Сюда перенаправляется запрос «[http://o-ili-v.ru/wiki/index.php?title=%D0%90%D0%9B-21%D0%A4&redirect=no АЛ-21Ф]». На эту тему нужна [http://o-ili-v.ru/wiki/%D0%90%D0%9B-21%D0%A4?action=edit отдельная статья].
АЛ-21Ф-3 (изделие «89») — одноконтурный одновальный турбореактивный двигатель с форсажной камерой третьего поколения разработанный под руководством Генерального конструктора ОКБ-165 А. М. Люльки. Является дальнейшим развитием базового двигателя АЛ-21Ф и отличается от него увеличенной тягой и улучшенными характеристиками. Устанавливался на фронтовой бомбардировщик Су-24, на истребители-бомбардировщики Су-17 и МиГ-23Б, а также на первые прототипы Т-10.
По завершению использования в авиации, после доработки и модернизации, двигатели Ал-21Ф3 применяются в качестве приводов наземных энергетических и газоперекачивающих установок производства ФГУП «НПЦ газотурбостроения «Салют».
История
Работа в ОКБ по двигателям 3-го поколения были начаты в августе 1965 года (главный конструктор — Евгений Сергеевич Фельснер).
Проектирование двигателя было завершено в 1966 году, в том же году были изготовлены первые двигатели, стендовая тяга составляла 8900 кгс.
В 1969 удалось форсировать тягу до 11250 кгс (на 30%).
В 1970 году спроектирован АЛ-21Ф-3 изделие 89. В серийное производство пошел только этот двигатель, с увеличенным количеством ступеней компрессора и тягой. Компрессор создан дозвуковым
В производство его внедрил конструктор Архип Михайлович Люлька вместе с главным инженером Тюменского моторного завода (АО Тюменские моторостроители) Василием Александровичем Комовым.
Конструкция
Двигатель состоит из:
осевого 14-ступенчатого компрессора(10 направляющих аппаратов с поворотными лопатками (1 входной аппарат, 4 первых ступени и 5 последних))
прямоточной трубчато-кольцевой камеры сгорания с 12 жаровыми трубами
3-х ступенчатой турбины
прямоточной трехстабилизаторной форсажной камеры
регулируемого всережимного реактивного сопла с расширяющейся частью
турбостартера с агрегатами системы автономного запуска
коробки приводов агрегатов самолета и двигателя
системы регулирования и топливной автоматики
систем питания двигателя топливом и маслом, электрооборудования и противообледенения
Существовало три серийных варианта состава и компоновки вспомогательных систем двигателя: Т - для Су-24, С - для Су-17М и Б - для МиГ-23Б.
Характеристики
стендовая тяга:
в режиме «полный форсаж»: 11250 кгс (110 кН)
на максимальном бесфорсажном режиме: 7800 кгс (76.5 кН)
удельный расход топлива: 1.86 и 0.86 кг (кгс*ч)
минимальный удельный расход топлива: 0.76 и 0.08 кг (кгс*ч)
расход воздуха: до 104 кг/с
температура газов перед турбиной: до 1100 °C
длина (полная): 5340 мм
максимальный диаметр: 1030 мм
входной диаметр: 885 мм
сухая масса: 1580 кг[2]
ресурс:
назначенный: 1800 часов[3]
межремонтный: 400 часов
Напишите отзыв о статье "АЛ-21Ф-3"
Примечания
↑ [http://www.motor-lutsk.com.ua/production.html Государственное предприятие Министерства обороны Украины Луцкий ремонтный завод "МОТОР"]
– О, да! Я бы хотела вернуться домой! – подыгрывая его тону, шутливо ответила я. Я знала, что терять мне было практически нечего, так как свою жизнь я уже почти что потеряла. Поэтому, решив не давать Караффе удовольствия меня сломать, я старалась изо всех сил не показывать ему, насколько мне было страшно... Это не смерть, чего я больше всего боялась. Я боялась даже мысли о том, что я уже никогда не увижу тех, кого так сильно и беззаветно любила – мою семью. Что, вероятнее всего, уже никогда больше не обниму свою маленькую Анну... Не научу её тому, чему учила меня моя мать, и что умела я сама... Что оставляю её полностью беззащитной против зла и боли... И что уже не скажу ей ничего из того, что хотела и что должна была сказать. Я жалела своего чудесного мужа, которому, я знала, будет очень тяжело перенести потерю меня. Как холодно и пусто будет в его