ДВС РОТОРНЫЙ EMDRIVE РАСКОКСОВКА HONDAВИДЫ

Open Library - открытая библиотека учебной информации. Синхронные реактивные двигатели


§ 23.2. Синхронные реактивные двигатели

Отличительная особенность синхронных реактивных двигате­лей (СРД) — отсутствие у них возбуждения со стороны ротора. Основной магнитный поток в этом двигателе создается исключи­тельно за счет МДС обмотки статора. В двух- и в трехфазных СРД эта МДС является вращающейся.

Для выяснения принципа действия СРД обратимся к выраже­нию электромагнитного момента явнополюсной синхронной ма­шины [см. (21.10)], из которого следует, что если отключить об­мотку возбуждения (=0), то основная составляющая момента становится равной нулю и на ротор машины продолжает действо­вать лишь реактивная составляющая момента [см. (21.12)]

Принцип действия СРД заключается в следующем. При вклю­чении обмотки статора в сеть возникает вращающееся магнитное

Рис.23.4. Принцип действия синхронного реактивного двигателя

поле. Как только ось этого поля займет положение в про­странстве расточки статора, при котором она будет смещена относительно продольной оси невозбужденных полюсов ротора на угол в сторону вращения (рис. 23.4, а), между полюсами этого поля и выступающими полюсами невозбужденного ротора возникнет реактивная сила магнитного притяжения полюса ротора к полюсу вращающегося поля статора . Вектор этой силы смещен относительно продольной оси ротора также на угол ,поэтому сила имеет две составляющие: нормальную , направленную по продольной оси ротора, и тангенциальную , на­правленную перпендикулярно продольной оси полюсов ротора. Совокупность тангенциальных составляющих реактивных сил на всех полюсах невозбужденного ротора создаст вращающий ре­активный момент , который будет вращать ротор с синхроннойчастотой . С ростом механической нагрузки на вал СРД угол увеличивается и момент Мр растет.

Однако при значении угла = 90° реактивный момент Мр = 0. Такая зависимость момента Мр от угла является принципиаль­ной для реактивного момента, отличающей его от основной со­ставляющей электромагнитного момента синхронного двига­теля с возбужденным ротором (см. рис. 22.2, график 1), который при =90° имеет максимальное значение. Из рис. 23.4, б видно, что при = 90° реактивные силы магнитного притяжения , действующие на каждый полюс невозбужденного ротора, взаимно уравновешиваются и реактивный момент . Максимальноезначение реактивного момента наступает при значении угла = 45°. Поэтому зависимость реактивного момента Мр от угла определяется выражением

(23.1)

Графически эта зависимость представлена кривой 2 на рис.22.2. Непременное условие создания реактивного момента Мр - явнополюсная конструкция ротора, так как только в этом случае .

Мощность СРД и развиваемый им момент меньше, чем у синхронного двигателя с возбужденными полюсами ротора. Объясняется это тем, что у СРД из-за отсутствия магнитного потока ротора ) ЭДС Е0 = 0, поэтому основная составляющая электромагнитного момента

= 0 [см. (21.11)] и электромагнитный момент СРД определяется лишь реактивной составляющей (=Мр). Поэтому при одинаковых габаритах синхронного двигателя с возбужден­ными полюсами ротора и СРД мощность на валу и развиваемый момент у СРД намного меньше.

Рис. 23.5. Конструкция роторов синхронного реактивного двигателя

К недостаткам СРД следует также отнести невысокие значе­ния коэффициента мощности и КПД. Объясняется это значитель­ным намагничивающим током статора, так как возбуждение СРД происходит за счет магнитного поля статора.

В СРД применяют асинхронный пуск. Для этого ротор снабжают короткозамкнутой пусковой клеткой. На рис. 23.5, а показа­ми традиционная конструкция ротора СРД, отличающаяся от ротора асинхронного двигателя лишь наличием впадин, обеспечивающих ротору явнополюсную конструкцию. Чем больше эти впадины, тем больше отношение , а следовательно, и реактивный момент Мр. Однако с увеличением впадин растет средняя величина воздушного зазора, что ведет к повышению намагничивающего тока статора, а следовательно, к снижению энергетических показателей двигателя — коэффициента мощности и КПД. Кроме того, с увеличением впадин сокращаются размеры пусковой клетки, что ведет к уменьшению асинхронного момента, т. е. к уменьшению пускового момента и момента входа в синхро­низм.

Наилучшие результаты дает следующее соотношение разме­ров ротора:

и .

В этом случае удается добиться отношения 2.

Более совершенна секционированная конструкция ротора СРД, представляющая собой цилиндр, в котором стальные полосы 2 залиты алюминием 1(рис. 23.5). Такая конструкция ротора позволяет получить отношение . За счет этого суще­ственно возрастает момент Мртах при сохранении намагничиваю­щего тока на допустимом уровне.

На торцах секционированного ротора имеются отлитые из алюминия кольца, замыкающие алюминиевые прослойки ротора, образуя короткозамкнутую пусковую клетку.

