ДВС РОТОРНЫЙ EMDRIVE РАСКОКСОВКА HONDAВИДЫ

Космическая судьба академика Глушко. Ракетные двигатели глушко


Академик Глушко Валентин Петрович - главный конструктор ракетных систем: биография, семья, награды, память

Самые главные и самые знаменитые ракеты производства Советского Союза вошли в жизнь с помощью генерального конструктора, имя которого стоит в истории наряду с самыми важными для страны. Это академик Глушко, создавший многие десятки мощнейших реактивных двигателей. Валентин Петрович, несмотря на очень многие свои увлечения, главное в своей жизни определил ещё в детстве.

академик глушко

Начало

Родился будущий академик Глушко в Одессе в 1908 году, а в 1924-м окончил профессионально-техническую школу «Металл» имени Троцкого. В пятнадцать лет он уже состоял в оживлённой, длившейся восемь лет, переписке с самим Циолковским, который высылал мальчику все свои новые труды. Этот гениальный юноша ещё далеко до своего совершеннолетия уже публиковал статьи об освоении космоса и увлечённо писал книгу о проблемах эксплуатации планет. В двадцатые годы двадцатого века, когда и самолётов-то основная часть населения не видела! А в 1925 году юный Глушко едет в Ленинград, чтобы учиться там в университете, ибо знания ему были необходимы для воплощения всех мечтаний.

Сложна учёба на физико-математическом факультете! Да и время в стране было трудное – восстановление после чудовищной разрухи. Но будущий академик Глушко не сетовал на безденежье, он уже в студенчестве не вагоны разгружал, а научной работой занимался. Голод, холод и остальные лишения на этом фоне волновали его мало. И это, конечно же, принесло свои плоды: уже в 1933 году Глушко Валентин Петрович стал главой отдела ракетного научно-исследовательского института, а ещё через три года – главным конструктором реактивных двигателей.

глушко валентин петрович

Вдали от посторонних глаз

Начиная с 1933 года жидкостные реактивные двигатели, созданные гениальным конструктором, прирастали числом модификаций. Тогда же родился и знаменитый двигатель ОПМ-65, который планировали устанавливать на аэроторпеды в качестве вооружения самолётов, а как прототип современных ракет – и для ракетопланов. В 1938 году будущий академик Глушко уже был оценён по достоинству.

Его спрятали, осудив "за вредительство", как всех ведущих инженеров и конструкторов страны. Присудили восемь лет лагерей и отправили "в шарашку", то есть закрытое КБ для ведения дальнейших разработок. Сначала в Тушино, на авиационный завод № 82, где Валентином Петровичем были разработаны реактивные установки, устанавливаемые на самолёты. Собственно ракетостроение, в чистом его виде, пока не рассматривалось как дело полезное, но вскоре всё изменилось.

глушко валентин петрович биография

Перед Победой

Глушко Валентин Петрович был освобождён в 1944-м. Он сразу же встал во главе опытного, или, лучше сказать, – особого конструкторского бюро в Казани, где разрабатывались специальные двигатели. В 1946 году он был в числе тех, кто в Германии изучал немецкие разработки в ракетной области.

Вернувшись оттуда с новыми идеями, Глушко работает уже в преобразованном ОКБ-456 на авиазаводе в Химках, где к 1948 году появился первый двигатель РД-100 для ракеты, а потом и ещё огромное множество их для самых разнообразных летательных объектов. Глушко Валентин Петрович, биография которого целиком и полностью связана с реактивными двигателями, именно тогда стал безусловным лидером в их создании.

глушко валентин петрович семья

Заслуги

В 1974 году начала работу совсем новая организация, которую возглавил академик Глушко, – НПО "Энергия", куда вошли ОКБ-456 и ОКБ-1. Генеральный конструктор изменил курс вверенного ему предприятия кардинальным образом. Именно поэтому вся российская космонавтика, в том числе и современная, обязана этому человеку почти всем. Это он проектировал двигатели космического корабля "Восток" – от первого полёта в космос до создания станций на орбите. Без него наши космические достижения были бы совсем другими. Возможно, их вообще не было бы.

Именно поэтому был установлен в Одессе памятник Валентину Глушко, на красивом проспекте, тоже названном именем этого "засекреченного" человека. И на аллее Космонавтов в Москве тоже есть такой монумент. Однако, заслуги его перед отечеством невозможно переоценить. Валентин Петрович Глушко – Герой Социалистического Труда (дважды), у него пять орденов Ленина, а также ордена Трудового Красного Знамени и Октябрьской Революции, множество медалей. Он лауреат Ленинской и Государственной премий СССР.

глушко валентин петрович и королев

Королёв

Ещё в ОКБ-1 с выдающимся конструктором работали замечательные специалисты, которых он набирал в бюро самостоятельно (представьте себе, как ценили этого заключённого, которому позволялось такое). Это легендарные люди: Уманский, Желтухин, Лист, Витка, Страхович, Жирицкий и многие другие. В 1942 году по ходатайству главного конструктора Глушко уже в Казань был переведён самый легендарный человек, которому покорился космос.

Глушко Валентин Петрович и Королев Сергей Павлович вместе разрабатывали ту самую военную технику, которая принесла победу стране. Ракетные двигатели были установлены на Пе-2, и сразу же скорость его стала выше на 180 километров в час. Шли испытания с истребителями Як-3, Ла-7, Су-7. Прирост скоростей был впечатляющ - до двухсот километров в час. Таким образом с помощью жидкостного реактивного двигателя изменилась сама судьба ракетной техники.

академик глушко нпо энергия

Взаимоотношения с властью

Сталин досрочно "освободил" Глушко и снял судимость в 1944 году. Но в жизни конструктора от этого решения не изменилось практически ничего. Он всегда, вне зависимости от судов, был человеком засекреченным и ограждённым от остальной жизни огромной стеной творческой работы, которая необходима стране и которую требуют душа и сердце. Но Глушко правильно использовал этот сталинский жест. Он подал вождю список из тридцати человек, которых нужно было тоже освободить досрочно и оставить для работы в КБ. Так и случилось. Большинство из этих людей связали свою судьбу с Глушко навсегда.

А с 1945 года этот в прошлом осуждённый на много лет человек стал заведовать кафедрой в Казанском авиационном институте, где занимался реактивными двигателями и готовил достойных помощников себе и своему ОКБ. Ещё интереснее: вчерашний осуждённый "за вредительство" полтора года изучает ракеты в Германии (1945-1947 годы), будучи в командировке. Трофеи – немецкое ракетостроение – конструктора, конечно же, впечатлили. Но и о взаимоотношениях власти и творческого контингента этот случай тоже рассказал многое. Со Сталиным у Глушко было четыре продолжительные личные встречи, где обсуждалось отечественное ракетостроение. Вождь задавал вопросы умные, толковые, квалифицированные.

глушко герой социалистического труда

Космос

В 1953 году Глушко избрали в Академию наук членом-корреспондентом, а в 1957-м без защиты диссертации ВАК присвоила ему докторскую степень. Наступило время воплощения своих детских мечтаний. Валентин Петрович разрабатывал обширные программы пилотируемых орбитальных станций, даже лунных поселений, с его лёгкой руки появились космические корабли многоразового использования. Он всерьёз занимался вопросами освоения Венеры и Марса, планировал полёты к астероидам.

И многие из его мечтаний, пронесённых сквозь целую жизнь, воплотились. Запуск первого спутника на орбиту планеты подтолкнул страну к бурному развитию ракетостроения. Сообщение с Землёй начали поддерживать орбитальные комплексы "Мир", "Салют" посредством пилотируемых кораблей "Союз" и транспортных кораблей "Прогресс", которые разрабатывал Валентин Петрович Глушко. Но многое так и не сбылось, до сих пор.

памятник валентину глушко

Луна

Глушко руководил разработкой лунной станции, на которой постоянно находились бы люди. Гриф работы "совершенно секретно" не позволял воодушевить этой идеей общественность, а потому, когда после неудачных запусков Н-1 лунную программу закрыли, никто об этом не горевал, кроме генерального конструктора. И даже всё то огромное, что свершилось, не могло его утешить до конца. А свершилось? Более пятидесяти модификаций жидкостных двигателей, которые и теперь применяются на семнадцати моделях космических и боевых ракет. Именно под его руководством созданные двигатели ракет-носителей запустили автоматические станции к Марсу, Венере и Луне, они же установлены на пилотируемые корабли "Союз" и "Восток", а сколько искусственных спутников Луны и Земли выведено на орбиту с их помощью!

А космический аппарат "Буран", разработанный под руководством Глушко, этот космический корабль, легко взявший на себя функции самолёта, с новейшими теплозащитными материалами, с компьютерными расчётами в десятки тысяч чертежей, и с двигателем, самым мощным и сегодня - ЖРД РД-170, детище Глушко, не уступающее, а превосходящее по многим параметрам даже "Шаттл"! Аппарат поистине безупречный! Но... не цветут яблони на Марсе, нет на лунных дорожках наших следов. Не дождался Валентин Петрович. В 1989 году он скончался, и его именем международный союз астрономов назвал кратер на видимой стороне Луны. Может быть, как раз тот, который и влёк по ночам к себе этого великого и деятельного мечтателя.

