Возжелалось нам тут рассказать вам о Красной Поляне в лицах и профессиях. Вкусно и с подробностями. Зачем? Чтобы вы (да и мы сами) могли понять, какой труд, например, вкладывается в горнолыжный склон ночью, чтобы мы с утра могли насладиться катанием.
Когда мне предложили заступить в смену и понаблюдать за работой ратраков на курорте Роза Хутор, я не долго сомневалась. Сказано — сделано. Берем 1 человека, 1 машину и 1 рабочую смену.
Смена начинается в 17:00, потом следует обеденный перерыв в полночь и продолжение до 7 утра. Идем к гаражу, в непосредственной близости с которым находится и домик самой службы. Собран он по традиции из того, что собирались отправить на свалку, и не успели другие службы курорта.
Рядом — внушительный ангар-гараж, внутрь которого мы пока и направляемся. Здесь стоят на обслуживании очаровательные «зубастые» монстрики. Знакомимся, рассматриваем полуразобранные ратраки и гуляем по гаражу, как по музею.
Рядышком с домиком стоит старожил Розы — самый первый ратрак, который здесь появился. Это «Хаски», довольно маленькая машина, если сравнивать ее с остальными.
Рассказывает Александр, мой экскурсовод и проводник в мир «снежных кошек»:— На этой машине я возил проектировщиков, геодезистов и директоров — это первый ратрак Розы, на нем мы многому учились. У него есть пассажирская кабина, а потом мы повесили фрезу и поменяли гусеницы на зимние. Трассы он не готовит, а фреза позволяет только убирать свой собственный след, если, например, возили по ним гостей.
Ратрак — машина достаточно тяжелая, но давление ее на снежную поверхность невелико — порядка 0,05 кг/см2. Дело в том, что машина снабжена широченными гусеницами, состоящими из параллельных армированных резиновых лент, к которым присоединены мощные поперечные планки — грунтозацепы и шипы — для работы на обледенелых участках. Ажурная конструкция является классическим гусеничным движителем с катками, роль которых выполняют пневматические колеса.
Кстати, тягачи Pisten Bully прекрасно зарекомендовали себя во время работы в Антарктиде, на станции «Восток» и во время доставок горючего и грузов к другим станциям, придя на замену морально устаревшей технике советских времен.
Александр, на ратраке которого сияет не то его прозвище, не то знак качества, полученный во времена увлечения внедорожниками и джиппингом (от этого не лечат, кстати говоря, увлекается и сейчас по полной программе), запускает двигатель, проводит обязательный осмотр и начинает рассказывать и показывать.
— Грунтозацепы дюралюминиевые, защищают их стальные «лезвия», которые в случае повреждения просто заменяются. Поврежденные снимаем и ставим новые, все остальные тщательно проверяются: бывает, что грунтозацеп кажется новым, но на самом деле погнут и поэтому рвет ленту.
Зубья победитовые (для передвижения по льду), но камни и их не щадят — вот следы от большого валуна.
А вот эти лопатки предохраняют от бокового скольжения. Количество таких лопаток зависит от манеры вождения оператора и тех трасс, где он преимущественно работает.
Если есть замечания к работе ратрака, то их мы пишем в бортовом журнале и на стене — для механиков. Они за день устраняют все описанное, главный механик вечером обходит все действующие машины — их на курорте 24 (4 из них сейчас стоят в гараже на обслуживании), и ставит свою подпись.
Интересно, но каждый из операторов работает на своей машине, следит за ней в несезон и вне смены, и старается никому ее не доверять.
Теперь можно оставить машину на прогрев и пойти получить задачу на сегодняшнюю смену. Мы пропускаем мимо ушей обыкновенный разбор полетов по поводу чего-то вчерашнего, получаем свое задание и отправляемся на трассу.
Ратраки не могут похвастаться высокими скоростями — 20км/ч вполне хватает для передвижения по территории курорта. У них нет спидометров — компьютер считает нагрузку, сколько и в каком режиме отработано (с лебедкой, на холостом ходу и т.д.). Спрашиваю неделикатно про расход дизтоплива, выясняю цифры: на холостых расход от 2 до 5 литров, просто ход без работы отвала обходится 15-20, с отвалом и фрезой — 50-60 литров/моточас.
