Сбросьте давление в системе питания двигателя (см. «Снятие и установка двигателя»). Снимите аккумуляторную батарею. Поднимите на подставки или подъемник переднюю часть автомобиля. Слейте из двигателя масло и охлаждающую жидкость. Снимите переднее правое колесо, брызговик и нижние защитные щитки двигателя. Снимите насос гидроусилителя рулевого механизма и с помощью подручных средств закрепите его в моторном отсеке, отведя в сторону и не отсоединяя от него шланги. Освободите крышку головки блока цилиндров, для чего снимите скобу кронштейна, отсоедините шланг вентиляции картера, снимите корпус воздушного фильтра. Отсоедините от свечей зажигания высоковольтные провода и выверните свечи. Снимите крышку привода и, поворачивая коленчатый вал, установите метку на шкиве коленчатого вала против метки на блоке цилиндров. Это положение коленчатого вала соответствует нахождению поршня 1-го цилиндра в ВМТ в конце такта сжатия. Убедитесь в том, что кулачки распределительного вала 1-го цилиндра направлены вверх, снимите крышку распределителя зажигания. Ротор распределителя зажигания должен быть повернут в положение «5 часов». Снимите распределитель зажигания, запомнив или записав его положение на головке блока цилиндров. Снимите переднюю крышку головки блока цилиндров. В соответствии с рис. 2.17 отсоедините шланги от головки блока цилиндров. Снимите термостат.
Убедитесь в наличии меток на звездочках и соответствующих звеньях цепи. Если меток нет или они плохо различимы, нанесите их краской.
Снимите натяжитель цепи привода промежуточной звездочки и его прокладку. Снимите натяжитель цепи привода распределительных валов.
С помощью гаечного ключа «на 22 мм» заблокируйте распределительные валы от вращения (рис. 2.18) и выверните болты крепления промежуточной звездочки и звездочек распределительных валов. Снимите цепь привода распределительных валов вместе со звездочками. Снимите промежуточную звездочку и ее ось. В последовательности, указанной на рис. 2.19, выверните болты крепления крышек распределительных валов, снимите крышки, уложив их по порядку снятия, и выньте распределительные валы. Отсоедините приемную трубу глушителя. Снимите кронштейн впускного трубопровода. Отсоедините от абсорбера шланг, подходящий к электромагнитному клапану рециркуляции паров топлива.
В соответствии с рис. 2.20 отсоедините шланги и трубопроводы от корпуса дроссельной заслонки, регулятора давления топлива, впускного трубопровода и клапана дифференциального давления.
Расстыковать электрические разъемы, убрать жгуты проводов с головки блока цилиндров. Отсоедините топливопроводы от топливной магистрали. Отсоедините трос дроссельной заслонки. В порядке, обратном приведенному нарис. 2.21, выверните болты крепления головки блока цилиндров и выньте их.
Убедитесь в том, что все шланги и электропровода отсоединены от головки блока цилиндров и с помощью подходящего рычага отстыкуйте головку от блока цилиндров вместе с впускным трубопроводом и выпускным коллектором. Установите головку на деревянную поверхность плоскостью разъема вниз. Не переворачивайте головку во избежание выпадания толкателей.
Снимите прокладку головки блока цилиндров. Снимите приемную трубу глушителей. Снимите нижнюю поперечину кузова. Снимите противовибрационные распорки на силовом агрегате. На автомобилях с автоматической коробкой передач снимите нижнюю защитную крышку гидротрансформатора. Снимите масляный картер и маслоприемник системы смазки двигателя. Снимите шкив с коленчатого вала.
Установите подпорку под двигатель. Снимите правый кронштейн подвески двигателя. Снимите переднюю крышку привода распределительных валов (рис. 2.22) и извлеките манжету коленчатого вала. Убедитесь в наличии меток на звеньях цепи и звездочке. При отсутствии меток нанесите их краской. Снимите втулку привода масляного насоса и звездочку коленчатого вала с их шпонками. Снимите успокоитель цепи привода механизма газораспределения и саму цепь.
Проверьте техническое состояние цепей и звездочек. Износ зубьев, сколы роликов, износ цепи являются основанием для замены деталей. Убедитесь в отсутствии значительного износа рабочей поверхности башмаков натяжителей. С помощью химических растворителей и размягчителей очистите от остатков снятых прокладок поверхности блока цилиндров и головки. Не пользуйтесь острыми предметами, которые могут нанести повреждение алюминиевым поверхностям деталей. Следите, чтобы посторонние предметы и остатки прокладок не попали в трубопроводы двигателя. Проверьте плоскостность головки блока цилиндров и блока цилиндров. Прочистите с помощью метчика резьбовые отверстия в блоке цилиндров для болтов крепления головки блока цилиндров и продуйте их сжатым воздухом.
Установите на свои места втулку привода масляного насоса и звездочку привода коленчатого вала вместе с их шпонками. Шпоночные пазы должны при этом находиться в положении «12 часов», а метка на звездочке должна находиться в положении «от двигателя».
Рис. 2.23. Установка цепи привода промежуточной звездочки на звездочку коленчатого вала |
Установите на место успокоитель цепи привода промежуточной звездочки. Установите цепь привода промежуточной звездочки так, чтобы звено серебристого цвета располагалось против метки на звездочке коленчатого вала, находящейся в положении «7 часов» (рис. 2.23).
Рис. 2.24. Зона нанесения слоя герметика на переднюю крышку привода распределительных валов и места установки уплотнительных колец |
Нанесите слой герметика на привалочную поверхность передней крышки привода распределительных валов. Убедитесь в наличии на своих местах двух уплотнительных колец (рис. 2.24). Установите на место переднюю крышку привода распределительных валов, следя за тем, чтобы втулка привода масляного насоса вошла в крышку.
Рис. 2.22. Расположение болтов крепления передней крышки привода распределительных валов |
Установите переднюю крышку, затянув ее болты: короткие моментом 0,6—0,9 кгс·м, длинные моментом 1,6—2,2 кгс·м (см. рис. 2.22).
Поставьте на место правый кронштейн подвески двигателя (момент затяжки болтов 4,4—5,6 кгс·м), после чего уберите подпорку из-под двигателя.
Установите на место маслоприемник с новым уплотнительным кольцом. Нанесите слой герметика на привалочную поверхность масляного картера. Установите его на место и затяните крест-накрест болты крепления. На автомобилях с автоматической коробкой передач установите нижнюю защитную крышку гидротрансформатора. Установите противовибрационные распорки на силовой агрегат. Установите на место нижнюю поперечину и затяните ее болты моментом 7,9—10,0 кгс·м. Установите приемную трубу глушителей с новой прокладкой. Запрессовать при помощи оправки соответствующего диаметра новый манжету коленчатого вала, предварительно смазав ее моторным маслом. Установите шкив на коленчатый вал. Вставьте и затяните моментом 13,5—15,5 кгс·м болт крепления шкива, смазав его моторным маслом.
Рис. 2.25. Установка цепей привода на промежуточную звездочку |
Рис. 2.21. Порядок затяжки болтов крепления головки блока цилиндров |
В последовательности, показанной на рис. 2.21, затяните болты заданным моментом.
Рис. 2.15. Маркировка распределительных валов: 1 — распределительный вал впускных клапанов; 2 — распределительный вал выпускных клапанов |
Рис. 2.26. Установка распределительных валов по меткам: 1 — вал впускных клапанов; 2 — вал выпускных клапанов |
Рис. 2.16. Порядок установки и маркировки крышек корпусов подшипников распределительных валов: 1 — номер крышки; 2 — стрелка, направленная в сторону привода распределительных валов |
Рис. 2.27. Порядок затяжки болтов крепления крышек корпусов подшипников распределительных валов |
Затяните болт крепления промежуточной звездочки. Установите распределительные валы, обращая внимание на их маркировку (рис. 2.15).
Штифт распределительного вала впускных клапанов должен быть установлен на 10—11° ниже положения «9 часов», а штифт вала выпускных клапанов установите на «12 часов» (рис. 2.26). Смажьте моторным маслом шейки и кулачки распределительных валов и установите крышки в соответствии с рис. 2.16, затем затяните болты крепления крышек в последовательности, показанной на рис. 2.27.
Рис. 2.28. Блокировка натяжителя цепи привода распределительных валов |
Нанесите слой герметика на стыковочную поверхность дополнительной опоры распределительного вала выпускных клапанов со стороны распределителя зажигания. В случае разборки клапанного механизма необходимо проверить зазоры в механизме привода клапанов. Вставьте звездочки распределительных валов в цепь привода распределительных валов (метка на звездочке должна быть обращена «от двигателя») и совместите метки на каждой звездочке с серебристыми звеньями цепи. Наденьте звездочки на носки распределительных валов и установите их штифты в пазы. Вставьте и затяните предварительно смазанные моторным маслом болты крепления звездочек. Установите на место натяжитель цепи привода распределительных валов. Для облегчения установки натяжителя заблокируйте его плунжер при помощи металлического стержня подходящего диаметра (рис. 2.28). После установки выньте стержень для разблокировки натяжителя. Установите натяжитель цепи привода промежуточной звездочки полукруглой выемкой вниз. Поверните на два оборота коленчатый вал двигателя и верните его в точку начальной установки (поршень первого цилиндра в ВМТ такта сжатия).
