ДВС РОТОРНЫЙ EMDRIVE РАСКОКСОВКА HONDAВИДЫ

Система питания двигателя ЗМЗ-4062. Устройства двс 406


система питания двигателя змз 406

Предупреждение В системе питания двигателя с впрыском топлива давление составляет 30 МПа (3 кгс/см2). Поэтому запрещается ослаблять соединения топливопроводов во время работы двигателя или сразу после его остановки. Для проведения работ по ремонту системы питания на только что остановленном двигателе необходимо предварительно снизить давление в системе питания. Через 2–3 ч после остановки двигателя давление в системе падает практически до нуля.

Принципиальной особенностью системы питания двигателя ЗМЗ–4062 являетсяотсутствие в ней карбюратора, совмещающего функции смесеобразования идозирования подачи топливовоздушной смеси в цилиндры двигателя. В системераспределенного впрыска, установленной на данном двигателе, эти функции разделены— форсунки осуществляют дозированный впрыск топлива во впускную трубу, а подачанеобходимого в каждый момент работы двигателя воздуха осуществляется системой,состоящей из дросселя и регулятора холостого хода.Управление системой впрыска топлива и системой зажигания осуществляетсяэлектронным блоком управления двигателем, непрерывно контролирующим с помощьюсоответствующих датчиков величину нагрузки двигателя, скорость движенияавтомобиля, тепловое состояние двигателя и окружающей среды, оптимальностьпроцесса сгорания в цилиндрах двигателя. Такой способ управления дает возможностьобеспечивать оптимальный состав горючей смеси в каждый конкретный момент работыдвигателя, что позволяет получить максимальную мощность при минимальновозможном расходе топлива и низкой токсичности отработавших газов.Схема системы впрыска топлива показана на рисунке.

Схема системы питания двигателя ЗМЗ–4062

 

 

1 – впускная труба;2 – воздушная дроссельная заслонка;3 – дроссель;4 – топливопровод двигателя;5 – ресивер;6 – форсунка;7 – вакуумный шланг;8 – редукционный клапан;9 – шланг слива топлива;10 – топливный бак;11 – приемник топливного бака;12 – топливопровод низкого давления;13 – топливный насос;14, 16 – топливопровод высокого давления;15 – фильтр тонкой очистки топлива

Топливный бак 10 сварной штампованный, закреплен двумя стальными хомутами черезпрокладки под полом багажного отделения. В верхней части топливного бака установлентопливозаборник и датчик уровня топлива. Рядом с топливным баком под полом кузованаходится электрический топливный насос, соединенный топливопроводом стопливным баком. Для уменьшения вибрации кронштейн насоса крепится к полу черезрезиновые подушки. Из насоса топливо подается в топливный фильтр, установленный вмоторном отсеке, и оттуда поступает в топливопровод двигателя, закрепленный навпускной трубе двигателя. Из топливопровода двигателя топливо впрыскиваетсяфорсунками во впускную трубу. Излишки топлива через редукционный клапан,установленный на заднем конце топливопровода двигателя, сливаются в топливныйбак.Кроме показанной на схеме системы питания элементов, в нее входят воздушныйфильтр, установленный в моторном отсеке, соединенный резиновым шлангом сдатчиком массового расхода воздуха, который в свою очередь соединен с дросселем,установленным на воздушном ресивере, а также регулятор холостого хода,установленный тоже на воздушном ресивере.Форсунка представляет собой электромеханический клапан, в котором игла запорногоклапана прижата к седлу пружиной. При подаче электрического импульса от блокауправления на обмотку электромагнита игла поднимается и открывает отверстиераспылителя, через которое топливо подается во впускную трубу двигателя.Количество топлива, впрыскиваемое форсункой, зависит от длительностиэлектрического импульса.Редукционный клапан представляет собой емкость, разделенную диафрагмой, на которойзакреплен клапан, закрывающий под действием пружины отверстие слива топлива.Редукционный клапан поддерживает постоянное давление в системе питания около 0,3МПа. Верхняя часть редукционного клапана соединена с ресивером вакуумным шлангом.При перепаде давления в ресивере не выше 0,3 МПа клапан закрыт и давление всистеме питания поднимается. Когда давление топлива достигает величины более 0,3МПа, мембрана прогибается, открывая отверстие, и излишки топлива сливаются втопливный бак. Как только давление топлива опускается до 0,3 МПа, мембранавозвращается в исходное положение и перекрывает отверстие слива топлива.Датчик массового расхода воздуха служит для определения количества воздуха,поступающего в цилиндры двигателя. Сигналы с датчика поступают в блок управлениядвигателем и являются одним из параметров, определяющих длительность впрыскатоплива форсунками — количество топлива зависит от количества воздуха в каждыйопределенный момент. Основным элементом датчика является платиновая нить,разогреваемая во время работы до 150 °С. При прохождении через корпус датчикавсасываемого двигателем воздуха нить охлаждается, а электронная схема датчикапостоянно стремится поддерживать температуру нити 150 °С. Электрическая мощность,затрачиваемая на поддержание температуры нити, является параметром, по которомублок управления двигателем определяет длительность электрического импульса,подаваемого на форсунки. Степень охлаждения платиновой нити зависит не только отколичества, но и от температуры проходящего воздуха, определяемойтермокомпенсационным резистором, соответственно корректирующим сигнал,подаваемый датчиком в блок управления.Для обеспечения возможности регулировки количества окиси углерода в отработавшихгазах на режиме холостого хода в электронном модуле имеется переменный резистор,винтом которого можно вручную изменить величину сигнала, подаваемого датчиком вэлектронный блок управления, изменив тем самым длительность импульса,подаваемого на форсунки, а следовательно, и количество впрыскиваемого топлива.Для очистки платиновой нити от загрязнений электронный модуль периодически подаетна нее повышенное напряжение, вызывающее нагрев до 1000 °С. При этом всеотложения сгорают.При выходе из строя датчика блок управления двигателем включает резервнуюпрограмму, обеспечивающую работу двигателя с несколько ухудшившимися, ноприемлемыми мощностными и расходными характеристиками. При этом в комбинацииприборов загорается контрольная лампа.Регулятор холостого хода служит для поддержания неизменными заданной частотывращения холостого хода двигателя при его запуске, прогреве и изменении нагрузки,вызванных включением вспомогательного оборудования. Регулятор представляет собойзолотниковый клапан с электромагнитным управлением и служит для подачидополнительного воздуха во впускную трубу, минуя дроссельную заслонку. При выходеиз строя регулятора холостого хода или отсутствии контакта в штекерной колодкенарушается стабильность частоты вращения холостого хода (обороты «плавают»). Приэтом загорается контрольная лампа в комбинации приборов. Если частота вращенияхолостого хода нестабильна, а контрольная лампа не загорелась, необходимо проверитьгерметичность присоединения соединительных шлангов.Датчик положения дроссельной заслонки, представляющий собой сдвоенныйпеременный полупроводниковый резистор, установлен на дросселе на одной оси сдроссельной заслонкой. По сигналу датчика блок управления двигателем определяетположение дроссельной заслонки с целью расчета длительности электрическогоимпульса, подаваемого на форсунки, и оптимального угла опережения зажигания.Определяющим сигналом является величина падения напряжения на переменномрезисторе датчика, которая изменяется в зависимости от положения дроссельнойзаслонки (полностью закрыта, частично открыта, полностью открыта). При выходе изстроя датчика блок управления двигателем работает по заложенной в «память»резервной программе, используя данные других датчиков. При этом в комбинацииприборов загорается контрольная лампа.Датчик частоты вращения и синхронизации расположен в передней части двигателя справой стороны. По сигналу датчика блок управления двигателем определяет угловоеположение коленчатого вала и частоту его вращения. По частоте сигналов,формируемых датчиком при вращении диска синхронизации, закрепленного на шкивеколенчатого вала, блок управления определяет число оборотов коленвала двигателя,синхронизируя подачу топлива форсунками и момент зажигания с рабочим процессомдвигателя. При выходе из строя датчика положения коленчатого вала двигатель незаведется, так как блок управления, не получив сигнала с датчика, не включит системывпрыска и зажигания.Датчик детонации расположен в верхней части блока цилиндров двигателя с правойстороны и закреплен гайкой с пружинной шайбой. Он служит для определения моментавозникновения детонации при работе двигателя на бензине с меньшим, чем требуется,октановым числом при перегреве двигателя, неправильном выборе водителем режимадвижения автомобиля. В основу работы датчика детонации положен принциппьезоэффекта. При механическом воздействии на пьезоэлемент, изготовленный изметаллокерамики, в нем возникает электрический ток. Механическое воздействиеосуществляется инерционной шайбой, которая воспринимает ударную волну,возникающую в камере сгорания и цилиндре двигателя при детонационном сгораниитопливной смеси. При этом в датчике возникает импульс напряжения, который онпередает в блок управления со штекера. По этому сигналу блок управлениякорректирует угол опережения зажигания до прекращения детонации. Выход из строядатчика или наличие неисправности в его электрической цепи приведет к отсутствиюоптимального изменения угла опережения зажигания при наличии детонации. При этом вкомбинации приборов загорится контрольная лампа.Датчик фазы расположен в задней части головки блока цилиндров с левой стороны.Принцип работы датчика основан на эффекте Холла. При прохождении мимо торцасердечника датчика металлической пластины, закрепленной на распределительном валу,формируется импульс, позволяющий блоку управления определить момент нахожденияпоршня 1-го цилиндра в верхней мертвой точке при такте сжатия и подать сигналвпрыска на форсунку именно этого цилиндра. Дальнейшая подача импульсовосуществляется блоком управления в соответствии с заложенным в его программупорядком работы цилиндров. При выходе из строя датчика фазы блок управленияпереключается в резервный режим с подачей топлива одновременно во все цилиндры.При этом сохраняется работоспособность двигателя, но существенно повышаетсярасход топлива. О неисправности датчика сигнализирует контрольная лампа вкомбинации приборов.Воздушный фильтр с сухим сменным фильтрующим элементом, изготовленным изгофрированного фильтрующего картона, расположен в правой передней части моторногоотсека. Фильтрующий элемент закреплен на крышке фильтра гайкой-барашком, а крышказакреплена на корпусе тремя пружинными зажимами.Электрический топливный насос роторного типа с приводом от электродвигателяпостоянного тока расположен непосредственно в корпусе насоса и работает в топливе.В связи с этим какие-либо уплотнения подвижных деталей в насосе отсутствуют, асмазка трущихся поверхностей осуществляется протекающим топливом. Обратныйклапан, установленный в насосе, предотвращает стекание топлива из топливопроводавысокого давления в бак после выключения зажигания. Электрический топливный насос— неразборной конструкции и при выходе из строя подлежит замене.Топливный фильтр установлен в моторном отсеке над вакуумным усилителем тормоза.Замена штатного фильтра каким-либо другим, например унифицированным, впластмассовом корпусе, категорически запрещена из-за высокого давления топлива всистеме.Система вентиляции картера двигателя закрытого типа принудительная, действующаяза счет разрежения во впускном трубопроводе.При работе двигателя на холостом ходу и с малыми нагрузками, когда дроссельнаязаслонка прикрыта, картерные газы засасываются через шланг малой ветви системынепосредственно во впускной трубопровод двигателя и затем в цилиндры. Наостальных режимах отсос картерных газов осуществляется через шланг основнойветви системы в дроссель и оттуда во впускной трубопровод. При эксплуатациинеобходимо следить за герметичностью присоединения и чистотой трубопроводов, таккак при неработающей системе вентиляции картера происходит быстрое окисление истарение масла в двигателе. Засорение трубопроводов системы приводит к течи маслачерез сальники и уплотнения двигателя из-за чрезмерного повышения давлениякартерных газов.

