену всего модуля, поэтому рассматривать эти неисправности мы не будем. Однако необходимо провести предварительную диагностику, чтобы исключить, либо, наоборот, подтвердить эти неисправности.
Основные инструменты, которые вам потребуются для диагностики, это отвертка и универсальный тестер.
Если есть подозрение на неисправность в электрической схеме холодильника, то, в первую очередь, с помощью тестера нужно убедиться в нормальном напряжении в электрической сети — оно должно быть 220 Вольт ±10%. При напряжении 195 Вольт и ниже многие холодильники работать не смогут.
После этого необходимо убедиться, что сетевая розетка и вилка шнура исправны, обеспечивают полный контакт, не греются и не искрят.
А вместо сердца пламенный мотор
Обратите внимание на контактные клеммы компрессора, они не должны быть оплавленными, обуглившимися или растрескавшимися. После того, как вы с помощью тестера убедитесь в наличии нормального напряжения на клеммах мотора, холодильник от сети необходимо отключить и все дальнейшие работы нужно проводить только при отключенном электропитании.
Компрессор, как правило, располагается в нижней части задней стенки холодильника. Необходимо осмотреть мотор на предмет механических повреждений, деформаций, которые могут говорить о термическом воздействии на деталь, обугленностей. Аномалии явно укажут на место, в котором следует искать неисправность.
Если визуально неисправности нельзя локализовать, то следующее, что нужно сделать, это проверить целость обмоток мотора компрессора. Как правило, на жестких выводах компрессора, либо непосредственно рядом с ним закреплено пускозащитное реле. Перед проверкой необходимо отсоединить три гибких проводка, идущих от реле к клеммам двигателя (часто эти клеммы для соединения с пускозащитным реле помечены особо — «пуск», вывод пусковой обмотки, «раб», вывод рабочей обмотки и «общ», общий вывод для этих обмоток).
Проверять нужно целостность цепи обмотки. Для этого один из щупов тестера (в режиме омметра) закрепляется за один свободный вывод, а другим щупом нужно по очереди касаться двух других оставшихся выводов и корпуса двигателя. После также необходимо измерить попарно и два других вывода. Для стрелочного тестера о наличии контакта будет свидетельствовать отклонение стрелки прибора в режиме омметра. У рабочего мотора компрессора прибор должен показывать наличие контакта между любыми двумя выводами двигателя и отсутствие контакта между любым из них и корпусом мотора. Если это не так, значит произошел либо обрыв обмотки, либо замыкание обмотки на корпус. В этом случае необходима замена мотора компрессора.
Проверить надежность управления
Если с обмотками все в порядке, обратитесь еще раз к рисунку 2. Нужно будет проверить цепи управления. Для этого два предварительно отсоединенных от пускозащитного реле подводящих провода следует замкнуть между собой и проверить наличие контакта между ними и контактными штырями сетевой вилки. Если тестер показывает наличие контакта, то из дальнейшего поиска неисправностей следует исключить вилку, и сетевой шнур, датчик реле температуры Р1 и реле-переключатель «оттаивание» Р2, так как эти блоки входят в единую цепь.
Если контакта нет, то каждый из названных блоков следует тщательно проверить по отдельности.
На неисправностях сетевого шнура и его вилки подробно останавливаться нет смысла, так как такой тип неисправности довольно часто встречается в быту вообще. Стоит лишь сказать, что нужно обратить пристальное внимание на изгибы в сетевом шнуре — в этих местах может быть разрыв токоведущих жил.
Часть Третья: Самый маленький работает больше всех
Давайте обратим более пристальное внимание на мелкие детали. Согласитесь, иногда бывает досадно из-за того, что мелкая, незначительная деталь, выполняющая рутинную несложную работу во всём механизме, становится узким местом, не позволяет полнокровно функционировать большому организму холодильного агрегата.
Жучок — не всегда хорошо
Чтобы проверить датчик температуры и реле «оттаивание», необходимо с помощью отвертки их предварительно снять, отсоединив подводящие провода. Затем тестером нужно проверить каждое реле по отдельности, короткое замыкание будет означать, что данное реле неисправно и нуждается в замене.
