Для осуществления ремонта пружинно-рычажного сцепления двигателей ЗМЗ-402 и ЗМЗ-406 необходимо снять штампованную нижнюю часть картера сцепления, отвернуть гайки шпилек крепления коробки передач к картеру сцепления и снять коробку передач вместе с муфтой и подшипником выключения сцепления. Снять прокладку между картером сцепления и коробкой передач.
Затем проверить наличие на маховике двигателя, кожухе нажимного диска совмещенных меток «О» и, если они отсутствуют, нанести их. Постепенно отвернуть болты крепления кожуха сцепления к маховику, проворачивая при этом коленчатый вал двигателя. Вынуть ведомый и ведущий диски сцепления из картера сцепления через нижний люк. Отвернуть болты крепления картера сцепления к блоку двигателя и снять картер сцепления со штифтов блока.
Разборка пружинно-рычажного сцепления состоит из разборки ведущего и ведомого диска. При разборке ведущего диска необходимо :
— Сделать метки на кожухе сцепления, рычагах и нажимном диске, чтобы сохранить балансировку при сборке.— Положить нажимной диск на стол пресса, подложив под диск деревянную подставку для того, чтобы лапы кожуха могли перемещаться вниз. На кожух сверху положить деревянный брусок так, чтобы он не закрывал три гайки крепления опорных вилок рычагов выключения сцепления.
— Нажимая на верхний брусок, сжать пружину и разгрузить от усилий рычаги выключения сцепления. Отвернуть гайки опорных вилок рычагов выключения сцепления и плавно отпустить пресс.— Снять кожух сцепления, нажимные пружины и термоизолирующие шайбы. Расшплинтовать и вынуть оси рычагов выключения сцепления из ушков нажимного диска. Вынуть иглы подшипников. Расшплинтовать и вынуть оси рычагов выключения из опорных вилок. Вынуть иглы подшипников.
Осмотр и контроль деталей ведущего диска пружинно-рычажного сцепления проводят после разборки. Для этого детали сцепления тщательно моют и внимательно осматривают, обращая внимание на надежность заклепочных соединений, отсутствие погнутости, изношенности, трещин, забоин и обломов на ведущем и ведомом дисках, пружинных пластинах, рычагах, опорных вилках, пружинах, ступице, кожухе, вилке выключения сцепления и на других деталях механизма.
Поверхность нажимного диска и маховика при наличии на них задиров и кольцевых рисок можно исправить проточкой и шлифовкой. Снятый при обработке слой металла должен быть таким, чтобы толщина нажимного диска после обработки была не менее 15,6 мм, а толщина маховика (размер от обработанной поверхности до плоскости прилегания к фланцу коленчатого вала) не менее 27,5 мм.
В этом случае при сборке для сохранения нажимного усилия необходимо установить под теплоизолирующие шайбы дополнительно стальные шайбы, по толщине равные снятому слою металла с поверхности нажимного диска.
Сборка ведущего диска пружинно-рычажного сцепления осуществляется в порядке, обратном разборке. При этом необходимо убедиться, что сделанные при разборке метки на кожухе, нажимном диске и рычагах совпадают, а нажимные пружины центрируются по отбортовкам кожуха. Для предотвращения выпадения игл подшипников из отверстий в рычагах необходимо установить резиновые шарики диаметром 8-8,5 мм или обильно смазать иглы консистентной смазкой.
Нажимные пружины во избежание перекоса ведомого диска и для создания необходимого нажимного усилия должны быть установлены только с требуемой нагрузкой и одной группы.
Усилие, необходимое для сжатия нажимных пружин пружинно-рычажного сцепления до размера 39 мм, кгс групп.После сборки необходимо отрегулировать положение рычагов выключения пружинно-рычажного сцепления. Если нет специального приспособления, указанную операцию можно выполнять, используя свободный маховик. В этом случае нажимной диск, собранный с кожухом сцепления, кладут на поверхность трения маховика.
