Начнем с того, что о различных трудностях при регистрации ТС с нечитаемым или несовпадающим номером двигателя слышали или сталкивались многие водители из разных стран, однако сегодня еще не все в полной мере компетентны в данном вопросе.
Более того, достаточно неоднозначная ситуация сложилась в РФ, то есть указанная проблема напрямую коснулась именно российских автолюбителей. Дело в том, что несколько лет назад на законодательном уровне было закреплено отсутствие необходимости сверять номер двигателя в рамках постановки транспортного средства на учет или при прохождении ТО.
Другими словами, в ГИБДД не могли отказать в регистрации (постановке на учет) по причине отсутствия или несоответствия номера двигателя в ПТС. Автолюбители с радостью приняли эту инициативу, так как, фактически, двигатель можно было считать обычной запчастью и при необходимости свободно менять сильно изношенный или сломанный агрегат на аналогичный контрактный.
Однако на практике все оказалось несколько иначе. Частой ситуацией стала такая, когда владельцы сталкиваются с отказом при попытках зарегистрировать авто в ГИБДД, а причиной выступает именно несоответствие номера двигателя. В этой статье мы поговорим о том, какими проблемами и сложностями может обернуться покупка машины, у которой нет номера двигателя в ПТС, номер мотора не совпадает, номер двигателя спилен, проржавел или сильно поврежден.
Читайте в этой статье
Прежде всего, важно понимать, что установка так называемого «нештатного» двигателя является самостоятельной переделкой транспортного средства. Естественно, после такой замены мотора для тюнинга автомобиля в регистрации ТС может быть отказано на вполне законных основаниях.
Если просто, с новым мотором, который обычно сознательно подбирается мощнее стандартного, также изменяется целый ряд важнейших технических характеристик автомобиля. При этом такой транспорт и его системы должны быть специально доработаны, в противном случае зарегистрировать и выезжать на этом ТС на дороги общего пользования не получится.
Другое дело, если мотор заменили на абсолютно аналогичный, то есть никаких изменений штатной заводской конструкции не произошло. Единственным спорным моментом будет другой номер силового агрегата. А теперь перейдем к самой проблеме.
В 2011 году был издан приказ МВД РФ №28. Если не вдаваться в подробности, в указанном приказе содержались изменения, которые предусматривали отказ от необходимости сверять при постановке авто на учет номера двигателя. Затем в 2013 году вышел приказ МВД РФ №605, который утвердил новый Административный регламент Министерства внутренних дел РФ по предоставлению услуги госрегистрации транспортных средств.
Так вот, в новом приказе уже отсутствуют указания на то, что номер двигателя не нужно сверять, а несоответствие номерных агрегатов представленным документам выступает в качестве основания для отказа в регистрации. Получается, ситуация сложилась двоякая. С одной стороны, первым приказом было разрешено заменить двигатель на точно такой же агрегат, однако далее второй приказ это запретил.
В результате с 2011 по 2013 год все автомобили, на которых был заменен ДВС, не получается поставить на учет, то есть официально зарегистрировать. Итак, если приобретается б/у автомобиль, на котором производилась замена двигателя, однако соответствующих отметок в ПТС нет, возникают сложности. Еще усугубляет ситуацию тот факт, что в разных областях требования отличаются.
На практике это выглядит следующим образом. В одной области РФ Управление ГИБДД не видит никакой проблемы при регистрации ТС с замененным двигателем (при условии того, что замена произведена на такой же мотор). Соответственно, в ПТС отметки не ставятся, никаких дополнительных документов не требуется, на процедуру госрегистрации ТС несовпадающий номер двигателя не влияет.
Однако если обратиться в ГИБДД в другой области для перерегистрации ТС, можно получить отказ по причине замены двигателя. Сотрудники ссылаются на п.24 админрегламента (приложение №1 к приказу №605). Примечательно еще и то, что во многих случаях в действительном свидетельстве о регистрации ТС номер двигателя не указан, также в заявлении на регистрацию раздел сведений о ТС также не имеет графы для указания номера двигателя (указывается только мощность мотора).
Не менее сложной ситуацией является такая, когда двигатель заменен, но номер двигателя в ПТС другой. Казалось бы, достаточно написать заявление в ГИБДД, чтобы в ПТС были внесены соответствующие изменения в виде нового номера ДВС. На практике это реально, но для таких действий нужно в обязательном порядке предоставить документы на новый двигатель.
Другими словами, законность приобретения мотора-донора должна быть подтверждена документально. Если таких документов нет, тогда изменить номер силового агрегата в ПТС не получится, а на основании несоответствия номера в дальнейшей регистрации ТС будет отказано.
Еще добавим, что утверждения многих владельцев о том, что при регистрации эксперт не смотрел номер двигателя и машину поставили на учет, еще не значит, что так происходит в 100% случаев. Да, на современных автомобилях добраться до номера не всегда просто, иногда приходится снимать часть навесного оборудования и т.п.
Если учесть, что владелец ТС делать это самостоятельно не обязан, а эксперт попросту не хочет заниматься такими работами, тогда понятно, как регистрируют машины без сверки номера двигателя.
Однако нельзя рассчитывать исключительно на везение. На многих авто не нужно ничего разбирать, то есть сверить номер ДВС не составляет особого труда. Простыми словами, если в одном регионе номер силовой установки не проверяют, в другом вполне могут возникнуть трудности, на одном авто до номера легко добраться, на другом доступ к номерной панели затруднен.
Читайте также
Хотелось бы отметить, что если принято решение купить контрактный двигатель и сделать свап, сначала необходимо написать соответствующее заявление и уточнить информацию касательно того, какие документы будут нужны для дальнейшей регистрации нового двигателя.
Затем можно приобрести и поставить на машину контрактный агрегат с учетом сохранения всех необходимых документов. После этого следует повторно обратиться в ГИБДД, чтобы зарегистрировать новый мотор. Конечно, если этого не сделать, тогда у владельца при дальнейшей эксплуатации может и не возникать никаких проблем. Однако при попытках пересечь границу или перерегистрировать такой автомобиль ситуация часто меняется.
Еще раз отметим, свап мотора для тюнинга и увеличения мощности делается на авто, которые участвуют в спортивных соревнованиях. Как правило, по дорогам общего пользования такие ТС не передвигаются. Если же подобные изменения в конструкции авто зарегистрировать официально, тогда с учетом рекомендуемых комплексных доработок общая стоимость такого тюнинга может быть очень высокой.
