Б
Бегать на вешке - работать реечником.
В
Ведро - тахеометр УОМЗВисячка - Станция висячего ходаВыноска - Выносная станциявыкинуть висячку/выноску - наблюдаться на висячку либо выноску "вперед".Г
Геодез, геодезёр - геодезист.
З
Замкнул ход на исходный - привязал ход на исходный, замыкают только замкнутые полигоныЗагнать яйца - совместить концы пузырька уровня на нивелире без компенсатора.Зеркало - отражательЗелёный - тахеометр Sokkia
К
Карикатура - корректура.
Н
Нарисовать абрис пункта - составить кроки. Кроме картинки нужно дать описание местоположения.
О
Обнулиться - выполнить ориентирование теодолита, тахеометраОбнулился по n-пунктам - отнаблюдал/взял n-примычных (направлений)Оранжевый - тахеометр УОМЗ
П
Подсекать (пикеты) - закоордионировать. Если в день делаешь от 500 и больше пикетов, то можно говорить Стричь пикетыПодсек n-исходных - отнаблюдал n-исходныхПодсекся - выполнил засечкуПотаскун - вешечник, реечникПробить оси - вынести на местности проектные углы зданий и оси (по створу вынесенных углов)Пробить оси - вынести на местности проектные углы зданий и оси (по створу вынесенных углов)Пробить уровень - вынести горизонт чего-либо: пола, фундамента и т.д.Протянуть ход - проложить ход.Посмотреться вперед - наблюдаться "вперед"Посмотреться назад - наблюдаться на "назад"
Р
Раскрутиться – определить координаты обратной засечкой.Рисовать - составлять абрис на участок съёмки (пример:"Пойду порисую...")Растопыриться - выставить прибор на фанере, бетоне, земле в сложных условиях стройки.
С
Стрельнуть - дать отметкуСтрельнуть туда сюда - определить уклонСинька - выкопировка топоплана, для корректуры.Сокил - приборы SokkiaСлушать - искать подземные коммуникации ("Послушай кабель, тепло и т.д...")
Т
Тарелить, жпситься - наблюдения на пунктах с помощью GNSS приемниковТоталка, тахометр, тах - тахеометр.
Х
Хитрый глаз - отражатель//какой-либо оптический прибор (тахеометр, нивелир, теодолит)//геодезист.
geodesist.ru
Написать этот топик меня сподвиглли специфические воспоминания, которые нахлынули на меня по следующей причине. На-днях, позвонив, ко мне домой пришёл давнишний знакомый, которому я несколько лет назад собирал один "хитрый прибор", который, проработав у него все мыслимые и немыслимые гарантийные сроки, таки перестал выполнять возложенные на него (прибор) функции.
А что за воспоминания? И гораздо большего срока давности. Пятый курс института. Жена подарила мне дочь и мы снимали у одной тётки комнатку: в студенческом общежитии не было отдельных для женатых комнат, да ещё с новорожденным.
Делал дипломную работу в основном ночами. Тётя Оля (так звали хозяйку) вскоре предъявила мне претензии по поводу того, что "свету много жгу", на что я ей ответил: "Тётя Оля, не переживайте, платить за свет будете по-прежнему".
На старших курсах института я работал лаборантом на половину ставки на своей кафедре и занимался по индивидуальному плану. В доверительной беседе с преподавателями я обговорился насчёт ворчливой и жадной тети Оли и о хитром приборе, который я быстренько собрал и заставил его воровать у государства электроэнергию. Преподаватель по электрическим машинам возразил мне, что этого быть не может, ибо противоречит закону физики.
Ладно, хватит интриги, как говорят "ближе к телу". Не успел пришедший знакомый выкурить сигарету, как я ему сказал, что прибор он может забирать. "А что было?" — несколько удивлённо и растеряно спросил гость - "Сгорел прдохранитель, заменил на более мощный".
Мой гость не поверил. Пришлось проверить "хитреца" в присутствии клиента, заодно попросив его чуток не спешить пока я сделаю несколько фоток.
На первой фотографии прибор изображён "лицом" вперёд:
Почему в кавычках? Потому, что это бывшее зарядное устройство, о чём свидетельствует надпись на передней панели, а прибору, теперь выполняющему несколько иные функции, где перед. а где зад "по барабану". На переднем плане — вилка с нанесённой красным цапонлаком точкой и зажим типа "крокодил" с натянутой ПВХ трубкой тоже красого цвета.
Для полноты картины на следующем фото - вид "сзади":
Справа — патрон предохранителя, который "от старости" или по какой другой прчине сгорел. Вилка и крокодил, естественно, те же.
Пошли в прихожую после "сложного ремонта" проводить испытания. Подключение проще не бывает, но не приведи господь подключить "не так". Как "так" иллюстрирует третий снимок:
Слева шнур с вилкой уходит в туалет — и последняя вставляется в надёжную розетку. С советских времён я всегда придерживаюсь ГОСТа, в котором чёрным по белому было написано (сейчас не знаю), что при однофазном подключении фаза должна быть слева, ноль — справа.
Наконец, на последней фотографии зрим приборный отсек, где установлен электрический счётчик и видно "криминальное" подключение крокодила:
Следует заострить ваше внимание, что "крокодил" прикусывает оголённый фазный провод до счётчика — так называемая генераторная фаза, которая на клеммнике самого счётчика — крайний левый провод, крайняя левая клема.
. Диск счётчика при включении туалетного выключателя завращался в обратную сторону. Довольный клиент ушёл восвояси, а я усмехнулся, в который раз взглянув на подпорку (корпус китайского фонарика) счётчика: контролёрши из-за неё признали счётчик неработоспособным, и я уже около 2-х лет плачу по нормативу, на самом деле расходуя электроэнергии гораздо больше.
