Украинское предприятие «Южмаш» и зарегистрированная в США компания S7 Sea Launch Limited заключили контракт на производство и поставку 12 ракет «Зенит-3SL» и «Зенит-3SLБ». «С подписанием соглашения сделан большой шаг в преодолении глубокого кризиса», — говорится в официальном сообщении завода. О перспективах одной из лучших в мире ракет в своем классе рассказывает «Лента.ру».
Ракеты «Зенит-3SL» и «Зенит-3SLБ» предназначены для запуска полезной нагрузки в рамках проектов «Морской старт» (с плавучей платформы проекта Sea Launch) и «Наземный старт» (с площадки на космодроме Байконур) соответственно. Первая ракета семейства «Зенит» полетела в 1985 году, фактически она представляет собой боковой ускоритель советской сверхтяжелой ракеты «Энергия».
00:12 — 28 апреля 2017
На «Зенит-3SL» и «Зенит-3SLБ» устанавливается РД-171 — самый мощный в мире жидкостный ракетный двигатель. Ближайшим конкурентом «Зенитов» можно считать Falcon 9 компании SpaceX. С приэкваториальной площадки «Зениты» могут выводить на геостационарную орбиту больше полезной нагрузки, чем «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» (4 тонны против 3,7). Именно «Зениты» должны были прийти на смену ракетам семейства Р-7, производимым самарским РКЦ «Прогресс». Под них современной подмосковной РКК «Энергия» на смену пилотируемым кораблям «Союз» проектировалась «Заря». Перспективы у «Зенитов» были замечательные.
Все изменилось после распада СССР. Россия продолжала реализовывать пилотируемую космонавтику на старых технологиях и занялась разработкой ракет семейства «Ангара». Космическая отрасль Украины, ориентированная практически исключительно на советский рынок, существовала благодаря заказам из России.
Соглашение о строительстве единственного в мире плавучего космодрома «Морской старт» было подписано в 1995 году. К 26 мая 2014 года было осуществлено 36 запусков: 32 успешных и четыре — нештатных. В рамках «Наземного старта» к 1 сентября 2013 года все девять пусков «Зенитов» были успешными. Статистика оставляет желать лучшего по традиционной причине — человеческий фактор.
«Зенит» на площадке «Морского старта»
Хотя «Зениты» были разработаны в Днепропетровске, в КБ «Южное», и собирались там же на заводе «Южмаш», они более чем на 70 процентов состоят из российских комплектующих. Двигатель РД-171 первой ступени «Зенита», разгонный блок и система управления делались в России. Украинское участие сводилось к производству первых двух ступеней ракеты и двигателя второй ступени.
События 2014 года положили конец запускам «Зенитов». 22 августа 2014 года «Морской старт» объявил о приостановке своей работы, а 24 декабря того же года вице-премьер правительства России Дмитрий Рогозин сообщил о невозможности продолжения сотрудничества по проекту «Морской старт» с «Южмашем».
00:09 — 10 апреля 2017
Кто погубил российскую космическую отрасль
«Морской старт» в Калифорнии фактически принадлежал РКК «Энергия». Космодром российская корпорация использовать не могла, поскольку судилась с Boeing, одним из бывших соучредителей консорциума, по вопросам кредитных обязательств. Конфликт удалось разрешить в августе 2016 года. Российская сторона должна погасить задолженность, оцениваемую в 330 миллионов долларов, предоставлением услуг и участием в совместных проектах, часть долга спишут. Фактически РКК «Энергия» расплатилась с Boeing местами на кораблях «Союз». Сделка была взаимовыгодная. В частности, благодаря ей американская компания выполнит свои обязательства перед НАСА по доставке астронавтов на МКС.
Судебные разбирательства между совладельцами Sea Launch касались выполнения «Соглашения о создании компании Sea Launch» 1995 года и «Соглашения о гарантиях и обеспечении» 1996 года. При создании консорциума в 1993 году 40 процентов компании находилось у Boeing, 20 процентов — у Aker Kvaerner (Норвегия), 25 процентов — у «Энергии», 5 процентов — у КБ «Южное» (Украина) и 10 процентов — «Южмаша».
В «Соглашении о гарантиях и обеспечении» говорилось о пропорциональной ответственности для каждого акционера за взятые компанией кредитные обязательства. В 2004 году Sea Launch привлекла 270 миллионов долларов, в 2005 году — 200 миллионов долларов. В 2009 году Sea Launch подошло время выплат, которые компания самостоятельно сделать не смогла.
К этому времени из проекта вышел Boeing, заплатив кредиторам 448 миллионов долларов, из которых 179 миллионов долларов приходилось на ее кредитные обязательства. Компания Aker Kvaerner расплатилась с Boeing к 2010 году. «Энергия» и «Южмаш» платить отказались. Первая при этом выкупила контрольный пакет акций Sea Launch.
Через месяц после заключения предварительного контракта между РКК «Энергия» и Boeing стало известно, что российская корпорация продаст «Морской старт» компании «С7 космические транспортные системы», сто процентов акций которой принадлежат «Группе компаний С7» (S7 Group). Гендиректор «С7 космические транспортные системы» — Сергей Cопов, ранее возглавлявший «Авиализинг» и «Пермские моторы». Покупателя на «Морской старт» искали давно, и нет никаких сомнений в том, что решение по проекту было принято только тогда, когда «Энергия» нашла способ дистанцироваться от проблемного проекта.
Стоит отметить, что свои обязательства по «Морскому старту» выполнили все стороны, кроме «Южмаша». Ясно, что украинское предприятие не может в настоящее время самостоятельно выполнить кредитные обязательства. Скорее всего, долговую нагрузку взяли на себя РКК «Энергия» или S7 Sea Launch Limited — представляющая «С7 космические транспортные системы» зарегистрированная в США компания.