Изучив реальные ситуации, которые возникают у российских автовладельцев на практике, можно сделать несколько важных выводов. Главное, нужно четко понимать, что хотя номер мотора может быть нигде не указан, в базе ГИБДД он все же есть. С учетом вышесказанного становится понятно, что еще перед покупкой подержанного авто нужно знать, если нет номера двигателя, что делать в этом случае. Вполне очевидно, что от приобретения такого ТС лучше сразу отказаться.
То же самое можно сказать и о тех случаях, когда в ПТС номер мотора один, а на машине стоит агрегат с другим номером. Даже если продавец будет ссылаться на то, что регистрационные действия с этим автомобилем ранее уже осуществлялись несколько раз и проблем не было, это не значит, что они не возникнут при попытке поставить авто на учет в другой области.
Напоследок отметим, что одним из способов для выхода из сложившейся ситуации для тех, кто уже купил проблемный автомобиль, становится официальное приобретение еще одного контрактного мотора. Затем производится так называемый «официальный» свап, когда в ГИБДД подаются все необходимы документы на новый двигатель, вносятся соответствующие изменения в ПТС и т.д.
Читайте также
Иногда перед владельцем автомобиля возникает вопрос, где находится номер двигателя автомобиля. Его можно найти, просмотрев техническую документацию. При выпуске транспортного средства, заводом изготовителем предоставляется пакет документов. Сюда входит эксплуатационное руководство, где указываются эти данные. Также его можно найти на самом двигателе.
Место, где можно посмотреть цифровую комбинацию, должен знать каждый владелец автомобиля. В случае остановки работниками ГИБДД, они смогли сверить ее с данными, указанными в техническом паспорте.
Покупая транспорт на вторичном рынке, зная, где находится номер, можно обезопасить себя от разных неловких ситуаций, когда могут продать угнанный автомобиль.
В документе, свидетельствующем, что автомобиль прошел государственную регистрацию, как правило, указывается номер двигателя. Если он отсутствует, можно использовать данные технического паспорта. При покупке подержанного автомобиля и бывший владелец не предоставил инструкцию по эксплуатации, ее можно найти в интернете. Она должна соответствовать данной модели.
Если необходимо отыскать расположение номера двигателя непосредственно на самом агрегате, следует провести следующие действия: открыть автомобильный капот и найти табличку на моторе, где он может быть написан. У разных моделей она размещается в различных местах. Это могут быть:
В старых образцах есть специальная алюминиевая табличка, небольшая по размерам, где указываются все данные автомобиля.
Покупая автомобиль в салоне, о месте, где выбит номер двигателя, можно спросить у работника салона. Даже если ему это неизвестно, он приложит все усилия, чтобы угодить покупателю.
Если покупка автомобиля происходит на авторынке, оформляя документ про куплю-продажу или генеральную доверенность, нужно спросить у продавца, где искать номер двигателя его авто.
Если двигатель не сильно загрязнен, можно в домашних условиях, смочив тряпку в специальном растворе, произвести его чистку.
Мойка мотора при скоплении большого слоя грязи — довольно сложная процедура. Тогда силовой агрегат лучше помыть на мойке для автомобилей. Только так можно осмотреть все впадины и потайные места.
Специалисты СТО, занимающиеся капитальным ремонтом двигателей разных марок машин, также могут сказать, где он может располагаться.
На станции, где проводят диагностику и экспертизу при МРЭО, покажут это место. Так как они занимаются считыванием номерных знаков, регистрируя и ставя на учет автомобили, то за небольшую плату помогут владельцу.
В некоторых марках автомобилях, например, в Форде, номер двигателя расположен так, что его поиск необходимо проводить, используя зеркало с длинным рычагом. Это место находится под фильтром для масла. Его закрывает металлическая специальная плита, которая защищает поддон картера. Если зеркало отсутствует, необходимо для идентификации номера снять эту плиту, что займет некоторое время.
Покупая американский раритетный автомобиль, многие владельцы даже не догадываются, что на двигателе отсутствует его номер. При остановке инспектором ДПС, этот факт должен быть указан. Чтобы доказать свои слова, пишется заявление руководству ГИБДД. К нему прикладываются заверенные копии документов, что было приобретено авто. Иногда такие машины забирались от хозяев на штрафную площадку.
Тогда пишется запрос компании-производителю и тюнинговым ателье в ту страну, где она была приобретена. Нужно попросить, чтобы они документально подтвердили, что конкретный автомобиль был приобретен конкретным человеком.
Также дополнительно прикладывают технический документ, подтверждающий регистрацию до того момента, когда начался «апгрейд», и указывающий на его состояние. Это занятие довольно кропотливое. Для его проведения нужно запастись терпением и некоторым количеством времени.
Решив спорные вопросы после предоставления документов, машина будет возращена со штраф площадки владельцу, без накладывания на него штрафных санкций. Подобное случается не часто, но бывает. И необходимо знать, как правильно действовать в подобной ситуации.
Расшифровка номера двигателя происходит согласно международному стандарту ISO 3779. Отвечая на вопрос, сколько цифр в номере двигателя автомобиля, обратим внимание, какие знаки его составляют. Это 17 знаков цифр и букв латинского алфавита. В связи со схожестью символов I,O, Q на цифры 1 и 0, они не применяются в комбинациях чисел.
Значение каждого символа — характеристика автомобиля. С его помощью определяется:
В номере указывают контрольное число, указывающее на его оригинальность.
Его составляют 3 части:
Первые 3 символа первой части являются обозначением международного индикационного кода изготовителя. Первый символ — географическая зона, второй — страна, расположенная в этой зоне, третий — определенный изготовитель.
Производитель может иметь несколько WMI. Но разные производители не могут пользоваться одинаковым номером. Только по истечении 30 лет после первого его использования, он может быть закреплен за другим.
Несмотря на то, что в стандарте дано четкое определение станы производителя, это часто не используют. На автомобилях отделения General Motors с главным офисом в Германии, ставится знак WO, не зависимо от страны-производителя.
Вторая часть номера, состоящая из пяти символов, которые описывают характерные особенности автомобиля:
Последняя часть из восьми знаков указывает, чем отличается эта модель от других. Последние 4 должны быть указаны цифрами.
Те 6 цифр, что находятся в самом конце, отвечают порядковому номеру автомобиля.
