Т-84 Оплот — это основной боевой танк, созданный на Украине после выхода из состава СССР. Подобные ей страны, покинувшие Союз, получали огромную материальную базу в виде оставшихся производств и техники, именно поэтому было принято решение создавать новый ОБТ на базе советского. На роль основы был выбран Т-80, поступивший на вооружение в 1976 году, точнее его модификация Т-80УД. Более 5400 таких танков досталось в наследство от СССР новым странам и Украина не оказалась исключением, имея на вооружении около 345 единиц в 1995 году.
Создание новой машины было практически необходимым для украинцев, ищущих возможности быть менее зависимыми от России и экспортировать свое вооружение в другие страны. И, хотя разработка глубокой модификации Т-80 начиналась еще в конце 1980 годов, на свет он появился лишь в 1995 году, поступив на вооружение в 1999 году.
Проектировался и создавался Оплот в Харьковском Конструкторском Бюро имени Морозова.
Внешне T-84У имеет сильное сходство со своими советскими предшественниками. ОБТ времен СССР славились своими низкими силуэтами и Оплот не стал исключением. Ходовая с каждой стороны состоит из ведущего колеса сзади, шести обрезиненных опорных катков и направляющих спереди. Водитель расположен спереди, за сильно наклоненной лобовой плитой. Шестиугольная башня находится в середине корпуса, имеет наклонные лобовые листы и далеко выступающую за корпус пушку. На крыше по сторонам находятся люки и пулемет крупного калибра, который может быть применен командиром против пехоты или воздушных целей в то время, как основное орудие применяется по бронированным целям. Так же имеется спаренный пулемет, управляемый наводчиком. Традиционно для советских танков применяется автомат заряжания, благодаря чему экипаж состоит из 3 человек - командира, наводчика и водителя. Имеется современная ДЗ НОЖ и система самоокапывания.
Двигательный отсек расположен сзади, предусмотрена установка внешних топливных баков. Двигатель 6ТД-2 дизельный, многотопливный, турбированный, мощностью 1200 л.с. Он передает мощность на планетарную коробку передач,с автоматическим переключением и 7 передачами вперед и 4 назад. Подвеска традиционная, торсионного типа с гидравлическими амортизаторами. Масса составляет около 50 тонн, а скорость достигает 70 км/ч по ровной поверхности и до 35 км/ч задним ходом. В перспективе может быть установлен новый двигатель 6ТД-3 мощность 1500 л.с., что заметно улучшит подвижность Оплота.
Основное вооружение представлено 125 миллиметровым гладкоствольным орудием КБА3, способным, как и его советские аналоги запускать управляемые ракеты через свой ствол. Боекомплект состоит из 40 выстрелов раздельного заряжания, 28 из которых находятся в конвеере автомата заряжания. Ракеты, как и снаряды расположены там же.
Дополнительное вооружение представлено ставшими привычными пулеметом калибра 12.7 мм на крыше башни, имеющего 450 патронов в комплекте и спаренного с пушкой 7.62 мм, имеющего 1250 патронов. По бокам башни расположены 12 дымовых гранатометов.
Из активных защитных систем, помимо навесной активной брони "Нож", имеется комплекс электрооптической активной защиты "Штора-1". ЯБХ-защита предусмотрена по стандарту, как и автоматизированная быстродействующая система пожаротушения.
Первая серия называлась просто Т-84 и имела много схожего с Т-80УД, получив новую башню, двигатель 6ТД-2 и систему активной защиты Штора-1.
После модернизации танк получил название Т-84У и получил приборы прицеливания зарубежного производства, тепловизор, навигацию GPS, блоки реактивной брони,увеличенные бортовые экраны и вспомогательный агрегат питания для работы систем танка без запуска двигателя.
Танк БМ Оплот часто путают с Т-84, но он уже серьезно отличается от своего предшественника. Башня изменилась в очередной раз, стала сварно-катаной. Бортовые экраны увеличились, динамическую защиту "Нож" заменили на "Дуплет", КОЭП "Штора" заменили на "Варта".
Система управления огнем сменилась на новую, появился учет изгиба ствола и панорамный прицел командира с независимыми каналами тепловизора и лазерным дальномером.
T-84-120 Ятаган появился как экспортный вариант и принял участие в турецком тендере тендере. Он имеет 120 миллиметровую, стандартизированную под западные боеприпасы, кормовую нишу башни для хранения боекомплекта и измененный автомат заряжания. Так же в Ятагане используются зарубежные комплектующие.
Помимо Турции украинской машиной заинтересовался Тайланд, который выбирал между танками Оплот, Чёрная пантера, Т-90 и Леопард-2. 5 ноября 2013 года было передано 5 первых танков.
Т-84У Оплот имеет хорошие защищенность, за исключением боекомплекта в башне, верхней полусферы, и подвижность, обусловленную мощным двигателем и средней для ОБТ массой. Недостатком считаются боеприпасы и устаревшая система управления огнем. Можно сказать, что Оплот вполне соответствует современным стандартам ОБТ за исключением некоторых характеристик, которые можно исправить модернизацией.
На вооружении самой Украины находится 10 Т-84У и должно было поступить 10 БМ Оплот, но из-за недостаточного финансирования этого не случилось. Планируется принять на вооружение 50 танков до 2018 года.
tanksdb.ru
Навеяно началом дискуссии с Андреем Тарасенко.Продолжу здесь.
Первое.В сравнительной таблице наших двухтактников и классических четырехтактных танковых дизелей российского и западного производства обычно не приводится одна важная характеристика – крутящий момент, к сожалению не стал исключением и блог уважаемого Андрея.
Давайте эти цифры вспомним:6ТД1 (1000 лс) - 256 кгсм, 6ТД2 ( 1200 лс) – в разных источниках 286,307 и 320 кгсмМежду тем даже старенький В-46 на танке Т-72 (780 лс) выдавал 315 кгсм, более новый В-84 на Т-90(840 лс)уже 340 кгсм, а В-92 на новейших Т-90 ( 1000 лс) ажно 403 кгсмСведений о величине крутящего момента новейших модификаций – ТД3,4,5 мне найти не удалось. Хотя цифры мощности в 1400,1500 и 1800 лс красуются везде.Немаловажный момент – все наши двигатели выдают максимум момента при 2050 об-1, а российские уже при 1300 об-1 Наши килограммометры сравнимы с двигателями бывших потенциальных противников-43 тонный немецкий Леопард -1А5 довольствовался двигателем МВ 838 с 290 кгсм момента, а переделанный из бензинового ветеран AVDS -1790 американского танка М-60А3 с весом 51 тонна и вообще 250 кгсм.Но на обеих поток мощности шел через гидротрансформатор, что меняет дело. 51 тонному Оплоту-М, приводится довольствоваться традиционной планетаркой , правда с автоматизированным управлением.
Этот факт обычно приводится как негативный для оценки украинской продукции, и ее применения на бронетехнике в частности, что в общем-то логично. Момент – это и приемистость и движение по тяжелому грунту.Кк этому мы еще вернемся в пункте третьем.
Второе.Использование двухтактных дизелей в танкостроении – не новость. Однако настораживает, что ВСЕ страны, первоначально сделавшие ставку на двухтактники, впоследствие от них отказались. Несмотря на ЯВНЫЕ ИЗДЕРЖКИ, связанные с внедрением нового поколения двигателей, отсутствие преемственности в конструкции силовой установки, неизбежную необходимость какое-то время одновременно эксплуатировать оба типа двигателей.
Для начала следует отметить Великобританию. Британский танковый двухтактник Leyland L60 , ( с крутящим моментом в 210 кгсм, подававшимся через планетарную коробку)применявшийся в 55 тонном Чифтене зарекомендовал себя неважно,будучи одной из причин его посредственных ходовых качеств. В танке следующего поколения был заменен на четырехтактник Кондор.Уменьшенный вариант L60 – 240 сильный K60 стоял на самоходке Аббот и на всех много численных машинах на базе БТР FV 432, но следующее поколение боевых машин на базе БМП Уорриор снабжается четырехтактниками- уменьшенными Кондорчиками.