Сопов в августе 2016 года, когда РКК «Энергия» и Boeing договорились, презентовал проект в Госдепартаменте США. «К нам было благожелательное отношение», — отмечал российский бизнесмен в интервью ТАСС. По его словам, «кроме как с РКК "Энергия", с которой у нас подписано соглашение о сотрудничестве, больше ни с кем никаких договоренностей на бумаге не заключено», и «если "Южмаш" не будет производить ракеты, мы возьмем паузу на пять лет и будем вместе с российскими предприятиями делать другую ракету под наш космодром».
Теперь, похоже, планы «С7 космические транспортные системы» прояснились. «С7 ушли от санкций, "Энергия" избавилась от долгов, теперь они попытаются заработать. В этой истории нет победителей и проигравших», — сообщил источник «Ленте.ру». По его мнению, без американского участия и создания S7 Sea Launch Limited сотрудничество между предприятиями Государственного космического агентства Украины и «Роскосмоса» было бы невозможно, поскольку «обе организации придерживаются официальных линий».
00:03 — 31 мая 2017
На что «Роскосмос» променяет космодром Восточный и ракету «Ангара»
Действительно, обе стороны не в восторге от соглашения между «Южмашем» и S7 Sea Launch Limited. На официальном сайте Государственного космического агентства до сих пор ничего не сообщается о возобновлении производства «Зенитов», последняя новость там на момент написания данной статьи датируется 23 мая 2017 года и посвящена сотрудничеству Украины и Литвы в космической сфере. Между тем, «Южмаш» 31 мая провел пресс-конференцию с говорящим названием «Действия Государственной исполнительной службы уничтожают главного конкурента российских космических предприятий — завод "Южмаш" о блокировании хозяйственной деятельности», видео мероприятия выложено в сеть. Спустя три дня, когда было обнародовано соглашение между «Южмашем» и S7 Sea Launch Limited, украинское предприятие выразило «глубокую благодарность законодательной и исполнительной ветвям власти за предоставленную беспрецедентную нормативную и финансовую поддержку».
В «Роскосмосе» довольно скептически оценивают перспективы сотрудничества с Украиной по производству «Зенитов». «Промышленная кооперация очень важна, один раз выпав из цикла производства в космической отрасли, вернуться очень сложно — происходит замещение. Мы с сожалением видим, что процессы, которые начались в 2014 году, ни к чему хорошему не привели — украинцы сами прекрасно понимают, что сейчас у них нет условий для производства этих ракет. А у "Роскосмоса" нет никаких обязательств по поставке двигателей на Украину», — сказал исполнительный директор «Роскосмоса» по коммуникациям Игорь Буренков.
Генеральный директор РКК «Энергия» Владимир Солнцев напомнил, что Украина не располагает необходимыми для самостоятельного производства ракет двигателями. «Проще им полететь на метле, чем на ракете без российских двигателей»,— отметил он.
Ракета «Зенит-3SLБ» на Байконуре
Фото: Сергей Казак / РИА Новости
В настоящее время на «Южмаше» собираются два «Зенита», запуски планируется возобновить в 2018 году. О поставках на Украину для новых 12 ракет российских двигателей пока ничего не сообщается. С другой стороны, создаваемая РКК «Энергия» и РКЦ «Прогресс» ракета «Союз-5» (она же «Феникс» и «Сункар») — фактическая альтернатива «Зенита» — будет готова к 2022 году. Вероятно, до этого времени в S7 Sea Launch Limited решили задействовать «Зениты».
В «Южмаше» отмечают, что по состоянию на начало июня 2017 года портфель заказов предприятия на ближайшие годы превышает 350 миллионов долларов США. Среди заказчиков, кроме S7 Sea Launch Limited, называются компании из США и Италии. Для американцев «Южмаш» производит основную конструкцию первой ступени ракеты Antares, для итальянцев — маршевый двигатель РД-843 верхней ступени ракеты-носителя Vega легкого класса. В обозримом будущем США не планируют отказываться от услуг украинской стороны, в Италии этого не исключают.
08:50 — 4 июня 2015
Потери России от прекращения сотрудничества с Украиной в космической отрасли
Контракт с S7 Sea Launch Limited вряд ли позволит сохранить ракетный потенциал «Южмаша», где активно разворачивается диверсификация производства. В тяжелых экономических условиях другого выхода нет — Украине не нужны космические ракеты, а «Роскосмосу» — украинский «Южмаш». Позиция госкорпорации по этому поводу вполне понятна. С ее точки зрения было бы предпочтительнее, если бы «С7 космические транспортные системы» вкладывались в российскую космическую отрасль, а не поддерживали потенциального конкурента.
На самом деле позиция «Роскосмоса» в вопросе с «Южмашем» — проверка госкорпорации на лояльность к российским частным космическим компаниям. До сих пор «Роскосмос» ее проваливал, однако в этот раз проигнорировать интересы такого крупного игрока, как «С7 космические транспортные системы», будет сложно. В сложившейся ситуации предприятия Государственного космического агентства Украины и «Роскосмоса» выступают не заказчиками, а исполнителями работ, формально выбирать носитель для «Морского старта» предстоит его собственнику — компании «С7 космические транспортные системы».
Нынешняя Украина хорошо иллюстрирует то, что может произойти в российской космической отрасли без ее интеграции в международное сообщество. Главный партнер Украины — Россия, а России — США. Без сотрудничества с НАСА российская пилотируемая космонавтика рискует прекратить свое существование, без контактов с ULA и Orbital ATK ракетное двигателестроение начнет деградировать, в этом случае останется только военная составляющая космической программы.
lenta.ru
По словам Дегтяренко, ранее занимавшего должность главного конструктора «Южного», проектирование двухступенчатого носителя предполагает использование разработок, полученных при реализации «Циклона-4». В частности, вторая ступень новой ракеты будет создана на основе третьей ступени и головного блока. Также предполагается максимальное использование существующих ракетных двигателей, прежде всего РД-861К, который планировалось устанавливать на третью ступень «Циклона-4».