Простота конструкции и высокая эксплуатационная надежность обеспечили СРД малой мощности широкое применение и устройствах автоматики для привода самопишущих приборов, и устройствах звуко- и видеозаписи и других установках, требующего строгого постоянства частоты вращения.

studfiles.net

§ 23.2. Синхронные реактивные двигатели

Отличительная особенность синхронных реактивных двигате­лей (СРД) — отсутствие у них возбуждения со стороны ротора. Основной магнитный поток в этом двигателе создается исключи­тельно за счет МДС обмотки статора. В двух- и в трехфазных СРД эта МДС является вращающейся.

Для выяснения принципа действия СРД обратимся к выраже­нию электромагнитного момента явнополюсной синхронной ма­шины [см. (21.10)], из которого следует, что если отключить об­мотку возбуждения (=0), то основная составляющая момента становится равной нулю и на ротор машины продолжает действо­вать лишь реактивная составляющая момента [см. (21.12)]

Принцип действия СРД заключается в следующем. При вклю­чении обмотки статора в сеть возникает вращающееся магнитное

Рис.23.4. Принцип действия синхронного реактивного двигателя

поле. Как только ось этого поля займет положение в про­странстве расточки статора, при котором она будет смещена относительно продольной оси невозбужденных полюсов ротора на угол в сторону вращения (рис. 23.4, а), между полюсами этого поля и выступающими полюсами невозбужденного ротора возникнет реактивная сила магнитного притяжения полюса ротора к полюсу вращающегося поля статора . Вектор этой силы смещен относительно продольной оси ротора также на угол ,поэтому сила имеет две составляющие: нормальную , направленную по продольной оси ротора, и тангенциальную , на­правленную перпендикулярно продольной оси полюсов ротора. Совокупность тангенциальных составляющих реактивных сил на всех полюсах невозбужденного ротора создаст вращающий ре­активный момент , который будет вращать ротор с синхроннойчастотой . С ростом механической нагрузки на вал СРД угол увеличивается и момент Мр растет.

Однако при значении угла = 90° реактивный момент Мр = 0. Такая зависимость момента Мр от угла является принципиаль­ной для реактивного момента, отличающей его от основной со­ставляющей электромагнитного момента синхронного двига­теля с возбужденным ротором (см. рис. 22.2, график 1), который при =90° имеет максимальное значение. Из рис. 23.4, б видно, что при = 90° реактивные силы магнитного притяжения , действующие на каждый полюс невозбужденного ротора, взаимно уравновешиваются и реактивный момент . Максимальноезначение реактивного момента наступает при значении угла = 45°. Поэтому зависимость реактивного момента Мр от угла определяется выражением

(23.1)

Графически эта зависимость представлена кривой 2 на рис.22.2. Непременное условие создания реактивного момента Мр - явнополюсная конструкция ротора, так как только в этом случае .

Мощность СРД и развиваемый им момент меньше, чем у синхронного двигателя с возбужденными полюсами ротора. Объясняется это тем, что у СРД из-за отсутствия магнитного потока ротора ) ЭДС Е0 = 0, поэтому основная составляющая электромагнитного момента

= 0 [см. (21.11)] и электромагнитный момент СРД определяется лишь реактивной составляющей (=Мр). Поэтому при одинаковых габаритах синхронного двигателя с возбужден­ными полюсами ротора и СРД мощность на валу и развиваемый момент у СРД намного меньше.

Рис. 23.5. Конструкция роторов синхронного реактивного двигателя

К недостаткам СРД следует также отнести невысокие значе­ния коэффициента мощности и КПД. Объясняется это значитель­ным намагничивающим током статора, так как возбуждение СРД происходит за счет магнитного поля статора.

В СРД применяют асинхронный пуск. Для этого ротор снабжают короткозамкнутой пусковой клеткой. На рис. 23.5, а показа­ми традиционная конструкция ротора СРД, отличающаяся от ротора асинхронного двигателя лишь наличием впадин, обеспечивающих ротору явнополюсную конструкцию. Чем больше эти впадины, тем больше отношение , а следовательно, и реактивный момент Мр. Однако с увеличением впадин растет средняя величина воздушного зазора, что ведет к повышению намагничивающего тока статора, а следовательно, к снижению энергетических показателей двигателя — коэффициента мощности и КПД. Кроме того, с увеличением впадин сокращаются размеры пусковой клетки, что ведет к уменьшению асинхронного момента, т. е. к уменьшению пускового момента и момента входа в синхро­низм.

Наилучшие результаты дает следующее соотношение разме­ров ротора:

и .

В этом случае удается добиться отношения 2.

Более совершенна секционированная конструкция ротора СРД, представляющая собой цилиндр, в котором стальные полосы 2 залиты алюминием 1(рис. 23.5). Такая конструкция ротора позволяет получить отношение . За счет этого суще­ственно возрастает момент Мртах при сохранении намагничиваю­щего тока на допустимом уровне.

