Ситуация, когда закипел автомобильный двигатель, нередка. И при этом она всегда происходит неожиданно для водителя. Движение на автомобиле, который перегрелся, временно придется приостановить. Если такая ситуация произошла, стоит обязательно посетить сервис, чтобы установить причину проблемы и устранить ее.
Содержание статьи
Как правило, двигатель перегревается тогда, когда появляются сбои в работе системы охлаждения автомобиля. Причем причин для такого довольно много.
Стоит понимать, что система охлаждения автомобиля изначально обустроена так, что провоцирует перегрев двигателя в целом. Используется комбинация охлаждения с помощью жидкостей и воздуха, а вот других вариантов отвода тепла от мотора нет. В жидкостной системе прокручивается специальная жидкость – антифриз. Она передвигается по каналам за счет движения помпы, но эта стройная работа может сбиться, если есть:
Если же говорить про охлаждение воздухом, то тут в дело вступает вентилятор охлаждения, который либо отказывает вовсе, либо работает не в полную силу. Такое случается, если отмечаются неполадки в приводе или электроцепях.
Охладительная система автомобиля необходима, чтобы двигатель не перегревался. Ведь долго без такого охлаждения работать он не сможет – от активного трения друг о друга детали нагреваются очень сильно и очень быстро. Если же игнорировать перегрев, двигатель сломается.
Физика закипания достаточно проста. Жидкость для охлаждения начинает нагреваться и закипает. Растет давление в системе, радиаторная крышка срывается, и такая раскаленная жидкость разливается под капотом. Здесь она оказывается на блоке цилиндров, который нагрет еще больше, и иных деталях автомотора. Кроме того, может вздуться и лопнуть трубка, которая есть в охлаждающей системе.
Бывает и такая проблема когда машина не греется. Чтобы водитель не делал и как не ездил, температура двигателя не поднимается выше 70-75 градусов. Соответственно в таких условиях печка в автомобиле не будет нагреваться. В таком случае многие автолюбители пытаются менять термостаты, только проблему это не решит. Диагностику в случае если двигатель не греется лучше всего проводить с помощью лазерного термометра. Необходимо замерить температуру на блоке цилиндра, на выходе из термостата.
Почему закипают двигатели – такой вопрос интересует многих автолюбителей. Ведь оказаться посередине улицы с автомобилем, из-под капота которого буквально валит столб пара, не хочется никому. Среди самых распространенных причин специалисты называют следующие варианты:
В каждом конкретном случае потребуется коррекция ситуации и проведение разного рода ремонтных работ.
Когда термостат заклинивает на открытие, начинаются сложности и перебои. Жидкость, ответственная за охлаждение в машине, переходит только на циркулирование по малому кругу — его еще называют рубашкой охлаждения, минуя радиатор. И этот сбой внешне не заметить никак.
На то, что термостат больше не работает в полную силу, указывают некоторые признаки:
Стоит внимательно присмотреться к поведению своего авто, чтобы почувствовать неисправность.
Если выходит из строя помпа, то жидкость перестает в должной мере прокачиваться по системе охлаждения. Проблемы с работой насоса могут возникнуть на фоне:
Стоит понимать, что помпа обладает определенным ресурсом, после чего она вполне может сломаться. Специалисты определяют срок жизни помпы в 80-100 тысяч км. И этот параметр даже включен в регламент ТО.
При частом применении антифриза или тосола сомнительного качества, или если автомобиль эксплуатируется в условиях, когда наблюдается перепад температур, могут отмечаться сбои в работе охлаждающей системы. Например, выходят из строя трубки. На этом фоне легко начинается утечка.
Кроме того, разгерметизация охлаждающего реагента может происходить на фоне:
На фоне всего этого жидкость начинает вытекать и испаряться, ее количество резко падает и становится недостаточным для должного охлаждения мотора.
Нередко катализатором проблемы становятся пробки воздуха, образующиеся в системе. Появляются такие дефекты, когда отмечаются:
Воздушную пробку можно выгнать самостоятельно из системы охлаждения. Есть несколько разных вариантов – одни хороши для отечественных авто, другие используются и для иномарок.
Если по результатам осмотра выясняется, что уровень антифриза в норме, однако мотор все равно нагревается и даже закипает, могут порекомендовать проверить вентилятор. Остудить нагревшийся мотор в такой ситуации не получится, если машина стоит или едет с небольшой скоростью – ведь радиатор не будет обдуваться воздухом навстречу. В противном случае температура может выровняться.
Причин поломки вентилятора может быть много. Это и неполадки в работе разъемов питания, и неполадки в проводке, и сбои в приводе вентилятора, может отказывать температурный датчик, ответственный за включение обдува.
Скорректировать ситуацию возможно самостоятельно. Для этого сначала надо определить, по какой причине вентилятор вышел из строя. Сначала следует проверить электродвигатель. Для этого достаточно взять два провода, подключить непосредственно к вентилятору и запитать от аккумулятора. Если запускается, то проблема не в этом.
Также стоит проверить проводку – для этого подойдет обычный автотестер, подключенный в режиме детектора. Может потребоваться и проверка предохранителя с реле включения. Тут опять-таки подойдет тестер. Само реле проверяют обычно в сервисе. Можно посмотреть и датчик включения вентилятора. Для этого надо прогреть авто, пока температура антифриза не станет равна 100 градусам, затем заглушить мотор, поднять капот и разъединить разъем. Затем снова запустите двигатель, если вентилятор заработал, значит, проблема в другом.
Если двигатель автомобиля перегрелся, это чревато целым рядом проблем. Мастера в сервисах обычно называют называют разные виды перегрева:
Когда закипел двигатель, последствия бывают довольно ощутимыми. Так, если градус антифриза повышается, но автовладелец успел это заметить, не допустив превышения отметок, когда ситуация становится критической, есть шанс спасти двигатель. Для этого достаточно заглушить мотор.
При среднем перегреве, если мотор не успел заклинить, ему также не наносится ощутимый вред.
При серьезном перегреве могут проявиться следующие проблемы:
Поломок на этом фоне может быть довольно много, включая расплавку вкладышей — как шатунных, так и коренных.
Когда температура антифриза превысила 100 градусов, надо остановиться, но при этом автомобиль не выключать, а оставить его работать на холостом ходу. Также следует включить печку. В течение некоторого времени температура снизится.
Если уже валит пар, надо немедленно остановиться. Все рекомендации, что делать, если закипел автодвигатель, сводятся к тому, что надо дать машине покой. Аккуратно следует открыть капот, чтобы не обжечься паром. Надо подождать минут 20 — этого времени хватит, чтобы немного остыла жидкость. Не стоит пытаться остудить антифриз за счет добавления холодного охладителя в кипящий. Из-за таких действий может случиться деформация блока цилиндра, вплоть до того, что он лопнет.
Добраться до сервиса вполне реально. Можно попробовать ехать небольшими перебежками, отслеживая состояние датчика нагрева жидкости охлаждения. В сложных ситуациях, когда начинает идти пар, стоит не рисковать и использовать эвакуатор.
Чтобы избежать такой проблемы, как перегрев двигателя, в будущем, надо позаботиться о качестве антифриза – использовать только проверенные варианты.
