Маленькие детали системы смазки, из — за которых бывают большие неприятности.
Давление масла в системе смазки четырёхтактного двигателя должно быть достаточно большим (2 — 7 кг.) Состояние вкладышей коленвала и важное значение масляного насоса всем известно, но в системе смазки существуют и другие элементы, которым обычно редко уделяют должное внимание, а зря. Поговорим о трёх клапанах: обратном, перепускном и редукционном, которые имеются во всех более менее серъёзных двигателях и неисправности в этих клапанах резко снижают ресурс двигателя.
У большинства двигателей цилиндры расположены вертикально или почти вертикально ( с небольшим наклоном). При такой компановке маслонасосу приходится поднимать масло из поддона к вкладышам коленвала, а затем, ещё выше в головку цилиндров, чтобы смазать подшипники распредвала, кулачки, коромысла и другие находящиеся в ней подвижные детали. После остановки мотора масло по каналам стремится стечь вниз в поддон и ,если это произойдёт (особенно при длительной стоянке), то при следующем пуске мотора все трущиеся детали будут некоторое время работать в состоянии полусухого трения, пока насос не заполнит маслом всю систему.
Чтобы не допустить этот ресурсоуничтожающий режим работы мотора путь стекающему вниз маслу преграждает обратный клапан. Он может располагаться в масляном фильтре, а может быть, в блоке цилиндров, но бывают, правда редко, варианты установки клапана в трубке, подводящей масло наверх к головке цилиндров. О неисправности этого клапана можно догадаться по нежелающей долго гаснуть после запуска двигателя лампочке давления масла. Из — за отказа этого клапана двигатель после каждого запуска будет терять значительную часть своего ресурса.
Обычно, при своевременной замене масла, клапан расположенный в блоке мотора служит долго , а клапан установленный в масляном фильтре, часто с самого начала, не желает работать как положено, особенно, если фильтр от неизвестного производителя. Поэтому, при покупке нового фильтра, необходимо всегда проверять его. В центре фильтра есть одно большое отверстие и много маленьких, расположенных по кругу, и через эти маленькие отверстия видно резиновое кольцо клапана.
Для проверки работы клапана необходимо дунуть в центральное отверстие. При исправном клапане воздух не должен проходить, но, при втягивании в себя воздух должен свободно и без сопротивления проходить из фильтра. Если дуется легко в обе стороны, то советую такой фильтр вернуть продавцу. Но перед тем ,как идти в магазин и зря » мучить » продавца, изучите мануал по своему двигателю и узнайте, где должен находиться обратный клапан на вашем моторе: в фильтре или в блоке.
Перепускной клапан. Проверить его исправность в большинстве случаев невозможно, но бывают исключения на некоторых моторах ,когда он находится в болте, крепящем корпус фильтра. Может располагаться либо в масляном фильтре сменного типа, либо где — то рядом с катрижным фильтрующим элементом. Его задача — защитить фильтрующий элемент от разрушения. Оно может произойти когда масляный насос пытается прокачать через забитый частицами мусора фильтрующий элемент холодное и густое масло. В этот момент гофрированная бумага фильтра может не выдержать давления и лопнув, пропустит в каналы дозу грязи, накопившуюся за многие километры пробега.
А открывшийся перепускной клапан не допустит разрыва бумаги, хотя грязь частично пройдёт и через него, но намного меньше. Далее, по мере снижения давления из — за разжижения масла при прогреве, клапан закроется (в отличае от разрыва в бумаге). Но и при наличае этого клапана старайтесь своевременно менять масло и фильтр, и использовать масло рекомендуемой вязкости, особенно в холодное время года. При запуске двигателя прогревайте его на малых оборотах и только затем жмите на газ.
Редукционный клапан ограничивает максимальное давление в системе смазки и считается одним из самых ответственных узлов. Количество масла, которое подаёт маслонасос в систему, прямо пропорционально оборотам коленчатого вала, при этом поток масла, протекающего через пары трения меняется незначительно. В большинстве случаев, для нормальной работы мотора, достаточно давления масла 3 — 4 кг на см2. Дальнейшее увеличение давления не влияет на износ трущихся деталей, зато при увеличении давления увеличиваются затраты мощности на вращение шестерен насоса (при давлении 7 кг., теряется до 10 — 15 % мощности) и значительно увеличивается нагрузка на привод насоса и детали системы, вплоть до поломок и разрыва прокладки или корпуса фильтра.
Для того, чтобы давление было достаточным с самых малых оборотов коленвала и не выходило из разумных пределов на максимальных оборотах, нужен исправный редукционный клапан. Он представляет собой подпружиненный стальной шарик, установленный в корпусе маслонасоса или сразу за ним в сливном канале. При исправном клапане избыточное давление отжимает шарик от седла и избыток масла сливается в поддон. Обычно клапан устанавливается до фильтра и поэтому работает в неблагоприятных условиях, так как частицы износа двигателя, присутствующие в неочищенном масле, просачиваются в щель между шариком и седлом и изнашивают их.
Постепенно образуется выработка и пара теряет герметичность. Эту неприятность можно наблюдать по поведению контрольной лампы : она загорается при работе прогретого двигателя на холостом ходу и гаснет, стоит увеличить обороты коленвала. При разборке, если на шарике видны выработка или раковины, то его нужно заменить на новый шарик такого же диаметра, только при сборке его необходимо слегка пристукнуть к седлу с помощью прутка из мягкого металла.
В некоторых двигателях вместо шарика может быть клапан в форме стаканчика и если он изношен, то его можно заменить шариком от подшипника, опять же, при сборке пристукнув к седлу. После сборки желательно проверить давление масла обычным механическим манометром, так как электрические манометры в большинстве случаев особой точностью не отличаются. Подсоединить шланг механического манометра нужно к штуцеру, вкрученному вместо штатного электрического датчика.