Далее - К60 был одним из двух двигателей в силовой установке известной шведской танкосамоходки STRV-103, пошедшей в серию в 1967 году ( вторым двигателем была газовая турбина). Однако при апгрейде до модификации 103С в 1986 году, ВСЕ английские двигатели были заменены американскими четырехтактными Детройт Дизель.Даже маленький 30 сильный двухтактник Ковентри-Климакс, бывший вспомогательным двигателем на Чифтене и сохранившийся на Челленджере 1, на Челленджере 2 был заменен.
Наконец – Япония. Двухтактный 10 цилиндровый Митцубиси на основном танке «тип 90» будет заменен на …….правильно, на четырехтактный 8-цилиндровый двигатель нового танка «тип 10»Украина конечно не родина слонов, но надо признать, делать мощные двухтактные двигатели мы умеем получше некоторых.
Третье.Какова стратегия ведущих производителей танковых двигателей в мире ?Ее можно охарактеризовать словами – НИКАКОГО ЭКСТРИМА и критических технологий.Дорабатыают свой ресурс турбины на Абрамсах, скромно молчат французы о своих «HYPERBAR», и в лидеры выдвигается КЛАССИЧЕСКИЙ четырехтактный дизель MTU.Характеристики впечатляют – младший MTU 890-6V: 750 лс при весе тела 470 кг ( с оборудованием 520 кг),Размеры (ДхШхВ) = 760х700х590. Учитывая линейку агрегатов можно вполне говорить о фактически ЕДИНОМ ДИЗЕЛЕ НАТО.Крупносерийное производство, отсутствие критических технологий и экзотических материалов даст умеренную стоимость.
Справедливости ради нужно погорчить пилюлю немцам и соответственно подсластить украинцам: повышенные обороты и соответственно – пониженный крутящий момент имеют место быть, законы физики обойти нельзя.Тот же 890-6 имеет момент 125 кгсм. Притом что обороты макс мощности у него 4350 можно предположить , что выдает он эти килограммы примерно на 3200. Вывод – на бронетехнику можно сставить только с гидротрансформатором. Что сделает блестящую картинку габаритов, веса и стоимости всей силовой установки более бледной.И все камни в огород 6ТД, касающиеся невысокого крутящего момента можно смело перекинуть в ухоженный германский цветничок.
В качестве вывода – нельзя сказать, что наше военное дизелестроение идет по неправильному пути. Но этот путь будет ЯВНО НЕПРОСТЫМ.Поскольку хочется, чтобы моя страна экспортировала металл не в виде арматуры а в виде подобных агрегатов – я пожелаю украинским двигателистам успехов.
На аттаче – Leyland L-60,правнук JUNKERSMOTORа, как и его харьковский сводный брат.
sambatis.livejournal.com
Tank T-84 Oplot - pride Ukrainian the military complex.
Украина является одной из ведущих танкостроительных держав мира. Новый украинский танк Т-84 БМ ОПЛОТ вызывает в иностранных заказчиков неизменный интерес на многочисленных международных выставках вооружений и военной техники. Основной боевой танк Т-84 БМ ОПЛОТ обладает высокой огневой мощностью, надежной защитой и высокой подвижностью. Танк Т-84 БМ ОПЛОТ способен выполнять боевую задачу днем и ночью, в разных климатических условиях и в условиях использования оружия массового поражения.
За счет высокой плотности компоновки забронированный объем танка Т-84 БМ ОПЛОТ составляет всего 11,2 м3, что достигнуто за счет компактной схемы моторно-трансмиссионного отделения с двигателем 6ТД-2Е, занимающим объем всего 3,7 м3. В результате украинским конструкторам удалось получить танк с небольшими габаритами и боевой массой, но в то же время с мощным и эффективным вооружением и надежной защитой.
Танк Т-84 БМ ОПЛОТ оснащен панорамным прицельным комплексом ПНК-6 с наличием встроенного тепловизионного канала. Введение тепловизионного канала в состав панорамного прицельного комплекса ПНК-6 практически уравнивает возможности командира и наводчика танка Т-84 БМ ОПЛОТ по управлению вооружением в любое время суток. На сегодняшний день такие прицелы введены пока только в системы управления огнем - французского танка AMX-56 Leclerc и американского Abrams М1А2SEP Version 2.
Комплекс ПНК-6 обеспечивает командиру танка Т-84 БМ ОПЛОТ независимый круговой поиск целей в любое время суток, при любых погодных условиях. Комплекс ПНК-6 обеспечивает командиру танка Т-84 БМ ОПЛОТ возможность контролировать работу наводчика, а при необходимости вести дублированное управление стрельбой из пушки и спаренного с ней пулемета, в том числе и танковыми управляемыми ракетами КОМБАТ. Угол наведения линии визирования ПНК-6 по вертикали составляет 60°, а максимальная скорость наведения до 10° в секунду, что позволяет танку Т-84 БМ ОПЛОТ проводить эффективную стрельбу по воздушным целям (за счет независимой двух плоскостной стабилизации поля зрения), а также исключить из состава системы управления огнем отдельный зенитный прицел, как на танке Т-64БМ БУЛАТ. Особенностью визуального канала наблюдения панорамного прицельного комплекса ПНК-6 танка Т-84 БМ ОПЛОТ является наличие трех ступеней увеличения - 1,2х; 6,0х и 12,0х. Это позволяет ускорить процесс поиска и обнаружение целей. Для быстрого обзора и выявления участков возможного нахождения целей служит первая ступень увеличения 1,2х, обеспечивающая большое поле зрения прицела в пределах не менее 30°. Для обнаружения и опознавания целей предназначены вторая и третья ступени увеличения 6,0х и 12,0х. Наличие 12 кратного увеличения визуального канала обеспечивает обнаружение целей на дальностях, превышающих дальность прицельной стрельбы противника, а также возможность точного прицеливания, особенно при стрельбе танка Т-84 БМ ОПЛОТ в движении. По своим характеристикам комплекс ПНК-6 танка Т-84 БМ ОПЛОТ, не уступает лучшему зарубежному аналогу - прицельному комплексу HL120 французского танка AMX-56 Leclerc, имея при этом в отличии от французского аналога, возможность управлять управляемым вооружением через тепловизионный канал прицела наводчика. Использование такого панорамного прицельного комплекса ПНК-6 позволило значительно увеличить эффективность системы управления огнем украинского танка Т-84 БМ ОПЛОТ по сравнению с российским танком Т-90С, увеличив вероятность попадания первым выстрелом в цель командиром танка до 0,9 с места и с ходу днем и ночью на дальностях до 2600 м.Заряжение пушки в танке Т-84 БМ ОПЛОТ производится автоматически с помощью механизма заряжания, емкостью 28 выстрелов. Механизм заряжания танка Т-84 БМ Оплот обеспечивает заряжение до 10 выстрелов в минуту.
Танк может вести огонь бронебойно-подкалиберными, кумулятивными, осколочно-фугасными снарядами с практической скорострельностью 8 выстрелов в минуту.Предусмотрены также режимы полуавтоматического и ручного заряжания 125 мм пушки КБА-3 с использованием боеприпасов, находящихся в боевой укладке в корпусе танка.
Танк Т-84 БМ ОПЛОТ может вести огонь танковой управляемой ракетой КОМБАТ, украинской разработки.
Управляемая ракета КОМБАТ входящая в боекомплект танка Т-84 БМ ОПЛОТ, способная поражать цели с разнесенной, монолитной, комбинированной броней и динамической защитой на расстоянии до 5 километров не входя в зону поражения танков противника.
Система наведения и управления украинской танковой управляемой ракеты КОМБАТ обладает принципиальным отличием-преимуществом перед российской танковой управляемой ракетой 9М119М «Рефлекс-М» танка Т-90С.
