Для обычного автовладельца принцип работы двигателя, например, шестицилиндрового, является чем-то вроде магии, интересной лишь автомеханикам и гонщикам.
С одной стороны, у большинства действительно нет никакой нужды в этой информации. Но с другой, отсутствие этих знаний порождает необходимость ехать на поклон в автосервис, чтобы решить простейшие задачи.
Содержание статьи
Знание об устройстве и работе автомобиля пойдет большим плюсом в личное дело любого автолюбителя. Особенно это касается движка – важнейшего элемента и сердца железного коня. ДВС имеет уйму разновидностей – начиная от типа горючего и заканчивая уникальными для каждого авто мелкими нюансами.
Но суть работы примерно одинакова:
Благодаря последовательной работе цилиндров, коленвал находится в постоянном движении, образуя крутящий момент. Чем больше цилиндров – тем легче и быстрее будет вращаться коленвал. Вот и нарисовалась схема, знакомая даже школьникам, не разбирающимся в матчасти – больше цилиндров – мощнее мотор.
Если объяснять по-простому, то порядок работы двигателя – это выверенная последовательность и интервал работы его цилиндров. Как правило, цилиндры мотора не работают строго по очереди (за исключением двухцилиндровых моторчиков). Этому способствует «змейкообразная» форма коленвала.
Порядок работы движка всегда начинается с первого цилиндра. А вот дальнейший цикл уже у всех разный. Причем даже у однотипных моторов разных модификаций. Знание этих нюансов будет необходимым, если вы захотите откалибровать работу клапанов или настроить зажигание. Поверьте, просьба подключить высоковольтные провода на автосервисе вызовет у мастеров чувство жалости.
Вот мы и добрались до сути. Порядок работы такого ДВС будет зависеть от того, как именно 6 цилиндров расположены. Здесь выделяют три типа — рядный, V-образный и оппозитный.
Стоит поподробнее остановиться на каждом:
Владея даже этими схемами, вы сможете грамотно подрегулировать клапана. Не обязательно вдаваться в историю развития технологий, физические характеристики и сложные формулы расчета – оставим это подлинным фанатам темы. Наша цель – научится самостоятельно делать то, что вообще возможно сделать самостоятельно. Ну а знание о функционале вашего мотора идет приятным бонусом.
avtotehnar.ru
Многие помнят двигатели 402 и работы цилиндров, устанавливаемых на автомобилях «Волга», «Газель». Несмотря на прекращение выпуска, часть автомобильных средств используют в качестве силового агрегата.
Содержание статьи
Силовой агрегат неприхотливый, в нем нет сложных технических узлов и деталей. Незадача в том, что после каждого пятнадцатитысячного пробега автотранспортного средства, необходимо регулировать клапана работы цилиндров.
В приведенных случаях нарушаются зазоры фасок клапанов и седел цилиндров.
Несоответствие параметров нарушает работу двигателя, вызывая:
Появление характерных признаков является для водителя моментов приняться за устранение дефектов.
Успех достигается, если водитель знает порядок работы цилиндров у 402 двигателя данной силовой установки.
Такой порядок работы цилиндров универсального 402 двигателя. Зазор на первом и четвертом цилиндрах на клапанах, отвечающих за впуск горючей смеси в камеру сгорания, по нормативным требованиям составляет 0.40-0.45 миллиметра. Клапаны, утилизирующие выхлопные газы, имеют зазор 0.35-0.40 миллиметров.
У четырехтактных двигателей рабочий процесс завершается прокручиванием коленчатого вала на 720 градусов. У двухтактного в два раза меньше.
Работа по регулировке зазоров клапанов требует подготовки. Размещают в удобном положении инструменты, материалы для измерений.
В инструментальном наборе обязательно наличие:
Наличие необходимого материала позволяет приступать к регулировочным работам.
Сначала дают остыть двигателю. Затем отсоединяют различные шланги, трубопроводы, трос педали газа. Демонтируют фильтр очистки воздуха, крышку, закрывающую клапанный механизм.
Начинают с первого цилиндра. Устанавливают прокруткой коленчатого вала поршень в верхнее мертвое положение. Точность действия сверяют совпадением отметок на ременном приводе коленвала с отметиной на блоке двигателя.
Существует очередность регулировки зазоров клапанов. Сначала приводят в норму первые, вторые, четвертые, шестые клапана. После проворачивают коленчатый вал на 360 градусов по ходу часовой стрелки. Регулировке подлежат третий, пятый, седьмой, восьмой.