И напоследок, ещё раз напомню элементарные вещи, которые помогут избежать многих проблем : своевременно меняйте масло и фильтр, а лучше на 1000 км раньше, чем советует производитель и используйте только качественные расходные материалы, рекомендованные для данного вида двигателя. При ремонте наносите качественный герметик только в нужных местах и тонким слоем, переусердствуете и излишки потом сможете обнаружить где не будь в закупоренном масляном канале или в маслоприёмнике.
Прочитав эту статью, вы узнали о маленьких, но очень важных деталях системы смазки (масляной системы двигателя) и это надеюсь поможет вам смелее и грамотнее обслуживать свой двигатель и устранять возникшие неисправности системы смазки своими силами, ведь она очень важна; удачи всем!
suvorov-castom.ru
В системе смазки устанавливают автоматически действующие предохранительные устройства — клапаны.
Редукционный клапан масляного насоса 2 (рис. 48), установленный в его нагнетательной полости, предотвращает повышение давления масла в ней. Он перепускает избыток масла во всасывающую полость или обеспечивает слив его в картер.
Рис. 48. Система смазки тракторного двигателя. Схема:1—масляный насос; 2—редукционный клапан; 3—масляный радиатор; 4—клапан-термостат; б—фильтр грубой очистки; 6—предохранительный клапан; 7—магистраль; 8—манометр; 9—сливной клапан; 10—фильтр тонкой очистки; 11—калиброванное сливное отверстие.
Предохранительный клапан 6, установленный параллельно ФГО, не допускает снижения давления масла в магистрали в случае загрязнения этого фильтра. С одной стороны он нагружен давлением нефильтрованного масла, а с другой—давлением фильтрованного масла и усилием пружины, которая отрегулирована на соответствующий перепад давлений (разность давлений до и после ФГО). Когда сопротивление фильтра вследствие его загрязнения или нагнетания холодного масла превысит величину перепада давлений, клапан открывается и часть масла перепускается в магистраль, минуя ФГО.
При сильном загрязнении ФГО весь поток масла идет в магистраль нефильтрованным. Это приводит к усиленному износу деталей двигателя, зато предохраняет его от аварии.Клапан-термостат 4 перепускает холодное масло, минуя масляный радиатор, когда перепад давлений превышает величину, на которую отрегулирована пружина клапана. Благодаря этому обеспечивается быстрый прогрев масла и предотвращается его переохлаждение.
Сливной клапан 0, перепуская избыток масла из магистрали в картер, предотвращает повышение давления в ней сверх допустимого. В двигателе с новыми или мало изношенными подшипниками, вследствие незначительной утечки масла через зазоры, сливной клапан открыт постоянно. Через него сливается также часть масла, когда оно холодное и густое.В системах смазки некоторых двигателей (например Д-36) сливного клапана нет. Его роль в этом случае выполняет редукционный клапан масляного насоса.
www.traktora.org
Ежедневно по окончании смены проверяют работу реактивной масляной центрифуги. Заглушив двигатель, тракторист контролирует на слух вращение ротора. У исправной центрифуги после остановки двигателя ротор должен продолжать вращаться не менее 20 сек с постепенно затухающим шумом.
Основными неисправностями могут быть загрязнение каналов центрифуги и нарушение давления масла в системе.
При выполнении технических уходов промывают фильтрующие элементы грубой очистки масла, а также масляные каналы в корпусе фильтров. Как правило, это связано с разборкой, промывкой и последующей сборкой клапанов системы смазки.
При осмотре фильтрующих элементов грубой очистки надо обращать внимание на состояние их намотки. Работа с поврежденной намоткой не допускается. Неисправность намотки элементов можно устранить подпайкой, однако общая площадь пайки не должна превышать 10 см2 на одну секцию.
Фильтрующие элементы грубой очистки проверяют на пропускную способность. Для этого плотно закрывают горловину элемента резиновой или деревянной заглушкой и погружают его горловиной вниз в ведро с чистым дизельным топливом, которое можно приобрести с помощью топливной карты КАРДЕКС, имеющим температуру 20° С. Наружный элемент погружают настолько, чтобы его верхняя кромка оставалась над уровнем топлива на высоте 4—5 мм. Внутренний элемент опускают в топливо до верхней кромки цилиндрической поверхности. Одновременно с погружением включают секундомер и определяют время заполнения полости фильтров до уровня, отстоящего на 50 мм от верхней кромки. Например, для тракторов Т-74 это время должно быть не более 45 сек. Фильтрующий элемент отправляют в ремонт, если время на его заполнение будет больше нормального.
Детали масляной центрифуги очищают и промывают в керосине. У ротора при необходимости прочищают медной проволокой отверстия форсунок. Собранную центрифугу проверяют в действии по скорости вращения ротора. Это делают на работающем двигателе, когда температура масла в системе смазки достигнет 80° С и его давление в магистрали будет не ниже нормального (1,7 кГ/см2 у трактора Т-74). Для проверки надо отвернуть гайку крепления колпака центрифуги, проверить посадку оси ротора в корпусе фильтров и навернуть на место снятой гайки вибрационный прибор для измерения числа оборотов ротора. Прибор прост по устройству и действует по принципу вибрации упругой пластины, один конец которой прикреплен к корпусу, а другой свободен. Поворотом крышки прибора против хода часовой стрелки устанавливают вначале наибольшую длину свободного конца пластины (язычка). Затем крышку медленно поворачивают по ходу часовой стрелки до положения, при котором колебания язычка будут наибольшими (резонанс), и с помощью стрелки и шкалы на корпусе прибора определяют число оборотов ротора. Для контроля надо еще повернуть крышку по ходу часовой стрелки и найти другое положение крышки, при котором язычок вибрирует в резонанс с оборотами ротора. Такую операцию следует проделать несколько раз. Правильным будет наибольшее показание прибора. Например, если первое показание было 4000 об/мин, а последующее — 8000 об/мин, то ротор вращается с частотой 8000 об/мин. Если обороты ротора ниже нормальных, центрифугу необходимо разобрать, прочистить, тщательно промыть и затем собрать весь механизм.
