Двигатель играет важнейшую роль в работе любого автомобиля. От характеристик и состояния силового агрегата зависит, насколько быстро будет передвигаться машина и какими возможностями она будет обладать. Система охлаждения позволяет производить своевременное регулирование рабочей температуры мотора и предохранение его от перегрева. Сегодня мы рассмотрим такое устройство, как вентилятор охлаждения двигателя, и выясним, зачем он нужен и на какие виды подобные устройства подразделяет официальная классификация.
Вентилятор охлаждения предназначен для непосредственного забора раскаленного воздуха от радиатора. В некоторых старых автомобилях вентилятор был единственным устройством, которое обеспечивало охлаждение двигателя в жару и при интенсивной работе. К сожалению, даже самого мощного вентилятора недостаточно, чтобы производить охлаждение в полной мере, поэтому во всех современных моделях, предусмотрена система отвода газов картера, оборудованная специальным клапаном.
Кроме того, в устройства охлаждения, помимо клапана вентиляции картера, внедряются различные блоки и контроллеры, которые позволяют точно определять все необходимые параметры двигателя с целью наиболее эффективного его охлаждения.
Стоит отметить, что наряду с клапаном картера и вентилятором, в схему охлаждения включается также радиатор, наполненный жидкостью, и водяная помпа, которая обеспечивает ее циркуляцию в двигателе. Это позволяет достичь наибольшей эффективности работы и, как следствие, большего ресурса самого двигателя.
Рассмотрим теперь схемы и принципы работы, которыми обладает вентилятор охлаждения двигателя, основные типы приводов и источников их питания.
В прошлом веке наибольшую популярность имели системы, которые работают достаточно примитивно и не имеют многочисленных датчиков и контроллеров, облегчающих функционирование как самого вентилятора, так и других устройств автомобиля.
Одним из простейших подобных устройств является вентилятор охлаждения, функционирующий по механическому принципу. Данная модель не обладает ни датчиками, ни контроллерами, а интенсивность и скорость вращения крыльчатки зависит лишь от скорости оборотов маховика двигателя.
Механический тип имеет привод от маховика посредством ременной передачи. Это позволяет не использовать дополнительные устройства в виде датчиков и не усложнять схему функционирования различными дорогостоящими элементами.
Вентиляторы берут на себя достаточно небольшую роль в устройствах охлаждения, по сравнению с жидкостными системами. Тем не менее, в исключительных случаях требуется высокая мощность обдува и достаточно прочная крыльчатка, которая не боится неблагоприятных условий в виде влаги и пыли.
Одним из подобных устройств является гидровентилятор. Гидровентиляторы широко применяются, в основном, на автомобилях повышенной проходимости, которые по той или иной причине часто вынуждены преодолевать водные броды. Здесь крайне необходима максимальная герметичность всего устройства охлаждения, за счет чего будет осуществляться максимальное предохранение крыльчатки и клапана вентиляции картера от воды.
Принцип функционирования подобного устройства достаточно сложен. Однако те, кто так или иначе сталкивался с изучением принципов функционирования современных автоматических трансмиссий, с легкостью освоит и гидровентиляторы.
В системах гидровентиляторов все основывается на функционировании двух пакетов фрикционов, которые располагаются в герметичной камере, наполненной силиконом. Контроллер осуществляет сбор данных о скорости вращения и температуре двигателя, и на основе их выдает указание на выдачу гидровентилятору определенного давления. Таким образом, фрикционам передается строго определенный крутящий момент, и скорость вентилятора может варьироваться.
Вентиляторы, оборудованные блоком управления и собственным контроллером, применяются на подавляющем большинстве выпускающихся на данный момент моделей. Преимущества устройств с блоками управления в том, что контроллер может собирать сведения обо всех необходимых характеристиках мотора и на их основе выдавать команды на запрограммированные режимы охлаждения мотора.
Наряду с блоком управления клапаном вентиляции картера, здесь также присутствует система датчиков скорости коленчатого вала, температуры охлаждающей жидкости, скорости вращения лопастей вентилятора и других жизненно важных показателей.
Задача контроллера — получить всю необходимую информацию с датчиков и выдать импульс на смену режима вращения. Это способствует экономии ресурса, которым обладает двигатель вентилятора, и более эффективному охлаждению силового агрегата.
Вентиляторы с термостатирующим датчиком нашли применение на моделях автомобилей второй половины прошлого столетия. Они также взаимодействуют с клапаном отвода газов картера и имеют некоторую, пусть и примитивную, автоматическую электронику.
Что же хорошего в данной разновидности вентиляторов? В первую очередь, это максимальная простота применяемой техники и ее несложный ремонт, который под силу даже неопытному мастеру. Второе преимущество — это крайне недорогие запчасти и комплектующие, которые способствуют немалой популярности применения подобных систем на автомобилях отечественного производства.
Способ, по которому функционирует подобное устройство, достаточно прост и примитивен. Вентилятор соединяется напрямую с термодатчиком, который выполняет роль реле и выключателя одновременно. При нагревании охлаждающей жидкости до определенного порога, датчик срабатывает, и вентилятор приводится во вращение. Аналогичным образом происходит его отключение, как только температура тосола вновь приходит в норму.
