ДВС РОТОРНЫЙ EMDRIVE РАСКОКСОВКА HONDAВИДЫ

Системы управления бензиновыми двигателями. Характерные неисправности. Неисправность системы двигателя


4.1.8.8. Основные неисправности системы управления двигателем

Перед определением неисправностей убедитесь в том, что запуск двигателя производится правильно. При запуске как холодного, так и горячего двигателя не нажимайте педаль акселератора. После запуска горячего двигателя можно нажатием педали акселератора незначительно увеличить обороты двигателя.

Также перед определением неисправностей убедитесь, что топливо имеется в топливном баке в достаточном количестве, двигатель не имеет механических дефектов, аккумулятор заряжен и стартер проворачивает коленчатый вал двигателя с достаточной скоростью, система зажигания исправна, топливная система герметична и в ней отсутствуют загрязнения, шланг вентиляции картера чистый и шина заземления силового агрегата надежно подсоединена.

Предварительно проверьте неисправности, записанные в память системы управления двигателем.

При проведении работ на топливной системе предварительно снимите давление в топливной системе.

ПРИЧИНА

МЕТОД УСТРАНЕНИЯ

Двигатель не запускается

При включении зажигания не работает электрический топливный насос Проверьте электрическую цепь подачи напряжения к топливному насосу и надежность подсоединения электрических разъемов
Неисправен предохранитель Проверьте целостность и, при необходимости, замените предохранитель топливного насоса или устройства управления двигателем
Неисправно реле топливного насоса Проверьте работоспособность и, при необходимости, замените реле топливного насоса
Не подается напряжение на топливные форсунки Проверьте электрическую цепь питания топливных форсунок

Затрудненный запуск холодного двигателя и работа двигателя с перебоями

Неисправен датчик температуры Проверьте и, при необходимости, замените датчики температуры охлаждающей жидкости и температуры поступающего в двигатель воздуха

Двигатель работает с перебоями

Ненадежный контакт в электрических разъемах цепи питания топливного насоса Проверьте состояние, очистите и подожмите контакты электрических разъемов в цепи питания топливного насоса. Проверьте и, при необходимости, очистите контакты предохранителя и реле топливного насоса
Уменьшено количество подаваемого в двигатель топлива Проверьте производительность топливного насоса
Загрязнение топливного фильтра Замените топливный фильтр
Неисправен топливный насос Проверьте работоспособность топливного насоса
Неисправна топливная форсунка Проверьте и, при необходимости, замените топливные форсунки

Неустойчивая работа двигателя на переходных режимах

Негерметична система подачи воздуха в двигатель Проверьте и, при необходимости, подтяните соединения системы подачи воздуха в двигатель
Неисправен датчик температуры охлаждающей жидкости или воздуха, поступающего в двигатель Проверьте и, при необходимости, замените датчики температуры охлаждающей жидкости и температуры поступающего в двигатель воздуха
Нарушена герметичность топливной системы Визуально проверьте герметичность топливной системы. Проверьте надежность соединений топливной системы

Затрудненный запуск горячего двигателя

Повышенное давление в топливной системе Проверьте давление в топливной системе и, при необходимости, замените регулятор давления топлива
Забит или деформирован трубопровод возврата топлива между регулятором давления топлива и топливным баком Прочистите или замените трубопровод

Ускорение двигателя происходит с задержкой

Негерметичны топливные форсунки Проверьте и, при необходимости, замените топливные форсунки

carmanz.com

Основные неисправности системы питания двигателя

Подтекание горючего происходит по причине неплотного соединения бензопровода к топливному насосу, повреждения прокладки между деталями насоса или неисправность диафрагмы.

Распространенными причинами неполадок системы питания являются:

После проведения подтяжки штуцеров, утечка бензина должна прекратиться. Если этого не произошло, значит нужен поиск другой причины. Ею может служить износ прокладки, требующей замены, или повреждение диафрагмы бензонасоса. Это проявляется в утечке топлива через сточные отверстия находящиеся на корпусе насоса.

В случае, когда причиной утечки бензина является прокладка, то она подлежит замене. Кроме того, если она не разорвана, а лишь загрубела, то ее нужно снять, несколько минут прокипятить в воде. После чего, размягчившуюся деталь установить на место. Это должно обеспечить герметичность, необходимую для исправного функционирования насоса.

Обнаружив утечку топлива в дороге, то она устраняется с помощью мыла, которым натирается поврежденное место и заматывается пластиковой изолентой.

Недостаточная подача горючего к карбюратору или его полная блокировка, приводит к неравномерной работе двигателя. Он периодически меняет обороты или глохнет. Когда подача бензина прекращается, запуск мотора невозможен.

При недостаточном количестве бензина, двигатель функционирует только на малых оборотах, при попытке их увеличения происходит «чиханье» в карбюраторе. Это свидетельствует об обедненной горючей смеси.

Плохая подача топлива или полная блокировка происходит из-за:

1. Неполадок в бензонасосе.

