Фото: Роскосмос
Ракетно-космическая корпорация «Энергия» запатентовала систему хранения и подачи в перспективный электроракетный двигатель (ЭРД) йода в качестве вещества, необходимого для получения импульса тяги. Об этом сообщается на сайте Роскосмоса.
«Первые испытания на штатном плазменном двигателе показали принципиальную возможность использования йода: двигатель, оборудованный дополнительным газораспределительным устройством, запускался на ксеноне, а йод поддерживал разряд. Затем конструкторы приступили к разработке системы подачи йода, которая и была в итоге запатентована», — говорится в сообщении.
Отмечается, что использовать реактивный йод в качестве рабочего тела вместо ксенона экономичнее и практичнее. Применение нового вещества позволило упростить систему подачи и хранения, а также уменьшить габариты и массу двигательной установки. Кроме того, йод хорошо хранится в твёрдом состоянии и легко превращается в газ. Вместе с тем при ресурсных испытаниях возможна также рециркуляция йода, что снижает стоимость наземной отработки ЭРД в десятки раз.
«Ещё один важный момент — количества производимого ксенона недостаточно для решения перспективных задач космонавтики, например полётов на Луну», — добавили в Роскосмосе. Параметры двигателей на йоде как минимум не уступают аналогичным характеристикам ЭРД на ксеноне, заверили в госкорпорации.
Заявлено, что предложенный конструкторами «Энергии» вариант двигателя будет оснащён безрасходным катодом-нейтрализатором. Это позволит обойтись без дополнительного газообразного рабочего тела — ксенона или аргона. Такой двигатель может использоваться как маршевый или для коррекции орбиты, например, на спутниках связи, а также при решении транспортных задач дальнего космоса.
Идея использовать реактивный йод в качестве рабочего тела была выдвинута ещё в конце 1990-х годов Валерием Островским. В 2006-м им были получены первые патенты. Научно-исследовательская работа по этому направлению началась в 2012 году.
Читайте наши новости в Яндекс.Дзенwww.pnp.ru
В 1954—1957 годах в ОКБ-456 под руководством советского инженера и ученого Валентина Глушко были разработаны ракетные двигатели РД-107 и РД-108, которые предназначались для установки на ракету Р-7, созданную в ОКБ-1. Прошло 60 лет, и теперь уже российские ракеты «Союз» продолжают летать на этих двигателях. Сайт телеканала «Звезда» разобрался, в чем заключается секрет исключительной надежности российских ракетных двигателей.
Прежде всего стоит отметить, что успехам в космической отрасли страна обязана гению инженерной мысли одного из основателей пилотируемой космонавтики Валентину Глушко и коллективу ученых, который работал под его руководством.
Двигатели РД-107 и РД-108, разработанные Глушко, были успешно испытаны в том числе и на межконтинентальной баллистической ракете. Именно они обеспечили первый успешный пуск МБР 21 августа 1957 года.
Советский академик Александр Ишлинский в 1977 году писал: «До сих пор вызывает восхищение исключительная надежность двигателей конструкции академика Валентина Петровича Глушко».
Так в чем же заключается такая надежность, что двигатели позволяют и во втором десятилетии XXI века успешно осуществлять запуск пилотируемых кораблей «Союз» с тремя космонавтами на борту?
Двигатель как человек
Специалисты самарского завода ПАО «Кузнецов» сравнивают создание ракетного двигателя с рождением человека, ведь процесс его технологической сборки и проверки занимает девять месяцев.
После изготовления всех деталей он поступает на сборку, где также проходит проливку всех изделий, чтобы обеспечить герметичность. После этого он поступает на стенд, где проходит испытания. После них он снова отправляется в цех, где опять разбирается. Детали промываются, консервируется в сборке и отправляется на «Прогресс».
При этом специалисты подчеркивают, что рождение двигателя происходит не после сборки, а именно во время испытаний. Только после них ему присваивается своеобразное «свидетельство о рождении» — паспорт, с которым он отправляется на «Прогресс» для установки уже на ракету-носитель «Союз».
В состав ракеты входят пять больших двигателей и 12 рулевых агрегатов. Поэтому пакет для «Союза» состоит из 17 двигателей. В начале октября прошли испытания 15-го пакета. Всего же по программе завод в год должен выпустить 21 пакет. Таким образом, в год завод производит 105 больших двигателей и 252 рулевых агрегата. То есть по одному изделию в день!
Самара космическая
Сборка двигателей РД-107 и РД-108 происходит на заводе ПАО «Кузнецов» в Самаре, а испытания – на самом отдаленном обособленном подразделении завода в поселке Винтай. В 70 км от города был построен испытательный комплекс. Работы, которые проводились там, были засекречены, поэтому предприятие в советские годы везде значилось как «Химзавод». Первые огневые испытания на новеньком стенде прошли уже 31 августа 1961 года.«Территория комплекса уникальна. Она выбиралась с учетом всех особенностей технологического процесса. Поскольку по технологии имеет место выброс пламени, местность овражистая, а шум моторов «гасит» окружающий лес», — рассказал руководитель обособленного подразделения производственной площадки «Винтай» Владимир Карповский.
На основном стенде проводят испытания двигателей РД-107, РД-108, а также испытания, связанные с совершенствованием двигателей. На площадке работают около 1000 человек. Само объединение полностью обеспечивает себя всем необходимым, закупая лишь топливо.
Стенд имеет угловатый и не очень красивый вид, но его уникальность в другом. По словам Карповского, советские строители заложили такой запас прочности, что стенд уже работает 56 лет и может прослужить на благо космоса еще лет 50.
По словам Карповского, за почти 60 лет работы стенд претерпел множество внутренних технологических изменений, и сегодня система испытаний автоматизирована.
«Если раньше после испытаний нужно было составлять протокол и ждать до трех-четырех суток результатов испытаний, то сегодня экспресс-анализ работы двигателя готов через 5 минут после проверки», — рассказал Карповский.
Испытания двигателя
Испытания проходят следующим образом. После монтажа двигателя на стенде к нему стыкуют все коммуникации, по которым подходят кислород, топливо, жидкий азот.
Цикл испытаний длится порядка 14 часов, а само огневое испытание длится всего лишь 60 секунд. При этом есть определенные тонкости в его работе. Первые 10-12 секунд идет розжиг, а при выходе на основной режим раздается сильный хлопок. Специалисты даже рекомендуют закрыть уши и приоткрыть рот, чтобы выровнять давление.
«Некоторым бывает страшновато. У нас были случаи, что и в лес убегали», — рассказал Карповский.
Во время огневых испытаний специалисты снимают главные параметры — расход топлива, тягу, параметры пульсации и вибрации.
Двигатель РД-107 сначала поднимал одного космонавта, потом за счет нового топлива его мощность увеличилась, и он смог поднимать трех космонавтов. Сегодня, по словам специалистов, керосин такой плотности заканчивается и работники космоса переходят на новую топливную программу, которая предполагает новые добавки. Скорее всего, тяга увеличится еще больше.
Интересный факт. Такой параметр, как экономичность неуместен для ракетного двигателя в отличие от авиационного. Только на одно испытание уходит около 15 тонн топлива. При этом мощность двигателя РД-107 в среднем 75-80 тонн, и он относится к легкой серии ракет. Поэтому на испытаниях на топливе не экономят. Главное для двигателя – выполнить программу, то есть поднять как можно больше груза и отправить его как можно дальше.
