Ан-24 (по кодификации НАТО: Coke — «Кокс») — турбовинтовой пассажирский самолёт для линий малой и средней протяжённости. Оснащён двумя турбовинтовыми двигателями АИ-24 2 серии, АИ-24Т (Ивченко) с воздушным винтом АВ-72, АВ-72Т изменяемого шага. Ан-24 выпускался с 1959 по 1979 год. Было выпущено более 1200 таких самолётов. На конец 2011 года 101[3] эксплуатируются. С начала 1960-х годов и вплоть до настоящего времени[когда?] остаётся основным самолётом, летающим на местных авиалиниях в СССР/России и странах СНГ.
Разработка нового двухдвигательного пассажирского самолёта Ан-24, предназначенного для эксплуатации на местных авиалиниях, началась в ГСОКБ-473 имени О. К. Антонова в 1958 году в соответствии с постановлением СМ СССР № 1417—656 от 18 декабря 1957 года. Согласно заданию самолёт должен был перевозить пассажиров с эквивалентной нагрузкой 4000 кг на расстояние до 400 км с крейсерской скоростью 450 км/ч. Предусматривалось применение двигателей АИ-24.
Первый полёт Ан-24 совершил 20 октября 1959 года, за его штурвалом находился экипаж лётчика-испытателя Г. И. Лысенко. В 1961 году проходили заводские и государственные испытания. Серийное производство самолёта началось в начале 1962 года на заводе № 473 в Киеве. В сентябре 1962 года состоялся первый технический рейс с пассажирами. 31 октября 1962 года началась эксплуатация самолёта на трассе Киев — Херсон.
Средний расчётный технический ресурс на одну машину на этапе ввода самолёта в эксплуатацию оценивался О. К. Антоновым в 30 тыс. лётных часов, соответственно чему срок службы самолёта в условиях мирного времени оценивался им в 10—15 лет эксплуатации[4].
В советское время Ан-24 был одним из самых востребованных самолетов и обеспечивал треть пассажирооборота в стране. Причина высокого спроса на лайнер заключалась в его возможности совершать посадку на небольшие неподготовленные аэродромы и грунт.[5]
Производство самолёта продолжалось до 1979 года. С 1962 по 1979 год было выпущено более 1200 машин, из них 1028 выпустил Киевский авиационный завод «Авиант». Также Ан-24 производился в Китае под названием Xian Y-7.
Двухмоторный турбовинтовой высокоплан нормальной аэродинамической схемы с прямым крылом (угол стреловидности 6° 50' по линии 25 % хорд) и однокилевым оперением.
Подробное описание конструкции приведено в статье по самолёту Ан-26, в целом, за исключением конструкции хвостовой части с рампой и интерьера грузовой кабины, аналогичному по конструкции Ан-24.
Фюзеляж герметичный, типа полумонокок. Силовая конструкция состоит из набора стрингеров и балок. Вместо клёпки применены клеесварные соединения. Сечение фюзеляжа образовано двумя дугами разного диаметра. В носовой части фюзеляжа расположена кабина экипажа. За ней размещён передний багажный отсек, пассажирский салон, буфет, туалет, гардероб и задний багажный отсек.
Крыло — трапециевидной формы в плане, кессонного типа, большого удлинения. Крыло состоит из двух лонжеронов. На центроплане располагаются два отклоняющихся однощелевых закрылка, а на консолях — два выдвижных двухщелевых закрылка. Также на консолях размещены два разрезных элерона. Хвостовое оперение — традиционное, дополненное подфюзеляжным килем.
Шасси самолёта — трёхопорное: две главных опоры и одна передняя. Двойные колёса на каждой стойке. Давление внутри пневматиков регулируется на земле.
Силовая установка состоит из двух турбовинтовых двигателей АИ-24 конструкции А. Г. Ивченко с четырёхлопастными воздушными винтами АВ-72, АВ-72Т и агрегата автономного запуска ТГ-16 (на самолёте Ан-24РВ в правой мотогондоле установлен дополнительный турбореактивный двигатель РУ-19А300 тягой 800 кгс).Диаметр винтов 3,9 м. Мощность каждого двигателя на взлётном режиме — 2550 л. с. Топливо размещается в четырёх мягких баках в центроплане общей ёмкостью 1420 л (при доработке — в восьми мягких баках общей ёмкостью 2500 л) и в двух баках-кессонах в средних частях крыла общей ёмкостью 3680 л.
