В бытность после перестройки народные массы волновал вопрос, как разобрать электродвигатель. Платили мало, многие, в особенности военные части с богатым имуществом, грешили: помогали государству бесплатно утилизировать ненужные механизмы. Прежде – трансформаторы, электрические двигатели. В этот разряд попали кабели. Проще обходились с медными – попросту обжигали изоляцию, смолу, после чего потрошили. Почему бросили алюминий. Дешевле, проблем больше, поскольку точка плавления ниже. Теряет металл прочность – снижается ценность.
Типичные бытовые электрические двигатели
Вместо того чтобы разобрать электродвигатель на медь для сдачи на ближайший пункт, предлагаем изучить конструкцию (покажем, как ломать). Проблемы возникают при потрошении статора, ротора. Катушки электрического двигателя собираются одним принципом – утапливаются в изолированный предварительно грот, иногда забиваются поверх клином. Благодаря особой форме отверстия конструкция прочно держится на месте. Большинство людей не заморачивается обмотками электрических двигателей: болгаркой срезаются боковины, проводка выбивается с насиженного места. Можно лицезреть на Ютуб. В роликах обсуждается ремонт электродвигателей касательно перемотки катушек.
Фото показывает два типичных бытовых электрического двигателя:
Вариант слева представлен и взят от кухонного комбайна Филипс. Заранее извиняемся за отказ разобрать до конца, нужно изъять кольцо, глубоко уходящее в пластиковую шестерню. Попросту опасно, электрический двигатель стоит порядка 2000 рублей. Нашли нерациональным экспериментировать подобным образом. Фото показывает: вал изымается после разборки станины (удерживается двумя длинными болтами). Щетки стоят неудобно (двигатель коллекторный), меди здесь достаточно много. Статор, ротор снабжены обмотками. Причем в последнем случае клинья отсутствуют. Присмотреться, видно: по торцам обмотки ротора (коллектора) электрического двигателя прихвачены клеем. Растворить, снять другим образом — можно провести демонтаж. На статоре вовсе полюса держатся хитро: моток меди загнули на периферии. Обычное дело для двигателей, когда неподвижные катушки практически ничто не держит.
Как поняли, второй вариант — электрический двигатель асинхронного типа. Снят с бытовой вытяжки. Примерно так простейшие модели устроены. Электрический двигатель отличается массивным магнитопроводом, образованным двумя частями: внутренней, внешней. Благодаря массе, вытяжной вентилятор плохо работает. При установке под весом электрического двигателя постепенно выгибается книзу. Лопасти начинают цеплять корпус, устройство грохочет подобно танку, скрежещет, издает другие звуки. Зато разобрать асинхронный электродвигатель – милое дело. Следует выбить внутреннюю часть магнитопровода из внешней, параллельно наружу выйдут изоляторы, катушки статора (для перемотки). Что касается ротора электрического двигателя, выполнен по короткозамкнутой схеме, сдать барабан силумина за выгодную цену получится вряд ли. Если пункт примет, наверняка потребуют извлечь внутренние медные жилы (обозначаются косыми штрихами по поверхности). Делать нужно, заручившись помощью зубила, молотка, болгарки. Только можем пожелать удачи в упорном стремлении заработать лишние 30 рублей, куроча электрический двигатель ценой подобных усилий.
Читайте также: Система уравнивания потенциалов
Для намотки катушек электрического двигателя применяется медная проволока с лаковой изоляцией. По-видимому, придется использовать растворитель, снимая слой. Большой массе проводов электрического двигателя соответствует значительный вес лака, вызовет со стороны торгаша возражения. По большей части изоляция (promprovod.oml.ru) выполняется на основе синтетических лаков, например, винифлекса (ВЛ 931). По стойкости к воде, органическим растворителям материал, использующийся при изготовлении электрических двигателей, перекрывает возможности металвина (ВЛ 941). Сделанное на основе поливинилформалевой и фенолформальдегидной смол покрытие снабдит феноменальной стойкостью.
Жаростойкие эмали образованы семействами ПЭ943 (тарефталевая кислота, этиленгликоль, глицерин), ПЭ939 (лавсан). Для повышения ударостойкости, стабилизации невосприимчивости к нагреву составы модифицируются изоциануратом. Покрытия стойкостью к нагреву достигают классов F (155 C), H (180 C). Полиэфиримидные лаки сильнее в этом плане полиэфирных. Растворителем выступает крезол в сочетании с каменноугольным сольвентом или ксинолом.
Некоторую часть лаковой изоляции составляют вещества на натуральной основе (льняное масло). Для улучшения качеств смеси дополняют синтетическими смолами, резинатом кальция, получаемым из канифоли. Растворителем лаков служит керосин. Хорошая новость: лаки имеют плохую устойчивость к растворителям. В промышленности тонкий медный провод чистят муравьиной кислотой при температуре порядка 80 градусов. Следует знать: вещество чрезвычайно опасное. Попадая на кожу, внутрь через органы дыхания вызывает различного рода повреждения, большинство необратимо. Следует использовать вытяжку, лучше работать в уличных условиях.
В некоторых случаях применяется обжиг, только не тонкого провода. Сгорит, не останется следа. Подробнее нужно смотреть тип лака, выяснить поможет марка провода. Например, некоторые разновидности растворяются обычным спиртом. Характерно шеллаку. Полагаем, методика должна быть простой, максимально безопасной – едва ли кто захочет за возможность сдать металл платить здоровьем, финансовым благополучием.
