Основные термины и определения по системам и устройствам для смазки машин установлены ГОСТ 20765. В частности, под смазочной системой понимается совокупность устройств, обеспечивающих подачу смазочного материала к поверхностям трения, а также возврат его в смазочный бак. При этом должны обеспечиваться сохранность и очистка смазочного материала, контроль его поступления к трущимся поверхностям, предупредительная сигнализация при нарушении режима смазки узлов.
Различают циркуляционные и проточные смазочные системы. К циркуляционным относятся смазочные системы, в которых жидкий смазочный материал многократно проходит через узлы трения, все время оставаясь в смазочной системе. В проточных системах смазочный материал после прохождения через узел трения в систему не возвращается.
Смазочные системы выполняют индивидуальными или централизованными. В индивидуальных системах смазочный материал подается только к одной паре трения, в одну точку смазки. Индивидуальная смазка выполняется с помощью переносных или установленных на корпусах узлов трения масленок, ручных шприцев или закладкой смазки в корпуса подшипников. Закладкой пластичных смазок смазывают подшипники качения ряда открытых зубчатых передач, электрических машин, конвейерных роликов и многих других узлов. Смазкой заполняют примерно 2/3 свободного пространства корпуса подшипника. При большем количестве смазки в процессе работы подшипника возникает большое давление, вызывающее повреждение сальников и утечку смазочного материала.
Централизованные системы обеспечивают одним смазочным аппаратом (насосом) подачу смазки к нескольким точкам смазки. Такие системы применяют в сложных машинах с большим числом узлов трения, требующих непрерывной или достаточно частой смазки.
Подачу смазочных материалов к трущимся поверхностям осуществляют различными способами с использованием силы тяжести смазки, капиллярного давления, вязких свойств смазки или сил внешнего давления.
Используя силу тяжести жидких смазок, производят их подачу к узлам трения заливными масленками или капельными масленками с регулируемым игольчатым клапаном. Принцип капиллярного давления применяется в смазочных устройствах, содержащих фитили, войлочные или фетровые «подушки», пористые металлокерамические или пластмассовые втулки и т.п.
В закрытых механических передачах, оборудованных масляными ваннами, например в редукторах или коробках передач, шестерни и подшипники смазываются под действием сил вязкого трения при погружении (на 1/3 высоты зуба в зависимости от частоты вращения) вращающихся зубчатых колес в масло. Часть масла остается на зубьях, смазывая сопряженные колеса, а часть силой инерции и центробежной силой разбрызгивается, образуя масляный туман, который обеспечивает смазку подшипников и смежных шестерен.
Циркуляционной системой смазки под давлением от масляного насоса оборудуются ДВС, некоторые мощные редукторы, особенно при многорядном (по вертикали) размещении зубчатых колес, и ряд других механизмов.
Нагнетанием ручным плунжерным шприцем через шарнирные пресс-масленки или насосом централизованной системы смазываются многие подшипниковые узлы и шарнирные сочленения машин. Установка масленки на корпусе узла трения показана на рис. 6.8, а. В ряде случаев для этой цели применяют колпачковые масленки.
Рис. 6.8. Масленки:
а - пресс-масленка; б - колпачковая
Смазку закладывают в полости крышки 1 и корпуса 2. При навинчивании крышки на корпус смазка нагнетается к узлу трения. Колпачковые масленки (рис. 6.8, б) удобны в работе. Однако они не обеспечивают достаточного давления смазки, кроме того, часто повреждаются, так как выступают над корпусом.
На большинстве крупных машин непрерывного действия смазка труднодоступных или часто смазываемых подшипниковых узлов производится с помощью систем централизованной смазки.
