ДВС РОТОРНЫЙ EMDRIVE РАСКОКСОВКА HONDAВИДЫ

Устройство для защиты трехфазных асинхронных двигателей. Защита двигателей асинхронных


Защита асинхронных электродвигателей напряжением выше 1 кв

Основной защитой электродвигателей от междуфазных КЗ является максимальная токовая защита без выдержки времени (токовая отсечка). На двигателях мощностью 2 МВт и более токовая отсечка может оказаться недостаточно чувствительной. В таком случае применяют дифференциальную защиту; ее ток срабатывания выбирают равным Iс,з = (1,5 ¸ 2) Iд.ном, где Iд.ном – номинальный ток двигателя. Применение такой защиты возможно, так. как мощные электродвигатели имеют шесть выводов статорной обмотки. На двигателях мощностью 5 МВт и более установка дифференциальной защиты обязательна.

 

 
 
Максимальная токовая защита может выполняться на переменном оперативном токе с дешунтированием катушки отключения (Рис. 6.23,a) или на постоянном оперативном токе (Рис. 6.23, б, в). Защита обычно выполняется по однорелейной схеме с включением токового реле на разность токов двух фаз. При недостаточной чувствительности защита выполняется по двухрелейной схеме с двумя токовыми реле. В схеме, показанной на Рис. 6.23, а, используется индукционное реле с переходными контактами типа РТ-80. При срабатывании реле происходит перекидка его контактов без разрыва цепи трансформаторов тока, электромагнит отключения выключателя дешунтируется и выключатель отключается. Ток срабатывания защиты отстраивается от максимального значения пускового тока, т. е

Iс,з=kотпIпуск.

В схеме, показанной на Рис. 6.23, б, используется промежуточное реле с временем действия 0,04 ¸ 0,06 с, что позволяет отстраивать защиту только от периодической составляющей пускового тока:

Iс,з=kотпIп,пуск.

На двигателях мощностью до 2 МВт при токах замыкания на землю Iз > 10А и на двигателях мощностью 2 МВт и более при токах замыкания Iз > 5 А устанавливают защиту от замыканий одной фазы на землю. Схема такой защиты приведена на Рис. 6.24. Защита действует без выдержки времени. Ток срабатывания защиты определяется так же, как ток срабатывания аналогичной защиты генератора.

Рис. 6.24. Схема защиты двигателя от замыканий одной фазы на землю:

а–принципиальная; б–развернутая

 

На электродвигателях, подверженных технологическим перегрузкам, а также на двигателях, самозапуск которых нормально не обеспечивается, устанавливают защиту от перегрузки.

Защита от перегрузки должна действовать на отключение, если самозапуск двигателя не обеспечивается или если нельзя снять технологическую перегрузку с приводимого механизма. Если же технологическую перегрузку можно снять вручную или автоматически, защита соответственно выполняется с действием на сигнал или на разгрузку механизма.

В отдельных случаях защита выполняется с двумя выдержками времени: с меньшей она действует на разгрузку механизма, с большей — на отключение двигателя.

 
 
Лучшую защитную характеристику может иметь защита с термореле. Однако из-за сложности эксплуатации и трудности подбора характеристик существующих типов термореле (а условиях изменяющейся температуры окружающей среды) защита от перегрузки двигателей напряжением выше 1 кВ осуществляется с использованием токовых реле.

 

Варианты схемы защиты с зависимой и независимой выдержками времени приведены соответственно на Рис. 6.25, а, б, в, г. В схеме, показанной на Рис. 6.25, а, используется индукционное реле тока типа РТ-84 с двумя независимыми парами контактов. Электромагнитный элемент реле (отсечка) используется в качестве защиты от междуфазных КЗ; контакты этого элемента действуют на отключение выключателя. Индукционный элемент реле используется в качестве защиты от перегрузки; его контакты действуют на сигнал, на разгрузку механизма или на отключение двигателя.

Похожие статьи:

poznayka.org

Защита асинхронного двигателя – способы и схемы

Если правильно эксплуатировать асинхронный двигатель, он прослужит очень долго. Однако существуют факторы, способные сократить срок его службы, и их требуется нейтрализовать. В случае входа в аварийный режим электромотор должен быть быстро и своевременно отключен, иначе он сгорит.