Осветили аспекты, характерные нищей стране: как разобрать электродвигатель на лом. Добавим сюда: магнитопровод сформирован пластинами хорошей электротехнической стали, которую можно применять, изготавливая трансформаторы. Посмотрим, как чинить электрический двигатель. Будем описывать составные части, поскольку далеко не всегда причиной выхода изделия из строя будут сгоревшие обмотки.
Допустим, сломалась одна обмотка статора электрического двигателя. Можно намотать: провод выложен магазином, метраж небольшой. Лучше, нежели платить пару тысяч, покупая новый электрический двигатель кухонного комбайна. Забавно, провод продают… кубометрами, килограммами. Торгаши, грубо говоря, забивают людям голову ненужными заботами. Как измерить кубометрами обмотку электрического двигателя? Выводы делайте сами: иногда смотришь на дилера, язык полон мата. Больше радуют пишущие: цену на провод обмоток электрического двигателя надо запрашивать.
Катушка не может стоить дорого: за 1 кг меди просят 550 рублей. Хватит намотать статор (оба полюса) на полдюжины моторов кухонного комбайна. Следовательно, экономический эффект налицо, нужно разобрать обмотку электродвигателя, чтобы измерить параметры. Приступим.
Читайте также: Как расположить светильники на потолке
Обычно в обмотку помещаются термореле, термопредохранители. Защищают против перегрева. Уже писали: каждая лаковая изоляция имеет предел, поэтому термопредохранители изготавливаются в соответствии с требованиями. Типичные значения 135 — 145 градусов Цельсия. На асинхронном двигателе видим два черных провода: между витками, магнитопроводом находится защитный элемент, рассчитанный выдержать температуру 145 градусов.
В данном случае контакт достаточно плохой. Встречаются модели электродвигателей, где термореле плотно привинчено к пластинам, либо завернуто в изоляцию меж витками обмоток. С защитных элементов начинайте проверку. Иногда туда ведут собственные клеммы разъема питания, часто термопредохранитель просто включается последовательно с обмоткой. При срабатывании будет тестером фиксироваться разрыв. Обратите внимание: не всегда через клеммы получается измерить сопротивление. Гораздо лучше звонить двигатели активной отверткой-индикатором.
Не поломка, даже если почернели от высокой температуры. Каплевидной формы варисторы помогают защитить щетки против скачков напряжения. При резком повышении потенциала сопротивление элементов падает, искра гасится толщей стального корпуса двигателя. Моторе слева (см. фото) оснащен варисторами (имеются термореле, содержащие датчик таблеточного типа фирмы Klixon серии 3MP). Варисторы сложно проверить, могут стать причиной поломки только в одном случае – при коротком замыкании. Тестером проверим, имеет ли место быть. В спокойном состоянии, без питания сопротивление варистора велико (часто более 20 МОм).
Износ доводит до кругового огня. Разобрать асинхронный электродвигатель с короткозамкнутым ротором намного проще. На ламель щетки упираются пружинами. При попытке вытащить коллектор двигателя наружу выскочат по направлению вала. В электроинструментах держатели крепятся болтами, прикрыты крышками, можно сравнительно просто графит изъять. Когда речь затрагивает кухонные комбайны, обслуживание изделий за пределами мастерских не предусматривается производителем. Держатель удерживается загнутыми латунными усиками. Очевидно, слишком стараться практиковать сгибание-разгибанием избегаем, иначе можно отломить элементы крепления. Щетки лучше снять, предваряя изъятие вала. Облегчит последующий процесс сборки, убережёт графит против разрушения.
Мусор, облепивший лопасть вентилятора, снабженного асинхронным двигателем
Обычно разобрать якорь электродвигателя для замены щеток не требуется. Графит считается расходным материалом, доступ к пружинам предоставляется сквозь корпус многих электроинструментов (болгарки, дрели). При необходимости щетки подтачиваются до нужного размера. Чаще причиной тревоги за двигатель становится отсутствие смазки. Тихая вытяжка начнет шуметь, как танк. Быстро разобрать электродвигатель будет подходящим решением. Одновременно конструкцию желательно очистить от накопившегося мусора (см. фото).
Для смазки годится Литол (продается магазинами автозапчастей). Полагаем, теперь читатели смогут безбоязненно разобрать ротор электродвигателя, смазать, почистить, настроить должным образом. Вздумается разобрать статор, будьте осторожны, магнитопровод легко расслаивается.
Порядок разборки электродвигателя при ремонте следующий:
1. Снимают шкив или полумуфту.
2. Снимают крышки подшипников качения, отпускают хомуты траверс, отвинчивают гайки со шпилек, стягивающих фланцы шарикоподшипников.
3. Выпускают масло из подшипников скольжения.
4. Снимают подшипниковые щиты.
5. Вынимают ротор электродвигателя.
6. Снимают с вала подшипники качения, вытаскивают из щитов втулки или вкладыши подшипников скольжения.
7. Промывают бензином или керосином щиты, подшипники, траверсы, вкладыши, масленки, уплотнения и т. п.
8. Очищают обмотки от пыли или продувают их очищенным сжатым воздухом.
9. Загрязненные обмотки после продувки протирают чистой тряпкой, смоченной в бензине.
