Эпоха застоя 1970-х гг., приведшая к отставанию советского автопрома от мирового уровня, сказалась на сроках появления новой «Чайки». Машина разрабатывалась около 10 лет. Дизайнеры предлагали вариант за вариантом, а инженеры, воспользовавшись неожиданной задержкой, старались отладить техническую часть и устранить все возможные «детские болезни». Окончательный и, наконец, утвержденный к производству вариант, появившийся в конце 1976 г., стремительным рывком вновь приблизился к правительственным ЗИЛам.
Большого прогресса удалось достичь в модернизации мотора и коробки передач, благодаря чему увеличились мощность и приемистость. Динамика машины при этом возросла на четверть. Управляемость также существенно улучшилась благодаря дисковым тормозам и бесшкворневой подвеске (наконец-то качество дорог позволяло отойти от старой шкворневой подвески!). По сравнению с прежней «Чайкой» конструкторы уменьшили высоту машины и увеличили длину, так что простор салона остался прежним, а посадка пассажиров стала более горизонтальной.Значительные улучшения произошли и в безопасности машины: «Чайку» оснастили гидроусилителем руля, струйным фароочистителем, противотуманными фонарями, 3-точечными ремнями безопасности, силовыми поясами в дверях и мягкой травмобезопасной обивкой салона. Механики ведомственных гаражей также оценили изменения: количество смазочных операций по сравнению с ГАЗ-13 уменьшилось в 6 раз.
Больше всего новаций имелось не под капотом или днищем, а внутри салона. Если ГАЗ-13 по ее комплектации можно было отнести к скромницам, то ГАЗ-14 — наоборот. Сервоприводов в ней стало больше, чем в ЗИЛах. Климатическая система с кондиционером имела электромеханические приводы воздушных заслонок и две зоны управления: переднюю и заднюю. Новая модель была оснащена лучшей в СССР стереосистемой с кассетной приставкой и радиотелефоном. Электрика управлялась дистанционным пультом. Кроме того, имелись центральный замок, атермальные боковые стекла, защищавшие салон от ультрафиолета, подогрев заднего и боковых стекол. Собирались «Чайки» вручную на участке ПАМС ГАЗа (производство автомобилей малых серий). Перед тем как попасть «на службу», каждый экземпляр проходил сотни километров на испытаниях.
ГАЗ-14 «Чайка» стала, возможно, единственной машиной Горьковского автозавода, которая не успела морально устареть до того, как была снята с производства. И не просто снята, а уничтожена вместе с конструкторской документацией, недостроенными автомобилями и даже оснасткой для производства сувенирных моделей. Виновницей этого стала борьба с привилегиями, которую правительство начало в конце 1980-х гг. Конец жизни автомобилю положил президент СССР М. С. Горбачев своим личным указанием.
- Кузов: 4‑дв. седан (7‑мест.), 4‑дв. лимузин (7‑мест.), 4‑дв. фаэтон (6‑мест.)
Двигатель ГАЗ-14 Чайка
- Марка: ГАЗ-14 (ЗМЗ-14)- Объём: 5 526 см3- Максимальная мощность: 220 л. с., при 4200 об/мин- Максимальный крутящий момент: 451 1 Н·м, при 2800 об/мин- Разгон до 100 км/ч: 15 с
Максимальная скорость ГАЗ-14 Чайка
- 175 км/ч.
Коробка передач: АКПП, гидромех., планетарн., 3-ступ.
Габаритные размеры ГАЗ-14 Чайка
- Длина: 6 114 мм- Ширина: 2 020 мм- Высота: 1 525 мм- Клиренс: 210 мм- Колёсная база: 3 450 мм
Расход топлива ГАЗ-14 Чайка
- Расход топлива при смешанном цикле: 24 л/100 км- Расход топлива при городском цикле: 29 л/100 км- Расход топлива на трассе: 17,5 л/100 км
Объём бака ГАЗ-14 Чайка
- 100 литров
Грузоподъемность ГАЗ-14 Чайка
- 560 кг
Вес ГАЗ-14 Чайка
- Снаряженная масса: 2 605 кг- Полная масса: 3 165 кг
mir-automoto.ru
Автомобиль ГАЗ 14 создавался для обслуживания правительственных учреждений, дипломатических и торговых представительств у нас в стране и за рубежом используются специальные легковые автомобили. Конструкция таких машин отвечает последним достижениям инженерной мысли, обеспечивая высокий уровень комфорта, безопасности. Автомобиль “Чайка” Горьковского автозавода по праву относится к этой категории. К середине 60-х годов конструкция устарела, и завод начал работу по созданию новой модели — ГАЗ-14. Главными задачами проектирования были: полное обновление внешнего вида автомобиля с учетом тенденций развития, повышение комфортабельности, улучшение динамических показателей, повышение безопасности, надежности, долговечности и снижения трудоемкости обслуживания. При этом ряд узлов и деталей новой модели предполагалось унифицировать с находящимися в производстве.