Так что же всё-таки находится внутри корпуса? Штатный понижающий трансформатор со смотанной до 3,5 В (вместо бывших 2х18 В) вторичной обмоткой.
До встречи.
monemo.ru
Кажется, вы её нашли. У машины из объявления небольшой пробег, подходящий литраж, один хозяин и адекватная цена. Бонусом — красивый цвет. Прежде, чем влюбиться окончательно, позвольте себе побыть скептиком и проверить техническое состояние автомобиля. Рассказываем, какое оборудование при этом понадобится.
Толщиномер, фонарик, сканер для компьютерной диагностики и компрессометр — вот что чаще всего берут с собой, чтобы проверить машину.
Чаще всего профессиональные оценщики больше полагаются на собственные глаза и уши. Они осматривают кузов, салон и моторный отсек, проверяют работу двигателя, ходовой части и коробки передач. Параллельно с этим задействуют оборудование, которое подтверждает или опровергает догадки. Последующее посещение СТО или сервиса показывает, насколько критична поломка, и сколько денег уйдёт на ремонт.
Устройство показывает толщину лакокрасочного покрытия автомобиля. Есть несколько видов, но вам подойдут магнитный, универсальный и ультразвуковой. Последний самый дорогой, зато считывает значения не только с металла, но и с пластика, стекла и других материалов.
Цена: от 1 500 до 40 000 руб.
Есть много предложений по аренде, поищите предложения в своём городе. В Екатеринбурге толщиномер будет стоить от 300 до 800 руб. в сутки + залог.
Также читайте: 6 способов проверить краску на автомобиле
Заводской слой краски: от 70 до 180 микрон. Если машину частично перекрашивали или восстанавливали после ДТП, вы увидите большой разброс значений.
Начните проверку с крыши, она реже всего бывает повреждена. Прислоните толщиномер в 4-5 разных местах, запомните примерные цифры.
Переходите к передним и задним стойкам. Если всё в порядке, продолжайте проверку дверей, крыльев и порогов.
Также читайте: Как пользоваться толщиномером
Нормальной считается разница в 30 мкм. А вот если капот показывает 110 мкм, а соседнее крыло — 250, то деталь наверняка красили. Если цифра ближе к 400, то, скорее всего, крыло шпаклевали. Отказываться от покупки или нет, решаете вы. Мы советуем не брать такой авто без проверки геометрии кузова на специальном стенде.
Пригодится вам, чтобы подсветить тёмные места. Поможет увидеть подтеки на двигателе или коробке, сварные швы, не прохудились ли потрубки, в каком состоянии лонжероны.
Цена: от 200 до 500 руб.
Большой прожектор со стоимостью 800-1000 руб. вам не понадобится — с ним неудобно будет осматривать моторный отсек. Поэтому выбирайте компактный фонарь с ярким лучом. Перед покупкой поинтересуйтесь у продавца, не разрядится ли устройство на холоде.
Подойдёт и фонарь смартфона, если телефон не быстро разряжается.
Инструмент считывает ошибки с бортового компьютера автомобиля. Большинство сканеров не предназначены для использования непрофессионалами, и дело не только в цене: сканер нужно правильно подключить и суметь считать данные с него.
Оригинальный AUTOCOM стоит 145 000руб. Он предназначен для глубокой диагностики. То, что продается за 5, 10 тысяч рублей — подделка. Но и с ними можно проверить автомобиль — например, с нелицензионным ELM327. Сканеров с таким именем в сети тысячи, это лишь позаимствованное у американцев и ставшее нарицательным название. Стоит от 1500 рублей.
Чтобы начать с ним работать, вам нужно будет скачать специальную программу. Если для оригинального сканера она стоит около 30 долларов на одну марку, то в случае с китайской репликой вы можете не потратить ни копейки. Устройство покажет ошибки, обороты двигателя, его нагрузку, температуру охлаждающей жидкости, состояние топливной системы, давление и расход топлива и т. д.
Прибор подключается к бортовому компьютеру автомобиля. Последний может быть спрятан возле рулевой колонки, в ногах пассажира или под приборной панелью — всё зависит от марки и модели авто.
Для более глубокой проверки обратитесь в сервисный центр или к автоэкспертам с профессиональным оборудованием.
Компрессометр нужен для замера компрессии. Однако и тут автоэксперты отговаривают от покупки:
«Чтобы замерить компрессию, нужно выкрутить свечи в двигателе. А сделать это на некоторых автомобилях не так просто. Если компрессии не будет в каком-то цилиндре, двигатель будет плохо работать», — Александр Макаров, основатель компании «Автоэксперт».
Это значит, что если двигатель ровно работает, то компрессометр вам не понадобится. В противном случае купить прибор не так сложно: стоит он от 450 руб. и продаётся в любом автомобильном магазине.
Обычные СТО не предлагают ничего особенного, кроме мультимарочного сканера, подъёмника и микрощупа. Здесь вы сможете лучше оценить состояние подвески, а особенно лонжеронов. Гнутые или новые лонжероны скажут о том, что машины битая.
Дилеры располагают мономарочным сканером, диагностическим стендом и более глубокими знаниями по конкретной машине. У них также будет нужный набор инструментов, гидравлический домкрат и подъёмник. Вы проверите состояние электрики, двигателя, тормозов, подвески и коробки передач.
Специализированные сервисы могут иметь сразу несколько сканеров, электронные тестеры, ультразвуковую ванну, газоанализатор и другие аппараты. Помимо всего вышеуказанного, мастера оценивают состояние дроссельных заслонок, смотрят, не скручен ли пробег, измеряют давление топлива, проверяют работу кондиционера.