Чтобы не стать добычей для мошенников, необходимо знать, как перебивают номера и их главные признаки. Существует много способов, чтобы перебить номер. Это возможно путем удаления или замены элементов на знаках или всей маркировочной панели. Так что нужно быть очень внимательными.
Зная, где можно найти номер двигателя автомобиля, а также, что обозначают его символы, можно обезопасить себя от некоторых проблем, которые могут возникнуть в повседневной жизни.
avtodvigateli.com
Audi A3 | 2006-2008 гг.: Слева на соединении двигателя и коробки передач + наклейка с номером на крышке ГБЦ | |
Audi A4 | 2001 гг.: Номер двигателя находится слева на блоке цилиндров двигателя. На крышку также наносится наклейка с номером | |
Audi A6 | 2001-2004 гг.: Номер двигателя находится слева на блоке цилиндров двигателя. На крышку также наносится наклейка с номером2005-2008 гг.: Спереди на блоке цилиндров (нужно снять кожух) и на трубке охлаждающей жидкости | |
Audi Q7 | 3.0TDI, 2007-2008 гг.: Спереди слева над зубчатым ремнём ТНВД | |
BMW 1 Series | На блоке цилиндров справа | |
Chevrolet Aveo | Чуть правее от масляного щупа | |
Chevrolet Lacetti | Номер двигателя Шевроле Лачетти находится на блоке цилиндров под впускным коллектором |
|
Citroen C4 | 1,6 л. - на соединении с коробкой передач справа от щупа масла2,0 л. - слева от щупа масла |
|
Ford Focus | На специальной площадке в месте соединения мотора с коробкой передач | |
Ford Mondeo | На двигателе с задней стороны ближе к водительской стороне | |
Ford Transit | Справа спереди под генератором2,5D атмосферник 4HB: номер двигателя находится справа от него возле подушки на блокеDuraTorq 2,5D: справа на ГБЦ над выпускным коллектором, а также справа сзади над фланцем масляного картера | |
Honda CR-V | Номер двигателя расположился под коллектором в месте соединения двигателя с коробкой передач | |
Hyundai Solaris | Номер двигателя Хёндэ Солярис находится на передней стенке выступа блока цилиндров под заливной горловиной охлаждающей жидкости | |
Hyundai Santa Fe | В месте соединения двигателя с коробкой передач | |
Kia Rio | Номер двигателя Киа Рио находится на передней стенке выступа блока цилиндров под заливной горловиной охлаждающей жидкости |
|
Kia Spectra | На Киа Спектра номер на двигателе находится под крышкой блока цилиндров на площадке в задней части двигателя | |
Mitsubishi Pajero | Номер двигателя Паджеро расположился возле топливного фильтра или в месте соединения двигателя с коробкой передач (в зависимости от модификации модели) | |
Nissan Qashqai | Слева на передней части блока цилиндров | |
Nissan Primera | Под щупом для масла спереди двигателя | |
Opel Astra | Слева на картере двигателя. Рис. №1 - 1,6 л.; рис. №2 - 1,8 л.; рис. №3 - 2,0 л. | |
Opel Corsa | Под масляным фильтром справа двигателя | |
Renault Logan | На блоке цилиндров слева сзади около датчика масла | |
Renault Megane | Внизу двигателя над пластиковой защитой двигателя со стороны радиатора (номер видно и сверху, и снизу) | |
Renault Sandero | На блоке цилиндров слева сзади около датчика масла |
|
Skoda Fabia | 1,2 л., 2004-2008 гг.: На блоке цилиндров между двигателем и коробкой передач | |
Skoda Octavia | Слева от двигателя возле аккумулятора | |
Toyota Avensis | Рис. №1 - двигатели 1AZ-FE, 1AZ-FSE, 2AZ-FSEРис. №2 - двигатели 3ZZ-FE, 1ZZ-FE | |
Toyota Land Cruiser Prado | ||
VW Passat | 2000-2005 гг.: Номер двигателя находится слева на блоке цилиндров двигателя. На крышку также наносится наклейка с номером2006-2008 гг.: Слева на соединении двигателя и коробки передач + наклейка с номером на крышке ГБЦ | |
VW Touareg | 3,2 л., 2003-2007 гг.: На блоке цилиндров рядом с демпфером крутильных колебаний2,5 TDI, 2003-2009 гг.: На стыке двигателя и коробки передач3.0 TDI, 2006-2010 гг.: Спереди слева над зубчатым ремнём ТНВД | |
ВАЗ 2107 | На блоке цилиндров над масляным фильтром. | |
ВАЗ 2114 | На блоке цилиндров под термостатом |
howcarworks.ru
Доброго времени суток, уважаемые читатели блога!
Из сегодняшней статьи вы узнаете о том, какие у автовладельца могут быть проблемы, если номер двигателя не совпадает с ПТС и как можно решить возникшие трудности.
С поверхностного взгляда вопрос о номерах ДВС (двигатель внутреннего сгорания) кажется несколько мелочным, особенно после вступления в силу некоторых упрощающих регистрацию постановлений от 2011 г.
Однако на самом деле проблема агрегатных номеров является одной из самых опасных для водителя в плане законодательной ответственности и одной из самых запутанных ситуаций, в которой обычный среднестатистический автомобилист сможет разобраться далеко не сразу.
Многие водители уже в полной мере ощутили на себе всю сложность и противоречивость нынешней ситуации с номерами ДВС. Я думаю, что с этим материалом следует ознакомиться каждому водителю, даже если он уверен, что знает все ответы – ведь они могут быть заблуждением, которое потом аукнется серьезными неприятностями.
Сразу скажу, что для донесения сути этого сложного вопроса мне пришлось написать довольно большой первый раздел, после прочтения которого, надеюсь, ни у кого не останется вопросов по поводу возникновения противоречий с номерами ДВС.
Opel Astra GTC взял тут: drive2.ru/r/opel/140803/
На сегодняшний 2016 год несовпадение номеров агрегатов является одной из самых острых юридических проблем в автомобильной сфере. Оно и понятно: с 2011 г. накопилась огромная масса проблемных в данном отношении автомобилей, с очень расстроенными хозяевами, не знающими что делать. И возникла эта проблема на практически ровном месте: на почве изучения и внедрения передового зарубежного опыта.