В основу архитектурного решения кузова “четырнадцатой” модели были положены легкость и стремительность в сочетании со строгими, четкими линиями и присущей автомобилям данного класса представительностью. Для придания “Чайке” современного внешнего вида наряду с понижением крыши и колесной линии был увеличен наклон ветрового стекла, применены более плоские наружные панели, гнутые боковые стекла. Перед дизайнерами стояла задача создать гармоничный внешний облик, не подвластный влияниям моды, учитывая высокие затраты на оснастку в производстве и малый объем выпуска автомобиля. Общая компоновка автомобиля, выполненная по классической схеме, двигатель ГАЗ-14 располагался впереди, привод на задние колёса, так же как и съемный кузов, установленный на Х-образной хребтовой раме, указывают на родство со старой моделью. Однако для увеличения пространства между задним сиденьем и перегородкой за спинкой сиденья водителя база удлинена на 200 мм и составляет 3450 мм. По сравнению с ГАЗ-13 высота снижена на 95 мм и составляет 1525 мм. Соответственно снизился центр тяжести, уменьшилось аэродинамическое сопротивление, повысилась устойчивость движения на высоких скоростях. На фото ГАЗ-14.
Передние раздельные ковшеобразные сиденья водителя и пассажира регулируются по горизонтали, высоте и углу наклона. Заднее сиденье имеет мягкий подлокотник. Автомобиль оборудован высокоэффективной системой отопления, включающей два отопителя. Следует отметить и низкие уровни внешнего и внутреннего шума, не превышающие при равномерном движении 73 дБ. Это достигается за счет применения настроенной системы впуска в двигатель, системы выпуска с глушителями и резонаторами, снижающими шумность работы мотора, а также резиновых прокладок в углах ходовой части и кузова и использования современных шумоизоляционных материалов. Усовершенствованная мягкая подвеска, по своей схеме сохраненная от прежней модели, обеспечивает плавное движение на дорогах с различным покрытием. За счет изменения фаз газораспределения, газопроводов, совершенствования карбюрации и других мер максимальная мощность поднялась с 195 до 220 л. с. Для снижения шумности системы газораспределения, а также повышения устойчивости работы двигателя толкатели сделаны гидравлическими. Коленчатый вал стали снабжать гасителем крутильных колебаний. Топливная экономичность при этом не ухудшилась и находится на уровне прежнего, зато запас хода возрос с 460 до 530 км за счет увеличения на 20 л емкости бензобаков. Автомобиль комплектуется и новой планетарной гидромеханической коробкой передач, имеющей три передачи для движения вперед и одну назад. Коробка передач —с гидравлической системой управления.
Среди совершенно новых систем в первую очередь отметим передние дисковые тормоза с вентилируемыми дисками. Каждый тормозной механизм передних колес оснащен двумя тормозными скобами; задние тормоза—барабанные. Для увеличения надежности гидравлический привод тормозов имеет два независимых контура, каждый из которых действует на тормоза обоих передних колес и одного заднего. Система усиления состоит из центрального вакуумного усилителя, действующего на двойной главный цилиндр, и двух гидровакуумных усилителей — по одному в каждом контуре. Повышению безопасности служит также установка гидроусилителя руля; блокировка дверей с места водителя; пояса жесткости в панелях дверей, повышающие прочность двери в случае боковых ударов; ремни безопасности с трехточечным креплением; фароочистители; впервые примененные наряду с передними задние противотуманные фонари и др. Множество дополнительных агрегатов тем не менее не затрудняют обслуживание автомобиля.
Сборка автомобилей "Чайка" производилась практически вручную на специально созданном для этих целей на Горьковском заводе ПАМС. Чайка была разработана в 1957 году на замену устаревшему к тому времени автомобилю М-12 ЗИМ. Над созданием "Чайки" работал большой творческий коллектив конструкторов, инженеров, испытателей завода: В.С. Соловьев, Н. А.Юшманов, Г. А. Пономарев, В. В. Гнетнев, П. Э. Сыркин, О. И. Пелюшенко, М. Мокеев, Б. Греков (и еще Л.Д. Кальмансон, Б.С. Поспелов, Б.Б. Лебедев, Л. Э. Дуарте). Двигатель автомобиля объемом 5,5 литра и мощностью 195 л.с. был верхнеклапанный двухрядный и имел V-образное расположение цилиндров. Даже полностью нагруженная машина легко разгонялась до 160 км/ч и расходовала на сто километров пути всего 21 литр горючего.