Между нажимным диском и маховиком в трех местах помещают шайбы одинаковой толщины 8 мм. Завертывая или отвертывая регулировочные сферические гайки опорных вилок, добиваются, чтобы размер от торца маховика до конца каждого рычага был 51+-0,25 мм. После регулировки надо зачеканить (раскернить) металл хвостовика каждой сферической гайки в прорезь опорной вилки.
Положение рычагов выключения регулируют только на снятом с автомобиля сцеплении. На автомобиле такая регулировка не допускается. Если при сборке заменяли рычаги выключения, кожух или нажимной диск, то необходимо статически отбалансировать ведущий диск в сборе, высверливая металл из бобышек нажимного диска, служащих для установки нажимных пружин.
Глубина сверления от края бобышки должна быть не более 25 мм, включая конус сверла. Допустимый дисбаланс нажимного диска пружинно-рычажного сцепления двигателей ЗМЗ-402 и ЗМЗ-406 должен быть не более 25 гсм. Установка сцепления на двигатель осуществляется в порядке обратном снятию.
Похожие Статьи :
auto.kombat.com.ua
Диафрагменное сцепление для двигателей ЗМЗ-402 и ЗМЗ-406 сухое, однодисковое, постоянно замкнутое, состоит из двух частей: ведущего диска в сборе — кожух, нажимной диск, нажимная диафрагменная пружина, соединительные пластины, опорные кольца, и ведомого диска в сборе с фрикционными накладками.
Располагается диафрагменное сцепление и механизм его выключения в колоколообразном алюминиевом картере, крепящемся к фланцу блока двигателя десятью болтами. Нижняя часть торца картера сцепления закрыта фланцем усилителя, крепящегося одновременно к блоку двигателя и торцу картера сцепления для обеспечения повышенной жесткости системы блок двигателя — картер сцепления.
Центрирование картера сцепления относительно оси коленвала двигателя ЗМЗ-402 и ЗМЗ-406 осуществляется с помощью двух штифтов, запрессованных во фланец блока двигателя и входящих в отверстия на картере сцепления.
Каталожные номера узлов и деталей диафрагменного сцепления для двигателя ЗМЗ-406.Кожух сцепления закреплен на маховике коленчатого вала двигателя шестью центрирующими (специальными) болтами. Усилие нажимной диафрагменной пружины создает необходимую силу трения на поверхностях фрикционных накладок и обеспечивает передачу крутящего момента от маховика через нажимной диск, кожух и соединительные пластины на ведомый диск сцепления и первичный вал коробки передач.
Нажимная диафрагменная пружина представляет собой тарельчатый усеченный конус. Имеющий за счет прорезей в центральной и внутренней части двенадцать лепестков, выполняющих роль рычажков выключения сцепления. Наружная неразрезанная часть внутренним диаметром зажимается между двумя опорными кольцами за счет загибки усиков, выполненных на кожухе.
При их загибке нажимная пружина на специальном приспособлении должна быть зафиксирована в плоском состоянии. Опорные кольца выполняют роль шарнира, относительно которого происходит поворот неразрезанной верхней части диафрагменной пружины при нажатии на концы лепестков. Наружным диаметром диафрагменная нажимная пружина опирается на кольцевой выступ нажимного диска и отжимает нажимной диск в сторону маховика.
Соединительные пластины (3 группы по 3 пластины в группе) одним концом приклепаны к выступам нажимного диска, а другим — к кожуху сцепления. С их помощью происходит передача крутящего момента от кожуха на нажимной диск и отвод нажимного диска в сторону от маховика при выключении сцепления.
Ведущий диск балансируется в сборе путем установки на фланец специальных балансировочных грузиков или высверливанием во фланце кожуха отверстий диаметром 9 мм. Допустимый дисбаланс — не более 10 гсм.
Ведомый диск сцепления снабжен фрикционным гасителем крутильных колебаний, состоящим из стальной фрикционной шайбы сидящей на лысках ступицы и зажатой между диском и теплоизолирующей шайбой. Гашение колебаний происходит благодаря трению между этими деталями при повороте диска с фрикционными накладками относительно ступицы.
