Российские климатические условия таковы, что водителям приходится эксплуатировать автомобиль не только летом, но и зимой, когда температура падает значительно ниже нуля. Зимой перед поездкой двигатель автомобиля рекомендуется прогревать. Но действительно ли нужно это делать в современных автомобилях? Если да, то как правильно прогревать автомобиль зимой.
Почему вообще возник вопрос о целесообразности прогрева? Причина в том, что в инструкциях по эксплуатации современных авто зачастую можно найти информацию о том, что двигатель с системой впрыска топлива не нуждается в прогреве. В результате этого владелец автомобиля сталкивается с вопросом — нужно ли прогревать инжекторный двигатель зимой или же это просто пережиток прошлого. Проблема действительно существует, поэтому мы расскажем вам о различных аспектах данного вопроса.
Инструкция по эксплуатации транспортного средства создается одна для разных рынков. Соответственно, производитель не всегда берет во внимание климатические условия конкретной страны или региона. Отказ от прогрева машины перед поездкой приводит к преждевременному износу компонентов двигателя и это уже давно не секрет. Давайте детальнее проанализируем, почему его надо выполнять?
Все водители понимают, насколько важно регулярно выполнять замену моторного масла. Без качественной смазки двигатель не сможет работать долго и безотказно. После того как водитель глушит двигатель, масло постепенно попадает в поддон, а на компонентах двигателя остается минимальная пленка. Чем больше времени мотор не используется, тем меньшим будет этот слой смазки.
Летом, когда на улице тепло, моторное масло достаточно быстро расходится по каналам и обеспечивает качественную смазку двигателя. На это уходит не больше 30-45 секунд. В связи с этим мы советуем прогревать машину не только зимой, но и летом. Правда, летом для этого хватает 30-60 секунд. А вот в мороз после длительного простоя масло густеет, из-за чего оно не способно качественно смазывать детали силового агрегата сразу после его запуска.
Поршневые кольца расположены в специальных прорезях на наружных поверхностях поршней. Они находятся в постоянном контакте с поверхностью цилиндров двигателя и подвергаются значительным нагрузкам. Блок цилиндров выполнен из металла, поэтому при охлаждении цилиндры сужаются.
На непрогретом двигателе цилиндры плотнее зажимают поршневые кольца, в результате чего сразу после запуска мотора им очень непросто двигаться в вертикальной плоскости. Но по мере нагрева происходит расширение металла, также обеспечивается подача масла, в результате чего процесс происходит менее болезненно. Прогрев мотора облегчает работу поршней.
Фильтр представляет собой металлическую деталь, внутри которой расположен фильтрующий элемент. Жидкое масло проходит через него без особых трудностей, оставляя при этом частицы грязи. А вот если масло холодное, ему уже гораздо сложнее пройти через фильтр, в результате чего может произойти его блокировка и открытие перепускного клапана. В таком случае подача масла в двигатель происходит без предварительной фильтрации.
Закрытие этого клапана происходит только после того, как масло нагреется до определенной температуры и сможет пройти через фильтр. Соответственно, всё это негативно влияет на эксплуатационный срок мотора, ведь в него попадает больше грязи.
Эти элементы необходимы для оптимального функционирования клапанов, а также корректировки натяжения цепи. Для этого в них подается масло. Холодное масло закачивается не очень эффективно, поскольку оно ещё густое. Наверное, вы не раз слышали, как стучат клапана на холодную.
Во многих автомобилях датчики давления масла выполнены из пластика. Ранее их всегда делали целиком из металла. Датчики, частично изготовленные из пластмассы, иногда выдавливает, в результате чего на панели приборов загорается индикатор низкого давления масла. Также из-под датчика может капать моторное масло. В общем, ситуация весьма неприятная. Отзывы свидетельствуют о том, что зимой такое действительно случается, но проблема решается обычным прогревом двигателя.