После выполнения указанных операций можно приступить к регулировкам клапанов системы смазки.
В системе смазки регулируют редукционный, предохранительный, сливной клапаны и клапан-термостат. Редукционный клапан установлен в корпусе масляного насоса, а остальные — в корпусе масляных фильтров двигателя.
Устройство и принцип действия этих клапанов аналогичны.
Каждый из них имеет пружину 3 (рис. 6), опирающуюся с одной стороны на регулировочный винт-заглушку 5 или на неподвижный корпус, а с другой стороны — на запорный шарик9 (или цилиндр).
Устройство и принцип действия этих клапанов аналогичны. Каждый из них имеет пружину 3 (рис. 6), опирающуюся с одпой стороны на регулировочный винт-заглушку 5 илп на неподвижный корпус, а с другой стороны — на запорный шарик9 (или цилиндр). Пружина 3 предварительно сжата на определенную величину. Под действием этой силы шарик 9 прижимается к седлу неподвижного корпуса и перекрывает выход масла из магистрали 1 через отверстия 2 и 7 на свободный слив или в канал. Давление масла, находящегося в магистрали 1, действует одинаково на все стенки канала и на шарик 9. При чрезмерном повышении давления в магистрали, когда сила от давления масла становится больше силы от сжатия пружины 3, шарик 9 отходит от седла, сжимая еще больше пружину до тех пор, пока силы от давления масла и пружины не уравновесятся. Тогда клапан остается открытым, и масло направляется через полость корпуса к выпускным отверстиям 2 и 7. Таким образом, клапан автоматически поддерживает нормальное давление в магистрали, не допуская его чрезмерного повышения. Чем больше предварительное сжатие пружины 3, тем выше давление, поддерживаемое клапаном, так как для открытия клапана и выпуска части масла из магистрали требуется большее давление на него со стороны магистрали.
Пружина 3 предварительно сжата на определенную величину. Под действием этой силы шарик 9 прижимается к седлу неподвижного корпуса и перекрывает выход масла из магистрали 1 через отверстия 2 и 7 на свободный слив или в канал. Давление масла, находящегося в магистрали 1, действует одинаково на все стенки канала и на шарик 9. При чрезмерном повышении давления в магистрали, когда сила от давления масла становится больше силы от сжатия пружины 3, шарик 9 отходит от седла, сжимая еще больше пружину до тех пор, пока силы от давления масла и пружины не уравновесятся. Тогда клапан остается открытым, и масло направляется через полость корпуса к выпускным отверстиям 2 и 7. Таким образом, клапан автоматически поддерживает нормальное давление в магистрали, не допуская его чрезмерного повышения. Чем больше предварительное сжатие пружины 3, тем выше давление, поддерживаемое клапаном, так как для открытия клапана и выпуска части масла из магистрали требуется большее давление на него со стороны магистрали.
Все клапаны, установленные в одной системе, способствуют удержанию давления масла на различных участках магистрали. Назначение этих клапанов различное.
Редукционный клапан, помещенный за шестернями масляного насоса, препятствует чрезмерному повышению давления масла на входе в систему. Давление может возрастать при охлажденном масле, когда его вязкость повышается (например, после стоянки двигателя), или в результате резкого увеличения оборотов двигателя, когда насос нагнетает в систему большое количество масла.
В этих случаях редукционный клапан срабатывает, сбрасывая часть масла из магистрали, и давление сохраняется нормальным.
Редукционный клапан регулируют на большее давление, чем любой другой клапан в системе смазки. Это объясняется тем, что на пути движения масла к трущимся поверхностям встречается ряд гидравлических сопротивлений: масляные фильтры, радиатор, каналы и их крутые изгибы. На преодоление этих сопротивлений требуется некоторый избыток давления по сравнению с тем, который необходим для поддержания смазочного слоя между трущимися поверхностями деталей в конце пути масла. Обычно это давление равно 5—8 кГ/см2 (табл. 6).
Таблица 6: Требуемое давление масла в клапанах системы смазки
3,60,85—1,11,1—1,6 | 6.5—7,53.5-4,53.0-3,53.0-3,5 | 6,5—7,0 3,0—4,52,5 | 8.0—8,3 0,5—0,72.1—2,5 0,5—0,6Продолжение |
8,2—8,3 0,5—0,7 У 1—2,6 0,5—0,6 | 6,0 6,0—6,50,6—0,8 | 5,0—5,5 5,5—6,0 | 6,0—6,6 1,8—2,1 |
Предохранительный клапан установлен перед фильтром грубой очистки. Он служит для перепуска масла при засорении фильтра. Однако во избежание быстрого износа двигателя надо внимательно следить за фильтром грубой очистки, не допуская его загрязнения. Если в работу включился предохранительный клапан, — это показывает на аварийное состояние системы смазки.
Давление срабатывания предохранительного клапана для большинства двигателей равно 3—3,5 кГ/см2. Оно несколько выше давления у входа к
трущимся поверхностям на величину, учитывающую потерю давления от сопротивлений в фильтре грубой очистки.
Сливной клапан расположен непосредственно у входа в главную масляную магистраль двигателя, откуда параллельными ответвлениями масло по каналам проходит к трущимся деталям. Он регулирует окончательное давление, необходимое для бесперебойного поддержания напора масла в главной магистрали. У большинства тракторов это давление равно 2—2,5 кГ/см2 при температуре 70—80°С. После сливного клапана (в главной магистрали) установлен датчик масляного манометра, указатель которого выведен в кабину. Во время работы тракторист наблюдает за давлением в главной магистрали, т. е. на участке за сливным клапаном.