Источник данных: [6]
Технические характеристикиЛётные характеристикиАн-24 | Первый серийный вариант. Выпускался в 1962 году. |
Ан-24 «Нить» | Самолёт для исследований природных ресурсов Земли и Мирового океана. Изготовлен в 1978 году. |
Ан-24 «Троянда» | Летающая лаборатория для отработки оборудования для поиска подводных лодок. В 1968 году переоборудован 1 Ан-24Т. |
Ан-24А | Пассажирский вариант, рассчитанный на 44 места. В 1962—1963 годах изготовлено 200 самолётов. |
Ан-24АТ | Проект военно-транспортного самолёта на базе Ан-24А. Отличался с двигателями ТВ2-117ДС с соосными винтами диаметром 4 м. |
Ан-24АТ-У | Проект самолёта укороченного взлёта и посадки на базе Ан-24АТ (предлагалась установка пороховых ускорителей ПРД-63 и тормозных парашютов). |
Ан-24АТ-РД | Проект самолёта на базе Ан-24АТ с двумя разгонными двигателями Р27Ф-300. |
Ан-24Б | Пассажирский вариант с увеличенной до 21 т взлётной массы, рассчитанный на 48—52 мест. Выпускался с 1964 года. Изготовлено 400 самолётов. |
Ан-24В | Экспортный вариант Ан-24Б. Выпускался с 1964 года. |
Ан-24Д | Проект пассажирского варианта, рассчитанный 60 мест и дальность полёта до 2700 км. |
Ан-24К | Проект административного (служебного) самолёта, рассчитанный на 16-18 мест. |
Ан-24ЛП | Лесопожарный. В 1971 году переоборудовано 3 самолёта. |
Ан-24ЛР «Торос» | Самолёт ледовой разведки. В 1967 году изготовлено 5 самолётов. |
Ан-24ПС | Поисково-спасательный на базе Ан-24Т. |
Ан-24ПРТ | Вариант Ан-24ПС с упрощённым составом оборудования. |
Ан-24Р | Самолёт радиоразведки и радиоконтроля. |
Ан-24РВ | Вариант Ан-24Б (В) с установленной в правой мотогондоле ТВД вспомогательной силовой установкой РУ-19А-300. |
Ан-24РР | Самолёт-лаборатория для радиационной разведки. В 1967—1968 годах переоборудовано 4 самолёта. |
Ан-24РТ | Военно-транспортный с дополнительным двигателем РУ-19А-300. В 1969—1971 годах на Иркутском авиазаводе изготовлено 62 самолёта. |
Ан-24РТ (Ан-24РТР) | Самолёт-радиоретранслятор. |
Ан-24Т (Ан-34) | Военно-транспортный самолёт на базе Ан-24Б (В). Имел большую грузовую дверь в правом борту в передней части фюзеляжа и дверь в левом борту в хвостовой части, грузовой люк в хвосте. Разработан в 1961—1965 годах. Первый полёт 16 ноября 1965 года. В 1967—1971 годах на Иркутском авиазаводе изготовлено 164 самолёта. |
Ан-24УШ | Учебно-штурманский вариант Ан-24. Отличался 5 рабочими местами штурманов. В 1970 году переоборудованы 7 самолётов. |
Ан-24ФК (Ан-30) | Фотокартографический вариант (совместная работа ОКБ Бериева и ОКБ Антонова). В 1975-1980 годах на Киевском авиационном заводе изготовлено 115 самолётов. |
Ан-24ШТ | Штабной вариант Ан-24. В 1968 году переоборудовано 36 самолётов. |
Ан-26 | Военно-транспортный самолёт. Отличается наличием грузовой рампы в задней части фюзеляжа, кран-балки и другого погрузочно-разгрузочного оборудования. В 1968-1986 годах изготовлено 1398 самолётов. |
Ан-44 | Проект транспортного самолёта. Отличался большой грузовой дверью в левом борту. |
Ан-50 | Проект с 4 ТРД АИ-25. Разработан в 1972 году. |
Xian Y-7 | Китайский вариант Ан-24РВ. Первый полёт 25 декабря 1970 года. В 1984—2000 годах изготовлено 70 самолётов. |
Палубный самолёт ДРЛО на базе Y-7 | Летающий радар.[7]. |
Xian MA60 | Модернизированный вариант Y-7. Выпускается с 2000 года Сианьской авиастроительной компанией. |
По неофициальным данным[8] на 14 февраля 2013 года, в результате катастроф, аварий и уничтожения на земле в ходе боевых действий было потеряно 162 самолёта типа Ан-24. В результате катастроф погибло (по состоянию на 2012 год) 2120 человек, включая 29 человек на земле. Кроме того, 4 человека погибло в результате 33 попыток захвата или угона самолётов Ан-24[9].
Указаны операторы только варианта Ан-24 и Ан-24РВ, операторы иных модификаций указаны в соответствующих им статьях.