академик глушко

Женщины

Женщин тоже очень любил Глушко Валентин Петрович. Семья поэтому у него была далеко не одна, несмотря на "засекреченность", долгую отсидку в "шарашках" и нечеловеческую занятость. Первый раз он женился в девятнадцать лет, будучи студентом Ленинградского университета. Вагоны он не разгружал, но, когда особо было голодно, немного подрабатывал ремонтом квартир, где и обнаружилась бывшая одесская девушка Сусанна Георгиевская, будущая писательница. Что произошло между супругами, почему они развелись, осталось тайной. Но обстоятельства изумляют. Валентин был ранен из огнестрельного оружия. Сказал, что причина – неосторожное обращение. После чего последовал развод.

Появилась новая женщина, жениться на которой он не успел – Тамара Саркисова. Однако дочь Евгения родиться успела. Ареста Глушко Тамара сильно испугалась и отреклась от всех отношений. Поэтому, когда появилась возможность, Глушко к ней не вернулся – не простил. В Германии у него появилась преподавательница, которую звали Магдой, и родились дети – Юрий и Елена. Потом наверняка было что-нибудь ещё, о чём история умалчивает. Глушко мужчиной был чрезвычайно интересным и чисто внешне, и ореол гениальности над ним сиял нестерпимо. А вот в 1959-м, когда конструктору исполнился пятьдесят один, в его жизни появилась Лидия Нарышкина, девушка восемнадцати лет, работавшая в его КБ "Энергомаш" в Химках, с которой он прожил оставшиеся двадцать восемь лет, воспитав прекрасного сына.

fb.ru

Космическая судьба академика Глушко — Неведомый мир

В моей библиотеке есть книга, которая мне особенно дорога. Она пpиcлана самим автором — выдaющимся инженером и ученым Валентином Петровичем Глушко с его автографом. Когда Юрий Гагарин возвратился из своего полета в космос, первыми, кого он поблагодарил, были создатели надежных ракетных двигателей. Они были спроектированы в Опытно-конструкторском бюро под руководством академика Глушко.

Статья Циолковского

Посвятить себя космонавтике он решил уже в детстве, и затем упорно шел к своей цели, не сворачивая с этого пути. В 1922 году будущему конструктору ракетных двигателей было четырнадцать лет. Он жил в Одессе и, как многие его сверстники, зачитывался произведениями Жюля Верна, особенно его космическими романами. «Во время чтения, — вспоминал Глушко, — захватывало дыхание, сердце колотилось». Он рассказывал, что именнотогда появилась в нем твердая решимость посвятить свою жизнь полетам на другие планеты.

Каждый день по дороге в школу он проходил мимо высокого дома с башенкой — Народной астрономической обсерватории. « В те годы, — вспоминал Валентин Петрович, — я ходил в шинели и сапогах. Надев высокую отцовскую папаху, чтобы казаться больше ростом, я отправился в обсерваторию».

Там он впервые увидел в телескоп Луну и планеты и там же узнал, что в Калуге живет необыкновенный ученый, Циолковский, который еще в 1903 году в петербургском журнале «Научное обозрение» опубликовал статью под названием "Исследование мировых пространств реактивными приборами».

Валентин поспешил в библиотеку, и, о счастье — журнал со статьей Циолковского там нашелся. Была зима 1922 года, библиотека не отапливалась. «Сидя в шинели в холодном читальном зале, — вспоминал Валентин Петрович. — я переписывал посиневшими пальцами этот исторический труд в свои тетради».

Письмо основоположнику космонавтики

В статье Циолковский писал: «Предлагаю реактивный прибор, то есть род ракеты, но ракеты грандиозной и особенным образом устроенной. Эта моя работа далеко не рассматривает всех сторон дела и совсем не решает его с практической стороны, но в далеком будущем сквозь туман уже виднеются перспективы до такой степени обольстительные и важные, что о них едва ли теперь кто мечтает».

Других работ Циолковского в одесской библиотеке не оказалось, и тогда Валентин Глушко решил обратиться к самому ученому, в Калугу. «Глубокоуважаемый Константин Эдуардович, — писал он 26 сентября 1923 года, — к Вам обращаюсь с просьбой и буду очень благодарен, если Вы ее исполните. Эта просьба касается проекта межпланетного путешествия. Последнее меня интересует уже более двух лет ».

Валентин сообщал, что прочел статью «Исследование мировых пространств...», и просил прислать ему другую, более подробную работу о космической ракете, а также научно-фантастическую повесть «Вне Земли». Он писал, что у него накопилось много «очень важных вопросов» и что он хотел бы задать их в следующем письме.

Ответ ученого не заставил себя долго ждать. В самодельном конверте, аккуратносклеенном избелой бумаги, Глушко нашел письмо и книги. С волнением и радостью прочел он короткое письмо Циолковского. Константин Эдуардович обещал, что и впредь будет высылать юному энтузиасту межпланетных полетов все свои новые работы.

Без двигателя ракета — мертва

Так завязалась переписка между одесским школьником и Циолковским, продолжавшаяся около семи лет. «В течение зимы 1923 — 1924 года, — вспоминал Глушко, — я получил практически все интересовавшие меня труды Циолковского».

Чем глубже знакомился Валентин Глушко с трудами родоначальника теории космонавтики, чем больше размышлял о межпланетных полетах, тем отчетливее понимал, что самое главное и самое трудное — это создать надежный и мощный ракетный двигатель. Без двигателя ракета — мертва.

Весной 1924 года прошел слух, что американский профессор Роберт Годдард построил небольшую ракету и 4 июля того же года собирается запустить ее на Луну. В это сообщение поверили даже некоторые ученые. Поверил и Глушко. Он пишет о предстоящем знаменательном событии заметку под названием «Завоевание Землей Луны». Она была напечатана в местной газете «Известия». Но полет ракеты Годдарда не состоялся, да и не мог состояться. Ракетной технике тех лет это было еще не под силу. Сообщение оказалось выдумкой журналистов.

Физика являлась любимым предметом Валентина Глушко. Эта наука, считал он, могла бы помочь ему достичь заветной цели. Вот почему, окончив школу, Глушко уехал в Ленинград и поступил на физико-математический факультет университета. «Мой живейший интерес к великому делу межпланетных сообщений не угас, — писал Валентин Петрович Циолковскому в январе 1927 года из Ленинграда. — Питаю надежду довести начатое Вами дело до конца».

Первые ракетные «моторы»

В то время в Ленинграде существовала необычная научно-исследовательская организация — Газодинамическая лаборатория, или сокращенно ГДЛ. Работали в ней энтузиасты ракетной техники. Удалось устроиться туда и Глушко. Наконец-то он смог по-настоящему взяться за разработку, как тогда говорили, ракетных моторов.

Проблемы и вопросы сыпались, как из рога изобилия. «Перед нами, — писал Глушко много лет спустя, — лежали в полном смысле слова чистые листы бумаги и Неизвестное». Первые пуски продолжались доли секунды: камеры двигателей не выдерживали огромной температуры и прогорали. Однако постепенно время работы опытных ЖРД (жидкостных ракетных двигателей) увеличилось, сначала до секунд, а потом и до минут.

Работа была, что и говорить, опасная. Однажды, когда Валентин Петрович с инженером Юковым проводили очередное испытание, произошел взрыв. «Стояла холодная осень, — рассказывал Глушко, — мы были в меховых шапках, и это нас спасло».

Несуществовалоеще на свете машин, которые испытывали бы такое чудовищное тепловое напряжение. В 1933 году главные трудности остались позади. Прошли испытания ОРМы (опытные ракетные моторы) под шифрами 50 и 52. Они предназначались уже для установки на ракетах. Двигатель ОРМ-52 развивал солидную по тому времени тягу в триста килограммов. Двигатель ОРМ-65, один из лучших, позже установили на ракетоплане.

В 1933 году в Москве появился первый в мире Реактивный научно-исследовательский институт, РНИИ. Он был детищем маршала Михаила Тухачевского, видевшего в ракетах весьма перспективное оружие.

«Мне выпало это счастье»

Ленинградские ракетчики переехали в столицу. Здесь встретились и стали работать вместе Глушко и Королев, будущий Главный конструктор космических ракет и кораблей.

Весть об аресте маршала Тухачевского в мае 1937 года прозвучала для всех работников института, как гром. Прославленный маршал — шпион, «враг народа»? Это не вмещалось в сознании. Но скоро репрессии докатились и до РНИИ. Был арестован и позже расстрелян начальник института И.Т. Клейменов. Арестованы Глушко и Королев.

Надо ли говорить, что репрессировали их совершенно безвинно, по нелепому обвинению, как участников мифической контрреволюционной троцкистской организации. Пройдя круги ада, Валентин Петрович оказался в Казани, в «шарашке». Будучи по-прежнему заключенным, он снова смог заняться ракетными двигателями. Его заместителем по летным испытаниям стал, тоже «зек», Сергей Павлович Королев. Только в июле 1944 года они были «досрочно освобождены со снятием судимости».

Война закончилась. Глушко и Королев возвратились в Москву. Начался новый, великий этап в их жизни. Валентин Петрович возглавил Особое конструкторское бюро. В нем родились мощные маршевые двигатели для ракет «Восток», «Протон», «Энергия».

Выдающегося конструктора не стало в 1988 году. Он оказался участником многих важных событий, внес неоценимый вклад в освоение космоса. «Счастлив тот, — писал Глушко, — кто нашел свое призвание, способное поглотить все его помыслы и стремления. Дважды счастлив, кто нашел призвание еще в отроческие годы. Мне выпало это счастье». 