2. Засорения сетчатого фильтра.

3. Каналов и жиклеров поплавковой камеры, частично или полностью забитых мусором.

4. Засорения топливопровода.

Для проверки подачи горючего к карбюратору, следует от входящей магистрали отвернуть гайку и сделать несколько качков рычагом бензонасоса. В ходе этих действий, бензин должен выбрасываться пульсирующей струей.

Если результат отрицательный, значит насос не закачивает топливо из бака. Возможной причиной служить сильная засоренность бензопровода. В данной ситуации желательно полностью открутить трубку идущую от бака к бензонасосу и продуть ее под воздушным напором. После продува трубки установите ее на место, плотно соедините и произведите прокачку рычагом топливного насоса. Если после этого бензин к карбюратору не поступает, значит насос неисправен.

Неполадки насоса не позволяют осуществлять качественную подачу топлива по причине: засорения клапанов, износа диафрагмы, поломки пружины, подсасывания воздуха, засоренность сетчатого фильтра. Все засоренные детали промываются в бензине и продуваются сильным напором воздуха. Такие запчасти, как сломанная пружина и пробитая диафрагма меняются на новые.

Затрудненный запуск мотора или его нестабильная работа является причиной засорения важных элементов карбюратора. Следует все имеющиеся жиклеры и внутренние каналы поплавковой камеры промыть и продуть с помощью компрессора или автомобильного насоса. После сборки карбюратора, должно начаться поступление в него бензина.

Некачественный состав горючей смеси

Такое явление как обогащенная смесь, проявляется в виде выхлопных газов черного или темно-серого цвета. Кроме того, это приводит к перегреву двигателя, перерасходу горючего, а также к громким хлопкам из глушителя, напоминающих выстрел.

Обедненная смесь влияет на повышенный расход бензина, снижение мощности двигателя, его перегрев и «чиханье» в карбюраторе.

Обогащенная смесь образуется от:

1. Износа жиклеров, отверстия которых существенно увеличились.

2. Засорения элементов воздушного фильтра.

3. Неправильной работы клапана экономайзера, который в открытом положении обычно заедает.

4. Недостаточного открытия воздушной заслонки.

5. Чрезмерное количество бензина в поплавковой камере.

Чрезмерно повышенное количество бензина в поплавковой камере определяется, когда происходит внутренней подтекание бензина в смесительную камеру, или наружу карбюратора. Проверка неисправности производится после передвижения на автомобиле по ухабистой дороге.

Остановив машину, и заглушив двигатель, осмотрите выходное отверстие, откуда происходит распыление топлива. Наличие капель бензина возле отверстия, означает, что поплавковый механизм нуждается в проверке.

В данном случае надо осмотреть поплавок на герметичность, на наличие вмятин и как он расположен относительно крышки камеры. После чего, произвести регулировку уровня бензина. В случае, переливания бензина, проверьте герметичен ли игольчатый клапан. Если нет, то попробуйте притереть его к седлу или установить прокладку потолще. Воздушная заслонка может открываться не полностью, если нарушена регулировка привода или происходит заедание тяги.

Обедненная смесь

К данной неисправности относится:

1. Плохое поступление бензина в карбюратор.

2. Засорение деталей карбюратора

3. Недостаточный уровень горючего в поплавковой камере.

Нестабильная работа мотора в различных режимах при качественной подаче топлива к карбюратору и хорошо отрегулированных системах, говорит об засорении карбюраторных каналов и жиклеров, которые следует зачистить, промыть и продуть.

Проверку двигателя начинают со снятия впускного коллектора, боковые фланцы закрывают резиновой прокладкой и плотно зажимают с помощью болтов металлическими планками. Затем, в газопровод заливается бензин или керосин. Если сквозь прокладку появятся признаки протекания, значит впускной газопровод надо отремонтировать, а в случае значительных дефектов, заменить

xn--80aeqauefgb1byc.xn--p1ai

Неисправности системы питания двигателя

В предыдущей статье "Почему двигатель не запускается" мы ознакомились с общей информацией по проблемам с запуском двигателя. Стоит подробнее остановиться на каждой из возможных причин, поэтому в данной статье мы поговорим, какие возможны неисправности системы питания автомобиля.

