Еще совсем недавно, подавляющее число комбайнов выходивших на поля нашей необъятной родины, были машинами Дон-1500 и его модификаций. Один из крупнейших производителей сельскохозяйственной техники на территории СНГ, компания «Ростсельмаш», занималась производством этого знаменитого комбайна на протяжении 20-и лет.
Первая машина сошла с конвейера в 1986 году, а в 2006, этот ветеран полей, ушел на заслуженную пенсию, уступив место современным моделям «Acros» и «Vector».
В свое время Дон-1500 считался передовым, современным и отвечающим всем требованиям отросли комбайном. Такие особенности как, бункер для зерна большого объема, высокая надежность и мощность двигателя, пяти клавишный соломотряс, усиленный ведущий мост, ускоренная выгрузка бункера и жатки различной длинны 6; 7; 8,6 метров, обеспечили высокую производительность и большую популярность машины.
«Ростсельмаш» — этот бренд знаком всем без исключения фермерам на территории СНГ. Специализируется предприятие на производстве кормоуборочных и зерноуборочных комбайнов, которые стали визитной карточкой завода.
В настоящее время, кроме комбайнов, завод так же производит ряд моделей энергонасыщенных тракторов, а так же широкую линейку самого разнообразного навесного и прицепного сельскохозяйственного оборудования.
Всего выпускается 24 вида и более 150 моделей и модификаций различной техники. В России доля рынка компании превышает 65%, а доля мирового рынка в 2016 году составила 21%. В настоящее время в состав «Ростсельмаша» входят 13 предприятий в разных странах мира, на которых трудятся более 11 тысяч человек!
Показатели впечатляют и от того становится еще более интересно, какую дорогу прошло предприятие и какие испытания преодолело, для того чтобы занять свое место под солнцем!
Строительство началось в1926 году, технический проект завода еще не был до конца доработан, а под Ростовом, посреди бескрайней степи уже началось строительство подъездных путей и инфраструктуры будущего гиганта. Стройка планировалась на пять лет, но в 1929 году первые пять цехов были сданы в эксплуатацию и начато производство первого сельскохозяйственного инвентаря.
В 1930 на испытания был отправлен первый комбайн «Колхоз», разработанный и созданный в стенах «Ростсельмаш». В этом же году было принято решение делать ставку на комбайностроение. В связи с этим решением в 1931 году был заложен дополнительный цех площадью 4 Га, здесь планировалось производить до 10 тыс. комбайнов в год.
В 1932 году первая партия доработанных комбайнов «Колхоз» получивших название «Сталинец-1» была отправлена в колхозы. На сельскохозяйственной выставке в Париже в 1937 году, эти комбайны получили мировое признание. Из страны импортера сельхоз.техники СССР превращается в страну экспортера. В 1940 году было произведено уже 50 тыс. «сталинцев», а в 1941 началась война.Прицепной комбайн Сталинец-6
В 1941 году, когда перед взятием Ростова немецкими войсками, все оборудование с завода было эвакуировано в Ташкент. В феврале 1943 года город был освобожден, но от завода остались лишь руины. Как выяснилось позже, перед сдачей города немцы со свойственной им педантичностью минировали и взрывали цех за цехом, на это им потребовалось 8 дней.
Не смотря на то, что завод был полностью разрушен, на десятый день после освобождения, на его руинах, под открытым небом работало уже 33 станка. К 1947 году завод был практически отстроен заново, а конструкторы «Ростсельмаш» представили стране модернизированный комбайн «Сталинец-6»
Следующей значимой ступенью в развитии завода стало освоение производства самоходных комбайнов «СК-3» в конце 50-х годов. 1962 год был знаменателен переходом к «СК-4», эта модель посетила не одну международную выставку и была признана самой награждаемой.
В 70-х годах завод прошел модернизацию и был переоборудован. Так же была освоена линейка принципиально новых машин СК «НИВА».
В 1984 году, в феврале, количество комбайнов сошедших с конвейеров «Ростсельмаша» достигло 2-х миллионов! Еще через два года начинается серийная сборка знаменитых «Дон-1500», именно эти комбайны приобрели наибольшее распространение, до сих пор представители этой модели широко представлены на полях нашей страны.
ЯМЗ-238АК
Комбайны «Дон-1500б» оснащались двигателями широко известного Ярославского моторного завода. Продукция «ЯМЗ» уже давно стала синонимом качества и надежности, двигателя этого завода широко применяются во всех отраслях отечественного машиностроения.
На «Дон-1500б» устанавливался V-образный, 8-и цилиндровый дизельный двигатель ЯМЗ-238ак. Это четырехтактный дизель с непосредственным впрыском топлива и воспламенением то сжатия, без наддува. Охлаждение жидкостное. Регулятор оборотов механический. Выпускаются в комплекте с механизмом отбора мощности.
Эта модификация двигателя создавалась специально для героя нашего повествования, но несмотря на то, что комбайн уже не выпускают, двигателя все еще пользуются спросом. Поэтому при необходимости вы легко сможете заказать себе новенький 238-й.
На комбайнах «Дон-1500б» устанавливалась не привычная нам КПП, а коробка диапазонов скоростей, с тремя режимами движения:
Коробка диапазонов позволяет развивать скорость при уборке от 0 до 10 км/ч, а скорость в транспортном режиме до 20 км/ч.
Все машины «Дон-1500б» в отличии от модели предшественника оснащались коробкой диапазонов только с гидроприводом. Размещалась коробка на балке ведущего моста и предназначалась для изменения режимов движения и скорости комбайна.
Основные элементы: разборный корпус; валы на подшипниках, первичный и промежуточные. Включение одной из трех передач происходит с помощью подвижных зубчатых колес расположенных на валах.
Ходовая комбайна состоит из двух мостов, моста ведущих и управляемых колес. В состав моста ведущих колес входят: балка, коробки диапазонов и бортовых редукторов.
Крутящий момент от коробки к бортовым редукторам передается посредством полуосей, которые с помощью втулок соединяются с ведущими валами редукторов.
К балке моста, с помощью фланцев, крепятся бортовые редукторы. Их задача не только передавать, но и увеличивать крутящий момент, от коробки к колесам комбайна.