Постоянство усилия сжатия шайбы, а следовательно, и постоянство момента трения в гасителе обеспечивается пластинчатой нажимной пружиной, зафиксированной в канавке ступицы ведомого диска. Наружный диаметр фрикционной накладки 225 мм, внутренний — 150 мм, толщина накладки 3,5 мм. Размерность шлицев ступицы ведомого диска 4x23x29 мм, число шлиц 10. В подшипник выключения сцепления и муфту подшипника заложены специальные смазки, не требующие замены в течение всего срока эксплуатации автомобиля.
Диафрагменное сцепление обеспечивает долговечную и надежную работу в случае правильного и умелого пользования им. Для этого необходимо :
— Выключать диафрагменное сцепление следует быстро, до упора педали в пол.— Включать диафрагменное сцепление следует плавно, не допуская как броска сцепления, сопровождающегося дерганьем автомобиля, так и замедленного включения с длительной пробуксовкой.— Не держать диафрагменное сцепление выключенным при включенной передаче и работающем двигателе на стоящем автомобиле. На переезде, у светофора и т. п. Обязательно использовать в таких случаях «нейтраль» в коробке передач и полностью включенное сцепление.— Не держать ногу на педали сцепления при движении автомобиля.— Не использовать пробуксовку сцепления, как способ удержания автомобиля на подъеме.— Трогаться с места на 1-й передаче.
В процессе эксплуатации диафрагменное сцепление не требует каких-либо регулировок и специальных видов обслуживания. Кроме замены фрикционных накладок ведомого диска по мере их износа. О степени изношенности фрикционных накладок можно судить (при снятом картере сцепления) по расстоянию между маховиком и нажимным диском при включенном сцеплении.
Если это расстояние составляет менее 6 мм, то целесообразно снять ведомый диск для осмотра и замены фрикционных накладок. Рекомендуется при этом по возможности заменить ведомый диск в сборе с накладками.
Похожие Статьи :
auto.kombat.com.ua
Ведущий диск диафрагменного сцепления двигателей ЗМЗ-402 и ЗМЗ-406 в процессе эксплуатации не ремонтируется. Ремонт производят только на заводе-изготовителе, при непригодности ведущий диск сцепления заменяется новым.
Для снятия диафрагменного сцепления двигателя ЗМЗ-402 и ЗМЗ-406 необходимо :
— Отвернуть болт крепления рамки чехла вилки выключения и вынуть вилку с чехлом сцепления.— Отвернуть гайки шпилек крепления коробки передач к картеру сцепления и снять коробку передач вместе с муфтой выключения сцепления.— Отвернуть болты крепления и снять картер сцепления.— Постепенно отвернуть болты крепления кожуха сцепления к маховику и снять ведущий и ведомый диски.
При разборке ведомого диска диафрагменного сцепления двигателя ЗМЗ-402 и ЗМЗ-406 необходимо :
— Отжать усики нажимной пружины демпфера до выхода из пазов отбортовки фрикционной шайбы демпфера и повернуть нажимную пружину на 45 градусов.— Снять пружину, теплоизолирующую и фрикционную шайбы. При необходимости замены фрикционных накладок следует высверлить заклепки, не повреждая пружинные пластины, а затем выбить их.
После разборки детали сцепления необходимо тщательно промыть и подвергнуть внимательному осмотру, обратив внимание на надежность заклепочных соединений, отсутствие погнутости, изношенности, трещин, забоин и обломов на ведущем и ведомом дисках, пружинных пластинах, кольцах, нажимной пружине, ступице, кожухе, вилке выключения сцепления и на других деталях механизма.
Размеры сопрягаемых деталей диафрагменного сцепления двигателя ЗМЗ-402 и ЗМЗ-406, мм.Фрикционные накладки ведомого диска, а также фрикционную шайбу гасителя крутильных колебаний необходимо заменить, если на их поверхности имеются следы перегрева, трещины или сильное замасливание, а также если расстояние от поверхности накладок сцепления до головок заклепок менее 0,2 мм.
