1. Отверните гайку болта нижнего крепления генератора к передней опоре двигателя и... | 2. ...снимите с болта пружинную и плоскую шайбы. | 3. Ослабьте гайку крепления генератора к натяжной планке. |
4. Отверните гайку крепления натяжной планки генератора к шпильке головки блока цилиндров. | 5. Снимите рым со шпильки и натяжную планку. Установите рым на шпильку и навинтите гайку (рым понадобится для снятия двигателя с подрамника). | 6. Снимите ремень привода генератора со шкивов генератора и коленчатого вала двигателя. |
7. Выньте болт нижнего крепления генератора к передней опоре двигателя и снимите генератор вместе с натяжной планкой. | 8. Выньте маслоизмерительный щуп из отверстия блока цилиндров. | 9. Ослабьте затяжку хомутов шланга системы вентиляции картера двигателя и снимите шланг. |
10. Ослабьте затяжку хомута крепления соединительного шланга на выпускном патрубке головки блока цилиндров и... | 11. ...снимите с патрубка шланг вместе с термостатом. | 12. Отверните три гайки крепления датчика момента искрообразования к корпусу привода вспомогательных агрегатов. |
13. Отсоедините шланг от вакуумного регулятора опережения зажигания и снимите датчик момента искрообразования с корпуса привода. | 14. Ослабьте затяжку хомутов и отсоедините от впускной трубы шланги вакуумного усилителя и... | 15. ...подогрева впускной трубы. |
16. Ослабьте затяжку хомута и отсоедините шланг малой ветви вентиляции картера со штуцера крышки головки блока цилиндров. | 17. Ослабьте затяжку хомута топливного шланга (от топливного насоса к карбюратору) и... | 18. ...снимите его с нагнетательного штуцера топливного насоса. |
19. Отверните две гайки крепления топливного насоса и... | 20. ...снимите топливный насос со шпилек корпуса привода. | 21. Отверните болт крепления корпуса привода вспомогательных агрегатов и... |
22. ...снимите корпус привода со шпилек головки блока цилиндров. | 23. Отверните два болта крепления кронштейна приемной трубы (под болтами установлены пружинные шайбы). | 24. Отверните четыре гайки крепления фланцев приемной трубы глушителя к шпилькам головки блока цилиндров (под гайками установлены плоские шайбы) и... |
25. ...снимите приемную трубу с кронштейном и шлангом подачи теплого воздуха в воздушный фильтр. | 26. Отверните два болта крепления фланца подводящей трубы водяного насоса. | 27. Отверните болт крепления кронштейна подводящей трубы к блоку цилиндров и... |
28. ...снимите подводящую трубу водяного насоса со шлангами и термостатом в сборе. | 29. Ослабьте затяжку хомута и снимите отводящий шланг отопителя с выпускного патрубка головки блока цилиндров. | 30. Отсоедините от штуцера карбюратора шланг вакуумного регулятора опережения зажигания. |
31. Отверните три гайки крепления впускной трубы к головке блока цилиндров (под гайками установлены плоские шайбы) и... | 32. ...снимите впускную трубу в сборе с карбюратором. | 33. Зацепите стропы подъемного механизма за рамы двигателя. Приподнимите двигатель, натянув стропы. Отверните гайку болта крепления передней опоры двигателя к кронштейну подрамника... |
34. ...снимите пружинную и плоскую шайбы и... | 35. ...выньте болт с плоской шайбой. | 36. Отверните гайку болта крепления задней опоры двигателя к подрамнику, снимите пружинную и плоскую шайбы и... |
37. ...выньте болт с плоской шайбой. Снимите двигатель с подрамника. | 38. Установите двигатель на устойчивую подставку или стенд для разборки и сборки. Отверните три болта крепления передней опоры двигателя к блоку цилиндров и снимите опору. | 39. Снимите масляный фильтр с двигателя (рекомендуем пользоваться специальным съемником). |
40. Отверните три болта крепления передней крышки ремня привода распределительного вала и снимите ее. | 41. Отверните гайку крепления натяжного ролика. | 42. Отверните болт крепления шкива привода генератора от коленчатого вала, зафиксировав маховик от проворачивания (уприте отвертку в болт крепления картера сцепления к двигателю и в зубчатый венец маховика). Снимите болт крепления шкива с плоской шайбой. |
43. Аккуратно подденьте отверткой (или монтажной лопаткой) шкив привода генератора и снимите его с переднего конца коленчатого вала. | 44. Снимите зубчатый ремень привода распределительного вала со шкива коленчатого вала. | 45. Снимите натяжной ролик со шпильки блока цилиндров. |
46. Снимите дистанционное кольцо натяжного ролика. | 47. Зафиксируйте шкив распределительного вала от проворачивания, уперев отвертку в шпильку крепления защитной крышки зубчатого ремня, и отверните болт крепления шкива. | 48. Снимите зубчатый шкив распределительного вала, выньте шпонку шкива, если она неплотно сидит в пазу вала. |
49. Отверните гайку и... | 50. ...четыре болта крепления задней крышки (три из них крепят водяной насос к блоку цилиндров). | 51. Снимите заднюю защитную крышку ремня привода распределительного вала. |
52. Вставьте отвертку между фланцем корпуса насоса и блоком, сдвиньте насос с посадочного места. | 53. Снимите насос и прокладку (показана стрелкой). | 54. Отверните две гайки крепления крышки головки блока цилиндров, снимите плоские шайбы и... |
55. ...резиновые втулки. | 56. Снимите крышку головки блока цилиндров. | 57. Отверните шесть болтов крепления головки блока цилиндров... |
58. ...с помощью сменной головки, ключа для болтов с внутренним шестигранником и динамометрического ключа (так как момент затяжки болтов составляет около 80 Н/м или 8 кгс/м). | 59. С помощью отвертки отделите головку от блока и... | 60. ...снимите головку блока цилиндров. |
61. Снимите прокладку головки блока цилиндров. | 62. Отверните одиннадцать болтов крепления масляного картера двигателя. | 63. С помощью отвертки отделите масляный картер от блока цилиндров и снимите картер и его прокладку. |
64. Отверните три болта крепления приемника масляного насоса (под головками болтов установлены пружинные шайбы) и снимите приемник. | 65. Снимите уплотнительное кольцо с приемника масляного насоса. | 66. Отверните четыре гайки крепления нижних крышек шатунов (по две на каждой крышке). |
67. Снимите крышки шатунных подшипников. Если номера цилиндров на них не видны, нанесите метки (кернением или краской). | 68. Снимите вкладыши шатунных подшипников с шеек коленчатого вала. Если не планируется замена вкладышей, промаркируйте их с нерабочей стороны. | 69. Аккуратно протолкните шатуны в цилиндры так, чтобы шатуны не задевали за стенки цилиндров. |