Освещение возможных причин появления неисправностей системы питания и способы их устранения хотелось бы начать с таблички, которая состоит из двух колонок. В первом столбце приведены причины неисправности системы питания, а в другой колонке - способы устранения или предотвращения неисправностей:

 

Причины неисправности Способы устранения или предотвращения
В результате пуска двигателя происходит переобогащение смеси Цилиндры продуть свежим воздухом, прокручивая стартером коленчатый вал при полностью открытых воздушной и дроссельной заслонках в течении 10 секунд
Топливо не поступает в карбюратор или недостаточное количество его подачи Проверить исправность работы системы питания в последовательности: карбюратор, фильтр тонкой очистки топлива, топливный насос, топливный бак
Неисправность системы зажигания двигателя или перебои в ее работе Проверить состояние приборов системы зажигания, надежность их соединения, состояние электропроводки
Отсутствие теплового зазора клапанов или негерметичность клапанов, зависания их в направляющих втулках Проверить и, если нужно, отрегулировать зазор между коромыслом и торцом клапана
Резкое снижение компрессии в цилиндрах двигателя или попадание в них воды Проверить компрессию в цилиндрах двигателя, состояние прокладки головки цилиндров
В системе питания посторонний подсос воздуха, то есть в соединительных узлах креплений или в поврежденных местах уплотнительных прокладок приборов Проверить плотность присоединения трубопроводов к приборам системы питания, исправность уплотнительных прокладок приборов и, если нужно, подтянуть ослабленные соединения или заменить поврежденные прокладки
Засорение (загрязнение) приборов системы питания или топливопровода Убедиться в поступлении топлива от топливного бака к камере сгорания двигателя. Обнаруженные засорения устранить продувкой, прочисткой или промыванием
Неисправности агрегатов системы питания или нарушения их регулировок Проверить работоспособность топливного насоса, карбюратора или инжекторов, состояние фильтров и топливопроводов. Обнаруженные неисправности устранить регулировкой или заменой неисправных деталей

 

 

Искать неисправности системы питания двигателя рекомендуем начинать с топливного бака.

Неисправности топливного бака.

Если во время продувки топливного бака воздухом в нем не появится бурление топлива, это свидетельство того, что топливный бак неисправен: загрязнен сетчатый фильтр топливного бака или наличие большого количества грязи. Отстой, при этом, удаляем через сливное отверстие, а сам топливный бак прмываем бензином. Заправляя топливный бак, особое внимание необходимо обращать на чистоту топлива и принять меры, чтобы предотвратить попадание в бак воды, пыли или грязи.

На многих автомобилях в систему питания между карбюратором или инжектором и топливным насосом дополнительно устанавлен фильтр тонкой очистки топлива. Если фильтрующий элемент фильтра загрязнен, его рекомендуется промыть в не этилированном бензине или горячей водой, а затем продуть воздухом. Если уплотнительная прокладка отстойника фильтра тонкой очистки топлива повреждена, ее следует заменить новой.

Когда установлено, что система питания двигателя исправна, а двигатель не запускается, необходимо проверить систему зажигания и систему пуска двигателя автомобиля.

Похожее

avtoyu.ru

способы поиска и решения проблем

Стабильная и правильная работа автомобильного двигателя зависит от множества факторов. Среди них и правильная эксплуатация, и использование чистого бензина, и отсутствие его перегревов. Именно за последний фактор несет ответственность специальная система охлаждения двигателя, неисправная работа которой может стать причиной очень неприятных последствий не только для Вашего «железного коня», но и для Вас самих.

Понять, что у автомобиля не правильно работает система охлаждения не так уж и просто, поскольку зачастую ее неисправность может проявляться в виде вторичных признаков. В связи с этим, каждый из водителей и автовладельцев должен очень хорошо изучить особенности работы данной системы, чтобы научиться определять даже самые незначительные отклонения в ее работе. Именно этой теме мы и решили посвятить данную статью, в которой постараемся не только поближе ознакомить Вас с возможными поломками системы охлаждения, но и научим их справлять.

1. Система охлаждения автомобильного двигателя: как осуществить проверку?

Система охлаждения двигателя была придумана для того, чтобы поддерживать в этом устройстве оптимальный температурный режим, при котором возможно осуществление движения автомобилем. Ведь далеко не все знают, что внутри цилиндров температура нередко поднимается даже до 200°С, хотя в среднем она колеблется от 80 до 90°С. Но как бы там ни было, без дополнительной системы охлаждения «тело» двигателя не способно выдержать такое резкий накал. Даже если двигатель находился в абсолютно холодном состоянии, после запуска он способен в считанные секунды стать очень горячим, что может привести в неисправность как его детали, так и стать причиной деформации всей коробки двигателя. Если говорить о системе охлаждения в целом, то она имеет два очень важных предназначения:

1. Отвод тепла от двигателя, его механизмов и деталей, что способствует поддержанию стабильной температуры, не приносящей ему вред.

2. Ускорение прогрева холодного двигателя, что так же играет очень важную роль в обеспечении рабочего процесса его механизмов.

Не смотря на то, что за время существования автомобилей было придумано немало систем охлаждения, сегодня наиболее часто применяется жидкостная система. Ее особенность заключается в том, что такая система имеет закрытый тип, поэтому жидкость по ней циркулирует как бы принудительно, поступая в саму систему из расширительного бачка. Непосредственное охлаждение цилиндров двигателя осуществляется благодаря рубашке охлаждения блока и головки блока цилиндров. Эта рубашка состоит из очень большого количества каналов, по которым и происходит циркуляция охлаждающей жидкости.

