ДВС РОТОРНЫЙ EMDRIVE РАСКОКСОВКА HONDAВИДЫ

Возможные неисправности системы охлаждения двигателя. Направление циркуляции охлаждающей жидкости в двс


путь охлаждающей жидкости в системе охлаждения автомобиля и схема, где циркулирует антифриз

Циркуляция Тосола в двигателе — основное требование, предъявляемое к системе охлаждения (СО). Благодаря тому, что жидкость проходит по всем компонентам СО, обеспечивается стабильная работа мотора и предотвращение его перегревания. Из каких элементов состоит система охлаждения и как происходит циркуляция расходного материала, мы расскажем ниже.

Содержание

[ Раскрыть]

[ Скрыть]

Компоненты системы охлаждения

Сначала разберем основные элементы СО и их предназначение.

Расширительный бачок

Резервуар располагается в моторном отсеке. Через него в охладительную систему поступает расходный материал. Емкость для компенсации меняющегося в ходе эксплуатации, а также при расширении объема вещества.

Жидкостный насос

Один из основных компонентов СО. С помощью этого устройства выполняется непосредственно процедура циркуляции хладагента по магистралям охладительной системы. Жидкостный насос может быть оборудован дополнительным насосным устройством, в зависимости от конструктивных особенностей силового агрегата.

Пользователь Astragaz S. в своем ролике показал, как работает СО.

Радиаторы

Предназначение этого устройства заключается в понижении температурного режима охлаждающей жидкости под воздействием постоянного холодного воздушного потока. Это позволяет сильнее отдавать устройству тепло, таким образом, увеличивая эффективность свойства охлаждения. В СО используется радиатор охлаждения силового агрегата, а также радиаторное устройство отопителя. В холодное время года тепло, которое отдает двигатель, передается через радиатор на печку в салон авто. Чтобы понизить температуру горения топливовоздушной смеси, используется еще один тип радиаторного устройства, предназначенный для охлаждения выхлопных газов.

Электровентиляторы

В любой охладительной системе есть электрический вентилятор. Он применяется для обдува силового агрегата машины.

Датчики

Контроллеры СО применяются для фиксации температуры работы мотора. Показания с датчиков выводятся на приборную панель автомобиля. Благодаря этому водитель может своевременно узнать о перегреве двигателя. Есть еще один датчик — вентилятора. Он вступает в работу, когда фиксирует слишком высокую температуру хладагента.

Термостат

Предназначение этого устройства заключается в том, что прибор устанавливает определенный уровень и объем охлаждающей жидкости. Расходный материал контролируется термостатом, что позволяет ему поддерживать оптимальный температурный уровень. Располагается устройство между радиатором, а также рубашкой охлаждения, в шланге.

Схема циркуляции охлаждающей жидкости

Простая схема циркуляции хладагента

Теперь поговорим о том, по какому пути в ДВС автомобиля происходит циркуляция жидкости. Информация, приведенная ниже, актуальна для всех моторов, независимо от того, сколько цилиндров в них стоит.

Итак, жидкость циркулирует следующим образом:

  1. Вы заводите движок, расходный материал сразу начинает проходить по магистралям СО. На этом этапе циркуляция осуществляется с помощью насосного устройства. Он вступает в работу в результате воздействия ремешка ГРМ или специального ремня.
  2. Охлаждающая жидкость еще не нагрелась, поэтому она закачивается в силовой агрегат с применением насосного устройства. Расходный материал начинает греться в результате его циркуляции по цилиндрам ДВС, которые отдают тепло. Антифриз начинает забирать тепло, таким образом повышая свою температуру. После этого хладагент поступает на насос. Это малый круг и он повторяется до того момента, пока хладагент до конца не прогреется.
  3. Большой круг циркуляции расходного материала вступает в работу после того, как жидкость прогреется до нужной температуры. В момент начала его работы термостат блокирует малый круг. С помощью насосного устройства расходный материал начинает закачиваться в двигатель. Жидкость, обладая повышенной температурой, циркулирует по магистралям и поступает в радиатор. Здесь она оставляет часть тепла, передавая его в отопительную систему или в окружающую среду.
  4. После этого хладагент опять закачивается в двигатель машины насосным устройством. Если расходный материал не может обеспечить должное охлаждение мотора, при этом температура жидкости продолжает расти, в работу вступает датчик вентилятора. Он обычно монтируется в нижней части радиаторного устройства. Его активация приводит к началу работы вентилятора.
  5. После охлаждения антифриза до нужной температуры вентиляторы выключаются.

Канал Fusion Plus опубликовал видео, где продемонстрировал схему работы охладительной системы.

Диагностика системы охлаждения

Если нет циркуляции хладагента в охладительной системе, нужно проверить ее работоспособность. Причин неполадок может быть много.

Если циркуляция пропала, проверка выполняется следующим образом:

  1. Сначала выполните диагностику состояния всех шлангов. На патрубках не должно быть изгибов. При диагностике удостоверьтесь в том, что шланги не перебиты и не соприкасаются с движущимися или слишком горячими компонентами силового агрегата. Появление перегибов станет причиной снижения потока расходного материала, что в итоге приведет к перегреву. Также желательно произвести диагностику температуры патрубков, для этого потребуется инфракрасный термометр. При активации печки температура подводящей и отводящей магистрали будет примерно одинаковой, если система работает правильно.
  2. Проверьте работоспособность термостата. При сильном износе этот элемент может заклинить в закрытом или открытом положении. В первом случае произойдет перегрев мотора, во втором увеличится расход топлива, поскольку мотор будет работать на холодную. Если причина неработоспособности устройства заключается в неправильной его установке, надо демонтировать термостат и заново его установить. Если приспособление вышло из строя из-за износа, то его следует поменять, а если из-за загрязненной охлаждающей жидкости, то перед сменой обязательно выполните промывку СО.
  3. Обязательно проверьте уровень жидкости в системе охлаждения. Обычно перегрев ДВС происходит в результате нехватки расходного материала. При необходимости долейте хладагент в систему. Проверьте состояние патрубков и радиаторного устройства, а также прочих элементов схемы. Часто причина утечки кроется в ослабленных хомутах на шлангах. Если поврежден радиатор, то устройство надо заваривать аргонной сваркой или менять. Все поврежденные шланги также подлежат замене.
  4. Выполните проверку основного уплотнения на крышке радиатора. Если на нем имеются следы растрескивания либо повреждения, то пробка подлежит замене. Также на крышке имеются два клапана, предназначенных для изменения давления и вакуума в устройстве. Они без проблем поднимаются и устанавливаются в начальное положение под воздействием пружины. Если это не так, пробка подлежит замене. Что касается самой пружинки, то она всегда оказывает сопротивление. При его отсутствии крышку также надо менять.

