Ковровский механический завод (СССР)
Велосипедный двигатель Д4К. Техническое описание и инструкция по эксплуатации (1964).
7mb pdf
Красный Октябрь (СССР)
Велосипедный двигатель Д4. Техническое описание и инструкция по эксплуатации (1957-58).
6mb pdf
Велосипедный двигатель Д4. Техническое описание и инструкция по эксплуатации (1959).
9mb pdf
Велосипедный двигатель Д4. Техническое описание и инструкция по эксплуатации (1960).
8mb pdf
Двигатель Д5 для мотовелосипедов. Краткое техническое описание и инструкция по эксплуатации (1965).
9mb pdf
Двигатель Д5 для мотовелосипедов. Техническое описание и инструкция по эксплуатации (1968).
7mb pdf
Двигатель Д6 для мотовелосипедов. Техническое описание и инструкция по эксплуатации (1971).
7mb pdf
Двигатель Д6 для мотовелосипедов. Техническое описание и инструкция по эксплуатации (1974).
8mb pdf
Двигатель Д6 (Д6У) для мотовелосипедов и легких мопедов. Техническое описание и инструкция по эксплуатации (1977).
7mb pdf
Двигатель Д6. Руководство по эксплуатации Д6.01.800 РЭ (1980).
6mb pdf
Двигатель Д8. Руководство по эксплуатации Д8.01.800 РЭ (1987).
5mb pdf
Двигатель Д8Э. Руководство по эксплуатации Д-8.01.800 РЭ (1990).
4mb pdf
Двигатель Д8М. Руководство по эксплуатации Д8.01.800 РЭ (1993).
5mb pdf
Мини-мокик РМЗ-2.136-07. Руководство по эксплуатации (1998).
5mb pdf
Львовский мотозавод (СССР)
Мотовелосипед В-902. Краткая инструкция по уходу и эксплуатации (1961).
4mb pdf
Мотовелосипед МВ-042. Краткая инструкция по уходу и эксплуатации (1965).
3mb pdf
Мотовелосипед МВ-042М. Краткая инструкция по уходу и эксплуатации (1965).
5mb pdf
Легкий мопед МВ-044. Инструкция по уходу и эксплуатации (1966).
5mb pdf
Мопед МП-043. Инструкция по уходу и эксплуатации (1968).
5mb pdf
Легкий мопед МП-045. Инструкция по уходу и эксплуатации (1969).
5mb pdf
Инструкция по уходу и эксплуатации легкого мопеда модели МП-047 «Тиса» (1970).
12mb pdf
Мопед МП-048 «Верховина-3». Инструкция по уходу и эксплуатации (1970).
7mb pdf
Мокики «Карпаты-2», «Карпаты-2-Спорт», «Карпаты-2-Люкс». Руководство эксплуатации (1988).
7mb pdf
Моторостроительный завод имени Баранова (СССР)
Велосипедный двигатель «Иртыш». Техническое описание и инструкция по эксплуатации (1955).
4mb pdf
Пензенский велозавод (СССР)
Мотовелосипед модель 16В. Устройство, эксплуатация, уход (1961).
3mb pdf
Легкий мопед модель МВ-18. Устройство, эксплуатация, уход (1972).
2mb pdf
Саркана Звайгзне (СССР)
Мопед «Рига-1». Инструкция по уходу и эксплуатации (1960).
3mb pdf
Мотовелосипед «Гауя». Краткая инструкция по уходу и эксплуатации (1961).
6mb pdf
Мопед «Рига-1». Инструкция по уходу и эксплуатации (1963).
3mb pdf
Мопед «Рига-3». Инструкция по уходу и эксплуатации (1965).
5mb pdf
Легкий мопед «Рига-5». Краткая инструкция по уходу и эксплуатации (1966).
6mb pdf
Легкий мопед «Рига-5». Краткая инструкция по уходу и эксплуатации (1970).
5mb pdf
Легкий мопед «Рига-7». Краткая инструкция по уходу и эксплуатации (1971).
4mb pdf
Легкий мопед «Рига-7». Краткая инструкция по уходу и эксплуатации (1973).
4mb pdf
Легкий мопед «Рига-7». Руководство по эксплуатации (1975).
4mb pdf
Легкий мопед «Рига-11». Руководство по эксплуатации (1976).
5mb pdf
Мопед «Рига-1601». Руководство по эксплуатации РМЗ-2.116.00.00.000 РЭ (1979).