wikiredia.ru
Ан-24 | Первый серийный вариант. Выпускался в 1962 году. |
Ан-24 «Нить» | Самолёт для исследований природных ресурсов Земли и Мирового океана. Изготовлен в 1978 году. |
Ан-24 «Троянда» | Летающая лаборатория для отработки оборудования для поиска подводных лодок. В 1968 году переоборудован 1 Ан-24Т. |
Ан-24А | Пассажирский вариант, рассчитанный на 44 места. В 1962—1963 годах изготовлено 200 самолётов. |
Ан-24АТ | Проект военно-транспортного самолёта на базе Ан-24А. Отличался с двигателями ТВ2-117ДС с соосными винтами диаметром 4 м. |
Ан-24АТ-У | Проект самолёта укороченного взлёта и посадки на базе Ан-24АТ (предлагалась установка пороховых ускорителей ПРД-63 и тормозных парашютов). |
Ан-24АТ-РД | Проект самолёта на базе Ан-24АТ с двумя разгонными двигателями Р27Ф-300. |
Ан-24Б | Пассажирский вариант с увеличенной до 21 т взлётной массы, рассчитанный на 48—52 мест. Выпускался с 1964 года. Изготовлено 400 самолётов. |
Ан-24В | Экспортный вариант Ан-24Б. Выпускался с 1964 года. |
Ан-24Д | Проект пассажирского варианта, рассчитанный 60 мест и дальность полёта до 2700 км. |
Ан-24К | Проект административного (служебного) самолёта, рассчитанный на 16-18 мест. |
Ан-24ЛП | Лесопожарный. В 1971 году переоборудовано 3 самолёта. |
Ан-24ЛР «Торос» | Самолёт ледовой разведки. В 1967 году изготовлено 5 самолётов. |
Ан-24ПС | Поисково-спасательный на базе Ан-24Т. |
Ан-24ПРТ | Вариант Ан-24ПС с упрощённым составом оборудования. |
Ан-24Р | Самолёт радиоразведки и радиоконтроля. |
Ан-24РВ | Вариант Ан-24Б (В) с установленной в правой мотогондоле ТВД вспомогательной силовой установкой РУ-19А-300. |
Ан-24РР | Самолёт-лаборатория для радиационной разведки. В 1967—1968 годах переоборудовано 4 самолёта. |
Ан-24РТ | Военно-транспортный с дополнительным двигателем РУ-19А-300. В 1969—1971 годах на Иркутском авиазаводе изготовлено 62 самолёта. |
Ан-24РТ (Ан-24РТР) | Самолёт-радиоретранслятор. |
Ан-24Т (Ан-34) | Военно-транспортный самолёт на базе Ан-24Б (В). Имел большую грузовую дверь в правом борту в передней части фюзеляжа и дверь в левом борту в хвостовой части, грузовой люк в хвосте. Разработан в 1961—1965 годах. Первый полёт 16 ноября 1965 года. В 1967—1971 годах на Иркутском авиазаводе изготовлено 164 самолёта. |
Ан-24УШ | Учебно-штурманский вариант Ан-24. Отличался 5 рабочими местами штурманов. В 1970 году переоборудованы 7 самолётов. |
Ан-24ФК (Ан-30) | Фотокартографический вариант (совместная работа ОКБ Бериева и ОКБ Антонова). В 1975-1980 годах на Киевском авиационном заводе изготовлено 115 самолётов. |
Ан-24ШТ | Штабной вариант Ан-24. В 1968 году переоборудовано 36 самолётов. |
Ан-26 | Военно-транспортный самолёт. Отличается наличием грузовой рампы в задней части фюзеляжа, кран-балки и другого погрузочно-разгрузочного оборудования. В 1968-1986 годах изготовлено 1398 самолётов. |
Ан-44 | Проект транспортного самолёта. Отличался большой грузовой дверью в левом борту. |
Ан-50 | Проект с 4 ТРД АИ-25. Разработан в 1972 году. |
Xian Y-7 | Китайский вариант Ан-24РВ. Первый полёт 25 декабря 1970 года. В 1984—2000 годах изготовлено 70 самолётов. |
Палубный самолёт ДРЛО на базе Y-7 | Летающий радар.[7]. |
Xian MA60 | Модернизированный вариант Y-7. Выпускается с 2000 года Сианьской авиастроительной компанией. |
ru-wiki.org
Ан-24 - пассажирский турбовинтовой самолет для линий малой и средней дальности, созданный в ОКБ им. О.К.Антонова в 1959 году для использования в условиях высокогорья и широкого диапазона температур и сажать на небольших неподготовленных аэродромах.
ЧП произошло при взлете пассажирского самолета Ан-24 утром 4 февраля в аэропорту Якутска. Сообщалось, что при попытке взлета было зафиксировано возгорание левого двигателя самолета. Позже пресс-секретарь Северо-Восточного Управления внутренних дел на транспорте МВД России Наталья Шахурдина уточнила, что при разбеге у Ан-24 преждевременно убралось шасси, и самолет коснулся фюзеляжем взлетно-посадочной полосы. Благодаря действиям пилотов самолет остался на полосе, но экстренное выключение двигателей привело к незначительному задымлению кабины экипажа.
Ан-24 - пассажирский турбовинтовой самолет для линий малой и средней дальности, созданный в ОКБ им. О.К.Антонова в 1959 году. Летные данные и силовая установка Ан-24 позволяют использовать самолет в условиях высокогорья и широкого диапазона температур и сажать на небольших неподготовленных аэродромах.
Ан-24 оснащен двумя турбовинтовыми двигателями ТВД АИ-24 и одним дополнительным турбореактивным двигателем ТРД РУ19А-300. Мощность одного двигателя - 2550 э.л.с.
Ан-24 имеет конфигурацию свободнонесущего моноплана с высоким расположением крыла, оборудованного закрылками Фаулера большого размаха - двухщелевыми с внешней стороны гондолы двигателя и однощелевыми в корневой части крыла. Хвостовое оперение традиционное, дополненное на серийном самолете подфюзеляжным килем; фюзеляж типа полумонокок. Гидравлически убирающееся трехопорное шасси имеет двойные колеса на каждой стойке, управляемые и поворотные колеса носовой опоры, регулируемое в полете и на земле давление внутри пневматиков.
В апреле 1960 года поднялся в воздух первый из опытных образцов самолета.
Серийные самолеты Ан-24 начали использоваться Аэрофлотом в 1962 году, а в сентябре 1963 годапервые 50-местные Ан-24В стали выполнять рейсы между Москвой, Воронежем и Саратовом.