Причины перегрева

Коротко о причинах, по которым происходит перегрев ДВС:

  1. Выход из строя термостата.
  2. Нехватка расходного материала, часто связанная с утечкой жидкости.
  3. Выход из строя вентилятора охлаждения с электрическим приводом.
  4. Произошел обрыв или ослабление ремешка привода помпы.
  5. Засорение или повреждение радиаторного устройства. Если на корпусе приспособления есть дефекты, прибор подлежит замене.
  6. Произошло засорение патрубков, подключенных к радиатору. Требуется их замена или эффективная промывка.
  7. Вышел из строя клапан крышки радиаторного устройства.
Загрузка ...Загрузка ... Загрузка ...

Видео «Устройство СО и схема циркуляции»

Пользователь Рамиль Абудллин опубликовал видео, в котором рассказывает об устройстве и принципе действия, а также циркуляции хладагента по системе охлаждения.

autodvig.com

Циркуляция охлаждающей жидкости в двигателе

Система охлаждения включает в себя множество функций, и, соответственно, много деталей. В двигателе циркуляция охлаждающей жидкости имеет огромное значение. Если жидкость не будет циркулировать, существует вероятность, что она закипит. Каждая деталь выполняет отдельную функцию, обеспечивая общую работу.

Система охлаждения

Условно всю систему можно разделить на отдельные детали и рассмотреть их по отдельности:

Радиатор – снижает температуру благодаря постоянному потоку холодного воздуха. По сути, исполняет роль огромного кондиционера или вентилятора. Без него невозможно охлаждение жидкости, а значит – и работы двигателя, в общем. Высокая вероятность взрыва автомобиля. Наряду с ним возможна установка масляного радиатора. Они предназначены для охлаждения масла и смазывающих веществ. Существует так же радиатор для охлаждения отработанных газов. Работа этой детали крайне важна.

Теплообменник – эта деталь наоборот нагревает воздух. Она предназначена, чтобы нагревать воздух именно внутри системы. Благодаря ему, машину легко заводить в холодную пору года. Жидкость поглощает горячий воздух, постепенно нагреваясь. 

Благодаря тому, что охлаждающая жидкость в двигателе циркулирует все процессы в системе происходит очень быстро.

Насос – обеспечивает перемещение жидкости и ее циркуляцию. Длительный застой заставляет ее закипать, а двигатель перегреваться, что производит к многочисленным поломкам внутри системы. Циркуляция ОЖ это главный процесс в двигателе, благодаря которому обеспечивается его правильная работа, нагревание и охлаждение.

Термостат – регулирует количество хладагента. Благодаря контролю его уровня имеем наиболее удобный способ регуляции температуры.

Температурный датчик исполняет регулировочную функцию. Он, как мозг, отвечает за своевременное срабатывание охлаждающих механизмов.

Благодаря исправности всех деталей обеспечивается:

 Система охлаждения похожа на кровеносную систему человека, она имеет два круга: большой и маленький. Внутри магистралей циркулирует охладитель, который способствует правильной работе. Пока он циркулирует только по большому кругу, малый круг прогревает только радиатор и рубашку. После нагревания жидкость попадает в большой круг, и двигатель запускается. На схеме движения охладительной жидкости можно заметить, что до прогрева машины не происходит циркуляции в двигателе. В холодном виде мотор не готов к запуску, а соответственно – машина не поедет.

Для правильной циркуляции жидкости, и правильной работы авто его нужно хорошо прогреть. 

Только так можно избежать поломок и дальнейших неполадок в моторе. Но, что парадоксально, при самом запуске двигатель и жидкость в нём холодные.

Как избежать поломок авто в разных погодных условиях

Осторожным за рулем нужно быть всегда. Только так вы и машине не повредите, и сами целыми останетесь. Стоит помнить: автомобиль тоже не камень, он может ломаться, перегреваться, подводить. Чтобы подобных коллапсов не произошло нужно всегда следить да состоянием своей машины.

Особенно важно быть аккуратным в плохую погоду:

В этих условиях железные кони еще более уязвимы и риск его повредить крайне высок. К тому же, обслуживание транспорта нынче обходится крайне дорого, если чувствуете, что ваша машина в такую погоду не поедет: покатайтесь на маршрутке или метро. 

В жаркую погоду

Особенно внимательным нужно быть и в жару, ведь в это время машины перегреваются, жидкость в двигателе закипает не только от длительной работы, но и от жары. Старайтесь часто проверять исправность мотора, следить за уровнем масла, смотреть, чтобы в систему не попал мусор или пылинки. Частой поломкой во всех погодных условиях является радиатор, который так и норовит подтекать, тем самым создавая вероятность поломки или засорения всей охлаждающей системы.

В плохих погодных условиях может работать плохо любая техника, но особое внимание стоит уделить именно двигателю и его составляющим, они и есть сердцем всего механизма. Часто возникают проблемы с охлаждением цилиндров, на это тоже стоит обратить отдельное внимание.

antifriztosol.ru

Схема циркуляции охлаждающей жидкости в системе охлаждения

Все водители используют в своих автомобилях охлаждающую жидкость, но не все задумываются: а что она там, внутри, собственно, делает? И что вообще собой представляет система охлаждения двигателя?

Что такое система охлаждения и для чего она нужна

Система охлаждения двигателя

В процессе работы ДВС вырабатывает много тепла. Температура в цилиндрах может достигать 900 градусов! Если с этим ничего не делать и агрегат никак не охлаждать, показатель зашкаливает, что может привести мотор к поломкам и выходу из строя.