В принципе, в случае неисправности реле «оттаивание», его можно заменить простой перемычкой, металлическим «жучком». Но, строго говоря, делать это можно только для старых холодильников, в которых нет сложных систем балансировки, поддержания микроклимата внутри холодильной камеры и прочих высокотехнологичных датчиков, которые могут прийти в негодность от неконтролируемой заморозки. Ведь холодильник будет работать без перерыва, процесс работы будет контролироваться только вручную, включением и выключением шнура питания из розетки электросети. Да и в этом случае нужно позаботиться о более частой очистке морозильной камеры, так как излишний ледяной нарост может деформировать испаритель и повредить, таким образом, всю систему холодильного агрегата. При первой возможности металлический «жучок» как можно быстрее нужно будет заменить исправным реле.
Для неисправного датчика температуры никакие способы «тюнинга» неприемлемы, его необходимо заменить исправным реле.
Поиграем в «Сделай Сам»
Если цепь управления оказалась исправной, то необходимо проверить пускозащитное реле. Для этого необходимо снять крышку, предварительно высверлив алюминиевые заклепки (после ремонта при сборке крышку нужно закрепить винтами М3 с гайками).
В некоторых моделях отечественных холодильников крышка пускозащитного реле, как одного из уязвимых блоков, крепится на защёлках. Для того, чтобы её открыть, нужно всего лишь отогнуть отверткой эти защёлки у основания реле.
У большинства пускозащитных реле устройство соответствует схематическому обозначению на рисунке 5. Чаще всего встречается обгорание контактной пары 1-2, заклинивание сердечника 5 в катушке, поломка штока 3 и заклинивание пружины. Для устранения этих неисправностей, прежде всего, нужно извлечь катушку 4 (она крепится, как правило, на защелках). Из неё необходимо извлечь сердечник 5, контакты 2 (они извлекаются вместе со штоком 3). После этого нужно хорошо очистить это всё от грязи, например, тканевой чистой тряпкой, смоченной в спирте. Если есть необходимость, сердечник 5 нужно будет слегка зачистить напильником или наждачной бумагой, чтобы он свободно смог входить в канал катушки. Обязательно нужно зачистить наждачной бумагой рабочие поверхности контактов 1 и 2.
Частой причиной выхода из строя пускозащитного реле является поломка штока 3.
Как правило, оригинальный шток делается из пластмассы, однако его можно заменить самодельным штоком, сделанным из гвоздя 2, 5х35 мм. Металлический шток в реле, вместо пластмассового, работает долго и надежно. На рисунке 6 показаны размеры штока 3 для наиболее распространенного пускозащитного реле типа РТК-Х (М) или его аналога. Для любого другого типа реле размеры можно уточнить на месте.
После этого реле нужно будет собрать в обратной последовательности, поставить на место, закрепить и подсоединить подводные провода.
В случае, если причиной неисправности были окислившиеся контакты 1 и 2, и через короткое время работы, после того, как вы их зачистили, они снова окислились и обгорели, то необходимо обратиться к специалисту за более глубоким ремонтом, так как причины такого поведения контактов могут быть в нарушении работы всей электрической цепи холодильника.
Последний по порядку — не последний по значению
Другая неисправность, которая тоже довольно часто встречается, заключается в перегорании нагревателя R2 в реле тепловой защиты. Это легко определяется с помощью тестера при снятой крышке пускозащитного реле. Если неисправность в этом, пускозащитное реле необходимо заменить на новое.
rukikryki.ru
Схема работы компрессора в самых разных моделях холодильника одинакова: прибор откачивает из испарителя нагревшийся хладагент и нагнетает в конденсатор. Последний расположен на задней стенке аппарата и его основной задачей является передача тепла от остывающего газа воздуху помещения. Охлажденный сжиженный хладагент попадает в испаритель и воздух внутри камеры охлаждается.
Из чего состоит компрессор?
Строение испарителя и конденсатора практически не изменялось. А вот с компрессорами эксперименты проводятся и сейчас.
Причина проста: холодильные установки весьма различны по объему и устройству, и, соответственно, для их обслуживания, требуются аппараты разного класса.
Внешне холодильник потребительского класса выглядит либо как холодильный шкаф, либо как стол. А вот конструкция может заметно отличаться.
