ДВС РОТОРНЫЙ EMDRIVE РАСКОКСОВКА HONDAВИДЫ

Кривошипно-шатунный механизм двигателя ЗИЛ-131. Устройство двс зил 131


Устройство системы смазки | АвтоКлуб ЗиЛ 131

Система смазки V-образных двигателей смешанная (под давлением и разбрызгива­нием). На рис. 1, а показана схема смаз­ки двигателя, снабженная частичнопоточным фильтром (фильтр центробежной и фильтр грубой очистки масла), а на рис. 1, б — схема с полнопоточным фильтром центро­бежной очистки (без фильтра грубой очист­ки масла). Конструкция полнопоточного фильтра центробежной очистки масла более совершенна.

Установка его на двигатель на­чата со второй половины 1967 г.

Система смазки зил-130Для охлаждения масла предусмотрен мас­ляный радиатор, установленный спереди водяного радиатора.Под давлением масло подается к корен­ным и шатунным подшипникам коленчатого вала, к подшипникам распределительного вала, к опорам вала привода прерывателя- распределителя и масляного насоса и к тол­кателям. К втулкам коромысел масло по­дается с пульсирующим давлением через пустотелую ось коромысел, в которую мас­ло поступает через каналы 8, идущие от среднего подшипника распределительного вала. К остальным трущимся деталям дви­гателя масло подается самотеком и разбрыз­гиванием.

Система смазки ЗИЛ-131

Из поддона картера масло через непод­вижный маслоприемник 17 засасывается в масляный насос 3. Через канал 4 в задней перегородке блока масляный насос подает масло в корпус масляных фильтров, где весь поток проходит через пластинчатый фильтр 5 грубой очистки. Из фильтра гру­бой очистки часть масла, около 50%, идет в фильтр 6 центробежной очистки масла, откуда оно сливается в поддон картера.

Основной поток масла из фильтра грубой очистки попадает в распределительную ка­меру 7, расположенную в задней перегород­ке блока цилиндров. Из распределительной камеры масло попадает в два продольных магистральных канала 12 и 16у из которых оно поступает к коренным подшипникам коленчатого вала, а от них к подшипникам распределительного вала. Через сверления коленчатого вала масло подается в полость шатунной шейки, где дополнительно очи­щается и через отверстия в шатунных шей­ках поступает к шатунным подшипникам.

При наличии полнопоточного фильтра центробежной очистки масла все поступаю­щее масло очищается только в нем, откуда оно направляется в распределительную камеру 7, а затем в продольные ка­налы 12 и 16 и к смазываемым деталям двигателя.

В нижней головке шатуна имеется отвер­стие, в момент совпадения которого с отвер­стием в шейке коленчатого вала масло вы­брызгивается на стенку цилиндра, откуда снимается маслосъемным кольцом, затем через отверстия в канавке маслосъемного кольца отводится внутрь поршня и смазы­вает опоры поршневого пальца в бобышках поршня и в верхней головке шатуна. Из пе­реднего правого конца магистрального ка­нала 16 масло попадает через трубопро­вод 13 для смазки кривошипно-шатунного механизма компрессора.

В средней шейке распределительного вала предусмотрены два отверстия, разветвлен­ные под углом 40°, при совпадении которых с отверстиями в блоке цилиндров один раз за оборот распределительного вала масло для смазки клапанного механизма попадает в канал 8, выполненный в каждой головке цилиндров.

Из канала 4 (рис. 2) головки цилинд­ров масло через паз на опорной поверхно­сти стойки оси и через зазор между стойкой и болтом крепления оси коромысел посту­пает в полость 3. Из полости 3 масло через отверстия оси поступает к втулкам коромысел 2, а через канал 7 — к шаровому сочленению регулировочных винтов 6 со штангами 5 толкателей. Через каиал 8 масло стекает на поверхность головки ци­линдров, а попадая в проемы для штанг, сливается в поддон картера.

Система смазки механизма коромыселСтержни клапанов в направляющей втул­ке и механизм вращения выпускного клапа­на смазываются масляным туманом и кап­лями масла, стекающего из сочленений ме­ханизма коромысел самотеком.

zil131.net

Механизм газораспределения двигателя ЗИЛ-131



У этого двигателя верхнеклапанный механизм газораспределения с расположением распределительного вала в блоке цилиндров. Вращение на вал передается от коленчатого вала одной парой косозубых шестерен. При сборке шестерни устанавливаются на валы так, чтобы метки были на одной прямой, соединяющие центры этих шестерен. Распределительные шестерни закрыты чугунной крышкой, прикрепленной к передней части блока.

Распределительный вал пятиопорный, установлен на втулках с анти­фрикционным сплавом. В передней части вал имеет эксцентрик для привода топливного насоса, а в задней части - шестерню привода масляного насоса и распределителя зажигания. В отверстии переднего торца вала устанавливается привод центробежного датчика регулятора частоты вращения коленчатого вала. Осевое перемещение вала ограничивается упорным фланцем, закрепленным на переднем торце блока двумя болтами.