10. Производят распайку соединений и вынимают обмотки из пазов.
Разборку электродвигателя следует проводить так, чтобы не повредить отдельных деталей. Поэтому при разборке не разрешается применять слишком больших усилий, резких ударов, пользоваться зубилами.
Туго выворачивающиеся болты смачивают керосином и оставляют на несколько часов, после чего болты ослабляют и выкручивают.
При разборке электродвигателя все мелкие детали складывают в специальный ящик. Каждая деталь электродвигателя должна иметь бирку, на которой указывают номер ремонтируемого электродвигателя. Болты и шпильки после разборки лучше ввернуть на свои места, что предотвратит возможную их утерю.
Шкив, полумуфту и шарикоподшипник снимают с вала при помощи стяжки. (рис. 1). Желательно чтобы стяжка была с тремя скобами.
Рис. 1. Стяжка для разборки электродвигателей
Конец болта стяжки упирают в торец вала электродвигателя, а концами скоб захватывают края шкива, муфты или внутреннюю обойму подшипника. При вращении болта снимаемая деталь сползает с вала электродвигателя. При этом нужно следить, чтобы направление усилия совпадало с осью вала, так как иначе возможен перекос, который вызовет повреждение цапфы вала электродвигателя.
Если подобной стяжки нет, то шкив или подшипник снимают с вала электродвигателя легкими ударами молотка через прокладку из твердого дерева или меди. Удары наносят по ступице шкива или внутреннему кольцу пошипника качения равномерно по всей окружности.
Для снятия подшипникового щита электродвигателя отвинчивают болты и легкими ударами молтка через прокладку по выступающим краям щита отделяют его от корпуса. Для избежания поломок при разборке больших электродвигателей ротор электродвигателя и щит при снятии должны находится в подвешенном состоянии, что обычно осуществляется с помощью специальных подъемных средств (тали, тельферы и т.д.).
В зазоре между ротором и статором электродвигателя прокладывают картонную прокладку достаточной толщины, на которую при снятии ложится ротор. Это предотвратит возможные повреждения изоляции обмоток электродвигателя.
При разборке небольших электродвигателей ротор вынимают вручную. На один конец вала, обернутый картоном, одевают длинную трубу, при помощи которой осторожно выводят ротор из расточки статора, поддерживая его все время на весу.
При ремонте подшипников скольжения необходимо вынуть из их подшипникового щита цельную втулку или вкладыш при помощи ударов деревянным молотком через деревянную выколотку. Щит при этом нужно ставить так, чтобы подшипник упирался в эту опору. При другом расположении подшипник может дать трещину. Необходимо также следить за тем, чтобы не повредить смазочных колец.
Порядок сборки электродвигателей
Сборку электродвигателя начинают со сборки отдельных узлов. В подшипниковые щиты запрессовывают перезалитые вкладыши или выточенные заново втулки. Их надо предварительно пришабрить по валу и выпилить в них по старым размерам канавки для смазки и прорези для смазочных колец.
Вкладыши и втулки запрессовывают в щит при помощи небольшого винтового или гидравлического пресса или осторожными ударами молотка через прокладку. При этих операциях сборки особенно опасны перекосы, которые могут привести к заклиниванию втулок и вкладышей.
Рис. 2. Установка подшипникового щита электродвигателя при выбивании вкладыша: а — правильная, б — неправильная.
Шарикоподшипники необходимо туго посадить на вал. Для облегчения этой операции подшипник нагревают в масляной ванне до температуры 70 — 75°. При этом подшипник расширяется и легче надевается на вал электродвигателя. При нагревании подшипник не рекомендуется ложить на дно ванны, а надо подвешивать его на проволоке. Подогревать подшипник в пламени паяльной лампы не рекомендуется чтобы не допустить отпуск стали подшипника.
Насаживают подшипник на вал электродвигателя легкими ударами молотка по трубе, упирающейся во внутреннее кольцо подшипника. При дальнейшей сборке наружная обойма подшипника должна быть посажена нормально в гнездо подшипникового щита. Слишком тугая посадка может привести к зажиму шариков, а слабая вызовет проворачивание наружной обоймы подшипника в гнезде щита, что недопустимо.
Следующую операцию — введение ротора в расточку статора производят так же, как и при разборке. Затем устанавливают подшипниковые щиты, закрепляя их временно болтами. При этом необходимо, чтобы щиты были установлены на свое старое место, что проверяют по совпадению меток, нанесенных на корпусе и щите при разборке.
При одевании щитов на вал электродвигателя надо приподнять смазочные кольца подшипников скольжения, иначе они могут быть повреждены валом.
После установки щитов ротор электродвигателя проворачивают вручную. Ротор правильно собранного электродвигателя должен вращаться сравнительно легко.
Тугое вращение вала электродвигателя может быть вызвано: неправильной посадкой подшипника качения на вал (малый радиальный зазор), недостаточной расшабровкой втулки или вкладыша подшипника скольжения, наличием в подшипнике опилок, грязи, засохшего масла, перекосами вала, обработкой вала или корпуса, не соответствующей посадке, увеличенным трением кожаных или войлочных уплотнений о вал.
Затем окончательно затягивают болты подшипниковых щитов, заполняют соответствующей смазкой подшипники качения и закрывают их крышками. В подшипники скольжения заливают масло.