Рис. 2.29. Проверка установки цепей привода распределительных валов |
По рис. 2.29 проверьте точность установки распределительных валов и цепей их привода по количеству звеньев цепей между указанными на рисунке метками.
Рис. 2.30. Установка распределителя зажигания |
Нанесите спой герметика на привалочную поверхность и установите переднюю крышку головки блока цилиндров. Нанесите слой герметика на привалочную поверхность корпуса термостата и установите термостат. Установите шкив привода насоса охлаждающей жидкости. Установите на место распределитель зажигания (рис. 2.30) и еще раз проверьте, чтобы поршень в 1-м цилиндре находился в ВМТ такта сжатия (выступы кулачков направлены вверх), а метки, сделанные при снятии, совпадали (ротор находится в положении «5 часов»). Установите на место крышку распределителя зажигания и подсоедините к ней провода. Проверьте и при необходимости отрегулируйте зазоры в механизме привода клапанов. Установите крышку головки блока цилиндров с новой прокладкой. Вверните свечи зажигания и подсоедините к ним провода. Установите скобу кронштейна головки блока цилиндров. Установите кронштейн впускного трубопровода. Уложите жгуты электропроводов. Состыкуйте разъединенные электроразъемы. Выполните оставшиеся операции в порядке, обратном снятию. Заполните охлаждающей жидкостью систему охлаждения. Проверьте уровень масла и других жидкостей. Пустите двигатель и убедитесь в отсутствии утечек и нормальной работе агрегатов.
Установите головку блока цилиндров на подставку. Нанесите метки на снимаемые детали, чтобы правильно их установить при сборке. Снимите впускной трубопровод вместе с топливной магистралью. Отсоедините от головки трубопровод системы рециркуляции отработавших газов. Отсоедините выпускной коллектор, предварительно сняв с него термоизолирующий экран. Выньте регулировочные шайбы и толкатели. Снимите клапаны при помощи приспособления для сжатия пружин типа Facom U43LA и уложите для каждого клапана отдельно сухари, тарелку пружины, опорную шайбу. Очистите все детали. Снимите с направляющих втулок маслоотражающие колпачки. Для того чтобы убрать остатки прокладки с деталей из алюминиевого сплава, можно пользоваться шабером или другим острым инструментом. Однако действуйте осторожно, так как это может привести к повреждению поверхностей сопряжения. Предпочтительно пользоваться для этой цели химическим растворителем типа Loctite — Decaploc 88 или Decapjoint.
Ремонт головки блока цилиндров требует специального оборудования, поэтому желательно проводить его в ремонтных мастерских.
Осмотрите снятые детали, убедитесь в отсутствии трещин, сколов, значительного износа рабочей поверхности и других дефектов. Ниже даются указания по проверке технического состояния основных деталей головки блока цилиндров.
Направляющие втулки клапанов
Рис. 2.31. Установка направляющих втулок клапанов: а = 11,5—11,7 мм |
Запрессованы в головку блока цилиндров (рис. 2.31). Предусмотрены ремонтные втулки с увеличением наружным и уменьшенным внутренним диаметрами. Выпрессовка изношенных втулок осуществляется с помощью пресса и оправки.
Предварительно разогрейте головку в масляной ванне до температуры 110—120° С. Затем расточите отверстия под втулку ремонтного размера. Запрессовку втулок в головку проводите также после ее нагрева до указанной температуры, после чего разверните внутреннее отверстие запрессованной втулки под диаметр стержня клапана.
Клапаны
Рис. 2.32. Геометрические размеры клапана: Е — толщина цилиндрической части тарелки клапана; D — диаметр тарелки клапана; d — диаметр стержня клапана; L — общая длина клапана; a — угол рабочей фаски клапана |
Зазор между стержнем клапана и направляющей втулкой не должен превышать допустимой величины. Так как клапаны ремонтных размеров не предусмотрены, заменять следует клапан и втулку в паре. Головку клапана шлифуйте и притирайте только в пределах размеров, указанных в табл. 2.6. После шлифования фасок тщательно очистите головку блока цилиндров и проверьте герметичность клапанов. Геометрические размеры клапана указаны на рис. 2.32.
Седла клапанов
Рис. 2.33. Геометрические размеры седел клапанов: А — впускных; Б — выпускных; D1 — наружный диаметр рабочей фаски; D2 — внутренний диаметр рабочей фаски; L — ширина рабочей фаски; a — угол рабочей фаски; b1 — угол верхней фаски; b2 — угол нижней фаски |
Запрессованы в головку блока цилиндров. Седла можно шлифовать в пределах размеров, указанных в табл. 2.5. Замену седел проводите после нагрева головки блока цилиндров в масляной ванне до температуры 110—120° С с использованием пресса и оправки. После шлифования фасок тщательно очистите головку блока цилиндров и проверьте герметичность седел. Геометрические размеры седел приведены на рис. 2.33.
Таблица 2.5 Размерные характеристики седел клапанов двигателей GA14DE и GA16DE
Характеристика | Впускные клапаны | Выпускные клапаны |
Ширина рабочей фаски, мм | 1,06-1,34 | 1,20-1,68 |
Наружный диаметр рабочей фаски, мм | 29,5-29,7 | 23,5-23,7 |
Внутренний диаметр рабочей фаски, мм | 27,8-28,0 | - |
Угол рабочей фаски | 45° | - |
Угол верхней фаски | 30° | 15° |
Угол нижней фаски | 60° | -
|
Прогрейте двигатель до рабочей температуры. Снимите крышку головки блока цилиндров (см. выше). Выверните свечи зажигания. Установите поршень 1-го цилиндра в ВМТ такта сжатия (метка на шкиве коленчатого вала должна находиться напротив метки на блоке двигателя).
Проверьте при помощи набора щупов зазоры между кулачками распределительных валов и регулировочными шайбами в приводе впускных клапанов 1-го и 2-го цилиндров, затем выпускных клапанов 1-го и 3-го цилиндров. Поверните коленчатый вал на один оборот и снова установите метку на шкиву против метки на блоке цилиндров. В этом положении коленчатого вала проверьте зазоры в механизме привода впускных клапанов 3-го и 4-го цилиндров и выпускных клапанов 2-го и 4-го цилиндров. Запишите измеренные зазоры и сравните их с рекомендуемыми зазорами.
Номинальный зазор на горячем двигателе, мм:
для впускных клапанов 0,32—0,40
для выпускных клапанов 0,37—0,45
Если зазоры отклоняются от номинального, произведите регулировку.
Регулировка зазоров производится на холодном двигателе.
Для изменения зазоров применяются регулировочные шайбы, которые выпускаются толщиной от 2,00 до 2,98 мм через каждые 0,02 мм.
Рис. 2.35. Замена регулировочной шайбы при регулировке зазоров в механизме привода клапанов: А — сжатие толкателя при помощи приспособления Nissan RV 10115110; Б — установка фиксатора Nissan RV 10115120 для блокировки толкателя в утопленном положении и извлечение регулировочной шайбы при помощи магнита |
Для замены регулировочных шайб используйте приспособления Nissan RV 10115110 и RV 10115120 (рис. 2.35). Проверните коленчатый вал и установите кулачки привода клапанов регулируемого цилиндра вверх. Затем сожмите специальным приспособлением регулируемый толкатель и выньте магнитом регулировочную шайбу. Измерьте и запишите толщину шайбы. Определите толщину шайбы, которую необходимо установить по следующей формуле:
толщина устанавливаемой регулировочной шайбы = толщина вынутой регулировочной шайбы + измеренный зазор — номинальный зазор.
Выберите регулировочную шайбу, толщина которой соответствует расчетной величине. Если нет шайбы расчетной толщины, используйте шайбу толщиной, ближайшей к расчетной.
Смажьте моторным маслом новую регулировочную шайбу и установите ее на толкатель надписью вниз. Выньте приспособление для сжатия толкателя. Произведите аналогичным образом регулировку остальных клапанов. Снова проверьте зазоры. Установите на место крышку головки блока цилиндров, предварительно заменив ее уплотнительную прокладку.