Танковая управляемая ракета КОМБАТ запускается из Т-84 БМ ОПЛОТ и управляется по лазерному лучу, который светит не на цель, а в хвост летящей ракеты. КОМБАТ наводится по лазерному лучу, который управляет ракетой в режиме превышения, это означает, что управляющий лазерный луч направлен выше обреченной цели, не засвечивая её. И лишь в самом конце траектории полета ракеты, только всего на 0,1-0,2 секунды. Лазерный луч совмещается с танком или вертолетом противника. Этого времени недостаточно, чтобы привести в действие антилазерную защиту, так что эффективной системы противодействия управляемой ракете КОМБАТ на сегодняшний день не существует. Ракета КОМБАТ запущенная из танка Т-84 БМ ОПЛОТ способна с высокой точностью пробить броню фактически любого из существующих танков на удалении до 5 километров через 17 секунд от момента её запуска. Башня танка Т-84 БМ ОПЛОТ поворачивается на 180 ° менее чем за 5 секунд (скорость вращения башни относительно корпуса до 40 градусов/секунду). На случай аварийной ситуации предусмотрены ручные приводы наведения пушки и башни.Башня танка Т-84 БМ ОПЛОТ изготовлена из броневой стали повышенной твердости, полученной электрошлаковым переплавом. Сталь с электрошлаковым переплавом обеспечивает прирост стойкости в равных конструкциях на 10-15 процентов по сравнению с катаной броневой сталью средней твердости танка Т-90С.
Крыша башни выполнена цельноштампованной, что повысило ее жесткость, обеспечена технологичность и стабильное качество в условиях серийного производства.
Башня танка Т-84 БМ ОПЛОТ содержит два защитных модуля-блока, каждый из которых за счет жесткой фиксации положения корпуса защитного модуля относительно донного листа башни, установлен на сварную основу башни с возможностью его демонтажа. Модуль выполнен в виде корпуса с наполнителем. Каждый защитный модуль надежно прикреплен к основной броне башни.Стенки, донный лист и первая крышка модуля выполнены из брони, при этом толщина тыльной стенки корпуса защитного модуля меньше толщины передней стенки башни танка Т-84 БМ ОПЛОТ, каждый защитный модуль снаряжен перегородкой, второй крышкой для ниши и опорной деталью.
Опорная деталь жестко соединена с перегородкой и с лобной и тыльной стенками корпуса защитного модуля. Перегородка расположена внутри корпуса параллельно его тыльной стенке и имеет толщину, большую толщины передней стенки корпуса. Толщина тыльной стенки корпуса защитного модуля не превышает толщину перегородки. На обращенных к донному листу башни торцах перегородки выполнены выступы. В донном листе корпуса защитного модуля и в донном листе башни, выполнены соответственно отверстия и пазы, соответствующие выступам на торце перегородки.
Преимуществом данного бронирования башни танка Т-84 БМ ОПЛОТ является повышение защищенности без значительного увеличения массогабаритных показателей за счет выбора закона изменения толщины броневых препятствий и за счет использования высокоэффективного ячеистого наполнителя.Благодаря новаторским решениям украинских разработчиков в области броневой защиты танк Т-84 БМ ОПЛОТ превосходит любой существующий на данный момент танк в мире.
Динамическая защита ДУПЛЕТ танка Т-84 БМ ОПЛОТ представляет собой слои кумулятивной защиты на основе устройств ХСЧКВ-34 разделенные демпфирующими слоями из композитного материала. Размещение динамической защиты ДУПЛЕТ в модулях выполнено по многослойной тандемной тридемной схеме.
Испытания модульной динамической защиты ДУПЛЕТ танка Т-84 БМ ОПЛОТ путем обстрела с применением отечественных и зарубежных бронебойных подкалиберных снарядов, показали уникальные характеристики снижения бронепробивной способности. Так при стрельбе современными французскими бронебойно-подкалиберными снарядами OFL 120F1 танка AMX-56 Leclerc с дистанции 100 метров снижение бронепробивной способности составило 100%!
Снаряд OFL 120F1 с бронепробиваемостью в пределах 700 мм оставил на броне лишь вмятину глубиной 20 мм. Даже при стрельбе с минимальной дистанции западным и российскими бронебойно-подкалиберными снарядами не удалось пробить даже наружную плиту башни танка Т-84 БМ ОПЛОТ и добраться до модульного броневого пакета с комбинированным ячеистым наполнителем. Испытания осуществлялись многократно с аналогичным результатом.
На основании этого можно сделать вывод, что модульная динамическая защита ДУПЛЕТ танка Т-84 БМ ОПЛОТ способна противостоять самым современным на сегодняшний день бронебойно-подкалиберным снарядам - американскому М829А3 и немецкому DM53 даже с применением специальных сегментированных сердечников специально предназначенных для преодоления морально устаревших российских динамических защит «КОНТАКТ-5» и «РЕЛИКТ».
Российский комплекс динамической защиты «РЕЛИКТ» танка Т-90МС Тагил, по заявлениям НИИ Стали снижает бронепробивную способность бронебойных подкалиберных снарядов всего на 250 мм, а украинский комплекс динамической защиты «ДУПЛЕТ» устанавливаемый на танк Т-84 БМ ОПЛОТ - не менее чем на 600 мм!
Защита лобовой проекции танка является важным аспектом, но в последнее время особую актуальность приобрела защита бортов, особенно при обстреле тандемными кумулятивными боеприпасами при углах встречи, близких к нормали к поверхности контейнера динамической защиты.
Модули динамической защиты ДУПЛЕТ, бортов корпуса танка Т-84 БМ ОПЛОТ после испытаний тандемным кумулятивным боеприпасом с бронепробивной способностью 900 мм (украинский аналог российского ПТРК «Корнет») – следов пробития борта танка не было обнаружено. Максимальное остаточное внедрение кумулятивной струи в корпус танка под углом 90° и 30° составило всего 45 мм и 30 мм.
На данный момент украинская модульная динамическая защита ДУПЛЕТ установленная на танк Т-84 БМ ОПЛОТ - единственное разработанное и изготавливаемое серийно устройство, в мире обеспечивающее защиту от таких мощных кумулятивных тандемных противотанковых средств как ПГ-7ВР, ПГ-7Т, ПГ-29В и Корнет-Э.Противотандемная динамическая защита «ДУПЛЕТ» принята на вооружение Вооружённых сил Украины приказом Министра обороны Украины №378 от 23.07.2009 года.
Танк Т-84 БМ ОПЛОТ оснащен реверсивной трансмиссией. Реверсивная трансмиссия танка Т-84 БМ ОПЛОТ состоит из автоматической коробки передач, которая кроме 7 передач вперед имеет ещё и 3 передачи назад.Повышенные (ускоренные) вторая и третья передачи заднего хода, дают танку Т-84 БМ ОПЛОТ возможность двигаться задним ходом со скоростью до 32 км/час, обеспечивая при необходимости, быструю смену позиций в боевых условиях без разворота танка.
Максимальная скорость Т-84 БМ ОПЛОТ по дороге с твердым покрытием 70 км/час. При начальной скорости 70км/ч полная остановка танка Т-84 БМ ОПЛОТ происходит менее чем за 7 секунд, а при начальной скорости 40 км/ч полная остановка БМ ОПЛОТ происходит менее чем за 5 секунд, что полностью удовлетворяет условиям технического задания.Трансмиссия танка Т-84 БМ ОПЛОТ адаптирована к системе автоматизированного управления и оснащена датчиком частоты вращения. Комплексная система управления движением танка Т-84 БМ ОПЛОТ предназначена для повышения показателей подвижности и управляемости танка в различных дорожных условиях и снижения утомляемости механика-водителя.
В танке Т-84 БМ ОПЛОТ установлена комплексная автоматизированная система управления движением, которая, облегчает управление танком, поднимает возможности механика-водителя средней квалификации по управлению танком к навыкам механика-водителя высшей квалификации. В танке Т-84 БМ ОПЛОТ установлен штурвал, которым механик-водитель, только задает углы поворота танка, а автоматика автоматизированной системы управления движением, сама отрабатывает движение по нужном радиусу и танк двигается по требуемой траектории.
Комплексная автоматизированная электрогидравлическая система управления движением танка Т-84 БМ ОПЛОТ обладает наилучшей эргономикой по сравнению с системой управления движением танка Т-90С.
На российском танке Т-90С с механогидравлической системой управления механик-водитель постоянно использует пять органов управления: рычаг переключения передач, педаль «сцепления», педаль подачи топлива и два рычага поворота. На танке Т-84 БМ ОПЛОТ, оборудованном автоматизированной системой управления, число постоянно используемых органов управления сокращено до двух: педали подачи топлива и штурвала. Педалью тормоза механику-водителю Т-84 БМ ОПЛОТ рекомендуется пользоваться только в экстренных случаях и на стоянке.
