ДВС РОТОРНЫЙ EMDRIVE РАСКОКСОВКА HONDAВИДЫ

Роскосмос заказал метановый двигатель для многоразовой ракеты. Ракетный метановый двигатель


СМИ: Роскосмос может создать ракетный двигатель, работающий на метане

01:4914.01.2016

(обновлено: 02:50 14.01.2016)

258691056

Подпишись на ежедневную рассылку РИА Наука

Спасибо за подписку

Пожалуйста, проверьте свой e-mail для подтверждения подписки

Роскосмос пока не планирует строить носитель с таким двигателем - метановый двигатель создается как задел на будущее, позволяющий не отстать от конкурентов.

МОСКВА, 14 янв — РИА Новости. Роскосмос в ближайшее время планирует начать разработку ракетного двигателя на природном газе, ее финансирование заложено в проекте Федеральной космической программы на 2016–2025 годы (ФКП), сообщает газета "Известия" в четверг.

Международная космическая станцияСМИ: Роскосмос сократит финансирование МКС на 30 миллиардов рублейПо данным издания, в рамках опытно-конструкторской работы "Двигательные установки средств выведения" планируется разработать базовые элементы маршевых двигательных установок на кислородно-углеводородном топливе. На это Роскосмос просит выделить более 25 миллиардов рублей (с началом финансирования в этом году в объеме более 470 миллионов рублей), но не все средства предназначены на создание метанового двигателя.

Как сообщает газета, в "ДУ СВ" также включена разработка опытных образцов жидкостных ракетных двигателей нового поколения, оснащенных системой диагностики и аварийной защиты, и базовых элементов двигателей на основе композитных материалов: сопел, сопловых насадок радиационного охлаждения и донных экранов.

"Мы планируем сделать демонстратор двигателя на метане даже с учетом того, что носителя с таким двигателем пока строить не планируется. Тем самым думаем обеспечить задел, чтобы не отстать в плане технологий от зарубежных конкурентов. Пока речь идет о создании двигателя средней тяги для второй ступени перспективной ракеты", — цитирует газета одного из составителей проекта ФКП.

Старт космического корабля Союз ТМА-19М с космодрома Байконур. Архивное фото
Россия вновь обогнала США по количеству космических запусковПо словам собеседника, изначально задумывалось, что метановыми двигателями будет комплектоваться ракета "Феникс" (ее разработка также запланирована проектом ФКП), но позднее с учетом бюджета было решено не делать принципиально новую ракету, а вернуться к идее воссоздания российского "Зенита" с модернизированным двигателем РД-171.

Как отмечает газета, ранее тема метановых двигателей прорабатывалась химкинским НПО "Энергомаш", воронежским Конструкторским бюро химавтоматики и самарским ЦСКБ "Прогресс". В 2012 году в НПО "Энергомаш" прошел научно-технический совет по созданию ракетного двигателя, работающего на природном газе, где было предложено начать разработку однокамерного двигателя тягой в 200 тонн на топливе "жидкий кислород – сжиженный метан".

ria.ru

Роскосмос заказал метановый двигатель для многоразовой ракеты - Космос

© Сергей Фадеичев/ТАСС

МОСКВА, 1 ноября. /ТАСС/. Конструкторское бюро химавтоматики (КБХА) создаст двигатели для перспективных многоразовых ракет-носителей, работающие на сжиженном природном газе, говорится в сообщении пресс-службы НПО "Энергомаш".

Разработки пройдут в рамках контракта между КБХА с государственной корпорацией "Роскосмос" на проведение составной части опытно-конструкторской работы "Создание ракетных двигателей нового поколения и базовых элементов маршевых двигательных установок перспективных средств выведения". Конструкторское бюро химавтоматики обязуется в 2016-2018 годах создать опытный образец двигателя с тягой 85 тонн и провести испытания экспериментального двигателя с тягой 40 тонн и двигателя-демонстратора тягой в 7,5 тонн. Все они будут работать на топливной паре "кислород-сжиженный природный газ". В рамках реализации новой Федеральной космической программы на эти цели будет выделено около 809 млн рублей.

"Стоит отметить, что двигатели на кислороде и сжиженном природном газе имеют хороший потенциал многократного использования, поэтому их применение возможно в рамках перспективных многоразовых ракетно-космических комплексов", - приводятся в сообщении, поступившем в ТАСС, слова главного конструктора КБХА Виктор Горохов.

"Это первый контракт, который будет реализовываться интегрированной структурой ракетного двигателестроения, и впервые два конструкторских бюро, НПО "Энергомаш" и КБХА, будут работать как единое целое. Каждое предприятие обладает внушительной базой наработок по метановому направлению, и я уверен, что все обязательства будут исполнены качественно и в срок", - говорится в сообщении генерального директора "НПО "Энергомаш" Игорь Арбузов.