Последующие версии самолета включали в себя:
Ан-24В Srs II - 50-местный пассажирский самолет, переоборудуемый в грузопассажирский, грузовой или административный; Ан-24РВ - аналогичен предыдущей версии, но оборудован дополнительным разгонным турбореактивным двигателем с тягой 900 кг (1985 л.с.), служащим для автономного запуска двигателей и повышения энерговооруженности самолета на взлете; АН-24Т - грузовой самолет с люком в нижней задней части фюзеляжа, с двумя подфюзеляжными килями с внешних сторон грузового люка, с грузовой лебедкой и транспортером; Ан-24РТ - аналогичен Ан-24Т, но с разгонным турбореактивным двигателем, как у Ан-24РВ; Ан-24ЛП - лесопожарный вариант.
Летно-технические характеристики Ан-24:
Экипаж - 4 чел. Максимальное количество пассажиров - 52 чел. Скорость крейсерская - 450 км/ч Максимальная высота полета - 6000 м. Длина разбега - 650 м. Длина пробега (при посадочной массе 20,5 т.) - 590 м. Время набора высоты в 6000/8000 м. - 15/26 сек. Расход авиатоплива в крейсерском режиме - 0,92 т/час Максимальный взлетный вес - 21800 кг. Максимальный посадочный вес - 21800 кг. Полетная масса - 14400 кг. Масса пустого самолета - 13920 кг. Максимальная масса груза - 5500 кг. Максимальный запас топлива - 4790 кг.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
ria.ru
Ан-24 (по кодификации НАТО: Coke — «Сажа», «копоть») — пассажирский турбовинтовой самолёт для линий малой и средней протяжённости.
Дальность полёта: 2000 км. Крейсерская скорость: 450 км/ч. Максимальная взлётная масса: 21 т. Оснащён двумя турбовинтовыми двигателями АИ-24 2 серии, АИ-24Т (Ивченко) с воздушным винтом АВ-72, АВ-72Т изменяемого шага. Ан-24 выпускался с 1959 по 1979 год. Было выпущено более 1000 таких самолётов, 101[1] эксплуатируются. С начала 60-х годов и вплоть до настоящего времени остается основным самолетом, летающим на местных авиалиниях в СССР/России.Разработка нового двухдвигательного пассажирского самолёта Ан-24, предназначенного для эксплуатации на местных авиалиниях, началась в ГСОКБ-473 им. О. К. Антонова в 1958 году в соответствии с постановлением СМ СССР № 1417—656 от 18 декабря 1957 года. Согласно заданию самолёт должен был перевозить пассажиров с эквивалентной нагрузкой 4000 кг на расстояние до 400 км с крейсерской скоростью 450 км/ч. Предусматривалось применение двигателей АИ-24.
Первый полёт Ан-24 совершил 20 октября 1959 года, за его штурвалом находился экипаж лётчика-испытателя Г. И. Лысенко. В 1961 году проходили заводские и государственные испытания. Серийное производство самолёта началось в начале 1962 года на заводе № 473 в Киеве. В сентябре 1962 года состоялся первый технический рейс с пассажирами. 31 октября 1962 года началась эксплуатация самолёта на трассе Киев-Херсон.
Производство самолёта продолжалось до 1979 года. С 1962 года по 1979 было выпущено более 1200 машин, из них 1028 выпустил Киевский авиационный завод «АВИАНТ». Также Ан-24 производился в Китае под названием Y-7.
На 1 января 2006 в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации числятся 207 самолётов этого типа, из них 121 эксплуатируется[источник не указан 607 дней].
Самолётом Ан-24 пользуется ФК «Мордовия».[2]
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 12 мая 2011. |
Двухмоторный турбовинтовой высокоплан нормальной аэродинамической схемы с прямым крылом (угол стреловидности 6° 50' по линии 25 % хорд) и однокилевым оперением.
Подробное описание конструкции приведено в статье по самолёту Ан-26, в целом, за исключением конструкции хвостовой части с рампой и интерьера грузовой кабины, аналогичному по конструкции Ан-24.
Фюзеляж герметичный, типа полумонокок. Силовая конструкция состоит из набора стрингеров и балок. Вместо клёпки применены клеесварные соединения. Сечение фюзеляжа образовано двумя дугами разного диаметра. В носовой части фюзеляжа расположена кабина экипажа. За ней размещен передний багажный отсек, пассажирский салон, буфет, туалет, гардероб и задний багажный отсек.
Крыло — трапециевидной формы в плане, кессонного типа, большого удлинения. Крыло состоит из двух лонжеронов. На центроплане располагаются два отклоняющихся однощелевых закрылка, а на консолях — два выдвижных двухщелевых закрылка. Также на консолях размещены два разрезных элерона. Хвостовое оперение — традиционное, дополненное подфюзеляжным килем.
Шасси самолёта — трехопорное: две главных опоры и одна передняя. Двойные колеса на каждой стойке. Давление внутри пневматиков регулируется на земле.
Силовая установка состоит из двух турбовинтовых двигателей АИ-24 конструкции А. Г. Ивченко с четырёхлопастными воздушными винтами АВ-72, АВ-72Т и агрегата автономного запуска ТГ-16 (на самолёте Ан-24РВ в правой мотогондоле установлен дополнительный турбореактивный двигатель РУ-19А300 тягой 800 кгс). Диаметр винтов 3,9 м. Мощность каждого двигателя на взлётном режиме — 2550 л.с. Топливо размещается в 4-х мягких баках в центроплане общей ёмкостью 1420 л (при доработке — в 8-ми мягких баках общей ёмкостью 2500 л) и в 2-х баках-кессонах в средних частях крыла общей ёмкостью 3680 л.
