На базе "Арматы" создается новый ударный комплекс с более мощной пушкой, чем у танка. А танк Т-90СМ прошел успешные испытания в пустынях Ближнего Востока и уже готовится к экспортным поставкам.
Против "Уралвагонзавода" введены жесткие санкции. Но на Урал зачастили зарубежные и очень высокопоставленные военные делегации. Почему российская бронетехника остается в цене? Кто сможет освоить "Армату" - солдат-срочник или только профессионал? И сколько будут стоить новые танки?
Об этом и многом другом наш разговор с гендиректором "Уралвагонзавода" Олегом Сиенко.
Олег Викторович, как сильно ударили санкции по предприятиям, входящим в вашу корпорацию?
Олег Сиенко: Я покривлю душой, если скажу, что санкции никак на нас не отразились. В детали вдаваться не стану. Но ведь и Западная Европа понесла серьезные потери - репутационные и финансовые.
После разрушения СССР и даже в начале 2000-х мало кто всерьез рассматривал перспективу военно-промышленной кооперации России и Западной Европы. Однако чем сильнее и стабильнее становилось наше государство, тем больший интерес к нам проявляли лидеры западноевропейской индустрии. И буквально в минувшие три - пять лет все стало складываться, как нам казалось, оптимальным образом.
Со странами НАТО воевать мы не собирались. А общих интересов у нас определилось много. Например, совместная борьба с международным терроризмом или совместная деятельность на рынке вооружений. Как ни странно, именно там, где мы всегда конкурировали, возникла интересная перспектива совместного и обоюдовыгодного применения наших возможностей.
На российскую бронетехнику мы стали ставить оборудование западного производства. Появились совместные предприятия, которые позволяли быстрее адаптировать импортируемую технику к отечественным условиям.
Планировались совместные с Европой оружейные проекты?
Олег Сиенко: Что касается мирового рынка, то на Западе прекрасно знают: бронетехники еще советского производства в различных странах огромное количество. И она имеет хороший потенциал для модернизации. В той же Франции родился проект глубокой модернизации танка Т-72. Есть интересные проекты модернизации БТР-80, БМП-3, других машин. Мы готовы были им в этом помочь.
С Францией мы разработали новую колесную боевую машину пехоты для экспорта в третьи страны. Этот проект мог стать очень перспективным. Назывался он "Атом" и впервые демонстрировался на выставке RAE-2013.
И какова ситуация с этими проектами сейчас?
Олег Сиенко: Плохая. То, что было выгодно и нам, и Западной Европе, по воле Вашингтона сворачивается. Возьмем тот же проект "Атом". Повторюсь, он мог стать очень перспективным. Французы отказались от дальнейшей совместной работы. И проиграли только они.
На прошедшей в начале этого года в Абу-Даби крупнейшей оружейной выставке IDEX-2015 компания Emirates Defense Technology представила свой новый проект - тяжелую колесную боевую машину пехоты Enigma. И сейчас в Эмиратах определились с боевым модулем для нее. Он будет тот же, что проектировался нами под "Атом". В основе его автоматическая 57 мм пушка АУ-220М. Военные и гражданские специалисты из ОАЭ приезжали в Нижний Тагил, оценили, как пушка стреляет, остались довольны. Сейчас решается вопрос об установке нашего модуля на БМП Enigma и проведения комплексных испытаний на полигонах ОАЭ, которые должны начаться в следующем году.
Так что мы создаем новую кооперацию. И это пример не единичный.
На выставке в Объединенных Арабских Эмиратах IDEX-2015 в центре внимания был танк Т-90СМ. И на оружейной выставке в Нижнем Тагиле RAE-2015 он привлек внимание иностранных делегаций. У него появилась реальная экспортная перспектива?
Олег Сиенко: Появилась. Танк Т-90СМ прошел успешные испытания в одной из арабских стран. Надеюсь, до конца года будет объявлено о заключении первого контракта на продажу этой машины. В какую страну пока не скажу. Если все сложится, за первым контрактом последуют другие.
На прошедшую в Нижнем Тагиле военно-техническую выставку приезжали иностранные делегации очень высокого уровня. С чем это связано?
Олег Сиенко: Мы не были удивлены тем, что наряду с техническими специалистами выставку RAE-2015 посетили начальники генеральных штабов и министры обороны ряда стран. И связано это с тем, что интерес к нашей военной технике растет. Конечно, против нас можно вводить санкции, можно пытаться дискредитировать наши танки и бронемашины. Но реальная война, которая сейчас идет на Ближнем Востоке, сама ставит ей объективную оценку.
Непоражаемой техники нет. Вопрос в соотношении цены-качества и в простоте эксплуатации. Американский "Абрамс" имеет более мощную защиту и вооружение, чем Т-72. Но он и несоизмеримо дороже. И что? В Интернете есть видео пробития лобовой брони "Абрамса" древним советским ПТУРСом, давно снятым с вооружения Российской армии. А лоб башни этого танка равен метру монолитной брони.
В то же время старенькие Т-72 армии Сирии успешно воюют в городских условиях против боевиков ИГИЛ. И опять же в Интернете есть кадры попадания кумулятивных снарядов в башню Т-72, срабатывания динамической защиты, и никакого пробития.
Возможно, в тех армиях, которые уже реально воюют или на пороге войны, началась переоценка ценностей. Может быть, поэтому и приезжали в Нижний Тагил высокопоставленные делегации, чтобы своими глазами увидеть, что может современная боевая техника, создаваемая в России.
О возможностях полигона Старатель известно всем, кто интересуется военной техникой. Они действительно уникальны. Что, на ваш взгляд, было самым ярким из демонстрационных показов на прошедшей выставке?
Олег Сиенко: Действительно, нигде в мире вы не увидите, как экспонаты, стоящие на демонстрационной площадке, начинают прогревать моторы и один за другим уходить в поле. А поле это прямо перед трибунами. И на нем бронетехника не просто демонстрирует свои ходовые качества, а ведет настоящий бой, пусть и с условным противником.
Открою секрет, на который обратили внимание, наверное, только очень знающие специалисты. Мы впервые показали не просто боевые и ходовые возможности нашей бронетехники, а проверили в действии новое боевое тактическое звено.
Сейчас в составе Сухопутных войск есть отдельные артиллерийские, танковые, мотострелковые, инженерные, зенитно-ракетные подразделения. В новом тактическом звене под единым командованием должны находиться и танки, и самоходная артиллерия, и реактивная, и системы ПВО, и многое другое, что сейчас разбросано по отдельным подразделениям.
И на выставке RAE-2015 состоялась премьера не только "Арматы", но и нового тактического звена. Все видели, как слаженно и одновременно работали танки, самоходки, РСЗО, БМП и БТР, а также инженерная техника. С воздуха им помогали беспилотники и боевая авиация.
Да, смотрелось впечатляюще. Будем ждать, как вашу тактическую премьеру оценят в Генштабе. А какова нынешняя судьба "Арматы", и над чем сейчас работают ваши конструкторы?
Олег Сиенко: Хочу уточнить. "Армата - не только танк, но и базовое шасси для целого семейства военной техники. Танк, который сейчас проходит войсковые испытания, - Т-14, тяжелая БМП - Т-15. Кстати, испытания идут при тесном взаимодействии с нашими конструкторами и инженерами. Они оперативно реагируют на все замечания военных, и уже на производстве мы стараемся что-то изменить в лучшую сторону.
Под "Армату" мы создаем инженерные машины, артиллерийские. Есть интересный проект ударного артиллерийского комплекса, на котором будет стоять 152 мм орудие. Это не "Коалиция-СВ", а нечто совсем другое. В подробности вдаваться не стану.
Правда ли, что вы сами сидели за штурвалом управления танка Т-14 и даже стреляли из него?
Олег Сиенко: Да, это так. Действительно, у нового танка уже не рычаги управления, а штурвал, почти как у самолета. Управлять тяжелой машиной стало проще, хотя и непривычно. И стрелял я из Т-14. Тоже очень интересные ощущения. "Армата" насыщена электроникой. Не будет преувеличением сказать, что машина стала умной.
А почему я решил побывать в роли танкиста? Знаете, когда-то существовала традиция, что под новым железнодорожным мостом, когда по нему пойдет первый паровоз, становился его проектировщик. Поэтому как руководитель корпорации, где была создана "Армата" и где она будет выпускаться, я просто не мог не опробовать лично ее возможности. Думаю, настоящим танкистам новый танк понравится, так же как мотострелкам очень понравится БМП Т-15.
А не слишком ли сложную бронетехнику создали ваши конструкторы? Сможет ли вчерашний школьник, тем более из сельской глубинки, успешно осваивать боевую технику нового поколения?
Олег Сиенко: Конечно, это не машина для солдат-срочников, она для профессионалов. Центр подготовки профессиональных экипажей для той бронетехники, которая создается на базе "Арматы", будет образован в Нижнем Тагиле. В перспективе здесь планируется создать комплексный обучающий центр. В нем смогут проходить подготовку и переподготовку те специалисты, которые имеют дело с техникой, производимой УВЗ. И не только из России, а и из других стран, если с их стороны будет желание.
