1. Поступивший в ремонт тяговый электродвигатель в собранном состоянии обмыть в моечной установке раствором моющего средства «Лабомид-101» или «Лабомид-102» или др. с предохранением от попадания моющего средства во внутрь двигателя.
Разрешается производить очистку машин при помощи скребков, обтирки и т.д.
Запрещается производить разборку двигателя в грязном состоянии.
2. При капитальном ремонте тяговый электродвигатель подлежит обязательной разборке с выемкой якоря, снятием дефектных полюсов, разборкой подшипникового узла для дефектации и ремонта.
3. Рекомендуемая последовательность выполнения работ при разборке тягового электродвигателя:
снять клицы, крышки коллекторных люков, рукава выводных кабелей, заглушки, сетки;
выпрессовать лабиринтовое кольцо, затем крышку подшипникового щита со стороны противоположной коллектору, крышку подшипникового щита со стороны коллектора, шайбу упорную вала;
выпрессовать подшипниковый щит со стороны противоположной коллектору, аккуратно вывести якорь с подшипниковым щитом из остова и уложить на стеллаж, снять подшипниковый щит;
выпрессовать подшипниковый щит со стороны коллектора;
выпрессовать роликовые подшипники из подшипниковых щитов, лабиринтовые кольца и внутренние кольца подшипников с вала якоря;
снять межкатушечные соединения и выводные провода;
выпрессовать осевые подшипники (моторно-осевых горловин). Осевые подшипники с остовом не разукомплектовывать. Проверить наличие клейм спаренности и восстановить их, при необходимости;
снять главные и добавочные полюса с остова;
4. Разборку тягового электродвигателя производить на конвейерной линии или специально оборудованном стенде с помощью специальных приспособлений и соответствующего инструмента, чем должны обеспечиваться необходимая производительность труда и предохранение деталей и узлов от повреждений.
5. Выпрессовку подшипниковых щитов, роликовых подшипников, крышек производить с помощью отжимных болтов или специальных приспособлений с равномерным давлением, без перекосов, ударов, повреждений.
6. Запрещается поднимать и перемещать катушки за выводные провода.
7. Магнитную систему перед разборкой и якорь продуть сухим сжатым воздухом в обдувочной камере.
Очистку якоря производить в специальной моющей установке жидкостью или другими средствами, обеспечивающими сохранность изоляции и качество очистки.
Допускается после обдувки магнитную систему и якорь протереть х/б салфеткой, смоченной в бензине техническим (нефрас-С501) 170 ГОСТ 8505-80 или керосине 18499-73).
8. Остов, подшипниковые щиты, крышки, гарнитуру, детали крепления (метизы) обмыть в моечной машине.
9. Отпаять провода соединительные из выводов катушек добавочных полюсов.
10. Хранение и транспортировка тягового электродвигателя должны выполняться с соблюдением условий их сохранности.
Все тяговые двигатели постоянного тока вагонов метрополитена имеют в основном одинаковое устройство. Двигатель состоит из остова, четырех главных и четырех добавочных полюсов, якоря, подшипниковых щитов, щеточного аппарата, вентилятора.
studfiles.net
|
|
содержание .. 1 2 3 4 5 6 ..