Ранее сообщалось, что Роскосмос выделил 809 млн рублей КБХА на разработку метанового ракетного двигателя.

Согласно данным на сайте КБ химавтоматики, предприятие с 2002 по 2005 годы совместно с европейскими партнерами занималось совместной разработкой метанового многоразового ракетного двигателя тягой 200 тонн (проект "Волга"). Кроме того, с 2006 года КБ работает над созданием отечественного метанового многоразового двигателя РД-0162 тягой 203,9 тонны для многоразовой ракетно-космической системы МРКС-1. Эта система разрабатывалась Центром имени Хруничева в 2012-2013 годах. Проект предполагал создание крылатых ускорителей первой ступени для ракеты "Ангара", способных возвращаться на космодром запуска, однако позже было признано нецелесообразным реализовывать этот проект в металле.

Новости smi2.ru

Новости smi2.ru

Загрузка...

tass.ru

Русская Сила | Роскосмос создаст ракетный двигатель на метане

Запуск ракеты-носителя «Союз-СТ» с площадки Куру (Французская Гвинея) Источник: Benoit Tessier/Reuters

Финансирование проекта предусмотрено новой Федеральной космической программой на 2016–2025 годы

Роскосмос планирует начать разработку ракетного двигателя на природном газе в ближайшее время. Финансирование соответствующей разработки заложено в проекте Федеральной космической программы на 2016–2025 годы (ФКП), направленном на согласование в министерства (копия есть в «Известиях»). Работы по созданию двигателя на метане предусмотрены опытно-конструкторской работой «ДУ СВ» («Двигательные установки средств выведения»). В рамках «ДУ СВ» планируется разработка базовых элементов маршевых двигательных установок на кислородно-углеводородном топливе. На ОКР «ДУ СВ» Роскосмос просит выделить 25,223 млрд рублей (с началом финансирования в этом году — в объеме 470,8 млн рублей), однако не все средства предназначены на создание метанового двигателя. В «ДУ СВ» включены работы по созданию опытных образцов жидкостных ракетных двигателей нового поколения, оснащенных системой диагностики и аварийной защиты, и базовых элементов двигателей на основе композитных материалов, а именно сопел, сопловых насадок радиационного охлаждения и донных экранов.

— Мы планируем сделать демонстратор двигателя на метане даже с учетом того, что носителя с таким двигателем пока строить не планируется, — говорит один из составителей проекта ФКП. — Тем самым думаем обеспечить задел, чтобы не отстать в плане технологий от зарубежных конкурентов. Пока речь идет о создании двигателя средней тяги для второй ступени перспективной ракеты. Изначально задумывалось, что метановыми двигателями будет комплектоваться ракета «Феникс» (ее разработка также запланирована проектом ФКП), но позднее с учетом ситуации с бюджетом решили принципиально новую ракету не делать, а вернуться к идее воссоздания российского «Зенита» с модернизированным двигателем РД-171.

Возможность использования метана в качестве ракетного топлива изучалась еще в СССР. В России тема метановых двигателей прорабатывалась химкинским НПО «Энергомаш», воронежским Конструкторским бюро химавтоматики и самарским ЦСКБ «Прогресс». В 2012 году в НПО «Энергомаш» прошел научно-технический совет по созданию ракетного двигателя, работающего на природном газе, где было предложено начать разработку однокамерного двигателя тягой в 200 т на топливе «жидкий кислород – сжиженный метан».

В 2014 году ЦСКБ «Прогресс» представило свое видение ракеты будущего — перспективного носителя сверхтяжелого класса, все двигатели которого работают на сжиженном природном газе (СПГ). При этом самарцы обосновывали свой выбор метана в качестве топлива следующими аргументами: «Предлагаемое горючее является перспективным, активно осваивается другими отраслями промышленности, обладает более широкой сырьевой базой по сравнению с керосином и низкой стоимостью — это является важным моментом, учитывая срок создания и планируемый период эксплуатации комплекса, а также возможные (прогнозируемые) проблемы производства керосина через 30–50 лет».

В ЦСКБ уже ощущают проблемы производства ракетного керосина. Ракеты «Союз», которые делают в Самаре, сейчас летают на искусственно созданном топливе, потому что изначально для создания керосина для этих ракет использовались только определенные сорта нефти из конкретных скважин. В основном это нефть Анастасиевско-Троицкого месторождения в Краснодарском крае. Но нефтяные скважины истощаются, и ныне используемый керосин является смешением композиций, которые добываются из нескольких скважин. По оценкам экспертов, проблема дефицита здесь будет только усугубляться.

В ЦСКБ «Прогресс» посчитали, что использование двигателей на СПГ позволит «обеспечить относительно низкую стоимость пуска — в 1,5–2 раза ниже, чем на керосиновых двигателях, высокую экологичность, более высокие удельные характеристики, единый тип двигателя и топлива «СПГ + жидкий кислород», что значительно упростит наземную инфраструктуру».