Надо понимать, что навороченный инструмент не гарантирует идеальную проверку автомобиля. Результаты нужно правильно интерпретировать, а это уже зависит от вашего уровня подготовки или того специалиста, к которому вы обратитесь.
Также читайте: Когда стоит проверить авто на СТО
Перед встречей с продавцом, проверьте историю автомобиля. Возможно, машина в залоге или угоне, имеет скрученный пробег, ограничения на регистрационные действия или часто попадала в аварии. В таком случае лучше не тратить свое время, отказаться от проблемного варианта и продолжить поиски.
Узнать историю автомобиля по гос. номеру или VIN поможет сервис «Автокод». Сервис проверяет автомобиль более чем по 15 официальным базам источников: ГИБДД, ЕАИСТО, РСА, ФНС, ФТС, ФНП и другим.
Полученная информация поможет вам проверить продавца на честность. Кроме того, если вы найдете незначительные проблемные места у автомобиля, с помощью отчета вы сможете скинуть цену на б/у машину.
Если у вас нет времени или возможности самостоятельно осмотреть автомобиль, обратитесь за помощью выездной проверки Автокод. Оставьте заявку на сайте, и специалист приедет на место в любое указанное время. Он произведет полный осмотр автомобиля и предоставит вам полный отчет о тех. состоянии авто.
avtocod.ru
Благодаря гаджетам используемым при осмотрах автомашин можно не только скоренько, но и более качественно выявить разного рода дефекты в осматриваемом автомобиле. Такие полезные приборы можно купить на небезызвестном сайте Aliexpress, тем более, что и стоят они не очень дорого. Так что, настоятельно рекомендуется обзавестись таким набором помощников, дабы не приходилось платить лишний раз за осмотр авто на СТО.
Такой набор можно купить за 3000 рублей, на станции же технического обслуживания за такие деньги смогли бы проверить всего пару-тройку автомашин. К тому же такие гаджеты быстро окупятся: их можно сдавать в аренду.
Толщиномер
Этот прибор позволяет определить, какая толщина у ЛКП, ибо у всех производителей автотранспортных средств она 0.7 - 1.8 мм. Так что, если в момент замеров он показал цифру в таком диапазоне, то, несомненно, можно быть уверенным, что машина не битая и не подвергалась перекраске. У аварийного авто в любом случае придется рихтовать кузов и шпаклевать, а значит слой шпаклевки и покрытия будет от указанных показателей отличаться. Если толщиномер покажет 1.9 - 2.4 мм, тогда можно быть на 100% убежденным, что данное место подверглось сильному удару и транспортное средство рихтовалось.
OBD сканер ELM 327
Сканером можно быстро подключиться к ЭБУ автомобиля и узнать много полезного об автомашине. Подключается такое устройство через OBD2 и по блютузу передается на мобильник или планшет, на которых должна быть обязательно установлена программка для бесплатного скачивания с Плей Маркет или Apple Store.
С такими программами можно сканировать ошибки мотора и их сброс. Кроме того эти программы покажут параметры машины онлайн: расход горючего, температуру ОЖ, обороты силового агрегата, давление воздуха, показания датчиков, ДМРВ, датчика кислорода и т.д. Так же по блютузу можно будет узнать VIN-номер кузова, а это очень важно при сравнении с документами во время приобретения автомобиля.
Эндоскоп
Назначение такого гаджета - выявлять дефекты и разного рода поломки в труднодоступных местах машины. Состоит данный прибор из гибкой WiFi камеры и обеспечивающим подсветку световым элементом. У этого прибора есть подключаемый к телефону штекер Микро USB.
С помощью эндоскопа можно осмотреть двигатель и другие узлы и агрегаты транспортного средства не разбирая их. Предположим, выкрутив свечи зажигания и просунув прибор в цилиндр можно увидеть на дисплее смартфона или планшетного компьютера поршневую группу, проверить состояние клапана головки блока цилиндров. В случае обнаружения на зеркальной поверхности ГБЦ следов задиров или иных дефектов желательно от покупки авто отказаться, поскольку может быть в недалеком будущем двигателю потребуется замена или капремонт.
Светодиодный фонарь
При недостаточно хорошем освещении запросто можно не увидеть какие-то дефекты в машине. Так что, фонарик следует использовать всегда, и не важно, какое время суток. С помощью телескопического фонарика весьма удобно смотреть под капотом авто. Он легко гнется в любую сторону и с ним можно залезть в любые, даже самые труднодоступные места, где простой фонарик не поможет.
Зеркало
Вместе с телескопическим фонариком при осмотре транспортного средства можно пользоваться и телескопическим зеркалом. Есть такие модели авто, на которых без зеркала не получится увидеть номер мотора. Зеркальце позволит осмотреть ближнюю к водителю сторону двигателя, ибо с той стороны практически ни кто не старается скрыть масленые подтеки или следы антифриза.
Манометр
У каждого автомобилиста всегда должен иметься манометр. У транспортных средств, переживших серьезное ДТП, нарушается геометрия кузова и в процессе движения машину может тянуть вправо или влево.
Некоторые хитрые перекупщики автомобилей, при продаже битой автомашины намеренно уменьшают давление в колесах на противоположной от уводимой стороне. Таким образом они выравнивают курс движение автомашины по прямой линии. Так что, при визуальном обнаружении разницы в накачке автомобильных шин, следует проверить, какое в них давление.
Стетоскоп
Если в момент осмотра авто слышен какой-то странный шум из двигателя, то стетоскоп поможет определить причину звука. Способом приставления к разным местам агрегат щупа, являющегося своего рода слуховым аппаратом прибора, можно услышать все, что творится в цилиндрах. От исправного двигателя должен исходить равномерный шум. Причину свиста со стетоскопом обнаружить получится быстрее.
