ДВС РОТОРНЫЙ EMDRIVE РАСКОКСОВКА HONDAВИДЫ

WSJ: «импортозамещение» российских ракетных двигателей в США застопорилось. Российские ракетные двигатели


Российские ракетные двигатели приворожили американцев :: Наука

В Пентагоне столкнулись с техническими и финансовыми трудностями при создании аналогов РД-180. Американские специалисты уверяют, что США вынуждены будут закупать их у РФ даже до 2028 года

Американские власти вынуждены будут закупать российские ракетные двигатели РД-180 по крайней мере до середины следующего десятилетия, то есть дольше. Об этом пишет The Wall Street Journal со ссылкой на источники в военных кругах Пентагона.

Ракетные двигатели РД-180. Фото: Машков Юрий/ ТАСС

Несмотря на требование Конгресса США "по соображениям национальной безопасности" отказаться от двигателей РД-180, в реальности "все оказалось значительно дольше и сложнее", отмечает газета. "Власти заявили, что United Launch Alliance - основной поставщик ракетных технологий для Пентагона, скорее всего, продолжит использовать ускорители Atlas V разработки 1990-х гг. с двигателями российского производства ориентировочно до 2024 или 2025 г., или даже до 2028 г.", - говорится в статье.

Сообщается, что с помощью РД-180 в космос доставлено большинство американских навигационных и военных спутников. "И это притом, что цены на запуск ракет Falcon 9, произведенных компанией SpaceX, начинаются с менее чем $83 млн для военных, что на 40% ниже традиционных цен на ракеты от United Launch", - подчеркивают авторы.

По информации газеты, компания United Launch Alliance (ULA) намерена закупить более 30 двигателей РД-180, часть из которых уже поставлена.

При этом WSJ отмечает, что американцы готовятся к потенциальной нехватке двигателей. "Возможно (Пентагон) приобретет больше российских двигателей", - приводит газета слова одного из высокопоставленных источников в ракетно-космической отрасли США.

В свою очередь, в ULA заявили, что старты ракет Atlas V планируется продолжить как минимум до середины 2020-х гг., пока новая ракета Vulcan не налетает необходимую летную статистику и не продемонстрирует свою надежность.

"Это намного позже, чем рассчитывали многие законодатели", - указывает издание.

Напомним, в 1997 г. между Москвой и Вашингтоном было заключено соглашение, по которому Россия должна поставить в США 101 двигатель РД-180. Цена вопроса примерно $1 млрд, сообщает ТАСС. Однако в 2014 г. Конгресс из-за обострения отношений с РФ ввел запрет на использование двигателей после 2019-го, но затем отменил его, когда стало ясно, что свои двигатели в течение ближайших лет американцы не создадут. Сразу же после этого консорциум ULA заказал у НПО "Энергомаш" дополнительно еще 20 РД-180 до 2020 года.

utro.ru

Почему США покупают российские ракетные двигатели РД-180? :: NoNaMe

Пишет: KonstboyarovПочти в каждом посте про Илона Маска непременно возникает вопрос: "Если американцы такие крутые, то почему они покупают российские ракетные двигатели?". Попробую на него ответить.

Почему США покупают российские ракетные двигатели РД-180?

Сначала немного теории. Единственный тип двигателей, который способен оторвать ракету от Земли и разогнать до нужной скорости — это жидкостный ракетный двигатель (ЖРД). Да, про твердотоплиыные я помню, но серийно они применяются только в связке с жидкостными.

Характеристик у ЖРД много, однако нас в данном случае интересуют только четыре:— Тип топлива— Тяга— Удельный импульс— Цена

Начнём по порядку.Типы топлива у ЖРД используются разные — на серийно используемых двигателях применяются три основные пары горючего и окислителя. Это водород-кислород, кислород-керосин и гептил-амил. Последняя пара — очень опасные яды, первые две при попадании в атмосферу испаряются и окружающей среде вреда не наносят. Соответственно, остаётся два варианта горючего — керосин и водород. Водород позволяет получить больший удельный импульс (об этом — ниже), но у него меньше плотность, что требует увеличения размеров топливного бака.

----------------------<cut>----------------------

Двигатель проектируется только под один тип топлива, и изменить это — фактически создать новый двигатель. При этом в СССР-России водородные двигатели практически не использовались. Однако СССР-Россия лидирует по керосиновым двигателям — так, в США не создан (и не планируется) керосиновый двигатель закрытого цикла, который более эффективен, чем ЖРД с открытым циклом. Однако реализовать закрытый цикл сложнее.

Удельный импульс (УИ) — это характеристика количества движения, которое способен создать двигатель, израсходовав единицу топлива. Соответственно чем выше УИ, тем более эффективен двигатель, потому что при том же расходе топлива может создать больше тяги или работать больше времени. УИ считается также одной из главных характеристик эффективности двигателя.

Зависит он от топлива. Так, пара кислород-водород теоретически позволяет получить в вакууме импульс в 428 секунд. Кислород-керосин — 335 с, гептил-амил — 318 с. Измеряется она в секундах — т.е. сколько секунд двигатель способен создавать тягу в 1 кгс, истратив при этом 1 кг топлива. В реальной жизни УИ будет меньше, потому что идеального двигателя не бывает. Снижает импульс и открытая схема двигателя — при ней часть топлива, которая приводит в действие насосы, сбрасывается и не участвует в создании тяги.