На танке Т-90С c механогидравлической системой управления механику-водителю Т-90С необходимо постоянно приспосабливаться к условиям поворота путем многократного воздействия на рычаги. Напротив, на танке Т-84 БМ ОПЛОТ механик-водитель лишь задает требуемый радиус поворота при помощи штурвала, оборудованного датчиком положения, все остальное делает система автоматизированного управления движением, включающая датчики, цифровые блоки управления и электрогидравлические исполнительные механизмы.
Система автоматизированного управления поворотом танка Т-84 ОПЛОТ, в которой вместо рычагов управления применён штурвал с датчиком положения, использует тот же способ поворота, что и танк Т-90С - включение пониженной передачи в бортовой коробки передач отстающего борта. Но при этом за счёт аппаратуры управления и электрогидравлических исполнительных органов обеспечивается поддержание заданных механиком-водителем танка ОПЛОТ радиусов поворота.
Система управления поворотом танка Т-84 ОПЛОТ имеет значительное преимущество по коэффициенту использования величины перемещения штурвала, обеспечивающего регулирование радиуса поворота, который в 2,5 раза больше, чем у российского танка Т-90С.
Основным недостатком присущим механогидравлическим приводам управления трансмиссией танка Т-90С является большой мертвый ход органов управления поворотом, используемый для регулирования радиуса поворота.Недостатков механогидравлической системы танка Т-90С лишена автоматизированная система управления трансмиссией танка Т-84 ОПЛОТ. Конкретному углу поворота штурвала, в зависимости от времени, может соответствовать любое давление управления – от нуля до максимального. Зона нечувствительности не превышает 5% хода органов управления поворотом, после чего релейно включается пониженная передача на отстающем борту. Зона нечувствительности необходима в целях безопасности движения, чтобы исключить поворот танка Т-84 ОПЛОТ при случайном повороте штурвала.
В результате ход штурвала в танка Т-84 ОПЛОТ, используемого для регулирования радиуса поворота, достигает 85%. Зона чувствительности рычагов управления танка Т-90С при повороте составляет всего 34%.
В результате для механика-водителя танка Т-90С требуется выработка специальных навыков управления, доступных лишь водителям с большим опытом и достаточной тренировкой.
Семискоростная бортовая коробка передач, была разработана ХКБМ им. А.А. Морозова в начале 60-х годов для танка Т-64 под двигатель 5ТДФ, мощностью 700 л. с. В настоящее время модернизированная бортовая коробка передач, обеспечивающая реверс, установлена в моторно-трансмиссионное отделение танка Т-84 БМ ОПЛОТ. Сохраняя кинематическую схему, габаритные параметры и характеристики планетарных рядов старой бортовой коробки передач, показатели прочности, надежности и долговечности модернизированная бортовая коробка передач оказалась на пределе технических возможностей. Повышение мощности дизеля 6ТД-2Е до 1200 л. с. резко снижает ресурс подшипниковых опор, зубчатых передач и дисков трения фрикционных устройств. Бортовая коробка передач морально устарела и не отвечает современным требованиям по передаваемой мощности, управляемости и эргономике.
Совместная работа бортовых коробок передач с дизелем 6ТД-2Е, в объектовых условиях БМ ОПЛОТ, может привести к разрушению зубьев сателлитов 1 и 4 планетарных рядов, короблению дисков трения, спеканию металлокерамики, снижению ресурса силовой передачи более чем в 2 раза.
Установка на БМ ОПЛОТ бортовой гидрообъемной механической трансмиссии может устранить перечисленные недостатки и повысить конкурентоспособность украинского танка на мировом рынке вооружения.
На танке Т-84 БМ ОПЛОТ устанавлена многоступенчатая система очистки воздуха, выполненная с применением принципиально новых технических решений. Многоступенчатость заключается в использовании трех ступеней очистки воздуха. В качестве первой ступени используется инерционная решетка, технической новизной которой является применение круглых элементов вместо плоских. Инерционный способ очистки воздуха основан на разности кинетической энергии воздуха и частиц пыли, находящихся в потоке. При повороте воздушного потока частицы пыли, имеющие больший удельный вес, продолжают прямолинейное движение и удаляются через систему автоматического удаления пыли. Такая решетка эффективно удаляет любые посторонние предметы, защищая, таким образом, циклонный аппарат от засорения.В качестве второй ступени использован высокоэффективный малогабаритный циклон, с коэффициентом пропуска не хуже 0,2%, что дает возможность в исключительных случаях осуществлять движение без кассет вообще.
Учитывая высокую эффективность циклонного аппарата, отпадает необходимость установки трехслойной кассеты. Поэтому на танке Т-84 БМ ОПЛОТ установлены двухслойные кассеты со сравнительно большой пыле емкостью.
При запыленности воздуха 2,75 г/м3 по пустыне танк Т-84 БМ ОПЛОТ может двигаться без обслуживания кассет до 1086 километров, а при имитации аварийного режима (когда перекрыты 70% входных патрубков 3-х циклонов) возможна эксплуатация танка Т-84 БМ ОПЛОТ до 337 километров, при средней запыленности воздуха до 3,25 г/м3!
Например, российский танк Т-90С при запыленности воздуха 2,5 г/м3 может двигаться по пустыне до очередного обслуживания кассет всего лишь 400 километров.
При движении танка Т-84 БМ ОПЛОТ по сухой грунтовой дороге, расход топлива на 100 километров пути, составляет 370 литров.
Танк Т-84 БМ ОПЛОТ оснащен двигателем украинской разработки 6ТД-2Е мощностью 1200 лошадиных сил. Двигатель 6ТД-2Е танка Т-84 БМ ОПЛОТ представляет собой развитие двигателя 6ТД-1 танка Т-80УД Берёза. Двигатель 6ТД-2Е удалось унифицировать с 6ТД-1 на 90,12%. За счет увеличения в 6ТД-2Е степени наддува до 4,4 (у 6ТД-1 степень наддува — 3,35) мощность 6ТД-2Е возросла на 200 л.с. Для обеспечения требуемой величины наддува, был специально разработан новый двухступенчатый осецентробежный компрессор с высоким коэффициентом полезного действия (в 6ТД-1 используется одноступенчатый компрессор двигателя).
Легкий и компактный двигатель 6ТД-2Е танка Т-84 БМ ОПЛОТ обладает чрезвычайно высоким показателем литровой мощности — 73,8 л.с./л при удельной массе всего 0,98 кг/л.с!
Например, двигатель немецкого танка Leopard-2A7 дизель МТ883-1500, имеет гораздо более скромные показатели — литровую мощность 54,7 л.с./л при удельной массе 1,2 кг/л.с.
Ключевым преимуществом двигателя 6ТД-2Е танка Т-84 БМ ОПЛОТ является низкая потеря мощности при эксплуатации в условиях повышенных температур окружающей среды. Украинский двигатель 6ТД-2Е танка Т-84 БМ ОПЛОТ прекрасно работает в условиях жаркого климата, 6ТД-2Е не теряет мощности при температуре воздуха +55°С.
Например на российском танке Т-90С оснащенным двигателем В-92С2 при повышенной температуре окружающей среды от +35 до +55°С наблюдается значительная потеря мощности с максимально возможных 1000 лошадиных сил, мощность двигателя обваливается до 600 л.с. Гарантийный моторесурс двигателя В-92С2 танка Т-90С недотягивает до 350 часов.
Гарантийный моторесурс двигателя 6ТД-2Е танка Т-84 БМ ОПЛОТ составляет 500 часов, что равняется 7500 км пробега, а практический моторесурс двигателя 6ТД-2Е составляет 800 часов, что равняется 12000 км пробега, то есть танк может уходить в капитальный ремонт без замены двигателя.
Двигатель 6ТД-2Е танка Т-84 БМ ОПЛОТ хоть и является дизельным двигателем, но он может работать и на других типах топлива, в том числе и на бензине, керосине, или их смеси в любой пропорции.На многотопливном двигателе 6ТД-2Е танка БМ ОПЛОТ кроме основного, дизельного топлива, можно применять следующие резервные виды топлива: топливо для реактивных двигателей (керосин) Т-1, ТС-1 и РТ с присадками 2-EHN и Галад-40; бензин автомобильный А-72 и А-76; смеси вышеперечисленных видов топлива с дизтопливом в любых пропорциях; смеси бензина автомобильного АИ-93 с дизтопливом (не менее 25% дизтоплива по объёму в составе смеси), а также аналогичные виды топлива зарубежного производства.