Крепление бортовых редукторов относительно балки ведущего моста возможно в двух положениях. Такая конструкция позволяет использовать колеса различных диаметров, сохраняя в прежнем положении высоту комбайна.
Так же на бортовых редукторах расположены дисковые тормоза, оснащенные раздельным гидроприводом. Их задача передавать тормозное усилие на ведущие валы редукторов.
В основе моста управляемых колес лежит несущая балка с трубчатой осью, переменного сечения. На эту балку, через подшипники скольжения, крепится рама молотилки.
Штампованный диск соединенный с ободом с помощью сварки и смонтированная на них шина – составляют колесо управляемого моста.Крепятся колеса к фланцу ступицы с помощью болтов. Шина со специальным, самоочищающимся протектором увеличенной проходимости обеспечивает необходимую проходимость и управляемость на различных грунтах.
Управляется комбайн «Дон-1500б» с помощью заднего моста, здесь он называется мост управляемых колес. На торцах балки моста имеются кронштейны, в которых закреплены поворотные кулаки.
Два конических роликовых подшипника соединяют между собой ступицу колеса и ось поворотного кулака. Эти подшипники имеют защиту в виде сальника, и корпуса с масленкой.
Управляемые колеса имеют общую связь, в виде состоящей из звеньев рулевой трапеции. В звеньях, роль шарниров выполняют сферические подшипники с масленками и уплотненные манжетами, а усилие для поворота колес создается гидроцилиндрами.
Система гидравлики не отличается от большинства отечественной и зарубежной техники. Включает в себя гидропровод, гидронасос и гидрораспределитель. Рабочими органами являются гидроцилиндры.
Комбайн оборудован просторной кабиной с шумоизоляцией, большой площадью остекления и отличным обзором. Имеется так же принудительная вентиляция, а в качестве опции мог устанавливаться кондиционер.
Рулевая колонка располагается по центру кабины, непосредственно перед оператором. Колонка регулируемая, как по высоте в пределах 10 см., так и по углу наклона в диапазоне от 5 до 30 градусов.
Сиденье подрессоренное. Регулировка осуществляется по весу оператора, а так же в вертикальной и горизонтальной плоскостях.
Справа от водителя расположены два рычага:
Так же справа от водителя расположена панель с различными элементами контроля и управления всеми рабочими органами комбайна. Главным ее элементом является АСК (автоматическая система контроля). АСК отслеживает все основные параметры работы двигателя, гидросистемы, молотильного оборудования, выгружного шнека, механизмов очистки зерна и наполненности бункера. О любых неисправностях система оповещает оператора световым и звуковым сигналом.
Гидравлика на «Дон-1500б» представлена тремя независимыми системами:
О двух последних системах из этого списка уже кратко упоминалось выше, а на основной системе остановимся более подробно.
В системе используются секционные распределители с электрогидравлическим и мускульным контролем золотников рабочих органов. Система управляет множеством механизмов и агрегатов комбайна: поворот и привод выгрузного устройства, контроль жатки и мотовила, открытие копнителя, управление вибраторами бункера и барабана.
При подаче питания на реле определенного гидроклапана, он перекрывает поток создавая давление в системе. В то же время он воздействует на золотник, временно открывая магистраль выбранного потребителя.
Наклонная камера закрепленная на молотилке, служит основанием для крепления жатки с помощью пружин и шарниров. В состав жатки входят: механизм приводов, резки и уравновешивания, шнек, делители и мотовило, которое крепится к жатке с помощью четырех сошек.
Передняя часть жатки оснащена башмаками для повторения рельефа. Башмаки могут выставляться в одно из четырех рабочих положений, в зависимости эксплуатации. Механизм резки выполняется либо с открытыми, либо сдвоенными пальцами.
Мотовило управляется двумя синхронизированными гидроцилиндрами, расположенными по бокам. Регулировка наклона граблей мотовила происходит автоматически. Шнек на жатке комбайна «Дон-1500б» увеличенного размера 590 мм.
Модельный ряд комбайнов «Дон-1500» не велик. Основными серийными моделями были базовый «Дон-1500А» и улучшенный «Дон-1500Б».
Рассмотрим, чем же герой нашего повествования отличается от своего предшественника:
В целом производительность комбайна в сравнении с исходной моделью увеличилась примерно на 20%.
Советские сельскохозяйственные и промышленные машины, которые разрабатывались 70-х, 80-х годах, при анализе недостатков и достоинств обладают многими общими чертами. Вкратце – это неплохая производительность и ремонтопригодность, граничащая со спартанскими условиями эксплуатации. Комбайн «Дон-1500б» не стал исключением.
Достоинства:
Недостатки:
Отзывы комбайнеров:
Решив приобрести Дон-1500б, нужно быть особо внимательным. Все так комбайн это не трактор, он сочетает в себе множество производственных процессов. А значит оснащен множеством систем, агрегатов и механизмов.
Если вы не сталкивались раньше с подобной техникой то самым правильным решением будет взять с собой на сделку человека с опытом эксплуатации. Если такого нет, придется рассчитывать на себя и порядочность продовца.
На что же обратить внимание в первую очередь? Начните с подрамника двигателя и мест, в которых крепится наклонная камера, обратить внимание на наличие трещин. У лихих комбайнеров такие поломки не редкость.Так же осмотрите элеваторы, барабан, износ шкивов, валы на наличие износа. Обязательно откройте боковые щитки и осмотрите решетный стан. Гидравлика на Донах в целом надежна, но обратить внимание на подтеки в соединениях и гидроцилиндрах все же стоит.
Цены на эти комбайны в хорошем состоянии, в зависимости от года от 700-1500 тыс. рублей. Можно найти и дешевле, но уже с значительными последующими вложениями.
tractorreview.ru
Дон-1500 — советский зерноуборочный комбайн. Предприятие «Ростсельмаш» выпускало этот комбайн с 1986 в течение двадцати лет. В 2006 году «Ростсельмаш» перешел на более новые модели (Vector и Acros). В свое время Дон-1500 считался самым популярным агрегатом для уборки зерна. Классическая бильная схема обмолота, один барабан, соломотряс с пятью клавишами, большой бункер для зерна и мощный двигатель – вот отличительные черты данного комбайна. Отметим еще быстрый выгрузной механизм и упрочненный ведущий мост. В комплекте идет жатка длиной 6, 7 или 8,6 метра. Также возможна комплектация измельчителем, капотом, копнителем. Им пользовались наравне с моделью Нива СК 5.