Иными словами, если не прогревать движок, значительно увеличивается вероятность поломки одного из его узлов. Даже если ничего и не произойдёт, срок службы мотора точно сократится.
Специалисты отмечают, что движение на непрогретом силовом агрегате может значительно повышать риск повреждения либо поломки его элементов. Почему же автопроизводители пишут, что прогревать двигатель автомобиля зимой не надо? Они подразумевают длительный прогрев, который ведёт к увеличению расхода топлива, а также негативно влияет на окружающую среду. Фактически, это связано с тем, чтобы уменьшить количество вредных выбросов в атмосферу.
В большинстве европейских стран запрещено долго стоять с работающим на холостых оборотах двигателем в населенных пунктах. Соответственно, вопрос о том, нужно ли прогревать двигатель зимой перед поездкой, там вообще не стоит. А вот в СНГ-странах подход совсем другой – экологические нормы у нас более низкие, а срок службы двигателя имеет огромное значение, ведь стоимость машины, её обслуживания и ремонта сложно назвать доступной. Да и климатические условия в Европе существенно отличаются от российских.
Прогревать машину в мороз очень важно, если у вас есть желание использовать двигатель достаточно долго. Время прогрева зависит от температуры воздуха «за бортом»:
Этапы холодного запуска силового агрегата:
Принять окончательное решение по поводу того, нужно ли прогревать машину зимой, поможет перечень преимуществ и недостатков этой процедуры.
Преимущества:
Недостатки:
avtopub.com
С наступлением холодов каждый водитель, садясь в машину гадает: нужно прогревать двигатель автомобиля или ехать сразу? Одни автовладельцы уверены, что такая процедура зимой обязательна. Другие полагают, что это пустая трата бензина и времени. Тем более, если открыть инструкции ко многим современным машинам, то там будет предложена рекомендация — прогревать мотор только во время движения, т.е. «на ходу», а не в «холостую». Так все таки: прогревать машину или нет?
Существуют некоторые аргументы против прогрева машины на холостом ходу. Основных причин несколько:
1. Вред экологии, загрязнение окружающей среды. А вы знаете, что в некоторых странах предусмотрены штрафы за длительную работу двигателя на холостом ходу? Выхлопные газы итак загрязняют воздух, увеличивая парниковый эффект, а тут еще «медленный» прогрев двигателя, при котором отработанные газы токсичнее. Дело в том, что пока двигатель не прогрет, блок управления переобогощает смесь, что обеспечивает уверенный пуск и стабильную работу, но и повышает токсичность газов.
2. Увеличенный расход топлива. Если каждый день прогревать автомобиль по 10 минут, посчитайте сколько в месяц вы потратите дополнительных денег на бензин. При постоянно растущих ценах на топлио, этот аргумент становится довольно серьезным.
3. Трата времени. Мы всегда куда-то спешим, торопимся утром на работу, вечером с работы. Когда опаздываешь на важное мероприятие или на встречу, каждая минута кажется вечностью. Любой водитель в этой ситуации начинает задумываться: «ведь это раньше прогревали двигатель на старых машинах, а сейчас моторы и масла другие, прогресс шагнул далеко вперед».
4. Прогрев на холостом ходу менее эффективен. Здесь все понятно. Конечно, при движении автомобиля двигатель и масло нагреваются быстрее.
Казалось бы, этих причин достаточно, чтобы перестать прогревать машину зимой, но не торопитесь делать выводы! Есть немало причин в пользу прогрева. И они тоже заслуживают внимания.
Почему же стоит прогревать автомобиль? Первая причина — это моторное масло. При низких температурах окружающей среды масло густеет, в мороз становится максимально вязким, а значит не может полноценно смазывать все детали. Кроме того, нагрузка на масляный насос возрастает в разы, и ему сложнее качать такую смазочную жидкость по системе.
Если детали двигателя плохо смазываются, значит они сильнее трутся и быстрее изнащиваются. Получается, что если нагружать такой непрогретый мотор регулярно, он вскоре потребует капитального ремонта.