Главный конструктор НПО «Энергомаш» Владимир Чванов ранее заявлял «Известиям», что с конструкционной точки зрения метан привлекателен при создании многоразовых носителей.

— Чтобы освободить полости двигателя, нужно только пройти цикл испарения — то есть двигатель легче освобождается от остатков продуктов, — пояснял Чванов. — За счет этого метановое топливо более приемлемо с точки зрения создания двигателя многоразового использования и летательного аппарата многоразового применения. В то же время удельный импульс у двигателя на СПГ высокий, но это преимущество нивелируется тем, что у метанового топлива меньшая плотность, поэтому в сумме получается незначительное энергетическое преимущество.

Метановый двигатель упоминают применительно к полетам на Марс: считается, что марсианскую ракету есть смысл комплектовать метановым двигателем, так как метан можно синтезировать из воды и двуокиси углерода из атмосферы Марса.

Иван Чеберко

rusila.su

"Энергомаш" разработает метановый ракетный двигатель – Вести Экономика, 09.09.2016

Конструкторские бюро (КБ) "Энергомаш" и КБ "Химавтоматики" совместно спроектируют новый ракетный двигатель, работающий на экологически чистом топливе - метане, заявил гендиректор химкинского НПО "Энергомаш" Игорь Арбузов.
"Речь идет о создании метанового двигателя с высокими тяговыми характеристиками - 85 тонн. Скорее всего, это будет первый опыт совместного конструирования: им займутся КБ "Энергомаш" и КБ "Химавтоматики", - отметил Арбузов, сообщает РИА "Новости".

Задел по метановому двигателю у "Энергомаша" уже есть. "Такие работы велись. "Энергомаш" занимается метановым направлением с 1981 г. В качестве перспективных двигательных установок мы предлагаем кислородно-метановые двигатели РД-180 МС, РД-192 на базе двигателей РД-180 и РД-191. Созданы демонстраторы, которые успешно отработали на испытательных стендах", - заключил Арбузов.

Использование метана в качестве ракетного топлива имеет ряд достоинств. Метан не ядовит и сравнительно дешев, имеет более низкую взрывоопасность, чем водород и керосин. Топливную систему ракеты, которая работает на метане, можно использовать многократно, остатки горючего легко испаряются при обычной температуре воздуха.

По многим показателям метан занимает промежуточное положение между жидким водородом и керосином. Плотность сжиженного метана в шесть раз выше, чем жидкого водорода, но в два раза ниже, чем плотность керосина.

С учетом более высокого соотношения количества окислителя и горючего, чем у жидкого кислорода (ЖК) и керосина, количество окислителя и горючего (ЖК + СПГ) у метана лишь на 20% больше, чем у пары ЖК + керосин.

Принимая во внимание высокий удельный импульс СПГ, двигатель на метане должен иметь энергетическое преимущество по сравнению с керосиновым на 3-5%.

www.vestifinance.ru

Роскосмос намерен построить ракетный двигатель на метане

Роскосмос планирует начать разработку ракетного двигателя на природном газе (метане). Финансирование разработки российской версии носителя "Зенит" с двигателем на метановом топливе заложено в бюджет Федеральной космической программы на 2016-2025 годы.

В проект Федеральной космической программы на 2016-2025 годы (ФКП) заложено финансирование разработки ракетного двигателя на природном газе, создание которого запланировано в ближайшие годы. В рамках опытно-конструкторской работы «Двигательные установки средств выведения» («ДУ СВ») планируется разработка базовых элементов маршевых двигательных установок на кислородно-углеводородном топливе. На эту работу Роскосмос просит выделить 25,223 миллиарда рублей. На текущий год планируется освоить 470,8 миллионов рублей.

Однако не все средства планируются на создание метанового двигателя. Часть из них будет направлена на создание опытных образцов жидкостных ракетных двигателей нового поколения, оснащенных системой диагностики и аварийной защиты, и базовых элементов двигателей на основе композитных материалов - сопел, сопловых насадок радиационного охлаждения и донных экранов.

«Мы планируем сделать демонстратор двигателя на метане даже с учетом того, что носителя с таким двигателем пока строить не планируется», - сообщил один из разработчиков проекта.

Пока планируется создание двигателя средней тяги для второй ступени будущей ракеты. Первоначально планировалась комплектация новыми двигателями ракеты «Феникс», но ситуация с бюджетом вынудила вернуться к идее воссоздания российского «Зенита» с модернизированным двигателем РД-171.

Стоит отметить, что использование метана в качестве топлива для ракет изучалось еще в СССР. В России этим вопросом занялись НПО «Энергомаш», воронежское Конструкторское бюро химавтоматики и самарское ЦСКБ «Прогресс».