Так же смотрите интересные статьи:

HdSxozARNdCZoZ0rmlIZmTSTN29TNdkrbraqebaqo3I5Ndk9etIUo3AwmLs6nl5wnl5SFlEwN2GVh4OUMDIuhRk4gDA4h3QSnlOuOBu0gBAypbefebaqebAsmLIQFlCsFlGwnlKxOB0rm2cWoDKrFJcZgBk2hJgZgBm4GJszhBarbraqebaqMdC0mj1QMb1ZNd90HjeZhBi4hBq0gZg4eR48F2SxoZ4=

avtolyubiteli.com

Двигатель змз 406 устройство и описание

Двигатель змз 406 устройство и описание двигатель

На автомобилях волга газ 31105 устанавливается двигатель змз 406 бензиновый, четырехтактный, четырехцилиндровый, рядный, с системой распределенного впрыска топлива, четырьмя клапанами на цилиндр и двумя распределительными валами в головке блока цилиндров. Порядок работы цилиндров: 1-3-4-2.

Блок цилиндров — чугунный, цилиндры расточены непосредственно в блоке. Между цилиндрами выполнены протоки для охлаждающей жидкости. В передней части двигателя змз 406 расположен привод поликлиновым ремнем насоса охлаждающей жидкости, генератора и насоса гидроусилителя руля. Справа на двигателе змз 406 (по ходу автомобиля газ 31105) расположены: ресивер в сборе с впускным трубопроводом, топливная рампа с форсунками, регулятор холостого хода, дроссельный узел, генератор, стартер, масляный фильтр. Слева двигателя змз 406 расположены: выпускной коллектор, термостат, датчики температуры охлаждающей жидкости и давления масла, указатель уровня масла (масляный щуп). Сверху на двигателе змз 406 расположены: маслозаливная горловина, свечи, высоковольтные провода и катушки зажигания. К задней привалочной плоскости блока цилиндров крепится картер сцепления. Двигатель змз 406 крепится к кузову автомобиля волга газ 31105 на трех опорах — две резиновые подушки размещены с каждой стороны двигателя змз 406 и третья опора (пружинная или резиновая) установлена под задним картером коробки передач.

Коленчатый вал — чугунный, литой, вращается в пяти коренных подшипниках скольжения. Осевое перемещение коленчатого вала ограничено четырьмя упорными полукольцами, установленными в проточках опоры и крышки третьего коренного подшипника.

Шатун — стальной, кованый, двутаврового сечения, нижней (разъемной) головкой он соединяется с коленчатым валом через шатунный подшипник скольжения, верхней головкой — с поршневым пальцем. Палец плавающего типа, т. е. свободно поворачивается в бобышках поршня и в бронзовой втулке верхней головки шатуна. Осевое перемещение поршневого пальца ограничено двумя стопорными кольцами, установленными в проточках бобышек поршня.

Поршень — литой, из алюминиевого сплава, с двумя компрессионными и одним маслосъемным кольцом. При работе поршень охлаждается струей масла через отверстие в верхней головке шатуна.

Головка блока цилиндров — отлита из алюминиевого сплава. В нее запрессованы чугунные седла и направляющие втулки клапанов. Клапаны приводятся в действие через цилиндрические толкатели с гидрокомпенсатором (гидротолкатели), поэтому привод клапанов не нуждается в регулировке зазоров.

Распределительные валы — литые, чугунные, каждый вращается в пяти подшипниках скольжения. От осевых смещений распределительные валы удерживают пластмассовые полукольца, установленные в выточках передней крышки и проточках передних опорных шеек валов. Привод распределительных валов — цепной, двухступенчатый (через звездочку промежуточного вала). Натяжение обеих цепей обеспечивается автоматическими гидравлическими натяжителями, работающими от давления в системе смазки. Гидронатяжители воздействуют на цепи через пластмассовые башмаки, закрепленные на осях. На двигателях змз 406 последних лет выпуска для повышения надежности привода газораспределительного механизма вместо башмаков установлены две звездочки, закрепленные на поворотных рычагах.

Оси рычагов взаимозаменяемы с осями башмаков. Удлинитель оси башмака гидронатяжителя верхней цепи заменен проставкой, которая крепится к блоку цилиндров двигателя двумя болтами. Цепи модернизированного привода газораспределительного механизма не взаимозаменяемы с цепями, устанавливаемыми ранее. Модернизированные узлы натяжения цепей: 1 — оси рычагов; 2 — звездочки в сборе с рычагами; 3 — проставка

Система смазки двигателя змз 406 — комбинированная: под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, поршневые пальцы, опоры распределительных валов, подшипники промежуточного вала и ведомой шестерни привода масляного насоса, а также гидротолкатели. Остальные детали смазываются разбрызгиванием. Масляный насос — шестеренчатый, односекционный с приводом от промежуточного вала посредством пары винтовых шестерен и шестигранного валика. В систему смазки встроены масляный радиатор и полнопоточный фильтр.

Система вентиляции картера двигателя змз 406 — закрытая, принудительная с отводом картерных газов через маслоотделитель во впускной тракт.

Поперечный разрез двигателя змз 406:

1 — поддон картера; 2 — маслозаборник; 3 — масляный насос; 4 — валик привода масляного насоса; 5 — коленчатый вал; 6 — шатун;

7, 9 — ведомая и ведущая шестерни привода масляного насоса; 8 — крышка привода масляного насоса; 10 — поршневой палец;

11 — поршень; 12 — прокладка головки блока цилиндров; 13 — впускной клапан; 14 — впускной трубопровод с ресивером;

15 — головка блока цилиндров; 16 — распределительный вал впускных клапанов; 17 — гидротолкатель; 18 — распределительный вал

выпускных клапанов; 19 — крышка головки блока цилиндров; 20 — указатель уровня масла; 21 — выпускной коллектор;

22 — выпускной клапан; 23 — блок цилиндров; 24 — пробка сливного отверстия

Теория ДВС: Двигатель ЗМЗ-406 (разборка)

note2auto.ru

Система охлаждения двигателя ЗМЗ-406 и ее компоненты

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Система охлаждения двигателя ЗМЗ-406 и ее компоненты

Система охлаждения ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 (рис. 18) - жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией.