Ждать своего часа
Однако двигатель РД-107 и РД-108 не единственные двигатели, которые произвел самарский завод. Также на нем под руководством ученого и инженера Николая Кузнецова были изготовлены двигатели НК-33. Их предполагалось использовать на 1-й ступени ракеты-носителя Н-1 программы «Лунник». После полета американце на Луну ее свернули, и двигатели пролежали на складах 35 лет. Однако спустя столько времени склады были вскрыты, а двигатели доведены до полетного состояния. Один двигатель из той партии было решено испытать таким образом, чтобы довести до разрушения. Это позволило определить его предельный ресурс работы. Тогда двигатель НК-33 смог отработать 2,5 ресурса — без съема со стенда 16 пусков, наработав 15 тысяч секунд. Двигатель НК-33 имеет чрезвычайно высокую надежность — 999,4.
Сегодня этот двигатель используется в ракете легкого класса «Союз-2-1в», которая поднимает порядка 2,8 тонн на низкую околоземную орбиту около 200 км. Планируется его применение в РН «Союз-2-3».
Кроме того, этот двигатель применялся и американцами в первой ступени РН «Антарес». До сих пор около 30 двигателей находятся в США.
Михаил Рычаговhttps://tvzvezda.ru
comments powered by HyperCommentswww.nasha-strana.info
Характеристик у ЖРД много, однако нас в данном случае интересуют только четыре:̶ Тип топлива̶ Тяга̶ Удельный импульс̶ ЦенаТипы топлива у ЖРД используются разные - на серийно используемых двигателях применяются три основные пары горючего и окислителя. Это водород-кислород, кислород-керосин и гептил-амил. Последняя пара - очень опасные яды, первые две при попадании в атмосферу испаряются и окружающей среде вреда не наносят. Соответственно, остаётся два варианта горючего - керосин и водород. Водород позволяет получить больший удельный импульс (об этом - ниже), но у него меньше плотность, что требует увеличения размеров топливного бака.Двигатель проектируется только под один тип топлива, и изменить это - фактически создать новый двигатель. При этом в СССР-России водородные двигатели практически не использовались. Однако СССР-Россия лидирует по керосиновым двигателям - так, в США не создан (и не планируется) керосиновый двигатель закрытого цикла, который более эффективен, чем ЖРД с открытым циклом. Однако реализовать закрытый цикл сложнее.Удельный импульс (УИ) - это характеристика количества движения, которое способен создать двигатель, израсходовав единицу топлива. Соответственно чем выше УИ, тем более эффективен двигатель, потому что при том же расходе топлива может создать больше тяги или работать больше времени. УИ считается также одной из главных характеристик эффективности двигателя.Зависит он от топлива. Так, пара кислород-водород теоретически позволяет получить в вакууме импульс в 428 секунд. Кислород-керосин - 335 с, гептил-амил - 318 с. Измеряется она в секундах - т.е. сколько секунд двигатель способен создавать тягу в 1 кгс, истратив при этом 1 кг топлива. В реальной жизни УИ будет меньше, потому что идеального двигателя не бывает. Снижает импульс и открытая схема двигателя - при ней часть топлива, которая приводит в действие насосы, сбрасывается и не участвует в создании тяги.Тяга двигателя - это сила, которую двигатель способен приложить к ракете. изменяется в ньютонах или тонн-силах (тс). Больше двигатель - больше тяга, тут всё просто. Также следует помнить, что тяга (как и удельный импульс) в вакууме больше, чем в атмосфере.И наконец, цена. Она важна, потому что двигатели покупаются и продаются (см. заголовок)Однако нам будет важна нем абсолютная цена, а стоимость двигателя в пересчёте на тонн-силу тяги - ведь можно поставить десяток дешевых маленьких двигателей, а можно - один большой и дорогой.Однако это и самый недоступный параметр. Секунды и тонны есть в общем доступе, точный цен - нет. Цена продажи и себестоимость могут отличаться очень сильно. А уж пересчитать цену созданного при плановой экономике полвека назад двигателя в современные доллары или рубли и вовсе нереально.Здесь, естественно, следует учитывать и страну разработки, и массовость, и ещё кучу других факторов. Больше зарплаты конструкторов - больше стоимость двигателя, например.
В 60-х годах в США для полёта на Луну был создан самый мощный (на тот момент) ЖРД - однокамерный керосиновый F-1, с тягой в 690 тс на уровне моря. А вот удельный импульс - всего 265 секунд. Двигатель мощный, но не особо эффективный.
Для лунной программы СССР был создан НК-15, а позе на его базе - НК-33. Тоже керосиновый и однокамерный, но тяга - всего 151 тс на уровне моря. Зато удельный импульс - 297 секунд. Эффективность выше, но меньшая тяга потребовала установки тридцати двигателей на первую ступень Н-1 (против пяти у Saturn-V).
В 1970-х в СССР создаётся РД-170, тоже керосиноый, но четырёхкамерный. На четыре сопла установлен общий турбонасос и другие системы. Тяга на уровне моря - 740 тс, удельный импульс - 309 с на уровне моря, 337 с в вакууме.
В тех же семидесятых в США создаётся однокамерный RS-25 для Шаттла. Тяга - 181 тс, то есть примерно столько же, сколько приходится на одно сопло у РД-170. А вот УИ выше - 363 с на уровне моря, 452 с в вакууме. Причина - в другом горючем, водороде.
В 90-х по заказу США на базе РД-170 создаётся его "половинка" - РД-180. Топливо остаётся то же, удельный импульс практически не меняется - 337 и 311 с. Тяга закономерно снижается вдвое - до 390 тс. Цена - "по мнению ряда экспертов", от 11 до 15 миллионов долларов (получается 28...38 тысяч долларов за тс).
В тех же 90-х в США создаётся однокамерный RS-68. Горючее - водород, тяга - 289 тс, удельный импульс - 359 с на уровне моря, 409 с в вакууме. Цена - порядка 20 миллионов долларов (69к$ за тс).
И наконец Merlin 1D, установленный на Falcon 9. Керосиновый, однокамерный, открытая схема. Удельный импульс - 282 с на уровне моря, тяга - 74 тс. Цена - мне встречалась оценка в 1,5 или 2,12 миллиона (20... 29 тысяч долларов за тс).
Так почему же США покупают российские двигатели?Потому что это было дёшево. Разница в зарплатах конструктора или рабочего в 90-х в США и в России - примерно на порядок. Поэтому на волне мира-дружбы-жувачки оплатить разработку двигателя на базе уже существующего вышло дешевле, чем использовать свои. К тому же, если использовать керосин, то тут у России преимущество - США отстают в таких двигателях.
Почему же они не летают на своих двигателях?Опять же - потому что цена. Некоторые запуски делаются и на своих (см. Delta IV), но не все.
Почему они продолжают покупать, несмотря на санкции?Потому что это по-прежнему дешевле и эффективнее, чем разрабатывать свой двигатель или новую ракету под существующие.А Россия (минутка политики) эмбарго на импорт продуктов наложила, а на экспорт двигателей - почему-то нет. Вот торговля и продолжается.
А как же Илон Маск и его замечательные двигатели?Посмотрите на характеристики ещё раз. Эффективность ниже, тяга ниже - понадобится полная переработка ракеты (с падением полезной нагрузки), чтобы вместо одного РД-180 поставить пять Мерлинов.
Итак, что в итоге?США покупают российские ракетные двигатели, потому что это самые эффективные двигатели на керосине, и при этом дешёвые. Однако и свои двигатели у США тоже есть и используются.
