Турбореактивный авиационный двигатель Д-36.
Разработчик: ЗМКБ «Прогресс» Страна: СССР Серийное производство: 1977 г.
Разработка турбореактивного двигателя с большой степенью двухконтурности Д-36 началась в ЗМКБ «Прогресс» под руководством Лотарёва в конце 60-х годов для перспективного военно-транспортного самолёта Ан-60. Для облегчения замены отдельных агрегатов непосредственно в эксплуатации двигатель выполнен по модульному принципу. В конструкции изпользовано всего 6 подшипников (межвальные подшипники исключены). Серийное производство организовано в 1977 году на Запорожском заводе «Моторостроитель». Устанавливается на самолётах Ан-72, Ан-74, Як-42, экранопланах «Вихрь-2», «Комета-2».
Двигатель Д-36 выполнен по трёхвальной схеме и имеет модульную конструкцию. В конструкции широко использован титан. Двигатель состоит из одноступенчатого трансзвукового вентилятора с титановыми лопатками ротора, 6-ступенчатого компрессора низкого давления с нерегулируемым входным направляющим аппаратом, компрессора высокого давления, кольцевой камеры сгорания с 24 форсунками, одноступенчатой турбины высокого давления, одноступенчатой неохлаждаемой турбины низкого давления, трёхступенчатой турбины вентилятора. Модули двигателя: колесо вентилятора, спрямляющий аппарат вентилятора, вал вентилятора, компрессор низкого давления, коробка приводов, задняя опора, турбина вентилятора, ротор турбины низкого давления, корпус опоры турбины, ротор турбины высокого давления, камера сгорания, промежуточный корпус в сборе с компрессором высокого давления. Двигатель оборудован системой реверса.
Серийное производство продолжается. Капитальный ремонт осуществляется на 695-м АРЗ (г. Арамиль).
Модификации:Д-36 — базовый.Д-36 серии 3А — с двумя дополнительных режимами: чрезвычайным (ЧР) и чрезвычайным промежуточным (ЧПР). Устанавливается на Ан-74-200.Д-36-148 — двигатель для Ан-148.
ТТХ:
Длина, мм: 3470Ширина, мм: 1541Высота, мм: 1711Масса сухая, кг: 1106Степень двухконтурности: 5,6Расход воздуха через компрессор, кг/с: 253Степень повышения давления в компрессоре: 20,2Температура газа перед турбиной, °C: 1237Взлётная тяга, кгс: 6500Удельный расход топлива, кг/кгс-ч-на взлётном режиме: 0,358-на крейсерском режиме: 0,649.
Двигатель Д-36. Музей истории гражданской авиации в г. Ульяновск.
Двигатель Д-36. Музей истории гражданской авиации в г. Ульяновск.
Двигатель Д-36. Музей 218-го АРЗ в г.Гатчина, Ленинградской области.
Двигатель Д-36 в качестве учебного пособия в МГТУ ГА.
Двигатель Д-36 в качестве учебного пособия в МГТУ ГА.
Двигатель Д-36 в качестве учебного пособия в МГТУ ГА.
Двигатель Д-436-148.
Двигатель Д-36. Рисунок 1.
Двигатель Д-36. Рисунок 2.
Основные модули двигателя Д-36.
Схема подвески двигателя Д-36 за верхние узлы крепления.
.
.Список источников:Иллюстрированный каталог Авиации мира (http://www.brazd.ru).Ю.В.Киселев, С.Н.Тиц. Конструкция и техническая эксплуатация двигателя Д-36.Фотоархив сайта russianplanes.net
xn--80aafy5bs.xn--p1ai
Турбореактивный авиационный двигатель Д-30.
Разработчик: ОКБ-19 П.А.Соловьёва Страна: СССР Разработка: 1963 г.
Турбореактивный двухконтурный двигатель Д-30 был разработан в ОКБ-19 П.А.Соловьёва в 1963 году для пассажирского самолёта Ту-134. Серийное производство двигателя было организовано на Пермском и Рыбинском моторостроительных заводах в 1972 году. Всего изготовлено около 8000 двигателей семейства Д-30. В процессе производства конструкция постоянно дорабатывалась. Двигатели семейства Д-30 считаются одними из самых надёжных в мире. Капитальный ремонт осуществляется на АО «Пермские моторы», а также на авиаремонтных заводах № 123 (Старая Русса), № 570 (Ейск).
Двигатель Д-30 выполнен по двухвальной схеме, и состоит из компрессора, разделительного корпуса с коробками приводов агрегатов, камеры сгорания, турбины и выходного устройства. Модификации Д-30КП и Д-30КУ оснащены реверсивным устройством. Запуск двигателя автоматический, осуществляется от воздушного стартера. Система зажигания электронная, включает агрегат зажигания и 2 полупроводниковые свечи поверхностного заряда. Масляная система автономная, нормально замкнутая, циркуляционная. Все агрегаты масляной системы расположены на двигателе. Двигатель работает на авиационном керосине марок Т-1, ТС-1, РТ.