душе!.. А я даже никогда не смогу сказать ему последнее «прощай»... И больше всего я жалела своего отца, для которого я была смыслом его жизни, его путеводной «звездой», освещавшей его нелёгкий тернистый путь... После «ухода» мамы, я стала для него всем, что ещё оставалось, чтобы учить и надеяться, что в один прекрасный день я стану тем, что он так упорно пытался из меня «слепить»... Вот чего я боялась. Моя душа рыдала, думая обо всех, кого я так люблю. О тех, кого я теперь оставляла... Но этого было ещё мало. Я знала, что Караффа не даст мне так просто уйти. Я знала, что он непременно заставит меня сильно страдать... Только я ещё не представляла, насколько это страдание будет бесчеловечным... – Это единственное, чего я не могу Вам предоставить, мадонна Изидора – забыв свой светский тон, резко ответил кардинал. – Ну, что ж, тогда хотя бы разрешите мне увидеть мою маленькую дочь – холодея внутри от невозможной надежды, попросила я. – А вот это мы вам обязательно организуем! Только чуточку позже, думаю – размышляя о чём-то своём, довольно произнёс Караффа. Новость меня ошарашила! У него и насчёт моей маленькой Анны, видимо, был свой план!.. Я была готова переносить все ужасы сама, но я никак не была готова даже подумать о том, что могла бы пострадать моя семья. – У меня к Вам вопрос, мадонна Изидора. И от того, как Вы на него ответите, будет зависеть, увидите ли Вы в скором времени свою дочь, или Вам придётся забыть о том, как она выглядит. Поэтому советую Вам хорошенько подумать, перед тем, как отвечать, – взгляд Караффы стал острым, как стальной клинок... – Я хочу знать, где находится знаменитая библиотека Вашего деда? Так вот, что искал сумасшедший инквизитор!.. Как оказалось, не таким уж он был и сумасшедшим... Да, он был совершенно прав – старая библиотека моего дедушки хранила чудесное собрание душевного и умственного богатства! Она была одной из самых старых и самых редких во всей Европе, и ей завидовал сам великий Медичи, который, как известно, за редкие книги был готов продать даже свою душу. Но зачем такое понадобилось Караффе?!. – Библиотека дедушки, как Вам известно, всегда находилась во Флоренции, но я не знаю, что с ней стало после его смерти, Ваше преосвященство, так как более не видела её. Это была детская ложь, и я понимала, насколько наивно это звучало... Но другого ответа у меня просто так сразу не нашлось. Я не могла допустить, чтобы редчайшие в мире труды философов, учёных и поэтов, труды великих Учителей попали в грязные лапы церкви или Караффы. Я не имела права такого допускать! Но, пока что, не успев ничего лучшего придумать, чтобы всё это как-то защитить, я ответила ему первое, что в тот момент пришло в мою, воспалённую от дикого напряжения, голову. Требование Караффы было столь неожиданным, что мне нужно было время, чтобы сообразить, как поступать дальше. Как бы подслушав мои мысли, Караффа произнёс: – Ну, что ж, мадонна, я оставляю вам время подумать. И очень советую не ошибиться... Он ушёл. А на мой маленький мир опустилась ночь... Всё это жуткое время я мысленно общалась со своим любимым, измученным отцом, который, к сожалению, не мог сообщить мне ничего успокаивающего, кроме лишь одной положительной новости – Анна всё ещё находилась во Флоренции, и хотя бы уж за неё пока что нечего было опасаться. Но мой несчастный муж, мой бедный Джироламо, вернулся в Венецию с желанием мне помочь, и только там узнал, что уже слишком поздно – что меня увезли в Рим... Его отчаянию не было предела!.. Он писал длинные письма Папе. Посылал ноты протеста «сильным мира сего», которым я когда-то помогала. Ничего не действовало. Караффа был глух к любым просьбам и мольбам... – А разве ты не могла просто исчезнуть?! Или «улететь», если на то пошло?.. Почему ты не воспользовалась чем-нибудь?!!! – не выдержав далее, воскликнула расстроенная рассказом Стелла. – Бороться надо всегда до конца!.. Так