Вентиляторы охлаждения, безусловно, играют крайне важную роль в поддержании рабочей температуры силового агрегата во всех режимах его работы. Тем не менее, на современных автомобилях применяется также клапан отведения газов картера, который позволяет дополнительно охлаждать мотор и препятствует образованию сажи на стенках двигателя.
Задача клапана отведения газов картера — открываться в строго необходимые моменты и выпускать в коллектор пары масла, топлива и воды, которые скапливаются в моторе.
Подобная электроника функционирует следующим образом. В картере двигателя устанавливается датчик, который анализирует текущее давление газов в системе и постоянно передает информацию на ЭБУ. Последний, в свою очередь, проверяет выданную датчиком информацию и выпускает газы, если их давление дошло до определенного значения. Таким образом, происходит дополнительное охлаждение двигателя и препятствование его засорению.
Вентиляторы охлаждения двигателя — это крайне важные устройства, без которых поддержание постоянной температуры мотора и предохранение его от перегрева стали бы невозможными. В связи с этим настоятельно рекомендуется производить регулярную проверку данного устройства во избежание проблем в пути и поломок, требующих дорогостоящего и сложного ремонта.
portalmashin.ru
Приветствую вас друзья на сайте ремонт автомобилей своими руками. Вентилятор охлаждения радиатора – это устройство, которое позволяет в принудительном порядке обдувать поверхность охладительного устройства и снижать температуру антифриза (воды) до безопасного параметра.
Вентилятор охлаждения радиатора
Чаще всего вентилятор запускается автоматически при длительном движении на медленной скорости или в процессе стоянки машины с заведенным силовым узлом.
Как уже упоминалось, вентилятор несет одну задачу – максимально рассеять тепло около радиатора охлаждения и таким образом защитить двигатель от перегрева. Запуск устройства производится автоматически после достижения предельно допустимой температуры двигателя.
В современных автомобилях ВАЗ датчик температуры отправляет сигнал на ЭБУ, который в свою очередь дает команду вентилятору (но об этом ниже).
На сегодня есть только два типа вентиляторов:
Механический (работает при вращении коленчатого вала). Чтобы сохранить целостность устройства и лопастей при больших оборотах, крыльчатка вентилятора подсоединяется к шкиву посредством гидромеханического привода.
При увеличении скорости вращения коленчатого вала муфта осуществляет легкое торможение, чтобы исключить повреждение устройства. Хотя раньше на первых моделях ваз такого устройства не было.
Электронный. С развитием технологий начал пользоваться спросом электронный привод. В его составе два основных узла – система управления и электрический двигатель. Использование электроники позволило обеспечить равномерное охлаждение силового узла и исключить опасность повреждения вентилятора.
У каждого из видов вентилятора есть свои нюансы конструкции и принцип действия. Рассмотрим каждый из видов более подробно:
1. Вентилятор с вискомуфтой. Такие изделия часто встречаются в моделях с продольной установкой силового узла. При этом монтируются системы, как правило, на внедорожниках, а с появлением электроники стали постепенно выходить из обихода.
С другой стороны электронные устройства бояться влаги, а вискомуфта обладает максимальной герметичностью и продолжает работать даже после «купания».
2. Вентилятор с ЭБУ. Такие системы состоят из нескольких конструктивных элементов – датчика температуры, ЭБУ силового узла и реле включения вентилятора. На современных автомобилях чаще всего устанавливается целых два контролирующих датчика.
Один – монтируется непосредственно в трубе, выходящей из радиатора, а второй – устанавливается на выходе из силового узла. При этом термостат срабатывает на основании разницы показаний этих устройств.
Кроме этого, на новых моделях ВАЗ в системе управления вентилятором могут принимать участие и другие устройства, такие как датчик частоты вращения коленвала и расходомер.
При этом все импульсы подаются к ЭБУ, который после анализа дает команду на срабатывание устройства.
3. Вентилятор с термовыключателем. В старых моделях ВАЗ электронного блока управления не было, поэтому задача активации устройства возлагалась на специальный термовыключатель.
Данное устройство смонтировано в корпусе блока цилиндров, что позволяет четко фиксировать температуру двигателя и давать команду на включение вентилятора. Сигнал, в свою очередь, подается благодаря своевременному смыканию контактной группы устройств.
Если температура превышает установленный предел (от 70 до 85 градусов Цельсия), то устройство дает команду на включение. При снижении температуры ниже определенного уровня дается команда на отключение.
В процессе эксплуатации могут возникнуть самые непредсказуемые ситуации. Новички часто теряются, когда не работает вентилятор охлаждения двигателя, включается раньше времени или вращается постоянно. Такие проблемы чреваты перегревом двигателя или, наоборот, сложностями с набором температуры.
Чтобы своевременно устранить неисправность и не допустить более серьезных повреждений, важно знать, как проверить вентилятор радиатора, и в какой последовательности ее устранять.
Как уже упоминалось, температура включения вентилятора на каждом автомобиле может различаться. К примеру, на ВАЗ-2110—2111 оптимальная температура работы силового узла – около 88-89 градусов.
При этом вентилятор срабатывает на уровне 105 градусов Цельсия. Далее температура ОЖ начинается снижаться, и отключение происходит при температуре 97 градусов Цельсия и ниже.
1. Когда вентилятор не запускается вовсе, необходимо проверить работу термостата. Сделать это просто – достаточно на нагретом двигателе прикоснуться к нижней трубке радиатора. Холодная? – Тогда термостат вышел из строя и требует замены.
