ДВС РОТОРНЫЙ EMDRIVE РАСКОКСОВКА HONDAВИДЫ

Продувка цилиндров двигателя автомобиля — режим продувки. Продувка двигателя


Продувка цилиндров двигателя автомобиля — режим продувки

Продувка цилиндров двигателя автомобиля

Здравствуйте, уважаемые автолюбители! Продолжаем разбираться в устройстве двигателя автомобиля и изучать непонятные процессы, происходящие внутри головки блока цилиндров, которые позволяют двигателю работать.

На очереди к рассмотрению такое важное понятие, как продувка цилиндров двигателя. Те, кто занимался или интересовался технологией тюнинга двигателя, знают, что это такое.

Увеличение мощности двигателя автомобиля достигается разными способами, в числе которых продувка цилиндров занимает не последнее место.

Режим продувки цилиндров при тюнинге осуществляется способом конструктивного изменения в системе продувочных окон.

Что собой представляет продувка цилиндров

Продувка цилиндров

Режим продувки цилиндров двигателя является неотъемлемой частью рабочего цикла двигателя. Для замещения продуктов сгорания свежим воздухом в цилиндрах предусмотрены продувочные окна: для выпуска отработанных газов и для подачи воздуха.

У разных конструкций и типов двигателей существуют разные системы продувки цилиндров:

Любая схема продувки цилиндров двигателя в стандартном режиме осуществляет оптимальную замену отработанных продуктов сгорания. Если же вы желаете увеличить (повысить) КПД стандартного двигателя, и при этом имеете знания и навыки, то вам под силу внести конструктивные изменения в систему продувочных окон цилиндров.

Это мы рассмотрели продувку цилиндров, как часть рабочего цикла цилиндров двигателя. Кроме этого, понятие продувка применяется при диагностике двигателя.

Продувка цилиндров двигателя
Схема продувки цилиндров

Продувка цилиндров и диагностика двигателя

Для диагностики причин низкой компрессии в одном или нескольких цилиндрах двигателя применяется такой способ, как продувка цилиндров. В чём его суть?

Сжатый воздух с давлением 0,2 – 0,3 МПа подаётся в диагностируемый цилиндр. Предварительно, перед подачей воздуха, поршень выставляется в ВМТ (верхнюю мёртвую точку), включается высокая передача в КПП, и стояночный тормоз (ручник). Это делается для того, чтобы исключить проворачивание коленвала.

В цилиндр подаётся сжатый воздух, и мы наблюдаем результат:

Результатом диагностики является либо ремонт блока цилиндров, либо ремонт головки блока цилиндров.

Режим продувки цилиндров при запуске двигателя

Данный режим рекомендуется производителем при низкой температуре воздуха. В чём его суть. Производится продувка цилиндров с целью удаления остатков топлива перед запуском (стартерная прокрутка без подачи топлива) или после неудачной попытки запуска двигателя.

Как производится продувка цилиндров двигателя. Педаль газа выжимается до «упора» и в течение 8-10 секунд производится прокрутка стартером. Естественным условием такой процедуры является хорошо заряженная аккумуляторная батарея.

Повтор прокрутки производится не раньше, чем через минуту. При запуске двигателя рекомендуется ногу с педали газа убрать. Это не позволит произойти резкому увеличению оборотов коленвала.

Стартерная прокрутка или продувка цилиндров двигателя может осуществляться на автомобилях любой марки.

Успехов вам при продувке цилиндров двигателя, особенно в холодное время года.

cartore.ru

Продувка цилиндров двигателя своими руками » АвтоНоватор

Относительно автомобильного двигателя, такое понятие, как продувка цилиндров имеет несколько значений. Постараемся рассмотреть их более подробно. А уж, какое из значений подойдет для вас, уважаемый автолюбитель, выбирайте сами.