Конечно, сам передовой опыт тут ни при чем, но в данном случае дело усугубили два старинных юридических бича нашего социума:
Opel Astra GTC взял тут: drive2.ru/r/opel/140803/
Читать сами нормативы народ, естественно, не станет т. к. это до такой степени тяжело, что этим массово пренебрегают даже те, кто читать и вникать во все положения обязан по долгу службы. Что тоже добавило драйва раскручиванию маховика домыслов.
В случае агрегатных номеров вред от вышеперечисленных склонностей оказался огромным и на сегодняшний день в среде автомобилистов устоялось мнение, что государство, ни много ни мало, их обмануло, причем не просто так, а специально! Автомобильные конспирологи даже озвучили саму причину такого коварства: отправить треть автопарка России в утиль, для стимуляции отечественного автопрома.
Так что же все-таки случилось в далеком и счастливом 2011 году?
Как я уже упоминал, случилось заимствование передового опыта развитых стран в части обязательности фиксации и сверки номерных агрегатов при регистрации автомобилей.
Opel Astra GTC взял тут: drive2.ru/r/opel/140803/
Кто и как перенимал опыт неизвестно, но приказ от 20.01. 2011 г. (№ 28) о внесении изменений в соответствующую нормативную базу МВД РФ подписал генерал Нургалиев Р., а направил новые нормативы во все подразделения ГИБДД Владимир Шевцов (тогда ВРИО начальника департамента безопасности дорожного движения). Это я написал для тех, кто сегодня на автофорумах вопрошает кому же сказать «спасибо» за всю возникшую юридическую свистопляску.
Но прежде чем пенять на кого-то, давайте во всем разберемся подробнее.
Корень проблемы тут был давно: у очень многих автомобилей номера агрегатов из-за коррозии были нечитабельны, как их ни очищай (Шевцов публично уверял, что эта доля была 95%, хотя лично мне в это не верится). В ЕС же от такой проверки давно отказались из-за ее нецелесообразности. Вот и решило наше ведомство ввести аналогичные правила, что дополнительно упрощало процедуру регистрации для народа.
Opel Astra GTC взял тут: drive2.ru/r/opel/140803/
А именно:
Opel Astra GTC взял тут: drive2.ru/r/opel/140803/
Что же произошло конкретно:
Из предыдущего раздела вы, думаю, уяснили, что с двигательными номерами произошла грандиозная путаница. Но, к сожалению, только этим дело не ограничилось: сейчас немало автомобилистов с несовпадающими номерами элементарно боится каких-либо регистрационных действий, где могут потребовать предъявить машину к осмотру.
Opel Astra GTC взял тут: drive2.ru/r/opel/140803/
И ведь действительно, через массовые продажи недорогих контрактных ДВС безо всяких документов на «разборках», многие люди заполучили в качестве силовой установки криминал, который, как это говорится, зазвенит, при первой «пробивке» его номера в ГИБДД.
А что тогда? А тогда штрафстоянка до выяснения. Естественно, платная и срок выяснения в данном случае, конечно, неопределенный. То есть можно запросто распрощаться со всем автомобилем, а не только с ворованным двигателем.
Многие особо оптимистичные автомобилисты уповают на то, что инспектора не имеют права требовать сверки номеров, а также отказывать в регистрации если номера не совпадают. Это миф. Отчасти он подпитывался некоторым количеством реальных случаев, когда инспектора действительно уступали подобному давлению из-за собственного поверхностного знакомства с Регламентом.
И даже есть официальные ответы от некоторых МРЭО на запросы автовладельцев о неправомерности отказа в регистрации по «вине» какого-либо инспектора.
Opel Astra GTC взял тут: drive2.ru/r/opel/140803/
Но вы должны знать, что:
Про то, что нельзя самовольно устанавливать агрегат отличный от модельного, даже со всеми документами, я думаю вы знаете. А если нет, то тоже имейте это в виду.
И еще: несмотря на то, что номер ДВС по новым правилам теперь не прописывается в свидетельстве о регистрации (СТС), но он обязательно указывается в ПТС и дублируется в системе учета ГИБДД наравне с номером кузова, например. Поэтому ни о какой отмене номеров агрегатов и перевода их в статус «простых запчастей» не может быть и речи!
Если у вас двигатель без каких-либо документов, то на сегодня самые оптимальные варианты действий такие:
Opel Astra GTC взял тут: drive2.ru/r/opel/140803/
По последнему пункту уточню, что есть масса случаев, когда купленный автомобиль регистрировался без проблем, а через несколько месяцев, при продаже, он же в этом же МРЭО уже не проходил перерегистрацию по несовпадению номеров ДВС.
Внимание! Если вы решите пойти по еще одному пути «решения» проблемы и сфальсифицируете номер на агрегате «перебивкой» под купленные документы, то вас могут осудить по статье 326 УК РФ («Изменение маркировки»). Должен ли человек рисковать свободой из-за двигателя автомобиля? Не думаю!
В самом же МРЭО, в подразделениях, которые придерживаются нового Регламента, сейчас официально предлагают два варианта тем, у кого нет документов на агрегат:
Весьма печальный выбор, согласитесь.
При наличии документов на агрегат никаких проблем при перерегистрации не будет. Единственное условие: ДВС должен соответствовать исходной модели. Тогда вы легко пройдете любую регистрацию просто посредством записи в ПТС инспектором ГИБДД.
Opel Astra GTC взял тут: drive2.ru/r/opel/140803/
Подобное же соответствие определяется VIN-кодом, точнее зашифрованным в нем следующими данными:
Для этого вы должны собрать следующий пакет документов, который мало чем отличается от стандартного набора бумаг при обычной регистрации авто после его правильной покупки:
Все эти документы вы должны привезти в МРЭО по месту регистрации, добавив к ним заявление по факту смены ДВС. Вашу машину осмотрит инспектор, сделает на заявлении пометку и вы можете сдавать все это в приемное окно. Там же вам скажут когда все будет готово: это может быть и несколько часов и несколько дней.
Opel Astra GTC взял тут: drive2.ru/r/opel/140803/
После того как вам вернут ПТС нужно будет обязательно подкорректировать данные полиса ОСАГО в соответствии с обновленными данными.
Как видите, с небольшим по сути вопросом оказалось не все так просто. А что же тогда говорить об автоделе в целом? Осваивать его можно годами, а можно и за малое время, пройдя адаптированный для легкого восприятия видеокурс «Автоэкспертум».
В нем есть все, что может понадобиться автомобилисту: работа по документам и предпродажной подготовке, с покупателями и продавцами, психологией маркетинга и многое другое.