Выполните оставшиеся сборочные операции в порядке, обратном снятию. Проверьте работу двигателя.
almeran15.ru
03.1428 Обновлены наличие цены на контрактные агрегаты Обновлены наличие цены на контрактные агрегаты 06.1324 На сайте выложено уникальное видео падения метеорита в озеро Чебаркуль. Премьерный показ уникального видео падения метеорита в озеро Чебаркуль. 04.1309 Устройство АКПП На сайте выложены схемы внутреннего устройства АКПП Toyota 03.1309 Выложен новый прайс на двигатели автомобилей европейского производства 03.1303 Обновлен лист цен Обновлен прайс-лист 04.03.2013 |
Серия двигателей GA (NISSAN) Серия 4-х цилиндровых рядных двигателей GA (13, 14, 15, 16) появилась в 1989 году и пришла на смену серии двигателей E (13, 15). Выпускаются эти двигатели и по сей день (сейчас они производятся только с многоточечным электронным впрыском топлива). Устанавливались они на автомобили малого и среднего класса фирмы NISSAN. Все двигатели серии имеют 4 клапана на цилиндр и два распределительных вала (DOHC). Теперь немного об истории развития этой серии. Первыми появились карбюраторные варианты двигателей этой серии: GA13DS, GA14DS, GA15DS. Причём, карбюраторы на этих двигателях были с электронным управлением. Двигатель GA13DS выпускался с 1989 года по 1995 год и явился самым "слабым" представителем серии. Устанавливали его, в основном, на грузопассажирский универсал NISSAN AD и на широко известный седан малого класса NISSAN SUNNY/PULSAR в самой простой комплектации. Причём, этим двигателем, оснащались машины предназначенные для продажи только на внутреннем японском рынке. К сожалению основные характеристики этого двигателя неизвестны. Как следует из названия, его рабочий объём равен 1,3 л. Следующий представитель серии - GA14DS, напротив, предназначался для установки на "европейские" NISSAN SUNNY, на "чистокровных японках" он замечен не был. Мощность его составляла 75 л.с. при 6000 об/мин, крутящий момент равен 112 Н м при 4000 об/мин. В 1993 году его сменил GA14DE с многоточечным электронным впрыском топлива, обладавший мощностью 88 л.с. при 6000 об/мин и крутящим моментом 116 Н м при 4000об/мин. Этот двигатель (GA14DE) ставили сначала на SUNNY, который в 1995 году был заменён моделью ALMERA. Судя по всему, этот двигатель сняли с производства где - то в 2000 году с уходом старого поколения NISSAN ALMERA. Больше всего, выпустили конечно - же GA15. По сути, этот двигатель и был родоначальником серии. Сначала это был карбюраторный GA15DS, который предназначался для установки на NISSAN SUNNY/PULSAR в "стандартной" комплектации, оснащали им также модели: AD, AD MAX WAGON, SUNNY CALIFORNIA, PRESEA. Мощность этого двигателя составила 93 л.с. при 6000 об/мин, а крутящий момент 122 Н м при 4000 об/мин. В 1993 году на смену пришёл GA15DE с многоточечным электронным впрыском топлива (вообще следует отметить, что примерно в 1993 - 95 годах японские автопроизводители прекратили выпуск большинства моделей карбюраторных двигателей, как не соответствующих жёстким экологическим нормам, действующим в Японии и западноевропейских странах). Благодаря электронному впрыску, мощность возросла до 105 л.с при 6000 об/мин, а крутящий момент достиг 135 Н м при 4000 об/мин. Этот двигатель выпускают до сих пор, и устанавливают на модели: SUNNY, PULSAR, ALMERA, AD, AD MAX WAGON, SUNNY CALIFORNIA, PRESEA, WINGROAD, LUCINO, RASHEEN. Самым "объёмистым" стал GA16. Этот двигатель ставили как на SUNNY/PULSAR, так и на автомобили более высокого класса. Им оснащали NISSAN PRIMERA (только для европейского рынка), AVENIR (PRIMERA WAGON), BLUEBIRD. Причём этот двигатель появившись в 1990 году был как в карбюраторном варианте (GA16DS), так и с многоточечным электронным впрыском топлива (GA16DE). Интересно, что карбюраторные GA16DS ставили на автомобили предназначенные только для европейского рынка, а GA16DE устанавливали на "чистокровные японки". Так продолжалось до 1995 года, когда и в Европе все ниссановские двигатели получили многоточечный электронный впрыск топлива. В результате этого все европейские модели NISSAN, оснащаемые до 1995 года GA16DS, взамен получили GA16DE.Мощность последнего варьировалась от 102 л.с. (для "европеек") до 110 л.с. (для "японок"). Двигатели серии GA очень неприхотливы в эксплуатации и не очень требовательны к качеству масла и топлива. Правда из-за нашего "качественного" этилированного бензина могут возникнуть проблемы с системой топливоподачи (это касается как инжекторных, так и карбюраторных двигателей). Однако дела в этом плане и у других японских двигателей обстоят ничуть не лучше. Из отличительных особенностей серии GA стоит отметить наличие цепи в приводе газораспределительного механизма (что является несомненным достоинством). Причем, этих цепей две. Первая, более длинная цепь охватывает шестерню коленвала и двойную промежуточную шестерню. Вторая цепь покороче приводит в движение от промежуточной шестерни два распределительных вала. Привод клапанов у всех двигателей серии - через тарельчатые толкатели без гидрокомпенсаторов . Это означает, что тепловые зазоры клапанов необходимо периодически регулировать, но это же обстоятельство делает двигатель менее требовательным к качеству масла. Cложных систем изменения фаз газораспределения (типа тойотовской системы VVTi) у этих двигателей также нет. В целом, следует отметить, что двигатели серии GA более надёжны в эксплуатации (но более сложны в ремонте), чем тойотовские двигатели аналогичного литража серии A (4A, 5A).
Сводная таблица с данными по серии GA
Данные, которые могут помочь при ремонте и поиске запчастей для двигателя GA16DS (часть характеристик может быть общей с другими двигателями серии), приведены в таблице:
Вернуться к списку статей |
=============================== ===============================
===============================
Наши посетители: неактивные точки - прошлые визиты. активные точки - сейчас на сайте. =============================
Наши цены
============================= ============================= |
avto74.com
В двигателях применен 16-клапанный механизм газораспределения с двумя расположенными в головке блока цилиндров распределительными валами. Привод валов осуществляется от коленчатого вала двумя роликовыми цепями на двигателях GA14DE и GA16DE, одной роликовой цепью на двигателе SR20DE.
Головка цилиндра отлита из алюминиевого сплава, имеет по четыре клапана на цилиндр; камеры сгорания полусферической формы. В головку блока цилиндров запрессованы седла и направляющие втулки клапанов. Корпуса подшипников распределительных валов обработаны за одно целое с головкой блока цилиндров и имеют съемные крышки. Правильное положение головки на блоке цилиндров фиксируется двумя установочными втулками.
Рис. 2.13. Детали механизма газораспределения двигателей GA14DE и GA16DE: 1 — шкив коленчатого вала; 2 — башмак натяжителя; 3 — прокладка; 4 — натяжитель цепи привода промежуточной звездочки; 5 — звездочка впускного распределительного вала; 6 — натяжитель цепи привода распределительных валов; 7 — звездочка выпускного распределительного вала; 8 — цепь привода распределительных валов; 9 — распределительный вал впускных клапанов; 10 — распределительный вал выпускных клапанов; 11 — регулировочная шайба; 12 — толкатель; 13 — сухари; 14 — тарелка пружины; 15 — пружина; 16 — маслоотражательный колпачок; 17 — опорная шайба пружины; 18 — клапан; 19 — ось промежуточной звездочки; 20 — промежуточная звездочка; 21 — успокоитель; 22 — цель привода промежуточной звездочки; 23 — звездочка коленчатого вала; 24 — втулка привода масляного насоса; 25 — передняя крышка привода распределительных валов |
Рис. 2.14. Детали привода механизма газораспределения двигателя SR20DE: 1 — звездочка впускного распределительного вала; 2 — болт крепления верхней направляющей цепи; 3 — распределительные валы; 4 — верхняя направляющая цепи; 5 — уплотнительное кольцо; 6 — блок цилиндров; 7 — звездочка выпускного распределительного вала; 8 — болт крепления звездочки распределительного вала; 9 — цепь привода распределительных валов; 10 — передняя направляющая цепи; 11 — звездочка коленчатого вала; 12 — болт крепления передней направляющей цепи; 13 — втулка привода масляного насоса; 14 — болт крепления крышки привода распределительных валов; 15 — шкив коленчатого вала; 16 — болт крепления шкива коленчатого вала; 17 — крышка привода распределительных валов; 18 — штифт-болт; 19 — прокладка; 20 — уплотнительное кольцо; 21 — натяжитель цепи; 22 — болт и гайка натяжителя цепи; 23 — башмак натяжителя |
К механизму газораспределения относятся: головка блока цилиндров, распределительные валы, впускные и выпускные клапаны, пружины клапанов с деталями их установки, направляющие втулки клапанов, гидравлические толкатели или толкатели с регулировочными шайбами, рычаги, приводные цепи, звездочки, натяжители приводных цепей (рис. 2.13 и 2.14).
Высота головки блока цилиндров двигателей GA замеряется между поверхностью сопряжения с блоком цилиндров и опорной плоскостью болтов крепления головки и составляет 117,8—118,0 мм.
Высота головки блока цилиндров двигателей SR замеряется между сопрягаемыми поверхностями головки и должна составлять 136,9—137,1 мм.
Допустимое отклонение от плоскостности поверхности сопряжения с блоком цилиндров не более 0,1 мм. При шлифовании этой поверхности допускается снятие металла не более 0,2 мм.