При работе на дизтопливе во всём диапазоне внешней характеристики мощность танка БМ ОПЛОТ с двигателем 6ТД-2Е на ведущих колёсах составляет 807-998 л.с.; при использовании керосина ТС-1 на 61..87 л.с. меньше (в среднем на 10%). Оптическая плотность дыма уменьшается с увеличением частоты вращения коленчатых валов двигателя, однако, при использовании дизтоплива уровень дымности составляет 20…35%, что в два раза выше, чем для многотопливного дизеля 6ТД-1 украинского танка Т-80УД «Берёза». Применение в качестве топлива для двигателя 6ТД-2Е керосина ТС-1 с присадками примерно на половину понижает уровень дымности до значений 25…50% и 8…20% соответственно по сравнению с дизтопливом. Использование керосина снижает уровень дымности на выходе из диффузора на треть, либо даже на половину на определённых режимах по сравнению с работой двигателя 6ТД-2Е на дизтопливе.
Дитопливо обеспечивает наибольшую мощность на ведущих колёсах танка БМ ОПЛОТ, но, тем не менее, оптическая плотность газовой воздушной смеси на выходе также достигает сравнительно больших величин. При использовании керосина ТС-1 величина мощности на ведущих колесах в среднем на 10% меньше, но при этом на треть, а на некоторых режимах работы двигателя 6ТД-2Е и в два раза снижается дымность на выпуске по сравнению с дизтопливом.
Эжекционная система охлаждения входящая в состав танка БМ ОПЛОТ, способствует значительному снижению дымности газовой воздушной смеси на выходных жалюзи, поскольку функционально в эжекторе происходит перемешивание выпускных газов двигателя с потоком чистого воздуха после радиаторов.
Приведенные данные по изменению мощностных характеристик и дымности при применении разных видов топлива целесообразно использовать при оперативном планировании перемещения танков БМ ОПЛОТ с повышенными требованиями к маскировке и скрытности, а также при проведении таких ответственных мероприятий, как парады и демонстрационные показы.
Вместимость внутренних топливных баков танка Т-84 БМ ОПЛОТ составляет 700 литров. Еще 440 л топлива находятся в топливных баках, расположенных на надгусеничных полках. Запас хода танка по топливу составляет 400 км, для его увеличения на корме корпуса могут монтироваться две бочки с дополнительным запасом топлива, которые при необходимости легко сбрасываются. Каждая из них вмещает 200 л топлива и подсоединена к общей топливной системе. Двигатель 6ТД-2Е оснащен устройством предварительного подогрева, которое используется при эксплуатации танка в холодную погоду. Т-84 БМ ОПЛОТ единственный танк в мире, который может преодолевать без подготовки водные преграды глубиной до 1,8 м.При преодолении брода танком БМ ОПЛОТ выпуск отработавших газов осуществляется непосредственно в воду. В случае непредвиденной остановки двигателя при преодолении танком брода для предотвращения попадания воды в цилиндры, магистраль выпуска отработавших газов оборудована специальными тарельчатыми клапанами, закрывающимися под напором воды при отсутствии выхлопа.
При проведении пуска двигателя под водой возникает дополнительное сопротивление в выпускной трассе, складывающееся из гидравлического сопротивления открытия тарельчатых клапанов в воде и давления от столба воды, прижимающего тарелки клапанов.
При преодолении брода танком БМ ОПЛОТ, в случае аварийной остановки танкового двигателя 6ТД-2Е, пуск двигателя, можно произвести до глубины брода 1,6 м. Аварийный пуск двигателя танка БМ ОПЛОТ при преодолении брода, осуществляется комбинированным способом при одновременном запуске электростартера и пневматического пуска от двух штатных баллонов со сжатым воздухом.
Затраты времени на подготовку к преодолению водных преград до 5 м составляют 20 минут. Под водой танк Т-84 БМ ОПЛОТ может находиться до полной выработки топлива, а это не менее 10 часов! Например, российский танк Т-90С с вентиляторной системой охлаждения двигателя при герметизации моторно-трансмисионного отделеия может находиться под водой без перегрева всего 15 минут до перегрева двигателя.Для танка БМ ОПЛОТ, максимальная глубина преодолеваемого брода составляет 1,8 метров. При преодолении брода танком БМ ОПЛОТ выпуск отработавших газов осуществляется непосредственно в воду. В случае непредвиденной остановки двигателя при преодолении танком брода для предотвращения попадания воды в цилиндры, магистраль выпуска отработавших газов оборудована специальными тарельчатыми клапанами, закрывающимися под напором воды при отсутствии выхлопа.
При проведении пуска двигателя под водой возникает дополнительное сопротивление в выпускной трассе, складывающееся из гидравлического сопротивления открытия тарельчатых клапанов в воде и давления от столба воды, прижимающего тарелки клапанов.
При преодолении брода танком БМ ОПЛОТ, в случае аварийной остановки танкового двигателя 6ТД-2Е, пуск двигателя, можно произвести до глубины брода 1,6 м. Аварийный пуск двигателя танка БМ ОПЛОТ при преодолении брода, осуществляется комбинированным способом при одновременном запуске электростартера и пневматического пуска от двух штатных баллонов со сжатым воздухом.
Танк Т-84 БМ ОПЛОТ оснащен вспомагательной силовой установкой-энергоагрегатом ЭА-10, мощностью 10 кВт. При остановленном основном двигателе энергоагрегат ЭА-10 обеспечивает электроэнергией: комплекс управления огнем, связь, систему коллективной защиты, кондиционер, аккумуляторную батарею в режиме подзарядки.
Энергоагрегат ЭА-10 танка Т-84 БМ ОПЛОТ позволяет сохранить ресурс основного двигателя, снизить заметность по выделению тепла и шума, снизить расход горюче-смазочных материалов, а также улучшить экологические показатели танка.
Для снижения тепловой заметности крыша моторно-трансмиссионного отделения танка Т-84 БМ ОПЛОТ оснащена специальными теплоизолирующими экранами.
Использование в танке Т-84 БМ ОПЛОТ эжекторной системы охлаждения также приводит к разбавлению выпускных газов воздухом, в результате чего улучшаются экологические показатели до стандарта Евро-3 и практически не остаётся теплового следа от танка.
В вооруженных силах Украины танки Т-84 БМ ОПЛОТ эксплуатировались в 72 мотострелковой дивизии (г. Белая Церковь). По договоренности Министерства обороны Украины с ГП ХКБМ из десяти танков Т-84 БМ ОПЛОТ три танка эксплуатировались с особой жестокостью. Каждый из трех танков Т-84 БМ ОПЛОТ эксплуатировался в таких пределах - настрел пушки 350 выстелов, километраж 3000 км, наработка двигателя - 480 - 500 моточасов за период с 2000 по лето 2005 года. Остальные семь танков в режиме настрел - 150 выстрелов, километраж в пределах - 1000 км. На всех десяти танках Т-84 БМ ОПЛОТ были проведены сезонные обслуживания при переводе с весенне-летнего режима эксплуатации, на осенне-зимний и наоборот. Отказов в работе узлов и агрегатов танка выявлено не было. После завершения проведения в 2009 году государственных испытаний усовершенствованного танка Т-84, танк Т-84 ОПЛОТ в соответствии с Приказом Министра обороны Украины №252 от 28.05.2009 года был принят на вооружение Вооружённых сил Украины с присвоением индекса БМ «ОПЛОТ».
glavcom.blogspot.com
Современный украинский основной боевой танк.
Сконструирован Харьковским конструкторским бюро по машиностроению имени А. А. Морозова и производится заводом ЗТМ им. Малышева. Главный конструктор машины — д. техн. н., проф., ген.-лейт. М. Д. Борисюк, генеральный конструктор по созданию бронетанковой техники и артиллерийских систем, начальник КП ХКБМ.
Производство первого танка стартовало в конце 2008 года и заняло три месяца.