Чтобы отводить тепло от работающего агрегата и охлаждать его, была придумана система охлаждения. Первоначально она была воздушной – то есть, грубо говоря, мотор охлаждался с помощью обдува. Теперь же в современных транспортных средствах используется жидкостная система охлаждения.

В нее заливается специальная жидкость – антифриз. Температура ее застывания ниже, а закипания – выше, чем у обычной воды, а также отличные теплоотводные, защитные, антикоррозионные и другие полезные свойства. Омывая работающий двигатель, ОЖ забирает у него тепло, не давая перегреваться и выходить из строя.

Основные элементы системы охлаждения

Структурные элементы системы охлаждения двигателя

В систему циркуляции охлаждающей жидкости входят следующие элементы:

  1. Радиатор. Этот элемент охлаждает антифриз, нагревшийся от мотора, возвращая ему нормальную температуру. Помимо него могут быть установлены еще масляный радиатор – для охлаждения смазывающего вещества, и радиатор для охлаждения отработанных газов.
  2. Теплообменник. Используется для нагрева воздуха, устанавливается там, где выходит горячий антифриз.
  3. Расширительный бачок. Через него антифриз поступает в систему. В процессе работы ОЖ может расширяться и сжиматься, бачок компенсирует изменения объема.
  4. Центробежный насос, он же помпа. Именно он «гоняет» охлаждающую жидкость по системе.
  5. Термостат. Поддерживает нормальную температуру в системе, регулируя поток ОЖ.
  6. Датчик температуры ОЖ. Подает сигналы об изменении температуры на панель приборов и на реле включения вентилятора.
  7. Вентилятор. Помогает охлаждать чрезмерно нагревшуюся жидкость.

Все эти элементы связаны с общим блоком управления. Также для их работы есть вспомогательные устройства – реле, нагреватели и т.д.

Роль охлаждающей жидкости в системе охлаждения

Как уже было сказано, основная задача системы охлаждения – отводить избыток тепла от нагретого двигателя, не давая ему перегреваться. Плохая циркуляция антифриза в двигателе может привести к его поломкам. Однако у современной системы охлаждения функций может быть больше. Среди них:

  1. Нагревание воздуха. Это необходимо для нормальной работы системы отопления, а также кондиционирования и вентиляции.
  2. Охлаждение моторного масла. Смазка также нагревается в процессе работы, что ухудшает ее свойства. Охлаждение помогает обеспечить равномерное и стабильное смазывание.
  3. Охлаждение газов в механизме рециркуляции. Это нужно, чтобы снизить температуру горения топливной смеси.
  4. Охлаждение жидкости в КПП. От температуры этой жидкости зависит функциональность коробки передач.

Плохая циркуляция охлаждающей жидкости наносит автомобилю вред в целом, поэтому все ее элементы должны функционировать нормально.

Как циркулирует ОЖ в системе охлаждения

Схема циркуляции жидкости в системе охлаждения двигателя

Схема циркуляции охлаждающей жидкости состоит из большого и маленького круга. К малому относятся только рубашка охлаждения и радиатор, там требуется меньшее количество жидкости.

При холодном моторе циркуляция охлаждающей жидкости в двигателе происходит по малому кругу. Когда мотор нагревается, открывается термостат и пускает антифриз по большому кругу.

Вот как циркулирует охлаждающая жидкость в двигателе:

  1. Двигатель заводится, и антифриз начинает ходить по малому кругу. Этим процессом руководит насос.
  2. Проходя по цилиндрам, ОЖ нагревается от них, затем возвращается к насосу и повторяет круг.
  3. Когда хладагент достигает определенной температуры, термостат перекрывает малый круг и открывает большой, по которому жидкость и направляется далее.
  4. Насос закачивает жидкость в двигатель, она забирает тепло и попадает в радиатор, где охлаждается за счет окружающей среды и воздушной системы.
  5. Оставленное антифризом тепло используется для обогрева салона, если включена печка.
  6. Остывшая охлаждающая жидкость отправляется насосом на следующий круг.
  7. Если радиатора недостаточно для охлаждения антифриза до нужной температуры, включаются вентиляторы. Отключаются они по достижении ОЖ нужной температуры.
  8. Если же антифриз, наоборот, слишком остывает, то термостат закрывает большой круг и вновь пускает жидкость по малому.

Таким образом, антифриз нужен автомобилю для того, чтобы поддерживать внутри мотора нормальную рабочую температуру. Она должна быть одинаковой, постоянной и составляет в среднем 90 градусов Цельсия. Благодаря этому мотор способен выдавать хорошую скорость и экономно расходовать горючее.

Плохая циркуляция ОЖ: из-за чего бывает, чем опасна и как ее избежать

Если не циркулирует охлаждающая жидкость вообще или же плохо циркулирует, то у этого могут быть разные причины:

  1. Проблемы с насосом циркуляции охлаждающей жидкости. Поломки этого агрегата приводят к тому, что он перестает закачивать антифриз в двигатель или начинает делать это хуже.
  2. Забитая система. В процессе эксплуатации антифриза в системе охлаждения могут скапливаться различные отложения, осадки. Особенно, если антифриз – низкого качества. Это могут быть и примеси из самого антифриза, и частички коррозии, и частички разрушившегося в результате кавитации металла, изношенных уплотнителей и шлангов и т.д. Эти взвеси оседают везде, забивая протоки и узлы. В результате жидкость с трудом «протискивается».
  3. Утечки антифриза. Течь может возникнуть по причине коррозии, трещин, разрывов в расширительном бачке, шлангах и патрубках, в других элементах системы. При постоянной течи оставшегося объема ОЖ недостаточно для того, чтобы нормально циркулировать.

Нарушения движения охлаждающей жидкости в двигателе приводят к тому, что он перегревается, антифриз – тоже. Без должного остывания агрегат уже не может нормально работать, ломается и выходит из строя.

Чтобы такого не случилось, нужно придерживаться простых правил. Во-первых, использовать только качественный антифриз. Не стоит гнаться за дешевизной, лучше купить подороже, но проверенного, надежного производителя. Здесь есть другая опасность – под видом брендовых часто встречаются подделки. Поэтому покупать нужно еще и внимательно, и только при наличии у продавца необходимых сертификатов.