Из вышеописанного видно, что современные гаджеты всегда готовы оказать помощь каждому человеку при обнаружении дефектов в автомобиле. При всем этом стоимость таких приборов во много раз дешевле поездки в автосервис. Так что, не стоит пренебрегать дарами цивилизации в процессе осмотра автомашин.
16.06.2017
cartechnic.ru
Мотортестер – один из трех основных диагностических приборов, на которых базируется вся процедура современной моторной диагностики. Он является инструментом, позволяющим снимать информацию непосредственно с двигателя. Если сканер образно можно назвать «глазами блока управления», то мотортестер – это «глаза диагноста».
Какого рода информацию позволяет получать мотортестер?
Это формы напряжений и токов различных устройств, в том числе системы зажигания. Это осциллограммы давлений в цилиндре, во впускном коллекторе, в картере двигателя. Кроме того, возможна оценка состояния механической части двигателя путем выполнения тестов неравномерности вращения и относительной компрессии.
Методик применения этого прибора очень много, мотортестер не есть нечто незыблемое, нечто консервативное в плане применения, как сканер. Мотортестер - это универсальный инструмент, который можно применить где угодно и как угодно. В этом цикле статей будут показаны некоторые аспекты применения прибора, во всяком случае, известные автору аспекты, описаны методики применения, в том числе и нестандартные.
Некие прообразы мотортестеров, которые можно сравнить с современными приборами лишь с большой натяжкой, появились достаточно давно. Конечно, по нынешним меркам они выглядят весьма комично, но, тем не менее, эти приборы позволяли измерить ток, напряжение, угол замкнутого состояния контактов в распределителе зажигания.
Позднее к этому набору добавился электронно-лучевой осциллограф, позволяющий визуально оценить процесс высоковольтного пробоя. Такой прообраз современного мотортестера достаточно успешно применялся на станциях для диагностики двигателей. Насколько полноценно выполнялась диагностика с применением подобных приборов – сказать сложно; возможно, для двигателей тех лет выполняемых ими функций было достаточно.
Настоящая революция в мире мотортестеров произошла, конечно же, с появлением компьютера. Современный мотортестер чаще всего представляет собой приставку к компьютеру и работает с ним в паре: можно выделить аппаратную часть (адаптер) и программную часть прибора. Существуют и портативные версии мотортестеров, они бесспорно имеют свои плюсы вроде компактности и мобильности. Но огромный минус заключается в графических возможностях их дисплеев. Как правило, они монохромные, с низкой четкостью отображения по сравнению с монитором компьютера. Поэтому следует отдавать предпочтение приборам, построенным по схеме «компьютер + приставка».
Чтобы понять, как формируется изображение на экране современного мотортестера, а фактически на мониторе компьютера, нужно вспомнить, как устроена электронно-лучевая трубка и как работает осциллограф. В основном этот прибор используется для работы с электронными устройствами.
Основой осциллографа является электронно-лучевая трубка (ЭЛТ). Она представляет собой запаянную стеклянную колбу, из которой удален воздух, с установленной в ее горловине электронной пушкой. Дно колбы покрыто люминофором – веществом, которое светится при бомбардировке его электронами. Электронная пушка формирует узкий пучок электронов, так называемый электронный луч, и направляет его на экран. Люминофор под воздействием пучка электронов начинает светиться, и в итоге на экране возникает яркая точка.
Трубка снабжена отклоняющей системой, которая способна изменять направление движения луча, тем самым перемещая его по экрану. На горизонтальные отклоняющие пластины Х1 и Х2 подается пилообразное напряжение, иначе называемое напряжением развертки, в результате чего луч совершает относительно медленное перемещение от левого края экрана к правому, затем быстрое перемещение обратно. Поэтому при отсутствии входного сигнала на экране осциллографа видна горизонтальная полоса.
На вертикальные отклоняющие пластины Y1 и Y2 после необходимой обработки подается исследуемый сигнал. Теперь при движении луча по горизонтали он будет отклоняться вверх или вниз, формируя картинку, представляющую собой визуальный аналог этого сигнала, называемый осциллограммой.
Что является очень важным моментом в рассмотренной схеме работы?
Важным является тот факт, что частота сигнала должна совпадать с частотой пилообразного напряжения, только в этом случае «картинка» на экране ЭЛТ будет стабильной. В противном случае увидим просто светящийся экран. Поэтому частота «пилы» постоянно подстраивается под частоту сигнала с помощью синхронизирующей схемы. Она, основываясь на входном сигнале, вырабатывает опорные импульсы для генератора пилообразного напряжения. Генератор в свою очередь формирует пилообразное напряжение, подаваемое на горизонтальные отклоняющие пластины. В результате на экране осциллографа наблюдается стабильное изображение. Отсюда вытекает понятие синхронизации осциллографа.
Синхронизация – это привязка частоты горизонтальной развертки к частоте исследуемого сигнала.
Само слово «синхронизация» происходит от греческого «хронос» (время). Синхронно – это одинаково во времени, в один момент времени. Понятие синхронизации – очень важное понятие, необходимо до конца осознать его, потому что в мотортестерах выбор типа синхронизации и работа с ней являются одной из важнейших составляющих работы с прибором.
Говоря о синхронизации, следует классифицировать ее по признаку происхождения. Если источником синхронизации является сам исследуемый сигнал, то такая синхронизация называется внутренней. В этом случае синхронизирующая схема вырабатывает опорные импульсы для генератора пилообразного напряжения, основываясь на периоде исходного сигнала. Если же оператор подает на соответствующий вход прибора некий опорный сигнал извне, то синхронизирующая схема работает на его основе. Такая синхронизация называется внешней и применяется при исследовательских и конструкторских работах, в основном с радиоэлектронной аппаратурой.