Стандартное исполнение подразумевает установку прибора и электродвигателя с вертикальным валом в герметичном кожухе. Мотор при включении приводит в действие коленчатый вал внутри компрессора. При вращении вала поршень совершает возвратно-поступательные движения, откачивая хладагент из испарителя и нагнетая его в конденсатор. В камеру газ попадает через всасывающий клапан – открывается, когда создается разрежение, а выводится через нагнетательный – открывается при обратном ходе, когда в камере образуется повышенное давление газа.
В зависимости от строения поршня, различают аппараты:
Существует модификация, в которой коленчатый вал отсутствует. Вместо этого поршень приводит в движение переменный ток, подающийся на катушку. Эта схема более экономична, так как исключает из цепочки передачи механическую часть.
Нагнетание газа происходит за счет вращения двух роторов – ведущего и ведомого, которые соприкасаются по всей длине и вращаются навстречу друг другу. Газ, попадая в воздушные карманы уменьшающегося объема, сжимается и через отверстие малого диаметра подается в конденсатор.
Скорость вращения роторов не зависит от давления, что обеспечивает стабильные показатели. Вибрации при этом практически не создается, уровень шума очень низкий. На фото – роторное устройство.
tehnika.vyborkuhni.ru
Словосочетание «инверторный двигатель» часто на слуху у тех, кто собирается приобрести, например, стиральную машину, кондиционер или холодильник. Считается, что техника с таким мотором — чуть ли не самая совершенная из всех имеющихся моделей на сегодняшний день. Но что собой представляет инверторный двигатель в технических установках, далеко не все утруждают себя разобраться. Рассмотрим, как он работает и каковы его преимущества в холодильнике.
Это устройство предназначено для регулирования оборотов. Так, в случае с холодильником, если ему требуется больше холода, то инверторный двигатель будет наращивать необходимые обороты. А когда от оборудования поступит команда «хватит», то и счетчик оборотов останавливается на заданной отметке. Раньше на холодильник приходилось устанавливать целых три компрессора. Но теперь достаточно и одного. Ведь наибольшая нагрузка происходит при включении техники. И при наличии нескольких компрессоров требуется большая частота. Зато один инвертор включается плавно, без резких скачков и перегрузок. Именно поэтому и получается экономия энергетического потребления.
Любой водитель знает, что заводя «на холодную» свою машину, он сокращает ресурс мотора. С компрессором происходит то же самое. Но инверторный двигатель, плавно запускаясь, разгоняется до тысяч оборотов постепенно. Таким образом, помимо экономии, оборудование намного дольше не изнашивается.
Помимо преимуществ, технические устройства с инвертором, как и любые другие, безусловно, имеют и недостатки. Главный из них заключается в высокой стоимости. Не каждый решит раскошелиться на это новшество, к тому же иногда и не полностью доверяя реальной его эффективности.
Продолжив аналогию с автомобилем, легко понять, что машина, которая будет ехать по ровной дороге, даже не переходя к максимальной скорости достигнет финиша быстрее той, что передвигается по бездорожью, но на пределе. Первый вариант представляется выигрышным не только по результату, но и по топливу (небольшая мощность «сьест» меньше бензина), а также по запасным частям (во втором случае возможно потребуется уже что-то заменить на финише).
Такая же ситуация складывается и с холодильным оборудованием. Цифровой инверторный двигатель обладает следующими преимуществами:
Инверторный двигатель не является сегодня самым совершенным в бытовой технике. Известен так называемый линейный агрегат, который также можно отнести к поршневым. Однако двигателя и коленвала в нем нет. Поршень находится в электрической магнитной катушке и начинает движение при поступлении тока. При этом электрической энергии требуется намного меньше, коэффициент полезного действия существенно возрастает, а холодильное оборудование работает еще тише, чем с инверторным агрегатом.
Для этого вида техники инвертор является полезным, так как поддержание постоянной температуры, не работая на пределе, действительно важный показатель. В другой технике, например, если установлен инверторный двигатель в стиральной машине, это может оказаться не настолько существенным, как для холодильника.
fb.ru
«Как выполнить ремонт мотора-компрессора холодильника? Если вы не знаете, что такое компрессор и для чего он нужен, ознакомьтесь с информацией приведенной ниже».
