История двигателя серии GA началась в 1989 году, которые заменили двигатели серии Е, и выпускаются по настоящее время. Устанавливаются такие двигатели на автомобили марки Nissan SUNNY малого и среднего класса.
Первая модификация данной серии 14DS (4-х цилиндровый, рядный, карбюраторный) предназначалась для европейского потребителя. А в автомобилях, эксплуатируемых в Японии, установка таких двигателей не практикуется.
ВНИМАНИЕ! Надоело платить штрафы с камер? Найден простой и надежный, а главное 100% легальный способ не получать больше "письма счастья"... Читать дальше»
В 1993 году карбюраторный двигатель GA14DS был заменен на мотор с электронным многоточечным впрыском топлива и повышенной мощности, получивший маркировку GA14DЕ. Первоначальное этим двигателем комплектовались автомобили SUNNY, а с 1993г по 2000г – на ALMERA корпорации NISSAN. С 2000г автомобиль NISSAN ALMERA – не выпускается.
1 | Рабочий объем ДВС, дц³ | 1.392 | 1.392 |
2 | Система питания | Карбюратор | Инжектор |
3 | max мощность двс, л.с. | 75 | 88 |
4 | mах крутящий момент. Нм (кгм) при об/мин | 112(11) 4000 | 116(12) 6000 |
5 | Вид топлива | Бензин | Бензин |
6 | Тип двигателя | 4-х цилиндровый, рядный | 4-х цилиндровый, рядный |
7 | Ход поршня, мм | 81.8 | 81.8 |
8 | Ø цилиндра, мм | 73.6 | 73.6 |
9 | Степень сжатия, кгс/см² | 9.8 | 9.9 |
10 | Количество клапанов в цилиндре, шт | 4 | 4 |
За время эксплуатирования двигателя серии GA зарекомендовали себя в положительном аспекте:
Моторы серии GA14 очень простые как конструктивно, так и в изготовлении: блок цилиндров – из чугуна, головка блока – из алюминия.
Большинство ремонтных работ производится, не снимая двигателя с автомобиля, а именно:
Проверка компрессии, чистка жиклеров и сеточек карбюратора, фильтров выполняется без демонтажа двигателя. На вариантах двигателя с электронным впрыском часто выходят со строя датчик массового расхода воздуха и клапан холостого хода.
В случае наблюдения повышенного расхода масла или двигатель «сапунит» (густой дым из глушителя, маслозаливную горловину и через щуп) — ремонт необходимо проводить при снятом двигателе. Причины могут разные:
Капитальный ремонт рекомендовано проводить на специализированных станциях технического обслуживания.
Для желающих выполнить все работы самостоятельно, лучше приобрести сервисный мануал, выпускаемый специально для выполнения ремонтных работ, с описанием пошаговых действий.
Газораспределительный механизм рассматриваемых двигателей проверен временем и считается очень надежным. Замена грм сводится к замене обоих цепей, двух натяжителей, успокоителя, звездочек. Работа не сложная, но кропотливая, требующая повышенного внимания и точности.
Автомобильные масла, разработанные японскими производителями для применения двигателях семейства автомобилей NISSAN, отвечают всем современным требованиям по вязкости, насыщенности присадок. Регулярное их использование продлевает «жизнь» двигателя, увеличивая ресурс двигателя внутреннего сгорания.Универсальное масло NISSAN 5w40 – одобрено концерном для всего ряда бензиновых двигателей.
1 | Pulsar N13 | 1989-1990 | DS |
2 | Pulsar N14 | 1990-1995 | DS/ DE |
3 | Sunny B13 | 1990-1993 | DS/ DE |
4 | Sentra B12 | 1989-1990 | DE |
5 | Sentra B13 | 1990-1995 | DS/ DE |
6 | Almera N15 | 1995-2000 | DE |
Как платить за БЕНЗИН В ДВА РАЗА МЕНЬШЕ
В двигателях применен 16-клапанный механизм газораспределения с двумя расположенными в головке блока цилиндров распределительными валами. Привод валов осуществляется от коленчатого вала двумя роликовыми цепями на двигателях GA14DE и GA16DE, одной роликовой цепью на двигателе SR20DE.
Головка цилиндра отлита из алюминиевого сплава, имеет по четыре клапана на цилиндр; камеры сгорания полусферической формы. В головку блока цилиндров запрессованы седла и направляющие втулки клапанов. Корпуса подшипников распределительных валов обработаны за одно целое с головкой блока цилиндров и имеют съемные крышки. Правильное положение головки на блоке цилиндров фиксируется двумя установочными втулками.
Рис. 2.13. Детали механизма газораспределения двигателей GA14DE и GA16DE: 1 — шкив коленчатого вала; 2 — башмак натяжителя; 3 — прокладка; 4 — натяжитель цепи привода промежуточной звездочки; 5 — звездочка впускного распределительного вала; 6 — натяжитель цепи привода распределительных валов; 7 — звездочка выпускного распределительного вала; 8 — цепь привода распределительных валов; 9 — распределительный вал впускных клапанов; 10 — распределительный вал выпускных клапанов; 11 — регулировочная шайба; 12 — толкатель; 13 — сухари; 14 — тарелка пружины; 15 — пружина; 16 — маслоотражательный колпачок; 17 — опорная шайба пружины; 18 — клапан; 19 — ось промежуточной звездочки; 20 — промежуточная звездочка; 21 — успокоитель; 22 — цель привода промежуточной звездочки; 23 — звездочка коленчатого вала; 24 — втулка привода масляного насоса; 25 — передняя крышка привода распределительных валов |
Рис. 2.14. Детали привода механизма газораспределения двигателя SR20DE: 1 — звездочка впускного распределительного вала; 2 — болт крепления верхней направляющей цепи; 3 — распределительные валы; 4 — верхняя направляющая цепи; 5 — уплотнительное кольцо; 6 — блок цилиндров; 7 — звездочка выпускного распределительного вала; 8 — болт крепления звездочки распределительного вала; 9 — цепь привода распределительных валов; 10 — передняя направляющая цепи; 11 — звездочка коленчатого вала; 12 — болт крепления передней направляющей цепи; 13 — втулка привода масляного насоса; 14 — болт крепления крышки привода распределительных валов; 15 — шкив коленчатого вала; 16 — болт крепления шкива коленчатого вала; 17 — крышка привода распределительных валов; 18 — штифт-болт; 19 — прокладка; 20 — уплотнительное кольцо; 21 — натяжитель цепи; 22 — болт и гайка натяжителя цепи; 23 — башмак натяжителя |
К механизму газораспределения относятся: головка блока цилиндров, распределительные валы, впускные и выпускные клапаны, пружины клапанов с деталями их установки, направляющие втулки клапанов, гидравлические толкатели или толкатели с регулировочными шайбами, рычаги, приводные цепи, звездочки, натяжители приводных цепей (рис. 2.13 и 2.14).