Рис.18. Схема системы охлаждения двигателя ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302

1 - сливной краник блока цилиндров; 2 - радиатор отопителя; 3 - краник отопителя; 4 - двигатель; 5 - дроссельный патрубок; 6 - термостат; 7 - датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 8 - датчик сигнализатора перегрева охлаждающей жидкости; 9 - электровентилятор; 10 - радиатор, 11 - пробка расширительного бачка; 12 - расширительный бачок; 13 - сливной краник радиатора; 14 - датчик включения электровентилятора; 15 - водяной насос

Система охлаждения двс ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 состоит из водяной рубашки в блоке и головке цилиндров двигателя, водяного насоса, термостата, радиатора, расширительного бачка,электровентилятора, сливных краников, датчиков температуры охлаждающей жидкости, перегрева охлаждающей жидкости и включения электровентилятора, пробки расширительного бачка,

В систему также включен радиатор ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 отопителя кабины.

Поддержание правильного температурного режима двигателя оказывает решающее влияние на износ деталей двигателя и экономичность его работы.

Оптимальная температура охлаждающей жидкости 80-90°С поддерживается при помощи термостата, действующего автоматически, и электровентилятора, включаемого отдатчика через реле управления электровентилятором при достижении температуры охлаждающей жидкости 92°С.

Электровентилятор включен до тех пор, пока температура охлаждающей жидкости не упадет до 87°С. В холодное время года для поддержания оптимальной температуры охлаждающей жидкости используется также чехол, устанавливаемый на облицовку радиатора.

Для контроля температуры охлаждающей жидкости в комбинации приборов ЗМЗ-406 имеется указатель температуры, датчик которого ввернут в корпус термостата.

Кроме того, в комбинации приборов имеется сигнальная лампа, загорающаяся при повышении температуры жидкости до 104-109°С.

Датчик сигнальной лампы также ввернут в корпус термостата. При загорании лампы следует немедленно остановить двигатель, установить и устранить причину перегрева.

Термостат ЗМЗ-406

Термостат двигателя ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 (рис. 19) с твердым наполнителем, двухклапанный, типа ТС 107-01 расположен в корпусе, установленном на выходном отверстии головки цилиндров, и соединен шлангами с водяным насосом и радиатором.

Рис.19. Принцип действия термостата ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302

A - термостат закрыт; Б - термостат открыт

Основной клапан термостата ЗМЗ-406 начинает открываться при температуре охлаждающей жидкости 78-82°С. При температуре 94°С он полностью открыт.

При закрытом основном клапане жидкость в системе охлаждения двигателя ЗМЗ-406 циркулирует, минуя радиатор, через открытый дополнительный клапан термостата внутри рубашки охлаждения двигателя.

При полностью открытом основном клапане дополнительный клапан закрыт и вся жидкость проходит через радиатор охлаждения.

Отопитель кузова соединен параллельно с радиатором двс ЗМЗ-406, и термостат не отключает его от двигателя. Поэтому при прогреве двигателя не следует открывать заслонку воздухопритока и включать электродвигатель отопителя.

Термостат ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 автоматически поддерживает необходимую температуру охлаждающей жидкости в двигателе, отключая и включая циркуляцию жидкости через радиатор.

В холодную погоду, особенно при малых нагрузках двигателя, почти все тепло отводится в результате обдува двигателя холодным воздухом, и охлаждающая жидкость через радиатор не циркулирует.

Водяной насос ЗМЗ-406

Помпа ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 (рис. 20) центробежного типа. Расположена и закреплена на крышке цепи.

Рис.20. Водяной насос (помпа) ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302

1 - ступица; 2 - фиксатор; 3 - корпус; 4 - сальник; 5 - крыльчатка; 6- контрольное отверстие для выхода охлаждающей жидкости; 7- валик с подшипником

Подшипник 7 отделен от охлаждающей жидкости самоподтягивающимся сальником 4 неразборной конструкции, внутри которого расположены манжета и уплотняющая шайба.

Жидкость, просачивающаяся через сальник, не попадает в подшипник, а вытекает наружу через контрольное отверстие 6, которое периодически надо прочищать.

Подшипник от перемещения удерживается фиксатором 2, который завернут до упора и закернен.

Подшипник заполняется смазкой при сборке, в процессе эксплуатации добавления смазки не требуется. Ступица 1 и крыльчатка 5 помпы напрессованы на валик подшипника.

Рис.21. Схема натяжения ремня привода агрегатов ЗМЗ-406

Привод водяного насоса (помпы) ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 и генератора осуществляется поликлиновым ремнем 6РК1220 от коленчатого вала.

Натяжение ремня производится изменением положения натяжного ролика (рис. 21).

Наиболее характерной неисправностью водяной помпы ЗМЗ-406 является течь охлаждающей жидкости через сальник в результате износа кольца скольжения сальника и рабочего торца ступицы крыльчатки, а также потери упругости манжеты сальника.

Подтекание охлаждающей жидкости через сальник обнаруживается через контрольное отверстие, расположенное в средней части корпуса насоса, внизу.

Другой неисправностью водяного насоса ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 является износ его подшипника. Это вызывает шумную работу насоса.

Износ подшипника можно определить по величине осевого перемещения наружной обоймы относительно валика, которая не должна превышать 0,25 мм при нагрузке 1 даН (кгс).

Устранение обеих неисправностей достигается заменой изношенных деталей новыми, для этого необходимо разобрать водяной насос.

Разборка водяного насоса (помпы) ЗМЗ-406 производится в следующем порядке:

- съемником снять крыльчатку;

- съемником снять ступицу;

- вывернуть фиксатор подшипника;

- выпрессовать из корпуса подшипник в сборе с валиком;

- выпрессовать из корпуса сальник.

Промыть и очистить детали насоса, удалить отложения с крыльчатки и корпуса. Изношенный рабочий торец ступицы крыльчатки шлифовать до устранения выработки "как чисто".

Сборка водяного насоса двс ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 производится в следующем порядке:

с помощью оправки установить сальник, не допуская перекоса, в корпус насоса, предварительно нанеся на соединяемые поверхности клей-герметик;

запрессовать подшипник с валиком в сборе в корпус так, чтобы гнездо под фиксатор совпало с отверстием в корпусе насоса, подшипник заполнен смазкой на заводе-изготовителе и при ремонте насоса смазки не требует;

завернуть фиксатор подшипника и закернить, чтобы не происходило самоотворачивание фиксатора;

напрессовать на валик подшипника ступицу шкива насоса, выдержав размер 106,0±0,2 мм;

напрессовать крыльчатку на валик подшипника, обеспечив зазор между крыльчаткой и корпусом 0,9-1,3 мм.

При напрессовке ступицы и крыльчатки необходимо разгружать корпус, фиксатор и подшипник водяной помпы ЗМЗ-406 от усилий запрессовки, т. е. упор при напрессовке должен осуществляться на торец валика.

Система вентиляции картера ЗМЗ-406

Система вентиляции картера двс ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 (рис. 22) - закрытая, принудительная, действующая за счет разрежения во впускной трубе 5. Маслоотражатель 2 размещен в крышке клапанов 1.

При работе двигателя ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 на холостом ходу и малых нагрузках газы из картера отсасываются через малую ветвь 6 в канал 4 системы подачи воздуха на холостом ходу, откуда попадают во впускные каналы головки цилиндров.

На остальных режимах вентиляция осуществляется через дроссель ресивера и впускную трубу.

Рис.22. Схема вентиляции картера двигателя ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302

1 - крышка клапанов; 2 - маслоотражатель; 3 - трубка маслоотводящая; 4 - продольный капан системы холостого хода; 5 - ресивер с впускной трубой; 6 - шланг малой ветви вентиляции; 7 - шланг основной ветви вентиляции

При эксплуатации не нарушайте герметичность системы вентиляции и не допускайте работу двигателя при открытой маслозаливной головине. Это вызывает повышенный унос масла с картерными газами.

 

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

avtodvc.ru

Особенности системы питания двигателя ЗМЗ-406

В системе питания двигателя с впрыском топлива давление составляет 30 МПа (3 кгс/см2). Поэтому запрещается ослаблять соединения топливопроводов во время работы двигателя или сразу после его остановки. для проведения работ по ремонту системы питания на только что остановленном двигателе необходимо предварительно снизить давление в системе питания. Через 2—3 ч после остановки двигателя давление в системе падает практически до нуля.