механизм вращения выпускного клапана

Рис. 17. Механизм вращения выпускного клапана двигателя автомобиля ЗИЛ-131: 1-полый стержень 2-металлический натрий; 3-заглушка; 4-механизм вращения; 5-замочное кольцо; 6-упорная шайба; 7-дисковая пружина; 8-шарики; 9-корпус механизма вращения; 10-возвратные пружины

Толкатели цилиндрические со сферической опорной поверхностью. Клапаны перемещаются в чугунных направляющих втулках. Выпускные клапаны имеют внутреннюю полость, заполненную металлическим натрием 2 (рис. 17). Во время работы двигателя натрий плавится и, перемещаясь внутри полости при движении клапана, интенсивно переносит теплоту от  головки к стержню, откуда она передается втулке клапана. Углы рабочих фасок клапанов различные: у впускного клапана 30°, у выпускного- 45°. Для повышения срока службы выпускные клапаны имеют механизм принуди­тельного проворачивания.

Механизм состоит из неподвижного корпуса 9, пяти шариков 8 с возвратными пружинами 10, дисковой пружины 7 и упорной шайбы 6, При закрытом клапане усилие клапанной пружины через упорную шайбу 6 пе­редается на наружную кромку дисковой пружины 7, опирающейся внутренней кромкой в заплечики корпуса 9. При открытии клапана усилие клапанной пружины увеличивается, дисковая пружина 7, опираясь на шарики, распрямляется, шарики перекатываются по наклонным поверхностям углублений в корпусе и за счет сил трения поворачивают дисковую пружину 7, упорную шайбу 6,а с ними клапанную пружину и сам клапан. При закрытии клапана усилие клапанной пружины уменьшается, и шарики под действием пружин 10 возвращаются в исходное положение.

Диаграмма фаз газораспределения этого двигателя приведена на рис. 16. (в предыдущей статье).

Тепловые зазоры между коромыслами и торцами впускных и выпускных клапанов одинаковы и составляют 0,25... 0,30 мм.

Механизм газораспределения двигателя КамАЗ-740 < Пред. След. > Техническое обслуживание механизма газораспределения автомобилей КамАЗ-4310 и Урал-4320
 

xn----7sbfkccucpkracijq8iofobm.xn--p1ai

Кривошипно-шатунный механизм двигателя ЗИЛ-131



Общее устройство кривошипно-шатунного механизма этого двигателя такое же, как и двигателя автомобиля КамАЗ 4310.

Впереди к блоку цилиндров крепится крышка газораспределительных шестерен, сзади картер сцепления и маховика. В задней стенке блока имеется канал для подвода масла к фильтру и две полости для подачи масла в главную магистраль и слива масла от фильтра. С левой стороны блока расположен прилив для крепления смазочного насоса и кран для слива охлаждающей жидкости, с правой стороны отверстие для маслоизмерительного стрежня.

В верхнюю часть гильз «мокрого» типа запрессованы вставки из кислотоустойчивого чугуна. Уплотнение гильз достигается в верхней части Нажатием бурта гильзы между блоком и головкой через прокладку, а в нижней части - двумя резиновыми кольцами. Головки цилиндров две, каждая закрывает цилиндры одного ряда. В головках, отлитых из алюминиевого сплава, выполнены камеры сгорания и запрессованы седла и направляющие клапанов; они также имеют выпускные и впускные каналы (последние с винтовыми канавками), каналы для циркуляции охлаждающей жидкости и резьбовые отверстия под свечи зажигания. Каждая головка крепится к блоку 17 болтами через сталеасбестовую прокладку.

Картер сцепления и маховика чугунный. В нижней крышке картера ввернута пробка со сквозным отверстием и вставленным в него шплинтом. Это отверстие служит для вытекания масла, в случае его попадания в картер сцепления. Перед преодолением брода эту пробку со шплинтам следует вывернуть, а на ее место ввернуть глухую пробку, которая помещается на крышке подшипников переднего моста.

Поршни выполнены из алюминиевого сплава и покрыты оловом. Днище головки поршня плоское, юбка имеет бочкообразную форму, а между ней и головкой имеются две П-образные прорези. При такой конструкции юбки обеспечивается равномерное прилегание поршней к стенкам цилиндров и предотвращается заклинивание их при нагревании.

Для устранения стука поршней при переходе через ВМТ ось отверстия под палец смещена га 1,6 мм в правую сторону (по ходу движения автомобиля). На днищах поршней имеются стрелки, которыми поршни должны устанавливаться вперед.

Поршневые кольца установлены по четыре на каждом поршне: три компрессионных и одно маслосъемное. Два верхних кольца хромированы по наружной цилиндрической поверхности. Наружная поверхность нижнего компрессионного кольца выполнена конической, большее основание конуса обращена вниз.

Компрессионные кольца имеют выточку на внутренней цилиндрической поверхности, при установке колец на поршень эта выточка должна быть обращена вверх.

Маслосъемное кольцо состоит из двух плоских стальных дисков и двух расширителей - радиального и осевого. При установке поршня в цилиндр плоские диски располагают так, чтобы их замки были под углом 180° один к другому, а замки расширителей под углом 90 к ним. Компрессионные кольца устанавливаются на поршень с расположением замков под углом 120° один к другому. На некоторых двигателях выпуска с 1985г. на поршнях устанавливается по два компрессионных кольца.

Поршневые пальцы плавающие, фиксируются на поршне двумя стопорными кольцами.