Делается это так. Отверткой придерживают контрольный винт, одновременно отвинчивая гайку, при помощи которой он устанавливается в нужное положение. Щупом требуемого размера по толщине, производят замеры. Он должен входить в зазор с небольшим усилием. Аналогичному «ощупыванию» подлежать остальные зазоры клапанов.
Когда «прощупаны» восемь клапанов цилиндров двигателя 402, наступают монтажные работы по обратной сборке силового агрегата.
Устанавливают свечи и выставляют зажигание 402 двигателя на свои места, надежно закрепляют крышку клапанов. При этом не забывают поменять старую прокладку на новый аналог. Затяжку болтов производят, согласую усилия с регламентными указаниями. Они требуют болты завернуть, прилагая усилия, равные 0,5 H. м по минимуму и 0,8 по максимуму.
Затем устанавливают воздушный фильтр, прикрепляют трос от акселератора, шланги.
Когда работа завершена, поверяют ее качество. Двигатель запускают до полного прогрева. Когда температурный режим охладителя двигателя и работы цилиндров выходит на положенные температурные параметры, водитель или слесарь СТО прослушивает работу силового агрегата.
Отсутствие цокота, металлического звона, свидетельствует о качественно произведенной регулировке всасывающих и выпускных клапанов.
Впоследствии двигатель претерпел некоторые изменения в системе подачи топлива в камеры сгорания. Вместо традиционного карбюратора, использовали инжекторную схему. Конструктивное обновление привело к экономии бензина, улучшило впрыск топлива. Главным положительным моментом, по мнению автомобилистов, реализация инжекторный схемы ликвидировала проблемы, возникавшие с карбюраторным узлом.
Остальное использовано из старого двигателя 402. Ничего не поменялось в эксплуатационных нормах силового агрегата. Остались прежние технические характеристики, нормы по обслуживанию. Например, инструкция по замене масла фильтра осталась в прежней редакции. Предписывалось менять после десятитысячного километрового пробега автомобиля. После 8 тысяч требовалось менять свечи зажигания на новые комплекты.
Водители автотранспортных средств, на которых установили двигатели внутреннего сгорания 402, несмотря на некоторые недоработки, положительно характеризуют силовую установку за простоту устройства, несложное обслуживание, длительный эксплуатационный ресурс.
avtotehnar.ru
Четырёхцилиндровый однорядный четырёхтактный двигатель.Равномерность работы многоцилиндрового двигателя обеспечивается в том случае, если чередование рабочих ходов в его цилиндрах происходит через равные углы поворота коленчатого вала. Рабочий цикл в четырёхтактном двигателе совершается за два оборота коленчатого вала, тоесть за поворот вала на 7200.
Для определения угла, через который в цилиндрах будут повторяться одноимённые такты (допустим такты расширения) необходимо 7200 разделить на число цилиндров двигателя. В четырёхцилиндровом двигателе такт расширения совершается через 720:4 = 1800 поворота коленчатого вала. За каждые два оборота коленчатого вала в четырёхтактном четырёхцилиндровом двигателе происходит четыре такта расширения, четыре такта выпуска, четыре такта впуска и четыре такта сжатия, тоесть рабочий цикл повторяется четыре раза.
Поскольку чередование одноимённых тактов происходит через 1800 поворота коленчатого вала, то и шатунные шейки вала должны быть расположены под углом 1800 одна к другой, тоесть лежать в одной плоскости. Шатунные шейки первого и четвёртого цилиндров направлены в одну сторону относительно оси коленчатого вала, а шатунные шейки второго и третьего цилиндров – в противоположные. Такая форма коленчатого вала обеспечивает равномерное чередование рабочих ходов в цилиндрах и удовлетворительную уравновешенность двигателя, так как все поршни одновременно приходят в крайние положения (два поршня вверх, два поршня вниз).
Последовательность чередования (за рабочий цикл) одноименных тактов в различных цилиндрах двигателя называют порядком работы цилиндров двигателя. Порядок работы четырёхцилиндровых четырёхтактных двигателей может быть 1-3-4-2 или 1-2-4-3. при выборе порядка работы цилиндров конструкторы стремятся, как можно равномернее распределить нагрузку на шатунные и коренные шейки коленчатого вала. Максимальные нагрузки ан шейки коленчатого вала возникают в те моменты, когда в цилиндрах совершаются такты расширения (рабочие ходы).