Также стоит своевременно проходить все техосмотры, в ходе которых можно удостовериться в работоспособности системы охлаждения автомобиля. Все они прописаны в паспорте машины и проводятся при определенном пробеге. Кроме того, стоит очень внимательно следить за сигналами, которые подает автомобиль.
Когда вы выполните диагностику описанную выше, вы сразу же поймете, что не так с вашим двигателем и сможете легко устранить проблему закипания двигателя. Сформируете для себя понимание того, что может произойти с закипевшим двигателем и какие последствия Вас ждут. Сможете выполнять профилактику и предварительную диагностику, скажем 1 раз в сезон, для избежания проблемы закипания двигателя. И напоследок видео.
Поделиться записью:
bestcars24.ru
Причины перегрева двигателя автомобиля могут быть разными, но результат всегда один – при эксплуатации машины с превышением предельно допустимой рабочей температуры силового агрегата происходит ускоренный износ деталей и узлов. А если двигатель перегревается регулярно и сильно, то чаще всего это оканчивается заклиниванием его подвижных частей.
Поэтому долговечная работа двигателя возможна только при соблюдении рабочего температурного режима. Понимая, почему перегревается двигатель, вы сможете не только устранить причины перегрева, но и не допустите его в дальнейшем.
В этом материале мы расскажем о самых распространенных причинах, по которым перегревается двигатель. А внизу страницы смотрите видео о том, что делать, если двигатель перегрелся.
За поддержку температурного баланса в силовом агрегате отвечает система охлаждения двигателя. Следовательно, для того чтобы мотор не перегревался, систему охлаждения нужно регулярно обслуживать.
Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания состоит из нескольких важных узлов и элементов, которые вы можете рассмотреть на рисунках выше и ниже. От их слаженной работы зависит правильная работа силового агрегата. Неисправности некоторых частей системы охлаждения приводят к перегреву двигателя.
Как только автомобиль будет заведен, в системе охлаждения начинается непрерывная циркуляция жидкости. Принцип работы этой системы хорошо виден на рисунке ниже.
Таким образом, если система охлаждения функционирует исправно, то двигатель не перегревается и работает в нормальном рабочем температурном режиме.
Нарушение в работе системы охлаждения часто становится причиной перегрева двигателя. Некоторые из них водитель может устранить самостоятельно. В конце этой статьи вы найдете видео с инструкцией, что нужно делать, если перегревается двигатель.
И так, семь самых распространенных причин, почему перегревается двигатель:
Каждый автомобилист должен помнить, что поддержание оптимального температурного режима двигателя станет залогом долгой и безотказной работы силового агрегата. Достаточно затратить несколько минут своего времени, чтобы проанализировать ситуацию и принять правильное решение относительно ремонта.
unit-car.com
Автомобиль в исправном техническом состоянии должен охлаждать себя сам. При высокой скорости движения это происходит за счёт продувания радиатора встречным потоком воздуха, а при медленном движении в дело вступает вентилятор системы охлаждения. Пока двигатель не прогрет охлаждающая жидкость (антифриз или его разновидность – тосол) циркулирует по малому кругу: от двигателя к помпе и обратно. При достижении определенной температуры нагрева охлаждающей жидкости открывается клапан термостата, и жидкость начинает движение по большому кругу через радиатор автомобиля.
Сигналом о проблемах в системе охлаждения может быть слабо работающая печка Дело в том, что отопитель расположен в высокой точке системы, горячий антифриз или тосол перестаёт туда поступать, и интенсивность обогрева салона снижается. |
Для того чтобы вовремя распознать перегрев двигателя очень важно время от времени смотреть на показания датчика температуры (если он есть) – положение стрелки в красной зоне – сигнал к остановке и выяснению обстоятельств. В любом случае нельзя пропустить сигнала от аварийной лампыперегрева двигателя.
Ну, а если вы пропустили все «намёки» автомобиля и не был вовремя замечен резкий запах от выкипающей охлаждающей жидкости, то пар из-под капота – верный признак перегрева. Остановиться лучше сразу, поскольку закипание охлаждающей жидкости происходит с большой скоростью, и до критических последствий достаточно нескольких минут работы двигателя в таком температурном режиме.
О том, что температура в системе достигла критического значения, косвенно свидетельствует внезапно появившаяся детонация. Из-за того что температура стенок камеры сгорания при перегреве значительно выше нормы, это провоцирует возникновение ненормального горения. В результате перегретый двигатель при нажатии на педаль газа отзовётся характерным звоном.
Для начала нужно остановиться в безопасном месте и заглушить двигатель. При необходимости включить «аварийку» и выставить знак. Открыть капот и подождать пока кипение не прекратиться. Обычно это занимает 10-15 минут.
Если нет явных признаков протекания в системе, то когда давление снизилось (шланги стали мягкими) можно открыть пробку радиатора и долить выкипевшую жидкость. Делать это нужно медленно и аккуратно, чтобы холодная жидкость не вызвала быстрого охлаждения.
Закрыв пробку, запустить двигатель. Если температура резко не поднимается и нет протечек, можно двигаться в сторону сервиса для выяснения причины закипания и её устранения.
Если температура резко повышается, то нужно провести диагностику. При отсутствии возможности устранения неисправности самостоятельно, лучше не рисковать и воспользоваться помощью.
Практически любой элемент системы охлаждения в определенных обстоятельствах может стать отправной точкой перегрева. Наиболее распространенных причин, которые приводят к перегреву двигателя, может быть несколько:
Проблемы с радиатором
Минимальные – его загрязнение пылью, тополиным пухом, листвой. Для устранения достаточно всё прочистить. Более затратные – внутреннее загрязнение радиатора, которое может возникнуть из-за накипи от используемой воды, от в следствии применения различных герметиков. В некоторых случаях их можно прочистить, а в некоторых только установить новый радиатор. В редких случаях радиатор может быть пробит, для устранения течи и используются герметики, или осуществляется замена.
Весной перегрев может быть вызван тем, что на авто установлены утеплители мотора, которые водитель ставил для защиты двигателя от больших морозов, или простые картонки, которые ставятся перед радиатором, чтобы не выдувалось тепло. |
Утечка охлаждающей жидкости при разгерметизации системы
Явная негерметичность в системе охлаждения возникает чаще всего из-за трещин в шлангах, ослабления затяжки хомутов, износа уплотнения насоса, неисправности крана отопителя, радиатора и других причин. Это может происходить из-за использования некачественных охлаждающих жидкостей, резких перепадов температур окружающей среды, форсирование водных преград..
Неработающий термостат или его клапан
Можно определить аккуратно ощупав нижнюю часть радиатора автомобиля (или шланг) при горячем двигателе. Если она холодная – то виной перегрева двигателя является тот самый термостат. В этой случае едем в магазин, покупаем новый термостат и меняем его.
Поломка помпы (водяного насоса)
Она может не работать или работать неэффективно, что ведёт к плохой циркуляции по системе охлаждения.
Неисправный вентилятор
Может не включаться из-за сломанного датчика, электродвигателя или муфты включения, или просто отошедшего провода. Крыльчатка не крутится и не охлаждает радиатор.