Шатуны стальные, двутаврового сечения. В верхнюю головку запрессована бронзовая втулка, а в нижнюю установлены сталеалюминевые вкладыши. Для правильной сборки шатунно-поршневой группы на стержне шатуна имеется метка. В левой группе цилиндров метка на шатуне и стрелка на поршне должны быть обращены в одну сторону, а в правой группе цилиндров- в разные стороны.

Коленчатый вал стальной, пятиопорный. В шатунных шейках вала имеются грязеуловители, закрываемые пробками. В щеках вала просверлены каналы для подвода масла от коренных шеек к шатунным. Вкладыши коренных подшипников сталеалюминевые, взаимозаменяемые на каждой опоре, кроме задней. От осевых смещений вал удерживается двумя упорными сталеалюминевыми шайбами в виде двух полуколец, шайбы расположены на передней коренной шейке в проточке блока. Коленчатый вал отбалансирован динамически вместе с маховиком и сцеплением. Маховик чугунный, крепится к фланцу хвостовика коленчатого вала болтами.

Кривошипно-шатунный механизм двигателя КамАЗ-740 < Пред. След. > Техническое обслуживание кривошипно-шатунного механизма
 

xn----7sbfkccucpkracijq8iofobm.xn--p1ai

Устройство системы питания | АвтоКлуб ЗиЛ 131

Схема работы систем питания всех двигателей принципиально одинакова (рис. 1-3).

Схемы системы питания двигателя ЗИЛ-157Топливные баки сварные, штампованные из освинцованного лис­та. Подача топлива из баков — принуди­тельная при помощи топливного насоса диафрагменного типа. Все карбюраторы вер­тикальные, с падающим потоком, одно- или двухкамерные. Воздушные фильтры масля- но-инерционные. Все двигатели снабжаются ограничителями максимального числа обо­ротов.

Схема системы питания двигателя ЗИЛ-130При разборке все мелкие детали агрега­тов следует укладывать в специальные коробки или в ящики, разделенные ячей­ками.

Нельзя допускать чистку калиброванных отверстий (жиклеров и клапанов) карбюра­торов и насосов металлическими стержня­ми, так как такая операция может изменить размеры отверстий, привести их в негод­ность.

Схема системы питания ЗИЛ-131Топливные баки, в зависимости от назна­чения автомобиля на нем установлены топ­ливные баки различных емкостей, В табл. 1 приведены емкости и количество баков.

Количество и емкость топливных баков

Топливные насосы. На двигатели ЗИЛ устанавливают диафрагменные топливные насосы следующих типов:

на двигатель ЗИЛ-157К— Б-9Б (рис. 4) или Б-10Б; на двигатель ЗИЛ-130—Б-9 (рис. 5) или Б-10; на двигатель ЗИЛ-131— Б-10 (рис. 6).

Характеристики топливных насосов при­ведены в табл. 2.

Характеристика топливных насосовТопливный насос Б-10Б отличается от на­соса Б-10 только изогнутым коромыслом.

Топливный насос Б-9БДавление всех насосов при нулевой по­даче— не более 0,296 кГ/смА.

Топливный насос Б-9Работоспособность топливного насоса ха­рактеризуется производительностью (л/ч), максимальным давлением (мм рт. ст. или кГ/см2), которые определяют на специаль­ных установках или непосредственно на двигателе. Указанные параметры на уста­новках замеряются обычно при 1300— 1400 об/мин распределительного вала дви­гателя, эксцентрик которого приводит в действие топливный насос, при высоте вса­сывания и нагнетания топлива по 0,5 м, при топливопроводах с внутренним диаметром 6 мм и при нулевой подаче топлива в по­плавковую камеру карбюратора.

Топливный насос Б-10

Для различных режимов работы двигате­ля топливным насосом автоматически по­дается различное (неодинаковое) по объему

количество топлива, в зависимости от его расхода. Происходит это следующим об­разом.

Изменение расхода топлива вызывает не­которое колебание его уровня в поплавко­вой камере карбюратора, а следовательно, и изменение запорного усилия игольчатого клапана подачи топлива. Поэтому в топли­вопроводе, соединяющем топливный иасос с карбюратором, создается противодавле­ние топлива, которое имеет переменную ве­личину, Это противодавление тем больше, чем меньше открыт игольчатый клапан, т. е. чем меньше расход топлива двигателем. Вследствие противодавления диафрагма насоса перемещается вверх не на полный ход, а только частично, в зависимости от расхода топлива в данный момент работы двигателя. Когда топливо в поплавковой камере карбюратора достигает заданного уровня (в соответствии с регулировкой по­плавка), игольчатый клапан закрывается, противодавление достигает максимальной величины и насос прекращает подачу топ­лива; это явление называется нулевой по­дачей топлива, при которой замеряется дав­ление насоса с помощью манометра, уста­новленного на выходном топливопроводе (на переходнике) насоса.

 

zil131.net

Конструкция системы питания ЗИЛ-131

Система питания двигателя принудительная, с подачей топлива топливным насосом диафрагменного типа. Топливом для двигателя служит автомобильный бензин с октановым числом не ниже 76 (ГОСТ 2084— 67). Применение автомобильного бензина более низкого качества может оказаться причиной ненормальной работы двигателя (детонация, повышенное образование нагара, увеличенный расход топлива, прогар прокладок и головок блока цилиндров и т. д.).

Топливные баки основной и дополнительный, емкостью по 170 л каждый, расположены по обе стороны рамы под грузовой платформой.