Принципиальной особенностью системы питания двигателя ЗМЗ—4062 является отсутствие в ней карбюратора, совмещающего функции смесеобразования и дозирования подачи топливовоздушной смеси в цилиндры двигателя. В системе распределенного впрыска, установленной на данном двигателе, эти функции разделены — форсунки осуществляют дозированный впрыск топлива во впускную трубу, а подача необходимого в каждый момент работы двигателя воздуха осуществляется системой, состоящей из дросселя и регулятора холостого хода.Управление системой впрыска топлива и системой зажигания осуществляется электронным блоком управления двигателем, непрерывно контролирующим с помощью соответствующих датчиков величину нагрузки двигателя, скорость движения автомобиля, тепловое состояние двигателя и окр9кающей среды, оптимальность процесса сгорания в цилиндрах двигателя. Такой способ управления дает возможность обеспечивать оптимальный состав горючей смеси в каждый конкретный момент работы двигателя, что позволяет получить максимальную мощность при минимально возможном расходе топлива и низкой токсичности отработавших газов.Схема системы впрыска топлива показана на рисунке.

Схема системы питания двигателя ЗМЗ—4062: 3—дроссель; 4—топливопровод двигателя ; 6—форсунка 7— вакуумный шланг; 8— редукционный клапан; 9—шланг слива топлива; 10—топливный бак; 11— приемник топливного бака; 12— топливопровод низкого давления; 13— топливный насос; 1— впускная труба; 14, 16— топливопровод высокого давления; 2— воздушная дроссельная заслонка; 15— фильтр тонкой очистки топлива

Топливный бак 10 сварной штампованный, закреплен двумя стальными хомутами через прокладки под полом багажного отделения. В верхней части топливного бака установлен топливозаборник и датчик уровня топлива. Рядом с топливным баком под полом кузова находится электрический топливный насос, соединенный топливопроводом с топливным баком. для уменьшения вибрации кронштейн насоса крепится к полу через резиновые подушки. Из насоса топливо подается в топливный фильтр, установленный в моторном отсеке, и оттуда поступает в топливопровод двигателя, закрепленный на впускной трубе двигателя. Из топливопровода двигателя топливо впрыскивается форсунками во впускную трубу. Излишки топлива через редукционный клапан, установленный на заднем конце топливопровода двигателя, сливаются в топливный бак. Кроме показанной на схеме системы питания элементов, в нее входят воздушный фильтр, установленный в моторном отсеке, соединенный резиновым шлангом с датчиком массового расхода воздуха, который в свою очередь соединен с дросселем, установленным на воздушном ресивере, а также регулятор холостого хода, установленный тоже на воздушном ресивере.Форсунка представляет собой электромеханический клапан, в котором игла запорного клапана прижата к седлу пружиной. При подаче электрического импульса от блока управления на обмотку электромагнита игла поднимается и открывает отверстие распылителя, через которое топливо подается во впускную трубу двигателя. Количество топлива, впрыскиваемое форсункой, зависит от длительности электрического импульса.Редукционный клапан представляет собой емкость, разделенную диафрагмой, на которой закреплен клапан, закрывающий под действием пружины отверстие слива топлива. Редукционный клапан поддерживает постоянное давление в системе питания около 0,3 МПа. Верхняя часть редукционного клапана соединена с ресивером вакуумным шлангом. При перепаде давления в ресивере не выше 0,3 МПа клапан закрыт и давление в системе питания поднимается. Когда давление топлива достигает величины более 0,3 МПа, мембрана прогибается, открывая отверстие, и излишки топлива сливаются в топливный бак. Как только давление топлива опускается до 0,3 МПа, мембрана возвращается в исходное положение и перекрывает отверстие слива топлива.Датчик массового расхода воздуха служит для определения количества воздуха, поступающего в цилиндры двигателя. Сигналы с датчика поступают в блок управления двигателем и являются одним из параметров, определяющих длительность впрыска топлива форсунками — количество топлива зависит от количества воздуха в каждый определенный момент. Основным элементом датчика является платиновая нить, разогреваемая во время работы до 150 °С. При прохождении через корпус датчика всасываемого двигателем воздуха нить охлаждается, а электронная схема датчика постоянно стремится поддерживать температуру нити 150 °С. Электрическая мощность, затрачиваемая на поддержание температуры нити, является параметром, по которому блок управления двигателем определяет длительность электрического импульса, подаваемого на форсунки. Степень охлаждения платиновой нити зависит не только от количества, но и от температуры проходящего воздуха, определяемой термокомпенсационным резистором, соответственно корректирующим сигнал, подаваемый датчиком в блок управления. Для обеспечения возможности регулировки количества окиси углерода в отработавших газах на режиме холостого хода в электронном модуле имеется переменный резистор, винтом которого можно вручную изменить величину сигнала, подаваемого датчиком в электронный блок управления, изменив тем самым длительность импульса, подаваемого на форсунки, а следовательно, и количество впрыскиваемого топлива. Для очистки платиновой нити от загрязнений электронный модуль периодически подает на нее повышенное напряжение, вызывающее нагрев до 1000 °С. При этом все отложения сгорают. При выходе из строя датчика блок управления двигателем включает резервную программу, обеспечивающую работу двигателя с несколько другими, но приемлемыми мощностными и расходными характеристиками. При этом в комбинации приборов загорается контрольная лампа.Регулятор холостого хода служит для поддержания неизменными заданной частоты вращения холостого хода двигателя при его запуске, прогреве и изменении нагрузки, вызванных включением вспомогательного оборудования. Регулятор представляет собой золотниковый клапан с электромагнитным управлением и служит для подачи дополнительного воздуха во впускную трубу, минуя дроссельную заслонку. При выходе из строя регулятора холостого хода или отсутствии контакта в штекерной колодке нарушается стабильность частоты вращения холостого хода (обороты «плавают»). При этом загорается контрольная лампа в комбинации приборов. Если частота вращения холостого хода нестабильна, а контрольная лампа не загорелась, необходимо проверить герметичность присоединения соединительных шлангов.Датчик положения дроссельной заслонки, представляющий собой сдвоенный переменный полупроводниковый резистор, установлен на дросселе на одной оси с дроссельной заслонкой. По сигналу датчика блок управления двигателем определяет положение дроссельной заслонки с целью расчета длительности электрического импульса, подаваемого на форсунки, и оптимального угла опережения зажигания. Определяющим сигналом является величина падения напряжения на переменном резисторе датчика, которая изменяется в зависимости от положения дроссельной заслонки (полностью закрыта, частично открыта, полностью открыта). При выходе из строя датчика блок управления двигателем работает по заложенной в ((память)) резервной программе, используя данные других датчиков. При этом в комбинации приборов загорается контрольная лампа.Датчик частоты вращения и синхронизации расположен в передней части двигателя с правой стороны. По сигналу датчика блок управления двигателем определяет угловое положение коленчатого вала и частоту его вращения. По частоте сигналов, формируемых датчиком при вращении диска синхронизации, закрепленного на шкиве коленчатого вала, блок управления определяет число оборотов коленвала двигателя, синхронизируя подачу топлива форсунками и момент зажигания с рабочим процессом двигателя. При выходе из строя датчика положения коленчатого вала двигатель не заведется, так как блок управления, не получив сигнала с датчика, не включит системы впрыска и зажигания.Датчик детонации расположен в верхней части блока цилиндров двигателя с правой стороны и закреплен гайкой с пружинной шайбой. Он служит для определения момента возникновения детонации при работе двигателя на бензине с меньшим, чем требуется, октановым числом при перегреве двигателя, неправильном выборе водителем режима движения автомобиля. В основу работы датчика детонации положен принцип пьезоэффекта. При механическом воздействии на пьезоэлемент, изготовленный из металлокерамики, в нем возникает электрический ток. Механическое воздействие осуществляется инерционной шайбой, которая воспринимает ударную волну, возникающую в камере сгорания и цилиндре двигателя при детонационном сгорании топливной смеси. При этом в датчике возникает импульс напряжения, который он передает в блок управления со штекера. По этому сигналу блок управления корректирует угол опережения зажигания до прекращения детонации. Выход из строя датчика или наличие неисправности в его электрической цепи приведет к отсутствию оптимального изменения угла опережения зажигания при наличии детонации. При этом в комбинации приборов загорится контрольная лампа.Датчик фазы расположен в задней части головки блока цилиндров с левой стороны. Принцип работы датчика основан на эффекте Холла. При прохождении мимо торца сердечника датчика металлической пластины, закрепленной на распределительном валу, формируется импульс, позволяющий блоку управления определить момент нахождения