Во-вторых, необходимо внимательно следить за системой. Регулярно осматривать ее на предмет утечек и других неполадок. При первых же подозрения на неисправность провести более тщательный осмотр и исправлять ситуацию – самостоятельно или обратившись в автосервис.

Заключение

От системы охлаждения двигателя зависит многое. Она, как кровеносная система человека, заботится о работоспособности мотора и «здоровья» машины в целом. Поэтому внимательное к ней отношение и тщательный подбор антифриза – это гарант исправности этой системы, а значит – корректной и бесперебойной работы двигателя.

Видео

Система охлаждения двигателя. Устройство и принцип работы

autozhidkosti.ru

Схема циркуляции охлаждающей жидкости в автомобиле

Во избежание перегревания двигателя понадобиться система для его охлаждения. Она поддерживает стандартную температуру в нем. Большинство двигателей оснащены жидкостной охладительной системой. Элементы, из которых состоит схема циркуляции охлаждающей жидкости – большой и малый контур.

Из чего они состоят

Обычно в двигателях используется жидкостная охладительная система закрытого вида с вынужденной циркуляцией жидкости. Главные ее составляющие:

  1. Радиатор;
  2. Вентилятор;
  3. Термостат;
  4. Водяная рубашка блока цилиндров;
  5. Расширительный бачок;
  6. Водяной насос;
  7. Патрубок.

Каждый компонент имеет свое предназначение и выполняет конкретные функции. Это важно для оптимальной работы всех систем двигателя. Если одна из деталей неисправна, то это отобразится на схеме циркуляции охлаждающей жидкости.  Поэтому все компоненты системы должны быть в исправном состоянии, позволяя двигателю работать эффективно и без перегрева.

Подробнее об составных элементах в охлаждении

Главная функция радиатора состоит в охлаждении циркулирующей жидкости. Поверхность устройства слагается из множества трубочек, что позволяет увеличить отдачу тепла. В радиаторе важную роль в охладительном процессе играет вентилятор. Он отвечает за подачу воздуха, тем самим уменьшая нагревание жидкости.

Термостат рассчитан на поддержку температуры двигателя в разумных мерах. Иначе, как только жидкость перегревается, термостат открывает путь с малого контура в большой. Тем самим, позволяя охладить ее, что регулирует температуру внутри двигателя. Водяная рубашка – сетка сообщающихся блоков цилиндров, что находятся в жидкости. Если ее не хватает, то этому поможет расширительный бачок. Он покрывает расход жидкости после нагревания или охлаждения.

Водяной насос содействует передвижению жидкости по рубашке и по всему двигателю. Патрубки и разнообразные трубки соединяют все элементы системы.

Как происходит циркуляция жидкости

Сначала, когда двигатель еще холодный, жидкость находится в маленьком контуре. Потом, когда начинается нагрев мотора и температура стает критичной, жидкость передвигается в большой контур чтобы лучше охладится.

Малый контур рассчитан на обеспечение допустимой температуры для работы двигателя. В него входит центробежный насос, через который охлаждающая жидкость циркулирует по системе. Проблема в том, что он помещает только небольшое количество жидкости, что приводит к быстрому ее нагреву.

Большой контур служит для более производительной циркуляции охлаждающей жидкости. 

Если малый контур не справляется с охлаждением и происходит перегрев, клапан термостата перегоняет жидкость через большой контур к радиатору.

Какие используют жидкости

Для исправной работы системы важен вид используемой жидкости. Различают два вида – вода и антифриз. Выбирая воду как охлаждающий реагент, важно иметь представление, какую надо использовать. Она должна быть мягкой (дистиллированная, дождевая или снежная).

 Современным заменителем воды стал антифриз – смесь этиленгликоля и дистиллированной воды. Эта жидкость имеет низкозамерзающие свойства. Это значит, что при низких температурах вода само собой замерзнет в радиаторе, а антифриз – нет.

Хотя существуют и недостатки. Используемый антифриз беспрепятственно может разлагаться в системе, что негативно влияет на поверхности деталей – возникновение коррозий и наслоений.

Неполадки системы охлаждения

Во время циркуляции охлаждающей жидкости тепло от стенок цилиндров и камер сгорания передается при помощи радиатора окружающей среде. Как только возникли проблемы в перекачке жидкости, сломалась деталь – нужно срочно предотвращать неполадки. Иначе перегрев неизбежен. Вот перечень возможных повреждений:

Все выше перечисленные неполадки можно починить или ремонтом конкретной детали или же ее полной заменой. Это же касается и первого пункта, так как утечка могла произойти только через неисправность одного или нескольких механизмов. Поэтому важно контролировать и время от времени проверять все устройства и устранять дефекты.

Важен ли механизм охлаждения

Охладительная система рассчитана на поддержание приемлемой тепловой нагрузки двигателя, регулирования отвода тепла от наиболее нагревающихся деталей. Это происходит вследствие контакта или трения с раскаленными газами.

Средняя температура нагрева двигателя составляет 800-900 градусов, но он может нагреться и до 2000. Если не осуществлять отвод тепла от мотора, то произойдет перегрев. Это грозит основательным ремонтом всего двигателя.

Схема циркуляции жидкости в системе может привести не только к охлаждению, но и к прогреву холодного двигателя. Это малая часть ее предназначения, но очень значительная.

antifriztosol.ru

схема циркуляции, давление, название, назначение, спецификация и влияние на двигатель

1437 Просмотров

Система жидкостного охлаждения автомобиля с бензиновым и дизельным двигателем работает за счет жидкости, которая беспрестанно переносит тепловую энергию от мотора к радиатору, где та рассеивается в окружающей среде. Схема циркуляции охлаждающей жидкости для бензиновых и дизельных моторов работает идентично, а вот сами жидкости, которые в нее заливаются, могут иметь различную спецификацию. В этой статье мы дадим исчерпывающий ответ на вопрос: какими бывают виды охлаждающих жидкостей и какое влияние они оказывают на работу двигателя авто?

Как это работает?