Почему на выставке не было демонстрации двигателя "Арматы"?
Олег Сиенко: То, что мы показывали раньше, это был прототип перспективного мотора. Сейчас он создан, и новое изделие признано секретным. Могу лишь сказать, что доводка двигателя продолжается. Его создатели обещают довести мощность до 1800 л.с. Уверен, обещание свое сдержат.
Сколько будет стоить "Армата"?
Олег Сиенко: Однозначно дороже выпускаемой ныне бронетехники, но не так заоблачно, как говорят некоторые СМИ. Понятно, что цена опытных машин и серийных будет существенно уменьшена. Хотя это все-таки новое поколение, совершенно другой уровень технологии. Но назвать точную цифру невозможно еще и потому, что до конца не определена стоимость комплектующих изделий для новых машин. Это вопрос сложный, он находится в стадии решения.
Изменится ли выставочная политика "Уралвагонзавода" в 2016 году?
Олег Сиенко: Скорее всего, от европейских салонов мы откажемся. На предстоящий будущим летом во Франции оружейный салон Eurosatory-2016 не поедем. Зато значительно увеличим свою активность на выставках в странах Азии, Африки, Латинской Америки.
Досье "РГ"
"Уралвагонзавод", выпускает следующие образцы бронетехники:
rg.ru
Т-14 «Армата» или Т-99 «Приоритет» (Индекс ГБТУ — Объект 148) — новейший российский основной боевой танк на гусеничной платформе «Армата», первый в мире серийный танк с необитаемой башней.
Танк создан с использованием проектов танков Объект 195 и Объект 640, унаследовав от них, в том числе, «лафетную компоновку».
объект" 195 "
объект " 640 "
Машина оснащена 12-цилиндровым четырёхтактным Х-образным дизельным двигателем с турбонаддувом А-85-3А (12Н360) мощностью 1500 лошадиных сил. Двигатель 12Н360 многотопливный, с непосредственным впрыском, разработан челябинским конструкторским бюро «Трансдизель» и производится Челябинским тракторным заводом.
двигатель 12Н360
Семикатковая активная подвеска на лопастных амортизаторах с дифференциальным механизмом поворота с гидрообъемной передачей.
Каток ходовой части диаметром в 700 мм (о чем свидетельствует гравировка на резиновом бандаже катка). Ввиду его меньшей массы относительно катка Т-72, масса ходовой танка меньше на тонну относительно Объекта 195.
Танк оснащён 125-мм гладкоствольной пушкой 2А82-1М (в необитаемой башне, с полностью дистанционным цифровым управлением), разработки Завода № 9, и имеет возможность вести огонь в движении. Новый автомат заряжания отделён от экипажа, с «выносом боеприпасов» (что позволяет сохранить жизнь экипажу даже при условии детонации снарядов), управление пушкой будет вестись из изолированной бронекапсулы. Боекомплект содержит до 32 снарядов различного назначения.
В отличие от других 125-мм танковых пушек, пушка на Т-14 намного компактнее из-за отсутствия системы отвода газов из-за необитаемости башни , а также имеет датчик изгиба ствола от нагрева для учета в баллистических вычислениях (закреплен в небольшом контейнере над стволом) .
В отличие от других современных танков, Т-14 оборудован радаром на активной фазированной антенной решетке, что позволяет танку использовать её как РЛС артиллерийской разведки и вести огонь в условиях взаимного ослепления противников аэрозольными мультиспектральными завесами.
Вид с правого борта танка. Цветом отмечены:
1 — люк командира танка, обратите внимание на конструкцию брони 2 — система активной защиты "Афганит", снизу тубусы зарядов, выше её радар 3 — элементы комплекса активной защиты верхней полусферы танка, на крыше — излучающие антенны, ниже квадратные панельки — приемные антенны, а так же помечен блок зарядов 4 — панорамный прицел, совмещенный с пулеметом 5 — камеры обзора 6 — кормовая ниша.
Как и свои предшественники, Т-14 будет иметь возможность запуска ракет через ствол пушки с помощью следующей версии ракетного комплекса «Рефлекс-М». Наличие способности стрельбы Т-14 управляемыми ракетами подтверждает отчет экспертов из журнала Минобороны США OE Watch.
Комплекс | 9K119M «Рефлекс-М» | |
Выстрел | 3УБК20 | 3УБК20М |
Управляемая ракета | 9M119M «Инвар» | 9М119М1 «Инвар - М1» |
Метательное устройство | 9Х949 | |
Обозначение в США | AT-11 | |
Обозначение в НАТО | «Sniper-B» | «Sniper-С» |
Танки, имеющие комплекс на вооружении | Т-90, Т-80УК, Т-80УМ, Т14 ”Армата” | |
Возимый боекомплект, шт. | 6 | |
Калибр ракеты, мм | 125 | |
Максимальная длина ракеты, мм | 680 | |
Максимальный размах крыла, мм | 250 | |
Пусковая установка | семейство гладкоствольных пушек Д81ТМ (2A46M) | |
Система управления | помехозащищенная полуавтоматическая, стелеориентированием в луче лазера | |
Вероятность попадания в цель типа танк, движущийся со скоростью 30 км/час | не менее 0.8 | |
Тип БЧ | тандемная, кумулятивная | |
Масса выстрела, кг | 24.3 | |
Масса ракеты, кг | 17.2 | |
Масса метательного устройства 9Х949, кг | 7.1 | |
Масса БЧ, кг | 4.5 | ? |
Диапазон дальностей пуска, м | 100 - 5000 | |
Средняя скорость полета на траектории, м/с | 340 | 350 |
Время полета на дальность 5 км, сек | 17.6 | 17.0 |
Максимальная бронепробиваемость по нормали к броне, мм | 700 - 750 | 900 |
Максимальная бронепробиваемость по нормали к броне за ВДЗ, мм | 650 - 700 | 850 |
Температурный диапазон применения, °С | от +50 до -50 | |
Максимальная высота применения над уровнем моря, м | 3000 |
Наличие радара на активной фазированной антенной решетке, аналогичной с ПАК ФА Т-50 со штатными характеристиками захвата до 24 воздушных целей указывает на потенциал использования танка как средства ПВО против зависающих или двигающихся встречным курсом воздушных целей, а также БПЛА, аналогично фугасной ракете 9М133ФМ-3 из комплекса Корнет-ЭМ. Зарубежные эксперты отмечают, что Т-14 способен уничтожить БПЛА или вертолет, но основным вооружением для ПВО называют пулеметное вооружение и ожидают повышение калибра зенитной установки до 30мм в серийной версии танка аналогично боевому модулю “ Эпоха “ .
Благодаря наличию АФАР, «Армата» позиционируется как универсальная ударная машина сухопутных войск, включающая в себя полноценный тактический ракетный комплекс, зенитную систему противовоздушной обороны, комплекс армейской разведки и целеуказания и собственно танк.
Пулемётное вооружение составляют зенитная роботизированная установка с Кордом и спаренный ПКТМ.
Также для танка разрабатываются специальные версии пушек на новых электро-термохимических принципах (ЭТХП). В частности для разработки боеприпасов к этим пушкам впервые были привлечены специалисты из ядерно-оружейного комплекса, а именно, Росатома. В результате создания осколочно-фугасных и бронебойно-подкалиберных снарядов повышенного могущества удалось отказаться от использования более слабых кумулятивных боеприпасов.
В передней проекции установлена многослойная комбинированная бронепреграда, выдерживающая попадание большинства современных и перспективных типов противотанковых снарядов и ракет.
Экипаж из трёх человек располагается в изолированной бронекапсуле, сидящим в ряд. V-образное днище корпуса танка усиливает противоминную защиту. Установлена активная защита «Афганит». Она способна перехватывать на подлёте к танку не только кумулятивные гранаты и противотанковые управляемые ракеты, но и подкалиберные снаряды. «Афганит» является усовершенствованным потомком комплекса активной защиты «Штандарт» танка Т-95.
Работа системы активной защиты с ударным ядром – КАЗ “Афганит”
Эксперты Defense Update при анализе системы "Афганит" на Т-14 указывают , что она состоит из поражающих (hard kill) и маскирующих (soft kill) элементов. Поражающие элементы расположены в тумбах под башней, работающих аналогично КАЗ "Дрозд", но эффективней - на более коротком расстоянии.
Маскирующие элементы расположены в небольших мортирках на крыше. Эксперты Defense Update указывают, что маскирующие элементы срабатывают одновременно как: дымовая завеса, мультиспектральная завеса (включая ИК диапазон), непрозрачная для миллиметровых РЛС завеса (путем выброса облака миниатюрных диполей). По мнению Defense Update это полностью блокирует противотанковые системы, построенные на принципе лазерного (Hellfire, TOW, Фагот, Стугна-П, Скиф), ИК-наведения (Javelin, Spike) и с собственным MW-радаром (Brimstone, JAGM), делая Т-14 защищенным от этих ракет, а также от планирующих самонаводящихся зарядов. Для противодействия радарам наведения и самолетам ДРЛО в Т-14 применены элементы стелс-технологий с характерными плоскими гранями. Эксперты Defense Update указывают, что комбированная разрушающая и маскирующая КАЗ "Афганит" срабатывает от 4-х сенсоров, направленных в разные стороны и одного на крыше . При этом сенсоры срабатывают на подлет снаряда или ракеты на уже близком расстоянии, в то же время АФАР-радар танка интегрирован с системой, упреждающей поставки завес на большом расстоянии.
