Наименование параметра |
Величина |
|||||
Типоисполнения |
АТД-1У1, АТД-1.1У1, АТД-3У1 |
АТД-2.1У1 |
АТД-2.2У1 |
АТД-4У1 |
АТД-7У1 |
АТД-9У1 |
Номинальная мощность, кВт |
50 |
|
50 |
90 |
30 |
125 |
Номинальное линейное напряжение, В |
467 |
345 |
467 |
400 |
380 |
570 |
Номинальный линейный ток, А |
76 |
118 |
76 |
160 |
58 |
153 |
Частота питающей сети, Гц |
50 |
|
50 |
67 |
50 |
80 |
Синхронная частота вращения, мин-1 - номинальная - наибольшая |
1500 4000 |
1800 4500 |
1500 4000 |
2010 4800 |
1000 3000 |
2400 4000 |
Скольжение, % |
2 |
2 |
2 |
1,7 |
2,5 |
1,5 |
Число фаз обмотки статора |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Схема соединений |
звезда |
звезда |
звезда |
звезда |
звезда |
звезда |
Момент на валу при номинальной синхронной частоте вращения, Н∙м |
318 |
|
318 |
1525 |
286,5 |
2,0 |
Коэффициент мощности при номинальной нагрузке |
0,87 |
0,83 |
0,87 |
0,9 |
0,88 |
0,89 |
Максимальное среднее квадратичное значение виброскорости по ГОСТ Р МЭК 60034-14,мм/с |
2,8 |
2,8 |
2,8 |
2,8 |
2,2 |
|
Коэффициент полезного действия, % |
93 |
92 |
93 |
90 |
89 |
93 |
Степень защиты по ГОСТ |
IP54 |
IP54 |
IP54 |
IP54 |
IP54 |
IP54 |
Режим работы по ГОСТ 183-74 |
S2 (60 мин) |
|
S2 (60 мин) |
S1 |
S1 |
S1 |
Число фаз обмотки статора |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Масса двигателя, кг |
350/350±5/350 |
350 |
350±17 |
350±17 |
240 |
387±3 |
Двигатели предназначены для установки на головных и промежуточных вагонах метрополитена 81-й серии с напряжением постоянного тока на токоприемнике 750 В, максимальной скоростью 90 км/час и рекуперативно-реостатным торможением.
Конструкция двигателей предусматривает установку датчиков температуры (термопреобразователей сопротивления или термовыключателей) для контроля температуры обмотки статора и подшипников и датчиков частоты вращения. Типы датчиков температуры и частоты вращения уточняются по согласованию с Заказчиком на стадии рассмотрения заявки на поставку двигателей.
ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
Тип двигателя |
Мощность номинальная в режиме S2 (60 мин), кВт |
Напряжение линейное, В |
Частота питания номинальная/ максимальная, Гц |
Частота вращения номинальная/ максимальная, об/мин |
Масса, кг |
ТАД-4 У2 |
170 |
570 |
50/115 |
1500/3410 |
850 |
ТАД-42 У2 |
170 |
530 |
43/120 |
1290/3600 |
690 |
ТАД-43 У2 |
170 |
570 |
50/115 |
1500/3400 |
925 |
ГАБАРИТНЫЕ И УСТАНОВОЧНЫЕ РАЗМЕРЫ ТАД-4 У2
ГАБАРИТНЫЕ И УСТАНОВОЧНЫЕ РАЗМЕРЫ ТАД-42 У2
ГАБАРИТНЫЕ И УСТАНОВОЧНЫЕ РАЗМЕРЫ ТАД-43 У2
ТАД-4 У2
reostat.ru
Маркировка |
Места установки |
Соединитель |
2,5 |
Фаза U обмотки статора |
№ 1 |
1,3 |
Фаза V обмотки статора |
|
6,7 |
Фаза W обмотки статора |
|
1,2 |
Потшипниковые узлы |
№ 2 |
6,7 |
||
Наименование параметра |
Величина ДАТМ-1У2 |
Величина ДАТМ-2У2 |
Номинальная мощность (на валу), кВт (S2 = 60 мин). |
170 |
|
Номинальное линейное напряжение, В |
530 |
|
Номинальный линейный ток, А (S2 = 60 мин) |
229 |
237 |
Частота тока статора, Гц |
43 |
|
Перегрузочная способность, Mmax/Mном |
3,5 |
|
Частота вращения синхронная, мин-1 |
||
1290 |
||
наибольшая |
3400 |
3600 |
Номинальный момент на валу, Нм |
1260 |
|
Коэффициент мощности |
0,87 |
0,85 |
Коэффициент полезного действия, %,не менее |
92 |
|
Уровень звуковой мощности при номинальной синхронной частоте вращения без нагрузки, дБА, не более |
100 |
90 |
Максимальное среднее квадратичное значение виброскорости по ГОСТ 20815-93 при номинальной частоте вращения, мм/с |
2,2 |
|
Степень защиты двигателя по ГОСТ 17494-87 |
IP20 |
|
Класс изоляции по ГОСТ 8865-93 |
“Н” |
|
Число фаз обмотки статора |
3 |
|
Схема соединений |
звезда |
|
Скольжение, % |
1,6 |
1,5 |
Кратность максимального момента, Ммаx/Мном |
3,5 |
|
Режим работы по ГОСТ 183-74 |
S2 (60 мин) |
|
Способ охлаждения по ГОСТ 20459-87 |
1С01 |
|
Конструктивное исполнение по ГОСТ 2479 |
IM 9203 |
|
Масса двигателя, кг |
805 |
760 |
se33.ru
Предлагаемый асинхронный тяговый двигатель относится к двигателям вагонов электроподвижного состава, в том числе метрополитена. На рис.1 представлен упрощенный чертеж вида спереди асинхронного тягового двигателя, где 1-1 - фрагмент поперечного сечения остова, 1-2 - сетка для забора воздуха, прогоняемого вентилятором. На рис.2 приведен вид сбоку тягового двигателя, где 2-1 - фрагмент лопасти вентилятора, 2-2 - сетка выброса вентилируемого воздуха. В одних и тех же габаритах двигателя его остов выполнен квадратным со скругленными углами. Засасываемый через сетку забора 1-2 воздух, обтекает поверхности граней остова 1-1 и выбрасывается наружу через сетку 2-2. 1 п. Формулы. Илл.2
Полезная модель относится к области конструкции асинхронных тяговых двигателей вагонов электроподвижного состава, в том числе, метрополитена.