К стандартным и часто встречающимся аварийным ситуациям относятся:

Для защиты служат плавкие предохранители, магнитные пускатели или реле. Плавкие предохранители является одноразовыми, и после сгорания их приходится заменять. Автоматические переключатели с коммутациями срабатывают и при перегрузках, и при КЗ. Реле и магнитные пускатели бывают многократного действия с автоматическим самовозвратом или с ручным возвратом.

Защита от КЗ настраивается с учетом 10-кратного превышения номинального тока токами пуска и торможения. При местных замыканиях в обмотках мотора защита должна срабатывать, когда ток меньше, чем при пуске. В защите также предусматривают задержку отключения, и она срабатывает, если за это время потребляемый из сети ток сильно возрастет. Если защита от перегрузки действует слишком часто, скорее всего, мощность мотора не соответствует его назначению. Ложные срабатывания устраняют, соответственно выбирая и регулируя компоненты защиты.

Следует помнить, что любые способы и схемы защиты асинхронного электродвигателя должны быть не только просты, но и надежны.

Короткие замыкания, а также защита от перегрузок

Плавкие вставки – простейшая защита от коротких замыканий для моторов мощностью до 100 кВт. Если перегорят не все 3 предохранителя, могут отключиться только 1 или 2 фазные обмотки.

Если переходный процесс длится 2-5 секунд, номинальный ток предохранителя не должен быть меньше 40 % величины пускового тока, а если 10-20 секунд – то минимум 50 %. При неизвестной величине пускового тока и мощности Р мотора меньше 100 кВт примерная величина номинального тока I вставки выбирается так:

Тепловая защита

Тепловое реле – это биметаллическая пластина, нагреваемая током обмоток мотора. Деформируясь, она активизирует контакты, отключающие мотор. Тепловые реле могут встраиваться в магнитные пускатели. Следует принимать в расчет максимальное напряжение в сети, при котором допускается применение теплового реле, и ток, при котором реле работает долгое время и не активизируется.

Тепловое реле не может реагировать на токи короткого замыкания. Не действуют на него и недолгие перегрузки, которые недопустимы. Поэтому рекомендуется совмещать использование теплового реле с плавкими вставками.

Специальный датчик тепла защищает электромотор от перегрева еще успешнее. Он устанавливается на самом электромоторе. Некоторые двигатели имеют встроенный биметаллический датчик, представляющий собой контакт, который подключен к защите.

Понижение напряжения и исчезновение фазы

Если асинхронный электромотор работает с полной нагрузкой, а напряжение при этом понижено, то он начинает быстро нагреваться. Если в него встроен температурный сенсор, включится тепловая защита.

Если же температурного сенсора не имеется, надо обеспечить защиту электродвигателя от падения напряжения. В таком случае используются реле. Когда уменьшается напряжение, они срабатывают и подают сигнал на отключение электродвигателя. Исходное состояние защиты может восстанавливаться вручную или автоматически; при этом происходит задержка во времени для каждого электромотора при их группе. В противном случае при одновременном групповом запуске после восстановления напряжение в сети может снова понизиться, и произойдет новое отключение.

Правила устройства и эксплуатации электроустановок требуют защиты от исчезновения фазы тока только в случаях экономически нецелесообразных последствий. Экономически выгоднее не изготавливать и устанавливать такую защитную систему, а устранить причины, приводящие к режиму работы только на двух фазах.

Новейшими устройствами для защиты электромоторов можно назвать автоматические выключатели, способные к воздушному гашению дуги. В некоторых конструкциях совмещаются возможности рубильника, контактора, максимального реле и термореле. В подобных моделях мощная взведенная пружина размыкает контакты. Ее освобождение зависит от того, каков исполнительный элемент – электромагнитный или тепловой.