Мотор-компрессор один из наиболее важных агрегатов в «организме» холодильника. Поэтому его поломка парализует полностью весь аппарат, а дальнейшая работоспособность зависит только от качественного и профессионального ремонта. Как бы вам не хотелось отремонтировать данный компонент самостоятельно – это непосильная задача. Устранить неисправность сможет лишь мастер высшей категории, который имеет большой опыт работы и необходимый набор профессиональных инструментов.
В некоторых случаях мотор можно отремонтировать, но выгодно это не всегда, именно из-за этого чаще всего выгоднее замена мотора холодильника.
Компрессор – это сложное электромеханическое устройство, которое сжимает и перекачивает пары хладагента в холодильнике. При сжатии паров наблюдается их конденсация, после чего жидкость перетекает в испаритель, где происходит испарение и поглощается тепло из камер. Современные холодильники бывают одно -двух и даже трех – компрессорными, хотя холодильник с тремя моторами в магазинах встретишь не часто.
Большим спросом пользуются двухкомпрессорные аппараты, потому что они наиболее надежны и экономичны в плане энергопотребления. Если один компрессор обеспечивает холодом весь холодильный шкаф с двумя отсеками, то два компрессора работают независимо друг от друга, и каждый нагнетает холод в отведенную ему камеру, будь то морозилка или холодильный отсек. Если один из моторов вышел из строя, вам необходим профессиональный ремонт мотор-компрессора холодильника.
Признаки неисправности мотора:
Выход из строя мотор-компрессора – серьезная проблема, потому как его замена или ремонт обойдутся несколько дороже, чем ремонт каких-то других узлов. Главное вовремя предотвратить поломку, таким образом можно сэкономить на его ремонте. Чтобы оперативно отреагировать на сигналы холодильника нужно знать несколько простых признаков, которые указывают на неисправность компрессора.
•Мотор не включается или не отключается по прошествии определенного временного интервала.•Повышенный шум во время работы компрессора, сильная вибрация или дребезжание.•Превышение температурного режима в холодильной камере.
Если вы заметили один из признаков, значит, есть повод для волнения.
Вам необходимо, как можно быстрее, вызвать мастера на дом для проведения глубокой диагностики. После диагностики специалист сможет установить точную причину неисправности и определить степень ее критичности. Мастера высшей категории в состоянии выполнить даже самый сложный ремонт не забирая ваш холодильник в стационар, а это всегда удобно и выгодно для самого клиента. С помощью специального оборудования, соблюдая современные технологии диагностики и ремонта, используя профессиональный инструментарий, наши механики вернут былую мощь вашему неисправному агрегату и повысят его производительность до изначальной.
«Неисправен мотор-компрессор? Наши специалисты качественно и быстро его отремонтируют с последующей ГАРАНТИЕЙ. Только оригинальные комплектующие и запчасти ко всем маркам и моделям отечественных и импортных холодильников».
Нередко ремонт мотора холодильника требуется по вине самого пользователя. Дело в том, что некоторые модели оснащены дополнительной полезной функцией «Суперзаморозка» или «Быстрая заморозка». Эта функция помогает за короткий промежуток времени заморозить продукт для того, чтобы он не потерял своих вкусовых качеств и полезных свойств. Используя данную функцию, хозяйка просто забывает её отключить, в результате чего двигатель работает на полной мощности в изнурительном темпе, а это губительно сказывается на его работоспособности. Следствие этого – полный выход из строя.
При осмотре аппарата мастер, скорее всего, примет решение, что мотор необходимо заменить, а соглашаться с этим или нет, каждый клиент думает самостоятельно. Каким бы дорогостоящим не была замена компрессора холодильника, все же это дешевле, чем купить новый холодильник. Менее затратным видом ремонта нужно назвать – устранение шумов, грохота и других неприятных звуков при включении. Это решается простым действием – регулировкой подвески кожуха мотора. Для этого нужно просто отрегулировать болты подвески и хорошо их затянуть. Дребезжание может издавать реле, если его положение неустойчивое. В этом случае мастер осторожно и грамотно поставит его на своё место, во избежание замыкания контактов. Отдельные случаи подразумевают полную замену одного из компонентов, но это можно определить только после профессионального осмотра и диагностики.Не нужно надеяться на собственные силы.
