Актуальность работы. Интенсивный рост парка автотранспортных средств предопределяет усиление значимости проблемы шумового загрязнения среды обитания человека. Одним из наиболее активных источников шума автомобиля является двигатель внутреннего сгорания (ДВС), снижение акустического излучения которого невозможно без создания и применения эффективных методов моделирования' процессов образования шума, реализуемых на основе современных информационных технологий.
Шум ДВС, с учетом специфики образования его отдельных составляющих, подразделяют на аэродинамический и структурный. Аэродинамический шум по своему уровню значительно превышает структурный. Однако задача его снижения в настоящее время успешно решается путем подбора объема и структуры глушителя.
Снижение структурного шума представляет собой более сложную задачу, что связано с необходимостью комплексного описания процессов различной, физической природы. Поэтому в настоящее время основные усилия по снижению акустического излучения ДВС сконцентрированы именно в области моделирования и разработки практического инструментария, позволяющего при проектировании двигателя закладывать в его концепцию такие решения, которые обеспечат заданный уровень структурного шума. Естественно, что уменьшение акустического излучения ДВС нельзя рассматривать в отрыве от актуальных проблем снижения токсичности и улучшения экономичности двигателя.
Современные информационные технологии позволяют обеспечить реализацию разработанных методик моделирования шума двигателя в виде компонентов, входящих в единое информационное пространство (ЕИП) «ДВС». Его создание является важной задачей двигателестроения, решение которой позволяет разрабатывать конкурентоспособные образцы транспортных средств, существенно сокращая сроки их создания'и обеспечивая соответствие все более высоким требованиям, предъявляемым к их качеству.
Цель работы. Разработка интегрированной методики и инструментальных средств для прогнозирования структурного шума ДВС и анализ влияния конструкции и режима работы на акустическое излучение ДВС.
Методы - исследования. Теоретические исследования проводились на основе фундаментальных положений системного анализа, технической акустики, термодинамики. Реализация разработанных методик осуществлялась с использованием стандартных пакетов численного моделирования и инвариантных информационных средств, базирующихся на CALS-технологиях. Экспериментальные исследования осуществлялись на дизеле 8ЧН 12/13 с использованием типовых методик, принятых при анализе шума технических средств по ГОСТ Р 51402-99 (ИСО 3746-95). Сбор и последующая обработка звукового давления-выполнялись с помощью микрофонов фирмы PCB Piezotronics и измерительно-вычислительного комплекса Pimento производства LMS.
Научная новизна
1. Разработана методика прогнозирования акустического-излучения ДВС, объединяющая модели конструкции, рабочего цикла и источников структурного шума. Методика реализована в виде комплекса подсистем САПР «ДВС» с использованием современных информационных технологий.
2. Разработанный комплекс- подсистем позволяет формировать отдельные сегменты ЕРШ «ДВС» при моделировании конструкции кривошип-но-шатунного (КШМ) и газораспределительного (МГР) механизмов ДВС, его рабочего процесса, образования-структурного шума от рабочего процесса и перекладок поршней.
3. С использованием разработанного комплекса выполнен анализ влияния ряда компонрвочных схем поршневых ДВС, изменения их конструктивных параметров и режима работы на излучаемый ими структурный шум.
4. Проведена экспериментальная оценка структурного шума двигателя 8ЧН 12/13. Анализ результатов расчетного и физического экспериментов подтвердил эффективность принятой методики моделирования и разработанного комплекса для прогнозирования структурного шума двигателя.
Практическая ценность. Разработанные подсистемы геометрического моделирования «КШМ», «МГР», а также подсистемы «Рабочий цикл» и «Структурный шум» позволяют на стадии проектирования ДВС осуществлять анализ влияния параметров конструкции и режима работы на структурный шум двигателя, а также на его мощностные и экономические показатели.
Подсистемы геометрического трехмерного моделирования «КШМ» и «МГР» позволяют на основе разработанных параметрических моделей формировать обобщенную модель двигателя, а также оперативно получать при заданном уровне детализации двух- и трехмерные модели отдельных деталей ДВС, а также его сборки. Данные модели позволяют определять массово-геометрические и инерционные.параметры элементов двигателя, необходимые для расчета его динамики и структурного шума, а также формировать конечно-элементные модели конструкции ДВС для оценки прочностных и динамических свойств.
Полученные экспериментальные результаты позволили оценить структурный шум перспективного дизеля 8ЧН 12/13 с наддувом экологического класса Евро-3.
Реализация работы. Разработанные в ходе выполнения диссертации подсистемы используются в научно-исследовательских и учебных целях на кафедре «Теплотехника и автотракторные двигатели» МАДИ (ГТУ).
Подсистемы геометрического моделирования «КШМ» и «МГР» применяются для визуализации конструктивных решений отдельных деталей, узлов и механизмов двигателя, их функционирования в процессе проектирования ДВС, а также для обеспечения учебного процесса как в составе интегрированного обучающего комплекса «ДВС», разрабатываемого на кафедре, так и в виде других дидактических средств.
Основные положения, выносимые на защиту: • интегрированная методика прогнозирования структурного шума ДВС от рабочего процесса и перекладок поршней при изменении компоновки, параметров его конструкции, рабочего процесса и режима работы;
• разработанные компоненты, формирующие сегменты ЕРШ «ДВС», реализованные в виде подсистем геометрического моделирования «КТТТМ» и «МГР», а также подсистем «Структурный шум» и «Рабочий цикл», обеспечивающие оценку структурного шума проектируемого двигателя;
•' результаты расчетного исследования влияния компоновочных схем, параметров конструкции, рабочего процесса и режима работы ДВС на уровень структурного шума от реализации рабочего цикла и перекладок поршней;
• результаты расчетного и натурного экспериментов по определению уровня ^ акустической мощности дизеля 8ЧН 12/13 по внешней скоростной-характеристике.
Личный вклад автора: интегрированная-методика- моделирования спектров и общего уровняаку-стической мощности основных источников структурного шума ДВС;
• подсистемы, геометрического моделирования «КШМ» и «МГР», разрабо танные с использованием инвариантных средств трехмерного моделирования и формирующие сегменты ЕИП «ДВС»;
• разработанный на основе современных информационных технологий, комплекс, использующий, при своей работе подсистемы геометрического моделирования «КШМ», «МГР» и подсистемы «Рабочий цикл», «Структурный шум», обеспечивающий прогнозирование структурного- шума ДВС при его проектировании;
• расчетные исследования влияния компоновки, ряда параметров конструкции, рабочего процесса и режима работы двигателя* на уровень его структурного шума от рабочего процесса и перекладок поршней, выполненные с помощью разработанного комплекса;
• экспериментальные исследования акустического излучения; двигателя 8ЧН12/13, подтвердившие эффективность реализованной методики прогнозирования структурного шума двигателя.
Апробация * работы. Основные положения диссертационной работы доложены на научно-технических конференциях в МАДИ (ГТУ) (2007, 2009 гг.), ИМАШ РАН (2007 г.), МГТУ им. Н.Э. Баумана (2007 г.), г. Тольятти (2007 г.), МГИУ (2007 г.), ИЛУ РАН (2008 г.), ЮУрГУ (2008 г.) и экспонировались на выставках научных достижений МАДИ (ГТУ) (2006 г.) и «Образовательная среда-2008» на ВВЦ.
Публикации. Материалы исследований представлены в 11 печатных работах, опубликованных в научных журналах, сборниках и материалах конференций (из них 1 в издании, рекомендованном ВАК РФ).
Объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, выводов и списка литературы. Общий объем работы 144 страницы, включая 97 рисунков, 6 фотографий и 11 таблиц. Библиография содержит 114 источников.
www.dissercat.com
Наверняка, каждый из нас мечтал о собственной машине. К счастью, в последние годы мировые автоконцерны стали выпускать на рынок все больше недорогих автомобилей, что позволило многим осуществить свою давнюю мечту.
Но за невысокой стоимостью скрываются свои весьма неприятные нюансы. Среди них — очень низкий уровень шумоизоляции. Поэтому, находясь за рулем такого автомобиля, вы сразу почувствуете надоедливый шум от дороги и встречных потоков ветра, в буквальном смысле почувствуете вибрации от мотора. Хотите получать истинное удовольствие от вождения и наслаждаться каждым моментом за рулем? Тогда стоит задуматься о полной или частичной шумоизоляции автомобиля.
При покупке автомобиля, один из важных критериев, на который надо обратить внимание — это показатель уровня шумоизоляции машины. К сожалению, автопроизводители крайне редко указывают уровень шума в спецификациях к авто. Да и самостоятельно оценить это при тест-драйве довольно сложно. Так как же быть, разберемся по порядку.
Виды шумов
Прежде всего, давайте определимся с видами шума. Причиной появления воздушного шума является сам воздух (потоки встречного ветра, порывы и тд). Структурный шум проявляется через твердые тела (работающий двигатель передает вибрации на кузов через элементы крепления, в следствии чего, панели издают различные скрипы, сверчки и постукивания).