В мае 2009 года танк был принят на вооружение Вооружённых сил Украины под наименованием БМ «Оплот».
В 2009 году был подписан контракт на поставку 10 танков БМ «Оплот» Вооружённым силам Украины по цене 29,5 млн гривен за единицу, из-за недостатка финансирования выполнение контракта было остановлено
20-24 февраля 2011 года БМ «Оплот» впервые был продемонстрирован за рубежом — на 10-й Международной выставке вооружений IDEX-2011 в Абу-Даби. Экспортная цена одного танка «Оплот» в 2011 году составляла 4,9 млн долларов США, в 2013 году - 4,89 млн долларов США.
В декабре 2011 заместитель гендиректора ГК «Укроборонпром» Владимир Куратченко проинформировал, что в производстве танка участвуют 40 предприятий Украины.
Серийный выпуск танков "Оплот" начался в 2013 году, однако первые прицелы ПНК-6 были сделаны в январе 2014 года.
Танк имеет классическую компоновку, с расположение отделения управления в лобовой части, боевого отделения — посередине и моторно-трансмиссионного отделения — в кормовой части. В отличие от абсолютного большинства западных основных боевых танков, на БМ «Оплот» применён автомат заряжания, что позволило сократить его экипаж до трёх человек — механика-водителя, наводчика и командира. Механик-водитель распологается по центру. Командир танка расположен справа, а наводчик — слева, у каждого из них имеется люк для посадки/высадки.
От предшествующих танков ХКБМ (Т-80УД, Т-84) БМ «Оплот» отличается существенным улучшением следующих характеристик:
-новая цифровая СУО и ТВП (тепловизионный прицел)-система учёта изгиба канала ствола-комбинированный панорамный прицел командира с независимыми дневным и ночным (тепловизионным) каналами, и лазерным дальномером
-сварно-катаная башня новой формы-большие бортовые экраны, дающие дополнительную защиту бортов корпуса и ходовой части от ручных противотанковых гранатометов-встроенная ДЗ «Дуплет» («Нож-2») нового поколения, обеспечивающая лучшую защиту от современных бронебойных снарядов и тандемных кумулятивных боеприпасов-КОЭП (комплекс оптико-электронного противодействия) «Варта» (рус. «Стража»)
-новая комплексная система управления танком, позволяущая совершать автоматическое переключение передач и плавный поворот во время движения-двигатель 6ТД-2Е мощностью 1200 л.с. с уменьшенной дымностью и токсичностью выхлопа-дизельная ВСУ (вспомогательная силовая установка) мощностью 10 кВт-новый цифровой щит (бортовой компьютер) механика-водителя, современная навигационная система, новые средства радиосвязи
Система управления огнём БМ «Оплот» обеспечивает круглосуточное и всепогодное прицеливание и стрельбу из пушки, спаренного и зенитного пулемётов, в том числе командиром танка. СУО танка включает:
-прицельный комплекс:-дневной прицел наводчика «Промінь» 1Г46М оборудован независимой стабилизацией в двух плоскостях, лазерным дальномером (до 9990 м с точностью +...-10 м) и каналом полуактивного управления ПТУР «Комбат». Имеет кратность 2,7—12х.-тепловизионный прицельный комплекс наводчика ПТТ-2(4). Приспособлен для обнаружения наземных и воздушных целей, и прицельной стрельбы по ним днём и ночью. Дальность обнаружения целей — до 8000 м, распознавания — 4500 м и идентификации — 2500 м.-панорамный прицельный комплекс командира «ПНК-6». Предназначен для обнаружения наземных и воздушных целей с места командира, и прицельной стрельбы по ним днём и ночью. Оборудован лазерным дальномером. Дальность обнаружения целей типа танк составляет 5500—8000 м.-стабилизатор вооружения 2Э42М-ТБВ (танковый баллистический вычислитель) ТИУС-ВМ-СУИТ (система учёта изгиба ствола) повышает точность стрельбы за счёт автоматической коррекции углов прицеливания и бокового упреждения, вырабатываемых баллистичеким вычислителем, с учётом теплового изгиба ствола от солнечной радиации и собственного разогрева при интенсивной стрельбе.-система дистанционного управления зенитным пулемётом 1ЭЦ29М
Основным вооружением танка является 125-мм гладкоствольная пушка КБАЗ, которая имеет длину ствола 48 калибров и снабжена автоматом заряжания конвейерного типа. Пушка оборудована эжектором пороховых газов, термокожухом и стабилизирована в двух плоскостях.
Ствол пушки сделан быстросъёмным и может быть заменен в полевых условиях без демонтажа башни с танка. Привод вращения башни — электрический, привод пушки — гидравлический. Башня поворачивается на 180 градусов менее чем за 5 секунд (скорость вращения башни относительно корпуса составляет до 40 град/сек). В случае внештатной ситуации предусмотрены резервные механические приводы наведения пушки и башни.
Боекомплект пушки составляет 46 выстрелов раздельно-гильзового заряжания, из них 28 расположены в автомате заряжания. БМ «Оплот» может вести огонь бронебойно-подкалиберными, кумулятивными, осколочно-фугасными снарядами и ПТУР «Комбат» с полуактивной системой управления по лазерному лучу.
Скорострельность танка составляет до 8 выстрелов/мин. (7—12,5 сек. на заряжание одного выстрела), что достигается за счёт автомата заряжания и тандемного досылания (снаряд-заряд) за один цикл. Удаление стрелянного поддона производится с помощью его автоматического улавливания и укладки в пустой лоток без разгерметизации боевого отделения. Время загрузки конвейера автомата заряжания выстрелами составляет 15—20 мин. Также предусмотрены дублирующие приводы конвейера автомата заряжания и ручной механизм заряжания.
Отличительной особенностью танка является наличие КУВ (комплекса управляемого вооружения), который позволяет вести огонь из пушки управляемыми ракетами «Комбат» с лазерным наведением на дистанциях до 5 км и обеспечивает бронепробиваемость за динамической защитой не менее 750 мм. ПТУРы располагаются в автомате заряжания так же, как и обычные снаряды.
ПТУР «Комбат» почти на протяжении всего полёта ведется над линией визирования, а её перевод непосредственно на цель происходит автоматически всего за 0,3 секунды до момента поражения. Такое решение выгодно отличается от подсветки лазером цели на протяжении всего полёта ракеты тем, что противник почти не имеет шансов поставить помеху ПТУР.
Стрельба ПТУР «Комбат» возможна на скоростях движения танка до 30 км/ч, по целям, двигающимся со скоростью до 70 км/ч.
-Система дистанционного управления зенитной установкой состоит из пулемёта КТ-12,7 мм (боекомплект 3х150 патронов). Угол наведения по вертикали составляет от ?3 град. до +60 град., по курсу — в диапазоне +...-75 град. Пулемёт стабилизирован по вертикали в диапазоне от -3 град. до +20 град..-Спаренный с пушкой пулемёт КТ-7,62 мм имеет боекомплект 1250 патронов.
БМ «Оплот» оснащён комбинированной системой защиты, включающую в себя пассивную броню, встроенную динамическую защиту и ряд других систем защиты, повышающих выживаемость танка в бою. Броня — многослойная, состоящая из броневых листов и керамических материалов. Крыша башни сделана цельноштампованной, что повышает её жёсткость и обеспечивает хорошую технологичность и стабильное качество при серийном выпуске.
На передней части корпуса, башне и бортах танка оборудована встроенная ДЗ (динамическая защита) нового поколения «Дуплет», которая защищает от кумулятивных и бронебойно-подкалиберных боеприпасов. Модульная конструкция позволяет быструю замену элементов защиты во время модернизации или повреждения. На бортах корпуса БМ «Оплот» оборудованы широкие резиновые экраны, дающие дополнительную защиту от ручных противотанковых средств типа РПГ-7. Элементы ДЗ «Дуплет» не детонируют при попадании в них пуль калибра 12,7 мм, бронебойных снарядов калибра до 30 мм и осколков снарядов. ДЗ «Дуплет» не нуждается в обслуживании и безопасна в обращении. Установка данной ДЗ возможна силами экипажа без специальных приспособлений за 2,5—3 ч.