Таким образом, защита асинхронного двигателя, способы и схемы которой изложены выше, должна реализовываться пользователем в обязательном порядке.

www.szemo.kz

Устройство для защиты трехфазных асинхронных двигателей

Изобретение относится к электротехнике, в частности к релейной защите и автоматике трехфазных асинхронных двигателей. Технический результат заключается в повышении надежности и селективности срабатывания защиты при перегреве отдельных частей или всего электродвигателя в целом. Техническим результатом, получаемым при реализации устройства, является детальное моделирование процессов внутри электрической машины и расширение возможностей по настройке параметров тепловой модели асинхронного двигателя. Для этого заявленное устройство содержит три датчика тока, коммутатор, частотный фильтр, преобразователь тока в напряжение, микроконтроллер, блок индикации, блок выбора режимов работы и управления, трансформатор напряжения, блок преобразования синусоидального сигнала в прямоугольный, счетчик импульсов, блок управления электродвигателем, выключатель, кроме того, снабжено датчиком температуры окружающей среды, датчиком температуры корпуса двигателя, датчиком атмосферного давления, блоком тепловой модели, состоящим из микроконтроллера и встроенной программы, реализующей функции тепловой модели асинхронного двигателя. 1 ил.

 

Изобретение относится к электротехнике, в частности к релейной защите и автоматике трехфазных асинхронных двигателей.

Известно устройство релейной защиты асинхронного электродвигателя [1], содержащее датчики тока, коммутатор, блок преобразования тока в напряжение, микроконтроллер, блок выбора режимов работы и управления, блок управления электродвигателем, блок индикации, трансформатор напряжения, блок преобразования синусоидального сигнала в прямоугольный (А.Е.Немировский, А.В.Булычев, Н.Д.Поздеев. Адаптивное устройство токовой защиты асинхронного электродвигателя // Техника в сельском хозяйстве. - 1998. - №6. - С.21-22).

К причинам, препятствующим достижению указанного ниже технического результата при использовании известного устройства, относится то, что оно имеет низкую точность при наличии в токе статора электродвигателя апериодических и высших гармонических составляющих, что может приводить к неправильным действиям защиты.

Наиболее близким устройством, принятым за прототип, того же назначения к заявленному изобретению по совокупности признаков является устройство релейной защиты асинхронного электродвигателя [2], содержащее три датчика тока, коммутатор, блок преобразования тока в напряжение, микроконтроллер, блок выбора режимов работы и управления, блок управления электродвигателем, блок индикации, трансформатор напряжения, блок преобразования синусоидального сигнала в прямоугольный, счетчик и выключатель (Патент 2179360 С2 РФ, МКИ 7 Н02Н 7/085, 7/09. Устройство релейной защиты асинхронного электродвигателя / Н.Д.Поздеев, А.В.Булычев).

К причинам, препятствующим достижению указанного ниже технического результата при использовании известного устройства, относится то, что оно имеет низкую селективность срабатывания при возникновении локального перегрева, что может приводить к повреждению изоляции электродвигателя.

Цель изобретения:

1. Повышение быстродействия и надежности работы защиты.

2. Возможность настройки тепловой модели электродвигателя.

3. Возможность определения температур отдельных элементов электрической машины.

Техническим результатом, получаемым при реализации устройства, является детальное моделирование процессов внутри электрической машины и расширение возможностей по настройке параметров тепловой модели асинхронного двигателя.

Указанный технический результат при осуществлении изобретения достигается тем, что устройство, содержащее датчики тока, коммутатор, активный полосовой частотный фильтр, блок преобразования тока в напряжение, микроконтроллер, блок выбора режимов работы и управления, счетчик, блок управления электродвигателем, блок индикации, трансформатор напряжения, блок преобразования синусоидального сигнала в прямоугольный дополнительно снабжено датчиками температуры окружающей среды и корпуса двигателя, датчиком атмосферного давления и блоком тепловой модели двигателя. Причем выходы датчиков температуры и датчика атмосферного давления соединены с четвертым, пятым и шестым входами блока тепловой модели, второй выход блока тепловой модели соединен со вторым входом микроконтроллера, третий выход микроконтроллера соединен с шестым входом блока тепловой модели.