Приводит охлаждающую жидкость в движение насос центробежного типа. В действие этот насос приводится при помощи ременной передачи, поступающей от шкива коленчатого вала. Для того, чтобы обеспечить разные типы работы система охлаждения при разных режимах работы двигателя, система также включает в себя и термостат. К примеру, когда запускается абсолютно холодный двигатель – термостат находится в полностью закрытом состоянии. Благодаря этому жидкость функционирует только по малому кругу, что позволяет более быстро разогреть двигатель. Однако, как только температура внутри него достигнет значения выше 80°С, произойдет автоматическое открытие термостата. Благодаря этому жидкость начнет поступать в радиатор, где сможет охладиться. Если температура внутри механизма двигателя поднимется еще выше, то термостат откроется полностью и будет «гонять» жидкость по большому кругу для более активного ее охлаждения.

Помогает охлаждать жидкость не только радиатор, но и специальный вентилятор, который в разы увеличивает подачу потоков воздуха на радиатор. Очень важно, что осуществляет он эту функцию не только во время движения автомобиля, но и во время работы двигателя, когда автомобиль остается в неподвижном состоянии.

Но наиболее важную роль в том, как будет функционировать система охлаждения двигателя, играют шланги и патрубки, по которым движется жидкость. Дело в том, что они являются наиболее уязвимыми и чаще всего приходят в непригодность. Чтобы у Вас не возникло неожиданных неприятностей с их работой, важно знать, как проводить их проверку и предотвращать серьезные неисправности, о чем и расскажем далее.

Правила осуществления проверки системы охлаждения двигателя

В идеале, проверку описываемой системы автомобиля необходимо проводить перед каждой поездкой, особенно если эти поездки длительные и постоянны. Внимание следует обращать на такие особенности ее функционирования:

- внимательно осмотрите расширительный бачок и определите, нет ли в нем протечек. Проверьте, на каком уровне находится охладительная жидкость. Если двигатель не работает и находится в абсолютно холодном состоянии, то ее уровень должен находиться между отметками «min» и«max». В том случае, если жидкости не хватает – ее необходимо долить, при чем доливать необходимо только ту жидкость, которая заливалась ранее. Дело в том, что при использовании разных марок жидкостей для охлаждения двигателя может проявиться их несовместимость. Это приведет к тому, что двигатель будет не охлаждаться, а наоборот, разогреется еще больше. В самом крайнем случае допускается использование дистиллированной воды. Однако, нельзя заливать в систему больше, чем 0,5 литра, поскольку вода сильно разбавит жидкость и приведет к снижению ее свойств. Особенно сильно вода влияет на температуру замерзания жидкости, которая даже при добавлении 0,5 литра воды повысится на 3-5°С;

- на работающем и разогретом двигателе также необходимо проверить уровень жидкости, сняв для этого пробку расширительно бачка. Учтите, что обжечься Вы можете не только самой пробкой, но и случайно плеснувшейся жидкость. Поэтому, перед тем как снимать крышку, вооружитесь очень плотной тряпкой. Откручивать пробку необходимо очень медленно, что позволит стравить давление и не приведет к ожогам жидкостью. Что касается количества жидкости, то при работающем двигателе и системе охлаждения ее количество все равно не должно опускаться ниже отметки «min». В противном случае, если из-за перерывания шланга или патрубка жидкость начнет вытекать, запасов для поддержания ее необходимого уровня не будет;

- проводить осмотр других составляющих системы охлаждения двигателя без острой потребности не стоит, поскольку это будет забирать очень большое количество Вашего времени. Но все же, если Вы стали замечать, что Ваше авто чересчур сильно греется, то необходимо произвести очень тщательный осмотр всей системы. Для того, чтобы Вам было понятнее, где искать поломку и в чем она проявляется, мы также опишем самые распространенные неисправности автомобильной системы охлаждения.

2. Неисправности в работе системы охлаждения – знакомимся с основными признаками

Как Вы уже поняли, состояние системы охлаждение на прямую влияет на исправность работы двигателя. По этой причине, даже самые незначительные поломки необходим исправлять сразу же после их обнаружения. К сожалению, но недостаточное количество жидкости в расширительном бачке не является единственной возможной неисправностью. Рассмотрим наиболее распространенные, от которых трудно уберечься даже самому щепетильному автовладельцу.

Перегрев или закипание двигателя: разбираемся в причинах и знакомимся с последствиями

Речь идет о таком состоянии двигателя, когда его температура поднимается выше допустимой нормы. Как результат, в неисправность приходит либо сам двигатель, либо отдельные его системы, в том числе и охлаждающая. По-другому такую аварию еще называют «закипание двигателя». Имеется в виду, что причиной перегрева двигателя чаще всего становится закипание охладительной жидкости и жидкости в радиаторе. В свою очередь причиной такого закипания могут быть:

- засорения внутри радиатора, которые влияют на температуру в нем и мешают нормальному функционированию;

- обрыв ремня насоса, который обеспечивает работу систему охлаждения. Причина может скрываться не только в его обрыве, но и в слабом натяжении, в результате чего насос работает не полноценно;

- неисправность работы электродвигателя вентилятора или же обрыв ремня;

- ненадежность или не герметичность пробки, которая закупоривает расширительный бачок системы охлаждения, что приводит к испарению жидкости и ее нехватки в системе;

- поломки и неисправная работа термостата.