Sound_of_AN-24_airplane | |
Звук пролетающего АН-24 | |
Помощь по воспроизведению |
Источник данных: [3]
Технические характеристики
Лётные характеристики
Источник[5]
По неофициальным данным[6] на 14 апреля 2012 года в результате катастроф, аварий и уничтожения на земле в ходе боевых действий был потерян 161 самолёт типа Ан-24. В результате катастроф погибло 2120 человек, включая 29 человек на земле. Кроме того, 4 человека погибло в результате 33 попыток захвата или угона самолётов Ан-24[7].
dic.academic.ru
Ан-24 | Первый серийный вариант. Выпускался в 1962 году. |
Ан-24 «Нить» | Самолёт для исследований природных ресурсов Земли и Мирового океана. Изготовлен в 1978 году. |
Ан-24 «Троянда» | Летающая лаборатория для отработки оборудования для поиска подводных лодок. В 1968 году переоборудован 1 Ан-24Т. |
Ан-24А | Пассажирский вариант, рассчитанный на 44 места. В 1962—1963 годах изготовлено 200 самолётов. |
Ан-24АТ | Проект военно-транспортного самолёта на базе Ан-24А. Отличался с двигателями ТВ2-117ДС с соосными винтами диаметром 4 м. |
Ан-24АТ-У | Проект самолёта укороченного взлёта и посадки на базе Ан-24АТ (предлагалась установка пороховых ускорителей ПРД-63 и тормозных парашютов). |
Ан-24АТ-РД | Проект самолёта на базе Ан-24АТ с двумя разгонными двигателями Р27Ф-300. |
Ан-24Б | Пассажирский вариант с увеличенной до 21 т взлётной массы, рассчитанный на 48—52 мест. Выпускался с 1964 года. Изготовлено 400 самолётов. |
Ан-24В | Экспортный вариант Ан-24Б. Выпускался с 1964 года. |
Ан-24Д | Проект пассажирского варианта, рассчитанный 60 мест и дальность полёта до 2700 км. |
Ан-24К | Проект административного (служебного) самолёта, рассчитанный на 16-18 мест. |
Ан-24ЛП | Лесопожарный. В 1971 году переоборудовано 3 самолёта. |
Ан-24ЛР «Торос» | Самолёт ледовой разведки. В 1967 году изготовлено 5 самолётов. |
Ан-24ПС | Поисково-спасательный на базе Ан-24Т. |
Ан-24ПРТ | Вариант Ан-24ПС с упрощённым составом оборудования. |
Ан-24Р | Самолёт радиоразведки и радиоконтроля. |
Ан-24РВ | Вариант Ан-24Б (В) с установленной в правой мотогондоле ТВД вспомогательной силовой установкой РУ-19А-300. |
Ан-24РР | Самолёт-лаборатория для радиационной разведки. В 1967—1968 годах переоборудовано 4 самолёта. |
Ан-24РТ | Военно-транспортный с дополнительным двигателем РУ-19А-300. В 1969—1971 годах на Иркутском авиазаводе изготовлено 62 самолёта. |
Ан-24РТ (Ан-24РТР) | Самолёт-радиоретранслятор. |
Ан-24Т (Ан-34) | Военно-транспортный самолёт на базе Ан-24Б (В). Имел большую грузовую дверь в правом борту в передней части фюзеляжа и дверь в левом борту в хвостовой части, грузовой люк в хвосте. Разработан в 1961—1965 годах. Первый полёт 16 ноября 1965 года. В 1967—1971 годах на Иркутском авиазаводе изготовлено 164 самолёта. |
Ан-24УШ | Учебно-штурманский вариант Ан-24. Отличался 5 рабочими местами штурманов. В 1970 году переоборудованы 7 самолётов. |
Ан-24ФК (Ан-30) | Фотокартографический вариант (совместная работа ОКБ Бериева и ОКБ Антонова). В 1975-1980 годах на Киевском авиационном заводе изготовлено 115 самолётов. |
Ан-24ШТ | Штабной вариант Ан-24. В 1968 году переоборудовано 36 самолётов. |
Ан-26 | Военно-транспортный самолёт. Отличается наличием грузовой рампы в задней части фюзеляжа, кран-балки и другого погрузочно-разгрузочного оборудования. В 1968-1986 годах изготовлено 1398 самолётов. |
Ан-44 | Проект транспортного самолёта. Отличался большой грузовой дверью в левом борту. |
Ан-50 | Проект с 4 ТРД АИ-25. Разработан в 1972 году. |
Xian Y-7 | Китайский вариант Ан-24РВ. Первый полёт 25 декабря 1970 года. В 1984—2000 годах изготовлено 70 самолётов. |
Палубный самолёт ДРЛО на базе Y-7 | Летающий радар.[7]. |
Xian MA60 | Модернизированный вариант Y-7. Выпускается с 2000 года Сианьской авиастроительной компанией. |
http-wikipediya.ru