По материалам: ̶©
mesier.livejournal.com
Пишет: KonstboyarovПочти в каждом посте про Илона Маска непременно возникает вопрос: "Если американцы такие крутые, то почему они покупают российские ракетные двигатели?". Попробую на него ответить.
Сначала немного теории. Единственный тип двигателей, который способен оторвать ракету от Земли и разогнать до нужной скорости — это жидкостный ракетный двигатель (ЖРД). Да, про твердотоплиыные я помню, но серийно они применяются только в связке с жидкостными.
Характеристик у ЖРД много, однако нас в данном случае интересуют только четыре:— Тип топлива— Тяга— Удельный импульс— Цена
Начнём по порядку.Типы топлива у ЖРД используются разные — на серийно используемых двигателях применяются три основные пары горючего и окислителя. Это водород-кислород, кислород-керосин и гептил-амил. Последняя пара — очень опасные яды, первые две при попадании в атмосферу испаряются и окружающей среде вреда не наносят. Соответственно, остаётся два варианта горючего — керосин и водород. Водород позволяет получить больший удельный импульс (об этом — ниже), но у него меньше плотность, что требует увеличения размеров топливного бака.
Двигатель проектируется только под один тип топлива, и изменить это — фактически создать новый двигатель. При этом в СССР-России водородные двигатели практически не использовались. Однако СССР-Россия лидирует по керосиновым двигателям — так, в США не создан (и не планируется) керосиновый двигатель закрытого цикла, который более эффективен, чем ЖРД с открытым циклом. Однако реализовать закрытый цикл сложнее.
Удельный импульс (УИ) — это характеристика количества движения, которое способен создать двигатель, израсходовав единицу топлива. Соответственно чем выше УИ, тем более эффективен двигатель, потому что при том же расходе топлива может создать больше тяги или работать больше времени. УИ считается также одной из главных характеристик эффективности двигателя.
Зависит он от топлива. Так, пара кислород-водород теоретически позволяет получить в вакууме импульс в 428 секунд. Кислород-керосин — 335 с, гептил-амил — 318 с. Измеряется она в секундах — т.е. сколько секунд двигатель способен создавать тягу в 1 кгс, истратив при этом 1 кг топлива. В реальной жизни УИ будет меньше, потому что идеального двигателя не бывает. Снижает импульс и открытая схема двигателя — при ней часть топлива, которая приводит в действие насосы, сбрасывается и не участвует в создании тяги.
Тяга двигателя — это сила, которую двигатель способен приложить к ракете. изменяется в ньютонах или тонн-силах (тс). Больше двигатель — больше тяга, тут всё просто. Также следует помнить, что тяга (как и удельный импульс) в вакууме больше, чем в атмосфере.
И наконец, цена. Она важна, потому что двигатели покупаются и продаются (см. заголовок)Однако нам будет важна нем абсолютная цена, а стоимость двигателя в пересчёте на тонн-силу тяги — ведь можно поставить десяток дешевых маленьких двигателей, а можно — один большой и дорогой.
Однако это и самый недоступный параметр. Секунды и тонны есть в общем доступе, точный цен — нет. Цена продажи и себестоимость могут отличаться очень сильно. А уж пересчитать цену созданного при плановой экономике полвека назад двигателя в современные доллары или рубли и вовсе нереально.
Здесь, естественно, следует учитывать и страну разработки, и массовость, и ещё кучу других факторов. Больше зарплаты конструкторов — больше стоимость двигателя, например.
С теорией разобрались, переходим к примерам.
В 60-х годах в США для полёта на Луну был создан самый мощный (на тот момент) ЖРД — однокамерный керосиновый F-1, с тягой в 690 тс на уровне моря. А вот удельный импульс — всего 265 секунд. Двигатель мощный, но не особо эффективный.
Для лунной программы СССР был создан НК-15, а позе на его базе — НК-33. Тоже керосиновый и однокамерный, но тяга — всего 151 тс на уровне моря. Зато удельный импульс — 297 секунд. Эффективность выше, но меньшая тяга потребовала установки тридцати двигателей на первую ступень Н-1 (против пяти у Saturn-V).
В 1970-х в СССР создаётся РД-170, тоже керосиноый, но четырёхкамерный. На четыре сопла установлен общий турбонасос и другие системы. Тяга на уровне моря — 740 тс, удельный импульс — 309 с на уровне моря, 337 с в вакууме.
В тех же семидесятых в США создаётся однокамерный RS-25 для Шаттла. Тяга — 181 тс, то есть примерно столько же, сколько приходится на одно сопло у РД-170. А вот УИ выше — 363 с на уровне моря, 452 с в вакууме. Причина — в другом горючем, водороде.
В 90-х по заказу США на базе РД-170 создаётся его "половинка" — РД-180. Топливо остаётся то же, удельный импульс практически не меняется — 337 и 311 с. Тяга закономерно снижается вдвое — до 390 тс. Цена — "по мнению ряда экспертов", от 11 до 15 миллионов долларов (получается 28…38 тысяч долларов за тс).
В тех же 90-х в США создаётся однокамерный RS-68. Горючее — водород, тяга — 289 тс, удельный импульс — 359 с на уровне моря, 409 с в вакууме. Цена — порядка 20 миллионов долларов (69к$ за тс).
И наконец Merlin 1D, установленный на Falcon 9. Керосиновый, однокамерный, открытая схема. Удельный импульс — 282 с на уровне моря, тяга — 74 тс. Цена — мне встречалась оценка в 1,5 или 2,12 миллиона (20… 29 тысяч долларов за тс).
А теперь попробуем ответить на популярные вопросы.
Почему США покупают российские двигатели?
Потому что это было дёшево. Я не знаю, сколько именно получал конструктор или рабочий в 90-х в США и сколько в России, но думаю, что разница — примерно на порядок. Поэтому на волне мра-дружбы жвачки оплатить разработку двигателя на базе уже существующего вышло дешевле, чем использовать свои. К тому же, если использовать керосин, то тут у России преимущество — США отстают в таких двигателях.
Почему же они не летают на своих двигателях?
Опять же — потому что цена. Некоторые запуски делаются и на своих (см. Delta IV), но не все.
Почему они продолжают покупать, несмотря на санкции?
Потому что это по-прежнему дешевле и эффективнее, чем разрабатывать свой двигатель или новую ракету под существующие.А Россия (минутка политики) эмбарго на импорт продуктов наложила, а на экспорт двигателей — почему-то нет. Вот торговля и продолжается.
А как же Маск и его замечательные двигатели?
Посмотрите на характеристики ещё раз. Эффективность ниже, тяга ниже — понадобится полная переработка ракеты (с падением полезной нагрузки), чтобы вместо одного РД-180 поставить пять Мерлинов.
А как же Маск и его замечательные ракеты?
Госконтракты — штука тонкая. А ракета довольно молодая. Поэтому тендер на разработку корабля и доставку грузов к МКС выиграли, а вот на запуск военных спутников (другие требования к надёжности и массе) не получилось. Но это чисто моё мнение, у вас может быть другое.
Итак, что мы видим в итоге?
США покупают российские ракетные двигатели, потому что это самые эффективные двигатели на керосине, и при этом дешёвые. Однако и свои двигатели у США тоже есть и используются.
Лунные машины — Ракета Сатурн-5
Автор: konstboyarov
Источник: nnm.me
pandoraopen.ru
6:00 / 20.06.18
Главный конструктор НПО "Энергомаш" Петр Левочкин / Фото: Пресс-служба НПО "Энергомаш"
В России ведется активная работа над созданием новой ракеты-носителя среднего класса "Союз-5", которая может вывести на орбиту перспективный пилотируемый корабль "Федерация" в 2022 году. Тяжелые ракеты "Ангара-А5" в ближайшие годы будут задействованы в запусках 600 спутников системы "Сфера". Научно-производственное объединение (НПО) "Энергомаш" ведет работы над новыми двигателями для обоих типов ракет — РД-171МВ и РД-191М.