Структура системы ручной централизованной подачи пластичной смазки показана на рис. 6.9. Смазка из резервуара 4 под действием силы тяжести поршня 3 поступает к плунжерному насосу 6, приводимому в действие рукояткой 5. Рукояткой 1 к насосу поочередно подключаются маслопроводы А и В, по которым через фильтры 7 смазка подается к блокам двухлинейных питателей 8, 9 и 10, обеспечивающих дозированную подачу ее по жестким или гибким трубопроводам индивидуально к каждому узлу трения. Число питателей в каждом блоке равно числу точек смазки механизма, для которого он предназначен. Например, блок 8 содержит четыре питателя и, следовательно, обеспечивает четыре точки смазки.
Рис. 6.9. Схема ручной централизованной смазки:
А, В - масляные магистрали;
1, 5 - рукоятки;
2 -манометр;
3 - поршень;
4 - резервуар для масла;
6 - насос плунжерный;
7 - фильтры;
8, 9, 10 -питатели двухлинейные для дозированной смазки к узлам трения
Схема устройства и работы двухлинейного питателя показана на рис. 6.10. При подключении ручного плунжерного насоса к магистрали А смазка под давлением поступает в полость питателя над золотником 2. Золотник перемещается вниз, соединяя магистраль А с полостью над поршнем 1 питателя. Одновременно полость под поршнем соединяется с выходным каналом 3, к которому присоединяется трубопровод, идущий к точке смазки. Под действием давления в магистрали А пространство над поршнем заполняется смазкой. При этом поршень перемещается вниз, вытесняя порцию смазки из нижней полости через выходной канал 3 к узлу трения, как это показано на позиции I.
Когда все питатели смазочной системы окажутся в позицииI, давление в магистрали А резко возрастет, что можно определить по показаниям манометра и по усилию на рукоятке насоса. После переключения насоса на магистраль В золотник 2 питателя займет верхнее положение и начнется следующий цикл работы: заполнение смазкой пространства под поршнем 1 и вытеснение к смазочной точке порции смазки из пространства над поршнем. Питатель переходит в позицию II.
Контроль поступления смазки к узлам трения осуществляется наблюдением за перемещениями штоков поршней питателей. Для этого в корпусе питателя предусмотрено застекленное отверстие. Если при переключении магистралей шток поршня остается неподвижным, то смазка к узлу трения не поступает.
На машинах с большим числом точек, требующих частой смазки, устанавливаются автоматизированные системы смазки. В отличие от ручной в автоматизированных системах смазочный насос приводится от электрического двигателя. Автоматическое переключение насоса на магистрали А и В осуществляется с помощью датчика давления, который устанавливается в конце наиболее длинного ответвления магистрали. Включение и отключение привода насоса обеспечивается реле времени в соответствии с установленным режимом смазывания.
studfiles.net
Категория:
Техническое обслуживание автомобилей
Условия смазывания деталейГлавным назначением смазочной системы является уменьшение износа трущихся поверхностей и механических потерь на трение за счет равномерной и достаточной подачи масла. Кроме этого, масло отводит от смазываемых поверхностей тепло и предохраняет их от коррозии. При достаточной подаче смазочного материала между взаимодействующими деталями в основном возникает полужидкостное трение, при котором нет полного разделения поверхностей взаимодействующих деталей слоем смазочного материала. При таком виде трения обеспечивается необходимая долговечность трущихся деталей и отвод от них тепла.
При недостаточном смазывании или неравномерной подаче смазочного материала к узлам и механизмам возникает полусухое трение, сопровождаемое повышенным изнашиванием сопряженных деталей и выделением значительного количества тепла, вследствие чего резко снижается работоспособность и механический к.п.д. двигателя. Нельзя допускать и избыточного смазывания, так как это приводит к попаданию масла в камеры сгорания и на электроды свечи зажигания, вследствие чего увеличивается нагарообразование на днищах поршней, в камерах сгорания и клапанах, что приводит к перегреву и перебоям в работе двигателя, а также к повышенному расходу масла.
Таким образом, для обеспечения заданного срока службы двигателя при минимальных потерях на трение в его узлах и механизмах необходимы наивыгоднейшие условия смазывания всех взаимодействующих поверхностей подвижных соединений.
