К концу 1970-х гг. стало ясно, что возможности модернизации БМД-1 и БТР-Д по размещению на них более мощных комплексов вооружения и специального оборудования в целом исчерпаны. Тем более что военно-транспортный самолет Ил-76 уже не накладывал на машину столь жестких ограничений по массе и габаритам, какие имели место при разработке БМД-1. Открывалась возможность создания перспективной БМД с качественно увеличенной боевой эффективностью. История новой БМД поначалу была тесно увязана с разработкой новой боевой машины пехоты. Курганскому машиностроительному заводу (КМЗ) была задана ОКР "Басня" по созданию БМП, единой для Сухопутных и Воздушно-десантных войск. Но в процессе разработки стало ясно, что создать единую машину крайне сложно. На предложение ВДВ провести замену на БМД-1 73-мм орудия 2А51 на 30-мм автоматическую пушку 2А42 ВгТЗ ответил, что это приведет к значительному увеличению массы машины и к снижению надежности шасси. Однако ЦНИИ точного машиностроения - головной институт Миноборонпрома по артиллерийскому (автоматическому) вооружению малого калибра - провел соответствующие исследования и создал макетный образец боевого отделения с сохранением диаметра погона башни серийной БМД-1П. Афганские события и сформированный в ЦНИИТОЧМАШ научно-технический задел по созданию одноместного боевого модуля позволили провести ОКР "Будка" по разработке боевого отделения с 30-мм автоматической пушкой 2А42 для машин типа БМД-1.
БМД-2 ранних выпусков В 1983 году перед КБ ВгТЗ была поставлена задача создания боевой машины десанта с 30-мм автоматической пушкой. Башня новой машины по габаритам и посадочным размерам должна была быть полностью взаимозаменяемой с башней БМД-1. Ее установка на машину должна быть возможна даже в условиях ремонтных подразделений Министерства обороны без значительных временных, финансовых и технических затрат. Подобные требования подразумевали сохранение броневого корпуса, силового блока и ходовой части БМД-1. При сохранении погона башни БМД-1 полностью выполнить требования заказчика не удалось. Боекомплект автоматической пушки 2А42 пришлось сократить до 300 патронов. Компоновка системы питания пушки и спаренного с ней пулемета была настолько плотной, что не оставила места для размещения пусковой установки на шариковой опоре, подобно БМП-2. На крыше башни, как и на БМД-1П, пришлось смонтировать кронштейн для крепления станка ПУ. Установка в малогабаритной башне двух прицелов (комбинированного и зенитного), стабилизатора вооружения и блока управления электроцепями стрельбы сильно стесняла рабочее место наводчика-оператора. Все три перевозимые ПТУР разместили в корпусе новой боевой машины, получившей заводское обозначение "объект 916". Пусковая установка 9П135М в походном положении укладывалась в носовой части корпуса слева от сиденья командира. В результате боекомплект курсовых пулеметных установок сократился до 1000 патронов. Представленные в 1984 году на войсковые испытания машины имели по две курсовые пулеметные установки. В ходе испытаний выяснилось, что обслуживание левой курсовой установки при размещении ПУ 9П135М по-походному вызывает большие трудности у командира БМД. К тому же военные давно жаловались на то, что необходимость обслуживания курсового пулемета мешает командиру БМД заниматься его прямыми обязанностями. Поэтому серийные машины поздних выпусков имели лишь правую курсовую установку. Серийное производство "объекта 916" развернулось на ВгТЗ в конце 1984 года, а в 1985 году машина была официально принята на вооружение ВДВ под названием БМД-2.
Боевая машина десанта БМД-2 Экипаж машины состоит из семи человек: командира, механика-водителя, наводчика-оператора и четырех стрелков. По расположению механизмов и оборудования машина внутри условно разделена на три отделения: управления, среднее и моторно-трансмиссионное. В отделении управления размещены сиденья командира (у левого борта), механика-водителя (в центре) и стрелка-пулеметчика (у правого борта). Сварной корпус машины, выполненный из броневого алюминиевого сплава, обеспечивает защиту экипажа от 12,7-мм бронебойных пуль в лобовой проекции и круговую защиту от 7,62-мм пуль. Над сиденьем механика-водителя имеется люк. На верхнем лобовом листе перед центральным прибором наблюдения механика-водителя установлена панель защиты от свинцовых брызг. Снаружи БМД уложены и закреплены брезент, вьючное устройство ПУ 9П135М, лом, лопата и аварийный буй. Моторно-трансмиссионное отделение расположено в кормовой части корпуса и отгорожено от среднего герметичной перегородкой. В нем закреплен силовой блок, полностью заимствованный от БМД-1. В башне установлена 30-мм пушка 2А42. Стрельбу из пушки можно вести одиночными выстрелами и очередями, - большим (не менее 550 выстр./мин) и малым темпом (200 - 300 выстр./мин). Применяются патроны с бронебойно-трассирующими (БТ), осколочно-трассирующими (ОТ) и осколочно-фугасно-зажигательными (ОФЗ) снарядами. Питание пушки двухленточное. В переднем отсеке магазина укладывается лента на 100 патронов с бронебойно-трассирующими снарядами, в заднем отсеке - на 200 патронов с осколочно-трассирующими и осколочно-фугасно-зажигательными снарядами. С автоматической пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКТ. Еще один пулемет ПКТ установлен в курсовой установке по правому борту. Боекомплект пулеметов составляет 2940 - 2980 патронов к спаренному пулемету и 500 штук, уложенных в две коробки по 250 патронов, - к курсовому пулемету. Кроме того, в корпусе БМД-2 предусмотрена укладка для ящика на 440 (480) патронов в заводской упаковке. В машине также имеются укладки для личного оружия - пяти автоматов АКС-74 и четырех ящиков по 1080 патронов к ним в заводской упаковке; для гранатомета РПГ-16 (РПГ-7Д) и пяти выстрелов к нему, а также для 21 гранаты Ф-1, 26-мм сигнального пистолета СПШ и 20 сигнальных ракет. БМД-2 оснащена комплексом управляемого ракетного вооружения 9К111. Комплекс состоит из пусковой установки 9П135М и противотанковых управляемых ракет типа 9М111М (9М111-2) "Фагот" и 9М113 "Конкурс". Боекомплект БМД-2 составляют две ракеты 9М111М (9М111-2) и одна ракета 9М113. Все три ракеты находятся в укладке левого борта. В случае необходимости ПУ 9П135М может быть развернута на отдельной огневой позиции вне БМД. Для наведения в цель пушки и спаренного с ней пулемета в башне