Геннадий ЧЕРНЕНКО, «Тайны ХХ века»

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

nmir.net

Академик Валентин Петрович Глушко

Академик В.П.Глушко (1908-1989гг.) - основоположник отечественного ракетного двигателестроения, один из пионеров и творцов ракетно-космической техники.

Валентин Петрович Глушко - выдающийся ученый в области ракетно-космической техники, один из пионеров космонавтики, основоположник отечественного жидкостного ракетного двигателестроения.

В.П.Глушко родился в г. Одесса 2 сентября 1908 г. В школьные годы увлекался астрономией и организовал кружок юных любителей при Одесской астрономической обсерватории. Первая публикация В.П.Глушко называлась "Завоевание Землей Луны". Результаты его наблюдений метеорного потока в январе 1924 г., зарисовки Венеры, Марса и Юпитера, сделанные по собственным наблюдениям, были опубликованы в 1924 и 1925 гг. в изданиях Российского общества любителей мироведения (РОМЛ).

В это же время В.П.Глушко увлекся идеей космических полетов и с 1923 г. переписывался с К.Э.Циолковским.

В.П.Глушко в годы работы в Реактивном научно-исследовательском институте (РНИИ). Москва. 1934 год.

В.П.Глушко в годы работы в Реактивном научно-исследовательском институте (РНИИ). Москва. 1934 год.

В 1925 г. поступил на физико-математический факультет Ленинградского университета. Темой дипломной работы был проект электрического ракетного двигателя (ЭРД). С 1929 г. по 1933 г. работал в Газодинамической лаборатории (ГДЛ) Военно-научно-исследовательского комитета при Реввоенсовете СССР, где сформировал подразделение по разработке ЭРД, ЖРД и ракет на жидком топливе. В 1931 - 1933 гг. под руководством В.П.Глушко были разработаны первые отечественные жидкостные ракетные двигатели - ОРМ (опытный реактивный мотор). В 1933 г. был организован первый в мире Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ). Подразделение, руководимое В.П.Глушко, продолжило работу в составе РНИИ, где наиболее значимым результатом было создание ЖРД ОРМ-65, предназначавшегося для ракетоплана РП-318 и крылатой ракеты 212 конструкции С.П.Королева.

ОРМ-65 - жидкостной ракетный двигатель

ОРМ-65 - жидкостной ракетный двигатель

ОРМ-65 - жидкостной ракетный двигатель, созданный В.П.Глушко в 30-х годах для установки на ракетоплане РП-318 и крылатой ракете 212 конструкции С.П.Королева.

В.П.Глушко в Бутырской тюрьме в 1938 г.

В.П.Глушко в Бутырской тюрьме в 1938 г.

В период сталинских репрессий В.П.Глушко был арестован 23 марта 1938 г. и на основании сфабрикованного НКВД дела осужден на 8 лет лагерей (в 1939 г.). В заключении В.П.Глушко работал над созданием самолетных реактивных ускорителей. За успешное выполнение этих работ в 1944 г. В.П.Глушко и его сотрудники были освобождены со снятием судимости. Реабилитирован В.П.Глушко только в 1955 г.

Инженер-полковник В.П.Глушко. 1945 год.

Инженер-полковник В.П.Глушко. 1945 год.

В 1945 г. В.П.Глушко с группой специалистов был направлен в Германию для ознакомления с трофейной ракетной техникой. Начиная с 1947 г. в ОКБ-456 (в подмосковном городе Химки), руководимым В.П.Глушко была создана серия ракетных двигателей оригинальной конструкции.

ЖРД РД-108.

ЖРД РД-108.

Двигатели РД-107 и РД-108, созданные в КБ В.П.Глушко, были установлены на первой межконтинентальной ракете Р-7 (1957 г.), на ракетах-носителях, осуществивших выведение на орбиты искусственных спутников Земли и Луны, запуски автоматических станций к Луне, Венере и Марсу, запуск пилотируемых кораблей "Восток", "Восход" и "Союз".

ЖРД РД-108 - двигатель второй ступени ракеты Р-7 и ракет-носителей "Восток", "Восход", "Молния", "Союз". Двигатели РД-107 и РД-108, созданные в КБ В.П.Глушко, устанавливались на первой и второй ступенях этих ракет-носителей. Они обеспечили прорыв человечества в космос и сегодня продолжают способствовать выполнению российской космической программы.

Двигатели нового типа РД-253 конструкции В.П.Глушко были установлены на первой ступени ракеты-носителя "Протон", которая обладает втрое большей грузоподъемностью, чем ракета "Союз".

В.П.Глушко с космонавтами Ю.А.Гагариным и П.Р.Поповичем в своем рабочем кабинете. 1963 год.

В.П.Глушко с космонавтами Ю.А.Гагариным и П.Р.Поповичем в своем рабочем кабинете. 1963 год.

Созданный в КБ В.П.Глушко ЖРД РД-253 - двигатель первой ступени ракеты-носителя "Протон".

Созданный в КБ В.П.Глушко ЖРД РД-253 - двигатель первой ступени ракеты-носителя "Протон".

Ракета-носитель "Протон" на стартовой позиции космодрома.

Ракета-носитель "Протон" на стартовой позиции космодрома.

С помощью ракеты "Протон" во второй половине 60-х годов и в 70-х годах осуществлялись запуски тяжелых исследовательских спутников Земли и автоматических станций для исследования Луны, Венеры и Марса, в том числе облет Луны с возвращением космического аппарата на Землю, доставка с Луны образцов лунного грунта и доставка на Луну первых луноходов.

В.П.Глушко в рабочем кабинете.

В.П.Глушко в рабочем кабинете.

В.П.Глушко в рабочем кабинете. На книжной полке - рисованный оригинал фрагмента "Полной карты Луны" (район кратера Коперник), который был подарен Валентину Петровичу Отделом физики Луны и планет ГАИШ в день 60-летия (1968 г.).

В.П.Глушко уделял огромное внимание научному содержанию исследований, проводимых с помощью создаваемой под его руководством космической техники. Большое значение он придавал исследованиям Солнечной системы. При его активной поддержке в ГАИШ МГУ совместно со специализированными картографическими организациями удалось подготовить несколько изданий лунных карт и глобусов Луны.

В.П.Глушко и К.А.Керимов с женщинами-космонавтами.

В.П.Глушко и К.А.Керимов с женщинами-космонавтами.

В.П.Глушко и Председатель Государственной комиссии К.А.Керимов с женщинами-космонавтами В.Л.Пономаревой, В.В.Терешковой и Т.Д.Кузнецовой в демонстрационном зале (1968 г.). В центре стола стоит глобус Луны, подготовленный в ГАИШ (издание 1967г.). Левее и ниже виден самый первый глобус Луны (издание 1961 года), на котором около трети поверхности занимает белый, пустой сектор, соответствующий той части лунного шара, что не была сфотографирована во время первой космической съемки Луны в 1959 г.

Деловая записка В.П.Глушко.

Деловая записка В.П.Глушко.

Деловая записка В.П.Глушко, приложенная к материалам, направленным заведующему Отделом физики Луны Ю.Н.Липскому. Взаимодействие В.П.Глушко с Отделом физики Луны и планет ГАИШ происходило постоянно. 1970 год.

В.П.Глушко вручает медаль 40-летия ГДЛ-ОКБ

В.П.Глушко вручает медаль 40-летия ГДЛ-ОКБ

В.П.Глушко вручает медаль 40-летия ГДЛ-ОКБ начальнику отдела предприятия М.Р.Гнесину (1969 г.). На заднем плане рядом с макетами реактивных двигателей стоит глобус Луны, подготовленный в ГАИШ (1967г.), из личной коллекции В.П.Глушко.

В 1974 г. В.П.Глушко был назначен генеральным конструктором Научно-производственного объединения "Энергия", соединившем ОКБ, основанное В.П.Глушко, и КБ, руководимое ранее С.П.Королевым. Наряду с проводимыми под руководством В.П.Глушко текущими запусками орбитальных станций и космических кораблей, в НПО "Энергия" по его инициативе началась разработка новой ракетно-космической системы "Энергия" с грузоподъемностью более 100 т.

Среди других задач, сверхтяжелый носитель "Энергия" по замыслу В.П.Глушко предназначался для обеспечения пилотируемых полетов на Луну и создания долговременной обитаемой базы на лунной поверхности. Отдел исследований Луны и планет ГАИШ был привлечен В.П.Глушко для научного обеспечения проекта обитаемой лунной базы. В рамках договора НПО "Энергия" с ГАИШ в течении ряда лет велись работы по научному обоснованию выбора места базирования на лунной поверхности. Это сотрудничество продолжалось почти 15 лет.

Надпись, сделанная В.П.Глушко на своей книге

Надпись, сделанная В.П.Глушко на своей книге

Надпись, сделанная В.П.Глушко на своей книге, подаренной им заведующему Отделом исследований Луны и планет ГАИШ В.В.Шевченко (1978 г.). Сотрудничество коллектива Отдела с НПО "Энергия", руководимым В.П.Глушко, вступило в это время в новую активную фазу.

Валентин Петрович был неизменно внимательным и доброжелательным

Валентин Петрович был неизменно внимательным и доброжелательным

В процессе совместных работ у руководства Отдела часто возникали просьбы к В.П.Глушко о содействии в том или ином вопросе. Валентин Петрович был неизменно внимательным и доброжелательным. Ни одно из обращений к нему не оставалось безответным. В этом случае его телефонный разговор, как правило, начинался шутливой фразой: "Владислав Владимирович, я вам докладываю..."