бабушка меня учила. Я очень обрадовалась – Стелла оживала. Её бойцовский дух снова брал верх, как только в этом появилась острая необходимость. – Если бы всё было так просто!.. – грустно покачав головой, ответила Изидора. – Дело ведь было не только во мне. Я находилась в полном неведении о планах Караффы насчёт моей семьи. И меня сильно пугало то, что, сколько бы я не пыталась, я никак не могла ничего увидеть. Это был первый раз в моей жизни, когда никакое «видение», никакие мои «ведьмины таланты» не помогали... Я могла просмотреть любого человека или любое событие на тысячу лет вперёд! Могла с абсолютной точностью предсказать даже будущие воплощения, чего не мог сделать ни один Видун на Земле, но мой Дар молчал, когда дело касалось Караффы, и я не могла этого понять. Любые мои попытки его посмотреть легко «распылялись», натыкаясь на очень плотную золотисто-красную защиту, которая постоянно «вилась» вокруг его физического тела, и я никак не могла её пробить. Это было новое и непонятное, с чем я никогда не сталкивалась раньше... Естественно, каждый (даже моя маленькая Анна!) в моей семье умел создавать себе великолепную защиту, и каждый делал это по-своему, чтобы она была индивидуальной, на случай если случится беда. Но какой бы сложной защита не получалась, я прекрасно знала, что в любой момент могу «пройти насквозь» через защиту любого из знакомых мне ведунов, если бы в этом вдруг возникла срочная необходимость, включая также защиту моего отца, который знал и умел намного больше меня. Но с Караффой это не работало... Он владел какой-то чужой, очень сильной и очень изысканной магией, с которой я ни-когда не сталкивалась... Я знала всех Ведунов Европы – он не был одним из них.
o-ili-v.ru
АЛ-21Ф-З Википедия
АЛ-21Ф-3 (изделие «89») — одноконтурный одновальный турбореактивный двигатель с форсажной камерой третьего поколения разработанный под руководством Генерального конструктора ОКБ-165 А. М. Люльки. Является дальнейшим развитием базового двигателя АЛ-21Ф и отличается от него увеличенной тягой и улучшенными характеристиками. Устанавливался на фронтовой бомбардировщик Су-24, на истребители-бомбардировщики Су-17 и МиГ-23Б, а также на первые прототипы Т-10.
По завершению использования в авиации, после доработки и модернизации, двигатели Ал-21Ф3 применяются в качестве приводов наземных энергетических и газоперекачивающих установок производства ФГУП «НПЦ газотурбостроения «Салют».
История
Работа в ОКБ по двигателям 3-го поколения были начаты в августе 1965 года (главный конструктор — Евгений Сергеевич Фельснер).
Проектирование двигателя было завершено в 1966 году, в том же году были изготовлены первые двигатели, стендовая тяга составляла 8900 кгс.
В 1969 удалось форсировать тягу до 11250 кгс (на 30%).
В 1970 году спроектирован АЛ-21Ф-3 изделие 89. В серийное производство пошел только этот двигатель, с увеличенным количеством ступеней компрессора и тягой. Компрессор создан дозвуковым
В производство его внедрил конструктор Архип Михайлович Люлька вместе с главным инженером Тюменского моторного завода (АО Тюменские моторостроители) Василием Александровичем Комовым.
Конструкция
Двигатель состоит из:
осевого 14-ступенчатого компрессора(10 направляющих аппаратов с поворотными лопатками (1 входной аппарат, 4 первых ступени и 5 последних))
прямоточной трубчато-кольцевой камеры сгорания с 12 жаровыми трубами
3-х ступенчатой турбины
прямоточной трехстабилизаторной форсажной камеры
регулируемого всережимного реактивного сопла с расширяющейся частью
турбостартера с агрегатами системы автономного запуска
коробки приводов агрегатов самолета и двигателя
системы регулирования и топливной автоматики
систем питания двигателя топливом и маслом, электрооборудования и противообледенения
Существовало три серийных варианта состава и компоновки вспомогательных систем двигателя: Т - для Су-24, С - для Су-17М и Б - для МиГ-23Б.