Такой подход позволит наладить на «Южмаше» выпуск новых ракет в кратчайшие сроки, отмечает Дегтяренко.
Учитывая коммерческий характер проекта, он не предусматривает государственного финансирования ни со стороны Украины, ни со стороны Канады
— заявил он.Глава ГКАУ также указал, что «предприятия космической отрасли Украины полностью прекратили сотрудничество с предприятиями России в сферах продукции военного и двойного назначения» и продолжают «активно работать над снижением доли импорта комплектующих к производимой в стране ракетно-космической технике». Он отметил, что в 2017 году на экспорт направлено 51,5 процента продукции предприятий этой отрасли, при этом 93 процента приходится на Евросоюз, США и ряд других стран.
Весной 2017-го стало известно, что компания MLS планирует запускать модифицированные украинские ракеты «Циклон-4» со строящейся площадки Кансо-Хейзел Хилл на побережье Атлантического океана (канадская провинция Новая Шотландия). Сооружение космодрома, модификация «Циклон-4» и первый пуск «Циклон-4М» в 2020 году оцениваются в 240 миллионов долларов. К 2022-му MLS планирует ежегодно проводить восемь стартов.
Ранее проект «Циклон-4» Украина развивала в сотрудничестве с Бразилией. Программа, по заверениям украинской стороны, завершенная на 90 процентов, была свернута в 2015 году, передает "Лента.ru"
Использованы фотографии: Михаил Маркив / «Коммерсантъ»
topwar.ru
В 1944 году в городе началось строительство автомобильного завода, но в 1951 неоконченная стройка была перепрофилирована. Первоначальное предназначение завода — производство межконтинентальных ракет. Южмаш поначалу не имел открытого названия, а только номер, и назывался «завод № 586».
В 1983—1993 на Павлоградском механическом заводе, входившем в ПО «Южмаш», производились ракеты РТ-23 УТТХ «Молодец» для Боевого железнодорожного ракетного комплекса, стоявшего на вооружении РВСН ВС СССР и ВС России[1].
В 1995 году был подписан контракт на производство ракет-носителей «Зенит» для проекта «Морской старт». В 1999 году в рамках реализации этого проекта состоялся первый запуск ракеты «Зенит».[2]
В 2008 году с космодрома «Байконур» прошёл первый запуск ракеты «Зенит» по программе «Наземный старт».[3]
13 февраля 2012 года был осуществлён первый запуск ракеты-носителя «Вега», один из двигателей для которой (РД-843) изготавливается на «Южмаше». 12 сентября 2013 года состоялся первый успешный запуск американской ракеты-носителя «Антарес», для которой на «Южмаше» производится часть агрегатов 1-й ступени.[4]
В 2014 году производство ракет-носителей «Зенит» на «Южмаше» было приостановлено.[5] Это нанесло тяжёлый удар по предприятию, которому выпуск «Зенитов» приносил около 80 % выручки. По словам представителя «Южмаша», «два-три заказа на ракеты-носители Зенит в последние годы позволяли нам сводить концы с концами и платить зарплату работникам».[6][7]
По итогам 2015 года объём реализации продукции «Южмаша» составил всего 585 млн гривен (около $25 млн). Для сравнения — в 2011 году выручка завода равнялась 1,9 млрд гривен ($240 млн).[8][9] В июле 2015 года помощник гендиректора «Южмаша» Владимир Ткаченко сообщал, что на заводе уже две недели отключена техническая вода, не работают санузлы, имеются задержки с выплатами зарплат работникам предприятия и т. п.[10]
В 2016 году завод «Южмаш» в полтора раза увеличил загрузку предприятия.[11] Завод однако оставался в кризисной ситуации. В частности, сохранялись проблемы с оплатой счетов за электроэнергию.[12]
До 2014 года «Южмаш» осуществлял выпуск ракет-носителей «Зенит» для программ «Морской старт» и «Наземный старт». В 2014 году производство «Зенитов» было приостановлено.[13][14]
В июне 2017 года «Южмаш» объявил о подписании контракта с российской компанией S7 на поставку ракет «Зенит» для проекта «Морской старт».[15]
«Южмаш» осуществляет производство основной конструкции 1-й ступени американской ракеты-носителя «Антарес».[16]
«Южмаш» осуществляет производство двигателя РД-843 для 4-й ступени ракеты-носителя «Вега». Масса двигателя составляет 16,5 кг, тяга — 0,25 тс.[17]
Ракета-носитель Циклон, спутники (Днепропетровский спутник), ракетные двигатели, ветряные турбины, троллейбусы, трактора, оборудование для пищевой промышленности, агрегаты шасси самолетов Ан-140, Ан-148, Ан-158 и др.
Также завод выпускал троллейбусы ЮМЗ-Т1, ЮМЗ-Т2 и ЮМЗ Е186; автобус А186; тракторы ЮМЗ-6, ЮМЗ 8040.2, ЮМЗ 8244.2
«Южмаш» также ведет переговоры о продаже зарубежным компаниям технологии производства контейнеров для хранения радиоактивных и высокотоксичных отходов, которые завод создал на базе имеющихся ракетных технологий. На сегодняшний день «Южмаш» имеет ряд опытных образцов контейнеров различной ёмкости. Для радиационной защиты решено использовать готовые блоки транспортно-пусковых контейнеров ракет типа «Сатана» и «Скальпель» из стеклопластика, покрывая их модификатором, которым защищали от электронных помех и воздействия радиации головные части ракет. Испытания в Харьковском физико-техническом институте показали, что в таких контейнерах отходы низко- и среднеактивной группы могут храниться до 300 лет.[источник?]
ru-wiki.org
|
|
webground.su
Опубликовано: 16 авг. 2017 г.