Таблица 1 . Чередование тактов в четырёхцилиндровом четырёхтактном однорядном двигателе с порядком работы 1 – 3 – 4 - 2
Обороты коленчатого вала | Угол поворота коленчатого вала | Цилиндры | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Первый | 0 - 1800 | Рабочий ход | Выпуск | Сжатие | Впуск |
1800 – 3600 | Выпуск | Впуск | Рабочий ход | Сжатие | |
Второй | 3600 - 5400 | Впуск | Сжатие | Выпуск | Рабочий ход |
5400 - 7200 | Сжатие | Рабочий ход | Впуск | Выпуск |
Рассмотрим последовательность чередования рабочих ходов в цилиндрах. Если, например, в первом цилиндре за первую оборота коленчатого вала (0 – 1800) происходит рабочий ход, то за вторую половину (180 – 3600) рабочий ход будет осуществляться в третьем цилиндре, за первую половину второго оборота (360 – 5400) – в четвёртом цилиндре и за вторую половину оборота (540 – 7200) – во втором цилиндре. Следовательно, порядок работы двигателя
1-3-4-2. Рассмотренный порядок работы цилиндров может быть изменён. Для этого при том же расположении колен коленчатого вала необходимо изменить последовательность открытия и закрытия клапанов, что зависит от конструкции механизма газораспределения и последовательности зажигания рабочей смеси в цилиндрах двигателя
Таблица 2 . Чередование тактов в четырёхцилиндровом четырёхтактном однорядном двигателе с порядком работы 1 – 2 – 4 - 3
Обороты коленчатого вала | Угол поворота коленчатого вала | Цилиндры | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Первый | 0 - 1800 | Рабочий ход | Сжатие | Выпуск | Впуск |
1800 – 3600 | Выпуск | Рабочий ход | Впуск | Сжатие | |
Второй | 3600 - 5400 | Впуск | Выпуск | Сжатие | Рабочий ход |
5400 - 7200 | Сжатие | Впуск | Рабочий ход | Выпуск |
Двигатели семейства ВАЗ «Жигули», «Москвич – 2140» имеют порядок работы 1 – 3 -4 – 2, а двигатели автомобилей УАЗ, ГАЗ-3102 «Волга», ГАЗ-24 «Волга» имеют порядок работы 1 – 2 – 4 – 3.
Шестицилиндровый однорядный четырёхтактный двигатель. Одноимённые такты совершаются через 1200 угла поворота коленчатого вала (7200: 6 = 1200). Колена коленчатого вала расположены попарно под углом 1200. Допустим, что первое и шестое колена направлены влево вниз, а третье и четвёртое – вправо вниз, если смотреть на коленчатый вал с переднего торца.
Таблица 3 . Чередование тактов в шестицилиндровом четырёхтактном однорядном двигателе с порядком работы 1 – 5 – 3 – 6 – 2 – 4.
Обороты коленчатого вала | Угол поворота коленчатого вала | Цилиндры | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
Первый | 0 - 600 | Рабочий ход | Конец выпуска | Конец впуска | Конец раб хода | Конец сжатия | Впуск |
600 - 1200 | Сжатие | Выпуск | |||||
1200 - 1800 | Впуск | Рабочий ход | |||||
1800 - 2400 | Выпуск | Сжатие | |||||
2400 - 3000 | Рабочий ход | Впуск | |||||
3000 - 3600 | Сжатие | Выпуск | |||||
Второй | 3600 - 4200 | Впуск | Рабочий ход | ||||
4200 - 4800 | Выпуск | Сжатие | |||||
4800 - 5400 | Рабочий ход | Впуск | |||||
5400 - 6000 | Сжатие | Выпуск | |||||
6000 - 6600 | Впуск | Рабочий ход | |||||
6600 - 7200 | Выпуск | Сжатие |
Такое чередование тактов имеют шестицилиндровые двигатели автомобилей ЗИЛ-157КД и ГАЗ-52-04. Из таблицы видно, что если в первом цилиндре происходит рабочий ход, то после поворота коленчатого вала на угол 1200 рабочий ход начинается в пятом цилиндре и т. д. При этом рабочий ход в одном цилиндре ещё не закончился, так через 1200 он начинается в другом. В шестицилиндровом двигателе поршни только двух цилиндров одновременно приходят в одноимённые мёртвые точки. Силы инерции масс, движущихся возвратно – поступательно уравновешиваются.