Фото комбайна Дон 1500
Зерноуборочный комбайн Дон-1500 состоит из жатки шириной 5, 6, 7 или 8,6 м, наклонной камеры, молотилки, бункера, копнителя, копота или измельчителя соломы, двигателя, силовой передачи, ходовой системы, гидросистемы, кабины, органов управления и электронной системы контроля технологического процесса и состояния агрегатов. Ширина молотилки 1500 мм.Его можно совместить с жаткой ПСП-10.При раздельной уборке зерновых вместо жатки может навешиваться платформа-подборщик.На жатке смонтированы делители, мотовило, режущий аппарат, шнек, битер проставки, копирующие башмаки. В наклонной камере установлен цепочно-планчатый транспортер.Молотилка состоит из молотильного аппарата, включающего барабан и подбарабанье, отбойного битера, соломотряса, транспортной доски, очистки, зернового и колосового шнеков, зернового и колосового элеваторов, домолачивающего устройства, распределительного шнека.Бункер снабжен загрузочным и выгрузным шнеками.Комбайны снабжены пневматическими колесами: передними – ведущими и задними – управляемыми.
С ним может применяться и трактор Т-25 Владимировец.
Фото устройства комбайна Дон 1500
Технические характеристики | |
Жатка | |
Тип | PowerStream |
Ширина захвата жатки, м | 6/7/9 |
Предварительные установки высоты среза, мм | 35-65/85-115/130-160/170-200 |
Скорость срезов ножа, срезов/мин | 946 |
Частота вращения мотовила, об/мин | 15-49 |
Обмолот | |
Диаметр барабана, мм | 800 |
Длина барабана, мм | 1484 |
Частота вращения барабана, мin, об/мин | 445 |
Частота вращения барабана, мax, об/мин | 900 |
Угол охвата подбарабанья, град. | 130 |
Общая площадь подбарабанья, кв. м | 1,38 |
Сепарация | |
Тип соломотряса | 5 клавишный |
Длина соломотряса, м | 4,1 |
Площадь сепарации соломотряса, кв. м | 6,15 |
Очистка | |
Общая площадь решет, кв. м | 4,74 |
Тип вентилятора очистки | шестилопастной |
Частота вращения вентилятора очистки, об/мин | 380-1000 |
Двигатель | |
Тип двигателя | 4-х тактный, жидкостного охлаждения без турбонаддува |
Модель двигателя | ЯМЗ-238АК |
Производитель двигателя | Ярославль |
Мощность двигателя, кВт | 173 |
Мощность двигателя, л.с. | 235 |
Удельный расход топлива, номинальный, г/л.с. ч | 162 |
Емкость топливного бака, л | 540 |
Зерновой бункер | |
Вместимость бункера зерна, куб. м | 6 |
Высота выгрузки, мм | 2900 |
Скорость разгрузки бункера, л/сек | 42 |
Габаритные размеры и масса | |
Длина с жаткой в транспортном положении, мм | 17500 (жатка 6 м) |
Ширина в транспортном положении, мм | 4400 |
Высота в транспортном положении, мм | 3980 |
Масса без жатки/ с жаткой, кг | 10990/12590 (жатка 6 м) |
Дон 1500 б – зерноуброчный комбайн, пользующийся доверием у фермеров.
Фото комбайна Дон 1500Б
Данная вариация стала последствием доработки предыдущей модели.В частности, было проделано следующее:
selhoztehnik.com
Зерноуборочный комбайн «Дон-1500» — это заслуженные 30 лет на рынке, отличное качество, которое по сей день применяется для работы на полях. Выбрать технику для обработки поля довольно трудно. Важно подобрать модель с максимальным набором преимуществ и при этом не потерять средства. О том, какими техническими характеристиками и свойствами обладают модели «Дон-1500»А, Б, Н и Р, расскажем в этой статье.
ПоказатьСкрытьНачало производства датировалось 1986 годом в Советском Союзе. Тогда модель «Дон-1500» была невероятно популярной. Отметив двадцатилетний юбилей, завод-производитель «Ростсельмаш» разделил выпуск на две более новые модели, которые выпускаются и сегодня под названиями «Acros» и «Vector».
В сельском хозяйстве не обойтись без трактора. Узнайте об характеристиках Т-25, Т-30, Т-150, Т-170, МТЗ-1221, МТЗ-892, МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-320, «Беларус-132н», К-700, К-9000.Современные модели внешне выглядят довольно эстетично и отличаются лишь некоторыми характеристиками. Первая модель отличается наличием специальной системы для обмолота зерна, которая бережно отделяет его от плевел, оболочек семян, початков. Ее придумал и реализовал сам производитель — завод «Ростсельмаш».
Знаете ли вы? Размеры машины очень большие: в нее можно поместить авто марки «Таврия», кабина комбайна также довольно вместительная.
Важно отметить, что модель «Acros» сегодня пользуется большой популярностью, особенно для обработки небольших угодий площадью до одной тысячи гектар.
Знаете ли вы? В 1941 году в течение 8 дней завод «Ростсельмаш» разрушали немецкие войска, но уже к 47-му году его полностью восстановили.
«Vector» же отличается более широкими возможностями в обработке полей самых различных культур, в том числе и кукурузы, подсолнуха.
Предназначен комбайн «Дон-1500» для уборки зерна на поле. Сюда входят два вида культур: зерновые и колосковые, но модификации позволяют собирать в том числе бобовые и семенные культуры. Среди технических характеристик комбайна «Дон-1500» стоит выделить его внушительные размеры, наличие всего одного барабана и передвижение на колесах. Более подробно рассмотрим свойства каждой модификации отдельно в следующих разделах.