Высота головки блока цилиндров двигателей GA замеряется между поверхностью сопряжения с блоком цилиндров и опорной плоскостью болтов крепления головки и составляет 117,8—118,0 мм.
Высота головки блока цилиндров двигателей SR замеряется между сопрягаемыми поверхностями головки и должна составлять 136,9—137,1 мм.
Допустимое отклонение от плоскостности поверхности сопряжения с блоком цилиндров не более 0,1 мм. При шлифовании этой поверхности допускается снятие металла не более 0,2 мм.
Чугунные направляющие втулки клапанов запрессованы в головку блока цилиндров. Натяг при запрессовке втулок в головку блока цилиндров составляет 0,024—0,059 мм.
Диаметр отверстий в головке блока цилиндров для запрессовки направляющих втулок, мм:
новых 9,475—9,534
ремонтных 9,723—9,734
Зазор между стержнем клапана и направляющей втулкой для впускных клапанов 0,02—0,05 мм, для выпускных клапанов 0,04—0,07 мм.
Выступание направляющих втулок клапанов 11,5—11,7 мм.
Стальные седла клапанов запрессованы в головку блока цилиндров.
впускных:
двигатель GA14DE 30,500—30,516
двигатель GA16DE 31,500—31,516
выпускных:
для всех двигателей 25,500—25,516
Размерные характеристики седел клапанов двигателей GA представлены в табл. 2.5.
Таблица 2.5 Размерные характеристики седел клапанов двигателей GA14DE и GA16DE
Характеристика |
Впускные клапаны |
Выпускные клапаны |
Ширина рабочей фаски, мм |
1,06-1,34 |
1,20-1,68 |
Наружный диаметр рабочей фаски, мм |
29,5-29,7 |
|
Внутренний диаметр рабочей фаски, мм |
27,8-28,0 |
- |
Угол рабочей фаски |
45° |
- |
Угол верхней фаски |
30° |
15° |
Угол нижней фаски |
60° |
- |
Прокладка головки блока цилиндров выполнена из синтетического материала (без содержания асбеста), имеет силиконовый жгут по периметру и металлическую окантовку
отверстий вокруг цилиндров. Прокладка устанавливается отметкой «ТОР» в сторону головки блока цилиндров.
На двигателях GA14DE и GA16DE применяются механические толкатели цилиндрической формы, перемещающиеся в отверстиях головки блока цилиндров. На верхней части толкателей имеется выемка для установки регулировочной шайбы. Наружный диаметр толкателей 29,960—29,975 мм. Диаметр отверстий в головке блока цилиндров 30,000—30,021 мм. Зазор между толкателем и стенкой отверстия в головке блока цилиндров 0,025—0,061 мм.
На двигателе SR20DE установлены гидравлические толкатели, обеспечивающие беззазорную работу механизма газораспределения. Наружный диаметр гидротолкателей 16,980—16,993 мм. Диаметр отверстий в головке блока цилиндров 17,00—17,02 мм. Зазор между толкателем и стенкой отверстия в головке блока цилиндров 0,07—0,04 мм.
В каждой камере сгорания установлено четыре стальных клапана (два впускных и два выпускных), приводимых распределительными валами через толкатели. Размерные характеристики клапанов двигателей GA представлены в табл. 2.6.
Таблица 2.6 Размерные характеристики клапанов двигателей GA14DE и GA16DE
Двигатель |
Впускные клапаны |
Выпускные клапаны |
Общая длина клапана, мм |
||
Двигатели GA14DE и GA16DE |
92,0-92,5 |
92,37-92,87 |
Двигатель SR20DE |
101,19-101,6 |
102,11-102,5 |
Диаметр стержня клапана, мм |
||
Двигатели GA14DE и GA16DE |
5,465-5,480 |
5,445-5,460 |
Двигатель SR20DE |
5,965-5,980 |
36,945-6,960 |
Диаметр цилиндрической части тарелки клапана, мм |
||
Двигатель GA14DE |
28,9-29,2 |
23,9-24,2 |
Двигатель GA16DE |
29,9-30,2 |
23,9-24,2 |
Двигатель SR20DE |
34,0-34,2 |
30,0-30,2 |
Угол рабочей фаски клапана |
||
Все двигатели |
45°15'-45°45' |
|
Минимальная допустимая толщина цилиндрической части тарелки клапана, мм |
||
Все двигатели |
0,9-1,1 |
На направляющие втулки клапанов напрессованы маслоотражательные колпачки. На каждом клапане установлена одна пружина, одинаковая для впускных и выпускных клапанов.
Длина пружины в свободном состоянии:
— двигатели GA14DE и GA16DE 41,19 мм;
— двигатель SR20DE 49,36 мм.
Длина пружины под нагрузкой 34,5 кг должна быть равна 25,26 мм.
Максимально допустимая несоосность витков пружин:
— для двигателей GA14DE и GA16DE 1,8 мм;
— для двигателя SR20DE 2,2 мм.
Распределительные валы изготовлены из чугуна, впускные валы — пятиопорные, выпускные — шестиопорные.
Высота кулачков двигателей распределительных валов составляет:
— для двигателя GA14DE: 39,38—39,57 мм;
— для двигателя GA16DE: 39,38—39,57 мм для вала впускных клапанов: 39,88—40,07 мм для вала выпускных клапанов;
— для двигателя SR20DE: 28,408—38,598 мм для вала впускных клапанов; 37,92—38,11 мм для вала выпускных клапанов.
Максимально допустимый износ кулачков 0,2 мм.