11mb pdf
Легкий мопед «Рига-11». Руководство по эксплуатации РМЗ-1.411.00.00.000 РЭ (1981).
4mb pdf
Мини-мокик РМЗ-2.126. Руководство по эксплуатации РМЗ-2.126-00.00.000 РЭ (1983).
4mb pdf
Мини-мокик РМЗ-2.130. Руководство по эксплуатации РМЗ-2.130-00.00.000 РЭ (1985).
4mb pdf
Мокики РМЗ-2.124, РМЗ-2.124-01 и их модификации. Руководство по эксплуатации РМЗ-2.124-00.00.000 РЭ (1991).
4mb pdf
Motor n. p. (ЧССР)
Мопед «Стадион» С11. Техническое описание. Руководство по обслуживанию и ремонту (1959).
9mb pdf
Мопед «Стадион» Типа С22. Техническое описание. Руководство по обслуживанию и уходу (1962).
4mb pdf
Povazske Strojarne (ЧССР)
Мопед Ява 50 типа 05. Инструкция ремонту (1963).
8mb pdf
Lightweight Scooter Jawa 50 Type 05. Jawa 50 Type 20-21. Specification and operator’s manual (1966). (анг.)
5mb pdf
Музей Мопедов примет в дар или купит мопедные инструкции, описания, руководства по эксплуатации.
mopedmuseum.ru
Всемирно известный Санкт-Петербургский машиностроительный завод "Красный Октябрь" производил мопеды РМЗ-1.413 (народ их называл "Рига-13"). Это самые удачные машины из класса легких мопедов с объемом движка до 50 куб. см под маркой "Рига".Скорость мопеда РМЗ-1.413 с двигателем Д8М - 40 км/час по ровной твердой дороге.
В топливный бак вмещается 5,5 л горючей смеси (бензин А-76 ГОСТ 2084-78 с маслом М-8В ГОСТ 10541-78 в соотношении 25:1). На 100 км расходуется 1,8 л топлива при скорости 25 км/час. В настоящее время на заправках бензин А-76 не найти. Приходится заправляться А-80 по ТУ 38.001165-97 с октановым числом по исследовательскому методу 80. У этого бензина октановое число по моторному методу такое же как и у А-76, т.е. 76. А у бензина А-76 октановое число по исследовательскому методу не измеряется, измеряется только по моторному методу. Получается, что бензины А-76 и А-80 одинаковые, только ГОСТы разные. Заливать в бензобак необходимо только уже готовую смесь, и ни в коем случае нельзя готовить топливную смесь непосредственно в баке мопеда!
Двигатель Д8М одноцилиндровый с воздушным охлаждением, карбюраторный, двухтактный с кривошипно - камерной продувкой. Коленчатый вал вращается со скоростью до 5000 оборотов в минуту. Развивает мощность 1,1 л. с. Смазка движка производится маслом, добавленным в бензин. Можно также добавить масло М12ТП ТУ 38.101.956-83 в соотношении уже 50:1. В головку цилиндра закручивается свеча зажигания А17В или А23 ОСТ 37.003.081-87 с установленным зазором 0,5...0,6 мм.
Вот ссылка на опрос о моторе Д8М: http://m0isey.livejournal.com/19100.html
Для трансмиссии в двигателе применено полусухое фрикционное сцепление с двумя дисками.Электроэнергию для нужд мотора и мопеда производит магдино. Магдино состоит из генератора низкого напряжения, включающего ротор и статор с двухобмоточной катушкой, прерывателя, конденсатора, высоковольтного трансформатора ТЛМ-3.
Ротор генератора установлен на коленчатом валу движка и вращается вместе с ним. Слабым звеном мотора является крепление ротора к коленчатому валу - шпоночное соединение. Из-за разбития шпоночного паза на КВ (коленчатом вале) требуется дорогой ремонт КВ (наплавка и дальнейшая расточка паза) или приходится менять коленчатый вал в сборе с шатуном. Поэтому узел требует к себе внимания водителя в процессе всей эксплуатации мопеда.
Необходимо постоянно контролировать затяжку винта кулачка прерывателя. Проверять состояние пружинной шайбы между ротором и КВ и вовремя ее менять в случае износа. Шайба эта не дорогая и вроде незаметна среди других узлов двигателя, но играет огромную роль в увеличении срока эксплуатации двигателя. В случае необходимости замены пружинной шайбы ее нетрудно найти в магазинах автозапчастей для автомобилей. В настоящее время оригинальные запчасти для Д8М в магазинах не обнаружить.