Теперь попробуем более подробно описать, как именно определить причину «закипания» двигателя, чтобы правильно и быстро ее устранить или же, по возможности, исправить. Начнем с расширительного бачка и его пробки. Если есть такая возможность, то для проверки возьмите пробку из другого автомобиля, на котором он исправно работает. Если после его установки система охлаждения снова начнет нормально функционировать – следует подробно осмотреть роднуюпробку. Стоит знать, что она состоит из двух клапанов, которые выполняют совершенно разные функции и которые также можно заменять для проверки их исправности:

1. Воздушный клапан предназначен для того, чтобы впускать воздух в расширительный бачок. При чем, воздух начинает заходить в бачок только после полной остановки работы двигателя и осуществляется то для его более быстрого остывания.

2. Вторым является паровой клапан. Когда состояние системы охлаждения находится практически в закипающем состоянии, он обеспечивает дополнительное охлаждение, не допуская перегрева двигателя. Если Вами была обнаружена неисправность одного из клапанов – проще всего провести его замену. Тем более, что и стоит он не так уж и дорого. Но если у Вас есть смекалка и желание – можете попробовать осмотреть его более внимательно и попытаться определить, что именно стало причиной его неисправной работы.

Что касается термостата, то выше мы уже описывали, какие именно функции он выполняет в системе охлаждения. Чтобы определить, является ли он причиной такой неисправности системы охлаждения двигателя, как перегрев, следует запустить двигатель и прогреть его до состояния рабочей температуры. Одновременно проверьте температуру, до которой нагрелся термостат и его верхний подводящий патрубок. Если они так и остались холодными (в то время как двигатель продолжает и дальше нагреваться), это свидетельствует о неисправности термостата. Сняв термостат с автомобиля его можно проверить еще одним способом: опустите устройство в емкость с водой с возможностью постепенно поднимать ее температуру и контролировать данный процесс. Когда температура достигнет 78-85°С – клапан нормально функционирующего термостата должен начать постепенно открываться. Если же этого не произошло – термостат неисправен.

Важно знать, что неисправная работа термостата также является причиной невозможности прогреть двигатель до рабочей температуры. В зимнее время это может полностью лишить водителя возможности завести собственный автомобиль.

Однако, при перегреве двигателя не всегда можно грешить на неисправности системы охлаждения. Довольно часто бывает, что вода закипает по причине слишком сильных перегрузок двигателя. К примеру, подобные ситуации возникают при очень медленном движении по проселочным дорогам или же городским пробкам. Чтобы подобного не возникало, автомобилю и его двигателю необходимо давать хотя бы кратковременные передышки. Пускай это приведет к большим затратам времени и топлива, зато не возникнет потребности в ремонте.

Если Вы всего лишь один раз встретились с закипанием жидкости в системе охлаждения или радиаторе – возможно, встретится с негативными последствиями Вам и не придется. Особенно важно в таком случае правильно среагировать и заглушить двигатель, дать ему полностью остыть. Однако, если продолжать движение – двигатель может остановиться на всегда, поскольку слишком высокая температура может стать причиной поломки цилиндров и других частей механизма автомобильного двигателя. Слишком высокая температура работы двигателя также приводит к нарушению процесса сгорания топливно-воздушной массы. Как результат, увеличивается сила трения и в разы вырастает расход топлива. Мощность двигателя падает.

Однако, если при неисправности термостата двигатель наоборот не может разогреться, это также приведет к снижению мощности его работы и увеличит расход бензина. Кроме того, холодное топливо смывает со стенок цилиндров, в результате чего они очень быстро изнашиваются, приходят в полную непригодность. Но причиной переохлаждения двигателя является не только поломка или отсутствие термостата, но и неисправная работа электро- или гидропривода вентилятора. Холодное масло может также вызвать коррозийные процессы внутри цилиндров двигателя.

Таким образом, «температурный режим» двигателя должен находится на уровне оптимальных показателей, то есть, примерно от 85 до 95%. Более высокие или более низкие температуры, которые могут возникать из-за неисправности систему охлаждения, обязательно приведут к износу и полной неисправности двигателя (если, конечно, их вовремя не устранить).