Зазоры в механизме привода клапанов двигателей GA на горячем / холодном двигателе составляют, мм:
впускные клапаны 0,32—0,40/ 0,25—0,33;
выпускные клапаны 0,37—0,45/ 0,32—0,40.
Диаметр опорных шеек распределительных валов, мм:
двигатели GA14DE и GA16DE:
шейка №1 (со стороны привода распределительного вала) 27,935—27,955
шейки №2—5 23,935—23,955
двигатель SR20DE 27,935—27,955
Радиальный зазор распределительных валов, мм:
номинальный 0,045—0,086
максимально допустимый 0,15
Осевой зазор распределительных валов, мм:
двигатели GA14DE и GA16DE:
номинальный 0,070—0,143
максимально допустимый 0,2
двигатель SR20DE:
номинальный 0,055—0,139
максимально допустимый 0,2
Рис. 2.15. Маркировка распределительных валов: 1 — распределительный вал впускных клапанов; 2 — распределительный вал выпускных клапанов |
На распределительных валах впускных клапанов наносится маркировка «I», выпускных клапанов — «Е» (рис. 2.15).
Рис. 2.16. Порядок установки и маркировки крышек корпусов подшипников распределительных валов: 1 — номер крышки; 2 — стрелка, направленная в сторону привода распределительных валов |
Нумерация крышек распределительных валов приведена на рис. 2.16.
Фазы газораспределения двигателей GA указаны в табл. 2.7 без учета зазора между кулачками распределительных валов и толкателями.
Таблица 2.7 Фазы газораспределения двигателей GA
Характеристика |
Модель двигателя |
|
GA14DE |
GA16DE |
|
Начало открытия впускного клапана до ВМТ такта выпуска, опережение |
0° |
0° |
Закрытие впускного клапана после НМТ такта сжатия, запаздывание |
34° |
34° |
Начало открытия выпускного клапана до НМТ рабочего хода, опережение |
38° |
42° |
Закрытие выпускного клапана до ВМТ такта выпуска, опережение |
4° |
0° |
Привод распределительных валов на двигателях GA проводится от коленчатого вала двумя цепями. Одна цепь, имеющая 80 звеньев, вращает промежуточную звездочку, вторая, имеющая 54 звена, передает вращение промежуточной звездочки распределительным валам. Распределительные валы двигателя SR20DE приводятся одной роликовой цепью. Цепи натягиваются гидравлическими натяжителями.
carmanz.com
В данном руководстве представлено полное описание наиболее важных работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей Nissan Almera выпуска с 1995 по 1999 гг. с бензиновыми двигателями объемом 1,4; 1,6 и 2,0 л типа GA14DE, GA17DE и SR20DE и дизельным двигателем объемом 2,0 л типа CD20 и CD20E, с кузовами седан и хэтчбек.
В руководстве отражена конструкция автомобилей в стандартном (базовом) варианте, поэтому в зависимости от модификации и года выпуска конструкция отдельных агрегатов и узлов, расположение ряда элементов системы электрооборудования могут отличаться от приведенных в книге.Руководство позволит автовладельцам самостоятельно проводить ремонт и устранять неисправности автомобиля, так как описание работ дано в доступной для технически подготовленного читателя форме.
Наглядное описание ремонтных процедур, изобилие рисунков, схем и таблиц позволит подобрать варианты замены запчастей и провести необходимые регулировки и ремонт.
Особое внимание уделено описанию работ по системе управления двигателем.
В приложении приведены рекомендуемые моменты затяжки основных резьбовых соединений.
Таблица 1.1 Комплектация моделей автомобилей
Обозначение модели |
Модель автомобиля |
Модель двигателя |
Рабочий объем двигателя, см3 / номинальная мощность нетто, кВт (л.с.) |
Коробка передач, тип* / число ступеней |
АВТОМОБИЛИ С БЕНЗИНОВЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ |
||||
3-дверный хэтчбек |
||||
1.4L 1.4LX 1.4LX** 1.4SLX 1.4SLX** |
MNJ 000 АЕT 043 MNJ 000 AEU 044 |
GA13DE |
1392/64(87) |
RS 5F ЗОА М/5 |
1,6 SLX |
MNJ 000 АЕВ 061 MNJ 000 AEC 062 |
GA16DE |
1597/73(100) |
RS5F31A М/5 |
1,6 SLX** 1,6 SLX** |
MNJ 000 AED 063 MNJ 000 AEE 064 |
RL4F03A А/4 |
||
Седан |
||||
1,4 SIX |
MNJ 000 АЕ 5055 MNJ 000 АЕ 6056 |
GA14DE |
1392/64(87) |
RS5A30A М/5 |
5-дверный хэтчбек |
||||
1,4 1,4 LX 1,4 LX** 1,4 GX 1.4GX** 1,4 SLX 1.4SLX** |
MNJ 000 AEZ 049 MNJ 000 AEO 050 |
GA14DE |
1392/64(87) |
RS5A30A М/5 |
1,6 GX 1,6 GX** 1,6 SLX |
MNJ 000 АЕР 073 MNJ 000 АЕР 074 |
GA16DE |
1597/73(100) |
RS5A31A М/5 |
1,6 SLX 1,6 SLX** |
MNJ 000 АЕР 075 MNJ 000 AEQ 076 |
RL4A03A А/4 |
||
АВТОМОБИЛИ С ДИЗЕЛЬНЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ |
||||
3-дверный хэтчбек |
||||
2,0 D** 2,0 DLX 2,0 D SLX 2,0 D SLX** |
MNJ 000 AEM 097 MNJ 000 АЕМ 098 |
CD20 |
1973/55(75) |
RS5A31A М/5 |
Седан |
||||
2,0 D SLX |
MNJ 000 AEQ 101 MNJ 000 AER 102 |
CD20 |
1973/55(75) |
RS5A31A М/5 |
5-дверный хэтчбек |
||||
2,0 D 2,0 D** 2,0 DLX 2,0 DGX 2,0 D GX** 2,0 D SLX 2,0 D SLX** |
MNJ 000 АЕР 099 MNJ 000 АЕР 100 |
CD20 |
1973/55 |
RS5A31A М/5 |
Таблица 1.2 Основные технические характеристики бензиновых двигателей
Параметр |
GA14DE |
GA16DE |
SR20DE |
Способ смесеобразования |
Комплексная система управления двигателем (КСУД) Nissan ECCS |
||
Число, расположение цилиндров |
Четыре, рядное |
||
Диаметр цилиндра х ход поршня, мм |