Снова-таки действуйте очень осторожно, чтобы случайно не обжечь руки. Следующие проверки можно разбить на несколько этапов:
Проверка предохранителя, расположенного в монтажном блоке. Как правило, он отвечает и за звуковой сигнал автомобиля, поэтому определить наличие такой неисправности труда не составит. Все, что требуется – нажать на клаксон. Если он не работает, необходимо установить новый предохранитель.
Если со вставкой плавкой проблем нет, то необходимо осмотреть реле вентилятора радиатора (в дополнительном блоке с предохранителем). В случае когда контакты устройства прикипели или оно не срабатывает даже при наличии напряжения, то потребуется замена.
Проверка двигателя вентилятора. Убедиться в его работоспособности несложно – достаточно подключить вывода к аккумулятору. Если он начинает вращаться, тогда проблему нужно искать в другом месте.
Проверка датчика включения вентилятора. Здесь есть два основных варианта. Если автомобиль – карбюраторный, то необходимо замкнуть контакты датчика (расположен в радиаторе). Если вентилятор сработал, то можно сделать вывод о неисправности датчика.
В ситуации, когда двигатель – инжекторный, необходимо снять разъем с датчика (расположен в непосредственной близости от термостата). В этом случае вентилятор должен сработать в аварийном режиме.
Если не одна из описанных выше проверок себя не проявила, то необходимо искать обрыв во вторичной цепи автомобиля.
2. Не отключается вентилятор радиатора системы охлаждения. Бывают ситуации, когда система дополнительно охлаждения срабатывает и продолжает работать даже после выполнения своих функций (снижения температуры).
Здесь можно выделить несколько основных причин:
3. Рано включается вентилятор радиатора. Еще один вид неисправности, когда вентилятор начинает вращение до достижения предельной температуры. Здесь необходимо «грешить» на датчик температуры.
Чаще всего он неправильно диагностирует температурный режим и дает ложный сигнал на вентилятор. При этом важно выбрать правильный датчик. Такие устройства бывают двух видов – зимние и летние. У каждого из них свой температурный режим.
К примеру, зимние датчики будут срабатывать позже, а летние – раньше. Иногда при неправильном выборе устройства автолюбители удивляются, почему вентилятор включается раньше или позже. На самом же деле датчик работает правильно, но в своем диапазоне температур.
Многие автолюбители недооценивают важность и пользу вентилятора охлаждения радиатора. В итоге можно поплатиться серьезной суммой из кошелька для дорогостоящего ремонта двигателя.
Так что в случае первых же проблем с системой охлаждения, важно своевременно диагностировать неисправность и устранять ее. Удачи на дороги и конечно же без поломок.
remontavtovaz.ru
В настоящее время на автомобилях используется 2 разновидности вентиляторов:
Электронный и механический. Работа механического связана с вращением коленвала. Для того чтобы корпус и лопасти устройства не развалились при высоких оборотах, крыльчатка соединяется со шкивом через привод гидромеханического типа.
Когда коленвал начинает вращаться быстрее муфта начинает подтормаживать, для того чтобы вентилятор не вышел из строя. В последнее время приобрел популярность вентилятор с электронным приводом. Он состоит из двух частей электродвигателя и системы управления. Электроника позволяет равномерно охлаждать двигатель и защищает вентилятор.
1. Если вентилятор не работает, необходимо выполнить диагностик термостата. Это несложно, нужно коснуться нижней радиаторной трубки при нагретом моторе. Если он холодная, термостат следует заменить.
Для дальнейшей проверки необходимо выполнить следующие шаги:
☛ Проверить предохранитель, внутри монтажного блока, через который идет цепь звукового сигнала авто. Чтобы определить его неисправность, надо просто нажать по клаксону. При отсутствии сигнала, предохранитель следует заменить новым.
☛ Если предохранитель в порядке, следует провести осмотр реле вентилятора. Если его контакты прикипели или реле вообще не работает, его нужно заменить.
☛ Проверить моторчик вентилятора. Для этого необходимо соединить его вывода с АКБ и если начинается его вращение, значит он исправен.
☛ Проверить датчик контролирующий включение вентилятора. В данном случае есть 2 варианта проверки в зависимости от типа двигателя. На карбюраторном двигателе, нужно соединить контакты датчика. При этом если вентилятор начал крутиться, значит, датчик исправен. На датчике инжекторного двигателя, необходимо отсоединить разъем, вентилятор при этом должен включиться в режиме аварийной работы. Если ни одна из вышеописанных неисправностей обнаружена не была, возможно, произошел обрыв провода во вторичной цепи транспортного средства.
2. Вентилятор охлаждения не отключается. Также иногда случается, что вентилятор продолжает работать и после того, как закончил выполнять возложенные на него функции по снижению температуры.
3. Вентилятор включается рано. Также устройство системы охлаждения может начать вращаться, при температуре, которая еще не достигла предельных значений. Это может происходить из-за неправильной работы или выхода из строя температурного датчика.
Большая часть автовладельцев недооценивают значение охлаждающего вентилятора радиатора. Его неисправность может привести к серьезным поломкам двигателя и необходимости дорогостоящего ремонта. Поэтому если появились первые признаки неисправности охлаждающей системы, необходимо произвести своевременную диагностику устройства, для ее устранения.
vseautomobile.ru
Как известно, различные неисправности системы охлаждения двигателя не позволяют мотору выйти на оптимальный температурный режим. Двигатель может перегреваться, что чревато его быстрой поломкой, или же оставаться холодным, то есть не выходить на рабочую температуру.