Тяга двигателя — это сила, которую двигатель способен приложить к ракете. изменяется в ньютонах или тонн-силах (тс). Больше двигатель — больше тяга, тут всё просто. Также следует помнить, что тяга (как и удельный импульс) в вакууме больше, чем в атмосфере.

И наконец, цена. Она важна, потому что двигатели покупаются и продаются (см. заголовок)Однако нам будет важна нем абсолютная цена, а стоимость двигателя в пересчёте на тонн-силу тяги — ведь можно поставить десяток дешевых маленьких двигателей, а можно — один большой и дорогой.

Однако это и самый недоступный параметр. Секунды и тонны есть в общем доступе, точный цен — нет. Цена продажи и себестоимость могут отличаться очень сильно. А уж пересчитать цену созданного при плановой экономике полвека назад двигателя в современные доллары или рубли и вовсе нереально.

Здесь, естественно, следует учитывать и страну разработки, и массовость, и ещё кучу других факторов. Больше зарплаты конструкторов — больше стоимость двигателя, например.

С теорией разобрались, переходим к примерам.

В 60-х годах в США для полёта на Луну был создан самый мощный (на тот момент) ЖРД — однокамерный керосиновый F-1, с тягой в 690 тс на уровне моря. А вот удельный импульс — всего 265 секунд. Двигатель мощный, но не особо эффективный.

Почему США покупают российские ракетные двигатели РД-180?

Для лунной программы СССР был создан НК-15, а позе на его базе — НК-33. Тоже керосиновый и однокамерный, но тяга — всего 151 тс на уровне моря. Зато удельный импульс — 297 секунд. Эффективность выше, но меньшая тяга потребовала установки тридцати двигателей на первую ступень Н-1 (против пяти у Saturn-V).

В 1970-х в СССР создаётся РД-170, тоже керосиноый, но четырёхкамерный. На четыре сопла установлен общий турбонасос и другие системы. Тяга на уровне моря — 740 тс, удельный импульс — 309 с на уровне моря, 337 с в вакууме.

Почему США покупают российские ракетные двигатели РД-180?

В тех же семидесятых в США создаётся однокамерный RS-25 для Шаттла. Тяга — 181 тс, то есть примерно столько же, сколько приходится на одно сопло у РД-170. А вот УИ выше — 363 с на уровне моря, 452 с в вакууме. Причина — в другом горючем, водороде.

В 90-х по заказу США на базе РД-170 создаётся его "половинка" — РД-180. Топливо остаётся то же, удельный импульс практически не меняется — 337 и 311 с. Тяга закономерно снижается вдвое — до 390 тс. Цена — "по мнению ряда экспертов", от 11 до 15 миллионов долларов (получается 28...38 тысяч долларов за тс).

Почему США покупают российские ракетные двигатели РД-180?

В тех же 90-х в США создаётся однокамерный RS-68. Горючее — водород, тяга — 289 тс, удельный импульс — 359 с на уровне моря, 409 с в вакууме. Цена — порядка 20 миллионов долларов (69к$ за тс).

И наконец Merlin 1D, установленный на Falcon 9. Керосиновый, однокамерный, открытая схема. Удельный импульс — 282 с на уровне моря, тяга — 74 тс. Цена — мне встречалась оценка в 1,5 или 2,12 миллиона (20... 29 тысяч долларов за тс).

А теперь попробуем ответить на популярные вопросы.

Почему США покупают российские двигатели?

Потому что это было дёшево. Я не знаю, сколько именно получал конструктор или рабочий в 90-х в США и сколько в России, но думаю, что разница — примерно на порядок. Поэтому на волне мра-дружбы жвачки оплатить разработку двигателя на базе уже существующего вышло дешевле, чем использовать свои. К тому же, если использовать керосин, то тут у России преимущество — США отстают в таких двигателях.

Почему же они не летают на своих двигателях?

Опять же — потому что цена. Некоторые запуски делаются и на своих (см. Delta IV), но не все.

Почему они продолжают покупать, несмотря на санкции?

Потому что это по-прежнему дешевле и эффективнее, чем разрабатывать свой двигатель или новую ракету под существующие.А Россия (минутка политики) эмбарго на импорт продуктов наложила, а на экспорт двигателей — почему-то нет. Вот торговля и продолжается.

А как же Маск и его замечательные двигатели?

Посмотрите на характеристики ещё раз. Эффективность ниже, тяга ниже — понадобится полная переработка ракеты (с падением полезной нагрузки), чтобы вместо одного РД-180 поставить пять Мерлинов.

А как же Маск и его замечательные ракеты?

Госконтракты — штука тонкая. А ракета довольно молодая. Поэтому тендер на разработку корабля и доставку грузов к МКС выиграли, а вот на запуск военных спутников (другие требования к надёжности и массе) не получилось. Но это чисто моё мнение, у вас может быть другое.

Итак, что мы видим в итоге?

США покупают российские ракетные двигатели, потому что это самые эффективные двигатели на керосине, и при этом дешёвые. Однако и свои двигатели у США тоже есть и используются.