На каком этапе находится разработка, какие новые технологии и в каком объеме будут применяться в РД-171МВ и РД-191М, чем закончились испытания детонационного двигателя и зачем российские ракеты переводить на метан, рассказал в интервью ТАСС главный конструктор НПО "Энергомаш" Петр Левочкин.
— Какие перспективные разработки ведутся сегодня в конструкторском бюро НПО "Энергомаш"?
— КБ сегодня очень плотно занято разработкой двигателя РД-171МВ для перспективной ракеты-носителя "Союз-5". Несмотря на то, что он заимствует многие решения РД-171М, — это новая модификация двигателя. Отмечу, что в РД-171МВ используется только российская элементная база, в том числе системы управления и регулирования полностью отечественные.
«"Ангара" в будущем выйдет на рынок коммерческих пусков»
Большой объем работ ведется по повышению надежности и снижению стоимости двигателя РД-191 (используется на первой ступени ракет-носителей "Ангара" — прим. ТАСС). "Ангара" будет жить, и мы делаем все возможное, чтобы это был носитель, востребованный не только министерством обороны РФ, по заказу которого она и создавалась, но также в будущем выйдет на рынок коммерческих пусков.
В рамках Федеральной космической программы и за счет собственных средств нами ведется ряд разработок по применению в ракетном двигателестроении композитных материалов. Продолжаются работы по исследованию детонации в ЖРД. Ведутся разработки кислородно-метанового двигателя, прорабатываются варианты применения аддитивных технологий и многое другое.
— Какие работы по двигателю РД-171МВ будут выполнены в этом году?
— В конце 2017 года мы разработали эскизный проект двигателя и передали его в РКЦ "Прогресс" (будет производить "Союз-5" — прим. ТАСС). Сейчас в НПО "Энергомаш" полным ходом, в том числе с помощью 3D-моделирования, идет выпуск конструкторской документации по этому двигателю, ведется подготовка производства и стендовой базы. В этом году должны будем изготовить конструкторский макет, позволяющий увязать все элементы двигателя. Также в этом году мы должны поставить в РКЦ "Прогресс" макет РД-171МВ для проведения динамических испытаний.
— Когда планируется поставить опытный образец двигателя для огневых испытаний?
— Огневые испытания первого доводочного двигателя РД-171МВ запланированы на 2019 год. Первый товарный двигатель мы должны поставить заказчику в 2021 году для первого беспилотного запуска "Союза-5", который должен состояться в 2022 году. Для пилотируемого запуска ракеты, который запланирован на 2024 год, мы планируем поставить двигатель РД-171МВ в 2023 году.
— Вы упомянули про РД-191, а когда будет создан опытный образец нового двигателя для "Ангары-А5В" — РД-191М?
— НПО "Энергомаш" по заданию ГКНПЦ им. Хруничева работало над созданием модификации двигателя РД-191, который получил название РД-191М (тяга на 10% выше), для использования его на "Ангаре-А5В". Мы выпустили технический проект двигателя, а также согласовали объемы его отработки с головными научно-исследовательскими институтами отрасли. Следующим шагом должно было стать развертывание работ по производству и началу отработки двигателя, но контракт на эти работы с ГКНПЦ пока не заключен.
— Но все же новый двигатель на "Ангару-А5В" устанавливать планируется?
«Сейчас "Ангара" будет летать с базовым двигателем, в том числе и с космодрома Восточный»
— Безусловно. Однако создание ракеты-носителя "Ангара-А5В" — это не только двигатель РД-191М, это модернизация всей ракеты плюс создание абсолютно нового кислородно-водородного жидкостного ракетного двигателя для третьей ступени. Поэтому сейчас "Ангара" будет летать с базовым двигателем, в том числе и с космодрома Восточный.
— Сегодня много говорится о новых легких и средних коммерческих ракетах-носителях, планируете ли создавать под них двигатель?
— В свое время НПО "Энергомаш" разработало двигатель РД-120 для второй ступени ракеты-носителя "Зенит", созданием которого руководил один из ведущих конструкторов нашего предприятия, мой предшественник на посту главного конструктора Владимир Константинович Чванов. Тяга РД-120 варьируется от 80 тонн до 93 тонн в форсированном режиме. Наши маркетологи оценили этот продукт с точки зрения коммерческой привлекательности и сделали вывод, что если бы у нас был сегодня двигатель с тягой 80–100 тонн по хорошей цене, он бы нашел своего потенциального коммерческого пользователя.
Но здесь стоит задача не просто воспроизвести двигатель, а спроектировать его заново, сделать его менее трудоемким с точки зрения производства, чтобы он имел не только отличные энергетические характеристики, но и привлекательную, конкурентоспособную стоимость. Такую работу мы планируем делать на опережение. Пока идут предварительные расчеты, после которых будет принято решение по диапазону тяги и схеме двигателя. Новый двигатель будет создан полностью в цифре, планируем максимально использовать аддитивные технологии и композитные материалы.
— По композитным материалам какие именно работы у вас ведутся?
— В этом году совместно с Центром Келдыша на модельной камере проведены исследования по использованию неохлаждаемого сопла из композитных материалов. Это большая перспектива по снижению веса наших двигателей, снижению трудоемкости их изготовления. Температура, где работает этот неохлаждаемый насадок, достигает 1300 градусов Цельсия, то есть температуры плавления сталей, жаропрочные никелевые сплавы при такой температуре теряют свою прочность.
«Первым двигателем, на котором мы планируем использовать композитное сопло, должен стать РД-191 или его модификация»
Сегодня стенка камеры и сопла двигателя состоит из двух оболочек, спаянных между собой. В процессе работы между оболочками течет один из компонентов ракетного топлива, обеспечивая охлаждение внутренней оболочки. Такая конструкция доказала свою состоятельность и работоспособность, однако является достаточно трудоемкой в производстве и, соответственно, дорогой.
Известно применение композитных сопел для двигателей верхних ступеней как в России, так и за рубежом. Однако для первых ступеней такое сопло еще не применялось. Первым двигателем, на котором мы планируем использовать композитное сопло, должен стать РД-191 или его модификация.
— Аддитивные технологии в каких двигателях будете применять?
— Благодаря развитию аддитивных технологий, сегодня у нас появляется возможность за несколько часов сделать ту работу, на которую раньше ушли бы месяцы. Например, печать такой сложной сборочной единицы, как смесительная головка. Снижение трудоемкости — колоссальное. Но есть и сложности. Одна из них — подбор и применение материалов, обладающих хорошей прочностью и хорошей теплопроводностью. Работаем вместе с ведущими металлургическими институтами страны и все работы проводим за собственные средства.
Мы уже определили для себя ряд агрегатов, где применение аддитивных технологий может быть актуальным, попробуем их изготовить, проведем автономную обработку, после чего примем решение — внедрять это на двигатель или нет. В основном это достаточно сложные, трудоемкие в обычной механике сборочные единицы двигателей РД191 и РД171МВ. Но пока это экспериментальный вариант, мы только изучаем возможность использования аддитивных технологий в ракетном двигателе.
— Как продвигается разработка кислородно-метанового двигателя, какие результаты получены?
