Жаркая пора – ещё одна головная боль для автомобилиста. Перегрев двигателя, как правило, происходит именно весной или летом, но и зимой, в принципе, от этого никто не застрахован. Как распознать повышение температуры в ДВС? Какими могут быть последствия перегрева двигателя? Что делать, если перегрева всё-таки не миновать? Ответим на эти и другие вопросы.
Чтобы в дороге не попасть в опасную ситуацию, очень важно время от времени поглядывать на датчик перегрева двигателя (если он имеется). Если стрелка вошла в область красной зоны – это верный сигнал к остановке. Даже если водитель не смотрит на термодатчик, то сигнал от лампы перегрева, в любом случае, пропустить нельзя.
Резкий запах в салоне при закипании антифриза – ещё один признак. Однако при открытых окнах его бывает трудно заметить. В этом случае пар из по капота авто будет верным сигналом к остановке. Причём остановиться нужно срочно, т.к. за пару минут весь антифриз выкипит, что приведёт к необратимым последствиям.
При перегреве двигателя также может быть слышен «странный» звон во время нажатия на педаль газа. Он возникает по вине того, что стенки камеры сгорания нагреваются до ненормальной температуры. Это, в свою очередь, приводит к детонации (можно сказать, взрыву) топлива, что и создаёт характерный звук.
В холодное время года определить признаки перегрева двигателя поможет печка. При перегреве ДВС горячий антифриз может перестать поступать в отопитель, что приводит к снижению температуры в салоне.
Первым делом необходимо остановиться и выключить двигатель. При необходимости включить аварийные огни и выставить соответствующие знаки на дороге. Далее следует открыть капот и ожидать окончания кипения антифриза, что занимает до 20 минут.
Если в системе нет никаких признаков протечки и давление в шлангах снизилось (они становятся мягкими), то в радиатор можно долить недостающую выкипевшую жидкость. Кстати, делать это необходимо очень медленно, чтобы не спровоцировать слишком быстрого охлаждения системы.
Далее можно попробовать завести двигатель. Если не обнаруживаются протечки и температура не идёт резко вверх, можно начать движение – сразу же следует направиться в автосервис для выяснения причин перегрева. Но если температура резко поднимается, лучше вызвать эвакуатор.
На самом деле любая неисправность в системе охлаждения рано или поздно может привести к перегреву двигателя во время езды или даже при его холостой работе.
Радиатор.Наиболее частой причиной перегрева двигателя автомобиля является неправильная работа радиатора. Минимальное, что с ним может случиться – внешнее загрязнение пылью, листвой и т.д. В этом случае достаточно его просто прочистить. При внутреннем загрязнении радиатор придётся везти в автосервис или прочищать самому. Наиболее часто это происходит вследствие появления в трубках накипи – чаще всего её можно устранить, а иногда нет (придётся менять радиатор). Часты случаи, когда радиатор может быть пробит. В этой ситуации его необходимо везти в автосервис, где его «залатают» герметиками.
Разгерметизация системы.При разгерметизации системы охлаждения охлаждающая жидкость вырывается наружу, что приводит к перегреву двигателя. Она может возникнуть по разным причинам: плохо затянутые хомуты, трещины в шлангах, износ насоса уплотнения, пробой радиатора и т.д. В этом случае потребуется тщательная диагностика всей системы.
Выход из строя термостата или его клапанаЧтобы увериться в неисправности термостата, достаточно ощупать (при нагретом двигателе) нижнюю часть радиатора. Если она не нагрета, то это явный признак выхода из строя термостата. В этом случае иногда может помочь ремонт, но лучше всего заменить его на новый.
Выход из строя вентилятора радиатора. Если вентилятор, установленный на радиатор, вращается с недостаточной скоростью либо не вращается вообще, то перегрев двигателя также неизбежен. Такая ситуация может возникнуть из-за выхода из строя датчика температуры (вентилятор не включается в нужный момент), двигателя вентилятора или даже муфты включения.