Модификации:Д-30 (ПС-30) — базовая модель, устанавливается на Ту-134. Выпускался в трех сериях:-Д-30 I серии с 1967 года — Ту-134;-Д-30 II серии с 1970 года — Ту-134А;-Д-30 III серии с 1982 года — Ту-134А-3 и Ту-134Б-3.Д-30-10В и Д-30В-12 — турбовентиляторные двигатели для высотного разведывательного самолёта М-55.Д-30В — турбовальный для проекта вертолёта В-12М.Д-30КП — двигатель с реверсивным устройством, для самолётов семейства Ил-76 и его модификаций А-50 и Ил-78.Д-30КП-3 «Бурлак» — форсированный до 14000 кгс. Разработан в 2003-2005 годах в НПО «Сатурн». Отличается новым вентилятором, увеличенной степенью двухконтурности.Д-30КПВ — двигатель для гидросамолета А-40.Д-30КУ — двигатель с тягой 11500 кгс. Устанавливался на Ту-154М и Ил-62М. Выпускается в Рыбинске.Д-30КУ-154 — двигатель для Ту-154М. Увеличен ресурс за счёт снижения тяги до 11000 кгс. В 2003 году разработана малоэмиссионная камера сгорания, позволяющая снизить уровень шума. В двигателе Д-30КУ-154 3 серии ресурс повышен на 800 часов, за счёт снижения температуры на 20°К чем у Д-30КУ-154 2 серии, гарантийный межремонтный ресурс 3000 часов (1386 циклов), назначенный ресурс 15000 часов (7000 циклов). Выпускается в Рыбинске.Д-30Ф-6 — значительно переработанная версия с форсажной камерой для перехватчика МиГ-31.
ТТХ (Д-30КП):
Длина, мм: 6000Диаметр, мм: —Масса сухая, кг: 2640Степень двухконтурности: 2,36Расход воздуха через компрессор, кг/с: 279Степень повышения давления в компрессоре: —Температура газа перед турбиной, °C: 1154Тяга, кгс-на взлётном режиме: 12000-на крейсерском режиме: 2750-обратная максимальная: 3800Удельный расход топлива, кг/кгс-ч.-на взлётном режиме: 0,5-на крейсерском режиме: 0,7.
Двигатель Д-30 I серии.
Двигатель Д-30 II серии.
Двигатель Д-30 III серии. Музей авиации в Дании.
Двигатель Д-30КП.
Двигатель Д-30КП.
Двигатель Д-30КП.
Двигатель Д-30КП в роли учебного пособия в МГТУ ГА.
Двигатель Д-30КП в роли учебного пособия в МГТУ ГА.
Двигатель Д-30КУ-154.
Двигатель Д-30КУ-154.
Двигатель Д-30Ф-6 в роли учебного пособия.
.
.
Список источников:Р.И.Виноградов, А.Н.Пономарёв. Развитие самолётов мира.Иллюстрированный каталог Авиации мира (http://www.brazd.ru).Журнал «Двигатель» № 1 за 2003 г. А.Николаев. Пять десятилетий Павла Соловьёва.Фотоархив сайта russianplanes.net
xn--80aafy5bs.xn--p1ai
ММЗ Д-246.1 | L-4, без турбонаддува | 110/125 | 4,75 | 42 (57) | 220 | 450 | |
ММЗ Д-246.4 | L-4, с турбонаддувом | 110/125 | 4,75 | 77 (104,7) | 210 | 460 | |
ММЗ Д-266.4 | L-6, с турбонаддувом | 110/125 | 7,12 | 127 (172,6) | 209 | 650 |
Диа - Диаметр и ход поршня, мм
Об - Рабочий объем л
Мощ - Номинальная мощность, кВт (л.с.)
Рас - Удельный расход топлива, г/(кВт·ч)
Мас - Масса незаправленного двигателя, кг
ЯМЗ-236М2 | V-6, без турбонаддува | 130/140 | 11,15 | 132 (180) | 212 | 890 | |
ЯМЗ-238М2 | V-8, без турбонаддува | 130/140 | 14,86 | 176 (240) | 212 | 1075 | |
ЯМЗ-236Б | V-6, с турбонаддувом | 130/140 | 14,86 | 143 (195) | 208 | 950 | |
ЯМЗ-238Д | V-8, с турбонаддувом | 130/140 | 14,86 | 213 (290) | 224 | 1130 | |
ЯМЗ-7511 | V-8, с турбонаддувом | 130/140 | 14,86 | 360 (265) | 223 | 1205 | |
ЯМЗ-850.10 | V-12, с турбонаддувом | 140/140 | 25,86 | 426 (580) | 204 | 2070 | |
ЯМЗ-Э847.10 | V-12, с турбонаддувом | 140/140 | 25,86 | 515 (700) | 204 | 2070 |
Диа - Диаметр и ход поршня, мм
Об - Рабочий объем л
Мощ - Номинальная мощность, кВт (л.с.)