На торцах секционированного ротора имеются отлитые из алюминия кольца, замыкающие алюминиевые прослойки ротора, образуя короткозамкнутую пусковую клетку.

Простота конструкции и высокая эксплуатационная надежность обеспечили СРД малой мощности широкое применение и устройствах автоматики для привода самопишущих приборов, и устройствах звуко- и видеозаписи и других установках, требующего строгого постоянства частоты вращения.

studfiles.net

§ 7.5. Реактивный двигатель

Реактивный синхронный двигатель не имеет обмотки возбуж­дения. Ротор реактивной машины выполняется с явновыраженными полюсами. Возбуждение машины происходит вследствие на­магничивания ротора вращающимся магнитным полем статора. При этом ротор стремится занять по отношению к статору такое положение, при котором его магнитное сопротивление было бы наименьшим. Так как поле статора вращается с синхронной ско­ростью, то начинает вращаться с той же скоростью и ротор, втяги­ваясь в синхронизм. Возбуждение машины происходит за счет ,реактивной составляющей тока, поступающего из сети. реактивная со­ставляющая тока создает продольный магнитный поток, который и является потоком возбуждения машины. _

Исходя из уравнения электромагнитной мощности для явно-полюсной синхронной машины и полагая Е0=0, получаем урав­нение для РЭМ реактивного двигателя:

Отсюда следует, что максимальное значение Рэм имеет при sin2=l, т. е. при 45°:

Для получения наибольшей электромагнитной мощности надо, чтобы разность хd xq, была как можно больше. Это достигается соответствующим конструктивным исполнением ротора. Обычно у реактивных синхронных двигателей отношение.

Пусковой момент у реактивных двигателей создается за счет взаимодействия вращающегося магнитного поля с вихревым током в массивных частях ротора.

Реактивные синхронные двигатели небольшой мощности в на­стоящее время имеют весьма широкое распространение в схемах сигнализации, телемеханики, связи и т. д. Недостатками двигате­лей являются сравнительно небольшой к. п. д. и коэффициент мощ­ности, большие размеры и масса. В то же время простота конструк­ции, отсутствие скользящих контактов, малая стоимость в зна­чительной степени компенсируют их недостатки.

§ 7.6. Потери и коэффициент полезного действия синхронных машин

У синхронных машин так же, как и у машин постоянного тока, имеются электрические РM, магнитные РСТ потери на возбуждение РB, механические РMEX и добавочные РДОБ потери. К добавоч­ным относятся потери в полюсных наконечниках или в поверхност­ном слое бочки ротора.

На рис. 7.7, а дана энергетическая диаграмма синхронного гене­ратора. Часть мощности первичного двигателя P1, подводимой к генератору, затрачивается на покрытие механических потерь РMEX потерь в стали РСТ и потерь на возбуждение РВ. Мощность, получающаяся за вычетом этих потерь, является электромагнитной мощностью PЭM. Она передается в статор в результате взаимодей­ствия основного магнитного потока с токами в статоре, т. е - элек­тромагнитным путем.

Полезная мощность Р2 получается в результате вычитания из электромагнитной мощности PЭM потерь в меди РМ, возникающих в обмотке статора при работе машины под нагрузкой. Эти потери у машин средней мощности составляют менее 1% и практически ими можно пренебречь, тогда Р2=РЭМ.

Потери на возбуждение складываются не только из потерь в обмотке возбуждения синхронного генератора, но и из потерь в возбудителе, когда он установлен на одном валу с генератором, и потерь в реостатах возбуждения.

Механические потери включают в себя потери на трение в под­шипниках и вращающихся частей о воздух, а также потери на вентиляцию. У быстроходных машин эти потери значительно возрастают за счет увеличения потерь на трение о воздух и дос­тигают 50—60% всех потерь. Добавочные потери складыва­ются из потерь от потоков рассея­ния в статоре, а также потерь, вызванных высшими гармоничес­кими полями статора.

На рис. 7.7, б дана энергетичес­кая диаграмма синхронного дви­гателя. Часть мощности P1 под­водимой к двигателю из сети, за­трачивается на покрытие потерь в меди и стали статора (РМ и РСТ), остальная часть составляет элек­тромагнитную мощность РЭМ, передаваемую со статора на ротор. Полезная мощность на валу двигателя Р2 получается в результате вычитания из электромаг­нитной мощности механических потерь на трение и вентиляцию и добавочных потерь. Кроме того, из электромагнитной мощности вычитается мощность, потребляемая возбудителем, если он нахо­дится на одном валу с двигателем.

Коэффициент полезного действия синхронных машин опреде­ляется по формулам:

для двигателя

для генератора

для генератора

У мощных синхронных машин к. п. д. достигает 96—99%. У синхронных машин небольшой мощности (от 2 до 100 кет) к. п. д. составляет 85—90%.

studfiles.net

Синхронные реактивные двигатели.

Электротехника Синхронные реактивные двигатели.