БМД-2 установлены комбинированный прицел БПК-1-42, дневной зенитный прицел ПЗУ-8, стабилизатор вооружения 2Э36-3 и ручные приводы наведения. С марта 1986 года прицел БПК-1-42 заменен модернизированным прицелом БПК-2-42. Источник инфракрасного света - осветитель ОУ-5 (на машинах ранних выпусков устанавливался осветитель ОУ-3ГА2). Модернизация практически не затронула бронированный корпус, силовую установку, трансмиссию и ходовую часть базовой машины. Благодаря значительному резерву мощности двигателя, БМД-2 с увеличившейся до 8 т боевой массой имеет такую же подвижность и проходимость, что и БМД-1. Как и ее предшественница, она способна преодолевать водные преграды вплавь. Машина снабжена устройствами для защиты экипажа и внутреннего оборудования от воздействия оружия массового поражения, аналогичными установленным на БМД-1. БМД-2 оснащалась радиостанцией Р-173, радиоприемником Р-173П и ТПУ Р-174 (на машинах первых серий - Р-123М и ТПУ Р-124). На машинах последних годов выпуска вместо радиостанции Р-173 устанавливалась радиостанция Р-163-50ПУ. Командирский вариант БМД-2К ("объект 916К") был принят на вооружение в 1986 году. В отличие от БМД-2, на командирской машине дополнительно установлены вторая радиостанция Р-173 с радиоприемником Р-173П и второй антенный ввод для них, аппарат ВВ36 переговорного устройства Р-174. Кроме того, в корпусе машины установлены: бензоэлектрический агрегат АБ-0,5-П/30, курсоуказатель ГПК-59, отопитель и вентилятор среднего отделения, прибор радиационной и химической разведки ПРХР ГО-27 и два съемных столика. Для улучшения условий работы командира из нее изъят комплекс управляемого ракетного вооружения. В целях обеспечения размещения в машине зарядного агрегата (по-походному) снято среднее заднее сиденье стрелка-автоматчика. Как и БМД-1, боевая машина десанта БМД-2 может транспортироваться по воздуху в грузовых кабинах военно-транспортных самолетов и вертолетов. Для десантирования БМД-2 парашютным способом применяются парашютные платформы П-7 и П-16 с многокупольными парашютными системами. Могут использоваться также парашютно-реактивные системы типа ПРСМ-925, которые позволяют десантировать БМД-2 с самолета ИЛ-76 с высоты 500 - 1500 м.
sermonak.narod.ru
Обзор боевого применения БМД в конфликте на востоке Украины
Итак, БМД и машины на ее базе применялись обеими сторонами конфликта. Это стоит принять за аксиому. Со стороны вооруженных сил Украины основным, да и пожалуй единственным, оператором данных машин является 25-я отдельная воздушно-десантная бригада. Почему «пожалуй» потому что кроме 25ки несколько машин находилось до начала всех этих событий в учебных центрах «Десна» (БТР-Д, БМД-1 и БМД-2), «Дивички» (2с9 и 1В119) и в Одесской военной академии на аэромобильном факультете.БМД-1, БМД-2 и БТР-Д в Одесской военной академии
По некоторым данным в Украине в начале двухтысячных было следующее количество данной техники:
Что же касается ДНР и ЛНР – то список операторов данного типа техники в республиках более пестр. Подробный их обзор есть в соответствующей статье, поэтому дублировать его сюда не буду. Третьим оператором, который так же использовал БМДобразных на просторах Донбасса стали вооруженные силы Российской Федерации, они же «Северный ветер» ограниченно использующие данный тип машин во время завершающего этапа летней кампании (Иловайское направление, ЛАп). По их количеству информации практически нет. Все что известно мне дано в статье, на которую сослался выше. Для более полного рассмотрения этого вопроса можно допросить Google – он выдаст кучу расследований, правда там придется долго выбирать зерна истины, либо же посетить ЛА и пообщаться с местной, вменяемой (да там такие есть) половиной сограждан интересующихся вопросом участия «ихтиамнетов». Но опять таки статья не об этом, и вернемся к сути.БТР-Д предположительно принадлежащий ВС РФ
Итак – что у нас есть в сухом остатке – обе стороны имеют в своем распоряжении определенное количество БМД и ее отпрысков. Обе относительно активно их применяли в первый период войны. Обе несли потери по разного рода причинам, что дает нам возможность рассмотреть опыт боевого применения этого типа техники в боевых действиях. Начнем, пожалуй, с технического аспекта.Как видно большее количества парка БМД в Украине составляли БМД-1 и БМД-1К, которые «в строю» еще с далекого 1968г. Мне не известно, какого года выпуска были те машины, что достались 25 ОПДБр, но даже если предположить что они принадлежали к последним партиям (1987г) то возраст их не много-не мало к началу конфликта составлял 27 лет, что как не крути срок. Не сильно моложе были и другие машины, единственное, что стоит отметить, так это то, что Украине досталось несколько единиц БМД-2 поздних, предразвальных образцов, которые можно узнать по отсутствующему порту для курсового пулемета на месте командира. Так же было некоторое количество относительно «свежих» 2С9 и 1В119.Брошенная в Луганском аэропорту БМД-2 25ОПДБр с "ранним" корпусом
БМД-2 25ОПДБр с "поздним" корпусом
На возраст матчасти налажилась квалификация экипажей. С учетом того что Украина, с началом конфликта призвала в ряды своей армии значительное количество резервистов, уделив весьма посредственное внимание их подбору и обучению возникли первые проблемы – поломки. К этому добавился еще и тот факт, что БМД и техника на ее базе имеет куда более меньший ресурс чем та же БМП и БТР. Так до среднего ремонта алюминиевой коробочки устанавливался ресурс в 7000, а до капитального в 11000, в то время как на БМП эти цифры были 9000\16000, а для БТР 30000\50000 соответственно. В итоге перегревались двигателя, они же «ловили клин», накрывались ТНВД, выходили из строя фильтра, гидросистема, сцепление.Двигатель 5Д20-240 в процессе замены
Это, пожалуй, список самых частых поломок, если не брать во внимание самую распространённую – бандажи катков, которые, при отсутствии натяжения ленты траков, слетали на ура. Все эти факторы «списали» с боевых большое количество машин еще до непосредственной встречи с противником. Называть причиной поломок несовершенство машины в данном случаи не приходится. Причина – плохая подготовка механиков, которые, кто по неопытности (некоторое количество до начала БД и призыва их в ряды ВСУ не водили ничего сложнее велосипеда), кто из-за присущего им пофигизма, просто гробили технику.