поршня 1-го цилиндра в верхней мертвой точке при такте сжатия и подать сигнал впрыска на форсунку именно этого цилиндра. Дальнейшая подача импульсов осуществляется блоком управления в соответствии с заложенным в его программу порядком работы цилиндров. При выходе из строя датчика фазы блок управления переключается в резервный режим с подачей топлива одновременно во все цилиндры. При этом сохраняется работоспособность двигателя, но существенно повышается расход топлива. О неисправности датчика сигнализирует контрольная лампа в комбинации приборов.Воздушный фильтр с сухим сменным фильтрующим элементом, изготовленным из гофрированного фильтрующего картона, расположен в правой передней части моторного отсека. Фильтрующий элемент закреплен на крышке фильтра гайкой-барашком, а крышка закреплена на корпусе тремя пружинными зажимами.Электрический топливный насос роторного типа с приводом от электродвигателя постоянного тока расположен непосредственно в корпусе насоса и работает в топливе. В связи с этим какие-либо уплотнения подвижных деталей в насосе отсутствуют, а смазка трущихся поверхностей осуществляется протекающим топливом. Обратный клапан, установленный в насосе, предотвращает стекание топлива из топливопровода высокого давления в бак после выключения зажигания. Электрический топливный насос — неразборной конструкции и при выходе из строя подлежит замене.Топливный фильтр установлен в моторном отсеке над вакуумным усилителем тормоза. Замена штатного фильтра каким-либо другим, например унифицированным, в пластмассовом корпусе, категорически запрещена из-за высокого давления топлива в системе.Система вентиляции картера двигателя закрытого типа принудительная, действующая за счет разрежения во впускном трубопроводе.При работе двигателя на холостом ходу и с малыми нагрузками, когда дроссельная заслонка прикрыта, картерные газы засасываются через шланг малой ветви системы непосредственно во впускной трубопровод двигателя и затем в цилиндры. На остальных режимах отсос картерных газов осуществляется через шланг основной ветви системы в дроссель и оттуда во впускной трубопровод. При эксплуатации необходимо следить за герметичностью присоединения и чистотой трубопроводов, так как при неработающей системе вентиляции картера происходит быстрое окисление и старение масла в двигателе. Засорение трубопроводов системы приводит к течи масла через сальники и уплотнения двигателя из-за чрезмерного повышения давления картерных газов.

autoruk.ru

Комплектующие детали ГРМ двигателя ЗМЗ-406

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Комплектующие детали ГРМ двигателя ЗМЗ-406

 В процессе эксплуатации, а также из-за погрешности при изготовлении деталей привода газораспределительного механизма ГРМ ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 возможно значительное отклонение фаз газораспределения от заданных значений.

В то же время известно, что правильность фаз газораспределения является одним из важнейших факторов, влияющих на мощность, крутящий момент и экономические показатели двигателя.

Поэтому при снижении тяговых свойств двигателя, повышении эксплуатационного расхода топлива и неустойчивой работе двигателя возникает необходимость проверить и, при необходимости, правильно установить фазы ГРМ.

Двигатель ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 имеет два газопровода: впускной и выпускной.

Впускной газопровод ЗМЗ-406 состоит из впускной трубы и ресивера, отлитых из алюминиевого сплава и соединенных между собой через паронитовую прокладку пятью шпильками.

Впускная труба в сборе с ресивером через паронитовую прокладку пятью шпильками крепится к головке цилиндров справа.

Ресивер представляет собой емкость определенного объема, подобранную таким образом, чтобы вместе с газовыми каналами впускной трубы, имеющими одинаковую длину, форму и сечение для каждого цилиндра, подобранными экспериментально, обеспечить настройку впускной системы, на определенном скоростном режиме, на получение некоторого давления перед впускными клапанами и тем самым иметь более высокое наполнение цилиндров, а значит и более высокую мощность.

К фланцу ресивера через паронитовую прокладку четырьмя болтами крепится дроссельный патрубок (дроссель), в котором на горизонтальной оси установлена дроссельная заслонка, регулирующая подачу воздуха в цилиндры двигателя ЗМЗ-406.

Дроссельная заслонка управляется водителем от педали через рычаги и тросик, закрепленный на секторе рычага дроссельной заслонки.

На корпусе дроссельного патрубка установлен датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ), подвижная часть которого соединена с осью дроссельной заслонки. ДПДЗ информирует электронную систему управления о величине открытия дроссельной заслонки.

На корпусе дроссельного патрубка установлены также четыре штуцера: два нижних и два верхних. К нижним штуцерам подсоединены шланги подвода и отвода охлаждающей жидкости для подогрева корпуса дроссели.

Два верхних штуцера служат: один для подсоединения трубки вентиляции картера двигателя ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302, другой для подсоединения трубки подачи воздуха к регулятору холостого хода.

Кроме того, на ресивере закреплены: двумя болтами регулятор холостого хода и двумя болтами кронштейн наконечника трубки тросика управления дроссельной заслонкой.

Рис.4. Топливопровод двигателя ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302

1 - впускная труба; 2 - электромагнитная форсунка; 3 - штуцер; 4 - топливопровод; 5 - болт; 6 - регулятор давления топлива; I - от электробензонасоса; II - к ресиверу; III - к бензобаку

К впускной трубе двумя болтами М6 закреплен, отлитый из алюминия, топливопровод 4 (рис. 4 ) с установленными в нем четырьмя электромагнитными форсунками 2.

Другие концы электромагнитных форсунок двс ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 входят в отверстия впускной трубы 1. Уплотнение форсунок в отверстиях топливопровода и впускной трубы осуществляется с помощью резиновых колец круглого сечения.

Выпускной газопровод двс ЗМЗ-406 (коллектор) отлит из чугуна, через четыре стальных прокладки восемью шпильками крепится к головке цилиндров слева.

Для улучшения очистки цилиндров двигателя от отработавших газов и повышения мощностных показателей двигателя патрубки выпускного коллектора от первого и четвертого, а также от второго и третьего цилиндров попарно соединены между собой.

Распредвал двигателя ЗМЗ-406

Распредвалы ГРМ двигателя ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 отлиты из чугуна. Двигатель имеет два распределительных вала: для впускных и выпускных клапанов.

Профили кулачков распределительных валов двс ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 одинаковые. Для достижения высокой износостойкости рабочая поверхность кулачков отбелена до высокой твердости при отливке распределительного вала.

Каждый распредвал ЗМЗ-406 имеет пять опорных шеек. Первая шейка имеет диаметр 42 мм, остальные - 35 мм. Валы вращаются в опорах, образованных алюминиевой головкой и алюминиевыми крышками, расточенных в сборе.

Кулачки по ширине смещены на 1 мм относительно оси гидравлических толкателей (гидрокомпенсаторов ЗМЗ-406), что при работе двигателя придает толкателю вращательное движение. В результате этого уменьшается износ торца толкателя и отверстия под гидрокомпенсатор ЗМЗ-406 и делает его равномерным.

От осевых перемещений каждый распредвал удерживается упорным стальным термоупрочненным или пластмассовым фланцем, который входит в выточку крышки передней опоры и в проточку на передней опорной шейке распределительного вала.

Распредвалы ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 обеспечивают следующие фазы газораспределения: впускные клапана открываются с опережением на 14° до прихода поршня в ВМТ, закрываются с запаздыванием на 46° после прихода поршня в НМТ, выпускные клапана открываются с опережением 46° до прихода поршня в НМТ и закрываются с запаздыванием на 14° после прихода поршня в ВМТ.

Указанные фазы газораспределения действительны при правильной установке привода распредвалов. Высота подъема клапанов 9 мм.

Привод распредвалов ЗМЗ-406

Привод распределительных валов двс ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 (рис. 5) - цепной, двухступенчатый. Первая ступень - от коленчатого вала на промежуточный вал, вторая ступень - от промежуточного вала на распределительные валы.

Приводная цепь ГРМ первой ступени (нижняя) имеет 70 звеньев, второй ступени (верхняя) - 90 звеньев. Цепь втулочная, двухрядная с шагом 9,525 мм.

На коленчатом валу находится звездочка 1 из высокопрочного чугуна с 23-я зубьями. На промежуточном валу ЗМЗ-406 находится ведомая звездочка 7 первой ступени также из высокопрочного чугуна с 38-ю зубьями и ведущая стальная звездочка 8 второй ступени с 19-ю зубьями.

На распредвалах ЗМЗ-406 установлены звездочки 14, 16 из высоко­прочного чугуна с 23-я зубьями.

Звездочка на распределительном валу устанавливается на передний фланец и установочный штифт и крепится центральным болтом М12х1,25.

