Автоматы защиты электродвигателей (мотор –автоматы) - устройства, предназначенные для проведения электроэнергии в нормальном режиме и отключения электродвигателей при токах перегрузки, коротких замыканиях. Совместно с автоматами защиты двигателей, зачастую применяются реле контроля фаз и напряжения.
По типу приводу мотор автоматы делятся на кнопочные и поворотные, для локального управления включением автомата. При это некоторые серии автоматов имеют возможность подключения электромагнитного привода, для дистанционного включения электропривода. Мотор автоматы убычно устанавливается в комплете с устройствами управления работйо электродвигателей, пускателями и контакторами, преобразователями частоты, или устройствами плавного пуска (софтстартерами ) или устройства защиты от скачков напряжения, обрыва и ассиметрии фаз - трехфазных реле защиты двигателей или универсальных блоков защиты электродвигателей УБЗ 301
www.elektro-portal.com
Автомат защиты двигателя или, как его еще называют, автоматический выключатель предназначен для того, чтобы гарантировать эксплуатацию любого оборудования без различного рода аварийных ситуаций. Нужно отметить, что он предполагает использование оборудования исключительно в номинальном режиме, где сможет гарантировать безопасность от короткого замыкания и/или предохранение от различных по типу перегрузок.
Представленное устройство работает благодаря термомагнитному комбинированному расцепителю, который должен быть встроен в автомат. Специалисты отмечают тот факт, что точная подстройка, которая производится под рабочий ток, присутствующий на защищаемом двигателе, возможна исключительно благодаря тепловому встроенному регулируемому расцепителю.
Выбор автомата для защиты двигателя задача чрезвычайной важности, ведь этот элемент в себе объединяет множество функций, среди которых функция выключателя, разъединителя и термореле. И всё это в одной устройстве!
Кроме того, представленные ранее функции успешно сочетаются с такими, как защита:
от возможного короткого замыкания;
от перегрузки;
от возможного обрыва фазы;
а также функция изоляции и температурной компенсации.
Современный автомат защиты это устройство, характеризующееся повышенной точностью. Оно отличается отличными характеристиками и простотой в установке, сравнительно невысокой ценой и большой надёжностью. Кроме всего прочего, оно может оснащаться различным вспомогательным оборудованием, которым могут быть дополнительные контакты, выносная рукоятка или расцепитель минимального напряжения.
Автоматы защиты двигателя ABB представляют собой электроизделия, которые используются исключительно как выключатели.
Функции их заключаются в следующем:
защищают от коротких замыканий определенные электроустановки;
являются хорошей защитой от перегрузок;
обеспечивают надежность и безопасность электроустановок.
Автоматы защиты двигателя ABB выпускается в 3-х основных модификациях, которые, безусловно, должны удовлетворять самые взыскательные запросы. Отличаются различные модели еще и по тому, какое значение отключающей способности они могут оказывать, а также можно отметить отличия в конфигурации и характеристике.
Стоит отметить, что в новых устройствах встроен специальный вспомогательный контакт, который и позволяет в значительной степени сэкономить рабочее пространство (отмечается, что пространство экономится практически вполовину).
Данные автоматы дополнены вспомогательными элементами, которые также являются их невероятно важным достоинством. Кстати, они прошли сертификацию не только национальными, но и международными органами, благодаря чему имеют успешное применение в огромном количестве стран.
В 3-х сериях выпускаются и подобные изделия, используемые в промышленности. Они также отличаются по характеристикам и по типу подключаемого тока.
Автомат защиты двигателя Schneider Electric выпускается лидером в области, занимающейся управлением электроэнергией. Данной компанией предлагаются комплексные решения, которые охватывают максимально много сегментов рынка, обеспечивая их в полной мере. Специалисты компании отмечают, что устройства именно представленной компании позволяют сделать использование электроэнергии надежным и безопасным.
Автомат защиты однофазного двигателя используется для того, чтобы обезопасить и сам однофазный двигатель, а не только оборудование, которое подключено в линию. Дело в том, что и при торможении, и при запуске могут возникнуть достаточно большие токи перегрузки, составляющие 5-10 номинальных значений. Конечно же, такого тока не выдерживают самые простые устройства, в результате чего происходит экстренное отключение. Благодаря специально разработанной конструкции новых изделий становится возможной настройка на нужные рабочие интервалы теплового реле.