К курсу еще добавляется две подарочных методики: «Как заработать на перепродаже авто» и «Как заработать на аварийном и неисправном авто», которые завершают обучение, давая новичку шанс начать свой автобизнес.
Ну вот, вы теперь знаете, что на номера ДВС сегодня нужно обращать такое же пристальное внимание, как и на маркировку кузова и требовать от продавца все документы на двигатель, если его номер не совпадает с указанным в ПТС.
Возникали ли у вас проблемы при несовпадении и как вы их решали? А также удалось ли развеять мифы в вашей голове? Пишите мне об этом в комментах. Как всегда самое интересное и полезное добавлю в статью с указанием вашего авторства
Вы когда-нибудь считали овец, чтобы заснуть? Я да. Иногда помогает. Но, оказывается, это совсем не метод, по сравнению с тем, что советует «GarriTV». Оказывается, правильно засыпать – это почти наука! Впрочем, смотрите сами:
На этом на сегодня все, уважаемые читатели. Подписывайтесь на блог, жмите кнопки социальных сетей и не забывайте тщательно проверять дорогие покупки.
Удачных вам километров!
kulikavto.ru
Бывают ситуации, когда номер двигателя отличается от указанного в документе. О том, что делать, если номер двигателя не совпадает с ПТС, рассказывается в этой статье.
Все водители знают о существовании у автомобиля номерных агрегатов. Они прописаны в ПТС и именно их сверяют при прохождении осмотра.
Первоначальная информация в ПТС вносится или на заводе, или таможней, если автомобиль импортный. Есть отдельная строка, куда вносится модель и номер двигателя, поскольку это номерной агрегат.
Изменения в законе несколько лет назад поставили двигатель на одну ступень с расходниками и тем самым отменили его номер.
В 2011 году был принят приказ МВД, который говорил об отмене сверки номеров, поскольку большая часть их нечитаема в результате поражения коррозией.
Действительно, со временем номер двигателя становится плохо различим и инспектора ГИБДД отправляли автомобиль на экспертизу.
Но спустя два года были внесены очередные изменения в адм регламент, поскольку отсутствие номера на моторе послужило толчком к мошенничеству с этим агрегатом.
На этот раз основанием в отказе регистрации автомобиля помимо прочих причин служили нечитаемость номеров, а также признаки подделки.
Выделяя причины несоответствия номеров в ПТС с номером на двигателе стоит отметить:
Часть этих причин не зависят от владельца автомобиля и не имеют отношения к мошенничеству. Однако, сотрудники ГИБДД, отправляя автомобиль на экспертизу, стремятся найти истину.
Договор считается заключенным после того, как обе стороны подписали его и акт приема передачи. На практике, многие забывают про второй документ.
До момента подписания договора стороны ничем не обязаны друг другу, поскольку устные договоренности не могут быть признаны доказательством.
Если на стадии предварительного осмотра автомобиля были обнаружены существенные недостатки, а именно такими признается несовпадение номеров, то завершать сделку не стоит.
Если вы попали на продавца мошенника, то скорее всего он прибегнет к запугиванию и требованию компенсации. Во избежание этого, не стоит идти на заключение сделки одному и нести наличные деньги.
В ситуации, когда номера не совпали, но продавец готов пойти навстречу, стоит договориться о том, что владелец автомобиля отправиться в ГИДБББ и решит эту проблему.
Если номера не читаемы в результате коррозии или скола, то после проведенной экспертизы будут внесены изменения в ПТС и проблем у нового владельца не возникнет.
Но ситуация, когда договор подписан, деньги выплачены, а при постановке на учет новый владелец узнает о том, что номера не соответствуют, и на этом основании ему отказали в регистрации, встречается довольно часто.
В этом случае есть три пути:
Однако бывает ситуация, когда продавец произвел замену двигателя по объяснимым причинам и все законно. Но изменения в ПТС не были внесены, однако вместе с основными документами на машину покупателю передали бумаги, подтверждающие покупку и установку двигателя.
Важно учесть такое обстоятельство, что сейчас не высвобождают двигатель, если машина направляется на утилизацию. То есть получить двигатель со всеми документами с утилизированной машины невозможно.
Для того чтобы законно оформить регистрацию автомобиля с новым двигателем необходимо собрать следующие документы:
Лучше сразу позаботится и заранее сделать копии всех документов, поскольку они могут потребоваться. Документы передаются сотруднику ГИБДД и после их изучения машину представляют к осмотру.
По правилам сперва необходимо получить разрешение на замену двигателя, но на практике владельцы редко соблюдают это правило. Поэтому новому владельцу придется заниматься внесением изменений конструкции в ПТС самостоятельно.
Как узнать дату выдачи ПТС по серии и номеру, освещается в статье: серия и номер ПТС.
Если закончились графы в ПТС, что делать, читайте здесь.
Начнем с того, что если есть возможность не покупать машину у которой заменен двигатель и нет документов на мотор, то не покупайте. Какова бы не была скидка на машину, затраты которые уйдут при оформлении автомобиля будут несоизмеримо больше.
Поставить на учет автомобиль, у которого не совпадают номера и отсутствуют документы, подтверждающие покупку двигателя, законным путем невозможно. При осмотре, который обязателен при смене владельца, несовпадение будет обнаружено.
Как вариант, можно купить такой автомобиль по доверенности и ездить на нем, не оформляя на себя. В этом случае автомобиль не будет подвергнут осмотру и, значит, несовпадение не будет замечено. Но продать такой автомобиль не удастся.
Разумеется есть варианты попытаться «договориться» или оформить поддельные документы, но необходимо понимать, что это уголовное преступление.
По правилам замена двигателя производится следующим образом:
После замены двигателя, с документами, подтверждающими факт замены, необходимо явиться в ГИБДД для регистрации изменений в ПТС. Также производится оплата госпошлины за это регистрационное действие. На сегодня это 350 рублей.
Если соблюдены все эти условия и изменения внесены в ПТС, то постановка на учет у нового владельца пройдет легко.
Постановка на учет производится в МРЭО ГИБДД. Также можно воспользоваться порталом Госуслуги, где можно подать заявление и записаться на прием.
Документы, необходимые для регистрации:
После того как документы будут проверены сотрудником МРЭО, автомобиль необходимо представить к осмотру. Машина должна быть чистой и номера легко различимы. Если номера совпадают, то автомобиль будет поставлена на учет.