Не герметичность системы охлаждения как причина ее неисправности

Система охлаждения двигателя может неисправно работать и по причине своей не герметичности, что бывает довольно часто. Чаще всего это плохо затянутые хомуты на соединительных шлангах. Также иногда на шлангах возникают трещины или же повреждаются прокладки. К разгерметизации приводят и повреждения сальника системного насоса. Чтобы найти и определить конкретное место протечки лучше всего запустить двигатель прогреть его до рабочей температуры, поскольку в состоянии покоя жидкость очень быстро испаряется. Осматривая шланги и другие составляющие системы, будьте очень осторожны, чтобы случайно не обжечься и не повредиться об движущиеся детали двигателя.

Следствия, к которым приводит протекания – это явное уменьшение количества охлаждающей жидкости. Как результат, ее придутся постоянно подливать, а если не сделать это вовремя – цилиндры двигателя могут сильно перегреться. По этой причине следует всегда проверять количество охлаждающей жидкости в расширительном бачке. Если ее расход неоправданно велик – ищите место протекания. Когда найдена поломка и ее причина, единственное что ждет водителя – это закатать рукава и приступать к ремонту «железного друга». Потому, переходим к знакомству с вариантами исправления работы системы охлаждения.

3. Как можно устранить неисправную работу системы охлаждения двигателя?

Прежнее рабочее состояние системы охлаждения двигателя вернуть не так уж и сложно, особенно если правильно определить место поломки. Думаем, после вышеописанных нами рекомендаций, Вам удалось это сделать. И так, ремонт.

Если Вы определили утечку, удостоверьтесь, что это действительно вытекает охлаждающая жидкость, а не скопившийся под капотом конденсат. Для этого сожмите или перегните резиновый шланг. Если обнаружите, что они слишком твердые или неэластичные – не задумываясь проведите их замену. При этом ни на секунду не забывайте о важности герметичности всех соединений, как можно плотнее зажмите хомуты. Если проблема в герметичности, то не будет лишним произвести замену прокладки на крышке расширительного бака, поскольку она все равно со временем изнашивается.

Если при предварительном осмотре системы охлаждения Вы заподозрили в неисправности радиатор, попробуйте еще раз проверить то, насколько равномерно он нагревается. Если нормальное прогревание наблюдается только в верхней части, а нижняя вместе со шлангом обратки остается такой же холодной – причина, скорее всего, кроется в его загрязнении. Также, в радиаторе может обнаружится течь (особенно после закипания), местонахождение которой можно определить следующим образом: заглушаем все патрубки, оставляя только один, заливаем в радиатор воду. Через оставленный патрубок подаем давление (хватит и 1см/см2). Трещина обозначит себя струйкой воды.

Чтобы исправить поврежденные пластины или трубки радиатора, необходимо применить самую обычную пайку. Если же это не помогает избавиться от неисправности, поврежденную трубку можно попросту заглушить, запаяв как ее верхний, так и нижний край. Однако, тут также имеется свое исключение: на одном радиаторе не может быть больше трех запаянных трубок. Если же найденные повреждения настолько масштабны, что и вышеописанные действия не помогут их исправить – придется проводить полную замену радиатора. Следует обратить Ваше внимание и на то, самые последние модели автомобилей зачастую оснащаются радиаторами, центральная часть которых изготовлена из алюминиевого сплава, а бочка – из пластмассы. Такой радиатор ремонту вообще не подлежит, его необходимо сразу менять.

Поломки, а также неисправная работа, всех остальных частей системы охлаждения двигателя также довольно трудно отремонтировать. Тем более, что после ремонта все равно она не будет отличаться былыми качествами. Поэтому, лучше всего проводить замену деталей. В любом случае, желаем Вам не встречаться с неисправностями системы охлаждения, тогда и ремонтировать Вам ничего не придется!

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.

Была ли эта статья полезна?Да Нет

auto.today

Системы управления бензиновыми двигателями. Характерные неисправности.

Классификация

Условно неисправности можно разделить на такие случаи:

  1. Выход из строя датчика и/или исполнительного механизма по естественным причинам – скажем, износ. При этом блок управления «видит» эту неисправность, сигнализирует о ней соответствующим кодом ошибки и реагирует так, как заложено производителем в его алгоритм работы.
  2. Выход из строя датчика и/или исполнительного механизма по причинам «извне» – когда блок управления также сигнализирует о выходе узла из строя, изменяет режим работы в соответствии с алгоритмом для подобной неисправности, но выход данного элемента из строя является лишь следствием другой неисправности, зафиксировать которую блок управления не в силах. То есть фактическая причина поломки – совсем не в этом.

Такая ситуация довольно типична, и в силу этого, прежде чем принимать решение о замене неисправного элемента, необходимо уточнить причину возникновения данной проблемы – иначе нет гарантий того, что после замены новый элемент не выйдет из строя. Либо согласовать с клиентом, кто несет финансовую ответственность за этот шаг, объяснив потенциальные риски.

В данной ситуации весьма полезно иметь заведомо исправный аналогичный датчик/исполнительный механизм, но эта мера скорее осталась где-то в прошлом – с учетом современной широкой номенклатуры изделий наличие такого количества разных датчиков, как правило, могут позволить себе либо дилерские СТО (у которых, впрочем, такая процедура вряд ли предусмотрена регламентом), либо сервисы, специализирующиеся на конкретной марке и едва ли не на конкретной модели.