Модификации зерноуборочного комбайна «Дон» стали результатом постоянной работы над устройством и появившейся необходимости приспособления его к внешним условиям, таким как структура растений и зерен, способ их сбора, площадь полей и наличие неровностей поверхности. Далее о том, какие отличительные характеристики свойственны каждой из модификаций.
Это самый первый вариант сборки комбайна, который считается стандартом. Именно он стал основой или исходным вариантом для дальнейшего внедрения изменений. Кратко рассмотрим, какими техническими характеристиками обладает исходная модификация « Дон-1500А».
Два крупных колеса машины спереди — ведущие, и два задних, меньших размером — управляющие, выполнены из покрышек низкого давления с высокими грунтозацепами. Благодаря этому комбайн может перемещаться в сложных погодных условиях, не погружаясь в грязь.
Двигатель мощный, СМД-31А, но его расположение весьма неудобное, так как весь теплый пар направлен на кабину водителя. Скорость при обычном передвижении — 22 км/ч, а при работе на поле — до 10 км/ч.
Жатка машины приспособлена к поверхности земли и умеет ее «копировать», что позволяет скашивать поле под одним уровнем. Захват жатки может меняться: от 6 и 7 метров до 8,6. Само зерно попадает в специальный большой бункер, объем которого составляет 6 кубических метров.
Это дает преимущество того, что пропадает надобность частого подгона комбайна к месту перевоза урожая. Нельзя не отметить и то, насколько комфортно будет чувствовать себя водитель, ведь кабина обладает звукоизолирующими свойствами и оснащена кондиционером.
Знаете ли вы? Диаметр молотильного барабана комбайна «Дон-1500» достигает 0,8 м и считается самым большим среди комбайнов во всём мире.
Комбайн оснащён еще одним полезным элементом — копнителем. С его помощью можно собирать в отдельную тележку, прикрепленную к машине, полову или солому. Механизм ее измельчает и собирает в корзине, после чего собранное можно разбросать по полю.С помощью этого комбайна можно собирать следующие культуры:
Напоследок самая интересная характеристика — производительность. «Дон-1500А» производит 14000 кг зерна в час.
Знаете ли вы? Цифра «1500», которая присутствует в названии, обозначает ширину молотильного барабана.
Первые изменения реализованы в модели «Дон-1500Б», и в результате эта модель обладает следующими техническими характеристиками:
Знаете ли вы? В 1994 году «Дон-1500Б», производимый на заводе «Ростсельмаш», полностью заменил предыдущую модель модификации А.
«Дон-1500Б» проявляет себя в работе довольно надежно, и по большей части из-за двигателя. Эта модель была произведена специально для комбайна модификации Б.Кроме того, комбайн познал изнутри более детальные обновления и улучшения, например, такие как увеличение количества режущих ножей, уменьшение объемов барабана для измельчения, изменение конструкции внутренних узлов, оптимизация их размещения.
Стоит отметить, что эта модель оснащена еще одной важной деталью — подборщиком. Такой механизм позволяет разделять срезанный урожай, за счет чего качество собранного зерна увеличивается.
Важно! Все улучшения модификации Б в среднем увеличили производительность машины на 20 % по сравнению с моделью А.
Причиной появления модификации Н стала необходимость использования крупных комбайнов для обработки культур на нечерноземных зонах.
Данная модификация приспособлена для сбора риса. Это единственная модель, которая выпускается на полугусеничном ходу. Такая постановка позволяет спокойно передвигаться большой и тяжелой машине по довольно влажной и слабой почве, на которой растет рис. Кроме того, жатка здесь имеет меньший захват, благодаря чему повышается качество сборки риса, но при этом производительность несколько падает.
Двигатель данного комбайна представлен двумя вариантами: СМД-31А и ЯМЗ-238. Скорость, с которой может передвигаться машина, составляет до 22 км/ч, а при работе на поле – не более 10 км/ч. За час комбайн может собрать до 14 тонн зерна. Молотильный барабан вращается со скоростью от 512 оборотов в минуту до 954.
«Дон-1500» имеет самый большой размер захвата жатки — от 6 м до 7 и даже 8,6 м, за счет чего повышается экономичность использования комбайна на больших площадях. Зерновой бункер имеет объем 6 кубических метров. Размеры молотильного барабана: ширина 1,5 м, длина 1,484 м и диаметр 0,8 м.
Рассмотрим более детально каждую важную часть комбайна, без которой невозможно реализовать процесс сборки культур.
Важно! Изменить или заменить детали зерноуборочных комбайнов «Дон-1500» довольно просто и дешево, по сравнению с импортными машинами. Последние на порядок отличаются в цене и обойдутся намного дороже, но это вложение вернётся более длительным сроком службы и надежностью.
В первой модификации «Дон-1500А» и второй — Б были установлены разные двигатели:
Система тормозов представлена рычагом и кнопкой. Для того чтобы снять с тормоза машину, рычаг необходимо потянуть вверх и в это же время нажать на кнопку. Поставить на тормоз комбайн можно, если натянуть рычаг на себя и дождаться четвертого щелчка.
Кроме механико-стояночного варианта тормозов, в «Доне-1500» реализован еще и гидравлический тип. Управление происходит с помощью педалей. Предназначение этого вида тормозов в том, чтобы сделать повороты и перемещение по влажному и мягкому грунту аккуратными, не повреждая почву. Для твердой поверхности пользоваться этими тормозами не нужно.
Сложная система имеет три подсистемы:
Ведомые и ведущий мосты управляются гидравликой. Управление раздельно-агрегатным ведущим мостом дает возможность плавно, без явных переходов, менять скорость движения машины. Эта функция работает на любой скорости. Есть четыре режима работы гидравлического мотора для движения вперед, и один — назад. Таким образом, комбайн довольно маневренно двигается по полю.
Важно! Необходимо часто менять масло, оптимально делать это после 24 часов работы двигателя, так как охлаждающая жидкость теряет свои свойства, и устройство может сильно перегреваться.
Управление происходит с помощью руля. Он, как и сидение, регулируется под рост человека в пределах 11 см. Можно подобрать удобный наклон для руля: здесь пределы составляют от 5 до 30 градусов.