По территории курорта расставлены заправочные станции — их 4. Две самые верхние доступны только лебедочным машинам. Это позволяет минимизировать лишние прокаты для дозаправки.
Тем временем мы выезжаем на горнолыжный склон. Опустились сумерки, и сам склон в лучах прожекторов похож на местность после бомбардировки. Ну или на лунные кратеры в окружении работающих снегогенераторов.
Снегогенераторы или снежные пушки, не только поддерживают необходимое для работы склонов количество и качество снега, но и выполняют роль координатной сетки. Каждая из пушек пронумерована и операторам очень удобно сообщать свое местоположение, подкрепляя его номером из этой сетки.
Во время работы снегогенератора вокруг образуется куча снега, которую необходимо разровнять по трассе.
Вдобавок к этому любой ровный склон к вечеру, а то и раньше, превращается в тот самый лунный пейзаж, все бугры и кратеры на котором нужно или засыпать снегом, или разгладить, или срезать.
Если снег сыпет природный, то и его необходимо уплотнить и перемешать с искусственным, который по своей природе имеет совершенно другую, не многолучевую, а оттого и более плотную структуру.
Для чего это необходимо — уплотненный снег гораздо дольше может эксплуатироваться лыжниками, так что и свежий натуральный, и искусственный снег необходимо смешивать между собой, разбивая его структуру и делая ее однородной и уплотнять.
Мы прибыли на место работы. Александр выставляет специальный знак, цепляет лебедку за анкер, сообщает об этом по рации оперативному дежурному на курорте (который тут же передаст информацию остальным службам) вместе с координатами места работы, и его «снежная кошка» легко ныряет на крутой склон. На очень крутой склон, скажу я вам.
Предупреждающий знак «Ратрак на лебёдке»
— Технология довольно сложная, — объясняет Александр, которого можно называть Сашей в нашей совершенно неофициальной беседе под шум мотора. — Это только кажется, что работать со снегом просто. Достаточно прокатиться по склону несколько раз, как половина свежевыпавшего снега окажется у его подножия, поэтому мы его и уплотняем. Делается это в несколько этапов: сначала его необходимо просто разровнять по всей площади склона, основной инструмент для этого — отвал.
В свете фар ратрака хорошо видны все неровности на трассе, дополнительно можно подсветить нужный участок мощным прожектором, который поворачивается ручкой вверху кабины.
Потом склон надо окончательно выровнять, уплотнить и отфрезеровать снег, после чего ему нужно дать осесть.
Сегодня мы готовим склон для коммерческого, а не для спортивного катания. В чем разница? В той нагрузке, которую сможет выдержать подготовленный снег, ведь к спортивным склонам предъявляются гораздо более жесткие требования. Чтобы не усложнять, скажу так: каждый из 100 спортсменов должен получить одинаковые условия во время соревнований. Поэтому вместо нескольких часов работы на такой склон уйдет целая ночь труда, сопряженного с колоссальной ответственностью.
Основная проблема всех тех, кто постоянно снимает и описывает все, что летает, косит, вспахивает и прочее — снижается чувствительность к чудесному. Ну комбайн и комбайн (первое сравнение, которое пришло мне в голову, при всем моем уважении к сельхоз и прочей технике). По склонам какой крутизны он у вас передвигаться может? Тут как-то теряешься, заполучив ответ.
Проходимость у ратрака просто невероятная — гусеницы практически не проскальзывают, и ратрак может подниматься по склону крутизной в 45-50 градусов (не процентов!). Я по этому склону вверх не смогу передвигаться даже на четвереньках — проверено! Правда, для покорения настолько крутых склонов придется пользоваться гидравлической лебедкой, которая тянет трос синхронно с движением гусениц. И думайте что хотите, но лебедка здесь — истинное произведение искусства, наблюдать за работой которого можно бесконечно. Когда висишь вместе с 12-тонной машиной на одном тросе, сразу напрашивается вопрос: — Рвутся ли тросы и часто ли это происходит?