Независимо от причин возникновения любая неисправность системы управления ведет к тому, что смесь неправильно формируется и/или неправильно сгорает, приводя к неэффективной работе двигателя и дискомфорту водителя.

Отдельно стоит сказать о том, что существуют также неисправности цилиндропоршневой группы и газораспределительного механизма, то есть сугубо «механические» проблемы, из-за которых двигатель также будет работать некорректно, а блок управления в ряде случаев может воспринять это и как неисправность какого-то из устройств системы управления.

В целом эти ситуации также можно разбить на классы:

  1. В силу некорректной работы датчиков блок управления неправильно формирует смесь. Например, из-за неправильных показаний расходомера воздуха форсунки открываются на меньшее время, из-за чего смесь получается обедненной, приводя к понижению мощности. Или из-за неправильной работы датчика положения коленчатого вала.
  2. Из-за неправильной работы исполнительных механизмов подается не то управляющее воздействие, которое планировалось. Самый прямой пример – неисправность катушки зажигания, когда в отдельных режимах искра не формируется, что приводит к пропускам зажигания. Или забитость топливных форсунок отложениями, приводящими к неправильной форме факела распыла и снижению производительности форсунки (то есть уменьшению количества топлива, проходящего через открытую форсунку в единицу времени).
  3. Неисправности сугубо «механического» порядка. Когда со всеми датчиками и исполнительными механизмами полный порядок, но вмешивается внешний относительно системы управления фактор. Например, негерметичность впускного коллектора на участке между расходомером воздуха и цилиндрами приводит к ситуации, когда из-за неучтенного воздуха во впуске смесь получается обедненной, хотя расходомер показал совершенно верное количество прошедшего через него воздуха, блок управления совершенно правильно рассчитал нужную порцию топлива, форсунки распылили именно такое количество топлива, но двигатель не развивает заданную мощность и из выхлопной трубы валит черный дым.

Сюда же можно отнести неисправности цилиндропоршневой группы и газораспределительного механизма. Собственно, последний настолько жестко связан с системой управления, что сложно отнести его к чистой «механике».

Типичные проблемы

Здесь хотелось бы пройтись по основным узлам «типичной» системы управления и озвучить алгоритм неисправности в каждом случае. Следует понимать, что данное описание носит скорее академический характер и в случае работы с конкретным автомобилем необходимо в первую очередь обращаться к технической документации от производителя. Мы же лишь рассматриваем принципиальные механизмы воздействия неисправностей на работу двигателя.

  1. Блок датчиков, непосредственно влияющих на смесеобразование и присутствующих в любом автомобиле с электронно управляемым впрыском. Это датчик массового расхода воздуха (или датчик давления во впуске), датчик температуры всасываемого воздуха и датчик температуры охлаждающей жидкости.

По этим датчикам, как и по любой цепи, контролируемой блоком управления, может быть выявлена «фатальная» неисправность – обрыв (отсутствие сигнала), замыкание на плюс, замыкание на минус, выход сигнала за пределы допустимого диапазона.

В случае обнаружения такой неисправности блок управления формирует соответствующий код неисправности и до устранения данной проблемы начинает игнорировать показания данного датчика, либо подставляя некие расчетные значения, заложенные в блок управления производителем (для некоего «среднего» случая), либо рассчитывая необходимый параметр, исходя из данных от датчиков, оставшихся работоспособными. В обоих случаях полученные данные будут менее точны, чем если бы датчик остался рабочим. Это приведет к снижению характеристик, но позволит автомобилю передвигаться.

Другой случай неисправности – завышенные или заниженные показания датчика, остающиеся, тем не менее, в пределах допустимого диапазона. Этот случай чаще всего не выявляется блоком управления, если датчик не продублирован или по своему функционалу не является источником обратной связи по какому-то исполнительному механизму, как, например, потенциометр дроссельной заслонки – для электронного дросселя.

Описываемые датчики как раз обратной связью не являются, и подобное искажение показаний для блока управления останется незамеченным. В самом деле, если датчик температуры воздуха во впуске постоянно выдает значение, соответствующее температуре 30 градусов, как блоку управления определить, что там на самом деле все 60? Никак. В соответствии с этим будет считаться, что воздух поступает холоднее, чем на самом деле, и топлива будет подаваться больше, что приведет к переобогащению смеси.

На современных двигателях, как правило, датчиков больше. Скажем, датчик температуры охлаждающей жидкости, как правило, есть и в корпусе термостата, и в радиаторе. Понятно, что друг друга они не дублируют, но блок управления, видя, например, слишком существенную разницу между температурой в термостате и радиаторе, как минимум сообщит об этом водителю.