Структурный шум подразделяют еще на два вида:
1.Первичный шум происходит от двигателя, системы выпуска, трансмиссии, шин и т. д.
2.Вторичный шум идет от: металлических панелей кузова (пол, крылья, арки, двери, крыша и т. д.), пластмассовых деталей интерьера (приборная панель, различные накладки и т. д.), и от мелких металлических конструкций (стеклоподъемников, тяги привода замков и т. д.).
Пути распространения шума
Теперь мы знаем, какие виды шумов существуют, осталось разобраться, как они попадают в автомобиль.
Воздушные шумы проникают в салон через кузовные неплотности: дверные проемы, технические отверстия в полу и через стекла.
Структурный шум попадает через элементы подвески и ходовой части. Вибрация, передаваемая от этих элементов, распространяется на все панели кузова. Эти-то колебания и являются источником шума внутри автомобиля.
Как бороться с шумом
В создании комфортного, «тихого» автомобиля завершающей ступенью является — его шумоизоляция. Безусловно, прежде всего вы должны «довести до ума» ваш автомобиль конструктивно. И уже потом, оставшиеся изъяны устранять с помощью звукопоглощающих и звукоизолирующих материалов. Необходимо устранить стучащие элементы подвески и разболтавшиеся крепления элементов салона, а также «секущие» звуки от выхлопной системы.
Что надо использовать
Сегодня применяют два основных вида шумоизоляции:
1. на основе натуральных или синтетических волоконно-стрктурных материалов
2. на основе синтетического газонаполненного пластика (пенополиуретан, пеноплипропилен, изолон)
Основным показателем звукопоглощающего материала является толщина, т.е. чем толще — тем лучше. А показателем эффективности — коэффициент звукопоглощения (КЗП). Необходимое звукопоглащение материалов располагается в диапазоне частот от 600 до 4000Гц. Современные материалы поглощают шумы в пределах 3000Гц.
Теперь давайте подробнее разберемся в основных видах материалов для шумоизоляции.
Акцент — является основным материалом-шумопоглотителем. Лицевая сторона снабжена металлизированной пленкой для частичной защиты от влаги. Благодаря ей он обладает теплоизоляционными и звукоотражающими свойствами.
Изотон — имеет более мелкую ячейку структуры, что делает его более эффективным в области высоких частот.
Битопласт — чаще применяют как хороший уплотнитель и противоскрипный материал. Но так же, благодаря своей открытой структуре, он является хорошим шумопоглатителем. Лучше его использовать как второй слой, либо как аккустический щит.
Где надо устранять шумы
Существует два подхода к шумоизоляции: частичная и полная.
Частичная шумоизоляция подразумевает установку шумоизолирующих материалов на отдельные элементы кузова, которые больше всего подвержены различным вибрациям, и как следствие-распространению шумов. Шумоизоляция дверей помимо снижения шумов от дорожного покрытия и встречных потоков ветра, улучшает качество звучания вашей аудиосистемы. Шумоизоляция арок устраняет шум, исходящий от колес автомобиля. Шумоизоляция пластиковых панелей избавляет вас от различных скрипов, хрустов и снижает уровень шума от работы системы вентиляции.
Полная шумоизоляция автомобиля представляет многослойную обработку всех доступных элементов кузова (двери, потолок, пол, колесные арки, багажное отделение, моторный щит) и панелей салона автомобиля.
Теперь, зная основные виды шумов, вы легко распознаете «слабые места» своего автомобиля, и поймете какой вид шумоизоляции вам больше подойдет: полной или частичной и какой материал вам лучше использовать для устранения этих шумов.
В ближайшее время мы расскажем, как самому можно установить шумоизоляцию. Но, если вы никогда не сталкивались с подобной работой, и хотите быть уверенным в результате, все-таки стоит обратиться в специализированные сервис.
svpressa.ru
Cтраница 1
Структурный шум, несущий информацию о состоянии сопряженных деталей агрегатов, представляет собой упругие колебания, распространяемые в деталях механизма и окружающем воздухе. Упругие колебания механизма ( его вибрация) включают в себя полезный сигнал и помехи. Полезным сигналом при диагностике являются вибрации, возбуждаемые исследуемыми в данный момент кинематическими парами. Все остальные сигналы - это помехи, которые нужно удалить или подавить. Виброакустические сигналы, формируемые различными кинематическими парами, отличаются частотой, моментом появления относительно некоторого опорного сигнала, например отметки верхней мертвой точки поршней, и продолжительностью. [1]
Структурный шум - шум, распространяющийся в твердых телах и излучаемый ими в воздух. [2]
Структурный шум магнитных лент имеет нормальное распределение, что определяется его физической природой. [3]
Снижение структурного шума достигается увеличением активной части Re механического импеданса ZMex или массы конструкции, а также размещением на пути следования бегущей волны сред с импедансами меньшими, нежели импеданс волновода. [4]
Расчет структурного шума от вентиляционных агрегатов Ц4 - 70, Ц4 - 76 и Ц14 - 46, установленных на перекрытиях, изложен в Рекомендациях по расчету структурного шума от вентиляционных агрегатов, установленных на перекрытиях, и методам его снижения, АЗ-861 ( 1982 г.), разработанных НИИСФ и ГПИ Сан-техпроект. [6]
Уровень структурного шума пропорционален намагниченности ленты. Поэтому записанный сигнал промодулирован по амплитуде шумом, причем коэффициент модуляции не зависит от величины сигнала. Шум ленты, появляющийся при наличии сигнала, называют модуляционным. Структурный шум имеет нормальное распределение и низкочастотный энергетический спектр. [8]
Дисперсия структурного шума Р ( Мс) у современных лент изменяется в значительных пределах. [9]
Источником структурного шума является вибрация - механического ( иногда аэродинамического) происхождения - вентилятора и вибрация привода, передающиеся на строительные конструкции. Привод вентилятора ( электродвигатель), различные местные препятствия в потоке ( направляющие аппараты, клапаны), расположенные в венткамере, также являются более или менее значительными источниками шума. [10]
Чем отличается структурный шум от воздушного шума. [11]
Для определения структурного шума намагниченной ленты ее намагничивают в равномерном магнитном поле, например в поле соленоида. [12]
При ограничении структурными шумами амплитудный и временной критерии следует сравнивать для конкретных значений К. [13]
Основным мероприятием по уменьшению структурного шума является виброизоляция всех агрегатов и их элементов. Вибрация агрегатов может быть уменьшена при статической и динамической балансировке, но при эксплуатации это выполнить сложно. [14]
Для снижения вибрации и одновременно структурного шума могут быть рекомендованы кабина капсульного типа, установленная на виброизоляторах, применение виброизолирующих ковриков и битум-но-толевых покрытий. Кроме того, может быть применен кожух на двигатель с повышенной звукоизоляцией, имеющий внутреннюю звукопоглощающую облицовку, а также глушитель шума на выхлопном патрубке двигателя. [15]
Страницы: 1 2 3 4
www.ngpedia.ru
Cтраница 1
Шум двигателей распространяется медленнее фронта ударной волны, создаваемой сверхзвуковым самолетом. [1]
Уровень шума двигателей, работающих без нагрузки, равен 50 - 55, дб. [3]
Проблема шума двигателя все еще не решена. Она также может быть разрешена, возможно, что за счет некоторого удорожания и, таким образом, вопрос сводится к отысканию компромиссного решения с учетом стоимости и чрезмерной шумности двигателя. Запах топлива, если он действительно ограничивает сбыт, несомненно, удастся устранить. Следует добавить еще четвертую проблему - стоимость быстроходного дизеля. Я считаю, что для возможности конкуренции с бензиновыми двигателями стоимость дизелей этого класса должна быть снижена. [4]
Уровни шума двигателей внутреннего сгорания ( ЛВС) зависят от его конструктивных и рабочих характеристик и возрастают примерно на 6 дБ при удвоении рабочего объема двигателя. При удвоении скоростного режима работы ДВС возрастают скорости потоков газа на впуске и выпуске, скорости движения деталей. [5]
Для измерения шума двигателей применяются шумомеры. Приемным устройством шумомера является измерительный микрофон. Акустический сигнал в шумомере преобразуется в электрический, который после соответствующего усиления поступает к регистрирующему прибору. [6]
Для уменьшения шума двигателя, вызванного магнитострик-ционным эффектом, от высокочастотных составляющих тока двигателя используют выходной фильтр либо увеличивают частоту коммутации ШИМ, а иногда применяют и то, и другое. [7]
Трубопровод должен снижать шум двигателя. [8]
Соотношения отдельных составляющих шума двигателей различных типов приведены на рис. 35, из которого следует, что главным источником шума ТРД является реактивная струя, а на дроссельных режимах - турбина. Основным источником шума ДТРД с малой и особенно с большой степенью двухконтурности является вентилятор, причем общий уровень шума ДТРД ниже, чем ТРД. [10]
Следует прислушиваться к шуму двигателя, агрегатов силовой передачи и ходовой системы трактора; при появлении ненормальных шумов и стуков немедленно остановить трактор и двигатель, выявить причину неисправности и устранить ее. [11]
Ровная однообразная дорога, монотонный шум двигателя, равномерные колебания вызывают сонливость. Водитель начинает дремать, а иногда и засыпает. Моменты потери бдительности во время длительной езды чаще всего кратковременны. После мгновенного провала наступает период бодрствования. Однако именно в момент такой кратковременной потери бдительности возможно дорожно-транспортное происшествие. При длительных поездках необходимо периодически делать остановки, во время которых следует выйти из кабины и выполнить несколько физических упражнений. [12]
Изменение тона и силы шума двигателя, появление легких стуков или признаков задевания ( чиркание), как правило, указывают на появление в двигателе дефекта. Например, легкие глухие стуки - чиркание, явно указывающие на наличие задевания внутри двигателя, чаще всего возникают при выпадании клиньев из пазов статора. При срабатывании пальцев или зубьев полумуфг иногда появляются стуки в подшипниках скольжения, сопровождаемые часто повышенным нагревом подшипника из-за трения галтелью на валу ротора о торец вкладыша. При обрыве стержней обмотки ротора появляется шум, периодически меняющийся с частотой скольжения ротора. Изменение шума, появление стуков могут быть вызваны также ослаблением крепления деталей и частей двигателя, попаданием в двигатель посторонних предметов. [13]
Кожухи применяют для локализации шума двигателей, компрессоров, гвоздильных станков и другого промышленного оборудования. Они могут быть изготовлены из металла, дерева, пластмассы, стекла и других материалов в зависимости от степени пожарной опасности производства, технологических и производственных возможностей. Чаще они выполняются из металла. [14]
В последнее время требования по уровню шума двигателей ужесточаются. Это связано с возросшими требованиями к защите окружающей среды и стремлению снизить вредное влияние шума на производительность труда. В разрабатываемой новой Публикации МЭК требования по уровню шума будут более жесткие. Поэтому для двигателей серии АИ основного исполнения ( со степенью защиты IP54) разработаны новые требования по уровню шума при холостом ходе, приведенные в табл. 10.7. В этой таблице Lu ( дБ) обозначает уровень звукового давления по шкале A; LpA - уровень звуковой мощности по шкале А, измеренные на расстоянии 1 м от поверхности двигателя. [15]
Страницы: 1 2 3 4 5
www.ngpedia.ru
колебаний излучается в окружающую среду и создает звуковое поле автомобиля, трактора (шум автомобиля, трактора).