Чугунные направляющие втулки клапанов запрессованы в головку блока цилиндров. Натяг при запрессовке втулок в головку блока цилиндров составляет 0,024—0,059 мм.
Диаметр отверстий в головке блока цилиндров для запрессовки направляющих втулок, мм:
новых 9,475—9,534
ремонтных 9,723—9,734
Зазор между стержнем клапана и направляющей втулкой для впускных клапанов 0,02—0,05 мм, для выпускных клапанов 0,04—0,07 мм.
Выступание направляющих втулок клапанов 11,5—11,7 мм.
Стальные седла клапанов запрессованы в головку блока цилиндров.
Диаметр отверстий в головке блока цилиндров для запрессовки ремонтных седел клапанов, мм:
впускных:
двигатель GA14DE 30,500—30,516
двигатель GA16DE 31,500—31,516
выпускных:
для всех двигателей 25,500—25,516
Размерные характеристики седел клапанов двигателей GA представлены в табл. 2.5.
Таблица 2.5 Размерные характеристики седел клапанов двигателей GA14DE и GA16DE
Характеристика | Впускные клапаны | Выпускные клапаны |
Ширина рабочей фаски, мм | 1,06-1,34 | 1,20-1,68 |
Наружный диаметр рабочей фаски, мм | 29,5-29,7 | 23,5-23,7 |
Внутренний диаметр рабочей фаски, мм | 27,8-28,0 | - |
Угол рабочей фаски | 45° | - |
Угол верхней фаски | 30° | 15° |
Угол нижней фаски | 60° | - |
Прокладка головки блока цилиндров выполнена из синтетического материала (без содержания асбеста), имеет силиконовый жгут по периметру и металлическую окантовку
отверстий вокруг цилиндров. Прокладка устанавливается отметкой «ТОР» в сторону головки блока цилиндров.
На двигателях GA14DE и GA16DE применяются механические толкатели цилиндрической формы, перемещающиеся в отверстиях головки блока цилиндров. На верхней части толкателей имеется выемка для установки регулировочной шайбы. Наружный диаметр толкателей 29,960—29,975 мм. Диаметр отверстий в головке блока цилиндров 30,000—30,021 мм. Зазор между толкателем и стенкой отверстия в головке блока цилиндров 0,025—0,061 мм.
На двигателе SR20DE установлены гидравлические толкатели, обеспечивающие беззазорную работу механизма газораспределения. Наружный диаметр гидротолкателей 16,980—16,993 мм. Диаметр отверстий в головке блока цилиндров 17,00—17,02 мм. Зазор между толкателем и стенкой отверстия в головке блока цилиндров 0,07—0,04 мм.
В каждой камере сгорания установлено четыре стальных клапана (два впускных и два выпускных), приводимых распределительными валами через толкатели. Размерные характеристики клапанов двигателей GA представлены в табл. 2.6.
Таблица 2.6 Размерные характеристики клапанов двигателей GA14DE и GA16DE
Двигатель | Впускные клапаны | Выпускные клапаны |
Общая длина клапана, мм | ||
Двигатели GA14DE и GA16DE | 92,0-92,5 | 92,37-92,87 |
Двигатель SR20DE | 101,19-101,6 | 102,11-102,5 |
Диаметр стержня клапана, мм | ||
Двигатели GA14DE и GA16DE | 5,465-5,480 | 5,445-5,460 |
Двигатель SR20DE | 5,965-5,980 | 36,945-6,960 |
Диаметр цилиндрической части тарелки клапана, мм | ||
Двигатель GA14DE | 28,9-29,2 | 23,9-24,2 |
Двигатель GA16DE | 29,9-30,2 | 23,9-24,2 |
Двигатель SR20DE | 34,0-34,2 | 30,0-30,2 |
Угол рабочей фаски клапана | ||
Все двигатели | 45°15'-45°45' | |
Минимальная допустимая толщина цилиндрической части тарелки клапана, мм | ||
Все двигатели | 0,9-1,1 |
На направляющие втулки клапанов напрессованы маслоотражательные колпачки. На каждом клапане установлена одна пружина, одинаковая для впускных и выпускных клапанов.
Длина пружины в свободном состоянии:
— двигатели GA14DE и GA16DE 41,19 мм;
— двигатель SR20DE 49,36 мм.
Длина пружины под нагрузкой 34,5 кг должна быть равна 25,26 мм.
Максимально допустимая несоосность витков пружин:
— для двигателей GA14DE и GA16DE 1,8 мм;
— для двигателя SR20DE 2,2 мм.
Распределительные валы изготовлены из чугуна, впускные валы — пятиопорные, выпускные — шестиопорные.
Высота кулачков двигателей распределительных валов составляет:
— для двигателя GA14DE: 39,38—39,57 мм;
— для двигателя GA16DE: 39,38—39,57 мм для вала впускных клапанов: 39,88—40,07 мм для вала выпускных клапанов;
— для двигателя SR20DE: 28,408—38,598 мм для вала впускных клапанов; 37,92—38,11 мм для вала выпускных клапанов.
Максимально допустимый износ кулачков 0,2 мм.
Зазоры в механизме привода клапанов двигателей GA на горячем / холодном двигателе составляют, мм:
впускные клапаны 0,32—0,40/ 0,25—0,33;
выпускные клапаны 0,37—0,45/ 0,32—0,40.
Диаметр опорных шеек распределительных валов, мм:
двигатели GA14DE и GA16DE:
шейка №1 (со стороны привода распределительного вала) 27,935—27,955
шейки №2—5 23,935—23,955
двигатель SR20DE 27,935—27,955
Радиальный зазор распределительных валов, мм:
номинальный 0,045—0,086
максимально допустимый 0,15
Осевой зазор распределительных валов, мм:
двигатели GA14DE и GA16DE:
номинальный 0,070—0,143
максимально допустимый 0,2
двигатель SR20DE:
номинальный 0,055—0,139
максимально допустимый 0,2
Рис. 2.15. Маркировка распределительных валов: 1 — распределительный вал впускных клапанов; 2 — распределительный вал выпускных клапанов |
На распределительных валах впускных клапанов наносится маркировка «I», выпускных клапанов — «Е» (рис. 2.15).
Рис. 2.16. Порядок установки и маркировки крышек корпусов подшипников распределительных валов: 1 — номер крышки; 2 — стрелка, направленная в сторону привода распределительных валов |
Нумерация крышек распределительных валов приведена на рис. 2.16.
Фазы газораспределения двигателей GA указаны в табл. 2.7 без учета зазора между кулачками распределительных валов и толкателями.
Таблица 2.7 Фазы газораспределения двигателей GA
Характеристика | Модель двигателя | |
GA14DE | GA16DE | |
Начало открытия впускного клапана до ВМТ такта выпуска, опережение | 0° | 0° |
Закрытие впускного клапана после НМТ такта сжатия, запаздывание | 34° | 34° |
Начало открытия выпускного клапана до НМТ рабочего хода, опережение | 38° | 42° |
Закрытие выпускного клапана до ВМТ такта выпуска, опережение | 4° | 0° |
Привод распределительных валов на двигателях GA проводится от коленчатого вала двумя цепями. Одна цепь, имеющая 80 звеньев, вращает промежуточную звездочку, вторая, имеющая 54 звена, передает вращение промежуточной звездочки распределительным валам. Распределительные валы двигателя SR20DE приводятся одной роликовой цепью. Цепи натягиваются гидравлическими натяжителями.
almeran15.ru
В двигателях применен 16-клапанный механизм газораспределения с двумя расположенными в головке блока цилиндров распределительными валами. Привод валов осуществляется от коленчатого вала двумя роликовыми цепями на двигателях GA14DE и GA16DE, одной роликовой цепью на двигателе SR20DE.
Головка цилиндра отлита из алюминиевого сплава, имеет по четыре клапана на цилиндр; камеры сгорания полусферической формы. В головку блока цилиндров запрессованы седла и направляющие втулки клапанов. Корпуса подшипников распределительных валов обработаны за одно целое с головкой блока цилиндров и имеют съемные крышки. Правильное положение головки на блоке цилиндров фиксируется двумя установочными втулками.