При возникновении неожиданной проблемы в системе охлаждения можно попробовать остудить двигатель включением отопителя салона (хотя в жару это будет неприятно). Его радиатор забирёт часть вырабатываемого тепла, и в определённых условиях поможет избежать перегрева. При возможности, можно глушить мотор и двигаться накатом. |
Нарушение уплотнения камеры сгорания
Обычно является последствием предыдущего перегрева, когда прогорают прокладки головки, появляются трещины в головке и гильзе цилиндра, деформации привалочной плоскости головки или блока. Определить эту причину можно по вытекающей из бочка охлаждающей жидкости, быстрому повышению давления в системе охлаждения сразу после запуска, а также по характерной водомасляной эмульсии в картере. Но установить конкретно, с чем связана негерметичность, удается, как правило, только после частичной разборки двигателя.
После остановки и открытия капота, многие водители пытаются устранить причины закипания, не всегда понимая процесса.
Ни в коем случае нельзя открывать пробку расширительного бочка или радиатора. При кипении, то есть значительном расширении охлаждающей жидкости и переходе её в газообразное состояние, резко поднимается давление в системе. Открывание пробки провоцирует выброс значительного количества горячей охлаждающей жидкости – ожог рук и лица почти неизбежен! При этом стоит учесть и технический момент – уходит жидкость, которая призвана выравнивать температуру, снижая её в самых горячих местах.
Нельзя поливать разогретый мотор водой. Резкий перепад температур может привести к микротрещинам, которые проявят себя позже, и к растрескиванию металлических частей. Но для ускорения процесса охлаждения можно полить радиатор.
Время от времени следует осуществлять профилактику перегрева двигателя, дабы избежать неприятных ситуаций в будущем. По затратам это стоит незначительных средств, а в итоге это может спасти двигатель от поломки. Выявить «слабое звено» можно путем исключения, постепенно проверяя подозрительные детали на неисправность.
Кроме этого перегрев двигателя может возникнуть при выборе неправильного режима эксплуатации мотора. К примеру, если вы будете постоянно двигаться лишь на пониженных передачах и на высоких оборотах, то вероятность закипания мотора увеличивается, особенно при наличии отклонений в работе системы охлаждения. В холодное время года некоторые ошибки невилируются низкой температурой, но это не значит, что моторы кипят только летом.
www.aif.ru
Автомобильный двигатель может перегреваться не только при жаркой погоде, но и в холодную пору, когда градусник опускается ниже нуля. Однако практика показывает, что наибольшее количество перегревов регистрируется именно в весенний период. Такое явление объясняется весьма просто. В холодную пору все системы двигателя, в том числе и система охлаждения, работают «на износ». Температурные перепады, от отрицательных температур при простое двигателя до высоких рабочих температур разогретого мотора, негативно влияют на все агрегаты автомобиля.
Вроде бы ответ на данный вопрос достаточно прост – нужно всего лишь глянуть на указатель температуры двигателя, который расположен на приборной панели. Но так может думать только начинающий автомобилист. В действительности все немного сложнее. Когда автомобилист движется на своем авто по дороге с интенсивным движением, он не сразу обращает свое внимание на то, что стрелка температурного указателя уже «залезла» в красную зону. В то же время имеется ряд косвенных признаков, по которым можно определить перегрев и при этом не нужно смотреть на указатель температуры. Если ваш двигатель перегревается из-за недостаточного количества антифриза в охлаждающей системе, то первым делом на это отреагирует салонный отопитель, который располагается в самой высокой точке системы, — он просто перестанет выдавать горячий воздух.
То же самое станется и в том случае, если ваш антифриз закипит в двигателе. Это связано с тем, что в первую очередь антифриз будет кипеть в самом горячем месте мотора – в головке блока. В результате кипения будут появляться паровые пробки, запирающие каналы системы охлаждения, тем самым оставляя отопитель без необходимого антифриза. Еще один признак критической температуры – внезапная детонация. В связи с тем, что при перегреве сильно нагреваются стенки камер сгорания, а это ведет к возникновению неестественных процессов горения. В результате чего водитель, при нажатии на педаль акселератора, будет слышать характерный звонкий стук. Но правда и эти признаки водитель может не заметить, так как не всегда включен обогрев салона и хорошая изоляция может скрыть появившуюся детонацию. Если водитель не заметит появившийся перегрев двигателя, то при дальнейшем движении начнет падать мощность мотора и появится сильный, равномерный стук, который будет сильнее, чем стук при детонации. Если и эти признаки не помогут водителю определить перегрев, то в дальнейшем двигатель может получить серьезнейшие повреждения, которые повлекут за собой капитальный ремонт.
Первым делом каждый водитель должен разобраться в схеме системы автомобильного охлаждения.
Каждый элемент этой системы при определенных внешних условиях может стать начальной точкой перегрева. Зачастую перегревы возникают по таким причинам:
- плохое охлаждение антифриза или другой охлаждающей жидкости;
- дефект или износ уплотнений камеры сгорания;
- малое количество жидкости (антифриза) в системе;
- негерметичность системы охлаждения.
Проблема плохого охлаждения антифриза может появляться из-за повышенной загрязненности радиатора, а также по причине выхода из строя термостата, муфты включения вентилятора, электродвигателя или датчика температуры. Бывают случаи, когда радиатор загрязняется изнутри. Виновником таких загрязнений является накипь (если вы используете воду в качестве охлаждающей жидкости) и различные герметики для радиатора. Обычно плохое охлаждение устраняется быстро, но в условиях СТО. Чтобы доехать до ближайшей мастерской, нужно долить свежего антифриза и включить отопитель.
Нарушение или износ уплотнения камеры сгорания – еще одна распространенная проблема. Продукты, выделяющиеся под большим давлением при сгорании топлива в камере, проникают в рубашку системы охлаждения и быстро вытесняют из нее охлаждающую жидкость. В результате в рубашке системы охлаждения появляется горячая «подушка» из отработанных газов, которая еще сильнее раскаляет блок двигателя. Такая проблема может возникать при прогаре прокладки головки блока, а также при появлении трещин в гильзе цилиндра или головке. Выявить негерметичность можно по появившимся запахам выхлопных газов в бачке, вытеканию охлаждающей жидкости (антифриза) из того же бачка при заведенном двигателе и по характерной водомасляной эмульсии в моторном картере. Однако выявить конкретную причину можно лишь после частичной разборки агрегата.
Явная разгерметизация системы охлаждения появляется в результате неисправности радиатора, износа уплотнений и разрывов шланг системы, особенно часто такие трещины и разрывы появляются в местах затяжки хомутов. Важно знать, что течь в радиаторе часто возникает из-за разъедания трубок тосолом плохого качества, а течь уплотнительных резинок насоса – из-за эксплуатации автомобиля на воде.
Определить, что в системе мало жидкости так же легко, как и выявить место ее утечки. Достаточно лишь глянуть на расширительный бачок.
Разгерметизация системы охлаждения приводит к падению давления внутри системы до атмосферного уровня. Следствием падения давления является снижение температуры кипения жидкости. Разгерметизация системы определяется по упругому состоянию верхней шланги, идущей к радиатору.