Рис.5. Привод распредвалов ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302

1 - звездочка коленчатого вала; 2 - гидронатяжитель нижней цепи; 3 - шумоизолирующая резиновая шайба; 4 - пробка; 5 - башмак гидронатяжителя нижней цепи; 6 - нижняя цепь; 7 - ведомая звездочка промежуточного вала; 8 - ведущая звездочка промежуточного вала; 9 - башмак гидронатяжителя верхней цепи; 10 - гидронатяжитель верхней цепи, 11 - верхняя цепь; 12 - установочная метка на звездочке; 13 - установочный штифт; 14 - звездочка распределительною вала впускных клапанов; 15 - верхний успокоитель цепи; 16 - звездочка распределительного вала выпускных клапанов; 17 - верхняя плоскость головки блока цилиндров; 18 - средний успокоитель цепи; 19 - нижний успокоитель цепи; 20 - крышка цепи; М1 и М2 - установочные метки на блоке цилиндров

Распредвалы ГРМ ЗМЗ-406 вращаются в два раза медленнее коленчатого. На торцах звездочки коленчатого вала, ведомой звездочке промежуточного вала и звездочках распределительных валов имеются установочные метки, служащие для правильной установки распределительных валов и обеспечения заданных фаз газораспределения.

Гидронатяжитель ЗМЗ-406

Натяжение каждой цепи (нижней 6 и верхней 11) производится автоматически - гидронатяжителями 2 и 10.

Гидронатяжители ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 установлены в расточенные отверстия: нижний - в крышке цепи 20, верхний - в головке цилиндров, и закрыты алюминиевыми крышками, закрепленными к крышке цепи и к головке цилиндров двумя болтами М 8 через паронитовые прокладки.

Корпус гидронатяжителя ГРМ ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 через шумоизолирующую резиновую шайбу 3 упирается в крышку, а плунжер через башмак действует на нерабочую ветвь цепи.

Кроме того, в крышке имеется отверстие с конической резьбой К 1/8" закрытое пробкой 4, через которое гидронатяжитель "разряжается".

Башмак изготовлен из пластмассы с криволинейной рабочей поверхностью и со стальной опорной площадкой, на которую давит плунжер гидронатяжителя.

Башмаки 5 и 9 установлены консольно на осях, ввернутых в передний торец блока цилиндров.

Рабочие ветви цепей проходят через успокоители 15, 18 и 19, изготовленные из пластмассы и закрепленные двумя болтами М 8 каждый: нижний -19 на переднем торце блока цилиндров, верхний 15 и средний 18 - на переднем торце головки цилиндров.

Гидронатяжитель ГРМ ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 (рис. 6) стальной, выполнен в виде плунжерной пары, состоящей из корпуса 4 и плунжера 3.

Внутри плунжера установлена пружина 5, которая сжата корпусом клапана 1 с наружной резьбой, в котором расположен обратный шариковый клапан.

Корпус 4 и плунжер 3 связаны между собой через храповое устройство, состоящее из запорного кольца 2, кольцевых канавок в корпусе и канавки специального профиля на плунжере.

Гидротолкатель ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 устанавливается на двигатель в "заряженном" состоянии, когда плунжер 3 удерживается в корпусе 4 с помощью стопорного кольца 6.

Рис.6. Гидронатяжитель ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 в сборе

1 - корпус клапана в сборе; 2 - кольцо запорное; 3 - плунжер; 4 - корпус; 5 - пружина; 6 - кольцо стопорное

В рабочем состоянии гидронатяжитель "разряжен", когда стопорное кольцо 6 выведено из канавки в корпусе и не удерживает плунжер.

Гидронатяжитель ГРМ ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 работает следующим образом. Под действием пружины 5 и давления масла, поступающего из масляной магистрали, плунжер З нажимает на башмак цепи, а через него на цепь.

По мере вытяжки цепи и износа башмака плунжер выдвигается из корпуса 4, передвигая запорное кольцо 2 храпового устройства из одной канавки корпуса в другую.

При изменении скоростного режима работы двигателя и возникновении ударов со стороны цепи на башмак плунжер 3 движется назад, сжимая пружину 5, при этом шариковый клапан закрывается и происходит дополнительное демпфирование за счет перетекания масла через зазор между плунжером и корпусом.

Обратный ход плунжера ограничивается шириной канавки на плунжере.

Промежуточный вал ЗМЗ-406

Промежуточный вал двс ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 (рис. 7) - стальной, двухопорный, установлен в приливах блока цилиндров, справа. Наружная поверхность вала углеродоазотирована на глубину 0,2-0,7 мм и термообработана.

Рис.7. Промвал двс ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302

1 - болт; 2 - стопорная пластина; 3 - ведущая звездочка; 4 - ведомая звездочка; 5 - передняя втулка вала; 6 - промежуточный вал; 7 - труба промежуточного вала; 8 - валик-шестерня; 9 - гайка; 10 - шестерня привода масляного насоса; 11 - задняя втулка вала; 12 - блок цилиндров; 13 - фланец промежуточного вала; 14 - штифт

Промежуточный вал ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 вращается во втулках, запрессованных в отверстия в приливах блока цилиндров. Передняя 5 и задняя 11 втулки сталеалюминиевые.

От осевых перемещений промежуточный вал ЗМЗ-406 удерживается стальным фланцем 13, который расположен между торцем передней шейки вала и ступицей ведомой звездочки 4 с зазором 0,05-0,2 мм и закреплен двумя болтами М8 к переднему торцу блока цилиндров.

Осевой зазор обеспечивается разницей размеров между длиной уступа на валу и толщиной фланца. Для повышения износостойкости фланец закален, а для улучшения приработки торцовые поверхности фланца шлифованы и фосфатированы.

На передний цилиндрический выступ вала установлена ведомая звездочка 4. Ведущая звездочка 3 цилиндрическим выступом устанавливается в отверстие ведомой звездочки 4, а ее угловое положение фиксируется штифтом 14, запрессованным в ступицу ведомой звездочки 4.

Обе звездочки "напроход" крепятся двумя болтами 1 (М8) к промежуточному валу. Болты контрятся отгибом на их грани углов стопорной пластины 2.

На хвостовике промвала ЗМЗ-406 с помощью шпонки и гайки 9 закреплена ведущая винтовая шестерня 10 привода масляного насоса.

Свободная поверхность промежуточного вала автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 (между опорными шейками) герметично закрыта тонкостенной стальной трубой 7, запрессованной в приливы блока цилиндров.

Клапаны ЗМЗ-406

Клапаны двс ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 приводятся от распределительных валов непосредственно через гидравлические толкатели 8 (рис. 8), для которых выпонены направляющие отверстия в головке цилиндров.

Рис.8. Привод клапанов ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302

1 - впускной клапан; 2 - головка цилиндром; 3 - распределительный вал впускных клапанов; 4 - тарелка пружин клапана; 5 - маслоотражательный колпачок; 6 - наружная пружина клапана; 7 - распределительный вал выпускных клапанов; 8 - гидротолкатель; 9 - сухарь клапана; 10 - выпускной клапан; 11 - внутренняя пружина клапана; 12 - опорная шайба пружин клапана

Привод клапанов ЗМЗ-406 закрыт сверху крышкой, отлитой из алюминиево­го сплава, с закрепленным с внутренней стороны лабиринтным масло­ отражателем с тремя маслоотводящими резиновыми трубками.

Крышку клапанов двс ЗМЗ-406 через резиновую прокладку и резиновые уплотнители свечных колодцев крепится к головке цилиндров восемью болтами М8.

Сверху на крышке клапанов устанавливается крышка маслозаливного отверстия и крепятся две катушки зажигания.

Клапана мотора ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 изготовлены из жаропрочных сталей: впускной клапан - из хромокремнистой, выпускной - хромоникельмарганцовистой и азотирован.

На рабочую фаску выпускного клапана дополнительно наплавлен жаростойкий хромоникелевый сплав.

Диаметр стержня клапанов ЗМЗ-406 - 8 мм. Тарелка впускного клапана имеет диаметр 37 мм, а выпускного - 31,5 мм. Угол рабочей фаски обоих клапанов 45°30.

На конце стержня клапана выполнены выточки для сухариков 9 (см. рис. 5) тарелки 4 пружин клапана. Тарелки пружин клапанов и сухарики изготовлены из малоуглеродистой стали и подвергнуты поверхностному нитроцементированию.

На каждый клапан ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 устанавливается по две пружины: наружная 6 с правой навивкой и внутренняя 11 - с левой. Пружины изготовлены из термически обработанной высокопрочной проволоки и подвергнуты дробеструйной обработке.

Под пружины устанавливается опорная стальная шайба 12. Клапаны 1 и 10 работают в направляющих втулках, изготовленных из серого чугуна. Внутреннее отверстие втулок окончательно обрабатывается после их запрессовки в головку.

Втулки клапанов мотора ЗМЗ-406 снабжены стопорными кольцами, препятствующими самопроизвольному перемещению втулок в головке.

Для уменьшения количества масла, просасываемого через зазоры между втулкой и стержнем клапана, на верхние концы всех втулок напрессованы маслоотражательные колпачки 5, изготовленные из маслостойкой резины.

Детали клапанного механизма ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 : клапаны, пружины, тарелки, сухарики, опорные шайбы и маслоотражательные колпачки взаимозаменяемы с аналогичными деталями двигателя автомобиля ВАЗ-2108.