В соответствии с этим для решения задачи снижения интенсивности шума можно наметить следующие пути:
-снижение виброактивности агрегатов, т.е. уменьшение уровня колебательной энергии, генерируемой в источнике;
-принятие мер к снижению интенсивности колебаний на пути их распространения;
-воздействие на процесс излучения и передачи вибраций присоединенным деталям, то есть уменьшение их виброакустической активности.
Уменьшение виброактивности источника заключается в улучшении кинематических свойств систем автомобиля, трактора в выборе параметров механических систем таким образом, чтобы их резонансные частоты были максимально удалены от частотного диапазона, содержащего рабочие частоты агрегатов, а также в снижении до минимума уровней колебаний в опорных точках и минимизации амплитуд вынужденных колебаний.
Снижение шума может быть достигнуто созданием малошумного процесса сгорания, улучшением виброакустических характеристик корпусных деталей, агрегатов, введением в их конструкцию демпфирования, усовершенствованием конструкции и качества изготовления подвижных деталей, понижением частоты вращения коленчатого вала ДВС, повышением акустической эффективности глушителей шума впуска и выпуска и т, д.
Борьба с шумом и вибрациями при их распространении в процессе излучения во внешнюю среду, а также передачи колебательной энергии присоединенным деталям и агрегатам, может производиться «отстройкой» системы несущих элементов от резонансных состояний путем виброизоляции, вибродемпфировання и виброгашения.
Виброизоляция – выбор таких параметров механических систем, которые обеспечивают локализацию вибраций в определенной зоне автомобиля, трактора без дальнейшего её распространения.
Вибродемпфирование – использование систем, с помощью которых осуществляется активное рассеивание энергии колебаний вибрирующих поверхностей, а также применение материалов с большим декрементом затухания.
Виброгащеиие – применение в агрегатах, настроенных на определенную частоту и форму колебаний систем, действующих в противофазе.
Подавление шума в самом источнике его возникновения является активным способом шумоглушения и наиболее радикальным средством борьбы с шумами. Однако во многих случаях этот метод по тем или иным причинам не удается применить или его эффективность оказывается недостаточной для снижения шума до требуемого уровня. Тогда приходится прибегать к пассивным методам защиты от шума – это вибродемпфирование поверхностей, звукопоглощение, звукоизоляция.
studfiles.net
1. Алексеев И.В. Акустически идеальные циклы поршневых ДВС // Двигателестроение. 1983. - №7. - С.3-6.
2. Алексеев И.В., Бизри А.Х. Прогнозирование виброакустических характеристик рабочего процесса двигателей автомобилей и тракторов // Повышение эффективности работы автомобильных и тракторных двигателей: Сб. науч. трудов МАДИ. М.,1988. - С. 150-155.
3. Алексеев И.В. Оценка влияния основных конструктивных соотношений в кривошипно-шатунном механизме на акустические показатели ДВС //Двигателестроение. 1983. - №10. - С.13-15.
4. Алексеев И.В. Оценка влияния способа форсирования автотракторных двигателей на их вибро-акустические показатели // Двигателестроение. 1985. -№8. - С.10-13.
5. Алексеев И.В. Проблемы акустической доводки ДВС // Двигателестроение. 1982. - №3. - С.55-57.
6. Алексеев И.В. Прогнозирование акустического эффекта при частичном капотировании двигателя // Двигателестроение. 1986. - №9. - С.31-32.
7. Алексеев И.В. Расчет колебательной скорости наружных поверхностей двигателя от основных источников структурного шума // Рабочие процессы и конструкция автотракторных двигателей внутреннего сгорания: Сб. науч. трудов МАДИ. М.,1984. - С.118-129.
8. Алексеев И.В., Сокирко В.Н. Моделирование процесса шумообразования от перекладок поршней автотракторных ДВС// Повышение эффективности работы автомобильных и тракторных двигателей: Сб. науч. трудов МАДИ. М.,1988. - С.156-160.
9. Алексеев И.В., Судак Ф.М. Демпфирование колебаний корпусных элементов ДВС// Рабочие процессы автотракторных двигателей и их агрегатов: Сб. науч. трудов МАДИ. М.,1983. - С. 114-119.
10. Алексеев И.В., Судак Ф.М. Методика анализа колебательных характеристик блок-картеров двигателей внутреннего сгорания// Повышение эффективности работы автотракторных двигателей и их агрегатов: Сб. науч. трудов МАДИ. -М., 1982. С. 101-106.
11. Аникин С. А. Повышение энергоэкономических показателей четырехтактного дизеля на основе математического моделирования работы и совершенствования конструкции деталей поршневой группы: Дис. .канд. техн. наук. Тверь, 1997. - 151 с.
12. Антонов С.В., Бестугин С.Ю., Зубакин И.А. Совершенствование вибро-акустических характеристик масляных картеров двигателя// Улучшение показателей работы автомобильных и тракторных двигателей: Сб. науч. трудов МАДИ. М.,1990. - С.169-173.
13. Антонов С.В., Ерещенко В.Е. Моделирование шумообразования двигателей при работе топливоподающей аппаратуры// Улучшение показателейработы автомобильных и тракторных двигателей: Сб. науч. трудов МАДИ. -М.,1990. С.162-168.
14. Антонов С. В., Шатров М.Г., Ерещенко В.Е. Исследование виброакустических характеристик поддона дизеля ВАЗ 341// Рабочие процессы и конструкция автотракторных двигателей внутреннего сгорания: Сб. науч. трудов МАДИ. - М.,1984. - С. 130-136.
15. Ауезов О.П. Оценка ударного импульса поршня при его перекладке // Двигателестроение. 1980. - №7. - С.24-26.
16. Беклемишев Д.В. Курс аналитической геометрии и линейной алгебры. -М.:Наука, 1971.-328 с.
17. Бенерджи П., Баттерфилд Р. Метод граничных элементов в прикладных науках: Пер. с англ. М.:Мир, 1984. - 494 с.
18. Бидерман B.J1. Теория механических колебаний. М.:Высшая школа, 1980. - 408 с.
19. Бреббия К., Уокер С. Применение метода граничных элементов в технике: Пер. с англ. М.:Мир, 1982. - 248 с.
20. Брызгалин В.П. Оценка эффективности звукоизоляции дизелей // Двигателестроение. 1982. - №3. - С.50.
21. Вардосанидзе В.Д., Топурия P.M. К оценке вибро-акустических показателей малогабаритного трактора с дизельным двигателем// Улучшение показателей работы автомобильных и тракторных двигателей: Сб. науч. трудов МАДИ. М.,1990. - С.158-161.