В зависимости от условий работы узлов и механизмов двигателя смазочный материал к ним может подводиться несколькими способами, конструктивно объединенными в единую смазочную систему. В современных двигателях из-за наличия различных способов подачи масла к трущимся поверхностям сопряженных деталей смазочная система называется комбинированной и в ней применяются следующие способы смазывания: под давлением, капельное (разбрызгиваемым маслом) и масляным туманом.
Под давлением, создаваемым смазочным насосом, масло подводится к коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала, к подшипникам опорных шеек распределительного вала, к осям коромысел и верхним наконечникам штанг. В отдельных конструкциях под давлением смазываются втулки верхней головки шатуна и поршневые пальцы, а также обеспечивается периодическая подача масла на более нагруженную часть стенки цилиндра через отверстие в нижней головке шатуна.
Разбрызгиванием масла и масляным туманом смазываются кулачки распределительного вала, нижние наконечники штанг, направляющие втулки клапанов, механизмы вращения выпускных клапанов, зубчатые колеса газораспределения и другие детали.
Основными элементами любой смазочной системы являются смазочный насос, масляные фильтры и масляный радиатор. Принцип работы смазочной системы большинства двигателей заключается в следующем. Масло из поддона картера насосом нагнетается в полнопоточный фильтр тонкой очистки, из которого оно подается в главную магистраль, выполненную с двух сторон блока цилиндров в виде продольных (магистральных) смазочных каналов, откуда масло отводится по поперечным каналам к подшипникам коленчатого и распределительного валов и далее к другим точкам смазывания. По такому принципу работают смазочные системы V-образных двигателей ЗИЛ-130, 3M3-53-11, ЯМЗ-238 и др.
Читать далее: Устройство и работа смазочных систем
Категория: - Техническое обслуживание автомобилей
stroy-technics.ru
Смазочная система двигателя - это совокупность устройств (механизмов и приборов), соединенных между собой маслопроводами и обеспечивающих очистку и подведение смазочного материала к поверхностям трения сопряженных деталей в необходимом количестве при определенной температуре и под определенным давлением.
В современных двигателях внутреннего сгорания смазка к трущимся поверхностям деталей может подводиться под давлением с непрерывной подачей; под давлением с периодической (пульсирующей) подачей и разбрызгиванием.
В зависимости от способа подвода смазки к трущимся поверхностям деталей смазочные системы подразделяются на три группы: разбрызгивание, под давлением и комбинированные.
При системе первого типа смазка (моторное масло), залитая в картер двигателя, захватывается и разбрызгивается движущимися деталями (шатунами, коленчатым валом), создавая масляный туман. Капельки масла оседают на поверхности деталей, смазывают их, а затем опять стекают в картер. Обычно смазочная система разбрызгиванием применяется на маломощных пусковых двигателях (П-23 и др.).
При смазывании под давлением масло постоянно подается к трущимся поверхностям деталей специальным насосом.
При комбинированной смазочной системе двигателя часть деталей смазывается под давлением, а часть - разбрызгиванием. Такой тип смазочной системы позволяет обеспечить различную интенсивность смазывания трущихся поверхностей в зависимости от условий работы.
В кривошипно-шатунном механизме, воспринимающем большие нагрузки, наблюдаются наибольшие потери на трение. В особенно тяжелых условиях работают коренные и шатунные шейки и подшипники коленчатого вала, оси шестерен, опорные шейки распределительного вала. К этим поверхностям смазка поступает под давлением непрерывным потоком.
Клапанный механизм, упорные фланцы распределительного вала и некоторые другие детали двигателя работают в менее напряженных условиях. К этим деталям масло подается под давлением пульсирующим потоком (через строго определенные промежутки времени). Кроме того, избыточная подача масла, например клапанному механизму, может привести к повышенному расходу его в результате просачивания в цилиндр по зазору между стержнем клапана и направляющей втулкой на такте впуска.