Знаком внимания были регулярные праздничные подравления.

Для новой ракеты-носителя был создан самый мощный в мире ЖРД РД-170. Первый запуск ракеты "Энергия" состоялся 15 мая 1987 г. В ноябре 1988 г. состоялся запуск ракетно-космической системы "Энергия-Буран" с возвращением и посадкой орбитального корабля "Буран" в автоматическом режиме.

ЖРД РД-170

ЖРД РД-170

ЖРД РД-170 - двигатель первой ступени многоразовой космической системы "Энергия" - "Буран". Самый мощный в мире двигатель был предназначен для многократного использования.

"Энергия" - "Буран"

"Энергия" - "Буран"

Многоразования космическая система "Энергия" - "Буран" на старте.

Одна из последних книг В.П.Глушко

Одна из последних книг В.П.Глушко

Одна из последних книг В.П.Глушко, опубликованных при его жизни, с дарственной надписью заведующему Отделом исследований Луны и планет ГАИШ В.В.Шевченко (1987 г.).

В.П.Глушко был автором более 250 научных и научно-популярных публикаций. Много времени он уделял также научно-общественной деятельности. В частности, он был главным редактором нескольких изданий энциклопедии "Космонавтика".

Г.С.Титов, В.П.Глушко, Я.Б.Зельдович

Г.С.Титов, В.П.Глушко, Я.Б.Зельдович

Г.С.Титов, В.П.Глушко, Я.Б.Зельдович в президиуме Международного конгресса по Марсу "Сотрудничество в космосе во имя мира на Земле". 1987 год.

В.П.Глушко умер 10 января 1989 г. Он похоронен на Новодевичьем кладбище. Незадолго до кончины В.П.Глушко просил развеять его прах на Луне или на Марсе. Освоение Луны было последним его замыслом.

Памятник В.П.Глушко на его могиле на Новодевичьем кладбище в Москве.

Памятник В.П.Глушко на его могиле на Новодевичьем кладбище в Москве.

Страницы книги

Страницы книги.

Страницы книги В.В.Шевченко и В.И.Чикмачева "Лунная база - проект XXI века", которую авторы посвятили памяти В.П.Глушко. 1989 год.

Кратер на видимой стороне Луны назван в честь В.П.Глушко

Кратер на видимой стороне Луны назван в честь В.П.Глушко

Решением XXII-ой Генеральной Ассамблеи Международного астрономического союза (1994 г.) кратер диаметром 43 км на видимой стороне Луны назван в честь В.П.Глушко. Кратер Глушко обладает уникальной протяженной системой светлых лучей, благодаря которой в условиях полнолуния он становится одним из доминирующих объектов в этой части Луны. Кратер Глушко в центре фрагмента снимка Луны, доставленного на Землю автоматической межпланетной станцией "Зонд-8". На ракете-носителе, обеспечившей запуск этой станции к Луне, были установлены двигатели, созданные под руководством академика В.П.Глушко.

В.В.Шевченко.

Фотографии из архива семьи Глушко

selena.sai.msu.ru

Глушко - тормоз или истоки "ракетного" конфликта Глушко - Королев и немного о Григории Листе

"Иногда проявлял непонятное упрямство"

"В мой кабинет вошли два офицера: в полковнике я сразу узнал Валентина Петровича Глушко, а другой коротко представился: «Подполковник Лист». Оба одеты не в гимнастерки, галифе и сапоги, а в добротные кители и хорошо отглаженные брюки.Глушко чуть улыбнулся и сказал: «Ну, мы с вами, кажется, уже встречались». Значит, запомнил встречу в Химках. Вошел Николай Пилюгин, и я представил его как главного инженера института. Предложил рассаживаться и выпить чаю или «чего-нибудь покрепче». Но Глушко не стал садиться, извинился и сказал, что сначала просит срочной автомобильной помощи:

— Мы едем из Нордхаузена, машина очень плохо тянула и сильно дымила. В салоне мы задыхались от дыма. У вас, говорят, есть хорошие специалисты в «репаратуре».

Николай Пилюгин подошел к окну и заявил:

— Да она и сейчас дымит. Вы мотор-то выключили?

Неожиданно спокойным тихим голосом заговорил Лист, который снял фуражку, обнаружив копну совершенно седых волос, и демонстративно опустился в кресло.

— Не надо беспокоиться. Это догорают тормозные колодки ручного тормоза. Мы едем из Нордхаузена с затянутым ручным тормозом.

Мы с Пилюгиным были ошарашены.

— Так почему вы его не отпустили?

— Видите ли, Валентин Петрович поставил мне условие: если он за рулем, я не смею ему ничего подсказывать.

Позднее мы узнали, что Григорий Николаевич Лист до ареста в 1938 году работал заместителем главного конструктора автозавода имени И. В. Сталина — ЗИСа. По внешности, манере говорить и держаться это был типичный интеллигент старого поколения. Но тем не менее в автомобилях разбирался до тонкостей и прекрасно управлял ими. Из Берлина до Нордхаузена он вел машину. А в Нордхаузене Глушко потребовал управление передать ему. И вот результат.

Мы с Пилюгиным не знали, то ли хохотать, то ли сочувствовать. Но у виновника происшествия — Глушко на лице не отразилось никакого негодования или удивления. Он тоже спокойно опустился в кресло, извлек чистейший платок и отер лоб. Я позвонил в нашу «репаратуру» и, объяснив в чем дело, попросил быстро заменить у «олимпии» ручной тормоз. Так прошло первое свидание с Глушко в институте RABE в Германии.

Этот инцидент очень характерен и для Глушко, который иногда проявлял непонятное упрямство, если ставил себе какую-то цель, и не терпел подсказок, и для Листа, который работал в казанской «шарашке» под началом Глушко и теперь мечтал от него вырваться, но Глушко оставался его начальником и не отпускал".

Б.Е. Черток. Ракеты и люди. От самолетов до ракет. М., "РТСофт", 2006. сс. 313-314.http://www.hrono.ru/biograf/bio_g/glushko_vp.php

https://ru.wikipedia.org/wiki/Глушко,_Валентин_Петровичhttps://ru.wikipedia.org/wiki/Черток,_Борис_ЕвсеевичГригорий Николаевич ЛистРодился 23 августа 1901 года в Москве в семье потомственных предпринимателей. Отец - Николай Густавович - сын приехавшего в Россию немецкого промышленника и организатора предприятий Густава Ивановича Листа (1835 - 1913).Бабушка по материнской линии Ольга Ивановна Морозова (ум. в 1920 году) была племянницей предпринимателя и мецената Саввы Тимофеевича Морозова (1865 - 1905).

Образование получил в Московском Государственном Университете (1918) и Московском Высшем техническом училище (1921). В 1950 году окончил Высшие инженерные курсы при МВТУ имени Н.Э. Баумана.

Григорий Николаевич Лист до ареста по ложному обвинению в 1938 году работал заместителем Главного конструктораавтозавода имени И.В. Сталина — "ЗИС". Был приговорён к 10-ти годам лишения свободы.

Срок он отбывал, работая в ОКБ 4-го Спецотдела НКВД СССР при Казанском авиамоторном заводе №27, где и познакомился с С.П. Королёвым, а так же В.П. Глушко, ставшим в будущем его непосредственным Начальником.

Группа Глушко находилась как бы при авиамоторном заводе, но директору завода фактически не подчинялась.

Именно здесь, в Казани и образовался "костяк" будущего Конструкторского бюро двигателестроения, куда и вошёл Григорий Николаевич. Здесь Лист в корне поменяет свою жизнь. мОдин видных создателей отечественных автомобилей станет потом одним из видных создателей ракетной и космической техники.

В "шарашке" Григорий Николаевич возглавил разработку специального редуктора для двигателя ПЛ.

В 1942 году Лист работая с В.П. Глушко, принимал участие в создании вспомогательных авиационных жидкостно-реактивных двигателей РД-1, РД-1ХЗ, РД-2 и РД-3 с насосной подачей азотной кислоты и керосина, с регулируемой тягой и максимальной тягой у земли от 300 до 900 кг. В 1943 году руководил группой конструкторов.В 1943-1946 годах двигатели прошли наземные и летные испытания на самолетах Пе-2Р, Ла-7Р и 120Р, Як-3, Су-6 и Су-7. Двигатели РД-1ХЗ и РД-2 прошли государственные испытания, отчёты по ним утверждены И.В. Сталиным.

В конце июля 1944 года по предложению Наркома внутренних дел СССР Л.П. Берия и с согласия И.В. Сталина Президиум Верховного Совета СССР принимает решение о досрочном освобождении 35-ти заключенных "шарашки" и среди них - руководящего состава КБ-2. Г.Н. Лист был досрочно освобождён со снятием судимости.

В конце апреля 1945 года в Казанском авиационном институте при активном участии Ректора КАИ, профессора Г.В. Каменкова была организована кафедра ракетных двигателей.В старший преподавательский состав вошли: В.П. Глушко (заведующий кафедрой), Г.С. Жирицкий (профессор) и старшие преподаватели - С.П. Королёв, Г.Н. Лист, Д.Д. Севрук и Д.Я. Брагин.