Выбирая автомобиль, особенно подержанный, будьте особенно внимательны. К сожалению, мошенников на авторынке очень много и зачастую они весьма убедительны.
Поскольку покупка машины подразумевает значительную сумму денег необходимо внимательно проверить не только сам автомобиль, но и его документы.
Если владелец имеет на руках дубликат ПТС – это повод задуматься. Вариантов получения дубликата законопослушным гражданином множество, но риск мошенничества в этом случае выше.
Даже если владелец принес оригинал, необходимо сверить все номера на двигателе и кузове. Мошенническая схема по оригинальному ПТС и перебитым номерам на угнанном авто стара как мир, но по-прежнему работает.
По VIN номеру можно узнать об автомобиле многое, также нелишним будет сделать запрос в ГИБДД о том, не находится ли данная машина в базе розыска.
Также на сайте судебный приставов нужно проверить нет ли ареста на машину. Проверить не заложен ли автомобиль сложнее, поскольку единой базы нет. Но есть специальные сервисы, по которым можно проверить основные банки.
Возьмите контакты продавца, сделайте копию его паспорта. Мошенник, не пойдет на такое, и сделка сорвется, так и не состоявшись.
При несовпадении номеров каждый сам решает стоит ли покупать эту машину. Но нужно учесть тот факт, что при регистрации автомобиля проблемы возникнут наверняка.
Несовпадение номера двигателя с данными ПТС проблема, которую можно решить, но для этого потребуется время и силы.
И разумеется документы, которые подтвердят что двигатель куплен легально. Чтобы не попасть в неприятную ситуацию необходимо всячески проверять машину перед покупкой.
Что такое внесение изменений в ПТС, рассказывается в статье: внесение изменений в ПТС.
Меняется ли номер ПТС при выдаче дубликата, смотрите на странице.
Как заполнить квитанцию на уплату госпошлины за замену ПТС, узнайте из этой информации.
otveta.com
Код двигателя | Объем (литров) | Число цилиндров и компановка | Число клапанов | Система газораспределения | Мощность | Крутящий момент | Годы выпуска | Примеры моделей | Примечания |
M и N Коды BMW (Серийные Авто) | |||||||||
M10 | 1.6, 1.8, 2.0 | I4 | 8 | SOHC | 98-104 | 104-107 | 1964-1985 | 2002, E21 320i, E30 318i | M31 turbo version = 168hp |
M20 | 2.0-2.7 | I6 | 12 | SOHC | 121-168 | 120-180 | 1983-1992 | E21 323i, E30 325e, E30 325i, E34 525i | M20B25 = 325i engine |
M20B27 = 325e engine | |||||||||
M21 | 2.4 | I6 | 12 | SOHC | 84-114 | 112-162 | 1983-1985 | 524td | turbo diesel |
M30 | 2.5-3.5 | I6 | 12 | SOHC | 175-208 | 159-225 | 1968-1993 | E9 2800, E24 633CSi, E28 535i, E34 535i | carburetor up to 1975 |
M40 | 1.6, 1.8 | I4 | 8 | SOHC | 102-113 | 104-120 | 1987-1991 | E30 318i | Euro models |
M42 | 1.8 | I4 | 16 | DOHC | 138 | 129 | 1988-1995 | E30 318is, E36 318i, E36 318ti | S42B20 used in BTCC racing |
M44 | 1.9 | I4 | 16 | DOHC | 138 | 133 | 1996-1999 | E36 318ti, Z3 1.9 | US OBD-II models |
M50 | 2.0-2.5 | I6 | 24 | DOHC | 150-189 | 140-181 | 1990-1992 | E34 525i, E36 325i | non-VANOS valve timing |
M50TU | 2.0-2.5 | I6 | 24 | DOHC | 150-189 | 140-180 | 1993-1995 | E34 525i, E36 325i | with VANOS valve timing |
M52 | 2.0-2.8 | I6 | 24 | DOHC | 150-190 | 140-210 | 1996-1999 | E36 328i, E39 528i, Z3 2.8 | VANOS on intake cam |
M52TU | 2.0-2.8 | I6 | 24 | DOHC | 150-190 | 140-180 | 1993-1995 | E39 528i, E46 323i/328i | VANOS on intake and exhaust cams |
cable-actuated throttle | |||||||||
M54 | 2.2-3.0 | I6 | 24 | DOHC | 168-228 | 155-221 | 2001-2006 | E39 525i/530i, E46 325i/330i | VANOS on intake and exhaust cams |
Drive-by-Wire throttle | |||||||||
M56 | 2.5 | I6 | 24 | DOHC | 192 | 181 | 2001-2005 | E46 325i SULEV | low emissions engine for CA, MA, NY, VT |
M57N2 | 3.0 | I6 | 197-286 | 400-580 | 2000-2014 | 3 E90, E91, E92 325d, 330d: 5 E60/61 525d, 530d, X5 E70 3.0d, X6 E71 30dX X5 E70 3.0sd i 3.5d, X6 E71 35dX | straight-6 diesel engine (так же turbo-disel) | ||
M60 | 3.0-4.0 | V8 | 32 | DOHC | 215-282 | 214-295 | 1992-1995 | E34 530i, E32 740iL | Nikasil-lined block |
M62 | 3.5-4.6 | V8 | 32 | DOHC | 232-342 | 236-354 | 1996-2003 | -1998 E39 540i, E31 840ci, E53 X5 4.6is | non-VANOS valve timing |
M62TU | 3.5-4.4 | V8 | 32 | DOHC | 235-282 | 254-325 | 1998-2003 | 1999+ E39 540i, E53 X5 4.4i | with VANOS valve timing |
M70 | 5.0 | V12 | 24 | SOHC | 300 | 330 | 1988-1995 | E31 850i, E32 750iL | BMW's first V12 |
M73 | 5.4 | V12 | 24 | SOHC | 320 | 360 | 1996-1998 | E31 850ci, E38 750iL | OBD-II compliant version of M70 |
M73TU | 5.4 | V12 | 24 | SOHC | 320 | 360 | 1999-2001 | E38 750iL | also used in Rolls-Royce models |
M88/1 | 3.5 | I6 | 24 | DOHC | 272 | 243 | 1978-1981 | E26 M1 | used exclusively in the M1 supercar |
M88/3 | 3.5 | I6 | 24 | DOHC | 282 | 251 | 1983-1989 | Euro E24 M635CSi | related closely to S38 used in US M5/M6 |
N13/N18 | 1.6 | I4 | 136-170 | 220-250 | F20 114i, 116i, F30 316i, F20 118i, MINI Cooper S F56 | ||||
N20 | 2.0 | I4 | 16 | DOHC | 181 | 258 | 2012- | E84 X1 20i, 28i, F25 X3 20i, 28i, F30 320i, 328i, F10 520i, 528i, E89 Z4 20i, 28i, F20 125i | single twin-scroll turbo, |
