Вопрос: Что такое барно электродвигателя и как расшифровывается аббревиатура БАРНО ?
Ответ:
БАРНО
Аббревиатура – Блок Распределения Начал Обмоток. Правильнее сказать коробка выводов.
БРНО
Когда в литературе по электротехнике или на форумах встречаются такие термины, как “брно электродвигателя” расшифровка становится увлекательным экскурсом в историю развития электротехники.
Сразу надо оговориться, что сейчас этот термин используется крайне редко.
Услышать его можно от пожилых электриков старой школы, которые козыряют этим словом, заранее зная, что их вряд ли поймут те, к кому они обращаются. Зато это дает им возможность “поучить молодежь”.
Техническая версия происхождения названия
По поводу происхождения этого термина, существует две версии, каждая из которых вполне правдоподобна.
Согласно первой, наиболее распространенной, брно – аббревиатура, расшифровывающаяся как “блок расключения (или распределения) начал обмоток” . Такая расшифровка вполне приемлема, так как термином “брно двигателя”, обозначается клеммная коробка, установленная на его корпусе, и в ней действительно соединяются определенным образом (расключаются) выводы концов обмоток электродвигателя.
Историко-лингвистическая версия
По второй версии, термин произошел от названия “борн или борны”.
Вот, что по этому поводу говорит словарь Брокгауза и Ефрона: “Борны (иначе называемые клеммами)- в электротехнике означают на динамоэлектрических машинах и других электрических приборах медные зажимы для закрепления проводов (проводников, проволок)”. Если за основную принять эту версию, то становится понятным и другие произношения названия клеммной коробки – “брно электродвигателя”, или “борновая коробка”.
Назначение брно
БРН электродвигателя- это клеммная коробка, в которой производится соединение выводов обмоток асинхронного электродвигателя. Способ соединения этих выводов, определяет схему по которой будет подключаться двигатель – звезда или треугольник.
Выбор схемы включения зависит от конструкции двигателя и напряжения питающей сети. Конструктивно, выпускающиеся в настоящее время отечественные двигатели, рассчитаны на подключение к трехфазной сети 220/380 В по схеме “звезда”. Если рассмотреть все варианты, получаем следующее:
сеть 127/220 В (стандарт применявшийся в СССР до 60-х годов и почти не сохранившийся) – современные двигатели подключаются треугольником.
сеть 220/380 (230/400) В (выпускаются в Западной Европе) – к нашим сетям подключаются только треугольником;
Однофазная сеть 220 В – при подключении трехфазного асинхронного электродвигателя к однофазной сети, с использованием конденсаторов, обмотки соединяются треугольником.
В редких случаях, применяется комбинированное подключение к сети 220/380 В, когда во время пуска, для уменьшения пусковых токов, двигатель включается звездой, а после статора и набора оборотов – переключается на треугольник, В этом случае концы обмоток выводятся в шкаф управления и брно не используется.
Независимо от происхождения термина “брно”, или его вариантов “барно” или “борн”, – речь идет о клеммной коробке электродвигателя, в которой коммутируются концы обмоток.
прямой пуск вращающегося электродвигателяПуск вращающегося электродвигателя путем непосредственного подключения его к питающей сети.[ГОСТ 27471-87]
EN
direct-on-line startingacross-the-line starting (US) the process of starting a motor by connecting it directly to the supply at rated voltage [IEV number 411-52-15]
FR
démarrage direct mode de démarrage d'un moteur, consistant à lui appliquer directement sa pleine tension assignée [IEV number 411-52-15]
Рис. ABBСхема прямого пуска электродвигателя
Magnetic only circuit-breaker - Автоматический выключатель с электромагнитным расцепителем
Contactor KL - Контактор KL
Thermal relay - Тепловое реле
Параллельные тексты EN-RU
Direct-on-line startingDirect-on-line starting, which is often abbreviated as DOL, is perhaps the most traditional system and consists in connecting the motor directly to the supply network, thus carrying out starting at full voltage.
Direct-on-line starting represents the simplest and the most economical system to start a squirrel-cage asynchronous motor and it is the most used.
As represented in Figure 5, it provides the direct connection to the supply network and therefore starting is carried out at full voltage and with constant frequency, developing a high starting torque with very reduced acceleration times.