Жатка — часть комбайна, которая отвечает за скашивание культуры, в данной модели выпускается с разной шириной. Она может быть 6, 7 или 8,6 метров длиной. Эти размеры больше, чем предлагают другие производители. Жатка крепится к молотилке с помощью подвесной камеры. Спереди она оснащена механизмом, который копирует поверхность земли, позволяя делать срез всегда одной высоты над землей.
Комбайн «Дон-1500» обладает довольно большими габаритами. За счет того, что молотильный барабан довольно большой, при повороте можно получить преимущество в большой зоне захвата. Но в то же время необходимо наличие человека, умеющего справляться с машиной больших габаритов.
Также выигрывает «Дон» и в расходе топлива на скашивание и обмолачивание зерна, по сравнению с другими моделями комбайнов, например, таких как «Енисей», «Нива», «John Deere» и другие. Отчасти это достигается большим захватом, о котором говорилось выше. Поэтому «Дон-1500» можно считать самым экономичным комбайном.
Как уже было отмечено, жатка имеет довольно большие размеры, и чтобы перемещать ее, необходимо добавлять опору. В «Доне-1500» эту роль играет специальный башмак. Он опирается о грунт и позволяет делать срезы на одинаковой высоте. Недостатком этого метода являются довольно трудоемкие работы по подготовке поля и планированию скашивания.
Если же в процессе планирования были допущены ошибки или сделано это некачественно, жатка не будет прилегать к поверхности земли, что приведёт к очередным потерям зерна.
Если «Дон-1500» применяется на поле с большим уклоном, то это чревато последствиями потери зерен, так как жатка не касается поверхности одной из сторон и делает срез очень высоко. К тому же повышается вероятность того, что комбайн может перевернуться.
Перед тем как приобретать или брать в аренду подобную технику, необходимо детально изучить все нюансы. Поэтому всегда учитывайте размеры поля, его наклон, качество почвы, погоду, обрабатываемую культуру и сопоставляйте возможности машины с вашими требованиями.
«Дон-1500» модификаций А, Б, Н и Р представляет наиболее экономически выгодный вариант комбайна, который дает максимальный результат производительности в сравнении с другими марками. Он будет наиболее эффективен в следующих условиях:
Была ли эта статья полезна?
Спасибо за Ваше мнение!Напишите в комментариях, на какие вопросы Вы не получили ответа, мы обязательно отреагируем!
Вы можете посоветовать статью своим друзьям!
Вы можете посоветовать статью своим друзьям!
Да
Нет
17 раз ужепомогла
agronomu.com
Сельскохозяйственная техника – особые машины, производству которых сегодня уделяется самое пристальное внимание, поскольку от качества их сборки во многом зависит степень обработки угодий, скорость сбора урожая или выполнения посевных работ. Весь этот комплекс операций в итоге определяет будущий урожай земледельцев и фермеров. В данной статье будет подробно рассмотрен комбайн зерноуборочный «Дон». Обо всех его особенностях и технических нюансах будет сказано ниже.
"Дон-1500Б", технические характеристики которого также не останутся без нашего внимания, является в наши дни оптимизированной машиной, которая начала сходить со сборочного конвейера еще в далекие уже от нас советские времена. В эпоху СССР именно этот мощный агрегат был самым популярным в стране среди техники для уборки зерна и прочих сельскохозяйственных культур. На протяжении двух десятков лет «Ростсельмаш» (Ростов) производил эту марку комбайна, пока в 2006 году не началась эпоха новых комбайнов, имя которых Vector и Acros.
Комбайн «Дон-1500Б» разработан и служит для сбора различных зерновых культур как прямым, так и раздельным методом комбайнирования на полях, равнинах, уклон которых не превышает показатель восемь градусов. В некоторых случаях машина может эксплуатироваться для работы с мелкосеменными культурами, крупами и зернобобовыми. Использование комбайна допускается во всех климатических поясах, что очень удобно с практической точки зрения, ведь такой широкий спектр возможностей применения выставляет машину в выгодном свете перед потенциальными покупателями.
Характерными особенностями, которыми наделен комбайн «Дон-1500Б», являются:
Также стоит указать на наличие ведущего моста с повышенной прочностью и быстро работающий выгрузной механизм. Кроме того, при необходимости машина может быть укомплектована копнителем, капотом, измельчителем.
Пальчиковый эксцентриковый механизм имеет очень продуманное крепление, которое глубоко утоплено в высокопрочном стальном корпусе шнека. Такая конструктивная особенность позволяет полностью исключить наматывание чего-либо во время тщательного сбора урожая. Сам же режущий аппарат может работать в двух исполнениях: с пальцами открытого и пальцами закрытого типа.
«Дон-1500Б», технические характеристики которого делают его одним из лидеров продаж на рынке сельхозтехники, наделен следующими неоспоримыми положительными качествами:
К счастью, недостатков у машины весьма немного, а точнее, их всего лишь два:
«Дон-1500Б» (технические характеристики машины выводят ее в лидеры продаж на отечественном рынке) оснащен специальным тормозом для стоянки, который управляется рычагом с кнопкой, закрывающим замок-собачку. Для того чтобы остановить комбайн, потребуется потянуть рычаг к себе до третьего (четвертого) щелчка. Отключение тормоза происходит путем выполнения движения рычага вверх с параллельным нажатием на кнопку.
Кроме того, машина оснащена гидравлическими тормозами дискового типа, которые установлены на каждом колесе в отдельности. Тормоза смонтированы на бортовых редукторах и приводятся в действие за счет педалей, высота которых регулируется вилкой тормозного гидроцилиндра. Важный нюанс: раздельное торможение нежелательно применять на твёрдых дорогах, поскольку оно разработано для работы на влажном, мягком грунте.
Гидропривод комбайна представлен тремя подсистемами:
Руль комбайна подключен к гидравлической системе, и именно потому для его вращения не требуется приложения значительных физических усилий со стороны оператора. Рулевое колесо может быть подрегулировано непосредственно под рост водителя. Для этого применяется цанговый зажим. С помощью специальной педали также можно регулировать и наклон руля в пределах 5–30 градусов.