Рис. 2.13. Детали механизма газораспределения двигателей GA14DE и GA16DE: 1 — шкив коленчатого вала; 2 — башмак натяжителя; 3 — прокладка; 4 — натяжитель цепи привода промежуточной звездочки; 5 — звездочка впускного распределительного вала; 6 — натяжитель цепи привода распределительных валов; 7 — звездочка выпускного распределительного вала; 8 — цепь привода распределительных валов; 9 — распределительный вал впускных клапанов; 10 — распределительный вал выпускных клапанов; 11 — регулировочная шайба; 12 — толкатель; 13 — сухари; 14 — тарелка пружины; 15 — пружина; 16 — маслоотражательный колпачок; 17 — опорная шайба пружины; 18 — клапан; 19 — ось промежуточной звездочки; 20 — промежуточная звездочка; 21 — успокоитель; 22 — цель привода промежуточной звездочки; 23 — звездочка коленчатого вала; 24 — втулка привода масляного насоса; 25 — передняя крышка привода распределительных валов |
Рис. 2.14. Детали привода механизма газораспределения двигателя SR20DE: 1 — звездочка впускного распределительного вала; 2 — болт крепления верхней направляющей цепи; 3 — распределительные валы; 4 — верхняя направляющая цепи; 5 — уплотнительное кольцо; 6 — блок цилиндров; 7 — звездочка выпускного распределительного вала; 8 — болт крепления звездочки распределительного вала; 9 — цепь привода распределительных валов; 10 — передняя направляющая цепи; 11 — звездочка коленчатого вала; 12 — болт крепления передней направляющей цепи; 13 — втулка привода масляного насоса; 14 — болт крепления крышки привода распределительных валов; 15 — шкив коленчатого вала; 16 — болт крепления шкива коленчатого вала; 17 — крышка привода распределительных валов; 18 — штифт-болт; 19 — прокладка; 20 — уплотнительное кольцо; 21 — натяжитель цепи; 22 — болт и гайка натяжителя цепи; 23 — башмак натяжителя |
Высота головки блока цилиндров двигателей GA замеряется между поверхностью сопряжения с блоком цилиндров и опорной плоскостью болтов крепления головки и составляет 117,8—118,0 мм.
Высота головки блока цилиндров двигателей SR замеряется между сопрягаемыми поверхностями головки и должна составлять 136,9—137,1 мм.
Допустимое отклонение от плоскостности поверхности сопряжения с блоком цилиндров не более 0,1 мм. При шлифовании этой поверхности допускается снятие металла не более 0,2 мм.
Чугунные направляющие втулки клапанов запрессованы в головку блока цилиндров. Натяг при запрессовке втулок в головку блока цилиндров составляет 0,024—0,059 мм.
Диаметр отверстий в головке блока цилиндров для запрессовки направляющих втулок, мм:
новых 9,475—9,534
ремонтных 9,723—9,734
Зазор между стержнем клапана и направляющей втулкой для впускных клапанов 0,02—0,05 мм, для выпускных клапанов 0,04—0,07 мм.
Выступание направляющих втулок клапанов 11,5—11,7 мм.
Стальные седла клапанов запрессованы в головку блока цилиндров.
Диаметр отверстий в головке блока цилиндров для запрессовки ремонтных седел клапанов, мм:
впускных:
двигатель GA14DE 30,500—30,516
двигатель GA16DE 31,500—31,516
выпускных:
для всех двигателей 25,500—25,516
Размерные характеристики седел клапанов двигателей GA представлены в табл. 2.5.
Таблица 2.5 Размерные характеристики седел клапанов двигателей GA14DE и GA16DE
Характеристика |
Впускные клапаны |
Выпускные клапаны |
Ширина рабочей фаски, мм |
1,06-1,34 |
1,20-1,68 |
Наружный диаметр рабочей фаски, мм |
29,5-29,7 |
23,5-23,7 |
Внутренний диаметр рабочей фаски, мм |
27,8-28,0 |
- |
Угол рабочей фаски |
45° |
- |
Угол верхней фаски |
30° |
15° |
Угол нижней фаски |
60° |
- |
Прокладка головки блока цилиндров выполнена из синтетического материала (без содержания асбеста), имеет силиконовый жгут по периметру и металлическую окантовку
отверстий вокруг цилиндров. Прокладка устанавливается отметкой «ТОР» в сторону головки блока цилиндров.
На двигателях GA14DE и GA16DE применяются механические толкатели цилиндрической формы, перемещающиеся в отверстиях головки блока цилиндров. На верхней части толкателей имеется выемка для установки регулировочной шайбы. Наружный диаметр толкателей 29,960—29,975 мм. Диаметр отверстий в головке блока цилиндров 30,000—30,021 мм. Зазор между толкателем и стенкой отверстия в головке блока цилиндров 0,025—0,061 мм.
На двигателе SR20DE установлены гидравлические толкатели, обеспечивающие беззазорную работу механизма газораспределения. Наружный диаметр гидротолкателей 16,980—16,993 мм. Диаметр отверстий в головке блока цилиндров 17,00—17,02 мм. Зазор между толкателем и стенкой отверстия в головке блока цилиндров 0,07—0,04 мм.
В каждой камере сгорания установлено четыре стальных клапана (два впускных и два выпускных), приводимых распределительными валами через толкатели. Размерные характеристики клапанов двигателей GA представлены в табл. 2.6.
Таблица 2.6 Размерные характеристики клапанов двигателей GA14DE и GA16DE
Двигатель |
Впускные клапаны |
Выпускные клапаны |
Общая длина клапана, мм |
||
Двигатели GA14DE и GA16DE |
92,0-92,5 |
92,37-92,87 |
Двигатель SR20DE |
101,19-101,6 |
102,11-102,5 |
Диаметр стержня клапана, мм |
||
Двигатели GA14DE и GA16DE |
5,465-5,480 |
5,445-5,460 |
Двигатель SR20DE |
5,965-5,980 |
36,945-6,960 |
Диаметр цилиндрической части тарелки клапана, мм |
||
Двигатель GA14DE |
28,9-29,2 |
23,9-24,2 |
Двигатель GA16DE |
29,9-30,2 |
23,9-24,2 |
Двигатель SR20DE |
34,0-34,2 |
30,0-30,2 |
Угол рабочей фаски клапана |
||
Все двигатели |
45°15'-45°45' |
|
Минимальная допустимая толщина цилиндрической части тарелки клапана, мм |
||
Все двигатели |
0,9-1,1 |
На направляющие втулки клапанов напрессованы маслоотражательные колпачки. На каждом клапане установлена одна пружина, одинаковая для впускных и выпускных клапанов.
Длина пружины в свободном состоянии:
— двигатели GA14DE и GA16DE 41,19 мм;
— двигатель SR20DE 49,36 мм.
Длина пружины под нагрузкой 34,5 кг должна быть равна 25,26 мм.
Максимально допустимая несоосность витков пружин:
— для двигателей GA14DE и GA16DE 1,8 мм;
— для двигателя SR20DE 2,2 мм.
Распределительные валы изготовлены из чугуна, впускные валы — пятиопорные, выпускные — шестиопорные.
Высота кулачков двигателей распределительных валов составляет:
— для двигателя GA14DE: 39,38—39,57 мм;
— для двигателя GA16DE: 39,38—39,57 мм для вала впускных клапанов: 39,88—40,07 мм для вала выпускных клапанов;
— для двигателя SR20DE: 28,408—38,598 мм для вала впускных клапанов; 37,92—38,11 мм для вала выпускных клапанов.
Максимально допустимый износ кулачков 0,2 мм.
Зазоры в механизме привода клапанов двигателей GA на горячем / холодном двигателе составляют, мм:
впускные клапаны 0,32—0,40/ 0,25—0,33;
выпускные клапаны 0,37—0,45/ 0,32—0,40.
Диаметр опорных шеек распределительных валов, мм:
двигатели GA14DE и GA16DE:
шейка №1 (со стороны привода распределительного вала) 27,935—27,955
шейки №2—5 23,935—23,955
двигатель SR20DE 27,935—27,955
Радиальный зазор распределительных валов, мм:
номинальный 0,045—0,086
максимально допустимый 0,15
Осевой зазор распределительных валов, мм:
двигатели GA14DE и GA16DE:
номинальный 0,070—0,143
максимально допустимый 0,2
двигатель SR20DE:
номинальный 0,055—0,139
максимально допустимый 0,2
Рис. 2.15. Маркировка распределительных валов: 1 — распределительный вал впускных клапанов; 2 — распределительный вал выпускных клапанов |
Рис. 2.16. Порядок установки и маркировки крышек корпусов подшипников распределительных валов: 1 — номер крышки; 2 — стрелка, направленная в сторону привода распределительных валов |
Фазы газораспределения двигателей GA указаны в табл. 2.7 без учета зазора между кулачками распределительных валов и толкателями.
Таблица 2.7 Фазы газораспределения двигателей GA
Характеристика |
Модель двигателя |
|
GA14DE |
GA16DE |
|
Начало открытия впускного клапана до ВМТ такта выпуска, опережение |
0° |
0° |
Закрытие впускного клапана после НМТ такта сжатия, запаздывание |
34° |
34° |
Начало открытия выпускного клапана до НМТ рабочего хода, опережение |
38° |
42° |
Закрытие выпускного клапана до ВМТ такта выпуска, опережение |
4° |
0° |
Привод распределительных валов на двигателях GA проводится от коленчатого вала двумя цепями. Одна цепь, имеющая 80 звеньев, вращает промежуточную звездочку, вторая, имеющая 54 звена, передает вращение промежуточной звездочки распределительным валам. Распределительные валы двигателя SR20DE приводятся одной роликовой цепью. Цепи натягиваются гидравлическими натяжителями.
automn.ru
Издательство: Автонавигатор
Год издания: 2003
Страниц: 105
Язык: русский
Формат: PDF
Размер: 17,6 Мб
В данном руководстве представлено полное описание работ по техническому обслуживанию и ремонту дизельных двигателей Nissan GA14DE, GA15DE, GA16DE. Руководство составлено на основе заводского руководства по ремонту этих двигателей.