Наливные горловины баков закрыты герметичными откидными крышками с быстродействующими зажимами (рис. 2).

Правый топливный бак снабжен клапанной коробкой (рис. 3) с автоматически действующими клапанами (впускным и выпускным), соединяющим полость топливного бака с атмосферой в случае повышения или понижения внутреннего давления в баке. Левый топливный бак соединен с правым топливным баком воздушной трубкой.

При разрежении в баке 0,016—0,034 кГ/см2 открывается впускной клапан 3 клапанной коробки и баки сообщаются с окружающим воздухом. При повышении давления в баках на 0,11—0,18 кГ/см2 открывается выпускной клапан 4. Такое устройство клапанной коробки обеспечивает выравнивание давления в баках и уменьшает потери топлива от испарения. Клапан соединен с воздушной трубкой, выведенной выше уровня заданного брода и закрепленной на задней стенке кабины.

В случае, если после заправки топливных баков предполагается длительная стоянка, рекомендуется не заливать правый бак полностью во избежание вытекания топлива через клапан при повышении внешней температуры.

В рычаге быстродействующего зажима пробки имеется отверстие 5 (см. рис. 3), совпадающее при закрытом положении пробки с отверстием в скобе горловины. При движении по бездорожью, для устранения случаев самопроизвольного открывания пробок в результате зацепов в отверстия пробок и скоб горловины, необходимо вешать замок или вставлять болт с гайкой.

При эксплуатации необходимо периодически проверять и подтягивать крепление топливных баков и кронштейнов, спускать отстой через спускные пробки и промывать баки, очищать и промывать клапаны на дополнительном баке и продувать трубки, соединяющие основной и дополнительный баки.

Если оба бака полностью наполнены, расходовать топливо следует сначала из основного (левого) бака. Расходовать топливо из дополнительного (правого) бака нужно только в том случае, если невозможно заправить топливом основной бак. Переключают баки краном, установленным на кронштейне фильтра-отстойника основного бака. Кран имеет три положения: включен основной бак, включен дополнительный бак (правый) и кран закрыт (см. рис. 1).

Уровень топлива в баках контролируется указателем уровня, установленным на щитке приборов. Указатель уровня топлива может быть подключен к любому баку, независимо от того, из какого бака расходуется топливо. Переключатель указателя уровня топлива установлен на переднем щите кабины. Правое положение соответствует подключению правого бака, левое положение левого бака.

Конструкция и обслуживание карбюратора дана в статье «Карбюратор К-88».

autoruk.ru

Топливная система ЗИЛ-131

Запасные части для грузовых автомобилей Урал, Краз, МАЗ, Камаз. Детали двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Топливная система ЗИЛ-131

___________________________________________________________________________

Система питания топливом двигателя имеет принудительную подачу (рис. 21).

Топливный насос ЗИЛ-131 (рис. 22) — мембранный, герметизированный, с рычагом для ручного подкачивания топлива (при температуре окружающего воздуха ниже —30 °С подкачивать топливо необходимо только после предварительного прогрева двигателя).

Рис. 21. Схема топливной системы

Рис. 22,23. Бензонасос и фильтр тонкой очистки топлива ЗИЛ-131

Не следует без необходимости разбирать топливный насос во избежание появления течи топлива между плоскостями разъема крышки, головки и корпуса.

При разборке бензонасоса ЗИЛ-131 необходимо снять сетку и промыть ее в чистом бензине. Разбирать и собирать насос надо осторожно, чтобы не повредить мембрану и прокладку.

При замене мембраны, чтобы не повредить лист прорезиненной ткани, необходимо осторожно завертывать гайку толкателя. Во время сборки мембраны следует проверять, не попали ли между тарелками и мембраной частицы пыли, опилки, металлическая стружка и т. д., так как это приводит к быстрому изнашиванию мембраны.

При сборке головки топливного насоса с корпусом соединительные винты 2 надо затягивать, когда мембрана отжата в нижнее положение.

Фильтр тонкой очистки топлива (рис. 23) с керамическим фильтрующим элементом и съемным пластмассовым стаканом-отстойником 5 установлен перед карбюратором.

Фильтр следует периодически промывать ацетоном, а фильтрующий элемент продувать сжатым воздухом, подводя его изнутри элемента, для чего предварительно надо отвернуть гайку и снять стакан-отстойник. При разборке и промывке фильтра необходимо особенно осторожно обращаться с фильтрующим элементом. Запрещается эксплуатировать двигатель без фильтрующего элемента, заменять его следует через 20— 25 тыс. км пробега.

Топливные баки основной (левый) и дополнительный (правый) имеют объем по 170 л, расположены по обе стороны рамы под грузовой платформой. Заливные горловины баков закрыты герметичными откидными крышками с зажимами.

Правый топливный бак снабжен клапанной коробкой с автоматически действующими клапанами (впускным и выпускным), соединяющими полость топливного бака с атмосферой в случае повышения или понижения внутреннего давления в баке.

Конструкция и принцип действия клапанов аналогичны конструкции и принципу действия клапанов, установленных в пробке радиатора. Левый топливный бак соединен с правым топливным баком вентиляционной трубкой.

При разрежении в баке 1,6—3,8 кПа (0,016—0,038 кгс/см) открывается впускной клапан клапанной коробки, и баки сообщаются с атмосферой. При повышении давления в баках до 11 —18 кПа (0,11—0,18 кгс/см2) открывается выпускной клапан.