Лунные машины — Ракета Сатурн-5

Автор: konstboyarov

Почему США покупают российские ракетные двигатели РД-180?

txapela.ru

Как российские ракетные двигатели победили санкции

На днях Конгресс США принял бюджет, в котором предусмотрено выделение сотен миллионов долларов на приобретение «неограниченного» запаса ракетных двигателей РД-180. На фоне продолжающегося противостояния Россия-США, периодически усиливаемых санкций и очередных успехов SpaceX такой ход кажется весьма неожиданным.

Почему Штаты не смогли ни наладить производство копий РД-180, ни создать собственный аналог? И когда же у них получится перестать быть зависимыми от российских ракетных двигателей?

РД-180 – шеститонный жидкостный ракетный двигатель на керосине и кислороде с тягой более 400 тонн, используемый США с 2000 года для ракет семейства «Атлас». Последние производит United Launch Alliance, СП Boeing и Lockheed Martin.

Американская пресса оценивает российский двигатель довольно однозначно: «Показывает выдающиеся технические характеристики... ни одна наша ракета на керосине и кислороде даже близко не приближается к ее показателям».

«Хватит кормить российский ВПК!»

Тем не менее это не остановило компанию SpaceX от попытки обратить в свою пользу украинский кризис и заблокировать использование РД-180 в Штатах. Ее обращение в суд гласило: «ВВС США посылают миллионы российской компании, управляемой лицами, находящимся под санкциями... подпитка российского ВПК вряд ли соответствует интересам национальной безопасности США». Суд в рекордные сроки запретил платежи «Энергомашу» за его РД-180. И хотя позднее запрет был снят (несмотря на протесты SpaceX), вопрос о закупке новых двигателей остро встал в Конгрессе.

Влиятельный республиканский сенатор Джон Маккейн использовал риторику, очень близкую к иску SpaceX, чтобы поставить под сомнение целесообразность финансирования российского ВПК из американского бюджета на 2016 год. Получалось, что США выделили на вооружение Украины даже меньше денег, чем тратили на подпитку госпредприятий России. И все же решение было принято.

Чтобы понять его корни, мы обратились к Виталию Егорову, представителю российской частной космической компании «Даурия Аэроспейс», успешно занимающейся производством и коммерциализацией космических спутников как для «Роскосмоса», так и для западных покупателей.

«Откажутся, как только будет технологическая возможность»

По его словам, американские власти просто не хотят хранить все яйца в одной корзине. Хотя SpaceX в ближайшее время и планирует представить тяжелую ракету Falcon Heavy, потенциального конкурента «Атлас-5», уверенно назвать дату ее сертификации нельзя. К тому же ракеты «Атлас-5» используются для запуска разведывательных спутников США, а у военных в этой стране своя отдельная система сертификации ракета-носителей.

Проходить ее намного дольше и сложнее, чем ту, которая позволила SpaceX летать к МКС. В этом плане решение американских законодателей разрешить покупку неограниченного числа РД-180 вполне объяснимо.

К тому же, пока американские ракеты с РД-180 показывают большую надежность, чем Falcon 9, используемые компанией Илона Маска. Ведь ракеты SpaceX не так давно начали летать в космос, из-за чего накопленная по ним статистика еще незначительна. 

Вдобавок, в их конструкцию часто вносят изменения, связанные с внедрением в них частичной многоразовости. Поэтому пока у Falcon 9 на одну аварию лишь двадцать полетов, в то время как у «Атлас-5» (с российским двигателем) аварий нет вообще, а общее количество полетов превысило полсотни.

Тем не менее как только у США будет технологическая возможность слезть с «двигательной иглы», они немедленно это сделают, полагает эксперт.

Сомнительное импортозамещение

Другое дело, что пока трудно точно сказать, когда именно это случится. Дело в том, что США в свое время приобрели и лицензию на выпуск РД-180 у себя, но несмотря на прошедшие с тех пор 15 лет, так и не добились успеха в этом направлении. В 2015 года United Launch Alliance заявила о намерении наконец развернуть их производство на своем заводе в Алабаме. Однако реалистичность этих планов вызывает сомнения.

«Это чрезвычайно сложное изделие. Даже если у вас есть все чертежи и техдокументация по ракетному двигателю, это вовсе не означает, что вы можете начать его выпускать», – отмечает представитель «Даурии Аэроспейс».

Ключевой проблемой американской стороны в этом плане является отсутствие испытательного стенда для двигателей, подобного существующему в Химках в распоряжении «Энергомаша». Отметим, что речь идет о циклопических сооружениях. На одном из них в специальном бассейне и стометровой трубе рассеивания гасится энергия ракетной струи мощностью в 27 гигаватт – больше, чем у всех электростанций небольшой страны.

Из-за всего этого объекты с такими параметрами нигде за пределами СССР просто не строились. Попытка воспроизвести их в США может стоить миллиарды долларов, считает эксперт.

«Вряд ли будут копировать»

По этим и ряду других причин США, несмотря на имеющиеся у них права на копирование РД-180, вряд ли когда-нибудь пойдут на этот шаг. Скорее, полагает Егоров, следует ожидать разработки более легкого двигателя, испытания которого не потребуют возведения огромных стендов. Конечно, для выведения тяжелых вариантов американских ракет таких «заменителей» потребуется больше, чем РД-180, да и стоить все это будет дороже.