Руководство по ремонту тяговых электродвигателей ТЛ-2К1 УТВЕРЖДЕНО распоряжением ОАО «РЖД» от «02» ноября 2009 г. №2229р РУКОВОДСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И ТЕКУЩЕМУ РЕМОНТУ ТЯГОВЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ ЛОКОМОТИВОВ СОДЕРЖАНИЕ ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ 5 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ 5 ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ 7 ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ 11 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 12 ОРГАНИЗАЦИЯ И ВИДЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ТЯГОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ 12 Система технического обслуживания и текущего ремонта 12 Организация технического обслуживания 14 Организация текущего ремонта 15 ТРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЁННОСТИ ДЕПО И ПТОЛ ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ТЭД 19 ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ И ТЕКУЩИХ РЕМОНТАХ 21 Общие требования безопасности 21 Требования безопасности при техническом обслуживании и текущих ремонтах ТР-1, ТР-2 22 Требования безопасности при текущем ремонте ТР-3 23 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕМОНТУ ТЯГОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ 26 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ПРОИЗВОДСТВУ СВАРОЧНЫХ РАБОТ 29 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО СУШКЕ И ПРОПИТКЕ ОБМОТОК ТЯГОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ 30 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ТО-2 ТЯГОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ 32 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ТО-3 ТЯГОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ 36 ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ ТР-1 ТЯГОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ 43 ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ ТР-2 ТЯГОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ 52 ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ ТР-3 ТЯГОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ 55 Разборка тяговых двигателей 55 ефектация узлов тяговых двигателей 55 Ремонт остова и магнитной системы 57 Ремонт подшипниковых щитов, крышек подшипников, лабиринтных, уплотнительных и упорных колец 67 Ремонт траверсы, щёткодержателей, кронштейнов, изоляционных пальцев 71 Ремонт якоря 76 Ремонт букс моторно-осевых подшипников 87 борка и контрольные измерения тяговых двигателей 90 Испытания тяговых двигателей 92 Приложение А Таблица А.1 – Нормы допусков и износов тяговых двигателей электровозов 99 Приложение Б Таблица Б.1 – Нормы допусков и износов тяговых двигателей тепловозов 142 Приложение В Таблица В.1 – Основные технические характеристики тяговых двигателей электровозов 163 Приложение Г Таблица Г.1 – Основные технические характеристики тяговых двигателей тепловозов 165 Приложение Д Таблица Д.1 – Номинальные активные сопротивления обмоток тяговых двигателей электровозов 166 Приложение Е Таблица Е.1 – Номинальные активные сопротивления обмоток тяговых двигателей тепловозов 167 Приложение Ж Таблица Ж.1 – Перечень деталей тяговых двигателей, подлежащих неразрушающему контролю 168 Приложение И Приёмка в ремонт и хранение тяговых двигателей 169 Приложение К Перечень нормативной и технологической документации 171 Приложение М Таблица М.1 - Перечень типового оборудования электромашинного отделения локомотивного депо 174 1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ Настоящее руководство распространяется на техническое обслуживание и ре- монт тяговых двигателей электровозов и тепловозов и является основополагающим техническим документом при производстве технического обслуживания и ремонта тяговых двигателей в локомотивных депо. Оно определяет порядок технического обслуживания и ремонта тяговых двигателей, устанавливает виды и объём работ при каждом виде технического обслуживания и ремонта, а также объём испытаний тяговых двигателей после их ремонта. Ремонтные размеры деталей и узлов тяговых двигателей устанавливаются нормами допусков и износов, изложенными в приложениях руководства для каждо- го типа тягового двигателя и вида его ремонта. В приложениях руководства указаны также технические данные на рассматриваемые тяговые двигатели, номинальные величины активных сопротивлений обмоток, а также перечень деталей тяговых дви- гателей, подлежащих неразрушающему контролю. 