70. Выньте поршни с шатунами в сборе из цилиндров. Если номера цилиндров на шатунах не видны, нанесите метки (кернением или краской). | 71. Подденьте отвертками зубчатый шкив коленчатого вала и... | 72. ...снимите его с переднего конца коленчатого вала. |
73. Выньте шпонку крепления зубчатого шкива из канавки переднего конца коленчатого вала. | 74. Отверните шесть болтов крепления масляного насоса... | 75. ...подденьте его отверткой и отделите насос от блока цилиндров. |
76. Снимите масляный насос в сборе с переднего конца коленчатого вала. | 77. Зафиксируйте маховик от проворачивания, отверните шесть болтов его крепления и... | 78. ...снимите стопорную шайбу болтов. |
79. Снимите маховик с заднего фланца коленчатого вала двигателя. | 80. Обратите внимание: если установочная втулка осталась в маховике, сразу пометьте отверстие в коленчатом валу, в котором она была установлена. Иначе появится дисбаланс. | 81. Отверните пять болтов и две гайки крепления держателя заднего сальника коленчатого вала. |
82. Подденьте держатель отверткой и... | 83. ...снимите его с двигателя. | 84. Зафиксируйте коленчатый вал от проворачивания, вставив в балансировочное отверстие его противовеса металлический стержень или штифт, и отверните болты крепления шестерен уравновешивающих валов. |
85. Снимите болты с плоскими шайбами. | 86. Подденьте шестерни уравновешивающих валов двумя отвертками и... | 87. ...снимите их с валов. |
88. Отверните шесть болтов крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала (по два болта на каждой крышке) и... | 89. ...снимите крышки коренных подшипников и нижние вкладыши. | 90. Выньте коленчатый вал из постелей блока цилиндров. |
91. Снимите упорные полукольца коленчатого вала (на среднем коренном подшипнике коленчатого вала) и верхние вкладыши коренных подшипников. | 92. Если это необходимо, снимите шпонки с задних концов уравновешивающих валов. | 93. При необходимости замены задних подшипников уравновешивающих валов отверните болты крепления упорных пластин и... |
94. ...снимите пластины. | 95. Выбейте задние подшипники валов из гнезд блока цилиндров, ударяя по уравновешивающим валам через оправку из мягкого металла, и... | 96. ...снимите задние подшипники уравновешивающих валов. |
97. Если необходимо заменить передние подшипники, снимите уравновешивающие валы. Для этого снимите стопорные кольца задних подшипников с помощью специальных щипцов... | 98. ...выньте уравновешивающие валы из блока цилиндров через гнезда задних подшипников... | 99. ...выбейте заглушки передних концов уравновешивающих валов, снимите стопорные кольца и выпрессуйте передние подшипники с помощью оправки (бородка), прилагая усилие к наружным кольцам подшипников. |
100. Рекомендуем снимать поршневые кольца специальным съемником. Если его нет, аккуратно разожмите замок верхнего компрессионного кольца и снимите его с поршня. | 101. Таким же способом снимите нижнее компрессионное кольцо... | 102. ...маслосъемные кольца (верхнее и нижнее) и... |
103. ...расширитель маслосъемных колец. | 104. Если необходимо, с помощью специальной оправки выпрессуйте палец из шатуна. Учтите, что для сборки поршня с шатуном необходимо нагреть верхнюю головку шатуна до температуры 240 °С и нужна специальная оправка для установки поршневого пальца. | 105. Выпрессуйте задний сальник коленчатого вала из держателя, подложив под держатель бруски, чтобы не повредить его. Очистите привалочную поверхность держателя к блоку цилиндров от остатков старого герметика. |
automend.ru
Автомобиль Ока начал выпускаться достаточно давно и заслужил немалую популярность среди отечественных автолюбителей. Конечно, технические характеристики рассматриваемой машины далеки от требований современного автолюбителя. Несмотря на это, в свое время Ока пользовалась большой популярностью благодаря присущей ей экономичности. Владельцы автомобиля Ока ранних годов выпуска, нередко сталкиваются с неисправностями двигательной системы. Это легко объяснить сроком службы и условиям эксплуатации транспортного средства. Одним из наиболее действенных способов вернуть транспортному средству работоспособность – капитальный ремонт двигателя Ока или ВАЗ 11113. Выполнить ремонт своими руками достаточно сложно, поскольку для многих процессов понадобится наличие дорогостоящего оборудования. В целях экономии можно осуществить подготовку Ока к капитальному ремонту своими руками.
Преимущества капитального ремонта очевидны. Масштабный ремонт движка позволит: увеличить срок эксплуатации транспортного средства, повысить ресурс мотора и увеличить его производительность.
Первым этапом капитального восстановления является подробная диагностика ДВС. Выполнить проверку в условиях гаража достаточно сложно. Для того чтобы определить продуктивность двигателя потребуется наличие компьютерного оборудования и соответствующих навыков.
Для выполнения полного восстановления движка, необходимо демонтировать устройство автомобиля. Выполнить данную процедуру своими руками не так просто, несмотря на небольшие габариты мотора. Во избежание повреждений движка, необходимо использовать целый ряд специализированного оборудования: опорные рамы, гидравлический съемник, устройство для вывешивания движка.
После того как демонтаж двигателя успешно произведён, необходимо приступить к его разборке. Разбирать двигатель необходимо строго по определённому порядку, для того чтобы предотвратить повреждения отдельных его частей.
После разборки, необходимо приступить к важнейшему этапу капитального ремонта, который заключается в дефектовке отдельных компонентов ДВС. Основная цель капитального ремонта, вернуть элементам транспортного средства заводские параметры. Поэтому единственно верным руководством по ремонту Ока является оригинальная инструкция завода изготовителя.
В ходе масштабного восстановление мотора ВАЗ 11113, в обязательном порядке выполняются следующие процедуры:
Масштабный ремонт автомобиля требует соответствующих навыков и дорогостоящего оборудования. Поэтому, для того чтобы выполнить восстановление придётся обратиться к профессионалам.