Собственно такие работы уже ведутся: Aerojet Rocketdyne ведет проект AR1, с двигателем схожей компоновки, но почти вдвое более слабым. Правда, оценкам самой компании его разработка будет стоить миллиард долларов. И даже без учета этого миллиарда (считая одни производственные издержки) он будет на 20% дороже более мощного РД-180. Сроки готовности AR1 пока неясны, однако их относят к периоду после 2018 года.

На случай неудачи проекта другая американская компания Blue Origin прорабатывает проект двигателя BE-4. Технически он даже перспективнее, поскольку в нем вместо керосина предлагается сжигать метан. Но и его не стоит ждать ранее 2019 года.

В целом Виталий Егоров полагает, что до конца этого десятилетия США продолжат закупать в России РД-180 – просто потому, что пока не имеют им полноценной замены. Сложнее сказать, как будут развиваться дела после этой даты. Если политические трения между двумя странами продолжат нарастать, голоса Маккейна и его сторонников могут получить большую поддержку в Конгрессе.

Многоразовая угроза

Пока варианты замены от United Launch Alliance выглядят как образец сомнительного импортозамещения по политическим мотивам: даже сама эта компания заявляет, что они будут и дороже, и слабее российских РД-180. А вот SpaceX – конкурент потенциально куда более интересный.

22 декабря 2015 года компания впервые в мире смогла добиться посадки первой ступени крупной ракеты «на хвост». Сейчас ее системы подвергают проверке на предмет износа, причем считается, что в близком будущем посаженные на хвост отработанные первые ступени будут использоваться SpaceX многократно.

Поскольку первая ступень стоит 30-40% от всего запуска, переход к многоразовым ступеням, осуществляемый американской компанией, теоретически дает возможность летать в космос намного дешевле, чем на одноразовых ракетах, вроде «Атлас-5» с ее РД-180.

При этом эксперименты Маска с многоразовостью показывают, что его инженеры очень быстро учатся. Первая попытка посадки на хвост закончилась крушением из-за грубого промаха мимо центра запланированной площадки, вторая – лишь из-за легкого отклонения ступени от вертикальной оси, и уже третья оказалась полностью успешной.

Впрочем, Виталий Егоров предостерегает от слишком оптимистичной оценки достигнутого в историческом пуске 22 декабря 2015 года. Более ранние попытки создания дешевых многоразовых носителей не увенчались успехом. Шаттлы с их многоразовыми двигателями требовали столь дорогого послеполетного осмотра и ремонта, что их полеты стоили много дороже одноразовых советских ракет.

Удастся ли Маску преуспеть там, где сплоховало НАСА, вопрос пока открытый. Правда, отмечает эксперт, не в последнюю очередь проблемы шаттлов были связаны с очень напряженным режимом работы его двигателей RS-25, в то время как SpaceX использует двигатели Merlin, работающие при меньшем давлении. Насколько это поможет справиться с вызовом многоразовости, покажет лишь время.

riafan.ru

Российские ракетные двигатели РД-180 | Росцензура

Есть очень простой способ понять, какой именно оппонент пишет комментарий к твоей статье, когда он делает это искренне, в силу своих собственных убеждений, а когда в «рамках служебного задания».

Когда оппонент «искренний», то его комментарий может появиться в любой момент, он обычно «одиночный», и в нем обычно сквозят какие-то оригинальные сентенции, пусть даже и почерпнутые им пару минут назад в википедии.

А вот когда в «рамках служебного задания», то картина будет иная. Такие комментарии никогда не появляются сразу. Ведь должно пройти какое-то время, прежде чем это «служебное задание» будет сформировано и по нему будут даны «методические указания». В этом случае «комментаторы» всегда появляются с задержкой от полу- до полутора суток, появляются они сразу толпой и каждый повторяет одни и те же «аргументы», полученные в ходе инструктажа. И все лайкают комментарии друг друга по кругу. Короче — картина очевидная и особого расследования не требует.

С оппонентами первого типа я обычно вступаю в диалог, ну если только они не норовят пересказать мне статью в википедии. Оппонентов второго типа я в силу вполне понятных причин, блокирую еще на подходе. После чего где-нибудь на сторонних ресурсах обязательно появляются темы о том, что Шипилов боится вступать в дискуссии и затыкает оппонентам рот. Но с этим уж ничего не поделаешь, это обычные издержки жизни человека с активной жизненной позицией.

К чему я это рассказываю.

Статьей о том, что знаменитые «российские двигатели РД-180» без которых «Америка не может обойтись», это на самом деле — американские двигатели, пусть и производящиеся в России и разработанные в России по заказу США , похоже, я наступил на чью-то очень больную мозоль. После того, как заболтать тему ни на фейсбуке, ни у меня на сайте — не получилось, на других сайтах и в социальных сетях было создано множество обсуждений, где многочисленные «эксперты» аргументировано со ссылками на созданные ими же «первоисточники» параллельной реальности, рассказывают широкой публике, что «Шипилов врет», «Шипилов безграмотен». И даже канал Лафньюс посвятил шельмованию «безграмотного Шипилова» несколько сюжетов.

Короче говоря, зацепило их сильно.