Конечно, масла бывают разные. Современные всесезонные жидкости рассчитаны на работу при отрицательных температурах. Тем не менее они все равно густеют. Причем со временем любое масло, если его во время не менять, теряет свои свойства.
Таким образом, двигатель необходимо прогревать, чтобы моторное масло «пришло в форму» перед поездкой.
Из уроков физики мы знаем, что любая металлическая деталь при нагреве расширяется, а при низких температурах наоборот уменьшается в размерах. Тоже самое происходит и с компонентами двигателя внутреннего сгорания.
Детали современного автомобильного мотора изготавливаются из разных материалов с разными коэффициентами температурного расширения. Из-за этого при низких температурах сопряжение деталей в двигателе становится далеко не оптимальным. Пока они не нагрелись до необходимой температуры и не расширились, двигатель работает не так, как это предусмотрено производителем.
Во время нагревания двигателя до рабочей температуры, цилиндро-поршневая группа испытывает дополнительные нагрузки и подвержена наибольшему износу. Стоит ли при этом начинать движение и нагружать мотор? Самым оптимальным вариантом здесь будет — немного подождать и дать поработь двигателю на низких оборотах, т.е. на холостом ходу.
Выше мы рассмотрели два главных аргумента в пользу прогрева двигателя. Но есть еще некоторые причины, которые также говорят о необходимости прогревать автомобиль зимой. Например, это связано с комфортом движения.
Согласитесь, что езда в холодном салоне машины – сомнительное удовольствие. При этом из печки дует холодный воздух, который нагревается постепенно. Не лучше ли будет сначала прогреть и двигатель, и салон, а затем уже трогаться с места?!
Еще одна причина – безопасность во время движения. Стекла автомобиля замерзают и покрываются инеем, а это значит, что видимость для водителя снижается. Конечно, стекла необходимо чистить щеткой перед движением, но вряд ли вам удастся быстро убрать весь иней. А если уж тратить время на очистку, то что мешает при этом завести мотор? У прогретого автомобиля и лед убрать легче.
Водителей часто волнует вопрос: а сколько нужно прогревать машину? На этот счет специалисты дают различные рекомендации. Специалисты СТО высказывают мнение, что прогревать мотор без нагрузки следует до тех пор пока температура охлаждающей жидкости не поднимется до +40-50*С.
Логичным также представляется прогревать двигатель на холостом ходу до того момента, пока он не начнёт работать ровно, без надрыва, без явных посторонних звуков.
Если все-таки говорить о времени прогрева, то, пожалуй, будет достаточно около 7-10 минут.
Но даже после такого прогрева на холостом ходу не стоит сильно жать на педаль газа. При езде необходимо двигаться плавно, на пониженных передачах, при этом не раскручивая двигатель выше отметки 2-2.5 тыс. об/мин.
Если в первую очередь вы хотите сберечь двигатель автомобиля, чтобы он прослужил вам как можно дольше, то прогревать машину нужно обязательно. В то же время вы должны понимать, что тем самым наносите определенный вред экологии. И в странах, где забота об окружающей среде выше, чем у нас, за работу двигателя на холостом ходу, вы бы получили штраф. Удачи на дорогах!
www.avtobrisk.ru
Споры о том, надо ли прогревать двигатель автомобиля и трансмиссию не утихают уже многие годы. У каждого автовладельца свои доводы и личный опыт, поэтому постараемся в статье собрать все объективные факторы, чтобы окончательно расставить все точки над «i».