Ранее разработчиками Т-14 также сообщалось , что пулеметная установка с АФАР-радаром способна защищать танк не только сбивая подлетающие противотанковые ракеты, но и обладая существенной вероятностью попадания в противотанковые снаряды, чтобы изменить траекторию полета подкалиберных снарядов или повредить боеприпас кумулятивных.
Для комбинированной многослойной брони специалистами НИИ Стали разработаны новая бронесталь марки 44С-СВ-Ш электрошлакового переплава высокой стойкости, а также новые материалы и конструкции наполнителя. Это позволило уменьшить вес конструкции на 15% при сохранении бронестойкости.
В Т-14 изменена конструкция дополнительных топливных баков , они впервые для советских и российских танков стали несъёмными и утопленными за броню и противокумулятивный экран. При этом баки участвуют в дополнительной защите двигателя, принимая деформации на себя . Выхлоп двигателей Т-14 производится через трубы, идущие через дополнительные топливные баки, что с учетом высокой теплоемкости сотен килограмм топлива снижает видимость танка в ИК-диапазоне.
В своем отчете министерство обороны США подтверждает, что броня Т-14 устойчива к большинству современных боеприпасов, а система "Афганит" действительно обладает возможностью для перехвата в полете даже подкалиберных бронебойных снарядов.
На танке установлена новейшая радиолокационная станция, которая способна одновременно вести до 40 динамических и до 25 аэродинамических целей, контролировать территорию в радиусе до 20 километров и в автоматическом режиме способствовать уничтожению всех ракет и снарядов, летящих в машину на скорости до 1000 метров в секунду. На танк установлены, согласно техзаданию Минпромторга, радиолокаторы Ка-диапазона (26,5—40 ГГц) на базе активной фазированной антенной решетки, сделанные по низкотемпературной керамической технологии.
Т-14 оснащается танковой информационно-управляющей системой (ТИУС), которая контролирует все узлы и агрегаты, управляет бортовыми системами, ведёт диагностику неисправностей и интегрируется с автоматизированной системой управления танкового подразделения. Информация с телевизионных, лазерных и тепловизионных датчиков о боевой обстановке выводится на мониторы танка, панорамный обзор позволяет командиру и наводчику видеть поле боя на 360 градусов. Т-14 способен обмениваться данными с другими бронемашинами и командным пунктом.
К СУО (Система управления огнём) подключена аппаратура системы постановки аэрозольных и дымовых завес и аппаратура системы опознания "Свой-чужой" (подобная той, что установлена на "Объекте 195"; данная СУО является усовершенствованным вариантом СУО танка Т-95).
Цены на Т-14 в открытых источниках не публиковались. В начале 2015 года было сообщено, что заключен контракт на три года и согласована цена танка в мелкосерийном производстве. Заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Олег Бочкарев заявил, что эта цена слишком высока, и производитель должен работать над снижением стоимости. По словам представителей УВЗ цена изделия в крупносерийном производстве будет существенно ниже. Если сравнивать цену Т-14 с ценами современных моделей западных ОБТ, то можно предположить, что Т-14 будет дешевле почти в 2 раза: около 5 миллионов долларов (что немного дороже Т-90АМ).
Тактико-технические характеристики Т-14 «Армата»
Боевая масса, т | 48 |
Экипаж, чел. | 3 человека |
Клиренс, мм | 500? |
Активная защита | «Афганит» |
Динамическая защита | Малахит |
Вооружение Т-14 «Армата» | гладкоствольная пушка 125-мм 2А82-1М пулеметы 1 × 12,7-мм Корд; 1 × 7,62-мм ПКТМ |
Боекомплект пушки | 45 снарядов (32 в АЗ) |
Тип двигателя | А-85-3А (12Н360) |
Мощность двигателя, л. с. | 500 (1800-2000-2200 с форсировкой) |
Скорость по шоссе, км/ч | 80 - 90 |
Скорость по пересечённой местности, км/ч | около 70 |
проекция " Т-14 " на " Т-90 "
проекция " Т-14 " на “ Абрамс “
Объект “ НСВ “ ( На Страх Врагам )
lemur59.ru
Еще совсем недавно считалось, что танки ближайшего будущего должны будут иметь двигатели большой мощности. Некоторые из конструкторов даже утверждали, что мощность моторов должна быть повышена до 1800 -2000 л.с.
По некоторым данным, мощность двигателя перспективного танка Объекта 195, известного также, как Т-95, была в 1500 л.с. Во всяком случае, на сайте ЧТЗ в настоящее время совершенно открыто представлен двигатель 12Н360. Данная силовая установка неоднократно демонстрировалась на выставках в Нижнем Тагиле. Правда, там указывалось, что 12Н360 должен был применяться в "нефтепромысловой установке для восстановления производительности скважин и других машинах специального назначения". И мощность у него была снижена до 1350 л.с.Не исключено, что военный вариант этого двигателя займет свое место в перспективном танке и других машинах унифицированного семейства "Армата".
Вполне вероятно, что для увеличения ресурса мощность вообще будет снижена до 1200 л.с. Об этой вероятности также упоминалось в Сети.
Наверняка двигатель, трансмиссия, и другие системы будут объединены в единый силовой блок, что существенно упростит демонтаж данного блока в случае необходимости. Стоит отметить, что данное решение давно уже применяется в мировом танкостроении, например, на танке "Леклерк" замена движка осуществляется за 30 минут.
У Т-72 на это тратится около 24 часов (правда, опытные техники делают это за 8-10 часов).Военные эксперты отмечают, что на "Армате" обязательно будет ИУС шасси - это информационно-управляющая система - "цифровой борт". С ее помощью осуществляется запуск и управление, диагностика, регулировки, защита и др. То есть, в случае поломки электроника сообщит, что сломалось, и подскажет, что необходимо предпринять.
Разумеется, чтобы эффективно осваивать и эксплуатировать данную технику, понадобится совершенно другой уровень подготовки личного состава. И организационные меры в этом плане необходимо предпринимать уже сейчас.
Gur Khan: на самом деле все гораздо интереснее, чем представляют это себе журналисты. Указанный двигатель имеет три номинала форсировки: 1200л.с., 1350л.с. и 1500л.с. В последнем случае гарантийный ресурс составляет 400 часов (на 1000-сильном В-92С2 - 300 часов), а вот на первом номинале, могу конечно соврать, но если мне не изменяет память, то что то около 12000 часов. Что весьма впечатляет и дает ощутимый выигрыш при эксплуатации в мирное время. При этом в т.н. "угрожаемый период" и тем паче в условиях боевых действий, электроника ИУСа перестраивается на максимальную мощность, что при массе танка до 50 тонн, дает превосходные показатели по удельной мощности - порядка 30л.с. на тонну массы танка (Т-80У что-то около 27л.с./т, у Абрамса около 25 л.с./т) . При этом, на танке использована адаптивная подвеска, позволяющая раскрыть боевой машине весь свой скоростной потенциал.
Украина очень любит хвастать удельными габаритными показателями своих дизелей серии 6ТД. И впрочем, вполне заслуженно, но вот российский дизель А85-3 их уверенно опережает. Что бы не быть голословным, отметим следующие параметры:Габаритная мощность: у А85-3 1379 кВт./м3, а у 6ТД-2 - только 993кВт./м3
Удельная масса: у А85-3 1,32 кг/кВт, а у 6ТД-2 пусть немного, но все же больше 1,33 кг/кВт
Да, русский дизель на 275кг тяжелее украинского, да у него больше литраж и соответственно хуже литровые удельные показатели. Но большой литраж - это не недостаток, а большое благо, дающее и бОльший крутящий момент и бОльший ресурс (надежность). При этом расход топлива у них практически одинаков, при существенно меньшем расходе масла у А85-3. Не зря столько лет в России бились над его доводкой! Добавлю, что двигатель А85-3 является топовой моделью в унифицированном семействе. Так, на БМП "Курганец" устанавливается его "обрезанная" версия 2В-06-3В. Все работы по дизелям типа 2В идут по строго графику и к концу апреля 2014 года ЧТЗ должен поставить на "Уралвагонзавод" для установки в опытные машины уже десятый экземпляр двигателя. Заметим так же, что 10, это как бы не слишком большое число. Но это реальная потребность для опытного производства - больше пока не требуется - с одной стороны, а с другой, показатель отработанности и надежности. Вспомним все те же 5ТДФ и 6ТД - для их отработки понадобилось изготовление нескольких сотен, если не тысяч, экземпляров, и времени на их отработку ушло куда больше чем для отработки 2В (и это при полноценном финансировании времен СССР, когда деньги в Харьков лились рекой).
rjhjnrjd.livejournal.com
В 2015 году на военном параде в Москве, посвященном 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной Войне, широкой публике была представлена новейшая российская разработка — танк Т-14 «Армата», которая должна кардинальным образом повлиять на оснащенность сухопутных армий России и определить концепцию их применения на ближайшие десятилетия. Этот танк, позиционирующийся как танк 4-го поколения, вызвал большой интерес как у нас в стране, так и во всем мире. В этой статье мы рассмотрим историю и предпосылки создания танка «Армата», его отличительные черты и технические характеристики, а также перспективы применения в реальных боевых действиях.