9 августа 1945 года Лист в составе группы военных специалистов, учёных и конструкторов был направлен в Германию для изучения двигателя ФАУ-2.

С 1946 года, после возвращения в СССР работал в конструкторском бюро завода № 456 (ныне - НПО "Энергомаш имени Академика В.П. Глушко", г. Химки, Московской области).

С 1947-го по 1959 год Григорий Николаевич Лист являлся Начальником конструкторской бригады.

В 1948 году по его инициативе была разработана фундаментальная отечественная конструкция камеры ЖРД.Под его руководством разработаны огневые агрегаты двигателей РД-100, РД-101, РД-103, РД-107, РД-214.

В 1959 году Г.Н. Лист стал Доктором технических наук.

С 1959 года - руководил проектным отделом ОКБ-456, где им были разработаны исходные варианты конструкции электрических ракетных двигателей.

С 1961 года - в ОКБ в системе Академии наук СССР, затем - работал в Институте технической эстетики.

Стоит отметить, что Григорий Николаевич занимался так же историей вело- и автостроения. Он - автор и соавтор нескольких трудов по этой теме.

Награды: В 1957 году, за участие в разработке и осуществлении полёта Первого искусственного спутника Земли Григорий Николаевич Лист был удостоен Ленинской премии.

Награжден орденами Ленина (1956), Трудового Красного Знамени (дважды - в 1956-м и 1959 годах), "Знак Почета" (1945) и медалью "За доблестный трудв Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" (1945).

Выдающийся конструктор и инженер, один из пионеров Отечественного ракетостроения Григорий Николаевич Лист скончался 7 декабря 1993 года.http://sm.evg-rumjantsev.ru/desingers/list.html

"Холодная голова, горячее сердце, чистые руки" и "патриотический актив" против Королева и Глушко http://is2006.livejournal.com/1862770.htmlАрест Королева с Глушко и расстрел Лангемарка с Клейменовым http://is2006.livejournal.com/728769.htmlГлушко, топливо для ЖРД и заделы разработок пылящихся в архивах http://is2006.livejournal.com/722174.htmlПо воспоминаниям Бориса Чертока в 1960 году начались проблемы во взаимоотношениях Глушко и Королёва[3], которые окончательно завели в тупик взаимодействие команды после запуска человека в космос в 1961 году.

Кто виноват в крахе советской лунной программы? http://is2006.livejournal.com/1291944.html

А именно Валентин Глушко "отказал" Королеву разработать мощные ракетные двигатели для Н-1 и на её первой ступени было установлено 30 двигателей КБ Кузнецова. Что во многом и предопределило неудачу ракеты Н-1 и соответственно планируемой экспедиции на Луну.https://ru.wikipedia.org/wiki/Советская_лунная_программаПроблематичное начало и драматический конец разработки ракеты-носителя Н-1 (альтернативный взгляд) http://is2006.livejournal.com/928393.htmlКак убрать соперника или конкуренция в ракетной отрасли СССР http://is2006.livejournal.com/675349.html

is2006.livejournal.com

Отец советского «шаттла» — Валентин Петрович Глушко ≪ Scisne?

Космический корабль многоразового использования «Буран» в Российской космической корпорации «Энергия» им. С.П. Королева. Фото: Валентин Кузьмин / ТАСС

Космический корабль многоразового использования «Буран» в Российской космической корпорации «Энергия» им. С.П. Королева. Фото: Валентин Кузьмин / ТАСС

Для космического корабля многоразового использования «Буран» Валентин Глушко создал самый мощный в истории жидкостный реактивный двигатель

Валентин Петрович Глушко — одессит: он родился в «жемчужине у моря» в 1908 году. Подростком зачитывался романами Жюля Верна, хотя идея путешествия на Луну в начале 1920-х даже его увлеченным сверстникам казалась бредом: к чему грезить о космосе, когда и на земле хватает белых пятен! Сверстники вдохновлялись подвигами отважных летчиков и суровых моряков, а мальчик вслед за Верном открыл для себя работы Константина Циолковского: сидя в холодном здании одесской публичной библиотеки, он делал выписки в тетрадку. В библиотеке имелась только одна работа «калужского мечтателя»; чтобы прочесть другие, Валентин отправил кумиру письмо с просьбой прислать другие его книги. Циолковский ответил, и завязалась переписка, длившаяся семь лет. В 16 лет Глушко написал собственную «научную» работу — труд под серьезным названием «Проблема эксплуатации планет», которую тем не менее издательства не взяли: уж слишком наивными казались фантазии автора об освоении Марса и Венеры. Любопытно, что в книге в качестве главного обоснования необходимости развивать космонавтику фигурировало истощение ресурсов Земли — идея, на которой впоследствии будут построены сюжеты десятков научно-фантастических произведений (например, голливудского фильма «Интерстеллар»): «Следствием прогресса человеческой культуры является истощение жизненных соков Земли, чем человечество в конечном итоге ставит себя под угрозу краха как своей цивилизации, так и своего существования. Выход из назревающего кризиса — пополнение иссякающих запасов энергии и материи извне, из глубин мирового пространства, с иных тел. Вполне естественным является теперь поставить соседние нам планеты в такое же положение, в каком находились ранее неведомые нам континенты. Колонизировать новые планеты, организовать на них эксплуатационные части для снабжения скудеющей Земли является вполне естественным и понятным шагом все расширяющейся промышленности и мощи человеческого интеллекта».
Валентин Глушко. Фото: Валентин Черединцев / ТАСС

Валентин Глушко. Фото: Валентин Черединцев / ТАСС

И все-таки публиковаться, причем регулярно, Глушко начал: в газетах и журналах появлялись его научно-популярные статьи о создании станций на Луне и на околоземной орбите. Потом удалось сделать свою мечту чуть ближе — поступить в Ленинградский государственный университет на физико-математический факультет. Глушко оставался верен мечте в течение всей учебы: его дипломной работой стал проект межпланетного корабля «Гелиоракетоплан» с электрическими ракетными двигателями.

Пока он учился, в стране многое поменялось: разгромленные вузы вновь получили финансирование, правительство перестало воспринимать ракетостроение как маргинальную и интересную лишь энтузиастам область. По окончании университета Глушко приняли в штат Газодинамической лаборатории (ГДЛ) — первой советской научно-исследовательской и опытно-конструкторской лаборатории. Здесь он стал трудиться над созданием первого отечественного жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) ОРМ-1. За время работы в лаборатории Глушко сконструировал несколько ракет различных серий, а также испытал двигатели серии ОРМ на азотнокислотном керосиновом топливе.

Талантливого инженера заметили в Наркомате обороны и в 1934 году перевели в Москву, назначив начальником сектора Ракетного НИИ. Здесь он закончил работу над своей второй книгой «Ракеты: их устройство и применение», которая в отличие от первого его детища увидела свет и получила высокую оценку коллег. Однако работа, которой Глушко занимался в Ракетном НИИ, была в первую очередь именно практической: так, в 1936 году под его руководством были проведены официальные стендовые испытания ЖРД ОРМ-65 тягой до 175 кг на жидком топливе для ракетоплана РП-318 и крылатой ракеты 212 конструкции Сергея Королева.

Ученый-заключенный

Как и большинству видных ученых его эпохи, Глушко довелось поработать в «шарашке»: в марте 1938 года его арестовали. Следователям Лубянки понадобилось всего два дня, чтобы выбить признание: «Я являюсь участником антисоветской организации в оборонной промышленности, по заданию которой проводил вредительскую подрывную работу. Кроме того, я занимался шпионской работой в пользу Германии». Правда, попав в Бутырскую тюрьму, Глушко сразу же выразил несогласие с необоснованными обвинениями и начал писать письма гособвинителю Вышинскому, а затем Ежову и самому Сталину, прося пересмотреть его дело.

Отвечать никто и не собирался: Глушко стал винтиком в системе рабского научного труда. Особым совещанием при НКВД его осудили на восемь лет, и до 1940 года он трудился в составе конструкторской группы 4-го Спецотдела НКВД при Тушинском авиамоторостроительном заводе. Здесь ученый руководил группой, разрабатывавшей проект вспомогательной установки с жидкостным реактивным двигателем для двухмоторного истребителя С-100. Использование ракетных двигателей в конструкции самолета позволяло значительно увеличить скорость его подъема. Той же ракетной установкой планировалось оснастить и бомбардировщик дальнего действия «Сталь-7», что позволило бы увеличить его скорость при подъеме на треть.

Валентин Глушко. Фото из архива НКВД

Валентин Глушко. Фото из архива НКВД

Работа группы Глушко, выполненная в условиях, сопоставимых с условиями труда крепостных на петровских заводах, была удостоена высокой оценки Технического комитета ВВС, и ученому даже предложили выбор: для дальнейшего ведения разработок остаться в Москве, переехать в Ленинград или в Казань на строящийся авиационный моторостроительный завод. «Заключенный Глушко» выбрал Казань, поскольку здесь было больше свободы для исследований. Ему даже предоставили право выбирать себе сотрудников. Разумеется, из числа таких же «сидельцев»: составив список из бывших коллег, которым он собирался дать работу, Глушко с ужасом обнаружил, что большинство из них уже расстреляны. Однако даже с коллективом, набранным из тех, кто уцелел, Глушко в годы войны удалось выполнить разработку вспомогательных ракетных двигателей для боевых самолетов. Кстати говоря, именно по ходатайству Глушко в Казань в 1942 году перевели Королева.