The typical applications are relevant to small power motors also with full load starting.
These advantages are linked to some problems such as, for example, the high inrush current, which - in the first instants - can reach values of about 10 to 12 times the rated current, then can decrease to about 6 to 8 times the rated current and can persist to reach the maximum torque speed.
The effects of such currents can be identified with the high electro-dynamical stresses on the motor connection cables and could affect also the windings of the motor itself; besides, the high inrush torques can cause violent accelerations which stress the transmission components (belts and joints) generating distribution problems with a reduction in the mechanical life of these elements.
Finally, also the possible electrical problems due to voltage drops on the supply line of the motor or of the connected equipment must be taken into consideration.[ABB]
Прямой пуск
Прямой пуск, который по-английски часто сокращенно обозначают как DOL, является, пожалуй наиболее распространенным способом пуска. Он заключается в непосредственном (т. е. прямом) подключении двигателя к питающей сети. Это означает, что пуск двигателя осуществляется при полном напряжении.
Схема прямого пуска является наиболее простым, экономичным и чаще всего применяемым решением для электродвигателей с короткозамкнутым ротором.
Схема прямого подключения к сети представлена на рисунке 5. Пуск осуществляется при полном напряжении и постоянной частоте сети. Электродвигатель развивает высокий пусковой момент при коротком времени разгона.
Типичные области применения – маломощные электродвигатели, в том числе с пуском при полной нагрузке.
Однако, наряду с преимуществами имеются и определенные недостатки, например, бросок пускового тока, достигающий в первоначальный момент 10…12-кратного значения от номинального тока электродвигателя. Затем ток двигателя уменьшается примерно до 6…8-кратного значения номинального тока и будет держаться на этом уровне до тех пор, пока скорость двигателя не достигнет максимального значения.
Такое изменение тока оказывает значительное электродинамическое воздействие на кабель, подключенный к двигателю. Кроме того пусковой ток воздействует на обмотки двигателя. Высокий начальный пусковой момент может привести к значительному ускорению и следовательно к значительной нагрузке элементов привода (ремней, крепления узлов), что вызывает сокращение их срока службы.
И, наконец, следует принять во внимание возможное возникновение проблем, связанных с падением напряжения в линии питания двигателя и подключенного к этой линии оборудования.[Перевод Интент]
translate.academic.ru
Обмотка статора электродвигателя
Как переключить обмотки электродвигателя из «звезды» в «треугольник», дело не такое уж и сложное. Но давайте разглядим, очередной увлекательный момент, может быть, кому ни будь и понадобится. Все электродвигатели, промышленного выполнения, в барно имеют 6 концов (выводов), и переключить обмотки, на другое напряжение трудов огромных не составляет. А встречаются движки, у каких только три вывода, другими словами «звезда» спрятана в схему распайки обмоток, и находится снутри. С 3-мя выводами приходят электродвигатели в главном с перемотки. Вот этим вопросом мы и займемся, будем выводить не достающие нам три провода. 1-ое, разбираем стопроцентно электродвигатель. После разборки, переворачиваем статор схемой к верху, и аккуратненько
Так увязывается обмотка тесьмой либо шпагатом
ножиком разрезаем бандаж. Делаем все аккуратно, чтоб не перерезать какой ни будь провод, и не разрушить изоляцию. Далее все кусочки вязальной тесьмы либо шпагата удаляем. Обмотка была пропитана лаком и тесьма наклеилась, вот ее аккуратненько всю нужно извлечь. Можно использовать пинцет, можно пассатижи. Подрывайте так, чтоб снова же, не разрушить провод обмотки. Если останутся куски тесьмы в щели меж обмоткой и корпусом статора, то пусть остаются, а если с внутренней стороны где будет стоять ротор, то нужно убрать под
Эти три провода совместно и есть звезда