73,6x81,8 |
76,0 х 88,0 |
86,0 х 86,0 |
Рабочий объем, см3 |
1392 |
1597 |
1998 |
Степень сжатия |
9,5 |
9,8 |
|
Компрессия, кгс/см2: |
|
|
|
номинальная |
13,24 |
13,53 |
12,75 |
минимально-допустимая |
11,28 |
11,57 |
10,79 |
Номинальная мощность нетто / частота вращения коленчатого вала, мин -1 |
|||
по стандарту DIN, л.с. |
87/6000 |
100/6000 |
143/5600 |
по стандарту ЕЭС, кВт |
64/6000 |
73/6000 |
105/5600 |
Максимальный крутящий момент / частота вращения коленчатого вала, мин-1 |
|||
по стандарту DIN, кгс-м |
11,8/4000 |
13,9/4000 |
19,9/3600 |
по стандарту ЕЭС, Н-м |
116/4000 |
136/4000 |
195/3600 |
Порядок работы цилиндров |
1-3-4-2 |
Таблица 1.3 Основные технические характеристики дизельного двигателя CD20*
Способ смесеобразования |
Вихрекамерный |
Число, расположение цилиндров |
Четыре, рядное |
Диаметр цилиндра х ход поршня, мм |
84,5 х 88,0 |
Рабочий объем, см3 |
1973 |
Степень сжатия |
22,2 |
Компрессия при частоте вращения коленчатого вала 200 мин-1, кгс/см2: |
|
номинальная |
31,4 |
минимально допустимая |
24,5 |
максимально допустимая разница компрессии между цилиндрами |
4,9 |
Номинальная мощность нетто / частота вращения коленчатого вала, мин-1 |
|
по стандарту DIN, л.с. |
75/4800 |
по стандарту ЕЭС, кВт |
55/4800 |
Номинальная мощность нетто / частота вращения коленчатого вала, мин-1 |
|
по DIN, кгс-м |
13,5/2800 |
по стандартам ЕЭС, Н-м |
132/2800 |
Порядок работы цилиндров |
1-3-4-2 |
Таблица 1.4 Основные технические характеристики автомобилей
ТРАНСМИССИЯ |
|||
Сцепление |
Однодисковое сухое с диафрагменной нажимной пружиной |
||
Привод выключения сцепления |
Тросовый, беззазорный на автомобилях с бензиновыми двигателями. Гидравлический на автомобилях с дизельными двигателями |
||
Механическая коробка передач |
Пятиступенчатая с синхронизаторами на всех передних передачах. Главная передача цилиндрическая, косозу- |
||
|
бая. Дифференциал конический двухсателлитный |
||
Передаточные числа: |
Двигатель |
||
GA14DE |
GA16DE |
CD20 |
|
с коробкой передач RS SA 30A |
с коробкой передач RS5A31A |
||
1 -я передача |
3,33 |
3,06 |
3,33 |
2-я передача |
1,95 |
1,82 |
1,95 |
3-я передача |
1,28 |
1,28 |
1,28 |
4-я передача |
0,9 |
0,97 |
0,9 |
5-я передача |
0,73 |
0,8 |
0,75 |
задний ход |
3,41 |
3,41 |
3,41 |
главная передача |
4,16 |
4,16 |
3,7 |
Автоматическая коробка передач |
Типа RL4A ОЗА модели 34 х 68, состоит из гидротрансформатора и четырехступенчатой коробки передач с гидравлическим управлением |
||
Передаточные числа: |
|
||
1 -я передача |
2,86 |
||
2-я передача |
1,56 |
||
3-я передача |
1 |
||
4-я передача |
0,69 |
||
задний ход |
2,31 |
||
главная передача |
4,07 |
||
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ |
|||
Привод передних колес |
Валами с шарнирами равных угловых скоростей; наружные шарниры - шарикового типа, внутренние - с трех-шиповой ступицей |
||
Передняя подвеска |
Независимая с телескопическими гидравлическими амортизаторными стойками, с витыми цилиндрическими пружинами, треугольными рычагами и стабилизатором поперечной устойчивости |
||
Задняя подвеска |
Полунезависимая с продольными рычагами и поперечной осью, с гидравлическими телескопическими амортизаторами и цилиндрическими пружинами |
||
Колеса |
Дисковые стальные штампованные 5J13 или 5.5J14; из алюминиевого сплава 5.5J14 |
||
Шины |
Бескамерные радиальные |
||
РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ |
|||
Тип |
Травмобезопасное, с регулировкой высоты рулевого колеса и подушкой безопасности |
||
Рулевой механизм |
Типа шестерня-рейка с гидроусилителем |
||
Рулевой привод |
Две тяги, соединенные шарнирами с поворотными кулаками |
||
ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА |
|||
Рабочая тормозная система: |
|
||
передние тормозные механизмы |
Дисковые с плавающей скобой и автоматической регулировкой зазора между диском и колодками |
||
задние тормозные механизмы |
Барабанные (дисковые при установке ABS) с автоматической регулировкой зазора между колодками и барабаном (диском) |
||
тормозной привод |
Гидравлический, двухконтурный с диагональным разделением контуров, с вакуумным усилителем и регулятором давления и антиблокировочной системой (в зависимости от комплектации) |
||
Стояночный тормоз |
Ручной, с тросовым приводом на тормозные механизмы задних колес |
||
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ |
|||
Тип |
Однопроводная, отрицательный полюс источников питания соединен с «массой». Номинальное напряжение 12В |
||
Аккумуляторная батарея |
Необслуживаемая емкостью 60-80 А-ч (в зависимости от типа двигателя) |
||
Генератор |
Переменного тока со встроенным электронным регулятором напряжения и выпрямителем |
||
Стартер |
С дистанционным управлением, электромагнитным включением и муфтой свободного хода |
||
КУЗОВ |
|||
Тип |
Цельнометаллический, несущий; седан - 4-дверный, хэтчбек - 3- или 5-дверный |
||
Примечание. На автомобилях с двигателем SR20DE устанавливается механическая коробка передач типа RS 5A 32А.