Характеристики
стендовая тяга:
в режиме «полный форсаж»: 11250 кгс (110 кН)
на максимальном бесфорсажном режиме: 7800 кгс (76.5 кН)
удельный расход топлива: 1.86 и 0.86 кг (кгс*ч)
минимальный удельный расход топлива: 0.76 и 0.08 кг (кгс*ч)
расход воздуха: до 104 кг/с
температура газов перед турбиной: до 1100 °C
длина (полная): 5340 мм
максимальный диаметр: 1030 мм
входной диаметр: 885 мм
сухая масса: 1580 кг[2]
ресурс:
назначенный: 1800 часов[3]
межремонтный: 400 часов
Примечания
Литература
Книга серии «Красный флаг» «Су-24 Фронтовой бомбардировщик» М. А. Куликов, 1996 г. Polygon «Стрелец». ISBN 5-86410-004-8
Турбореактивные авиационные двигатели марки «АЛ» и самолёты, на которых они устанавливались
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 14 марта 2013; проверки требуют 24 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 14 марта 2013; проверки требуют 24 правки.
АЛ-21-Ф3
Двигатель АЛ-21-ФЗ
Тип:
турбореактивный
Страна:
СССР СССР
Использование:
Применение:
Су-17, Су-24, МиГ-23Б, МиГ-27
Создан на основе:
Производство:
Конструктор:
Архип Люлька
Производитель:
завод «Салют» и другие предприятия
Массогабаритныехарактеристики
Масса:
≈1800 кг
Длина:
5340 мм
Диаметр:
1030 мм
Рабочие характеристики
Тяга:
7800 кгс
Тяга на форсаже:
11215 кгс
Температура турбины:
до 1097[1]°C
Степень повышения давления:
14,5
Расход воздуха:
до 104 кг/с
Удельная тяга:
≈6,5 кгс/кг
АЛ-21Ф-3 (изделие «89») — одноконтурный одновальный турбореактивный двигатель с форсажной камерой третьего поколения разработанный под руководством Генерального конструктора ОКБ-165 А. М. Люльки. Является дальнейшим развитием базового двигателя АЛ-21Ф и отличается от него увеличенной тягой и улучшенными характеристиками. Устанавливался на фронтовой бомбардировщик Су-24, на истребители-бомбардировщики Су-17 и МиГ-23Б, а также на первые прототипы Т-10.
По завершению использования в авиации, после доработки и модернизации, двигатели Ал-21Ф3 применяются в качестве приводов наземных энергетических и газоперекачивающих установок производства ФГУП «НПЦ газотурбостроения «Салют».
История[ | ]
Работа в ОКБ по двигателям 3-го поколения были начаты в августе 1965 года (главный конструктор — Евгений Сергеевич Фельснер).
Проектирование двигателя было завершено в 1966 году, в том же году были изготовлены первые двигатели, стендовая тяга составляла 8900 кгс.
В 1969 удалось форсировать тягу до 11250 кгс (на 30%).
В 1970 году спроектирован АЛ-21Ф-3 изделие 89. В серийное производство пошел только этот двигатель, с увеличенным количеством ступеней компрессора и тягой. Компрессор создан дозвуковым
В производство его внедрил конструктор Архип Михайлович Люлька вместе с главным инженером Тюменского моторного завода (АО Тюменские моторостроители) .