Такая конструкция клапанной коробки обеспечивает выравнивание давления в баках и уменьшение потерь топлива от испарения. Клапан соединен с вентиляционной трубкой, выведенной выше уровня воды заданного брода и закрепленной на задней стенке кабины.

Если после заправки топливных баков предполагается длительная стоянка, то рекомендуется не заливать правый бак полностью во избежание вытекания топлива через клапан при повышении температуры воздуха.

В рычаге быстродействующего зажима крышки предусмотрено отверстие, совпадающее при закрытом положении с отверстием в скобе горловины. При движении по бездорожью для устранения случаев самопроизвольного открывания крышки в отверстия необходимо вставлять замок или болт с гайкой.

При эксплуатации следует периодически проверять и подтягивать крепление топливных баков и кронштейнов, удалять отстой через сливные пробки и промывать баки, очищать и промывать клапаны в дополнительном баке и продувать трубку, соединяющую основной и дополнительный баки, а также трубку, соединяющую баки с атмосферой. Для отключения баков на них установлены винтовые краны.

Уровень топлива в баках контролируется указателем уровня, установленным на щитке приборов. Указатель уровня топлива может быть подключен к любому баку независимо от того, из какого бака расходуется топливо.

Рис. 24. Топливный фильтр-отстойник ЗИЛ-131

Переключатель указателя уровня топлива установлен на переднем щите кабины. Правое положение переключателя соответствует подключению правого бака, левое — подключению левого бака. Для заливки топлива в дополнительный бак следует использовать выдвижную трубу с фильтром основного бака.

Топливный фильтр-отстойник (рис. 24) установлен на переднем кронштейне топливного бака.

Для промывки элемента необходимо отвернуть болт 4 крышки фильтра-отстойника и снять корпус 1 вместе с фильтрующим элементом. Во время разборки фильтра- отстойника важно не повредить прокладку 2, обеспечивающую герметичность соединения корпуса с крышкой.

При удалении грязи из отстойника следует предварительно закрыть кран топливного бака. Отвернув пробку и опорожнив отстойник, необходимо промыть его чистым бензином. Для этого надо открыть кран на время, достаточное для ополаскивания отстойника. Промыв элемент бензином, следует установить его на место и затянуть болт на крышке.

Карбюратор

Карбюратор ЗИЛ-131 — вертикальный, с нисходящим (падающим) потоком смеси, с балансированной поплавковой камерой. Карбюратор — двухкамерный, каждая камера имеет два диффузора. Необходимый состав смеси обеспечивается вследствие пневматического торможения топлива и применения клапана экономайзера.

Карбюратор К-88 имеет раздельную для каждой камеры систему холостого хода. Для обогащения смеси при резком открытии дроссельных заслонок в карбюраторе предусмотрен ускорительный насос.

Рис.25. Карбюратор К-88 автомобиля ЗИЛ-131

Для облегчения пуска холодного двигателя карбюратор имеет воздушную заслонку с автоматическим клапаном и кинематической связью воздушной и дроссельных заслонок, Поплавковая камера, ускорительный насос, экономайзер и воздушная заслонка — общие для обеих камер. Схема карбюратора показана на рис. 25.

Систему холостого хода регулируют упорным винтом, ограничивающим закрытие заслонок, и двумя винтами, изменяющими состав смеси при полностью прогретом двигателе и исправной системе зажигания. Особое внимание должно быть обращено на исправность свечей зажигания и точность зазора между их электродами.

Следует учитывать, что карбюратор ЗИЛ-131 двухкамерный и состав смеси в каждой камере регулируется независимо от состава смеси в другой камере соответствующим винтом: при завертывании винтов смесь обедняется, а при их отвертывании — обогащается.

При выполнении операций регулировки холостого хода необходимо измерить содержание оксида углерода в отработавших газах в такой последовательности:

- установить аппаратуру (газоанализатор) для измерения содержания оксида углерода в отработавших газах;

- установив рычаг коробки передач в нейтральное положение и включить сцепление;

- подсоединить к двигателю тахометр; пустить и прогреть двигатель до температуры 80— 90 °С;

- установить пробоотборное устройство газоанализатора в трубу глушителя на глубине 300 мм от среза;

- установить частоту вращения коленчатого вала двигателя в пределах 500—600 об/мин;

- измерить содержание оксида углерода в отработавших газах; измерять надо не ранее чем через 30 с после того, как установится необходимая частота вращения коленчатого вала двигателя.

При несоответствии содержания оксида углерода норме следует отрегулировать карбюратор К-88 винтами, изменяя состав топливной смеси системы холостого хода. Состав смеси в каждой камере карбюратора регулируется отдельным винтом.

При повышенном содержании оксида углерода в отработавших газах винты 1 необходимо завернуть на 1/4 оборота и после стабилизации показаний газоанализатора зафиксировать результат. При необходимости операцию следует повторить.

При регулировании нужно постоянно следить за показаниями тахометра и газоанализатора. Частота вращения коленчатого вала двигателя на режиме холостого хода должна быть постоянной в заданных пределах и поддерживаться регулировкой упорного винта дроссельных заслонок.

После завершения регулирования частоты вращения на режиме холостого хода необходимо измерить содержание оксида углерода в отработавших газах при средней частоте вращения коленчатого вала двигателя (1900 — 2000 об/мин), Состав смеси на данном режиме работы двигателя не регулируется.