Синхронизация мотортестера осуществляется аналогично осциллографу. В различных приборах она реализована по-разному, но общая идея остается неизменной: синхронизация может быть либо внутренняя, от исследуемого сигнала, либо внешняя, путем подачи в прибор синхронизирующих импульсов. Ими могут служить, например, высоковольтные импульсы в системе зажигания.
Для дальнейшего разговора нужно ввести понятие канала осциллографа. Канал – это совокупность цепей усиления и обработки сигнала, от входа осциллографа до вертикальных отклоняющих пластин. Она включает в себя входные цепи, усилители, фильтры, через которые проходит исследуемый сигнал от входа до вывода его на экран. Количество каналов – один из важных параметров осциллографа. Попросту говоря, от количества каналов зависит, сколько сигналов одновременно будет возможно наблюдать на экране.
Каков основной недостаток электронно-лучевого осциллографа? К сожалению, большинство таких приборов имеют всего один канал. Связано это в основном со сложностью реализации нескольких лучей в электронно-лучевой трубке. Существуют осциллографы с двумя каналами обработки сигнала и с отображением одновременно двух сигналов на экране, но нужно понимать, что эти сигналы прорисовываются одним электронным лучом по очереди.
Два сигнала – это уже хорошо, но на практике при диагностике двигателя требуется увидеть одновременно три, четыре, пять и даже более сигналов. Сложность в реализации многоканальности является большим недостатком классических осциллографов и ограничивает их применение в качестве мотортестеров.
Что же принципиально представляет собой современный компьютерный мотортестер?
Фактически это некая виртуальная модель электронно-лучевого осциллографа. Конечно, там нет ЭЛТ, а информация выводится на монитор компьютера. Реализация многоканальности в этом случае не представляет собой больших трудностей: количество каналов ограничено только наличием соответствующих цепей обработки сигнала в адаптере и разумной необходимостью. Обычно количество каналов мотортестера не превышает 4-8.
Подавляющее большинство современных мотортестеров представляют собой комплекс из подключаемой к автомобилю аппаратной части (адаптера) и компьютерной программы. Связь между компьютером и адаптером осуществляется разными способами: через USB-порт, посредством сетевого кабеля либо с применением беспроводной связи Wi-Fi.
Тот факт, что мотортестер представляет собой виртуальную модель осциллографа, наложил отпечаток на вид окна программы. Такое окно содержит поле осциллограмм, представляющее собой фактически экран ЭЛТ и имеющее зачастую те же атрибуты в виде измерительной сетки и различных шкал, кнопки включения каналов, кнопки выбора типа синхронизации, полозок уровня синхронизации, кнопки включения фильтров. Конечно, есть и специфические элементы типа выпадающих меню или измерительных линеек, но, в общем и целом, экран монитора отображает виртуальную модель осциллографа.
Современный мотортестер представляет собой виртуальную модель электронно-лучевого осциллографа и состоит из компьютерной программы и адаптера для подключения к автомобилю. Как и при работе с осциллографом, при использовании мотортестера необходимо применять тот или иной тип синхронизации. Многоканальность мотортестера обусловлена наличием нескольких цепей обработки сигнала и отсутствием сложностей с отображением осциллограмм сигналов на экране монитора.
Мотортестер, ваш помощник. Часть 2
Мотортестер, ваш помощник. Часть 3
Мотортестер, ваш помощник. Часть 4
Мотортестер, ваш помощник. Часть 5
Мотортестер, ваш помощник. Часть 6
Мотортестер, ваш помощник. Часть 7
Мотортестер, ваш помощник. Часть 8
pakhomov-school.ru
Эту статью я решил посвятить различным СРЕДСТВАМ диагностики автомобиля, будь то программы или приспособления, которые в той или иной степени облегчают труд автодиагноста. Приведу реальные примеры использования диагностических средств, на автомобилях Lexus GS300 и других марок.
Начнем с первого: Lexus GS300 (2001), мотор работает неустойчиво. Говоря проще: «пятерит». В таких случаях незаменимым СРЕДСТВОМ помощи будет мотортестер. Подключаемся к нужным точкам и снимаем осциллограмму. На осциллограмме видно, что проблему надо искать во втором цилиндре.
Забыл сказать, чтобы знать куда цеплять измерительные щупы осциллографа, т.е. более удобные места подключения к датчикам нужна информация. И тут на помощь приходит информационное СРЕДСТВО, каковым является программа Мотордата http://motordata.ru/ru . Открываю её, и освежаю в памяти схему соединений: Держать перед глазами схему из Мотордаты или нужную схему вообще – помогает сосредоточиться и не разбегаться мыслям по сторонам. И всё как то проще становится. Особенно если схема, да и просто информация на родном, привычном языке. Мотор как мотор, ничего страшного, испугать он меня не может – «плавали, знаем!». Тут в «бой» вступает очередное средство экспресс-диагностики, самодельный индикатор наличия сигнала управления форсункой. Углубленная проверка показала, что импульсы отрицательной полярности управления форсунками присутствуют только на пяти форсунках, а на форсунку второго цилиндра поступает постоянный минус. Проверил нужные электрические соединения в электропроводке, «неконтакта» нигде не попалось, таким образом пришел к блоку управления. Как проверял и чем проверял – показано на видео, смотрите: Хочу только сказать, что показанное на видео приспособление – сделано «на коленке и своими руками». Подобное, можно прикупить в магазине, но зачем? Если есть голова, есть поставленная задача и цель, то тут лучше сделать самому и под свои нужды. А сэкономленные деньги можно потратить на что-то другое не менее нужное. Вот например недавно прикупил себе «электронные глаза» J, удобная штука! Это со стороны, а показывает на экране монитора вот так: Кстати, а вы много вкладываете в развитие? Не знаю кто и как, но я всегда стараюсь «лишнюю» копеечку вложить в оборудование, потому что это окупится обязательно! А что касается программного обеспечения … не буду рекламировать американцев и прочих гигантов типа AllData, тут все понятно, кто хочет – тот найдет где приобрести\взять эту или подобную программу. А так как я пишу статьи для компании Легион-Автодата, то могу пару слов сказать о программе Мотордата http://motordata.ru/ruЕсли эти строки читают конспирологи и прочие темные люди – не читайте, это не бальзам на вашу душу, это наоборот. Не понимал и не смогу понять тех людей, которые занимаются автодиагностикой, но стараются сэкономить на программном обеспечении и даже не рыпаются в сторону изготовления вспомогательных приборчиков для себя любимого – как на приведенном выше видео, например. И потратить пару рублей на какую-то программу – «лучше повеситься». Впрочем, каждому свое. Я не говорю, что зарабатываю на уровне товарища Абрамовича, но мне хватает. И программу Мотордата, например, окупил за несколько дней.