Известны асинхронные двигатели, с самовентиляцией и установленные на тележке вагона электроподвижного состава, имеющие в поперечном сечении круглый остов, (см. Н.А. Ротанов и др., «Электроподвижной состав с асинхронными тяговыми двигателями», М., «Транспорт», 1991 г., стр.336).
В этих двигателях их охлаждение осуществляется вентилятором, установленным на валу якоря двигателя.
При этом количество воздуха, продуваемого вентилятором через остов двигателя вышеуказанной конструкции, а следовательно, и степень охлаждения и мощность двигателя, можно повысить за счет выбора геометрии его остова.
Эта цель достигается тем, что в одних и тех же габаритах двигателя его остов выполнен квадратным со скругленными углами.
На рис.1 представлен упрощенный чертеж вида спереди предлагаемого тягового асинхронного двигателя, где 1-1 - фрагмент поперечного сечения остова, 1-2 - сетка для забора воздуха, прогоняемого вентилятором.
На рис.2 приведен вид сбоку тягового двигателя, где 2-1 - фрагмент лопасти вентилятора, 2-2 - сетка выброса вентилируемого воздуха.
Засасываемый через сетку забора 1-2 воздух, обтекает поверхности граней остова 1-1 и выбрасывается наружу через сетку 2-2.
За счет увеличения поперечного сечения канала охлаждения остова по сравнению с другими типами остовов асинхронных тяговых двигателей предлагаемая конструкция позволяет продуть вентилятору большее количество охлаждающего воздуха, что снижает его нагрев, а следовательно, повышает его мощность.
Асинхронный тяговый двигатель вагонов электроподвижного состава, в том числе метрополитена, выполненный с самовентиляцией, установленный на тележке вагона и имеющий остов, отличающийся тем, что в одних и тех же габаритах двигателя его остов выполнен квадратным со скругленными углами.
poleznayamodel.ru
Тип исполнения |
АТД-1, АТД-3 |
АТД-2 |
АТД-4 |
АТД-7 |
Номинальная мощность, кВт |
50 |
54 |
90 |
30 |
Номинальное линейное напряжение, В |
467 |
345 |
400 |
380 |
Номинальный линейный ток, А |
76 |
118 |
160 |
58 |
Частота питающей сети, Гц |
50 |
60 |
67 |
50 |
Синхронная частота вращения, мин-1 |
|
|
|
|
- номинальная |
1500 |
1800 |
2010 |
1000 |
- наибольшая |
4000 |
4500 |
4800 |
3000 |
Скольжение, % |
2 |
2 |
1,7 |
2,5 |
Число фаз обмотки статора |
3 |
3 |
3 |
3 |
Схема соединений |
звезда |
звезда |
звезда |
звезда |
Момент на валу при номинальной синхронной частоте вращения, Н • м |
318 |
287 |
1525 |
286,5 |
Коэффициент мощности при номинальной нагрузке |
0,87 |
0,83 |
0,9 |
0,88 |
Максимальное среднее квадратичное значение виброскорости по ГОСТ 20815-93 при частоте вращения 1500 об/мин, мм/с |
2,8 |
2,8 |
2,8 |
2,8 |
Степень защиты по ГОСТ 17494-87 |
IP54 |
IP54 |
IP54 |
IP54 |
Климатическое исполнение и категория размещения по ГОСТ 15150-69 |
У1 |
У1 |
У1 |
У1 |
Класс изоляции по ГОСТ 8865-93 |
«Н» |
«Н» |
«Н» |
«Н» |
Коэффициент полезного действия, % |
93 |
92 |
90 |
89 |
Режим работы по ГОСТ 183-74 |
S2 (60 мин). |
S2 (60 мин.) |
S1 |
S1 |
Масса двигателя, кг |
350 |
350 |
350 |
240 |
* размеры для справок. Масса двигателя 350 ± 17 кг. Общие допуски по ГОСТ 3089.1:h24 ± f2/2. Датчик частоты вращения устанавливает заказчик электродвигателей АТД-4. Максимальное смещение вала под установку энкодера не более ± 0,05 мм. n4 - место установки датчика частоты вращения Universal, compact Type 5020, фирмы Kubler.
Размеры без допусков указаны для справок. Масса двигателя 350 ± 17 кг. В лобовой части обмотки статора каждой фазы установлен терморезистор. СТ14-2А на 60 ° ОЖО 468.165 ТУ. Соединитель типа 2РТТ28Б7Ш11В установлен ключом вниз.
* размеры для справок. Масса двигателя 350 ± 17 кг.
* размеры для справок. Масса двигателя 350 ± 17 кг. n3 - место установки датчика частоты вращения Universal, compact Type 5020, фирмы Kubler.
* размеры для справок. Масса двигателя 350 ± 17 кг.