Всякое случается, хоть лебедка и оборудована специальным датчиком, который предупреждает о заусенцах и порывах на тросе, но все равно форс-мажоры происходят. Справляться с потерявшей твердую почву под ногами и сползающей вниз машиной оператора никто не учит, даже на курсах у официалов. Поэтому всякий опыт приходит со временем. Проблемный участок троса просто отрезают, и к концу сезона в лебедке из 1100 метров остается обычно около 700-800 метров троса.
— А защитит ли нас каркас кабины, если сделаем «уши», т.е. перевернемся?У всей иностранной техники совсем другие запасы по прочности, поэтому не удивляюсь ответу: каркас рассчитан на 14 тонн, вес этой модели в стандартном исполнении 12 тонн плюс лебедка. Должно выдержать. Кресла у оператора и пассажира представляют собой практически гоночные ковши, для оператора параметры его рабочего места могут подгоняться с анатомической точностью. Пристегнулся и поехал работать. Огромное панорамное стекло с колоссальным запасом по прочности (вот тут не экономили) защищает находящихся внутри людей в том случае, если крюк с тросом или трос сорвется, лопнет и полетит в кабину.
Несмотря на внешнее сходство с бульдозером, управляется ратрак совсем иначе. Его отвал имеет множество степеней свободы, что позволяет не только разравнивать снег, но и строить сложные сооружения для парков. Задняя фреза тоже достаточно гибкий инструмент, ее устройство различно у разных моделей и производителей. Усилие, заглубление, направлени
funsochi.ru
Чтобы было понятнее читателю, ратрак – это адаптированная модель бульдозера, предназначенная для ведения работ в суровых зимних условиях. Такой трактор способен двигаться по горным склонам, которые имеют довольно крутой угол наклона.Основное назначение такого снегоуплотнителя – подготовка горнолыжных склонов, формирование лыжных трасс и выполнения спасательных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций в горах. Также такой горный трактор является очень удобным средством для перевозки людей, при которой он оборудуется отдельно пассажирской кабиной, и надежным механизмом для перевозки грузов. Свое название – «ратрак» – машина получила от названия первой модели этого механического средства, которые продавались в Европе еще в далекие 60-е годы. С самого начала главными производителями агрегата были американские фирмы Thiokol и LMC, которые реализовывали их под торговой маркой Ratrac. Вот с тех времен эта машина и обрела свое название, которым пользуются до сегодняшнего дня.
Ни одна горнолыжная трасса, ни один лыжно-биатлонный стадион не могут обойтись без снегоуплотнительной машины –ратрака.
В разных странах, преимущественно в горной местности примерно в начале 60-х годов, на волне популярности горнолыжных видов спорта в разных частях света начинают изобретаться специализированные машины для передвижения по глубокому снегу и для подготовки, рыхления и уплотнения снежных трасс:
Германия:
В 1969 г. Karl Heinrich Kässbohrer выходец из семьи кораблестроителей разработал первый серийный ратрак Pisten Bully ,с которого началась длинная история компании по производству снегоуплотнительной техники и снегоходных вездеходов специального назначения Kässbohrer Geländefahrzeug AG. Гигантский концерн Kässbohrer с 1893 выпускает автомобильные прицепы, в 2013 году концерн открыл производство полуприцепов в Ярославской области.
Сегодня серийно на заводе выпускается более 19 модификаций ратраков для зимы и всесезонного использования. За 46 лет лет завод выпустил более 20 000 ратраков.
Италия:
В 1964 году первый серийный ратрак Prinoth выпустил в своем гараже в Южном Тироле знаменитый итальянский автогонщик Ernst Prinoth . В 2000 году компанию выкупает группа LEITHNER.
На сегодня в линейке Prinoth 9 моделей ратраков и несколько моделей мульчерной и специальной вездеходной техники.
В 1990 году недалеко от Венеции, небольшая семейная фирма FAVERO LORENZO, которая занималась производством саней для снегоходов – изготовила небольшой ратрак. Современная модель итальянской семейной компании называется Snow Rabbit. Это единственная модель ратрака, доведенная до совершенства в сегменте мини-ратраков. В год компания выпускает более 50 машин.