Количество масла, перепускаемого сливным клапаном, зависит от давления нагнетания и от состояния (изношенности) трущихся поверхностей, смазываемых под давлением. При повышении вязкости масла, повреждении: фильтрующего элемента грубой очистки, резком возрастании оборотов коленчатого вала двигателя давление нагнетания растет и соответственно увеличивается количество масла, перепускаемого клапаном на слив в картер. С другой стороны, чем больше изношены трущиеся поверхности (подшипники двигателя), тем больше между ними зазор, а значит, и утечка масла из смазочного слоя. Расход масла из главной магистрали увеличивается, а давление снижается. Это приводит к уменьшению количества масла, перепускаемого клапаном в картер.
У нового, неизношенного двигателя количество масла, перепускаемого в картер сливным клапаном, больше, чем у изношенного. Например, если подшипники двигателя не изношены, сливной клапан остается при работе двигателя всегда открытым и значительная часть масла поступает в картер. Этим создается необходимый резерв подачи масла под давлением при увеличении зазоров в подшипниках.
Клапан-термостат служит для перепуска масла, не требующего охлаждения в радиаторе. Чем меньше температура масла, тем больше его вязкость и тем большее давление необходимо для его нагнетания в каналы. При определенном давлении, когда охлаждение масла не требуется, срабатывает клапан-термостат и открывает путь потоку к главной магистрали. Обычно давление срабатывания клапана-термостата, устанавливаемое предварительным сжатием его пружины, равно 1,5—2 кГ/см2, что соответствует температуре 70—80°С. При меньшем давлении клапан закрывается и масло поступает для охлаждения в радиатор, а оттуда — в главную магистраль.
У некоторых тракторов количество клапанов в системе смазки меньше указанного, так как у них действие нескольких клапанов заменено действием одного. Часто клапан-термостат заменяют краном для ручного включения и выключения масляного радиатора на период работы в жаркую погоду, когда масло требуется постоянно охлаждать, или на период работы в холодную погоду, когда масло охлаждать не нужно.
При работе двигателя возможно нарушение регулировок клапанов в результате износа шарика и седла, ослабления пружины. Это, в свою очередь, приводит к изменению нормального давления в магистралях. Пониженное давление может вызвать перебой в подаче масла к трущимся поверхностям, а повышенное — пробой маслопроводов, фильтров, а также быстрое старение масла.
Нарушение давления свидетельствует об аварийном состоянии двигателя, и клапаны необходимо отрегулировать вновь на нормальное давление срабатывания. Для этого натягивают пружину клапана при помощи винта-заглушки 5 (рис. 6) или изменяют толщину прокладок под пружиной 3, если в устройстве нет регулировочного винта-заглушки. Иногда вместо регулировки ограничиваются, проверкой давления срабатывания клапана. Если оно не соответствует техническим трёбованиям, пружину клапана заменяют новой.
Клапаны регулируют в мастерских на специальных стендах УСИП-ЗМ, КИ-1575. Предварительно масляный насос и корпус фильтров снимают с двигателя и отправляют в мастерскую. Несложные регулировки можно выполнять и на двигателе, если легко проверить их правильность. Например, на двигателе СМД-14 регулируют давление сливного клапана.
На стендах одновременно с регулировками всех клапанов проверяют работу масляных насосов, фильтров и центрифуг. Такое сочетание поверочных и регулировочных операций механизмов масляной системы гарантирует надежность ее работы.
Общий вид стенда УСИН-ЗМ для испытания масляных насосов и фильтров показан на рисунке 7. На станине стенда закреплена колонка, внутри которой помещен механизм, передающий вращение от электродвигателя к шпинделю трехкулачкового патрона привода испытываемых насосов.
Передаточный механизм (рис. 8) состоит из вариатора и двухступенчатой коробки передач. Ведущий диск 2 вариатора, расположенный наклонно, соединен с ведомым диском 3. При вращении маховичка 6 ведущий диск вместе с электродвигателем 1 перемещается в горизонтальном направлении, поэтому изменяется положение точки соприкосновения ведущего и ведомого дисков, а значит, и передаточное число вариатора. Ход диска 68 мм обеспечивает бесступенчатое изменение числа оборотов в пределах от 147 до 585 в минуту, когда каретка 5 большим венцом сцеплена с малой шестерней, и от 585 до 2015 в минуту, когда каретка сцеплена малым венцом с большей шестерней. Число оборотов шпинделя с кулачковым патроном указывается на шкале. Для перемещения ведущего диска вариатора (для плавного изменения оборотов) служит штурвал, расположенный на передней стороне стенда, а для переключения ступеней — рукоятка с правой стороны колонки.
Масляный насос и корпус масляных фильтров крепят к передвижному кронштейну стенда, внутри которого сделаны каналы, сообщающиеся шарнирным трубопроводом с мерным баком для масла. Урозень масла в баке определяют по шкале масломерной трубки. Из мерного бака масло сливается в ванну, которую можно поднять или опустить (в соответствии с размерами испытываемых механизмов), вращая маховичок с червячной парой.
Техника регулирования клапанов различных двигателей в основном одинакова, разница лишь в конструкциях переходных плит, которые подбирают по маркам двигателей, и в способах подсоединения контрольных манометров. Выбор места подсоединения манометров будет понятен из описания регулирования клапанов системы смазки двигателя Д-75.
Снятый с двигателя масляный насос закрепляют на кронштейне (рис. 9) при помощи центрирующего фланца с. прокладкой. Ведущий вал насоса зажимают в трехкулачковом патроне, после чего ванну поднимают до погружения заборной трубки насоса в масло. Включив рычагом вторую ступень в коробке передач, нажимают кнопку пускателя и плавно повышают скорость до 975 об/мин, поворачивая рукоятку. Работающий насос должен перекачивать масло из ванны но трубке в мерный бак и далее через сливную трубу обратно в ванну.
Регулировка редукционного клапана. Завинчивая кран, увеличиваем сопротивление проходу масла в нагнетательной магистрали. При давлении 5—5,5 кГ/см2 (по манометру стенда) должен открываться редукционный клапан насоса и перепускать масло в ванну (давление масла в нагнетательной магистрали при этом будет 5—5,5 кГ/см2). Если клапан срабатывает при другом давлении, то вращением винта-заглушки клапана изменяют затяжку клапанной пружины до установления нормального давления срабатывания.