Ремонт холодильника (видео) |
Большинство случаев, когда пользователь вмешивается во внутреннее устройство холодильника, заканчиваются неудачей, и, как следствие, последующей переплатой за ремонт, а так же большой вероятностью удара электрическим током, что небезопасно для собственного здоровья. Лучше сразу обратиться за помощью специалистов и радоваться положительному и долговечному результату.
«Ремонт мотор-компрессора холодильника – профессионально, качественно и недорого. Самые лучшие цены в Москве и Подмосковья для наших клиентов!»
Специалисты нашей компании возьмутся даже за самый сложный ремонт мотора холодильника. В их компетенции восстановить компрессор разных видов в различных марках холодильников. Обратившись за помощью к мастерам нашей службы, вы можете быть уверены в 100% - ном результате и продолжительном сроке службы после устранения неисправностей.Технологические операции, которые мы предоставляем:
•Глубокая диагностика и дефектовка компрессора•Определение и оценка уровня износа агрегата•Перемотка статора высококачественным фреоностойким проводом•Вакуумная пропитка мотора•Сборка компрессора после ремонта и его испытание
Все вопросы, связанные с ремонтом холодильников и вызовом мастера на дом вы можете задать нашему диспетчеру по телефонам: 8(495)162-06-44 или 8(926)743-21-17. Прием звонков круглосуточно. Мастер выезжает на вызов в удобное время, которое будет заранее оговорено непосредственно с мастером.
100macterov.ru
Самый долгоработающий прибор в наших квартирах это не компьютер или телевизор, а обыкновенный холодильник. Холодильник работает круглосуточно, а его работу мы оцениваем 2-3 раза в сутки. Если холодильник сделан качественно, то его проблем с охлаждением пищи у нас не возникает по крайней мере лет 20. У многий еще стоят старенькие советского производства холодильные агрегаты. И как все в этой жизни ломается холодильник внезапно, но вместо того, чтобы выбрасывать столько лет служивший верой и правдой аппарат, можно сделать попытку его восстановить. В силу ремонта говорит и тот факт, что новая вещь будет хоть снаружи и хороша, а надежность вряд ли будет соперничать с советским аппаратом.
Принцип работы холодильника можно рассмотреть на примере наполненного газового баллона. Баллон наполнен газом под высоким давлением и при этом температура газа и баллона одинаковые и соответствуют температуре улицы. Если открыть вентиль, то газ начнет выходить и при этом вентиль станет резко охлаждаться. Это связано с тем, что газ в баллоне под давлением имеет очень высокую по температуре точку кипения, а на улице при малом давлении эта точка очень низкая. Как если бы вскипятить чайник с водой и начать подниматься в гору, то вода в чайнике продолжала бы кипеть, ведь с падением давления точка закипания уменьшается. Вот и получается, что в баллоне газ – жидкость, а как только выходит из баллона – газ тут же вскипает. При кипении газ улетучивается, а поверхность с которой он улетучился замерзает, ведь газ отбирает с этой поверхности тепло. Так вот возвращаясь к баллону. Если теперь баллон соединить с охладителем, где будет охлаждаться нужные нам продукты, и насосом, который будет гонять газ из баллона через охладитель в баллон, то ничего не получится. Нужно как-то создать перепад давления. Перепад давления можно устроить при помощи дросселя – тоненькой трубки. Трубка не даст большому количеству жидкого газа проходить, станет сужением, а после прохода по трубке газ поступает в испаритель, где места много и где газ будет вскипать.
Итак, вот такой холодильник работал у меня, пока вдруг не остановился и не потек. Кстати, если из-под холодильника течет вода - это не поломка, просто шланг отвода конденсата из камеры сместился. Шланг связывает желоб для отвода конденсата из камеры холодильника и емкость на компрессоре.
Особо интересных данных задняя панель не сообщает. Холодильник стоил огромную по тем деньгам сумму - 355 рублей, что составляло 3 месячных зарплаты инженера. Холодильник питается от сети переменного тока частотой 50 Гц с фазным напряжением 220 В и потребляет 155 Вт.
Общая электрическая схема представлена на рисунке. Схема содержит два температурных реле с датчиками температуры (РТК). Один датчик контролирует температуру холодильной камеры и включает и отключает компрессор холодильника. Второй датчик содержит кнопку, обзываемую "разморозка". Если нажать на эту кнопку, то реле отключит компрессор, а вот обратно оно включится только после того, когда температура в холодильнике достигнет примерно +10 С.