Если вы хотите купить/продать подобные приборы любой марки и модели, то можете сделать это с помощью нашего сайта.
myfta.ru
На сегодняшний день, защита двигателей является одной из самых актуальных тем на производствах любых масштабов: от частного предпринимателя до гигантского концерна. Разница только в бюджетах этих самых компаний. Именно поэтому компания General Electric вывела на Российский рынок мотор-автоматы для защиты электродвигателей переменного и постоянного тока в двух линейках: Surion и SFK0.
Линейка промышленных мотор-автоматов SURION характеризуется широким ассортиментом номинальных токов и дополнительных аксессуаров, и предназначена для реализации проектов по защите двигателей любой сложности.
Бюджетная линейка мотор-автоматов SFK0 предназначена для защиты электродвигателей на небольших предприятиях.
Бюджетная линейка мотор-автоматов SFK0 предназначена для защиты электродвигателей от перегрузки, короткого замыкания, несимметричного фазного напряжения или отсутствия одной из фаз, а так же для нечастого ручного управления.
Мотор-автоматы SFK0 могут применяться как отдельно, так и в сборке с контакторами серий M и CL производства General Electric. В зависимости от необходимости мотор-автоматы можно устанавливать как на din-рейку, так и отдельно от основного щитка, в специально предусмотренный для него бокс. К установленному в бокс выключателю можно присоединить аварийную грибовидную кнопку и индикаторную лампу для быстрого отключения двигателя и визуального контроля за состоянием питающей сети. Корпус выпускают в двух исполнениях: по монтажу — настенный и встраиваемый в стену, и в двух вариантах степени защиты: IP41 и IP55. Для обеспечения безопасности бокс можно запереть на замок.
Мотор-автоматы SFK0 не реагируют на пусковые токи, если пуск двигателя происходит за время менее 10 сек. Этого времени более чем достаточно. Если возникнет аварийная ситуация, то SFK0 отреагирует на пропадание одной из фаз на двигателе, а в случае заклинивания ротора — отключит его по перегрузке, также отключит и при КЗ. Обо всех этих аварийных состояниях SFK0 оповестит обслуживающий персонал через подключаемые дополнительные устройства.
Также будет полезна функция минимального расцепителя, которая позволяет защитить дорогостоящее оборудование в случае снижения напряжения. Мотор-автомат SFK0 в этом случае не позволит подать напряжение на двигатель. Включить его будет возможно только тогда, когда напряжение восстановится.
Работа SFK0 не зависит от температуры окружающей среды, так как он имеет температурную компенсацию. Обычно у изделий, не имеющих температурной компенсации, «плывут» характеристики. В холод у таких изделий тепловой расцепитель подаст сигнал о перегрузке при большем токе, нежели при стандартной температуре (по МЭК 947 это 40°С), а в жару — при меньшем токе. Устройство температурной компенсации у SFK уверенно корректируют расстройку бимметалической пластины, вызванной температурой окружающей среды, в диапазоне от –5°С до +40°С.
Производство мотор-автоматов расположено в Европе, на собственном заводе General Electric.
Серия SFK0 поставляется в целый ряд Европейских стран, и имеет как европейские, так и российские сертификаты качества.
Ниже приведены основные характеристики мотор-автоматов линейки SFK0:
Данные автоматические выключатели имеют два исполнения по габариту: 1-е (GPS1) на номинальные токи 1,6…32 А и 2-е (GPS2) на номинальные токи 10…63 А, и два исполнения по функциональности: с тепловой и магнитной защитой (GPS_B), и только с магнитной защитой (GPS_M).
Автоматические выключатели линейки Surion в исполнении GPS_B имеют тип защиты двигателя, такой же, как и у SFK0, класс 10. Так же, как SFK0 мотор-автомат в исполнении GPS_B защитит двигатель от пропадания одной из фаз на двигателе, заклинивания ротора и защитит при КЗ. Автоматические выключатели в исполнении GPS_M защитят мотор только от КЗ.