Для поршней, цилиндров, кулачков распределительного вала, клапанов, шестерен привода газораспределительного механизма и других деталей двигателя нужно менее интенсивное смазывание, поэтому масло к этим деталям поступает разбрызгиванием. Излишнее смазывание зеркала цилиндра, а значит, и поршня приведет неизбежно к поступлению масла в камеру сгорания, что может вызвать образование нагара в канавках (закоксовывание поршневых колец), лакообразование на днище поршня, а также повышенный расход масла.
Схема смазочной системы двигателя.
В большинстве двигателей используют комбинированную смазочную систему. К наиболее нагруженным деталям масло подается под давлением, а к остальным - разбрызгиванием и самотеком.Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, некоторые детали клапанного механизма, втулки распределительных шестерен.По наклонным каналам коленчатого вала масло попадает в полость шатунных шеек, где дополнительно очищается, и, выходя на поверхность шеек, смазывает шатунные подшипники.
По каналу в одной из шеек распределительного вала масло пульсирующим потоком подается в вертикальный канал блока и по каналам в головке и наружной трубке - в пустотелую ось 12 коромысел. Через отверстия в валике коромысел масло поступает к их втулкам и, стекая по штангам, смазывает толкатели и кулачки распределительного вала.
Стенки цилиндров и поршней, поршневые пальцы, распределительные шестерни смазываются разбрызгиванием. Масло, вытекающее из подшипников коленчатого вала и стекающее с клапанного механизма, разбрызгивается быстровращающимися коленчатым валом на мелкие капли, образуя масляный туман. Капельки масла, оседая на поверхности цилиндров, поршней, кулачков распределительного вала, смазывают их и стекают в поддон картера, откуда масло вновь начинает свой путь.
Поршневой палец смазывается капельками масла, которые попадают в отверстия верхней головки шатуна. В двигателях, имеющих канал в стержне шатуна, поршневой палец смазывается под давлением.
cyberpedia.su
Неисправности системы смазки двигателя и способы ремонта
Основными неисправностями системы смазки являются :
Причины неисправностей системы смазки двигателя и способы их ремонта весьма разнообразны. Следует иметь в виду, что нормальная работа системы смазки обусловливает долговечность двигателя в целом. Даже кратковременное нарушение бесперебойного снабжения маслом трущихся поверхностей неизбежно приводит к серьезной поломке.
Контроль за давлением масла осуществляется по масляному манометру. Новые автомобили, кроме манометра, имеют еще контрольную лампочку, которая загорается при падении давления в системе ниже допустимого предела.
Повышенное давление масла в системе может быть вызвано высокой вязкостью масла. Несмотря на целый ряд положительных моментов, повышенная вязкость масла оказывает и отрицательное влияние на работу двигателя, ибо увеличиваются механические потери, то есть увеличивается скорость износа деталей, расход топлива и снижается эффективная мощность двигателя.
Таким образом, система смазки должна быть заправлена маслом определенной вязкости, рекомендуемой заводом-изготовителем. В виде исключения для двигателей с повышенной степенью износа подшипников коленчатого вала допускается применение масла более высокой вязкости. Вязкость определяется при помощи полевого шарикового вискозиметра и может находиться в пределах 6—20 cст при температуре 20°.
Пониженное давление масла в двигателе обычно бывает следствием увеличения зазоров в подшипниках коленчатого вала. Установлено, что при этом масло, проходя под давлением через зазоры, образует в картере густой масляный туман, который удаляется системой вентиляции картера. Кроме того, при нормальной эксплуатации двигателя одновременно возрастают зазоры и в цилиндро-поршневой группе. Поэтому понижение давления масла в системе сопровождается, как правило, повышенным расходом его на угар и унос. Отработанные газы приобретают синий оттенок. По этим признакам- легко установить истинную причину понижения давления.
При разжижении масла топливом или водой снижается его вязкость и понижается давление в системе. Топливо попадает в масло при неработающей свече или форсунке, а также вследствие повышенных зазоров в цилиндропоршневой группе.