Продувка цилиндров как часть рабочего цикла двигателя

При осуществлении рабочего цикла в цилиндрах двигателя происходит продувка цилиндров – то есть продукты сгорания топлива замещаются свежим воздухом. Для этого в цилиндрах существуют продувочные окна, как для выпуска отработанных газов, так и для подачи свежего воздуха.

Фото продувки цилиндров, pomogala.ru

Существует щелевая, клапанно-щелевая продувка цилиндров. Неотъемлемой частью системы продувки цилиндров являются перепускные каналы. В зависимости от конструкции двигателя их может быть разное количество. Трёх, — четырёх, — пятиканальная продувка.

На фото - схема клапанно-щелевой продувки цилиндров, dieselloc.ru

При тюнинге двигателя, такой способ, как усиленная продувка цилиндров используют для увеличения мощности двигателя. Продувка цилиндров улучшается только одним способом – внесение конструктивных изменений в систему продувочных окон.

Вы обладаете достаточными специфическими знаниями, имеете специальное оборудование и, конечно же, опыт. Тогда вам под силу изменить параметры продувки цилиндров в лучшую сторону. Если же нет, то продувка цилиндров, как режим рабочего цикла двигателя должна оставаться стандартной.

В принципе, для увеличения КПД двигателя, на некоторых автомобилях устанавливаются ресиверы, которые улучшают продувку цилиндров, оптимизируют впрыск топлива, увеличивают крутящий момент.

Продувка цилиндров как способ диагностики двигателя

При недостаточно низкой компрессии одного из цилиндров, после ее измерения, можно постараться определить причину с помощью сжатого воздуха. Для этого компрессором подаём сжатый воздух в цилиндр. Предварительно нужно установить поршень в ВМТ (верхняя мёртвая точка) такта сжатия.

Фото подачи компрессором сжатого воздуха в цилиндр, automuse.ru

Да, и не забудьте установить высокую передачу и зафиксировать стояночный тормоз, чтобы не провернулся коленвал двигателя. Давление воздуха должно быть 0,2-0,3 МПа.

Утечка воздуха через дроссельный узел свидетельствует о неисправности впускного клапана. Выход воздуха через «глушитель» говорит о неисправности выпускного клапана. Если же воздух будет находить себе путь через расширительный бачок (см. пузырьки) или через соседний цилиндр, то дело в повреждении прокладки ГБЦ.

На фото - утечка воздуха через дроссельный узел, autoprospect.ru

Вам остаётся только принять решение о ремонте блока цилиндров или ремонте ГБЦ.

Продувка цилиндров для запуска двигателя при низкой температуре

В некоторых мануалах существует такое понятие, как режим продувки цилиндров. Этот режим применяется, как правило, при низких температурах, для: продувки цилиндров с целью удаления остатков двигателя, после того, как вы сделали попытку запуска, но двигатель не завелся. Либо для предварительной подготовки двигателя к запуску, так называемая стартерная прокрутка, без подачи топлива.

Фото режима продувки цилиндров, vaz-granta.infocar.ua

Суть режима «продувка цилиндров» в следующем: педаль акселератора (газа) нажимается до упора и в течение 10 сек. производите прокрутку стартером. Повторно можно такую процедуру проводить не ране, чем через одну минуту. АКБ должна быть хорошо заряжена.

На фото - схема режима продувки цилиндров , drive2.ru

Продувка цилиндров таким способом может проводиться на любых автомобилях. Желательно в момент запуска двигателя отпустить педаль газа, чтобы не допустить резкого повышения оборотов коленчатого вала.

Удачи вам при продувке цилиндров двигателя.

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

carnovato.ru

продувка двигателя - это... Что такое продувка двигателя?

 продувка двигателя

Astronautics: engine blow-down

Универсальный русско-английский словарь. Академик.ру. 2011.