В 2012 году в НПО «Энергомаш» прошел научно-технический совет по созданию ракетного двигателя на природном газе.

В 2014 году ЦСКБ «Прогресс» представило свой взгляд на ракету-носитель сверхтяжелого класса с двигателями на сжиженном природном газе (СПГ). Выбор метана в качестве топлива самарцы обосновывали тем, что «предлагаемое горючее является перспективным, активно осваивается другими отраслями промышленности, обладает более широкой сырьевой базой, по сравнению с керосином, и низкой стоимостью».

Вопрос перехода на другой вид топлива становится все более актуальным, эксперты прогнозируют возникновение серьезных проблем в производстве керосина уже через 30-50 лет. Проблемы с ракетным керосином уже сегодня ощущаются в ЦСКБ. Для него требуются только определенные сорта нефти из конкретных скважин Анастасиевско-Троицкого месторождения в Краснодарском крае.

Специалисты ЦСКБ «Прогресс» рассчитали, что использование метана позволит снизить стоимость пуска в 1,5-2 раза, обеспечит высокую их экологичность, значительно упростит наземную инфраструктуру.

По заявлению главного конструктора НПО «Энергомаш» Владимира Чванова, метан более привлекателен при создании многоразовых носителей.

«Чтобы освободить полости двигателя, нужно только пройти цикл испарения — то есть двигатель легче освобождается от остатков продуктов», — в своем интервью Известиям рассказал Чванов. — «За счет этого метановое топливо более приемлемо с точки зрения создания двигателя многоразового использования и летательного аппарата многоразового применения. В то же время удельный импульс у двигателя на СПГ высокий, но это преимущество нивелируется тем, что у метанового топлива меньшая плотность, поэтому в сумме получается незначительное энергетическое преимущество».

Между тем метановый двигатель уже рассматривают применительно к полетам на Марс, так как марсианскую ракету есть смысл комплектовать метановым двигателем хотя бы из-за того, что метан можно будет получить путем синтеза воды и двуокиси углерода, которые имеются в атмосфере Марса.

Присоединяйтесь к нам в Яндекс Дзен, ВКонтакте, Facebook, Одноклассники, Youtube, Instagram, Twitter и Google+. Будьте в курсе последних новостей!

express-novosti.ru

Россия создаст работающий на метане ракетный двигатель

Как стало известно, в России будет начата разработка ракетного двигателя, работающего на метане. По мнению экспертов, это позволит не отстать от конкурентов из других стран. Разработку базовых элементов маршевых двигательных установок на кислородно-углеводородном топливе предполагается создать в рамках ОКР (опытно-конструкторской работы) «Двигательные установки средств выведения». На все это будет выделено около 25 млрд рублей, однако далеко не вся сумма пойдет на разработку метанового двигателя. В рамках ОКР будут разработаны и новые жидкостные ракетные двигатели, а также базовые элементы ракетных двигателей (например, сопла), в конструкции которых найдут свое применение новейшие композитные материалы.

Разработка метанового двигателя предусмотрена Федеральной космической программой на 2016–2025 годы. Сейчас планируется создать демонстратор технологий, оснащенный им. Между тем речи о создании ракеты-носителя с двигателем, работающим на природном газе, сейчас не идет. Возможно, в будущем будет построен двигатель средней тяги, который можно будет использовать на второй ступени ракеты.

Ранее предполагалось, что такой ракетой может стать перспективная «Феникс», которая должна была сменить ракеты-носители «Союз». Однако впоследствии от этого отказались. Теперь предполагается, что метановый двигатель может быть использован на ракете «Зенит». Среди преимуществ такого решения – очень широкая сырьевая база и относительная дешевизна метана. Наработки в этой области, как считают эксперты, помогут российским ракетам выстоять в нелегкой конкурентной борьбе с заокеанскими аналогами.

Недавно компании SpaceX все же удалось посадить первую ступень ракеты-носителя Falcon 9 на специальную платформу. Ожидается, что такое решение удешевит запуски ракет: восстановление первой ступени обойдется примерно в 1,5 млн долларов, в то время как цена новой составляет больше 60 млн.

Метановый двигатель иногда также упоминается в качестве решения для полета на Марс. Дело в том, что метан можно синтезировать из воды и двуокиси углерода из марсианской атмосферы. Однако вышесказанное актуально, скорее, для США, а не для РФ. Именно американцы в 30-е годы планируют пилотируемый полет к Марсу. Россия между тем отказалась даже от планов колонизации Луны (во всяком случае в обозримом будущем). Представленный недавно обновленный вариант Федеральной космической программы на 2016–2025 годы не содержал сколько-нибудь детальной информации о «лунных» космических аппаратах.

Источник: 

knowledgeblog.ru