automn.ru
| Силовой агрегатМонтаж силового агрегата с АКППереборка двигателя Блок цилиндров и его ремонт Шатунно поршневая группа и её состояниеКоленвал и маховик Механизм газораспределения Снимаем головку блока Установка головки блока Переборка, диагностика и ремонт Головки блока Зазоры в приводе клапанов Головка блока (SR20DE) Монтаж крышки головки блока Монтаж передней крышки газораспределителя Монтаж цепи привода распредваловСнятие головки блока Диагностика и установка Головки блокаРаспределительные валы Система охлаждения Ремень водяного насоса Водяной насос Заправка системы охлаждения Проверка герметичности системы охлаждения Система смазкиМасляный насос Как проверить давление масла Масляный радиатор ( SR20DE) Масляный поддон (SR20DE) Система выпуска отработавших газов Система питанияКСУД (система упр. двигателем) Система управление впрыском топливаСтстема управления углом опережения зажиганияПроверка КСУД Электрические параметры системыСамо-диагностика КСУД Как отрегулировать холостой ход и CO Настройка начального угла опережения зажигания Датчик детонации (SR20DE) Анализ выхлопных газовПроверка клапана рециркуляции ОГПроверка регулятора давления топливаПроверка топливных форсунокПроверка компрессии двигателяРегулировка теплового зазора |
almera-rukovodstvo.ru
Рис. 2.5. Детали блока цилиндров и кривошипно-шатунного механизма двигателей GA14DE и GA16DE: I — с механической коробкой передач; II — с автоматической коробкой передач; 1 — блок цилиндров; 2 — держатель задней манжеты коленчатого вала; 3 — сливная пробка охлаждающей жидкости блока цилиндров; 4 — кронштейн; 5 — вкладыши коренных подшипников коленчатого вала; 6 — упорные полукольца коленчатого вала; 7 — коленчатый вал; 8 — крышки коренных подшипников коленчатого вала; 9 — втулка привода масляного насоса; 10 — звездочка коленчатого вала; 11 — сегментные шпонки; 12 — крышка нижней головки шатуна; 13 — шатунные вкладыши; 14 — шатун; 15 — стопорные кольца; 16 — поршневой палец; 17 — поршень; 18 — маслосъемное кольцо; 19 — нижнее компрессионное кольцо; 20 — верхнее компрессионное кольцо; 21 — задняя манжета коленчатого вала; 22 — задняя крышка; 23 — маховик; 24 — нижняя крышка; 25 — задняя крышка; 26 — ведомый диск |
Рис. 2.6. Детали блока цилиндров и кривошипно-шатунного механизма двигателя SR20DE: 1 — крышка цепи привода механизма газораспределения; 2 — кронштейн крепления генератора; 3 — водяной насос; 4 — блок цилиндров; 5 — держатель задней манжеты коленчатого вала; 6 — упорные полукольца; 7 — маховик; 8 — задняя крышка; 9 — коленчатый вал; 10 — вкладыш коренного подшипника; 11 — крышка коренного подшипника; 12 — станина коренных подшипников коленчатого вала; 13, 14 — маслоотражательный экран; 15 — алюминиевый картер; 16 — маслоуспокоительный щиток; 17 — стальной штампованный картер; 18 — пробка сливного отверстия; 19 — крышка; 20 — шатун и крышка шатуна; 21 — вкладыши нижней головки шатуна; 22 — стопорные кольца; 23 — поршневой палец; 24 — втулка верхней головки шатуна; 25 — поршень; 26 — поршневые кольца; 27 — маслоприемник с фильтром масляного насоса; 28 — уплотнительное кольцо |
По диаметру коренных и шатунных шеек коленчатые валы разбиты на три размерные группы, за исключением коленчатого вала двигателя SR20DE, имеющего четыре размерные группы (табл. 2.3).
Таблица 2.3 Размерные характеристики коленчатого вала, мм
Модель двигателя | Размерная группа | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
Диаметр коренных шеек | ||||
Двигатели GA14DE и GA16DE | 49,956-49,964 | 49,948-49,956 | 49,940-49,948 | - |
Двигатель SR20DE | 54,974-54,980 | 54,968-54,974 | 54,962-54,968 | 54,956-54,962 |
Диаметр шатунных шеек | ||||
Двигатели GA14DE и GA16DE | 39,968-39,974 | 39,962-39,968 | 39,956-39,962 | - |
Двигатель SR20DE | 47,968-47,974 | 47,962-47,968 | 47,956-47,962 | - |
Зазор между вкладышем и коренной шейкой | ||||
Двигатели GA14DE и GA16DE | 0,018-0,042 (номинальный) | |||
Двигатель SR20DE | 0,004-0,022 (номинальный) | |||
Двигатели GA14DE и GA16DE | 0,1 (максимальный) | |||
Зазор между вкладышем и шатунной шейкой | ||||
Двигатели GA14DE и GA16DE | 0,010-0,035 (номинальный) | |||
Двигатель SR20DE | 0,020-0,045 (номинальный) | |||
Двигатели GA14DE и GAS16DE | 0,1 (максимальный) | |||
Осевой зазор коленчатого вала | ||||
Двигатели GA14DE и GAS16DE | 0,06-0,18 (номинальный) | |||
Двигатель SR20DE | 0,10-0,26 (номинальный) | |||
Все двигатели | 0,3 (максимальный) | |||
Осевой зазор шатуна | ||||
Все двигатели | 0,20-0,47 (номинальный) | |||
0,52 (максимальный) | ||||
Овальность коренных и шатунных шеек, не более | ||||
Все двигатели | 0,005 | |||
Конусность коренных и шатунных шеек, не более | ||||
Все двигатели | 0,002 |
Два упорных полукольца устанавливаются в гнезда по обе стороны от центральной опоры коленчатого вала. Они обеспечивают регулировку осевого зазора коленчатого вала. Полукольца установлены стороной с канавками к коленчатому валу.
Чугунный маховик закреплен болтами на коленчатом валу. Центрирование маховика обеспечивается установочной втулкой. Максимальное осевое биение маховика на диаметре 115 мм не должно превышать 0,15 мм.