Для ответственных условий эксплуатации важной характеристикой является тип координации. Согласно ГОСТ Р 50030.4.1-2002 (МЭК 60947-4-1-2000) пункты 8.3.4.2.1 и 8.3.4.2.2.:
«Координация типа 1 требует, чтобы в условиях короткого замыкания контактор или пускатель не создавали опасности для людей или оборудования, хотя они могут оказаться непригодными для дальнейшей эксплуатации без ремонта и замены частей.
Координация типа 2 требует, чтобы в условиях короткого замыкания контактор или пускатель не создавали опасности для людей или оборудования и оставались пригодными для дальнейшей эксплуатации. Возможность сваривания контактов допускается, и в этом случае изготовитель должен рекомендовать меры по обслуживанию аппаратов».
На практике это означает, что если оборудование согласованно между собой по типу координации 1, то в случае возникновение аварии, оборудование, не входящие в цепь КЗ, не выйдет из строя, но контактор, попавший под КЗ скорее всего, придется заменить. А вот если оборудование согласовано по типу координации 2, в случае аварии, контактор в цепи, где произошло КЗ, менять не придется. Хотя российский ГОСТ допускает легкое сваривание контактов контактора, при условии, что они легко разъединятся. Цена мотор-автомата с типом координации 1 будет дешевле, чем с типом координации 2. Но если считать стоимость простоя оборудования после возникшего КЗ на время замены контактора, то получится что с учетом эксплуатации применять схему тип координации 2 выгодней.
Все типы координаций указаны в каталоге, но обобщенно можно сказать, что на небольших условных токах короткого замыкания (50 кА) и напряжении 400 В тип координации 2 имеет вся линейка Surion (GPS_S и GPS_H) с контакторами серий M и CL. При повышении тока и/или напряжения, чаще используются контакторы CL, и выключатели с повышенной коммутационной способностью типа GPS_H.
Стандартно мотор-автоматы линейки Surion имеют стойкость к вибрации равной 5G. Но в номенклатуре есть устройства повышающие стойкость Surion до 8G в диапазоне частот от 5 до 150 Гц.
Предельная отключающая способность при коротком замыкании (Ics), 400 В, кА
GPS1BSA/ GPS1MSA | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 50 | 25 | 25 | 25 | 25 | |||
GPS1BHA/ GPS1MHA | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 50 | 50 | 50 | 50 | |||
GPS2BSA/ GPS2MSA | 100 | 50 | 25 | 25 | 25 | 25 | 25 | 25 | 25 | |||||||||
GPS2BHA/ GPS2MHA | 100 | 100 | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 | |||||||||
SFK0 | 65 | 65 | 65 | 65 | 65 | 65 | 65 | 10 | 10 | 4 | 4 | 4 | 4 | |||||
SFK0+ограничитель тока | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 |
Номинальный ток In, А | 0,16…25 | 1,6…32 | 10…63 |
Номинальное рабочее напряжение Un, В | 690 В переменного тока, 220 В постоянного тока | 690 В переменного тока | 690 В переменного тока |
Отключающая способность Icu, кА | см. таблицу | см. таблицу | см. таблицу |
Время размыкания | примерно 7 мс | ||
Механическая износостойкость | 100 тыс. срабатываний | 100 тыс. | 50 тыс. |
Электрическая износостойкость | 100 тыс. срабатываний | 100 тыс. | 25 тыс. |
Максимальная рабочая скорость | 40 пусков в час | 25 | |
Суммарная потеря мощности в нагретом состоянии | 6 Вт | от 0,16 до 25 А 7 Вт, 32 А 8,5 Вт | от 40 А до 50 А 5 Вт, 63 А 17 Вт |
Рабочая температура окружающей среды °С | -5…40 | -25…60 | -25…60 |
Температурное выравнивание характеристик °С | -5…40 | -20…60 | -20…60 |
Кожух настенный | IP41, IP55 | IP41, IP55 | нет |
Кожух встраиваемый | IP41, IP55 | IP41, IP55 | нет |
Кнопка аварийного отключения на кожухе | да | да | нет |
Индикаторные лампы на кожух | да | да | нет |
Устройство запирания для кожуха | да | нет | |
Поворотная рукоятка | нет | да | да |
Аксессуары, повышающие стойкость к вибрации с 5G до 8G (по всем направлениям) | нет | да | нет |
Дополнительные контакты, боковые | да | да | да |
Дополнительные контакты, фронтальные | нет | да | да |
Контакт срабат. аварийной сигнализации боковой | да | да | да |
Контакт срабатывания аварийной сигнализации фронтальный | нет | да | да |
Контакт срабатывания по короткому замыканию | нет | да | да |
Независимый расцепитель | да | да | да |
Расцепитель минимального напряжения | да | да | да |
В отличие от устройств серии SFK0, у которых диапазон компенсации температуры находится в пределах –5...+40°С, у мотор-автоматов Surion устойчивость к изменениям температуры значительно выше: –20…+60°С, а диапазон рабочей температуры еще шире от –25 до +60°С. Это позволяет устанавливать выключатели во многих регионах России (по категории размещения 3.1 с типом климата УХЛ (ГОСТ 15150-69)).