Ротор собранного электродвигателя еще раз проворачивают вручную, проверяют отсутствие задевания вращающихся частей за неподвижные, определяют и подгоняют необходимую величину разбега (осевого перемещения ротора).
После сборки электродвигатель подключают к сети и проверяют при работе вхолостую, а затем она поступает на окончательные испытания.
Разборку следует производить без ударов и перекосов, соблюдая определенную последовательность. Для этого необходимо составить план разборки на основе изучения сборочного чертежа машины.
В процессе разборки надо предохранять от повреждения шейки валов под подшипники, коллекторы, щетки, вентиляторы, обмотки. Чтобы избежать поломки, нельзя захватывать вентилятор съемником за тонкий диск. Для этой цели надо использовать кольцевые проточки и резьбовые отверстия в торце втулки. Изменение углового положения вентилятора может нарушить балансировку ротора. Поэтому, если он посажен иа вал без шпонки, перед разборкой надо отметить его угловое положение с помощью рисок или кернения на валу и ступице.
Разборка электрических машин, подшипниковые опоры которых не имеют крышек, несложна. Так, например, разборка асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором производится в такой последовательности.
Асинхронный электродвигатель с короткозамкнутым ротором.
Сначала снимают кожух 14, отвинтив винты 13, крепящие его к щиту 15. Затем снимают вентилятор 16, вывинтив болт 18 на один-два оборота.Щиты 15 снимают после вывинчивания болтов крепления. В последнюю очередь выводят ротор из статора и спрессовывают подшипники. На этом разборка заканчивается.
У асинхронных двигателей с капсюлями или внутренними подшипниковыми крышками перед съемом щитов отвинчивают винты или гайки крепления капсюлей (или крышек).
Электродвигатель с фазным ротором.
У асинхронных двигателей мощностью до 100 кВт с внутренними подшипниковыми крышками ротор выводят из статора обычно вместе со щитом. Для этого отвинчивают болты или гайки крепления крышки подшипника только со стороны привода. Затем снимают щит (передний) со стороны привода и выводят ротор, перемещая его легкими толчками в сторону второго (заднего) щита. Ротор вместе с задним щитом кладут сердечником на подставку, затем снимают задний щит, предварительно отвинтив болты или гайки, крепящие подшипниковые крышки. У фазных электродвигателей АК2 при снятии заднего щита сначала снимают кожух контактных колец, вынимают щетки и снимают корпус контактных колец, отвинтив крепящие его болты. При разборке двигателей АОК2 приходится также снимать с вала контактные кольца. Для этого отпаивают соединительные хомутики от выводных концов, вынимают из канавки вала стопорное кольцо. Контактные кольца стягивают с вала съемником.
Подшипниковые щиты выпрессовывают из корпуса, избегая перекосов, чтобы не повредить подшипники. Для этого усилие прикладывают в диаметрально противоположных точках, постепенно перемещая щит в осевом направлении.
Для сохранения токосъемного устройства машины со щетками разбирают, принимая меры предосторожности. Щетки перед разбор кой вынимают из обойм щеткодержателей. В некоторых конструкциях предусматривается съем щеткодержателей перед разборкой.
Источники: http://vashtehnik.ru/elektrika/kak-razobrat-elektrodvigatel.html, http://electricalschool.info/main/electroremont/565-razborka-i-sborka-jelektrodvigatelejj.html, http://energo.ucoz.ua/publ/17-1-0-314
electricremont.ru
Как разобрать ротор электродвигателя. Для того чтобы грамотно провести проверку и, при необходимости, отремонтировать электродвигатель, его следует разобрать. Это сделать можно собственными силами почти каждому, для этого нет необходимости в наличии специальных навыков.
Основные пункты, которыми следует руководствоваться когда разбираете электродвигатель:
1. Выключение от источника питания. Приступая к разборке, необходимо отключить электродвигатель от сети. То есть нужно вытянуть вилку из розетки;
2. Разрядка конденсаторов;
3. При разборе двигателя нужно отключить его от вращающего механизма;
4. Пометка местоположения крышек относительно корпусной части. При неверной установке можно разбалансировать вал.
1. Открутка винтов и съём защитного кожуха с вентилятора;
2. Выполнение пометок на электродвигатель;
3. Съём вентилятора. Он держится на нескольких болтах;
4. Открутка трёх-четырёх болтов, держащих переднюю и заднюю крышки;
5. Съём задней крышки. У задней крышки происходит вращение вала, что значительно усложняет данную задачу. Необходимо совершить несколько ударов через металлический стержень по задней части крышки. Чтобы облегчить процесс снятия задней крышки можно произвести её нагрев.
После снятия задней крышки остаётся лишь достать ротор.
В быту часто ломается электродвигатель в инструментах. И чтобы в домашних условиях качественно произвести ремонт, скорее всего, нужно будет произвести замену специальных графитовых щёток. Также может понадобиться чистка коллектора.
И чтобы качественно произвести данные операции можно следовать следующим советам по порядку разбора:
1. Отключить питания;
2. Вывернуть все саморезы;
3. Вынуть щёткодержатели и пружины, отвечающие за прижим;
4. Снять коллектор;
5. Вывод якоря из обмотки статора.