V-образный шестицилиндровый четырёхтактный двигатель с углом между рядами цилиндров 900.Такую конструкцию имеет четырёхтактный дизель ЯМЗ-236. Угол развала между его цилиндрами равен 900. Колена коленчатого вала расположены в трёх плоскостях под углом 1200 одно к другому. Особенностью этого двигателя является коленчатый вал, имеющий три кривошипа, к каждому из которых подсоединено по два шатуна: к первому кривошипу - шатуны первого и четвёртого цилиндров; ко второму – второго и пятого цилиндров к третьему – третьего и шестого цилиндров.
В этом двигателе, имеющем порядок работы цилиндров 1 – 4 – 2 – 5 – 3 – 6, одноимённые такты в цилиндрах происходят неравномерно через 900 и 1500.
Таблица 4 . Чередование тактов в шестицилиндровом четырёхтактном однорядном двигателе с порядком работы 1 – 4 – 2 – 5 – 3 – 6.
Обороты коленчатого вала | Угол поворота коленчатого вала | Цилиндры | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
Первый | 0 -300 | Рабочий ход | Конец впуска | Конец выпуска | Конец сжатия | Конец впуска | Конец рабочего хода |
30 - 600 | Выпуск | ||||||
60 - 900 | Сжатие | ||||||
90 - 1200 | Рабочий ход | ||||||
120 - 1500 | Впуск | ||||||
150 - 1800 | Сжатие | ||||||
180 - 2100 | Выпуск | ||||||
210 - 2400 | Впуск | ||||||
240 - 2700 | Рабочий ход | ||||||
270 - 3000 | Выпуск | ||||||
300 - 3300 | Сжатие | ||||||
330 - 3600 | Рабочий ход | ||||||
Второй | 360 - 3900 | Впуск | |||||
390 - 4200 | Сжатие | ||||||
420 - 4500 | Выпуск | ||||||
450 - 4800 | Впуск | ||||||
480 - 5100 | Рабочий ход | ||||||
510 - 5400 | Выпуск | ||||||
540 - 5700 | Сжатие | ||||||
570 - 6000 | Рабочий ход | ||||||
600 - 6300 | Впуск | ||||||
630 - 6600 | Сжатие | ||||||
660 - 6900 | Выпуск | ||||||
690 - 7200 | Впуск |
Если в первом цилиндре осуществляется рабочий ход, то в четвёртом он начинается через 900, во втором - через 1500, в пятом - через 900, в третьем – через 1500 и в шестом – через 900. Поэтому двигатель ЯМЗ-236 имеет повышенную неравномерность хода и в нём приходится устанавливать на коленчатом валу маховик с относительно большим моментом инерции (на 60 – 70% больше, чем для однорядного двигателя).
Восьмицилиндровый V-образный четырёхтактный двигатель. Цилиндры в таком двигателе (например, ГАЗ-53А, ГАЗ-53-12, ЗИЛ-130 и КамАЗ-5320) расположены под углом 900 один к другому. Одноимённые такты в цилиндрах начинаются через угол поворота коленчатого вала, равный 720:8=900. Следовательно, кривошипы коленчатого вала расположены крестообразно под углом 900. К первому кривошипу присоединены шатуны первого и пятого цилиндров, ко второму – второго и шестого, к четвёртому – четвёртого и восьмого цилиндров. В восьмицилиндровом четырёхтактном двигателе за два оборота коленчатого вала совершается восемь рабочих ходов. Перекрытие рабочих ходов в различных цилиндрах происходит в течение поворота коленчатого вала на угол 900, что способствует его равномерному вращению.
Зная порядок работы цилиндров двигателя, можно правильно распределить провода по свечам зажигания, присоединить топливопроводы к форсункам и отрегулировать клапаны.
Таблица 5 . Чередование тактов восьмицилиндровом четырёхтактном V-образном двигателе
с порядком работы 1 – 5 – 4 – 2 - 6 - 3 – 7 – 8.