После регулирования редукционного клапана обязательно проверяют производительность насоса. Для этого при тех же оборотах вала насоса устанавливают краном давление 2,5 кГ/см2; затем закрывают кран сливной трубы и отмечают по шкале, насколько поднимается от нулевой отметки уровень масла в мерном баке за 1 мин. По окончании регулирования открывают кран нагнетательного трубопровода и выключают стенд.
Аналогично регулируют редукционные клапаны и пропс ряют производительность масляных насосов других дизелей.
Для регулирования сливного и предохранительного клапанов корпус фильтров снимают с двигателя и, привернув к его привалочной плоскости переходную плиту, устанавливают вместе с уплотняющей прокладкой на место снятой крышки. В резьбовые каналы корпуса ввинчивают масляные манометры и снимают фильтрующий элемент грубой очистки, чтобы не повредить его во время испытаний. На стенде должен быть установлен масляный насос того же двигателя с отрегулированным редукционным клапаном.
Для регулирования предохранительного клапана плавно повышают обороты вала насоса до нормальных при открытом разгрузочном кране 15 (рис. 9). Натем, плавно закрывая кран 15, направляют масло по пути, указанному на схеме сплошными стрелками (масло перетекает как в сторону клапана, так и в сторону центрифуги). При этом давление в магистралях повышается, что видно по манометру 10. Как только давление масла преодолеет сопротивление пружины предохранительного клапана 9, шарик отойдет от седла и перепустит масло через сливной канал 12 в ванну. В это время манометр 10 должен указывать давление в пределах 3—4,5 кГ 1см2. Если показание манометра не находится в этих пределах, то заменяют пружину клапана.
Для регулирования сливного клапана капал 12 надо заглушить пробкой. Тогда при работе насоса и закрытых клапанах масло не будет перетекать в направлении предохранительного клапана, а направится в сторону фильтров. При закрытии крана 15 давление в магистралях повышается. После срабатывания предохранительного клапана 9 давление масла подействует и на сливной клапан 14, стремясь отодвинуть его шарик от седла. При давлении 2,25—2,75 кГ/см2 (видно по манометру 4) клапан должен открыться и перепустить масло на слив в ванну по каналу 13. Если клапан срабатывает при другом давлении, то, вращая его винт-заглушку, устанавливают нормальное давление срабатывания. При завинчивании винта давление срабатывания увеличивается (пружина сжймается и противодействует давлению масла), а при вывинчивании — уменьшается.
В общей схеме системы смазки клапан — термостат помещают на месте ручного крана 11 (рис. 9) на примере системы смазки двигателя Д-75. Давление срабатывания этого клапана определяют по показаниям двух манометров, установленных на место снятых трубок,- соединяющих каналы корпуса фильтра с радиатором (по перепаду давлений масла до клапана — по манометру 10 и после клапана — по манометру 4). Разность показаний этих манометров дает перепад давлений, который должен находиться в нормальных пределах, установленных регулировкой. При нарушении перепада давлений клапан регулируют, ослабляя или сжимая его пружину винтом-заглушкой.
Аналогично регулируют клапаны в системе смазки дизелей СМД-14А и Д-54А. Предохранительный клапан масляного насоса дизеля СМД-14А имеет давление срабатывания 6,5—7 кГ/см2. Клапан-термостат отрегулирован на давление срабатывания 0,5—0,7 кГ/см2. Предохранительный клапан системы смазки регулируют на заводе так, чтобы при перепаде давления в 3—4,5 кГ/см2 клапан перепускал все масло в главную магистраль.
При выборе места подсоединения манометра необходимо руководствоваться следующим. Поток масла иод давлением должен быть направлен к испытываемому клапану, для этого в большинстве случаев приходится глушить пробками отводы масла перед клапаном, особенно на свободный слив. После клапана масло должно выходить на свободный слив, для чего, возможно, потребуется вывинтить, пробки-заглушки соответствующих каналов. При таком направлении потока масла давление срабатымания замеряют в магистрали перед испытываемым клапаном, минуя другие клапаны или калибровочные отверcтия.
Сливной клапан можно регулировать и непосредственно па дизеле. Для этого хорошо прогретому двигателю устанавливают поминальные обороты и понемногу завин-чииают или отвинчивают регулировочный винт сливного клапана так, чтобы давление масла в главной магистрали установилось равным 3 кГ/см2. При охлажденном двига-| еле (при пуске, когда масло холодное) давление не дол-.кпо подниматься выше 4 кГ/см2. После регулирования клапан пломбируют.
Особенность регулирования давления в системе смазки двигателя Д-37М (трактор Т-40) следующая. При номинальных оборотах вала и прогретом двигателе давление масла должно находиться в пределах 1,5—3 кГ/см2 (не ниже 1 кГ/см2). Редукционный клапан регулируют на даиление срабатывания 6 кГ/см2 вращением регулировочной пробки, воздействующей на пружину клапана. Пониженное давление масла (из-за износа коренных и шатунных подшипников) восстанавливают регулировочным устройством в центрифуге.
Полнопоточная реактивная центрифуга (рис. 10) состоит из корпуса 1, вращающегося ротора 3 и оси 6. В почесть ротора неочищенное масло подводится под давлением по трубке 7. Очищенное масло отводится по ради-ильпым каналам в пустотелую ось ротора и далее в магистраль двигателя. Регулировочным винтом 4 можно наменять проходное сечение канала оси и тем самым регулировать давление масла, поступающего в систему для cмазки.
Давление регулируют при снятом колпаке 2 центрифуги. Для этого вывертывают стопор 5 и вращают винт 4 до получения требуемого давления. При его вывинчивании давление возрастает, при завинчивании падает. По окончании регулировки винт 4 контрят стопором 5 и ста-инт на место колпак 2 и проверяют работу центрифуги.