Рас - Удельный расход топлива, г/(кВт·ч)
Мас - Масса незаправленного двигателя, кг
ТМЗ-8435.10 | V-8, с турбонаддувом | 140/140 | 17,24 | 294 (400) | 198 | 1375 | |
ТМЗ-8525.10 | V-8, с турбонаддувом | 140/140 | 17,24 | 375 (510) | 198 | 1380 |
Диа - Диаметр и ход поршня, мм
Об - Рабочий объем л
Мощ - Номинальная мощность, кВт (л.с.)
Рас - Удельный расход топлива, г/(кВт·ч)
Мас - Масса незаправленного двигателя, кг
TWD1643GE | L-6, c турбонаддувом | 144/165 | 16,12 | 536 (729) | 199 | 1700 | |
TAD1642GE | L-6, c турбонаддувом | 144/165 | 16,12 | 485 (650) | 201 | 1480 | |
TAD532GE | L-4, c турбонаддувом | 108/130 | 4,76 | 112 (153) | 210 | 575 | |
TAD732GE | L-6, c турбонаддувом | 108/130 | 7,15 | 160 (218) | 213 | 785 | |
TAD734GE | L-6, c турбонаддувом | 108/130 | 7,15 | 216 (293) | 204 | 764 | |
TAD941GE | L-6, c турбонаддувом | 120/138 | 9,36 | 279 (374) | 202 | 1015 | |
TAD1241GE | L-6, c турбонаддувом | 131/150 | 12,13 | 323 (433) | 198 | 1230 | |
TAD1242GE | L-6, c турбонаддувом | 131/150 | 12,13 | 352 (472) | 199 | 1230 | |
TAD1640GE | L-6, c турбонаддувом | 144/165 | 16,12 | 392 (527) | 200 | 1440 | |
TAD1641GE | L-6, c турбонаддувом | 144/165 | 16,12 | 430 (585) | 199 | 1440 |
Диа - Диаметр и ход поршня, мм
Об - Рабочий объем л
Мощ - Номинальная мощность, кВт (л.с.)
Рас - Удельный расход топлива, г/(кВт·ч)
Мас - Масса незаправленного двигателя, кг
6063HK35-8070 | L-6, c турбонаддувом | 133/168 | 14 | 455 (612) | 199 | 1157 | |
6063HK35-7058 | L-6, c турбонаддувом | 133/168 | 14 | 411 (553) | 218 | 1157 | |
6063MK35-7374 | L-6, c турбонаддувом | 130/160 | 12,7 | 274 (368,5) | 194 | 1193 | |
6063MK35-7375 | L-6, c турбонаддувом | 130/160 | 12,7 | 265 (357) | 190 | 1193 |
Диа - Диаметр и ход поршня, мм
Об - Рабочий объем л
Мощ - Номинальная мощность, кВт (л.с.)
Рас - Удельный расход топлива, г/(кВт·ч)
Мас - Масса незаправленного двигателя, кг
D1703-BG | L-3, без турбонаддува | 87/92,4 | 1,95 | 13,6 (18) | - | - |
Диа - Диаметр и ход поршня, мм
Об - Рабочий объем л
Мощ - Номинальная мощность, кВт (л.с.)