С этим товаром покупают:
erkogor.ru
Вагоны метрополитена моделей
И 81-761
РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ
РЭ
Содержание
Введение . . . . . . . . . 8
1 Описание и работа вагонов . . . . . . 9
1.1 Назначение . . . . . . . . 9
1.2 Технические характеристики . . . . . . 9
1.3 Состав вагонов . . . . . . . . 11
1.4 Работа вагонов . . . . . . . . 13
1.5 Запасные части, инструмент и принадлежности . . . 14
1.6 Маркировка . . . . . . . . 14
2 Описание и работа составных частей вагонов . . . 16
2.1 Тележки . . . . . . . . . 16
2.1.1 Назначение и технические данные . . . . . 16
2.1.2 Составные части и работа . . . . . . 17
2.1.3 Пары колесные . . . . . . . . 18
2.1.4 Рамы тележек . . . . . . . . 18
2.1.5 Подвешивание буксовое . . . . . . 19
2.1.6 Привод тяговый . . . . . . . . 19
2.1.7 Редуктор . . . . . . . . . 20
2.1.8 Подвешивание центральное пневматическое . . . 20
2.1.9 Амортизаторы гидравлические центральные . . . 21
2.1.10 Тормозные устройства . . . . . . . 21
2.1.11 Токоотводящие устройства . . . . . . 21
2.1.12 Токоприемные устройства . . . . . . 22
2.1.13 Установка АГС . . . . . . . . 22
2.1.14 Установка приемных устройств АРС . . . . 22
2.1.15 Установка срывного клапана . . . . . . 23
2.2 Кузов . . . . . . . . . . 23
2.2.1 Назначение и составные части . . . . . 23
2.2.2 Рама кузова . . . . . . . . . 23
2.2.3 Боковые стенки . . . . . . . . 23
2.2.4 Лобовая часть . . . . . . . . 24
2.2.5 Торцевые стенки . . . . . . . . 24
2.2.6 Крыша . . . . . . . . . 24
2.3 Автосцепка . . . . . . . . . 24
2.3.1 Назначение и составные части . . . . . . 24
2.3.2 Устройство и работа составных частей автосцепки . . 25
2.3.2.1 Установка автосцепки . . . . . . . 25
2.3.2.2 Головка автосцепки с аппаратом поглощающим . . 25
2.3.2.3 Коробка электроконтактная . . . . . . 26
2.3.2.4 Привод включения электроконтактных коробок . . 26
2.3.2.5 Соединение воздушных магистралей вагонов . . . 27
2.4 Внутреннее оборудование вагона . . . . . 27
2.4.1 Состав оборудования . . . . . . . 27
2.4.2 Внутренняя отделка салона и кабины . . . . 27
2.4.3 Пол . . . . . . . . . . 28
2.4.4 Окна салона . . . . . . . . . 28
2.4.5 Двери раздвижные и дверная сигнализация . . . 29
2.4.6 Двери в кабину управления . . . . . . 30
2.4.7 Двери торцевые . . . . . . . . 31
2.4.8 Сиденья для пассажиров . . . . . . 31
2.4.9 Поручни . . . . . . . . . 32
2.4.10 Аппаратный отсек и торцевые шкафы . . . . 32
2.4.11 Вентиляция, отопление и кондиционирование салона . 33
2.4.12 Освещение салонов . . . . . . . 34
2.4.13 Межвагонное предохранительное устройство . . . 36
2.4.14 Трап аварийный . . . . . . . . 36
2.5 Кабина управления . . . . . . . . 37
2.5.1 Назначение и состав оборудования . . . . . 37
2.5.2 Пульт машиниста основной . . . . . . 38
2.5.3 Пульты машиниста вспомогательный и дополнительный . 42
2.5.4 Панель поездной защиты . . . . . . 43
2.5.5 Панель вагонной защиты . . . . . . 45
2.5.6 Вентиляция, кондиционирование и обогрев кабины . . 46
2.5.7 Освещение кабины и аппаратного отсека . . . . 47
2.5.8 Фары и габаритные фонари . . . . . . 48
2.5.9 Стеклоочиститель, стеклоомыватель и стеклообогрев . . 49
2.5.10 Сиденье машиниста и откидное сиденье . . . . 49
2.5.11 Устройства АСНП-М 50
2.6 Пневмосистема вагона . . . . . . . 52
2.6.1 Назначение и состав пневмооборудования . . . . 52
2.6.2 Магистраль напорная . . . . . . . 59
2.6.3 Магистраль тормозная . . . . . . . 61
2.6.4 Магистрали тормозных цилиндров . . . . . 61
2.6.5 Магистраль управления стояночными тормозами . . 62
2.6.6 Дверная магистраль . . . . . . . 62
2.6.7 Магистраль управления токоприемниками . . . 62
и торцевыми дверями
2.6.8 Магистраль управления гребнесмазывателями . . . 63
2.6.9 Магистраль управления пневморессорным 63
подвешиванием
2.6.10 Компрессорный агрегат . . . . . . 64
2.6.11 Осушитель . . . . . . . . 65
2.6.12 Резервуары воздушные . . . . . . 66
2.6.13 Клапаны предохранительные . . . . . . 66
2.6.14 Клапаны обратные . . . . . . . 67
2.6.15 Краны машиниста . . . . . . . 67
2.6.16 Клапан срывной . . . . . . . . 68
2.6.17 Регуляторы положения кузова . . . . . 68
2.6.18 Клапаны быстродействующие . . . . . 68
2.6.19 Клапаны выпускные . . . . . . . 68
2.6.20 Клапан переключательный . . . . . . 69
2.6.21 Стоп-краны . . . . . . . . 69
2.6.22 Блок управления стояночным тормозом . . . . 69