Выведеная из строя техника в ППД 25ОПДБрБыстрый снос катков заставил как ВСУ так и ВСН (см. Славянские БТР-Д) прибегнуть к каннибализму, когда с вышедших из строя машин начали снимать их «колеса». Это была первая ласточка, вскоре за ними подтянулись фильтра и другие расходники, которых просто не было на складах и выгребалось последнее. Сейчас ситуация более или менее наладилась, но летом 2014 вопрос комплектующих стоял остро.Дважды трофейная БМД-1 в процессе донорстваВ целом машина довольно не прихотливая и до определенного времени терпит некорректную эксплуатацию. Так же стоит отметить довольно высокий уровень ремонтопригодности. Так замена двигателя и многие другие операции без проблем можно проводить в полевых условиях. Однако есть некоторые сложности при ремонте и замене комплектующих, связанные с малым пространством. К некоторым узлам, агрегатам и болтам что б добраться еще нужно попотеть. Многие механики в процессе этого очень часто «благодарят» конструкторов и всячески «возвеличивают».Двигатель 5Д20-240Одной из основных проблем как БМД-1 так и БМД-2 является очень маленький внутренний объём. Человеку с крепким телосложением и ростом 180+ внутри довольно не уютно. И это при условии, что с ним лишь подсумок и автомат. Если же боец экипирован как следует, то есть имеет бронежилет, каску, не ограничен четырьмя магазинами и двумя гранатами – то ему и вовсе внутри не развернутся. Более того при покидании машины ему придется преодолеть довольно небольшой люк, в который некоторые ели пролазят даже без всей этой экипировки. Простой пример, при размещении подсумков с магазинами на бронежилете (разгрузке) в районе живота вы имеете большие шансы зацепится ими при покидании машины с места командира или пулеметчика. Говорить о том, как со всем этим барахлом внутри удобно снайперу, пулеметчику (даже с РПКС) либо гранатометчику и вовсе не приходится. Даже покидание машины со своего штатного места для десанта, в полной экипировке, задача, требующая определенной сноровки. Это одна из причин почему в любое время года, в любую непогоду, десант предпочитает находиться на броне. В итоге имеющаяся броня и бойницы как таковые не используются, а функция «защиты личного состава от пуль и осколков» остается простой припиской в характеристиках.БМД-1 25 ОПДБр с десантом на бронеЕще одним нюансом малого внутреннего объёма является постоянная жара внутри машины, в теплое время года исходящая от двигателя и естественно внешних факторов, что заставляет находящийся внутри экипаж перемещаться с открытыми люками.Что касается БТР-РД, БТР-ЗД и 2С9 – то они немного просторнее, БМД-1 и БМД-2, а БМД-1КШ, БТР-Д и 1В119 и вовсе кажутся домами на колесах, после двойки с копейкой. Но даже в них, экипажам и десанту, весьма трудно перемещаться внутри и покидать машину в полной экипировки. Поэтому, в основном имеющееся внутреннее пространство используется для перевозки БК и личного имущества экипажа.Перейдем к бронированию – оно есть, оно слабое, но все же есть. Его достаточно для защиты от легкого стрелкового оружия и мелких осколков. В лоб БМД держит 12,7, а вот с 14,5 уже не справляется.БМД-1 захвачена "Призраком" видны следы двух пробитийВ борт способна устоять при попадании 7,62. Броня вязкая, что в данном случаи является плюсом. Однако крупные осколки уже не держит. Так причиной потери БТР-РД и БМД-2 в боях под Шахтерском стало пробитие бортовой брони (ближе к корме) в районе баков, осколками 122мм снарядов, что в последствии вызвало вытекание горючего и возгорание машины. Так же выполненный из алюминиевого сплава корпус при возгорании плавится. Система пожаротушения, даже если таковая исправна, обычно с пожаром не справляется, что приводит к безвозвратным потерям.БМД-2 25 ОПДБр уничтоженные в результате артобстрела ШахтерскОтсюда попытки экипажей своими силами усилить бронирование своих машин. В данном случаи дальше всех зашла украинская сторона, используя разного рода решетки, которые должны были защитить БМД от РПГ, а десант от ВОГ. Их эффективность на прямую зависела от конфигурации и «модели», однако сказать, что данные девайсы стали панацеей и спасли большое количество машин нельзя. В большинстве своем это скорее психологический фактор, дающий экипажам хоть какую-то иллюзию защищенности, хотя факты того, что данная защита иногда срабатывала имеются.БМД-2 25 ОПДБр с импровизированной дополнительной защитойЭкспериментов с дополнительным бронированием со стороны ДНР и ЛНР не много. Первые ограничились навешиванием по бортам траков, вторые «одели» свою БМД-1 в силовую ленту, однако это ее не спасло.