(девяностые годы XX века -начало XXI века )Гусеничный минный заградитель ГМЗ-3(Изделие 318)Гусеничный минный заградитель ГМЗ-3 предназначен для скоростной механизированной установки противотанковых противогусеничных и противоднищевых (последние только с неконтактными взрывателями) мин в грунт (снег) и на грунт на путях движения танков и бронемашин противника. ГМЗ-3 является дальнейшим развитием ГМЗ и ГМЗ-2. Снята система термодымовой аппаратуры из-за слишком большого расхода топлива на образование дымосмеси и невозможности задымления машины, стоящей на места. Вместо этого на бортах установлено 6 дымовых гранатометов, обеспечивающих дымомаскировку как на месте, так и в движении. Снята система противоатомной защиты за ненадобностью.Добавлена возможность установки противотанковых мин ТМ-89 с магнитным взрывателем. Машина оснащена современной системой навигационной аппаратуры (инерциальная и спутниковая), которая обеспечивает непрерывную выработку курса кратчайшего пути в назначенный пункт от точки привязки, цифровое индексирование координат машины, координат узловых точек минного поля, координат каждой мины. Это позволяет производить фиксацию минного поля в момент минирования, вычерчивание контуров минного поля на топографической карте и одновременную передачу координат минного поля в центр боевого управления общевойсковой части (мотострелкового или танкового полка и дивизии). Основные тактико-технические характеристики ГМЗ-3
Экипаж машины 3 человека. Командир и механик-водитель располагаются в носовой части машины по левому борту. Оператор, который управляет механизмами выдачи и укладки мин располагается в кормовой части машины. Он полностью изолирован от остальных членов экипажа. Броня машины довольно тонкая (15 мм.), держит только бронебойную пулю калибра 14.5 мм, осколки снарядов. Мины машина может выкладывать на грунт или в грунт с задаваемым шагом минирования . Скорость минирования 6-16 км/час. Длина выкладываемого минного поля одной зарядкой составляет до 1000 метров из мин к контактными взрывателями и до 2000 метров из мин с неконтактными взрывателями.Принцип укладки мин в грунт довольно прост. Плужное устройство разрезает грунт подобно плугу и отваливает его на две стороны отвала. Мина выдается под грунт транспортером, после чего грунт, скользивший по отвалу вновь укладывается на прежнее место. За машиной остается только надрез грунта, который практически незаметен.Толщина маскировочного слоя грунта над установленной миной составляет до 12 см, снега до 50 см. На снимке слева: устройство минирования в рабочем положении. Выдача мин на укладочный механизм производится ленточным транспортером через окно в нижней части кормового листа корпуса машины. Движение ленты транспортера синхронизировано с движением гусениц. При изменениях скорости движения машины точность выкладки мин не изменяется, и установленный оператором шаг минирования соблюдается. Время перевода устройства минирования в боевое положение до 2 мин, в транспортное положение до 8 минут. На снимке слева вид машины с кормы (устройство минирования в транспортном положении). Хорошо видно где размещаются командир машины и оператор. Время перезарядки машины экипажем 60 минут, отделением саперов 20 минут. Укладка мин в лотки производится через открываемые большие люки на крыше машины. ГМЗ-3 оснащен устройством самоокапывания, позволяющем в средних грунтах производить механизированную отрывку укрытия для машины, сокращая время отрывки с 12-20 часов при работе вручную до 1-1.5 часов. Для выполнения иных задач устройство не предназначено и не приспособлено. На снимке справа: вид машины с кормы. выдающий лоток опущен в боевое положение для вкладки мин на грунт. Плужное устройство поднято в транспортное положение ГМЗ - 3 машины состоят на вооружении взвода заграждений инженерно-саперного батальона мотострелковой (танковой) дивизии. Этот взвод за 4-15 минут может выставить трехрядное минное поле длиной 1-2 тыс. метров . По общевойсковой тактике взвод ГМЗ в бою составляет ПОЗ (подвижный отряд заграждений дивизии) и выдвигается на направления прорыва танков противника. От автора. Армия США не имеет подобной машины, поскольку не считают это нужным. Из имеющихся на вооружении противотанковых мин обычного типа только мина М15 могла устанавливаться с помощью прицепного минного раскладчика М67 1972 года разработки. Однако на сегодняшний день этот раскладчик снят с вооружения, а взамен не принято