Как в дизельном, так и в бензиновом двигателе машины охлаждающая жидкость протекает под достаточно высоким давлением. В связи с этим спецификация самой жидкости и составляющих системы охлаждения авто подбирается строго определенным образом. Так, к примеру, все составляющие, включая патрубки, помпу и радиатор, должны выдерживать высокое давление и быть устойчивыми к коррозии, которой при эксплуатации автомобиля приходится усиленно избегать.

Охлаждающая жидкость от Subaru

Охлаждающая жидкость от Subaru

Каковы же эти составляющие? Первая из них — это радиатор охлаждения. Его назначение — рассеивание в атмосферу тепла, которое вместе с охлаждающей жидкостью передает ему дизельный или бензиновый двигатель. Конструктивно радиатор представляет собой металлический змеевик, окруженный сеткой. Обычно радиатор способен выдерживать высокое давление и является достаточно долговечной деталью.

Кроме того, в системах охлаждения высокого давления функционирует водяной насос, или помпа. Зачем же нужна такая деталь? При работе помпа, благодаря своей спецификации, создает в системе охлаждения авто достаточно высокое давление и заставляет жидкость циркулировать, что позволяет производить постоянный теплообмен в системе и сохранять свою работоспособность.

Каково же нормальное давление, которое в системе создает охлаждающая жидкость? Как показывает практика, вне зависимости от того, дизельный или бензиновый двигатель устанавливается на авто, эта отметка не должна превышать 1.2 атмосферы. Даже при значительных перегревах давление не поднимается выше, за исключением случаев, когда система работает, отклоняясь от своей спецификации и норм. Для контроля давления на систему двигателя авто устанавливается расширительный бачок, который позволяет отводить излишки жидкости и контролировать параметры системы в любой момент времени.

Основные требования

Охлаждающая жидкость должна удовлетворять большому числу требований. К примеру, она не должна сильно расширяться при нагревании: это позволит не доводить давление до критической отметки и работать всей системе без перегрузок. Это же требование относится и к критически низким температурам, когда начинается процесс кристаллизации, и появляется риск повреждения радиатора и патрубков.

Стоит отметить также, что охлаждающие жидкости отличаются от любых других температурой замерзания. Зачем же нужна температура кристаллизации, которая намного ниже фактической температуры, до которой может опускаться отметка термометра за окном. Такое требование к спецификации необходимо для того, чтобы каналы двигателя и помпа не заклинили и не вышли из строя, что может привести к серьезным проблемам.

Кроме того, к спецификации, которой обладает охлаждающая жидкость, относится и требование к температуре кипения. Эта температура должна оставаться достаточно высокой, чтобы при работающем в штатном режиме двигателе не возникало проблем с ее перерасходом. По этой причине современные охлаждающие жидкости для авто имеют, согласно спецификации, температуру кипения, которая превышает 100 градусов.

Важно отметить и то, что все продающиеся на рынке жидкости в обязательном порядке наделяются присадками. Эти присадки необходимы для предотвращения коррозии металла и его разрушения. Кроме того, такие присадки в общем случае улучшают все свойства охлаждающей жидкости, делая ее характеристики лучше.

К примеру, большинство таких присадок все-таки являются антикоррозионными. В зависимости от спецификации, они могут либо образовывать на всех металлических поверхностях специальную пленку, либо локализоваться на строго отдельных участках, на которых коррозия уже началась. В общем случае такая пленка способна выдерживать воздействие влаги в течение нескольких лет, однако последние разработки позволили улучшить спецификацию и увеличить этот срок.

Удивительно, что некоторые присадки работают по принципу преобразователя ржавчины и способны взаимодействовать с очагами коррозии, восстанавливая поврежденные участки. Это свойство оказывается крайне полезным как для новых авто, так и старых двигателей, прошедших большое число километров.

Антифризы

Такое название охлаждающей жидкости, как антифриз, встречается чаще остальных. Впервые такие жидкости начали применяться на автомобилях зарубежного производства, но в настоящий момент нередко заливаются и в авто отечественные.

Из чего же состоит антифриз? Его основным ингредиентом является производная спирта, например, пропиленгликоль или этиленгликоль. Спирт применяется сразу по нескольким причинам. Во-первых, он меньше вступает в реакцию с металлом, тем самым снижая степень его ржавления и скорость этого процесса. Кроме того, спирт характерен своей крайне низкой температурой замерзания, которая, в отличие от дистиллированной воды, значительно ниже нулевой отметки термометра.

Проверка охлаждающей жидкости

Проверка охлаждающей жидкости

К тому же спирт кипит при несколько большей температуре, чем вода. К примеру, на антифризах самых современных стандартов эта температура превышает 102 градуса по Цельсию. В спирт, доведенный до необходимой консистенции, обязательно добавляется краситель. Краситель необходим для того, чтобы было проще различать разные типы жидкостей для мотора между собой, даже если на упаковке по каким-то причинам отсутствует этикетка.

К слову, для того, чтобы антифризы было проще подразделять между собой по их свойствам и характеристикам, был составлен специальный стандарт, который регламентирует для антифриза каждого типа требования по температурам кипения и замерзания, а также предельному сроку службы.

Чтобы лучше понимать, чем различаются антифризы разных классов между собой, лучшим решением будет изучить документацию по стандарту, где четко прописаны характеристики каждого типа жидкости и ее свойства.

Обычно тип антифриза обозначается буквой и цифрой. На данный момент представлены жидкости таких стандартов, как G11, G12, G12+ и G13. Разумеется, чем выше цифра, тем лучше конечные свойства самого антифриза, будь то температура кипения или кристаллизации. За более высокий класс придется доплатить: в некоторых случаях конечная цена может различаться в несколько раз.

Интересно, что у жидкостей разных стандартов может различаться и тип присадок, которые в них применяются. К примеру, антифриз 11 стандарта характерен тем, что при его использовании на стенках металла создается единая антикоррозионная пленка, которая не позволяет влаге проникать и вступать с металлом в реакцию. В более новых стандартах присадки должны локализоваться на очагах коррозии и восстанавливать структуру металла, параллельно предохраняя детали от ржавления.

Проблемы с антифризом

Проблемы с антифризом

Тосол

Тосол — это наиболее недорогая и популярная разновидность охлаждающих жидкостей, которая, по большей части, находит применение на отечественной технике. Для многих автомобилистов открытым остается вопрос, чем такая жидкость отлична от антифриза, и насколько аутентичен ее состав.