Ксли регулировки центрифуги недостаточно для помы шения давления до требуемого уровня, дополнительно регулируют реДукционный клапан: немного завинчивают регулировочную пробку, повышая давление нагнетания.
sxteh.ru
В транспортном средстве масляный насос предназначается для создания давления в смазочной системе, посредством чего обеспечивается смазка движущихся частей двигателя автомобиля. В самой смазочной системе, где в наличии есть сухой картер, масляный насос выполняет еще и функцию перекачки масла в масляный бак из картера двигателя. Масляный насос начинает свою эксплуатацию от распределительного вала или коленчатого вала при помощи приводного вала. Так, классификация за типом управления масляных насосов включает в себя регулируемые и нерегулируемые.
Насосы регулируемые поддерживают постоянное давление посредством изменения производительной составной насоса. В нерегулированных насосах постоянное давление поддерживается при помощи редукционного клапана. Так, непосредственно в зависимости от конструктивного типа устройства существуют масляные насосы роторного типа и шестерного.
Редукционный клапан являет собою гидравлический пли пневматический дроссель, который действует автоматически и предназначается для поддержания давления на выходе на одном постоянном уровне. Так, существует несколько видов редукционных клапанов:
- редукционный клапан, который управляется пневмоприводом или электроприводом;
- редукционный клапан прямого действия, который не нуждается в внешнем источнике питания.
Первой функцией, которую выполняет редукционный клапан масляного насоса, является создание определенного давления. В последующем будущем данный параметр нуждается в постоянном контроле. Так, любое, даже минимальное превышение дозволенного давления может приводить к тому, что ключевые узлы двигателя выйдут из строя. Но нельзя переусердствовать, так как нехватка такого рода давления может привести к перегреву элементов из-за недостаточного смазывания. Для того чтобы избежать всех вышеуказанных проблем, ученные-автомобилисты изобрели устройство редукционного клапана. На первый взгляд может показаться, что данное устройство является простым и не нужным, так как визуально оно не создаёт предпосылок для дальнейшего волнения.
Тем не менее, отсутствие такого устройства в транспортном средстве делает невозможным нормальную работу двигателя внутреннего сгорания. Основное предназначение редукционного клапана масляного насоса заключается в постоянном контроле уровня давления масла, ослабления и усиления его, при надобности. Данные процедуры реализуются посредством двух простых действий, которые заключаются в открытии прохода, с целью недопущения серьезных разрушений и снижения давления, а также его закрытия для того, чтобы обеспечить нормальную работоспособность всей системы.
Вообще, если разобраться и вникнуть во всю данного устройства, то можно обнаружить то принцип, по которому действует и работает данная система является достаточно простым. Так, основным реагирующим органом в данном узле будет упорный болт. Именно данная деталь производит особое давление непосредственно на пружину, посредством чего прижимает к отверстию сам редукционный клапан. После того как давление увеличиться в самой системе, а показатель допустимого уровня останется позади, масло начнет преодолевать всю упругую составную пружины, выдавливая редукционный клапан.
Вследствие этого масло будет переходить в специальное отделение. После того как давление стабилизируется и нормализируется, пружина вернет клапан в его первоначальное состояние, а сам двигатель внутреннего сгорания продолжит свою работу в штатном режиме. Устройство редукционного клапана масляного насоса не имеет особо сложной конструкции и состоит их:
- небольшого кожуха, в котором есть особая система каналов, по которым производится передвижение масла;
- специальный клапан, вид которого напоминает небольшой поршень или шарик.
Основная задача данной детали заключается в своевременном прекращении прохода и не допущении увеличения давления в двигателе. Следует обратить внимание еще и на то, что главная особенность такого рода системы заключается в элементарности исполнения функции, что будет обеспечивать наибольшую эффективность и надежность работы.
Устройство редукционного клапана может производиться в двух вариантах. Первый вариант предусматривает его расположение непосредственно в корпусе насоса. Второй – клапан будет иметь форму и вид отдельного самобытного механизма. Так, вся система является достаточно хорошо продуманной. Тем не менее, даже такие высококачественные устройства иногда могут давать сбои. Следовательно, нужно сосредоточиться на основных неисправностях клапана и способах их устранения.
Так, существует несколько наиболее частых поломок редукционного клапана, которые проявляются в двух аспектах. В первом случае редукционный клапан неспособен поддерживать нормализированное давление. Зачастую такие проблемы возникают из-за механических поломок устройства. Самым слабым элементом данной системы является пружина. В непосредственном процессе длительной эксплуатации данная деталь может быть растянутой, вследствие чего будет происходить несанкционированное открытие клапана при минимальном росте давления. В результате можно получить то, что масло не будет попадать к большинству узлов двигателя, вследствие чего они будут изнашиваться и выходить из строя. Основные причины такого рода неисправностей пружин: износ, который возникает вследствие продолжительной работы; установка пружины неправильной при проведении капитального ремонта; ошибки при монтаже детали.
Во втором случае проблемы с открытием клапана будут возникать при достижении апогея давления. Это возникает из-за засорения просвета клапана в длительном процессе его эксплуатации. В итоге редукционный клапан будет подклинивать и при высоком давлении даже не открываться. В результате этого множество необходимых узлов двигателя будут разрушены и капитального ремонта тогда не избежать. Основная причина такого рода неисправности заключается в несвоевременной замене масла. Объясняется вышеуказанный процесс достаточно просто, чего не сказать об устранении проблемы. Все маленькие частички грязи будут откладываться непосредственно на поверхности устройства, вследствие чего будут увеличивать размеры нароста. Из-за низкокачественной промывки проблема будет заключаться в накоплении в каналах разного рода стружки и мусора.