просмотров - 153

Синхронные двигатели

Реактивный двигатель не имеет обмотки возбуждения. Его основной магнитный поток создаётся за счёт намагничивающего тока обмотки статора. В таком ЭД действует только реактивный момент:

где m1 - число фаз обмотки статора

U1 фазное напряжение, подведённое к обмотке статора, В

- угловая синхронная скорость;

q - угол между осью результирующего магнитного потока и осью полюсов ротора, град;

- индуктивное сопротивление обмотки статора по продольной и поперечной осям.

Реактивный момент не зависит от величины магнитного потока возбуждения, в связи с этим он имеет место даже при отсутствии возбуждения синхронной машины.

Появление реактивного момента обусловлено разностью магнитных сопротивлений по продольной и поперечной осям. В случае если реактивного момента не возникает. Магнитное поле статора за счёт притяжения явновыраженных полюсов ротора создаёт силы --, стремящиеся повернуть ротор в положение при котором магнитный поток статора имеет на своём пути минимальное сопротивление.

Магнитное поле статора вращается, ротор вращается синхронно с полем, но отстаёт от поля на пространственный угол q. За счёт угла q появляется тангенциальная составляющая электромагнитной силы.

Сумма всœех потенциальных составляющих создаёт реактивный момент.

Реактивный момент и приводит ротор электрического двигателя во вращение с синхронной частотой вращения n1.

Неравенство индуктивных сопротивлений обмотки статора по продольной и поперечной осям имеет место лишь при явно полюсном роторе. Следовательно, ротор реактивного двигателя обязательно должен быть явно полюсным.

Конструктивно реактивный двигатель отличается от асинхронного лишь ротором.

а) б)

Рисунок 3.1.1 – типы роторов реактивных двигателœей

Наиболее часто применяется реактивный двигатель с ротором, устройство ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ показано на рисунке а. Он отличается от обычного ротора АД лишь наличием впадин- вырезов, которые образуют явно выраженные полюсы. Ротор имеет к.з. обмотку, выполненную по типу “беличьей клетки” и необходимую для создания пускового момента. Двигатель пускается как асинхронный.

Конструкции роторов бывают различны. К примеру, в реактивных двигателях, предназначенных для работы в схемах синхронной связи, ротор изготавливают из алюминия, в который при отливке закладывают полосы из стали 1(рис.б)

В системах автоматики часто применяют однофазные реактивные двигатели. Обмотку статора этих двигателœей выполняют, как и у асинхронных конденсаторных электродвигателœей и включают по аналогичным схемам.

Угловая характеристика реактивного двигателя имеет вид:

Из выражения для реактивного момента следует, что максимальное значение Mpmax наступает при нагрузке qкр= 45° (кривая ). Но в этом случае не учитывается влияние активного сопротивления обмотки статора на зависимостьМ=f(q). Под влиянием активного сопротивления максимальное значение наступает при qкр< 45°

(qкр=30…40°) отсюда

увеличивается

рисунок 3.1.2 крутизна кривой в началь-

ной части ( кривая---), а значит повышает величину удельного синхронизирующего момента Муд.

Удельный синхронизирующий момент –момент приходящийся на 1 градус угла q; и определяющий устойчивость работы СРД.

Максимальны момент реактивного двигателя называют моментом выхода из синхронизма, так как если нагрузка на валу достигнет значение, при котором q>qкр ротор либо остановиться, либо продолжит вращаться асинхронно под действием электромагнитного момента͵ создаваемого потоками пусковой короткозамкнутой обмотки.

Величина реактивного момента МрºU21 отсюда реактивные двигатели очень чувствительны к колебаниям напряжения сети.

С углублением впадин на роторе возрастает разность магнитных сопротивлений по поперечной и продольной осям и реактивный момент увеличивается, отсюда увеличивается и момент выхода из синхронизма.Но с углублением впадин на роторе возрастает средняя величина воздушного зазора. Это ведёт к уменьшению пускового момента и момента выхода в синхронизм– наибольшего момента сопротивления, при котором ротор электрического двигателя ещё втачивается в синхронизм. Для втягивания в синхронизм необходима частота вращения ротора не менее 0,95n1, то есть S£0,05.

На рисунке 3.1.3 показаны зависимости М=f(S) при различных активных сопротивлениях ротора.

Рисунок 3.1.3

Чем более активное сопротивление пусковой клетки, тем меньше момент входа в синхронизм.

Наилучшее соотношение между Mpmax, Mbx и Мпуск получается при :

Достоинства скорости реактивного двигателя:

1 Простота конструкции

2 Надёжность

3 Невысокая стоимость

Недостатки:

1 Плохие энергетические показатели- h=20…40%, так как повышенное сопротивление магнитной цепи машины (d - велик), низкий cos j , так как величина намагничивающего тока в токе статора весьма значительная.

2 Большие габариты и вес.

Читайте также

  • - Синхронные реактивные двигатели.