Япония:
В 1960 году компания Ohara Corporation (существует с 1907 года) открывает департамент по производству ратраков. Основной вид деятельности корпорации – машиностроение для аэропортов, нефтедобывающей промышленности и водоочистных сооружений. Завод по производству ратраков выпускает всего 3 модели, но очень высокотехнологичных по своим функциям.
Ратраки условно можно классифицировать по мощности двигателя и по европейской классификации:
До 100 л/с. или NORDIC (лыжные) Ратрак Snow Rabbit-3 (Италия), с мощностью двигателя 76 л/с., PistenBully Paana (производство Германия), с мощностью двигателя 97 л/с.
До 200 л.с. – или NORDIC (лыжные)
В данном классе соревнуются 2 машины. Pisten Bully 100 (197, 204 л.с.) и Prinoth Husky (176, 197 л.с.). Обе машины имеют одинаковый двигатель.
До 370 л.с. или ALPINE (горные)
К этому классу можно отнести 4 ратрака:
PRINOTH BR 350 (355 л.с.), PRINOTH BISON (355 л.с.), OHARA 350 (329 л.с.), PISTEN BULLY 400 (370 л.с.),
400 л.с. и более. ALPINE (горные)
В категории супертяжеловесов OHARA 430 (421 л.с.), PRINOTH EVEREST (430 л.с.), PRINOTH LEITWOLF (435 л.с.), PRINOTH BEAST (527 л.с.), PISTEN BULLY 600 ( 455 л.с. имеет 5 различных модификаций).
snowtechnic.com
Покорение любых стихий всегда требовало от человека особых умений и навыков. Со временем, на арену этой вечной борьбы природы и Homo sapiens ворвалась техника. Сейчас даже малейшие трудности человек старается решать с её помощью. Но есть места, где и технике бывает слишком трудно. Это горы, джунгли, болота, топи. Для передвижения там обычный транспорт вам не пригодится. Настоящим королём этих мест может быть только гусеничная техника. Её преимущество – меньшее давление на грунт, чем у обычной колёсной техники. К тому же, за счёт площади соприкосновения гусеницы с грунтом, увеличиваются и ходовые качества – проходимость в том числе. Почти до 60-хх годов специальной зимней техники не существовало. По глубокому снегу ездили аэросани. Но на пересечённой местности они были абсолютно бесполезны, ведь даже небольшой бугор или каменистая порода, выступающая из-под снега, могли вызвать серьёзную поломку этой техники.
Начиная с 1950-х годов началась разработка нового вида зимнего внедорожного транспорта. Он был на широких лёгких гусеницах, а грузопассажирская платформа отличалась лёгкостью. Эти машины получили название ратраков. Давление на грунт всего в 0,49 кг на квадратный сантиметр сделало их суперпроходимыми. Причём не только по снегу, но и в джунглях, на нестойких грунтах, в песках. Сейчас без этих машин не обходится не один горнолыжный курорт. Их используют на биотопных территориях. За 10-20 возникло несколько основных фирм, занимающихся производством этой техники. Все они расположены в Европе, хотя американские коллеги также дают о себе знать. Почти 60% рынка принадлежит компании «PistenBully».
Купить ратрак сейчас так же просто, как обычный автомобиль. Кстати, новые модели по своему управлению так же просты, как обычная городская легковушка. Некоторые производители предлагают в базовой комплектации даже магнитолу! По-настоящему универсальными эти машины делает широкий выбор навесного оборудования. От ковшей до дополнительных навесных кабин, систем спутникового глобального позиционирования и снегогенераторов – всё это можно агрегатировать с ратраками различных моделей.
Как бы то ни было, а машины этого класса заслужили наибольшую славу в горах, где исполняют роль укладчиков снега, «скорой помощи», снегоуплотнителей, маршрутного такси и спасательного транспорта. По скорости движения они уступают юрким снегоходам, но по вместимости даже без навесного оборудования сильно их превосходят.
autoclub99.ru
Ратрак — это снегоуплотнительная машина, вездеход, способный подниматься по склонам под сумасшедшими углами. Если кто хотя бы раз катался на горных лыжах или просто ходил в горы, он наверняка видел ратраки. А кто делает такие экзотические машины?