При малейших признаках неисправности редукционного клапана нужно незамедлительно устранить возникшую поломку. Так, нужным будет снятие и разбор устройства масляного насоса. После того как система была вскрыта, автомобилист обнаружит сам редукционный клапан, вследствие чего можно самостоятельное определить состояние устройства. Если оно заело, то нужно достать его, промыть в бензине и, обязательно, смазать. Такие же действия по промывке нужно производить с насосом топливным. Отдельное внимание следует уделить чистке клапанных каналов и диагностированию основных элементов. Если из строя вышла пружина, то следует ее заменить. Но нужно учесть важный аспект, что установка нового устройства масляного насоса необходима после каждого ремонта силового узла автомобиля.
Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.
Была ли эта статья полезна?Да Нет
auto.today
Обязательным атрибутом системы смазки любого двигателя внутреннего сгорания является редукционный клапан масляного насоса (РКМН). Многие автолюбители даже понятия не имеют о такой детали, хотя роль её в обеспечении работоспособности мотора очень велика. Разобраться в устройстве, функционировании и неисправностях этого узла стоит ещё потому, что его аналоги присутствуют в любых системах, где в качестве рабочей среды используют сжатые жидкости или газы.
Как известно, смазывание трущихся поверхностей подшипников скольжения мотора (коренные, шатунные, поршневые пальцы, подшипники распредвала и прочие) происходит при постоянной подаче под давлением моторного масла.
Если давление недостаточно, то происходит износ, перегрев и выход из строя рабочих частей, а если давление превышает норму, то мотор может получить серьезнее поломки. Чтобы избежать этого, в дело вступает редукционный клапан.
Одно из толкований термина «редукция» – это уменьшение или ослабление чего-либо. В машиностроении клапан называют редукционным, когда он в определённый пиковый момент (повышения до предельного давления, масла, воды, воздуха, газа и тому подобного) открывает проход и способствует нормализации давления рабочей среды.Таким образом, механизм клапана предназначен для предохранения систем мотора от повреждения чрезмерным повышением давления масла.
Редукционный клапан масляного насоса имеет очень простое устройство.
Основными частями являются:
Несложно понять принцип работы конструкции. Упорный винт создаёт давление на один конец пружины, которая усилием сжатия спирали придавливает клапан к гнезду, имеющему сквозное отверстие канала. Как только в канале повышается давление способное преодолеть сопротивление пружины, клапан опускается и масло перетекает. При нормализации давления, пружина возвращает клапан в исходное положение, закрывая просвет.
Существует два типа РКМН по конструкции корпуса:
В работе редукционного клапана масляного насоса встречается два типа неисправностей:
В первом случае речь может идти лишь о том, что пружина создаёт слабое давление. Такое явление встречается крайне редко, но если мотору не удаётся поддерживать давление масла не стоит забывать о клапане. Пружина может не справляться с работой по разным причинам: износ, неправильный подбор, установка слишком мягкой или бракованной пружины.
Чаще встречается засорение просвета или заклинивание клапана. Происходит это, когда масло слишком долго не меняется, и частички грязи постепенно коксуются на поверхностях. В случае плохой промывки масляных каналов мотора после капитального ремонта, в них могут собраться стружка, мусор, которые также способны заклинить клапан.
«Лечение» любых поломок клапана заключается в разборке, диагностировании, прочистке каналов и замене вышедших из строя элементов. Специалисты настоятельно рекомендуют после каждого капремонта мотора производить замену масляного насоса и предохранительного клапана вместе с ним.
cartore.ru
Действительно, сегодня автомобильный двигатель с максимальным давлением 6–10 бар не имеет фильтра грубой очистки, а в фильтре тонкой очистки имеется перепускной клапан, который открывается при давлении до 2 бар, в зависимости от модели. Когда клапан открывается, масло не фильтруется. Когда же открывается перепускной клапан?
Во-первых, перепускной клапан открывается при холодном пуске двигателя, пока мотор не прогрелся, перепускной клапан остается открытым от 5 до 30 мин в зависимости от температуры окружающей среды, вязкости масла и конструкции самого фильтра – чем туже пружина перепускного клапана, тем быстрее он закроется. Во-вторых, клапан открывается при резком увеличении давления в системе смазки, например, при обгоне, пуске прогретого двигателя. И конечно – он открывается и остается большую часть времени или постоянно открытым во время работы двигателя при засорении фильтрующей шторы.
Из этого можно сделать вывод, что современные фильтры не выполняют свою функцию, и такая система значимо приближает капремонт двигателя? Конечно же, нет! Распространители подобных домыслов сознательно забывают об одном факте, а именно, что система смазки двигателя является замкнутой. Извне в нее практически ничего не попадает. Задача масляного фильтра – устранение частиц нагара, микроскопической металлической «стружки» и т.п.
Нельзя говорить, что если перепускной клапан открыт, то «в двигатель попадают частицы любого размера». Они в него не попадают, а просто не удаляются из него. В течение некоторого времени. Это неприятно, но лучше, чем масляное голодание. Когда вязкость масла снизится при прогреве, и движение будет осуществляться в нормальном, расчетном для данного автомобиля режиме, перепускной клапан закроется и отловит загрязнения.
Давайте немного посчитаем. Весь объем масла проходит через фильтр примерно за минуту. Точнее, весь номинальный объем залитого масла, то есть некоторые частички за это время проходят два или три раза, а другие – ни разу. Большая часть масла, которую можно считать практически полным реальным объемом, проходит через фильтр минут за 5-10. Как раз на такое время и должен открываться перепускной клапан. Если больше – либо пружина слабая, либо масло неправильное, либо фильтр уже грязный, но никто кроме автовладельца, купившего некачественную продукцию или не соблюдающего регламент замены с учетом условий эксплуатации, в этом не виноват.
То есть, открытие перепускного клапана приведет к тому, что образовавшаяся (или отделившаяся от стенки картера или другой части двигателя) частичка попадет на фильтрующий элемент максимум на 15 минут позднее, то есть в среднем – на 7 минут. Происходить это будет на протяжении всего срока службы мотора, то есть в среднем для всех частиц, то не будь фильтра – каждая осталась бы в объеме рабочего масла в среднем на протяжении половины моторесурса.