Рас - Удельный расход топлива, г/(кВт·ч)
Мас - Масса незаправленного двигателя, кг
QSK60G8 | V-16, c турбонаддувом | 159/190 | 60,2 | 2145 (2875) | 198 | 7185 | |
QSK60G4 | V-16, c турбонаддувом | 159/190 | 60,2 | 1730 (2319) | 193 | 7185 | |
QSK60G3 | V-16, c турбонаддувом | 159/190 | 60,2 | 1615 (2165) | 191 | 7185 | |
KTA50G8 | V-16, c турбонаддувом | 159/159 | 50,3 | 1200 (1608) | 205 | 5360 | |
KTA50G3 | V-16, c турбонаддувом | 159/159 | 50,3 | 1097 (1470) | 202 | 5360 | |
KTA38G5 | V-12, c турбонаддувом | 159/159 | 37,8 | 880 (1180) | 202 | 4300 | |
QST30G4 | V-12, c турбонаддувом | 140/165 | 30,48 | 880 (1180) | 195 | 3012 | |
QST30G3 | V-12, c турбонаддувом | 140/165 | 30,48 | 806 (1080) | 192 | 2967 | |
KTA38G3 | V-12, c турбонаддувом | 159/159 | 37,8 | 806 (1080) | 209 | 4200 | |
QSK23G3 | L-6, c турбонаддувом | 159/159 | 18,9 | 701 (940) | 195 | 2755 | |
VTA28G6 | V-12, c турбонаддувом | 140/152 | 28 | 722 (968) | 209 | 2900 | |
VTA28G5 | V-12, c турбонаддувом | 140/152 | 28 | 560 (750) | 213 | 2900 | |
QSX15G8 | L-6, c турбонаддувом | 137/169 | 15 | 451 (605) | 197 | 1370 | |
QSX15G6 | L-6, c турбонаддувом | 137/169 | 15 | 414 (555) | 195 | 1370 | |
NTA855G7 | L-6, c турбонаддувом | 140/152 | 14 | 393 (525) | 212 | 1315 | |
NTA855G4 | L-6, c турбонаддувом | 140/152 | 14 | 317 (452) | 204 | 1315 | |
NT855G6 | L-6, c турбонаддувом | 140/152 | 14 | 280 (375) | 209 | 1270 | |
QSL9G5 | L-6, c турбонаддувом | 114/145 | 8,8 | 268 (359) | 199 | 714 | |
6CTAA8.3G2 | L-6, c турбонаддувом | 114/135 | 8,3 | 231 (310) | 204 | 684 | |
6CTAA8.3G1 | L-6, c турбонаддувом | 114/135 | 8,3 | 183 (245) | 203 | 684 | |
6CTA8.3G2 | L-6, c турбонаддувом | 114/135 | 8,3 | 163 (219) | 206 | 702 | |
6CT8.3G2 | L-6, c турбонаддувом | 114/135 | 8,3 | 122 (164) | 210 | 684 | |
6-ISBeG1 | L-6, c турбонаддувом | 102/120 | 5,88 | 150 (201) | 200 | 432 | |
6BTA5.9G2 | L-6, c турбонаддувом | 102/120 | 5,88 | 145 (195) | 208 | 411 | |
6BT5.9G6 | L-6, c турбонаддувом | 102/120 | 5,88 | 97 (130) | 212 | 393 | |
4-ISBeG1 | L-4, c турбонаддувом | 102/120 | 3,92 | 94 (126) | 202 | 338 | |
4BTA3.9G4 | L-4, c турбонаддувом | 102/120 | 3,92 | 73 (97) | 217 | 350 | |
4BTA3.9G1 | L-4, c турбонаддувом | 102/120 | 3,92 | 66 (89) | 200 | 350 | |
4BT3.9G4 | L-4, c турбонаддувом | 102/120 | 3,92 | 58 (77) | 210 | 321 | |
4BT3.3G2 | L-4, c турбонаддувом | 95/145 | 3,3 | 46 (62) | 212 | 265 | |
4B3.3G1 | L-4, без турбонаддува | 95/145 | 3,3 | 32 (43) | 219 | 250 |
Диа - Диаметр и ход поршня, мм
Об - Рабочий объем л
Мощ - Номинальная мощность, кВт (л.с.)
Рас - Удельный расход топлива, г/(кВт·ч)
Мас - Масса незаправленного двигателя, кг
66081 H | L-6, c турбонаддувом | 116/129 | 8,1 | 231 (310) | 197 | 776 | |
6068 H | L-6, c турбонаддувом | 106/127 | 6,8 | 166 (223) | 206 | 764 | |
6068 T | L-6, c турбонаддувом | 106/127 | 6,8 | 109 (146) | 200 | 670 | |
4045 H | L-4, c турбонаддувом | 106/127 | 4,5 | 91 (122) | 212 | 605 | |
4045 T | L-4, c турбонаддувом | 106/127 | 4,5 | 75 (101) | 218 | 548 | |
4039 T | L-4, c турбонаддувом | 106/110 | 3,9 | 57 (76) | 214 | 488 | |
4039 D | L-4, без турбонаддува | 106/110 | 3,9 | 36 (48) | 210 | 468 | |
3029 D | L-3, без турбонаддува | 106/110 | 2,9 | 27 (31) | 217 | 385 |
Диа - Диаметр и ход поршня, мм
Об - Рабочий объем л
Мощ - Номинальная мощность, кВт (л.с.)
Рас - Удельный расход топлива, г/(кВт·ч)
Мас - Масса незаправленного двигателя, кг
1006TAG | L-6, c турбонаддувом | 100/127 | 5,99 | 128,4 (171,4) | - | 586 |
Диа - Диаметр и ход поршня, мм
Об - Рабочий объем л
Мощ - Номинальная мощность, кВт (л.с.)
Рас - Удельный расход топлива, г/(кВт·ч)
Мас - Масса незаправленного двигателя, кг
www.one-power.ru