Prinoth (Штерцинг, Италия). Один из ведущих мировых производителей сельскохозяйственного оборудования, лесозаготовительной техники, карьерных вездеходов и ратраков. На данный момент в линейке компании — 7 различных моделей. На снимке — Prinoth New Bison X с двигателем Caterpillar C9.3.
PistenBully (Лаупхайм, Германия). Торговая марка компании Kässbohrer Geländefahrzeug. Как и Prinoth, производит множество гусеничных вездеходов на все случаи жизни, но наиболее известны именно ратраки этой марки. Четыре линейки, предназначенные для различных целей, причём одна, например, для разравнивания снежных покрытий внутри помещений (!), суммарно 16 моделей. На снимке — PistenBully 600 Polar SCR, одна из самых мощных и эффективных моделей с двигателем Mercedes-Benz OM 460 LA.
Ohara (Ниигата, Япония). Японская компания, производящая оборудование для переработки отходов, генераторы, технику для добычи нефти и газа, а также — внезапно — ратраки и арктические вездеходы. В линейке ратраков — всего три модели. На снимке — Ohara DF430 (DF расшифровывается как Deer Forte, «сильный олень») с двигателем Caterpillar C13.
«СнежМа» (Челябинск, Россия). Компания, делающая технику для горнолыжных курортов — подъёмники, снежные фрезы и ратраки. В линейке — три модели ратраков, по характеристикам и качеству челябинцы, в принципе, не уступают зарубежным аналогам, разве что дизайн попроще и комфорта поменьше. На снимке — модель «СнежМа» СМ-210М с — удивительно — белорусским дизельным двигателем Д-260.7.
Favero Lorenzo (Тревиньяно, Италия). Не очень крупный, но заметный на мировом уровне итальянский производитель снегоходов и ратраков. У нас широко известна торговая марка Favero Lorenzo Snow Rabbit, одних из самых компактных и бюджетных ратраков на рынке. В линейке всего две модели, на снимке — Favero Lorenzo Snow Rabbit 3 с двигателем Kohler KDI3404T-SCR.
Tucker Sno-Cat (Медфорд, Орегон, США). Компания, работающая в первую очередь на американский рынок и производящая всевозможные снежные вездеходы и ратраки, а также некоторое количество сельскохозяйственной техники. На снимке — модель 2000Xtra Lite Tucker-Terra со 130-сильным двигателем Cummins.
Ратрак — машина достаточно тяжелая, но давление ее на снежную поверхность невелико - порядка 0,05 кг/см2. Дело в том, что машина снабжена широченными гусеницами, состоящими из параллельных армированных резиновых лент, к которым присоединены мощные поперечные планки — грунтозацепы (а на некоторых моделях и для работы на обледенелых участках). Проходимость у ратрака просто невероятная — гусеницы практически не проскальзывают, и ратрак может подниматься по склону крутизной в 45−50 градусов (не процентов!). Правда, для покорения крутых склонов придется воспользоваться гидравлической лебедкой, которая тянет трос синхронно с движением гусениц.
Кстати, вы не найдёте в этом материале канадской фирмы Bombardier, которая упоминается во всех статьях о ратраках. В 2003 году компания полностью реструктировала производство оборудования для снежных трасс, а производство ратраков продала итальянцам из Prinoth (хотя сборочное производство в Канаде осталось).
www.popmech.ru
Ратраки представляют собой особый трактор, который способен передвигаться по горной местности, поднимаясь по склонам с достаточно большим углом наклона (более 20 градусов). Основное предназначение ратраков – доставка людей или грузов на вершину горы. Для этого машину оборудуют специальными грузовыми платформами или пассажирскими кабинами. Название «ратрак» технике было дано по аналогии с первыми подобными машинами, которые выпускались американскими фирмами Thiokol и LMC. Трактор назывался «Ratrac» и был очень популярен в Европе в 60-х годах прошлого века. В 1990-х годах в названии была заменена последняя буква и техника получила название «Ratrak».