БМД-1 "Призрака" "защищенная" шахтной лентойРассмотрев общие проблемы, перейдем к «личным болезням» машин. По порядку, БМД-1. Большая часть этих машин покинула зону конфликта не из-за происков проклятых супостатов, а по причине выхода из строя матчасти. Одним из главных недостатков машины является вооружение. Основное – 73мм пушка 2А28 гром – морально устарела. Малые углы наклона и вовсе вбивают последний гвоздь в крышку ее гроба. Предполагалось что с ее помощью, в комплексе с "Малюткой" БМД сможет противостоять танкам, однако уровень защиты последних, с того момента сильно вырос, в итоге чтоб забороть толстокожего собрата, алюминиевой коробочке потребуется огромная удача. В последствии, для выполнения этой задачи на машину был установлен более продвинутый ПТРК. Однако мне не известно ни одного случая встречи БМД-1\2 с танком, который бы закончился в пользу десантной машины. Так же из вооружения присутствует три пулемета ПКТ призванные подавлять пехоту противника. Однако ведение маломальски прицельного огня из двух курсовых, весьма затруднительно. Плюс один из пулеметов находится у командира машины, что само по себе отвлекает его от выполнения основных обязанностей.БМД-2 ВСН подразделение не установленоБМД-2 – здесь основным вооружением служит пушка 2А42. Довольно надежная вещ, однако требующая, нормального ухода. Курсовой пулемет уже один, у командира его отобрали. Места внутри, за счет увеличившейся башни для десанта еще меньше. Отсюда и относительно небольшой боекомплект. В итоге вместо того что б сесть в броню туда запихивают доп. БК и личное барахло.БТР-Д 25 ОПДБр с установленным АГС-17БТР-Д – те же курсовые пулеметы и та же проблема. Отсутствие какого-либо вменяемого вооружения заставило экипажи подключить свой призрачный гений. Так встречаются машины с установленной на них турелью с 7,62 ПКТ, либо закрепленными различными способами СПГ-9, НСВ и АГС-17. На сколько эффективны первые три мне не известно, а вот относительно мобильный АГС вполне неплохое решение, зарекомендовавшее себя в ходе конфликта с лучшей стороны. Так же довольно часто встречался с устанавливаемой на крыже ЗУ-23-2, однако последнее как-то не прижилось, в виду малого количества желающих стрелять с незащищенной установки. Все это так же можно отнести к БТР-ЗД и БТР-РД. О удачном применении последних против танков мне не известно.БМД-1КШ 25 ОПДБр с установленными АГС-17 и СПГЧто касается БМД-1КШ и 1В119 – то по своему прямому назначению они практически не используются, в основном применяясь как транспортное средство. Лишенные какого либо вооружения они и вовсе не воспринимаются своими экипажами как боевая единица. Хотя первые, по типу БТР-Д порой довооружались АГС либо СПГ. Каких-либо попыток придать огневой мощи «Реостатам» не наблюдал. В большинстве случаев экипажи 1В119 предпочитают занимать КНП в пешем порядке, и не ведут наблюдения из своих машин. Вероятно, это вызвано заметностью, удобством работы, а так же нюансами конфликта, когда наблюдательные пункты занимаются в основном там, где расположить бронеобьект весьма сложно (терриконы) либо наблюдение из машины не возможно (здания). В республиках эти машины по-видимому так же не нашли применения. Единственный известный мне реостат находится в «Легионе» не имеющем в своем составе ни одной 2С9 и вероятно артиллерии в целом. Поэтому об обслуживании стрельбы с его помощью речи не идет.2С9 11ОМСП "Восток"Последний образец, который засветился в этой войне – это 2С9 НОНА. Машина по-своему уникальная. Вооружена пушкой 2А51, которая является универсальной «пушкой-гаубицей-минометом» и имеет возможность вести огонь, как снарядами, так и минами. По сути это артсистема которая первой вступила в войну, еще во время событий в Славянске. Благодаря своей универсальности хорошо зарекомендовала себя в этом конфликте. К минусам стоит отнести относительно малый боекомплект, небольшие углы поворота башни, отсутствие вспомогательного вооружения, а так же малую живучесть при попаданиях. Практически любое возгорание приводит к детонации БК, детонация БК к полному уничтожению машины.Теперь перейдем к рассмотрению непосредственно эпизодов боевого применения БМД в войне на Донбассе. В начале конфликта обе стороны довольно активно использовали БМД. Украина – по причине того что 25 ОПДБр была одной из наиболее боеготовых на тот момент частей, ДНР и ЛНР – дабы скрыть помощь из РФ и выдать за отжатые (хотя следует признать что и захвачено за весь срок БД БМД было достаточно).В лобовых столкновениях, при штурмах и зачистках БМД проявили себя слабо. Эпизод с штурмом блокпоста в Ямполе показал низкую защищённость машин. Была потеряна одна БМД-1, вторую захватил противник.БМД-1 25 ОПДБр уничтожена под ЯмполемОднако в виду отсутствия у бригады другой техники и при задачах, которые ей ставились, БМД 25й еще неоднократно штурмовали укрепленные позиции. Не лучшим образом на алюминиевых тазиках сказывалась и встреча с танками, о чем наглядно говорит собранный на ЛА архив потерь, причем это касается всех сторон конфликта. Использование машин в статической обороне давало должные результаты лишь при надлежащем инженерном оборудовании позиций, в других же случаях машины легко уничтожались. Но даже при наличии подготовленных позиций противотанковый потенциал машин остается низким. О чем свидетельствует эпизод с уничтожением двух БМД-2 в районе Авдеевки в январе 2015г, когда танк (предположительно 11ОМСП) атаковал позиции 3 батальона 25 ОПДБр.БМД-2 25 ОПДБр уничтожена в районе вентствола ш-т БутовкаКроме того причиной многих потерь этих машин стали разного рода неисправности. Чем именно они были вызваны сейчас определить сложно. Так были оставлены две БМД-2 в Шахтерске и под Авдеевкой.