При несоответствии содержания оксида углерода нормам необходимо установить причину этого. Повышение содержания оксида углерода в отработавших газах может свидетельствовать о негерметичном уплотнении топливных жиклеров системы холостого хода или других элементов.

Правильно отрегулированный карбюратор должен обеспечивать устойчивую работу исправного двигателя на режиме холостого хода.

Рис.27. Пневмоцентробежный ограничитель

Пневмоцентробежный ограничитель (рис, 27) ограничивает максимальную частоту вращения коленчатого вала двигателя ЗИЛ-131. Ограничитель состоит из двух механизмов; центробежного датчика, вращающегося от распределительного вала двигателя, и мембранного исполнительного механизма, который воздействует на дроссельные заслонки карбюратора; срабатывает при частоте вращения коленчатого вала 3200 об/мин.

Необходимо удалять отстой из карбюратора и прочищать его. Промывать карбюратор следует чистым бензином или ацетоном с последующей продувкой сжатым воздухом.

В карбюраторе имеются резиновые и прорезиненные детали (мембрана ограничителя, паронитовые прокладки, клапан подачи топлива и клапан экономайзера с эластичным запорным элементом), поэтому промывать карбюратор ацетоном или растворителями на его основе надо только после снятия этих деталей.

При разборке карбюратора, снимая верхний корпус, необходимо отвернуть полый винт 14 (см. рис, 25). При этом надо учитывать, что нагнетательный игольчатый клапан 40 не закреплен и может выпасть из корпуса.

Категорически запрещается применять проволоку или какие-либо металлические предметы для прочистки жиклеров, форсунок, каналов и отверстий. Запрещается продувать сжатым воздухом собранный карбюратор через топливоподводящее отверстие и балансировочную трубку, так как это приводит к повреждению поплавка.

При длительном хранении карбюраторов должны быть приняты меры для защиты их от коррозии, загрязнения и повреждения.

Фильтр воздушный

Воздушный фильтр ЗИЛ-131 (рис. 28) — пеномасляный, инерционный, с трехступенчатой очисткой воздуха и специальным патрубком отбора воздуха в компрессор.

Воздушный фильтр состоит из следующих основных частей; корпуса 8, пеномаслоудерживающей набивки 9, дросселирующей кассеты 12 из капронового волокна, отражателя 15, масляной ванны 16. Для уплотнения соединения корпуса с масляной ванной установлена резиновая прокладка 13.

Рис. 28. Воздушный фильтр

Дросселирующая кассета 12 свободно вставляется в фигурные пазы корпуса фильтра и небольшим поворотом по окружности закрепляется в нем. Для предотвращения самопроизвольного вывинчивания кассета удерживается пружинами 3 и 14, расположенными на отражателе 15.

Масляную ванну 16 с отражателем 15 крепят к корпусу 8 двумя тросами 4, расположенными на корпусе фильтра и в рычаге 6, что облегчает снятие этой ванны. Воздушный фильтр крепят кронштейнами 10, приваренными к корпусу фильтра, которые надевают на цилиндрические стойки, после чего затягивают болтами. Воздушный фильтр соединен с карбюратором и компрессором шлангами.

Воздух под действием разрежения, создаваемого двигателем, поступает в центральную трубу 7 и, двигаясь вниз, соприкасается с маслом; при этом происходит первая инерционная очистка воздуха от наиболее крупных частиц пыли.

Масло под напором воздуха движется от центра отражателя 15 к отверстиям и частично попадает в дросселирующую кассету 12 и пеномаслоудерживающую набивку 9, причем часть масла через отверстия стекает в полость 20 масляной ванны 16.

Из полости 20 масло под давлением выбрасывается через центральное отверстие 18 вследствие разности уровней масла в полости 20 и зоне 1 над отражателем и, двигаясь по отражателю 15, смывает с него пыль.

Масло, попавшее в дросселирующую кассету 12 из пеномаслоудерживающую набивку 9, сильно вспенивается. Проходя через вспененное масло и фильтрующие набивки, воздух очищается от более мелких частиц пыли.

Поток воздуха удерживает масло в набивке 9 и кассете 12. Так как масло непрерывно попадает в пеномаслоудерживающие набивки, то излишки его по набивке стекают вниз. Часть масла, стекающего по набивке, достигает отверстий, через которые оно попадает в полость масляной ванны.

Во время прохождения воздуха над отражателем в зоне 2 создается разрежение, вследствие которого масло, стекающее по внутренним стенкам набивок к окнам 5 в эжекторе 19, всасывается и подхватывается потоком воздуха, образуя завесу, достигающую отражателя 15. Через эту завесу проходит воздух, частично унося масло в набивку 9 и кассету 12.

Загрязненное масло по мере стенания отстаивается в масляной ванне 16, где пыль выпадает в осадок. Движение масла в набивке и по отражателю, а также работа эжектора обеспечивают циркуляцию масла.

Так как режимы работы двигателя изменяются достаточно часто, то изменяются и режимы работы воздушного фильтра. При этом масло то поднимается до максимального уровня в набивке, то стекает в ванну 16, что обеспечивает дополнительную промывку набивок.