Содержание:
Нужно ли прогревать двигатель автомобиля?— Расход топлива— Экологичность— Вред двигателюКак правильно греть двигатель перед поездкойА что рекомендуют сами производители?Нужно ли прогревать трансмиссию автомобиля?— Прогрев механической трансмиссии— Прогрев автоматической трансмиссииПрогрев остальных узлов и агрегатовВывод
То что автомобиль надо прогревать, нас учили отцы и деды. В эпоху некачественного топлива и смазочных материалов прогрев двигателя был просто жизненно необходим. Сейчас многие автопроизводители четко пишут в руководствах по эксплуатации — прогревать двигатель автомобиль не нужно — сел и поехал. Сейчас двигатели и смазочные материалы находятся на высоком уровне, но руководство «совсем не греть двигатель» больше обусловлено экологией и расходом топлива.
Нельзя отрицать, что у двигателя есть рабочая температура. При этой температуре (обычно 90°С или немного больше) все зазоры равномерны, а агрегаты работают в оптимальных режимах. Достигается рабочая температура мгновенно? Нет. А значит в вопросе греть или не греть двигатель необходимо искать «золотую середину».
Эксперты журнала «За Рулем» провели исследование и выяснили, что на коротком отрезке в 5 км (условное расстояние от дома до работы) автомобиль при разных степенях прогрева расходует топливо по-разному.
С расходом топлива все ясно, чем меньше греем, тем меньше итоговый расход топлива. Но эффект заметен исключительно на коротких дистанциях, если соберетесь в дальнюю поездку — больше 10 км, то сэкономленные граммы просто не заметите.
Производители советуют не греть двигатель по многим факторам, но в первую очередь из-за экологии. Заведенный на паркинге автомобиль нещадно загрязняет окружающую среду, не производя полезных действий.Современные автомобили действительно забоятся об экологии, но уровень выбросов снижается только тогда, когда все системы двигателя хорошо прогреты. Для сравнения, только что заведенный двигатель тестового автомобиля «За Рулем» в выхлопных газах имел содержание CH под 1000 ppm, в дальнейшем показатель при прогреве за 20 минут снижался до 180 ppm, но это все равно много — нейтрализатор был не прогрет и не работал должным образом. Стоило дать двигателю нагрузку, как показатель падал до приемлемого уровня в 15…20 ppm.
Но оперировать исключительно этим показателем нельзя, так как на холостом ходу и при езде совершенно разные объемы выхлопных газов. А значит сравнивать будем итоговый выброс вредных веществ в граммах.
При долгом прогреве выхлоп составил 4,8 грамма, при движении без прогрева 2,8 грамма, а вот при небольшом прогреве и последующем движении выхлоп всего 2,1 грамма.
Цифры достаточно красноречивы, а логика в них простая. Если ехать сразу, то автомобиль будет долго ехать с не прогретым нейтрализатором, а расход отработанных газов в это время будет большой. Если долго греть, то автомобиль будет долго «чадить» на одном месте, а нейтрализатор так и не прогреется до оптимальных температур. Если начать движение после короткого прогрева, то автомобиль не успевает сильно навредить экологии на паркинге, а нейтрализатор уже будет иметь почти оптимальную температуру, которая быстро дойдет до оптимальной во время движения.
Прогрев двигателя происходит крайне неравномерно. Сначала греются поршня, затем охлаждающая жидкость, одним из последних нагревается блок цилиндров. Зазоры между поршнями и блоком цилиндров оптимальны только на полностью прогретом двигателя. На холодном двигателе масло может быть слишком густым, а масляный фильтр забит, клапана из-за неправильных зазоров могут работать не оптимально.Холодный пуск для двигателя — это повышенные нагрузки и износ. Еще больше усугубить ситуацию можно, если сразу поехать на автомобиле с повышенными нагрузками: резкие разгоны, раскручивание двигателя до высоких оборотов, пробуксовка колес и т.д. В таких случаях разница температур может привести к фатальным последствиям.
Многие производители рекомендуют ехать с не прогретым двигателям, но пишут в инструкции, что двигаться необходимо в щадящих режимах. Некоторые с помощью ограничителей просто не дают автомобилю двигаться быстро, пока не будет достигнута определенная температура двигателя.