Тюремная одиссея Глушко стала временем, когда в советском ракетостроении занял заслуженное место жидкостный реактивный двигатель. В годы войны ракетной установкой с ЖРД оснастили самолеты Пе-2, Як-3, Су-7 и Ла-7, получив тем самым прирост их скорости до 200 км/ч. За вклад в развитие военной промышленности СССР Глушко был «награжден»: 27 августа 1944 года его досрочно освободили по решению Президиума Верховного совета. Правда, реабилитировали ученого лишь в 1956 году, после смерти Сталина и ХХ съезда. Глушко не оставил товарищей по несчастью: вскоре после того, как его выпустили на свободу, он передал Сталину список с фамилиями 30 специалистов, на досрочном освобождении которых настаивал. Когда в 1945 году Глушко возглавил кафедру реактивных двигателей Казанского авиационного института, большинство из освобожденных по его ходатайству инженеров осталось работать с ним.

В составе «великолепной шестерки»

После войны Глушко в числе специальной комиссии отправился в Германию для изучения немецких ракет «Фау-2». Успехи немцев в области ракетной техники, как известно, подстегнули развитие космических программ в СССР и США. По возвращении конструкторов из Германии Глушко вошел в состав «великолепной шестерки» отцов-основателей советской ракетно-космической программы. Его перевели на авиазавод № 456 в Химках (позже, в 1970-е на базе этого предприятия было создано знаменитое НПО «Энергия»), переоборудованный для производства жидкостных ракетных двигателей. И уже в сентябре 1948 года состоялся запуск первой ракеты Р-1, оснащенной ЖРД. В 1953 году Валентин Петрович был избран членом-корреспондентом АН СССР, а в 1957 году ВАК присудила ему степень доктора технических наук без защиты диссертации.

Как член неформального совета главных конструкторов Глушко принимал участие в подготовке всех крупных советских запусков: его команда разрабатывала и совершенствовала двигатели для пилотируемых космических кораблей «Восток» и «Союз», грузовых кораблей «Прогресс». В 1960–1970 годы он был инициатором самых смелых проектов по изучению и освоению других планет. Многие из них он вынашивал со студенческих времен. Так, еще в статьях, опубликованных в 1920-е годы, Валентин Петрович рассуждал об обсерватории, размещенной на естественном спутнике нашей планеты: «Обсерватория, построенная на Луне, при 354-часовой ночи, сменяющей столько же длящийся день, дала бы массу неоценимых наблюдений... Какие огромные открытия могли бы дать продолжительные наблюдения и исследования, спектральный анализ, фотометрия, фотография и прочие орудия исследования тайн мироздания современного астронома при ведении последовательных изучений нашей спутницы». В 1960-е Глушко выступил (вместе с Королевым) одним из инициаторов строительства станции на Луне: в КБ академика Бармина даже начали проектировать макеты лунного поселения. Увы, большинство из предложенных Валентином Петровичем смелых задумок (среди них пилотируемые полеты к Марсу, Венере и поясу астероидов) не было осуществлено. И все же в советской космонавтике нашли применение некоторые из идей, изложенных в его раннем опусе «Проблемы эксплуатации планет»: например, в нем говорилось о «наблюдательных станциях», постоянно находящихся на орбите, — именно эту роль сыграли орбитальные комплексы «Салют» и «Мир», в разработке которых принимал участие Глушко. Всего под руководством выдающегося конструктора было создано более полусотни ЖРД, применявшихся в 17 моделях боевых и космических ракет.

Челночная космонавтика

В 1972 году в США была развернута программа по разработке космических «челноков», которые могли бы совершать многократные полеты в космос. Авторы программы руководствовались возможностями осуществлять запуски с невиданной до этого частотой. В СССР проблема отечественной многоразовой космической системы обсуждалась в том же году: на совещании конструкторов во главе с Глушко были обозначены основные вопросы строительства такой системы. Главная проблема, как ни парадоксально, заключалась в том, что наша космонавтика могла превосходно обойтись без «челноков» — запуски одноразовых ракет были более эффективны и менее затратны. Однако аналитические исследования, проведенные Институтом прикладной математики АН СССР и НПО «Энергия», показали, что после ввода в действие программы Space Shuttle США получат преимущество в плане нанесения упреждающего ядерного удара по территории нашей страны. Это решило дело: в 1976 году была утверждена строго засекреченная программа «Энергия-Буран». Подсчитано, что в ее разработке — прямо и косвенно — принимали участие около миллиона человек. Отметим, что стоимость создания системы многоразового запуска оказалась намного ниже, чем американская разработка: 16 млрд рублей против $160 млрд. Для новой ракеты-носителя команда Глушко построила самый мощный из когда-либо созданных ЖРД (это почетное «звание» двигатель удерживает и в наши дни) — РД-170. Его мощность составляла около 20 млн лошадиных сил: этого достаточно, чтобы обеспечить энергией город с населением до миллиона жителей. Как следствие, «Буран» не только не уступал «шаттлам», но по ряду технических параметров превосходил их.

15 ноября 1988 года при штормовой погоде состоялся первый запуск: отделившись от ракеты-носителя, корабль «Буран» вышел на круговую орбиту и, совершив два полных витка вокруг планеты, приземлился в автоматическом режиме на взлетно-посадочной полосе Байконура. Несмотря на полный успех проекта, первый запуск «Бурана», увы, стал и последним: программа пала жертвой разрушения СССР, в 1992 году ее заморозили из-за недостатка финансирования. Легендарный разработчик до бесславного краха выдающейся программы не дожил: он скончался в 1989 году в возрасте 80 лет. Пять лет спустя Международный астрономический союз решил увековечить память Валентина Глушко, назвав его именем кратер на Луне — там, где должна была быть советская база.

Илья Носыревrusplt.ru

scisne.net

В.П.Глушко и ракетное двигателестроение - "Эта корова наша",

Листая старые страницы.jpg"Изобретатель и рационализатор" №9, 1978 г.В.П.Глушко и ракетное двигателестроениеВ.ПрищепаРис. 0ПЕРВЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ В.П.ГЛУШКО В РАКЕТНОЙ ТЕХНИКЕ ОБЫЧНЫ ДЛЯ СОТЕН МОЖЕТ БЫТЬ, ТЫСЯЧ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ, ЗАИНТЕРЕСОВАВШИХСЯ В НАЧАЛЕ ВЕКА ЭТОЙ ОДНОВРЕМЕННО И СТАРОЙ ПРОБЛЕМОЙ, И НОВОЙ ПОСКОЛЬКУ ЗАГОВОРИЛИ О НЕЙ ТОГДА (НЕСКОЛЬКО ОТВЛЕКШИСЬ ОТ ЕЕ ЧИСТО ВОЕННЫХ ПЕРСПЕКТИВ) ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ПОЛЕТАМ К ИНЫМ МИРАМ. ОДНАКО ЛИШЬ У НЕМНОГИХ ДОСТАЛО СИЛ, НАСТОЙЧИВОСТИ, ОТВАГИ, ЧТОБЫ НЕ СБИТЬСЯ С ЗАМАНЧИВОГО, НО, КОНЕЧНО ЖЕ, ТРУДНОГО ПУТИ.

В СЕНТЯБРЕ АКАДЕМИКУ ВАЛЕНТИНУ ПЕТРОВИЧУ ГЛУШКО, КОНСТРУКТОРУ, ОСНОВОПОЛОЖНИКУ СОВЕТСКОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИЯ ОДНОМУ ИЗ ПИОНЕРОВ РАКЕТНОЙ ТЕХНИКИ, ИСПОЛНИЛОСЬ 70 ЛЕТ.

Подростком он прочел романы Жюля Верна «Из пушки на Луну» и «Вокруг Луны», затем «Межпланетные путешествия» Я. И. Перельмана. И из этой книги узнал о работах К. Э. Циолковского. Зимой 1922 года разыскал в публичной библиотеке Одессы один из трудов Циолковского, в 1923 году послал в Калугу письмо и получил ответ вместе с еще несколькими печатными работами Константина Эдуардовича. Переписка продолжалась несколько лет. Изучая книги и статьи Циолковского, говорит В. П. Глушко, он понял, что «центральными вопросами при разработке средств достижения космоса, в первую очередь, являются изыскание о¬тимального источника химической энергии и овладение им в ракетном двигателе» Понял это, обратите внимание,— школьник.

...Подобрана литература по взрывчатым веществам, дома оборудована химическая лаборатория. Одновременно Валентин с увлечением ведет астрономические наблюдения в одесской обсерватории, изучает физику, математику, публикует статьи в местных газетах, популяризирует идеи космонавтики. За астрономические публикации в специальных журналах Глушко в 1925 году избирают членом-сотрудником Русского общества любителей мироведения (РОЛМ), а несколько лет спустя — действительным членом.

После окончани я школы он поступает на физико-математический факультет Ленинградского университета и в студенческие годы, помимо программных курсов, изучает произведения зарубежных ученых и конструкторов — Р. Годдарда, Г. Оберта, В. Гоманна, устанавливает дружеские отношения с Я. И. Перельманом и другим горячим сторонником идеи космического полета — с революционером и ученым, впоследствии почетным академиком Н. А Морозовым.