Конструкция[ | ]
Двигатель состоит из:
осевого 14-ступенчатого компрессора(10 направляющих аппаратов с поворотными лопатками (1 входной аппарат, 4 первых ступени и 5 последних))
прямоточной трубчато-кольцевой камеры сгорания с 12 жаровыми трубами
3-х ступенчатой турбины
прямоточной трехстабилизаторной форсажной камеры
регулируемого всережимного реактивного сопла с расширяющейся частью
турбостартера с агрегатами системы автономного запуска
коробки приводов агрегатов самолета и двигателя
системы регулирования и топливной автоматики
систем питания двигателя топливом и маслом, электрооборудования и противообледенения
Существовало три серийных варианта состава и компоновки вспомогательных систем двигателя: Т - для Су-24, С - для Су-17М и Б - для МиГ-23Б.
Характеристики[ | ]
стендовая тяга:
в режиме «полный форсаж»: 11250 кгс (110 кН)
на максимальном бесфорсажном режиме: 7800 кгс (76.5 кН)
удельный расход топлива: 1.86 и 0.86 кг (кгс*ч)
минимальный удельный расход топлива: 0.76 и 0.08 кг (кгс*ч)
расход воздуха: до 104 кг/с
температура газов перед турбиной: до 1100 °C
длина (полная): 5340 мм
максимальный диаметр: 1030 мм
входной диаметр: 885 мм
сухая масса: 1580 кг[2]
ресурс:
назначенный: 1800 часов[3]
межремонтный: 400 часов
Примечания[ | ]
Литература[ | ]
Книга серии «Красный флаг» «Су-24 Фронтовой бомбардировщик» М. А. Куликов, 1996 г. Polygon «Стрелец». ISBN 5-86410-004-8
Турбореактивные авиационные двигатели марки «АЛ» и самолёты, на которых они устанавливались
АЛ-21Ф-3 (изделие «89») — одноконтурный одновальный турбореактивный двигатель с форсажной камерой третьего поколения разработанный под руководством Генерального конструктора ОКБ-165 А. М. Люльки. Является дальнейшим развитием базового двигателя АЛ-21Ф и отличается от него увеличенной тягой и улучшенными характеристиками. Устанавливался на фронтовой бомбардировщик Су-24, на истребители-бомбардировщики Су-17 и МиГ-23Б, а также на первые прототипы Т-10.
По завершению использования в авиации, после доработки и модернизации, двигатели Ал-21Ф3 применяются в качестве приводов наземных энергетических и газоперекачивающих установок производства ФГУП «НПЦ газотурбостроения «Салют».
Работа в ОКБ по двигателям 3-го поколения были начаты в августе 1965 года (главный конструктор — Евгений Сергеевич Фельснер).
Проектирование двигателя было завершено в 1966 году, в том же году были изготовлены первые двигатели, стендовая тяга составляла 8900 кгс.
В 1969 удалось форсировать тягу до 11250 кгс (на 30%).
В 1970 году спроектирован АЛ-21Ф-3 изделие 89. В серийное производство пошел только этот двигатель, с увеличенным количеством ступеней компрессора и тягой. Компрессор создан дозвуковым
В производство его внедрил конструктор Архип Михайлович Люлька вместе с главным инженером Тюменского моторного завода (АО Тюменские моторостроители) Василием Александровичем Комовым.
Двигатель состоит из:
осевого 14-ступенчатого компрессора(10 направляющих аппаратов с поворотными лопатками (1 входной аппарат, 4 первых ступени и 5 последних))
прямоточной трубчато-кольцевой камеры сгорания с 12 жаровыми трубами
3-х ступенчатой турбины
прямоточной трехстабилизаторной форсажной камеры
регулируемого всережимного реактивного сопла с расширяющейся частью
турбостартера с агрегатами системы автономного запуска
коробки приводов агрегатов самолета и двигателя
системы регулирования и топливной автоматики
систем питания двигателя топливом и маслом, электрооборудования и противообледенения
Существовало три серийных варианта состава и компоновки вспомогательных систем двигателя: Т - для Су-24, С - для Су-17М и Б - для МиГ-23Б.
ruwikiorg.ru
АЛ-21-ФЗ - Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
(перенаправлено с «»)Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 14 марта 2013; проверки требуют 24 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 14 марта 2013; проверки требуют 24 правки.