Как уже писалось выше, при перегреве закипает жидкость охлаждения в рубашке головки блока. Паровая пробка, образующаяся при этом, препятствует прямому контакту охлаждающей жидкости со стенками двигателя. В связи с этим эффект охлаждения резко снижается, а температура двигателя неукоснительно растет. Обычно такое явление носит местные характер – то есть в том месте, где происходит закипание жидкости, будет сильнее нагреваться стенка двигателя. В результате этого на блоке могут появляться дефекты, а иногда и трещины. Даже если на вашем двигателе не появятся трещины, то дефекты будут наверняка. Так как головка блока по краям прижимается болтами к блоку, то перегрев чаще происходит в средней части. При этом происходит следующее. Сильный нагрев вызывает расширение головки, что приводит к резким нагрузкам на крайние точки, где расположены болты, в то время как в средней части, из-за отсутствия болтов, такой нагрузки нет. В результате этого происходит деформация средней части головки блока и обжатие прокладки усилиями, которые явно выше эксплуатационных. Таким образом, после охлаждения двигателя прокладка в определенных местах уже не будет зажата достаточным образом, что может вызвать появление течи. Дальнейшая эксплуатация двигателя с таким дефектом приведет к прогоранию прокладки.
Также весьма опасен перегрев для деталей поршневой группы. Так как закипание охлаждающей жидкости распространяется непосредственно от головки блока, то первым делом резко снижается эффективность охлаждения цилиндров, что в свою очередь приводит к ухудшению отвода тепла от поршней. В результате температура поршней неукоснительно растет и они начинают расширяться. Так как поршень изготовлен из алюминия, а цилиндр обычно выполнен из чугуна, то разница в тепловом расширении приводит к уменьшению зазора в самом цилиндре. Результатом такой эксплуатации двигателя является капитальный ремонт с обязательной расточкой блока и заменой поршневых колец и самих поршней. Поэтому советуем не доводить мотор до такого состояния. Открывайте периодически капот и проверяйте уровень охлаждающей жидкости в бачке.
Первым делом, поняв, что у вас перегревается двигатель, вы должны остановить свой автомобиль и открыть капот – таким образом, мотор охладится еще быстрее. Так, по-моему, интуитивно делают все автомобилисты, но вот следующие шаги у многих водителей абсолютно неправильные.
Запомните, что нельзя откручивать пробку радиатора. Логично догадаться, что в разогретой системе охлаждения жидкость находится под давлением. Откручивая эту пробку, вы провоцируете выброс горячей охлаждающей жидкости. Ожог рук, а может быть и лица вам будет обеспечен – струя кипящего антифриза ударит в капот и рикошетом попадет в вас или в тех, кто стоит рядом. К сожалению, так поступает большинство автомобилистов, наверное, полагая, что таким образом они разрядят сложившуюся ситуацию. Ну а на самом деле они просто добавляют себе проблем, так как жидкость, находясь внутри мотора, как-то выравнивает общую температуру, а при ее выплескивании, самые перегретые места остаются вообще без охлаждения. Правда, есть такие автомобилисты, которые даже на этом не останавливаются. Если под рукой имеется вода, то особо «умные» автомобилисты начинают лить ее на двигатель, в надежде что он таким образом быстрее остынет. Результат таких действий почти всегда лишь один – появление трещин в головке блока.
Запомните, что перегрев двигателя – это именно та ситуация, когда лучше вообще ничего не делать. Подождите хотя бы минут пятнадцать. В течение этого времени охлаждающая жидкость немного остынет и давление внутри системы упадет. Только после этого можно приступать к каким-то действиям.
В первую очередь проверьте верхнюю шлангу радиатора. Если она потеряла свою упругость, значит, избыточного давления в системе нет. После этого вы можете аккуратненько отвинтить пробку радиатора и долить свежей охлаждающей жидкости. Делайте это медленно и с предельной осторожностью, чтобы свежая охлаждающая жидкость не попадала на разогретые стенки рубашки блока. После этого можете запустить двигатель и визуально оценить состояние системы охлаждения: наблюдайте за указателем температуры, посмотрите, включается ли вентилятор, нет ли утечек жидкости, также прощупайте, как нагреваются шланги радиатора. Худшее, что может случиться в дороге – это отказ термостата в закрытом положении. Если термостат заклинит в открытом положении, то вы спокойно доедите до места назначения, просто ваш двигатель будет медленнее нагреваться, так как поток антифриза будет постоянно двигаться по большому контуру (через радиатор охлаждения). Если же термостат заклинит в закрытом положении, вся охлаждающая жидкость будет идти в обход радиатора и двигатель мгновенно перегреется. Автомобиль с таким неисправным термостатом невозможно будет эксплуатировать даже зимой. При такой неисправности нужно заменить термостат.
Если же вы обнаружите протекание охлаждающей жидкости, то ее нужно обязательно устранить или хотя бы довести до минимальных размеров, чтобы можно было добраться до ближайшей ремонтной мастерской. Чаще всего утечки образуются на радиаторе, в местах пайки или на ребрах. Иногда такие течи можно заглушить, перекусив края и загнув их пассатижами.
Если же отказал вентилятор, то вы можете продолжить свой путь с включенным отопителем. Конечно, в салоне будет жарковато, но думаю, ради работоспособности вашего автомобиля можно будет немного потерпеть.
И еще хотелось сказать несколько слов про термостат. Если вы по каким-либо причинам не можете устранить неисправность термостата, то можете попробовать такой способ. Начните движение, когда стрелка указателя температуры доберется до красной зоны, сразу же глушите мотор и двигайтесь накатом. Как только скорость автомашины снизится до 10 — 15 км/час, запускайте двигатель (вы заметите, что за этот непродолжительный период температура двигателя стала меньше). При определенной степени удачи, выраженной в виде подходящих дорожных условиях, вы сможете проехать несколько десятков километров, при этом, не нанеся особого вреда двигателю.
autoremka.ru
Перегрев в принципе возможен в любое время года - и зимой, и летом. Но, как показывает практика, на весну приходится наибольшее число подобных случаев. Объясняется это просто. Зимой все системы автомобиля, в том числе и система охлаждения двигателя, работают в весьма тяжелых условиях. Большие перепады температур - от "минусовых" по ночам до весьма высоких рабочих после непродолжительного движения - негативно действуют на многие агрегаты и системы.
Ответ, вроде бы, очевиден - посмотреть на указатель температуры охлаждающей жидкости. На самом деле все куда сложнее. Когда движение на дороге интенсивное, водитель не сразу замечает, что стрелка указателя сдвинулась далеко в сторону красной зоны шкалы. Однако есть ряд косвенных признаков, зная которые можно уловить момент перегрева и не глядя на приборы.
Так, если перегрев возникает из-за малого количества антифриза в системе охлаждения, то первым на это отреагирует отопитель, расположенный в высокой точке системы, - горячий антифриз перестанет туда поступать. То же произойдет и при кипении антифриза, т.к. оно начинается в самом горячем месте - в головке блока цилиндров у стенок камеры сгорания, - а образовавшиеся паровые пробки запирают проход охлаждающей жидкости к отопителю. В результате подача горячего воздуха в салон прекращается.