Эти двигатели устанавливались на модели AD WAGON, ALMERA, LUCINO, MARCH, PRESEA, PULSAR, RASHEEN, SUNNY.
Рекомендации от производителя позволят автовладельцам самостоятельно провести грамотный ремонт двигателя. В руководстве описаны возможные неисправности двигателя, методы их выявления и технология устранения. Представлена информация по диагностике, ремонту и регулировке ТНВД, системы предпускового подогрева, систем запуска и зарядки.
Пошаговое и наглядное описание ремонтных процедур, изобилие рисунков, обширные справочные ремонтные данные позволят квалифицированно подобрать варианты замены запчастей, произвести соответствующие регулировки, правку и т.д.
Книга предназначена для персонала СТО, ремонтных мастерских и автовладельцев.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ 5
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 5
МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ ПРИ РАБОТАХ С СИСТЕМОЙ МНОГОТОЧЕЧНОГО ВПРЫСКА ТОПЛИВА (MFI) И С СИСТЕМОЙ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ (ECCS) 5
МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ ПРИ РАБОТАХ С КАТАЛИЗАТОРОМ 6
МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ ПРИ РАБОТАХ С ОТРАБОТАВШИМ МОТОРНЫМ МАСЛОМ 6
РЕКОМЕНДУЕМОЕ ТОПЛИВО ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ 6
РЕГИСТРАЦИОННЫЙ НОМЕР ДВИГАТЕЛЯ 6
ОБСЛУЖИВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ 7
ПЕРИОДИЧНОСТЬ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ 7
ПЕРИОДИЧНОСТЬ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ И СИСТЕМЫ ВЫПУСКА 7
ОБСЛУЖИВАНИЕ ПРИ ТЯЖЕЛЫХ УСЛОВИЯХ ЭКСПЛУАТАЦИИ 7
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ЗАПРАВОЧНЫЕ ОБЪЕМЫ 8
КОЭФФИЦИЕНТ ВЯЗКОСТИ SAE 8
СООТНОШЕНИЕ КОМПОНЕНТОВ В СМЕСИ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ 8
ПРОВЕРКА ПРИВОДНЫХ РЕМНЕЙ 9
ЗАМЕНА ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ ДВИГАТЕЛЯ 10
СЛИВ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ 10
ПРОМЫВКА СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ 10
ЗАЛИВКА ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКХТИ ДВИГАТЕЛЯ 10
ПРОВЕРКА СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ 11
ПРОВЕРКА ШЛАНГОВ 11
ПРОВЕРКА КРЫШКИ РАДИАТОРА 11
ПРОВЕРКА СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ НА УТЕЧКИ 11
ПРОВЕРКА ТОПЛИВОПРОВОДОВ 12
ЗАМЕНА ТОПЛИВНОГО ФИЛЬТРА 12
ЧИСТКА И ЗАМЕНА ВОЗДУШНОГО ФИЛЬТРА 12
ФИЛЬТР ВИСКОЗНОГО ТИПА 12
ФИЛЬТР БУМАЖНОГО ТИПА 12
ЗАМЕНА МОТОРНОГО МАСЛА 13
ЗАМЕНА МАСЛЯНОГО ФИЛЬТРА 13
ПРОВЕРКА И ЗАМЕНА СВЕЧЕЙ ЗАЖИГАНИЯ 13
cult-nissan.ru
4.7. Головка блока цилиндров двигателей GA14DE и GA16DEСнятие головки блока цилиндровУстановка головки блока цилиндровРазборка, проверка технического состояния, ремонт и сборка головки блока цилиндровaПроверка и регулировка зазоров в механизме привода клапанов4.7.1. Снятие головки блока цилиндров
Расположение шлангов и трубопроводов в зоне головки блока цилиндров двигателя
Рис. 2.17. Расположение шлангов и трубопроводов в зоне головки блока цилиндров двигателя
Сбросьте давление в системе питания двигателя (см. «Снятие и установка двигателя»). Снимите аккумуляторную батарею. Поднимите на подставки или подъемник переднюю часть автомобиля. Слейте из двигателя масло и охлаждающую жидкость. Снимите переднее правое колесо, брызговик и нижние защитные щитки двигателя. Снимите насос гидроусилителя рулевого механизма и с помощью подручных средств закрепите его в моторном отсеке, отведя в сторону и не отсоединяя от него шланги. Освободите крышку головки блока цилиндров, для чего снимите скобу кронштейна, отсоедините шланг вентиляции картера, снимите корпус воздушного фильтра. Отсоедините от свечей зажигания высоковольтные провода и выверните свечи. Снимите крышку привода и, поворачивая коленчатый вал, установите метку на шкиве коленчатого вала против метки на блоке цилиндров. Это положение коленчатого вала соответствует нахождению поршня 1-го цилиндра в ВМТ в конце такта сжатия. Убедитесь в том, что кулачки распределительного вала 1-го цилиндра направлены вверх, снимите крышку распределителя зажигания. Ротор распределителя зажигания должен быть повернут в положение «5 часов». Снимите распределитель зажигания, запомнив или записав его положение на головке блока цилиндров. Снимите переднюю крышку головки блока цилиндров. В соответствии с рис. 2.17 отсоедините шланги от головки блока цилиндров. Снимите термостат.Убедитесь в наличии меток на звездочках и соответствующих звеньях цепи. Если меток нет или они плохо различимы, нанесите их краской.Снимите натяжитель цепи привода промежуточной звездочки и его прокладку. Снимите натяжитель цепи привода распределительных валов.
Блокировка распределительного вала впускных клапанов
Рис. 2.18. Блокировка распределительного вала впускных клапанов
Порядок отворачивания болтов крепления крышек корпусов подшипников распределительных валов
Рис. 2.19. Порядок отворачивания болтов крепления крышек корпусов подшипников распределительных валов
С помощью гаечного ключа «на 22 мм» заблокируйте распределительные валы от вращения (рис. 2.18) и выверните болты крепления промежуточной звездочки и звездочек распределительных валов. Снимите цепь привода распределительных валов вместе со звездочками. Снимите промежуточную звездочку и ее ось. В последовательности, указанной на рис. 2.19, выверните болты крепления крышек распределительных валов, снимите крышки, уложив их по порядку снятия, и выньте распределительные валы. Отсоедините приемную трубу глушителя. Снимите кронштейн впускного трубопровода. Отсоедините от абсорбера шланг, подходящий к электромагнитному клапану рециркуляции паров топлива.
Расположение вакуумных шлангов и трубопроводов
Рис. 2.20. Расположение вакуумных шлангов и трубопроводов: 1 — корпус дроссельной заслонки; 2 — впускной трубопровод; 3 — электромагнитный клапан и угольный фильтр; 4 — клапан дифференциального давления; 5 — клапан рециркуляции; 6 — регулятор давления топлива; А — к угольному фильтру; Б — к корпусу воздушного фильтра
В соответствии с рис. 2.20 отсоедините шланги и трубопроводы от корпуса дроссельной заслонки, регулятора давления топлива, впускного трубопровода и клапана дифференциального давления.
Порядок затяжки болтов крепления головки блока цилиндров
Рис. 2.21. Порядок затяжки болтов крепления головки блока цилиндров
Расстыковать электрические разъемы, убрать жгуты проводов с головки блока цилиндров. Отсоедините топливопроводы от топливной магистрали. Отсоедините трос дроссельной заслонки. В порядке, обратном приведенному на рис. 2.21, выверните болты крепления головки блока цилиндров и выньте их.Убедитесь в том, что все шланги и электропровода отсоединены от головки блока цилиндров и с помощью подходящего рычага отстыкуйте головку от блока цилиндров вместе с впускным трубопроводом и выпускным коллектором. Установите головку на деревянную поверхность плоскостью разъема вниз. Не переворачивайте головку во избежание выпадания толкателей.Снимите прокладку головки блока цилиндров. Снимите приемную трубу глушителей. Снимите нижнюю поперечину кузова. Снимите противовибрационные распорки на силовом агрегате. На автомобилях с автоматической коробкой передач снимите нижнюю защитную крышку гидротрансформатора. Снимите масляный картер и маслоприемник системы смазки двигателя. Снимите шкив с коленчатого вала.
Расположение болтов крепления передней крышки привода распределительных валов
Рис. 2.22. Расположение болтов крепления передней крышки привода распределительных валов
Установите подпорку под двигатель. Снимите правый кронштейн подвески двигателя. Снимите переднюю крышку привода распределительных валов (рис. 2.22) и извлеките манжету коленчатого вала. Убедитесь в наличии меток на звеньях цепи и звездочке. При отсутствии меток нанесите их краской. Снимите втулку привода масляного насоса и звездочку коленчатого вала с их шпонками. Снимите успокоитель цепи привода механизма газораспределения и саму цепь.Проверьте техническое состояние цепей и звездочек. Износ зубьев, сколы роликов, износ цепи являются основанием для замены деталей. Убедитесь в отсутствии значительного износа рабочей поверхности башмаков натяжителей. С помощью химических растворителей и размягчителей очистите от остатков снятых прокладок поверхности блока цилиндров и головки. Не пользуйтесь острыми предметами, которые могут нанести повреждение алюминиевым поверхностям деталей. Следите, чтобы посторонние предметы и остатки прокладок не попали в трубопроводы двигателя. Проверьте плоскостность головки блока цилиндров и блока цилиндров. Прочистите с помощью метчика резьбовые отверстия в блоке цилиндров для болтов крепления головки блока цилиндров и продуйте их сжатым воздухом.