Сидеть на заднем месте и мечтать – это просто. Но «без труда не выловишь…». Например, дымогенератор «из ничего»:
1 – компрессор от старого аквариума 2 – фильтр обыкновенный Трубка зеленого цвета на фото – «вход», синего цвета – «выход». На ссылке ниже, реальный пример использования данного средства. autodata.ru/article/all/metodiki_i_praktika_avtodiagnostiki_instrumentariy_izgotovlennyy_vruchnuyu/Уж коли мы затронули тему про диагностирование системы холостого хода, то очередное самодельное средство диагностики, это четырехканальный светодиодный индикатор. С его помощью можно одновременно наблюдать за четырьмя источниками сигнала, и воочию видеть что там, плюсовой потенциал или минусовой, «переменка», или полное отсутствие всего.
Mitsubishi Lancer 9 (2006) «На шаговый двигатель (схема выше, обведено) блоком управления подаются 4 минусовых потенциала в определенной последовательности, шток двигается на нужное количество шагов и тем самым достигается необходимая величина оборотов холостого хода. Светодиод горит красным или зеленым, либо вообще не горит. Девайс можно назвать, как примитивный «логический пробник».В данной ситуации подключаю этот пробник в цепь управление четырьмя обмотками шагового двигателя и сразу вижу как отрабатывает блок управления двигателем и нет ли обрывов и замыканий в данной цепи. Проверяется просто, на заведенном двигателе, при разных оборотах, должны переменно загораться только два красных и два зеленых светодиода. Одновременное свечение трех или четырех светодиодов одного цвета является признаком неисправности регулятора холостого хода, или его цепей питания, либо управления. Яркость светодиодов (двух красных или зеленых), должна быть визуально одинакова, в противном случае возможно наличие неисправности.
Рассмотрим работу данного пробника-индикатора на холостом ходу с периодическими подгазовками. 1. Попеременное переключение двух красных и двух зеленых светодиодов: Нормальная работа системы 2. Горит красный без переключения на зеленый: Управляющий транзистор или данная электрическая цепь в обрыве, либо замыкание на (+). 3. Горит зеленый без переключения на красный: Отсутствует (+) питания, обмотка в обрыве или КЗ цепи управления на (-). autodata.ru/article/praktika_remonta/mitsubishi_lancer_9_2006_oboroty_to_padayut_to_vzletayut/
***
«Средство для проверка регулятора ХХ»
Как и любое другое устройство в автомобиле, регулятор ХХ требует проверки. Это можно делать разными способами, например, как описано в статье: «…Продолжим проверку. Проверяем наличие импульсов на регулятор холостого хода (РХХ) 1. Импульсы есть. Без осциллографа нам тут не обойтись. Смотрим величину и скважность этих импульсов...». «Система стабилизации холостого хода» http://www.autodata.ru/item.osg?idt=39&idn=1375 Это один вариант. Есть и другой, более простой и более наглядный, см. фото справа:
1 – светодиод контроля работы прибора 2 – вкл\выкл 3 – реверс 4 – штекерная колодка Принцип работы данного устройства максимально простой: - снимаем штатный разъем с регулятора ХХ на автомобиле - подсоединяем прибор - выбираем направление работы регулятора ХХ (вперед\назад) - визуально наблюдаем исправность\неисправность регулятора ХХ | |
Общий вид устройства показан на фото справа: 1 – регулятор ХХ 2 – прибор 3 – вывод на «минус» АКБ 4 – вывод на «плюс» АКБ Достоинства: - максимально быстрая проверка исправности регулятора ХХ непосредственно на автомобиле - быстрое, нетрудное и недорогое изготовление прибора (время на изготовление несколько часов, стоимость деталей несколько сотен рублей по состоянию на май 2009 года) Недостатки: - пока не обнаружено |
***
Что то я отвлекся от нашего страдальца Лексуса. Итак, мы остановились на том, что при помощи различных средств диагностики дошли до блока управления двигателем. Тут, конечно, мог бы и сам разобраться, но надо же давать дорогу молодым? Был у меня помощник в то время, сейчас он в армии – грамотный парень, толк будет! Короче, вскрыв блок управления двигателем и прозвонив все цепи, мы убедились что причина в силовом транзисторе, надо найти, купить и заменить. Все упиралось во время… Я спросил своего помощника: «Домашнее задание возьмешь, а то я с работы не скоро вырвусь?». «Ноу проблем!» - Ответил Он. Утром он съездил в магазин «Чип и Дип», прикупил нужный транзистор, приехал, впаял - завели мотор, работает стабильно, нет никакого «пятерения». Готово!