— В настоящее время КБХА и НПО "Энергомаш" в рамках опытно-конструкторской работы отрабатывают технологии использования метана в качестве компонента топлива в перспективных ЖРД — это формирование научно-технического задела на будущее. Выпущен эскизный проект, где рассмотрены все типы схем ЖРД. В ближайшее время должен пройти научно-технический совет интегрированной структуры ракетного двигателестроения по выбору варианта для дальнейшей разработки. Но, к сожалению, конкретной ракеты-носителя, под которую разрабатывается двигатель, пока нет.
— Зачем нужен двигатель на метане?
— В свое время основатель НПО "Энергомаш" Валентин Глушко, возглавляя совет по ракетным топливам при Академии наук, исследовал комбинации веществ в качестве окислителя и горючего применительно к ракетным топливам. Была исследована практически вся таблица Менделеева, в том числе и метан. И в результате было показано, что при более высоком удельном импульсе (на примерно 10–15%), чем у кислородно-керосиновых ЖРД, баки РН с метаном той же массы, что и керосин, будут тяжелее из-за более чем двухкратной разницы плотности (конструкция самого бака будет весить больше — прим. ТАСС). Ожидаемого эффекта для первых ступеней не будет. Поэтому, проведя ряд теоретических проработок, НПО "Энергомаш" в дальнейшем сосредоточилось на работах с традиционными компонентами топлива, такого как кислород и керосин.
«Энергетическая эффективность метана может обеспечить вывод большой массы полезной нагрузки»
Другое дело верхние ступени РН. Там, где согласно законам физики влияние удельного импульса выше, энергетическая эффективность метана может обеспечить вывод большой массы полезной нагрузки. Понимая это, Центр Келдыша совместно с КБХА и КБХМ продолжили исследования по возможности использования метана в ракетных двигателях. Надо отдать должное их успехам в этом направлении, так как сегодня проведены не только теоретические исследования, но и самые настоящие огневые испытания ракетных двигателей на кислородно-метановом топливе. В отрасли накоплен определенный опыт работы с таким взрывоопасным веществом как метан.
Кроме того, на основе созданных в КБХА проектов ЖРД на метане в РКЦ "Прогресс" разработана линейка ракет от легкого до сверхтяжелых классов под этот вид топлива. Создание научно-технического задела по метановому направлению продолжается, тем более что в перспективе метан должен быть более дешевым компонентом топлива из-за его широкой сырьевой базы. К тому же метан есть на Марсе, и уже сегодня некоторые компании создают двигатель и ракету для полетов к Красной планете на метане, ставя задачу вернуться домой на топливе, добытом там.
— Как продвинулись работы по созданию двигателя с детонационным горением?
— Совместно с Институтом гидродинамики им. Лаврентьева, МАИ, Центром Келдыша, Центральным институтом авиационного моторостроения им. Баранова, Механико-математическим факультетом МГУ мы создали несколько вариантов камеры жидкостного ракетного двигателя, которая работает по принципу непрерывной спиновой детонации — топливо сгорает со сверхзвуковой скоростью.
Курировал эту работу Фонд перспективных исследований (ФПИ). Теоретически предполагалось, что детонационное горение даст нам выигрыш по тяге двигателя. Огневые испытания показали, что выигрыш действительно есть, однако не такой ощутимый, как мы предполагали.
— На этом исследования детонационного двигателя завершены?
«С помощью технологии детонационного горения потенциально ракетный двигатель можно сделать более легким и более надежным»
— Проект, который мы делали под эгидой ФПИ, — закончен. Мы доказали, что детонация в ЖРД возможна, сконструировали камеру. Однако в своих изысканиях мы не остановились: проводя работы, мы получили интересный результат: помимо прироста по энергетике, который в целом был ожидаем, мы получили прирост тяги при достаточно низком уровне давления подачи топлива. Это заманчиво, потому что позволяет в перспективе повысить надежность и увеличить ресурс турбонасосного агрегата. А турбонасосный агрегат и камера сгорания — это два ключевых агрегата, во многом определяющие надежность ракетного двигателя. То есть с помощью технологии детонационного горения потенциально ракетный двигатель можно сделать более легким и более надежным.
Поэтому сейчас, уже за собственные деньги, мы проводим проектирование двух двигателей с тягой 5 и 20 тонн с использованием камеры, работающей по принципу детонационного горения. В рамках данной НИОКР мы пытаемся оценить результаты с точки зрения массогабаритных и вибропрочностных характеристик. Если результаты будут хорошие, то продолжим исследовательские работы.
— Какие двигатели наиболее перспективны для полетов в дальний космос?
«Для увеличения тяги необходимо создать компактные, но мощные источники электрического тока»
— Сегодня наши двигатели, обладая тягой в десятки и сотни тонн, выполняют самую тяжелую и неблагодарную работу — отрывают ракету от поверхности Земли. Альтернативы им в этом вопросе на дальнесрочную перспективу — нет. Можно их использовать (и так делается) и для полетов к Луне, Марсу и т.д. Но гораздо эффективнее использовать электроракетные двигатели (ЭРД), которые по эффективности в разы превышают ЖРД и ракетные двигатели на твердом топливе. Правда, есть проблема: сегодня тяги ЭРД измеряются в граммах и разгон космического аппарата до нужных скоростей может занять длительное время. Для увеличения тяги необходимо создать компактные, но мощные источники электрического тока. За этим направлением большое будущее.
Но все равно говорить о межгалактических полетах на имеющихся типах двигателей пока не приходится. Для преодоления расстояния в сотни и миллионы световых лет нужны другие двигатели, а может и способы перемещения.
— Какие направления в ракетно-космической отрасли, по-вашему, самые перспективные?
— Я бы назвал два основных. Первое — это освоение дальнего космоса с помощью имеющихся средств выведения и двигателей. В качестве первого этапа можно рассматривать Луну и Марс. Второе направление — это полеты в ближний космос, который постепенно переходит в коммерческое русло. И здесь наиболее перспективное направление — это создание на базе имеющихся носителей многоразовых возвращаемых ступеней. У нас такой опыт есть, двигатель РД-170 был сертифицирован на десятикратное полетное использование в рамках программы "Энергия-Буран". Сегодня в России под руководством генерального конструктора по средствам выведения А.А. Медведева ведутся работы по созданию научно технического задела по созданию многоразовых РН сверхлегкого класса.
«Летательный аппарат будет выходить в ближний космос, преодолевать основное расстояние и совершать посадку в нужной точке Земли гораздо быстрее обычных самолетов»
Дальнейшее развитие этого направления, по моему мнению, в создании одноступенчатых летательных аппаратов с комбинированным ракетным двигателем, способных самостоятельно летать в космос и возвращаться. Такие комплексы могут эффективно использоваться в том числе для коммерческих транспортных перевозок. Летательный аппарат будет выходить в ближний космос (~100 км), преодолевать основное расстояние и совершать посадку в нужной точке Земли гораздо быстрее обычных самолетов. Сегодняшний уровень разработок в металлургии, материаловедении позволяет сделать подобное, одноступенчатое средство выведения.
— Какие двигатели будут отгружены иностранным заказчикам в этом году?
— В настоящее время изготовление товарных двигателей в НПО "Энергомаш" идет в соответствии с заключенными контрактами. Отгрузка первой партии РД-180 и РД-181 в США запланирована на второй квартал 2018 года. А следующая партия этих двигателей отправится заказчикам в конце года. Что касается РД-191, то, согласно контракту, в конце года заказчику будут отправлены два двигателя. Кстати, на этих двигателях уже будут частично реализованы усовершенствования, которые мы внедряем в рамках программы повышения надежности и снижения стоимости.