4.7.2. Установка головки блока цилиндровУстановите на свои места втулку привода масляного насоса и звездочку привода коленчатого вала вместе с их шпонками. Шпоночные пазы должны при этом находиться в положении «12 часов», а метка на звездочке должна находиться в положении «от двигателя».
Установка цепи привода промежуточной звездочки на звездочку коленчатого вала
Рис. 2.23. Установка цепи привода промежуточной звездочки на звездочку коленчатого вала
Установите на место успокоитель цепи привода промежуточной звездочки. Установите цепь привода промежуточной звездочки так, чтобы звено серебристого цвета располагалось против метки на звездочке коленчатого вала, находящейся в положении «7 часов» (рис. 2.23).
Зона нанесения слоя герметика на переднюю крышку привода распределительных валов и места установки уплотнительных колец
Рис. 2.24. Зона нанесения слоя герметика на переднюю крышку привода распределительных валов и места установки уплотнительных колец
Нанесите слой герметика на привалочную поверхность передней крышки привода распределительных валов. Убедитесь в наличии на своих местах двух уплотнительных колец (рис. 2.24). Установите на место переднюю крышку привода распределительных валов, следя за тем, чтобы втулка привода масляного насоса вошла в крышку.
Расположение болтов крепления передней крышки привода распределительных валов
Рис. 2.22. Расположение болтов крепления передней крышки привода распределительных валов
Установите переднюю крышку, затянув ее болты: короткие моментом 0,6—0,9 кгс·м, длинные моментом 1,6—2,2 кгс·м (см. рис. 2.22).Поставьте на место правый кронштейн подвески двигателя (момент затяжки болтов 4,4—5,6 кгс·м), после чего уберите подпорку из-под двигателя.Установите на место маслоприемник с новым уплотнительным кольцом. Нанесите слой герметика на привалочную поверхность масляного картера. Установите его на место и затяните крест-накрест болты крепления. На автомобилях с автоматической коробкой передач установите нижнюю защитную крышку гидротрансформатора. Установите противовибрационные распорки на силовой агрегат. Установите на место нижнюю поперечину и затяните ее болты моментом 7,9—10,0 кгс·м. Установите приемную трубу глушителей с новой прокладкой. Запрессовать при помощи оправки соответствующего диаметра новый манжету коленчатого вала, предварительно смазав ее моторным маслом. Установите шкив на коленчатый вал. Вставьте и затяните моментом 13,5—15,5 кгс·м болт крепления шкива, смазав его моторным маслом.
Установка цепей привода на промежуточную звездочку
Рис. 2.25. Установка цепей привода на промежуточную звездочку
Установите промежуточную звездочку так, чтобы метка на большой звездочке находилась в положении «1 час» (рис. 2.25) и располагалась против звена цепи серебристого цвета. В этом положении метка на промежуточной звездочке должна находиться на расстоянии 40 звеньев от метки на звездочке коленчатого вала. Установите цепь привода распределительных валов на малую промежуточную звездочку и совместите звено цепи золотистого цвета с меткой, которая находится в положении «4 часа». Установите ось промежуточной звездочки. Убедитесь в наличии установочных втулок на блоке цилиндров. Уложите новую прокладку головки на блок цилиндров. Установите на место головку блока цилиндров с впускным трубопроводом и выпускным коллектором. Вставьте болты крепления головки блока цилиндров с шайбами. Предварительно смажьте моторным маслом резьбовую часть болтов и внутреннюю поверхность головок болтов. Фаски на шайбах должны быть направлены к головкам болтов.
Порядок затяжки болтов крепления головки блока цилиндров
Рис. 2.21. Порядок затяжки болтов крепления головки блока цилиндров
В последовательности, показанной на рис. 2.21, затяните болты заданным моментом.
Маркировка распределительных валов
Рис. 2.15. Маркировка распределительных валов: 1 — распределительный вал впускных клапанов; 2 — распределительный вал выпускных клапанов
Установка распределительных валов по меткам
Рис. 2.26. Установка распределительных валов по меткам: 1 — вал впускных клапанов;2 — вал выпускных клапанов
Порядок установки и маркировки крышек корпусов подшипников распределительных валов
Рис. 2.16. Порядок установки и маркировки крышек корпусов подшипников распределительных валов: 1 — номер крышки; 2 — стрелка, направленная в сторону привода распределительных валов
Порядок затяжки болтов крепления крышек корпусов подшипников распределительных валов
Рис. 2.27. Порядок затяжки болтов крепления крышек корпусов подшипников распределительных валов
Затяните болт крепления промежуточной звездочки. Установите распределительные валы, обращая внимание на их маркировку (рис. 2.15).Штифт распределительного вала впускных клапанов должен быть установлен на 10—11° ниже положения «9 часов», а штифт вала выпускных клапанов установите на «12 часов» (рис. 2.26). Смажьте моторным маслом шейки и кулачки распределительных валов и установите крышки в соответствии с рис. 2.16, затем затяните болты крепления крышек в последовательности, показанной на рис. 2.27.
Блокировка натяжителя цепи привода распределительных валов
Рис. 2.28. Блокировка натяжителя цепи привода распределительных валов
Нанесите слой герметика на стыковочную поверхность дополнительной опоры распределительного вала выпускных клапанов со стороны распределителя зажигания. В случае разборки клапанного механизма необходимо проверить зазоры в механизме привода клапанов. Вставьте звездочки распределительных валов в цепь привода распределительных валов (метка на звездочке должна быть обращена «от двигателя») и совместите метки на каждой звездочке с серебристыми звеньями цепи. Наденьте звездочки на носки распределительных валов и установите их штифты в пазы. Вставьте и затяните предварительно смазанные моторным маслом болты крепления звездочек. Установите на место натяжитель цепи привода распределительных валов. Для облегчения установки натяжителя заблокируйте его плунжер при помощи металлического стержня подходящего диаметра (рис. 2.28). После установки выньте стержень для разблокировки натяжителя. Установите натяжитель цепи привода промежуточной звездочки полукруглой выемкой вниз. Поверните на два оборота коленчатый вал двигателя и верните его в точку начальной установки (поршень первого цилиндра в ВМТ такта сжатия).
Проверка установки цепей привода распределительных валов
Рис. 2.29. Проверка установки цепей привода распределительных валов
По рис. 2.29 проверьте точность установки распределительных валов и цепей их привода по количеству звеньев цепей между указанными на рисунке метками.
Установка распределителя зажигания
Рис. 2.30. Установка распределителя зажигания
Нанесите спой герметика на привалочную поверхность и установите переднюю крышку головки блока цилиндров. Нанесите слой герметика на привалочную поверхность корпуса термостата и установите термостат. Установите шкив привода насоса охлаждающей жидкости. Установите на место распределитель зажигания (рис. 2.30) и еще раз проверьте, чтобы поршень в 1-м цилиндре находился в ВМТ такта сжатия (выступы кулачков направлены вверх), а метки, сделанные при снятии, совпадали (ротор находится в положении «5 часов»). Установите на место крышку распределителя зажигания и подсоедините к ней провода. Проверьте и при необходимости отрегулируйте зазоры в механизме привода клапанов. Установите крышку головки блока цилиндров с новой прокладкой. Вверните свечи зажигания и подсоедините к ним провода. Установите скобу кронштейна головки блока цилиндров. Установите кронштейн впускного трубопровода. Уложите жгуты электропроводов. Состыкуйте разъединенные электроразъемы. Выполните оставшиеся операции в порядке, обратном снятию. Заполните охлаждающей жидкостью систему охлаждения. Проверьте уровень масла и других жидкостей. Пустите двигатель и убедитесь в отсутствии утечек и нормальной работе агрегатов.
4.7.3. Разборка, проверка технического состояния, ремонт и сборка головки блока цилиндровaУстановите головку блока цилиндров на подставку. Нанесите метки на снимаемые детали, чтобы правильно их установить при сборке. Снимите впускной трубопровод вместе с топливной магистралью. Отсоедините от головки трубопровод системы рециркуляции отработавших газов. Отсоедините выпускной коллектор, предварительно сняв с него термоизолирующий экран. Выньте регулировочные шайбы и толкатели. Снимите клапаны при помощи приспособления для сжатия пружин типа Facom U43LA и уложите для каждого клапана отдельно сухари, тарелку пружины, опорную шайбу. Очистите все детали. Снимите с направляющих втулок маслоотражающие колпачки. Для того чтобы убрать остатки прокладки с деталей из алюминиевого сплава, можно пользоваться шабером или другим острым инструментом. Однако действуйте осторожно, так как это может привести к повреждению поверхностей сопряжения. Предпочтительно пользоваться для этой цели химическим растворителем типа Loctite — Decaploc 88 или Decapjoint.Ремонт головки блока цилиндров требует специального оборудования, поэтому желательно проводить его в ремонтных мастерских.Осмотрите снятые детали, убедитесь в отсутствии трещин, сколов, значительного износа рабочей поверхности и других дефектов. Ниже даются указания по проверке технического состояния основных деталей головки блока цилиндров.