В летнее время года двигателю достаточно 1-ой минуты, чтобы узлы и агрегаты заработали нормально, после чего можно начинать движение. Но никаких повышенных нагрузок быть не должно, пока температура охлаждающей жидкости не дойдет до оптимального уровня.
В зимнее время года рекомендуется прогревать двигатель 5 минут. Этот можно использовать, чтобы убрать снег с машины, прогреть салон и дать оттаять лобовому стеклу. После непродолжительного прогрева двигаться первое время стоит в щадящих режимах (исключая резкие ускорения и не раскручивая двигатель более 2 000 об/мин).
Большинство указывают, что автомобиль греть не следует — достаточно 10-20 секунд на холостом ходу. Но при этом, они допускают увеличенное время прогрева при очень низких температурах — значит признают влияние разницы температур на работу силовой установки.
При прогреве автомобиля многие забывают о трансмиссии, хотя трущихся деталей в ней предостаточно. Трущимся деталям необходима правильная смазка с первых минут работы.
Автомобиль с механической коробкой передач рекомендуют заводить с выжатым сцеплением. Это позволяет запустить двигатель гораздо проще, так как стартер вращает только движущиеся части двигателя, а МКПП просто не соединена с двигателем. Но стоит отпустить педаль сцепления, первичный вал начинает вращаться и уже в этот момент начинается процесс прогрева за счет трущихся деталей.
Полностью прогреть механическую коробку передач можно только в движении, но, начиная движение, стоит помнить, что она еще холодная, а трущиеся детали недостаточно смазаны. А это значит, что автомобиль должен двигаться в щадящих режимах, без резких ускорений и пробуксовок.
Насчет автоматической трансмиссии все не так однозначно, как с «механикой». В сервисах утверждают, что прогрев не нужен. Автолюбители передают друг другу технологию прогрева трансмиссии: во время прогрева двигателя «пройтись» по всем режимам: N, P, D, 2, R и другим с задержкой от 10-ти секунд до 5-ти минут.
Найти истину достаточно сложно, так как автоматические коробки разные с разными требованиями. Примечательно, что раньше пункт про прогрев автоматической трансмиссии включали в официальные руководства по эксплуатации, сейчас такого пункта в современных руководствах нет.
Тема для многих компаний достаточно «скользкая», они явно не указывают как необходимо делать правильно. Но есть и честные производители, в компании Renault, в инструкции на Duster прямо пишут:
В очень холодную погоду, во избежание остановки двигателя, следует немного подождать перед переведением рычага из положения P или N в положение D или R.
Остановка двигателя из-за загустевшего масла в коробке — это еще один негативный фактор для двигателя и самой АКПП.
Далее есть сноска, что в очень холодную погоду автоматика может запретить ручное переключение передач до прогрева масла в АКПП до рабочей температуры.
Получается, что производители осознают, что автомобиль может эксплуатироваться в экстремально низких температурах и это вредит всему автомобилю, но указывать явно о необходимости небольшого прогрева они не хотят.
Автомобиль это не только двигатель и трансмиссия, необходимо прогревать и другие узлы и агрегаты: подвеску, подшипники, тормозную систему, многочисленные насосы и различные движущиеся части. Что-то можно прогреть уже на стоянке, а что-то будет греться исключительно в процессе движения.Актуален и вопрос безопасности. В холодном автомобиле стекла и воздух в салоне холодные — все это ограничивает видимость, мешает концентрироваться на дороге и т.д.
Собрав воедино информацию, можно сделать однозначный вывод — лучше потратить от 1 (летом) до 5 (зимой) минут на первоначальный прогрев автомобиля и начать движение в спокойном темпе, без резких ускорений. И только после прогрева двигателя до рабочей температуры можно ехать так, как хочется.
Автоматическую коробку передач необходимо прогревать с помощью переключений только при очень низких температурах.
new-vesta.ru