22. Владимиров B.C. Обобщенные функции в математической физике. -М.:Наука, 1979.-320 с.
23. Воеводин В.В., Кузнецов Ю.А. Матрицы и вычисления. М.:Наука, 1984.-320 с.
24. Галевко Ю.В. Разработка методов управления виброакустическими показателями автотракторных двигателей с использованием аппарата математического моделирования: Дис. .канд. техн. наук. М., 1990. - 285 с.
25. Галлагер Р. Метод конечных элементов: Пер.с англ. М.:Мир, 1984. -428 с.
26. Григорьев В.А., Аллабергенов М.Д. Теоретическое исследование колебательной системы поршень-цилиндр // Двигателестроение. 1985. - №10. -С.13-16.
27. Ерещенко В. Е. Разработка мероприятий по уменьшению шума топливоподающей аппаратуры дизелей: Автореф. дис. .канд. техн. наук. М., 1990.- 16 с.
28. Ерещенко В.Е., Антонов С.В. Спектральный анализ силовых факторов, возникающих в топливном насосе высокого давления// Рабочие процессы в ДВС и их агрегатах: Сб. науч. трудов МАДИ. М.,1987. - С.210-214.
29. Зенкевич O.K. Метод конечных элементов в технике: Пер. с англ. -М.:Мир, 1975. 541 с.
30. Зенкевич О., Морган К. Конечные элементы и аппроксимация: Пер. с англ. М.:Мир, 1986. - 318 с.
31. Зинченко В.И. Шум судовых двигателей. JL:Судостроение, 1969. - 234с.
32. Зинченко В.И., Захаров В.Н. Снижение шума на судах. -JI.Судостроение, 1968. 140 с.
33. Иванов Н.И., Никифоров А.С. Основы виброакустики. СПб. :Политехника, 2000. 482 с.- 16040. Кавтарадзе Р.З. Локальный теплообмен в поршневых двигателях. -М.:Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2001. 592 с.
34. Корн Г. Корн Т. Справочник по математике для научных работников и инженеров: Пер. с англ. М.:Наука, 1968. - 720 с.
35. Костров А.В., Макаров А.Р., Смирнов С.В. Исследование влияния конструкции поршня бензинового двигателя на динамику его движения в цилиндре // Двигателестроение. 1991. - №3. - С.3-6.
36. Крауч С. Старфилд А. Методы граничных элементов в механике твердого тела: Пер. с англ. М.:Мир, 1987. - 328 с.
37. Курнатов В.Д. Применение корреляционного метода в исследованиях шума сгорания // Энергомашиностроение. 1967. - №3. - С.24-26.
38. Курнатов В.Д. Шум от ударов поршня и пути его снижения // Двигателестроение. 1980. - №7. - С.40-41.
39. Лепендин Л.Ф. Акустика. М.:Высш. школа, 1978. - 448 с.
40. Луканин В.Н. Шум автотракторных двигателей внутреннего сгорания. -М. Машиностроение, 1971.-271 с.
41. Луканин В.Н., Алексеев И.В. Автоматизация акустических измерений в ДВС // Рабочие процессы в ДВС и их агрегатах: Сб. науч. трудов МАДИ. -М.,1987. С.189-193.
42. Луканин В.Н., Галевко В.В. Конструкционно-механические амплитудно-частотные характеристики дизеля // Рабочие процессы автотракторных двигателей и их агрегатов: Сб. науч. трудов МАДИ. М.,1983. - С. 105-113.
43. Луканин В.Н., Гудцов В.Н., Бочаров Н.Ф. Снижение шума автомобиля. М.Машиностроение, 1981. - 158 с.
44. Луканин В.Н., Доброгаев П.Н. Расчетные исследования упруго-массовых характеристик блок-картеров рядных четырехцилиндровых двигателей// Совершенствование автотракторных двигателей внутреннего сгорания: Сб. науч. трудов МАДИ. М.,1985. - С. 100-105.
45. Луканин В.Н., Доброгаев П.Р. Расчет колебаний блок-картера с помощью метода конечных элементов// Рабочие процессы в ДВС и их агрегатах: Сб. науч. трудов МАДИ. М.,1987. - С. 199-204.
46. Луканин В.Н., Доброгаев П.Р. Методика и расчет собственных частот и форм колебаний блок-картеров двигателей // Двигателестроение. 1990. - №4. -С.17-21.
47. Луканин В.Н., Крузе А.О. Метод оценки шума двигателя легкового автомобиля в неустановившихся режимах движения // Повышение эффективности работы автомобильных и тракторных двигателей: Сб. науч. трудов МАДИ. М.,1988. - С. 145-149.
48. Луканин В.Н., Наваров Н.И., Болгак М.М. Автоматизированная система для виброакустических измерений ДВС// Рабочие процессы автотракторных двигателей и их агрегатов:. Сб. науч. трудов МАДИ. М.,1983. - С. 95100.
49. Луканин В.Н., Топурия P.M. Экспериментальная оценка шума механизма газораспределения быстроходного двигателя// Совершенствование автотракторных двигателей внутреннего сгорания: Сб. науч. трудов МАДИ. -М.,1985.-С.95-99.
50. Макаренков А.И. Расчет спектра шума многоцилиндровых дизелей // Двигателестроение. 1982. - №7. - С.8-10.
51. Марчук Г.И. Методы вычислительной математики. М.:Наука. - 1980. -535 с.
52. Матвеев В.В. Демпфирование колебаний деформируемых тел. Киев: Наукова Думка, 1985. - 263 с.- 16261. Миронов Г.Н. Динамика бочкообразного поршня // Двигателестроение. 1985. - №10. - С.10-12.
53. Миронов Г.Н., Аллабергенов М.Д. Математическая модель движения поршня в течение цикла в пределах теплового зазора // Двигателестроение. -1981.-№11.-С.19-22.
54. Назаров Н.И., Антонов С.В., Набиль Г. Расчетно-экспериментальная оценка и анализ шума дизеля от процесса сгорания на режимах разгона // Совершенствование автомобильных и тракторных двигателей: Сб. науч. трудов МАДИ. М.Д 991. - С. 144-150.
55. Норри Д., де Фриз Ж. Введение в метод конечных элементов: Пер. с фр. М.:Мир, 1981.-304 с.
56. Оден Д.Т. Конечные элементы в нелинейной механике сплошных сред. -М.:Мир, 1976. -464 с.
57. Пановко Я.Г. Внутреннее трение при колебаниях упругих систем. -М.:Физматгиз, 1960. 247 с.
58. Пановко Я.Г. Введение в теорию механических колебаний. М.:Наука, 1991.-255 с.
59. Папуша А.Н., Прыгунов А.И. Нелинейные акустические колебания в водяной рубашке охлаждения судового дизеля 6L 525 // Двигателестроение. -1996. №1. - С.51-54.
60. Пахолко В.В. Расчет спектра собственных колебаний цилиндровой втулки двигателя //Двигателестроение. 1985. - №1. - С.21-23.
61. Писаренко Г.С. Рассеяние энергии при механических колебаниях. -Киев:Изд-во АН, 1962. 436 с.
62. Писаренко Г.С., Яковлев А.П., Матвеев В.В. Вибропоглощающие свойства конструкционных материалов. Киев:Наукова думка, 1971. - 375 с.
63. Путинцев С.В. Снижение механических потерь в автотракторных двигателях внутреннего сгорания: Дис. .д-ра. техн. наук. М., 1997. - 383 с.
64. Рабинер JL, Гоулд Б. Теория и применение цифровой обработки сигналов: Пер. с англ. / Под ред. Ю.И. Александрова. М.:Мир, 1978. - 848 с.
65. Расчетно-экспериментальная оценка структурного шума и вибрации дизеля 6ЧН 11.0/12.5 / М.Г. Шатров, В.В. Галевко, Ю.В. Галевко и др.; Улучшение показателей работы автомобильных и тракторных двигателей: Сб. науч. трудов МАДИ. М.,1990. - С. 132-143.
66. Сегерлинд JI. Применение метода конечных элементов: Пер. с англ. -М.:Мир, 1979. 392 с.
67. Скуридин А.А., Михеев Е.М. Борьба с шумом и вибрацией судовых ДВС. Л.Судостроение, 1970. - 220 с.
68. Современные подходы к созданию дизелей для легковых автомобилей и малотоннажных грузовиков / А.Д. Блинов, П.А. Голубев, Ю.Е. Драган и др.; под. ред. B.C. Папонова. М.:НИЦ Инженер, 2000. - 312 с.
69. Сыркин П.Э. Расчетный метод сравнения жесткостей блок-картеров автомобильных двигателей // Двигателестроение. 1989. - №10. - С. 13-15.
70. Тарг С.М. Краткий курс теоретической механики. М.:Наука, 1988. -.478 с.
71. Тольский В.Е. Подвеска силового агрегата автомобиля. М.:НИИАвтосельхозмаш, 1965 52 с.
72. Тольский В.Е. Колебания силового агрегата автомобиля. М.Машиностроение, 1976. 266 с.