В современных автомобилях используется комбинированная система охлаждения ДВС: жидкостное и воздушное охлаждение. По жидкостным следует понимать циркуляцию тосола или антифриза по специальным каналам в блоке цилиндров и головке блока цилиндров двигателя.
Охлаждающая жидкость циркулирует благодаря насосу (помпе). Для дополнительного охлаждения ОЖ также может циркулировать по малому кругу (внутри двигателя) и по большому кругу, то есть через радиатор.
Воздушное охлаждение реализовано при помощи вентилятора, который удаляет излишки тепла посредством подачи потока воздуха в подкапотное пространство для обдува мотора. Указанный вентилятор задействуется в том случае, когда нагрев агрегата достаточно высокий.
Однако достаточно часто водители сталкиваются с вопросом, почему включается вентилятор охлаждения на холодном двигателе, вентилятор двигателя срабатывает зимой или крутится постоянно. В этой статье мы поговорим о том, по каким причинам происходит срабатывание вентилятора охлаждения на холодном двигателе, не выключается вентилятор охлаждения двигателя или указанный вентилятор работает некорректно.
Читайте в этой статье
Начнем с того, что указанная проблема может четко указывать как на неисправности жидкостной системы охлаждения, так и на неполадки самого вентилятора. В любом случае, речь идет о поломке, которую нельзя игнорировать, так как значительно повышается риск перегрева ДВС.
Для лучшего понимания необходимо поверхностно рассмотреть принцип срабатывания вентилятора на большинстве современных авто. Обдув включается посредством специального датчика, который расположен в нижней части радиатора. Также на многих авто используется отдельный блок управления вентилятором охлаждения двигателя. Еще встречаются модели, в которых за включение вентилятора отвечает сам ЭБУ, однако такая конструкция используется редко.
Итак, после нагрева охлаждающей жидкости до температуры, в среднем, около 100 градусов по Цельсию, датчик или управляющий блок замыкает электрическую цепь. После этого включается вентилятор, улучшая охлаждение мотора. Когда температура ОЖ понижается до необходимого показателя, происходит размыкание цепи и обдув прекращается.
Как видно, на холодном двигателе вентилятор работать не должен. Итак, чтобы определить, почему происходит раннее включение вентилятора, для инжекторных машин с диагностическим разъемом OBD II рекомендуется начать с компьютерной диагностики автомобиля. Дело в том, что возможность считать из ЭБУ коды ошибок позволяет точнее определить причину неисправности.
Еще отметим, что в случаях, когда блок управления фиксирует ошибки системы охлаждения, вентилятор может крутиться сразу после включения зажигания даже на холодном ДВС. Данная особенность встречается только на некоторых моделях и является, по сути, защитой от перегрева силового агрегата, так как постоянно работающий вентилятор снижает температуру.
После ремонта в этом случае также нужно будет произвести сброс ошибок. Чтобы стереть ошибку из ЭБУ, на одних моделях бывает достаточно снять клемму с аккумулятора на пару минут, в то же время на других сброс осуществляется при помощи диагностического оборудования.
Читайте также
Теперь давайте рассмотрим частые проблемы, которые связаны с системой охлаждения и самим вентилятором.
В процессе диагностики на холодном датчике производится замер сопротивления на выходах при помощи мультиметра. Отклонения от нормы укажут на необходимость замены элемента.
Как правило, утечки или снижение уровня ОЖ в расширительном бачке являются основной причиной. Обратите внимание, антифриз является смесью концентрата и воды. Вода постепенно испаряется из системы, в результате уровень понижается. По этой причине рекомендуется периодически производить контроль и долив жидкости по специальным меткам.
Если же в системе мало ОЖ, нагрев происходит быстро. Примечательно еще и то, что реальная температура жидкости сильно отличается от температуры ДВС. Часто бывает так, что холодный мотор запустили, на приборной панели стрелка температуры еще не поднялась, а вентилятор уже срабатывает по причине слишком горячей жидкости. Для решения проблемы будет достаточно залить антифриз, убрать из системы охлаждения воздушные пробки.
Вентилятор в этом случае может замкнуть на АКБ и работать безостановочно. В подобной ситуации нужно проверять все контакты, проводку и другие элементы. Провода должны быть надежно заизолированными и правильно соединенными.
Подобное решение позволяет реализовать гибкое управление системой охлаждения двигателя. Однако в случае возникновения неполадок температурного датчика в корпусе термостата вентилятор может начать работать без отключения. Дело в том, что блок управления начинает получать неверные сигналы о том, как работает термостат. В результате задействуется аварийный режим, вентилятор включается и работает постоянно.
В такой ситуации нужно проверять датчик мультиметром. В норме на холодном двигателе его сопротивление бесконечно, в других случаях показатель должен составлять 100 — 500 Ом. Отклонения в показаниях от нормы укажут на то, что датчик нужно поменять на новый или заведомо исправный.
Такое решение позволяет более эффективно охлаждать силовой агрегат, особенно на автомобилях, которые имеют мощный форсированный ДВС и несколько радиаторов. На таких агрегатах вентилятор может включаться в теплое время года даже на холодном ДВС для защиты от перегрева двигателя.