Одним из важнейших этапов восстановления движка является обработка ГБЦ. Производитель транспортного средства указывает допустимый предел обработки головы, которого необходимо строго придерживаться при проведении ремонта. Перед тем как приступить к масштабному ремонту, необходимо подробно изучить комплектующую инструкции завода изготовителя. Также, в обязательном порядке стоит уточнить у мастера на какую глубину будет производиться обработка ГБЦ. В случае если элемент изношен выше допустимого предела, дальнейшая эксплуатация головы блоков запрещается. Если же обработка и восстановление ГБЦ возможны, работа сопровождается обязательной заменой прокладки ГБЦ. В данном случае, так же необходимо учитывать глубину обработки элемента для того чтобы придать блоку первозданную герметичность.
Для восстановления ДВС ВАЗ 11113 к заводским параметрам, рекомендуется пользоваться услугами проверенных мастерских. Капитальный ремонт достаточно сложная и трудоемкая процедура, которая должна проводиться квалифицированными мастерами. Перед проведением ремонта, необходимо здраво оценить затраты на восстановление. Некоторые автолюбители забывают оценить разницу между восстановлением элемента и его заменой. При критическом износе двигателя затраты на ремонт вполне могут превысить первичную стоимость ДВС. При необходимости замены отдельных элементов транспортного средства, стоит использовать только оригинальные запчасти от производителя.
После проведения обработки компонентов автомобиля, необходимо собрать двигатель, и установить его используя специальное оборудование. Также рекомендуется произвести замену всех рабочих жидкостей и осуществить восстановление тормозной системы. Качественный капитальный ремонт позволит в полной мере восстановить продуктивность двигателя ВАЗ 11113 и повысить срок его эксплуатации.
После проведения ремонта стоит приступить к обкатке автомобиля. На период обкатки, необходимо предотвратить повышенную нагрузку на двигательную систему. В противном случае затраты на восстановление двигателя не оправдают себя и транспортное средство ВАЗ 11113 вновь утратит свою работоспособность.
Удачного восстановления автомобиля ВАЗ 11113!
carmend.ru
1. Отверните гайку болта нижнего крепления генератора к передней опоре двигателя и... | 2. ...снимите с болта пружинную и плоскую шайбы. | 3. Ослабьте гайку крепления генератора к натяжной планке. |
4. Отверните гайку крепления натяжной планки генератора к шпильке головки блока цилиндров. | 5. Снимите рым со шпильки и натяжную планку. Установите рым на шпильку и навинтите гайку (рым понадобится для снятия двигателя с подрамника). | 6. Снимите ремень привода генератора со шкивов генератора и коленчатого вала двигателя. |
7. Выньте болт нижнего крепления генератора к передней опоре двигателя и снимите генератор вместе с натяжной планкой. | 8. Выньте маслоизмерительный щуп из отверстия блока цилиндров. | 9. Ослабьте затяжку хомутов шланга системы вентиляции картера двигателя и снимите шланг. |
10. Ослабьте затяжку хомута крепления соединительного шланга на выпускном патрубке головки блока цилиндров и... | 11. ...снимите с патрубка шланг вместе с термостатом. | 12. Отверните три гайки крепления датчика момента искрообразования к корпусу привода вспомогательных агрегатов. |
13. Отсоедините шланг от вакуумного регулятора опережения зажигания и снимите датчик момента искрообразования с корпуса привода. | 14. Ослабьте затяжку хомутов и отсоедините от впускной трубы шланги вакуумного усилителя и... | 15. ...подогрева впускной трубы. |
16. Ослабьте затяжку хомута и отсоедините шланг малой ветви вентиляции картера со штуцера крышки головки блока цилиндров. | 17. Ослабьте затяжку хомута топливного шланга (от топливного насоса к карбюратору) и... | 18. ...снимите его с нагнетательного штуцера топливного насоса. |
19. Отверните две гайки крепления топливного насоса и... | 20. ...снимите топливный насос со шпилек корпуса привода. | 21. Отверните болт крепления корпуса привода вспомогательных агрегатов и... |
22. ...снимите корпус привода со шпилек головки блока цилиндров. | 23. Отверните два болта крепления кронштейна приемной трубы (под болтами установлены пружинные шайбы). | 24. Отверните четыре гайки крепления фланцев приемной трубы глушителя к шпилькам головки блока цилиндров (под гайками установлены плоские шайбы) и... |
25. ...снимите приемную трубу с кронштейном и шлангом подачи теплого воздуха в воздушный фильтр. | 26. Отверните два болта крепления фланца подводящей трубы водяного насоса. | 27. Отверните болт крепления кронштейна подводящей трубы к блоку цилиндров и... |
28. ...снимите подводящую трубу водяного насоса со шлангами и термостатом в сборе. | 29. Ослабьте затяжку хомута и снимите отводящий шланг отопителя с выпускного патрубка головки блока цилиндров. | 30. Отсоедините от штуцера карбюратора шланг вакуумного регулятора опережения зажигания. |
31. Отверните три гайки крепления впускной трубы к головке блока цилиндров (под гайками установлены плоские шайбы) и... | 32. ...снимите впускную трубу в сборе с карбюратором. | 33. Зацепите стропы подъемного механизма за рамы двигателя. Приподнимите двигатель, натянув стропы. Отверните гайку болта крепления передней опоры двигателя к кронштейну подрамника... |
34. ...снимите пружинную и плоскую шайбы и... | 35. ...выньте болт с плоской шайбой. | 36. Отверните гайку болта крепления задней опоры двигателя к подрамнику, снимите пружинную и плоскую шайбы и... |
37. ...выньте болт с плоской шайбой. Снимите двигатель с подрамника. | 38. Установите двигатель на устойчивую подставку или стенд для разборки и сборки. Отверните три болта крепления передней опоры двигателя к блоку цилиндров и снимите опору. | 39. Снимите масляный фильтр с двигателя (рекомендуем пользоваться специальным съемником). |
40. Отверните три болта крепления передней крышки ремня привода распределительного вала и снимите ее. | 41. Отверните гайку крепления натяжного ролика. | 42. Отверните болт крепления шкива привода генератора от коленчатого вала, зафиксировав маховик от проворачивания (уприте отвертку в болт крепления картера сцепления к двигателю и в зубчатый венец маховика). Снимите болт крепления шкива с плоской шайбой. |