Пробег в 250 тыс. км при средней скорости в 50 км/ч (что в реальнойсти городских пробок скорее идеальная, чем реальная цифра) – 5 000 часов, или 300 000 минут, т.е. половина моторесурса – 150 000 минут. Тогда 7, или ладно – 10 или даже 30 минут открытия перепускного клапана – это все равно менее пятой доли процента от того времени, которое частица могла бы вредить двигателю, не будь фильтра вообще. А теперь скажите – из-за 0,002 % снижения ресурса двигателя стоит поднимать такую бучу вокруг перепускного клапана?
Вывод:Наличие перепускного клапана маслячного фильтра позволяет избежать масляного голодания двигателя на максимальных оборотах и при пуске двигателя. При этом эффективность фильтрации, при условии корректной работы перепускного клапана и своевременной замены фильтра, снижается на пренебрежимо малую величину в пределах тысячных долей процента.
Похоже, тему можно считать закрытой.
carway.info
Категория:
Тракторы-2
Клапаны смазочной системы трактораК трущимся деталям масло подводится под определенным давлением. Если оно недостаточно, то вследствие уменьшения скорости потока в зазорах ухудшается вымывание из них продуктов изнашивания и охлаждение деталей. При чрезмерном давлении увеличиваются нагрузка на сборочные единицы смазочной системы и затрата энергии на привод масляного насоса.
Давление масла в магистрали зависит от частоты вращения коленчатого вала, температуры масла, степени изношенности деталей, сопротивления маслоочистителей, радиатора и т. п. Чтобы с изменением этих факторов не нарушалась нормальная работа, систему оборудуют автоматически действующими шариковыми или плунжерными клапанами.
Редукционный клапан предотвращает чрезмерное повышение давления, создаваемого масляным насосом, подачу которого рассчитывают с запасом на случаи работы с пониженной частотой вращения, на горячем масле при определенной изношенности двигателя. Со стороны нагнетательной полости насоса на клапан действует сила давления масла, а с противоположной стороны — усилие пружины. Когда сила давления превысит сопротивление пружины (например, при прокачивании холодного масла, имеющего повышенную вязкость), клапан откроется и перепустит избыток масла в поддон или же во всасывающую полость насоса. Редукционный клапан может быть расположен и вне насоса.
Сливной клапан. В некоторых двигателях масло проходит сначала через маслоочиститель, для нормальной работы которого требуется достаточно высокое давление, и лишь потом поступает в магистраль, где давление должно быть значительно ниже. В этом случае редукционный клапан насоса регулируют на высокое давление, а магистраль снабжают сливным клапаном. Со стороны магистрали на этот клапан действует давление масла, а с противоположной — усилие пружины, которую регулируют на заданное дайление. Когда давление превышает нормальное, избыток масла из магистрали через открывшийся клапан сливается в поддон. В новом или отремонтированном двигателе утечка масла через зазоры мала, поэтому сливной клапан открыт постоянно.
Рис. 1. Принципиальная схема клапанов смазочной системы: 1 — масляный насос; 2 — редукционный клапан; 3 — маслоочиститель; 4 — радиатор; 5 -клапан-термостат; 6 — перепускной клапан; 7 — магистраль; 8 — сливной клапан; 9 — дифференциальный клапан; 10 – пружина
Дифференциальный клапан применяют в некоторых двигателях вместо сливного. Он автоматически регулирует подачу масла насосом в систему, что позволяет уменьшить потери энергии на прокачивание. Дифференциальный клапан представляет собой плунжер с кольцевой проточкой А. С одной стороны он нагружен силой давления масла из магистрали, а с другой — пружиной. При этом сила давления, передаваемого непосредственно из нагнетательной полости насоса по каналу Б в проточку А, не нарушает равновесия, так как она действует на равные по площади торцевые поверхности проточки. Когда давление в магистрали превысит допустимое, клапан, преодолевая сопротивление пружины, сместится вниз, проточка А соединит каналы Б и В. В результате часть масла от насоса будет свободно сливаться по каналу В в поддон, не встречая сопротивления клапана, маслоочистителя и радиатора, как это происходит при работе обычного сливного клапана.
Перепускной клапан установлен параллельно маслоочистителю. С одной стороны на него действует сила давления неочищенного масла, а с другой — сила давления очищенного масла и усилие пружины, отрегулированной на перепад (разность) давлений до и после маслоочистителя. Когда сопротивление маслоочистителя превысит значение перепада давлений, клапан 6 откроется, и часть масла будет перепускаться в магистраль, минуя масло-очиститель.
Таким образом, когда срабатывает перепускной клапан, то аварийное повреждение двигателя предотвращается, но одновременно происходит усиленное изнашивание деталей из-за подачи к к ним неочищенного масла.
Клапан-термостат установлен параллельно радиатору. Если в системе циркулирует холодное масло, то вследствие его повышенной вязкости сопротивление в радиаторе увеличивается. Когда оно превышает перепад давлений, на который отрегулирована пружина, клапан открывается: масло, минуя радиатор, поступает в магистраль. Если масло в радиатор подается предназначенной для этого секцией насоса, то ее редукционный клапан в этом случае выполняет роль клапана-термостата.
Устройство для контроля за работой смазочной системы. Надежность и долговечность двигателя во многом зависят от работы его смазочной системы, а неисправности в ней могут быть причиной тяжелых повреждений. Поэтому в смазочных системах предусмотрены устройства для контроля за их работой. Давление масла контролируют по указателю или следят за световым сигнализатором, лампочка которого загорается в случае падения давления ниже допустимого. Иногда оба эти способа контроля применяют одновременно. В некоторых двигателях контролируют температуру масла, используя для этого или указатель температуры, или световой сигнализатор перегрева. Световую сигнализацию иногда применяют и для предупреждения о срабатывании перепускного клапана и поступлении через него неочищенного масла в магистраль.
Читать далее: Масляные насосы в тракторе
Категория: - Тракторы-2
stroy-technics.ru