Направляющие втулки клапанов
Установка направляющих втулок клапанов
Рис. 2.31. Установка направляющих втулок клапанов: а = 11,5—11,7 мм
Запрессованы в головку блока цилиндров (рис. 2.31). Предусмотрены ремонтные втулки с увеличением наружным и уменьшенным внутренним диаметрами. Выпрессовка изношенных втулок осуществляется с помощью пресса и оправки.Предварительно разогрейте головку в масляной ванне до температуры 110—120° С. Затем расточите отверстия под втулку ремонтного размера. Запрессовку втулок в головку проводите также после ее нагрева до указанной температуры, после чего разверните внутреннее отверстие запрессованной втулки под диаметр стержня клапана.
Клапаны
Геометрические размеры клапана
Рис. 2.32. Геометрические размеры клапана: Е — толщина цилиндрической части тарелки клапана; D — диаметр тарелки клапана; d — диаметр стержня клапана; L — общая длина клапана;a — угол рабочей фаски клапана
Зазор между стержнем клапана и направляющей втулкой не должен превышать допустимой величины. Так как клапаны ремонтных размеров не предусмотрены, заменять следует клапан и втулку в паре. Головку клапана шлифуйте и притирайте только в пределах размеров, указанных в табл. 2.6. После шлифования фасок тщательно очистите головку блока цилиндров и проверьте герметичность клапанов. Геометрические размеры клапана указаны на рис. 2.32.
Седла клапанов
Геометрические размеры седел клапанов
Рис. 2.33. Геометрические размеры седел клапанов: А — впускных; Б — выпускных; D1 — наружный диаметр рабочей фаски; D2 — внутренний диаметр рабочей фаски; L — ширина рабочей фаски; a — угол рабочей фаски; b1 — угол верхней фаски; b2 — угол нижней фаски
Запрессованы в головку блока цилиндров. Седла можно шлифовать в пределах размеров, указанных в табл. 2.5. Замену седел проводите после нагрева головки блока цилиндров в масляной ванне до температуры 110—120° С с использованием пресса и оправки. После шлифования фасок тщательно очистите головку блока цилиндров и проверьте герметичность седел. Геометрические размеры седел приведены на рис. 2.33.
Таблица 2.5 Размерные характеристики седел клапанов двигателей GA14DE и GA16DEХарактеристика
Впускные клапаны
Выпускные клапаныШирина рабочей фаски, мм
1,06-1,34
1,20-1,68Наружный диаметр рабочей фаски, мм
29,5-29,7
23,5-23,7Внутренний диаметр рабочей фаски, мм
27,8-28,0
-Угол рабочей фаски
45°
-Угол верхней фаски
30°
15°Угол нижней фаски
60°
-
Маслоотражательные колпачкиВсегда подлежат замене при ремонте головки. Заменяйте их после снятия опорных шайб клапанов с помощью оправки.
Пружины клапановПроверьте угол отклонения витков пружины от оси. При скалывании защитного лака рекомендуется заменять пружины из-за возможности разрыва пружины при эксплуатации. Не очищайте пружины с применением бензина или трихлорэтилена, так как эти вещества могут растворять защитный лак.
ТолкателиПроверьте состояние поверхности и зазор между толкателями и стенками их гнезд. Осмотрите поверхность гнезд толкателей. В случае износа, превышающего допустимый, замените толкатели или головку блока цилиндров.
Поверхность сопряжения головки с блоком цилиндровЕсли отклонение от плоскостности поверхности сопряжения головки блока цилиндров с блоком превышает 0,1 мм и распределительный вал свободно вращается, проведите шлифование головки блока цилиндров. Толщина снимаемого слоя металла не должна превышать 0,2 мм. В противном случае замените головку блока цилиндров.
Распределительные валы и звездочкиОсмотрите поверхность распределительных валов и их опор, обращая особое внимание на износ кулачков и шеек. Проверьте их геометрические размеры. При значительном отклонении замеряемых величин от допустимых замените вал или головку блока цилиндров. Проверьте радиальное и осевое биение валов и звездочек. Замените детали при значительном износе.
Детали головки блока цилиндров
Рис. 2.34. Детали головки блока цилиндров:1 — пробка маслозаправочной горловины;2 — крышка головки блока цилиндров; 3 — прокладка крышки головки блока цилиндров;4 — крышка подшипника распределительного вала впускных клапанов; 5 — крышка подшипника распределительного вала выпускных клапанов;6 — болт крепления головки блока цилиндров;7 — головка блока цилиндров; 8 — направляющая втулка клапана; 9 — передняя крышка головки блока цилиндров; 10 — прокладка головки блока цилиндров; 11 — седло клапана
При сборке головки блока цилиндров необходимо смазать моторным маслом рекомендуемого качества все соприкасающиеся детали. При работе руководствуйтесь рис. 2.34.Очистите головку блока цилиндров и все снятые детали. Продуйте каналы головки блока цилиндров, обратив особое внимание на каналы смазки распределительных валов. При использовании ранее снятых клапанов установите их на свои места.Сборку клапанного механизма выполняйте в такой последовательности. Вставьте клапан в направляющую втулку, наденьте на направляющую втулку опорную шайбу, напрессуйте новый маслосъемный колпачок, поставьте пружину и тарелку пружины. Сожмите приспособлением пружину и установите сухари. Поставьте на ребро головку блока цилиндров и, слегка постукивая медным или бронзовым молотком по краям стержней клапанов, добейтесь правильной посадки сухарей. Установите на свои места толкатели с регулировочными шайбами. Установите выпускной коллектор с новыми прокладками, затем термоизолирующий экран. Установите впускной трубопровод с новой прокладкой. Установите трубопровод РОГ между впускным трубопроводом и выпускным коллектором.
4.7.4. Проверка и регулировка зазоров в механизме привода клапановПрогрейте двигатель до рабочей температуры. Снимите крышку головки блока цилиндров (см. выше). Выверните свечи зажигания. Установите поршень 1-го цилиндра в ВМТ такта сжатия (метка на шкиве коленчатого вала должна находиться напротив метки на блоке двигателя).Проверьте при помощи набора щупов зазоры между кулачками распределительных валов и регулировочными шайбами в приводе впускных клапанов 1-го и 2-го цилиндров, затем выпускных клапанов 1-го и 3-го цилиндров. Поверните коленчатый вал на один оборот и снова установите метку на шкиву против метки на блоке цилиндров. В этом положении коленчатого вала проверьте зазоры в механизме привода впускных клапанов 3-го и 4-го цилиндров и выпускных клапанов 2-го и 4-го цилиндров. Запишите измеренные зазоры и сравните их с рекомендуемыми зазорами.Номинальный зазор на горячем двигателе, мм:для впускных клапанов 0,32—0,40для выпускных клапанов 0,37—0,45Если зазоры отклоняются от номинального, произведите регулировку.Регулировка зазоров производится на холодном двигателе.Для изменения зазоров применяются регулировочные шайбы, которые выпускаются толщиной от 2,00 до 2,98 мм через каждые 0,02 мм.
Замена регулировочной шайбы при регулировке зазоров в механизме привода клапанов
Рис. 2.35. Замена регулировочной шайбы при регулировке зазоров в механизме привода клапанов: А — сжатие толкателя при помощи приспособления Nissan RV 10115110; Б — установка фиксатора Nissan RV 10115120 для блокировки толкателя в утопленном положении и извлечение регулировочной шайбы при помощи магнита
Для замены регулировочных шайб используйте приспособления Nissan RV 10115110 и RV 10115120 (рис. 2.35). Проверните коленчатый вал и установите кулачки привода клапанов регулируемого цилиндра вверх. Затем сожмите специальным приспособлением регулируемый толкатель и выньте магнитом регулировочную шайбу. Измерьте и запишите толщину шайбы. Определите толщину шайбы, которую необходимо установить по следующей формуле:толщина устанавливаемой регулировочной шайбы = толщина вынутой регулировочной шайбы + измеренный зазор — номинальный зазор.Выберите регулировочную шайбу, толщина которой соответствует расчетной величине. Если нет шайбы расчетной толщины, используйте шайбу толщиной, ближайшей к расчетной.Смажьте моторным маслом новую регулировочную шайбу и установите ее на толкатель надписью вниз. Выньте приспособление для сжатия толкателя. Произведите аналогичным образом регулировку остальных клапанов. Снова проверьте зазоры. Установите на место крышку головки блока цилиндров, предварительно заменив ее уплотнительную прокладку.Выполните оставшиеся сборочные операции в порядке, обратном снятию. Проверьте работу двигателя.
nissan.avtobookclub.ru