241 | Valvetronic, direct injection | ||||||||
N26 | 2.0 | I4 | 16 | DOHC | 241 | 258 | 2012- | F30 328i | SULEV low emissions engine for US |
single twin-scroll turbo, | |||||||||
Valvetronic, direct injection | |||||||||
N51 | 3.0 | I6 | 24 | DOHC | 215 | 184 | 2007-2011 | E90 328i SULEV | SULEV low emissions engine |
N52 | 3.0 | I6 | 24 | DOHC | 215 | 184 | 2006 | E90 325i | also known as 'low output' N52 |
N52B30M1 | 3.0 | I6 | 24 | DOHC | 230 | 199 | 2007-2012 | E90/E92 328i, Z4 3.0i | Medium-output N52 |
N52B30O1 | 3.0 | I6 | 24 | DOHC | 255 | 221 | 2006-2012 | E90 330i, E60 528i, Z4 3.0si, E63 630i | High-output N52 |
N53 | 2.5-3.0 | I6 | 24 | DOHC | 190-270 | 173-240 | 2007-2011 | Euro E90 325i, 330i, Euro E60 523i, 525i, Euro F10 525i, 530i | Euro-spec version for lower market Euro models |
N54 | 3.0 | I6 | 24 | DOHC | 306-335 | 295-332 | 2007-2010 | E90/E92 335i, E60 535i, E82 1M | twin-turbo, direct injection |
N55 | 3.0 | I6 | 24 | DOHC | 302 | 300 | 2010- | E82 135i, E90, E92 335i, F30 335i, E84 X1, F25 X3, E70 X5, E71 X6 xDrive 35i, F10 535i, F07 535i, | single twin-scroll turbo, Valvetronic, direct injection |
N55HP | 3.0 | I6 | 24 | DOHC | 315 | 330 | 2010 | F12 640i, F21 M135i, F01 740i | single twin-scroll turbo, Valvetronic, direct injection |
N62 | 3.6-4.8 | V8 | 32 | DOHC | 272-367 | 262-369 | 2001-2010 | E60 545i/550i, E65 745/750, E70 X5 4.8, E63 645Ci, 650i | naturally aspirated, Valvetronic |
4.3-4.7 | |||||||||
N63 | 4.4 | V8 | 32 | DOHC | 402 | 440 | 2008- | F10 550i, E71 X6 50i, F02 750Li, F12/13 650i, F07 550i GT | twin turbo |
S Коды BMW для серии Motorsport | |||||||||
S14 | 2.0-2.5 | I4 | 16 | DOHC | 195-235 | 155-177 | 1987-1991 | E30 M3, E30 320is | based on M88/S38 engine design |
S38 | 3.5-3.8 | I6 | 24 | DOHC | 252-335 | 243-295 | 1986-1995 | E28 M5, E24 M6, E34 M5 | further development of M88 engine |
S50 EU | 3.0-3.2 | I6 | 24 | DOHC | 280-321 | 240-260 | 1993-1999 | Euro E36 M3, Euro MZ3 | not based on M50, single and double VANOS |
S50 US | 3.0 | I6 | 24 | DOHC | 240 | 225 | 1995 | US E36 M3, Japan-spec E36 M3 | directly based on M50 |
S52 | 3.0 | I6 | 24 | DOHC | 240 | 240 | 1996-2000 | US E36 M3, US MZ3 Japan-spec E36 M3 | directly based on M52 |
S54 | 3.0 | I6 | 24 | DOHC | 333-343 | 257-269 | 2001-2008 | E46 M3, MZ3, Z4 M | further development of Euro S50B32 |
S55 | 3.0 | I6 | 24 | DOHC | 430 (est) | x | 2015+ | F80 M3, F82 M4 | |
S62 | 4.9 | V8 | 32 | DOHC | 394 | 369 | 1999-2003 | E39 M5, E52 Z8 | loosely based on M62 but with individual throttles, double VANOS |
S63 | 4.4 | V8 | 32 | DOHC | 550 | 500 | 2009-2011 | E70 X5 M, E71 X6 M | Motorsport-built version of N63 |
Wiesmann GT MF5 | |||||||||
S63TU | 4.4 | V8 | 32 | DOHC | 560 | 502 | 2011- | F10 M5, F12/13 M6, F06 M6 Grand Coupe | S63 with Valvetronic |
and more boost | |||||||||
S65 | 4.0-4.4 | V8 | 32 | DOHC | 414-444 | 300-320 | 2008-2012 | E90 M3, E92 M3 GTS | based on S85 V10 |
last naturally-aspirated M engine | |||||||||
S70 | 5.6 | V12 | 48 | DOHC | 380 | 410 | 1994-1995 | E31 850CSi | Motorsport evolution of M70 engine |
S70/2 | 6.0-6.1 | V12 | 48 | DOHC | 627-680 | 480 | 1994-1997 | McLaren F1 | not based on an M70 engine |
shares many design points with Euro S50 | |||||||||
S85 | 5.0 | V10 | 60 | DOHC | 500 | 384 | 2006-2010 | E60 M5, E63 M6 | technology derived from Formula 1 |
P Коды BMW для серии Motorsport Race | |||||||||
M12/7 | 2.0 | I4 | 16 | DOHC | 300+ | x | 1968-1972 | 2002, Formula 2, 320i | based on M10 4-cylinder but with 4-valve heads; naturally-aspirated |
M12/M13/1 | 1.4-1.5 | I4 | 16 | DOHC | 350-1,300 | x | 1979-1988 | 320i Group 5, March GTP, Brabham Formula 1 | single turbo, decimated n/a competitors before turbos were outlawed; up to 5.5bar of boost in F1 |
S42B20 | 2.0 | I4 | 16 | DOHC | 300 | x | 1992-1998 | E36 318is BTCC | SuperTouring engine, based on M42 4-cyl |
P50B32 | 3.2-3.4 | I6 | 24 | DOHC | 400-425 | x | 1997-2001 | E36 M3 GTR, E46 M3 | based on Euro S50B32, used in E36 PTG racecars and first E46 PTG cars |
S70/3 | 6.0 | V12 | 48 | DOHC | 650+ | x | 1995-1997 | McLaren F1 GTR | winner of 1995 24 Hours of Le Mans; similar in design to S70/2 |
P75B60 | 6.0 | V12 | 48 | DOHC | 650+ | x | 1998-2001 | BMW V12 LMR Prototype, E53 X5/LM | winner of 1999 24 Hours of Le Mans; ground-up evolution of S70/3 |
P54B32 | 3.2-3.4 | I6 | 24 | DOHC | 425-450 | x | 2001-2003 | E46 M3 | race engine based on S54 streetengine; used in ALMS prior to 4.0 P60 V8 |
P60B40 | 4.0 | V8 | 32 | DOHC | 444-470 | x | 2003-2005 | E46 M3 GTR | race-only engine not based on a true production model |
P54B20 | 2.0 | I6 | 24 | DOHC | 275+ | x | 2001-2005 | E46 320i WTCC | Touring Car engine based on M54 with S54-style intake |
P45B20 | 2.0 | I4 | 16 | DOHC | 275 | x | 2005-2012 | E90 320si WTCC | based on N45 production engine from homologation special E90 320si |
P65B40 | 4.0 | V8 | 32 | DOHC | 480 | x | 2010- | E92 M3 GT | evolution of P60B40 |