Выход из строя вентилятора радиатора. Если вентилятор, установленный на радиатор, вращается с недостаточной скоростью либо не вращается вообще, то перегрев двигателя также неизбежен. Такая ситуация может возникнуть из-за выхода из строя датчика температуры (вентилятор не включается в нужный момент), двигателя вентилятора или даже муфты включения.
Разуплотнение камеры сгорания. Нарушение уплотнения обычно вызывается после последнего перегрева двигателя. Это связано с перегоранием прокладок головки, появлением трещин в ней или в гильзе цилиндра, деформацией привалочной плоскости самой головки или блока. Чтобы определить это, можно обратить внимание на бочку – из неё будет вытекать охлаждающая жидкость. Последствием разуплотнения камеры сгорания нередко является резкое повышение давления в системе сразу после запуска ДВС. Однако для установки конкретной причины разуплотнения в большинстве случаев требуется разборки двигателя.
ru.megasos.com
Недавно мне пришлось уехать на несколько дней в командировку на своём, в общем-то не старом ещё, верном «Опеле», который выручает меня всегда, когда нужно ехать в другой город или отвезти тёщу на дачу, съездить с семьёй в отпуск. Мой верный «конь» прошёл не одну тысячу километров, но на этот раз случилось то, что, по моему мнению, никогда не могло произойти со мной – перегрев двигателя. Кстати, в завершение я высказал своё мнение по тому стоит ли продавать машину после ремонта с таким диагнозом.
Содержание
Так вот, после того, как всё произошло, я понял, что попал на довольно большие деньги, а все из-за небрежности, самоуверенности и невнимательности. Самое противное, что эта проблема возникла в чужом городе, где мне пришлось задержаться из-за серьёзного ремонта.
Вернувшись домой, я стал расспрашивать знакомых, которые сталкивались с этим или что-то понимают в устройстве автомобиля. Нашёл много информации в специальной литературе и в знаменитой Паутине, немного систематизировал, упростил и обобщил её. Вот что у меня получилось.
Можно, сказать, из-за невнимательности, как в моем случае, при недостаточном опыте или незнании элементарных вещей. Как и любая проблема, перегрев двигателя имеет свои причины. Часто эта проблема возникает если имеется:
Как я описал выше, эта проблема возникает в основном, из-за небрежного отношения к своему «верному коню». В моем случае, уехав в командировку ночью, я вовремя не обратил внимания на датчик. Мой совет – даже, когда вы устали, старайтесь периодически поглядывать на показания датчиков автомобиля. Не зря же их поставили прямо перед носом. Скажу честно, я был халатен и невнимателен, в результате понёс серьёзные потери, как по времени, так и по деньгам.
Чтобы распознать эту проблему, не нужно быть автомехаником, достаточно просто очень внимательно относиться к автомобилю и его нуждам и, конечно же, следить за показаниями датчиков. Одним из самых основных признаков перегрева двигателя является температура, которая резко начинает повышаться, что хорошо заметно по датчику. Если вовремя не обратить внимания, как было у меня – упадёт мощность и заметно изменится звук. Я услышал посторонний металлический стук и странную «музыку» мотора.
При незначительном перегреве, который длится не больше 10 минут, последствия тоже будут достаточно минимальные, практически не заметные для мотора. Он может работать какое-то время как и раньше, правда, недолго. Иногда перегрев можно распознать по чёрному неестественному дыму из выхлопной трубы, который будет свидетельствовать о повреждении колец.
Более существенный перегрев возникает при воздействии повреждающего фактора до 20 минут. А температура при перегреве двигателя резко возрастает, более, чем на 100 градусов. Визуально будут заметны трещины на головке блока, может прогореть прокладка и разрушатся поршни и кольца, что будет видно при разборе двигателя. Я при этом услышал не характерный для моего «Опеля» звук, а звуки, похожие на удары молотка.