Управление ведущим мостом комбайна происходит с помощью гидравлики, а это, в свою очередь, позволяет регулировать скорость передвижения бесступенчато, вне зависимости от скоростного диапазона. Именно этот факт обеспечивает хорошую маневренность машине. Гидромотор установлен на валу КПП (она механическая, трехходовая, имеет 4 режима во время перемещения вперед и один для движения назад).
Ведомый мост тоже приводится в действие гидравликой. Сцепление комбайна выполнено сухим, однодисковым, с пружиной диафрагменного типа. Шины машины оснащены глубокими протекторами, которые обеспечивают ей превосходную проходимость и самоочищение.
Жатка состоит из:
Передняя часть жатки оснащается башмаками для точного копирования подстилающей поверхности (грунта). Транспортировка жатки осуществляется на специальной тележке.
Что касается механизма резания, то он может быть как с открытыми, так и со сдвоенными пальцами. Мотовило комплектуется парой эксцентриков и управляется двумя синхронно движущимися гидравлическими цилиндрами. Наклон граблин регулируется в автоматическом режиме. Увеличен и размер шнека, величина которого составляет 590 миллиметров.
Система электрического оборудования машины является однопроводной и работает на постоянном токе с напряжением 24 Вольта. Также в наличии есть генератор переменного тока и встроенный выпрямитель. Характерной особенностью электросхемы агрегата является наличие автоматической контролирующей системы за всеми технологическими процессами и техническим состоянием основных узлов и деталей, в том числе под контролем находится измельчитель «Дон-1500Б» и его частота вращения, а также шнеки, соломонабиватель, двигатель, температура масла в гидравлической системе, воды. Всего же автоматическая система выдает подробную информацию по 22-м параметрам. О каких-либо возникших отклонениях комбайнер будет извещен при помощи световой и звуковой сигнализации.
«Дон-1500Б» (технические характеристики приведены ниже) наделен такими показателями:
Ремонтные работы, проводимые с комбайном, следует осуществлять на основе соответствующей технической документации, утвержденной заводом-производителем. При выполнении текущего технического обслуживания, ремонта и даже стандартного визуального осмотра следует непременно придерживаться последовательности, которая позволит не только провести качественно указанные виды работ, но и обезопасить ремонтный персонал или водителя машины от возможных травм. Комбайн очень удобен еще и тем, что все его детали унифицированы и стандартизированы, и потому замена выведшего из строя узла значительно упрощается. При этом подбор новой детали займет минимум времени.
Отметим, что «Дон-1500Б», цена которого может варьироваться в зависимости от его технического состояния, на сегодняшний день крайне сложно найти, поскольку уже несколько лет он выпускается в новой модификации. Если говорить о вторичном рынке, то стоимость комбайна, бывшего в употреблении, колеблется в диапазоне от 10 000 до 20 000 американских долларов. При этом важно помнить: перед приобретением такой машины необходимо провести ее тщательный визуальный осмотр и испытать ее на практике, дабы после покупки не обнаружить неприятный сюрприз в виде поломанных деталей и неполноценно функционирующих узлов. И хотя запчасти для сельхозтехники данного типа можно без проблем найти, стоят они тоже весьма недешево.
В завершение хотелось бы сказать несколько слов о заводе-изготовителе вышеописанного комбайна. «Ростсельмаш» (Ростов) на сегодняшний день занял существенную нишу на мировом рынке продаж уборочной техники и выпускает порядка 20% всех подобных машин. На различных торговых и производственных площадках в РФ, Казахстане, Канаде, США происходит выпуск и продажа 24 типов сельхозтехники, в числе которой самые лучшие модели комбайнов и прочих уборочных машин. Кроме этого, компания выпускает линию смазочных и охлаждающих жидкостей для своей техники и реализует ее по весьма приемлемым для покупателей ценам.
В целом же, сельскохозяйственная техника, производители которой стремятся постоянно повышать качество своего товара по причине высокой конкуренции, сегодня представляет собой высокотехнологичные машины, способные не просто эффективно выполнять возложенные на нее функции, но значительно облегчить труд работников сельскохозяйственной отрасли.
fb.ru
После появления зерноуборочных комбайнов уже никто не жнет, не вяжет снопы вручную и не молотит их цепами, затратив массу сил и времени. Пустив по полю надежный и эффективный агрегат Дон-1500, можно не беспокоиться о сохранности урожая – он будет убран в срок, не успев промокнуть от дождей и развеяться ветрами.
Знаменитое предприятие «Ростсельмаш» выпускало эту колесную самоходную машину в течение двадцати лет, в 2006 году перейдя на более новые модели (Vector и Acros). В свое время Дон-1500 считался самым популярным агрегатом для уборки зерна на всех обширных просторах полей СНГ.
Классическая бильная схема обмолота, один барабан, соломотряс с пятью клавишами, большой бункер для зерна и мощный двигатель – вот отличительные черты данного комбайна. Отметим еще быстрый выгрузной механизм и упрочненный ведущий мост. В комплекте идет жатка длиной 6, 7 или 8,6 метра. Также возможна комплектация измельчителем, капотом, копнителем.
Если поле имеет уклон не более восьми градусов, то Дон-1500 легко пройдет по нему, убрав колосья пшеницы, ржи, овса или другой зерновой культуры. При условии изменения режима механизма обмолота комбайном возможно пользоваться для обработки кукурузных и соевых полей, сбора семенников трав и крупяных культур. Для этого применяются дополнительные приспособления.
Применять агрегат можно в любых климатических поясах. Оборудованный копнителем, он способен собирать с поля солому, а также полову. Если же вместо этого оснастить его измельчительным устройством, то можно загружать полученную массу в тележку, прицепленную к машине. Затем ее разбрасывают по поверхности поля.
Преимущества:
Недостатки:
Шесть цилиндров, выстроенных в ряд, находятся внутри четырехтактного мотора с турбонаддувом, охлаждающегося с помощью воды из радиатора трубчатого типа. Воздух очищается, проходя через две ступени очистки. Двигатель стоит рядом с кабиной, возле молотильного механизма.