Ратрак является наиболее распространенной техникой, используемой для подготовки лыжных трасс, поскольку позволяет равномерно уплотнить снежное покрытие на склоне горы. С помощью этой техники выравнивают как естественный, так и искусственный снег, производимый снегогенераторами. Обойтись на горнолыжной трассе без ратраков достаточно проблематично, в связи с тем, что в результате работы снежных пушек на склонах образуются достаточно высокие снежные кучи, которые необходимо равномерно распределить по горе.
Хотя свежевыпавший натуральный снег тоже доставляет немало проблем работникам трассы – если его вовремя не уплотнить, то уже через несколько часов активных спусков лыжники превращают трассу в бугристое пространство, что существенно затрудняет перемещение. Уплотненный снег, представляющий собой ровное покрытие, «служит» гораздо дольше времени и позволяет активно эксплуатировать лыжные трассы.
Ратраки используют и для сооружения трамплинов и пайпов, которые так любят сноубордисты. Как правило, при работе ратраков, горнолыжные трассы зарывают, поскольку случайное столкновение райдеров с этой техникой может привести к печальным последствиям. Для перемещения по горным склонам ратрак оборудован широкими (более 1 м) гусеницами, имеющих специальные грунтозацепы. Именно специальные траки обеспечивают хорошую устойчивость машины на крутых склонах и позволяют оказывать сильное давление на снежный покров.
Техника отлично подходит для эксплуатации даже в суровую зимнюю погоду. Для сгребания снега техника комплектуется ковшом, а для уплотнения снежного покрова на кронштейн, расположенный в задней части машины, одевается фреза с выступами. В результате работы этого трехметрового цилиндра структура утрамбованного снега становится ребристой, что в разы усиливает скольжение райдеров.
Дополнительно приминать снег возможно за счет установленной резиновой ласты, которая одновременно выполняет функцию защиту фрезы. Для производства ратраков используются облегченные материалы. Производители заботятся об утеплении кабины, из которой открывается панорамный обзор. Некоторые модели ратраков оборудованы специальными лыжепрокладчиками – эти устройства позволяют создать идеальную трассу и корректировать расстояние между соседними лыжнями.
Лидирующее место на рынке снегоуплотняющей техники принадлежит итальянской компании Prinoth, которая выпустила свою первую модель ратрака еще в 1962 году. Огромное разнообразие моделей, различающихся по мощности и по дополнительной комплектации, подарило этой компании мировое признание и статус ведущего производителя. Эргономичный дизайн, высокий уровень безопасности, низкие затраты на эксплуатацию – эти неоспоримые преимущества привлекают огромное количество пользователей во всем мире, в том числе и в России.
Часто встречающейся маркой ратраков в России является и Kassbohrer. Машины каждой компании имеют свои преимущества и недостатки, и выбирать определенную модель необходимо с учетом дальнейших условий эксплуатации. Некоторые ратраки можно использовать и в летнее время, например, для создания трасс для горных велосипедов, выравнивания теннисных и футбольных полей. В последнее время становится все больше любителей покорять нетронутое природное пространство. Для проведения, так называемых, фрирайдерских туров используются ратраки,оснащенные пассажирскими кабинами (вместимостью до 16 человек).