В автомобилях присутствует электродвигатель разного вида, и разбирается он по-своему. Во всех двигателях нужно снять корпус, который обычно склеен из двух частей. А дальше нужно следовать инструкции, которая прилагается к каждому автомобилю, когда вы приобретаете электродвигатель.
Собираем электродвигатель.
При сборке всё достаточно просто. Просто нужно следовать в обратном порядке разбору двигателя:
1. Вставить ротор с щитом;
2. Прикрутить крышку к корпусу;
3. Сделать упор. Аккуратно забить крышку, стараясь избежать перекоса крышки.
ampersite.ru
Порядок разборки электродвигателя при ремонте следующий:
Разборку электродвигателя следует проводить так, чтобы не повредить отдельных деталей. Поэтому при разборке не разрешается применять слишком больших усилий, резких ударов, пользоваться зубилами.
Туго выворачивающиеся болты смачивают керосином и оставляют на несколько часов, после чего болты ослабляют и выкручивают.
При разборке электродвигателя все мелкие детали складывают в специальный ящик. Каждая деталь электродвигателя должна иметь бирку, на которой указывают номер ремонтируемого электродвигателя. Болты и шпильки после разборки лучше ввернуть на свои места, что предотвратит возможную их утерю.
Шкив, полумуфту и шарикоподшипник снимают с вала при помощи стяжки. (рис. 1). Желательно чтобы стяжка была с тремя скобами.
Конец болта стяжки упирают в торец вала электродвигателя, а концами скоб захватывают края шкива, муфты или внутреннюю обойму подшипника. При вращении болта снимаемая деталь сползает с вала электродвигателя. При этом нужно следить, чтобы направление усилия совпадало с осью вала, так как иначе возможен перекос, который вызовет повреждение цапфы вала электродвигателя.
Если подобной стяжки нет, то шкив или подшипник снимают с вала электродвигателя легкими ударами молотка через прокладку из твердого дерева или меди. Удары наносят по ступице шкива или внутреннему кольцу пошипника качения равномерно по всей окружности.
Для снятия подшипникового щита электродвигателя отвинчивают болты и легкими ударами молтка через прокладку по выступающим краям щита отделяют его от корпуса. Для избежания поломок при разборке больших электродвигателей ротор электродвигателя и щит при снятии должны находится в подвешенном состоянии, что обычно осуществляется с помощью специальных подъемных средств (тали, тельферы и т.д.).
В зазоре между ротором и статором электродвигателя прокладывают картонную прокладку достаточной толщины, на которую при снятии ложится ротор. Это предотвратит возможные повреждения изоляции обмоток электродвигателя.
При разборке небольших электродвигателей ротор вынимают вручную. На один конец вала, обернутый картоном, одевают длинную трубу, при помощи которой осторожно выводят ротор из расточки статора, поддерживая его все время на весу.
При ремонте подшипников скольжения необходимо вынуть из их подшипникового щита цельную втулку или вкладыш при помощи ударов деревянным молотком через деревянную выколотку. Щит при этом нужно ставить так, чтобы подшипник упирался в эту опору. При другом расположении подшипник может дать трещину. Необходимо также следить за тем, чтобы не повредить смазочных колец.
Сборку электродвигателя начинают со сборки отдельных узлов. В подшипниковые щиты запрессовывают перезалитые вкладыши или выточенные заново втулки. Их надо предварительно пришабрить по валу и выпилить в них по старым размерам канавки для смазки и прорези для смазочных колец.
Вкладыши и втулки запрессовывают в щит при помощи небольшого винтового или гидравлического пресса или осторожными ударами молотка через прокладку. При этих операциях сборки особенно опасны перекосы, которые могут привести к заклиниванию втулок и вкладышей.
Шарикоподшипники необходимо туго посадить на вал. Для облегчения этой операции подшипник нагревают в масляной ванне до температуры 70 - 75°. При этом подшипник расширяется и легче надевается на вал электродвигателя. При нагревании подшипник не рекомендуется ложить на дно ванны, а надо подвешивать его на проволоке. Подогревать подшипник в пламени паяльной лампы не рекомендуется чтобы не допустить отпуск стали подшипника.
Насаживают подшипник на вал электродвигателя легкими ударами молотка по трубе, упирающейся во внутреннее кольцо подшипника. При дальнейшей сборке наружная обойма подшипника должна быть посажена нормально в гнездо подшипникового щита. Слишком тугая посадка может привести к зажиму шариков, а слабая вызовет проворачивание наружной обоймы подшипника в гнезде щита, что недопустимо.
Следующую операцию - введение ротора в расточку статора производят так же, как и при разборке. Затем устанавливают подшипниковые щиты, закрепляя их временно болтами. При этом необходимо, чтобы щиты были установлены на свое старое место, что проверяют по совпадению меток, нанесенных на корпусе и щите при разборке.
При одевании щитов на вал электродвигателя надо приподнять смазочные кольца подшипников скольжения, иначе они могут быть повреждены валом.
После установки щитов ротор электродвигателя проворачивают вручную. Ротор правильно собранного электродвигателя должен вращаться сравнительно легко.
Тугое вращение вала электродвигателя может быть вызвано: неправильной посадкой подшипника качения на вал (малый радиальный зазор), недостаточной расшабровкой втулки или вкладыша подшипника скольжения, наличием в подшипнике опилок, грязи, засохшего масла, перекосами вала, обработкой вала или корпуса, не соответствующей посадке, увеличенным трением кожаных или войлочных уплотнений о вал.