Практика показывает, что тосол фактически идентичен по своему составу антифризу 11 стандарта и отличен лишь тем, что производится исключительно в России по упрощенным отечественным стандартам.

Обычно тосол имеет насыщенный синий цвет. Такой цвет для жидкости предписывается стандартами и практически не изменяется, в зависимости от производителя. В некоторых случаях цвет может изменяться на светло-голубой и темно-синий, но это встречается нечасто.

Тосол имеет собственную классификацию стандартов и, как следствие, документацию для определения характеристик жидкости. К примеру, тосол ОЖ-40 способен сохранять свою работоспособность от -40 до +50 градусов, а ОЖ-65 может работать при температурах от -50 до +50 градусов.

Замена охлаждающей жидкости

Замена охлаждающей жидкости

Резюме

Жидкости охлаждения играют заметную роль в поддержании нормальной работоспособности мотора автомобиля и сохранении его ресурса. По этой причине многие водители подходят к вопросу выбора ответственно, и за счет этого ДВС авто работает дольше, при этом обладая максимальными характеристиками и экономичностью.

portalmashin.ru

В помощь будущему автомеханику - Система охлаждения.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ

 

ОСНОВНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ

 

СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ НЕ ОБЕСПЕЧИВАЕТ ОПТИМАЛЬНОГО ТЕМПЕРАТУРНОГО РЕЖИМА РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ — оптимальная температура охлаждающей жидкости должна составлять (90 ± 5)°С, повышение температуры приводит к повышенному разжижению масла, понижение — к неполному испарению бензина со всеми вытекающими последствиями (неполное сгорание рабочей смеси, в результате — повышение расхода топлива и содержания СО и СН в отработанных газах, смыв масла с зеркала цилиндра, разжижение смазки в поддоне картера и т.д.

 

Причины:

• пониженный уровень охлаждающей жидкости;

• неисправная работа термостата — например, при закоксовывании клапана накипью и солями он будет постоянно открыт или закрыт, и в том и в другом случае приводя к нарушению теплового режима;

• ослабление натяжения приводного ремня вентилятора и водяного насоса — одновременно приводит к его пробуксовке, перегреву и быстрому изнашиванию;

• отложение накипи в системе — следует помнить, что 1 мм накипи снижает теплопроводность в 40 раз; кроме того, сужаются проходные сечения для охлаждающей жидкости, и все это приводит к сильному перегреву двигателя;

• засорение шлаком нижнего бачка радиатора и сот — при остывании охлаждающей жидкости происходит подсос воздуха из атмосферы вместе с пылью через воздушный клапан, в результате образуются грязевые пробки, препятствующие нормальной циркуляции охлаждающей жидкости;

• внешнее засорение сот радиатора — грязью, свежим битумом с дороги, насекомыми, тополиным пухом и т.п;

• неисправная работа автоматической электромагнитной муфты включения привода водяного насоса — обычно происходит запаздывание ее включения, что приводит к быстрому перегреву двигателя;

• образование воздушных и паровых пробок в системе — происходит обычно после заправьки системы новой охлаждающей жидкостью (чаще всего пробки образуются в печке отопления салона), в результате чего нарушается циркуляция охлаждающей жидкости;

• неисправен привод жалюзи — это не позволяет водителю полностью открывать или закрывать их, в зависимости от температуры окружающего воздуха.

 

ТЕЧЬ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ.

 

Причины:

• распаивание или механическое повреждение трубок радиатора и бачков;

• износ сальника водяного насоса — в нижней части корпуса водяного насоса в некоторых моделях имеется контрольное отверстие, через которое стекает «прорывающаяся» через сальник охлаждающая жидкость, что и является сигналом его неисправности;

• разбухание, трещины на соединительных резиновых патрубках или ослабление стяжных хомутов;

• разрушение прокладок, коробление или деформация деталей и другие нарушения в местах соединений каналов рубашки охлаждения;

• нарушение герметичности сливных краников или пробок.

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

ЕО — проверить уровень охлаждающей жидкости (на холодном двигателе), при необходимости долить до нижнего торца горловины радиатора (не более). У автомобилей с закрытой системой охлаждения при необходимости доливается тосол той же марки непосредственно в горловину расширительного бачка выше метки «MIN» на 3—5 см (летом допускается доливка дистиллированной воды).

 В автомобилях ЗИЛ-4331 и КамАЗ доливку жидкости производят при работающем двигателе (постепенно доливая ее в течение 3—5 мин). Заодно проверяют состояние парового воздушного клапанов пробки радиатора (не должно быть заеданий и повреждения деталей). Сразу же после пуска холодного двигателя следует проверить визуально, нет ли течи охлаждающей жидкости в местах соединений, в том числе через контрольное отверстие водяного насоса. Так же необходимо проверить общее состояние приводных ремней, соединительных патрубков и т.д.

 

ТО-1 — провести ТО, обращая особое внимание на герметичность системы; при значительном понижении уровня охлаждающей жидкости попытаться выяснить конкретное место утечки жидкости. Проверить состояние соединительных резиновых патрубков — на них не должно быть трещин (даже мелких), вздутий или разбуханий, особенно в местах крепления хомутами. Проверить состояние приводных ремней - не допускается сильная потертость окантовки ремней, расслоение и т.д. При обнаружении течи жидкости через контрольное отверстие в нижней части корпуса водяного насоса, из соединений радиатора или через поврежденные патрубки и т.д. следует оформить «Заявку» на текущий ремонт. При ТО-1 необходимо провести крепежные работы в установленном объеме по всем элементам и узлам системы охлаждения. Для контроля затяжки винтов хомутов соединительных патрубков используют специальную отвертку с гибким стержнем.

При контроле натяжения приводных ремней для повышения производительности и качества натяжения используют  приспособление мод. КИ-8920.

Если в ходе проверки обнаружено, что прогиб конкретного приводного ремня превышает норму, то производят его натяжение, используя соответствующий механизм и метод для данного приводного ремня — натяжение в зависимости от модели двигателя ремней производят перемещением корпуса генератора со шкивом (методом «оттяжки» с помощью рычага), перемещение корпуса компрессора (винтовым устройством) или сужением «ручейка» его шкива (когда шкив изготовлен из двух независимых половин, соединенных с помощью резьбовой втулки) либо перемещением корпуса насоса гидроусилителя. В некоторых моделях имеются специальные ролики натяга.