Роторы генератора от двигателей Д8М и Д6 не взаимозаменяемы. Если установить ротор от Д6 на Д8М, то движок заведется без проблем и мопед будет бегать также резво, но не будут работать световые приборы мопеда Рига-13. При включении освещения двигатель глохнет, вырабатываемой электроэнергии не хватает на образование искры зажигания.
Не следует ездить на мопеде со скоростью менее 10 км/час, так как это приводит к перегрузке мотора. Лучший и экономичный режим движения 25...30 км/час. При обкатке нового мотора или после кап. ремонта минимальная скорость - 12 км/час и номинальная не более 30 км/час.
После наезда 3000 км возможно появление неисправности: перегрев двигателя и неразвитие номинальной скорости движения. Для устранения этого следует очистить поршень, головку и окна цилиндра от нагара. Работу лучше выполнять на снятом движке. Но можно и не снимать двигатель с мопеда. Порядок следующий:
Не рекомендуется без острой необходимости снимать головку с цилиндра. Это избавить от ненужного нарушения герметичности разъема. Если это все-таки потребовалось и произошло, то после снятия головки цилиндра тщательно очистите сопрягаемые поверхности, поставьте новую прокладку (номер детали Д6-01-017), которая имеется в комплекте запчастей и, заворачивая гайки крест-накрест, обеспечьте их равномерную затяжку.
«Комплект запасных частей для двигателя Д6.» Фото 3
«Пальцы поршневые Д6» Фото 4
Материалом для пальца служит сталь, а поверхностный слой обработан закалкой ТВЧ. Палец имеет форму пустотелого цилиндра с глухой перегородкой посередине на расстоянии 15 мм от торца. Диаметр пальца - 10 мм, длина - 33 мм.Для замены или снятия поршневого пальца с поршня требуется сначала снять стопорные кольца с поршня. Затем нагреть поршень до 60 градусов С и выпрессовать палец.
Порядок полной разборки-сборки двигателя серии "Д" здесь.
Хотите заработать на мопед, не отходя от компьютера? Кликайте на ссылку ниже:
m0isey.livejournal.com
Мопед Рига является одним из самых первых мопедов российского производства. Его начали выпускать аж в далеком 1958 году. На протяжении всего производства, вплоть до 90-х годов, аппарат совершенствовался, модернизировался двигатель, изменялась рамная конструкция. Многие заимствования брались у чешских производителей Jawa.
Изначальной проблемой Риги 13 было зажигание, которое постоянно сбивалось, что приводило к трудностям с запуском двигателя и его работой на холостых оборотах. Полностью устранить эту проблему производителям так и не удалось, поэтому новичкам бывает затруднительно самим выставить правильную работу системы зажигания.
К минусам можно отнести и слабенький двигатель. Максимальная скорость мопеда — около 50 км/ч. Его мощность составляет 2,2 лошадиные силы на 4900-5000 об/мин при объёме в 49,8 кубических сантиметров.
Среди плюсов, которых также не мало, можно отнести надёжность двигателя и коробки передач, и минимальное количество сбоев и неполадок за весь период эксплуатации.
Более подробные технические характеристики мопеда Рига можно наблюдать в таблице.
Максимальная скорость, км/ч | 40 |
Контрольный расход топлива, л/км | 2, 0/100 |
Масса (сухая), кг | 42 |
Тип двигателя | Д-8, одноцилиндровый, двухтактный (ТУ 37.004.176—81) |
Рабочий объем двигателя, см3 | 45, 4 |
Максимальная мощность, кВт | 0, 96 (1, 3 л. с.) |
Карбюратор | К-34 Б |
Система зажигания | от магнето |
Сцепление | двухдисковое, полусухое |
Передняя вилка | телескопическая с пружинными амортизаторами |
Подвеска заднего колеса | отсутствует |
Размер шин | 2, 25—19 |
Рига — мечта многие советских мальчишек, нестареющая классика и надежный помощник. Это одно из тех детищ советского мотопрома, которым можно и нужно гордиться.
По сравнению с современными байками она скорее похожа на велосипед с моторчиком. Тем не менее, любители тюнинга и реставрации мотоциклов делают с Ригой 13 настоящие чудеса!
motoholder.ru