Смотреть что такое "продувка двигателя" в других словарях:

universal_ru_en.academic.ru

MirMarine - Системы продувки двухтактных двигателей

Качество очистки цилиндра от отработавших газов оценивается коэффициентом остаточных газов, который представляет собой отношение количества молей остаточных газов «Мr», к количеству молей свежего заряда воздуха L, поступившего в цилиндр :Yr =Mr / L. Чем меньше «Yr» тем совершеннее газообмен в цилиндре. У двухтактных двигателей «Yr» в большей мере зависит от применяемой системы продувки. В зависимости от направления движения выпускных газов и продувочного воздуха в цилиндре системы продувки можно подразделить на контурные и прямоточные.

Контурные системы продувки.

Поперечно - щелевая продувка (рис. 11, а). Здесь продувочные окна расположены против выпускных окон. Высота продувочных окон меньше, чем выпускных. При движении поршня к н.м.т. сначала открываются выпускные окна и происходит свободный выпуск газов. Затем открываются продувочные окна и поступающий через них продувочныи воздух очищает цилиндр от отработавших газов. При движении поршня к в.м.т. сначала закрываются продувочные окна, затем выпускные, что обусловливает некоторую потерю заряда. Коэффициент остаточных газов для этой системы продувки Yr = 0,11÷0,15. Эта продувка применяется в дизелях «Зульцер» малой мощности и в двигателях завода «Русский дизель».

Поперечно-щелевая продувка с автоматическими клапанами на выпуске (рис. 11, б) выполняется с расположением продувочных окон против выпускных. Высота продувочных окон примерно такая же, как и выпускных. Продувочные окна снабжены автоматическими клапанами, сообщающими ресивер продувочного воздуха с цилиндром только после снижения в нем давления до давления продувочного воздуха «Рэ» . До тех пор, пока давление газов не понизится до давления продувочного воздуха, будет происходить свободный выпуск газов. В дальнейшем давление в цилиндре снизится, автоматические клапаны откроются и воздух через продувочные окна устремится в цилиндр, выталкивая отработавшие газы. При движении поршня вверх продувочные и выпускные окна закрываются одновременно, чем предотвращается потеря заряда воздуха. Коэффициент остаточных газов при такой продувке Yr 0,09÷0,12. Эта продувка применяется исключительно в двигателях «Фиат».

Контурные системы продувки

Поперечно-щелевая продувка с двумя рядами продувочных окон (рис. 11, в). При этой системе продувки против выпускных окон располагаются два ряда продувочных, причем верхний ряд продувочных окон снабжен автоматическими клапанами. При движении поршня вниз сначала открываются верхние продувочные окна, которые, однако, не сообщают ресивер продувочного воздуха с цилиндром, так как давление газов в цилиндре превышает давление продувочного воздуха. Затем открываются выпускные окна, и происходит свободный выпуск. К моменту открытия поршнем нижнего ряда продувочных окон давление в цилиндре снижается до Рэ, что приводит к открытию автоматических клапанов. Продувочный воздух через оба ряда продувочных окон поступает в цилиндр, осуществляя очистку цилиндра от отработавших газов и наполнение его свежим воздухом. Когда поршень движется к в.м.т., он закрывает сначала выпускные окна и затем верхний ряд продувочных окон. Благодаря этому обеспечивается более полная зарядка цилиндра. Коэффициент остаточных газов для этой продувки, Yr = 0,08÷0.12. Такая продувка используется в мощных двигателях «Зульцер».

Петлевая продувка (рис. 11, г) отличается от предыдущих тем, что продувочные и выпускные окна расположены на одной стороне цилиндра. Сначала поршень открывает выпускные окна и происходит свободный выпуск. После этого поршень открывает продувочные окна и происходит очистка цилиндра и зарядка его воздухом. Так как при движении поршня вверх первыми закрываются продувочные окна, то при этой продувке будет происходить потеря заряда. Чтобы не допустить этого, на выпускном канале нередко устанавливают управлямые заслонки. Коэффициент остаточных газов при петлевой продувке Yr = 0,09÷0,13. Эта продувка применяется в двигателях МАН.