Если же говорить о неисправностях, на большинстве современных авто система охлаждения тесно связана с климатической установкой. Именно по этой причине загрязнение радиатора кондиционера может привести к тому, что вентилятор охлаждения ДВС будет работать постоянно на максимальных оборотах.
Для решения задачи может потребоваться наружная очистка радиатора кондиционера и радиатора системы охлаждения. Дело в том, что эти радиаторы стоят рядом друг с другом, между ними набивается грязь, пыль и пух. Удаление такой «шубы» позволяет нормализовать работу системы кондиционирования и охлаждения мотора, избавиться от частых включений вентилятора и повышенного шума во время его работы.
Окисление контактов или повреждение проводки, недостаточная фиксация в местах соединений и другие дефекты приводят к замыканиям, передаче неверных сигналов на блоки управления и т.п. В результате включается режим защиты от перегрева посредством постоянного вращения вентилятора и т.д.
Для того чтобы избежать подобной ситуации, опытные водители рекомендуют зачищать контакты перед наступлением зимы и лета в целях профилактики. Также активно практикуется обработка специальными смазками и защитными составами.
Как видно, сам ДВС и его системы нуждаются в регулярном обслуживании. Что касается системы охлаждения, она также не является исключением и требует к себе повышенного внимания.
Если водитель заметил, что вентилятор охлаждения начал все время работать на максимальных оборотах или перестал своевременно выключаться, тогда следует первым делом проверить уровень антифриза, работоспособность помпы и термостата.
Также необходимо учитывать, что причиной такой работы вентилятора может быть засорение радиатора охлаждения или слишком высокая температура наружного воздуха, замыкание контактов и т.д. Не следует забывать и о том, что вентилятор может постоянно крутиться на холодном двигателе при работающем кондиционере.
Читайте также
krutimotor.ru
В пути вы заметили, что стрелка указателя температуры жидкости перевалила за красную отметку и неуклонно движется дальше. Срочно останавливаемся, поднимаем капот: так и есть – лопасти вентилятора неподвижны. Как устранить поломку и доехать домой? Об этом читайте дальше.
Вентилятор охлаждения радиатора применяется для воздушного охлаждения, которое вместе с жидкостным обеспечивает оптимальный температурный режим работы мотора. Для повышения эффективности жидкостного охлаждения применяется радиатор: встречный воздух проходит через его соты и охлаждает жидкость. Но при малой скорости движения или в городских пробках воздушный поток недостаточный. Чтобы избежать перегрева, включается вентилятор, который направляет воздух на радиатор, охлаждая его.
На старых моделях и современных внедорожниках с продольно размещенным двигателем применяется механический привод вентилятора охлаждения. У старых автомобилей он работает постоянно, позже начали устанавливать вискомуфту, которая его отключает при необходимости. Применяется на крупных грузовиках и внедорожниках. Достоинства в том, что не боится попадания воды, в отличие от элекровентиляторов.
Вентилятор охлаждения радиатора применяется для воздушного охлаждения, которое вместе с жидкостным обеспечивает оптимальный температурный режим работы мотора
Читать далее >>
Большинство вентиляторов охлаждения на современных легковых автомобилях имеют электропривод. Система устроена просто – всего три ключевых элемента: 12-вольтовый электродвигатель, крыльчатка на его валу и электрическая проводка. Работа вентилятора нужна только тогда, когда температура охлаждающей жидкости приближается к критической и возникает угроза перегрева.
Для автоматического включения вентилятора охлаждения предусмотрено использование датчика температуры. Он измеряет температуру охлаждающей жидкости. Когда она допустима для нормальной работы мотора, вентилятор отключен. Если возникает угроза перегрева, термовыключателем подается команда на включение вентилятора. При снижении температуры вентилятор охлаждения отключается датчиком.
Более совершенная, но и более сложная система управления вентилятором – с электронным блоком управления. Кроме ЭБУ в нее входит контролирующий датчик – на современных машинах чаще два. Один установлен в трубе выхода из радиатора, другой – на выходе силового узла. Модуль блока управления, отвечающий за систему охлаждения, реагирует на разницу в показаниях двух датчиков. На некоторых новых моделях возможно участие в управлении вентилятором охлаждения и других датчиков, контролирующих частоту вращения коленвала, расход топлива. Все сигналы подаются на ЭБУ, который их анализирует и подает нужную команду.
Неисправности вентиляторов охлаждения встречаются независимо от способа их подключения и управления. На автомобилях с механическим приводом вентилятора диагностика проводится визуально. Системы с электроприводом, использующие только термовыключатель, диагностируются легко. В самых современных системах требутся определить среди цепи устройств неисправный элемент. Проблема с неработающим вентилятором может скрываться в блоке предохранителей, любом из датчиков, ЭБУ, самом моторе.
Если вентилятор не запускается, начинаем с проверки термостата. Делается это рукой: пробуем нижнюю трубу радиатора на ощупь. Если она холодная – термостат не рабочий, его заклинило. Жидкость все время движется по малому кругу, в радиаторе она холодная, а в двигателе перегревается. Термодатчик, расположенный на радиаторе, фиксирует низкую температуру жидкости и не подает команды на включение вентилятора, требуется замена термостата. Действуйте при проверке осторожно: можно обжечься.