Директор украинского "Южмаша" рассказал пранкерам о контрабанде двигателей в КНДР."Мы только начали там с Кореей по мелочам. С Кореей работает КБ "Южное" наше более 14 лет. С Китаем более 20 лет. Что они там делают? Я не знаю. К нам информация эта не доходит. Об этом знает СБУ, об этом знает СВР, об этом знает КБЮ. Мы туда не вхожи, честно говоря. Мы этим никогда не занимались. КБЮ работает по контарактам. Какие там контракты, я не знаю. Я сказал своим СБ-шникам проверьте какие там контакракты.Слабое звено - это конечно КБЮ. Надо с ними поработать, чтобы они меньше трындели. Они работают с ними по всем этим делам. Может быть, что-то через Китай могло уйти, я так думаю. Это мои предположения. Как могло попасть. Это возможно", — гендиректор "Южмаша".http://www.politonline.ru/interpretation/22891357.html
Мировой скандал: Украина призналась в поставке ядерных ракет КНДР16 августа 2017г.История с ракетными двигателями для КНДР получила свое логическое развитие. Стоит напомнить, что за последние несколько месяцев в плане доставки ракет с ядерным зарядом, по оценке некоторых экспертов Северная Корея шагнула примерно на 10 лет вперёд.
Далее последовали комментарии уже западных экспертов с предположением о том, что двигатели для ракет, которые теперь, в принципе, могут долететь и до США - это «советское наследие», проданное КНДР Украиной, а точнее, заводом «Южмаш», который находится на территории Днепропетровска (ныне Днепра).
Тут стоит сказать, что сначала руководство нынешней Украины, да и «Южмаша» что-то такое проговаривало, про «обворовали, демоны», а если точнее, то главный конструктор КБ Южное заявил: «Я уверен, что никто из наших сотрудников не задействован в помощи по созданию двигателя ракеты в КНДР. А двигатели наши высоко ценятся и используются во всем мире. Может быть, где-то какие-то копии и удалось сделать».
В общем, в очередной раз назревали «шпигуны Путина», которые всё и скопировали. Но тут в этот, в общем, уже дежурный сюжет с Украиной, которая «ни в чем не виноватая, это Путин пришел» врывается гордость, честь и слава «отмороженно-виртуальных войск Российской Федерации», а именно, пранкеры Вован и Лексус. Которые позвонили руководству «Южмаш» от имени секретаря Совета национальной безопасности Украины Александра Турчинова.
И руководство «Южмаша», мялось, «телилось», но сдало «дорогим западным партнерам», что да, никакие не копии, никто ничего из «какой-то страны» не срисовывал, а украинцы и продали.
Так в разговоре с генеральным директором "Южмаша" Сергеем Войтом пранкеры под видом Турчинова узнали - что "Южмаш" много лет работает с Северной Кореей, причем конструкторское бюро "Южное" находится в деловом взаимодействии с корейскими инженерами... вот уже 14 лет: "Мы только начали там с Кореей по мелочам. С Кореей работает КБЮ наше более 14 лет. С Китаем более 20 лет. Что они там делают? Я не знаю. К нам информация эта не доходит. Об этом знает СБУ, об этом знает СВР, об этом знает КБЮ".
Ну, то есть, не хакерами сильная Россия, факт. Пранкерами. И здесь стоит вспомнить достижения этих героических людей. В числе тех, кого они сподвигли на «откровенный разговор», если кротко, то там пара сенаторов США, глава Минэнерго Штатов, несколько НАТОвских чиновников, естественно, куча украинских «свидомых патриотов» вплоть до Петра Порошенко, и это только то, что приходит на память в первые несколько секунд после произнесения этих никнеймов.
И, на самом деле, это очень важный сюжет, поскольку Запад до сих пор опасается именно русских хакеров, как людей готовых и способных взломать цифровой код. Но зачем утруждать себя взломом цифры, если можно ломать, так сказать, «гуманитарные установки»? Это проще, да и, думается, менее затратно. А «виновники» сами сдадут все тайн, стоит их лишь убедить в том, чего они либо боятся, либо очень ждут. Чем, кстати и пользуются Вован и Лексус.
И в глобальном смысле эти инциденты говорят нам очень много о пресловутой «цифровой безопасности» и прочих «информационных технологиях» про которые в первую очередь вещает Запад, якобы для «обороны от российских хакеров». Господа, вы не там и не от того обороняетесь, если два вольных пранкера, а Вован и Лексус, это какие-то «анархисты по телефону», которые просто ловят трэндды и так делают «хайп», даже не ломают, а обходят все эти многочисленные системы защиты.
Впрочем, в данном случае, речь не про коллективный Запад, а про Украину. Про «Южмаш», и про ракетные двигатели. Хотя, есть версия, что не только ракетные двигатели и и чертежи бодрые украинские инженеры сбагрили Северной Корее потому, что «есть-то что-то надо».
Во всей этой ситуации присутствет некий очень едкий и очень метаффизический юмор. Ну, смотрите сами: КНДР - это одна из старых и главных «пугалок США». До ядерного оружия Штатам этот «жупел» был очень удобен, как некая абстрактная угроза тоталитаризма. Но тут сначала появляются ядерные ракеты, а потом появляются движки для доставки этого оружия возмездия и до США. И кто же предоставляет эти двигатели? Украина. Та самая, в которой после Майдана только и начала «появляться настоящая демократия». Где, конечно же, нет никаких настолько уж серьезных проблем, никакой нестабильности власти, где все только и делают, что молятся на США и Европу. Безвиз-то дали.
Но, внезапно оказывается, что Украина, та самая, без «вора-Януковича» готова торговать хоть с дьяволом, только бы выжить. И Северная Корея - это только начало. И, стоит заметить, не такой уж и «дьявол», есть на нашей планете и пострашнее места и организации.
Смешно тут очень то, что руководству Украины, конечно, предъявят очень много чего неприятного и веского. Даже, наверное, санкции введут, назвав их «временными ограничениями». Это к России санкции, а Украина, что вы - это «жертва». Вот только не поможет. Там уже людям терять нечего. Они готовы продавать все, чтобы выжить.