Прямоточные системы продувки

Прямоточные системы продувки (рис. 12) отличаются от контурных организацией прямого тока воздуха, выталкивающего отработавшие газы. Эти системы продувки обеспечивают наиболее полную очистку цилиндра от газов. Коэффициент Yr = 0,03÷0,08 и приближается к значениям его для четырехтактных двигателей.

Прямоточные системы продувки

Прямоточно-клапанная продувка (см. рис. 12, а) осуществляется при помощи ряда продувочных окон, расположенных по всей окружности цилиндра, и размещенного в крышке цилиндра выпускного клапана (или клапанов). При движении поршня к н.м.т. в определенныи момент открывается выпускной клапан и происходит свободный выпуск газов. Затем кромкой поршня открываются продувочные окна, и продувочный воздух выталкивает отработавшие газы через открытый выпускной клапан. К моменту завершения очистки цилиндра выпускнои клапан закрывается, после чего закрываются и продувочные окна. Такая система продувки применяется на двигателях «Бурмейстер» и «Вайн», «Гётаверкен», «Сторк» и БМЗ.

Прямоточно-щелевая продувка (см. рис. 12, б) применяется у двигателей с расходящимися поршнями. Продувочные и выпускные окна расположены в крайних частях рабочего объема цилиндра. Обычно окна верхнего ряда являются продувочными, и поршень, управляющий открытием выпускных окон, опережает противоположный. Нижний поршень передает мощность непосредственно на коленчатый вал, связанный с потребителем. Верхний поршень передает мощность либо на верхний коленчатый вал, который связан с нижним, либо на нижний коленчатый вал при помощи тяг. Форсунки расположены в среднеи части цилиндра. При расширении газов оба поршня расходятся. Сначала открываются выпускные окна и осуществляется свободный выпуск. Затем продувочный поршень открывает продувочные окна и начинается продувка. Когда выпускной поршень пройдет свою внешнюю мертвую точку и начинает двигаться в обратном направлении, продувочный поршень еще продолжает движение к своей внешней мертвой точке. Это обеспечивает сначала закрытие выпускных окон и только после этого закрытие продувочных окон. Таким образом, потеря воздушного заряда отсутствует. Прямоточно-щелевая продувка применяется на отечественных двигателях Д100 и двигателях «Доксфорд».

Похожие статьи

mirmarine.net

Продувка цилиндров двигателя автомобиля — режим продувки

Содержание статьи:

Продувка цилиндров двигателя автомобиля

Здравствуйте, уважаемые автолюбители! Продолжаем разбираться в автомобиля и изучать непонятные процессы, происходящие внутри , которые позволяют двигателю работать.

На очереди к рассмотрению такое важное понятие, как продувка цилиндров двигателя. Те, кто занимался или интересовался технологией тюнинга двигателя, знают, что это такое.

Увеличение мощности двигателя автомобиля достигается разными способами, в числе которых продувка цилиндров занимает не последнее место.

Режим продувки цилиндров при тюнинге осуществляется способом конструктивного изменения в системе продувочных окон.

Что собой представляет продувка цилиндров

Продувка цилиндров

Режим продувки цилиндров двигателя является неотъемлемой частью рабочего цикла двигателя. Для замещения продуктов сгорания свежим воздухом в цилиндрах предусмотрены продувочные окна: для выпуска отработанных газов и для подачи воздуха.

У разных конструкций и типов двигателей существуют разные системы продувки цилиндров:

Любая схема продувки цилиндров двигателя в стандартном режиме осуществляет оптимальную замену отработанных продуктов сгорания. Если же вы желаете увеличить (повысить) КПД стандартного двигателя, и при этом имеете знания и навыки, то вам под силу внести конструктивные изменения в систему продувочных окон цилиндров.

Это мы рассмотрели продувку цилиндров, как часть рабочего цикла цилиндров двигателя. Кроме этого, понятие продувка применяется при диагностике двигателя.

Продувка цилиндров и диагностика двигателя

Для диагностики причин низкой компрессии в одном или нескольких цилиндрах двигателя применяется такой способ, как продувка цилиндров. В чём его суть?