На автомобилях с механическим приводом вентилятора диагностика проводится визуально
Особенно часты поломки термостата на авто Лада Калина. Многие ее владельцы знают об этом и возят с собой запасной или прибегают к радикальным мерам: заменяют штатный на надежный 6-отверстный.
Убеждаемся в работоспособности электродвигателя вентилятора. Отключаем от него штатные провода, чтобы не задействовать различные датчики, ЭБУ, и подключаем напрямую к аккумулятору. Вращающийся вентилятор подсказывает, что проблема в другом месте. Диагностировать электрическую проводку следует методом исключения отдельных элементов. Не мешает также осмотреть проводку, контакты. Иногда достаточно заизолировать поврежденные места или почистить контакты.
Проверяем предохранитель, который на большинстве автомобилей одновременно защищает цепь звукового сигнала. Нажимаем клаксон: если сигнал не работает – меняем предохранитель. Если плавкая вставка не виновата, осматриваем реле вентилятора: целостность проводов, состояние изоляции, контакты. Отключаем его и замыкаем проводку, чтобы включить вентилятор напрямую. Если он заработал, неисправна отключенная деталь, ее следует заменить.
Пришла очередь заняться проверкой термодатчика. Отсоединяем разъем и отверткой замыкаем контакты термовыключателя. Если вентилятор заработал, неисправен термодатчик, если нет – поломка двигателя или на других участках цепи. Некоторые модели оборудованы двойным термодатчиком. Принцип проверки тот же: замыкаем одну пару, затем другую. При работающем вентиляторе будет меняться скорость его вращения. На инжекторных двигателях просто снимаем разъем, ЭБУ должен включить аварийный режим вентилятора. Если так произошло – термодатчик нерабочий.
Если автомобиль оборудован бортовым компьютером, который, кроме многих других функций, отвечает за работу вентилятора охлаждения, следует обратиться в автосервис. Проверить и отремонтировать ЭБУ могут только профессионалы с применением соответствующего оборудования.
Поломки отдельных деталей системы воздушного охлаждения устраняются заменой на новые. Если вентилятор не включается и вы убедились, что причина в нем, следует его демонтировать, чтобы узнать конкретную поломку. В зависимости от сложности она или устраняется, или двигатель меняем на новый. Приведем в качестве примера демонтаж вентилятора на ВАЗ-21099: семейство "Самара" часто страдает летом из-за перегрева.
Снимаем вентилятор:
Если вентилятор не включается и вы убедились, что причина в нем, следует его демонтировать, чтобы узнать конкретную поломку
Проверяем работоспособность ротора, состояние обмоток. Сначала очищаем их щеткой и тряпкой с растворителем. Прозваниваем обмотки тестером:
Если обнаружена неисправность обмотки, лучше купить новый мотор вентилятора, а не сдавать в ремонт старый.
Оцениваем состояние коллекторного узла. Пластины должны быть чистыми, в промежутках не должно ничего находиться. На неухоженном двигателе пластины коллектора грязные, со следами графита в пазах. Изношенные щетки вызывают искрение из-за уменьшенной силы прижатия к ламелям. Это вызывает повышенный износ щеток и коллектора, отчего двигатель перестает работать. Убираем загрязнения тряпочкой с растворителем, между пластинами – кусочками твердого не смолистого дерева. Притираем щетки наждачкой-нулевкой. Коллектор с выбоинами, подгоревшими участками протачивается и полируется.
Неисправный вентилятор лучше отремонтировать дома, но если поломка произошла в пути и устранить ее не удается, домой можно все-таки добраться своим ходом. Когда обнаружили по приборам перегрев из-за неработающего вентилятора, съезжаем на обочину и останавливаемся. Глушим двигатель, поднимаем капот, чтобы скорее охладить. Проверяем работоспособность вентилятора, как было описано выше, или сразу подключаем вентилятор напрямую.
Если и при прямом подключении он не заработал, продолжаем движение без вентилятора. Скорость движения выбираем не меньше 60 км/час, чтобы охлаждение радиатора происходило встречным воздухом без вентилятора. При не очень жаркой погоде или зимой удастся доехать домой без проблем. Если стоит жара, открываем окна и включаем отопление: часть тепла уйдет в салон и станет возможным проехать большее расстояние. Постоянно посматриваем на температуру охлаждающей жидкости. Если охлаждающая жидкость начинает перегреваться, останавливаемся и ждем, пока охладится. Лучше приехать позже, чем перегреть двигатель.
Следует сказать, что многие владельцы ВАЗов, особенно классики, заблаговременно делают вывод выключения вентилятора в салон. Видно им не хочется разбираться с причиной поломки или покупать детали, делать ремонт. Делается очень просто: на кнопку через штатный предохранитель подается плюс, от него – на двигатель вентилятора. К массе вентилятор уже подключен.
tuningkod.ru
Двигатель внутреннего сгорания работает таким образом, что тратится только часть полезной энергии. Как и в любом другом деле, безотходное производство – большая редкость. Оставшаяся энергия должна куда-то выходить, чтобы излишки ее не повредили всю систему двигателя. Таким образом, существует сразу несколько специальных устройств, позволяющих избавиться от остаточного тепла. Например, система охлаждения автомобиля, главным элементом которой является вентилятор охлаждения радиатора.