«Южмаш» ведь совсем не от хорошей жизни эти чертежи и образцы продал. Но уже поздно. Россия и при Кравчуке, и при Кучме, даже при Юшенко умудрялась с Украиной договариваться. Даже Тимошенко была для нас «договороспособной».
Мы - умеем. Ну, теперь вы попробуйте, а мы посмотрим, что у вас в итоге получится и откуда к вам в итоге прилетит. В Африке, говорят, тоже постепенно радикально-антиамериканские режимы поднимаются, и им тоже, говорят нужно оружие массового поражения.
http://www.rbc.ru/politics/14/08/2017/599191e19a7947a4275ded3aNYT рассказала о связях ракетной программы Северной Кореи с УкраинойАндрей Гатинский, Инна Сидоркова, Екатерина Костина. 14 августа 2017
По данным экспертного исследования, в последних испытанных Северной Кореей ракетах использовались двигатели, произведенные на украинском «Южмаше». К таким же выводам пришли в разведке США, пишет The New York Times.
КНДР смогла провести испытания межконтинентальной баллистической ракеты (МБР), после того как приобрела на черном рынке мощные ракетные двигатели. Двигатели «вероятно» куплены у украинского завода, «который исторически связан с ракетной программой России», говорится в опубликованном в понедельник аналитическом материале Международного института стратегических исследований (IISS). Также эти данные подтверждаются засекреченными оценками разведывательных служб США, пишет газета The New York Times. Исследование IISS также опубликовано на официальном сайте института.За последние два года после ряда неудачных запусков Пхеньян изменил конструкцию ракет и своих поставщиков. Аналитики, в частности, изучили фотографии лидера КНДР Ким Чен Ына, осматривающего новые ракетные двигатели, и заключили, что их конструкция основана на конструкции ракет, которые некогда использовались в Советском Союзе. Как пишет газета, благодаря таким двигателям ракета «могла перебросить десять термоядерных боеголовок между континентами». Такие двигатели делают на ряде объектов на территории стран, ранее входивших в составе СССР. В частности, и власти США, и эксперты IISS обратили внимание на предприятие «Южмаша» в украинском Днепре (ранее Днепропетровске).
После отстранения от власти экс-президента Виктора Януковича в 2014 году для предприятия «настали нелегкие времена», пишет газета. Россия отменила заказы на модернизацию ядерного компонента своего флота.
По данным издания, в КНДР могли попасть двигатели РД-250, использовавшиеся в советских ракетных комплексах Р-36. В IISS пришли к такому заключению, проанализировав видеозаписи пусков ракет, опубликованных северокорейской стороной.
Майкл Эллман, автор аналитического материала IISS, заявил в интервью газете, что, «вероятно, что эти двигатели пришли с Украины, возможно, незаконно». «Вопрос заключается в том, как много [двигателей] у них [КНДР] сейчас есть и помогают ли им украинцы до сих пор», — добавил он. Эллман также рассказал, что о попытках Пхеньяна украсть технологии у украинского комплекса шесть лет назад сообщали в ООН. В докладе организации говорилось, что тогда поймали двух граждан КНДР. Они пытались украсть информацию о продвинутых ракетных системах, жидкотопливных двигателях, космических аппаратах и системах подачи ракетного топлива. В IISS предполагают, что Ким Чен Ын мог воспользоваться кризисом на Украине и предпринял повторную попытку украсть эти технологии.
Как пишет газета, анализ Эллмана подтверждает то, о чем в разведке США уже долго говорят в частных беседах: в новых ракетах, запускаемых КНДР, использованы настолько сложные технологии, что Пхеньян сам по себе не смог бы их освоить в столь короткое время. Первый тест нового двигателя прошел в сентябре 2016 года, а через десять месяцев власти Северной Кореи отчитались о первом успешном запуске МБР. Это слишком короткий период для разработки технологии самостоятельно, «если только они не смогли купить конструкцию, технику и знания на черном рынке».
В разведке США считают, пишет NYT, что Пхеньян на протяжении десятилетий прибегал к услугам черного рынка ракетных технологий. Также власти КНДР создали инфраструктуру из собственных университетов, центров разработки технологий и предприятий отрасли.
NYT отмечает, что до конца не известно, кто ответственен за продажу ракет и технологий КНДР, в разведывательных кругах США есть «различные теории». Эллман «не смог исключить вероятность того», что к передаче двигателей РД-250 мог быть причастен «Энергомаш», «который обладает крепкими связями с украинским комплексом».
В Белом доме не прокомментировали эти сведения разведки США. «Южмаш» 5 июля разместил на своем сайте комментарий в связи с публикациями о переговорах с Китаем. В «Южмаше» заявили, что «любая передача технологий другим странам для организации производства ракетно-космической техники является, с точки зрения «Южмаша», нецелесообразной».
РБК направил запросы в «Роскосмос» («Энергомаш» является дочерней компанией госкорпорации) и в «Южмаш». В «Роскосмосе» не стали комментировать информацию. «Южмаш» распространил опровержение информации NYT. На предприятии отметили, что не поставляют в Россию «ни ракеты, ни их детали и сборочные единицы» и никогда не имели и не имеют отношения к ракетной программе Пхеньяна. «Южмаш» соблюдает все требования режима контроля за ракетными технологиями, говорится в сообщении.
«Единственный серийный двигатель, поставляемый в последние годы на экспорт (РД-843 в Италию для европейской ракеты-носителя «Вега»), предназначен для запуска и работы в условиях открытого космоса и по своим характеристикам (в том числе, по силе тяги) непригоден для использования в баллистических ракетах военного назначения», — добавили в компании.
Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБО) Александр Турчинов заявил, что «предприятия украинского оборонного и авиакосмического комплекса не поставляли оружие и военные технологии в Северную Корею». Информацию NYT он назвал не имеющей под собой никаких оснований и провокационной по содержанию. Публикация, по словам Турчинова, «скорее всего, спровоцирована российскими спецслужбами для прикрытия собственных преступлений» (цитаты по сообщению на сайте СНБО).
КНДР осуществила тестовый запуск МБР «Хвасон-14» 4 июля, представитель Минобороны США Джефф Дэвис назвал ее ракетой нового типа. В Пхеньяне заявили, что ракета поднялась на высоту 2802 км, она преодолела 933 км.
В Минобороны России заявили, что дальность полета ракеты составила 510 км, а высота — 535 км.
http://www.rbc.ru/politics/16/08/2017/59935d209a79472dd723c413
Госдеп обещал серьезно отнестись к вопросу связи Украины с ракетами КНДРЕвгения Маляренко 16 августа 2017В Госдепе знают о сообщениях о поставках ракетных двигателей из Украины в КНДР, сообщила официальный представитель ведомства Хизер Науэрт. Вашингтон, по ее словам, «серьезно» отнесется к этим данным, если они окажутся правдивымиВ американском Государственном департаменте в курсе сообщений о поставках ракетных двигателей из Украины в КНДР, рассказала в ходе брифинга официальный представитель ведомства Хизер Науэрт. Видеозапись пресс-конференции опубликована на сайте Госдепа.
«Мы, конечно, знаем об этих данных», — заявила она, отметив, что США «воспримут эту проблему очень серьезно, если это действительно было так [и КНДР использовала украинские ракетные двигатели]».
«В прошлом Украина предотвратила поставку материалов в страны, которые вызывали [у нас] серьезное беспокойство», — также напомнила Науэрт, не уточнив при этом, какой именно случай она имеет в виду. «У Украины, стоит сказать, есть очень надежная история усилий в области нераспространения [ядерного оружия], в том числе в отношении Северной Кореи», — отметила также официальный представитель Госдепа. Комментировать сообщения американской разведки она отказалась.
Прежде, 14 августа, стало известно о том, что Пхеньян смог провести испытания межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) после того, как купил «на черном рынке мощные ракетные двигатели». Об этом со ссылкой на аналитический материал Международного института стратегических исследований (IISS) и засекреченные оценки разведывательных служб США сообщала газета The New York Times. Техника, по данным разведчиков и аналитиков, была приобретена КНДР у украинского завода, «который исторически связан с ракетной программой России». Как уточняли эксперты Международного института стратегических исследований, возможное участие в ядерной программе КНДР приняли украинские ракетчики из КБ «Южное».
В связи с этим на следующий день генеральный конструктор этого бюро Александр Дегтярев сообщил, что ракетные двигатели, произведенные в КБ «Южное», действительно могли быть скопированы для Северной Кореи. Двигатели КБ, как отмечал генеральный конструктор, «высоко ценятся и используются во всем мире». «Поэтому я не знаю, может быть, где-то какие-то копии и удалось сделать», — отмечал он, выражая при этом уверенность, что «никто из сотрудников «Южного» не [был] задействован в помощи по созданию двигателя ракеты в КНДР».
Власти Украины в свою очередь эти сообщения опровергли. «Провокацией» их назвал премьер-министр страны Владимир Гройсман. «Этого не было и не могло быть», — подчеркивал он. Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Александр Турчинов тем временем замечал, что информация о возможном участии украинских ракетчиков в производстве ракетных двигателей для КНДР «не имеет под собой никаких оснований» и, «скорее всего, спровоцирована российскими спецслужбами для прикрытия собственных преступлений».
marc-aureli.livejournal.com
В 1944 году в городе началось строительство автомобильного завода, но в 1951 неоконченная стройка была перепрофилирована. Первоначальное предназначение завода — производство межконтинентальных ракет. Южмаш поначалу не имел открытого названия, а только номер, и назывался «завод № 586».
В 1983—1993 на Павлоградском механическом заводе, входившем в ПО «Южмаш», производились ракеты РТ-23 УТТХ «Молодец» для Боевого железнодорожного ракетного комплекса, стоявшего на вооружении РВСН ВС СССР и ВС России[1].
В 1995 году был подписан контракт на производство ракет-носителей «Зенит» для проекта «Морской старт». В 1999 году в рамках реализации этого проекта состоялся первый запуск ракеты «Зенит».[2]
В 2008 году с космодрома «Байконур» прошёл первый запуск ракеты «Зенит» по программе «Наземный старт».[3]
13 февраля 2012 года был осуществлён первый запуск ракеты-носителя «Вега», один из двигателей для которой (РД-843) изготавливается на «Южмаше». 12 сентября 2013 года состоялся первый успешный запуск американской ракеты-носителя «Антарес», для которой на «Южмаше» производится часть агрегатов 1-й ступени.[4]
В 2014 году производство ракет-носителей «Зенит» на «Южмаше» было приостановлено.[5] Это нанесло тяжёлый удар по предприятию, которому выпуск «Зенитов» приносил около 80 % выручки. По словам представителя «Южмаша», «два-три заказа на ракеты-носители Зенит в последние годы позволяли нам сводить концы с концами и платить зарплату работникам».[6][7]
По итогам 2015 года объём реализации продукции «Южмаша» составил всего 585 млн гривен (около $25 млн). Для сравнения — в 2011 году выручка завода равнялась 1,9 млрд гривен ($240 млн).[8][9] В июле 2015 года помощник гендиректора «Южмаша» Владимир Ткаченко сообщал, что на заводе уже две недели отключена техническая вода, не работают санузлы, имеются задержки с выплатами зарплат работникам предприятия и т. п.[10]
В 2016 году завод «Южмаш» в полтора раза увеличил загрузку предприятия.[11] Завод однако оставался в кризисной ситуации. В частности, сохранялись проблемы с оплатой счетов за электроэнергию.[12]
До 2014 года «Южмаш» осуществлял выпуск ракет-носителей «Зенит» для программ «Морской старт» и «Наземный старт». В 2014 году производство «Зенитов» было приостановлено.[13][14]
В июне 2017 года «Южмаш» объявил о подписании контракта с российской компанией S7 на поставку ракет «Зенит» для проекта «Морской старт».[15]
«Южмаш» осуществляет производство основной конструкции 1-й ступени американской ракеты-носителя «Антарес».[16]
«Южмаш» осуществляет производство двигателя РД-843 для 4-й ступени ракеты-носителя «Вега». Масса двигателя составляет 16,5 кг, тяга — 0,25 тс.[17]
Ракета-носитель Циклон, спутники (Днепропетровский спутник), ракетные двигатели, ветряные турбины, троллейбусы, трактора, оборудование для пищевой промышленности, агрегаты шасси самолетов Ан-140, Ан-148, Ан-158 и др.