Рис. 2.8. Маркировка размерных групп диаметров цилиндров на блоке двигателей GF14DE и GA16DE: 1 — номера размерных групп диаметров цилиндров; 2 — номера размерных групп (категорий размеров) вкладышей подшипников коленчатого вала; 3 — номер размерной группы диаметра цилиндра № 1; 4 — номер размерной группы (категории размера) вкладышей подшипника № 1 |
Рис. 2.11. Маркировка размерных групп диаметров шеек коленчатого вала: 1 — код размерных групп диаметров шатунных шеек коленчатого вала; 2 — код размерных групп диаметров коренных шеек коленчатого вала; 3 — метка размерной группы диаметра шатунной шейки №1; 4 — метка размерной группы диаметра коренной шейки №1 |
Рис. 2.12. Вкладыши коренных подшипников коленчатого вала: 1 — вкладыш с канавкой и отверстием для смазки, устанавливается со стороны блока цилиндров; 2 — гладкий вкладыш, устанавливается в крышку корпуса коренного подшипника; 3 — маркировка краской размерной группы |
Вкладыши шатунных подшипников также стальные тонкостенные с рабочей поверхностью из алюминиево-оловянного сплава. Вкладыши со стороны шатуна имеют отверстие, которое при сборке совмещается с отверстием в теле шатуна. Шатунные вкладыши тоже разбиты на группы по толщине, маркируемые краской на торце (табл. 2.4). Ремонтные вкладыши также различаются по размерным группам.
Таблица 2.4 Толщина вкладышей
Двигатель | Размерная группа и цвет | ||||||
0 черный | 1 коричневый | 2 зеленый | 3 желтый | 4 голубой | 5 розовый | 6 белый | |
Коренные вкладыши | |||||||
GA14DE MGA16DE | 1,827-1,831 | 1,831-1,835 | 1,835-1,839 | 1,839-1,843 | 1,843-1,847 | - | - |
SR20DE | 1,977-1,980 | 1,980-1,983 | 1,983-1,986 | 1,986-1,989 | 1,989-1,992 | 1,992-1,995 | 1,995-1,998 |
Шатунные вкладыши | |||||||
GA14DE MGA16DE | 1,503-1,506* | 1,506-1,509 | 1,509-1,512 | - | - | - | - |
SR120DE | 1,500-1,503* | 1,503-1,506** | - | - | - | - | - |
* Без цветовой метки.
** Метка черного цвета.
Толщина вкладышей двигателей GA14DE и GA16DE, мм:
коренные:
+0,25 1,960—1,964
+0,50 2,085—2,089
шатунные:
+0,08 1,542—1,546
+0,12 1,562—1,566
+0,25 1,627—1,631
Толщина вкладышей двигателя SR20DE:
коренные:
+0,05 2,109—2,117
шатунные:
+0,08 1,541—1,549
+0,12 1,561—1,569
+0,25 1,626—1,634
mashintop.ru
Поршни изготовлены из алюминиевого сплава, имеют плоское днище и три канавки для колец.
По диаметру поршни разбиты на три группы для номинального размера и на две группы для ремонтного размера (табл. 2.2).
Таблица 2.2 Размерные группы поршней
Диаметр поршня, мм | Модель двигателя | ||
GA14DE | GA16DE | SR20DE | |
1 -я группа номинального размера | 73,575-73,585 | 75,975-75,985 | 86,00-86,01 |
2-я группа номинального размера | 73,585-73,595 | 75,985-75,995 | 86,01-86,02 |
3-я группа номинального размера | 73,595-73,605 | 75,995-76,005 | 86,02-86,03 |
Ремонтная группа -t-0,5 | 74,075-74,105 | 76,475-76,505 | - |
Ремонтная группа +0,1 | 74,575-74,605 | 76,975-77,005 | - |
Ремонтная группа +0,2 | - | - | 86,18-86,21 |
Размерные группы маркируются цифрами на днище поршня. Поршни ремонтных размеров предназначаются для установки в блок цилиндров после расточки. Метка на днище поршня должна быть обращена в сторону привода распределительных валов.
Диаметр отверстия в бобышках под поршневой палец составляет, мм:
для двигателей GA 18,987—18,999
для двигателей SR 21,987—21,999
Зазор между зеркалом цилиндра и поршнем составляет, мм:
для двигателей GA 0,015—0,035
для двигателей SR 0,01—0,03
Поршневые пальцы пустотелые, стальные, закаленные и шлифованные, свободно вращаются во втулке шатуна и запрессовываются небольшим усилием в холодном состоянии в отверстие бобышек поршня. От осевого перемещения пальцы удерживаются двумя пружинными стопорными кольцами.
Диаметр поршневого пальца, мм:
двигателей GF 18,989—19,001
для двигателей SR 21,989—22,001
Натяг в отверстии бобышки поршня 0—0,004 мм. Зазор между поршневым пальцем и втулкой верхней головки шатуна 0,005—0,017 мм.
Рис. 2.4. Установка поршневых колец: I — порядок установки поршневых колец; II — расположение замков поршневых колец; 1 — метка на поршне, направляемая в сторону привода распределительных валов; 2 — стык расширителя маслосъемного кольца; 3 — замок верхнего компрессионного и верхнего маслосъемного кольца; 4 — замок маслосъемного кольца; 5 — замок нижнего компрессионного кольца |
На каждом поршне установлено по три кольца (рис. 2.4): верхнее компрессионное хромированное, с бочкообразной поверхностью; нижнее компрессионное скребкового типа; маслосъемное с расширителем, верхним и нижним кольцами.
Зазор между поршневыми кольцами и канавками поршня составляет:
— для верхнего кольца — 0,04—0,08 мм, предельно допустимый 0,2 мм;
— для нижнего кольца — 0,03—0,07 мм, предельно допустимый 0,2 мм.
Зазор в замке:
— для верхнего кольца — 0,2—0,35 мм;
предельно допустимый для двигателей GA — 1 мм;
предельно допустимый для двигателей SR — 0,49 мм;
— для нижнего кольца — 0,37—0,52 мм;
предельно допустимый для двигателей GA — 1 мм;
предельно допустимый для двигателей SR — 0,64 мм;
— для маслосъемного кольца — 0,2—0,6 мм;
предельно допустимый для двигателей GA — 1 мм;
предельно допустимый для двигателей SR — 1,09 мм.