В качестве веществе которое забирает тепло у продуктов используется хладон-12. Хладон – это газ, но если его сжать, то газ перейдет в свое другое состояние – жидкость. Суть холодильника очень проста: теплые продукты помещаются в теплоизолированный шкаф, стенки которого снабжены трубками по которым течет холодная жидкость. В результате того, что теплообмена с наружным помещением нет, тепло от продуктов нагревает жидкость внутри холодных трубок и продукты охлаждаются. В результате циркуляции жидкости по холодильнику вещество нагревается и переходит в состояние газа. Для поддержания нужной температуры компрессор должен работать периодически. На периодичной работы влияет температурный датчик с помощью которого мы увеличиваем, либо уменьшаем температуру в холодильнике.
Сначала сжатый компрессором перегретый хладагент в парообразном состоянии поступает в конденсатор — длинную зигзагообразную трубку. Здесь он отдает свое тепло окружающему воздуху и, остывая, превращается в жидкость. Затем жидкий хладон поступает в испаритель, который находится внутри морозильной камеры. Там при низком давлении он начинает кипеть и испаряться. А раз испаряется — значит, отбирает из камеры тепло и создает холод. Испарившийся хладон вновь засасывается компрессором, и цикл повторяется.
Основным потребителем электрической энергии в холодильнике является лампочка и компрессор. Лампочка в холодильнике нужна для освещения продуктов для тех категорий граждан которые питаются по ночам. Лампочка срабатывает при открывании дверцы холодильника. Никакого действия на работу компрессора она не оказывает.
Компрессор служит для перехода хладона из газообразного состояния в жидкое. Компрессор представляет собой герметичный бак в котором располагаются электрический однофазный двигатель и механизм по сжижению газа.
Компрессор представляет собой герметичный и неразборный прибор. Фреон – газ циркулирующий по замкнутому кольцу внутри всей гидравлической системы холодильника. Обычно при утечке фреона на испарителе - пластине внутри холодильника, нарастает шуба – большая глыба льда, а компрессор переходит практически на круглосуточный режим работы. Местные шабашники лечат этот синдром закачкой фреона и тем самым на некоторое время ликвидируют следствие поломки. Спустя немного времени фреон вновь выходит и шуба нарастает вновь. По-хорошему при подобной поломке нужно искать причину – плохую пайку или треснувшую трубку.
Компрессоры выпускаются множеством модификаций. Представленный компрессор снять с холодильника «Минск-15».
Разобрать компрессор можно при помощи болгарки. Если срезать верх шляпки, то можно увидеть вертикально расположенный двигатель и блок с одним цилиндром. Трубка с фреоном согнута в спираль чтобы при вибрации был люфт трубок. Если плотно закрепить трубки, то при вибрации они сломаются.
Резка верхней части ничего не даст в плане снятия двигателя, поэтому можно срезать нижнюю часть компрессора. Вид снизу дает представление об охлаждении всего компрессора при работе. В нижней части расположена трубка по которой прогоняется фреон, охлаждая сам двигатель. Кроме трубки по бокам видны амортизирующие крепежи на которых закреплен двигатель. В результате того, что двигатель превращает вращающееся движение вала в поступательное движение поршня компрессора за счет эксцентрика на валу двигателя, возникают вибрации всего механизме. Чтобы компенсировать вибрацию на валу рядом с эксцентриком выбран металл таким образом чтобы уровнять массы при вращении, уравновешивая всю систему. Также двигатель надевают на пружины, надетые на штыри. Гайки не применяются. Двигатель ограничивается сверху шляпкой. Тут же расположен разъем подключения двигателя.
Первый спил прошел в нижней части шляпки и для разборки он был бесполезен, как и второй распил. Для выемки двигателя из корпуса нужно сделать разрез под шляпкий или посередине бака. Вынутый двигатель весь в масле. На нем четко прослеживаются обмотки – рабочая и пусковая. Пусковая обмотка выполнена толстым проводом и имеет маленькое сопротивление. Рабочая обмотка – прямая противоположность пусковой: маленький диаметр и большое сопротивление.
После снятия кожуха двигатель и компрессор представляют собой плачевное зрелище.