Воздух к воздушному фильтру подводится через воздушный канал в капоте, с которым воздушный фильтр соединен гофрированным патрубком. Воздушный фильтр необходимо периодически чистить и заправлять вновь маслом. При очистке все детали фильтра следует тщательно промыть в бензине или керосине; фильтрующий элемент после промывки надо смочить в масле; перед установкой элемента на место лишнее масло должно с него стечь.

Масло заливают в ванну до горизонтальных отметок, выштампованных на стенке ванны. Если уровень масла в ванне фильтра выше установленного нормой, то излишнее масло будет унесено потоком воздуха в двигатель, что недопустимо. Для смазывания фильтрующего элемента и заправки масляной ванны фильтра применяют масло, употребляемое для смазывания двигателя.

Смазывание фильтрующего элемента и заправку масляной ванны маслом следует проводить, предварительно сняв фильтр с двигателя. Работа двигателя без фильтра или с фильтром без масла недопустима.

Следует помнить, что срок службы двигателя ЗИЛ-131 в значительной степени зависит от правильной работы воздушного фильтра и от своевременной его очистки и заправки.

Система выпуска газов состоит из двух расположенных с обеих сторон двигателя выпускных газопроводов, которые объединяют каждый по четыре цилиндра; газопроводы имеют присоединительные фланцы. Приемные трубы идут от каждого газопровода к общему глушителю, закрепленному под рамой автомобиля.

При эксплуатации необходимо следить за тем, чтобы крепежные хомуты приемных труб глушителя были плотно затянуты, а глушитель надежно закреплен на раме.

Конструкция системы выпуска газов позволяет устанавливать комплект оборудования для специальной обработки автомобиля. Это оборудование комплектуется согласно соответствующей инструкции.

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

autotextrans.ru

Система смазки двигателя ЗИЛ-131

Запасные части для грузовых автомобилей Урал, Краз, МАЗ, Камаз. Детали двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Система смазки двигателя ЗИЛ-131

___________________________________________________________________________

Смазочная система двигателя ЗИЛ-131 — комбинированная. Схема смазывания показана на рис. 17. Масло под давлением подается к коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала, к подшипникам распределительного вала, к опорам промежуточного вала привода распределителя зажигания и валика масляного насоса и к толкателям.

К втулкам коромысел предусмотрена пульсирующая подача масла. К остальным трущимся деталям двигателя масло подается самотеком и разбрызгиванием.

Рис. 17. Схема системы смазки двигателя ЗИЛ-131

Из масляного картера масло через неподвижный маслоприемник засасывается в масляный насос. Через канал в задней перегородке блока насос под давлением подает масло в корпус масляного фильтра. Очищенное в фильтре масло попадает в распределительную камеру задней перегородки блока.

Из распределительной камеры масло поступает в два продольных магистральных канала; из левого канала масло подается к коренным подшипникам коленчатого вала, а затем к подшипникам распределительного вала. По каналам в коленчатом валу масло поступает к шатунным подшипникам.

В теле шатуна просверлено специальное отверстие, в момент совпадения которого с каналом в шейке коленчатого вала масло выпрыскивается на стенку цилиндра. Лишнее масло, снимаемое со стенок цилиндра маслосъемным кольцом, через отверстия в канавке отводится внутрь поршня и смазывает опоры поршневого пальца в бобышках поршня и в верхней головке шатуна.

Из переднего конца правого (по ходу автомобиля) магистрального канала масло подается для смазывания компрессора. В средней шейке распредвала ЗИЛ-131 предусмотрены две винтовые канавки, при совпадении которых с отверстиями в блоке (один раз при каждом обороте распределительного вала) масло подается в каналы, выполненные в каждой головке блока.

Из этих каналов через паз на опорной поверхности стойки оси коромысел и зазор между стенками отверстия в стойке и болтом, проходящим через стойку, масло поступает внутрь полой оси коромысел, откуда через отверстия в стенке оси подается к втулкам коромысел.

Из зазора между осью коромысел и отверстием в коромысле масло через канал, предусмотренный в коротком плече коромысла, подается для смазывания сферических опор штанг, а также клапанов и механизмов вращения клапанов, к которым оно поступает самотеком. Толкатели штанг смазываются маслом из продольных магистральных каналов.

Масляный насос ЗИЛ-131 — двухсекционный, шестеренный. Верхняя секция масляного насоса подает масло в смазочную систему двигателя через центробежный фильтр, а нижняя секция — в масляный радиатор. Редукционный клапан, встроенный в крышку масляного насоса, отрегулирован на давление 320—400 кПа (3,2—4 кгс/см2) и перепускает масло из напорной полости масляного насоса во всасывающую.

Нижняя секция масляного насоса подает масло в масляный радиатор. Перепускной клапан, встроенный в корпус нижней секции масляного насоса, отрегулирован на давление 120—150 кПа (1,2—1,5 кгс/см).

Фильтр очистки масла (рис. 18) — центробежный, с реактивным приводом, включен в смазочную систему последовательно.

Ротор 3 фильтра вращается под действием реактивной силы, создаваемой струей масла, вытекающей из ротора через два сопла 21, Правильность вращения ротора проверяют на слух. При остановке двигателя исправный ротор продолжает вращаться еще 2—3 мин; при этом слышен своеобразный звук.