О том, что температура в системе достигла критического значения, точнейшим образом свидетельствует внезапно появившаяся детонация. Поскольку температура стенок камеры сгорания при перегреве значительно выше нормы, это непременно провоцирует возникновение ненормального горения. В результате перегретый двигатель при нажатии на педаль газа напомнит о неисправности характерным звонким стуком.
К сожалению, и эти признаки нередко могут остаться незамеченными: при повышенной температуре воздуха отопитель выключают, а детонацию при хорошей шумоизоляции салона можно просто не услышать. Тогда при дальнейшем движении автомобиля с перегретым двигателем начнет падать мощность, и появится стук, более сильный и равномерный, чем при детонации. Тепловое расширение поршней в цилиндре приведет к увеличению их давления на стенки и значительному росту сил трения. Если же и этот признак не будет замечен водителем, то при дальнейшей работе двигатель получит основательные повреждения, и без серьезного ремонта уже, к сожалению, не обойтись.
Внимательно присмотритесь к схеме системы охлаждения. Практически каждый ее элемент в определенных обстоятельствах может стать отправной точкой перегрева. А его первопричины в большинстве случаев такие: плохое охлаждение антифриза в радиаторе; нарушение уплотнения камеры сгорания; недостаточное количество охлаждающей жидкости, а также негерметичность в системе и, как следствие - уменьшение избыточного давления в ней.
Первая группа, помимо очевидного наружного загрязнения радиатора пылью, тополиным пухом, листвой, включает еще неисправности термостата, датчика, электродвигателя или муфты включения вентилятора. Встречается и внутреннее загрязнение радиатора, однако не из-за накипи, как бывало много лет назад после длительной эксплуатации двигателя на воде. Тот же эффект, а иной раз намного более сильный, дает применение различных герметиков для радиатора. И если последний действительно забит таким средством, то прочистить его тонкие трубки - довольно серьезная проблема. Обычно неисправности этой группы легко обнаруживаются, а чтобы доехать до стоянки или СТО, достаточно бывает пополнить уровень жидкости в системе и включить отопитель.
Нарушение уплотнения камеры сгорания - тоже довольно распространенная причина перегрева. Продукты сгорания топлива, находясь под большим давлением в цилиндре, через неплотности проникают в рубашку охлаждения и вытесняют от стенок камеры сгорания охлаждающую жидкость. Образуется горячая газовая "подушка", дополнительно нагревающая стенку. Подобная картина возникает из-за прогара прокладки головки, трещин в головке и гильзе цилиндра, деформации привалочной плоскости головки или блока, - чаще всего вследствие предшествовавшего перегрева. Определить, что подобная не герметичность имеет место, можно по запаху выхлопных газов в расширительном бачке, вытеканию антифриза из бачка при работе двигателя, быстрому повышению давления в системе охлаждения сразу после запуска, а также по характерной водомасляной эмульсии в картере. Но установить конкретно, с чем связана не герметичность, удается, как правило, только после частичной разборки двигателя.
Явная не герметичность в системе охлаждения возникает чаще всего из-за трещин в шлангах, ослабления затяжки хомутов, износа уплотнения насоса, неисправности крана отопителя, радиатора и других причин. Отметим, что течь радиатора часто появляется после "разъедания" трубок так называемым "тосолом" неизвестного происхождения, а течь уплотнения насоса - после длительной эксплуатации на воде. Установить, что охлаждающей жидкости в системе мало, визуально так же просто, как и определить место утечки.
Не герметичность системы охлаждения в ее верхней части, в том числе из-за неисправности клапана пробки радиатора, приводит к падению давления в системе до атмосферного. Как известно, чем меньше давление, - тем ниже температура кипения жидкости. Если рабочая температура в системе близка к 100 градусам С, то жидкость может закипеть. Нередко кипение в негерметичной системе возникает даже не при работе двигателя, а после его выключения. Определить, что система действительно не герметична, можно по отсутствию давления в верхнем шланге радиатора на прогретом двигателе.
Как отмечено выше, при перегреве двигателя начинается кипение жидкости в рубашке охлаждения головки блока цилиндров. Образующаяся паровая пробка (или подушка) препятствует непосредственному контакту охлаждающей жидкости с металлическими стенками. Из-за этого эффективность их охлаждения резко уменьшается, а температура значительно возрастает.
Такое явление носит обычно местный характер - вблизи области кипения температура стенки может быть заметно выше, чем на указателе (а все потому, что датчик устанавливается на наружной стенке головки). В результате в головке блока могут появиться дефекты, в первую очередь - трещины. В бензиновых двигателях - обычно между седлами клапанов, а в дизелях - между седлом выпускного клапана и крышкой форкамеры. В чугунных головках иногда встречаются и трещины поперек седла выпускного клапана. Трещины возникают также в рубашке охлаждения, например, по постелям распределительного вала или по отверстиям болтов крепления головки блока. Такие дефекты лучше устранять заменой головки, а не сваркой, которую пока не удается выполнить с высокой надежностью.
При перегреве, даже если трещин не возникло, головка блока часто получает значительные деформации. Так как по краям головка прижата к блоку болтами, а перегревается ее средняя часть, происходит следующее. У большинства современных двигателей головка изготовлена из алюминиевого сплава, который при нагреве расширяется больше, чем сталь крепежных болтов. При сильном нагреве расширение головки приводит к резкому возрастанию усилий сжатия прокладки по краям, где расположены болты, в то время как расширение перегретой средней части головки болтами не сдерживается. Из-за этого происходит, с одной стороны, деформация (провал от плоскости) средней части головки, а с другой - дополнительное обжатие и деформация прокладки усилиями, значительно превышающими эксплуатационные.
Очевидно, после охлаждения двигателя в отдельных местах, особенно у краев цилиндров, прокладка уже не будет зажата должным образом, что может вызвать течь. При дальнейшей эксплуатации такого двигателя металлическая окантовка прокладки, потеряв тепловой контакт с плоскостями головки и блока, перегревается, а затем прогорает. Особенно это характерно для двигателей со вставными "мокрыми" гильзами или если между цилиндрами слишком узкие перемычки.
В довершение всего деформация головки приводит, как правило, к искривлению оси постелей распределительного вала, расположенных в ее верхней части. И без серьезного ремонта эти последствия перегрева устранить уже не удастся.
Не менее опасен перегрев и для цилиндро-поршневой группы. Поскольку кипение охлаждающей жидкости распространяется постепенно от головки на все большую часть рубашки охлаждения, то резко снижается и эффективность охлаждения целиндров. А это значит, что ухудшается отвод тепла от нагреваемого горячими газами поршня (тепло от него отводится в основном через поршневые кольца в стенку цилиндра). Температура поршня растет, одновременно происходит и его тепловое расширение. Поскольку поршень алюминиевый, а цилиндр, как правило, чугунный, то разница в тепловом расширении материалов приводит к уменьшению рабочего зазора в цилиндре.
Дальнейшая судьба такого двигателя известна - капитальный ремонт с расточкой блока и заменой поршней и колец на ремонтные. Перечень работ по головке блока вообще получается непредсказуемым. Лучше все-таки мотор до этого не доводить. Открывая периодически капот и проверяя уровень жидкости, можно в какой-то степени себя обезопасить. Можно. Но не на все 100 процентов.