Обороты коленчатого вала | Угол поворота коленчатого вала | Цилиндры | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
Первый | 0 - 900 | Рабочий ход | Конец впуска | Конец выпуска | Сжатие | Конец сжатия | Впуск | Выпуск | Конец раб хода |
90 - 1800 | Сжатие | Впуск | Рабочий ход | Выпуск | |||||
180 - 2700 | Выпуск | Рабочий ход | Сжатие | Впуск | |||||
270 - 3600 | Рабочий ход | Сжатие | Выпуск | Впуск | |||||
Второй | 360 - 4500 | Впуск | Выпуск | Рабочий ход | Сжатие | ||||
450 - 5400 | Выпуск | Рабочий ход | Впуск | Сжатие | |||||
540 - 6300 | Сжатие | Впуск | Выпуск | Рабочий ход | |||||
630 - 7200 | Впуск | Выпуск | Сжатие | Рабочий ход |
Дата добавления: 2015-07-15; просмотров: 504 | Нарушение авторских прав
mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.061 сек.)mybiblioteka.su
По большому счёту, нам, обычным автолюбителям, совершенно не обязательно знать порядок работы цилиндров двигателя. Ну, работает и работает
Да, с этим трудно не согласится.Не нужно до того момента, пока вы не пожелаете своими руками выставить зажигание
По большому счёту, нам, обычным автолюбителям, совершенно не обязательно знать порядок работы цилиндров двигателя. Ну, работает и работает.
Да, с этим трудно не согласится.
Не нужно до того момента, пока вы не пожелаете своими руками выставить зажигание или не займетесь регулировкой зазоров клапанов.
И совершенно не будет лишним знание о порядке работы цилиндров двигателя автомобиля, когда вам нужно будет подсоединить высоковольтные провода к свечам, либо трубопроводы высокого давления у дизеля
А если вы затеете ремонт головки блока цилиндров?Ну согласитесь, смешно будет ехать на автосервис для того, чтобы правильно установить ВВ провода. Да и ехать-то как? Если двигатель троит.
Что значит порядок работы цилиндров двигателя?
Последовательность, с которой чередуются одноименные такты в разных цилиндрах и называется порядком работы цилиндров.
От чего зависит порядок работы цилиндров? Есть несколько факторов, а именно:
Рабочий цикл двигателя состоит из газораспределительных фаз
Последовательность этих фаз должна равномерно распределяться по силе воздействия на коленчатый вал.Именно в этом случае происходит равномерная работа двигателя.
Обязательным условием является то, что цилиндры, работающие последовательно, не должны находиться рядом. Для этого и разрабатываются производителями двигателей, схемы порядка работы цилиндров двигателя.
Но, во всех схемах порядок работы цилиндров начинает свой отсчет с главного цилиндра №1.
Порядок работы цилиндров у разных двигателей
У двигателей одного типа, но разных модификаций, работа цилиндров может отличаться
Например, двигатель ЗМЗ. Порядок работы цилиндров двигателя 402 - 1-2-4-3, в то время как порядок работы цилиндров двигателя 406 - 1-3-4-2.Если углубится в теорию работы двигателя, но так, чтобы не запутаться, то мы увидим следующее. Полный рабочий цикл 4-х тактного двигателя проходит за два оборота коленвала. В градусах это равно 720.
У 2-х тактного двигателя 3600.
Колена вала смещают на определенный угол для того, чтобы вал находился под постоянным усилием поршней. Этот угол напрямую зависит от количества цилиндров и тактности двигателя.
Для того, чтобы вам был понятен весь этот порядок цифр, рассмотрим пример. У 8 цилиндрового двигателя ЗиЛ порядок работы цилиндров следующий: 1-5-4-2-6-3-7-8
Кривошипы расположены под углом 900 .То есть если в 1 цилиндре происходит рабочий цикл, точерез 90 градусов поворота коленвала, рабочий цикл происходит в 5 цилиндре, и последовательно 4-2-6-3-7-8. В нашем случае один поворот коленвала равен 4 рабочим ходам.
Естественным образом напрашивается вывод, что 8 цилиндровый двигатель работает плавне и равномернее, чем 6 цилиндровый.
Скорее всего, глубокое знание порядка работы цилиндров двигателя вашего автомобиля, вам не понадобится. Но общее представление об этом иметь необходимо
А если вы задумаете произвести ремонт, например головки блока цилиндров, то эти знания лишними не будут.Успехов вам в изучении порядка работы цилиндров двигателя вашего автомобиля.
Источник
Полезные советы → Секретные буквы в вашем автомобиле
Полезные советы → Как правильно переехать «лежачего полицейского»
Полезные советы → Правила зимнего вождения
Полезные советы → Как правильно выйти из заноса
Полезные советы → Как защитить свой автомобиль и имущество от воровства?
vintasik.info