Также завод выпускал троллейбусы ЮМЗ-Т1, ЮМЗ-Т2 и ЮМЗ Е186; автобус А186; тракторы ЮМЗ-6, ЮМЗ 8040.2, ЮМЗ 8244.2
«Южмаш» также ведет переговоры о продаже зарубежным компаниям технологии производства контейнеров для хранения радиоактивных и высокотоксичных отходов, которые завод создал на базе имеющихся ракетных технологий. На сегодняшний день «Южмаш» имеет ряд опытных образцов контейнеров различной ёмкости. Для радиационной защиты решено использовать готовые блоки транспортно-пусковых контейнеров ракет типа «Сатана» и «Скальпель» из стеклопластика, покрывая их модификатором, которым защищали от электронных помех и воздействия радиации головные части ракет. Испытания в Харьковском физико-техническом институте показали, что в таких контейнерах отходы низко- и среднеактивной группы могут храниться до 300 лет.[источник?]
http-wikipediya.ru
Сергей Чигирь, РИА Новости Украина
Украина опять в центре оружейного скандала, который разгорается на фоне напряжения отношений между США и КНДР. США рассматривают возможность нанесения удара по военным объектам Северной Кореи, власти КНДР в ответ заявляют о готовности атаковать военную базу США на острове Гуам. По мнению американских экспертов, за последний год возможности северокорейских баллистических ракет значительно улучшились и они способны достигать цели на расстоянии до 10 тысяч километров, то есть, они могут донести ядерный заряд до материковой части США.
"Согласно данным специалиста по ракетным вопросам в Международном институте стратегических исследований Майкла Эллемана, КНДР в течение последних двух лет сменила поставщика ракетных двигателей. Предположение о приобретении украинских двигателей дало бы ответ на вопрос, как Северная Корея настолько сильно преуспела в ракетных испытаниях после многих неудач", — пишет New York Times.
Читайте также: Скандал с "Южмашем" и КНДР: кому это выгодно?
"Аналитики, изучавшие фотографии осмотра руководителем КНДР Ким Чен Ыном новых ракетных двигателей, пришли к выводу, что конструкции похожи на те, что когда-то использовались в Советском Союзе. Те двигатели СССР были настолько мощными, что одна ракета могла перенести 10 термоядерных боеголовок между континентами!", — говорится в статье.
"Двигатели в настоящее время производятся только на нескольких бывших советских объектах. Эксперты сосредоточили свое внимание на ракетном заводе "Южмаш" в Днепре, который во время холодной войны производил самые смертоносные ракеты в советском арсенале, включая гигантскую Р-36М. Этот же завод оставался одним из основных производителей ракет для России даже после обретения Украиной независимости", — продолжает NYT.
Новая "Кольчуга"?
В своей статье The New York Times ссылается не на свои догадки, а на серьезный экспертный анализ, содержащий данные разведывательных агентств. В исследовании эксперта по ракетам в Международном институте стратегических исследований Майкла Эллемана отмечается, что КНДР за последние два года сменила конструкцию ракет и поставщиков деталей. Новый двигатель, вероятно, впервые был протестирован в сентябре, что свидетельствует о том, что Пхеньяну потребовалось лишь 10 месяцев для того, чтобы перейти к использованию новой технологии.Подобное заявление наиболее болезненно бьет по нынешней украинской власти, ведь это исключает передачу технологий северокорейцам при "преступном режиме Януковича". Американцы считают, что чертежи и детали были переданы за последние 2-3 года.
Южный машиностроительный завод
Как отмечает издание, после отстранения Виктора Януковича от власти на "Южмаше" наступили тяжелые времена, поскольку Россия отменила заказ на модернизацию своего ядерного и ракетного арсенала, в результате чего предприятие оказалось на грани выживания. Авторы исследования считают днепропетровский "Южмаш" наиболее вероятным продавцом двигателей, которые использовались при запуске северокорейских ракет в июле.
"Вероятно, что эти двигатели прибыли из Украины — вероятно, незаконно. Большой вопрос состоит в том, сколько их у них, и помогают ли им сейчас украинцы. Я очень обеспокоен", — заявил Эллеман.
Американский эксперт напомнили, что шесть лет назад КНДР пыталась украсть ракетные технологии украинского комплекса. Тогда двое граждан этйо страны были пойманы при попытке скопировать чертежи ракетных систем, жидкотопливных двигателей, систем космических аппаратов и ракетного топлива. Американцы считают, что Северная Корея, воспользовавшись кризисом в Украине, предприняла еще одну попытку украсть технологии, которая оказалась удачной.
Если эта информация будет подтверждена, то Украина может оказаться под угрозой санкций со стороны США и ее партнеров. Ситуация напоминает скандал с "Кольчугой". В 2002 году майор госохраны Николай Мельниченко обнародовал записи двухгодичной давности, где зафиксирован разговор президента Кучмы и руководителя "Укрспецэкспорта" Малева (который затем погиб в автокатастрофе), которые якобы обсуждали детали поставок в саддамовский Ирак четырех станций слежения "Кольчуга". Хотя доказательств поставок американцы не нашли, но режим частичной изоляции украинской власти был сохранен вплоть до Оранжеовй революции, несмотря на прозападный внешнеполитический курс Кучмы.