Для начала, перед тем как разбирать работу радиаторного вентилятора, стоит обратить свое внимание на всю систему охлаждения, которая используется в современных двигателях внутреннего сгорания. Собственно, это облегчит и понимание всех процессов, происходящих во время работы вентилятора.
Итак, основа – рубашка мотора и охлаждающая жидкость, текущая в ней. Она делает главную работу, забирая излишки тепла и охлаждая сам мотор. При этом вода начинает нагреваться. Именно эти излишки тепла и нужно вывести наружу. Для этого существует радиатор – проходя после двигателя через него, теплая жидкость вновь охлаждается, выбрасывая в атмосферу все тепло. После этого цикл повторяется и вода в очередной раз течет по рубашке к мотору, чтобы вобрать лишнее тепло.
Радиатор выглядит как целая связка трубок, способных создать довольно обширную площадь охлаждающей поверхности. Поток воздуха снаружи попадает в радиатор и возвращается обратно, но уже с лишним теплом, забранным из двигателя жидкостью. Если же сильного воздушного напора извне нет, например, когда машина стоит с заведенным двигателем, то включается вентилятор охлаждения радиатора, который создает воздушный поток, выталкивающий горячий воздух из радиатора.
Весь процесс управляется небольшой электронной схемой. Главный ее инструмент – термический выключатель вентилятора, который и определяет, следует ли начинать работу. Все зависит от температуры охладительной жидкости. Если она сильно горячая, то датчики посылают сигнал на термовыключатель, который в автоматическом режиме управляет работой вентилятора, создавая столь необходимый воздушный поток. С его помощью жидкость очень быстро охлаждается до нужной температуры, после чего, когда снова срабатывают датчики, термовыключатель приостанавливает работу вентилятора.
Именно так работает данная часть системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания. Когда температура жидкости слишком высокая, вентилятор радиатора включается, и самостоятельно отключается по достижению температурных пределов установленной нормы.
Современные двигатели внутреннего сгорания очень сложные с точки зрения своей конструкции. Температура ДВС очень важна для его корректной работы. Даже опустившись или поднявшись на несколько градусов, она может серьезно повлиять на характеристики мотора. Перегрев двигателя, к примеру, приводит к полному заклиниванию важных частей. Из такой ситуации есть только один выход – капитальный ремонт, который обойдется вам в крупные деньги.
Как раз за стабильность температуры двигателя и отвечает вентилятор радиатора. Он должен, вне зависимости от внешней температуры, всегда держать систему в норме. Если вы обнаружили, что агрегат остановился или вовсе не включается, то стоит быстро найти причину неисправности. Наиболее вероятным исходом является поломка электроники, а не самого вентилятора. Далее разберемся в том, как узнать о неработоспособности вентилятора радиатора системы охлаждения и возможных причинах неисправностей.
Итак, перед тем как ехать в автосервис и впадать в панику, следует правильно проверить, работает ли устройство. Если он выключается или вообще не включается, то нужно поочередно заняться проверкой всех частей системы, обеспечивающей его работоспособность.
В первую очередь проверяем, если ли напряжение для питания вентилятора. Это можно сделать с помощью обычного тестера, который есть в гараже у каждого. Если напряжения нет, то варианта два. Первый – перегорели предохранители. Второй – где-то оборвался контакт. Место разрыва в таком случае придется немного поискать.
Обязательно нужно проверить на неисправности непосредственно агрегат. Для этого дайте на него питание с помощью АКБ. Если он крутится, то все в порядке. Если нет, то причина неработоспособности именно в нем, хотя, такое бывает крайне редко. В этом случае нужно срочно отправляться в автосервис, так как без должного охлаждения системы двигатель долго работать не может.
Также в проверке нуждается основной датчик системы. Для начала отсоедините от него провода и попробуйте замкнуть их между собой. Если вентилятор начнет работать, значит, проблема в датчике. К сожалению, отремонтировать его невозможно, поэтому придется отправиться на СТО для полной замены. Чтобы нормально добраться до специалиста, можно на время оставить провода в замкнутом состоянии – вентилятор таким образом будет работать постоянно. Но, не забывайте, что переохлаждение двигателя в течение какого-то времени – тоже не лучший для него вариант.
Пару слов об этой проблеме уже было сказано в прошлом разделе статьи. Постоянная работа устройства без выключения может быть связана либо с неисправностями в датчике, либо из-за разрыва соединения в проводах системы. Однако если кручение не останавливается при работе двигателя вообще, то проблему стоит искать в реле, которое, скорее всего, залипло. Это достаточно распространенная неисправность в современных системах охлаждения ДВС – контакты реле сомкнулись и не могут разомкнуться.
Иногда причиной такого поведения устройства может стать термостат, который распределяет жидкость по малому и большому кругу. При движении по малому, вода в радиатор попадать не должна, соответственно, он включаться не будет. Если же термостат неисправен, он может постоянно гонять жидкость по большому кругу, заставляя, таким образом, вентилятор безостановочно крутиться. Для того чтобы выявить эту проблему, попробуйте проверить шланги радиатора. Когда они холодные, значит, термостат заклинило. Иногда решить проблему можно просто постучав по корпусу термостата. Если это не помогает, то придется полностью его разбирать и отдать на осмотр специалисту.