Сжатый воздух с давлением 0,2 – 0,3 МПа подаётся в диагностируемый цилиндр. Предварительно, перед подачей воздуха, поршень выставляется в ВМТ (верхнюю мёртвую точку), включается высокая передача в КПП, и стояночный тормоз (ручник). Это делается для того, чтобы исключить проворачивание коленвала.

В цилиндр подаётся сжатый воздух, и мы наблюдаем результат:

Результатом диагностики является либо , либо.

Режим продувки цилиндров при запуске двигателя

Данный режим рекомендуется производителем при низкой температуре воздуха. В чём его суть. Производится продувка цилиндров с целью удаления остатков топлива перед запуском (стартерная прокрутка без подачи топлива) или после неудачной попытки запуска двигателя.

Как производится продувка цилиндров двигателя. Педаль газа выжимается до «упора» и в течение 8-10 секунд производится прокрутка стартером. Естественным условием такой процедуры является хорошо заряженная аккумуляторная батарея.

Повтор прокрутки производится не раньше, чем через минуту. При запуске двигателя рекомендуется ногу с педали газа убрать. Это не позволит произойти резкому увеличению оборотов коленвала.

Стартерная прокрутка или продувка цилиндров двигателя может осуществляться на автомобилях любой марки.

Успехов вам при продувке цилиндров двигателя, особенно в холодное время года.

portalvaz.ru

диагностика двигателя и продувка цилиндров.

By admin Published 16.06.2013 Ремонт ВАЗ самому

Одним из методов диагностики двигателя является продувка цилиндров. А в чем, собственно, смысл данного метода? Смотрим. Как вы сами понимаете, продувка осуществляется не с помощью губ: для этого используется сжатый воздух. Давление сжатого воздуха составляет 0,3 Мпа: именно под таким давлением сжатый воздух подается в цилиндр. Однако, есть один важный момент, который вы должны сделать перед продувкой: поршень необходимо выставить в верхнюю мертвую точку, включить высокую передачу КПП, а также поставить «ручник» (ручной тормоз). Эта мера необходима для того, чтобы полностью исключить возможный поворот коленвала. После этого можно подавать сжатый воздух. В процессе продувки можно наблюдать следующее. В том случае, если воздух травит в районе дроссельного узла, то проблема касается впускного клапана, который реально неисправен. Если воздух проходит через расширительный бачок или соседний цилиндр, то проблема заключается в неисправной прокладке ГБЦ (головки бокового цилиндра). Соответственно, по результатам диагностики производится либо ремонт (замена) головки блока цилиндров, либо ремонт блока цилиндров. Напоследок пара слов о режиме продувки цилиндров. Режим продувки рекомендуется производить при низкой температуре воздуха. Зачем? Продувка необходима для того, чтобы удалить оставшееся топливо непосредственно перед запуском двигателя, либо после неудачной попытки запуска двигателя. Алгоритм продувки выглядит следующим образом. Педаль газа топится до упора вниз и производится прокрутка стартера (секунд 10-15). Естественно, что перед продувкой вы должны убедится в том, что ваша АКБ (аккумуляторная батарея) хорошо заряжена! Можно произвести «контрольную» прокрутку стартера: то есть ещё раз давим педаль газа в пол и прокручиваем стартер. Но помните: повторная прокрутка производится не ранее, чем через минуту после первого прокручивания! Когда будете запускать двигатель — ногу с газа рекомендуется убрать: таким образом вы не допустите возникновение резкого увеличения оборотов коленвала. И самое последнее: данный алгоритм продувки и прокрутки подходит всем без исключения маркам авто. Так что — дерзайте!