Гидротолкатель (гидрокомпенсатор) ЗМЗ-406

Гидротолкатель ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 (рис. 9) стальной, его корпус 2 выполнен в виде цилиндрического стакана, внутри которого размещен компенсатор с обратным шариковым клапаном.

На наружной поверхности корпуса выполнена канавка и отверстие для подвода масла внутрь толкателя из магистрали в головке цилиндров. Для повышения износостойкости наружная поверхность и торец корпуса толкателя нитроцементированы.

Рис.9. Гидротолкатель (гидрокомпенсатор) ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302

1 - направляющая втулка компенсатора; 2 - корпус гидротолкателя; 3 - стопорное кольцо; 4 - корпус компенсатора; 5 - поршень компенсатора; 6 - обратный шариковый клапан; 7 - пружина

Гидрокомпенсаторы ГРМ ЗМЗ-406 устанавливаются в расточенные в головке цилиндров отверстия диаметром 35 мм между торцами клапанов и кулачками распределительных валов.

Гидротолкатель ЗМЗ-406 размещен в направляющей втулке 1, установленной и приваренной внутри корпуса гидротолкателя, и удерживается стопорным кольцом 3.

Гидрокомпенсатор ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 состоит из поршня 5, опирающегося изнутри на донышко корпуса гидронатяжителя, и корпуса 4, который опирается на торец клапана.

Между поршнем и корпусом компенсатора установлена пружина 7, раздвигающая их и тем самым выбирающая возникающий зазор. Одновременно пружина 7 прижимает колпачок обратного шарикового клапана 6, размещенного в поршне.

Обратный шариковый клапан пропускает масло из полости корпуса гидротолкателя в полость компенсатора и запирает эту полость при нажатии кулачка распределительного вала на корпус гидротолкателя.

Работает гидротолкатель ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 следующим образом: при нажатии кулачка распределительного вала на торец корпуса гидротолкателя 2 (открытие клапана) шариковый клапан 6 закрывается, запирая находящееся внутри компенсатора масло, которое становится рабочим телом, через которое передается усилие и движение от кулачка к клапану.

При этом часть масла перетекает через зазор в плунжерной паре компенсатора в полость корпуса гидротолкателя, и поршень 5 несколько вдвигается в корпус компенсатора 4.

При закрытии клапана, когда снимается усилие с гидротолкателя, пружина 7 компенсатора прижимает поршень 5 и корпус гидротолкателя 2 к цилиндрической части кулачка, выбирая зазор, шариковый клапан 6 в компенсаторе открывается, впуская в полость компенсатора масло, после чего цикл повторяется.

Гидротолкатели (гидрокомпенсатор) ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 автоматически обеспечивают беззазорный контакт кулачков распределительных валов с клапанами, компенсируя износы сопрягаемых деталей: кулачков, торцов корпуса гидротолкателя, корпуса компенсатора, клапана, фасок седел и тарелок клапанов.

 

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

avtodvc.ru

Устройство двигателя ЗМЗ 406

Автомобили 13 января 2014

Двигатель ЗМЗ 406 – это некое переходное звено между старым карбюраторным мотором ЗМЗ 402 и его усовершенствованной инжекторной версией модели 405. ЗМЗ 406Странно, что данная установка маркируется большим значением, нежели ее наследник. Неопытный автолюбитель подумает, что ЗМЗ 406 разработан намного позже 405-го и является более производительным. Что же, давайте рассмотрим, чем отличается этот 406-й мотор.

Краткая характеристика

Данный двигатель относится к ряду 4-цилиндровых карбюраторных бензиновых установок. ЗМЗ 406 имеет рядное расположение цилиндров. Количество распределительных валов в ГБЦ – 2. Порядок работы цилиндров: 1-2-4-2. Рабочий объем двигателя равен 2.3 литра, мощность – 130 лошадиным силам.двигатель ЗМЗ 406

Устройство

Исходя из рисунка №2 мы видим, что двигатель ЗМЗ 406 состоит из:

  1. Поддона картера.
  2. Маслозборника.
  3. Масляного насоса.
  4. Валика привода насоса.
  5. Коленчатого вала.
  6. Шатуна.
  7. Ведомой шестерни привода масляного насоса.
  8. Крышки того же устройства.
  9. Ведущей шестерни привода масляного насоса.
  10. Поршней.
  11. Прокладки блока цилиндров.
  12. Выпускного клапана.
  13. Впускного трубопровода с ресивером.
  14. ГБЦ.
  15. Распредвала впускного клапана.
  16. Гидравлического толкателя.
  17. Распредвала выпускного клапана.
  18. Крышки ГБЦ.
  19. Указателя уровня масла.
  20. Выпускного коллектора.
  21. Выпускного клапана.
  22. Блока цилиндров.
  23. Пробки сливного отверстия.

Примечание: нумерация деталей двигателя ЗМЗ 406 совпадает с обозначением устройств на рисунке №2.

Что касается разработки, данный агрегат был сконструирован совместно с немецкой компанией «Мерседес», за счет чего инженерам удалось увеличить межсервисный интервал до 15 тысяч и значительно повысить срок службы основных деталей двигателя. Как показывает практика, ЗМЗ 406 может служить до 300-400 тысяч километров без всяких расточек блоков и замены цилиндропоршневых групп. Однако данное значение во многом зависит от состояния цепи. Если она придет в неисправность, выйдет из строя весь мотор. Отсюда и такое разногласие: у одних двигатель может служить и 400 тысяч без проблем, а у других ломается уже через сотню. Но однозначно участие немецких коллег-мотористов положительно повлияло на надежность данного агрегата, ведь по сравнению с 402-м мотором его ресурс эксплуатации был увеличен почти вдвое.

Ремонт двигателя ЗМЗ 406 – штука очень серьезная, ведь процесс расточки деталей усложняется еще и 16-ю клапанами. Поэтому за счет усложненной конструкции цена на капремонт данного мотора составляет от 1 до 2 тысяч долларов. Однако вместе с тем не стоит забывать, что 16 клапанов обеспечивают отменную динамику машине и служат куда дольше, чем на 402-м.ремонт двигателя ЗМЗ 406

В заключение хочется сказать одно: заволжский 406-й двигатель действительно прошел этап эволюции и стал примером для подражания многих российских автопроизводителей. Его удивительно большой ресурс эксплуатации и отличные мощностные характеристики приблизили Горьковский и Заволжский заводы на шаг ближе к современности. И даже по сравнению с американским «Камминзом», которым укомплектовываются наравне с ЗМЗ все «ГАЗели» и «Волги», он не теряет свою популярность, и спрос на него растет.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Двигатель Бизнес Двигатель "ЗМЗ-406 Турбо": описание, характеристики и отзывы

Отечественный двигатель "ЗМЗ-406 Турбо" является приемником классического аналога, известного под индексом 402. Новый мотор несколько напоминает шведский «Сааб», корпус агрегата сделан из чугуна, распредел...

Цепь ГРМ ЗМЗ-406: установка и заменаАвтомобили Цепь ГРМ ЗМЗ-406: установка и замена

Система газораспределения – одна из главных составляющих любого двигателя. В нее входит цепная или ременная передача. Последняя является менее шумной, но в то же время менее надежной. Цепь никогда не рвется. Но ...

Двигатели ЗМЗ-405: технические характеристики, ценыАвтомобили Двигатели ЗМЗ-405: технические характеристики, цены

Семейство бензиновых двигателей ЗМЗ-405 можно по праву считать одним из предметов гордости их производителя – ОАО «Заволжского моторного завода». Высокое качество этих моторов подтверждено годами экс...

Устройство двигателя автомобиля. Описание, принцип работыАвтомобили Устройство двигателя автомобиля. Описание, принцип работы

Самым распространенным двигателем из тех, которые устанавливаются в настоящее время, является мотор внутреннего сгорания. Устройство и работа двигателя автомобиля достаточно простые, несмотря на множество деталей, из ...

Устройство двигателя асинхронного, его применениеАвтомобили Устройство двигателя асинхронного, его применение

Асинхронный двигатель переменного тока трансформирует электрическую энергию в механическую. Является самым распространенным в промышленности. Устройство двигателя довольно простое, работа происходит при постоянном ток...

Устройство двигателя внутреннего сгорания: принцип работыАвтомобили Устройство двигателя внутреннего сгорания: принцип работы

Практически на всех современных автомобилях в роли силового аппарата применяют двигатель внутреннего сгорания. Сокращено - ДВС. Есть еще и электромобили, но в этой статье мы рассмотрим устройство двигателя внутреннего...

Двигатель ЗМЗ-410: технические характеристики, описание и отзывыАвтомобили Двигатель ЗМЗ-410: технические характеристики, описание и отзывы

Заволжский моторный завод, который был основан еще в далеком 1958 году, выпустил более 15 миллионов двигателей. Моторы поставлялись Ульяновскому, Горьковскому и Павловскому автобусным заводам. Среди выпускаемых моторо...