Сопоставительный анализ заявляемого устройства с прототипом показывает, что оно содержит новые блоки со своими связями, которые позволяют повысить надежность и селективность срабатывания защиты при перегреве отдельных частей или всего электродвигателя в целом. Таким образом, заявляемое решение соответствует критерию изобретения «новизна».

Патентный поиск показал, что признаки совпадения с предлагаемыми отличительными от прототипа устройствами выявлены не были. Следовательно, заявляемое изобретение соответствует условию «Изобретательский уровень».

На чертеже изображена структурная электрическая схема устройства для защиты трехфазных асинхронных электродвигателей. Устройство защиты содержит датчики тока 1, коммутатор 2, активный полосовой частотный фильтр 3, блок преобразования тока в напряжение 4, блок тепловой модели 5, микроконтроллер 6, блок индикации 7, блок выбора режимов работы и управления 8, трансформатор напряжения 9, блок преобразования синусоидальных импульсов в прямоугольные 10, счетчик импульсов 11, блок управления электродвигателем 12, выключатель 13, датчик температуры окружающей среды 14, датчик температуры корпуса двигателя 15, датчик атмосферного давления 16.

Устройство защиты работает следующим образом.

При первом пуске электродвигателя в блоке выбора режимов работы и управления 8 запускается наладочный режим. После нажатия кнопки «Пуск», относящейся к этому же блоку, микроконтроллер 6 подает сигнал со своего выхода через специальный интерфейс на вход блока тепловой модели 5, представляющий собой микроконтроллер с встроенной программой, который, в свою очередь, определяет значение полупериода питающей сети, подключая через коммутатор 2 к информационному входу блока тепловой модели выходной сигнал трансформатора напряжения 9, преобразованный из синусоидального сигнала в однополярный прямоугольный в блоке 10. Блок тепловой модели 5 в это время записывает в постоянное запоминающее устройство, относящееся к этому же микроконтроллеру, информацию с датчиков температуры окружающей среды и корпуса двигателя, а также значение с датчика атмосферного давления, которые присоединены к соответствующим входам блока тепловой модели. Затем микроконтроллер 6 посредством блока управления электродвигателем 12 через выключатель 13 подает трехфазное напряжение на электродвигатель, а блок тепловой модели циклически определяет значения фазных токов электродвигателя и пересылает их в микроконтроллер 6, который определяет пусковой ток электродвигателя, на основании которого вычисляет ток срабатывания отсечки. Далее блок тепловой модели по начальным данным и данным с датчиков начинает рассчитывать значения температур элементов электродвигателя. Входными сигналами устройства защиты служат вторичные токи фаз, снимаемые с датчиков тока 1, значение температуры окружающего воздуха, снимаемое с датчика 14, значение температуры корпуса двигателя, снимаемое с датчика 15, значение атмосферного давления, снимаемое с датчика 16, а также значение напряжения сети, снимаемое с вторичной обмотки трансформатора напряжения 9. По очереди с каждой фазы информация о значениях тока через коммутатор 2, управляемый блоком тепловой модели 5, через активный низкочастотный фильтр 3, подключенный к выходу коммутатора, ограничивающий полосу пропускания входного сигнала, поступает в блок преобразования тока в напряжение 4, с выхода которого поступает на информационный вход блока тепловой модели 5. Преобразование тока в напряжение необходимо из-за того, что контроллер может работать только с потенциальными сигналами. При отсутствии сигнала хотя бы с одной фазы блок тепловой модели выдает сигнал со своего выхода на соответствующий вход микроконтроллера 6, который останавливает электродвигатель и выводит информацию в блок индикации 7. Режим «Работа» устанавливается в блоке выбора режимов работы и управления 8 и является основным. В этом режиме активны защита от обрыва фазы, токовая отсечка, защита от заклинивания ротора и от перегрузки. Срабатывание любой из перечисленных защит приведет к остановке электродвигателя и выводу в блок индикации 7 соответствующей информации. При превышении номинального тока потребления электродвигателя сработает защита от перегрузки, которая реализована в блоке тепловой модели. Остановка электродвигателя происходит при нажатии на кнопку «Стоп», относящейся к блоку выбора режимов работы и управления 8. Сигналы с датчика температуры окружающей среды 14, датчика температуры корпуса двигателя 15, датчика атмосферного давления подаются на соответствующие входы блока тепловой модели 5 и формируют данные о начальной температуре внутренних элементов электрической машины. Блок тепловой модели 5 снимает параметры с датчика напряжения 9 и датчиков тока 1 и вычисляет внутренние сопротивления обмоток электродвигателя. Сигнал с выхода блока тепловой модели подается на вход микроконтроллера 6, который обрабатывает данные и принимает решение о дальнейших действиях. При превышениях температур внутренних элементов электрической машины микроконтроллер подает управляющий сигнал на вход блока управления электродвигателем 12 и выводит соответствующую информацию на устройство индикации 7, что позволяет предотвратить необратимые процессы в электродвигателе, вызванные перегревами.