Сильный перегрев приводит к полному заклиниванию двигателя с характерным «кулаком дружбы», когда поршень повреждает стенку блока. Здесь ремонт бесполезен, только полная замена блока цилиндров. Можете представить в какую копеечку это влетит, независимо от того, на какой машине вы катаетесь. Знакомый недавно покупал новый движок для своей Нивы из-за подобной халатности. Обошлось ему всё в 2 тысячи долларов. Некоторым может показаться, что это довольно дёшево, но это ошибочное мнение. Такие затраты для старой Нивы – это уж слишком. Я бы сдал её на металлолом. Видимо любовь к машине существует и она взяла вверх.
Для того, чтобы защитить двигатель от перегрева, нужно, прежде всего, не лениться и регулярно выполнять несколько простых правил:
При перегреве двигателя ремонт неизбежен, независимо от продолжительности действия повреждающего фактора – температуры.Если уж так случилось и вы видите по датчику, что температура зашкаливает, а самое главное быстро растёт после охлаждения, значит что-то неисправно. Самым разумным решением в такой ситуации – заглушить мотор.
Я, к примеру, когда увидел, что датчик на приборке перевалил отметку в 95 градусов — сразу же вызвал эвакуатор. Не нужно при этом открывать капот или, ещё хуже, пытаться открыть крышку бачка для залива жидкости. Во-первых, это очень вредно для мотора, если в имеющийся в системе кипяток долить холодную жидкость. При этом деформируются те части двигателя, которые сделаны из чугуна и алюминия. Во-вторых, в бачке создаётся довольно сильное давление, при отвинчивании крышки получится раскалённый фонтан из антифриза и, помимо ремонта, может понадобиться ещё и медицинская помощь. Если вы не спец, не суйтесь под капот, тем более самому сделать в таком положении вряд ли что-либо получится.Вернуться вверх
daciaclubmd.ru
Итак, если происходит перегрев, далеко не всегда из-под капота должен пойти густой белый пар. Основным поводом для беспокойства можно считать показания стрелки температуры охлаждающей жидкости на приборной панели.
На большинстве автомобилей используется именно такая схема контроля температуры ДВС. Также может быть установлен индикатор-лампочка, а повышение температуры выше заданных пределов будет сопровождаться характерным звуковым сигналом.
Если мотор перегревается на ходу, тогда основным признаком является резко поднимающаяся температура охлаждающей жидкости, стрелка указателя температуры на панели стремится в красную зону. Параллельно с этим отмечается значительное падение мощности, силовой агрегат попросту не тянет.
Сам двигатель начинает работать более «жестко» и шумно. Могут отчетливо прослушиваться звонкие металлические стуки, начинают «звенеть пальцы». Такие изменения происходят в результате появившейся детонации двигателя, когда сгорание топлива в цилиндрах приобретает взрывной характер.
Также признаки перегрева можно заметить, подняв крышку капота и заглянув в моторный отсек. На сильный перегрев укажут трещины в БЦ и ГБЦ, заметные деформации головки блока цилиндров. Из-под прокладки головки блока могут быть видны течи антифриза или масла и т.д.
Еще можно определить перегрев по свечам зажигания. Как правило, на значительное повышение температуры в камере сгорания указывает белый налет на электродах, а также общее состояние свечи (растрескивание изолятора и т.д.).
Также можно открыть крышку расширительного бачка системы охлаждения (только после остывания ДВС). Признаки перегрева двигателя, которые можно определить при осмотре, представляют собой потемнения на стенках бачка (серо-черные пятна). Дополнительно следует взглянуть на сам антифриз. Если заметны хлопья темного цвета, которые находятся в ОЖ, тогда это масло, попавшее в систему охлаждения в результате перегревов.
Обычно попадание масла происходит после повреждения (прогара) прокладки ГБЦ. Параллельно необходимо извлечь масляный щуп и открутить крышку маслозаливной горловины. Если в масле видна пена и наблюдается эмульсия под крышкой, тогда в смазочную систему попал антифриз.
Начнем с того, что причин для перегрева мотора много. Одни, скажем так, лежат на поверхности, тогда как другие могут быть скрытыми и не иметь явных признаков.