По утверждению производителя танка, ВПТДЗ (встроенная противотандемная динамическая защита) «Оплот-М» обеспечивает защиту от:
-противотанковых ручных и станковых гранатометов, и безоткатных орудий (в том числе с тандемными боевыми частями)-противотанковых ракет типа «ТОУ-2», «Милан», «Штурм-С»-кумулятивных снарядов гладкоствольных танковых пушек калибра 125 мм (3БК18М, 3БК18, 3БК14М, 3БК14)-бронебойных подкалиберных снарядов гладкоствольных танковых пушек калибра 125 мм (3БМ22, 3БМ26, 3БМ42) и 120 мм трассирующего оперенного подкалиберного снаряда с отделяющимся поддоном Cl3069-Крыша башни танка получила дополнительную защиту от противотанковых средств типа FGM-148 Javelin, атакующие танк сверху, в крышу башни.
Противоминная защита гарантирует выживаемость экипажа при подрыве под гусеницей мин с тротиловым эквивалентом 10 кг, а под днищем (в переднем отделении) — до 4 кг.
Танк оснащён автоматической системой пожаротушения в обитаемом отделении и МТО. На «Оплот-М» также оборудованы ПРХР-М1 (прибор радиационной и химической разведки) и система защиты от оружия массового поражения.
Активная защита БМ «Оплот» предусматривает использование КОЭП (комплекса оптико-электронного противодействия) «Варта», которая предупреждает о наведении высокоточных боеприпасов с лазерной системой управления, и активирует постановку дымовой/аэрозольной завесы вокруг танка. Система постановки аэрозольной завесы состоит из 12 пусковых установок и пульта управления с возможностью выбора режима работы системы: автоматический, полуавтоматический или ручной. Аэрозольные гранаты могут поставить завесу, за которую противник, даже используя тепловизор, не сможет «заглянуть». «Варта» также срывает наведение ПТУР с инфракрасной ГСН (головкой самонаведения) за счёт постановки инфракрасных (световых) помех.
На танк устанавливается шестицилиндровый дизельный двигатель 6ТД-2Е объёмом 16,3 литра и мощностью 1200 л.с. Двигатель — двухтактный, многотопливный (работает на бензине, керосине, топливе для дизельных двигателей или их смеси в любой пропорции), с наддувом, прямоточной продувкой, непосредственным впрыском топлива, с горизонтальным расположением цилиндров и противоположно движущимися поршнями. Благодаря небольшой высоте двигателя (581 мм) моторное отделение сконструировано по двухэтажной схеме. Эжекторная система охлаждения радиаторов оборудована над двигателем.
По сравнению с 6ТД, предыдущим вариантом двигателя, на 20 % возросла удельная мощность, достигнув 73,6 л.с./литр при тех же габаритах (Д х Ш х В, мм: 1602 х 955 х 581) и массе (1180 кг). Благодаря компактности двигателя и особенностям его конструкции, силовая установка расположена поперечно в МТО (моторно-трансмиссионном отделении) танка и соосно с бортовыми коробками перемены передач. Благодаря этому центровка двигателя при его замене не требуется , значительно упрощается трансмиссия танка и обеспечивает небольшие размеры МТО (3,1 куб.м.).
Двигатель модернизирован для увеличения эффективности и надёжности в разных климатических и погодных условиях. Конструкция и особенности двигателя обеспечивают его эксплуатацию при температуре воздуха до +55 град.C почти без снижения мощности, в то время как, например, мощность четырёхтактного дизельного двигателя В-92С2 танка Т-90 падает с 1000 до 600 л.с. при температуре воздуха +55 град.C.
Как написано выше, двигатель 6ТД-2Е многотопливный и может работать на дизельном топливе, топливе для реактивных двигателей (керосине), бензине и их смеси. Емкость внутренних топливных баков 575 л, наружных баков, расположенных на надгусеничных полках, 570 л. Для увеличения запаса хода на корме корпуса могут оборудоваться две дополнительные топливные бочки объёмом 380 л (2 х 190 л).
Расход топлива на 100 км по сухой грунтовой дороге сотавляет 325—370 л, по дороге с твёрдым покрытием — не более 300 л.. Топливная система танка обеспечивает питание двигателя топливом как из каждой группы баков отдельно, так и из обеих групп одновременно.
Воздухозаборник двигателя обеспечивает поступление воздуха из наименее запыленной точки танка и позволяет преодолевать водные препятствия глубиной до 1,8 м без подготовки.
Танк оснащён дизельной вспомогательной силовой установкой мощностью 10 кВт. ВСУ предназначена для обеспечения электроэнергией танка с выключенным двигателем, например, при нахождении танка на стационарной огневой позиции или в засаде. Оборудуется на правой надгусеничной полке в герметичном броневом отсеке, и подключается к электрической и топливной системам основного двигателя.
Коробка передач планетарного типа с автоматическим переключением передач имеет 7 передач вперед и 4 назад. Максимальная скорость — 70 км/ч вперед и 35 км/ч задним ходом.
Новая комплексная система управления движением танка обеспечивает плавный поворот как во время движения, так и на месте, а также улучшает динамические характеристики разгона танка. Это происходит за счёт обеспечения переключения передач в оптимальном режиме. Такая система управления танка разрешает выполнять плавные повороты при помощи штурвала вместо рычагов, это значительно упрощает процесс управления, уменьшает уровень утомляемости водителя, повышает маневренность и позволяет продублировать управление. Данная система имеет высокий КПД и была разработана ХКБМ. Аналогичная система управления в составе харьковского МТО с двигателем 6ТД-2 поставляется за рубеж для установки на пакистанские танки «Аль-Халид» и китайские MBT 2000.
Ходовая часть БМ «Оплот» с каждого борта состоит из шести сдвоенных обрезиненных опорных катков диаметром 670 мм, пяти поддерживающих катков диаметром 225 мм, ленивца и размещённого в корме ведущего колеса. Подвеска опорных катков — индивидуальная, торсионная, с шестью гидравлическими телескопическими амортизаторами (на первом, втором и шестом узлах подвески). Узлы подвески вынесены из броневого корпуса для освобождения пространства в последнем и облегчения обслуживания подвески.
Танк может оборудуется гусеницами двух типов: асфальтоходной шириной 580 мм, обеспечивающей высокую скорость танка по дороге с асфальтобетонным покрытием, и шириной 600 мм с увеличенными грунтозацепами для движении по льду и рыхлому грунту. Внизу носовой части корпуса закреплены резиновые юбки, они нужны для того, чтобы снизить запыленность при езде.
Средства наблюдения:
-оптические приборы дневного наблюдения ТНПО-160 и ТНП-165А-прибор ночного видения механика-водителя ТВН-5
Средства связи:
-радиостанция УКВ диапазона Р-030У обеспечивает дальность связи на среднепересеченной местности до 20—25 км-радиостанция командира КВ диапазона Р-163-50К обеспечивает дальность связи до 250—350 км-аппаратура внутренней связи и коммутации АВСК-1 (Р-174)-шлемофоны шумопоглощающие ШШ-1
Средства навигации:
-система спутниковой навигации ТИУС-НМ. Включает радионавигационную аппаратуру спутниковой навигации СН-3700-03, обеспечивающая непрерывное определение координат танка по радиосигналам систем ГЛОНАСС и GPS NAVSTAR в любой точке земного шара, момент времени и метеоусловиях. Среднеквадратичная погрешность определения координат местоположения танка составляет 40 м по сигналам GPS NAVSTAR, 30 м по ГЛОНАСС и 20 м при использовании обеих навигационных систем одновременно. Система навигации танка может запоминать до 10 маршрутов с 50 контрольными точками для каждого из них.-информационный пульт командира 1КПИ-М. Предназначен для ввода в компьютер начальных установок, кодов, команд, запросов, координат пунктов назначения и маршрутных точек, а также отображения на экране вводимой информации и данных полученных через радиостанцию или навигационную систему. Информация про местоположение танка и других бронемашин своего подразделения на поле боя, пункты назначения и маршрутные точки отображаются на экране в текстовом или графическом виде.