Затем окончательно затягивают болты подшипниковых щитов, заполняют соответствующей смазкой подшипники качения и закрывают их крышками. В подшипники скольжения заливают масло.
Ротор собранного электродвигателя еще раз проворачивают вручную, проверяют отсутствие задевания вращающихся частей за неподвижные, определяют и подгоняют необходимую величину разбега (осевого перемещения ротора).
После сборки электродвигатель подключают к сети и проверяют при работе вхолостую, а затем она поступает на окончательные испытания.
12 июля 2011 в 08:56 4763
14 ноября 2012 в 10:00 3883
27 февраля 2013 в 10:00 2245
21 июля 2011 в 10:00 2168
29 февраля 2012 в 10:00 1849
24 мая 2017 в 10:00 1621
16 августа 2012 в 16:00 1585
28 ноября 2011 в 10:00 1354
31 января 2012 в 10:00 1296
20 июля 2012 в 10:00 1106
energoboard.ru
Разборку следует производить без ударов и перекосов, соблюдая определенную последовательность. Для этого необходимо составить план разборки на основе изучения сборочного чертежа машины.
В процессе разборки надо предохранять от повреждения шейки валов под подшипники, коллекторы, щетки, вентиляторы, обмотки. Чтобы избежать поломки, нельзя захватывать вентилятор съемником за тонкий диск. Для этой цели надо использовать кольцевые проточки и резьбовые отверстия в торце втулки. Изменение углового положения вентилятора может нарушить балансировку ротора. Поэтому, если он посажен иа вал без шпонки, перед разборкой надо отметить его угловое положение с помощью рисок или кернения на валу и ступице.
Разборка электрических машин, подшипниковые опоры которых не имеют крышек, несложна. Так, например, разборка асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором производится в такой последовательности.
Асинхронный электродвигатель с короткозамкнутым ротором.
Сначала снимают кожух 14, отвинтив винты 13, крепящие его к щиту 15. Затем снимают вентилятор 16, вывинтив болт 18 на один-два оборота.Щиты 15 снимают после вывинчивания болтов крепления. В последнюю очередь выводят ротор из статора и спрессовывают подшипники. На этом разборка заканчивается.
У асинхронных двигателей с капсюлями или внутренними подшипниковыми крышками перед съемом щитов отвинчивают винты или гайки крепления капсюлей (или крышек).
Электродвигатель с фазным ротором.
У асинхронных двигателей мощностью до 100 кВт с внутренними подшипниковыми крышками ротор выводят из статора обычно вместе со щитом. Для этого отвинчивают болты или гайки крепления крышки подшипника только со стороны привода. Затем снимают щит (передний) со стороны привода и выводят ротор, перемещая его легкими толчками в сторону второго (заднего) щита. Ротор вместе с задним щитом кладут сердечником на подставку, затем снимают задний щит, предварительно отвинтив болты или гайки, крепящие подшипниковые крышки. У фазных электродвигателей АК2 при снятии заднего щита сначала снимают кожух контактных колец, вынимают щетки и снимают корпус контактных колец, отвинтив крепящие его болты. При разборке двигателей АОК2 приходится также снимать с вала контактные кольца. Для этого отпаивают соединительные хомутики от выводных концов, вынимают из канавки вала стопорное кольцо. Контактные кольца стягивают с вала съемником.
Подшипниковые щиты выпрессовывают из корпуса, избегая перекосов, чтобы не повредить подшипники. Для этого усилие прикладывают в диаметрально противоположных точках, постепенно перемещая щит в осевом направлении.
Для сохранения токосъемного устройства машины со щетками разбирают, принимая меры предосторожности. Щетки перед разбор кой вынимают из обойм щеткодержателей. В некоторых конструкциях предусматривается съем щеткодержателей перед разборкой.
Источник:
energo.ucoz.ua
Электродвигатели используются практически во всех элементах рабочих узлов нашей бытовой техники и обеспечивают ей правильную работу. Поэтому очень важно при техническом обслуживании или ремонте двигателей осуществлять их разборку и сборку качественно и профессионально.
В домашних условиях наиболее часто мы встречаемся со следующими видами двигателей:
Порядок разборки любого из этих видов электродвигателя определяется его конструкцией и полнотой предстоящего ремонта. Разбирая электрическую машину в первую очередь, не стоит забывать о соблюдении техники безопасности и осторожности, чтобы не допустить повреждений или потери отдельных ее частей.
Основными составляющими асинхронного двигателя является ротор, вращающийся вокруг вала и неподвижная его часть – статор.
Остается пустая станина (корпус) электродвигателя.После разборки рекомендуется основные части конструкции двигателя (вкладыши, щиты, уплотнители, траверсы, переключатели, подшипники и т.д.) промыть керосином или бензином. Обмотки статора очищаются от пыли и грязи пылесосом либо струей сжатого воздуха и протираются чистой тряпкой, предварительно смоченной в бензине.