Турбовинтовой самолет АН-24Б (см. рисунки на 2-3-й стр. вкладки) создан коллективом под руководством генерального конструктора О. К. Антонова. Лайнер имеет отличные аэродинамические формы. Он предназначен для пассажирских и грузовых перевозок на линиях малой и средней протяженности (от 200 до 2000 км) и заменил на местных и магистральных воздушных линиях самолеты ЛИ-2 и ИЛ-14 с поршневыми двигателями. Большая энерговооруженность, мощная механизация крыла, шасси высокой проходимости и значительное удаление двигателей от земли обеспечивают без- опасную эксплуатацию с грунтовых аэродромов. Самолет АН-24Б прошел многочисленные тщательные испытания и показал отличные взлетно-посадочные качества, высокую надежность и прочность. Он надежен и прост в управлении, обладает отличной маневренностью и прекрасными характеристиками на минимальных скоростях полета. Самолет имеет убирающееся в полете шасси. Главные ноги одностоечного типа, убираются вперед в специальные отсеки под двигателями. Размер пневматиков 900X300 370 мм. Передняя нога установлена в носовой части фюзеляжа и также убирается вперед, в отсек под кабиной экипажа. Размер пневматика 700X250 мм. На чертеже ясно видно, как устроены переднее шасси, основное шасси и винтомоторная группа самолета. Этого материала достаточно для постройки хорошей модели. Нанесение на модели панельного раскроя, лючков, заклепочных швов, установка мелких деталей (антенн, жалюзи и др.) придает ей максимальное сходство с оригиналом. ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ САМОЛЕТА АН-24Б Взлетный вес 21 т Мощность двигателей 2x2550 л. с. Максимальный вес 57000 кг Количество пассажиров 50 чел. Крейсерская скорость 450-500 км/час Практический потолок 4000 м Размах крыльев 29,20 м Длина фюзеляжа 23,53 м Площадь крыла 72,46 м2 Размах стабилизатора 9,08 м Площадь стабилизатора 17,23 м2 Высота киля над фюзеляжем 4,9 м Площадь киля (без форкиля) 13,38 м2 С. ОНИЩЕНКО, А. ПОТАМАШНЕВ, инженеры, г. Киев Конструкция модели Модель-копия самолета АН-24Б изготовлена в авиамодельном кружке станции юных техников г. Электростали. С этой моделью неоднократно выступали иа соревнованиях и показывали хорошие результаты. Фюзеляж долбленый, из липы. Толщина его в носовой и средней части 2 мм, в хвостовой части 1-1,5 мм. Усилен шестью фанерными шпангоутами и стрингерами из липы. В носовой части для крепления передней стойки имеется вклеенная фанерная перегородка-перемычка; она служит и для оформления кабины пилота. Крыло смешанной конструкции, состоит из центроплана и консолей. Центроплан прямоугольной формы в плане, длина 376 мм, ширина 132 мм, толщина профиля 21 мм. наборной конструкции, имеет 10 нервюр, изготовленных из липы, толщиной 2 мм, облегченных, два сосновых лонжерона сечением 10x30 мм. Передняя и задняя кромки центроплана делаются из липы. Весь центроплан обшивается бальзовой пластиной толщиной 1,5 мм. В середине центроплана, между лонжеронами, на проволочной стойке укреплена качалка из дюраля, с запрессованными бронзовыми втулками. Размеры качалки даны на чертеже. Консоли крыла трапециевидной формы в плане, наборные, имеют 8 нервюр, липовые лонжероны, бальзовые кромки и закругления. Сверху и снизу они обшиты бальзовыми пластинами толщиной 1,5 мм. Консоли приклеиваются к центроплану соединением на ус с помощью эмалита. Основанием мотогондолы служит фанера толщиной 8 мм, которая является рамой для крепления мотора и приклеивается внизу центроплана. Сверху на мотораму и крыло приклеивается липовая верхушка, которая усиливает мотогондолу и переходит в зализ на крыле. Нижняя часть мотогондолы состоит из двух боковин и съемного капота. В полости нижней части мотогондолы размещены баки для горючего. Съемный капот облегчает доступ к моторам. К фанерной мотораме между лонжеронами и задней кромкой крепятся стойки шасси. Стабилизатор наборный, из бальзовых нервюр, лонжерона и передней кромки из бальзы. Обшит бальзовой пластиной толщиной 1,5 мм. Рули высоты изготовлены из бальзы. Высота качалки руля 20 мм. Киль наборный, состоит из 5 нервюр, передней кромки и лонжерона, обшит бальзой. Стабилизатор имеет угол V = +9°, врезается в фюзеляж и клеится эмалитом. Киль вклеивается в фюзеляж и стабилизатор и обклеивается бальзовыми уголками в месте вклейки. Стойки шасси из дюраля Д-16, имеют сверление для хода штока Ø7 мм. Шток из дюраля Д-16. В шток впрессована стальная ось Ø3м. Шарниры, фрезерованные из дюраля, крепятся болтами М2 в приливах на штоке и стойке. Колеса из резины диаметром 28 мм (передние) и 36 мм (задние). Барабаны к ним из дюраля с запрессованными бронзовыми втулками. Крепление крыла к фюзеляжу на эпоксидной смоле ЭД-5. Сверху на крыло и фюзеляж приклеиваются бальзовые зализы, которые и усиливают места склейки. Остекление пилотской кабины выполняется из органического стекла толщиной 1 мм. Окна иллюминаторов изготовляют на токарном стайке из оргстекла диаметром 16 мм и вклеивают их эмалитом. Полетный вес модели 1530 г. На ней