БМД-2 25 ОПДБр разувшаяся при входе в поворот и брошенная экипажем ШахтерскЗначительные потери БМД приходятся на артиллерийский огонь. Так на пример уничтожены все за исключением одной 2С9 имеющиеся на ЛА. Лишь №915 из засады танком. Довольно слабой остается и противоминная стойкость машины. Обычно наезды на последнюю приводит к безвозвратной потере, так как в вызывает непоправимые повреждения корпуса. При движении по дороге лязг гусениц создает довольно громкий шум, что не дает возможность скрытно провести маневр на небольшом удалении от противника.2С9 25 ОПДБр уничтоженная в районе ПетропавловкиНеоспоримым плюсом машины остается возможность ее быстрой переброски по воздуху, что использовалось ВСУ при обороне ЛАп. Однако при наличии у противника средств ПВО это преимущество быстро сводится на нет. Так же они легко перевозятся с помощью армейских грузовиков (Урал, Камаз) из-за небольшой массы. Кроме того машина не плохо держится на воде и плавает. Использование БМД как мобильной огневой точки более подходяще, и позволяет раскрыть ее потенциал.Погрузка в Ил-76 БМД-2 25 ОПДБрПогрузка БМД-2 25 ОПДБр на КамАЗМашины продолжают использоваться ВСУ. Как обстоит ситуация с ними в ВСН пока не ясно. Долгое время часть из них светилась в разных состояниях. Так ранее принадлежавшие Оплоту, после обрегаживания осели у РГ. Последние, судя по всему, определили их за штат и отправили в боксы. Востоковские долгое время не появлялись и не факт что еще целы. Однако стоит отметить появление в последнее время фотографий нескольких восстановленных БМД-2 с неясной принадлежностью. Что же касается 2С9 то они по-прежнему активно используются обеими сторонами, ибо из-за своей универсальности как нельзя лучше подходят в данном конфликте.БМД-2 ВСН принадлежность к подразделению не установленаРезюмируя все написанное выше можно сделать следующий вывод. БМД является довольно специфическим типом техники, который в условиях конфликта на Донбассе не смог занять свою нишу (за исключением пожалуй 2С9). Отсутствие возможности использовать их по прямому назначению и применения в несвойственных для машины амплуа ведет к потерям, как техники, так и личного состава. По многим своим характеристикам БМД устарели и не отвечают вызовам современности. Применение данных машин, как и воздушно-десантных войск в целом, в конфликтах конца двадцатого – начала двадцать первого века ставят под вопрос концепцию развития десантируемой техники, а так же ее применение в боевых условиях.Примечание: от коллеги kloch5
Есть одна неточность - у укропа всего было 45 единиц 2С9:- 36 (два полных дивизиона) - у аэромогильников, но про полную комплектность в начале 2014 года есть сомнения;- 6 установили на постаменты, две неживые были в 6-м УАПе. Все они имеют происхождение из военных училищ времён СССР и фактически с нулевым ресурсом.- Одна внештатная хранилась на базе в Вакуленчуке.- Одна "убитая" в очень старой раскраске была замечена в июле 2014 года в Шепетовке.- Одна башня ушла на восстановление 2С23, в учебных заведениях 2С9 до войны не было.
bmpd.livejournal.com
2 - это... Что такое БМД-2?
Украинская боевая машина десанта на параде, 2008 год
БМД-2
Классификация
Боевая машина десанта
Боевая масса, т
8,0
Экипаж, чел.
2
Десант, чел.
5
История
Производитель
Годы производства
с 1985
Годы эксплуатации
с 1985
Основные операторы
Размеры
Длина корпуса, мм
5970
Ширина корпуса, мм
2700
Высота, мм
1830..2180
Клиренс, мм
100..450
Бронирование
Тип брони
противопульная
Лоб корпуса, мм/град.
13
Вооружение
Калибр и марка пушки
30-мм 2А42
Тип пушки
нарезная малокалиберная автоматическая пушка
Боекомплект пушки
300
Углы ВН, град.
-6..+60
Прицелы
БПК-1-42, ПЗУ-5
Пулемёты
2 х 7,62-мм ПКТ
Другое вооружение
ПУ 9М111 «Фагот»/9М113 «Конкурс» ПТУР
Подвижность
Тип двигателя
5Д20
Производитель:
БЗТМ
Марка:
5Д20
Тип:
дизельный
Объём:
15 900 см3
Максимальная мощность:
240 л.с., при 2400 об/мин
Максимальный крутящий момент:
823 Н·м, при 1400..1500 об/мин
Конфигурация:
V6
Цилиндров:
6
Диаметр цилиндра:
150 мм
Ход поршня:
150 мм
Cтепень сжатия:
15,8
Система питания:
Поршневой насос
Система смазки:
Циркуляционная с сухим картером
Охлаждение:
жидкостное
Тактность (число тактов):
4
Порядок работы цилиндров:
1л-1п-2л-2п-3л-3п
Максимальные обороты:
2850
Рекомендованное топливо:
Дизельное
Мощность двигателя, л. с.
240
Скорость по шоссе, км/ч
61
Скорость по пересечённой местности, км/ч
10 на плаву
Запас хода по шоссе, км
500
Удельная мощность, л. с./т
30,0
Тип подвески
гидропневматическая
Удельное давление на грунт, кг/см²
0,5
Преодолеваемый подъём, град.
32
Преодолеваемая стенка, м
0,7
Преодолеваемый ров, м
2,0
Преодолеваемый брод, м
плавает
БМД-2 «Будка» (боевая машина десанта-2) — советская боевая гусеничная плавающая машина. Создана на базе БМД-1, предназначена для использования в воздушно-десантных войсках и десантирования парашютным или посадочным способом с военно-транспортного самолёта типа Ан-12, Ан-22 и Ил-76. Принята на вооружение в 1985 году.