73. Труш А.Ю., Шатров М.Г. Особенности разработки конечно-элементных моделей корпусных. деталей ДВС для решения задач виброакустики // Совершенствование автомобильных и тракторных двигателей: Сб. науч. трудов МАДИ. М.,1991. - С.138-143.
74. Фесина М.И. Акустические качества шкивов двигателей для легковых автомобилей // Повышение эффективности работы автотракторных двигателей и их агрегатов: Сб. науч. трудов МАДИ. М.,1982. - С.112-117.
75. Хрулев А.Э. Ремонт двигателей зарубежных автомобилей. М.:3а рулем, 2000. - 440 с.
76. Чухланцев С.Г. Особенности звукообразования в вентиляторе автомобильного двигателя: Автореф. дис. .канд. техн. наук. М., 1991. - 16 с.
77. Шатров М.Г., Антонов С.В. Экспериментальные исследования акустических характеристик быстроходного дизеля легкового автомобиля // Рабочие процессы автотракторных двигателей и их агрегатов: Сб. науч. трудов МАДИ. М.,1983. - С.120-128.
78. Шатров М.Г., Галевко Ю.В., Слуцкин JI.O. Моделирование колебательных явлений в ненагруженных деталях дизеля 84 11.0/11.5 с помощью МКЭ // Рабочие процессы в ДВС и их агрегатах: Сб. науч. трудов МАДИ. М.,1987. - С.205- 209.
79. Шатров М.Г., Галевко Ю.В., Слуцкин JI.O. Исследование виброакустических характеристик блок-картера дизеля 64 11.0/12.5 // Повышение эффективности работы автомобильных и тракторных двигателей: Сб. науч. трудов МАДИ. М.,1988. - С.168-177.
80. Шатров М.Г., Ерещенко В.Е. Управление вибро-акустическими свойствами некоторых деталей ДВС // Совершенствование автотракторных двигателей внутреннего сгорания: Сб. науч. трудов МАДИ. М.,1985. - С.135-143.
81. Яблонский А.А., Корейко С.С. Курс теории колебаний. М.:Высшая школа, 1966. - 255 с.
82. Alpini A., Busso М., Ruspa G. Analysis Techniques of Combustion Noise and Vibration in Diesel Engines // SAE Technical Paper Series. 1980. - No.800406. - P.l-12.
83. Anderton D. Relation Between Combustion System and Engine Noise // SAE Technical Paper Series. 1979. - No.790270. - P.73-87.
84. Angren A., Johansson O., Klopotek M. Reduction of Noise from the Timing Transmission Cover on a Diesel Truck Engine // SAE Technical Paper Series.1995.-No.951240.-P.43-55.
85. Bathe K.J. Finite Element Procedures. Englewood Cliffs: Prentice-Hall,1996.-546 p.
86. Beidl C., Rust A. Meeting Future Demands for Quieter Commercial Powertrain Systems // SAE Technical Paper Series. 1997. - No.972042. - P.1351-1359.
87. Boesch N. The Development of Low-Noise DI Diesel Engines // SAE Technical Paper Series. 1987. - No.870951. - P. 13-22.
88. Chien M.-H. Engine Impact Noise Measurement and Quantification // SAE Technical Paper Series. 1995. - No.951236. - P.9-12.
89. Corclone F., Mattia A., Paciucci R. Acoustic Intensity Measurements of Noise Emission from a Light Duty T.C.D.I. Diesel Engine // SAE Technical Paper Series. 1989. - No.891130. - P.49-61.
90. Croker M.D. Engine Noise: Practicalities and Prediction Hardware Evaluation // SAE Technical Paper Series. - 1987. - No.870977. - P.219-228.
91. Croker M.D. Engine Structure Analysis For Low Noise The Options // SAE Technical Paper Series. - 1985. - No.850970. - P.75-83.
92. Du I. Simulation of Flexible Rotating Crankshaft with Flexible Engine Block and Hydrodynamic Bearings for V6 Engine // Proceedings of SAE Noise and Vibration Conference. Traverse City, 1999. - No. 1752. - P. 1-9.
93. Evans G.A., Hay N. Heat transfer model for the cocktail shaker piston // Proceedings of 13th International congress CIMAG. Vienna, 1979. - No.49. - P.l-18.
94. Fritz R.J. The Effect of Liquids on the Dynamic Motions of Immersed Solids // ASME Journal of Engineering for Industry. 1972. - V.94, No.l. - P. 167173.
95. Gamba F., Pilo L., Turino G. Optimized Air Intake Systems II SAE Technical Paper Series. 1995. - No.951264. - P.241-247.
96. Gardner В., Bernhard R. An Experimental/Numerical Noise Source Identification Technique // SAE Technical Paper Series. 1987. - No.870995. -P.371-378.
97. Goossens S., Osawa Т., Iwama A. Quantification of Intake System Noise Using an Experimental Source-Transfer-Receiver Model // Proceedings of SAE Noise and Vibration Conference. Traverse City, 1999. - No. 1659. - P.l-6.
98. Gowindswamy K., Albright M. Conditioned NExT Analysis, A Techinque for Estimation of Modal Damping Ratios of Operating Piston Engines // Proceedings of SAE Noise and Vibration Conference. Traverse City, 1999. - No. 1751. - P. 1-13.
99. Haller H., Belsenbusch K., Spessert B. Noise Excitation by Auxiliary Units of Internal Combustion Engines // SAE Technical Paper Series. 1993. - No.931293. - P.257-265.
100. Herlufsen H. Dual Channel FFT Analysis (Part I) // Briiel and Kjaer Technical Review. 1984. - No.l. - P.4-60.
101. Herlufsen H. Dual Channel FFT Analysis (Part II) // Briiel and Kjaer Technical Review. 1984. - No.2. - P.3-49.
102. Houser D., Lim Т., Myers S. Case History: Engine Timing Gear Noise Reduction // Proceedings of SAE Noise and Vibration Conference. Traverse City, 1999.-No.1716.-P.l-9.
103. Howe H.-U. Development of Deutz Aircooled, V-Type, F1 413 Diesel Engines // SAE Technical Paper Series. 1970. - No.700028. - P.125-134.
104. Hutton D.V. Fundamentals of Finite Element Analysis. New York: McGraw-Hill, 2003. - 640 p.
105. Hutton N. Heavy Duty Diesel Engine Noise Reduction Using Torsional Dampers on Fuel Pump Shafts // SAE Technical Paper Series. 1997. - No.971760. -P.703-712.
106. Imgrund M.C. ANSYS Theory Reference. Canonsburg: SAS IP, 2004. -1536 p.- 168125. Inagaki M., Yoshikawa К., Wakabayashi M. Structural Vibration Analysis in Turbocharger-Exhaust Systems // SAE Technical Paper Series. 1993. -No.931318. - P.441-448.
107. Ishikawa M., Iwahara M., Nagamatsu A. A New Method for Engine Design Using Dynamic Optimization and Substructure Synthesis Method // SAE Technical Paper Series. 1991. - No.911065. - P.215-220.
108. Kaiser H.-J. Deges R., Shwarz D. Investigations on Valve Train Noise in Multi-Valve Engines // SAE Technical Paper Series. 1991. - No.911062. - P. 187195.
109. Kaiser H.-J., Querengasser J, Bundgens G. Special Noise Problems in Automotive Timing Belts // SAE Technical Paper Series. 1993. - No.931316. -P.425-432.
110. Kamp H., Spermann J. New Methods of Evaluating and Improving Piston Related Noise in Internal Combustion Engines // SAE Technical Paper Series. 1995. - No.951238. - P.19-32.
111. Kazuhide O, Yoshihiko I, Yamoto T. Piston Slap Induced Noise and Vibration of Internal Combustion Engines // SAE Technical Paper Series. 1987. -No.870990. - P.337-342.
112. Kimiyama E. Improvements of DOHC Valve Train Noise by Analysis of Valve and Tappet Movement // SAE Technical Paper Series. 1991. - No.911061. -P.179-185.
113. Kimura J., Shiono K. Experiments and Analysis of Crankshaft Three-Dimensional Vibrations and Bending Stresses in a V-Type Ten-Cylinder Engine: Influence of Crankshaft Gyroscopic Motions // SAE Technical Paper Series. 1997. -No.971995. - P.999-1007.
114. Kirkup S. The Boundary Element Method in Acoustics. New York: John Wiley and Sons, 2002. - 468 p.
115. Lee S., White P. Impulsive Sound Analysis of an Automotive Engine Using a Two-Stage ALE // SAE Technical Paper Series. 1997. - No.972062. - P. 15331543.
116. Liu S., Wang K., Chen F. Experimental Evaluation of Automotive Timing Chain Drive Impact Noise // SAE Technical Paper Series. 1995. - No.951239. -P.33-42.
117. Loibnegger В., Rainer G., Bernard L. An Integrated Numerical Tool for Engine Noise and Vibration Simulation // SAE Technical Paper Series. 1997. -No.971992. - P.971-979.
118. Morrison D. The Practical Development of a Heavy Duty Truck Engine for Low Noise // SAE Technical Paper Series. 1986. - No.861285. - P.31-37.