P84 | 3.0 | V10 | 40 | Pneumatic | 925+ | x | 2004-2005 | WilliamsBMW F1 | 19,000 RPM rev limit; 1,500km lifespan (4 times longer than 2002 F1 rules) |
P86 | 2.4 | V8 | 32 | Pneumatic | 720+ | x | 2006-2009 | BMW Sauber F1 Team | 19,000 RPM rev limit |
bmwguide.ru
Сложно представить современного предпринимателя или активного человека без авто. Однако оформление технических моментов может значительно усложнить процесс. В первую очередь это касается зарубежных моделей. Связана проблема с тем, где находится на двигателе номер двигателя. Моторы иномарок преимущественно маркируются в качестве отметки для обслуживания. Отечественные правила предусматривают эту позицию наряду с VIN-номером и идентификацией кузова как сведения, заносимые в паспорт технического средства (ПТС). Рассмотрим этот вопрос более детально.
Идентификатор мотора позволяет узнать следующую информацию:
Ситуации бывают разные, поэтому каждый автомобилист должен знать, где на двигателе находится номер двигателя? Итак, цифровой и буквенный определитель «движка» позволяет узнать о нем всю необходимую информацию. Рассмотрим несколько примеров на отечественных авто и иномарках.
Отечественные конструкторы Волжского завода до 1987 года маркировали мотор цифровым обозначением и латинской литерой. Однако вскоре подобную схему пришлось поменять. Связано это с тем, что европейские разработчики привязывали буквенное обозначение к определенной модификации силового агрегата. По этой причине экспортные моторы клеймились исключительно цифрами.
На внутреннем рынке осталась прежняя схема идентификации. Например, буква «А» обозначала выпуск 1980 года, а «Y» – 2000. Однако и здесь не обошлось без казусов. До выпуска десятимиллионного экземпляра мотор маркировался лаконичным и простым семизначным сочетанием цифр по мере выпуска (0000001, 0000002, 000000…). Менять оборудование или переходить на восьмизначный код оказалось нерентабельно. Разработчики пошли другим путем. Они пересмотрели саму систему маркировки. Чтобы отличить старый «движок» от новой модели, следует обратить внимание на дату отливки цилиндрового блока, размещенную на правой части агрегата.
Еще одной проблемой, с которой сталкиваются владельцы авто, является накопление грязи и пыли на топливных агрегатах. Чтобы выявить все потаенные места и «карманы», следует провести предварительную очистку и промывку мотора. Некоторые разработчики размещают идентификационный номер узла в нижней части, увидеть его можно только при помощи зеркала. Например, чтобы узнать, где находится номер двигателя у «Форда», необходимо изучить нижнюю панель под масляным фильтрующим элементом. Используя зеркальце, эту процедуру можно провести без проблем, даже не снимая защиту картера.
На машинах ВАЗ идентификатор силового агрегата и автомобиля в целом размещается на брызговике правого фронтального крыла. Кроме того, он продублирован на полу в правой части багажника. Еще на отечественной технике имеется специальная таблица с параметрами авто, расположена она на щитке передка, в горизонтальной плоскости. Непосредственно номер мотора выбит на левой половине блока цилиндров, установленных над маслофильтром.
Далее рассмотрим, где находится номер двигателя у «Тойоты»? Силовые агрегаты этой марки имеют весьма информативное клеймо, которое может многое поведать о машине, если знать его расшифровку. Первая цифра определяет порядковый номер «движка» в определенной линейке. Далее наносится буква, указывающая на тип двигателя. Уже несколько десятков лет конструкторы в серии моторов ставят две буквы. Необходимо учитывать, что дата выпуска силовой установки и год начала производства серии – это не идентичные параметры.
Первая литера после тире указывает на конструктивные особенности конкретного узла, включая особенности ГБЦ и возможности форсирования. Рассмотрим буквенные обозначения более подробно:
Чтобы узнать, где на двигателе находится номер двигателя, следует изучить инструкцию к транспортному средству. Однако если машина куплена в подержанном виде, ее может и не быть.
Рассмотрим, в каких местах имеется идентификатор мотора у наиболее популярных марок:
Если вы хотите узнать, где находится номер двигателя на «Мазде», следует исследовать нижнюю часть мотора или считать его на блоке цилиндров (расположение зависит от класса и года выпуска машины).
Рассмотрим расшифровку нумерации на силовой установке отечественного производства. Это будет один из флагманов российского автомобилестроения - «Лада Приора»:
Зная, где находится номер на двигателе у «Приоры», можно изучить всю вышеуказанную информацию, которая представлена на специальной табличке.
Максимальная информация о вашем автомобиле поможет не только узнать его особенности и специфику, но и принять решение по обслуживанию, ремонту или замене агрегата, в зависимости от ситуации. Единого правила для того, где на двигателе находится номер двигателя, нет, но выяснить его расположение не так уж и сложно, учитывая тот факт, что каждый производитель обычно использует стандартную схему размещения маркера для каждой конкретной серии.
www.syl.ru