На рубеже 2000-х годов в России разрабатывалось 2 проекта перспективного основного боевого танка, которые должны были бы стать заменой нынешнему российскому ОБТ — Т-90. Один из них — «Объект 460» или «Чёрный орёл» (см. фото выше) — был разработкой Омского конструкторского бюро. Он имел удлиненную модифицированную ходовую от танка Т-80У, в которой к шести каткам был добавлен еще один, а также зауженную башню новой конструкции, вооруженной уже зарекомендовавшей себя стандартной гладкоствольной 125 мм пушкой. Предполагалось, что масса танка будет порядка 48 тонн, а оснащаться он будет 1500-сильным газотурбинным двигателем, что давало бы ему удельную мощность более 30 л.с./т и делало одним из самых динамичных танков в мире.
Второй проект — «Объект 195» или «Т-95» (см. фото ниже) — был разработкой Уральского конструкторского бюро и корпорации «Уралвагонзавод». Это был «убертанк» для своего времени, в котором также на семикатковое шасси устанавливалась необитаемая (безэкипажная) башня, вооруженная грозным 152 мм гладкоствольным орудием. Экипаж танка (всего из 2-х человек) размещался в изолированной бронекапсуле в передней части корпуса. Вес танка был не маленьким — около 55 тонн, и его предполагалось оснастить дизельным двигателем мощностью 1650 л.с., что также давало бы ему неплохие динамические характеристики.
Предполагалось, что кинетическая энергия снаряда, выпущенного из 152 мм гладкоствольного орудия «Объекта 195», так велика, что в случае попадания в башню танка противника попросту ее отрывала.
Но в 2009-2010 годах оба проекта пришлось свернуть по нескольким причинам. Во-первых, разработка обоих танков велась не слишком активно и за время проектирования и испытаний (а это порядка 15-20 лет) они просто морально устарели. Во-вторых, переход на использование таких супертанков как Т-95 — достаточно дорогих и ресурсоемких в производстве — это был бы в какой-то мере переход на немецкий путь развития танкостроения времен Второй Мировой войны, т.е. абсолютно не оправдавший себя «путь королевских тигров и маусов». Нам же нужен был танк универсальный, массовый, с лучшем соотношением цены и качества, как знаменитая наша Т-34. Ну и, в-третьих, оба эти танка не совсем соответствовали концепции сетецентрической войны.
Сетецентрическая война — это современная военная доктрина, ориентированная на увеличение боевой эффективности различных военных соединений, участвующих в вооруженных конфликтах или современных войнах, за счет объединения всех боевых и вспомогательных единиц в единую информационную сеть и как следствие достижения инфокоммуникационного превосходства над противником.
Т.е. получается, что за счет объединения и практически мгновенной коммуникации средств управления, разведывательных средств, а также средств уничтожения и подавления, достигается более ускоренное управление силами и средствами, повышение эффективности поражения сил противника и живучести своих собственных войск, а каждый участник боевых действий получает полную и своевременную информацию о реальной боевой обстановке.
Танковые соединения также должны быть адаптированы к современным реалиям сетецентрической войны, для этого сами танки должны иметь возможность подключаться к единой информационной сети и уметь практически мгновенно передавать в нее информацию, получаемую танком извне за счет своих собственных «обзорных» модулей. По сути это практически одно из требований к танкам нового 4-го поколения.
«Объект 195» в представлении художника.
Классификация танков по поколениям на самом деле не официальна, очень условна и выглядит примерно так:
К первому поколению относятся танки 1950-1960 годов, такие как советские т-44 и т-54, немецкая «Пантера», английский «Центурион» и американский «Першинг».
Второе поколение связывают с появлением так называемых основных боевых танков (ОБТ). К нему относят танки 1960-1980 годов, такие как советский Т-62, американский М-60, английский «Чифтен», немецкий «Леопард» и французский АМХ-30.
К третьему поколению относят последние современные танки, такие как советский Т-80 и российский Т-90, американский «Абрамс», французский «Леклерк», английский «Челленджер», украинский «Оплот», южнокорейская «Черная Пантера», израильская «Меркава», итальянский «Ариете» и немецкий «Леопард-2».
Понятное дело, что более поздние поколения танков отличались более прочной броней, более совершенной защитой и более грозным вооружением. Это относится и к 4-му поколению танков, появление которых уже давно назрело. Но кроме этого, как уже говорилось выше, танки 4-го поколения должны быть максимально приспособлены к сетецентрической войне, а также по возможности соответствовать еще ряду требований:
— иметь необитаемую башню и автомат заряжания;— экипаж должен быть изолирован в бронекапсуле;— танк должен быть частично роботизирован.
Кстати, полностью роботизированный безэкипажный танк можно считать танком 5-го поколения.
Примерно с таким списком требований подошли к разработке нового танка наши конструкторы, когда в 2010 году после свертывания проектов «Объект 195» и «Объект 640» они получили задание в максимально сжатые сроки спроектировать танк нового поколения.
Заказ на проектировку, испытания и производство нового танка получила государственная корпорация «УралВагонЗавод», расположенная в Нижнем Тагиле и занимающаяся разработкой и производством различной военной техники. При разработке нового танка в Уральском Конструкторском Бюро, привязанном к «УралВагонЗаводу», активно использовались уже готовые перспективные наработки по разрабатывавшемуся уже здесь «Объекту 195», а также по проекту Омского конструкторского бюро — «Объекту 640». Оба закрытых проекта в немалой мере помогли нашим конструкторам достаточно быстро справиться с поставленной задачей.
Но самое главное это то, что в этот раз наши конструкторы (а также наше военное руководство) видело проблему постройки нового танка более широко, и было решено разработать не просто танк 4-го поколения, а универсальную платформу на гусеничном ходу, которая бы могла применяться для конструирования самой разнообразной военной техники, что решало бы описанную выше проблему универсальности, массовости и соотношения цены и качества.
Таким образом «Уралвагонзаводом» была спроектирована и реализована так называемая унифицированная боевая тяжелая гусеничная платформата «Армата», на основе которой предполагается создание порядка 30 самых разных наименований военной техники. Причем общими для них будет не только платформа, но и общая система управления боем, общая система связи, общая система активной защиты и многие другие узлы и модули.
Универсальная тяжелая боевая платформа «Армата» имеет три варианта компоновки двигателя: спереди, сзади и посередине. Это позволяет использовать платформу для конструирования практически любых видов военной техники. Для танка, например, используют заднее размещение двигателя, а вот для БМП — наоборот переднее.
На данный момент наша оборонка уже получила первые единицы техники на основе новой платформы — это бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ Т-16 (пока только в качестве проекта), боевая машина пехоты БМП Т-15 и конечно же основной боевой танк Т-14 «Армата», который мы уже могли лицезреть на параде Победы в Москве.
Танк Т-14 — это новейший российский танк 4-го поколения на универсальной боевой тяжелой гусенечной платформе «Армата». Индекс «14» танк получил как обычно по году реализации проекта — 2014. На стадии проекта танк имел обозначение «Объект 148».
Считается, что танк Т-14 «Армата» — это первый в мире танк 4-го поколения, первый танк в рамках концепции сетецентрической войны и что он вообще не имеет аналогов. В общем, по оценкам многих наших и зарубежных специалистов на сегодняшний день «Армата» — это лучший в мире танк.
Для начала давайте вкратце посмотрим, что же представляет из себя этот новый танк «Армата», какие конструктивные решения воплотили в нем наши инженеры-конструкторы, какими главными особенностями он обладает:
— Танк обладает необитаемой башней. На ней установлена уже зарекомендовавшее себя дистанционно управляемое 125 мм гладкоствольное орудие с автоматом заряжания.
— Конструкция танка позволяет установить на него 152 мм орудие, уже испытанное на «Объекте 195».
— Экипаж танка располагается в изолированной бронекапсуле, выдерживающей прямое попадание всех существующих современных противотанковых снарядов.
— Бронекапсула с экипажем надежно отделена от боекомплекта и топливных баков.
— Активная подвеска позволит танку вести точную прицельную стрельбу на скорости до 40-50 км/ч.
— Предполагается, что активная подвеска позволит танку двигаться со скоростью до 90 км/ч не только по шоссе, но и по пересеченной местности.
— Используемый в танке новый вид комбинированной многослойной брони на 15% прочее, чем использовавшаяся в отечественных танках 3-го поколения. Эквивалент толщины брони — около 1000 мм.