119. Nakada Т., Yamamoto A., Abe T. A Numerical Approach for Piston Secondary Motion Analysis and its Application to the Piston Related Noise // SAE Technical Paper Series. 1997. - No.972043. - P.l361-1370.
120. Nowicki W., Sheffer E. Development of an Isolated Timing Chain Guide System Utilizing Indirect Force Measurement Techniques // SAE Technical Paper Series. 1997. - No.971963. - P.731-737.
121. Okamura H.s Yamashita K. Influence of the Valve and Accessory Gear Train on the Crankshaft Three-Dimensional Vibrations in High Speed Engines // SAE Technical Paper Series. 1997. - No.971967. - P.773-782.
122. Paranjpe R. Development of a Math-Based Piston Noise Model // SAE Technical Paper Series. 1998. - No.980564. - P. 1-10.
123. Priede Т., Baker J.M., Grover E.C. Characteristics of Exiting Forces and Structural Response of Turbocharged Diesel Engine // SAE Technical Paper Series. -1985. No.850972. - P.85-93.
124. Raub J., Jones J., Kley Ph. Analytical Investigations of Crankshaft Dynamics as a Virtual Engine Module // Proceedings of SAE Noise and Vibration Conference. Traverse City, 1999. - No.1750. - P.l-5.
125. Raveendra S., Gardner В., Stark R. An Indirect Boundary Element Technique for Exterior Periodic Acoustic Analysis // SAE Technical Paper Series. -1997. No.971947. - P.615-620.
126. Richardson S.H., Riding D.H. Predictive Design Support in the Achievement of Refined Power for the Jaguar XK8 // SAE Technical Paper Series. -1997. No.972041. - P.1341-1350.
127. Russell M. Diesel Engine Noise: Control at Source // SAE Technical Paper Series. 1982. - No.820238. - P.573-588.
128. Schenck H. A. Improved Integral Formulation for Acoustic Radiation Problems // Journal of the Acoustical Society of America. 1968. - V.44, No.l. - P. 41-58.
129. Schmillen K., Schwaderlapp M., Wolschendorf J. Primary Noise Reduction Measures on IDI Diesel Engines // SAE Technical Paper Series. 1993. - No.931309. - P.373-379.
130. Schulte H., Dumholz M., Wubbeke K. The Contribution of the Fuel Injection System to Meeting Future Demands on Truck Diesel Engines // SAE Technical Paper Series. 1990. - No.900822. - P. 123-131.
131. Seybert A., Hamilton D.A., Hayes P.A. Prediction of Radiated Noise from Engine Components Using the BEM and the Rayleigh Integral // SAE Technical Paper Series. 1997. - No.971954. - P.659-663.
132. Seybert A., Wu Т., Li W. Acoustical Predicition for Structural Radiation and Propagation in Automotive Applications // SAE Technical Paper Series. 1989. -No.891169. - P.427-435.
133. Smith D., Bernhard R. Verification of Numerical Acoustic Radiation Predictions // SAE Technical Paper Series. 1989. - No.891171. - P.445-452.
134. Southall R. Trimm M. Noise and Vibration Technology for the Perkins V6 HSDI Demonstration Engine // SAE Technical Paper Series. 1997. - No.972044. -P.1371-1379.
135. Spessert B. Gerauschreduktion von Viertakt Diesel- und Ottomotoren -RUckblick und Stadt der Technik // MTZ Motortechnische Zeitshrift. 1999. - V.60, No.9. - S.507-619.
136. Stout J. Valvetrain Unbalance and Its Effects on Powertrain NVH // SAE Technical Paper Series. 1997. - No.971993. - P.982-987.
137. Suh I., Lyon R. An Investigation of Valve Train Noise for the Sound Quality of I.C. Engines // Proceedings of SAE Noise and Vibration Conference. -Traverse City, 1999. No. 1711. - P. 1-7.
138. Sumi K., Yamamoto K., Gielen L. Development of Hybrid Model for Powerplant Vibration // Proceedings of SAE Noise and Vibration Conference. -Traverse City, 1999. No. 1656. - P. 1-8.
139. Sung S., Nefske D. Engine Vibration and Noise Reduction Using a Crank-Block System Model // SAE Technical Paper Series. 1989. - No.891129. - P.43-48.
140. Sung S., Nefske D., Chen F. Development of an Engine System Model for Predicting Structural Vibration and Radiated Noise of the Running Engine // SAE Technical Paper Series. 1997. - No.972039. - P.1327-1332.
141. Takahashi Y., Suzuki Т., Tsukahara M. Prediction of Powerplant Vibration Using FRF Data of FE Model // SAE Technical Paper Series. 1997. - No.971959. -P.695-701.
142. Togashi C., Nakada T. A Study on the Noise Generating Mechnism of a Fuel Injection Pump // SAE Technical Paper Series. 1995. - No.951345. - P.891-899.
143. Tyrrell R.J., Croker D.M. Engine Noise: Practicalities and Prediction -Finite Element Analysis // SAE Technical Paper Series. 1987. - No.870978. - P.229-239.
144. Viersbach U., Maurell R., Guisset P. Engine Noise Radiation Prediction and Test Comparison // SAE Technical Paper Series. 1995. - No.951342. - P.879-887.
145. Vora K., Ghosh B. Vibration Due to Piston Slap and Combustion in Gasolene and Diesel Engines // SAE Technical Paper Series. 1991. - No.911060. -P.167-177.
146. Wang K. Vibration Analysis of Engine Timing Chain Drives With Camshaft Torsional Excitations // SAE Technical Paper Series. 1991. - No.911063. -P. 197-207.
147. White J., Webb Jr., Webb J. Air Cleaner Shell Noise Reduction with Finite Element Shape Optimization // SAE Technical Paper Series. 1997. - No.971876. -P.59-64.
148. Woschni G. Beitrag zum Problem des Warmeiiberganges im Verbrennungsmotor // MTZ Motortechnische Zeitshrift. 1965. - No.4. - S.128-133.
149. Zhao H., Reinhart T. The Influence of Diesel Engine Architecture on Noise Levels // Proceedings of SAE Noise and Vibration Conference. Traverse City, 1999. -No.1747.-P.l-7.
150. Zienkiewicz O.C., Taylor R.L. The finite element method. Basic formulations and linear problems. London: McGraw-Hill, 1989. - 648 p.
www.dissercat.com
Актуальность работы. Интенсивный рост парка автотранспортных средств предопределяет усиление значимости проблемы шумового загрязнения среды обитания человека. Одним из наиболее активных источников шума автомобиля является двигатель внутреннего сгорания (ДВС), снижение акустического излучения которого невозможно без создания и применения эффективных методов моделирования' процессов образования шума, реализуемых на основе современных информационных технологий.
Шум ДВС, с учетом специфики образования его отдельных составляющих, подразделяют на аэродинамический и структурный. Аэродинамический шум по своему уровню значительно превышает структурный. Однако задача его снижения в настоящее время успешно решается путем подбора объема и структуры глушителя.
Снижение структурного шума представляет собой более сложную задачу, что связано с необходимостью комплексного описания процессов различной, физической природы. Поэтому в настоящее время основные усилия по снижению акустического излучения ДВС сконцентрированы именно в области моделирования и разработки практического инструментария, позволяющего при проектировании двигателя закладывать в его концепцию такие решения, которые обеспечат заданный уровень структурного шума. Естественно, что уменьшение акустического излучения ДВС нельзя рассматривать в отрыве от актуальных проблем снижения токсичности и улучшения экономичности двигателя.
Современные информационные технологии позволяют обеспечить реализацию разработанных методик моделирования шума двигателя в виде компонентов, входящих в единое информационное пространство (ЕИП) & laquo-ДВС»-. Его создание является важной задачей двигателестроения, решение которой позволяет разрабатывать конкурентоспособные образцы транспортных средств, существенно сокращая сроки их создания’и обеспечивая соответствие все более высоким требованиям, предъявляемым к их качеству.
Цель работы. Разработка интегрированной методики и инструментальных средств для прогнозирования структурного шума ДВС и анализ влияния конструкции и режима работы на акустическое излучение ДВС.
Методы — исследования. Теоретические исследования проводились на основе фундаментальных положений системного анализа, технической акустики, термодинамики. Реализация разработанных методик осуществлялась с использованием стандартных пакетов численного моделирования и инвариантных информационных средств, базирующихся на CALS-технологиях. Экспериментальные исследования осуществлялись на дизеле 8ЧН 12/13 с использованием типовых методик, принятых при анализе шума технических средств по ГОСТ Р 51 402−99 (ИСО 3746−95). Сбор и последующая обработка звукового давления-выполнялись с помощью микрофонов фирмы PCB Piezotronics и измерительно-вычислительного комплекса Pimento производства LMS.
Научная новизна
1. Разработана методика прогнозирования акустического-излучения ДВС, объединяющая модели конструкции, рабочего цикла и источников структурного шума. Методика реализована в виде комплекса подсистем САПР & laquo-ДВС»- с использованием современных информационных технологий.