Я на такие вещи никогда не обращаю внимания. Но тут как раз тот случай, когда щельмование достигло цели. В последние дни несколько вроде бы разумных и адекватных друзей начали давать мне советы, что если уж я «соврал», то лучше мне самому покаяться и признать свои ошибки, так дескать моя репутация не пострадает.

И я подумал, раз уж такая мощная контрпропаганда начала замыливать даже мозги думающих и разумных людей, то что говорить обо всех остальных.

Короче, надо провести работу над ошибками. Не над моими ошибками, разумеется, которых попросту нет. А над ошибками кремлевских пропагандистов.

Ниже — аргументация, которую они используют и мои комментарии к этой аргументации.

«То, что все права на двигатель были оформлены на американскую фирму Pratt & Whitney и именно она является их официальным производителем, — это чисто юридическая уловка, чтобы обойти законы по экспортным ограничениям.»

Если я попрошу вас детально расписать, какие конкретно «экспортные ограничения» обходит эта «юридическая уловка», вы ведь не сможете этого сделать. Не так ли?

И при чем тут «экспортные ограничения», если двигатели импортируются — тоже ведь не сможете объяснить?

Тот факт, что производителем двигателей РД-180 является американская компания Pratt & Whitney — это именно факт. И уж какие вы там «обоснования» этого факта не сочините, они этого факта — никак не отменяют.

«Ну и что, что двигатель был заказан Шатами и делается специально для Штатов! Он был разработан в России, изготавливается в России, значит — это Российский, а не американский двигатель»

Если вы купили на рынке картошку, то это будет именно ваша картошка, а не того, кто ее вырастил и продал вам.

Что говорите? Картошка — это неудачный пример? Между картошкой и высокими технологиями большая разница? ОК! Вот вам другой пример, из области высоких технологий.

Вам нужен сайт, вы заказали его программисту и этого же программиста потом наняли для обслуживания и техподдержки сайта. Чей это будет сайт? Ваш или нанятого вами программиста?

«Двигатель не делался специально для Штатов с нуля, это был уже готовый, еще советский двигатель от „Энергии“, который просто переделали под требование америкосов. Значит — это не американский, а российский двигатель»

Угу, а если программист которого вы наняли, чтобы он вам сделал сайт, написал код не с нуля, а использовал свои более ранние заготовки, это как-то меняет ваши права на ваш собственный сайт?

«Компании Pratt & Whitney принадлежат права на двигатель только на территории США, а глобальные права сохраняются за Россией. Так что РД-180 — это российский двигатель»

А-а-а, вона чё!

Ну тогда назовите мне хоть одну российскую ракету, которой использовался бы этот российский двигатель.

Не можете? А знаете почему?

Да потому что сейчас все ключевые элементы РД-180 защищены патентами, принадлежащими США! Ну вот, навскидку, чтобы не быть голословным: US Patent 6244041, US Patent 6226980, USPatent 6442931. Более того, хотя «базовая основа» двигателя взята от советского РД-170, вся тонкая управляющая механика и автоматика: насосы, клапана, управляющие схемы — это все — американское, реальные американские разработки, принадлежащие Локхид и Мартин.

А потому, когда России для ракет Русь-М потребовался именно такой двигатель, как РД-180, то пришлось начать разработку полного российского аналога — РД-180В, в котором не использовались бы американские патенты и американские разработки. Задачу эту решить не удалось: к тому времени в России еще остались специалисты по производству двигателей, а вот специалистов по их разработке уже не осталось.

Российские ракетные двигатели РД-180 «У США нет технологий, позволяющих делать такие двигатели, как РД-180, но зато они есть у России»

В общем-то это — правда. Но смысл этой правды все же иной.

Я полагаю, что и технологии изготовления паровозов в США тоже утрачены. Но из этого вовсе не следует, что там не умеют делать тепловозы и электровозы.

Данность такова, что в России за последние тридцать лет не было разработано, не появилось ни одного действительно нового ракетного двигателя. Все «новейшие» российские двигатели: РД-181, РД-191, РД-193 — под этими названиями выпускается единичная камера от четырехкамерного двигателя РД-170 разработки 80-х годов. Поэтому все современные российские ракетные технологии — из 80-х годов прошлого века.

У США таких технологий действительно уже нет. Там новые разработки в области ракетных двигателей появляются каждый год. Там совсем иные принципы, цели и способы из реализации.

«США не могут обойтись без российских ракетных двигателей, это — факт»

Если под «российскими ракетными двигателями» понимаются «американские двигатели РД-180, производимые в России», то да — вот прямо тут и сейчас — не могут. Обойтись «малой кровью» — не могут.

Оговорка, «малой кровью» тут сделана потому, что и у США, и у Европейского космического агентства, имеется достаточно альтернативных носителей, чтобы заменить Атлас-5, на которые ставятся РД-180. Но это будет недешево и неправильно.

А потому США уже после санкций заказали еще 20 РД-180, чтобы создать «задел» на переходный период, пока РД-180 не начнет производиться замена на территории США. Современное состояние ракетных технологий в США позволяет уложиться в три года с момента начала разработки двигателя до запуска его в серийное производство.

«А если этот двигатель такой устаревший, то почему штаты используют его, а не свои современные разработки»

Да просто потому, что он делает всё, что от него требуется, прекрасно выполняет свои задачи, а главное, на момент проведения тендера был чрезвычайно дешев.