АЛ-21-Ф3
Двигатель АЛ-21-ФЗ
Тип:
турбореактивный
Страна:
СССР СССР
Использование:
Применение:
Су-17, Су-24, МиГ-23Б, МиГ-27
Создан на основе:
Производство:
Конструктор:
Архип Люлька
Производитель:
завод «Салют» и другие предприятия
Массогабаритныехарактеристики
Масса:
≈1800 кг
Длина:
5340 мм
Диаметр:
1030 мм
Рабочие характеристики
Тяга:
7800 кгс
Тяга на форсаже:
11215 кгс
Температура турбины:
до 1097[1]°C
Степень повышения давления:
14,5
Расход воздуха:
до 104 кг/с
Удельная тяга:
≈6,5 кгс/кг
АЛ-21Ф-3 (изделие «89») — одноконтурный одновальный турбореактивный двигатель с форсажной камерой третьего поколения разработанный под руководством Генерального конструктора ОКБ-165 А. М. Люльки. Является дальнейшим развитием базового двигателя АЛ-21Ф и отличается от него увеличенной тягой и улучшенными характеристиками. Устанавливался на фронтовой бомбардировщик Су-24, на истребители-бомбардировщики Су-17 и МиГ-23Б, а также на первые прототипы Т-10.
По завершению использования в авиации, после доработки и модернизации, двигатели Ал-21Ф3 применяются в качестве приводов наземных энергетических и газоперекачивающих установок производства ФГУП «НПЦ газотурбостроения «Салют».
История[ | ]
Работа в ОКБ по двигателям 3-го поколения были начаты в августе 1965 года (главный конструктор — Евгений Сергеевич Фельснер).
Проектирование двигателя было завершено в 1966 году, в том же году были изготовлены первые двигатели, стендовая тяга составляла 8900 кгс.
В 1969 удалось форсировать тягу до 11250 кгс (на 30%).
В 1970 году спроектирован АЛ-21Ф-3 изделие 89. В серийное производство пошел только этот двигатель, с увеличенным количеством ступеней компрессора и тягой. Компрессор создан дозвуковым
В производство его внедрил конструктор Архип Михайлович Люлька вместе с главным инженером Тюменского моторного завода (АО Тюменские моторостроители) .
Конструкция[ | ]
Двигатель состоит из:
осевого 14-ступенчатого компрессора(10 направляющих аппаратов с поворотными лопатками (1 входной аппарат, 4 первых ступени и 5 последних))
прямоточной трубчато-кольцевой камеры сгорания с 12 жаровыми трубами
3-х ступенчатой турбины
прямоточной трехстабилизаторной форсажной камеры
регулируемого всережимного реактивного сопла с расширяющейся частью
турбостартера с агрегатами системы автономного запуска
коробки приводов агрегатов самолета и двигателя
системы регулирования и топливной автоматики
систем питания двигателя топливом и маслом, электрооборудования и противообледенения
Существовало три серийных варианта состава и компоновки вспомогательных систем двигателя: Т - для Су-24, С - для Су-17М и Б - для МиГ-23Б.
Характеристики[ | ]
стендовая тяга:
в режиме «полный форсаж»: 11250 кгс (110 кН)
на максимальном бесфорсажном режиме: 7800 кгс (76.5 кН)
удельный расход топлива: 1.86 и 0.86 кг (кгс*ч)
минимальный удельный расход топлива: 0.76 и 0.08 кг (кгс*ч)
расход воздуха: до 104 кг/с
температура газов перед турбиной: до 1100 °C
длина (полная): 5340 мм
максимальный диаметр: 1030 мм
входной диаметр: 885 мм
сухая масса: 1580 кг[2]
ресурс:
назначенный: 1800 часов[3]
межремонтный: 400 часов
Примечания[ | ]
Литература[ | ]
Книга серии «Красный флаг» «Су-24 Фронтовой бомбардировщик» М. А. Куликов, 1996 г. Polygon «Стрелец». ISBN 5-86410-004-8
Турбореактивные авиационные двигатели марки «АЛ» и самолёты, на которых они устанавливались
(перенаправлено с «»)Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 14 марта 2013; проверки требуют 24 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 14 марта 2013; проверки требуют 24 правки.