самый корень, иначе он будет цеплять за ротор, и будет издаваться звук. Когда вязальная тесьма удалена сейчас подрываем места соединения катушек. Они все там двойные, то есть два провода соединяются, и изолируются, чаще всего одеваются трубочки (кембрики), а могут быть просто за изолированы изолентой. Но посреди спаренных соединений, одно соединение будет из 3-х проводов, это и есть звезда. Малость отступлю вспять, когда тесьму удалили поглядите пристально, может эту звезду, вы увидите сходу тогда и не нужно будет беспокоить всю обмотку. В моем случае,
Новые три вывода припаяны
пришлось приподнять практически все соединения, да еще движок был в перемотке, и пролачил его мастер, очень радиво, с трудом подрывались. Дальше рассоединяем эти три провода, и к каждому припаиваем вывод сечением таким, как в барно. Протягиваем новые выводав барно, и аккуратненько укладываем их на обмотку и снова все на место увязываем. Можно по старенькым дорожкам. Для увязки делаем иглу из медного провода, сечением 0.5…0.8 мм, втавляем нить, можно капроновую и «шьем». Особенного разума, я думаю тут не нужно. Когда все увязано, теперь лучше, всю эту нашу работу
Игла для увязки обмотки
промазать лаком, лучше масляным. Просто покрасть кистью, для того, что бы потревоженные провода не двигались во время работы. После того как лак высох, собираем электродвигатель. Сейчас давайте разберемся, что у нас вышло. Вывода которые у нас были в барно пометим С1, С2, С3, и тесером, пробником либо прозвонкой, находим 2-ой конец- С1 и помечаем его С4, С2 его 2-ой конец С5, и оставшийся провод помечаем С6 .Сейчас соединяем наши кончики в последующем порядке (С1+С6) (С2+С4) (С3+С5) вот и переключили мы обмотки по схеме в тругольник, Как видите совершенно все очень просто. Кому что не понятно, задавайте вопросы – помогу. На фото некие моменты видно отлично.
Л, Рыженков http://fazaa.ru/
// ]]>
elektrica.info
Много уже писано-переписано в различных изданиях о включении трехфазного электродвигателя в однофазную сеть. И, тем не менее, иногда проблемы при решении такой задачи возникают у многих. Так как я за свою жизнь решил такую задачу не один десяток раз, думаю, что имею право поделится своим опытом и уверен, что многие найдут что-то новое и неожиданное в этом набившем оскомину вопросе.
Итак, в однофазную сеть напряжением 220 В электро двигатели 660/380 В я никогда не включал и вообще не знаю, возможно ли такое включение.
С решением такой же задачи для электродвигателя 380/220 В проблем не существует. Обычно, применяемые в промышленности и сельском хозяйстве электродвигатели соединены в «звезду». Необходимо открыть борно электродвигателя. Если есть в наличии все 6 проводов (выводов обмоток), надо рассоединить 3 провода, соединенны вместе, и принять их, например, за «начала» обмоток. Три других провода будут «концами».
Если в борне находятся отдельные 3 провода, а соединенных вместе 3-х проводов нет, значит — стопроцентная гарантия того, что электродвигатель подвергался перемотке. В этом случае необходимо вскрыть переднюю и заднюю крышки электродвигателя, снять ротор, найти соединение 3-х проводов на статоре, рассоединить их, припаять к ним удлиняющие провода, заизолировать места пайки и вывести эти провода в борно, приняв их, например, за «начала».
Далее необходимо вызвонить все 3 обмотки, не забывая, где «начало», а где «конец» обмотки (лучше их промаркировать). Потом надо соединить в борне обмотки в «треугольник» и вывести провода из борна электродвигателя. Вышеперечисленные операции изображены на рис.1.
Особенно важно не ошибаться с «началами» и «концами» обмоток (иначе электродвигатель работать не будет).
Рис 2: Схема с пускателем ПНВС
На рис.2 изображена всем известная схема с пускателем ПНВС, применяемым в стиральных машинах. Остановимся лишь на «мелочах». При неимении ПНВС, можно легко обойтись и без него, применив автомат, рубильник… и обычную кнопку с нормально разомкнутыми контактами. При включении электродвигателя в работу сначала необходимо нажать кнопку и, не отпуская ее, включить автомат (рубильник). Когда вал электродвигателя наберет обороты, кнопку надо отпустить. Можно обойтись и без автомата (рубильника). В этом случае сначала нажать кнопку, а затем включить в сетевую розетку вилку со шнуром, идущим к электродвигателю.