***
Конечно, когда есть в продаже более достойные приборы, которые не могу (не хочу) изготовить самостоятельно, я их просто покупаю: Поиск обрыва проводки с помощью FF310 (1) AVTEL http://www.youtube.com/watch?v=--wSVwkTtYI Поиск обрыва проводки с помощью FF310 (2) AVTEL http://www.youtube.com/watch?v=6ipgObWt5v0
***
Другой девайс, изговленный «на коленке». «Система зажигания - вариант проверки»
При поиске неисправности, когда подозрение падает на систему зажигания, возникает необходимость её проверить. Способов проверки существует много, в том числе и т.н. «прокрутка стартером» - что бы визуально определить «наличие искры» и т.п. Простой пример: автомобиль Mitsubishi, со слов клиента «при перегазовке мотор периодически потряхивало, неустойчивая работа на ХХ».Где-то клиенту определили неисправность: «Виноваты клапана».В нашей мастерской мнение было другое: «Надо посмотреть систему зажигания»(при определенном опыте работы некоторые простые неисправности можно поймать на слух»). Особенность данной проверки в том, что при этом двигатель не запускался. А для проверки был использован собранный самостоятельно «генератор импульсов», схема которого приведена ниже:
autodata.ru/article/all/sistema_zazhiganiya_variant_proverki/
***
Еще одно устройство, изготовленное самостоятельно: «DTC P0304*«Вариант проверки форсунок» MITSUBISHI GALANT» Не всегда причиной возникновение кода неисправности *P0304 * Cylinder 4 misfire detected * являются проблемы в системе зажигания. Mitsubishi Galant, 2.4 литра, “американец» поступил на процедуру диагностики с горящим «CHECK» на панели приборов и такими претензиями клиента: «автомобиль как бы потряхивает на холостом ходу». Проверка показала: - система зажигания в норме - вакуумный тест в норме - компрессия в норме А вот «баланс форсунок» показал разницу в производительности форсунок… Самым верным было бы снять форсунки, поставить на стенд и проверить каждую на предмет их производительности. Но когда стенда нет (в ремонте, как у нас было на этот момент), или его нет вообще, то этот вопрос можно решить другим способом. То есть: «Проверить форсунки на производительность, не снимая форсунок с двигателя». Для управления форсункой подсоединяется одно из моих самостоятельно изготовленных приспособлений (они реально облегчают жизнь и помогают при проведении диагностики):
autodata.ru/article/praktika_remonta/dtc_p0304_variant_proverki_forsunok_mitsubishi_galant_/***
Ну и так далее. Если кому-то станет интересно, то идите по адресу: autodata.ru/search/?q=%D0%BA%D1%83%D0%B4%D1%80%D1%8F%D0%B2%D1%86%D0%B5%D0%B2&x=0&y=0&PAGEN_1=1#content , там забиваете в поиск фамилию «кудрявцев» и поисковая машина выдаст вам все статьи с подробным описанием каждого самостоятельно изготовленного устройства и примерами их работы при поиске той или иной неисправности.
***
Второй Лексус, тоже GS300, только посвежее. Вот так бывает всегда: смотришь на пришедшую в ремонт машинку, а она такая свежая, чистенькая, даже и подумать нельзя, что внутри творится беспредел ржавчины и запустения…
Что здесь? На панели горит лампочка системы ABS, не работает система курсовой устойчивости и все, что завязано на систему ABS. Ещё одно не маловажное СРЕДСТВО диагностики, без которого сложно обойтись, это сканер. И сканер показал на ошибку в цепи переднего правого колесного датчика, а точнее обрыв цепи. Снял колесо, осмотрел внешне датчик, вроде всё ОК! Неужели проблема в проводке или блоке ABS? Надо с эмулировать присутствие датчика. Беру ещё одно самодельное средство диагностики, так называемый наборный резистор, можно конечно и обычный постоянный взять, но с этим как-то удобнее и привычнее J. Подключил, посмотрел по сканеру на наличие ошибок, всё ОК! Значит все-таки датчик вращения колеса виноват! Снял, разложил на столе и стал осматривать … А клиент – за плечами: - Машина нужна во как! – и ребром ладони по горлу,- сделай, ну ОООчень надо… Смешно. Ну, попробую, хотя внешность машины и не соответствует содержанию – грязь, ржавчина, мрак, одним словом. Начинаю осматривать ближе: Только чуть тронул проводок – он и обломился… Ну и что делать? Конечно, в другом бы случае … а что в другом случае? Клиент знакомый, вместе с ним мы много переремонтировали… надо помогать! Вытащил клеммы из разъёма, исхитрился заменить провода, вставить в клеммы, зажать, заизолировать, вроде красиво и надежно получилось? Собрал, проверил – работает. И знаете как приятно – просто по-человечески приятно увидеть глаза клиента и услышать его простое: - Спасибо!Заканчивая данную статью, ещё раз хочу обратить внимание на различные диагностические СРЕДСТВА, независимо покупные они или самодельные, каждый выбирает под себя! Лишь одно хочу сказать, без них работа диагноста долгой и мучительной ;)
Кудрявцев М.Е. © Легион-Автодата
Кудрявцев Михаил Евгеньевич (ник на форуме Легион-Автодата - AVTEL) г.Москва, ул.Суздальская, д.9, автосервис "ВТС". Тел.: +7 (916) 626-71-98. Союз автомобильных диагностовautodata.ru
Анатомически глазное яблоко человека представляет собой почти правильную сферу диаметром около 25 мм. Оно состоит из трех оболочек — наружной фиброзной, средней сосудистой и внутренней (сетчатки), которые окружают ядро глаза. Оно включает водянистую влагу, хрусталик и стекловидное тело.