Если вода просачивается в систему смазки через неплотности прокладки головки блока, необходимо подтянуть гайки крепления головки блока динамометрическим ключом, соблюдая правила подтягивания. При нарушении уплотнения гильз цилиндров заменяют уплотнительные кольца или прокладки. Блоки цилиндров, имеющие трещины, как правило, выбраковываются, а иногда подвергаются ремонту.
Наличие в масле топлива можно определить простейшими физико-химическими анализами пробы масла. При попадании топлива в масло необходимо уточнить, каким путем это происходит. В неработающем цилиндре топливо стекает по стенкам в картер. Неработающий цилиндр можно выявить способом последовательного отключения цилиндров. Если топливо попадает в систему смазки дизельного двигателя, необходимо снять крышки клапанных коробок и тщательно проверить места присоединения топливопроводов к форсункам. Затем пустить двигатель и дать ему поработать 3—4 мин. при 1700—1900 об/мин. Место пропуска топлива определяется по каплям топлива, которые появляются в соединениях топливопроводов. Если топливо не просачивается, но масло разжижается, необходимо снять форсунки и проверить их герметичность при помощи прибора.
В карбюраторном двигателе топливо может попадать в картер из-за разрыва диафрагмы топливного насоса. Обычно это сопровождается перебоями подачи топлива в карбюратор, поэтому по совокупности этих признаков неисправность нетрудно выявить.
Давление в системе смазки зависит также от сопротивления масляных фильтров. При отклонении давления масла от нормы необходимо промыть фильтрующий элемент фильтра грубой очистки, сетку маслоприемника, жиклеры ротора центрифуги. Следует проверить исправность клапанов системы: редукционного клапана нагнетательной секции масляного насоса, предохранительного клапана радиаторной секции и сливного клапана системы.
Утечка масла через неплотности соединения трубопроводов, сальники, прокладки устраняется подтягиванием соединений на резьбе, заменой сальников или прокладок и других изношенных деталей.
Если в системе смазки при наличии масла и исправном указателе вообще отсутствует давление масла, двигатель необходимо немедленно остановить. Наиболее вероятной причиной резкого падения давления может быть повреждение масляной магистрали или привода масляного насоса. После выяснения причины неисправности производится соответствующий ремонт.
http://avtolegko.ru
legkoe-delo.ru
Дата публикации 22.03.2013 10:24
Система смазки автомобиля предназначена для снижения трения, устранения продуктов износа и охлаждения поверхностей. Подвод масла в зазор между соприкасающимися (трущимися) поверхностями – цилиндром и поршнем – увеличивает компрессию мотора и делает соединение более плотным.
К маслу, применяемому в смазочной системе, предъявлены разные требования. Оно должно иметь определенный показатель вязкости, минимальную температуру застывания, высокую термоокислительную способность, максимальную температуру вспышки. Кроме того, смазка должна отличаться минимальным коксовым числом. Она должна быть очищенной – в ней не должно быть примесей (щелочей, минеральных кислот, серы, воды) и прочих механических включений.
Перечисленным требованиям в большей степени соответствуют материалы, полученные из нефти. Также достаточно распространены и синтетические масла. Однако они, в сравнении с минеральными, имеют большую стоимость, но, вместе с этим, превосходят их по качеству.
Система смазки двигателя предусматривает несколько вариантов подвода масла. Материал может подаваться самотеком, под давлением или посредством разбрызгивания. В конструкциях современных автомобилей используются, как правило, все виды подачи масла. Такая система получила название «комбинированная система смазки двигателя». В этом случае, как правило, масло не скапливается на дне полости, где осуществляется вращение кривошипа. Комбинированный метод получил наибольшее распространение в конструкциях четырехтактных моторов, в которых применяется циркуляционная система смазки с сухим картером.