Если отвернуть четыре винта, крепящие корпус компрессора, можно разделить компрессор и двигатель. На двигателе виден эксцентрик и уравновешивающая пластина. На компрессоре виден сам поршень с отверстием под эксцентрик, который накачивает фреон в систему.
Камер на компрессоре всего 4. Через одни забирается фреон из системы, через другие с помощью поршня фреон сжимается и выталкивается обратно в систему.
Примерно так устроен компрессор холодильника.
Однофазный электрический двигатель имеет две обмотки соединенные последовательно с выводом от средней точки.
Для запуска такого двигателя нужно подать на 0 общий либо фазу, либо ноль, а на 1 пуск и 2 рабочий либо ноль, либо фазу соответственно. Иными словами напряжения между выводами 1 и 0 должно составлять 220 В, между выводами 0 и 2 – 220 В, а между выводами 1 и 2 напряжение должно равняться нуля. Если напряжения поданы верно, то двигатель дернется и ротор (та часть двигателя которая вращается) начнет вращение. Направление вращения зависит от того какой конец рабочей обмотки соединен с общим выводом. В холодильнике запустить двигатель в другую сторону нельзя, потому что общий вывод находится внутри герметичного компрессора.
После начала вращения ротора необходимо сразу отключить пусковую катушку. В противном случае двигатель перегреваться и изоляция обмоток прогорит, что вызовет межвитковое замыкание и вывод двигателя из строя. Для отключения пусковой катушки достаточно отсоединить вывод 1, тогда между выводами 0 и 2 напряжение равно 220 В и двигатель не остановится.
Пусковая катушка необходима только для запуска двигателя и вовсе не нужна при его работе. Для точного определения исправности двигателя используют омметр, значения сопротивлений видны на приборе.
Пусковой ток двигателя компрессора холодильника составляет 4,8 А, а рабочий ток 1,02 А. При этом сопротивление пусковой обмотки 13,1 Ом и рабочей 47,5 Ом. Небольшие колебания в 0,5 Ом допустимы. При этом нужно учитывать, что чем мощнее холодильник, тем величины сопротивлений и токов будут выше.
Все производители по-разному видят свои компрессора и не всегда пусковая обмотка больше по сопротивлению, чем рабочая. У многих зарубежных произведетелей рабочая обмотка больше пусковой. Эта разница бывает всего лишь в несколько ом. Все зависит от производителя и конкретного еомпрессора. На лэйбе компрессора можно заметить три точки, по подключению похожие на разъем компрессора.
C - COM, означает точку соединения двух обмоток, т.е. центральная точка;
S - START, пусковая стартерная обмотка;
R - RUN или M - MAIN, рабочая обмотка.
Привожу для сравнения сопротивление обмоток компрессора холодильников различных производителей.
Управление двигателем осуществляется пусковым реле. Реле располагается в пластмассовой коробочке справа от монтажной распределительной коробки.
При включение однофазного электрического двигателя, через рабочую обмотку протекает большой пусковой ток. Пусковой ток в 3-7 раз больше номинального тока двигателя, он длится лишь некоторое время пока ротор двигателя не начнет вращение и не выйдет на номинальную скорость. Катушка реле соединена последовательно с рабочей обмоткой двигателя, поэтому при большом токе в катушке возникнет магнитный поток, который вытолкнет сердечник катушки вверх. На конце сердечника находится контактная пластинка, подключающая пусковую обмотку двигателя к сети. Как только скорость вращения ротора выйдет на запланированную величину, пусковой ток в рабочей обмотке упадет, магнитный поток в катушке пускового реле упадет и пластина опустится, отсоединив пусковую обмотку двигателя от сети.
При перегреве двигателя, т.е в том случае если ротор двигателя не успел набрать скорость вращения, либо если сам двигатель неисправный предусмотрено аварийное отключение электрического двигателя от сети. Защита выполнена в виде витков проволоки из нихрома. Нихром – сплав металлов никеля и хрома. При пропускании тока через него нихром нагревается и выделяет тепло, но не горит. Именно поэтому в большинстве электронагревательных приборах находится именно этот металл.