    Синхронные двигатели Реактивный двигатель не имеет обмотки возбуждения. Его основной магнитный поток создаётся за счёт намагничивающего тока обмотки статора. В таком ЭД действует только реактивный момент: где m1 - число фаз обмотки статора U1 фазное напряжение,... [читать подробенее]

  • - Синхронные реактивные двигатели.

    Синхронные двигатели Реактивный двигатель не имеет обмотки возбуждения. Его основной магнитный поток создаётся за счёт намагничивающего тока обмотки статора. В таком ЭД действует только реактивный момент: где m1 - число фаз обмотки статора U1 фазное напряжение,... [читать подробенее]

  • - Синхронные реактивные двигатели

    Отличительная особенность синхронных реактивных двигате­лей (СРД) — отсутствие у них возбуждения со стороны ротора. Основной магнитный поток в этом двигателе создается исключи­тельно за счет МДС обмотки статора. В двух- и в трехфазных СРД эта МДС является вращающейся. ... [читать подробенее]

  • oplib.ru

    § 17. Синхронные реактивные двигатели : Устройство и производство электрических машин малой мощности : Экономико-правовая библиотека

    Конструкция СРД. Отличительная особенность синхронных ре­активных двигателей — явнополюсная конструкция ротора без ка­кой-либо системы возбуждения. Статор СРД выполнен так же, как н в микродвигателях переменного тока. Наиболее распростра-

     

    Р=90' М(ГМстах

    Рнс. 43. Схема образования синхронизирующего момента СДПМ при различных углах нагрузки

    Р (а, б, в)

    а)

    Рис. 44. Роторы СРД:

    а — простой, б — усовершенствованный, в — секционированный; 1, 4 — между­полюсный н немагнитный пазы, 2 — явновыражеииый полюс, 3 — короткозамк- иутая обмотка ротора, 5 — секционированная полоса

    ненной конструкцией ротора СРД является конструкция простого явнополюсного ротора (рис. 44,а). Такой ротор отличается от ко- роткозамкнутого ротора асинхронного двигателя лишь наличием больших междуполюсных вырезов (пазов) 1, с помощью которых образуются явновыраженные полюсы 2. Линии, совпадающие с ося­ми полюсов, называются продольными осями d, а линии, проходя­щие между полюсами,— поперечными осями q. Воздушный зазор между статором и ротором по продольной оси меньше, чем по по­перечной, поэтому магнитное сопротивление RMd по продольной меньше магнитного сопротивления RMq по поперечной оси (/?м<г<С <iRuq)- Пусковую короткозамкнутую обмотку 3 ротора выполняют обычно в виде «беличьей клетки» заливкой всех пазов алюминием.

    Реактивные двигатели с ротором простой конструкции имеют малую перегрузочную способность, низкие энергетические и синхро­низирующие показатели. Мощность, которую может развить СРД простой конструкции в габаритах асинхронного двигателя при ра­венстве суммарных потерь, не превышает 50% мощности асинхрон­ного двигателя.

    В последние годы все чаще применяют СРД с усовершенство­ванным ротором, имеющим дополнительные внутренние немагнит­ные пазы 4 (рис. 44,6). Внутренние пазы, так же заливаемые алю­минием. позволяют значительно увеличить разницу магнитных сопротивлений по продольной и поперечным осям, не увеличивая глубину и ширину междуполюсных вырезов.

    В системах автоматики иногда применяют однофазные СРД с секционированным ротором (рис. 44,в), выполняемым из алюми­ния, в который при отливке закладывают полосы 5 из электро­технической стали.

    Принцип действия СРД. Пуск синхронных реактивных двига­телей осуществляется так же, как пуск СДПМ. При подключении СРД к сети он разгоняется до подсинхронной частоты вращения под действием асинхронного момента Мас, возникающего в резуль-

     

    Рнс. 45. Схема образования сиихровизирующего момента СРД при различных углах нагрузки р (а, б, в)

    тате взаимодействия вращающегося магнитного поля статора В\ с наведенными им токами /2 в короткозамкнутой обмотке ротора.

    Синхронизирующий момент Мс реактивного двигателя создается в результате взаимодействия вращающегося магнитного поля ста­тора с явнополюсным невозбужденным ротором. Для выяснения принципа образования синхронизирующего момента поместим ро­тор с явновыраженными полюсами между неподвижными полюсами внешнего магнитного поля N, S (рис. 45). Тогда явнополюсный ротор займет по отношению к внешнему полю положение, соответ­ствующее минимальному магнитному сопротивлению (рис. 45,а). При этом угол р (между продольной осью ротора и осью внешнего магнитного поля) равен нулю. На ротор будут действовать лишь радиальные магнитные силы тяжения Fr, не создающие вращающе­го момента (Мс = 0), при этом ротор находится в устойчивом равно­весии.