Очевидно, надо сразу остановиться на обочине дороги или у тротуара, выключить двигатель и открыть капот - так двигатель будет охлаждаться быстрее. Кстати, на этой стадии в подобных ситуациях так поступают все водители. А вот дальше они допускают серьезные ошибки, от которых мы хотим предостеречь.
Ни в коем случае нельзя открывать пробку радиатора. На пробках иномарок не зря пишут "Never open hot" - никогда не открывайте, если радиатор горячий! Ведь это так понятно: при исправном клапане пробки система охлаждения находится под давлением. Очаг кипения расположен в двигателе, а пробка - на радиаторе или расширительном бачке. Открывая пробку, мы провоцируем выброс значительного количества горячей охлаждающей жидкости - пар вытолкнет ее наружу, как из пушки. При этом ожог рук и лица почти неизбежен - струя кипятка ударяет в капот и рикошетом - в водителя!
К сожалению, от неведения либо от отчаяния так поступают все (или почти все) водители, видимо, полагая, что тем самым разряжают ситуацию. На самом деле они, выплеснув остатки антифриза из системы, создают себе дополнительные проблемы. Дело в том, что жидкость, кипящая "внутри" двигателя, все-таки выравнивает температуру деталей, тем самым, снижая ее в наиболее перегретых местах.
Но кое-кто умудряется пойти еще дальше. Если рядом оказалась вода, они льют ее, холодную, на двигатель ведром - чтобы он, родимый, поскорее остыл. Последствия почти всегда одни - головка блока треснет наверняка.
Перегрев двигателя - это как раз тот случай, когда, не зная, что делать, лучше не делать ничего. Минут десять-пятнадцать, по крайней мере. За это время кипение прекратится, давление в системе упадет. И тогда можно приступать к действиям.
Убедившись, что верхний шланг радиатора потерял былую упругость (значит, давления в системе нет), аккуратно открываем пробку радиатора. Теперь можно долить выкипевшую жидкость.
Делаем это аккуратно и медленно, т.к. холодная жидкость, попадая на горячие стенки рубашки головки блока, вызывает их быстрое охлаждение, что может привести к образованию трещин.
Закрыв пробку, запускаем двигатель. Наблюдая за указателем температуры, проверяем, как нагреваются верхний и нижний шланги радиатора, включается ли после прогрева вентилятор, и нет ли утечек жидкости.
Самое, может быть, неприятное - отказ термостата. При этом, если клапан его "завис" в открытом положении, - беды нет. Просто двигатель будет медленнее прогреваться, поскольку весь поток охлаждающей жидкости направится по большому контуру, через радиатор.
Если же термостат остается закрытым (стрелка указателя, медленно достигнув середины шкалы, быстро устремится к красной зоне, а шланги радиатора, особенно нижний, останутся холодными), движение невозможно даже зимой - двигатель тут же снова перегреется. В этом случае нужно демонтировать термостат либо хотя бы его клапан.
Если обнаружена течь охлаждающей жидкости, ее желательно устранить или хотя бы уменьшить до разумных пределов. Обычно "течет" радиатор из-за коррозии трубок на ребрах или в местах пайки. Иногда такие трубки удается заглушить, перекусив их и загнув края пассатижами.
В случаях, когда полностью устранить серьезную неисправность в системе охлаждения на месте не удается, нужно хотя бы доехать до ближайшей СТО или населенного пункта.
Если неисправен вентилятор, можно продолжить движение с включенным на "максимум" отопителем, который берет на себя значительную часть тепловой нагрузки. В салоне будет "немножко" жарко - не беда. Как известно, "пар костей не ломит".
Хуже, если отказал термостат. Выше мы уже рассмотрели один вариант. Но если вы не можете справиться с этим прибором (не хотите, не имеете инструментов и т.п.), можно попробовать еще один способ. Начните движение, - но, как только стрелка указателя приблизится к красной зоне, выключайте двигатель и двигайтесь накатом. Когда скорость упадет, включите зажигание (легко убедиться, что по прошествии всего 10-15 секунд температура уже будет меньше), снова запустите двигатель и повторяйте все сначала, непрерывно следя за стрелкой указателя температуры.
При определенной аккуратности и подходящих дорожных условиях (нет крутых подъемов) таким способом можно проехать десятки километров, даже когда охлаждающей жидкости в системе осталось совсем мало. В свое время автору удалось таким образом одолеть около 30 км., не причинив двигателю заметного вреда.
1avtorul.ru
Содержание статьи:
перегрев двигателя автомобиля
Ситуация, когда температура охлаждающей жидкости в двигателе автомобиля становится критической и превышает рабочую называется перегревом. В такой ситуации главный блок цилиндров деформируется, начинают прогорать клапаны, могут вылететь клапанные гнёзда, меняется рабочий звук мотора.Если продолжать движение дальше, то есть два сценария развития ситуации. Первый. После проворачивания вкладыша на коленчатом валу образовывается трещина и он ломается пополам. Второй. Поршень, не выдерживая нагрузку, клинит в стакане. Затем разваливается на кусочки. Шатунно-поршневая группа, свободно болтаясь в стакане цилиндра, ломает стенку блока. Финал. Сердце машины свалку.
Слабый. Работа мотора с запрещённой температурной нормой не более десяти минут. Последствия минимальные. Из-за оплавившихся цилиндров может появиться чёрный дым и ощущение работы авто с повышенной нагрузкой.
Заметный. Причины те же, но время работы до двадцати минут. Последствия, как и в первом случае. Но ещё может прогореть прокладка, и деформироваться площадка установки ГБЦ. Подгорят и будут пускать масло сальники и манжеты.
Сильный. Происходит при длительной работе в запрещённых условиях. Последствия. Может застучать или заклинить двигатель.
Итог: дорогостоящий ремонт или полная замена двигателя.
Вот несколько способов обнаружения в порядке их проявления.
Однозначно: остановиться и выключить двигатель. Для безопасности включить аварийные огни и выставить знак вынужденной остановки. Открыть капот и подождать пока не прекратится процесс кипения в системе. После этого открыть крышку расширительного бачка или радиатора. Убедиться в снижении давления воздуха в патрубках.
Оно появляется в процессе кипения охлаждающей жидкости. Для этого надо потрогать шланги, они должны быть мягкими. И только после этого начать доливать жидкость в систему охлаждения. Если под рукой не оказалось требуемой по техническим характеристикам автомобиля, то можно добавлять и воду. Настоятельно рекомендуется максимально охладить двигатель, чтобы не было большой разницы в температуре заливаемой и оставшейся в системе жидкости.
Контроль можно осуществлять, включив зажигание и посмотрев на датчик. Залив холодную смесь, и вызвав резкое снижение температуры, можно повредить узлы и агрегаты мотора даже больше, чем перегревом. После этого закрываем пробки и запускаем двигатель. Если нигде не подтекает и не поднимается резко температура, можно продолжать движение.
Желательно сразу проконсультироваться у специалиста, и устранить причины неполадки. Бывают ситуации, когда нет возможности остановиться и необходимо продолжать движение дальше. В таком случае поможет включение салонной печки на максимальную мощность. Она будет отбирать температуру в системе и на какое-то время сдержит появление процесса кипения или, по крайней мере, его отрицательное воздействие.