2.6.23 Блок управления фрикционным тормозом . . . 69
2.6.24 Блок тормозного оборудования . . . . . 72
2.6.25 Сигнализаторы и реле давления . . . . . 73
2.6.26 Клапан вибратора педальный . . . . . 74
2.6.27 Сигнал пневматический . . . . . . 74
2.6.28 Вентили электропневматические . . . . . 74
2.6.29 Пневморессоры . . . . . . . . 74
2.6.30 Манометры . . . . . . . . 75
2.6.31 Фильтры воздушные . . . . . . . 75
2.6.32 Арматура воздухопроводов . . . . . . 76
2.6.33 Рукава соединительные . . . . . . 76
2.7 Электрооборудование вагона . . . . . . 77
2.7.1 Состав электрооборудования . . . . . . 77
2.7.2 Электрооборудование тягового привода КАТП-2 . . 78
2.7.2.1 Состав оборудования тягового привода . . . . 78
2.7.2.2 Контейнер тягового инвертора . . . . . 78
2.7.2.3 Дроссель сетевого фильтра . . . . . . 84
2.7.2.4 Тормозной резистор . . . . . . . 84
2.7.2.5 Тяговые двигатели . . . . . . . 85
2.7.2.6 Датчик частоты вращения ротора двигателя . . . 85
2.7.2.7 Работа асинхронного тягового привода . . . . 86
2.7.3 Вспомогательное электрооборудование . . 89
2.7.3.1 Состав вспомогательного электрооборудования . . 89
2.7.3.2 Блок коммутации цепей управления . . . . 91
2.7.3.3 Блок распределительного устройства . . . . 91
2.7.3.4 Токоотвод . . . . . . . . . 92
2.7.3.5 Выключатель конечный ножной . . . . . 92
2.7.3.6 Муфты соединительные . . . . . . 93
2.7.3.7 Выключатель батареи . . . . . . . 93
2.7.3.8 Блок соединительный БСТД . . . . . . 93
2.7.3.9 Блок соединительный БС . . . . . . 94
2.7.3.10 Токоприемники . . . . . . . 94
2.7.3.11 Блок контроля короткого замыкания . . . . 95
2.7.3.12 Датчик короткого замыкания . . . . . 95
2.7.4 Бортовые источники электропитания . . . . 96
2.7.4.1 Преобразователь собственных нужд ПСН-24 96
2.7.4.2 Батарея аккумуляторная . . . . . . 98
2.7.4.3 Источники специального напряжения . . . . 100
2.8 Система управления поездом «Витязь – М» . . . . 101
2.8.1 Назначение и состав системы . . . . . . 101
2.8.2 Назначение и функции составных частей системы «Витязь-М» 102
2.8.2.1 Бортовой компьютер поездного управления БКПУ . . 102
2.8.2.2 Бортовой компьютер вагонного управления БКВУ . . 104
2.8.2.3 Многофункциональный дисплей управления МФДУ . . 105
2.8.2.4 Блок тормоза безопасности . . . . . . 106
2.8.2.5 Контроллер машиниста . . . . . . 107
2.8.2.6 Адаптер управления тормозным оборудованием АДУТ . 107
2.8.2.7 Адаптер управления вагонным оборудованием АДУВ . 108
2.8.2.8 Адаптер управления дверным оборудованием АДУД . . 108
2.8.2.9 Устройство приема информации УПИ-1 . . . . 109
2.8.2.10 Устройство приема информации УПИ-2 . . . 109
2.8.2.11 Регистратор параметров движения поезда РПДП . . 110
2.9 Система цифровая информационная . . . . . 111
2.9.1 Состав системы . . . . . . . . 111
2.9.2 Субблок управления СБУЦИС-01 . . . . . 113
2.9.3 Субблок силовой СБСЦИС-01 . . . . . . 117
2.9.4 Субблок вентиляторный СБВ-01 . . . . . 118
2.9.5 Блок мониторов БМЦИС-01 . . . . . . 119
2.9.6 Блок экстренной связи БЭС-08 . . . . . 122
2.9.7 Блок наддверного табло БНТ-07 . . . . . 123
2.9.8 Блок информационного табло БИТ-05 . . . . 125
2.9.9 Блок маршрутного табло . . . . . . 126
2.9.10 Блок обработки датчиков вращения БОДВ-01 . . . 127
2.9.11 Блок подсветки рекламы БПР-01 . . . . . 128
2.9.12 Блок подсветки рекламы и вентиляции БПР-03 . . . 128
2.9.13 Субблок источника питания контейнера тягового привода . 129
2.10 Радиосвязь . . . . . . . . . 131
2.10.1 Радиостанция РВС-1-07/0052 . . . . . 131
2.11 Автоматический гребнесмазыватель АГС8 . . . . 132
2.12 Автоматизированная система оповещения и тушения пожара 134
2.12.1 Назначение и состав системы . . . . . 134
2.12.2 Работа системы . . . . . . . . 136
2.13 Система видеонаблюдения 137
2.14 Пост управления вагоном 81-761 . . . . . 140
2.14.1 Назначение и состав оборудования поста управления . 140
2.14.2 Пульт управления маневровый . . . . . 140
2.15 Электрическая схема вагона . . . . . . 142
2.15.1 Общие сведения . . . . . . . . 142
2.15.2 Высоковольтные цепи . . . . . . . 146
2.15.3 Бортовая сеть . . . . . . . . 146
2.15.4 Включение электрокомпрессора . . . . . 147
2.15.5 Управление системой кондиционирования кабины . . 148
2.15.6 Включение вентиляции аппаратного и субблоков
вентиляторных . . . . . . . . 148
2.15.7 Управление системой кондиционирования салонов . . 149
2.15.8 Освещение кабины и аппаратного отсека.