Мощность отбирается с обеих сторон коленчатого вала, крутящегося по часовой стрелке. С задней части питаются приводы рабочих механизмов, а с передней – гидравлический насос привода ходовой части.
Агрегат оснащен механическим стояночным тормозом, управляемым рычагом с кнопкой, защелкивающим замок-собачку. Чтобы остановить машину, надо потянуть рычаг на себя до третьего или четвертого щелчка. Снятие с тормоза осуществляется движением рычага вверх и одновременным нажатием кнопки.
Также имеются отдельные для каждого колеса гидравлические рабочие тормоза дискового типа. Они стоят на бортовых планетарно-цилиндрических редукторах и управляются педалями, высоту которых регулируют вилкой тормозного гидравлического цилиндра.
Такую систему используют для более плавного разворота на мягком и влажном грунте. На твердых дорогах раздельное торможение применять не рекомендуется.
Данная система состоит из трех: привода управления ходовой частью, привода рулевого управления и гидросистемы рабочих механизмов. Последняя имеет минимум трубопроводов и включает в себя распределители с золотниками, управляемыми механически или гидравлически. С ее помощью, в частности, управляют жаткой, мотовилом, поворотом шнека, копнителем, измельчителем, очисткой воздуховода, прокруткой молотильного механизма.
Схема комбайна Дон-1500Колонка руля работает от гидравлического объемного привода. Колесо руля можно подстраивать под рост комбайнера, изменяя высоту на величину до 11,5 сантиметра. Для этого используется зажим цангового типа. Возможно и наклон руля менять от 5 до 30 градусов – для этого служит педаль.
Ведущий мост является раздельно-агрегатным. Он управляется гидравлическим путем, что позволяет бесступенчато изменять скорость передвижения (причем в любом из скоростных диапазонов). Благодаря этому комбайн обладает неплохой маневренностью. Гидравлический мотор стоит на валу коробки передач (механической, трехходовой, имеющей четыре режима при движении вперед и один – при движении назад).
Ведомый мост также работает от гидравлики. Сцепление – сухого типа, однодисковое, с диафрагменной пружиной. Шины имеют протекторы, обеспечивающие отличную проходимость и самоочистку.
Схема цепных передач комбайна Дон-1500На молотилке подвешивается наклонная камера, к которой, в свою очередь, на шарнирах с пружинами крепится жатка. В состав ее входят механизмы резания и уравновешивания, а также приводной механизм, делители, мотовило (присоединяемое к жатке четырьмя сошками) и шнек.
В передней части жатки расположены башмаки для копирования рельефа. При работе их можно поставить в одно из четырех положений. Транспортируют жатку на специальной тележке.
Механизм резания – может быть с открытыми или сдвоенными пальцами. Мотовило с быстро снимающимися пальцами, управляемое двумя синхронными гидроцилиндрами, оснащено двумя эксцентриками (размещенными по бокам). Угол наклона граблин мотовила регулируется автоматически. Механизм уравновешивания состоит из двух подвесок (регулируемой и нерегулируемой), рычага, съемного штыря, блока пружин и переходника. Шнек имеет увеличенный размер – 59 сантиметров.
Технические характеристики зерноуборочного комбайна Дон 1500:
Характеристики | Показатели | Ед. измерения |
Тип двигателя | СМД-31А | |
Скорость (транспортная, максимум) | 22 | км/ч |
Скорость (рабочая, максимум) | 10 | км/ч |
Производительность | 14000 | кг/ч |
Скорость вращения барабана | от 512 до 954 | об/мин |
Диаметр барабана | 0,8 | м |
Длина барабана | 1,484 | м |
Захват жатки | 6,7 или 8,6 | м |
Вес (масса с шестиметровой жаткой и копнителем) | 13 | т |
Объем зернового бункера | 6 | м3 |
Намолот | от 6 до 8 | кг |
Ширина молотилки | 1,5 | м |
Высота | 4 | м |
Ширина | 8,05 | м |
Длина (с делителем и копнителем) | 11 | м |
Видео обзор комбайна Дон 1500:
Эта модель – исходная. Все перечисленные выше характеристики и особенности применимы именно к ней.
Данная вариация стала последствием доработки предыдущей модели.
В частности, было проделано следующее:
На одну треть стала больше площадь очистки, благодаря чему производительность сразу поднялась на одну пятую.
Отличительные характеристики моделей Дон-1500А и Дон-1500Б:
Характеристики | Дон-1500А | Дон-1500Б | Ед. измерения |
Тип двигателя | СМД-31А | ЯМЗ-238 | |
Радиус кривошипа коленвала соломотряса | 6 | 8 | см |
Частота вращения коленвала | 157 | 195 | об/мин |
Мощность двигателя (эксплуатационная) | 165,6 | 178 | кВт |
Частота вращения (номинальная) | 2000 | 2000 | об/мин |
Число цилиндров двигателя | 6 | 8 | шт. |
Диаметр цилиндра | 12 | 13 | см |
Ход поршня | 14 | 14 | см |
Рабочий объем | 9,5 | 14,86 | л |
Расход горючего (удельный) | 224-234 | 220 | г/кВт*ч |
Производительность | 14000 | 16800 | кг/с |
Скорость вращения барабана | от 512 до 954 | от 450 до 900 | об/мин |
Диаметр наклонного выгрузного шнека | 25 | 30 | см |
И напоследок – пару слов о двух более редких модификациях. Вариант Дон-1500Н был предназначен для нечерноземных зон. А Дон-1500Р — для уборки риса. Последняя машина не на колесном, а на полугусеничном ходу (который еще зовут рисовым ходом).Видео обзор комбайна Дон 1500Б:
allspectech.com
Комбайны «Дон» — одни из лучших проектов отечественного производителя «Ростсельмаш». Первая самоходная комбинированная машина с его маркировкой сошла с конвейера свыше 30 лет назад, за период которых их технические особенности практически не претерпело модернизации. Многие из них легли в основу новых серий машин – «Акрос» и «Вектор», обрабатывающих до 500 га посевов за сезон.