vaznetaz.ru

Система продувки двигателей подвесных моторов

Если процессы сжатия, сгорания и расширения в двух и четырехтактных двигателях аналогичны, то очистка цилиндра от остаточных газов и наполнение его свежей смесью у них существенно различаются. В четырехтактном двигателе основная масса остаточных газов вытесняется поршнем при его ходе к ВМТ (верхней мертвой точке). В двухтактном двигателе отработанные газы вытесняются свежей смесью, предварительно сжатой в картере, при открытых продувочных и выхлопных окнах, т. е. продувка и выпуск происходят одновременно. При больших конструктивных преимуществах такая система очистки имеет и свои минусы: свежая смесь частью смешивается с остатками продуктов сгорания, а частью вылетает в атмосферу через выпускную систему. Чтобы свести к минимуму эти нежелательные явления при наилучшей очистке цилиндра от остаточных продуктов сгорания, конструкторами двухтактных двигателей разработаны различные системы продувки цилиндра.

Таких систем несколько: контурная, в которой поток продувочной смеси движется по контуру цилиндра, прямоточная с движением смеси от одного конца цилиндра к другому и др.

В настоящее время в двухтактных двигателях подвесных лодочных моторов повсеместно применяется возвратно-петлевая схема продувки. Здесь рабочая смесь направляется из нижней части цилиндра в верхнюю, описывает петлю и выталкивает отработавшие газы. Петлевая схема продувки конструктивно проста — это и определило ее выбор для лодочных и мотоциклетных двигателей, хотя она и характеризуется наличием непродутых зон в цилиндре в большей степени, чем прямоточная и контурная.

Как же протекает процесс продувки? Свежая смесь из кривошипной камеры через продувочные каналы устремляется в цилиндр. Сначала потоки поступающей смеси поднимаются вверх, направляясь по стенке цилиндра к головке. По мере движения поршня вниз струи продувочной смеси отклоняются от стенки и направляются к противоположной стороне цилиндра. Далее продувочные струи сталкиваются и ударяются в стенку, противоположную выпускному окну, поток обтекает камеру сгорания и спускается вдоль стенки к выпускному окну.

Для хорошей очистки необходимо, чтобы восходящая часть потока заняла одну половину вертикального сечения цилиндра, а нисходящая — другую. Практически осуществить это очень трудно. Неустановившийся продувочный поток имеет различную скорость по своему сечению: максимальное ее значение — у стенки, противоположной выпускному окну, снижается в слоях, лежащих ближе к центру. В центральной части цилиндра могут остаться непродутыми застойные и вихревые зоны.

Вид продувочного потока в цилиндре зависит от ширины и высоты окон и от продолжительности их открытия (так называемое «время-сечение» окна), от формы продувочных каналов, определяющих углы входа продувочных струй в цилиндр, от формы днища поршня и камеры сгорания. Чтобы вытеснить отработавшие газы, не перемешиваясь с ними, продувочные струи должны быть компактными и обладать достаточной энергией. Эта энергия тем выше, чем больше разность давлений в кривошипной камере и цилиндре во время открытия продувочных окон (т. е. степень сжатия в картере), и чем меньше потери в продувочных каналах. Если энергия лодочных моторов наиболее распространенным видом петлевой продувки является двухканальная.

Продувочный канал образован наружной, внутренней и боковыми и стенками. По результатам многочисленных экспериментальных работ выбраны оптимальные углы наклона этих стенок. В большинстве случаев боковая стенка расположена под углом 55-60° к оси симметрии горизонтального сечения, а боковая стенка под несколько меньшим углом или параллельно ей. Наклон стенки 3 составляет 10-15° и близок к направлению касательной к сфере днища поршня у его кромки. В том случае, если углы входа продувочных каналов выполнены неправильно, количество остаточных газов увеличивается, а струи свежей смеси, прижимаясь к стенкам цилиндра, попадают в выпускное окно — так называемый прямой выброс свежей смеси. Это приводит к увеличению расхода топлива и уменьшению мощности. Не меньшее значение имеет симметричность продувочных окон и углов входа продувочных каналов относительно выпускного окна. Несимметричность входящих в цилиндр потоков приводит к появлению завихрений и нежелательному перемешиванию свежей смеси с отработавшими газами.