 При обнаружении засоренности внешних сот радиатора их следует продуть из пистолета сильной струей сжатого воздуха.

 

ТО-2 — дополнительно к объему работ по ТО-1 следует провести тщательную диагностику системы охлаждения используя специальные приборы и приспособления.

При явно медленном прогреве двигателя (или повышенном перегреве) необходимо вынуть термостат и проверить его работу в специальной емкости с подогревом воды (на «водяной бане»). Для более тщательной проверки герметичности радиатора и системы в целом используют специальные приборы и приспособления для опрессовки системы сжатым воздухом. Заодно проверяют, при каком давлении (разрежении) срабатывают паровой, воздушный клапаны пробки радиатора. При ТО-2 можно заменять (в порядке сопутствующего ремонта) любые неисправные элементы системы охлаждения, включая водяной насос, радиатор и т.д.

 

СО — при сезонном обслуживании помимо вышеуказанных объемов ТО-1 и ТО-2, перед летней эксплуатацией при наличии накипи в системе охлаждения ее следует удалить путем заливки в систему на несколько часов водяных растворов антинакипинов. Например, в двигатели автомобилей КамАЗ и ЗИЛ-4331 заливают водный раствор (20 г/л) технического трилона Б. После 6—7 ч работы на нем раствор сливают, и промывку повторяют через 4—5 дней. После этого систему промывают сильным напором чистой воды (иногда с подключением к нагнетающей  насадке трубопровода сжатого воздуха, что еще более усиливает эффект промывки). Радиатор и рубашку блока промывают от накипи и шлама раздельно при отсоединенных патрубках и снятом термостате струей воды под давлением 0,2—0,3 МП.

Причем направление движения воды должно быть противоположным направлению циркуляции охлаждающей жидкости.

Перед зимней эксплуатацией следует проверить плотномером плотность антифриза (в любом случае антифриз в системе следует менять не реже одного раза в два года). Необходимо также проверить работу привода жалюзей.

Для уменьшения отложения накипи (при использовании воды в качестве охлаждающей жидкости) в систему добавляют небольшое количество (в соответствии с рекомендацией) тринатрийфосфата.

 

ОПЕРАЦИИ ПО ТЕКУЩЕМУ РЕМОНТУ

Снятые при ТО-2 или TP неисправные узлы системы охлаждения направляют для ремонта во вспомогательные цеха. Водяной насос, например, передают для ремонта в агрегатный цех.

Радиаторы для ремонта передают в медницкий цех, где их проверяют сначала на герметичность на стенде типа Р-984 путем опрессовки сжатым воздухом через заливную горловину (отверстие другого патрубка герметично закрывают пробкой). Давление опрессовки — 0,1 МПа. После этого радиатор, установленный в зажимах , с помощью манипулятора  и пневмоцилиндра  опускается в ванну с водой, где по выходящим пузырькам воздуха определяют конкретные места негерметичности. Ремонт заключается обычно в запаивании пробоев на нижнем или верхнем бачке, пропаиванием трубок радиатора в местах соединения с бачком и т.д. Пробитые трубки (до трех-четырех) можно заглушить запаиванием их торцов.

 

 

 При диагностировании системы охлаждения проверяют ее герметичность с использованием прибора К-437,а также работоспособность выпускного и впускного клапанов пробки расширительного бачка.

1— редуктор; 2 — ресивер; 3 — кран; 4 — манометр; 5 — стакан; 6 — рамка;   7 — за­жим; 8 и 13 — двухходовые краны; 9 — регулировочный винт; 10 — индикатор; 11 — паровой клапан пробки радиатора;            12 — воздушный клапан пробки радиа­тора; 14 — кран

 

Прибор устанавливают на горловину вместо снятой пробки и создают в системе охлаждения избыточное давление 0,06...0,07 МПа, не допуская просачивания жидкости из системы. Затем пускают двигатель и устанавливают минимальную частоту вращения коленчатого вала при холостом ходе. При работающем двигателе стрелка манометра не должна колебаться, т.е. давление в системе охлаждения должно быть постоянным. Давление начала открытия выпускного клапана должно быть в пределах 100... 120 кПа, впускного — 3... 13 кПа

 

 

avtomehi.ru

Основные неисправности системы охлаждения двигателя

Отвод лишнего тепла от мотора должен происходить постоянно. За эту операцию в автомобиле отвечает отдельная система. Однако, и у нее случаются сбои в работе. Чаще всего неисправности системы охлаждения двигателя становятся заметны по косвенным признакам, поэтому водитель должен контролировать состояние автомобиля и правильно реагировать на его изменения.

Неправильный температурный режим может повлечь значительные поломки мотора, которые отразятся на безопасности водителя и пассажиров. Большинство проблем, связанных с перегревом можно упредить заранее.

Устройство системы и ее «узкие» места

Лишнее тепло в моторе во время долгого воздействия приводит к механическим деформациям деталей. Также от длительного превышения температуры теряется герметизация за счет расширения металла. Хотя средняя рабочая температура находится в интервале 80-90С, но иногда мотор разогревается и до 200С. Без дополнительного искусственного отвода в данных случаях не обойтись.

Существует и вторая функция у этой системы. В холодные сезоны при заведении двигателя жидкость, циркулируя по малому кругу, распределяет равномерно тепло по всему телу силовой установки. Таким образом прогревается смазочная жидкость, проходные каналы. За счет этого снижается нагрузка на силовую установку, уменьшается ее механический износ.

когда появляются неисправности системы охлаждения двигателя

Рассмотрим основные неисправности системы охлаждения, работающей с жидкостью, а не с воздухом. Для ее функционирования блок цилиндров имеет большое количество каналов, опоясывающих рабочие цилиндры. В них поступает охлаждающая жидкость из расширительного бачка. Осуществлением принудительной циркуляции хладогена занимается центробежный насос, вращающийся за счет ременной передачи от коленвала.