Под действием возникающих центробежных сил механические частицы, находящиеся в масле, отбрасываются к боковым стенкам крышки 5 ротора, на которых они откладываются, образуя плотный осадок. Этот осадок удаляют при чистке фильтра, проводимой одновременно со сменой масла в картере двигателя.

Для очистки фильтра надо остановить двигатель и дать стечь маслу. Для этого требуется 20—30 мин. Снятие крышки 5 ротора до полного опорожнения фильтра приведет к вытеканию масла на двигатель.

Очищать масляный фильтр ЗИЛ-131 надо в такой последовательности:

- Отвернуть гайку-барашек и снять крышку 8.

- Отвернуть пробку 26 и вставить в отверстие стержень диаметром 8 мм и длиной не менее 100 мм, удерживающий ротор от вращения.

- Отвернуть гайку 11 и снять крышку 5 вместе с гайкой 11.

- Снять вставку 7 и сетчатый фильтр 6.

- Очистить от отложений и грязи снятые детали, промыть их. При разрывах и засмолении сетки фильтра, если ее нельзя промыть и продуть, следует сменить сетчатый фильтр.

- Очистить от грязи прокладку 2.

Повреждение прилегающего к прокладке 2 торца крышки недопустимо, так как это приводит к течи масла.

Сборку надо проводить в обратной последовательности. Сетчатый фильтр 6 установить, как показано на рис. 18, сцентрировав его на буртике ротора 3. Перед установкой крышки необходимо проверить легкость вращения ротора. Усилие затяжки гайки-барашка не должно превышать усилия руки.

Запрещается отвертывать гайку 13 на оси ротора и снимать ротор с оси для очистки от отложений грязи во избежание повреждения подшипников скольжения ротора.

Рис. 18. Центробежный фильтр очистки масла ЗИЛ-131

Только в случае неудовлетворительного вращения ротора 3 на оси 9 необходимо после снятия крышки 5 отвернуть гайку 13 на оси, снять шайбы, снять ротор 3 с оси и проверить состояние узла ось — втулка. При снятии ротора с оси необходимо принять меры против выпадания упорного кольца шарикового подшипника в корпус фильтра.

При засорении втулок надо промыть их в бензине или керосине. В случае засорения сопел их прочистку следует вести таким образом, чтобы не повредить калиброванное отверстие.

Устанавливать ротор 3 на ось 9 следует в обратной последовательности. После очистки и окончательной сборки необходимо проверить вращение ротора на прогретом двигателе на слух.

Вентиляция картера — принудительная, с отсосом картерных газов во впускной трубопровод двигателя через специальный клапан (рис. 19), сообщающийся с внутренней полостью двигателя.

При работе двигателя ЗИЛ-131 с приоткрытой дроссельной заслонкой под действием большого разрежения во впускном трубопроводе клапан преодолевает сопротивление пружины и перемещается в корпусе, уменьшая площадь проходного сечения до величины, необходимой для прохода малого объема газов, попадающих в картер мотора.

При работе двигателя с полностью открытой дроссельной заслонкой разрежение во впускном трубопроводе уменьшается, и клапан под действием пружины опускается вниз, открывая проходное сечение полностью.

Перед клапаном на выходе из внутренней полости двс картерные газы проходят через специальный уловитель, отделяющий частицы масла от отсасываемых газов. Наружный воздух попадает в картер двигателя через воздушный фильтр, объединенный с маслозаливиой горловиной. Очищать и промывать фильтр необходимо каждый раз при смене масла в двигателе

Для отключения системы вентиляции при преодолении брода установлен кран. Рукоятка крана в момент преодоления брода должна быть расположена вертикально. После преодоления брода рукоятку необходимо повернуть в горизонтальное положение.

Масляный радиатор — из оребренной алюминиевой трубки воздушного охлаждения, установлен перед основным радиатором системы охлаждения двигателя. Масляный радиатор должен быть постоянно включен. Отключать его следует только при пуске холодного двигателя при температуре окружающего воздуха ниже О °С.

Рис. 19. Схема вентиляции картера двигателя ЗИЛ-131 Указатель уровня масла в картере двигателя имеет три метки: «Долей», «Полно» и метку в виде прямоугольника (рис. 20). Метка «Полно» соответствует нормальному уровню масла в картере, прогретого до рабочей температуры через 2—3 мин после останова.

Уровень масла в картере надо проверять перед каждым выездом автомобиля, а во время длительных рейсов — при каждом осмотре автомобиля в пути.

Для проверки уровня масла необходимо остановить двигатель, подождать 2—3 мин, пока стечет масло, вынуть и протереть указатель уровня масла, вставить его до упора и, вынув вновь, по меткам определить уровень. Если уровень масла ниже метки «Долей», эксплуатация автомобиля запрещается и следует долить масло до метки «Полно».

При длительной стоянке автомобиля из масляного фильтра и из каналов в блоке цилиндров двигателя в картер дополнительно стекает некоторое количество масла, в результате чего уровень масла до пуска двигателя выше метки «Полно» и в полностью заправленном двигателе устанавливается в пределах прямоугольной метки на указателе.

При проверке уровня масла до пуска двигателя после длительной стоянки нормальный уровень должен быть до прямоугольной метки, Превышение нормального уровня, соответствующего метке «Полно» на горячем двигателе или прямоугольной метке на холодном, не допускается. Периодичность замены масла в двигателе указана в карте смазывания.

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

autotextrans.ru


Смотрите также