Опираясь на полученные знания, В. П. Глушко еще в университете пришел к идее принципиально нового ракетного двигателя. Натолкнул его на это опять же К. Э. Циолковский, открывший ракету на жидком топливе, как средство для полета в космос, и указавший одновременно на ограниченность ее возможностей. Дело в том, что запас энергии, содержащейся в единице массы химического топлива, сравнительно невелик, и даже при лучших топливах скорость реактивной струи не превышает 5 км/с.

В. П. Глушко предложил использовать в ракетном двигателе не химическую, а электрическую энергию. В этом случае к газу можно подвести в принципе любое количество энергии из имеющейся на борту и, следовательно, получить очень высокую, во много раз выше, чем при простом сжигании химического топлива, скорость реактивной струи.Эта идея, ставшая основой дипломного проекта В. П. Глушко и высоко оцененная экспертами, была принята для реализации в ГДЛ — Газодинамической лаборатории в Ленинграде, первой в СССР ракетостроительной организации, занимавшейся тогда разработкой ракетных снарядов на бездымном порохе (впоследствии ГДЛ создала прототипы снарядов для знаменитой «Катюши»).

С 15 мая 1929 года в ГДЛ начала работать группа под руководством В. П. Глушко. Цель была — экспериментально проверить идею электрического ракетного двигателя.Первый образец этого двигателя умещался на ладони. В нем взрывались углеродные нити, проволоки из алюминия, никеля, вольфрама, свинца и других металлов, ртуть и электролиты, которые непрерывно подавались в камеру через форсунку, установленную в ее головке. Форсунка и корпус камеры служили полюсами разрядной цепи, питание — от импульсной установки с высоковольтным трансформатором, выпрямителями и масляными конденсаторами, заряжавшимися до 40 кВ. Скорость реактивной струи была — десятки километров в секунду.

Однако таким двигателям нужны были компактные и легкие источники энергии, науке и технике того времени еще не посильные (конденсаторы А.Ф.Иоффе, о которых немало писалось тогда в печати и на которые возлагались большие надежды, оказались трудно осуществимыми). Поэтому группа В„ П. Глушко постепенно переходит на разработку жидкостных двигателей и ракет с этими двигателями. Однако сама идея оказалась в высшей степени плодотворной: начиная с 1964 года электрические ракетные двигатели (и среди них подобные разработанному в Газодинамической лаборатории) успешно испытываются в космосе и, как сейчас считается, смогут применяться в самых разных целях — от поддержания орбит искусственных спутников Земли до разгона космических кораблей к Марсу.

Рис. 1Работу над жидкостными ракетными двигателями В.П.Глушко пришлось начинать тоже практически с нуля. Опытом в этом деле располагал только американец Р. Годдард, однако никаких сведений технического характера о его двигателях не сообщалось. Испытания отечественных «опытных ракетных моторов» В.П.Глушко начались в 1931 году. В 1931-1932 гг было проведено 100 пусков различных вариантов моторов с различными топливами, удалось решить основные проблемы надежности жидкостных двигателей. Первые отечественные жидкостные ракетные двигатели ОРМ-50 и ОРМ-52, прошедшие официальные испытания, работали на азотной кислоте и керосине и развивали тягу 150 и 300 кг. ОРМ-52 оставался работоспособным после 29 испытаний общей продолжительностью 9 минут. Под этот двигатель были сконструированы и изготовлены экспериментальные ракеты в ГДЛ, а ОРМ-50 предназначался для ракеты гирдовцев — Ф.А.Цандера, С.П.Королева, М.К.Тихонравова.

Государство укрепляло Красную Армию. М.И.Тухачевский, которому подчинялась ГДЛ, понимал важность проводившихся там работ для обороноспособности страны, как и работ ГИРДа. Чтобы сконцентрировать усилия ракетчиков, осенью 1933 года на базе этих двух организаций в Москве создается Реактивный научно-исследовательский институт - РНИИ.

Исследования усложнялись, пришло время обобщить их результаты. Свои идеи и опыт В.П.Глушко излагает в книге «Ракеты, их устройство и применение» (1935 г.), написанной им в соавторстве с Г.Э.Лангемаком, одним из руководителей разработки ракетных снарядов в ГДЛ, а с 1934 года — заместителем директора РНИИ. Своей основной задачей авторы считали освещение «главнейших технических вопросов, связанных с осуществлением и применением ракет на твердом и жидком топливах». Главы о жидкостных двигателях написал В. П. Глушко. В других тогдашних публикациях на эту тему описывались грандиозные межпланетные аппараты: у читателя создавалось представление о ракетном двигателе как о каком-то фантастическом устройстве. В книге В. П. Глушко и Г. Э Лангемака ракетный двигатель рассматривается как непривычный (тогда), но совершенно реальный тепловой двигатель: он может и должен быть использован сначала «в более скромных земных рамках, которые послужат для него ступенью для выхода на более широкую арену». Но в то же время авторы предостерегали от кустарного подхода к проблеме ракетного движения, утверждая, что для ее решения «нужна упорная, последовательная работа целого коллектива, работа, требующая длительных лабораторных и заводских исследований». Благодаря деловой инженерной оценке проблемы ракетного движения книга оказалась очень полезной в нашей стране.

Но одной книги, как бы она ни была хороша, мало для подготовки специалистов. В 1933-1934 гг. В. П. Глушко читает лекции по ЖРД в Военно-воздушной академии им. Н.Е.Жуковского, затем на Реактивных курсах по переквалификации инженеров при Осоавиахиме, и пишет следующую книгу-монографию «Жидкое топливо для реактивных двигателей». В РНИИ он руководит конструированием жидкостного двигателя ОРМ-65 для крылатой ракеты и пилотируемого ракетоплана С.П.Королева: один из опытных образцов этого двигателя проработал в различных условиях больше 30 минут, в том числе при наземных испытаниях на обоих аппаратах, затем прошел испытания на крылатой ракете.

Рис. 2С 1940 года коллектив В.П.Глушко разрабатывает жидкостные ракетные двигатели в КБ при авиационном моторостроительном заводе в Казани. В 1941 году коллектив был реорганизован в опытно-конструкторское бюро (ОКБ) по жидкостно-реактивным двигателям (ЖРД). Направленность этого бюро определил подготовленный В.П.Глушко в середине 1940 года технический отчет о целесообразности установки вспомогательных ЖРД на боевые самолеты, в то время — поршневые, предлагалось также рассмотреть вопрос о разработке в недалеком будущем «чисто ракетного самолета типа скоростного истребителя». Спустя год были спроектированы основные агрегаты самолетного ЖРД — база для двигателей этого типа. Эксперименты начались в конце 1941 года, а уже в январе 1943 года двигатель РД-1 проработал на стенде больше часа, причем непрерывно — до 26 минут!

1 октября 1943 года начались испытательные полеты серийного пикирующего бомбардировщика Пе-2 со вспомогательным РД-1, затем наземные и летные испытания этого двигателя на винтомоторных самолетах В.М.Петлякова, С.А.Лавочкина, А.С.Яковлева и П.О.Сухого. Скорость, например, истребителя Як-3 увеличилась на целых 180 км/ч, то есть на 30%. А Лавочкин как-то сказал: «Беря двигатель РД-1, я думал, что покупаю кота в мешке, а в мешке-то оказался тигр».

18 августа 1946 года в Тушине истребитель с жидкостным ракетным двигателем совершил первый в нашей стране показательный полет.

Под руководством В. П. Глушко сформировался многочисленный по тому времени коллектив. В 1946-1947 гг. он приступил к разработке мощных ЖРД.

В эти годы в стране началась организация разветвленной сети ракетостроительных НИИ, КБ и заводов: нужны были ракеты, которые смогут преодолевать расстояния в сотни и тысячи километров, а в дальнейшем — исследовать космическое пространство. В 1948 году в разработке таких ракет участвовали уже 13 научных институтов и конструкторских бюро, 35 крупных заводов. Технически ими руководил Совет Главных конструкторов во главе с С.П.Королевым.

В ОКБ В.П.Глушко был построен жидкостный РД-100 с тягой в несколько десятков тонн. В октябре 1948 года, после серии огневых стендовых испытаний, этот двигатель поднял в небо первую советскую баллистическую ракету дальнего действия. Затем последовали еще более мощные и совершенные двигатели.

В 1953 году по рекомендации ведущих научно-исследовательских организаций В.П.Глушко присваивают звание профессора и избирают членом-корреспондентом Академии наук СССР. Он становится членом ученого совета лаборатории двигателей, членом комиссии по химической термодинамике при Отделении химических наук, межведомственной комиссии по координации и контролю научно-теоретических работ по межпланетным сообщениям при Астрономическом совете, представляет АН СССР в секции для координации работ по изучению поглощения радиоволн раскаленными газами и т.д. Выходит в свет его фундаментальный труд «Источники энергии и их использование в реактивных двигателях», затем — составленный под научным руководством Глушко трехтомный справочник «Термодинамические свойства компонентов продуктов сгорания».

К середине 50-х годов баллистические ракеты с жидкостными двигателями В. П. Глушко летали на расстояния свыше 1000 км и геофизические — на высоту в сотни километров. И вот - памятный 1957 год, начало полетов в космос. Через н-сколько лет президент США Д.Кеннеди писал в специальном послании конгрессу: «Мы стали свидетелями того, что начало достижениям в космосе было положено Советским Союзом благодаря имеющимся у него мощным ракетным двигателям».