2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ В настоящем руководстве использованы ссылки на следующие стандарты: ГОСТ 183-74 Машины электрические вращающиеся. Общие технические тре- бования. ГОСТ 12.2.007.1-75 ССБТ. Машины электрические вращающиеся. Требования безопасности. ГОСТ 2582-81 Машины электрические вращающиеся тяговые. Общие техни- ческие условия. ГОСТ 11828-86 Машины электрические вращающиеся. Общие методы испы- таний. ГОСТ 6962-75 Транспорт электрифицированный с питанием от контактной се- ти. Ряд напряжений. ГОСТ 18322-78 Система технического обслуживания и ремонта техники. Тер- мины и определения. ГОСТ 24297-87 Входной контроль продукции. Основные положения. ГОСТ 12.1.003-83 ССБТ. Шум. Общие требования безопасности. ГОСТ 12.1.004-91 ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования. ГОСТ 12.1.005-88 ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воз- духу рабочей зоны. ГОСТ 12.1.009-76 ССБТ. Электробезопасность. Термины и определения. ГОСТ 12.1.010-76 ССБТ. Взрывобезопасность. Общие требования. ГОСТ 12.1.012-90 ССБТ. Вибрационная безопасность. Общие требования. ГОСТ 12.2.003-91 ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности. ГОСТ 12.3.002-75 ССБТ. Процессы производственные. Общие требования безопасности. ГОСТ 12.3.003-86 ССБТ. Работы электросварочные. Требования безопасности. ГОСТ 12.3.009-76 ССБТ. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности. ГОСТ 5264-80 Ручная дуговая сварка. Соединения сварные. Основные типы, конструктивные элементы и размеры. ГОСТ 20815-93 Механические вибрации некоторых видов машин высотой оси вращения 56 мм и более. ГОСТ Р 8.568-97 ГСИ Аттестация испытательного оборудования. Основные положения. ГОСТ 27.002-89 Надежность в технике. Основные понятия. Термины и опре- деления. ГОСТ 16504-81 Испытания и контроль качества продукции. Основные терми- ны и определения. ГОСТ 1.1-2002 Межгосударственная система стандартизации. Термины и оп- ределения. ОСТ 32.46-95 Тяговый подвижной состав железнодорожного транспорта. На- дежность. Термины и определения. ГОСТ Р ИСО 9000-2001 Системы менеджмента качества. Основные положе- ния и словарь. ОСТ 32.107-97 Тяговый подвижной состав железнодорожного транспорта. Техническая диагностика. Термины и определения. ОСТ 32.109-97 Тяговый подвижной состав железнодорожного транспорта. Система технического обслуживания и ремонта. Термины и определения. ОСТ 32.120-96 Нормы искусственного освещения объектов железнодорожного транспорта. ГОСТ 2016-86 Калибры резьбовые. Технические условия. ГОСТ 6456-82 Шкурка шлифовальная бумажная. Технические условия. ГОСТ 14068-79 Паста ВНИИНП-232. Технические условия. 3 ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ В настоящем руководстве использованы следующие термины по ГОСТ 1.1, ГОСТ 18322, ГОСТ 27.002, ГОСТ 16504, ГОСТ Р ИСО 9000, ОСТ 32.46, ОСТ 32.107, ОСТ 32.109 с соответствующими определениями: Техническое обслуживание: Комплекс операций или операция по под- держанию работоспособности или исправности изделия при использовании по на- значению, ожидании, хранении и транспортировании. (ГОСТ 18322-78, статья 1) ремонт: Комплекс операций по восстановлению исправности или рабо- тоспособности изделий и восстановлению ресурсов изделий или их составных час- тей. (ГОСТ 18322-78, статья 2) текущий ремонт: Ремонт, выполняемый для обеспечения или восста- новления работоспособности изделия и состоящий в замене и (или) восстановлении отдельных частей. (ГОСТ 18322-78, статья 38) система технического обслуживания и ремонта: Совокупность взаи- мосвязанных средств, документации технического обслуживания и ремонта и ис- полнителей, необходимых для поддержания и восстановления качества изделий, входящих в эту систему (ГОСТ 18322-78, статья 3) плановый ремонт: Ремонт, постановка на который осуществляется в соответствии с требованиями нормативной документации (ГОСТ 18322-78, статья 39 или ОСТ 32.109-97) неплановый ремонт: Ремонт, постановка объекта на который осущест- вляется без предварительного назначения (на предусмотренного нормативной доку- ментацией) (ГОСТ 18322-78,статья 40 или ОСТ 32.109-97) средний ремонт: Ремонт, выполняемый для восстановления исправно- сти и частичного восстановления ресурса изделий с заменой или восстановлением составных частей ограниченной номенклатуры и контролем технического состояния составных частей, выполняемом в объёме, установленном в нормативно-техничес- кой документации. (ГОСТ 18322-78, статья 37) капитальный ремонт: Ремонт, выполняемый для восстановления ис- правности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса изделия с за- меной или восстановлением любых его частей, включая базовые. (ГОСТ 18322-78, статья 36) работоспособное состояние: Состояние объекта, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, со- ответствуют требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (про- ектной) документации. (ГОСТ 27.002-89, статья 2.3) неработоспособное состояние: Состояние объекта, при котором зна- чения хотя бы одного параметра, характеризующего способность выполнять задан- ные функции, не соответствует требованиям нормативной документации. (ГОСТ 27.002-89, статья 2.4) исправное состояние: Состояние объекта, при котором он соответст- вует всем требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проект- ной) документации. (ГОСТ 27.002-89, статья 2.1) неисправное состояние: Состояние объекта, при котором он не соот- ветствует хотя бы одному из требований