Для установки мотор-автоматов линейки Surion вне распределительных устройств выпускаются пластиковые корпуса для открытой и скрытой проводки. Степень защиты корпусов: IP41 и IP55.
Все вспомогательные устройства могут легко монтироваться и заменяться без использования инструментов, просто втыкаться друг в друга, что экономит время при монтаже и обслуживании. Клеммы рассчитаны на подключение 2 кабелей одновременно, сечениями от 0,5 мм2 до 2,5 мм2, а головки винтов сделаны по типу Pozidriv, что позволяет осуществлять подсоединение кабелей используя любую отвертку, крестовую или шлицевую.
В приведеных таблицах, можно сравнить характеристики двух линеек по основным параметрам.
Мотор-автоматы производства GE — надежная защита электродвигателей!
Денис БАЛАШОВ, [email protected]
Дмитрий ПЕТРЯШОВ, [email protected]
Жан ШЕМЯКИН, [email protected]
Компания «Джи И Индастри»
market.elec.ru
Опубликовано: 13 февраля 2013 г. в 08:00, 681
На сегодняшний день, защита двигателей является одной из самых актуальных тем на производствах любых масштабов: от частного предпринимателя до гигантского концерна. Разница только в бюджетах этих самых компаний. Именно поэтому компания General Electric вывела на Российский рынок мотор-автоматы для защиты электродвигателей переменного и постоянного тока в двух линейках: Surion и SFK0.
Линейка промышленных мотор-автоматов SURION характеризуется широким ассортиментом номинальных токов и дополнительных аксессуаров, и предназначена для реализации проектов по защите двигателей любой сложности.
Бюджетная линейка мотор-автоматов SFK0 предназначена для защиты электродвигателей на небольших предприятиях.
Бюджетная линейка мотор-автоматов SFK0 предназначена для защиты электродвигателей от перегрузки, короткого замыкания, несимметричного фазного напряжения или отсутствия одной из фаз, а так же для нечастого ручного управления.
Мотор-автоматы SFK0 могут применяться как отдельно, так и в сборке с контакторами серий M и CL производства General Electric. В зависимости от необходимости мотор-автоматы можно устанавливать как на din-рейку, так и отдельно от основного щитка, в специально предусмотренный для него бокс. К установленному в бокс выключателю можно присоединить аварийную грибовидную кнопку и индикаторную лампу для быстрого отключения двигателя и визуального контроля за состоянием питающей сети. Корпус выпускают в двух исполнениях: по монтажу — настенный и встраиваемый в стену, и в двух вариантах степени защиты: IP41 и IP55. Для обеспечения безопасности бокс можно запереть на замок.
Мотор-автоматы SFK0 не реагируют на пусковые токи, если пуск двигателя происходит за время менее 10 сек. Этого времени более чем достаточно. Если возникнет аварийная ситуация, то SFK0 отреагирует на пропадание одной из фаз на двигателе, а в случае заклинивания ротора — отключит его по перегрузке, также отключит и при КЗ. Обо всех этих аварийных состояниях SFK0 оповестит обслуживающий персонал через подключаемые дополнительные устройства.