ЗМЗ-406, метки ГРМ - инструкция по установкеАвтомобили ЗМЗ-406, метки ГРМ - инструкция по установке

Для того чтобы в нормальном режиме работал мотор на автомобиле Волга или Газель, необходимо правильно выставить на ЗМЗ-406 метки ГРМ. На автомобилях в качестве привода использоваться может цепь или ремень. Преимуществ...

Двигатель ЗМЗ-511 для автомобилей средней грузоподъемностиАвтомобили Двигатель ЗМЗ-511 для автомобилей средней грузоподъемности

Двигатель ЗМЗ-511 - это бензиновый восьмицилиндровый V-образный силовой агрегат, который благодаря простому устройству, надежной конструкции и качественным техническим параметрам ранее широко устанавливался на разнооб...

Насос-форсунка дизельного двигателя: устройство и принцип работыАвтомобили Насос-форсунка дизельного двигателя: устройство и принцип работы

Требования, которые предъявляются к современным дизельным моторам в отношении мощности, экономичности и экологичности, становятся все выше. Чтобы эти требования удовлетворить, следует обеспечить хорошее смесеобразован...

monateka.com

Устройство и описание двигателя ЗМЗ 406 - Ремонт двигателя змз 406 - Ремонт двигателей - Полезные статьи и ремонт двигателя - Автомир

Автомобили Волга ГАЗ 31105 оборудуются двигателем ЗМЗ 406. Данный двигатель является бензиновым, четырехцилиндровым, четырехтактным, рядный, с 4 клапанами на цилиндр, системой распределительного впрыска топлива и 2 распределительными валами, расположенными в блоке цилиндров.  Цилиндры работают в следующем порядке: 1-3-4-2. Рассмотрим устройство двигателя ЗМЗ 406 подробнее.

Блок цилиндров выполнен из чугуна, а цилиндры расточены в блоке. Между цилиндрами имеются каналы для охлаждающей жидкости. Спереди двигателя находятся ременной привод генератора, насоса охлаждающей жидкости и гидроуселителя руля. С правой стороны блока цилиндров расположена топливная рампа с форсунками, ресивер с впускным трубопроводом, регулятор холостого хода, генератор, дроссельный узел, масляный фильтр, стартер. С левой стороны двигателя ЗМЗ 406 находятся выпускной коллектор, датчики давления масла и температуры охлаждающей жидкости, термостат, указатель уровня масла. Сверху блока цилиндров расположены свечи, маслозаливная горловина, катушка зажигания и высоковольтные провода. К задней части двигателя прикреплен картер сцепления.

Сам двигатель ЗМЗ 406 прикреплен к кузову автомобиля с помощью трех опор: две резиновые подушки находятся с каждой стороны двигателя, а третья (резиновая или пружинная) размещена под картером коробки передач.

Коленчатый вал отлит из чугуна и вращается на коренных подшипниках скольжения. Перемещению по оси коленчатого вала препятствуют 4 опорные полукольца, которые установлены в крышке коренного подшипника и проточках опоры.

Шатун – кованный, стальной, двутаврового сечения, верхней головкой соединен с поршневым пальцем, а разъемной (нижней) головкой – с коленчатым валом через шатунный подшипник скольжения. Палец свободно вращается в бронзовой втулке головки шатуна и в бобышках поршня, т.е. является плавающего типа. Перемещению по оси поршневого пальца препятствуют два стопорные кольца, которые размещены в проточках бобышек поршня.

Поршень отлит из алюминиевого сплава и имеет одно маслосъемное и два компрессионных кольца. При работе поршень охлаждается струей масла сквозь отверстие в головке шатуна.

Головка блока цилиндров является частью устройства. Она отлита из алюминиевого сплава с запрессованными направляющими втулками клапанов и чугунными седлами. Клапаны запускаются через цилиндрические толкатели, поэтому их привод не требует регулировки зазоров.

Распределительные валы отлиты из чугуна и вращаются на подшипниках скольжения. Осевого перемещения распределительного вала ограничивают пластмассовые полукольца, которые установлены в проточках опорных шеек валов и выточках передней крышки. Привод распределительных валов является цепным, двухступенчатым, т.е. осуществляется через звездочку промежуточного вала. Натяжение цепей осуществляется автоматическими гидравлическими натяжителями, которые работают от давления, создаваемого в системе смазки. Натяжители давят на цепь через пластмассовые башмачки, которые закреплены на осях. На двигателях последних лет выпуска башмаки заменили звездочки, которые закрепили на поворотных рычагах, таким образом, повысилась надежность привода газораспределительного механизма. Оси башмаков взаимозаменяемы с осями рычагов. Удлинитель оси башмаков заменен проставкой, которая закрепляется на блоке цилиндров с помощью двух болтов. Цепи нового привода газораспределительного механизма не заменяются цепями, которые применялись ранее.

Устройство ЗМЗ 406 также включает систему смазки двигателя, которая является комбинированной. Под давлением смазываются поршневые пальцы, шатунные и корневые подшипники коленчатого вала, опоры распределительных валов, гидротолкатели, подшипники ведомой шестерни привода масляного насоса и промежуточного вала. Все остальные детали смазываются разбрызгиванием. Масляный насос двигателя ЗМЗ 406 является шестеренчатым, односекционным. В системе смазки присутствует полнопоточный фильтр и масляный радиатор.

Поперечный разрез двигателя

1 — поддон картера;

2 — маслозаборник;

3 — масляный насос;

4 — валик привода масляного насоса;

5 — коленчатый вал;

6 — шатун;7, 9 — ведомая и ведущая шестерни привода масляного насоса;

8 — крышка привода масляного насоса;

10 — поршневой палец;11 — поршень;

12 — прокладка головки блока цилиндров;

13 — впускной клапан;

14 — впускной трубопровод с ресивером;15 — головка блока цилиндров;

16 — распределительный вал впускных клапанов;

17 — гидротолкатель;

18 — распределительный вал выпускных клапанов;

19 — крышка головки блока цилиндров;

20 — указатель уровня масла;

21 — выпускной коллектор;22 — выпускной клапан;

23 — блок цилиндров;

24 — пробка сливного отверстия

Вид двигателя мод. 4062 с левой стороны:

1 – сливная пробка;2 – масляный картер;3 – выпускной коллектор;4 – кронштейн опоры двигателя;5 – кран слива охлаждающей жидости;6 – водяной насос;7 – датчик лампы перегрева охлаждающей жидкости;8 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;9 – датчик темпера;

10 – термостат;11 – датчик лампы аварийного давления масла;12 – датчик указателя давления масла;13 – шланг вентиляции картера;14 – указатель (щуп) уровня масла;15 – катушка зажигания;16 – датчик фазы;17 – теплоизоляционный экран

Вид двигателя мод. 4062 с правой стороны:

1 – диск синхронизации;2 – датчик частоты вращения и синхронизации;3 – масляный фильтр; 4 – стартер;5 – датчик детонации;6 – трубка слива охлаждающей жидкости;7 – датчик температуры воздуха;

8 – впускная труба;9 – ресивер;10 – катушка зажигания;11 – регулятор холостого хода;12 – дроссель;13 – гидронатяжитель цепи;14 – генератор

Схема установки крышек распределительных валов:

Наименование параметра ЗМЗ-4062 ЗМЗ-4061 ЗМЗ-4063 ЗМЗ-4052 ЗМЗ-409
Рабочий объем, л 2,3 2,46 2,69
Диаметр цилиндра, мм 92 95,5
Ход поршня, мм 86 92
Степень сжатия 9,1 8,0 9,5 9,3 9,0
Система питания Впрыск Карбюраторная Впрыск
Номинальная мощность, кВт (л.с.) 110,3 (150) 73,5 (100) 80,9 (110) 118,8 (152) 105 (142,8)
Частота вращения при ном. мощности, мин-1 5200 4500 4500 5200 4400
Макс. крутящий момент, Н*м (кгс*м) 206 (21) 181,5 (18,5) 191,3 (19,5) 210,0 (21,5) 230 (23,5)
Частота вращения при ном. мощности, мин-1 5200 4500 4500 5200 4400
Частота вращения при макс. крутящем моменте, мин-1 4000 3500 3500 4300 3900
Частота вращения на холостом ходу, мин-1 (мин+-50 / макс) 800 / 6000 750 / 6000 850 / 6000 850 / 5000
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт*ч (г/л.с.*ч) 252 (185) 273 (200) 265 (195)
Порядок работы цилиндров 1-3-4-2
Расход масла на угар, % от расхода топлива 0,3 0,4 0,3
Масса двигателя в комплекте поставки заводом, кг 187 185 187 190

autoworlds.ucoz.ru


Смотрите также