Одновременно рекомендуется использовать приём езды накатом. Разгоните автомобиль и продолжайте двигаться выключив передачу. В случае, если этот способ малоэффективен, во время движения накатом выключите двигатель. Эти методы на некоторое время помогут удержать рабочую температуру в пределах допустимой нормы.Теперь о там, какие действия запрещены.
Нельзя сразу после остановки открывать крышку расширительного бачка или радиатора. Кипящая жидкость с паром вырвется наружу и может нанести травмы водителю. Также запрещено охлаждать двигатель, поливая его снаружи холодной водой. Перепад температур негативно отразится на сердце автомобиля и вызовет очередную поломку.
Сейчас подробно рассмотрим причины, вызывающие кипение, и способы их устранения. Их много.
Не забывайте весной и во время сильных оттепелей в зимний период снимать утепление двигателя и открывать радиатор.
autofeel.ru
Ссылки по теме: система охлаждения автомобиля, как не закипеть в пробке, контроллер электровентилятора, проблемы с вентиляторами, сетка на радиатор
Хорошее время лето, вот только у многих автомобилистов возникает дополнительная проблема. Это перегрев двигателя. Стоя в пробках, внимательно и настороженно наблюдают они, как неуклонно лезет вверх температура двигателя. Еще не хватало «закипятить» двигатель на дороге!
Помимо нервотрепки, потери времени, которое требуется на периодические стоянки с открытым капотом, удара по престижу и репутации, вызванному либо сочувственными, либо презрительными взглядами из проезжающих мимо машин, перегрев двигателя крайне неполезен для автомобиля.
Даже однократный кратковременный перегрев двигателя может обеспечить ему массу проблем в дальнейшей жизни. Дело в том, что у двигателя есть немало деталей, которые очень чувствительны к повышенным температурам.
Во-первых, это маслоотражательные колпачки клапанов. Резинка, что с нее возьмешь! Да даже если колпачки силиконовые, то все равно — и они перегревов не любят. Во-вторых, это поршневые кольца, маслосъемные в первую очередь. Пружинные расширители маслосъемных колец при высоких температурах перегретого двигателя «отпускаются», теряют упругость. И это кольцо превращается в простое украшение поршня. И первое, и второе влечет за собой резкий рост масляного аппетита двигателя. Но, помимо необходимости частого долива масла и дымного выхлопа, рост расхода масла имеет еще одну опасную сторону. Поверхности камеры сгорания зарастают отложениями, препятствующими нормальному охлаждению двигателя, что усугубляет ситуацию с перегревом двигателя.
И даже не это самое страшное в перегреве. Детали, как известно, при нагреве расширяются. Если все штатно, то при охлаждении они возвращаются в исходное состояние. Как говорят механики, деформация линейна, остаточных деформаций нет. А при перегреве — расширяются больше, чем это предписано конструкцией двигателя. И деформация перегретых деталей двигателя может выйти за границы «линейного закона» — перейти в пластику. А это ведет к тому, что после охлаждения деталь уже не вернется к начальному состоянию — появляются остаточные деформации. Отсюда коробление блока и головки цилиндров двигателя, рост размера поршней, вплоть до их задира. Вот это уже совсем неприятно, поскольку требует серьезного ремонта двигателя. Ну, наверное, хватит страшилок. Давайте разбираться с причинами перегрева.
Почему же вдруг начинает греться двигатель? Причин можно насчитать с десяток. Причем перегрев двигателя может быть и внешним и, что более опасно, внутренним перегревом. Признак внешнего перегрева двигателя — рост температуры охлаждающей жидкости. Этот признак перегрева мы видим и можем оперативно на него среагировать. А вот внутренний перегрев ДВС снаружи сразу не заметен. Тепло как бы остается внутри двигателя, повышения температуры жидкости практически нет. Но перегретый двигатель реагирует резким снижением мощности из-за ухудшения наполнения и роста механических потерь, детонацией и калильным зажиганием, и, в худшем варианте, — задирами поршней.
Четко прослеживается аналогия по перегревам с человеческим организмом. Как и у человека, повышение температуры двигателя — это свидетельство того, что «организм» сопротивляется. Даже при исправном термостате некоторый рост температуры двигателя в определенных ситуациях - дело нормальное. Долгое стояние в пробках, езда в горку с полной нагрузкой — и повышение температуры ДВС неизбежно. Но это проявление «внешнего» перегрева двигателя. А вот вспомните ситуацию, когда плохо совсем, а температура низкая! Это еще хуже, чем, допустим, 38 на градуснике. «Организм не борется», — говорят в таких случаях. У перегретого двигателя — аналогично. Бывают ситуации, когда «внутренний пожар» никак не отражается на указателе температуры. Это перегрев «внутренний».
Причины двух видов перегрева ДВС разные. Начнем с «внешнего» перегрева.Первая причина перегрева ДВС, и самая простая, — недостаточное количество охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя. Вода, или тосол — это жидкость, которая, как известно, дырочку найдет. В системе охлаждения двигателя, с кучей трубок, трубочек, патрубков, хомутиков и прокладочек, таких дырочек может быть много. Вот и уходит постепенно тосол и из расширительного бачка, и из радиатора системы охлаждения. Свидетельство этого — белые потеки на внешних поверхностях двигателя, капли тосола под машиной после длительной стоянки. А уж совсем плохо, если тосол уходит в масло и в цилиндры двигателя. Как уже говорилось ранее, такое возможно при разрушении или прогаре прокладки блока цилиндров, короблении посадочных поверхностей головки или блока. Тут последствия могут быть куда жестче: от гидроудара до заклинивания коленчатого вала.
Вторая причина перегрева ДВС — малая эффективность воздушного охлаждения радиатора. Этому может быть тоже несколько причин. Если вентилятор охлаждения приводится ремнем от коленчатого вала, то может ослабнуть натяжение этого ремня. Если привод вентилятора электрический, то может дурить датчик температуры. А еще это может быть следствием сильного загрязнения ребер радиатора системы охлаждения. Грязь — очень плохой проводник тепла, а под капотом ее обычно достаточно. Кстати, о сильном загрязнении радиатора говорит малая скорость нормализации температуры при начале движения после длительной стоянки. В нормальном состоянии обдув радиатора при движении даже со средней скоростью приводит к очень быстрому снижению температуры до нормальной. Если этого нет, радиатор надо мыть или вообще менять!
Третья причина перегрева двигателя— нарушения в работе термостата. Тут тоже все понятно. По мере накопления отложений в системе охлаждения подвижность упругого элемента термостата теряется, и он перестает реагировать на температуру тосола, выходящего из двигателя. Дальше все зависит от того, в каком положении он зависнет — либо постоянно начнет гонять жидкость по большому контуру, и двигатель будет труднее прогреваться; либо по малому, тогда перегревы неизбежны. А особенно термостат «любит» воду, а лучше всего — жесткую, с большим содержанием солей и минералов. Тут зависания его упругого элемента можно ждать уже через пару тысяч километров после замены. Некоторые герметики системы охлаждения тоже могут дать аналогичный эффект, особенно если ими злоупотреблять.