— Все модули танка контролируются новейшей танковой информационно-управляющей системой (ТИУС), которая в случае обнаружения какой-либо неисправности оповещает об этом экипаж соответствующим голосовым сообщением.
— В радиолокационном комплексе «Арматы» используются радары с активной фазированной решеткой, способные вести на расстоянии до 100 км порядка 40 наземных и 25 воздушных целей.
— В случае обнаружения летящего в танк снаряда комплекс активной защиты «Афганит» автоматически поворачивает башню танка в сторону этого снаряда, чтобы встретить его более мощной лобовой броней и быть готовым нанести встречный удар по противнику, выпустившему этот снаряд.
— Дальность поражения 125 мм орудия — до 7000 м, в то время как у лучших западных образцов этот параметр составляет 5000 м.
— В танке «Армата» применено большое количество эффективных стелс-технологий, которые делают его практически невидимым или же трудноопределимым для многих видов вооружений.
Хорошая инфографика танка Т-14 с расположением модулей была сделана агенством «РИА Новости»:
К 80-летию «Уралвагонзавода» был выпущен интересный мини-видео-обзор о танке Т-14 «Армата»:
Т-14 — первый танк в мире, на котором используется радиолокационный радар на активной фазированной антенной решётке (АФАР-радары). Радары такого же типа ставят на новые российские многоцелевые истребители пятого поколения Т-50, которые должны прийти на смену СУ-27. В отличие от радаров с пассивной решеткой АФАР-радары состоят из большого числа независимо регулируемых активных модулей, чем значительно повышается следящая способность и надежность, так как в случае выхода из строя одного из модулей радара мы получим лишь незначительное искажение «картинки». Правда и стоимость таких радаров несколько выше.
В «Армате» используется 4 панели АФАР-радаров, расположенные по периметру башни (см. фото выше). Они защищены пуленепробиваемыми и противоосколочными экранами, но, тем не менее, легко могут быть заменены в полевых условиях (на фото видны пластиковые петли для извлечения панелей радаров).
Радиолокационный комплекс танка Т-14 может одновременно отслеживать до 40 наземных движущихся и до 25 воздушных аэродинамических целей, что делает его одним из ключевых элементов на поле боя в рамках концепции сетецентрической войны. Дистанция ведения целей — до 100 км.
Если же в целях маскировки основной обзорный радар танка выключен, то на близкой дистанции его заменяют два радара сверхбыстрой реакции, которые также используются для срабатывания разрушающих элементов активной защиты против выпущенных по танку снарядов.
На башне Т-14 на одной оси с пулеметной установкой установлен панорамный прицел, служащий для определения координат целей, полученных различными обзорными модулями, при этом вращается он на 360 градусов не зависимо от пулемета.
Панорамный прицел включает в себя камеру в видимом диапазоне, камеру в инфракрасном диапазоне и лазерный дальномер. При захвате каждой новой цели радаром панорамный прицел автоматически поворачивается в ее сторону для определения точных ее координат. Полученная информация выводится на мониторы экипажа танка в виде тактической карты с координатами зафиксированных целей, причем в случае надобности можно нажатием пальца по изображению на сенсорном экране уточнить координаты той или иной цели.
Помимо панорамного прицела танк Т-14 оборудован шестью автономными камерами высокой четкости, которые позволяют экипажу следить за обстановкой вокруг танка по всему периметру. Эти камеры позволяют танкистам получать оценивать обстановку при выключенном радаре и в условиях ведения противником радио-электронной борьбы, а также фиксируют лазерные указки, направленные на танк.
Кроме того, эти HD-камеры могут видеть сквозь дымовую завесу (в инфракрасном спектре), давая значительное преимущество «Армате», использующей данный вид маскировки. При этом приводится следующий пример:
При окружении танка Т-14 пехотой противника он может поставить вокруг себя дымовую завесу, сделавшись невидимым для вражеских гранатометчиков, и расстрелять их из пулеметной установки по данным инфракрасных HD-камер.
И радиолокационный комплекс из 4-х АФАР-радаров и 2-х высокоскоростных радаров, и инфракрасные HD-камеры входят в состав комплекса активной защиты танка, которая служит не только для разведки целей, но и для своевременного обнаружения угроз для танка и их ликвидации. Вот какими особенностями обладает устанавливаемый на «Армату» комплекс активной защиты «Афганит»:
— При выявлении подлетающего в сторону танка вражеского снаряда «Афганит» автоматически поворачивает башню танка в сторону этого снаряда, чтобы с одной стороны встретить его более мощной броней, а с другой стороны — чтобы быть готовым нанести встречный удар по объекту, выпустившему этот снаряд.
— При выявлении подлетающих к танку снарядов «Афганит» автоматически управляет пулеметной установкой для их уничтожения.
— В случае необходимости повышенной маскировки «Афганит» может действовать в пассивном режиме с выключенным радаром, ориентируясь на данные HD-камер.
— «Афганит» безопасен для своей пехоты, находящейся вблизи танка, так как для противодействия ракетам противника использует в большей степени средства радио-электронной борьбы и дымометаллических завес.
— Кроме того по последним данным «Афганит» успешно противостоит современным бронебойным снарядам с сердечниками.
Комплекс активной защиты «Афганит» способен поражать снаряды, подлетающие к танку со скоростью до 1700 м/с. Но нашими конструкторами уже разрабатывается новая активная защита — «Заслон», которая сможет перехватывать снаряды, подлетающие со скоростью до 3000 м/с.
На танке Т-14 установлен также и комплекс динамической защиты «Малахит». Вот какими особенностями он обладает:
— «Малахит» успешно противостоит не только различным кумулятивным снарядам, но и способен разрушать новейшие натовские подкалиберные снаряды, которые были специально сконструированы для пробивания таких предшествующих «Малахиту» динамических защит, как «Реликт» и «Контакт-5».
— «Малахит» значительно лучше противостоит самым передовым противотанковым ракетным комплексам (ПТРК).
— За счет снижения количества взрывчатого вещества в динамической защите «Малахит» практически исключен вариант поражения собственной пехоты и повреждения обзорных приборов танка.
Система управления огнем танка Т-14 связана с комплексом активной защиты «Афганит» и его радио-оптическими модулями. С их помощью производится наведение вооружения танка на обнаруженные цели. Кроме того, при прицеливании используются данные, поступающие со следующих датчиков:
— гироскопические датчики угловой ориентации танка в пространстве;— датчик температуры и влажности воздуха;— датчик направления и скорости ветра;— датчиком изгиба ствола от нагрева.
Свои же собственные координаты танк получает с помощью спутниковой системы GLONASS.
Как мы уже писали выше, танк Т-14 может оснащаться как стандартным 125 мм орудием, так и 152 мм пушкой. В стандартной комплектации на «Армату» ставят уже зарекомендовавшее себя 125 мм гладкоствольное орудие 2А82-1C, которое обладает на 17 % более высокой дульной энергией и на 20 % большей точностью, чем лучший образцы западных устанавливаемых на танки орудий.
Также следует отметить, что дальность поражения из этого орудия составляет около 7000 м, что превышает показатели зарубежных танковых орудий у большей части которых дальность поражения не превышает 5000 м. Это опять же дает «Армате» значительное преимущество — именно нашему танку будет принадлежать право «длинной руки», т.е. он сможет расстреливать танки противника, даже не сближаясь с ними на их дальность поражения.
Кроме того, орудие 2A82 имеет возможность стрелять боеприпасами до 1 метра длиной (например, такими как подкалиберные бронебойные снаряды повышенного могущества «Вакуум-1»). На Т-14 устанавливается автомат заряжания на 32 снаряда, за счет чего достигается скорострельность в 10-12 выстрелов в минуту.
На некоторую часть танков «Армата» собираются ставить 152 мм орудие 2A83, у которого бронебойность подкалиберных снарядов больше 1000 мм, а их скорость составляет 2000 м/с, что не оставляет никаких шансов всем известным современным танкам. Кроме того, как заявляют руководители корпорации «Уралвагонзавод», кинетическая энергия снаряда 152 мм орудия такова, что чаще будет просто отрывать башню поражаемого вражеского танка.
Оба орудия позволяют использовать свой ствол для запуска управляемых ракет. Предполагается, что для 152 мм орудия могут использоваться ракеты с бронебойностью до 1500 мм и дальностью действия до 10000 м, которые могут поражать как наземные, так и воздушные цели.
Часть экспертов при этом указывают на возможность использования на вооруженных 152 мм орудием танках Т-14 управляемых активно-реактивных снарядов с дальностью действия до 30 км, что превращает такую «Армату» в танк огневой поддержки с использование как против вражеской пехоты, так и против сильно защищённых объектов противника.Из пулеметного вооружения на «Армату» ставится крупнокалиберный 12,7 мм пулемёт «Корд», управляемый экипажем дистанционно и входящий в комплекс активной защиты «Афганит», а также 7,62 мм пулемёт Калашникова, спаренный с танковым орудием. Причем для перезарядки «Корда» имеется специальная автоматизированная система, не требующая участия членов экипажа.