Масло от коленвала (шатунных шеек) по специальным отверстиям может подводиться к поршневому пальцу или из шатунного канала разбрызгиваться на стенки цилиндра мотора при совпадении каналов шатунной шейки и шатуна. Отсюда же масло методом разбрызгивания может подаваться на кулачки распредвала при его нижней позиции. При вытекании в зоне соприкосновения трущихся деталей, которые смазываются под давлением, смазка поступает на части ГРМ (толкатели, стержень клапана, штанги, цепь привода) самотеком. Вращаясь, коленвал разбивает капли масла и создает «туман». Это способствует понижению трения соприкасающихся деталей.
К маслу, которое подается насосом, предъявляются достаточно жесткие требования по степени очистки. В связи с этим система смазки двигателя оснащена и целым рядом фильтров.
На маслозаборнике насоса установлен первый, обычно сетчатый, фильтр. Далее предусмотрено несколько способов очистки:
Система смазки двигателя оснащается и устройствами, предназначенными для поддержания оптимальной температуры функционирования системы, а также обеспечивающими действие в аварийном режиме. К основным параметрам, определяющим функционирование, относятся температура и давление. С учетом типа конструкции мотора определяется и оптимальный показатель давления (в пределах 1-8 кг/см2).
Кроме того, предельные величины определяются и в соответствии с режимом работы двигателя. Обеспечивает поддержание давления на нужном уровне редукционный клапан. Эта деталь способствует ограничению давления до необходимого показателя. Установка этого клапана осуществляется в главной магистрали либо на масляном насосе непосредственно.
На случай отказа полнопоточного фильтра предусматривается в конструкции перепускной клапан. Он позволяет подавать масло мимо фильтра. Поддержание необходимого теплового режима обеспечивается за счет передачи части масла по особому каналу к радиатору охлаждения от насоса.
О том, как выжить при ДТП, читайте на страницах нашего сайта.
Опубликовано в Транспорт
www.vigivanie.com
2672 47
ОП ИСАН ИЕ
ИЗОБРЕТЕНИ Я
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Сова Советокил
Соииалиотичеокил
Респчблик
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 15.1.1968 (№ 1211824/24-6) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 0!.IV.1970. Бюллетень № 12
Дата опубликования описания 9ХП.1970
Кл. 46с, 2
Комитет по делам изобретеииЯ и открытий ори Совете Миииотрое
СССР
МПК G Olm
УДК 621.892.8(088.8) Авторы изобретения
Заявитель
С. Е. Васьковский, Н. С. Пасечников и Н. М. Хмелевой
Государственный всесоюзный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский технологический институт ремонта и эксплуатации машинно-тракторного парка
СПОСОБ СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ
ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
Предмет изобретения
Известны способы смазки двигателей внутреннего сгорания с заливкой масла в картер двигателя.
Предлагаемый способ отличается тем, что в картер двигателя через каждые 100 — 120 моточасов добавляют многофункциональную присадку в количестве, необходимом для восстановления нейтрализующих и моющих свойств масла. Это позволяет повысить стабильность свойств масла при эксплуатации, продлить срок его службы до смены и снизить износы деталей двигателя.
Способ смазки двигателя внутреннего сгорания с заливкой масла в картер двигателя, отлича ощийся тем, что, с целью повышения стабильности свойств масла при эксплуатации, в картер двигателя через каждые 100 — 120 моточасов добавляют многофункциональную присадку в количестве, необходимом для вос10 становления нейтрализующих и моющих свойств масла.