Четвертая причина перегрева ДВС лежит в области неправильной регулировки системы зажигания или впрыска. Позднее начало сгорания сдвигает момент окончания горения топлива практически к моменту открытия выпускных клапанов, а то и еще дальше. Тогда сгорание не кончится и на выпуске. Итог — резкий рост температуры отработавших газов. Головка блока цилиндров до 40–50% тепла получает именно из выпускной системы. Если добавить к этому очень сложные условия охлаждения головки, то избежать кипения тосола в такой ситуации, скорее всего, не получится. Паровые пробки в полостях охлаждения «затыкают» весь контур системы охлаждения, вот вам и тяжелый перегрев ДВС.
Пятая причина перегрева ДВС — длительная работа бензинового двигателя в условиях детонации. О детонации можно говорить много, но один из «сухих остатков» этого разговора — резкий рост износа деталей двигателя при детонации.
Шестая причина перегрева ДВС — длительная работа двигателя в нерасчетных режимах. Эффективность работы системы охлаждения зависит от расхода охлаждающей жидкости, прокачиваемой через контур охлаждения. А расход жидкости зависит от частоты вращения коленчатого вала: чем она больше, тем больше тосола гонит помпа через полости системы охлаждения. Но вот частая ситуация. Лето, жарко. Загородная трасса, трудяга-«жигуленок» тянет на дачу многочисленное семейство с детьми, кошками, огромным верхним багажником и прицепом, заваленным всякими нужными вещами. А на пути — длинный-длинный подъем, по которому с трудом и дымом тянется старенький «КамАЗ»-лесовоз. И не обогнать — навстречу поток машин... Итог очевиден и многим знаком — кипение двигателя. А все почему? Скорости набегающего воздушного потока не хватает, ползем ведь еле-еле. Обороты двигателя малые, система охлаждения работает через пень-колоду, а педаль в пол — нагрузка на двигатель сумасшедшая. Вот и все самые неблагоприятные факторы в одну кучу собираются.
Та ситуация, которая описана, характерна для так называемых буксировочных режимов работы двигателя. Это самое то, что нужно для скорейшего отправления перегретого бензинового двигателя на свалку. А еще двигатель очень не любит длительное стояние в пробках, когда он молотит на холостых. Хоть нагрузка и минимальна, но набегающего потока на радиатор системы охлаждения вовсе нет, только от вентилятора. А его может и не хватить.
Cедьмая причина перегрева ДВС — прогар выпускного клапана. Тут все понятно. Трещина в клапане пускает на выпуск высокотемпературные газы еще на такте сгорания, а это повышает температуру отработавших газов и, следовательно, перегрев деталей двигателя. Реагирует на это и температура охлаждающей жидкости.
Первые семь причин перегрева — это «внешний» перегрев. Мы можем как-то оперативно на него прореагировать, потому что видим, как стрелка указателя температуры постепенно приближается к красной черте. Значительно опаснее следующие причины, поскольку они вызывают «внутренний» перегрев двигателя, который проявляется уже своими последствиями.
Итак, восьмая причина перегрева ДВС — большое количество отложений в полостях системы охлаждения. При длительной работе на стенках полостей охлаждения, особенно головки блока цилиндров, накапливается слой отложений, чаще всего минеральных солей, выделившихся из тосолов или воды. Они очень вредны. Во-первых, отложения перекрывают часть сечения каналов и уменьшают тем самым расход жидкости. Во-вторых, они плохо теплопроводны, и поэтому создают дополнительное сопротивление для потока тепла, который должен отбираться тосолом. Вот и идет внутренний перегрев ДВС. Внешне, на указателе температуры, все нормально, а внутри — слишком горячо! Кстати, отложения могут дать и внешний перегрев, расход-то тосола уменьшается, вот его температуры и растут. Но все-таки внутренний перегрев здесь будет более выраженным и опасным. А еще эти отложения повышают опасность возникновения крайне опасного явления — кавитации полостей охлаждения, при котором металл стенок двигателя может быть «съеден» до сквозных дыр очень быстро. Часто повреждения, наносимые кавитацией, путают с обычной коррозией и относят к использованию некачественных тосолов. Внешне они похожи, и действительно те и другие вызваны «левым» происхождением охлаждающей жидкости, но причины их возникновения разные. Впрочем, какая вам разница, отчего потечет блок или головка — от кавитации или коррозии? То и другое одинаково неприятно.
Девятая причина перегрева ДВС — большой уровень отложений в камере сгорания. Вот это четкий внутренний перегрев двигателя. Камера сгорания при этом как бы теплоизолируется слоем нагаров, практически неспособных проводить тепловой поток. Особенно это характерно для двигателей с изрядным износом, где в цилиндры идет много масла. Оно плохо горит и дает эти самые отложения в цилиндрах. Причем все развивается как цепная реакция: перегревы вызывают повышенный расход масла, он увеличивает слой отложений в камере сгорания, и перегревы еще более увеличиваются. И опять, внешне, со стороны указателя температуры двигателя, все благополучно. Поток-то тепла в тосол уменьшился, и температура остается нормальной. А вот двигатель «тупеет», валит сизый дым из трубы, по утрам не завестись. Опасны эти отложения еще и тем, что при их большом количестве они могут вызвать и раннее, и позднее калильное зажигание, очень опасную аномалию сгорания в бензиновом двигателе.
Наконец, последняя в нашем описании, десятая причина возможных внутренних перегревов двигателя — это нерациональное использование ряда присадок к моторному маслу, тех, что относятся к классу автохимии. Дело в том, что принцип работы определенного класса присадок — это наращивание металлокерамического слоя на поверхностях цилиндров. А металлокерамика — мощный теплоизолятор, и работает он, с точки зрения перегревов, аналогично внутренним отложениям в камере сгорания, описанным выше. Поэтому, несмотря на очевидные преимущества металлокерамического слоя в плане трения и износа, перестараться с ним опасно. У нас были случаи, когда после подобной обработки межкольцевые канавки у поршней вышибало на первой сотне километров пробега. И это тема для отдельной статьи, к которой мы обязательно вернемся в дальнейшем.Итак, при самом беглом взгляде на закипевший двигатель мы нашли целых десять возможных причин перегрева двигателя.
Советов в целом немного, и все они сводятся к одному: надо следить за двигателем своего автомобиля. Правильная регулировка, своевременная подтяжка ремня привода помпы и вентилятора, если они есть, конечно, использование качественных бензинов, не детонирующих даже в самых сложных условиях, — это азбука эксплуатации. А еще надо помнить, что чистоту любят не только люди! Слой грязи на радиаторе, внешних поверхностях двигателя снаружи не виден, но мешает его работе изрядно. Еще больше мешают грязь и отложения на поверхностях внутренних полостей двигателя. А вот с ними поможет справиться «подкапотная» автохимия, благо очистителей двигателя в продаже нынче много!
Автор: Александр Шабанов
Источник: ЗаРулем.ру
Вам поможет «Борей» - блок плавного управления электровентилятором радиатора автомобиля (БУ ЭВСО), он предназначен для изменения скорости вращения электровентилятора радиатора системы охлаждения в зависимости от текущей температуры двигателя таким образом, чтобы температура ДВС не уходила выше 1-2градусов от установленной точки включения электровентилятора.
silich.ru