Вы бы тоже, небось, чтобы возить картошку с дачи предпочли бы купить Жигули, а не Мицубиси Паджеро. Иное дело, что времена идут, и в наше время РД-180 уже отнюдь не так дешев по сранвнению с аналогами, как это было в 90-х. Так что вопрос о его замене уже стоял, санкции только подтолкнули этот процесс.

Российские ракетные двигатели РД-180, скриншот 2

почему сша покупают ракетные двигатели рд180

 

roscenzura.com

«импортозамещение» российских ракетных двигателей в США застопорилось — ИноТВ

Из-за «технических и финансовых проблем» Пентагону придётся продолжать использовать для космических запусков ракетные двигатели РД-180 российского производства, по крайней мере до середины следующего десятилетия, то есть — несколько лет дольше, чем планировалось изначально, пишет The Wall Street Journal.

 

Как уточняется в материале издания, представители американского правительства и промышленности говорят, что главный поставщик ракет для Пентагона, компания United Launch Alliance (совместное предприятие Boeing и Lockheed Martin), вероятнее всего будет пользоваться ракетами Atlas V, оснащёнными российскими двигателями, до 2025-го, а возможно, и до 2028 года. Из-за подобной задержки встаёт вопрос о том, не придётся ли американским вооружённым силам закупать дополнительные российские двигатели на фоне напряжённости между Москвой и Вашингтоном; кроме того, напрашиваются определённые выводы по поводу «стоимости и сроков космических программ Пентагона, состояния военно-промышленного сектора и роста коммерческой космической отрасли», подчёркивает обозреватель WSJ.

 

О том, что, помимо необходимости заместить РД-180 «как можно скорее», США нужно также рассматривать два других приоритета, а именно сохранение доступа к космическому пространству и поощрение конкуренции между компаниями, обеспечивающими запуски, американским конгрессменам в этом году уже говорил начальник штаба ВВС США Дэвид Голдфин, отмечает автор материала. Гонку за разработкой нового поколения более дешёвых и мощных ракет-носителей в США в настоящий момент ведут United Launch Alliance, компания предпринимателя Илона Маска SpaceX, а также стартап главы Amazon Джеффа Безоса Blue Origin. И итоги их соперничества будут отчасти зависеть от того, насколько быстро сможет United Launch Alliance отказаться от более дорогих Atlas V и РД-180, устанавливающихся на нижнюю ступень этих ракет, пишет журналист. В настоящий момент большая часть спутников связи и навигации ВВС США выводятся на орбиту именно при помощи российских двигателей, напоминает он.

 

По данным WSJ, в United Launch Alliance рассчитывают полностью завершить разработку и испытания собственного двигателя к 2019 году, а к 2022-му или 2023-му — сертифицировать и новую ракету, уже получившую название Vulcan («Вулкан»). Между тем, как заявила недавно официальный представитель компании, отдельные запуски Atlas V планируются и позже этой даты, пока Vulcan не докажет свою надёжность, а именно — «как минимум до середины 20-х годов».

 

Таким образом, переход на «отечественного производителя» затянется — несмотря на то что три года назад, когда власти США приняли решение отказаться от импорта российской техники в связи с событиями на Украине, ВВС США и Пентагон утверждали, что собственная ракета-носитель будет готова уже к 2020 году, констатирует обозреватель WSJ. Как пишет журналист, сроки разработки увеличились в связи с затратностью и «затруднениями инженерного характера» — а Пентагон всё это время предупреждал конгресс США об опасности преждевременного отказа от запусков Atlas V. Американское Минобороны считает необходимым постоянно использовать как минимум два отдельных семейства ракет-носителей, дабы гарантировать возможность выхода в космос, отмечает он.

 

Судя по историческим данным, разработка мощного двигателя обойдётся примерно в $1 млрд,  а создание полностью новой ракеты-носителя и улучшенных систем наземного обеспечения будет примерно в три раза дороже; при этом, какую часть этих расходов покроет Пентагон, а какая останется на United Launch Alliance — пока неясно, сообщает WSJ. Между тем ожидается, что одни только затраты на запуски съедят почти половину бюджета ВВС США на закупки на 2018 год, составляющего для незасекреченных космических программ около $3,4 млрд.

 

Тем временем с проблемами сталкиваются и частные компании, говорится в статье. Так, работа SpaceX Маска над Falcon Heavy — тяжелой версией уже используемой ракеты Falcon 9, оснащённой сразу 27 двигателями, — затянулась на четыре года и сопровождается «громадными техническими трудностями», о которых в этом году говорил сам Маск. В свою очередь, Blue Origin в этом году пришлось отложить разработку своего метанового двигателя, после того как часть её ракеты взорвалась на земле.