Похожие патенты:
Изобретение относится к двигателестроению и эксплуатации двигателей внутреннего сгорания (ДВС)
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в системах смазки ДВС, агрегатов и узлов трансмиссий и ходовой части машин
Изобретение относится к стабилизации эксплуатационных свойств (СЭС) моторных масел (ММ) в двигателях внутреннего сгорания (ДВС) и оптимизации трибохимического режима (ОТР) в масляной системе (МС) ДВС
Изобретение относится к машиностроению, к смазочным ремонтно-восстановительным композициям с твердыми присадками, применяемым при приработке и восстановлении трущихся поверхностей эксплуатируемых двигателей внутреннего сгорания
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в системах смазки двигателей внутреннего сгорания (ДВС), других машин и механизмов, эксплуатирующихся на маслах с многофункциональными присадками
Изобретение относится к двигателестроению, смазочным материалам, технической эксплуатации двигателей внутреннего сгорания (ДВС) и может быть использовано в системе смазки ДВС для стабилизации и улучшения физико-химических свойств работающего масла, а также для регенерации отработанного масла одинаковой марки путем долива его "на угар" вместо свежего
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к установкам для регенерации смазочных масел
Способ смазки двигателя внутреннего сгорания
www.findpatent.ru
Изобретение относится к области машиностроения, преимущественно двигателестроения, и может быть использовано в отраслях народного хозяйства, где применяются для смазывания деталей машин и механизмов жидкие смазки (керосин, масло, гидросмесь). Способ заключается в том, что подачу потока жидкой смазки осуществляют со скоростью и направлением движения, совпадающими со скоростью и направлением движения смазываемой поверхности, при этом давление в системе смазки на всех установившихся и переходных режимах работы машины должно быть выше давления насыщенных паров используемой жидкой смазки. Изобретение позволяет повысить надежность и долговечность ответственных узлов машин, а народному хозяйству получить экономию сырьевых, трудовых и финансовых ресурсов.
Изобретение относится к области машиностроения, преимущественно двигателестроения, и может быть использовано в отраслях народного хозяйства, в которых для смазывания деталей машин и механизмов используются жидкие смазки (керосин, моторное масло, гидросмесь).
Известен способ смазывания деталей машин, включающий подачу жидкой смазки в зону трения (Справочник по триботехнике, том 1. Теоретические основы. /Под редакцией М.Хебды. М.: Машиностроение, 1989). При известном способе смазывания деталей происходит взаимодействие потока жидкой смазки со смазываемой поверхностью, имеющими разные скорости и направления движения, что приводит к их соударению, разрушению сплошности потока смазки с возникновением кавитационных режимов течения. Основным требованием, предъявляемым к жидким смазкам, является требование по обеспечению на поверхности трения прочных и устойчивых смазочных пленок, исключающих сухое трение между трущимися деталями. Препятствием к достижению указанного требования является кавитация, возникающая при соударении потока жидкой смазки со смазываемой деталью. Кавитация приводит к образованию в жидкой смазке газовых пузырьков, которые ухудшают охлаждение смазываемых деталей, а при попадании в зону трения могут приводить кратковременно к сухому трению. Захлопывание газовых пузырьков сопровождается эрозионным разрушением материала деталей с образованием большого количества мелких металлических частиц и возникновением ультразвуковых колебаний в жидкой смазке. Ультразвуковые колебания вызывают кавитационную коагуляцию, при которой из мелких металлических частиц образуются более крупные частицы, приводящие к увеличению сил трения между трущимися деталями. Таким образом, возникновение в потоке жидкой смазки кавитации не позволяет достичь требуемого качества смазывания и охлаждения трущихся деталей машин, что существенно снижает их надежность и долговечность. Подтверждением низкого качества смазывания и охлаждения деталей является опыт эксплуатации высоконагруженных подшипников опор авиационных двигателей, имеющих массовые случаи разрушений в широком диапазоне наработок, причины разрушений которых в большом количестве случаев не были установлены. Недостатком известного способа смазывания деталей машин жидкой смазкой является возникновение кавитации при взаимодействии потока жидкой смазки со смазываемой деталью, препятствующей созданию на поверхностях трения прочных и устойчивых смазочных пленок. Целью настоящего изобретения является устранение недостатка