Можно также наглядно просмотреть подробное видео разборки:
Данные виды электрических двигателей устанавливаются в бытовых электроинструментах (дрели, перфораторы, болгарки и др.) и автомобилях.В автомобилях устанавливаются различные их виды, разборка которых может отличаться. Стандартной для всех является следующая схема:
При разборке более мощных электродвигателей можно воспользоваться руководством по эксплуатации, прилагаемого к конкретной модели автомобиля. В ней, как правило, очень подробно излагается процесс разборки стартера.Примерный порядок разборки двигателя электроинструмента проходит гораздо проще:
Детальная видео-разборка двигателя дрели:
Схема сборки электродвигателейПроцесс сборки двигателей проходит всегда в обратном порядке.На вал электрического двигателя насаживается подшипник, таким образом, чтобы его наружная часть (обойма) была размещена в гнезде подшипникового щита. Следует учитывать, что чересчур слабая посадка вызовет проворачивание щита, а тугая приведет к зажиму шариков.Последующую процедуру – возвращение ротора в статор проводят также как при разборке. Щиты подшипника устанавливаются на вал и закрепляются временными болтами. Здесь важно, чтобы щиты были размещены на своем прежнем месте. Проверить это можно по совпадению меток, ранее нанесенных на корпус двигателя при разборке.Закончив установку щитов и подшипников, ротор проворачивают вручную. Правильно собранный вал должен легко вращаться.Причиной тяжелого вращения вала может быть:
По окончанию сборки болты подшипниковых щитов плотно затягиваются и закрываются крышками.Электродвигатель еще раз проверяется на степень легкости вращения ротора и уровня сопротивления изоляции обмоток статора. Измерить данный показатель возможно с помощью прибора мегомметр с отдельным источником питания, который есть у каждого электрика.
elektrik-orenburg.ru
Январь 28, 2016, Электрика
Для проведения проверки, ремонта и технического обслуживания электродвигателей необходимо производить их разборку, которую несложно будет сделать своими руками большинству людей без специальной подготовки. В этой статье Я расскажу как разобрать и собрать разные виды электродвигателей, наиболее часто встречающихся в домашнем хозяйстве и автомобилях.
Если есть специальные отверстия под отжимные болты, тогда для снятия крышки необходимо равномерно вворачивать их в отжимные отверстия, не допуская перекоса подшипниковых щитов.
После того, как будет снята задняя крышка, останется достать аккуратно ротор с передней крышкой из статора.
Синхронные электродвигатели переменного или постоянного тока разбираются гораздо легче, при этом не надо ничего выбивать. Главное разобрать корпус в котором он установлен.
В домашнем хозяйстве чаще всего ломаются двигатели в электроинструменте. Для того чтобы сделать своими руками понадобится скорее всего заменить графитовые щетки или почистить коллектор мотора. Что бы провести устранение этой или другой неисправности, необходимо разобрать неработающую или плохо работающую болгарку, перфоратор и т. п.
Порядок разборки:
В автомобиле много различных коллекторных электродвигателей. Разбираются они по-разному. В самых простых вместо обмотки статора используются обычные магниты. Поэтому напряжение подается только на коллектор. Для разборки необходимо будет разобрать просто корпус, который может быть склеен из 2 половинок, заклепан или соединяться при помощи болтиков или винтиков.
Разборка более мощных электродвигателей автомобиля, как например стартера- всегда подробно излагается в руководству по эксплуатации к вашей модели автомобиля.
Собирать всегда следует в обратном порядке. Что бы не напутать с коллекторными электродвигателями рекомендую всегда после каждого этапа разборки делать фотографии.
С асинхронными все проще:
gd-rus.com
В процессе обслуживания работы электродвигателей наступает момент, когда дальнейшая эксплуатация невозможна без проведения ремонта.
Схема устройства электродвигателя.
Постараемся в этой статье описать наиболее часто встречающиеся поломки подшипников, которые бывают в процессе работы электродвигателей. Речь пойдет о двигателях мощностью до 100 кВт, которые можно отремонтировать своими силами, не задействуя много людей и вспомогательных механизмов.
В первую очередь производим разделение агрегатов, к примеру, будем заниматься электродвигателем, который работает в паре с насосом подачи воды, в систему отопления (сетевой насос). Снимаем задний кожух крыльчатки охлаждения, который крепится тремя или четырьмя винтами или болтами в зависимости от мощности электродвигателя, скидываем и саму крыльчатку. Следующее , что надо сделать, - попробовать определить, какой люфт в подшипниках, и передних, и задних. Для этого надо приподнять и опустить вал двигателя резкими движениями. При выработке подшипников люфт будет ощущаться, и это можно понять сразу. Также необходимо «прощупать» люфт и по горизонтали, т. е. подвигать взад-вперед. И еще одна небольшая диагностика - включить двигатель и послушать его без нагрузки и без шума охлаждения. Казалось бы, зачем эти лишние хлопоты. Однако в процессе этих нескольких шагов вы точно определите, стоит ли ремонтировать двигатель.
Схема съемника подшипников.
Теперь приступаем к разборке. Здесь может быть несколько вариантов. Можно начать разборку, если вам с обеих сторон ничего не мешает. Можно просто развернуть в сторону, все зависит от места установки. Бывают случаи, когда приходится отсоединять и питающий кабель. В таком случае необходимо пометить фазы любым удобным способом. Главное, чтобы при возвращении в исходное положение вы не гадали, все ли вы подключили как было.