Двигатель для нового автомобиля взяли от предшественника ГАЗ-13, но его кардинально модернизировали. За счет изменения фазы газораспределения, замены впускного коллектора и других мер удалось повысить мощность с 195 до 220 л.с. Это существенно улучшило динамические показатели ГАЗ-14 "Чайка", возросли скорость и приемистость автомобиля.
Несмотря на то, что в 1977 году ГАЗ начал производство "Чайки" второго поколения ГАЗ-14, производство ГАЗ-13 продолжалось до 1981 года. Кузовные детали имелись штампы, и элементы Чайки ГАЗ 14 были взаимозаменяемыми, сборка кузова требовала много ручного труда и большой аккуратности. Так в процессе подгонки кузовных элементов и хромированных деталей кузов собирался и разбирался несколько раз. После того как кузов был окончательно собран, для выравнивания поверхностей и удаления зазоров на него наносилась не традиционная шпаклевка, а слой олова, и все - вручную. Покраска автомобиля производилась на заводе специальной нитрокраской радикально черного цвета. После нанесения каждого слоя автомобиль тщательно полировали. Всего могло быть до пятнадцати слоев. Большинство Чаек ГАЗ-14 имело четыре двери и три ряда сидений. Передние места были отгорожены массивной перегородкой. На некоторые машины по спецзаказу на эту перегородку устанавливалось стекло с электроподъемным механизмом. Некоторые такие машины, принадлежащие именитым владельцам, были подвергнуты скрытому бронированию.
Салон автомобиля был шикарно оснащен по советским меркам. Электрические стеклоподъемники, блокировки дверных замков, инерционные ремни безопасности, прикуриватели, пепельницы, обогрев боковых дверных и заднего стекол – все это было в новинку советскому гражданину. Советский автомобиль был также оборудован стереофоническим приемником высшего класса фирмы "Радиотехника" и кассетной приставкой "Вильма". Для обивки сидений использовалась сверхтонкая итальянская кожа особой выделки, Существовало два варианта обивки салона: бежевый и темно-зеленый.
С технической точки зрения автомобиль, по сути, был глубоко модернизированным вариантом своего предшественника, ГАЗ-13. При этом новая модель была существенно крупнее. По сравнению с ГАЗ-13, высота автомобиля была снижена на 95 мм. Соответственно снизился центр тяжести, уменьшилось аэродинамическое сопротивление, повысилась устойчивость движения на высоких скоростях. Рама осталась Х-образной, как у предыдущей модели. Двигатель остался в основе тем же, что и на ГАЗ-13, но за счет изменения фаз газораспределения, новых впускного и выпускного коллекторов, введения системы питания с двумя карбюраторами и других мер, максимальная мощность поднялась со 195 до 220 л.с., что ощутимо улучшило динамику — на четверть уменьшилось время разгона до 100 км /ч, возросла максимальная скорость. Автоматическая коробка передач в целом унаследована от модели-предшественника, но были изменены передаточные числа её планетарной части, а наиболее заметным отличием было расположение селектора режимов работы автоматической коробки передач — если на ГАЗ-13 он был кнопочным и располагался слева на панели приборов, то на ГАЗ-14 был введён более современный напольный в виде рычага. Передняя подвеска сохранила лишь общую схему и была полностью переработана — вместо шкворней и резьбовых втулок в ней появились шаровые опоры и резинометаллические шарниры. Усовершенствована была и задняя рессорная зависимая подвеска. Тормоза также были модернизированы и вполне соответствовали требованиям тех лет. Впереди появились массивные вентилируемые дисковые механизмы. На ГАЗ 14 применили дисковые тормоза с внутренней вентиляцией и двумя ступенями усиления английской фирмы «Гирлинг». Автомобиль был весьма обильно снабжен различными устройствами, повышающими комфорт для водителя и пассажиров. К их услугам были очень сложная система вентиляции и отопления с двумя отдельными отопителями, электромеханическим приводом заслонок воздухозаборников и встроенным кондиционером, обеспечивавшая индивидуальный микроклимат на переднем и заднем сидении. Центральный замок, четыре пепельницы. Гнутые атермальные боковые стекла с легкой сине-зеленой тонировкой не пропускали в салон ультрафиолетовое излучение. Заднее стекло и некоторые боковые имели электрообогрев. Имелся и фароочиститель струйного типа.
Модификация ГАЗ-14-05 — парадный фаэтон выпускалась с 1982 по 1988 год, всего их было выпущено 15 экземпляров, самый первый хранится в музее ОАО «ГАЗ». Фаэтон имел локально усиленную несущую систему кузова. Вместо полноценного кабриолетного механизма подъемных боковых стекол и убираемого электрогидравлическим приводом тента, характерных для ГАЗ-13Б, у него имелись стекла лишь на передних дверях и простой тент, устанавливаемый вручную над передним сидением. Он служил для профилактических обкаток автомобиля во время хранения. В качестве дополнительного оборудования он имел микрофонную стойку для системы громкой связи и флагштоки.