Как мы указывали выше, одной из главных особенностей танка «Армата» является наличие специальной изолированной бронекапсулы, отделенной от остальной части танка бронированными перегородками и служащей для размещения в ней всего экипажа с компьютерами управления. Кроме того, бронекапсула защищает от оружия массового поражения и имеет систему кондиционирования и систему пожаротушения. Все это значительно повышает и живучесть экипажа, и живучесть самого танка. Заявляется, что максимальная длительность непрерывного пребывания экипажа в бронекапсуле составляет около 3 суток.
При производстве танков «Армата» используется новый вид бронестали с керамическими вставками, которая имеет повышенную бронестойкость. Это позволило при той же толщине брони добиться меньшей массы танка, а соответственно лучшей динамики. Тем не менее ожидается, что в фронтальной проекции Т-14 имеет эквивалент брони более 1000 мм против подкалиберных снарядов и около 1300 мм против кумулятивных снарядов. Это делает танк устойчивым к попаданию в лоб любых современных боеприпасов и способным противостоять таким грозным противотанковым средствам, как американский тяжёлый противотанковый ракетный комплекс «TOW» и американский переносной противотанковый ракетный комплекс «Javelin».
Устройство башни является засекреченной информацией, тем не менее, предполагается, что она состоит из внешнего противоосколочного кожуха, под которым скрывается основная броня башни. Противоосколочный кожух при этом выполняет несколько функций:
— защита приборов танка от осколков, фугасных снарядов и пулевых пробитий;— снижение радиозаметности для противодействия ПТУР с радиолокационным наведением;— экранирование внешних электронных полей, что делает приборы башни устойчивым к разного рода магнитным импульсам.
Ниже представлено видео с возможным устройством башни танка Т-14:
Еще одной значительной особенностью Т-14 является использование различных стелс-технологий, которые кардинальным образом снижают заметность танка инфракрасном, радиолокационном и магнитном спектрах наблюдения. Вот какие стелс-средства применены в «Армате»:
— уникальное GALS-покрытие, способствующее отражению широкого диапазона волн и защищающего танк от перегрева на солнце;
— плоские отражающие грани корпуса, снижающие заметность танка в радиодиапазоне;
— система смешивания выхлопных газов с окружающим воздухом, снижающие заметность танка в инфракрасном диапазоне;
— теплоизоляция на внутренней стороне корпуса, также снижающая заметность Т-14 в ИК-диапазоне;
— тепловые ловушки, искажеющие «сигнатуру» (визуального образа танка) в инфракрасном диапазоне;
— искажение собственного магнитного поля, затрудняющее определение местонахождения танка для магнитометрического оружия.
Все это вызывает значительные затруднения у противника при обнаружении «Арматы», при определении ее координат и вообще при идентификации его как танка.
Многие эксперты считают, что Т-14 «Армата» — это первый в мире стелс-танк.
Танк Т-14 оснащается многотопливным 12-цилиндровым четырёхтактным Х-образным дизельным двигателем с турбонаддувом (12Н360), который был спроектирован в Челябинске и производится там же — на Челябинском тракторном заводом. Двигатель имеет переключающуюся мощность с 1200 до 1500 л.с., но на серийной технике предполагается установка двигателя с максимальной мощностью в 1800 л.с. Это обеспечит танку отличные динамические характеристики — так максимальная скорость по шоссе будет достигать 90 км/ч. К тому же этот четырехтактный двигатель намного экономичней старых двухтактных, за счет чего обеспечивается дальность хода без дозаправки в 500 км.
Коробка на Т-14 автоматическая роботизированная с возможностью переключения на ручное управление.
Также следует отметить, что выхлопные газы выводятся через трубы, проходящие через дополнительные топливные баки. Это обеспечивает их дополнительно охлаждение и в конечном итоге снижает заметность танка в инфракрасном диапазоне. Сами баки прикрыты бронелистами и противокумулятивными экранами, а от возгорания они защищены открытоячеистым наполнителем.
Двигатель и трансмиссия объединены в отдельный модуль, что позволяет произвести замену вышедшего из строя силового блока менее чем за час.
Если раньше на российских танках применялась 6-катковая ходовая, то у платформы «Армата» она 7-катковая, что позволяет строить на ее базе технику с максимальной массой до 60 тонн. Поэтому у танка Т-14 остается огромный потенциал для всякого рода модернизаций.
Используемая в танке Т-14 подвеска — активная , то есть она способна по датчикам определять неровности под гусеницами и автоматически регулировать высоту катков. Эта особенность не только повышает скорость танка по пересеченной местности, но и значительно (примерно в 1.5 — 2.0 раза) повышает точность прицеливания в движении. Высокоточная стрельба во время быстрого перемещения по полю боя — это еще одно неоспоримое преимущество «Арматы» при возможно «встрече» с такими довольно вероятными противниками как «Леопард-2» или «Абрамс», в которых до сих пор используется неуправляемая гидропневматическая подвеска, разработанная больше 30 лет назад.
На «Армату» устанавливается одна из лучших танковых информационно-управляющих систем (ТИУС), которая в режиме реального времени ведет контроль над всеми модулями танка и автоматически проверяет их на предмет неисправности. В случае же выявления каких-либо неполадок ТИУС-система в голосовом режиме информирует об этом экипаж и дает рекомендации по их устранению.
На параде в Москве в 2015 году публике были представлены Т-14 из первой опытно-промышленной партии (в 20 танков). Серийное производство «Арматы» начато в 2016 году и к его концу намечено выпустить еще около 100 машин, которые будут активно использоваться в разного рода испытаниях и учениях для выявления недостатков и определения необходимых улучшений.
Всего же к 2020 году планируется ввести в строй 2300 танков Т-14 «Армата». Именно так государственный заказ был представлен Министерством Обороны РФ госкорпорации «Уралвагонзавод». Причем отдельно было указано, что серийное производство танков «Армата» не будет прекращено даже в условиях жесткого экономического кризиса.
Кстати, руководством «Уралвагонзавода» указывается стоимость танка в 250 млн. рублей (это порядка 4-5 млн. долларов). А значит, вся партия Т-14 в 2300 танков обойдется нашему государству в 10 млрд. долларов.
Кроме танка Т-14 на унифицированной тяжелой боевой гусеничной платформе планируется выпускать бронированную боевую машину пехоты Т-15, первые экземпляры которой были также продемонстрированы на параде Победы в Москве. Надо сказать, что это первая тяжелобронированная БМП в российской армии. Ее танковый уровень бронирования — непробиваемый для современных ПТУР калибром до 150 мм и БОПС калибром до 120 мм, а также наличие активной защиты «Афганит» позволяет ей действовать в одной тактической группе вместе танками Т-14 и делает ее «сетецентрической» боевой машиной.
Масса БМП Т-15 составляет порядка 50 тонн, экипаж — 3 человека, кроме того сзади у нее располагается десантный модуль на 9 человек.
Универсальность и модульность платформы «Арматы» позволяет иметь БМП Т-15 несколько боевых конфигураций:
— Основной вариант с боевым модулем «Бумеранг-БМ», вооружение которого включает противо-танковый ракетный комплекс «Корнет-ЭМ», 30 мм автоматическую зенитную пушку 2А42 и 7,62-мм пулемет ПКТМ, позволяет ей успешно противостоять различным наземным и воздушным целям на дистанции до 4 км (универсальная ПВО-конфигурация).
— Вариант с боевым модулем «Байкал», вооружение которого включает в себя модифицированную корабельную 57 мм зенитную установку с более высокой огневой мощью и дистанцией поражения до 8 км (дальнобойная ПВО-конфигурация).
— Вариант со 120 мм тяжелым минометом (противопехотная конфигурация).
Ниже представлена инфографика с ТТХ по БМП Т-15 «Армата»:
Выше представлено фото бронированной ремонтно-эвакуационной машины БРЭМ-1М, созданной на базе шасси танка Т-72 и предназначенной для эвакуации повреждённой или застрявшей техники в боевых условиях. На базе универсальной тяжелой платформы «Армата» предполагается выпустить новую БРЭМ под индексом Т-16, которая будет оснащаться более мощным грузовым краном и целым комплексом различного специального оборудования.
Дабы включить в одну группу с танками Т-14 и БМП т-15 технику с мощной и дальнобойной огневой поддержкой планируется перенести на тяжелую боевую платформу «Армата» и новейшую нашу самоходную артиллерийскую установку 2С35 «Коалиция-СВ», пришедшую на смену устаревшим САУ 2С3 «Акация» и 2С19 «Мста-С». Разработанная ЦНИИ «Буревестник» и выпускаемая на заводе «Уралтрансмаш», также входящего в корпорацию «Уралвагонзавод», 152 мм самоходная гаубица имеет самый разнообразный спектр целей: от уничтожения тактических ядерных средств противника и разрушения его фортификационных сооружений до противодействия его живой силе и технике.
При проектировании «Коалиции-СВ» также придерживались принципа модульности и универсальности поэтому эта гаубица может устанавливаться практически на любую платформу, в том числе и на корабельную.