Вооружение
БМД-2 оснащена 30-мм орудием 2А42, спаренным и курсовым 7,62-мм пулеметами ПКТ, а также противотанковым ракетным комплексом 9М111 «Фагот» или 9М113 «Конкурс».
БМД-2М — модернизация, спаренная установка ПТУР "Корнет", новая СУО с тепловизионным каналом. Планируется модернизация части парка БМД до данного уровня[источник не указан 42 дня].
На вооружении
Боевое применение
Афганская война (1979—1989)[4]
Примечания
Литература
Карпенко А. В. Боевые машины пехоты и десанта // Обозрение отечественной бронетанковой техники (1905-1995). — Санкт-Петербург: Невский бастион, 1996. — С. 153. — 480 с. — 10 000 экз.
Двигатели УТД-20 и 5Д20. Техническое описание. — Военное издательство Министерства Обороны СССР, 1972. — 96 с.
Ссылки
dvc.academic.ru
БМД-2 (боевая машина десанта): технические характеристики и фото
БМД – аббревиатура словосочетания «боевая машина десанта». Исходя из названия, БМД – это транспортное средство для перемещения подразделения военно-воздушных десантных войск. Ее основное назначение – ведение борьбы с вражеской бронированной техникой и пехотой противника. В профессиональных военных кругах эта машина получила название «Будка».
Для выполнения своей боевой задачи БМД может транспортироваться военной авиацией к месту высадки. Десантирование может осуществляться с самолетов и вертолетов Ми-26 с использованием внешней подвески.
Как появилась боевая машина десанта БМД-2?
Первое поколение БМД конструкторы разработали еще в 1969 году, и после проведения испытания она была поставлена на вооружение войск ВДВ Советского Союза. Серийная сборка боевой машины проводилось на Волгоградском тракторном заводе. Первые годы она выпускалась ограниченным тиражом. Для старта серийного производства использовали силы ВНИИ Стали, Института сварки им. Е. Патона.
В 1980 году советские конструкторы, изучив опыт использования БМД в реальных боях, перешли к улучшению существующей модели. Необходимость модернизации боевой десантной машины стала очевидна после Афганистана, где бронемашина активно применялась. Хорошо зарекомендовав себя в бою на равнинных участках, боевая машина десанта первого поколения проигрывала на высокогорной местности.
На вооружение в военно-воздушные войска Советского Союза боевая машина десанта БМД-2 поступила в 1985 году. Машина второго поколения внешним видом особо не отличалась от БМД-1. На сравнительном фото БМД-2 и БМД-1 видно: изменения коснулись башни и вооружения. Корпус и двигатель остались неизменными. Боевое крещение бронемашина прошла в боевых действиях в республике Афганистан.
В последующие годы БМД-2 использовалась в вооруженных конфликтах на территории России и за границей. На сегодня «будка» находится на вооружении в армиях России, Казахстана и Украины.
Конструкционные особенности БМД-2
Конструкция боевой десантной машины считается уникальной. В передней части по центру расположен водитель-механик, за ним справа располагается командир, а слева – стрелок. В задней части расположено отделение для десанта. В нем могут разместиться 5 десантников.
Корпус БМД-2 условно делится на 4 отделения:
отделение управления;
боевая часть;
десантное отделение;
моторно-трансмиссионный отсек.
Боевая часть и отделение управления объединены и находятся в передней и средней частях бронемашины. Задняя половина поделена на десантное и моторное отделения.
Бронированный корпус сварен из листов алюминия, которые прикрывают экипаж БМД-2. Характеристики этого металла позволяют достичь эффективной защиты при небольшом весе. Броня способная уберечь экипаж от пуль, маленьких осколков мин и снарядов. Толщина обшивки кузова в передней части составляет 15 мм, по бокам — 10 мм. Башня имеет броню толщиною 7 мм. Днище БМД усилено ребрами жесткости, что позволяет проводить успешное воздушное десантирование. Минимальная высота десантирования составляет 500 метров, максимальная высота — 1500 метров. При этом используются многокупольные парашюты с реактивной системой ПРСМ 916 (925).
После модернизации БДМ-2 получил новую круговую башню. Она имеет меньший размер. Кроме этого, она получила возможность стрельбы по вертолетам и низколетящим самолетам. Угол наведения по вертикали увеличили до 75 градусов.
Корпус БМД-2 герметичный. Это превратило «будку» в плавающую бронемашину. Для перемещения через водную преграду используется водометная установка, в основе действия которой лежит принцип реактивного движения. Перед началом движения через водное препятствие необходимо поднять спереди волнозащитный щиток. Благодаря свойствам машины-амфибии десантирование можно проводить с транспортных кораблей.
Двигатель и ходовая часть
При создании БМД-2 инженеры не проводили полную модернизацию двигателя и ходовой части. В боевой десантной машине установлен мотор 5Д20. Это дизельный двигатель с 6-ю цилиндрами. Он способен развивать мощность в 240 лошадок.
БМД-2 использует гусеничный ход. С каждой стороны 5 опорных катков и 4 ролика. Ведущая ось задняя, спереди находятся направляющие колеса. Ходовая часть имеет конструкцию, которая позволяет регулировать клиренс. Минимальный дорожный просвет составляет 10 см, а максимальный – 45 см. Подвеска независимая.
БМД 2. Характеристика вооружения
Модернизация боевой машины десанта в 80-х годах в основном коснулась башни и вооружения. Пересмотреть огневой арсенал заставил военный опыт в Афганистане.
В качестве основной огневой мощи используется автоматическая пушка 2А42 30 мм калибра. Она способна вести стрельбу в движении. Стабилизация ствола производится в двух плоскостях с помощью стабилизатора вооружения 2Э36-1 на электрогидравлике. В крыше башне находится основной прицел ВПК-1-42, наводящий орудие. «Будка» способна вести огонь на дальность до 4-х километров.
В паре с пушкой в башне расположен пулемет ПКТ калибра 7,62 мм. Боевой комплект БДМ второго поколения составляет 300 снарядов для пушки и 2000 патронов для пулемета.