Фары и габаритные огни . 149
2.15.9 Освещение салона . . . . . . . 150
2.15.10 Управление дверями . . . . . . . 150
2.15.11 Включение стеклоочистителя, омывателя и звукового сигнала 151
2.15.12 Управление механическим и стояночным тормозами,
и противоюзом . . . . . . . 152
2.15.13 Управление аппаратурой цифровой информационной
системы . . 153
2.15.14 Управление тяговым приводом и прочим вагонным
оборудованием . . . . . . . 154
3 Эксплуатация вагонов . . . . . . . 156
3.1 Эксплуатационные ограничения . . . . . 156
3.2 Указания мер безопасности . . . . . . 159
3.3 Подготовка вагонов к эксплуатации . . . . . 160
3.4 Управление поездами на линиях метрополитена . . . 161
3.4.1 Общие сведения . . . . . . . . 161
3.4.2 Проверка состава перед выходом на линию . . . 162
3.4.3 Управление движением поезда . . . . . 165
4 Техническое обслуживание и ремонт вагонов . . . 173
4.1 Виды и периодичность технического обслуживания и ремонта 173
4.2 Характеристика видов технического обслуживания и ремонта 173
4.3 Техническое обслуживание вагонов ТО-1, ТО-2 и ТО-3 . . 175
4.4 Текущий ремонт ТР-1 и ТР-2 . . . . 198
4.5 Текущий ремонт ТР-3 . . . . . . . 227
5 Транспортирование . . . . . . . . 244
6 Хранение . . . . . . . . . . 245
Приложение А (Обязательное) – Регулировка фар-прожекторов . 246
Приложение Б (Обязательное) – Карта смазок, применяемых на
вагонах моделей 81-760 и 81-761 при эксплуатации . . . 247
Приложение В (Обязательное) – Иллюстрации к вагонам 81-760 и
81-761 . . . . . . . . . . 261
Настоящее Руководство распространяется на вагоны метрополитена моделей 81-760 и 81-761 опытной партии с асинхронным тяговым приводом и предназначено для изучения их конструкции, работы и правил эксплуатации.
В Руководстве содержатся сведения об основных характеристиках, конструкции и работе вагонов и их составных частей, а также указания и требования, необходимые для безопасной эксплуатации вагонов при использовании по назначению, техническом обслуживании, ремонте, транспортировании и хранении.
Руководство предназначается для специалистов, связанных с эксплуатацией вагонов метрополитена, прошедших специальную подготовку и имеющих практический опыт эксплуатации вагонов метрополитена.
Документ состоит из введения, описания конструкции и работы вагонов (раздел 1), описания конструкции и работы составных частей вагонов (раздел 2), указаний по эксплуатации вагонов на линиях метрополитена (раздел 3), по техническому обслуживанию и текущему ремонту (раздел 4), транспортированию (раздел 5), хранению (раздел 6), приложений и иллюстраций.
Вагоны 81-760 и 81-761 оснащены комплектом оборудования асинхронного тягового привода с тяговыми двигателями ДАТЭ-170-4 У2 или ТА-280М4 У2.
В связи с этим следует обращать внимание на то, чтобы при проведении ремонтных работ со снятием и заменой указанных двигателей конкретный вагон был укомплектован двигателями только одного типа (одного предприятия-изготовит-еля).
При эксплуатации вагонов 81-760 и 81-761, кроме настоящего Руководства, необходимо дополнительно руководствоваться документацией указанной в ведомости эксплуатационных документов 7600.30.00.001 ВЭ на системы и комплекты оборудования, блоки, аппараты и т.д.
Описание и работа вагонов
1.1 Назначение
Вагоны метрополитена моделей 81-760 и 81-761 с асинхронным тяговым приводом и рекуперативно-реостатным торможением, изготовленные согласно
ТУ 3183-077-05804803-2010 (вагон 81-760) и ТУ 3183-078-05804803-2010 (вагон 81-761), предназначены для эксплуатации на подземных линиях метрополитена с колеей 1520 мм с возможностью кратковременного выхода на открытые участки пути. Климатическое исполнение вагонов – «У» категории 1.1 по ГОСТ 15150-69.
Каждый вагон представляет собой самостоятельную подвижную единицу: 81-760 – головной с кабиной управления, 81-761 – промежуточный без кабины управления. При формировании поезда вагоны модели 81-760 располагаются по концам состава, а общее количество вагонов в поезде не более восьми.
Предусмотренные в конструкции вагона модели 81-760 органы управления и системы безопасности движения обеспечивают управление движением поезда одним машинистом. Управление поездом дистанционное по системе многих единиц.
Вагоны приводится в движение с помощью четырех асинхронных тяговых двигателей типа ДАТЭ-170-4 У2 или ТА-280М4 У2, установленных на тележках. Мощность каждого электродвигателя до 170 кВт.
Крутящий момент от тягового двигателя через редуктор передается к соответствующей колесной паре.
1.2 Технические характеристики
Общий вид, габаритные размеры и основные геометрические параметры вагонов моделей 81-760 и 81-761 в соответствии с рисунками 1 и 2.
Технические данные вагонов указаны в таблице 1.