Главной особенностью новой САУ является дальность ее действия — до 70 км, что значительно превосходит по этому параметру все известные зарубежные аналоги. Боекомплект «Коалиции-СВ» составляет 70 снарядов, скорострельность — 10-15 выстрелов в минуту.
Кроме того, на базе универсальной платформы «Армата» предполагается также построить следующие виды техники:— Боевая машина огнемётчиков (БМО-2)— Тяжёлая огнемётная система (TOС БМ-2)— Многоцелевая инженерная машина (МИМ-А)— Транспортно-заряжающая машина тяжёлой огнеметной системы (ТЗМ-2)— Минный заградитель (УМЗ-А)— Плавающий транспортёр (ПТС-А)— Мостоукладчик (МТ-А)
Как мы уже писали выше танк Т-14 «Армата» разработан в рамках сетецентрической концепции, поэтому он предназначен для ведения боевых действий в составе тактической группировки, включающей технику и системы самого разного характера: другие танки «Армата» или же модернизированные для сетецентрической войны танки Т-90С, несколько БМП Т-15, батарею САУ «Коалиция-СВ», ударные вертолеты КА-52 «Аллигатор» и другая техника. При этом Т-14 «Армате» в этой группе отводится одна из ключевых ролей, а именно роль разведчика, целеуказателя и командирского танка, управляющего боем посредством единой системы управления.
Все это хорошо, что в части военных проектов мы не отстаем, а где-то и опережаем другие ведущие военные державы мира, и разработка и внедрение универсальной тяжелой платформы «Армата» должны значительно подтянуть обороноспособность нашей страны на случай большой (третьей мировой) войны. Вопрос только какой она будет эта большая война и вообще можно ли будет из нее выйти победителем?
P.S. Ниже представлено видео о новейшей истории наших танковых войск, представленное Министерством Обороны на День танкиста, в котором можно наблюдать и героя нашего обзора — танк Т-14 «Армата».
armata1.ru
Еще совсем недавно считалось, что танки ближайшего будущего должны будут иметь двигатели большой мощности. Некоторые из конструкторов даже утверждали, что мощность моторов должна быть повышена до 1800 -2000 л.с.
По некоторым данным, мощность двигателя перспективного танка Объекта 195, известного также, как Т-95, была в 1500 л.с. Во всяком случае, на сайте ЧТЗ в настоящее время совершенно открыто представлен двигатель 12Н360.Данная силовая установка неоднократно демонстрировалась на выставках в Нижнем Тагиле. Правда, там указывалось, что 12Н360 должен был применяться в "нефтепромысловой установке для восстановления производительности скважин и других машинах специального назначения". И мощность у него была снижена до 1350 л.с.
Не исключено, что военный вариант этого двигателя займет свое место в перспективном танке и других машинах унифицированного семейства "Армата".
Вполне вероятно, что для увеличения ресурса мощность вообще будет снижена до 1200 л.с. Об этой вероятности также упоминалось в Сети.
Наверняка двигатель, трансмиссия, и другие системы будут объединены в единый силовой блок, что существенно упростит демонтаж данного блока в случае необходимости. Стоит отметить, что данное решение давно уже применяется в мировом танкостроении, например, на танке "Леклерк" замена движка осуществляется за 30 минут.
У Т-72 на это тратится около 24 часов (правда, опытные техники делают это за 8-10 часов).
Военные эксперты отмечают, что на "Армате" обязательно будет ИУС шасси - это информационно-управляющая система - "цифровой борт". С ее помощью осуществляется запуск и управление, диагностика, регулировки, защита и др. То есть, в случае поломки электроника сообщит, что сломалось, и подскажет, что необходимо предпринять.
Разумеется, чтобы эффективно осваивать и эксплуатировать данную технику, понадобится совершенно другой уровень подготовки личного состава. И организационные меры в этом плане необходимо предпринимать уже сейчас.
Gur Khan: на самом деле все гораздо интереснее, чем представляют это себе журналисты. Указанный двигатель имеет три номинала форсировки: 1200л.с., 1350л.с. и 1500л.с. В последнем случае гарантийный ресурс составляет 400 часов (на 1000-сильном В-92С2 - 300 часов), а вот на первом номинале, могу конечно соврать, но если мне не изменяет память, то что то около 12000 часов. Что весьма впечатляет и дает ощутимый выигрыш при эксплуатации в мирное время. При этом в т.н. "угрожаемый период" и тем паче в условиях боевых действий, электроника ИУСа перестраивается на максимальную мощность, что при массе танка до 50 тонн, дает превосходные показатели по удельной мощности - порядка 30л.с. на тонну массы танка (Т-80У что-то около 27л.с./т, у Абрамса около 25 л.с./т) . При этом, на танке использована адаптивная подвеска, позволяющая раскрыть боевой машине весь свой скоростной потенциал.
Украина очень любит хвастать удельными габаритными показателями своих дизелей серии 6ТД. И впрочем, вполне заслуженно, но вот российский дизель А85-3 их уверенно опережает. Что бы не быть голословным, отметим следующие параметры:
Габаритная мощность: у А85-3 1379 кВт./м3, а у 6ТД-2 - только 993кВт./м3
Удельная масса: у А85-3 1,32 кг/кВт, а у 6ТД-2 пусть немного, но все же больше 1,33 кг/кВт
Да, русский дизель на 275кг тяжелее украинского, да у него больше литраж и соответственно хуже литровые удельные показатели. Но большой литраж - это не недостаток, а большое благо, дающее и бОльший крутящий момент и бОльший ресурс (надежность). При этом расход топлива у них практически одинаков, при существенно меньшем расходе масла у А85-3. Не зря столько лет в России бились над его доводкой! Добавлю, что двигатель А85-3 является топовой моделью в унифицированном семействе. Так, на БМП "Курганец" устанавливается его "обрезанная" версия 2В-06-3В. Все работы по дизелям типа 2В идут по строго графику и к концу апреля 2014 года ЧТЗ должен поставить на "Уралвагонзавод" для установки в опытные машины уже десятый экземпляр двигателя. Заметим так же, что 10, это как бы не слишком большое число. Но это реальная потребность для опытного производства - больше пока не требуется - с одной стороны, а с другой, показатель отработанности и надежности. Вспомним все те же 5ТДФ и 6ТД - для их отработки понадобилось изготовление нескольких сотен, если не тысяч, экземпляров, и времени на их отработку ушло куда больше чем для отработки 2В (и это при полноценном финансировании времен СССР, когда деньги в Харьков лились рекой).
gurkhan.blogspot.com
Платформа Армата оснащена 12-цилиндровым четырёхтактным Х-образным дизельным двигателем 12Н360 (А-85-3А) с газотурбинным турбонаддувом и жидкостным охлаждением. 12 цилиндров размещены по Х-образной схеме и имеют общий объем почти 35 литров.
Двигатель разработан КБ Трансдизель, в Челябинске. Дизель многотопливный и при необходимости (наряду с дизтопливом) может работать на бензине, керосине или их смесях в любой пропорции.
Смесь образуется путем непосредственного впрыска топлива. Степень сжатия в цилиндрах – 11. А-85-3 выдает до 2000 об./мин. и развивает номинальную мощность в 1500 л.с. Если использовать форсирование, то двигатель может дать до 2,2 тыс. л.с. При этом указывается возможность «снятия» форсирования, что снижает мощность до 1200-1300 л.с., но значительно повышает ресурс двигателя.
Щелкните мышкой по синей панели для получения дополнительной информации.
Танк может совершить марш на 500 км без дозаправки. Повышение дальности марша достигнуто за счёт большей экономичности четырёхтактного двигателя; также четырёхтактный двигатель имеет в 1,5 раза больший моторесурс, легче заводится при низких температурах и требует меньше воздуха для обдува, что снижает заметность машины в ИК-диапазоне и не требует массивных воздушных фильтров. Время замены двигателя после повреждения — 30 минут.
Электронная система диагностики показывает состояние всех систем двигателя и шасси. В случае поломки информация о проблеме и рекомендации по ремонту выводятся на дисплей. Управляется танк с помощью штурвала вместо привычных рычагов.
В ходовые качества танка (скорость по шоссе и бездорожью, проходимость, управляемость) превосходят аналогичные параметры машин старого поколения.
Коробка объединена с двигателем в единый силовой моноблок, что упрощает его замену в случае поломки. Эта схема не нова и применяется на таких танках как немецкий Леопард-2, израильская Меркава и других подобных танках.