 

В United Launch Alliance утверждают, что компания, имея на текущий момент 22 контракта на запуск ракет Atlas V и более 30 двигателей РД-180, располагает достаточными запасами техники для того, чтобы удовлетворить спрос на запуски в целях национальной безопасности в ближайшие годы. Однако другие представители сектора, обсуждавшие данный вопрос с конгрессменами и чиновниками Пентагона, признаются, что США могут вскоре столкнуться с «нехваткой двигателей» — и, вероятно, будут вынуждены закупить дополнительную партию в России, подчёркивается в статье.

russian.rt.com

Где и как делают лучшие ракетные двигатели в мире / Научный хит

Представилась возможность оказаться на предприятии где создавались и создаются ракетные двигатели, которые вытягивали почти всю советскую космическую программу, а теперь тянут российскую, украинскую, южнокорейскую и, частично, даже американскую. Знакомьтесь: НПО «Энергомаш», недавно вошедшее в Объединенную ракетно-космическую корпорацию России, место где делают самые лучшие и мощные жидкостные ракетные двигатели в мире. Эти слова не пафос. Судите сами: здесь, в подмосковных Химках, разработаны двигатели для советско-российских ракет «Союз» и «Протон»; для российской «Ангары»; для советско-украинских «Зенита» и «Днепра»; для южнокорейской KSLV-1 и для американской ракеты Atlas-5. Но обо всем по порядку… После проверки паспорта и прибытия сопровождающего, с проходной выдвигаемся в музей завода, или как тут его называют «Демонстрационный зал». Хранитель зала Владимир Судаков — начальник Отдела информации. Судя по всему, с обязанностями он справляется неплохо — он один из всех моих собеседников знал, кто такой «Zelenyikot». Владимир провел короткую, но емкую экскурсию в музее. Видите на столе 7 сантиметровую пшикалку? Вот с нее вырос весь советский и российский космос. НПО «Энергомаш» развился из небольшой группы энтузиастов ракетостроения, сформированной в 1921 году, а в 1929-м названной Газодинамическая лаборатория, руководителем там был Валентин Петрович Глушко, позже он же стал генеральным конструктором НПО «Энергомаш». Диск со сферой в центре — это не модель Солнечной системы, как я подумал, а макет электроракетного космического корабля. На диске предполагалось размещать солнечные батареи. На дальнем плане — первые модели жидкостных ракетных двигателей разработки ГДЛ. За первыми концептами 20-30-х гг. пошли реальные работы на госфинансировании. Тут ГДЛ работало уже вместе с Королевским ГИРД. В военное время в «шарашке» разрабатывали ракетные ускорители для серийных военных самолетов. Создали целую линейку двигателей, и полагали, что являются одними из мировых лидеров жидкостного двигателестроения. Но всю погоду испортили немцы, которые создали первую баллистическую ракету А4, более известную в России под названием «Фау-2». Ее двигатель более чем на порядок превосходил советские разработки (25 тонн против 900 кг), и после войны инженеры принялись наверстывать упущенное. Сначала создали полную реплику А4 под названием Р-1, но с использованием полностью советских материалов. На этом периоде нашим инженерам еще помогали немецкие. Но к секретным разработкам их старались не подпускать, поэтому дальше наши работали сами. Первым делом инженеры принялись форсировать и облегчать немецкую конструкцию, и добились в этом немалых успехов — тяга повысилась до 51 тс. Но дальше возникли проблемы нестабильности горения топлива в большей сферической камере сгорания. Глушко понял, что это тупик и занялся разработкой двигателей с цилиндрической камерой. Первые разработки с новым типом камеры сгорания были военные. В демонстрационном зале они запрятаны в самый дальний и темный угол. А на свету — гордость — двигатели РД-107 и РД-108, которые обеспечили Советскому Союзу первенство в космосе, и позволяют России лидировать в пилотируемой космонавтике по сей день. Владимир Судаков показывает рулевые камеры — дополнительные ракетные двигатели, которые позволяют управлять полетом. В дальнейших разработках от подобной конструкции отказалось — решили просто отклонять маршевую камеру двигателя целиком. Проблемы с нестабильностью горения до конца решить так и не удалось, поэтому большинство двигателей конструкции КБ Глушко — многокамерные. В зале имеется только один однокамерный гигант, который разрабатывался для лунной программы, но в серию так и не пошел — победил конкурирующий вариант НК-33 для ракеты Н1. Разница их в том, что Н1 запускали на смеси кислород-керосин, а Глушко был готов запускать людей на диметилгидразине-тетраоксиде азота. Такая смесь эффективнее, но намного токсичнее керосина. В России на ней летает только грузовой «Протон». Впрочем, это ни сколь не мешает Китаю сейчас запускать своих тайконавтов именно на такой смеси. Можно взглянуть и на двигатель «Протона». А двигатель для баллистической ракеты Р-36М, до сих пор стоит на боевом дежурстве в ракетах «Воевода», широко известных под натовским названием «Сатана». Впрочем, сейчас их, под названием «Днепр» тоже запускают с мирными целями. Наконец добираемся до жемчужины КБ Глушко и гордости НПО «Энергомаш» — двигателю РД-170/171. На сегодняшний день — это самый мощный кислород-керосиновый двигатель в мире — тяга 800 тс. Превосходит американский лунный F-1 на 100 тс, но достигает этого за счет четырех камер сгорания, против одной у F-1. РД-170 разрабатывался для проекта «Энергия-Буран», в качестве двигателей боковых ускорителей. По первоначальному проекту предполагалось многоразовость ускорителей, поэтому двигатели были разработаны и сертифицированы для десятикратного использования. К сожалению, возврат ускорителей так и не был реализован, но двигатели сохраняют свои возможности. После закрытия программы «Буран», РД-170 повезло больше чем лунному F-1 — ему нашли более утилитарное применение в ракете «Зенит». В советское время ее, так же как и «Воеводу» разрабатывало КБ «Южное», которое после развала СССР оказалось за границей. Но в 90-е политика не помешала российско-украинскому сотрудничеству, а к 1995 году, совместно с США и Норвегией начал реализовываться проект «Морской старт». Хотя он так и не вышел на прибыльность, прошел реорганизацию и сейчас решается его дальнейшая судьба, но ракеты летали и заказы на двигатели поддерживали «Энергомаш» в годы космического безденежья 90-х- начала 2000-х. Как добиться подвижности узла при высоких давлениях и экстремальных температурах? Да фигня вопрос: всего лишь 12 слоев металла и дополнительные кольца бронирования, зальем меж слоев жидким кислородом — и нет проблем… Такая конструкция позволяет жестко закрепить двигатель, но управлять полетом отклонением камеры сгорания и сопла, при помощи карданного подвеса. На двигателе он виден чуть ниже и правее центра, над панелью с красными заглушками. Американцы про свой космос любят повторять: «Мы стоим на плечах гигантов». Глядя на такие творения советских инженеров понимаешь, что эта фраза всецело относится и к российской космонавтике. Та же «Ангара» хоть и детище уже российских конструкторов, но ее двигатель — РД-191 эволюционно восходит к РД-171. Точно так же «половинка» РД-171, под названием РД-180 внесла свой вклад, и в американскую космонавтику, когда «Энергомаш» в 1995 году победил в конкурсе Lockheed Martin. Я спрашивал, не было ли в этой победе пропагандистского элемента — могли ли американцы заключить контракт с русскими для демонстрации завершения эры соперничества и начала сотрудничества в космосе? Мне не ответили, но рассказали про офигевшие глаза американских заказчиков, когда они увидели творения сумрачного химкинского гения. По слухам, характеристики РД-180 почти вдвое превышали характеристики конкурентов. Причина в том, что в США так и не освоили ракетные двигатели с закрытым циклом. В принципе, можно и без него, тот же F-1 был с открытым циклом или Merlin от SpaceX. Но в соотношении «мощность/масса» двигатели закрытого цикла выигрывают, хоть и проигрывают в цене. Вот тут на видео испытаний двигателя Merlin-1D видно как из трубки рядом с соплом хлещет струя генераторного газа: Наконец, завершение экспозиции — надежда предприятия — двигатель РД-191. Это пока самая младшая модель семейства. Он создавался для ракеты «Ангара», успел поработать в корейской KSLV-1, и его рассматривает в качестве одного из вариантов американская компания Orbital Scienses, которой понадобилась замена самарского НК-33 после аварии ракеты Antares в октябре. На заводе эту троицу РД-170, РД-180, РД-191 в шутку называют «литр», «поллитра» и «четвертинка». На заводе много интересного, а главное получилось увидеть, как такое чудо инженерной мысли создается из кучи стальных и алюминиевых болванок.