В системе установлен термостат, который обеспечивает циркуляцию жидкости либо по малому кругу с низкой температурой, либо по большому кругу, когда установится рабочий температурный режим. Это способствует более скорому прогреву мотора.

Для снижения температуры установлен радиатор. За счет ребристой поверхности, обеспечивающей большую площадь охлаждения, происходит отдача тепла в атмосферу. Он соединен с «рубашкой» блока цилиндров при помощи патрубков и различных шлангов. Усилить эффект охлаждения помогает многолопастной вентилятор, расположенный перед радиатором.

Контроль за температурой из салона авто помогает вести индикатор на панели приборов. Когда вскрываются возможные неисправности системы охлаждения и происходит повышение температуры, начинает гореть сигнальная лампочка.

Как проверять работу системы охлаждения

В автомобилях с большим пробегом рекомендуется проводить проверку основных систем, в том числе и охлаждения, перед каждым длительным переездом и хотя бы раз в месяц.

что делать, когда обнаружил неисправности системы охлаждения двигателя

Во время этой процедуры надо обращать внимание на такие элементы:

  1. Проводится проверка расширительного бачка на предмет протечек при выключенном моторе. Выявляется уровень жидкости в нем и осуществляется сверка с минимальными/максимальными параметрами. При необходимости надо долить ее до нормы. Добавлять нужно только ту, которая была залита в систему изначально, чтобы не произошло несовместимости. Если нет возможности влить именно ту марку, то можно разбавить хладоген дистиллированной водой, но не стоит вливать ее более полулитра, чтобы существенно не ослабить химический состав. Особенно это важно в мороз, так как при таком добавлении повышается температура ее замерзания на 4-5С.
  2. Контролируется уровень жидкости на холостых оборотах мотора. Для этого нужно очень аккуратно открыть крышку расширительного бачка. Она может быть горячей, а также жидкость из емкости способна обжечь высокой температурой. Объем не должен снижаться дальше минимальной отметки. Достаточный уровень обеспечит на небольшое время компенсацию при появившейся утечке, что позволит доехать до ближайшей станции.
  3. Нужно обратить внимание на возможные утечки в местах соединений шланга и патрубков. Если в этом районе или около хомутов будет заметна влажность, то это признак разгерметизации.
какие бывают основные неисправности системы охлаждения

Проверка расширительного бачка

Популярные проблемы

Кроме проблемы с уровнем жидкости, которую достаточно просто выявить и устранить, существуют не всегда очевидные поломки в системе. Когда случится перегрев либо закипание жидкости, останется только бороться с последствиями.

Перегрев мотора

Процесс возникает, когда мало охлаждающей жидкости в системе. Этому способствует загрязнение каналов радиатора или его решетки. Стоит проверить регулировку приводного ремня на водяной помпе и исправность работы вентилятора.

как предотвратить основные неисправности системы охлаждения

Перегрев двигателя

Проводится контроль работоспособности термостата. Сделать это можно опустив его в воду и постепенно нагревать емкость. При температуре около 80С должно сработать его открытие. Если же этого не произошло, то одна проблема выявлена, ведь иногда могут происходить несколько поломок одновременно.

Когда крышка радиатора не держит давление, то также происходит перегрев. Для карбюраторных моторов стоит проверить угол опережения зажигания.

Переохлаждение

Слишком холодный мотор также снижает эффективность работы автомобиля. Виновником часто оказывается либо термостат, либо проблема будет в показаниях термометра.

Утечка жидкости

Существуют внутренние и внешние утечки охлаждающей жидкости. В первом случае явных потеков водитель не заметит, а выявить все можно по косвенным признакам.

как выглядят возможные неисправности системы охлаждения

Утечки охлаждающей жидкости

Во второй ситуации будут видны следы снаружи.

  1. Часто наружные потеки получаются при плохом сопряжении шлангов и патрубков, а также при их повреждениях. Иногда насос теряет герметичность и пропускает жидкость. Случаются пробои радиатора, который можно запаять или появляются капли на пробке сливного отверстия. В старом блоке возможны трещины, через которые уходит хладоген, или старая прокладка не удерживает жидкость. Ее можно просто заменить, а блок с небольшой трещиной также способен выдержать пайку в некоторых ситуациях длительное время.
  2. Внутренние утечки водитель может выявить по тому, как выглядит масло. Вынув щуп на холодном моторе, нужно обратить внимание на наличие признаков посторонней жидкости в масле (воды). Она может образовывать небольшой слой, схожий с эмульсией. Если течь образуется из-под прокладки головки цилиндров, то достаточно ее заменить. В том случае, когда образовалась трещина в цилиндре, то блок подлежит замене. В некоторых ситуация ослабленный натяг болтов на головке может провоцировать такое перетекание.

Слабая циркуляция жидкости

Перегрев происходит вследствие того, что жидкость не успевает пройти по кругу и отдать тепло в атмосферу. Виновником оказывается водяная помпа. Проверить ее работоспособность быстрым способом получится на холостых оборотах мотора. Пережимаем ненадолго шланг в верхней части радиатора, а потом отпускаем, при работающем насосе будет заметен небольшой гидроудар.

какие бывают неисправности системы охлаждения двигателя

Проблемы с циркуляцией из-за термостата

Препятствия на пути движения жидкости замедляют ее ход. В таком случае понадобится промывка системы или отдельных ее элементов, например, радиатора или печки. Промывать надо струей, которая будет идти в обратном направлении, чем при работе системы.

В слабой циркуляции иногда виноват термостат или же малое количество охлаждающей жидкости.

Коррозия

Большое количество загрязнений, взвесей, мусора в жидкости не способствует правильной работе охлаждающей системе.

какими бывают возможные неисправности системы охлаждения

Забитые каналы охлаждения

Для избегания этого желательно применять мягкую воду или спецжидкости. Коррозия способна появляться в каналах, когда ее раствор неправильно составлен либо редко промывается система и проводится полный слив.

Заключение

Обеспечить качественную работу охлаждающей системе поможет применение правильной охлаждающей жидкости. Также стоит проводить периодическую диагностику хотя бы визуальную, особенно для машин с большим пробегом.

Интересное по теме:

загрузка...

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Google+

ktonaavto.ru


Смотрите также