ГАЗ-РАФ-3920. Санитарный автомобиль на базе ГАЗ-14 стали изготавливаться на РАФ-е, уже после прекращения выпуска «Чайки» ГАЗ-13. Примечательно, что новая машина получила индекс уже по новому стандарту — РАФ-3920. Таких автомобилей было изготовлено всего пять экземпляров, при этом один из них, окрашенный в белый цвет, был отправлен на Кубу для Правительства Фиделя Кастро.
ГАЗ-14-07. К концу 1980-х гг. стало очевидно, что советские автомобили высокого класса явно уступают зарубежным аналогам, причем не только в эстетическом смысле, но и технически. Именно с такой мотивацией и началась работа ЗАМСа над новой «Чайкой». Модель получила заводской индекс ГАЗ-14-07. Было проведено небольшое обновление, автомобиль получил имитированную под ГАЗ-3102 решётку радиатора, и новые пластиковые очки для блока передних фар. В остальном внешний вид лимузина никаких изменений не претерпел.
dar-web.ru
Второе поколение представительского седана – ГАЗ-14 «Чайка» – появилось на свет в 1977 году, когда силами ПАМСа (Производство автомобилей малых серий), базированного на территории ГАЗа, стартовала его ручная сборка, однако работы над проектом новой машины «большого класса» велись в Горькове еще с 1967-го.
В 1985 году трехобъемник в результате модернизации получил несколько новшеств и слегка усовершенствованный двигатель, но уже в 1988-м был полностью снят с конвейера (последняя машина была собрана 24 декабря 1988 года и покинула завод в январе 1989) в рамках так именуемой «борьбы с привилегиями», которая также повлекла уничтожение всей технологической оснастки, сборочной линии и даже рабочей документации на автомобиль.
ГАЗ-14 «Чайка» – легковая машина представительского сегмента (он же F-сегмент по европейским предписаниям), которая в длину вытянута на 6114 мм, а в ширину и высоту насчитывает 2020 мм и 1525 мм соответственно.
На просвет между парами колес у седана приходится 3450 мм от общей протяженности, а его клиренс вписывается в 180 мм. В снаряженном виде четырехдверка весит 2615 кг, при этом ее полная масса составляет 3175 кг.
Технические характеристики. Подкапотный отсек «Чайки» второй генерации занят бензиновым верхнеклапанным мотором ЗМЗ-14 объемом 5.5 литра (5526 кубических сантиметров) с восемью V-образно базированными «горшками», карбюраторным впрыском горючего, ГРМ с 16-ю клапанами и жидкостным охлаждением.Он генерирует 220 лошадиных сил при 4200 об/минуту и 451 Нм крутящего потенциала при 2700-2800 об/минуту, а трудится вскладчину с гидромеханическим «автоматом» о трех диапазонах и ведущими колесами тыльной оси.
Несмотря на внушительные массогабаритные характеристики, до первой «сотни» большой советский седан разгоняется за 15 секунд и максимально набирает 175 км/ч, но и «выпивает» при этом немало топлива – 24.5 литра в комбинированных условиях передвижения.
Базой для ГАЗ-14 «Чайка» служит X-образная рама с развитым хребтовым тоннелем – к ней, с использованием резиновых проставок, прикреплен выполненный из стали кузов.
Передняя подвеска у автомобиля – независимая, на двойных поперечных рычагах, а задняя – зависимая, подвешенная посредством полуэллиптических рессор (на обеих осях – с гидравлическими амортизаторами).Спереди колеса седана вмещают вентилируемые дисковые тормоза с парой рабочих цилиндров, а сзади – барабанные устройства с одним рабочим цилиндром и автоматически настраиваемым зазором между колодками и «барабаном».Рулевой комплекс четырехдверки – это «глобоидальный червяк» с 2-х гребневым роликом и гидравлический усилитель управления.
До настоящего времени сохранилось лишь несколько сотен ГАЗ-14 «Чайка» – их еще можно увидеть на российских дорогах, а все благодаря реставраторам и коллекционерам. Правда, стоит подобное удовольствие недешево – на вторичном рынке за представительский седан просят по несколько миллионов рублей (все зависит от технического состояния, а также «аппетита» владельца).
По сути своей, это – надежный и неприхотливый автомобиль, отличающийся высокой степенью комфорта и богатым оснащением (по крайней мере, для своего возраста).
auto.ironhorse.ru