Таким образом, вышеизложенные сведения свидетельствуют о выполнении при использовании заявленного устройства следующей совокупности условий:

- средство, воплощающее заявленное устройство, предназначено для использования в промышленности и в сельском хозяйстве, а именно в электротехнике;

- преимущество изобретения состоит в том, что возможность реализации тепловой модели асинхронного двигателя в защите от перегрузок повышает эффективность использования электродвигателей в нестационарных режимах;

- программно-аппаратная реализация тепловой модели двигателя в предлагаемом устройстве позволяет настраивать защиту от перегрузок для любых типов асинхронных двигателей.

Следовательно, заявленное изобретение соответствует условию «промышленная применимость».

Источники информации

1. А.Е.Немировский, А.В.Булычев, Н.Д.Поздеев. Адаптивное устройство токовой защиты асинхронного электродвигателя // Техника в сельском хозяйстве, 1998, №6, с.21-22.

2. Патент 2179360 С2 РФ, МКИ 7 Н02Н 7/085, 7/09. Устройство релейной защиты асинхронного электродвигателя / Н.Д.Поздеев, А.В.Булычев. - Опубл. в БИ №4, 2002.

Устройство защиты трехфазных асинхронных двигателей, содержащее три датчика тока, коммутатор, частотный фильтр, преобразователь тока в напряжение, микроконтроллер, блок индикации, блок выбора режимов работы и управления, трансформатор напряжения, блок преобразования синусоидального сигнала в прямоугольный, счетчик импульсов, блок управления электродвигателем, выключатель, при этом датчики тока подключены к соответствующим трем первым входам коммутатора, вход трансформатора напряжения соединен с одной фазой электрической сети, выход трансформатора напряжения соединен с входом блока преобразования синусоидального сигнала в прямоугольный, выход блока преобразования синусоидального сигнала в прямоугольный соединен с первым входом коммутатора и счетчиком импульсов, выход счетчика импульсов соединен с первым информационным входом микроконтроллера, выход коммутатора соединен с входом частотного фильтра, выход частотного фильтра соединен с входом преобразователя тока в напряжение, второй выход микроконтроллера соединен с входом блока управления электродвигателем, выход блока управления электродвигателем соединен с управляющим входом выключателя, третий выход микроконтроллера соединен с блоком индикации, блок выбора режимов работы и управления соединен с управляющим входом микроконтроллера, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит датчик температуры окружающей среды, датчик температуры корпуса двигателя, датчик атмосферного давления, блок тепловой модели, состоящий из контроллера и встроенной программы, реализующей тепловую модель асинхронного двигателя, при этом сигналы с выходов датчиков температуры окружающей среды, температуры корпуса двигателя и атмосферного давления поступают на третий, четвертый и пятый входы блока тепловой модели двигателя, второй выход блока тепловой модели двигателя подключен к соответствующему входу микроконтроллера, первый выход блока тепловой модели соединен с первым входом коммутатора, выход преобразователя тока в напряжение соединен со вторым входом блока тепловой модели, первый выход микроконтроллера соединен с шестым входом блока тепловой модели, реализующего функции защиты электродвигателя от перегрузки, которая может вызывать локальные перегревы обмоток электродвигателя.

www.findpatent.ru