Беседовала Валерия Решетникова.
МОСКВА, ТАСС12
Оригинл
www.arms-expo.ru
Российские ракетные двигатели РД-180 явились «яблоком раздора» между двумя американскими компаниями United Launch Alliance (ULA) и конкурирующей Orbital Sciences. Первая не дает возможности второй закупать двигатели для своих ракет Antares.
Всему виной стало участие Orbital Sciences в государственных тендерных закупках. ULA незаконно мешает конкурентам закупать двигатели РД-180 у двух компаний. Это подрядчик RD Amross - СПНПО «Энергомаш» - и американский посредник Pratt & Whitney Rocketdyne. Первый производит необходимый жидкостный ракетный двигатель РД-180. Другой же поставляет комплектующие на территорию США.Единственный жидкостный двигатель РД-180 оптимально подходит под объявленные американским правительством тендерные закупки. По оценкам экспертов, характеристики этих комплектующих идеально подходят под тяжелые ракетоносители и потребности NASA.
РД-180 – двухкамерная производная от четырехкамерного РД-170, используемого на "Зените". Жидкостные ракетные двигатели РД-180 закрытого цикла с дожиганием заключили в себе высокую производительность, удобство и возможности повторного использования РД-170 в габаритах, чтобы соответствовать требованиям моторов для Atlas V Evolved Expendable Launch Vehicle.
РД-180 – гидравлический двигатель для приведения в действие регулирующего клапана и вектора тяги отклонения в карданном подвесе, с пневматикой для приведения в действие клапана и системы продувки: упорная рама для распределения нагрузки самодостаточна как часть двигателя. Мотор на старте использует LOX свинец, с дожиганием генераторного газа и LOX, богатых газотурбинным приводом. Таким образом, установил увеличение производительности на 10 процентов по сравнению с оперативным разгоном двигателей США и при условии чистой, многоразовой операции.Только в основной сборке турбо-насос и бустерный насос потребовали разработки к масштабу от РД-120 и РД-170. Все остальные компоненты были взяты непосредственно из РД-170.
РД-180 был разработан за 42 месяца за небольшую долю от стоимости типичного проектирования нового двигателя для США. Мотор работает на промежуточном Atlas III и стандартном ракетоносителе Atlas V.
РД-180 оснащен двумя парами камер сгорания и сопел. Движок разработан и производится российским научно-производственным объединением «Энергомаш». В качестве топлива используется керосин, окислителем является жидкий кислород. Стоимость ракетного двигателя РД-180 на 2010 год составляла 9 млн долларов.
В ноябре 1996 года в производственном объединении «Энергомаш» провели первое испытание РД-180. Двигатель был признан победителем в тендерах для установки его в РН «Атлас» американской Lockheed Martin Corporation. Нужно это было для вывода перспективных пилотируемых кораблей. Именно с этих пор двигатели РД-180 стали наиболее востребованными.
Двигатель имеет возможность многоразового использования. Продуманный менеджмент обеспечил НПО «Энергомаш» практически легендарными надежными сделками с США. В декабре 2012 года был поставлен контракт, обеспечивающий компанию гарантией на производство движков до 2019 года. Все производство сосредоточено в России.
Украинские события повлекли за собой санкции, ограничивающие возможность применять российские ракетные двигатели для США. РД-180 необходимо заменить аналогом американского производства. В декабре 2014 года палатой была принята поправка. Она запрещала использование русских РД-180. Двигатель продолжат закупать по уже имеющемуся договору поставок до 2019 года между «Энергомаш» и ULA.
Несмотря на продолжение сотрудничества и поставок РД-180 по имеющимся договорам, министр обороны США отдал приказ о прекращении сотрудничества с Россией и переходе на американские комплектующие. Америка обязана избавиться от российской зависимости в военно-политических сферах.
На это Фрэнк Кендалл (министр обороны по закупкам) ответил, что российские двигатели РД-180 Пентагону нечем заменить. Как альтернативу сложившейся ситуации, Америка объявила тендер на производство собственных аналогичных по характеристикам двигателей на своей территории.
Вице-премьер России Дмитрий Рогозин заявил, что готов остановить поставку ракетных двигателей РД-180 и К-33 в Америку.
Поговорим о ценах. SpaceNews сообщило, что необходимо заменить двигатель РД-180. США подобная прихоть обойдется в 1,5 миллиарда долларов. Немаленькая сумма.
Сколько стоит двигатель РД-180? Весь проект по внедрению прототипа будет продолжаться не менее шести лет. По мнению экспертов, у США нет возможности полностью отказаться от применения двигателей РД-180. В короткие сроки возникшую проблему решить невозможно, так как моторы будут готовы только в 2022 году.Несмотря на заверения американских ВВС о том, что РД-180 имеются на складах в необходимом количестве, нехватка все же присутствует. Поэтому многие запуски нужно будет отложить. Расходы в этой сфере могут увеличиться до 5 миллиардов долларов.Пока США конкурирует и применяет санкции, Китай уже занимает очередь на производство РД-180.
Пентагон выделил по меньшей мере $ 162 млн Aerojet Rocketdyne и United Launch Alliance для работы в области развития ракетных двигателей AR1 и BE-4, кандидатов для замены двигателя российского производства, на котором в настоящее время летает ракетоноситель Atlas V.
ВВС США завершают первоначальные инвестиции в новые ракетные двигатели, так как военные стремятся отойти от своей зависимости от российского двигателя РД-180, используемого на Atlas V, который запускает большинство спутников правительства США для защищенных систем связи, навигации и сбора разведывательной информации.ВВС входит в государственно-частное партнерство с Aerojet Rocketdyne и ULA, выделяя корпоративные средства на софинансирование разработки двигателя.
Президент и главный исполнительный директор ULA продолжают встречаться для достижения цели предоставления для США самых надежных пусковых систем по наиболее доступной цене, при разработке нового двигателя, который позволит внедрить совершенно новые возможности для использования космического пространства.
Соглашение с Aerojet Rocketdyne охватывает разработку и испытания ракетного двигателя AR1. Это силовой агрегат, который сжигает керосиновую смесь и жидкий кислород. Это те же компоненты ракетного топлива, что и в двигателе РД-180 для Atlas V.
Aerojet Rocketdyne стремится создать двигатель, получивший сертификат летной годности к 2019 году, но первый запуск ожидается только в 2020 году.ВВС выделяет как минимум $ 115,3 млн на программу развития AR1, в то время как Aerojet Rocketdyne и ULA совместно инвестируют средства в размере $ 57,7 миллионов долларов - говорится в заявлении Aerojet Rocketdyne.
До испытаний правительственное решение о продолжении поддержки программы создания двигателя AR1 имеет максимальное значение в размере $ 804 млн - с $ 536 миллионов от ВВС и $ 236 млн от Aerojet Rocketdyne и ULA.
«AR1 вернет США на первые позиции по производству керосиновых ядерных ракетных двигателей, - сказал Дрейк в пресс-релизе. - Мы внедряем последние достижения в области современного производства, в то время как, спекулируя на наших богатых знаниях по производству нового поколения ракетных двигателей, делается все для внедрения моторов, которые положат конец нашей зависимости от иностранного поставщика для запуска активов национальной безопасности нашей страны".
Двигатель AR1 будет включать в себя 3D-печатные части и работать с обогащенным кислородом с дожиганием генераторного газа. Это более эффективный цикл работы двигателя, чем в настоящее время на других жидких углеводородах в ракетных двигателях США.