Эти двигатели были созданы в ГДЛ - ОКБ под руководством В. П. Глушко. Первая в истории космическая ракета была двухступенчатая, состояла из центрального блока (вторая ступень) и четырех боковых (первая ступень). В центральном блоке устанавливался РД-108, в боковых — по одному РД-107. Все двигатели включались в работу одновременно, давая стартовую тягу около 400 тонн. Через некоторое время после старта боковые блоки отбрасывались, а центральный продолжал работать, разгоняя полезный груз до первой космической скорости.

Рис. 3Двигатели РД-107 и РД-108 близки по характеристикам, поскольку их стремились унифицировать. Управляет их работой электро-, пневмо- и пиро- автоматика.При создании двигателей первой космической ракеты были разработаны и освоены новые конструкции, топливо, материалы, технологические процессы и оборудование.

Первостепенное значение имела принципиально новая камера, рассчитанная на высокие температуры и давления, но при этом ажурной конструкции. Эта камера позволила существенно повысить экономичность двигателя за счет форсирования рабочего процесса и использования эффективных топлив. Многое дал также компактный, легкий и экономичный турбонасосный агрегат большой мощности, работающий при низких давлениях компонентов топлива, поступающих из баков ракеты. Двигатели получились с высоким отношением тяги к массе.

Конструкторам пришлось решить ряд совершенно новых вопросов, связанных с дополнительными функциями, ранее двигателям не свойственными. Одна из них — обеспечение полета ракеты по заданной траектории, управление ее пространственным положением. В этих целях в двигателе были предусмотрены дополнительные поворотные рулевые камеры с тягой, равной 1/6 тяги основных камер, установлены агрегаты регулирования тяги и соотношения топливных компонентов. В результате полет космической ракеты удалось сделать строго рассчитанным, оптимальным, выработку топливных компонентов из баков — полной, синхронной.

В 1957 году Валентин Петрович стал лауреатом Ленинской премии. Спустя год Академия наук СССР избирает его своим действительным членом и присуждает ему только что учрежденную Золотую медаль имени К. Э. Циолковского «За выдающиеся работы в области межпланетных сообщений».

12 апреля 1961 года ракета с двигателями РД-107 и РД-108 вынесла в космос корабль с человеком на борту. Центральный Комитет КПСС, Президиум Верховного Совета и Совет Министров СССР поздравили ученых, конструкторов, техников и рабочих, принимавших участие в успешном осуществлении этого исторического со-бытия. ГДЛ - ОКБ награждается орденом Ленина, а В.П.Глушко становится дважды Героем Социалистического Труда. Первый космонавт планеты Ю.А.Гагарин написал в книге почетных посетителей ОКБ:

«Двигательную установку принято называть сердцем машины. Очень сложное и совершенное сердце, созданное коллективом ОКБ, работало отлично и вынесло «Восток» 12 апреля 1961 года в космическое пространство. Как командир «Востока» сердечно благодарю Вас, дорогие товарищи, за созданные совершенные двигатели и оборудование к ним. Желаю новых больших творческих успехов. Гагарин»

В 1965 году двигатели РД-107, РД-108 подняли в космос ракету с автоматической межпланетной станцией, передавшей на Землю детальное изображение обратной стороны Луны. Одному из открытых кратеров Академия наук присвоила имя К. Э. Циолковского, а ряду лунных образований — названия организаций и имена конструкторов, ученых, организаторов, внесших значительный вклад в развитие отечественного ракетостроения. Член Комиссии АН СССР по лунным наименованиям В П. Глушко активно содействовал тому, чтобы увековечить эти названия и имена.

Ракеты-носители с двигателями РД-107 и РД-108 успешно применяются до сих пор. Но наряду с этими ракетами есть и более совершенные. Среди них многоступенчатая ракета- носитель «Протон», впервые стартовавшая в 1965 году. Ее достижения — вывод на околоземные орбиты научных автоматических станций «Протон» массой до 17 т, запуск возвращаемых автоматических межпланетных станций «Зонд» для облета Луны, доставка на Луну луноходов и аппаратов, взявших пробы лунного грунта, запуск искусственных спутников Венеры и Марса, посадка космических аппаратов на Марс, передача на Землю изображений венерианской поверхности, полеты долговременных орбитальных станций «Салют».

Рис. 4Высокие качества ракеты «Протон» во многом определяются ее двигателями. На первой ступени установлено несколько разработанных в ОКБ Глушко двигателей РД-253 новой схемы, с дожиганием рабочего тела турбины (генераторного газа) в камере.

Двигатели ГДЛ - ОКБ (не только РД-107, РД-108 и РД-253, а и многие другие) устанавливались на всех советских ракетах, стартовавших в космос.

В технике крупные идеи часто «опережают свое время». Человечество к ним или морально не готово, или материально. Но тот, кто дал такую идею, рискует попасть к ней в плен, со всеми известными из истории последствиями: талантливый ученый, инженер перестает видеть вокруг что-либо, кроме своей цели, и практически ничего не добивается, разве что запоздавшей славы.

Академик Глушко сумел избежать этой опасности, еще в 1929 году выдвинув идею электроракетного двигателя, проверив ее экспериментально, не забыв, но, в интересах дела, своевременно перейдя на жидкостные двигатели, предложенные для ракет К.Э.Циолковским. И всем своим последовавшим богатым опытом опроверг нынешнее расхожее мнение, противопоставляющее коллектив «одиночке»,  доказал, что не простая сумма знаний и умений должна сейчас играть главную роль в творческом коллективе, а по-прежнему талант - в сочетании с характером.

***

kot-ivan76.livejournal.com

Ракетные двигатели В.П.Глушко | КПИ им. Игоря Сикорского

В.П.Глушко - основатель советского жидкостного ракетодвигателестроения. Но его первый ракетный двигатель был электрореактивный (ЭРД). Тяга в нем возникала благодаря мгновенному испарению тонких полосок металла при нагревании их электрическим током. Скорость истечения газов из таких двигателей на порядок выше, чем в двигателях с химическим топливом. В 1929-1930 годах работая в Газодинамической лаборатории (ГДЛ), В.П.Глушко изготовил опытные образцы ЭРД, провел испытания и доказал их работоспособность. Но из-за малой мощности ЭРД ученый стал работать над разработкой жидкостных ракетных двигателей (ЖРД).

Характеристики ракетного двигателя в наибольшей степени определяются характеристиками компонентов ракетного топлива (КРП), которое в нем применяется. В 1930 г. В.П.Глушко исследовал такие окислители, как азотная кислота, растворы тетроксид азота в азотной кислоте, тетранитрометан, перекись водорода, хлорная кислота. В 1931 г. предложил химическое зажигание и самовоспламеняющееся топливо.

Валентин Петрович сам готовил необходимые смеси, отрабатывал технологию их изготовления и только потом передавал в лабораторию для изготовления и испытаний. Создавая конструкции ЖРД, В.П.Глушко разрабатывал агрегаты для подачи топлива различных типов - поршневые, турбонасосные и др. Многочисленные исследования многих пар КРП дали Глушко возможность сформулировать требования к ним. Исходя из требуемой эффективности ЖРД и эксплуатационных требований, он остановился на паре азотная кислота - керосин. Именно эта пара использовалась в его исследовательских ракетных двигателях (ОРМ-И - ОРМ-65).

Двигатели такого же типа он создавал во время войны для реактивных ускорителей самолетов. Это были РД-1 и другие. Для первой советской ракеты дальнего действия Р-1 (аналог Фау-2), ракет Р-2, Р-5 В.П.Глушко разрабатывает кислородно-спиртовые двигатели РД-100, РД-101, РД-103М с тягой на земле, соответственно - 26, 37, 44 тс). А для первой космической ракеты-носителя Р-7 были разработаны кислородно-керосиновые двигатели РД-107 и РД-108 (тяга на земле (в пустоте), соответственно 83/102 и 76/96 тс). Подвергнув модернизации, эти двигатели работают до сих пор ...

Но процесс горения в таких двигателях был недостаточно устойчивым. Кроме того, очень сложно хранить жидкий кислород. Поэтому, разрабатывая ЖРД для боевых ракет, В.П.Глушко вновь возвращается к использованию азотистого окислителя (азотный тетроксид), а в качестве топлива - несимметричного диметилгидразина. Ракеты с такими двигателями могли храниться годами в заправленном состоянии. Вооруженные силы получили действительно боевые ракеты, пригодные для многолетнего дежурства в готовности к немедленному пуску. Но для космических ракет были необходимы мощные двигатели. В азотно-кислотных двигателях РД-253 (тяга 150/166 тс) ракеты "Протон" для повышения мощности В.П.Глушко ввел дожигание газа-окислителя. Впоследствии введение этого же процесса в кислородно-керосиновых двигателях повысило не только их мощность, но и стабильность работы. На этом принципе был создан самый мощный в мире кислородно-керосиновый двигатель РД-170 с тягой 740/806 тс для ракет "Зенит" и "Энергия".

Конечно, усовершенствование ЖРД в КБ В.П.Глушка происходило не только за счет совершенствования ракетных топлив и процесса сгорания. Было обосновано и внедрено немало конструктивных наработок, в том числе - по форме и профилю сопла, охлаждения камеры сгорания, конструкции форсунок и т. Д.

Основана В.П.Глушко школа строительства ракетных двигателей и до сих пор не утратила своих позиций мирового лидера, а созданные в НПО "Энергомаш" им. В.П.Глушка двигатели США покупают для своих ракет "Атлас".

kpi.ua