43. Аккуратно подденьте отверткой (или монтажной лопаткой) шкив привода генератора и снимите его с переднего конца коленчатого вала. | 44. Снимите зубчатый ремень привода распределительного вала со шкива коленчатого вала. | 45. Снимите натяжной ролик со шпильки блока цилиндров. |
46. Снимите дистанционное кольцо натяжного ролика. | 47. Зафиксируйте шкив распределительного вала от проворачивания, уперев отвертку в шпильку крепления защитной крышки зубчатого ремня, и отверните болт крепления шкива. | 48. Снимите зубчатый шкив распределительного вала, выньте шпонку шкива, если она неплотно сидит в пазу вала. |
49. Отверните гайку и... | 50. ...четыре болта крепления задней крышки (три из них крепят водяной насос к блоку цилиндров). | 51. Снимите заднюю защитную крышку ремня привода распределительного вала. |
52. Вставьте отвертку между фланцем корпуса насоса и блоком, сдвиньте насос с посадочного места. | 53. Снимите насос и прокладку (показана стрелкой). | 54. Отверните две гайки крепления крышки головки блока цилиндров, снимите плоские шайбы и... |
55. ...резиновые втулки. | 56. Снимите крышку головки блока цилиндров. | 57. Отверните шесть болтов крепления головки блока цилиндров... |
58. ...с помощью сменной головки, ключа для болтов с внутренним шестигранником и динамометрического ключа (так как момент затяжки болтов составляет около 80 Н/м или 8 кгс/м). | 59. С помощью отвертки отделите головку от блока и... | 60. ...снимите головку блока цилиндров. |
61. Снимите прокладку головки блока цилиндров. | 62. Отверните одиннадцать болтов крепления масляного картера двигателя. | 63. С помощью отвертки отделите масляный картер от блока цилиндров и снимите картер и его прокладку. |
64. Отверните три болта крепления приемника масляного насоса (под головками болтов установлены пружинные шайбы) и снимите приемник. | 65. Снимите уплотнительное кольцо с приемника масляного насоса. | 66. Отверните четыре гайки крепления нижних крышек шатунов (по две на каждой крышке). |
67. Снимите крышки шатунных подшипников. Если номера цилиндров на них не видны, нанесите метки (кернением или краской). | 68. Снимите вкладыши шатунных подшипников с шеек коленчатого вала. Если не планируется замена вкладышей, промаркируйте их с нерабочей стороны. | 69. Аккуратно протолкните шатуны в цилиндры так, чтобы шатуны не задевали за стенки цилиндров. |
70. Выньте поршни с шатунами в сборе из цилиндров. Если номера цилиндров на шатунах не видны, нанесите метки (кернением или краской). | 71. Подденьте отвертками зубчатый шкив коленчатого вала и... | 72. ...снимите его с переднего конца коленчатого вала. |
73. Выньте шпонку крепления зубчатого шкива из канавки переднего конца коленчатого вала. | 74. Отверните шесть болтов крепления масляного насоса... | 75. ...подденьте его отверткой и отделите насос от блока цилиндров. |
76. Снимите масляный насос в сборе с переднего конца коленчатого вала. | 77. Зафиксируйте маховик от проворачивания, отверните шесть болтов его крепления и... | 78. ...снимите стопорную шайбу болтов. |
79. Снимите маховик с заднего фланца коленчатого вала двигателя. | 80. Обратите внимание: если установочная втулка осталась в маховике, сразу пометьте отверстие в коленчатом валу, в котором она была установлена. Иначе появится дисбаланс. | 81. Отверните пять болтов и две гайки крепления держателя заднего сальника коленчатого вала. |
82. Подденьте держатель отверткой и... | 83. ...снимите его с двигателя. | 84. Зафиксируйте коленчатый вал от проворачивания, вставив в балансировочное отверстие его противовеса металлический стержень или штифт, и отверните болты крепления шестерен уравновешивающих валов. |
85. Снимите болты с плоскими шайбами. | 86. Подденьте шестерни уравновешивающих валов двумя отвертками и... | 87. ...снимите их с валов. |
88. Отверните шесть болтов крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала (по два болта на каждой крышке) и... | 89. ...снимите крышки коренных подшипников и нижние вкладыши. | 90. Выньте коленчатый вал из постелей блока цилиндров. |
91. Снимите упорные полукольца коленчатого вала (на среднем коренном подшипнике коленчатого вала) и верхние вкладыши коренных подшипников. | 92. Если это необходимо, снимите шпонки с задних концов уравновешивающих валов. | 93. При необходимости замены задних подшипников уравновешивающих валов отверните болты крепления упорных пластин и... |
94. ...снимите пластины. | 95. Выбейте задние подшипники валов из гнезд блока цилиндров, ударяя по уравновешивающим валам через оправку из мягкого металла, и... | 96. ...снимите задние подшипники уравновешивающих валов. |
97. Если необходимо заменить передние подшипники, снимите уравновешивающие валы. Для этого снимите стопорные кольца задних подшипников с помощью специальных щипцов... | 98. ...выньте уравновешивающие валы из блока цилиндров через гнезда задних подшипников... | 99. ...выбейте заглушки передних концов уравновешивающих валов, снимите стопорные кольца и выпрессуйте передние подшипники с помощью оправки (бородка), прилагая усилие к наружным кольцам подшипников. |
100. Рекомендуем снимать поршневые кольца специальным съемником. Если его нет, аккуратно разожмите замок верхнего компрессионного кольца и снимите его с поршня. | 101. Таким же способом снимите нижнее компрессионное кольцо... | 102. ...маслосъемные кольца (верхнее и нижнее) и... |
103. ...расширитель маслосъемных колец. | 104. Если необходимо, с помощью специальной оправки выпрессуйте палец из шатуна. Учтите, что для сборки поршня с шатуном необходимо нагреть верхнюю головку шатуна до температуры 240 °С и нужна специальная оправка для установки поршневого пальца. | 105. Выпрессуйте задний сальник коленчатого вала из держателя, подложив под держатель бруски, чтобы не повредить его. Очистите привалочную поверхность держателя к блоку цилиндров от остатков старого герметика. |
automend.ru
1. Отверните гайку болта нижнего крепления генератора к передней опоре двигателя и... |
2. ...снимите с болта пружинную и плоскую шайбы. |