Число цилиндров: 12, с газотурбинным наддувом и промежуточным охлаждением воздухаОхлаждение: ЖидкостноеСистема смесеобразования: Непосредственный впрыск топливаПоршень: Составной с галерейным охлаждениемМощность двигателя без сопротивления на впуске и выпуске, кВт (л.с.): 1103 (1500)Частота вращения об/мин): 2000Запас по крутящему моменту 25%Коэффициент приспособляемости: 1,2-1,25Рабочий объем, л: 34,6Степень сжатия: 11Удельный расход топлива, г/кВт*ч: (г/л.с.*ч) 217,9 (160)Масса, кг: 1550Удельная мощность, кВт/кг (л.с./кг): 0,74 (1,0)Габаритная мощность, кВт/м3 (л.с./м3): 1026 (1395)Литровая мощность, кВт/л (л.с./л): 31,88 (43,35)
http://chtz-uraltrac.ru/catalog/items/206.php
http://ng-servis.ru/chtz/catalog/?id=124
http://www.avtomash.ru/katalog/pred/tract/chtz/dvig/12n360.html?PHPSESSID=05e32aa7ra92ciecdd76ju6sv1
© Копировать пост можно лишь при наличии прямой индексируемой ссылки на youinf.ru
А если кто решит проверить нашу силу, Того мы навсегда отучим проверять.
youinf.ru
В Нижнем Тагиле состоялся показ бронетехники из нового семейства. Гвоздем выставки вооружений RAE-2105 был, безусловно, показ бронетехники на платформе «Армата». Мнения о ней буквально раскололи общество напополам. Одни называют новые машины «картонным фейком», другие уверены, что перед нами — основной танк XXI века. Мы побывали на выставке, чтобы сформировать собственное мнение об «Армате».
Совершенно секретно
Задача оказалась непростой. Бронетехнику показали в статичном режиме — без «допуска к телу», под бдительным взглядом охраны. Представители «УралВагонЗавода», который разрабатывает и производит «Арматы», также были крайне скупы на комментарии, поэтому информацию пришлось собирать по крупицам.
«Армата» — это не танк
Сразу уточним, что «Армата» — это название платформы для строительства тяжелой бронетехники, и в Нижнем Тагиле показали два образца: танк Т-14 и БМП Т-15.
Сам принцип платформ хорошо знаком нам по автомобилестроению, когда из одного набора компонентов строят автомобили совершенно разных классов. Платформа «Армата» еще гибче, например, она допускает разные компоновки: если у танка Т-14 двигатель расположен сзади, то у БМП Т-15 — впереди. А есть еще среднемоторный вариант.
Унификация компонентов достаточно обширна: машины семейства «Армата» получат схожие ходовую часть и двигатель, единый набор комплексов вооружений и защиты, унифицированные интерфейс, электрооборудования и т. д. Фактически, «Армата» — это набор узлов, которые можно комбинировать для достижения тех или иных целей. Такой подход очень дорог при первоначальной разработке, зато впоследствии позволяет создавать новые образцы вооружения в сжатые сроки. Кроме того, унификация — это колоссальный плюс для ремонтно-эксплуатационных служб.
Помимо трех представленных образцов техники, «Армата» даст жизнь ремонтно-эвакуационным машинам, тяжелым бронетранспортерам, боевой машине поддержки танков и т. д.
В чем уникальность «Арматы»?
Компоновка бронемашин не имеет аналогов. Так, башня танка Т-14 необитаема, то есть экипаж находится в корпусе машины. Более того, он «инкапсулирован» в броневом отсеке и надежно отделен от боеприпасов, что позволяет выжить даже при детонации арсенала. В сочетании с броней, для изготовления которой используется специально разработанная сталь новой спецификации, это существенно повышает защищенность экипажа.
Принцип изоляции экипажа соблюдается и в других образцах бронемашин, включая БМП Т-15.
Модули вооружения автоматизированы, да и само управление танками нового поколения существенно отличается от того, к чему военные привыкли в XX веке.
Так, по предварительной информации, Т-14 будет управляться штурвалом, а наведение на цель осуществляться по мониторам, на которые выводятся изображения с нескольких оптических систем танка.
Наводчик сможет обнаружить другие танки на расстоянии до 5 км, а в условиях плохой видимости задействовать тепловизорный канал. Командир имеет независимую систему наблюдения, и при необходимости может разворачивать башню танка в нужную сторону и захватывать цель. Есть также режим сопровождения целей, знакомый нам, скорее, по авиасимуляторам. Да и целом управление танком и огнем больше напоминает компьютерную игру. Может быть, именно поэтому для промоушена новой машины использован танковый шутер, промо-ролик которого непрерывно крутился в пресс-центре RAE-2015.
Танк Т-14 получит 152-миллиметровой орудие, а также пулеметы, в том числе зенитные. Для танка такой калибр является очень крупным, и до последнего времени пушкой таких возможностей оснащались гаубицы.
Х-двигатель
Современные российские танки оснащаются V-образным 12-цилиндровым мотором, ведущим родословную от знаменитого дизеля В-2, разработанном до Второй мировой войны, и получившим признание под капотом еще Т-34.
На смену ему идет тоже 12-цилиндровый мотор, но Х-образной компоновки, что делает его относительно компактным: длина и высота составляют порядка 80 см. Аккуратная форма, видимо, удобна для обеспечения гибкости платформы «Арматы»: при разработке новых образцов техники у инженеров будет больше свободы при компоновке силового агрегата.
Потенциально двигатель развивает до 1500 л.с., однако для машин на базе «Арматы» его дефорсировали до 1200 л.с. ради увеличения моторесурса. Разработкой и производством мотора занимаются структуры Челябинского тракторного завода.
Оборонный комплекс
«Арматы» защищены не только броней. Во-первых, есть привычная динамическая защита, которая отстреливает от брони попавший кумулятивный снаряд, способный прожечь металл струей раскаленных газов. У «Армат» динамическую защиту можно навешивать фрагментами в зависимости от выполняемых задач.
Более инновационной является комплексная активная защита «Афганит». Система способна распознать угрозы для танка, включая летящие в него снаряды и противотанковые ракеты, и в автоматическом режиме уничтожить их на подлете к бронемашине.
Для обнаружения целей «Арматы» используют специальный комплекс на базе активной фазированной антенной решетки (АФАР). Проще говоря, это аналог привычному вращающемуся радару, который вы наверняка видели в аэропортах, однако без подвижных элементов. По предварительной информации, «Арматы» будут следить за десятками подозрительными объектов в радиусе 100 километров.
При подлете угрозы к бронемашине система активной защиты из специальной пусковой установки выпустит ударное ядро, которое должно поразить подлетающий снаряд или ракету. Кроме того, система может автоматически выбрасывать маскирующие элементы, позволяющие сбить с толку системы наведения противотанковых ракет.
Больше, чем просто танк
Дело не только в том, что «Армата» — это целая платформа для тяжелых бронемашин. Сама по себе концепция предполагает, что тот же Т-14 будет универсальным комплексом вооружения, способным бороться, например, как с танками и живой силой противника, так и с авиацией. Танк может вести разведку или обеспечивать управление другими боевыми единицами.
Унификация «Армат» позволит им эффективно действовать в составе групп, обмениваясь информацией, в том числе для активной защиты бронетехники. Упрощенно говоря, если радар одной из машин обнаружил ракету, выпущенную по другой «Армате», последняя будет предупреждена об угрозе.
Быстрый обмен информацией открывает новые горизонты в управлении боевыми подразделениями. Например, уже не первый год развиваются машины боевой поддержки танков, в народе называемые «Терминаторами», на шасси танков Т-90 и Т-72, а в перспективе — на платформе «Арматы». Эти машины предназначены для борьбы с угрозами, против которых применение танков не всегда эффективно, например, пеших бойцов с противотанковым оружием. Однако полезность «Терминаторов» очень сильно зависит от координированных действий боевой группы. Ведь сам по себе «Терминатор» — не самостоятельная боевая единица, и может действовать лишь в «оркестре» с другой бронетехникой.
Уже на начальном этапе проектирования «Армата» подразумевает широкие возможности по автоматизации техники, вплоть до создания танка-робота.
Некоммерческое использование
О сроках появления бронемашин на базе «Армата» в войсках, кажется, не готов говорить никто: видимо, речь о 2017 годе при оптимистичном развитии событий. Между тем, нам дали понять, что «Армата» — продукт для внутреннего пользования, и несмотря на интерес к ней иностранных делегаций, экспортных поставок в ближайшее время не планируется.
Наполовину полон или наполовину пуст?
«Армата» оставляет двоякое впечатление. С одной стороны, ее декларируемые возможности и внешний вид словно взяты из фантастического фильма. С другой, именно сложность «Арматы» ставит вопрос, насколько эффективно и надежно будет работать вся эта хитрая «кибернетика».
В боевых условиях неприхотливость техники порой оказывается ценнее ее предельных возможностей, и если верить написанному, «Армата» потребует очень серьезной организации техобеспечения и высокого уровня специалистов, с ней работающих. Отсюда вытекает и вопрос цены, причем как самих машин, так и их обслуживания.
Впрочем, речь идет о качественно новой боевой машине, которая не является очередной реинкарнацией советских танков, и в принципе не имеет аналогов в мире. Речь идет о машине, которая должна выполнять задачи в условиях вооруженных конфликтов другого времени, чем привычные глазу танки Т-72.
Задача, безусловно, амбициозна. И, скорее всего, рождение «Арматы» не будет гладким. На радость скептикам будет и перенос сроков, и досадные поломки. Просто нужно понимать, что все новое появляется на свет именно так, через боль разочарования. Конечно, если оно действительно новое.
/Артем Краснов, svpressa.ru/
army-news.ru