Таблица 1 – Технические данные вагонов моделей 81-760 и 81-761
Наименование параметра | Значение параметра | |
81-760 | 81-761 | |
Масса, геометрические параметры, вместимость: | ||
Масса вагона (тара), кг, не более | ||
Длина вагона по торцам головок автосцепок, мм, не более | ||
Ширина вагона, мм | ||
Высота порожнего вагона от уровня головки рельса, мм, не более | ||
База вагона, мм | ||
Высота от уровня головки рельса до оси автосцепки порожнего вагона, мм | ||
Высота от уровня головки рельса до плоскости низа (нижней полки бокового пояса) рамы вагона при накаченных пневморессорах, мм | 940±15 | 940±15 |
Высота от уровня головки рельса до опорной плоскости накаченной пневморессоры, мм | 972±15 | 972±15 |
Продолжение таблицы 1
Наименование параметра | Значение параметра | |
81-760 | 81-761 | |
Максимальная вместимость из расчета 10 чел/м2 свободной площади пола и занятости всех мест для сидения, чел. | ||
Количество мест для сидения, шт. | 40+1 место для инвалидной коляски | |
Номинальная вместимость из расчета 6 чел/м2 свободной площади пола и занятости всех мест для сидения, чел. | ||
Максимальная пассажирская нагрузка вагона (при средней массе пассажира 70 кг), кг | ||
Статическая нагрузка от колесной пары на рельсы, т·с, не более | ||
Коэффициент плавности хода вагона, о.е., не более | 3,25 | 3,25 |
Количество дверей в салоне, шт. | ||
Ширина дверного проема салона при открытых дверях, мм, не менее | ||
Динамические характеристики: | ||
Скорость конструкционная, км/ч | ||
Время разгона поезда с максимальной нагрузкой на горизонтальном участке пути, с, не более: до скорости 30 км/ч до скорости 60 км/ч до скорости 80 км/ч | ||
Максимальное ускорение, м/с2 | 1,3 | 1,3 |
Максимальное замедление, м/с2 | 1,3 | 1,3 |
Величина изменения ускорения (замедления) при пуске и служебном торможении, м/с3, не более | 0,6 | 0,6 |
Длина тормозного пути при торможении со скорости 90 км/ч на прямом горизонтальном участке пути (площадка, 0 0/00), м, не более: при рабочем электрическом автоматическом торможении при торможении по командам АРС при экстренном торможении | ||
Производительность и экономичность: | ||
Удельная мощность привода, кВт/т | 18,8 | 18,8 |
Максимальный потребляемый ток, А, не более |
Продолжение таблицы 1
Наименование параметра | Значение параметра | |
81-760 | 81-761 | |
Суммарная часовая мощность тяговых двигателей, кВт, не менее | ||
Расчетная максимальная производительность вагона, пасс.км/ч, не менее | ||
Коэффициент возврата электроэнергии в сеть при рекуперативном торможении, не менее | 0,35 | 0,35 |
Номинальное напряжение постоянного тока на токоприемнике, В |
1.3 Состав вагонов
Основные части, системы и комплекты оборудования входящие в состав вагонов 81-760 и 81-761, представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Состав основного оборудования вагонов 81-760 и 81-761
Наименование | Обозначение | Количество на вагоне, шт. (комплект) | |
81-760 | 81-761 | ||
Кузов головного вагона | 7600.32.01.10 | – | |
Кузов промежуточного вагона | 7610.32.01.10 | – | |
Тележка № 1 (передняя) | 7600.31.00.001 | – | |
7600.31.00.001-01 | – | ||
Тележка № 2 (задняя) | 7600.31.00.001-01 | ||
Автосцепка № 1 (передняя) | 7600.34.70.001 | (1) | – |
7610.34.70.001 | – | (1) | |
Автосцепка № 2 (задняя) | 7600.34.70.002 | (1) | (1) |
Комплект оборудования асинхронного тягового привода | КАТП-2 | (1) | (1) |
Комплект вспомогательного электрооборудования | – | (1) | (1) |
Микропроцессорная система управления и диагностики «Витязь-М» | КЖИС.466451.029 | (1) | (1) |
Цифровая информационная система ЦИС-01 | ЦИС.465615.008 | (1) | (1) |
Система обнаружения и тушения пожара АСОТП «Игла-М-5К-Т» | – | (1) | (1) |
Система видеонаблюдения | 70457.00.00 | (1) | (1) |
Поездные устройства автоматического считывания номеров поездов АСНП-М | 70360.05.00 | (1) | – |
Радиостанция РВС-1-07/0052 | ЦВИЯ.464514.005-03 | (1) | – |
Система освещения «Световая линия» | «ТРАНСЛУКС» 46267702-004-2007 | (1) | (1) |
Продолжение таблицы 2
Наименование | Обозначение | Количество на вагоне, шт. (комплект) | |
81-760 | 81-761 | ||
СВКО (вентиляция, кондиционирование и отопление) салона Faiveley (Франция) | CLVU39 HVAC Voyageurs | (2) | (2) |
СВКО (вентиляция, кондиционирование и отопление) кабины Faiveley (Франция) | CLCU27 HVAC Cabine Moscou | (1) | – |
Установка обеззараживания воздуха салона «Мегалит 1М» | ОВП 055.00.00.000 | (2) | (2) |
Комплект пневмооборудования (в соответствии со спецификацией к схеме пневматической принципиальной) | 7600.35.00.002 7610.35.00.002 | (1) – | – (1) |
Батарея аккумуляторная 56KGL-70Р или Аккумуляторный ящик вагона метро АЯ-760 (с аккумуляторами KGL-70Р ) | ЖУКИ.563533.002 ДТГА,301228.001 | ||
Преобразователь собственных нужд ПСН-24 | ЦКГЛ.345671.011 | ||
Гребнесмазыватель АГС8.760 или Гребнесмазыватель АГС8-01.760 | АГС8.760.00.00 АГС.8-01.760.00.00 | – | |
Комплект аппаратуры, приборов и устройств управления поездом (вагоном, системами вагона), размещенных в кабине | – | (1) | – |
Комплект аппаратуры, приборов и устройств управления промежуточным вагоном | – | – | (1) |
Контрольно-измерительные устройства и приборы | – | (1) | (1) |
Огнетушители транспортные | ОУ-3 | ||
Комплект ЗИП одиночный | 7600.30.00.01 ЗИ | (1) | – |
Комплект ЗИП одиночный | 7610.30.00.01 ЗИ | – | (1) |
Вагонные и межвагонные (поездные) соединители и электрические коммуникации | – | (1) | (1) |
Размещение электрического, пневматического и прочего оборудования на вагонах в соответствии с рисунками 1 – 4.