нормативной документации. (ГОСТ 27.002-89, статья 2.2) ресурс: Суммарная наработка объекта от начала его эксплуатации или её возобновления после ремонта до перехода в предельное состояние. (ГОСТ 27.002-89, статья 4.5) срок службы: Календарная продолжительность эксплуатации от нача- ла эксплуатации объекта или её возобновления после ремонта до перехода в пре- дельное состояние. (ГОСТ 27.002-89, статья 4.6) средство технического диагностирования: Аппаратура и программы, с помощью которых осуществляется диагностирование (контроль). (ОСТ 32.107-97) дефект: Каждое отдельное несоответствие объекта установленным тре- бованиям. (ОСТ 32.46-95) повреждение: Состояние, заключающееся в нарушении исправного со- стояния объекта при сохранении работоспособного состояния. (ОСТ 32.46-95) правило: Положение нормативного документа, описывающее дейст- вие, которое должно быть выполнено. (ГОСТ 1.1-2002, статья 6.1.2) контроль: Процедура оценивания соответствия путём наблюдения и суждений, сопровождаемых соответствующими измерениями, испытаниями или ка- либровкой. (ГОСТ Р ИСО 9000-2001, статья 3.8.2) качество: Степень соответствия присущих характеристик требовани- ям. (ГОСТ Р ИСО 9000-2001, статья 3.1.1) эффективность: Связь между достигнутым результатом и использо- ванными ресурсами. (ГОСТ Р ИСО 9000-2001, статья 3.2.15) неразрушающий контроль: Контроль, при котором поступление ин- формации о контролируемых параметрах происходит без нарушения пригодности объекта к применению. (ГОСТ 16504-81, п.110) испытания: Экспериментальное определение количественных и (или) качественных характеристик свойств объекта испытаний как результата воздействия на него, при его функционировании, при моделировании объекта и (или) воздейст- вий. (ГОСТ 16504-81, п.1) приёмо-сдаточные испытания: Контрольные испытания продукции при приёмочном контроле. (ГОСТ 16504-81, п.47) периодические испытания: Контрольные испытания выпускаемой продукции, проводимые в объёмах и в сроки, установленные нормативно- технической документацией, с целью контроля стабильности качества продукции и возможности продолжения её выпуска. (ГОСТ 16504-81, п.48) входной контроль: Контроль продукции поставщика, поступивший к потребителю или заказчику и предназначаемой для использования при изготовле- нии, ремонте или эксплуатации продукции. (ГОСТ 16504-81, п.100) ревизия: Комплекс операций или операция по определению состояния или положения детали, проводников, подвижных и неподвижных соединений, изо- ляции, смазки и т.п. в сборочных единицах или их положения на электровозе с при- менением соответствующих технологических средств. В ревизию могут входить операции по частичной разборке и сборке сборочной единицы, съемке крышек, люков, кожухов, операции по устранению незначитель- ных дефектов и повреждений, смене смазки и т.п. эксплуатация: Стадия жизненного цикла изделия, на который реали- зуется, поддерживается и восстанавливается его качество. Эксплуатация включает в себя использование по назначению, транспортирование, хранение, техническое об- служивание и ремонт. поверка: Установление органом государственной метрологической службы (или другим официально уполномоченным органом, организацией) пригод- ности средств измерений к применению на основании экспериментально опреде- ляемых метрологических характеристик и подтверждения их соответствия установ- ленным обязательным требованиям. Поверке подвергаются средства измерений, подлежащие государственному метрологическому контролю и надзору. 4 ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ ТПС – тяговый подвижной состав. ТЭД – тяговый электродвигатель. ТО – техническое обслуживание. ТО-2 – техническое обслуживание первого объёма. ТО-3 – техническое обслуживание второго объёма. ТР – текущий ремонт. ТР-1 – текущий ремонт первого объёма. ТР-2 – текущий ремонт второго объёма. ТР-3 – текущий ремонт третьего объёма. СР – средний ремонт. ПТОЛ – пункт технического обслуживания локомотивов. МОП – моторно-осевой подшипник. ЕСТД – единая система технологической документации
5 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Руководство разработано на основе согласованной открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») технической до- кументации на тяговые двигатели. Руководство является обязательным для работников, связанных с техниче- ским обслуживанием и ремонтом тяговых двигателей ТПС. Все разрабатываемые технологические инструкции и другие ремонтные документы должны полностью соответствовать настоящему руководству. Руководство устанавливает планово-предупредительную систему техниче- ского обслуживания (ТО) и ремонта тяговых двигателей ТПС. Руководство распространяется также на техническое обслуживание и ре- монт тяговых двигателей, вышедших из строя из-за повреждений при эксплуатации. Вид технического обслуживания и ремонта тяговых двигателей устанавливается в зависимости от их пробега от начала эксплуатации или предыдущего ремонта, а также характера повреждений узлов и деталей.