Кроме вышеописанных причин, неисправности и постоянная работа вентилятора могут быть связаны с поломками и в других частях системы охлаждения. Для их определения иногда требуется полный осмотр всех деталей.
Также довольно распространена проблема, когда устройство начинает включаться раньше, чем требуется. В этом случае неисправности вновь могут быть в датчике температуры. Велика вероятность, что его придется менять. Однако перед этим следует проверить, стоит ли в системе правильный датчик. Так, существует два их вида. Первый рассчитан на зимнее время года, а второй должен устанавливаться летом. Зимний, как правило, начинают срабатывать позже. Поэтому, если вы недавно уже меняли датчик и сейчас вам кажется, что вентилятор стал начинать работу раньше обычного, возможно, у вас просто стоит теперь летний вариант.
Не стоит забывать, что часто показания приборов не являются истиной в последней инстанции. Бить тревогу нужно только в том случае, когда вентилятор действительно начинает крутиться очень рано.
Напоследок не забывайте, что охлаждение системы двигателя – очень важная и нужная задача для корректной работы всего автомобиля. Допускать перегрев ни в коем случае нельзя. Как только неисправность в вентиляторе радиатора дает о себе знать, сразу же отправляйтесь к специалистам на диагностику.
servicing-auto.ru
Ремонт двигателя автомобиля, зачастую долгий и дорогостоящий процесс. Всё зависит от сложности поломки. Многие автомобилисты предпочитают проводить ремонт сами. Благо найти детали, например, для машин отечественного производства, не сложно. Но для иномарок детали часто приходится заказывать отдельно и какое-то время ждать пока их доставят.
Поломка вентилятора охлаждения двигателя серьёзная проблема. Если вовремя заметить, что вентилятор перестал подавать холодный воздух, то можно обойтись, как говорится «малой кровью». Если же поломка произошла в пути и двигатель «закипел» - это намного хуже. Ведь в этом случае до СТО или до гаража добираться придётся «рывками», на средних оборотах и постоянно проверять лампочку перегрева.
Причин неисправности этого элемента двигателя могут быть разные. Если Вы доехали до станции техобслуживания и Вам сразу предложили заменить вентилятор, не спешите выкладывать деньги. Замена деталей всегда выгодна владельцам СТО, но не всегда Вам.
Прежде всего, проверьте термовыключатель. Это делается следующим образом:
· Включите двигатель и дайте ему нагреться;
· Выпустите излишки пара из расширительного бачка;
· Проверьте температуру. Вентилятор должен включиться при температуре двигателя 92-97 С.
Если включения вентилятора не произошло, попробуйте соединить провода термовыключателя и завести двигатель, вентилятор должен сработать. Если этого не произошло, попробуйте заменить термовыключатель.
Это одна из причин поломки, но самая распространённая – это грязь. Когда внутри электродвигателя скапливается большое количество грязи, она превращается в некую твёрдую массу и блокирует работу. Вообще-то считается, что ремонт вентилятора охлаждения двигателя невозможен. Как показывает практика - это не так. Процесс сложный чисто технически.
Первое с чего следует начать – это снять собственно вентилятор. На различных автомобилях эта процедура проходит по-разному. Кому-то приходиться снимать бампер, но можно и сверху достать. Сначала отключаем вентилятор от питания. На разъёме установлен утапливаемый фиксатор, поэтому придётся повозиться.
Второе. Когда разъём отсоединён – необходимо, собственно, снять сам вентилятор. Откручиваем два винта, на которых крепится рама вентилятора: первый по центру, второй чуть ниже справа. Самое главное не уронить вентилятор в процессе доставания, а то потом можно долго его искать.
Третье. Снимаете крыльчатку, предварительно скрутив гайку крепления. Потом откручиваете три самореза, которые прикрепляют электродвигатель к основе. Теперь, когда двигатель у нас в руках можно приступать к попытке его починить.
Ремонт вентилятора охлаждения двигателя операция не из простых так, что нужно набраться терпения. Электродвигатели такого типа считаются не разборными, поэтому производители настаивают на замене. Но аккуратно разобрать эту конструкцию всё же можно. Двигатель, обычно состоит из двух частей скрепленных между собой или заклёпками, или подклиненной в нескольких местах «юбки». Всё это зависит от маркировки. Дальше сминаем осторожно заклёпки, или заранее пометив места стыка «расклиниваем юбку». Осторожно снимаем защитный кожух с вала.
class="eliadunit">Именно в этот момент становится ясно, что обилие грязи просто зафиксировало «щётки» и не даёт нормально работать электродвигателю. Прочищаем внутренности двигателя и можно промыть бензином и протереть насухо. Все трущиеся детали следует хорошенько смазать, а в подшипник залить машинного масла. Самое сложное вроде бы позади, но не тут-то было. Самое сложное – это собрать всё на место, но если возможно разобрать, то можно и собрать.
После того как всё установлено на свои места ремонт вентилятора охлаждения двигателя можно считать завершённым. Подключив его к аккумуляторной батарее проверяем работоспособность и убедившись, что всё в порядке водворяем на место.
Любая поломка автомобиля – это серьёзный удар по кошельку, но не стоит сразу доверять дилерам, пытающимся склонить нас к агрегатному ремонту. На самом деле, очень многим деталям, при определённой сноровке, можно подарить вторую жизнь и работать они, при хорошем уходе, будут ещё долго.
class="eliadunit">
with-avto.ru