3. Ослабьте гайку крепления генератора к натяжной планке. |
4. Отверните гайку крепления натяжной планки генератора к шпильке головки блока цилиндров. |
5. Снимите рым со шпильки и натяжную планку. Установите рым на шпильку и навинтите гайку (рым понадобится для снятия двигателя с подрамника). |
6. Снимите ремень привода генератора со шкивов генератора и коленчатого вала двигателя. |
7. Выньте болт нижнего крепления генератора к передней опоре двигателя и снимите генератор вместе с натяжной планкой. |
8. Выньте маслоизмерительный щуп из отверстия блока цилиндров. |
9. Ослабьте затяжку хомутов шланга системы вентиляции картера двигателя и снимите шланг. |
10. Ослабьте затяжку хомута крепления соединительного шланга на выпускном патрубке головки блока цилиндров и... |
11. ...снимите с патрубка шланг вместе с термостатом. |
12. Отверните три гайки крепления датчика момента искрообразования к корпусу привода вспомогательных агрегатов. |
13. Отсоедините шланг от вакуумного регулятора опережения зажигания и снимите датчик момента искрообразования с корпуса привода. |
14. Ослабьте затяжку хомутов и отсоедините от впускной трубы шланги вакуумного усилителя и... |
15. ...подогрева впускной трубы. |
16. Ослабьте затяжку хомута и отсоедините шланг малой ветви вентиляции картера со штуцера крышки головки блока цилиндров. |
17. Ослабьте затяжку хомута топливного шланга (от топливного насоса к карбюратору) и... |
18. ...снимите его с нагнетательного штуцера топливного насоса. |
19. Отверните две гайки крепления топливного насоса и... |
20. ...снимите топливный насос со шпилек корпуса привода. |
21. Отверните болт крепления корпуса привода вспомогательных агрегатов и... |
22. ...снимите корпус привода со шпилек головки блока цилиндров. |
23. Отверните два болта крепления кронштейна приемной трубы (под болтами установлены пружинные шайбы). |
24. Отверните четыре гайки крепления фланцев приемной трубы глушителя к шпилькам головки блока цилиндров (под гайками установлены плоские шайбы) и... |
25. ...снимите приемную трубу с кронштейном и шлангом подачи теплого воздуха в воздушный фильтр. |
26. Отверните два болта крепления фланца подводящей трубы водяного насоса. |
27. Отверните болт крепления кронштейна подводящей трубы к блоку цилиндров и... |
28. ...снимите подводящую трубу водяного насоса со шлангами и термостатом в сборе. |
29. Ослабьте затяжку хомута и снимите отводящий шланг отопителя с выпускного патрубка головки блока цилиндров. |
30. Отсоедините от штуцера карбюратора шланг вакуумного регулятора опережения зажигания. |
31. Отверните три гайки крепления впускной трубы к головке блока цилиндров (под гайками установлены плоские шайбы) и... |
32. ...снимите впускную трубу в сборе с карбюратором. |
33. Зацепите стропы подъемного механизма за рамы двигателя. Приподнимите двигатель, натянув стропы. Отверните гайку болта крепления передней опоры двигателя к кронштейну подрамника... |
34. ...снимите пружинную и плоскую шайбы и... |
35. ...выньте болт с плоской шайбой. |
36. Отверните гайку болта крепления задней опоры двигателя к подрамнику, снимите пружинную и плоскую шайбы и... |
37. ...выньте болт с плоской шайбой. Снимите двигатель с подрамника. |
38. Установите двигатель на устойчивую подставку или стенд для разборки и сборки. Отверните три болта крепления передней опоры двигателя к блоку цилиндров и снимите опору. |
39. Снимите масляный фильтр с двигателя (рекомендуем пользоваться специальным съемником). |
40. Отверните три болта крепления передней крышки ремня привода распределительного вала и снимите ее. |
41. Отверните гайку крепления натяжного ролика. |
42. Отверните болт крепления шкива привода генератора от коленчатого вала, зафиксировав маховик от проворачивания (уприте отвертку в болт крепления картера сцепления к двигателю и в зубчатый венец маховика). Снимите болт крепления шкива с плоской шайбой. |
43. Аккуратно подденьте отверткой (или монтажной лопаткой) шкив привода генератора и снимите его с переднего конца коленчатого вала. |
44. Снимите зубчатый ремень привода распределительного вала со шкива коленчатого вала. |
45. Снимите натяжной ролик со шпильки блока цилиндров. |
46. Снимите дистанционное кольцо натяжного ролика. |
47. Зафиксируйте шкив распределительного вала от проворачивания, уперев отвертку в шпильку крепления защитной крышки зубчатого ремня, и отверните болт крепления шкива. |
48. Снимите зубчатый шкив распределительного вала, выньте шпонку шкива, если она неплотно сидит в пазу вала. |
49. Отверните гайку и... |
50. ...четыре болта крепления задней крышки (три из них крепят водяной насос к блоку цилиндров). |
51. Снимите заднюю защитную крышку ремня привода распределительного вала. |
52. Вставьте отвертку между фланцем корпуса насоса и блоком, сдвиньте насос с посадочного места. |
53. Снимите насос и прокладку (показана стрелкой). |
54. Отверните две гайки крепления крышки головки блока цилиндров, снимите плоские шайбы и... |
55. ...резиновые втулки. |
56. Снимите крышку головки блока цилиндров. |
57. Отверните шесть болтов крепления головки блока цилиндров... |
58. ...с помощью сменной головки, ключа для болтов с внутренним шестигранником и динамометрического ключа (так как момент затяжки болтов составляет около 80 Н/м или 8 кгс/м). |
59. С помощью отвертки отделите головку от блока и... |
60. ...снимите головку блока цилиндров. |
61. Снимите прокладку головки блока цилиндров. |
62. Отверните одиннадцать болтов крепления масляного картера двигателя. |
63. С помощью отвертки отделите масляный картер от блока цилиндров и снимите картер и его прокладку. |
64. Отверните три болта крепления приемника масляного насоса (под головками болтов установлены пружинные шайбы) и снимите приемник. |
65. Снимите уплотнительное кольцо с приемника масляного насоса. |
66. Отверните четыре гайки крепления нижних крышек шатунов (по две на каждой крышке). |
67. Снимите крышки шатунных подшипников. Если номера цилиндров на них не видны, нанесите метки (кернением или краской). |
68. Снимите вкладыши шатунных подшипников с шеек коленчатого вала. Если не планируется замена вкладышей, промаркируйте их с нерабочей стороны. |