установлены два компрессионных двигателя МК-16 (1,5 см3 каждый). Винты из дельта-древесины (диаметр 180 мм, шаг 110 мм). Скорость полета на двух моторах 65 км/час, на одном 35-40 км/час. В. РОЖКОВ, мастер спорта СССР, г. Электросталь, Московская область ИЗГОТОВЛЕНИЕ ФЮЗЕЛЯЖА Изготовление долбленого фюзеляжа авиамодели весьма специфическая работа. Поэтому мы приводим его подробное описание. Первая операция заготовка брусков, из которых будет сделан фюзеляж. Обычно его изготовляют из двух половин правой и левой или верхней и нижней. В данном случае применен первый способ. На рисунке А изображены два бруска 1, которые тщательно прифуговываются друг к другу и склеиваются столярным клеем с прокладкой между ними полоски рисовальной бумаги 2. Бумага вклеивается для того, чтобы после наружной обработки заготовку можно было разъединить без повреждений и выбрать внутренние полости. |
hobbyport.ru
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Ан-24 (по кодификации НАТО: Coke — «Кокс») — турбовинтовой пассажирский самолёт для линий малой и средней протяжённости. Дальность полёта: 2000 км. Крейсерская скорость: 450 км/ч. Максимальная взлётная масса: 21 т. Оснащён двумя турбовинтовыми двигателями АИ-24 2 серии, АИ-24Т (Ивченко) с воздушным винтом АВ-72, АВ-72Т изменяемого шага. Ан-24 выпускался с 1959 по 1979 год. Было выпущено более 1200 таких самолётов,. На конец 2011 года 101[3] эксплуатируются. С начала 1960-х годов и вплоть до настоящего времени остаётся основным самолётом, летающим на местных авиалиниях в СССР/России и странах СНГ.
Разработка нового двухдвигательного пассажирского самолёта Ан-24, предназначенного для эксплуатации на местных авиалиниях, началась в ГСОКБ-473 имени О. К. Антонова в 1958 году в соответствии с постановлением СМ СССР № 1417—656 от 18 декабря 1957 года. Согласно заданию самолёт должен был перевозить пассажиров с эквивалентной нагрузкой 4000 кг на расстояние до 400 км с крейсерской скоростью 450 км/ч. Предусматривалось применение двигателей АИ-24.
Первый полёт Ан-24 совершил 20 октября 1959 года, за его штурвалом находился экипаж лётчика-испытателя Г. И. Лысенко. В 1961 году проходили заводские и государственные испытания. Серийное производство самолёта началось в начале 1962 года на заводе № 473 в Киеве. В сентябре 1962 года состоялся первый технический рейс с пассажирами. 31 октября 1962 года началась эксплуатация самолёта на трассе Киев — Херсон.
Средний расчётный технический ресурс на одну машину на этапе ввода самолёта в эксплуатацию оценивался О. К. Антоновым в 30 тыс. лётных часов, соответственно чему срок службы самолёта в условиях мирного времени оценивался им в 10—15 лет эксплуатации[4].
В советское время, Ан-24 был одним из самых востребованных самолетов и обеспечивал треть пассажирооборота в стране. Причина высокого спроса на лайнер заключалась в его возможности совершать посадку на небольшие неподготовленные аэродромы и грунт.[5]
Производство самолёта продолжалось до 1979 года. С 1962 по 1979 год было выпущено более 1200 машин, из них 1028 выпустил Киевский авиационный завод «Авиант». Также Ан-24 производился в Китае под названием Xian Y-7.
Двухмоторный турбовинтовой высокоплан нормальной аэродинамической схемы с прямым крылом (угол стреловидности 6° 50' по линии 25 % хорд) и однокилевым оперением.
Подробное описание конструкции приведено в статье по самолёту Ан-26, в целом, за исключением конструкции хвостовой части с рампой и интерьера грузовой кабины, аналогичному по конструкции Ан-24.
Фюзеляж герметичный, типа полумонокок. Силовая конструкция состоит из набора стрингеров и балок. Вместо клёпки применены клеесварные соединения. Сечение фюзеляжа образовано двумя дугами разного диаметра. В носовой части фюзеляжа расположена кабина экипажа. За ней размещён передний багажный отсек, пассажирский салон, буфет, туалет, гардероб и задний багажный отсек.
Крыло — трапециевидной формы в плане, кессонного типа, большого удлинения. Крыло состоит из двух лонжеронов. На центроплане располагаются два отклоняющихся однощелевых закрылка, а на консолях — два выдвижных двухщелевых закрылка. Также на консолях размещены два разрезных элерона. Хвостовое оперение — традиционное, дополненное подфюзеляжным килем.
Шасси самолёта — трёхопорное: две главных опоры и одна передняя. Двойные колёса на каждой стойке. Давление внутри пневматиков регулируется на земле.