promplace.ru
РАТРАК предназначен для укладки снежных трасс для горнолыжников, лыжников и биатлонистов. Он представляет собой гусеничную машину с навесным оборудованием, которое включает в базовом исполнении отвал и активную фрезу:
Имеет гидропривод, позволяющий плавно менять скорость вращения ротора. Гидравлика фрезы снабжена разрывными муфтами для быстрого отсоединения агрегата. На фрезе установлена гладильная доска с рифлением по кромке для придания следу гофрированной структуры. В биатлонном варианте на фрезу крепится спаренный лыжный укладчик. |
Мощная конструкция допускает работу со всеми типами снега (кроме грунта). Имеет 10 степеней свободы. Дополнительно на отвал может быть установлен буксировочный миниподъемник с длиной троса до 200 м. |
Цельнометаллическая двухместная конструкция с мягкими креслами автомобильного типа. В кабине установлен отопитель с разделением воздушных потоков. Два стеклоочистителя (на лобовом стекле и на заднем со стороны водителя). Управление комбинированное. Трансмиссия имеет механическое управление, навесное оборудование -электронное. Снаружи на кабине установлены шесть галогенных фар, отрегулированных на ближний и дальний свет. На крыше крепятся также сигнальный фонарь, габаритные огни и звуковой сигнал. |
Торсионная подвеска оригинальной конструкции обеспечивает равномерное зацепление по всей поверхности даже самой неровной. Катки стальные с резиновым бандажом. Гусеницы резинометаллические со стальными грунтозацепами. Ведущая звездочка полиуретановая. |
На машине установлен дизельный двигатель, модель которого зависит от марки РАТРАКА. На СМ-210 стоит Д260.4 мощностью 210 л. с., а для СМ-240 — Д260.7 мощностью 280 л.с. Оба двигателя с турбонаддувом, легко переносят высокогорье, имеют достаточно высокую экономичность. Здесь же смонтирован предпусковой подогреватель, обеспечивающий предстартовый прогрев от сети 220 В. |
ratrak.ru
Bison. Ратрак-заправщик
«Шел снег, ветер усиливался, темнело. Топливо у ратрака кончилось, аккумуляторы были на исходе. И человек стал совершенно беспомощен перед стихией, несмотря на удобную кабину, рацию, мобильный телефон... Вертолеты в такую погоду не летают, автомобили в такие места не заезжают, а идти пешком в горах по колено в снегу, во время бурана, да еще и ночью - это самоубийство...» Помочь в этой ситуации мог бы только другой ратрак или вездеход-спасатель. Но есть более мудрое решение - ратрак-заправщик! И это уже реальность. Первая такая машина в России была придумана, разработана и создана на базе ратрака BISON компанией-поставщиком ратраков и гусеничных вездеходов.
ЗАЧЕМ ОН НУЖЕН?
Полной заправки стандартного бака ратрака BISON (270 л) хватает на две смены по 7-8 часов, а если тратить каждый день 1-2 часа только на переходы к заправке, то потери времени и денег у каждого ратрака составят 10-15 %. А если помножить это на количество машин?
Часто кажется, что гора близко, даже по карте всего пара километров, а ехать приходится б, 12 или все 22 км. Добрались до места, начали работать, а горючее уже кончилось. Сколько сил, времени и денег приходится тратить только из-за того, что ратрак должен работать далеко от места заправки.
Основные данные ратрака Bison Prinoth:
Заправщику требуется не больше 15 минут, чтобы осуществить дозаправку ратрака, и всего 10 минут, чтобы залить 1000 литров топлива себе в бак. И можно мчаться дальше.
Не надо забывать, что ратрак-заправщик может работать и по основной специальности — обрабатывать снег на склонах, прокладывать трассы, создавать снежные парки, помогать обслуживать канатные дороги. Летом его можно использовать еще и как транспортное средство. Например, на американском курорте Vail, в штате Колорадо, 29 ратраков работают круглосуточно на трассах общей площадью 2140 га, что можно представить себе как квадратную площадку со стороной в 4,5 км.
ИДЕИ ЛЕТАЮТ В ВОЗДУХЕ
Успешные эксперименты по заправке самолетов в воздухе начались еще в 20-е годы. Во время Корейской войны в 50-е годы была отлажена технология, а, начиная с 90-х годов, это стало нормой для самолетов НАТО во время всех крупных военных операций. Задачи заправки в воздухе были просты и понятны – увеличить дальность и время полета. Все это применимо и для ратрака-заправщика. Идея создания такой машины лежала на поверхности, однако о других подобных конструкциях для ратраков или для гусеничных вездеходов ничего неизвестно. Несмотря на богатый мировой опыт, заправка топливом в воздухе применяется только на военных и военно-транспортных летательных аппаратах. Слишком велик риск.
В случае с ратраком возможная опасность гораздо меньше. Первая проблема – это вероятность воспламенения, что решается с помощью двух огнетушителей. Вторая – возможность навредить экологии, для решения этого вопроса основной бак имеет двойные стенки. В бак между двумя стенками заливают антифриз. Если нарушится герметичность внутренней емкости, то антифриз попадет в дизельное топливо, всплывет и поступит в расширительный бачок. Это станет сигналом для оператора ратрака, что бак надо отправить в ремонт.