При отсутствии на ведущем диске видимых повреждений, надиров, кольцевых канавок, прожогов на рабочей поверхности нажимного диска, износов концов лепестков диафрагменнои пружины и т.п. необходимо проверить расположение концов лепестков диафрагменнои пружины и нажимное усилие. Для этого закрепить ведущий диск на рабочую поверхность маховика, поместив между ними три равномерно расположенные шайбы толщиной 8 мм. Размер от торца маховика до концов должно быть 42,5+-2 мм, отклонение от положения в одной плоскости +-0,25 мм.
Регулировка концов лепестков и проверка нажимного усилия диафрагменного сцепления двигателя ЗМЗ-402 и ЗМЗ-406.При необходимости подогнуть лепестки. При перемещении концов лепестков на 8,5 мм отход нажимного диска должен быть не менее 1,3 мм. Переместить концы лепестков на 10 мм и убрать шайбы. Замерить усилие на концах лепестков, отпуская их до получения расстояния между плоскостью маховика и нажимного диска 6 и 8 мм. В обоих случаях усилие должно быть не менее 200 кгс.
При сборке ведомого диска сцепления необходимо :
— При приклепывании пластинчатых пружин к диску, а также фрикционных накладок к пластинчатым пружинам предварительно необходимо вставить все заклепки в отверстия склепываемых деталей.— Приклепать фрикционные накладки к пластинчатым пружинам алюминиевыми заклепками. После развальцовки на головках заклепок не должно быть надрывов и трещин. Расстояние от головки заклепки до поверхности накладки должно быть не менее 1 мм.— Собрать фрикционный гаситель, для чего установить фрикционную шайбу демпфера и теплоизолирующую шайбу. Установить нажимную пружину таким образом, чтобы два ее усика располагались на краях длинных отбортовок фрикционной шайбы.— Сжать нажимную пружину и повернуть ее на 45 градусов, чтобы два ее усика расположились в пазах отбортовки фрикционной шайбы. Усилие пружины гасителя при сжатии до размера 1,5 мм должно быть 650-800 Н (65-80 кгс).
Ведомый диск с новыми накладками необходимо проверить на биение плоскости трения. Биение накладок диска, замеренное у края диска, должно быть не более 0,7 мм. При большей величине биения диск необходимо править с помощью специальной оправки.
Затем диск необходимо подвергнуть статической балансировке, применяя специальные балансировочные грузики, которые вставляют в отверстия пластины ведомого диска и расклепывают. Количество грузиков должно быть не более трех. Головки грузиков должны быть расположены со стороны фрикционного гасителя. Допустимый дисбаланс ведомого диска должен быть не более 10 гсм.
Установка сцепления на двигатель производится в порядке, обратном снятию :
— Перед установкой заложить смазку Литол-24 в отверстие шарикоподшипника первичного вала коробки передач, установленного в маховик и протереть поверхность трения маховика и нажимного диска куском чистой ткани, смоченной в бензине.— При установке сцепления на место ведомый диск должен быть обращен фрикционным гасителем к маховику (на диске имеется надпись ВПЕРЕД), а метки на кожухе сцепления и на маховике должны быть совмещены во избежание нарушения балансировки.— При установке необходимо сцентрировать ведомый диск по отношению к оси коленчатого вала. Для этого в шлицевое отверстие ведомого диска вставить специальную оправку таким образом, чтобы ее конец вошел в шарикоподшипник маховика. Для этой цели можно также использовать запасной первичный вал.
Оправка для установки ведомого диска диафрагменного сцепления двигателя ЗМЗ-402 и ЗМЗ-406. Моменты затяжки ответственных резьбовых соединений диафрагменного сцепления двигателя ЗМЗ-402 и ЗМЗ-406.Затягивать болты крепления кожуха к маховику следует равномерно (во избежание коробления кожуха) моментом 20-25 Нм (2,0-2,5 кгсм). На двигатель ЗМЗ-4022, а также двигатели ЗМЗ-402, ЗМЗ-4021, диафрагменное сцепления может быть установлено в том же картере, что и рычажное.