69. Аккуратно протолкните шатуны в цилиндры так, чтобы шатуны не задевали за стенки цилиндров. |
70. Выньте поршни с шатунами в сборе из цилиндров. Если номера цилиндров на шатунах не видны, нанесите метки (кернением или краской). |
71. Подденьте отвертками зубчатый шкив коленчатого вала и... |
72. ...снимите его с переднего конца коленчатого вала. |
73. Выньте шпонку крепления зубчатого шкива из канавки переднего конца коленчатого вала. |
74. Отверните шесть болтов крепления масляного насоса... |
75. ...подденьте его отверткой и отделите насос от блока цилиндров. |
76. Снимите масляный насос в сборе с переднего конца коленчатого вала. |
77. Зафиксируйте маховик от проворачивания, отверните шесть болтов его крепления и... |
78. ...снимите стопорную шайбу болтов. |
79. Снимите маховик с заднего фланца коленчатого вала двигателя. |
80. Обратите внимание: если установочная втулка осталась в маховике, сразу пометьте отверстие в коленчатом валу, в котором она была установлена. Иначе появится дисбаланс. |
81. Отверните пять болтов и две гайки крепления держателя заднего сальника коленчатого вала. |
82. Подденьте держатель отверткой и... |
83. ...снимите его с двигателя. |
84. Зафиксируйте коленчатый вал от проворачивания, вставив в балансировочное отверстие его противовеса металлический стержень или штифт, и отверните болты крепления шестерен уравновешивающих валов. |
85. Снимите болты с плоскими шайбами. |
86. Подденьте шестерни уравновешивающих валов двумя отвертками и... |
87. ...снимите их с валов. |
88. Отверните шесть болтов крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала (по два болта на каждой крышке) и... |
89. ...снимите крышки коренных подшипников и нижние вкладыши. |
90. Выньте коленчатый вал из постелей блока цилиндров. |
91. Снимите упорные полукольца коленчатого вала (на среднем коренном подшипнике коленчатого вала) и верхние вкладыши коренных подшипников. |
92. Если это необходимо, снимите шпонки с задних концов уравновешивающих валов. |
93. При необходимости замены задних подшипников уравновешивающих валов отверните болты крепления упорных пластин и... |
94. ...снимите пластины. |
95. Выбейте задние подшипники валов из гнезд блока цилиндров, ударяя по уравновешивающим валам через оправку из мягкого металла, и... |
96. ...снимите задние подшипники уравновешивающих валов. |
97. Если необходимо заменить передние подшипники, снимите уравновешивающие валы. Для этого снимите стопорные кольца задних подшипников с помощью специальных щипцов... |
98. ...выньте уравновешивающие валы из блока цилиндров через гнезда задних подшипников... |
99. ...выбейте заглушки передних концов уравновешивающих валов, снимите стопорные кольца и выпрессуйте передние подшипники с помощью оправки (бородка), прилагая усилие к наружным кольцам подшипников. |
100. Рекомендуем снимать поршневые кольца специальным съемником. Если его нет, аккуратно разожмите замок верхнего компрессионного кольца и снимите его с поршня. |
101. Таким же способом снимите нижнее компрессионное кольцо... |
102. ...маслосъемные кольца (верхнее и нижнее) и... |
103. ...расширитель маслосъемных колец. |
104. Если необходимо, с помощью специальной оправки выпрессуйте палец из шатуна. Учтите, что для сборки поршня с шатуном необходимо нагреть верхнюю головку шатуна до температуры 240 °С и нужна специальная оправка для установки поршневого пальца. |
105. Выпрессуйте задний сальник коленчатого вала из держателя, подложив под держатель бруски, чтобы не повредить его. Очистите привалочную поверхность держателя к блоку цилиндров от остатков старого герметика. |
carmn.ru
Содержание:
Автомобили особо малого класса ВАЗ и СеАЗ «Ока» 1111 и 1113 были единственными моделями отечественного автопрома, оснащавшиеся двухцилиндровыми силовыми установками с водяным охлаждением. Эти моторы были очень компактны и конструктивно сделаны очень неплохо.
Но, как и любой силовой агрегат, двигатели «Оки» после длительной эксплуатации требовали капитального ремонта. Причем часть восстановительных работ, особенно кривошипно-шатунного механизма и цилиндропоршневой группы, значительно легче выполнять на снятом двигателе, поэтому обязательно нужно знать, как снять двигатель с «Оки».В целом, снятие двигателя с «Оки» — операция не сложная, но нужно знать последовательность выполнения действий. Также потребуется наличие соответствующего оснащения.
Для выполнения работ потребуется:
Имея все это, можно приступить к снятию двигателя с «Оки» своими руками.
Следует отметить, что существует два способа демонтажа силовой установки – опустить двигатель вниз или же вынуть его вверх.
Далее рассмотрим последний способ, поэтому и нужен подъемный механизм.
Также для удобства выполнения работ автомобиль лучше загнать на смотровую яму. Сразу же после этого снимается «минусовая» клемма с АКБ.
Перед началом работ нужно слить с двигателя масло и жидкость с системы охлаждения.
Чтобы удобнее было производить снятие и отсоединение навесных элементов двигателя, разу же с авто нужно демонтировать капот. Это обеспечит лучший доступ к верхним навесным элементам.
Затем отсоединяются все патрубки и проводка с двигателя – патрубки системы охлаждения, идущие к двигателю от радиатора, патрубки, идущие на печку.
Что касается проводки, то потребуется отсоединение всех соединений, идущих к датчикам:
также понадобиться отсоединение проводов со свечей, стартера, генератора. В дальнейшем придется генератор и вовсе демонтировать.
Указанный выше перечень работ, далее показан на фото:
Также понадобится отсоединить:
Далее нужно открутить выпускной коллектор и снять его со шпилек.
Вообще снятие двигателя «Ока» должно сопровождаться предварительным демонтажем КПП и привода, но можно этого и не делать.
Поскольку двигатель все равно будет разбираться, при способе извлечения мотора без КПП, потребуется снятие головки блока цилиндра до изъятия мотора из авто.
Указанный выше перечень работ, далее показан на фото:
Вначале нужно будет открутить все болты крепления картера сцепления от силовой установки.
16. Снятие картера сцепления
Затем следует приступать к элементам подвески двигателя.