2. Разработанный комплекс- подсистем позволяет формировать отдельные сегменты ЕРШ & laquo-ДВС»- при моделировании конструкции кривошип-но-шатунного (КШМ) и газораспределительного (МГР) механизмов ДВС, его рабочего процесса, образования-структурного шума от рабочего процесса и перекладок поршней.
3. С использованием разработанного комплекса выполнен анализ влияния ряда компонрвочных схем поршневых ДВС, изменения их конструктивных параметров и режима работы на излучаемый ими структурный шум.
4. Проведена экспериментальная оценка структурного шума двигателя 8ЧН 12/13. Анализ результатов расчетного и физического экспериментов подтвердил эффективность принятой методики моделирования и разработанного комплекса для прогнозирования структурного шума двигателя.
Практическая ценность. Разработанные подсистемы геометрического моделирования & laquo-КШМ»-, & laquo-МГР»-, а также подсистемы & laquo-Рабочий цикл& raquo- и & laquo-Структурный шум& raquo- позволяют на стадии проектирования ДВС осуществлять анализ влияния параметров конструкции и режима работы на структурный шум двигателя, а также на его мощностные и экономические показатели.
Подсистемы геометрического трехмерного моделирования & laquo-КШМ»- и & laquo-МГР»- позволяют на основе разработанных параметрических моделей формировать обобщенную модель двигателя, а также оперативно получать при заданном уровне детализации двух- и трехмерные модели отдельных деталей ДВС, а также его сборки. Данные модели позволяют определять массово-геометрические и инерционные. параметры элементов двигателя, необходимые для расчета его динамики и структурного шума, а также формировать конечно-элементные модели конструкции ДВС для оценки прочностных и динамических свойств.
Полученные экспериментальные результаты позволили оценить структурный шум перспективного дизеля 8ЧН 12/13 с наддувом экологического класса Евро-3.
Реализация работы. Разработанные в ходе выполнения диссертации подсистемы используются в научно-исследовательских и учебных целях на кафедре & laquo-Теплотехника и автотракторные двигатели& raquo- МАДИ (ГТУ).
Подсистемы геометрического моделирования & laquo-КШМ»- и & laquo-МГР»- применяются для визуализации конструктивных решений отдельных деталей, узлов и механизмов двигателя, их функционирования в процессе проектирования ДВС, а также для обеспечения учебного процесса как в составе интегрированного обучающего комплекса & laquo-ДВС»-, разрабатываемого на кафедре, так и в виде других дидактических средств.
Основные положения, выносимые на защиту: • интегрированная методика прогнозирования структурного шума ДВС от рабочего процесса и перекладок поршней при изменении компоновки, параметров его конструкции, рабочего процесса и режима работы-
• разработанные компоненты, формирующие сегменты ЕРШ & laquo-ДВС»-, реализованные в виде подсистем геометрического моделирования & laquo-КТТТМ»- и & laquo-МГР»-, а также подсистем & laquo-Структурный шум& raquo- и & laquo-Рабочий цикл& raquo-, обеспечивающие оценку структурного шума проектируемого двигателя-
•' результаты расчетного исследования влияния компоновочных схем, параметров конструкции, рабочего процесса и режима работы ДВС на уровень структурного шума от реализации рабочего цикла и перекладок поршней-
• результаты расчетного и натурного экспериментов по определению уровня ^ акустической мощности дизеля 8ЧН 12/13 по внешней скоростной-характеристике.
Личный вклад автора: интегрированная-методика- моделирования спектров и общего уровняаку-стической мощности основных источников структурного шума ДВС-
• подсистемы, геометрического моделирования & laquo-КШМ»- и & laquo-МГР»-, разрабо танные с использованием инвариантных средств трехмерного моделирования и формирующие сегменты ЕИП & laquo-ДВС»--
• разработанный на основе современных информационных технологий, комплекс, использующий, при своей работе подсистемы геометрического моделирования & laquo-КШМ»-, & laquo-МГР»- и подсистемы & laquo-Рабочий цикл& raquo-, & laquo-Структурный шум& raquo-, обеспечивающий прогнозирование структурного- шума ДВС при его проектировании-
• расчетные исследования влияния компоновки, ряда параметров конструкции, рабочего процесса и режима работы двигателя* на уровень его структурного шума от рабочего процесса и перекладок поршней, выполненные с помощью разработанного комплекса-
• экспериментальные исследования акустического излучения- двигателя 8ЧН12/13, подтвердившие эффективность реализованной методики прогнозирования структурного шума двигателя.
Апробация * работы. Основные положения диссертационной работы доложены на научно-технических конференциях в МАДИ (ГТУ) (2007, 2009 гг.), ИМАШ РАН (2007 г.), МГТУ им. Н. Э. Баумана (2007 г.), г. Тольятти (2007 г.), МГИУ (2007 г.), ИЛУ РАН (2008 г.), ЮУрГУ (2008 г.) и экспонировались на выставках научных достижений МАДИ (ГТУ) (2006 г.) и & laquo-Образовательная среда-2008& raquo- на ВВЦ.
Публикации. Материалы исследований представлены в 11 печатных работах, опубликованных в научных журналах, сборниках и материалах конференций (из них 1 в издании, рекомендованном ВАК РФ).
Объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, выводов и списка литературы. Общий объем работы 144 страницы, включая 97 рисунков, 6 фотографий и 11 таблиц. Библиография содержит 114 источников.
127 ВЫВОДЫ
1. Сформирована интегрированная методика прогнозирования структурного шума ДВС, обеспечивающая формирование ряда компонентов единого информационного пространства & laquo-ДВС»- и включающая: модели конструкции, рабочего цикла и структурного шума ДВС. Интегрированная методика позволяет значительно сократить временные затраты и повысить, качество получаемой- информации.
2. На основе предложенной методики с использованием современных информационных технологий разработаны подсистемы геометрического > моделирования < <��������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������
���������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������
���������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������
��сновным фактором, вызывающим. уменьшение уровня акустической мощности от рабочего процесса при увеличении К, является изменение диаметра цилиндра, так как спектральная плотность силового возбуждения конструкции от реализации рабочего процесса в цилиндре двигателя? пропорциональна площади поршня-
• при варьировании- коэффициента короткоходности К влияние изменения' при этом диаметра цилиндра-I), хода- поршня Б, массы двигателя-Мдвс, площади егошоверхности бдвсг Длины & iquest-две и спектральной плотности С (}ф)) силового фактора взаимно5 компенсируется, поэтому общий уровень акустической мощности- от перекладок поршней остается практически неизменным-
• влияние дм. ц и на уровень акустической мощности как от рабочего, процесса- так и от перекладок поршней- в заданных пределах изменения К несущественно.
5: Исследование изменения массово-геометрических- параметров. двигателей при. варьировании коэффициента короткоходности- К показало- что- с его увеличением-происходит следующее:
• при постоянстве амц масса дизелей уменьшилась на 0,3″. 0−9%, площадь-& bull- поверхности& raquo- увеличилась на 0,3.. 2,4%,. при-- этом наибольшие, изменения обеих величин относятся к двигателям К-образнои компоновки. На' пример, для дизеля. 8ЧН 12/12 масса уменьшилась на 4,6 кг (с 492,9 кг до 488−3 кг), аплощадь увеличилась & iexcl-на- 0−061 м2 (с 2,599 м² до 2,660 м2)-:
• в случае постоянства-/вц масса дизелейуменьшилась, на-5Д. 6,0%, а площадь поверхности — на 3,9. 7,7%, длина — на 5,8. 8,4%, причем., наибольшие изменения соответствуют двигателям- линейной- компоновки.
Так, масса дизеля 4ЧН 11/12,5 уменьшилась на 15,2 кг (с 286,2 кг до
2 2 ' ^ 271 кг), площадь поверхности — на 0,112 м (с 1,599 м до 1,487 м?), а длина & mdash-на. 0,063 м (с 0,818 м до 0,755 м). 6. Исследование влияния К на. параметры рабочего цикла показало, что с его ростом от 0−8 до 1,2, происходит ухудшение мощностных и экономических показателей^ что-, вызвано в основномфостом механических потерь, обусловленных увеличением средней скорости поршня.
7. Сравнение уровней структурного шума по ВСХ дизеля с наддувом (8ЧН 12/12) и без наддува (84 12/12) показало, что применение наддува приводит к снижению уровня его структурного шума по ВСХ на 1,1. 2,5 дБ. С использованием наддува можно получить одинаковую мощность при меньшей частоте вращения коленчатого вала (то есть дефорсировать двигатель, по частоте вращения коленчатого вала и, таким образом, уменьшить шум от перекладок поршней и износ деталей), и общий уровень шума дизеля 8ЧН 12/12 будет ниже, чем у 84 12/12. Так, Ие= 163 кВт соответствует 2600 мин& quot-1 для дизеля. 84 12/12 и 2000 мин& quot-1 — для 8ЧН 12/12. При этом общий уровень структурного шума* дизеля с наддувом меньше на 4,5 дБ.