-Автоматическое переключение передач значительно упрощает управление, снижает время на обучение механика-водителя и снижает его утомляемость во время длительной езды на танке-Цифровой щит (бортовой компьютер) механика-водителя предназначен для индикации уровня топлива и масла, управления работой подогревателя, предпусковой подготовкой и запуском основного двигателя, включением/выключением фар, отображения параметров двигателя и трансмиссии.-Система кондиционирования воздуха состоит из двух кондиционеров, установленных в корпусе и башне, и обеспечивает комфортные условия работы экипажа путём охлаждения, осушения или обогрева воздуха в обитаемом отделении.
1 сентября 2011 года был заключён первый контракт на продажу «Оплот-М» зарубежным покупателям - ГК «Укрспецэкспорт» и Таиланд подписали контракт на сумму $240 млн. на изготовление и поставку 49 танков для замены устаревших американских M41A3, по результатам тендера, в котором также приняли участие южнокорейский K2 Чёрная Пантера, российский Т-90 и немецкий Леопард 2.
-Украина — в 2009 году Министерство обороны Украины заказало 10 БМ «Оплот». Стоимость контракта составляет 295 млн грн. По состоянию на декабрь 2011 года ХЗТМ (харьковский завод транспортного машиностроения имени В. А. Малышева) получил лишь 70 из 295 млн грн. По состоянию на декабрь 2014 года контракт не был выполнен из-за недостаточного финансирования. Всего Государственная программа предусматривает производство 50 БМ «Оплот» для украинской армии до 2018 года.-Таиланд — 1 сентября 2011 года был заключён контракт на изготовление 49 танков «Оплот-Т» (модификация для армии Таиланда, в сравнении со стандартным вариантом для украинской армии внесены некоторые изменения во внутреннее оборудование, оборудование связи и шлемофоны, оборудован кондиционер для комфортной работы танкистов в условиях тропического климата). 26 июня 2013 был представлен первый изготовленный танк, 5 ноября 2013 года первая партия из 5 танков была передана представителям тайской армии в Харькове, после прохождения приёмки они были отправлены в Таиланд и 4 февраля 2014 года были отгружены в порту Саттахип. Стартовало производство второй партии танков - 11 октября 2014 в фоторепортаже о посещении завода им. Малышева президентом Украины П. А. Порошенко был показан ещё один собранный «Оплот-Т».
-Классификация: ОБТ-Боевая масса, т: 51,0-Компоновочная схема: классическая-Экипаж, чел.: 3
Размеры-Длина корпуса, мм: 7075-Длина с пушкой вперёд, мм: 9720-Ширина корпуса, мм: 3400 (4176 по съёмным защитным экранам)-Высота, мм: 2285 (2800 по прицелу командира)-Клиренс, мм: 470—500
Бронирование-Тип брони: комбинированная противоснарядная-Активная защита: «Варта»-Динамическая защита: встроенная, «Дуплет»
Вооружение-Калибр и марка пушки: 125-мм КБА3-Тип пушки: гладкоствольная-Длина ствола, калибров: 48-Боекомплект пушки: 46 снарядов и ПТУР (28 в АЗ)-Углы ВН, град.: ?4…+15 град-Дальность стрельбы, км: БОПС: 2,8; ОФС и КС: 2,6; ПТУР: 5,0-Прицелы: лазерный прицел-дальномер 1Г46М, тепловизионный прицельный комплекс ПТТ-2, панорамный прицельный комплекс ПНК-6-Пулемёты: 1 х 12,7-мм КТ, 1 х 7,62-мм КТ-Другое вооружение: ПТУР «Комбат»
Подвижность-Двигатель: Производитель: ХЗТМ; Марка: 6ТД-2Е; Тип: дизельный с наддувом; Объём: 16 300 куб.см.; Максимальная мощность: 1200 л.с., при 2600 об/мин; Максимальный крутящий момент: 3135 Н·м; Конфигурация: горизонтальный; Цилиндров: 6; Расход топлива при смешанном цикле: 325-370 л/100 км; Расход топлива на трассе: 300 л/100 км; Диаметр цилиндра: 120 мм; Ход поршня: 120 мм; Система питания: непосредственный впрыск; Охлаждение: жидкостное, эжекционное охлаждение радиаторов; Тактность (число тактов): 2; Максимальные обороты: 3080; Рекомендованное топливо: многотопливный.-Скорость по шоссе, км/ч: 70-Скорость по пересечённой местности, км/ч: 40-45-Запас хода по шоссе, км: 400 (500 с внешними баками)-Запас хода по пересечённой местности, км: 350 (450 с внешними баками)-Удельная мощность, л. с./т: 23,5-Тип подвески: индивидуальная торсионная-Удельное давление на грунт, кг/кв.см.: 0,97-Преодолеваемый подъём, град.: 32-Преодолеваемая стенка, м: 0,8-Преодолеваемый ров, м: 2,85-Преодолеваемый брод, м: 1,8 (5,0 с ОПВТ)
Тип | основной боевой танк |
Боевая масса | 51,0 т |
Калибр | 125 мм |
Экипаж | 3 чел. |
wartools.ru
Интересная книгаЕ. Е. АЛЕКСАНДРОВ МОИ КАМЕНИСТЫЕ ТРОПЫКНИГА ВОСПОМИНАНИЙ
Т-80УД № 83 c ГОМТДумаю, найдется много моментов для интересующихся историей танкостроения.
Представленная книга воспоминаний освещает основные этапы жизни и научно-педагогической деятельности доктора технических наук, профессора Александрова Евгения Евгеньевича — фундатора научной школы танкостроения Украины, заведующего кафедрой колёсных и гусеничных машин Национального технического университета "Харьковский политехнический институт", академика Академии наук высшего образования Украины, Заслуженного деятеля науки и техники Украины, лауреата Государственной премии Украины в области науки и техники.
Ряд цитат из книги:…Более того, новый дизель 6ТД-1 мощностью 1000 л.с. был оснащён тем же регулятором со всеми его недостатками вследствие ускоренных темпов создания дизеля, предназначенного для танка третьего послевоенного поколения Т-80УД. Николай Карпович рассказал интересный случай, который произошёл на од- ном из совещаний в Министерстве обороны СССР в разгар борьбы Северных (Н. С. Попов) и Южных (Н. А. Шомин). На этом совещании Н. К. Рязанцев отстаивал точку зрения Южных о необходимости сохранения и дальнейшего развития танкового дизелестроения. Но большинство участников совещания поддерживало Северных, которые настаивали на переориентации харьковского дизельного производства на ГТД. Измученный спором и атаками сторонников Северных, Николай Карпович уже сворачивал плакаты, когда в зал заседаний вошёл Министр обороны Д. Ф. Устинов.— Кто Вы? — обратился он к Николаю Карповичу. — Пока ещё Генеральный конструктор танковых дизелей, — сказал Николай Карпович, — но может быть сегодня перестану быть им, — добавил он, намекая на жёсткую критику сторонников Северных. Видимо Дмитрию Фёдоровичу понравился смелый ответ Генерального конструктора, потому что он в ответ произнёс несколько ободряющих слов и покинул зал. В результате долгой и упорной борьбы, в которой Южных поддерживал В. В. Щербицкий, не без вмешательства Генерального секретаря ЦК КПСС, победила точка зрения Южных. Ускоренными темпами дорабатывался дизель 6ТД-1, который с 1985 года стал устанавливаться на танк Т-80УД «Берёза», выпускаемый ПО «Завод имени Малышева».…
Вторая проблема состояла в создании системы автомати- ческого управления гидрообъёмным механизмом поворота танка, разработанным в ХКБД. Этот механизм поворота имел совершенно оригинальную конструкцию, предназначался для танка Т-80УД «Берёза» и представлял собою единый агрегат с двигателем 6ТД-1, бортовыми планетарными коробками пе- ремены передач и гидрообъёмной передачей, содержащей регулируемый гидронасос и нерегулируемый гидромотор типа «Зауэр». Николай Карпович в разговоре упомянул, что танк с гидрообъёмным механизмом поворота (ГОМП) в процессе ходовых испытаний показал хорошую управляемость в повороте, но имеет повышенную «дивергенцию», то есть низкую устойчивость прямолинейного движения или увод от задаваемого водителем направления. Более того, попытки водителя ликвидировать начинающийся увод приводят к усилению «дивергенции», что было совершенно непонятно с физической точки зрения.…
( Read more...Collapse )andrei-bt.livejournal.com