Для этого придется выкрутить болты крепления опор мотора. Вначале скручивается гайка с болта на передней опоре. Поскольку на эту опору силовая установка продолжает опираться, то для того, чтобы была возможность вытянуть болт, при помощи монтировки двигатель следует несколько вывесить и извлечь болт. Далее, удерживая монтировкой агрегат, в зазор между ним и подрамником вставить деревянный брусок. После этого появиться возможность открутить болты крепления кронштейна двигателя.
Точно также разбалтывается задняя правая опора, с последующей установкой ее на деревянный брусок и снятием кронштейна.
23. Ключом на 17 отворачиваем и вынимаем болт | 24. Отворачиваем 2 болта крепления кронштейна задней опоры | 25. Снимаем заднюю опору |
26. Снять болт заднего крепления картера сцепления возможно только после демонтажа задней опоры. На фото показано на снятом двигателе
27. Подкладываем брусок | 28. Ключом на «13» отворачиваем гайки крепежа кронштейна левой опоры к КПП |
| |
30. Вынимаем опору |
Далее в передней части двигателя устанавливается на место рым, который был снят при демонтаже генератора. Задний рым, прикрепляется к крайней левой шпильке крепления головки блока цилиндров.
За эти рымы зацепляется подъемный механизм. Чтобы извлечь мотор, его нужно до упора сдвинуть влево, чтобы первичный вал КПП вышел из маховика. Вполне возможно, что для этого придется немного кантовать двигатель, и при этом сдвигая его влево.
После того, как вал выйдет из маховика и дисков сцепления, силовой агрегат подъемным механизмом аккуратно поднимается вверх. Это лучше делать вдвоем – один будет поднимать мотор, а второй направлять его, чтобы он нигде не цеплялся.
Это рассмотрен один из способов, как снять двигатель на «Оке». Он является одним из самых простых, поскольку не требует демонтажа КПП. Но если предполагается и проведение ремонтных работ с ней, тогда лучше производить снятие мотора с предварительным снятием КПП и приводов.
Еще существует метод полного совместного демонтажа элементов передка авто, при котором силовой агрегат пускается вниз вместе с КПП, приводом, колесами, подрамником и подвеской.
Похожее ...
remont-avtovaz.ru
|
|
|
138. Установите стопорные кольца подшипников, запрессуйте заглушки, нанеся на них тонкий слой герметика, и передние подшипники уравновешивающих валов в посадочные гнезда блока цилиндров. Запрессуйте подшипники с помощью оправки (Dнар.=50 мм, dвн.=30 мм, L=100 мм), прилагая усилие к наружным кольцам. Подшипники запрессовывайте с внутренней стороны блока цилиндров. | 139. Установите уравновешивающие валы. | 140. Установите задние подшипники уравновешивающих валов и запрессуйте их с помощью подходящей оправки, прикладывая усилие к наружному кольцу подшипника. |
|
|
|
141. Установите стопорные кольца задних подшипников уравновешивающих валов с помощью специальных щипцов. | 142. Смажьте тонким слоем моторного масла вкладыши коренных подшипников коленчатого вала и установите их в постели блока цилиндров (фиксирующие усы вкладышей устанавливайте в проточки постелей). Вкладыш средней шейки не имеет продольной канавки. | 143. Установите коленчатый вал двигателя в постели блока цилиндров, предварительно смазав шейки вала (коренные и шатунные) тонким слоем моторного масла. Установите упорные полукольца на среднюю шейку коленчатого вала, предварительно смазав их тонким слоем моторного масла (проточками в сторону шеек вала, кольцо с алюминиевым покрытием белого цвета устанавливайте с передней стороны постели коленчатого вала, а металлокерамическое – с другой стороны постели). Поверните полукольца так, чтобы их концы были заподлицо с торцом постели. |
|
|
|
144. Протрите крышки коренных подшипников чистой тряпкой. | 145. Смажьте вкладыши тонким слоем моторного масла и установите их в крышки коренных подшипников (фиксирующие усы вкладышей устанавливайте в проточки крышек). | 146. Установите крышки коренных подшипников согласно меткам на них (одна метка – первая крышка со стороны переднего конца коленчатого вала, две метки – вторая, три – третья). Метки на крышках должны быть расположены со стороны генератора. |
|
|
|
147. Затяните болты крепления крышек коренных подшипников моментом 68,31–84,38 Н/м (6,97–8,61 кгс/м). В первую очередь нужно затягивать болты средней крышки. | 148. Проверьте, проворачивается ли коленчатый вал. Он должен вращаться легко, без заеданий. | 149. Установите упорные пластины задних подшипников уравновешивающих валов и затяните болты их крепления (по два болта на каждой пластине). |
|
|
|
150. Поверните коленчатый вал так, чтобы метка на шестерне привода уравновешивающих валов совпала с приливом на блоке цилиндров. Установите шпонки в пазы задних концов уравновешивающих валов и шестерни уравновешивающих валов. Широкая метка на шестерне уравновешивающего вала должна совпадать с двойной меткой на шестерне коленчатого вала, а узкая метка шестерни другого уравновешивающего вала – с одинарной меткой шестерни коленчатого вала. | 151. Затяните болты крепления шестерен моментом 45,82–56,60 Н/м (4,68–5,78 кгс/м). Для этого зафиксируйте коленчатый вал от проворачивания, вставив металлический стержень в балансировочное отверстие. | 152. Обезжирьте привалочную поверхность держателя заднего сальника коленчатого вала и... |
|
|
|
153. Запрессуйте сальник в держатель (используя деревянный брусок). | 154. Обезжирьте поверхность блока цилиндров бензином, соблюдая меры пожарной безопасности. | 155. ...нанесите тонкий слой герметика на эту поверхность. |
|
|
|
156. Смажьте рабочую кромку заднего сальника коленчатого вала тонким слоем моторного масла. | 157. Установите держатель заднего сальника коленчатого вала на двигатель. Заправьте рабочую кромку сальника деревянной палочкой. | 158. Затяните пять болтов и две гайки крепления держателя заднего сальника коленчатого вала. |
|
|
|
159. Установите маховик на коленчатый вал штифтами под сцепление наружу, совместив отмеченное отверстие со втулкой на фланце коленчатого вала. | 160. Установите пластину болтов маховика, нанесите тонкий слой герметика на болты крепления маховика и... | 161. ...удерживая маховик от проворачивания, затяните болты его крепления моментом 70,81–87,47 Н/м (7,22–8,92 кгс/м). Болты затягивайте крест–накрест. |