Также будет полезна функция минимального расцепителя, которая позволяет защитить дорогостоящее оборудование в случае снижения напряжения. Мотор-автомат SFK0 в этом случае не позволит подать напряжение на двигатель. Включить его будет возможно только тогда, когда напряжение восстановится.
Работа SFK0 не зависит от температуры окружающей среды, так как он имеет температурную компенсацию. Обычно у изделий, не имеющих температурной компенсации, «плывут» характеристики. В холод у таких изделий тепловой расцепитель подаст сигнал о перегрузке при большем токе, нежели при стандартной температуре (по МЭК 947 это 40°С), а в жару — при меньшем токе. Устройство температурной компенсации у SFK уверенно корректируют расстройку бимметалической пластины, вызванной температурой окружающей среды, в диапазоне от –5°С до +40°С.
Производство мотор-автоматов расположено в Европе, на собственном заводе General Electric.
Серия SFK0 поставляется в целый ряд Европейских стран, и имеет как европейские, так и российские сертификаты качества.
Ниже приведены основные характеристики мотор-автоматов линейки SFK0:
Данные автоматические выключатели имеют два исполнения по габариту: 1-е (GPS1) на номинальные токи 1,6…32 А и 2-е (GPS2) на номинальные токи 10…63 А, и два исполнения по функциональности: с тепловой и магнитной защитой (GPS_B), и только с магнитной защитой (GPS_M).
Автоматические выключатели линейки Surion в исполнении GPS_B имеют тип защиты двигателя, такой же, как и у SFK0, класс 10. Так же, как SFK0 мотор-автомат в исполнении GPS_B защитит двигатель от пропадания одной из фаз на двигателе, заклинивания ротора и защитит при КЗ. Автоматические выключатели в исполнении GPS_M защитят мотор только от КЗ.
Для ответственных условий эксплуатации важной характеристикой является тип координации. Согласно ГОСТ Р 50030.4.1-2002 (МЭК 60947-4-1-2000) пункты 8.3.4.2.1 и 8.3.4.2.2.:
«Координация типа 1 требует, чтобы в условиях короткого замыкания контактор или пускатель не создавали опасности для людей или оборудования, хотя они могут оказаться непригодными для дальнейшей эксплуатации без ремонта и замены частей.
Координация типа 2 требует, чтобы в условиях короткого замыкания контактор или пускатель не создавали опасности для людей или оборудования и оставались пригодными для дальнейшей эксплуатации. Возможность сваривания контактов допускается, и в этом случае изготовитель должен рекомендовать меры по обслуживанию аппаратов».
На практике это означает, что если оборудование согласованно между собой по типу координации 1, то в случае возникновение аварии, оборудование, не входящие в цепь КЗ, не выйдет из строя, но контактор, попавший под КЗ скорее всего, придется заменить. А вот если оборудование согласовано по типу координации 2, в случае аварии, контактор в цепи, где произошло КЗ, менять не придется. Хотя российский ГОСТ допускает легкое сваривание контактов контактора, при условии, что они легко разъединятся. Цена мотор-автомата с типом координации 1 будет дешевле, чем с типом координации 2. Но если считать стоимость простоя оборудования после возникшего КЗ на время замены контактора, то получится что с учетом эксплуатации применять схему тип координации 2 выгодней.
Все типы координаций указаны в каталоге, но обобщенно можно сказать, что на небольших условных токах короткого замыкания (50 кА) и напряжении 400 В тип координации 2 имеет вся линейка Surion (GPS_S и GPS_H) с контакторами серий M и CL. При повышении тока и/или напряжения, чаще используются контакторы CL, и выключатели с повышенной коммутационной способностью типа GPS_H.
Стандартно мотор-автоматы линейки Surion имеют стойкость к вибрации равной 5G. Но в номенклатуре есть устройства повышающие стойкость Surion до 8G в диапазоне частот от 5 до 150 Гц.