Строение глазного яблока В свою очереди, фиброзная оболочка состоит из непрозрачной части — склеры, охватывающей большую часть глазного яблока, и передней прозрачной части — роговицы. Роговица слегка возвышается над уровнем сферы глазного яблока, так как радиус ее кривизны меньше (около 8 мм), чем радиус склеры (около 12 мм).В сосудистой оболочке выделяют три части: наибольшая по площади, собственно сосудистая, выстилает изнутри примерно 2/3 склеры. Спереди она переходит в более толстое ресничное (цилиарное) тело, а еще дальше кпереди, на уровне перехода склеры в роговицу, в радужку. Она представляет собой лежащую во внутриглазной жидкости круглую мембрану с отверстием в центре — зрачком. Радужка имеет две мышцы, одна из которых расширяет, а другая — сужает зрачок. Внутренняя оболочка глазного яблока— сетчатка — выстилает в виде тонкой пленки всю сосудистую оболочку от заднего полюса глаза до ресничного тела. Она является той оболочкой, на которой изображение формируется и преобразуется в нервный сигнал.
Клетки, в которых свет преобразуется в нервный импульс, называются фоторецепторами. Они бывают двух видов: палочки, которые чувствительны к слабому свету и возбуждаются при низкой освещенности; колбочки, которые чувствительны к перепадам освещенности при высоких ее значениях, обладают высокой разрешающей способностью и способностью воспринимать цвет.
Палочки рассредоточены по всей периферии сетчатки. В центральной ее части, занимающей задний полюс глазного яблока, расположены колбочки. Они заполняют особую зону сетчатки — овал размером примерно 3x2 мм. Эта зона называется желтым пятном. В центре его находится особо чувствительный к перепадам освещенности участок диаметром 0,3 мм — центральная ямка.
Центральная ямка обеспечивает способность к различению мелких деталей видимых предметов, т. е. остроту зрения. Острота зрения измеряется в десятичных дробях 0,1; 0,2...1,0; 1,1; 1,2 и т. д. За норму, соответствующую остроте зрения 1,0, принимается такая различительная способность глаза, при которой две точки видны как раздельные, если угол между лучами, идущими от них в глаз, равен 1'.
Механизм остроты зрения При этом лучи от двух точек попадают как раз на две колбочки, между которыми расположена еще одна колбочка (невозбужденная). Острота зрения может быть гораздо выше, и это зависит от условий, в которых она исследуется. Но гипотеза двух несмежных колбочек не утратила своей силы.Если угол между минимально различимыми точками равен 2', то острота зрения равна 0,5, если 10', то 0,1, и т. д. Иначе говоря, острота зрения равна обратной величине предельного угла различения, выраженного в минутах. Острота зрения — основная функция глаза, на которую ориентируются при подборе очков.
Внутренняя часть глазного яблока заполнена прозрачными внутриглазными средами: сегмент между роговицей и радужкой (передняя камера) заполнен водянистой влагой. Непосредственно за радужкой находится эластичное. плотное чечевицеобразное образование — хрусталик. Он подвешен к ресничному телу при помощи густой сети фиброзных тяжей, называемых ресничной (цинновой) связкой. Большая часть глазного яблока, находящаяся за хрусталиком, заполнена студнеобразной массой — стекловидным телом.
Роговица, водянистая влага, хрусталик и стекловидное тело являются преломляющими свет средами. Вместе они образуют оптическую систему глаза.
Приближенно можно считать, что преломляющие поверхности роговицы и хрусталика сферичны и их оптические оси совпадают, т. е. глаз является системой центрированной.
Наиболее удачное описание оптической системы среднего нормального человеческого глаза принадлежит шведскому оптику Гулльстранду.
Строение глаза по Гулльстранду: F1 — передний главный фокус; F2 — задний главный фокус; f1 — переднее фокусное расстояние; f2 — заднее фокусное расстояние; Н1 и Н2— передняя и задняя главные плоскости; fвп — переднее вершинное (т. е. отсчитанное от вершины роговицы) фокусное расстояние; fвз — заднее вершинное фокусное расстояние Предложены и более простые схемы оптической системы глаза, в которых имеется только одна преломляющая поверхность — передняя поверхность роговицы — и одна среда — усредненная внутриглазная субстанция. Показатели редуцированного глаза были рассчитаны советским офтальмологом В.К. Вербицким. Его основные характеристики: главная плоскость касается вершины роговицы, радиус кривизны роговицы составляет 6,82 мм, длина переднезадней оси — 23,4 мм, показатель преломления внутриглазной среды — 1,4, общая преломляющая сила глаза — 58,82 дптр. Редуцированный глаз (по В.К. Вербицкому) Все эти характеристики относятся к среднему глазу. В действительности они значительно варьируют. Так, преломляющая сила роговицы колеблется в пределах 38—46 дптр, хрусталика — 15—23 дптр, общая преломляющая сила глаза — 52—71 дптр, длина оси глаза — 19—30 мм.Как уже говорилось, глаз может быть сравним с прибором для передачи изображений, например с телевизионной передающей камерой — видиконом.
Сравнение строения глаза и технического устройства для передачи изображения Как и технические оптические камеры, глаз снабжен устройством для наведения объектива на объект — глазодвигательным аппаратом — и регулирования резкости изображений предметов, находящихся на разном расстоянии,— аппаратом аккомодации.Глазодвигательный аппарат включает наружные мышцы глаза — по 6 мышц в каждом глазу: внутреннюю, наружную, верхнюю и нижнюю прямые, верхнюю и нижнюю косые. Благодаря их согласованной работе глаз постоянно совершает поисковые движения и при появлении в поле зрения какого-либо нового объекта, привлекающего внимание, совершает поворот (скачок) таким образом, чтобы изображение этого объекта попало на центральную ямку.
Ю.З. Розенблюм
medbe.ru