    При отклонении ротора под действием внешнего момента Мв от устойчивого положения кроме радиальных сил тяжения возни­кают тангенциальные силы тяжения Ft, создающие синхронизи­рующий момент МС=МВ (рис. 45,6). Максимальное значение этого момента обычно при угле р=45°. В положении ротора, показанном на рис. 45,в, угол р=90°, синхронизирующий момент так же равен нулю, как и на рис. 45,а. Такое положение ротора является неустой­чивым, поскольку при малейшем возмущении он стремится по­вернуться на 90°.

    Рассмотренная картина электромагнитных явлений будет такой же, если внешнее поле и dotop вращаются синхронно, т. е. если поле статора и ротор взаимно неподвижны. Отсюда следует важный вывод, что постоянный синхронизирующий момент в СРД возни­кает только при синхронной частоте вращения и наличии разности магнитных сопротивлений по осям d и q:

    Aff-СмФ? (R„q—/?Md)sin2p.         (57)

    Из выражения (57) видно, что синхронизирующий момент СРД

    пропорционален квадрату напряжения питания (Мс~ ~Uzu так какФ1<~СЛ) и изменяется в функции уд­военного значения угла на­грузки р. На рис. 46 пока­заны пусковая механичес­кая и угловая характерис­тики СРД. Устойчивой ра­боте двигателя в синхрон­ном режиме соответствует участок OA угловой характеристики, находящийся в диапазоне изменения углов нагрузки 0^р^45°. Углу нагрузки р = 45° соот­ветствует максимальный синхронизирующий момент — момент выхода из синхронизма Мвых. При МВ>МВых двигатель либо оста­навливается, либо продолжает вращаться асинхронно.

    Синхронные реактивные двигатели обладают меньшей перегру­зочной способностью, чем СДПМ. В современных СРД &м = = Мвых/Мном = 1,24-1,5. Объясняется это тем, что для увеличения синхронизирующего момента необходимо повысить магнитное сопротивление RMq, т. е. углублять впадины на роторе по попе­речной оси. Однако с углублением междуполюсных пазов возрастает среднее значение воздушного зазора, что ведет к увеличению по­требляемого реактивного тока для создания магнитного поля, сни­жению энергетических показателей (кпд и costp), уменьшению пускового момента и момента входа в синхронизм.

    мс-т

     

    п«р пг 0

    о)

    Рис. 46. Механическая (а) и угловая (б) характеристики СРД

    www.vuzllib.su

    Синхронные реактивные двигатели

    Электротехника Синхронные реактивные двигатели

    просмотров - 185

    Отличительная особенность синхронных реактивных двигате­лей (СРД) — отсутствие у них возбуждения со стороны ротора. Основной магнитный поток в этом двигателœе создается исключи­тельно за счет МДС обмотки статора. В двух- и в трехфазных СРД эта МДС является вращающейся.

    Для выяснения принципа действия СРД обратимся к выраже­нию электромагнитного момента явнополюсной синхронной ма­шины [см. (21.10)], из которого следует, что если отключить об­мотку возбуждения ( = 0), то основная составляющая момента становится равной нулю и на ротор машины продолжает действо­вать лишь реактивная составляющая момента [см. (21.12)]

    Принцип действия СРД заключается в следующем. При вклю­чении обмотки статора в сеть возникает вращающееся магнитное

    Рис.23.4. Принцип действия синхронного реактивного двигателя

    поле. Как только ось этого поля займет положение в про­странстве расточки статора, при котором она будет смещена относительно продольной оси невозбужденных полюсов ротора на угол в сторону вращения (рис. 23.4, а), между полюсами этого поля и выступающими полюсами невозбужденного ротора возникнет реактивная сила магнитного притяжения полюса ротора к полюсу вращающегося поля статора . Вектор этой силы смещен относительно продольной оси ротора также на угол , в связи с этим сила имеет две составляющие: нормальную , направленную по продольной оси ротора, и тангенциальную , на­правленную перпендикулярно продольной оси полюсов ротора. Совокупность тангенциальных составляющих реактивных сил на всœех полюсах невозбужденного ротора создаст вращающий ре­активный момент , который будет вращать ротор с синхронной частотой . С ростом механической нагрузки на вал СРД угол увеличивается и момент Мррастет.

    При этом при значении угла = 90° реактивный момент Мр = 0. Такая зависимость момента Мрот угла является принципиаль­ной для реактивного момента͵ отличающей его от основной со­ставляющей электромагнитного момента синхронного двига­теля с возбужденным ротором (см. рис. 22.2, график 1), который при =90° имеет максимальное значение. Из рис. 23.4, б видно, что при = 90° реактивные силы магнитного притяжения , действующие на каждый полюс невозбужденного ротора, взаимно уравновешиваются и реактивный момент . Максимальное значение реактивного момента наступает при значении угла = 45°. По этой причине зависимость реактивного момента Мрот угла определяется выражением

    (23.1)

    Графически эта зависимость представлена кривой 2 на рис.22.2. Непременное условие создания реактивного момента Мр - явнополюсная конструкция ротора, так как только в этом случае .