Двигатель BE-4 находится в центре внимания ВВС. Для его внедрения выделяются денежные вливания. ВВС обязуется выплатить по меньшей мере 46,6 миллионов долларов United Launch Alliance для следующего поколения ракеты Vulcan. Компания ULA также согласилась добавить 40,8 миллионов долларов по условиям правительственной награды.
Львиная доля первоначального финансирования - $ 45800000 - пойдет на развитие проекта по созданию двигателя BE-4, который будет генерировать 550000 фунтов тяги и потреблять криогенное сочетание сжиженного природного газа и жидкого кислорода.
Два двигателя ВЕ-4 будут форсировать первый этап ракеты Vulcan. Чиновники говорят, что BE-4 полностью финансируется компанией с помощью United Launch Alliance. Финансирование военно-воздушных сил будет способствовать прогрессу компании интеграции двигателя BE-4 с ракето-носителем Vulcan.
Aerojet Rocketdyne рекламирует AR1 как наиболее простую замену для РД-180 из-за его пороховой смеси и размера. Два двигателя AR1 необходимы для удовлетворения производительности одного двойного сопла двигателя РД-180 на Atlas V.
Руководители ULA говорят, что двигатель BE-4 от Blue Origin, предпринимательской космической фирмы, основанной компанией Amazon.com, будет готов быстрее и будет в конечном итоге легче восстанавливаться для повторного использования.
В то время как двигатель РД-180 имел преимущество более чем в 60 успешных запусках, пришло время для американских инвестиций во внутреннее производство аналогичных моторов.
ВЕ-4 должен завершить свою аттестацию в 2017 году, а ULA нацелена на первый полет ракеты Vulcan до конца 2019 года.
Также ВВС финансирует строительство в космическом пространстве для обитания космонавтов при исследовании дальнего космоса и спутникового обслуживания.
ULA продолжает работать как с Blue Origin, так и с Aerojet Rocketdyne. Она сопровождает два варианта следующего поколения американских двигателей, именно поэтому компания объединяется с двумя ведущими мировыми фирмами по космическим достижениям.
ULA держит двигатель AR1 от Aerojet Rocketdyne в качестве резервного варианта. Окончательный выбор ожидается в конце 2016 года.
Финансовые обязательства ВВС к Aerojet Rocketdyne и ULA открыты после 29 февраля 2016 года после того, как пришли аналогичные соглашения с SpaceX и Orbital АТК.Новый проект твердотопливных ракетных ускорителей, сделанных Orbital ATK для ракеты ULA’s Vulcan и для собственной пусковой установки, также получит финансирование Orbital ATK.
Российские двигатели РД-180 в Штатах не имеют альтернативы. Вице-президент компании Aerojet Rocketdyne Джим Мейзер считает, что США уделяют недостаточно внимания развитию собственных кислородно-керосиновых прототипов.Он сказал, что Америка определенно отстает от русских и китайцев в создании таких двигательных систем. Также он упомянул, что в США уже разработан кислородно-керосиновый двигатель, который находится в эксплуатации Merlin 1D. Его производит компания SpaceX. Только вот по своим характеристикам очень уж он не дотягивает до РД-180.
Разумеется, это полный нонсенс, ведь земные облака не могут отбрасывать в космос никакой тени. Но в политическом смысле – увы, отбрасывают.
Высокопоставленный чиновник американских воздушных сил заявил, что прекратит запуск национальных спутников безопасности на борту Atlas V ракеты United Launch Alliance, если Министерство финансов считает, что импорт российского двигателя не нарушает санкции США.
Ранее сенатор Джон Маккейн попросил ВВС доказать, что недавняя реорганизация в России ее ракетно-космической отрасли не ставит покупку двигателей РД-180 под нарушение санкций США, которые ввели против российских чиновников в 2014.
Государственные учреждения США, во главе с Министерством финансов, принимают свежий взгляд на поставки РД-180. И готовы не придерживаться санкций. Заземление Atlas V создаст более серьезное препятствие для Пентагона, чем ведение боевых действий.
Маккейн провел слушания военного космодрома, где он призвал ВВС получить свежее юридическое заключение о том, что импорт РД-18O нарушает санкции США, наложенные на российских чиновников вслед за аннексией Крымского полуострова Украины.
Маккейн выделил двух высокопоставленных российских чиновников: вице-премьера России Дмитрий Рогозина и Сергея Чемезова, советника президента России Владимира Путина. Они до недавнего времени были наблюдателями в космическом секторе. Хоть они не имеют финансовой выгоды от продаж РД-180, на них были возложены санкции.
28 декабря по приказу Путина реорганизуется космический сектор России. Эта перестройка вносит коррективы в российскую космическую промышленность и космическое агентство "Роскосмос" в рамках новой государственной корпорации, также под названием "Роскосмос".Маккейн отметил, что эту организацию в настоящее время возглавляет Рогозин; Чемезов также имеет к этому отношение. Рогозин и Чемезов были в числе первых российских чиновников, получивших санкции во время украинского кризиса. Ни один, ни другой не могут въехать в США. Активы, которыми они владеют, были заморожены.
Источник: fb.ruКомментарии
Идёт загрузка...Похожие материалы
Компьютеры Эффект Aero Glass - что это такое?С появлением восьмой версии Windows и выше многие пользователи явно заскучали по графической оболочке «семерки», которая, в сравнении с совершенно плоским интерфейсом «восьмерки», выглядела воз...
Автомобили Роторный двигатель "Мазда RX8": технические характеристики, плюсы и минусыДалеко не каждый автолюбитель знает о том, что существуют не только классические поршневые двигатели, но и роторные. Это обусловлено крайней редкостью последних. Единственный производитель в мире, серийно занимающийся...
Автомобили Двигатель ВАЗ 21179: технические характеристики, особенности и отзывыДвигатель ВАЗ-21179, характеристики которого уже известны и будут приведены в данной статье, стал необычным нововведением "АвтоВАЗа". На замену старым "шестнадцатиклапанникам" объемом 1,6 литра пришел 1,8-литровый мот...
Автомобили Двигатель 406 карбюраторный. Технические характеристики двигателяАвтомобиль трудно назвать предметом первой необходимости в жизни человека, однако это самое распространенное транспортное средство. А без чего не могут жить люди? Без сердца. Этим органом у машины можно назвать силово...
Автомобили Двигатель 405 ("Газель"): технические характеристикиДвигатель 405 относится к семейству ЗМЗ, которые производит ОАО «Заволжский моторный завод». Эти моторы стали бензиновыми легендами отечественного автопрома, поскольку их устанавливали не только на автомоб...
Автомобили Двигатель ЯМЗ-238: технические характеристики. Дизельные двигатели для большегрузных автомобилейДизельные двигатели в современном мире устанавливаются на грузовую технику, тракторы, сельскохозяйственный транспорт и тягачи. Отечественным аналогом надежных иностранных моторов является ЯМЗ-238. Он устанавливается н...
Автомобили "Волга 31105", двигатель "Крайслер": обзор, технические характеристики"Волга" – легендарная советская разработка, которая по сей день радует многих автомобилистов. Со времени создания первой модели прошло много времени, но ГАЗ так же хорошо производит автомобили. С каждым новым по...
Автомобили Двигатели ЗМЗ-405: технические характеристики, ценыСемейство бензиновых двигателей ЗМЗ-405 можно по праву считать одним из предметов гордости их производителя – ОАО «Заволжского моторного завода». Высокое качество этих моторов подтверждено годами экс...