1.4 Работа вагонов
Управление поездом, сформированного из вагонов 81-760 и 81-761, осуществляется из кабины управления (машиниста) головного вагона. Для оперативного управления поездом в кабине машиниста установлены:
- пульт машиниста основной (ПМО) с контроллером машиниста, органами управления движением поезда и дверями, мониторами цифровой информационной системы ЦИС-01 и системы видеонаблюдения;
- пульт машиниста вспомогательный (ПМВ) с органами управления вспомогательными системами и оборудованием;
- пульт машиниста резервный с органами управления, необходимыми для ведения поезда с использованием резервных цепей управления;
- кран машиниста, педаль безопасности и другие устройства;
- контрольно-измерительные приборы.
Обеспечение тормозной системы, пневматических и электропневматических приборов вагонов сжатым воздухом осуществляется компрессорными агрегатами VV-120Т с асинхронным двигателем, включение и отключение которых в зависимости от давления воздуха в напорной магистрали, осуществляется автоматически.
Цикл движения поезда (вагона) включает в себя следующие режимы движения – разгон, выбег и торможение. Управление режимами движения поезда на линиях, безопасность движения и контроль состояния вагонного оборудования осуществляется автоматически или в ручном режиме микропроцессорной системой управления и диагностики «Витязь-М».
Управление движением поезда производится установкой рукоятки контроллера машиниста в различные позиции ходового и тормозного режимов поезда, а также установкой режима выбега (отключение тяговых двигателей).
Для торможения поезда (вагона) предусмотрены следующие виды тормозов:
- рабочий – электродинамический следящий рекуперативно-реостатный с дотормаживанием электропневматическим колодочным тормозом со скорости не более 7 км/ч;
- резервный – электропневматический колодочный, с помощью которого осуществляется:
1) ступенчатое торможение от кнопок на пульте машиниста и ступенчатый отпуск;
2) экстренное торможение от «петли безопасности» или вентиля резервирования «петли безопасности»;
3) экстренное торможение по командам АРС, от стоп-крана и от срывного клапана автостопа;
- аварийный – пневматический колодочный от крана машиниста;
- стояночный – дистанционный, колодочный с пневмопружинным приводом, удерживающий вагон с максимальной нагрузкой на уклоне до 60 0/00.
Пневматический тормоз должен автоматически срабатывать от срывного клапана автостопа, а также при разрыве поезда и скатывании под уклон.
Электродинамический и пневматический тормоза обеспечивают полное и плавное торможение вагонов с любой скорости в пределах конструкционной до полной остановки. Тормозное усилие этих тормозов регулируется автоматически в зависимости от загрузки вагона.
Вагоны приводятся в движение с помощью асинхронных тяговых двигателей ДАТЭ-170-4 У2 или ТА-280М4 У2, установленных на тележках – по два на каждой. Тяговые двигатели включены в электрическую силовую схему вагона параллельно. Параллельная работа тяговых двигателей вагона обеспечивается трехфазным тяговым инвертором, работающим от напряжения контактной сети 750 В постоянного тока. Питание тягового инвертора осуществляется через токоприемники типа
ТРА-02, установленные на тележках.
Работа и взаимодействие аппаратов тягового электрооборудования в различных режимах управления движением поезда изложены в руководстве по эксплуатации комплекта электрооборудования асинхронного тягового привода вагонов метрополитена модели 81-760/81-761 (7600.40.00.001 РЭ).
1.5 Запасные части, инструмент и принадлежности
Для обеспечения эксплуатации каждый вагон комплектуется одиночным комплектом запасных частей, инструментов и принадлежностей (ЗИП-О) в соответствии с ведомостями ЗИП 7600.30.00.001 ЗИ и 7610.30.00.001 ЗИ.
В состав комплектов ЗИП-О включаются запасные части с ограниченным ресурсом или разового действия, а также инструмент и принадлежности, необходимые при работе и проведении обслуживания вагонов.
Кроме комплектов ЗИП-О, на группу вагонов предусмотрен групповой комплект ЗИП-Г, необходимый для ремонтных целей при эксплуатации вагонов. Комплект ЗИП-Г поставляется по отдельному договору (контракту). Порядок хранения и использования ЗИП-О и ЗИП-Г – по усмотрению метрополитена.
Примечание – По заявкам метрополитена завод-изготовитель может поставлять по отдельному договору (контракту) также запасные части, не входящие в состав комплектов ЗИП-О и ЗИП-Г.
1.6 Маркировка
Вагоны 81-760 и 81-761 имеют маркировку, которая позволяет их идентифицировать и получить дополнительную информацию о вагонах и их составных частях.
Каждый вагон на обеих наружных стенках имеет накладные цифры порядкового номера вагона.
На нижней поверхности торцевой части рамы кузова указаны масса тары вагона и номер вагона.
В пассажирском салоне устанавливаются:
- фирменная табличка с указанием модели вагона, товарного знака предприятия-изготовителя, года изготовления;
- табличка с номером вагона;
- табличка с номером вагона у каждого устройства экстренной связи.
В кабине управления головного вагона устанавливается табличка с указанием модели вагона, номера вагона и конструкционной скорости.