sci-hit.com

Космический прорыв РФ: частные ракетные двигатели готовятся покорить мир…

Частные российские компании занимаются уникальными разработками….kosmos

В России начались огневые испытания первого ракетного двигателя для сверхлегких ракет-носителей «Таймыр», который разработала частная компания «Лин Индастриал» и силовой установки для ракет,  а также ЖРД, принадлежащей компании «НСРТ Ракетные технологии».

Как сообщает компания «НСТР», их разработка – это первый в России жидкостный двигатель. Так же компания разработала специальный испытательный стенд для проведения тестов.

ЖРД – это химический ракетный двигатель, использующий в качестве топлива жидкости, в том числе сжиженный газ.

Для создания первого образца (создания испытательного стенда и самого двигателя) у компании «НСТР Ракетные технологии» ушло около трех месяцев. Разработчики начали свою работу только в августе 2016 года и уже добились немалых успехов.

Другая компания «Лин Индастриал» так же имеет частное начало. В октябре 2016 года они приступили к огневым испытаниям своего собственного ракетного двигателя РДЛ-100С «Атар». Данный двигатель специально разрабатывается для использования в сверхлегкой ракете «Таймыр». Генеральный конструктор компании сообщил, что на сегодняшний день они проводят тестирование конструкции двигателя и проверяют систему охлаждения.

Космический прорыв РФ: частные ракетные двигатели готовятся покорить мир…

«Таймыр» — это семейство сверхлегких модульных ракет-носителей, которые способны запускать небольшие космические аппараты до 180 кг на околоземную орбиту.

«Лин Индастриал» — это успешнейшие российский стартап, наравне и с «НСТР Ракетные технологии» занимаются разработками двигателей. Обе компании планируют вывести на рынок сверхлегкие космические ракеты.

Генеральный директор Роскосмоса Игорь Комаров сообщил о том, что государство готово поддержать частные компании в их разработках.

Стоит отметить, что ранее в России не было подобных ракетных двигателей. Данные разработки появились впервые, и это является огромным шагом в области ракетостроения и ракетных двигателей….

Источник

Космический прорыв РФ: частные ракетные двигатели готовятся покорить мир…

Оцените эту новость

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Подписывайтесь на нас в ЯндексДзен и Google+.Добавляйте в библиотеку в GooglePlay Прессе.

ya-russ.ru


Смотрите также