Силовая установка состоит из двух турбовинтовых двигателей АИ-24 конструкции А. Г. Ивченко с четырёхлопастными воздушными винтами АВ-72, АВ-72Т и агрегата автономного запуска ТГ-16 (на самолёте Ан-24РВ в правой мотогондоле установлен дополнительный турбореактивный двигатель РУ-19А300 тягой 800 кгс).Диаметр винтов 3,9 м. Мощность каждого двигателя на взлётном режиме — 2550 л. с. Топливо размещается в четырёх мягких баках в центроплане общей ёмкостью 1420 л (при доработке — в восьми мягких баках общей ёмкостью 2500 л) и в двух баках-кессонах в средних частях крыла общей ёмкостью 3680 л.
Источник данных: [6]
Технические характеристики Лётные характеристикиАн-24 | Первый серийный вариант. Выпускался в 1962 году. |
Ан-24 «Нить» | Самолёт для исследований природных ресурсов Земли и Мирового океана. Изготовлен в 1978 году. |
Ан-24 «Троянда» | Летающая лаборатория для отработки оборудования для поиска подводных лодок. В 1968 году переоборудован 1 Ан-24Т. |
Ан-24А | Пассажирский вариант, рассчитанный на 44 места. В 1962—1963 годах изготовлено 200 самолётов. |
Ан-24АТ | Проект военно-транспортного самолёта на базе Ан-24А. Отличался с двигателями ТВ2-117ДС с соосными винтами диаметром 4 м. |
Ан-24АТ-У | Проект самолёта укороченного взлёта и посадки на базе Ан-24АТ (предлагалась установка пороховых ускорителей ПРД-63 и тормозных парашютов). |
Ан-24АТ-РД | Проект самолёта на базе Ан-24АТ с двумя разгонными двигателями . |
Ан-24Б | Пассажирский вариант с увеличенной до 21 т взлётной массы, рассчитанный на 48—52 мест. Выпускался с 1964 года. Изготовлено 400 самолётов. |
Ан-24В | Экспортный вариант Ан-24Б. Выпускался с 1964 года. |
Ан-24Д | Проект пассажирского варианта, рассчитанный 60 мест и дальность полёта до 2700 км. |
Ан-24К | Проект административного (служебного) самолёта, рассчитанный на 16-18 мест. |
Ан-24ЛП | Лесопожарный. В 1971 году переоборудовано 3 самолёта. |
Ан-24ЛР «Торос» | Самолёт ледовой разведки. В 1967 году изготовлено 5 самолётов. |
Ан-24ПС | Поисково-спасательный на базе Ан-24Т. |
Ан-24ПРТ | Вариант Ан-24ПС с упрощённым составом оборудования. |
Ан-24Р | Самолёт радиоразведки и радиоконтроля. |
Ан-24РВ | Вариант Ан-24Б (В) с установленной в правой мотогондоле ТВД вспомогательной силовой установкой РУ-19А-300. |
Ан-24РР | Самолёт-лаборатория для радиационной разведки. В 1967—1968 годах переоборудовано 4 самолёта. |
Ан-24РТ | Военно-транспортный с дополнительным двигателем РУ-19А-300. В 1969—1971 годах на Иркутском авиазаводе изготовлено 62 самолёта. |
Ан-24РТ (Ан-24РТР) | Самолёт-радиоретранслятор. |
Ан-24Т (Ан-34) | Военно-транспортный самолёт на базе Ан-24Б (В). Имел большую грузовую дверь в правом борту в передней части фюзеляжа и дверь в левом борту в хвостовой части, грузовой люк в хвосте. Разработан в 1961—1965 годах. Первый полёт 16 ноября 1965 года. В 1967—1971 годах на Иркутском авиазаводе изготовлено 164 самолёта. |
Ан-24УШ | Учебно-штурманский вариант Ан-24. Отличался 5 рабочими местами штурманов. В 1970 году переоборудованы 7 самолётов. |
Ан-24ФК (Ан-30) | Фотокартографический вариант (совместная работа ОКБ Бериева и ОКБ Антонова). В 1975-1980 годах на Киевском авиационном заводе изготовлено 115 самолётов. |
Ан-24ШТ | Штабной вариант Ан-24. В 1968 году переоборудовано 36 самолётов. |
Ан-26 | Военно-транспортный самолёт. Отличается наличием грузовой рампы в задней части фюзеляжа, кран-балки и другого погрузочно-разгрузочного оборудования. В 1968-1986 годах изготовлено 1398 самолётов. |
Ан-44 | Проект транспортного самолёта. Отличался большой грузовой дверью в левом борту. |
Ан-50 | Проект с 4-мя ТРД АИ-25. Разработан в 1972 году. |
Xian Y-7 | Китайский вариант Ан-24РВ. Первый полёт 25 декабря 1970 года. В 1984—2000 годах изготовлено 70 самолётов. |
Палубный самолёт ДРЛО на базе Y-7 | Летающий радар.[7]. |
Xian MA60 | Модернизированный вариант Y-7. Выпускается с 2000 года Сианьской авиастроительной компанией. |
По неофициальным данным[8] на 14 февраля 2013 года в результате катастроф, аварий и уничтожения на земле в ходе боевых действий было потеряно 162 самолёта типа Ан-24. В результате катастроф погибло (по состоянию на 2012 год) 2120 человек, включая 29 человек на земле. Кроме того, 4 человека погибло в результате 33 попыток захвата или угона самолётов Ан-24[9].
Указаны операторы только варианта Ан-24 и Ан-24РВ, операторы иных модификаций указаны в соответствующих им статьях.
encyclopaedia.bid