В первую очередь снимаем полумуфту съемником, предназначенным для этих дел. Дальше смотрим, есть ли на корпусе, точнее на боковых крышках, следы, потеки или даже куски вытекающей смазки. Все это надо убрать до разборки, чтобы не занести все это потом на обмотки статора. Если все в чистом виде, начинаем снимать крышки, которые крепятся болтами, их может быть 3, 4, 5 и даже больше. Когда болты извлечены, легкими постукиваниями молоточком скидываем крышки. С одной стороны постукиваем, а другую держим в натяге, чтобы крышка не уходила назад при ударе. Делать это нужно аккуратно, бывают случаи, когда обламываются «ушки» на крышке, а это уже головная боль.
Скинув крышки, определяемся, надо ли вытаскивать ротор наружу или дальнейший ремонт можно производить прямо на месте. Обычно у электродвигателей мощностью до 17 кВт ротор можно вытаскивать в сторону, если свыше - можно производить работы на месте. Если все-таки ротор большого электродвигателя надо вытаскивать, то для этой цели надо на вал ротора с обеих сторон надеть подходящие трубы и опять же аккуратно извлечь ротор из статора, не задевая обмотки.
Итак, вал извлечен или остался внутри, теперь стягиваем съемником подшипники. Далее удаляем вытекшую смазку из подшипников, может быть залита и сама обмотка статора. Для этих целей подойдет авиационный керосин, он высыхает хорошо. Бывают случаи, что приходится мыть всю обмотку из-за сильного загрязнения смазкой, в такой ситуации ротор придется обязательно извлечь из статора. После усердной мойки надо будет обмоточку просушить. Делать это можно лампочкой или калорифером, время от времени замеряя сопротивление изоляции.
Схема устройства для нагревания подшипников.
В моей практике приходилось заниматься ремонтом больших генераторов (корабельных), правда, мыли спиртом, но слегка разбавленным ацетоном (такой коктейль в употребление не идет) и сушку после промывки производили до нескольких суток, через промежутки времени замеряя сопротивление изоляции и записывая показания в журнал.
В вашей ситуации все надо определять пиндивидуально. Но общий "сценарий" все-таки есть. Неприятной бывает ситуация, когда «хорошо провернуло» подшипник на валу, то есть посадка подшипника прослаблена. Здесь только один выход- наплавлять вал электросваркой, с последующей проточкой на токарном станке. Валы до 309 номера подшипника можно опаять оловом, проверено на личном опыте. Еще хочу заострить внимание, что речь идет о двигателях до 100 кВт и на которых стоят подшипники качения.
При работе электродвигателя в аварийном состоянии, когда температура доходит до критической, а тепловая защита не сработала, бандаж обмотки (увязка) может полопаться. В таком случае необходимо извлечь все остатки увязки, сделать новый бандаж и обязательно нанести слой лака, чтобы увязка приклеилась к обмоткам и не болталась во время работы электродвигателя. Можно использовать мебельный или паркетный лак.
Выполнив все перечисленные работы, начинаем собирать все в обратном порядке. Насаживаем подшипники, предварительно их нагрев. Хорошо, если для этих целей у вас есть необходимое приспособление – трансформатор для нагревания подшипников.
Схема устройства паяльника.
Надев подшипники, в первую очередь надеваем переднюю крышку до конца, чтобы подшипник полностью зашел в гнездо крышки. Теперь греем полумуфту и насаживаем на свое место и, шплинтуя шпонкой, вставляем ротор на место, если вы его извлекали. Теперь надеваем вторую крышку (можно сразу обе симметрично, можно сначала одну, затем вторую), подтягиваем болтами, слегка подстукивая молотком или кувалдочкой, смотря какой двигатель, и параллельно закручивая и затягивая болты.
Затянув болты крышек, проворачиваем рукой вал, определяем, как он крутится. Если будет небольшой перекос, вал будет закусывать, т. е. тормозить. Все выводим подтягиванием болтов до того момента, когда вал будет вращаться свободно. Далее надо закрепить двигатель болтами и сделать пробный пуск (предварительно опять подав питание). Во время пробного пуска у небольших двигателей можно слегка подстукнуть торцы вала с одной и с другой стороны, чтобы вал нашел свое место. Это будет заметно на слух.
Когда все выровняется, можно дать поработать двигателю без охлаждения минут 10 – 15 и сделать первую небольшую обкатку. Очень хорошо слышно, какого качества подшипники вы поставили. Все готово – ремонт сделан. Если есть необходимость покрасить, то это надо сделать сейчас, пока не стоит кожух охлаждения и все части легкодоступны. Ну, а если краска в хорошем состоянии, ставим и закрепляем крыльчатку, кожух охлаждения и производим центровку агрегатов.
Во время обслуживания и ремонта электродвигателей редко, но бывают случаи, когда подшипник без натяга, легко надевается на вал или крышка легко надевается на подшипник. Остановимся на примере, когда подшипник прослаблен в крышке. Существуют распространённые способы устранения этой беды: нанесение насечки керном или зубилом, омеднение при помощи сварочного аппарата.
Но в последние годы особенно популярен способ опаивания верхней обоймы подшипника оловом. Для этого используется паяльник 200 Вт. Подшипник нагревается трансформатором для нагрева подшипников. Хорошо разогретый подшипник облуживается быстро и без проблем, при этом нужно пользоваться кислотой для пайки. Если подшипник прослаблен на валу, делаем все то же самое, но здесь нагрев происходит только паяльником.
Поделитесь полезной статьей:
Topfazaa.ru