Маховик с отверстиями для крепления диафрагменного нажимного диска сцепления.Для его установки крепежные отверстия на маховике должны быть расположены согласно рисунку выше, а под шаровую опору вилки выключения сцепления должна быть установлена шайба наружным диаметром 22 мм, внутренним диаметром 11 мм и толщиной 4,5 мм.
Похожие Статьи :
auto.kombat.com.ua
Ведущими частями пружинно-рычажного сцепления для двигателей ЗМЗ-402 и ЗМЗ-406 являются маховик и ведущий диск сцепления в сборе. Он состоит из кожуха, нажимного диска, рычагов выключения сцепления и нажимных пружин.
На боковых поверхностях кожуха прикрепленного к маховику шестью болтами, имеются три равномерно расположенных прямоугольных окна, в которые входят с минимальным зазором три обработанных выступа нажимного диска. Такое соединение обеспечивает передачу крутящего момента через кожух на нажимной диск. А также центрирование нажимного диска относительно кожуха и возможность осевого перемещения нажимного диска при выключении сцепления.
Между кожухом и нажимным диском расположены девять пар нажимных пружин. Для предотвращения заедания пружины имеют разное направление навивки. Во избежание перекоса нажимного диска и для создания необходимого нажимного усилия пружины устанавливаются только одной группы А или Б.
Усилие, необходимое для сжатия нажимных пружин пружинно-рычажного сцепления до размера 39 мм, кгс групп.Для предохранения нажимных пружин от вредного тепла, выделяющегося при пробуксовке сцепления, между нажимным диском и пружинами установлены теплоизолирующие шайбы из прессованного асбокартона. Три стальных рычага выключения сцепления располагаются в прорезях направляющих выступов нажимного диска и с помощью осей и игольчатых подшипников соединяются с нажимным диском и опорными вилками.
На резьбовые хвостовики опорных вилок навернуты сферические гайки, которые прижимаются к сферическим поверхностям на кожухе, коническими пружинами. Такое шарнирное соединение опорных вилок с кожухом обеспечивает возможность некоторого качания опорных вилок, необходимого для компенсации изменения расстояния по радиусу между осями рычагов при отводе нажимного диска.
Сферические гайки служат также для установки концов рычагов выключения в одной плоскости. В противном случае происходит перекос нажимного диска при выключении сцепления, неполное выключение и неплавное включение сцепления. Для предотвращения отвертывания сферические гайки раскернены в прорези на хвостовиках опорных вилок.
Ведущий диск сцепления в сборе статически балансируется путем высверливания металла из бобышек нажимного диска. Допустимый дисбаланс 0,25 мНм (25 гссм). Глубина сверления не более 25 мм, включая конус сверла.
В процессе эксплуатации сцепление не требует каких-либо регулировок. Регулировку положения рычагов выключения в одной плоскости производят только на заводе или при ремонте сцепления.
В процессе эксплуатации необходимо своевременно заменять изношенные фрикционные накладки ведомого диска сцепления. В связи с чем, через 80 000 — 100 000 километров пробега автомобиля в нормальных условиях и через 40 000 — 50 000 километров пробега в тяжелых условиях, необходимо проверить расстояния между маховиком и нажимным диском при включенном сцеплении.
Если это расстояние менее 6 мм, то необходимо снять ведомый диск для осмотра и замены фрикционных накладок. Для проведения замеров необходимо установить автомобиль на яму и снять нижнюю штампованную часть картера сцепления.
Вибрация и шумы в трансмиссии при движении автомобиля могут появится в следствии поломки или износа деталей демпферного устройства ведомого диска пружинно-рычажного сцепления. Или в случае износа фрикционной шайбы, или при ослаблении нажимной пружины фрикционного гасителя.
Писк и шум в сцеплении при работающем двигателе происходит в случае отказа в работе подшипника выключения сцепления. Скрип при нажатии на педаль сцепления при неработающем двигателе появляется при отсутствии смазки или при износе пластмассовых втулок оси педали сцепления.
Похожие Статьи :
auto.kombat.com.ua