8. Выполнены исследования влияния компоновочной, схемы и количества цилиндров двигателя на уровень его структурного шума1 по ВСХ, из результатов которых следует, что: уровень структурного1 шума К-образного двигателя, 6ЧН-11/12,5 от рабочего процесса выше на 4,5. 5,1 дБ, от перекладок — на 3,2 дБ, а суммарный уровень — на З, 7.. 4,4 дБ- чем двигателя бЧН 11/12,5 линейной компоновки. Причинами, этого являются большая площадь наружной' поверхности и меньшая длина К-образного двигателя- • уровни структурного шума от рабочего процесса, перекладок поршней и суммарный уровень структурного шума 6-цилиндрового двигателя > 6ЧН 11/12,5 на 3,2. 3,5 дБ больше, чем у 4-цилиндрового'4ЧН 11/12,5 из-за больших величин спектральной плотности силового фактора и площади поверхности.
9. С использованием разработанных подсистем и методики& gt- прогнозирования структурного шума показано, что величина зазора, А между юбкой поршня
1 и, стенкой цилиндра существенным образом влияет на уровень структурного шума от перекладок поршней. При увеличении, А от 0,06 мм до ОД 4 мм уровень структурного шума на номинальном, режиме работы возрастает на 4,7. 4,9 дБ независимо от компоновочной схемы и количества цилиндров двигателя. I N
130
Показать СвернутьГлава 1. Обзор литературы. Постановка цели и задач работы.
1.1. Структура акустического излучения ДВС.
1.1.1. Аэррдинамическйшшум- двигателя-.
1.1.2. Структурный-шум двигателя.
1.2. Источники и механизм образования структурного шума ДВС
1.2.1. Структурный шум от колебаний двигателя на подвеске.
1.2.2. Структурный шум от колебаний наружных поверхностей.
1.2. 3- Механизм образования’структурного шума ДВС.
1.3. Акустический баланс ДВС.
Г. 4: Методы исследования структурного шума-ДВС.
1.5. Применение современных информационных технологий при выполнении виброакустических исследований ДВС.
1. 5:1. Использование САЬ8-технологий в области виброакустики ДВС.
1.5.2. Состав и структура ЕИП & laquo-ДВС»- .•. 21-
1.5.3. Моделирование конструкции, рабочего процесса и структурного шума ДВС на различных этапах его жизненного цикла.
1.5.4. Использование систем трехмерного моделирования и инженерного анализа для решения задач виброакустики две.-. 28-
1.6. Методы снижения структурного шума ДВС.
1.7. Цель и задачи работы.
Глава 2: Моделирование структурного шума и конструкции двигателя внутреннего сгорания.
2.1. Модель для расчета акустической мощности основных источников структурного шума ДВС.
2.2. Моделирование структурного шума от рабочего процесса.
2.3. Методика расчета структурного шума от перекладок поршней.
2.4. Интегрированная методика и инструментарий для прогнозирования структурного шума двигателя внутреннего сгорания.
2.4.1. Подсистемы геометрического моделирования & laquo-КШМ»- и & laquo-МГР»-.
2.4.2. Подсистема & laquo-Рабочий цикл& raquo-.
2.4.3. Подсистема & laquo-Структурный шум& raquo-.:.
Глава 3. Расчетное исследование влияния параметров конструкции, рабочего процесса и режима работы двигателя на уровень его структурного шума.
3.1. Объекты исследования.
3.2. Программа исследования.
3.3. Результаты исследования.
3.4. Анализ результатов расчетного исследования.
3.4.1. Влияние частоты вращения коленчатого вала на уровень акустической мощности источников структурного шума
3.4.2. Влияние коэффициента короткоходности К на уровень структурного шума от рабочего процесса и перекладок поршней.
3.4.3. Влияние коэффициента короткоходности К на мощностные и экономические показатели двигателя.
3.4.4. Влияние наддува на уровень структурного шума ДВС. 3.4.5. Влияние компоновочной схемы и количества цилиндров на уровень структурного шума ДВС.
3.4.6. Влияние зазора между юбкой поршня и цилиндром на уровень структурного шума от перекладок поршней.
Глава 4. Экспериментальное определение уровня структурного шума
4.1. Цели исследования.
4.2. Методика определения акустической мощности дизеля
8ЧН 12/13 по внешней скоростной характеристике.
4.2.1. Экспериментальная установка и применяемое оборудование.
4.2.2. Обработка результатов измерения звукового давления.
Расчет акустической мощности.
4.3. Результаты экспериментального определения спектров и уровней звуковой мощности дизеля 8ЧН 12/13.
4.4. Расчет уровней звуковой мощности источников структурного шума дизеля 8ЧН 12/13 с использованием реализованной методики прогнозирования структурного шума.
Выводы.
1. Автоматизированное проектирование поршней // Автостр. за рубежом. — М., 1999. -№ 12. -С. 11−12.
2. Алексеев, И. В. Влияние способа компоновки двигателей автомобилей и тракторов на их акустические показатели / И. В. Алексеев // Снижение шума поршневых ДВС: сб. науч. тр. МАДИ М.: МАДИ, 1984. — С. 47−69.
3. Алексеев, И. В. Основы теории поршневых двигателей внутреннего сгорания с пониженными уровнями акустического излучения: дис.. д-ра техн. наук 05. 04. 02: защищена 17. 06. 1986 / Игорь Владимирович Алексеев- МАДИ (ГТУ). М., 1986. — 287 с.
4. Алексеев, И. В. Формирование требований к акустическим показателям автомобильных двигателей / И. В. Алексеев // Поршневые двигатели и топлива в XXI веке: сб. науч. тр. МАДИ (ГТУ) М.: МАДИ (ГТУ), 2003. -С. 168−172.
5. Алексеев, И. В. Акустически идеальные циклы поршневых ДВС / И. В. Алексеев // Двигателестроение. № 7. — М.: Машиностроение, 1983. — С. 3−7.
6. Али Исса Харти. Моделирование виброакустических характеристик источников структурного шума от соударений между элементами ДВС. дис. канд. техн. наук 05. 04. 02: защищена 18. 05. 2000 / Али Исса Хартии- МАДИ (ГТУ). М., 2000. — 257 е., ил.
7. Брилинг, Н. Р. Теория короткоходного двигателя / Н. Р. Брилинг // Труды лаборатории двигателей — М., 1957.
8. Галевко, В. В. Совершенствование акустических качеств, автомобильных V-образных дизелей: дис.. канд. техн. наук 05. 04. 02: защищена 18. 01. 1983 / Владимир Владимирович Галевко- МАДИ (ГТУ). М., 1983'. -256 с.
9. Двигатели внутреннего сгорания. В 3 кн. Кн. 1. Теория рабочих процессов ДВС: учебник для вузов/ В. Н. Луканин, К. А. Морозов, A.C. Хачиян и др.- под ред. В. Н. Луканина. — 3-е изд, перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 2007. 479! с.: ил.
10. Двигатели внутреннего? сгорания. В 3 кн. Кн. 2. Динамика и конструирование: учебник для вузов / В. Н. Луканин, И. В. Алексеев, М. Г. Шатров и др.- под ред. В. Н. Луканина и М. Г. Шатрова. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 2007. — 400 е.: ил.
11. Ерещенко, В. Е. Разработка мероприятий по уменьшению шума топ-ливоподающей аппаратуры дизелей: дис.. канд. техн. наук 05. 04. 02: защищена 25. 04. 1991 / Виктор Евгеньевич Ерещенко- МАДИ (ГТУ). М., 1990. -144 с.
12. Ерещенко, В. Е. Спектральный анализ силовых факторов, возникающих в топливном насосе высокого давления / В. Е. Ерещенко, C.B. Антонов //
13. Рабочие процессы в ДВС и их агрегатах: сб. науч. тр. МАДИ. М.: МАДИ (ГТУ), 1987. — С. 210−214.
14. Мыльнев- В. Ф. Шум и, вибрации поршневых двигателей. Источники, методы исследования: учебное пособие / В. Ф. Мыльнев, А. Б: Гасанов.
15. Новочеркасск: Изд-во ЮРГТУ, 2000. 92 е., ил.
16. Разумовский, М. А. Прогнозирование шумовых характеристик поршневых
17. J двигателей / М. А. Разумовский. — Минск.: 'Изд-во & laquo-Вышэйшая школа& raquo-, 1981. -39 с.
18. Руссинковский, B.C. Разработка метода расчета вибрации иструктурного шума корпусных деталей автомобильных дизелей: дис. канд. техн. наук. 05. 04. 02: защищена 09. 06. 2005 / B.C. Руссинковский- МГТУ им. Н. Э: Баумана. М., 2005. — 182 с.
19. Системы проектирования, технологической, подготовки производства1 иf управления этапами жизненного цикла промышленного продукта
20. CAD/C AM/PDM 2008): материалы 8-й международной конференции- под5 ред. Е.И. Артамонова-М.: Институт проблем управления РАН, 2008. i
gugn.ru