На блоке компьютера вагонного управления устанавливается кодовый идентификатор номера вагона.
На кузове вагона нанесены условные обозначения пневматического оборудования и приборов с номерами разобщительных кранов в соответствии с пневматической схемой.
На наружной стороне концевой балки рамы тележки указываются заводской номер тележки, месяц и год изготовления.
Маркировка и пломбирование отдельных составных частей и комплектующих изделий – согласно техническим условиям на составные части и комплектующие изделия вагонов.
megalektsii.ru
До конца ХХ в. на подвижном составе городского электротранспорта (трамвай, троллейбус, метро) на территории бывшего СССР применялся электропривод постоянного тока с релейно-контакторной системой управления (РКСУ). Такой привод обладает следующими недостатками:
Были попытки заменить РКСУ тиристорными системами управления (ТиСУ), но из-за несовершенства элементной базы широкого распространения такие системы не получили, а в 90-е годы прошлого века в большинстве случаев на подвижном составе ТиСУ были заменены на РКСУ.
В 1996 г. был впервые испытан и передан в эксплуатацию на трамвайном вагоне ЛВС-86А (№ гор. 2200, рис. 1)тяговый электропривод переменного тока, разработанный ЗАО НПП «ЭПРО». В 1998 г. комиссией, созданной по распоряжению Министерства транспорта РФ от 07.12.1998, был успешно испытан комплект тягового электропривода переменного тока ЭПРОТЭТ-300 на серийном трамвае ЛВС-97А.
Рис. 1. Первый в России трамвай с двигателем переменного тока
К концу 90-х годов впервые в Рос-сии тяговый привод переменного тока, разработанный и изготовленный ЗАО НПП «ЭПРО», был внедрен на всех видах городского электротранспорта — трамваях, троллейбусахи метрополитене.
С середины 2000 г. в ряде городов, таких как Москва, Санкт-Петербург, Казань, осуществляется закупка подвижного состава для наземного городского транспорта только с приводом переменного тока. В настоящее время несколько сот единиц наземного подвижного состава с приводом ЗАО НПП «ЭПРО» эксплуатируются во многих регионах России.
Сертифицирован и эксплуатируется подвижной состав с комплектом ЭПРОТЭТ на Украине, в Беларуси, в Болгарии. Только в Донецке комплект ЭПРОТЭТ установлен более чем на 100 троллейбусах производства Львовского автобусного завода (ЛАЗ).
Применение комплектов ЭПРОТЭТ позволило не только заменить тяговые двигатели постоянного тока на более надежные асинхронные тяговые двигатели, но и снизить эксплуатационные расходы как на техническое обслуживание (ТО) систем тягового привода (таблица), так и за счет экономии электрической энергии (нет потерь в пусковых реостатах и за счет возвращения части затраченной электрической энергии при рекуперативном торможении).
Тяговые преобразователи, поставляемые для трамваев и троллейбусов, практически идентичны. На рис. 2 показана схема силовых цепей комплекта для троллейбуса. В случае трамвая увеличивается число преобразователей и при необходимости число подключаемых двигателей. Например, на трамвайном вагоне модели АКСМ-843 (трехсекционный низкопольный, эксплуатируется в Санкт-Петербурге и Казани) установлены четыре преобразователя, управляющие четырьмя тяговыми асинхронными двигателями, а на вагонах моделей ЛМ-2008, МТТА и др. установлены два преобразователя, и каждый управляет двумя тяговыми двигателями каждой тележки. Для снижения износа ведущих колес на троллейбусах производства ЛАЗ модели Е301А2 (сочлененный троллейбус) тяговые двигатели установлены на тягаче и прицепе, а управляются от одного тягового преобразователя БСПТ-180. Такие троллейбусы эксплуатируются в Киеве, Донецке и Кременчуге.
Рис. 2. Схема силовых цепей универсального комплекта тягового электропривода ЭПРОТЭТ
Необходимо отметить универсальность тяговых преобразователей, которая позволяет после замены программы использовать их для управления тяговыми двигателями постоянного тока. Такое свойство позволяет применять БСПТ во время капитально-востановительного ремонта трамвайных вагонов и троллейбусов без замены тяговых двигателей.
Представляют интерес проведенные в IV кв. 2012 г. ГУП «Горэлектротранс» Санкт-Петербурга сравнительные испытания троллейбусов, позволившие подтвердить эффект снижения потребления электроэнергии на тягу при замене РКСУ на транзисторные системы управления.
Находившиеся в эксплуатации троллейбусы с РКСУ были оснащены измерительными приборами типа РЭЭТ-2, позволяющими фиксировать как потребляемую, так и рекуперируемую электроэнергию. В течение трех недель троллейбусы эксплуатировались на различных городских маршрутах. При этом ежедневно фиксировался пробег, потребляемая на тягу электроэнергия и рассчитывался удельный расход на 1 км пути. Затем эти же троллейбусы были переоборудованы с заменой РКСУ на транзисторные системы управления. После выполнения модернизации троллейбусы эксплуатировались на тех же городских маршрутах. Контролировались те же показатели, но наряду с расходом электроэнергии фиксировалась и энергия рекуперации. Эксперимент продолжался также в течение трех недель.
В итоге полученный по всем троллейбусам средний процент экономии электроэнергии на тягу по результатам проведенных испытаний составил 52,3%. Этот показатель, в зависимости от насыщенности региона подвижным составом, летнего либо зимнего периода, будет составлять около 40% от общего потребления электроэнергии.
Таким образом, более чем 20-летний успешный опыт применения комплектов тягового привода ЭПРОТЭТ позволяет сделать следующие выводы:
controleng.ru