    Мощность СРД и развиваемый им момент меньше, чем у синхронного двигателя с возбужденными полюсами ротора. Объясняется это тем, что у СРД из-за отсутствия магнитного потока ротора ) ЭДС Е0 = 0, в связи с этим основная составляющая электромагнитного момента

    = 0 [см. (21.11)] и электромагнитный момент СРД определяется лишь реактивной составляющей ( = Мр). По этой причине при одинаковых габаритах синхронного двигателя с возбужден­ными полюсами ротора и СРД мощность на валу и развиваемый момент у СРД намного меньше.

    Рис. 23.5. Конструкция роторов синхронного реактивного двигателя

    К недостаткам СРД следует также отнести невысокие значе­ния коэффициента мощности и КПД. Объясняется это значитель­ным намагничивающим током статора, так как возбуждение СРД происходит за счет магнитного поля статора.

    В СРД применяют асинхронный пуск. Для этого ротор снабжают короткозамкнутой пусковой клеткой. На рис. 23.5, а показа­ми традиционная конструкция ротора СРД, отличающаяся от ротора асинхронного двигателя лишь наличием впадин, обеспечивающих ротору явнополюсную конструкцию. Чем больше эти впадины, тем больше отношение , а следовательно, и реактивный момент Мр. При этом с увеличением впадин растет средняя величина воздушного зазора, что ведет к повышению намагничивающего тока статора, а следовательно, к снижению энергетических показателœей двигателя — коэффициента мощности и КПД. Вместе с тем, с увеличением впадин сокращаются размеры пусковой клетки, что ведет к уменьшению асинхронного момента͵ т. е. к уменьшению пускового момента и момента входа в синхро­низм.

    Наилучшие результаты дает следующее соотношение разме­ров ротора:

    и .

    В этом случае удается добиться отношения 2.

    Более совершенна секционированная конструкция ротора СРД, представляющая собой цилиндр, в котором стальные полосы 2 залиты алюминием 1(рис. 23.5 ).Такая конструкция ротора позволяет получить отношение . За счет этого суще­ственно возрастает момент Мртах при сохранении намагничиваю­щего тока на допустимом уровне.

    На торцах секционированного ротора имеются отлитые из алюминия кольца, замыкающие алюминиевые прослойки ротора, образуя короткозамкнутую пусковую клетку.

    Простота конструкции и высокая эксплуатационная надежность обеспечили СРД малой мощности широкое применение и устройствах автоматики для привода самопишущих приборов, и устройствах звуко- и видеозаписи и других установках, требующего строгого постоянства частоты вращения.

    Читайте также

  • - Синхронные реактивные двигатели.

    Синхронные двигатели Реактивный двигатель не имеет обмотки возбуждения. Его основной магнитный поток создаётся за счёт намагничивающего тока обмотки статора. В таком ЭД действует только реактивный момент: где m1 - число фаз обмотки статора U1 фазное напряжение,... [читать подробенее]

  • - Синхронные реактивные двигатели.

    Синхронные двигатели Реактивный двигатель не имеет обмотки возбуждения. Его основной магнитный поток создаётся за счёт намагничивающего тока обмотки статора. В таком ЭД действует только реактивный момент: где m1 - число фаз обмотки статора U1 фазное напряжение,... [читать подробенее]

  • - Синхронные реактивные двигатели

    Отличительная особенность синхронных реактивных двигате­лей (СРД) — отсутствие у них возбуждения со стороны ротора. Основной магнитный поток в этом двигателе создается исключи­тельно за счет МДС обмотки статора. В двух- и в трехфазных СРД эта МДС является вращающейся. ... [читать подробенее]

  • oplib.ru

    Синхронные реактивные двигатели

    Электротехника Синхронные реактивные двигатели

    просмотров - 185

    Отличительная особенность синхронных реактивных двигате­лей (СРД) — отсутствие у них возбуждения со стороны ротора. Основной магнитный поток в этом двигателœе создается исключи­тельно за счет МДС обмотки статора. В двух- и в трехфазных СРД эта МДС является вращающейся.

    Для выяснения принципа действия СРД обратимся к выраже­нию электромагнитного момента явнополюсной синхронной ма­шины [см. (21.10)], из которого следует, что если отключить об­мотку возбуждения ( = 0), то основная составляющая момента становится равной нулю и на ротор машины продолжает действо­вать лишь реактивная составляющая момента [см. (21.12)]

    Принцип действия СРД заключается в следующем. При вклю­чении обмотки статора в сеть возникает вращающееся магнитное

    Рис.23.4. Принцип действия синхронного реактивного двигателя

    поле. Как только ось этого поля займет положение в про­странстве расточки статора, при котором она будет смещена относительно продольной оси невозбужденных полюсов ротора на угол в сторону вращения (рис. 23.4, а), между полюсами этого поля и выступающими полюсами невозбужденного ротора возникнет реактивная сила магнитного притяжения полюса ротора к полюсу вращающегося поля статора . Вектор этой силы смещен относительно продольной оси ротора также на угол , в связи с этим сила имеет две составляющие: нормальную , направленную по продольной оси ротора, и тангенциальную , на­правленную перпендикулярно продольной оси полюсов ротора. Совокупность тангенциальных составляющих реактивных сил на всœех полюсах невозбужденного ротора создаст вращающий ре­активный момент , который будет вращать ротор с синхронной частотой . С ростом механической нагрузки на вал СРД угол увеличивается и момент Мррастет.