Автомобили Дизельный двигатель «ЯМЗ-530»: технические характеристики, устройство и работаНа Ярославских мощностях ОАО «Автодизель» с декабря 2013 года изготавливаются дизельные агрегаты семейства «ЯМЗ-530». Сюда входят пока только две модели двигателей – это четырех- и шестиц...
Автомобили Двигатели "Камминз" (Cummins): технические характеристики, отзывы специалистов и фотоАвтолюбители уже немало слышали о дизельных двигателях американского бренда Cummins. Двигатели "Камминз" давно и упорно устанавливают на грузовые и легковые автомобили как отечественных, так и зарубежных производителе...
monateka.com
Ракета Antares, которая должна была доставить груз на МКС, взорвалась через секунды после старта, сообщает The Guardian.
"Компания, организовавшая полет для доставки предметов снабжения на МКС, закончившийся взрывом над стартовой площадкой в Вирджинии, отстаивает использование устаревших советских ракет", - пишет издание. Один из руководителей компании Orbital Science на срочно собранной пресс-конференции посетовал на отсутствие более современных альтернатив ракетным двигателям, которые были созданы в свое время для несостоявшейся отправки советских космонавтов на Луну.
Между тем еще в интервью от 2012 года Элон Маск, основатель конкурирующей компании SpaceX, сказал: "Их ракеты, честно говоря, - это летающий анекдот: в них используются российские ракетные двигатели, которые были созданы в 1960-х годах. Я имею в виду не то, что их модель была разработана в 1960-х, а то, что они буквальны были сделаны в 1960-е и вроде бы лежали где-то в Сибири".
Компания Orbital Science заключила договор на 1,9 млрд долларов с NASA, который подразумевал восемь полетов на МКС, говорится в статье. Менеджер компании, отвечающих за программу Antares, заявил Reuters, что на космическом корабле находилось "засекреченное криптографическое оборудование, так что нам необходимо обеспечить безопасность территории вокруг обломков".
Становится все больше вопросов "по поводу зависимости NASA от частных компаний-подрядчиков при заполнении пробелов в космической программе США", пишут журналисты, напоминая, что "американское космическое агентство сняло с эксплуатации свой парк шаттлов в 2011 году и оказалось в зависимости от частных компаний и сотрудничества с Россией при организации космических полетов".
"Российский изготовитель двигателя, использовавшегося в беспилотной грузовой ракете США, взорвавшейся на старте в Вирджинии, опроверг в среду сообщение, что его изделие стало причиной аварии", - пишут Алек Лун и Дэн Робертс в другом материале The Guardian.
На самарском предприятии ОАО "Кузнецов" предположили, что в аварии повинны не их двигатели НК-33, которые легли в основу AJ-26, а их последующая модификация в США, пишет издание, ссылаясь на ИТАР-ТАСС.
"Инцидент, вероятно, усилит критику NASA за субподрядные договора с частными космическими операторами для доставки грузов на МКС", - полагают журналисты. На Orbital оказывают особое давление, требуя объяснить, могло ли стать причиной аварии использование ею устаревающего российского ракетного двигателя на первой ступени Antares. Orbital сообщила в среду, что планирует отказаться от него, но переход на новые двигатели может занять более года и отсрочить ближайший запуск, запланированный на апрель. При этом Orbital может ускорить переход на другой двигатель, если выяснится, что в аварии виноват именно AJ-26.
После сворачивания программы Space Shuttle в 2011 году Соединенным Штатам пришлось полагаться на российские двигатели и на целые ракетные системы для доставки астронавтов и грузов на МКС, напоминают авторы. Однако растущее политическое напряжение в российско-американских отношениях негативно отразилось и на космическом сотрудничестве. В частности, Россия в ответ на санкции наложила эмбарго на экспорт российских двигателей для запуска военных спутников США.
"Хотя на Западе возникли подозрения относительно компонентов Antares российского производства, инсайдеры в космической отрасли в Москве прогнозируют, что авария вынудит США еще больше зависеть от российских реактивных двигателей", - говорится в статье. Источник сказал агентству "Интерфакс", что инцидент, вероятно, повредил пусковой комплекс в штате Вирджиния и США, по-видимому, будут вынуждены попросить Россию об использовании одной из российских ракет "Прогресс".
Как заявил изданию военный и космический аналитик Павел Фельгенгауэр, США, видимо, придется использовать российские ракетные двигатели, несмотря на "российское злорадство" по поводу аварии. Как бы то ни было, подчеркнул эксперт, еще рано обвинять российские двигатели во взрыве в среду.
"Даже до крушения ракеты Antares коммерческая космическая компания Orbital Sciences планировала списать используемые ею российские двигатели полувековой давности", - сообщает корреспондент Business Week. Orbital Sciences собиралась заменить AJ-26 новой системой двигателей примерно через два года для будущей работы по транспортировке персонала NASA на МКС, пишет Джастин Бахман. "AJ-26 доставляли нам ряд серьезных технических и транспортных проблем в прошлом", - заявил в среду председатель правления компании Дэйв Томпсон.
Из соображений конкуренции Orbital не раскрывает, какой конкретно двигатель выбран.
Крушение Antares не нанесет серьезного удара по финансам компании: большая часть денег за запуск уже получена, а страховка должна покрыть все расходы, которые откажется оплачивать NASA. Серьезные проблемы могут коснуться репутации компании у коммерческих клиентов, отмечает аналитик Raymond James Крис Куилти. Он также прогнозирует, что "затягивание расследования инцидента" может побудить NASA передать большую часть работы по доставке грузов конкурирующей компании SpaceX.
Авария, случившаяся во вторник на американской космической базе, подчеркивает зависимость МКС от российских транспортных кораблей, пишет корреспондент Liberation.
В период охлаждения отношений между Западом и Востоком заявление российского космического агентства можно считать насмешкой. После того как американская ракета-носитель, на борту которой находился груз для МКС, взорвалась на старте, российская сторона предложила свои услуги - если, конечно, NASA об этот попросит.
По данным издания, "Antares транспортировал непилотируемый грузовой корабль Cygnus, который должен был доставить 2,2 т груза, включая продукты питания, научное оборудование и 30 микроспутников. Общая стоимость груза - 157 млн евро".
"МКС стала практически единственной сферой, на которой не отразился провал "перезагрузки" американо-российских отношений. В апреле, в период кризиса вокруг Крыма, NASA приостановило все контакты с Россией, за исключением сотрудничества по линии МКС. Это стало следствием отсутствия у США ракетоносителей, что делает Америку зависимой от российских транспортников, - говорится в статье. - Ракета Antares и грузовой корабль Cygnus должны были избавить NASA от этой зависимости, тем более что Россия угрожает в ответ на западные санкции по Украине покинуть МКС к 2020 году".
Журналистка Юлия Йоффе пишет в New Republic о "предсказуемой" реакции российских СМИ и пользователей интернета на аварию коммерческой грузовой ракеты Antares. Так, в эфире RT прошла информация, что ракета была "американо-украинской" - как сообщали несколько российских СМИ, ее прототип, советская ракета "Зенит", была разработана в советском КБ "Южное", теперь находящемся на территории Украины.
"Россия беснуется и грозит прервать критически важное сотрудничество на МКС с тех самых пор, как Запад ввел против этой страны санкции за вторжение в Крым и на восток Украины", - говорится в статье.
"Проанализировав санкции против нашего космопрома, предлагаю США доставлять своих астронавтов на МКС с помощью батута", - заявил в апреле вице-премьер Дмитрий Рагозин, куратор российской авиакосмической отрасли.
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в миреrussiahousenews.info