О качестве продувки в двигателе и, в частности, о симметричности выполнения продувочных каналов, можно судить по следам от продувочных струй и нагару в местах, не омываемых продувочной смесью на днище поршня и камеры сгорания.

Гидравлические потери в продувочных каналах стремятся свести к минимуму, поэтому поперечное сечение продувочных каналов и окон должно быть как можно большим. Так как увеличение высоты продувочных, а следовательно, и выхлопных окон связано с уменьшением полезного объема цилиндра, сечение продувочного окна увеличивают за счет его ширины. Увеличение же ширины ограничено величиной, равной 0,45 диаметра цилиндра (при дальнейшем ее увеличении возникает опасность выдавливания поршневого кольца в окна). При большей ширине в окне делается перемычка.

При выборе фаз продувки, т. е., в конечном счете, высоты выхлопных и продувочных окон, принимается в расчет величина перемещения поршня от открытия выхлопных окон до начала открытия продувочных — так называемое предварение выпуска.

Более раннее открытие продувочных окон (увеличение их высоты) сдвигает максимальное значение крутящего момента в сторону меньших скоростей вращения коленчатого вала. При слишком малом предварении выпуска давление в цилиндре может оказаться выше, чем давление в картере, и при открытии продувочных каналов выхлопные газы попадут по ним в картер, вызвав его дополнительный нагрев и ухудшив наполнение.

Величина оптимальной фазы продувки в двухтактных двигателях различных лодочных моторов неодинакова и находится в пределах 110-120° («Салют» — 112°, «Ветерок-8» — 110°, «Ветерок-12» — 114°, «Нептун» — 121°, «Москва-25» — 119°).

Для гоночных лодочных моторов, работающих на высоких оборотах, величина фазы продувки возрастает до 125-135°.

Говоря о видах продувки, применяемых в конструкциях лодочных моторов, следует отметить отличие петлевой дефлекторной продувки (рис. 1, а), где направление потока смеси задается козырьком на поршне (дефлектором), от продувки, в которой направление струй определяется формой и наклоном продувочных каналов. Первый вид продувки использован на лодочных моторах «Ветерок», «Москва-М», «Москва-25», «Прибой» и на большинстве американских моделей. Второй — на моторах «Нептун», «Салют», «Вихрь-М», «Ветерок-14», на шведских и японских моделях.

Дефлекторная (а) и возвратно-петлевая трехканальная (б) продувка моторов «Вихрь»

(рис. 1) Дефлекторная (а) и возвратно-петлевая трехканальная (б) продувка моторов «Вихрь»

К преимуществам дефлекторной продувки можно отнести простоту конструкции и технологичность, так как продувочные и выхлопные окна выполняются простым сверлением. К недостаткам — менее благоприятную в отношении смесеобразования форму камеры сгорания, которая хуже продувается из-за сложной конфигурации, большой вес и повышенную температуру днища поршня из-за наличия дефлектора.

При направлении смеси продувочными каналами очистка камеры сгорания получается более эффективной. Этому способствует простая плоская или несколько выпуклая форма днища поршня и сферическая форма камеры сгорания, позволяющая производить ее механическую обработку, в результате чего более точно взддерживается необходимая степень сжатия. Технологические трудности выполнения совпадения продувочных каналов и окон в гильзе окупаются получением более высоких показателей мощности и экономичности. На рис. 1, б показана трехканальная петлевая продувка мотора «Вихрь-30».

При двух- и трехканальной петлевой продувке очень важно точно направить продувочные струи при выходе из окон в камеру сгорания. На направление струи влияют в основном длина участка 3 (рис. 3) и величины радиусов канала, особенно у внутренней стенки. Длина прямого участка стенки 3 должна быть не меньшей, чем ширина продувочного окна. Внутренней стенкой продувочного канала 5 в большинстве случаев служит сама гильза. Стремясь увеличить внутренний радиус канала и создать направляющую часть у входа в цилиндр прибегают к так называемой «отдаленной» продувке. Так выполнены продувочные каналы «Ветерков» и ряда гоночных моделей мотоциклетных двигателей. В таких каналах, благодаря большим радиусам внутренней и наружной стенок, создается большая длина направляющей части и становится возможной настройка продувочных каналов на высокое число оборотов коленвала .