Шатуны стальные, кованые, двутаврового сечения, нижняя головка шатуна с прямым разъемом. При установке метка на крышке нижней головки шатуна располагается напротив метки на шатуне; отверстие для смазки ориентируется в сторону стартера.
Расстояние между центрами отверстий верхней и нижней головок шатуна двигателей GA составляет 140,45—140,55 мм.
Диаметр отверстия нижней головки шатуна, мм:
двигателей GA 43,000—43,012
двигателей SR 51,000—51,013
Диаметр отверстия втулки верхней головки шатуна, мм:
двигателей GA 19,000—19,012
двигателей SR 22,000—22,012
Снимите поршневые кольца и очистите от нагара поршни. На поверхности поршней не должно быть рисок и задиров; в противном случае замените поршни. Измерьте диаметр поршней.
Рис. 2.10. Измерение диаметра (D) поршня на расстоянии (d) от нижнего торца юбки |
Диаметр поршня измеряется на расстоянии d от нижнего торца юбки (рис. 2.10) и составляет, мм:
для двигателя GA14DE 7,5
для двигателя GA16DE 9,5
для двигателя SR20DE 11
Проверьте зазор между поршнем и цилиндром при помощи набора плоских щупов или рассчитйте зазор по результатам обмеров деталей. Убедитесь в отсутствии повреждений шпилек шатунов, следов перегрева. Проверьте отверстия верхней и нижней головок шатуна. В них не должно быть повреждений.
Проверьте зазор между поршневым пальцем и втулкой верхней головки шатуна. В случае повышенного зазора замените поршневой палец, втулку головки шатуна или шатун. При замене втулки совместите ее отверстие для смазки с отверстием в головке шатуна. Проверьте зазоры между поршневыми кольцами и канавками. При значительном отклонении от допуска измерьте толщину поршневых колец. При необходимости замените кольца и поршни. Проверьте зазоры в замках колец. При значительно увеличенном зазоре даже при новых поршневых кольцах установите поршни ремонтного размера, проточите цилиндры или замените блок цилиндров.
almeran15.ru
В двигателях применен 16-клапанный механизм газораспределения с двумя расположенными в головке блока цилиндров распределительными валами. Привод валов осуществляется от коленчатого вала двумя роликовыми цепями на двигателях GA14DE и GA16DE, одной роликовой цепью на двигателе SR20DE.
Головка цилиндра отлита из алюминиевого сплава, имеет по четыре клапана на цилиндр; камеры сгорания полусферической формы. В головку блока цилиндров запрессованы седла и направляющие втулки клапанов. Корпуса подшипников распределительных валов обработаны за одно целое с головкой блока цилиндров и имеют съемные крышки. Правильное положение головки на блоке цилиндров фиксируется двумя установочными втулками.
Рис. 2.13. Детали механизма газораспределения двигателей GA14DE и GA16DE: 1 — шкив коленчатого вала; 2 — башмак натяжителя; 3 — прокладка; 4 — натяжитель цепи привода промежуточной звездочки; 5 — звездочка впускного распределительного вала; 6 — натяжитель цепи привода распределительных валов; 7 — звездочка выпускного распределительного вала; 8 — цепь привода распределительных валов; 9 — распределительный вал впускных клапанов; 10 — распределительный вал выпускных клапанов; 11 — регулировочная шайба; 12 — толкатель; 13 — сухари; 14 — тарелка пружины; 15 — пружина; 16 — маслоотражательный колпачок; 17 — опорная шайба пружины; 18 — клапан; 19 — ось промежуточной звездочки; 20 — промежуточная звездочка; 21 — успокоитель; 22 — цель привода промежуточной звездочки; 23 — звездочка коленчатого вала; 24 — втулка привода масляного насоса; 25 — передняя крышка привода распределительных валов |
Рис. 2.14. Детали привода механизма газораспределения двигателя SR20DE: 1 — звездочка впускного распределительного вала; 2 — болт крепления верхней направляющей цепи; 3 — распределительные валы; 4 — верхняя направляющая цепи; 5 — уплотнительное кольцо; 6 — блок цилиндров; 7 — звездочка выпускного распределительного вала; 8 — болт крепления звездочки распределительного вала; 9 — цепь привода распределительных валов; 10 — передняя направляющая цепи; 11 — звездочка коленчатого вала; 12 — болт крепления передней направляющей цепи; 13 — втулка привода масляного насоса; 14 — болт крепления крышки привода распределительных валов; 15 — шкив коленчатого вала; 16 — болт крепления шкива коленчатого вала; 17 — крышка привода распределительных валов; 18 — штифт-болт; 19 — прокладка; 20 — уплотнительное кольцо; 21 — натяжитель цепи; 22 — болт и гайка натяжителя цепи; 23 — башмак натяжителя |
Высота головки блока цилиндров двигателей GA замеряется между поверхностью сопряжения с блоком цилиндров и опорной плоскостью болтов крепления головки и составляет 117,8—118,0 мм.
Высота головки блока цилиндров двигателей SR замеряется между сопрягаемыми поверхностями головки и должна составлять 136,9—137,1 мм.
Допустимое отклонение от плоскостности поверхности сопряжения с блоком цилиндров не более 0,1 мм. При шлифовании этой поверхности допускается снятие металла не более 0,2 мм.
Чугунные направляющие втулки клапанов запрессованы в головку блока цилиндров. Натяг при запрессовке втулок в головку блока цилиндров составляет 0,024—0,059 мм.
Диаметр отверстий в головке блока цилиндров для запрессовки направляющих втулок, мм:
новых 9,475—9,534
ремонтных 9,723—9,734
Зазор между стержнем клапана и направляющей втулкой для впускных клапанов 0,02—0,05 мм, для выпускных клапанов 0,04—0,07 мм.
Выступание направляющих втулок клапанов 11,5—11,7 мм.
Стальные седла клапанов запрессованы в головку блока цилиндров.
Диаметр отверстий в головке блока цилиндров для запрессовки ремонтных седел клапанов, мм:
впускных:
двигатель GA14DE 30,500—30,516
двигатель GA16DE 31,500—31,516
выпускных:
для всех двигателей 25,500—25,516
Размерные характеристики седел клапанов двигателей GA представлены в табл. 2.5.