Прежде всего, недостаточный уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке является одной из самых частых причин перегрева мотора. Дело в том, что в процессе эксплуатации тосол или антифриз «выкипает». По этой причине уровень нужно контролировать, доливая дистиллированную воду или концентрат.
Внимание, утечки также могут быть внутренними, то есть когда ОЖ попадает в цилиндры и картер двигателя. Попадание в цилиндры может привести к гидроудару, а наличие антифриза в картере разжижает моторное масло.
Смазка теряет свои свойства, быстро выходят из строя коренные и шатунные вкладыши. Если двигатель дымит белым дымом, то это может быт явный признак наличия охлаждающей жидкости в цилиндрах.
Заклинивание термостата также приводит к перегреву ДВС. Дело в том, что если термостат заклинит в закрытом положении, тогда жидкость из блока цилиндров не попадает в радиатор, а мотор перегревается. Так обычно происходит по причине того, что различные загрязнения и отложения в системе охлаждения выводят из строя подвижный элемент термостата.
Это приводит к тому, что температура выхлопных газов стремительно растет, происходит перегрев ГБЦ, антифриз в каналах также сильно нагревается и кипит. Добавим, что к аналогичным последствиям приводит и прогар выпускного клапана.
Детонация двигателя также является распространенной причиной нарушения температурных режимов и сильного нагрева ДВС. В этом случае речь идет о неконтролируемом процессе сгорания топливно-воздушной смеси в цилиндрах. Важно понимать, что если двигатель детонирует, тогда кроме перегрева в скором времени возникнут и другие серьезные повреждения деталей агрегата.
Также следует помнить, что внутри двигателя могут возникать так называемые локальные перегревы. Сложность заключается в том, что своевременно заметить такую проблему удается далеко не всегда.
К локальному перегреву мотора может приводить сильная закоксовка, то есть когда в камере сгорания скопился толстый слой нагара. При этом температура ОЖ остается в норме, датчик температуры не реагирует, но поршень, кольца, клапаны, стенки цилиндров и другие элементы подвержены значительному нагреву.
Также нагар становится причиной калильного зажигания. Если просто, тлеющие частички в камере сгорания произвольно поджигают топливно-воздушную смесь вместо искры на свечах зажигания. Явление частично напоминает детонацию, однако, природа его другая.
Загрязнение системы охлаждения и ее каналов приводит к тому, что пропускная способность снижается, эффективность циркуляции охлаждающей жидкости снижается. Естественно, теплоотвод в таких условиях будет нарушен.
На практике большинство водителей, заметив повышение температуры, стремятся как можно быстрее заглушить мотор. Обратите внимание, если стрелка в красной зоне, тогда это решение можно считать единственно верным.
Однако если перегрев есть, но температура не дошла до критической отметки, тогда двигатель лучше не глушить сразу. Оптимально сразу снизить обороты, после чего остановить машину и дать агрегату еще поработать на ХХ пару минут.
Однако когда перегрев более серьезный, тогда высока вероятность прогара клапанов, прокладки ГБЦ, деформации привалочных плоскостей БЦ и головки и т.д. Что касается серьезных проблем, следует помнить, что нагрев неизбежно ведет к расширению деталей, в результате чего появляются трещины блока и головки, элементы деформируются и оплавляются. В худшем случае перегретый двигатель заклинивает.
При этом далеко не всегда на рост температуры внутри мотора укажет стрелка на приборной панели. Особенно опасны в этом плане локальные перегревы. По этой причине необходимо постоянно следить за общим состоянием ДВС, выполнять комплексную диагностику двигателя, регулярно менять антифриз, поддерживать работоспособность и чистоту системы охлаждения.
Напоследок хотелось бы добавить, что все диагностические и профилактические процедуры должны выполняться правильно, так как система охлаждения состоит из большого количества достаточно хрупких деталей. Например, даже неаккуратная наружная мойка радиатора под давлением может привести к повреждениям его ребер.
Последствия перегрева двигателя автомобиля
drive.autogear.ru