Для усиления огневой мощи может использоваться дополнительное вооружение для БМД-2. Инструкция по эксплуатации определяет состав добавочного вооружения:
одна 9М113 «Конкурс»;
две ПТУР 9М111 «Фагот»;
пусковая установка 9П135М.
Ракетные установки способны прицеливаться в пределах 54-х градусов по горизонтали и от -5 до +10 по вертикали.
Для ведения успешного боя с воздушными целями в состав вооружения введены ракетные комплексы «Игла» и «Стрела-2».
Оснащение боевой десантной машины
БМД-2 оборудована штанным устройством для переговоров Р-174, радиостанцией Р-123 (позднее она была заменена Р-123М).
Кроме этого, на борту бронемашины находится:
комплекс автоматического пожаротушения;
система для фильтрации и вытяжки воздуха;
система защиты от средств массового поражения и атомного оружия;
система защиты от химического оружия;
приборы ночного видения;
вентсистема воздуха внутри корпуса боевой машины.
Технические характеристики «Будки»
Во время боя «будка» способна преодолевать различные препятствия. Без затруднения боевая машина десанта БМД-2 может выехать на стенку высотой в 80 сантиметров и преодолеть траншею шириной в 1,6 метра.
Тактико-технические характеристики БМД-2
Вес
8,22 тонны
Длина с пушкой
5,91 метра
Ширина
2,63 метра
Высота, зависит от клиренса
от 1615 до 1965 миллиметров
Емкость топливного бака
300 литров
Дальность оперативного действия
450-500 километров
Максимальная скорость:
трасса
пересеченная местность
водная преграда
80 км/ч
40 км/ч
10 км/ч
Модификации БМД-2
В десантных войсках используют две модификации боевой десантной машины:
БМД-2К – командирская версия машины, дополнительно оснащена радиостанцией Р-173, бензиновым генератором электрической энергии АБ-0,5-3-П/30 и гироскопическим полукомпасом ГПК-59;
БМД-2М – кроме штатного вооружения, имеет двойную установку ПТУР «Корнет», в дополнение установлена система управления оружием с возможностью наведения на цель с помощью тепловизора.
hochyvseznat.ru
2 - это... Что такое БМД-2?
Украинская боевая машина десанта на параде, 2008 год
БМД-2
Классификация
Боевая машина десанта
Боевая масса, т
8,0
Экипаж, чел.
2
Десант, чел.
5
История
Производитель
Годы производства
с 1985
Годы эксплуатации
с 1985
Основные операторы
Размеры
Длина корпуса, мм
5970
Ширина корпуса, мм
2700
Высота, мм
1830..2180
Клиренс, мм
100..450
Бронирование
Тип брони
противопульная
Лоб корпуса, мм/град.
13
Вооружение
Калибр и марка пушки
30-мм 2А42
Тип пушки
нарезная малокалиберная автоматическая пушка
Боекомплект пушки
300
Углы ВН, град.
-6..+60
Прицелы
БПК-1-42, ПЗУ-5
Пулемёты
2 х 7,62-мм ПКТ
Другое вооружение
ПУ 9М111 «Фагот»/9М113 «Конкурс» ПТУР
Подвижность
Тип двигателя
5Д20
Производитель:
БЗТМ
Марка:
5Д20
Тип:
дизельный
Объём:
15 900 см3
Максимальная мощность:
240 л.с., при 2400 об/мин
Максимальный крутящий момент:
823 Н·м, при 1400..1500 об/мин
Конфигурация:
V6
Цилиндров:
6
Диаметр цилиндра:
150 мм
Ход поршня:
150 мм
Cтепень сжатия:
15,8
Система питания:
Поршневой насос
Система смазки:
Циркуляционная с сухим картером
Охлаждение:
жидкостное
Тактность (число тактов):
4
Порядок работы цилиндров:
1л-1п-2л-2п-3л-3п
Максимальные обороты:
2850
Рекомендованное топливо:
Дизельное
Мощность двигателя, л. с.
240
Скорость по шоссе, км/ч
61
Скорость по пересечённой местности, км/ч
10 на плаву
Запас хода по шоссе, км
500
Удельная мощность, л. с./т
30,0
Тип подвески
гидропневматическая
Удельное давление на грунт, кг/см²
0,5
Преодолеваемый подъём, град.
32
Преодолеваемая стенка, м
0,7
Преодолеваемый ров, м
2,0
Преодолеваемый брод, м
плавает
БМД-2 «Будка» (боевая машина десанта-2) — советская боевая гусеничная плавающая машина. Создана на базе БМД-1, предназначена для использования в воздушно-десантных войсках и десантирования парашютным или посадочным способом с военно-транспортного самолёта типа Ан-12, Ан-22 и Ил-76. Принята на вооружение в 1985 году.
Вооружение
БМД-2 оснащена 30-мм орудием 2А42, спаренным и курсовым 7,62-мм пулеметами ПКТ, а также противотанковым ракетным комплексом 9М111 «Фагот» или 9М113 «Конкурс».
БМД-2М — модернизация, спаренная установка ПТУР "Корнет", новая СУО с тепловизионным каналом. Планируется модернизация части парка БМД до данного уровня[источник не указан 42 дня].
На вооружении
Боевое применение
Афганская война (1979—1989)[4]
Примечания
Литература
Карпенко А. В. Боевые машины пехоты и десанта // Обозрение отечественной бронетанковой техники (1905-1995). — Санкт-Петербург: Невский бастион, 1996. — С. 153. — 480 с. — 10 000 экз.
Двигатели УТД-20 и 5Д20. Техническое описание. — Военное издательство Министерства Обороны СССР, 1972. — 96 с.