известного способа смазывания деталей машин жидкой смазкой путем исключения условий возникновения кавитации в потоке жидкой смазки при взаимодействии его со смазываемыми деталями. Поставленная цель достигается тем, что подачу потока жидкой смазки осуществляют со скоростью и направлением движения, совпадающими со скоростью и направлением движения смазываемой поверхности, при этом давление в системе смазки на всех установившихся и переходных режимах работы машины должно превышать давление насыщенных паров используемой жидкой смазки. Предложенный способ смазывания деталей машин жидкой смазкой позволит исключить условия возникновения кавитации при взаимодействии потока жидкой смазки со смазываемой деталью, образует на поверхностях трения прочные и устойчивые смазочные пленки, улучшит охлаждение смазываемых деталей и предотвратит сухое трение между ними. Использование предложенного способа смазывания деталей жидкой смазкой повысит надежность и долговечность ответственных узлов машин, а народное хозяйство получит экономию сырьевых, трудовых и финансовых ресурсов.Формула изобретения
Способ смазывания деталей машин жидкой смазкой, включающий подачу потока жидкой смазки в зону трения, отличающийся тем, что подачу потока жидкой смазки осуществляют со скоростью и направлением движения, совпадающими со скоростью и направлением движения смазываемой поверхности, при этом давление в системе смазки на всех установившихся и переходных режимах работы машины должно быть выше давления насыщенных паров используемой жидкой смазки.Похожие патенты:
Изобретение относится к машиностроению, в частности, к технике смазки, и может быть использовано для смазки узлов трения, испытывающих значительные нагрузки, например крестовин автомобилей, механизмов подъемных кранов
Изобретение относится к тречию л износу в частности к мсделирозанию оежч мое граничной смазки при исследованиях триботехнических характеоисти гранично го трения Цель изобретения - овышечие точности моделирования граничного слоя смазки Фиксированная толщина граничного слоя достигается за счет подачи ее в парообразном состоянии и последующей абсорбции на поверхности трения Интенсивность осаждения изменяется в зависимости от температуры подогрева и скорости враще ния контробразца а толщина граничных слоев смазки определяется за один оборот последнего расчетно-экс пери ментальным методом по формуле д -Gv/hx/o q3,6 lOJ где G вес CM JSKH, w - скорость вращения h - ширина контробразца, р - плотность мапа
Изобретение относится к смазочной технике и может быть использовано в системах централизованного маслоснабжения
Изобретение относится к машиностроению к устройствам подачи смазки и может быть использовано в электромашиностроении для подачи смазки в узлы трения, например электродвигателей
Изобретение относится к механическому оборудованию, позволяет осуществлять периодически автоматическую подачу масла к узлам смазки, используя давление столба воды и выталкивающую силу ее при функциональном погружении затвора в воду, и регулировать величину периода, через которое масло подается к узлам смазки
Изобретение относится к транспортной технике, в частности к роликам ленточных конвейеров
Изобретение относится к системе смазки трансмиссии
Изобретение относится к военным гусеничным машинам, в частности к системе гидроуправления и смазки трансмиссии военных гусеничных машин. Устройство для обеспечения работоспособности системы гидроуправления и смазки трансмиссии военной гусеничной машины при отрицательных температурах окружающего воздуха содержит нагнетающий насос, откачивающие насосы левой и правой бортовых коробок передач, откачивающий насос входного редуктора, масляный бак, соединительные трубопроводы. В систему гидроуправления и смазки трансмиссии дополнительно установлены блок контроля и выдачи команд, пульт управления, подогреватели масла в бортовых коробках передач и входном редукторе, датчики температуры масла в бортовых коробках передач, в входном редукторе и в масляном баке, указатель уровня масла в масляном баке. Блок контроля и выдачи команд соединен с пультом управления, подогревателями масла, датчиками температуры масла и указателем уровня масла. Достигается улучшение работы системы гидроуправления и смазки трансмиссии военной гусеничной машины при отрицательных температурах окружающего воздуха за счет поддержания необходимого уровня вязкости масла в агрегатах трансмиссии путем его разогрева. 1 ил.
Изобретение относится к области машиностроения, преимущественно двигателестроения, и может быть использовано в отраслях народного хозяйства, где применяются для смазывания деталей машин и механизмов жидкие смазки
www.findpatent.ru