|
|
|
162. Для удобства установки масляного насоса смажьте прокладку насоса тонким слоем консистентной смазки (Литол-24) и установите ее на поверхность блока цилиндров. | 163. . Залейте в корпус масляного насоса 10–20 г моторного масла и... | 164. ...проверните шестерни масляного насоса на несколько оборотов, чтобы смазать их. Шестерни должны вращаться легко, без заеданий. |
|
|
|
165. Установите масляный насос в сборе на привалочную поверхность блока цилиндров (см. подраздел 10.8.2.), заправьте рабочую кромку переднего сальника деревянной палочкой и... | 166. Заверните шесть болтов крепления масляного насоса к блоку цилиндров. | 167. Установите шпонку в канавку переднего конца коленчатого вала. |
|
|
|
168. Установите шкив коленчатого вала и... | 169. ...напрессуйте его на вал с помощью оправки из мягкого металла. | 170. Протрите зеркала цилиндров чистой тряпкой. Подберите поршни к цилиндрам по диаметру (маркировка группы нанесена на фланце крепления масляного картера блока цилиндров на днище поршня) и массе. |
|
|
|
171. Наденьте поршневой палец 2 на валик 1 приспособления для установки поршневого пальца с дистанционным кольцом 5. Затем оденьте направляющую втулку 3 и закрепите ее винтом 4, не затягивая винт. Размеры дистанционного кольца: наружный диаметр 22 мм, внутренний – 15 мм, толщина – 4 мм. | 172. Нагрейте верхнюю головку шатуна до 240 °С в печи в течение 15 минут. Зажмите шатун в тисках, установите на него поршень так, чтобы отверстия под палец совпали, и вставьте до упора приспособление с пальцем в отверстия поршня и шатуна. Для правильной установки пальца поршень должен прижиматься бобышкой к верхней головке шатуна в направлении запрессовки. Обратите внимание, что... | 173. ...поршень на шатун устанавливается так, чтобы стрелка на днище поршня была направлена в противоположную сторону от номера детали, отлитого на шатуне. Если на нижней головке шатуна есть отверстие для выхода масла, стрелка на поршне должна быть направлена в сторону этого отверстия. |
|
|
|
174. После охлаждения шатуна смажьте поршневой палец через отверстие в бобышках поршня. | 175. Протрите поршни и шатуны чистой тряпкой. Установите кольца на поршни (см. операции 100–103). | 176. Установите вкладыши шатунных подшипников в шатун и смажьте их моторным маслом. |
|
|
|
177. Проверьте легкость перемещения колец в канавках поршня, вращая кольца. Замки колец расположите под углом 120°. | 178. С помощью специальной оправки сожмите поршневые кольца и... | 179. ...аккуратно ударяя ручкой молотка по днищу поршня, установите поршни в сборе с шатунами в цилиндр так, чтобы стрелка на днище поршня была направлена к приводу распределительного вала. При этом оправка должна быть плотно прижата к блоку цилиндров, иначе можно поломать поршневые кольца. |
|
|
|
180. Установите крышки шатуна с вкладышами на шатунные болты (при этом номер цилиндра на шатуне и его крышке должен располагаться с одной стороны) и... | 181. ...осадите их с помощью ручки молотка. | 182. Затяните гайки крышек шатунных подшипников моментом 43,32–53,51 Н/м (4,42– 5,46 кгс/м). |
|
|
|
183. Удалите выступающие части прокладки масляного насоса и излишки герметика с привалочной поверхности блока цилиндров под масляный картер. | 184. Установите маслоприемник с уплотнительным кольцом (показано стрелкой) и затяните три болта его крепления. | 185. Для удобства установки картера смажьте тонким слоем консистентной смазки прокладку масляного картера и установите ее на поверхность блока цилиндров. |
| ||
186. Установите масляный картер и затяните одиннадцать болтов его крепления. | 187. Установите головку блока цилиндров (см. подраздел 10.4.1.). Далее сборку двигателя проводите в порядке, обратном разборке. Установите двигатель на подрамник (см. операции 1–40). Отрегулируйте натяжение ремней привода распределительного вала и генератора. |
automend.ru
Первые шаги при ремонте автомобиля. Сборка блока цилиндров ВАЗ-11113 (Ока) – один из шагов капремонта мотора.
На видео изображен капитальный ремонт мотора ВАЗ Ока. К такому ремонту приходят многие автовладельцы, пробег автомобилей у каких далеко за пару сотен тысяч км.
Капитальный ремонт мотора – это полное восстановление рабочих черт мотора. Происходит способом ремонта
ГБЦ;
блока цилиндров;
кривошипно-шатунного механизма;
коленвала.
Не исключена также полная замена всех вышеперечисленных деталей.
Как сделать капремонт мотора ВАЗ Ока? Все очень просто, просто прочитайте данную инструцию.
Успех всего этого мероприятия напрямую зависит от характеристики деталей и опыта мастера, выполняющего работы. Также не стоит пренебрегать технической литературой. Ведь все модели движков имеют свои особенности и правила сборки.
Главные предпосылки капремонта – это появление стуков при работе мотора, или, в худшем случае, его полное заклинивание. Причина тому – износ подшипников скольжения, шеек коленчатого вала, проворачивание вкладышей. При сильном износе мотора возможен завышенный расход масла, сизый дым из выхлопной трубы, закоксовывание маслосъемных поршневых колец. Все это следствие прогара клапанов, прокладки ГБЦ. Проследить это можно с помощью замера компрессии компрессометром. Раковины на поверхности поршня можно выявить с помощью эндоскопа.
Принятие решения о проведении капремонта делается после дефектовки. Для этого замеряются все биения и зазоры микрометром. Но есть случаи, когда дефектовку можно и не создавать – это случай заклинивания мотора вследствие обрыва шатуна, разрушения поршней и т.п.
Главные этапы капитального ремонта мотора
Демонтаж агрегата;
Мойка;
Дефектовка;
Ремонт мотора;
Холодная обкатка;
Установка мотора.
Каждый шаг имеет свои особенности. Например, при демонтаже главное соблюдать определенную последовательность, чтобы ничего не повредить. А при мойку мотора, например, нужно создавать очень отменно, потому что любые измерения на грязном движке будут неверными.
Если Вы решили сделать капремонт своими руками, то просто следуйте инструкции для Вашего мотора и будьте внимательны.
Фортуны на дорогах и всех благ.
dizelzavtrak34.ru