АЛ-21-Ф3
Двигатель АЛ-21-ФЗ
Тип:
турбореактивный
Страна:
СССР СССР
Использование:
Применение:
Су-17, Су-24, МиГ-23Б, МиГ-27
Создан на основе:
Производство:
Конструктор:
Архип Люлька
Производитель:
завод «Салют» и другие предприятия
Массогабаритныехарактеристики
Масса:
≈1800 кг
Длина:
5340 мм
Диаметр:
1030 мм
Рабочие характеристики
Тяга:
7800 кгс
Тяга на форсаже:
11215 кгс
Температура турбины:
до 1097[1]°C
Степень повышения давления:
14,5
Расход воздуха:
до 104 кг/с
Удельная тяга:
≈6,5 кгс/кг
АЛ-21Ф-3 (изделие «89») — одноконтурный одновальный турбореактивный двигатель с форсажной камерой третьего поколения разработанный под руководством Генерального конструктора ОКБ-165 А. М. Люльки. Является дальнейшим развитием базового двигателя АЛ-21Ф и отличается от него увеличенной тягой и улучшенными характеристиками. Устанавливался на фронтовой бомбардировщик Су-24, на истребители-бомбардировщики Су-17 и МиГ-23Б, а также на первые прототипы Т-10.
По завершению использования в авиации, после доработки и модернизации, двигатели Ал-21Ф3 применяются в качестве приводов наземных энергетических и газоперекачивающих установок производства ФГУП «НПЦ газотурбостроения «Салют».
История[ | ]
Работа в ОКБ по двигателям 3-го поколения были начаты в августе 1965 года (главный конструктор — Евгений Сергеевич Фельснер).
Проектирование двигателя было завершено в 1966 году, в том же году были изготовлены первые двигатели, стендовая тяга составляла 8900 кгс.
В 1969 удалось форсировать тягу до 11250 кгс (на 30%).
В 1970 году спроектирован АЛ-21Ф-3 изделие 89. В серийное производство пошел только этот двигатель, с увеличенным количеством ступеней компрессора и тягой. Компрессор создан дозвуковым
В производство его внедрил конструктор Архип Михайлович Люлька вместе с главным инженером Тюменского моторного завода (АО Тюменские моторостроители) .
Конструкция[ | ]
Двигатель состоит из:
осевого 14-ступенчатого компрессора(10 направляющих аппаратов с поворотными лопатками (1 входной аппарат, 4 первых ступени и 5 последних))
прямоточной трубчато-кольцевой камеры сгорания с 12 жаровыми трубами
3-х ступенчатой турбины
прямоточной трехстабилизаторной форсажной камеры
регулируемого всережимного реактивного сопла с расширяющейся частью
турбостартера с агрегатами системы автономного запуска
коробки приводов агрегатов самолета и двигателя
системы регулирования и топливной автоматики
систем питания двигателя топливом и маслом, электрооборудования и противообледенения
Существовало три серийных варианта состава и компоновки вспомогательных систем двигателя: Т - для Су-24, С - для Су-17М и Б - для МиГ-23Б.
Характеристики[ | ]
стендовая тяга:
в режиме «полный форсаж»: 11250 кгс (110 кН)
на максимальном бесфорсажном режиме: 7800 кгс (76.5 кН)
удельный расход топлива: 1.86 и 0.86 кг (кгс*ч)
минимальный удельный расход топлива: 0.76 и 0.08 кг (кгс*ч)
расход воздуха: до 104 кг/с
температура газов перед турбиной: до 1100 °C
длина (полная): 5340 мм
максимальный диаметр: 1030 мм
входной диаметр: 885 мм
сухая масса: 1580 кг[2]
ресурс:
назначенный: 1800 часов[3]
межремонтный: 400 часов
Примечания[ | ]
Литература[ | ]
Книга серии «Красный флаг» «Су-24 Фронтовой бомбардировщик» М. А. Куликов, 1996 г. Polygon «Стрелец». ISBN 5-86410-004-8
Турбореактивные авиационные двигатели марки «АЛ» и самолёты, на которых они устанавливались