Ссылки
biograf.academic.ru
БМД-2 боевая машина десанта — Letopisi.ru
Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Боевая машина десанта-2
История создания
После модернизации вооружения БМП-1 и создания вследствие этого новой боевой машины пехоты БМП-2, было принято решение соответствующим образом усилить вооружение БМД-1. Работы по выполнению этого решения проводились конструкторским бюро Волгоградского тракторного завода под руководством А. Шабалина с начала 80-х годов. В 1985 г. новая боевая машина десанта была принята на вооружение воздушно-десантных войск под обозначением БМД-2 и запущена в серийное производство на Волгоградском тракторном заводе.
Назначение
Боевая машина десанта БМД-2 предназначена для повышения мобильности, вооруженности и защищенности Воздушно-десантных войск. Машина может транспортироваться самолетами военно-транспортной авиации и десантироваться с помощью многокупольной парашютной системы.
Компоновка и конструктивные особенности
Отделение управления размещено в носовой части корпуса. В нём размещаются командир, механик-водитель и стрелок-пулемётчик. Боевое отделение с башней расположено в средней части корпуса. За ним размещено десантное отделение на трёх десантников. Моторно-трансмиссионное отделение расположено в корме. благодаря малой высоте двигателя и размещению системы охлаждения в бортовых отсеках возможо спешивание через кормовой люк.
БМД-2 имеет сварной корпус, выполненный из алюминиевого броневого сплава, защищающего экипаж от 12,7-мм бронебойных пуль в лобовой проекции и обеспечивает круговую защиту от 7,62-мм пуль. Экипаж составляет 3 чел. и 4 чел. десанта. Перед люком, установленным над механиком-водителем, имеются три прибора наблюдения ТНПО-170А.
Снаружи корпуса машины установлены фары, звуковой сигнал, габаритные фонари, волноотражательный щит, передние и задние грязевые щитки, заслонки водометных движителей, антенна радиостанции, детали крепления средств десантирования, буксирные крюки, буксировочное устройство для перевозки грузов на прицепе и два ящика с ЗИП. Кроме того, снаружи БМД закреплены: брезент, вьючное устройство ПУ 9П135М, лом, лопата и аварийный буй.
Вооружение
Для стрельбы из пушки применяются патроны с бронебойно-трассирующими (БТ), осколочно-трассирующими (ОТ) и осколочно-футасно-зажигательными (ОФЗ) снарядами. Патроны с БТ-снарядами предназначены для борьбы с легкобронированными целями типа БМП или БТР и огневыми точками на дальности до 2000 м. Патроны с ОФЗ- и ОТ-снарядами предназначены для поражения живой силы, небронированных наземных целей на дальности 4000 м и низколетящих воздушных целей, летящих с дозвуковой скоростью, на высоте до2000 м и наклонной дальностью 2500 м. питание пушки двухленточное. Ленты состоят из отдельных звеньев и укладываются в магазин системы питания. В переднем отсеке магазина размещается лента на 100 патронов с бронебойно-трассирующими снарядами, в заднем отсеке - лента на 200 патронов с осколочно-трассирующими и осколочно-футасно-зажигательными снарядами.
Также на БМД-2 установлены два пулемета ПКТ. Один спарен с пушкой, а другой в курсовой установке по правому борту. БМД-2 оснащена комплексом управляемого ракетного вооружения 9К111, который предназначен для поражения танков и других подвижных бронированных объектов, движущихся со скоростью до 60 км/ч, неподвижных целей типа ДОС (долговременных огневых сооружений), а также зависших вертолетов при условии их оптической видимости на дальностях до 4000 м.
Тренога закреплена на крыше среднего отделения справа от башни. В боевом положении ПУ 9П135М без треноги и с ограничителем углов вертикального наведения устанавливается на специальном кронштейне справа от люка наводчика-оператора. Рабочие углы наведения пусковой установки в вертикальной плоскости от -5 до + 10", в горизонтальной- 15°влево и 37° вправо от продольной оси башни. При повороте башни угол горизонтального наведения ПУ достигает 360°. В случае необходимости ПУ 9П135М может быть развернута на отдельной огневой позиции вне БМД.
Оборудование
На БМД-2 используются радиостанция Р-173 («Абзац», дальность связи до 20 км) со штыревой антенной высотой до 3 м, радиоприемник Р-173П и ТПУ Р-174. На машинах первых серий установлены радиостанция Р-123М и ТПУР-124. На машинах последних годов выпуска вместо радиостанции Р-173 устанавливалась радиостанция Р-163-50ПУ (комплекс «Арбалет»), обеспечивающая при работе на штыревую антенну устойчивый обмен аналоговой и цифровой информацией на дальности до 20 км в диапазоне частот 30-80 мГц, с цифровым управлением, автоматизированным переходом на резервную частоту.
Модификации
БМД-2К Предназначена для повышения надежности и оперативности управления подразделениями. На БМД-2К дополнительно установлены вторая радиостанция Р-173; вторая 3-метровая антенна-штырь; бензоэлектрический агрегат АБ-0,5-П/30; гирополукомпас ГПК-59; отопитель среднего отделения и отделения управления; вентилятор отопителя; два съемных столика. Вместо гамма-датчика ГД-1М установлен прибор РХР ГО-27. На машине отсутствует ПУ 9П135М. Экипаж уменьшен на одного человека.
Характеристики БМД-2:
Боевая масса – 8 т. Экипаж - 2+5 чел. Габаритные размеры: -длина с пушкой вперед 5400 мм. -ширина 2630 мм.; -высота до крыши башни 1620-1970 мм.; -клиренс 100-450 мм.; Бронирование - противопульное Вооружение: -30-мм автоматическая пушка 2А42; -Зх7,62-мм пулемета ПКТ; -ПТРК 9М113 «Конкурс» или 9М111 «Фагот» Боекомплект - 300 выстрелов, 2940 патронов, 3 ПТУР Двигатель - 5Д-20,6-цилиндровый, 4-тактный дизель жидкостного охлаждения Маскимальная скорость: -по шоссе 60 км/ч -на плаву 9—10 км/ч Запас хода по шоссе – 500 км Запас топлива - 300 л