ПОЧЕМУ BISON?
BISON – достаточно новая модель ратрака, он был представлен общественности зимой 2008 года. По утверждению фирмы Prinoth, эта машина «достаточно неприхотлива, потребляет мало топлива и недорога в техническом обслуживании. В мощном моторе Caterpillar сочетаются низкий расход топлива, минимальные выбросы и максимальная производительность. Ратрак BISON укомплектован долговечными комбинированными гусеницами с гидравлической системой натяжения, а по специальному заказу можно установить стальные гусеницы. Разработкой эффектного внешнего вида этой машины занималась известная итальянская студия дизайна Pininfarina».
НАЗНАЧЕНИЕ-ПРИМЕНЕНИЕ
Куда не может дойти колесный транспорт, туда дойдет всесезонный и всепогодный ратрак-заправщик. В принципе ратраки используют не только в горнолыжных комплексах, но и на Дальнем Севере, и в полярных экспедициях, где для них всегда много работы — от перевозки и буксировки грузов, до подготовки снежных дорог и аэродромов. Кстати, благодаря низкому удельному давлению на почву и конструкции гусениц, ратраки имеют высокую проходимость и гораздо меньше портят почву, чем все остальные колесные и гусеничные братья.
Только за последние несколько лет более сорока ратраков было отправлено в Россию: в Санкт-Петербург, Москву, на Кавказ, Урал, в Сибирь, а также на Дальний Восток, включая Сахалин и Камчатку. Популярность ратраков в мире растет, их стали покупать даже страны, которые не всегда ассоциируются с холодом и экстремальными природными условиями, например, Индия, Греция и Кипр.
Основные данные модуля заправки дизельным топливом:История
Итальянский автогонщик и конструктор Эрнесто Принот ((Ernesto Prinoth) начал создавать транспортные средства для перемещения по снегу еще в 1960 году. В основу его идеи был положен канадский гусеничный трактор. Двумя годами позже Принот создал первый прототип снегохода, а в 1964 году выпустил серийную снегоходную машину в Европе. В 1973 году к ним стали добавлять вращающуюся фрезу. Надо отметить, что Prinoth - одна из немногих фирм в мире, которая начала выпускать ратраки и снегоходы в 60-х годах и продолжает успешно этим заниматься по сей день. Помимо снегоуплотняющих машин, под маркой Prinoth выпускаются так же специализированные вездеходы на гусеничном ходу
Термины
Официальное название «снегоуплотняющяя машина» происходит от английского «snow groomer». На французском это называется «dameuse», а на немецком — «Pistenraupe». Популярный в России термин «ратрак» крайне редко используется за пределами стран Восточной Европы – Польши, Болгарии, Чехии и Словакии. В англоговорящих странах, гусеничные снегоходы и даже «снегоуплотняющие машины» называют «snowcat», в честь американской фирмы Tucker Sno-Cat, которая разрабатывала машины-вездеходы для военных и транспортных целей в 50-60-х годах.
Испытания ратрака-заправщика Bison начались зимой 2010 года. «Результаты испытаний - великолепные! Ратрак ездит в круглосуточном режиме уже седьмой месяц, как зимой, так и летом. Он заправляет топливом другие ратраки, которые ровняют склоны или перевозят рабочих и грузы, например, еду в столовые и рестораны. Ратрак обеспечивает топливом автомобили, трактора и другую технику, которая занимается строительством и подготовкой трасс. Топливо требуется и дизельным подстанциям на канатных дорогах. Машина, без каких либо сложностей, преодолевает самые крутые участки горнолыжных комплексов. Температурный режим испытаний от -25°С до + 40°С,» - сообщил Евгений Ципорин, представитель фирмы «Горимпекс».
Раньше история, с которой начиналась эта статья, скорее всего, закончилась бы плачевно...
А сейчас, с появлением ратрака-заправщика Bison, поводов для беспокойства больше нет!
sportfiction.ru