Из двух каналов с одинаковыми поперечными сечениями входа и выхода канал с большим радиусом поворота будет оказывать значительно меньшее аэродинамическое сопротивление потоку продувочной смеси. Как показали испытания, более плавные повороты каналов мало влияют на максимальную мощность, но значительно повышают ее в диапазоне средних и низких скоростей вращения двигателя. При отработке продувочного канала необходимо также бороться с любым отрывом потока от стенок (чаще всего от внутренней стенки канала).

В последнее время получает все большее распространение петлевая продувка с одним или несколькими дополнительными каналами, располагаемыми напротив выпускного окна (рис. 3). Добавочные каналы располагаются обычно под углом 45-60° к вертикали. Продувочные струи этих каналов отжимают поток газов в верхней части к центру цилиндра и способствуют очистке центральных непродутых зон. По результатам исследований, проведенных на мотоциклетных двигателях, применение третьего продувочного канала позволяет увеличить мощность двигателя на 7-12 %. Увеличение мощности с 20 до 23 л.с. на отечественном подвесном моторе «Нептун-23» было также достигнуто в основном за счет замены двухканальной продувки на трехканальную. Прохождение смеси в добавочный канал через поршень улучшает к тому же смазку верхней головки шатуна и охлаждение поршня.

Размещение дополнительных продувочных каналов на зеркале цилиндра связано с определенными конструктивными трудностями, особенно при поршневом управлении впуском. При золотниковом управлении подвод топливной смеси производится сбоку картера и это намного упрощает размещение добавочных продувочных каналов.

На процесс продувки определенное влияние оказывает и форма камеры сгорания. Полусферическая камера сгорания, применяющаяся на большинстве двухтактных двигателей, не является лучшим решением. Она обеспечивает ровное протекание свежей смеси и тем самым не препятствует ее «вылетанию» в выпускное окно. Усложненная же форма камеры сгорания, обусловленная применением дефлекторной продувки, способствует образованию застойных, непродуваемых зон. Наилучшие результаты были получены при смещении полусферы в головке цилиндров. Такая конструкция была использована при разработке мотора «Ветерок-14».

Возможна ли некоторая доводка системы продувки двигателя своими силами? Безусловно.

Размещение дополнительного продувочного канала

(рис. 2) Размещение дополнительного продувочного канала

1 — основной продувочный канал, 2 —дополнительный продувочный канал

Дело в том, что при изготовлении картеров, блоков цилиндров, вставок продувочных каналов применяются несколько комплектов кокилей или пресс-форм и возможны некоторые несовпадения по контурам деталей, отлитых на разной литейной оснастке. К этому же могут привести и технологические отклонения при механической обработке деталей.

Довести детали, образующие продувочный канал, до полного совпадения контуров можно собственными силами. Следует стремиться к тому, чтобы в продувочном канале не было уступов и неровностей более 0,5 мм, чтобы контур продувочного окна в гильзе совпадал с контуром окна в отливке блока цилиндров. Можно улучшить вход смеси в продувочный канал, сняв фаску с гильзы цилиндра в этом районе. Очень тщательно следует подогнать вставку в продувочном канале моторов «Ветерок», «Москва», «Прибой» для обеспечения правильного направления продувочной струи при выходе из канала.

Не следует, однако, увлекаться излишней полировкой продувочных каналов. Спортсменам-водномоторникам известны, например, случаи уменьшения мощности гоночных двигателей «Кениг» после полировки продувочных каналов, имевших довольно-таки грубую поверхность после литья (возможно, при этом была нарушена форма канала).

www.wherry.ru


Смотрите также