Таблица 2.5 Размерные характеристики седел клапанов двигателей GA14DE и GA16DE
Характеристика | Впускные клапаны | Выпускные клапаны |
Ширина рабочей фаски, мм | 1,06-1,34 | 1,20-1,68 |
Наружный диаметр рабочей фаски, мм | 29,5-29,7 | 23,5-23,7 |
Внутренний диаметр рабочей фаски, мм | 27,8-28,0 | - |
Угол рабочей фаски | 45° | - |
Угол верхней фаски | 30° | 15° |
Угол нижней фаски | 60° | - |
Прокладка головки блока цилиндров выполнена из синтетического материала (без содержания асбеста), имеет силиконовый жгут по периметру и металлическую окантовку
отверстий вокруг цилиндров. Прокладка устанавливается отметкой «ТОР» в сторону головки блока цилиндров.
На двигателях GA14DE и GA16DE применяются механические толкатели цилиндрической формы, перемещающиеся в отверстиях головки блока цилиндров. На верхней части толкателей имеется выемка для установки регулировочной шайбы. Наружный диаметр толкателей 29,960—29,975 мм. Диаметр отверстий в головке блока цилиндров 30,000—30,021 мм. Зазор между толкателем и стенкой отверстия в головке блока цилиндров 0,025—0,061 мм.
На двигателе SR20DE установлены гидравлические толкатели, обеспечивающие беззазорную работу механизма газораспределения. Наружный диаметр гидротолкателей 16,980—16,993 мм. Диаметр отверстий в головке блока цилиндров 17,00—17,02 мм. Зазор между толкателем и стенкой отверстия в головке блока цилиндров 0,07—0,04 мм.
В каждой камере сгорания установлено четыре стальных клапана (два впускных и два выпускных), приводимых распределительными валами через толкатели. Размерные характеристики клапанов двигателей GA представлены в табл. 2.6.
Таблица 2.6 Размерные характеристики клапанов двигателей GA14DE и GA16DE
Двигатель | Впускные клапаны | Выпускные клапаны |
Общая длина клапана, мм | ||
Двигатели GA14DE и GA16DE | 92,0-92,5 | 92,37-92,87 |
Двигатель SR20DE | 101,19-101,6 | 102,11-102,5 |
Диаметр стержня клапана, мм | ||
Двигатели GA14DE и GA16DE | 5,465-5,480 | 5,445-5,460 |
Двигатель SR20DE | 5,965-5,980 | 36,945-6,960 |
Диаметр цилиндрической части тарелки клапана, мм | ||
Двигатель GA14DE | 28,9-29,2 | 23,9-24,2 |
Двигатель GA16DE | 29,9-30,2 | 23,9-24,2 |
Двигатель SR20DE | 34,0-34,2 | 30,0-30,2 |
Угол рабочей фаски клапана | ||
Все двигатели | 45°15'-45°45' | |
Минимальная допустимая толщина цилиндрической части тарелки клапана, мм | ||
Все двигатели | 0,9-1,1 |
На направляющие втулки клапанов напрессованы маслоотражательные колпачки. На каждом клапане установлена одна пружина, одинаковая для впускных и выпускных клапанов.
Длина пружины в свободном состоянии:
— двигатели GA14DE и GA16DE 41,19 мм;
— двигатель SR20DE 49,36 мм.
Длина пружины под нагрузкой 34,5 кг должна быть равна 25,26 мм.
Максимально допустимая несоосность витков пружин:
— для двигателей GA14DE и GA16DE 1,8 мм;
— для двигателя SR20DE 2,2 мм.
Распределительные валы изготовлены из чугуна, впускные валы — пятиопорные, выпускные — шестиопорные.
Высота кулачков двигателей распределительных валов составляет:
— для двигателя GA14DE: 39,38—39,57 мм;
— для двигателя GA16DE: 39,38—39,57 мм для вала впускных клапанов: 39,88—40,07 мм для вала выпускных клапанов;
— для двигателя SR20DE: 28,408—38,598 мм для вала впускных клапанов; 37,92—38,11 мм для вала выпускных клапанов.
Максимально допустимый износ кулачков 0,2 мм.
Зазоры в механизме привода клапанов двигателей GA на горячем / холодном двигателе составляют, мм:
впускные клапаны 0,32—0,40/ 0,25—0,33;
выпускные клапаны 0,37—0,45/ 0,32—0,40.
Диаметр опорных шеек распределительных валов, мм:
двигатели GA14DE и GA16DE:
шейка №1 (со стороны привода распределительного вала) 27,935—27,955
шейки №2—5 23,935—23,955
двигатель SR20DE 27,935—27,955
Радиальный зазор распределительных валов, мм:
номинальный 0,045—0,086
максимально допустимый 0,15
Осевой зазор распределительных валов, мм:
двигатели GA14DE и GA16DE:
номинальный 0,070—0,143
максимально допустимый 0,2
двигатель SR20DE:
номинальный 0,055—0,139
максимально допустимый 0,2
Рис. 2.15. Маркировка распределительных валов: 1 — распределительный вал впускных клапанов; 2 — распределительный вал выпускных клапанов |
Рис. 2.16. Порядок установки и маркировки крышек корпусов подшипников распределительных валов: 1 — номер крышки; 2 — стрелка, направленная в сторону привода распределительных валов |
Фазы газораспределения двигателей GA указаны в табл. 2.7 без учета зазора между кулачками распределительных валов и толкателями.
Таблица 2.7 Фазы газораспределения двигателей GA
Характеристика | Модель двигателя | |
GA14DE | GA16DE | |
Начало открытия впускного клапана до ВМТ такта выпуска, опережение | 0° | 0° |
Закрытие впускного клапана после НМТ такта сжатия, запаздывание | 34° | 34° |
Начало открытия выпускного клапана до НМТ рабочего хода, опережение | 38° | 42° |
Закрытие выпускного клапана до ВМТ такта выпуска, опережение | 4° | 0° |
Привод распределительных валов на двигателях GA проводится от коленчатого вала двумя цепями. Одна цепь, имеющая 80 звеньев, вращает промежуточную звездочку, вторая, имеющая 54 звена, передает вращение промежуточной звездочки распределительным валам. Распределительные валы двигателя SR20DE приводятся одной роликовой цепью. Цепи натягиваются гидравлическими натяжителями.
mashintop.ru