Не смотря на стремительное обновление производства популярность комбайнов «Дон» от Ростовского машиностроительного завода высока и по сей день. Модельный ряд комбайнов «Дон» представлен несколькими модификациями техники для уборки зерна и кормов, об особенностях которых мы поговорим далее.
Одна из самых конкурентоспособных моделей комбайнов этого бренда, сохранившая свои лидерские позиции до сегодняшнего времени. Эти сельхозмашины до сих пор исправно выполняют свою работу в агрофирмах постсоветских просторов.
Обладает традиционной системой молочения зерномассы, однобарабанной конструкцией измельчения, прогрессивными чертами соломотряса и накопительного резервуара. Стандартно комбайн комплектовался широкозахватной жаткой, но возможна агрегация и другими вспомогательными приспособлениями, например, половоизмельчителем или копнителем соломы.
1500-й комбайн от фирмы «Дон» — базовая основа последующих вариантов зерноуборочных агрегатов. Согласно конструкторской схеме, в его внутреннем строении выделяют такие главные элементы:
Этот комбайн «Дон» считается приемником выше рассмотренного. После определенных доработок и исправления ошибок, в этом варианте получилось добиться улучшенных силовых показателей и увеличенной в 5 раз производительности с прежним расходом горючего. Благодаря этому комбайн от «Ростсельмаша» «Дон»1500Б входит в список самых мощных среди техники этой специализации. В 2004 г. получил продолжение в комбайне «Дон» 141, составляющим с ним один класс мощности.
Фото этого автоматизированного устройства на колесном ходу изображено вверху. Пригоден для прямого и комбинированного комбайнирования на полях с колосовыми культурами. При оснащении вспомогательными навесками легко превращается в уборщика круп, зернобобовых, рапса и подсолнечника.
Кормозаготовительный самоходный агрегат с прямоточной схемой подачи срезанной стеблезерновой массы и особой компоновкой лезвий, что позволяет сохранить естественные свойства сена. Функционально предназначен для подрезки и дробления с параллельной погрузкой в прицеп рядом идущего транспорта травосмеси, кукурузы, подсолнечника, сорго, и уборки валков с полей, уклон которых не превышает 90 0.
pro-traktor.ru
Оптимизированные сельхозмашины Ростсельмаша появились много лет назад, и были востребованы на всем постсоветском пространстве.
Долгое время комбайн Дон не имел конкурентов в данном сегменте, но все изменилось с расширением линеек производителя и создание высокоэффективных машин Акрос и Вектор. Это обусловило необходимость модернизации классических моделей и разработку существенно новых вариаций зерноуборочного и кормоуборочного оборудования.
Представленная серия комбайнов Дон 1500, основные технические характеристики которых весьма схожи, воплощена в агрегатах под марками А и Б. Среди отличительных черт самоходного оборудования можно отметить следующее:
Комбайн зерноуборочный Дон 1500Б приспособлен для обработки разных культур, при этом сбор может быть осуществлен как раздельным способом, так и прямым, при этом поля и равнины должны быть с уклоном, не превышающим отметку в 8о. В отдельных случаях зерноуборочный комбайн Дон 1500 применяется для сбора крупяных, мелкосеменных и бобовых посевов. Его эксплуатация одинаково эффективна в различных климатических поясах. Высокопроизводительный комбайн Дон 1500Б выделяют такие технические характеристики:
Стоит отметить, что эксцентриковая составляющая выполнена с продуманным крепежом, который утоплен в высокопрочный стальной корпус шнека. Благодаря этому, зерноуборочные комбайны дон 1500Б не подвержены наматыванию каких-либо материалов, в процессе сбора урожая.
Техническое обслуживание и запчасти комбайна Дон 1500 доступны всем пользователям, независимо от размеров хозяйства и навыков работы с подобными агрегатами. Ремонт комбайна Дон 1500 может быть произведен даже в полевых условиях. Заменить жатку можно в максимально короткие сроки, без особых усилий.
Дон 1200 комбайн по своей модификации схож с базовой конфигурацией агрегата, что можно увидеть даже на фото, не рассматривая основных параметров. Рассматриваемый комбайн Дон имеет отличие в конструкции хедера, ходовой части и силовой передачи. Модель 1200 оснащена гидравлической системой выравнивание. В отличие от комбайна Дон 1500А, здесь уменьшен объем резервуара бункера, который составляет четыре с половиной кубических метра.
Зерноуборочный комбайн сконструирован из кабины, гидроавтоматической системы выравнивания положения, относительно ландшафта, жатки, молотилки, моторной установки, резервуара для зерна, электроники и электрооборудования. Комбайн Дон может быть использован для эксплуатации на крутых склонах, при этом можно выбрать транспортировочное или рабочее положение.
Модель Дон 2600 – комбайн, который сегодня стал одним из основных зерноуборочных агрегатов в России. Благодаря инновационным разработкам, при сборе зерновых колосовых культур, наблюдается минимальное повреждение зерен. Чтобы увеличить сферу применения, достаточно использовать вспомогательные приспособления. Машина оснащена двухкаскадной ветро-решетной очисткой. Пользователи имеют возможность заказать множество дополнительных опций и узлов, для эффективной эксплуатации агрегата.
Высокопроизводительный комбайн Дон 141 относится к классу мощных сельхоз агрегатов серии 1500Б. Его пропускная способность составляет семь, восемь килограмм массы зерновых в секунду. Компоновка и дизайн оборудования стали современными, комбайн Дон этой серии выполнен с кабиной по центру, а двигатель расположен непосредственно за бункером. Панорамное стекло открывает широкий обзор для оператора. Кабина оснащена по последнему слову техники, и максимально удобна. Бункер увеличен.
Кормоуборочный комбайн РСМ 100 Дон 680М является идеальным вариантом, как для небольших, так и для средних животноводческих ферм, где поголовье скота не превышает пяти сотен. Но нередко Дон комбайн силосный применяется для крупных предприятий. При помощи оборудования данного типа можно обеспечить ежедневный корм скота, без задержек и простоев. Кроме того, можно отметить, что благодаря конструктивным особенностям технологического тракта, комбайн Дон дает возможность мульчированной массе двигаться по четкой траектории, снижая сроки транспортировки.
sadovij-pomoshnik.ru