Предельная отключающая способность при коротком замыкании (Ics), 400 В, кА
GPS1BSA/ GPS1MSA | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 50 | 25 | 25 | 25 | 25 | |||
GPS1BHA/ GPS1MHA | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 50 | 50 | 50 | 50 | |||
GPS2BSA/ GPS2MSA | 100 | 50 | 25 | 25 | 25 | 25 | 25 | 25 | 25 | |||||||||
GPS2BHA/ GPS2MHA | 100 | 100 | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 | |||||||||
SFK0 | 65 | 65 | 65 | 65 | 65 | 65 | 65 | 10 | 10 | 4 | 4 | 4 | 4 | |||||
SFK0+ограничитель тока | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 |
Номинальный ток In, А | 0,16…25 | 1,6…32 | 10…63 |
Номинальное рабочее напряжение Un, В | 690 В переменного тока, 220 В постоянного тока | 690 В переменного тока | 690 В переменного тока |
Отключающая способность Icu, кА | см. таблицу | см. таблицу | см. таблицу |
Время размыкания | примерно 7 мс | ||
Механическая износостойкость | 100 тыс. срабатываний | 100 тыс. | 50 тыс. |
Электрическая износостойкость | 100 тыс. срабатываний | 100 тыс. | 25 тыс. |
Максимальная рабочая скорость | 40 пусков в час | 25 | |
Суммарная потеря мощности в нагретом состоянии | 6 Вт | от 0,16 до 25 А 7 Вт, 32 А 8,5 Вт | от 40 А до 50 А 5 Вт, 63 А 17 Вт |
Рабочая температура окружающей среды °С | -5…40 | -25…60 | -25…60 |
Температурное выравнивание характеристик °С | -5…40 | -20…60 | -20…60 |
Кожух настенный | IP41, IP55 | IP41, IP55 | нет |
Кожух встраиваемый | IP41, IP55 | IP41, IP55 | нет |
Кнопка аварийного отключения на кожухе | да | да | нет |
Индикаторные лампы на кожух | да | да | нет |
Устройство запирания для кожуха | да | нет | |
Поворотная рукоятка | нет | да | да |
Аксессуары, повышающие стойкость к вибрации с 5G до 8G (по всем направлениям) | нет | да | нет |
Дополнительные контакты, боковые | да | да | да |
Дополнительные контакты, фронтальные | нет | да | да |
Контакт срабат. аварийной сигнализации боковой | да | да | да |
Контакт срабатывания аварийной сигнализации фронтальный | нет | да | да |
Контакт срабатывания по короткому замыканию | нет | да | да |
Независимый расцепитель | да | да | да |
Расцепитель минимального напряжения | да | да | да |
В отличие от устройств серии SFK0, у которых диапазон компенсации температуры находится в пределах –5...+40°С, у мотор-автоматов Surion устойчивость к изменениям температуры значительно выше: –20…+60°С, а диапазон рабочей температуры еще шире от –25 до +60°С. Это позволяет устанавливать выключатели во многих регионах России (по категории размещения 3.1 с типом климата УХЛ (ГОСТ 15150-69)).
Для установки мотор-автоматов линейки Surion вне распределительных устройств выпускаются пластиковые корпуса для открытой и скрытой проводки. Степень защиты корпусов: IP41 и IP55.
Все вспомогательные устройства могут легко монтироваться и заменяться без использования инструментов, просто втыкаться друг в друга, что экономит время при монтаже и обслуживании. Клеммы рассчитаны на подключение 2 кабелей одновременно, сечениями от 0,5 мм2 до 2,5 мм2, а головки винтов сделаны по типу Pozidriv, что позволяет осуществлять подсоединение кабелей используя любую отвертку, крестовую или шлицевую.
В приведеных таблицах, можно сравнить характеристики двух линеек по основным параметрам.
Мотор-автоматы производства GE — надежная защита электродвигателей!
Денис БАЛАШОВ, [email protected]
Дмитрий ПЕТРЯШОВ, [email protected]
Жан ШЕМЯКИН, [email protected]
Компания «Джи И Индастри»
www.elec.ru