содержание .. 1 2 3 4 5 6 ..
|
|
|
zinref.ru
Вам требуется быстрый и профессиональный ремонт тяговых электродвигателей? Искали специалистов, которые помогут сделать все в короткие сроки, а вы получите достойный результат? Необходимы были профессиональные решения? В этой статье мы постараемся разобраться с основными вопросами и проблемами, а также с возможностями их решения.
Какие функции имеет тяговый электродвигатель и для чего может использоваться в современном транспорте и в промышленности? Тяговый электродвигатель - мощная электрическая машина, которая преобразует электрическую энергию в механическую, необходимую для движения колёсных пар вагонов. Основные функции этого устройства заключаются в следующем:
Тяговый электродвигатель используется для движения транспортных средств на протяжении долгого времени. Первыми и самыми распространенными решениями были коллекторные тяговые двигатели, которые отличаются простыми механическими характеристиками. Правда, коллекторные тяговые двигатели при этом имеют и серьезные недостатки, про которые важно знать покупателям и будущим пользователям этого оборудования.
ВНИМАНИЕ! Основной недостаток подобного оборудования заключается в необходимости его постоянного и профессионального обслуживания (для этого нужно или нанимать специалиста в штат, или приглашать стороннего эксперта). Главная проблема таких устройств – наличие коллектора, который часто выходит из строя, дает сбои, снижает КПД оборудования.
С 1960-х годов начинается постепенное внедрение другой продукции. Производителям и пользователям пришлось отказаться от реостатной системы, сделать выбор в пользу более профессиональной, качественной и надежной импульсной. Пройдет еще примерно 10-20 лет – и промышленность начнет активно использовать решения с асинхронным тяговым приводом. Ремонт тяговых электродвигателей к тому времени становится все более популярным и востребованным, ведь идеальное решение так и не появилось.
Какие механизмы и конструкции выходят из строя? Из-за чего может потребоваться профессиональный и сложный ремонт тяговых электродвигателей?
Как показывает практика, двигатели имеют примерно одинаковое устройство и примерно одинаковый механизм их работы. Устройство тягового двигателя постоянного тока как раз и определяет основные детали и основные механизмы, которые могут выйти из строя.
Ремонт тяговых электродвигателей – услуга, которую мы осуществляем с душой и на совесть, гарантируем вам результат и профессиональный подход.
agregat-impuls.ru
Тяговые электродвигатели и вспомогательные машины ремонтируют после пробега вагона 40000—50000 км (малый ремонт), для чего их разбирают.
Роликовые и шариковые подшипники промывают в бензине и устанавливают их пригодность для дальнейшей работы. Якорь, вынутый из остова двигателя, продувают и осматривают. Проверяют шнуровые и проволочные бандажи, чехлы, обмотки, пайку концов якорных секций и состояние коллектора. Осматривают крепление вентилятора.
Допустимая эксцентричность (биение) коллектора не должна превышать 0,05 мм при среднем и малом ремонте и 0,1 мм — в эксплуатации.
При заметных неровностях на коллекторе (выемки и выступы до 0,5 мм) его протачивают. Междуламельную изоляцию придороживают на глубину до 1 мм, а коллектор шлифуют. При сопротивлении изоляции якоря ниже 0,5 мгОм его просушивают, а затем пропитывают в изоляционном лаке.
Пропитанный и высушенный якорь должен иметь сопротивление изоляции не менее 1 мгОм при 75° C.
Остов двигателя с магнитными катушками подвергают ревизии. Проверяют плотность посадки магнитных катушек на сердечниках полюсов. Сопротивление изоляции магнитных катушек должно быть не ниже 0.5 мгОм. Междукатушечные соединения и выводные кабели проверяют и восстанавливают поврежденную изоляцию.
Выводные кабели должны соответствовать обозначениям изображенным на рис. 112.
Гнезда щеткодержателей проверяют шаблоном.
В зазоре между щеткой и стенками гнезда щеткодержателя тягового двигателя допускаются следующие отклонения:
По длине гнезда 0,75 мм при малом и среднем ремонте и 1 мм — в эксплуатации;
Но ширине гнезда 0,5 мм при малом и среднем ремонте к 0,75 мм — в эксплуатации.
Строительные зазоры между щеткой и щеткодержателем тягового двигателя показаны на рис. 113.
Для щеткодержателей вспомогательных машин можно соблюдать следующие допуски:
Теги: бандаж, вспомогательный, двигатель, крепление, пробег, шариковый, электродвигатель
demertim.ru