"Южмаш" у разбитого корыта
Итоги расследования Международного института стратегических исследований в Киеве встретили в негодованием. "Эта информация не имеет под собой никаких оснований, является провокационной по содержанию, и, скорее всего, спровоцирована российскими спецслужбами для прикрытия собственных преступлений. Украина не поставляла ракетные двигатели и любые ракетные технологии в Северную Корею. Считаем, что эта антиукраинская кампания спровоцирована российскими спецслужбами для прикрытия своего участия в северокорейских ядерных и ракетных программах, — заявил секретарь СНБО Александр Турчинов.
Читайте также: Видишенко: ситуация с КНДР и "Южмашем" весьма абсурдна
Открестились от поставок двигателей в КНДР и на "Южмаше".
"ЮЖМАШ" никогда ранее не имел и не имеет сейчас никакого отношения к северокорейским ракетным программам космического или оборонного характера. Ракеты и ракетные комплексы военного назначения в годы независимости ЮЖМАШем не выпускались и не выпускаются. Единственный серийный двигатель, поставляемый в последние годы на экспорт (РД-843 в Италию для европейской ракеты-носителя "Вега"), предназначен для запуска и работы в условиях открытого космоса и по своим характеристикам (в том числе, по силе тяги) не пригоден для использования в баллистических ракетах военного назначения. ЮЖМАШ, как государственное предприятие, полностью соблюдает требования Режима контроля за ракетными технологиями, участником которого Украина является с 1998 года (фактически – с 1995 года)", — заявили в пресс-службе предприятия.
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ РД-120
Стоит отметить, что после сворачивания отношения с Россией в 2014 году "Южмаш" оказался в очень тяжелом положении. В частности, РФ отказалась от закупок ракетоносителей "Зенит" — основной продукции днепропетровского "Южмаша". По договорам с Россией доходы сократились в 60 (!) раз — с 1,7 млрд грн до 28 млн грн.
"В результате потери основного заказчика дефицит оборотных средств составил на конец 2014-го около 700 млн грн. Долги предприятия на 1 января 2015 года насчитывают около 640 млн грн, в том числе по зарплате и социальным выплатам — более 140 млн грн. В результате Южмаш частично приостановил работу (до 25 февраля 2015 года)", — сообщалось на сайте предприятия.
Сомнительное азиатское партнерство
В условиях безденежья "Южмаш" пытался выживать за счет украинских и американских ракетных заказов, однако компенсировать потери не получилось. Предприятие стало активно сотрудничать с Юго-Восточной Азией, надеясь найти на этом рынке щедрых заказчиков. Наиболее активно шли контакты с Китаем.
Китайцы предлагали днепропетровцам построить у них завод по производству батарей для электрокаров, завод по сборке сельскохозяйственной техники и многие другие объекты. Однако не исключено, что эти бизнес-предложили имели под собой не экономические, а разведывательные цели. Представители Китая регулярно посещают предприятие, днепропетровские инженеры часто бывают в Поднебесной.
КНР уже давно налаживает в нашей стране агентурную сеть с целью добычи информации о военной продукции. Случаев шпионажа со стороны Китая украинских военных технологий действительно масса. Достаточно вспомнить, что еще в 1996 году задержали и депортировали китайцев из Шанхайского института машиностроения, которые искали в Украине информацию о ракетных двигателях. Действия китайские разведчиков привело к тому, что была полностью смещено областное руководство СБУ, которые якобы привлекли нездоровый интерес китайских специалистов. Дисциплинарные наказания были наложены и на некоторых других должностных лиц Службы безопасности, в число которых попал и начальник управления военной контрразведки Юрий Самойленко.
В последствии Китай стал более осторожным, поручив добычу информации украинским гражданам. В 2011 году были арестованы за шпионаж в пользу Китая украинские граждане Сергей Чичотка и Алексей Рудь. Ученые хотели продать КНР свои разработки в сфере электродинамического ускорителя массивных тел. Рудь, по данным "Страны", после Евромайдана вышел на свободу и стали работать помощником советника МВД Антона Геращенко.
В том же 2011 году были арестованы сотрудники торгового представительства Северной Кореи в Беларуси Рю Сонгчель и Ли Тхэкиль, которые неоднократно интересовались ракетными технологиями "Южмаша". Северокорейцы были арестованы и осуждены на 8 лет.
Генеральный конструктор КБ "Южное" Александр Дегтярев в интервью "Стране" усомнился, что научные сотрудники "Южмаша" могли быть задействованы в создании двигателей для северокорейской ракеты, однако допускает, что КНДР удалось сделать копии чертежей. После победы Евромайдана заявлений о поимке китайских или северокорейских шпионов больше не наблюдалось.
Вполне возможно, что документы попали в Северную Корею через Китай, который более тонко действует на украинских территориях, развернув здесь свою агентурную сеть еще в 90-х годах.
Грозят ли Украине санкции?
В случае эскалации противостояния с Северной Кореей американские разведывательные службы могут провести новое расследование и выступить с официальными обвинениями против украинских властей. Пока представители Белого дома предпочитают не комментировать этот инцидент, однако в случае нарастания напряжения между США и КНДР Банковая может стать тем самым "козлом отпущения", на которого посыпятся обвинения в поддержке северокорейского лидера Ким Чен Ына.
Подобные обвинения Белый Дом сможет использовать для дальнейшего давления на украинскую власть, которую заставят закрыть "Южмаш" и другие предприятия, потенциально опасные для США. В противном случае Вашингтон может отказаться от поставок летального оружия, предоставления Киеву финансовой помощи и даже ввести против Украины экономические санкции.
rian.com.ua