При протекании больших пусковых токов нихром нагревает биметаллическую пластинку, расположенную под ним, пластинка нагревается и изгибается, отсоединяя обе обмотки двигателя от сети. Через некоторое время нихром остынет, биметаллическая пластинка вернется в свое нормальное положение и реле вновь повторит запуск холодильника. Если на даче у вас есть холодильник и во время грозы, либо когда поблизости работает сварочный аппарат холодильник рычит и не включается, то знайте, что не хватает напряжения ротору набрать нужные обороты и срабатывает защита.
Запуском и отключением холодильника командует датчик температуры, который дает команду на запуск путем подачи потенциала на общий вывод двигателя. Датчик температуры представляет из себя герметичную трубку наполненную газом, корпус со штоком для регулирования температуры при которой происходит срабатывания и выводами для подключения проводов.
Иногда датчика ставят два - один на одну камеру, а второй на вторую камеру. Либо второй датчик используется для функции разморозки, которая заключается в том, что холодильник не включится пока его полностью не разморозят.
При сборке и присоединении всех проводов нужно соблюдать правильность электрической схемы. Для наглядного восприятия все провода обозначены. Из сети приходит 220 В (коричневый и синий). Двигатель компрессора питается также от 220 В. От сетевого коричневого провода через голубой провод (3) питание попадает на двигатель. Второй провод на двигатель берется от сетевого коричневого провода через серый провод на датчик температуры, выход с датчика белым проводо, соединенным с черным проводом (0). Чтобы проверить работает ли компрессор без датчика температуры нужно подать напряжение 220 В на голубой (3) и черный (0) провода, подходящие к пусковому реле.
Для особо дотошных у кого нет пускового реле можно взять три куска провода. Один подключить к выводу (0) на вилке компрессора, второй - к концу рабочей обмотки (2) и третий - к концу пусковой обмотки (1). Свободные концы проводов (1) и (2) нужно соединить вместе. Желательно провод на вывод (1) компрессора снабдить тумблером, но можно и без него. Теперь нужно подать питание. Провод на вывод (0) вставить в один контакт розетки, а соединенные вместе провода на выводы (1) и (2) - в другой. Почти сразу нужно отсоединить провод на вывод (1) от сети. Время срабатывания реле примерно 0,5 с. Отсоединять лучше тумблером, но можно и перекусить бокорезами с изолированными ручками. Компрессор начнет работу. Чтобы запустить его вновь потребуется еще раз перекусить провод. Проводов много не бывает, поэтому если нет реле - собрать схему включения через тумблер или автоматический выключатель. Работает двигатель от 220 В, которые подаются на контакт (0) и (2). ТОлько для запуска следует подключить к контакту (1) тот же провод, который идет на контакт (2).
Практически все однофазные двигатели можно запусть и от конденсатора. Дело в том, что однофазные двигатели работают от щеток (одна обмотка статора и одна якоря), пусковых реле (две обмотки статора неравнозначных) и конденсатора (две обмотки статора). Конденсатор включается между концами обеих обмоток по схеме приведенной ниже.
В среднем емкость конденсатора берется из расчета 22 мкФ на 1 кВт мощности двигателя. Получается, что на двигатель холодильника мощностью 155 Вт нужен конденсатор 3 мкФ. Конденсатор нужен бумажный. Поставленный конденсатор на 160 В не грелся и не взрывался, но трещал, посему ищем конденсатор на минимум 250 В. Индикатором работы будет служить нагрев обмоток. Причина по которой для запуска компрессора холодильника применяют реле - более высокая надежность старта. И действительно, при тестах двигатель стартовая если резко коммутировать сетевые провода, а вот при пуске с помощью выключателя иногда двигатель не вращался, а гудел. Это связано с тем, что не применялся пусковой конденсатор. Пусковой конденсатор включается параллельно рабочему конденсатору и только на момент запуска двигателя. Емкость пускового конденсатора в 3 раза выше емкости рабочего конденсатора.
Приятного ремонта. Будьте осторожнее с электричеством.
Неисправность |
Причина |
Устранение |
Холодильник не морозит |
Сгорел компрессор |
Заменить компрессор |
Сгорело пусковое реле |
Заменить пусковое реле |
|
Неисправен питающий кабель |
Срастить место пробоя и изолировать |
|
Работает и не отключается |
Неисправен датчик температуры |
Разобрать и заменить датчик |
Гудит и сразу отключается |
Не запускается пусковая обмотка двигателя |
Почистить контактную пластину пускового реле |
www.volt-220.com