А теперь о самом интересном — о пусковом и рабочем конденсаторах. Сразу отмечу, что всем известный расчет номиналов емкости пускового и рабочего конденсаторов, указанный и в [1], я давно воспринимаю, как очень и очень ориентировочный. Не согласен я и с тем. что конденсаторы, используемые в качестве фазосдвигающих элементов при включении 3-фазных электродвигателей в однофазную сеть, — слабое звено в пусковом устройстве. Я включил десятки 3-фазных электродвигателей в однофазную сеть, причем в качестве пусковых практически всегда использовал электролитические конденсаторы без каких-либо «прибамбасов» на рабочее напряжение 350…450 В. Работают они как миленькие, многие годы.
Электролитов у каждого валом со старых телевизоров, их габариты сравнительно небольшие.Не согласен я и с «литературной фразой» [1] о том, что предельной мощностью конденсаторного электродвигателя общего назначения принимается номинальная мощность 1,5 кВт. Не так давно я включил в однофазную сеть 3-фазный электродвигатель мощностью более 4кВт/1500 об./мин. (шильдик на электродвигателе отсутствовал, но габариты электродвигателя 4 кВт/1500 об./ мин. я прекрасно себе представляю, ведь включал я такие электродвигатели в однофазную сеть не единожды и, кстати, без проблем). Данный электродвигатель установлен на пилораме. Так вот, без нагрузки данный электродвигатель легко запускался при применении пускового электролитического конденсатора (вернее, батареи конденсаторов) емкостью 600 мкФ. Но когда на шкив электродвигателя был надет ремень, электродвигатель разгоняться не захотел. Когда я добавил батарею конденсаторов емкостью еще 600 мкФ (общая емкость пускового конденсатора стала равняться 1200 мкФ), электродвигатель стал нормально включаться и набирать обороты при накинутом на шкив ремне.
Здесь следует немного остановиться. Очень часто бывает, что применение рабочего конденсатора совсем не обязательно, так как мощности на валу переделанного электродвигателя вполне хватает. Если это не так. без рабочего конденсатора не обойтись. Хорошо, если есть под рукой неполярные конденсаторы требуемой емкости и на нужное рабочее напряжение. Но очень часто их нет. Вот здесь и поможет схема включения двух электролитических конденсаторов, как одного неполярного, изображенная на рис. 1 в статье [1] или на рис.1 в моей статье [2] (в данной статье такое включение показано на рис.3). Не стоит сомневаться в работоспособности и надежности этой схемы. Проверено на практике неоднократно. Кстати, повышение мощности электродвигателя при применении рабочего конденсатора видно «на глаз» при работе на все той же пилораме.
Рис 3: Схема включения двух электролитических конденсаторов.
Дам еще один очень простой и эффективный совет, позволяющий максимально точно подобрать емкость рабочего конденсатора, о котором я нигде не читал в литературе. Вот здесь уже точно репутация всем известной формулы Ср=66хРном пострадает.
Итак, способ подбора емкости рабочего конденсатора следующий. При работе электродвигателя, который включен по схеме, изображенной на рис.1, необходимо измерить напряжение на обмотке, к которой подключен рабочий конденсатор, а затем на двух других обмотках. Если напряжение на рабочем конденсаторе будет больше, чем на обмотках, необходимо уменьшить емкость рабочего конденсатора, если будет меньше — увеличить.Асинхронный электродвигатель 220/127 В в однофазную сеть 220 В можно включить на «звезду» (рис.3).
Если понадобится изменить направление вращения вала электродвигателя, необходимо поменять местами два любых провода, идущих к «треугольнику» (рис.2) или на «звезду» (рис.3).Если необходим реверсивный электродвигатель, необходимо применить переключатель, как это, например, показано на рис.4.
Рис 4: Схема реверсивного подключение трехфазного двигателя к однофазной цепи.
Хочу отметить, что высокооборотистые 3-фазные электродвигатели включить в однофазной сети сложнее, чем низкооборотистые. Электродвигатель 2,2 кВт/3000 об./мин. я включал легко, а вот электродвигатель 3 кВт/3000 об./мин., фазосдвигающими конденсаторами мне включить не удалось Правда, это было давно. Сейчас, когда на голове довольно много седых волос, может быть и включил бы.