    При этом при значении угла = 90° реактивный момент Мр = 0. Такая зависимость момента Мрот угла является принципиаль­ной для реактивного момента͵ отличающей его от основной со­ставляющей электромагнитного момента синхронного двига­теля с возбужденным ротором (см. рис. 22.2, график 1), который при =90° имеет максимальное значение. Из рис. 23.4, б видно, что при = 90° реактивные силы магнитного притяжения , действующие на каждый полюс невозбужденного ротора, взаимно уравновешиваются и реактивный момент . Максимальное значение реактивного момента наступает при значении угла = 45°. По этой причине зависимость реактивного момента Мрот угла определяется выражением

    (23.1)

    Графически эта зависимость представлена кривой 2 на рис.22.2. Непременное условие создания реактивного момента Мр - явнополюсная конструкция ротора, так как только в этом случае .

    Мощность СРД и развиваемый им момент меньше, чем у синхронного двигателя с возбужденными полюсами ротора. Объясняется это тем, что у СРД из-за отсутствия магнитного потока ротора ) ЭДС Е0 = 0, в связи с этим основная составляющая электромагнитного момента

    = 0 [см. (21.11)] и электромагнитный момент СРД определяется лишь реактивной составляющей ( = Мр). По этой причине при одинаковых габаритах синхронного двигателя с возбужден­ными полюсами ротора и СРД мощность на валу и развиваемый момент у СРД намного меньше.

    Рис. 23.5. Конструкция роторов синхронного реактивного двигателя

    К недостаткам СРД следует также отнести невысокие значе­ния коэффициента мощности и КПД. Объясняется это значитель­ным намагничивающим током статора, так как возбуждение СРД происходит за счет магнитного поля статора.

    В СРД применяют асинхронный пуск. Для этого ротор снабжают короткозамкнутой пусковой клеткой. На рис. 23.5, а показа­ми традиционная конструкция ротора СРД, отличающаяся от ротора асинхронного двигателя лишь наличием впадин, обеспечивающих ротору явнополюсную конструкцию. Чем больше эти впадины, тем больше отношение , а следовательно, и реактивный момент Мр. При этом с увеличением впадин растет средняя величина воздушного зазора, что ведет к повышению намагничивающего тока статора, а следовательно, к снижению энергетических показателœей двигателя — коэффициента мощности и КПД. Вместе с тем, с увеличением впадин сокращаются размеры пусковой клетки, что ведет к уменьшению асинхронного момента͵ т. е. к уменьшению пускового момента и момента входа в синхро­низм.

    Наилучшие результаты дает следующее соотношение разме­ров ротора:

    и .

    В этом случае удается добиться отношения 2.

    Более совершенна секционированная конструкция ротора СРД, представляющая собой цилиндр, в котором стальные полосы 2 залиты алюминием 1(рис. 23.5 ).Такая конструкция ротора позволяет получить отношение . За счет этого суще­ственно возрастает момент Мртах при сохранении намагничиваю­щего тока на допустимом уровне.

    На торцах секционированного ротора имеются отлитые из алюминия кольца, замыкающие алюминиевые прослойки ротора, образуя короткозамкнутую пусковую клетку.

    Простота конструкции и высокая эксплуатационная надежность обеспечили СРД малой мощности широкое применение и устройствах автоматики для привода самопишущих приборов, и устройствах звуко- и видеозаписи и других установках, требующего строгого постоянства частоты вращения.

    Читайте также

  • - Синхронные реактивные двигатели.

    Синхронные двигатели Реактивный двигатель не имеет обмотки возбуждения. Его основной магнитный поток создаётся за счёт намагничивающего тока обмотки статора. В таком ЭД действует только реактивный момент: где m1 - число фаз обмотки статора U1 фазное напряжение,... [читать подробенее]

  • - Синхронные реактивные двигатели.

    Синхронные двигатели Реактивный двигатель не имеет обмотки возбуждения. Его основной магнитный поток создаётся за счёт намагничивающего тока обмотки статора. В таком ЭД действует только реактивный момент: где m1 - число фаз обмотки статора U1 фазное напряжение,... [читать подробенее]

  • - Синхронные реактивные двигатели

    Отличительная особенность синхронных реактивных двигате­лей (СРД) — отсутствие у них возбуждения со стороны ротора. Основной магнитный поток в этом двигателе создается исключи­тельно за счет МДС обмотки статора. В двух- и в трехфазных СРД эта МДС является вращающейся. ... [читать подробенее]

  • oplib.ru