ничего. США пошли по другому пути, по пути создания и развития семейства систем дистанционного минирования FASCAM. Однако новые дистанционно устанавливаемые мины М70, М73, М75, М78, BLU-91/B (кстати, совершенно идентичные друг другу по внешнему виду и устройству, довольно-таки низким поражающим характеристикам) все имеют магнитный взрыватель и легко уничтожаются российским электромагнитным тралом ЭМТ, который может устанавливаться на любую машину, включая легковые. Так что минные поля из этих мин легко преодолеваются нашей техникой даже без снижения скорости. Мины же традиционные, которые и обнаружить сложнее и которые поражают сильнее, американцам по прежнему приходится устанавливать вручную. Впрочем, сие может иметь существенное значение только при прочих равных возможностях и оснащении обеих армий. Американцы уповают, и не безосновательно, на свое абсолютное превосходство в воздухе и прочих высоких технологиях. Авиация фактически выигрывает войну, а на долю наземных войск остается только закрепить успех на местности. Так было во время войны в Персидском заливе против Ирака, так было во время войны против Югославии, так может быть и.... России же рассчитывать на равенство с США в авиации в ближайшие 50-100 лет не приходится. Январь 2013г. Источники1.Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие. Военное издательство Министерства обороны СССР. Москва. 1982г. 2. Сайт "Броня" (http://www.crosswinds.net/~armoured/index.htm)3. Стенд завода "Уралтрансмаш" на выставке RDE-2001 в г. Нижний Тагил в июле 2001 года.4. Личный фотоархив автора. ---***---
| ©Веремеев Ю.Г. Главная страница-инженерная техника Заметки на полях. Долгое время названия заводов изготовителей военной техники в нашей стране были засекречены. Времена изменились и теперь я имею возможность назвать не только завод изготовитель, но и его точные координаты: Россия 620027 г.Екатеринбург ул. Свердлова 6. Федеральное унитарное предприятие "Уралтрансмаш". Телефоны (3432) 34-45-74, 34-45-43, 70-11-87. Факс (3432) 34-46-42, 34-46-61, 70-20-54. E-mail: [email protected]. Сайт http://WWW.Uraltransmash.ru
|
saper.isnet.ru
Двигатель ЯМЗ-238Н - четырехтактный, с воспламенением от сжатия и газотурбинным наддувом. В зависимости от назначения двигатель выпускается в различных комплектациях - как с коробкой передач, так и без нее.
Технические данные:
Тип двигателя |
Четырехтактный, с воспламенением от сжатия и турбонаддувом |
Число цилиндров |
8 |
Расположение цилиндров |
V-образное, с углом развала 90о |
Пусковое устройство |
Электрический стартер СТ-103А-01, 24 В |
Генератор (для двигателей второй комплектации) |
Г-271, трехфазный, синхронный, переменного тока, электромагнитного возбуждения, со втроенным выпрямительнымблоком ВБГ-1 |
Сцепление |
ЯМЗ-238Н, двухдисковое, сухое, фрикционного типа, с периферийным расположением нажимных цилиндрических пружин |
Габаритные размеры:
Длина, мм |
2356 |
Ширина, мм |
1030 |
Высота, мм |
1070 |
Масса незаправленного двигателя, кг:
Без коробки передач и сцепления |
1150 |
Со сцеплением без коробки передач и картера сцепления |
1220 |
Со сцеплением и коробкой передач |
1600 |
miltorg.com
Дизельный двигатель В-59УМС поставляется с приложенной масляной центрифугой, масляным фильтром, одиночным комплектом ЗИП.
На двигателе установлены:
Тип двигателя: четырехтактный, V-образный, 12-цилиндровый многотопливный дизельный двигатель жидкостного охлаждения с инерционным наддувом | |
Система смесеобразования | непосредственный впрыск топлива |
Мощность двигателя без сопротивления на впуске и выпуске, кВт (л.с.) | 382 (520) |
Частота вращения, с-1 (об/мин) | 33,3 (2000) |
Запас по крутящему моменту, % | 18 |
Удельный расход топлива, г/кВт*ч (г/л.с.*ч) | 231 (170) |
Масса, кг | 950 |
Удельная мощность, кВт/кг (л.с./кг) | 0,4 (0,55) |
Диаметр цилиндра, мм | 150,0 |
Ход поршня в цилиндре с главным шатуном, мм | 180,0 |
Ход поршня в цилиндре с прицепным шатуном, мм | 186,7 |
Рабочий объем, л | 38,88 |
Минимальная температура надежного пуска двигателя без предварительного разогрева, °С | +5°C |
Допустимые условия эксплуатации двигателей: | |
- температура окружающего воздуха | от -40°С до +50°С |
- относительная влажность воздуха | до 98% при 20°С |
- высота над уровнем моря | до 3000 м |
Порядок чередования вспышек | равномерный, через 60° поворота коленчатого вала |
Степень уравновешенности | полная динамическая уравновешенность |
Габаритные размеры
www.chtz.ru