И, наконец, последнее. Когда я был совсем молодым и красивым, увидел старинную книгу «Справочник сельского электрика». В данном справочнике предлагалось вместо пускового конденсатора использовать активное сопротивление (отрезок высокоомно-го нихрома со спирали электрической печки). Предоставлялся даже расчет сопротивления данного резистора в зависимости от мощности электродвигателя. Я попробовал и «О, чудо!», включил в однофазную сеть напряжением 220 В 3-фазный электродвигатель 380/ 220 В мощностью 3 кВт на 3000 об./мин., который не мог включить фазосдвигающими конденсаторами. Буквально через 2 года после армии все мои попытки повторить это чудо закончились безрезультатно.
Литература1 Коломойцев К.В. Еще раз о надежном запуске асинхронного электродвигателя. — Электрик, №9-10, 2006 г.2. Маньковский А Н. О включении электродвигателей в однофазную сеть. — Электрик, №1, 2004 г.
mainstro.ru
Переключить обмотки электродвигателя из «звезды» в «треугольник» - дело не такое уж и сложное. Но давайте рассмотрим еще один интересный момент. Все электродвигатели заводского исполнения имеют 6 концов (выводов), и переключить обмотки на другое напряжение трудов больших не составляет. А встречаются двигатели, у которых только 3 вывода, то есть «звезда» спрятана в схему распайки обмоток и находится внутри. С 3-мя выводами приходят электродвигатели в основном с перемотки.
Схема подключения однофазного электродвигателя.
Вот этим вопросом мы и займемся, будем выводить не достающие нам 3 провода.
Первое, разбираем полностью электродвигатель. После разборки переворачиваем статор схемой к верху и ножом разрезаем бандаж.
Делаем все аккуратно, чтобы не перерезать какой ни будь провод и не повредить изоляцию.
Дальше все куски вязальной тесьмы или шпагата удаляем. Обмотка была пропитана лаком и тесьма приклеилась, вот ее аккуратно всю надо извлечь. Можно использовать пинцет, можно пассатижи. Подрывайте так, чтобы не повредить провод обмотки. Если останутся кусочки тесьмы в щели между обмоткой и корпусом статора, то пусть остаются, а если с внутренней стороны, где будет стоять ротор, то надо убрать под самый корень, иначе он будет цепляться за ротор, издавая звук.
Схема подключения электродвигателя по схеме "треугольник".
Когда вязальная тесьма удалена, подрываем места соединения катушек. Все они двойные, то есть 2 провода соединяются и изолируются, чаще всего одеваются трубочки (кембрики), а могут быть просто изолированы изолентой. Но среди спаренных соединений одно будет из 3-х проводов, это и есть звезда. Немного отступлю назад, когда тесьму удалили, посмотрите внимательно, может, эту звезду, вы увидите сразу и тогда не надо будет тревожить всю обмотку. В моем случае пришлось приподнять почти все соединения, да еще двигатель был в перемотке, и пролачил его мастер очень добросовестно, с трудом подрывались.
Далее рассоединяем эти 3 провода, и к каждому припаиваем вывод сечением таким, как в барно. Протягиваем новые выводы в барно, аккуратно укладываем их на обмотку и опять все на место увязываем. Можно по старым дорожкам. Для увязки делаем иглу из медного провода, сечением 0.5-0.8 мм, вставляем нить, можно капроновую, и «шьем». Когда все увязано, желательно всю нашу работу промазать лаком, лучше масляным. Просто покрасить кистью для того, чтобы потревоженные провода не двигались во время работы. После того как лак высох, собираем электродвигатель.
http://fazaa.ru/youtu.be/3V0zbYIOfZY
Теперь давайте разберемся, что у нас получилось. Выводы, которые у нас были в барно, пометим С1, С2, С3, тестером, пробником или прозвонкой находим второй конец - С1 и помечаем его С4, С2 - его второй конец С5, и оставшийся провод помечаем С6 .Теперь соединяем наши кончики в следующем порядке (С1+С6), (С2+С4), (С3+С5). Вот и переключили мы обмотки по схеме в треугольник. Как видите, все просто.
Поделитесь полезной статьей:
Topfazaa.ru