  1. Отдельно хотелось бы рассмотреть отказы датчиков кислорода в выпускном тракте по той причине, что в современных моторах их как минимум два. Первый расположен перед каталитическим нейтрализатором выхлопных газов и служит для блока управления обратной связью, позволяя более точно формировать смесь и обеспечивать наиболее верный режим работы двигателя при заданных условиях. Отказ данного датчика приводит к тому, что блок управления начинает формировать смесь в соответствии с заранее записанными производителем табличными значениями.

Второй лямбда-зонд расположен за катализатором и служит для оценки эффективности работы катализатора. Непосредственно на формирование топливовоздушной смеси он не влияет, но при его отказе блок управления формирует код ошибки, сообщающий о неэффективной работе каталитического преобразователя. Как правило, существенного влияния на характеристики двигателя это не оказывает, и зачастую автовладельцы ездят с этой ошибкой без каких-либо последствий. Тем не менее надо понимать, что это уже в любом случае не штатный режим работы автомобиля, и по возможности такие проблемы тоже лучше устранять.

  1. Блок датчиков, отвечающий за синхронизацию всех процессов в двигателе. Имеются в виду датчик положения коленчатого вала (ДПКВ) и датчик положения распределительных валов.

Показания этих датчиков являются точкой опоры для всей работы системы управления, так как без них просто непонятно, в какой момент впрыскивать топливо, а в какой – подавать искру на свечи.

Неисправности этих датчиков, собственно, аналогичны неисправностям из предыдущего пункта.

В случае отсутствия сигнала с датчиков блок управления сформирует код ошибки и перейдет в режим работы, соответствующий данной ошибке. Для ДПКВ этот режим чаще всего называется «мотор не заводится» в силу озвученных выше причин. Для датчика положения распредвалов – в зависимости от конкретного двигателя.

В любом случае в первую очередь здесь необходимы инспекция проводки и проверка осциллографом наличия сигналов с соответствующих датчиков.

Второй вариант – когда сигнал с датчиков искажен. При искажении формы сигнал с датчика может быть неправильно оцифрован блоком управления, вследствие чего часть импульсов может быть потеряна или, наоборот, из-за лишних шумов при оцифровке могут появиться «лишние» импульсы, что приведет к расхождению реального положения коленвала и расчетного, по которому блок управления рассчитывает момент впрыска и зажигания.

  1. Датчик детонации. В случае выявленного обрыва цепи блок управления ограничивает угол опережения зажигания в пределах, гарантирующих минимальную вероятность возникновения детонации, что приводит к существенному снижению развиваемой мощности. Естественно, сохраняется соответствующий код неисправности. В случае если обрыва цепи нет, но датчик не сигнализирует о наличии детонации, сам факт детонации будет отлично слышен и без дополнительных приборов.
  2. Катушки и свечи зажигания. Эта неисправность является классической, и подробно описывать тут практически нечего. Пропуски зажигания диагностируются блоком управления однозначно. «Рассмотреть» проблему искрообразования поможет осциллограф, главное, чтобы он имел опцию работы с катушкой зажигания, расположенной на свече (coil-on-plug), так как высоковольтных проводов в современных машинах не найти.
  3. Топливные форсунки. Типичная проблема с топливными форсунками, особенно в условиях изобилия некачественного бензина, – отложения, засоряющие выходные отверстия форсунок. Это приводит, во-первых, к ухудшению формы факела распыла (что, в свою очередь, приводит к плохому смешиванию топлива с воздухом), а во-вторых, к снижению производительности форсунки, вследствие чего фактически подается меньше топлива, чем рассчитано блоком управления. Из-за этого смесь получается обедненной, приводя к понижению выдаваемой двигателем мощности.

Кроме того, возможен обрыв или КЗ обмотки форсунки – об этом двигатель также незамедлительно сообщит. Впрочем, при этом топливо не будет подаваться в соответствующий цилиндр, а «троящий» двигатель водитель ощутит моментально.

На системах с непосредственным впрыском из-за высокого давления в магистрали и необходимости осуществлять впрыск за меньшее время, нежели в системах MPI, топливные форсунки управляются повышенным напряжением (обычно в диапазоне 60–100 В). Поэтому в составе системы управления есть силовой блок драйверов форсунок, принимающий на вход слабые «логические» сигналы от блока управления и формирующий на выходе управляющий сигнал с необходимыми уровнями напряжения и мощностью.

Довольно типичная проблема для старых Mitsubishi с системой GDI – выход из строя этого блока драйверов из-за неудачного конструктивного решения – массивные конденсаторы не были защищены от вибраций и держались только на своих выводах, которые со временем надламывались.

  1. Подсистема управления дроссельной заслонкой. В современных автомобилях дроссель управляется электроникой. Педаль акселератора напрямую не связана с дроссельной заслонкой, а приводит в движение потенциометры, сообщающие блоку управления о положении педали. В соответствии с показаниями этих потенциометров блок управления подает управляющие импульсы на электродвигатель, управляющий положением заслонки. Датчик положения педали акселерометра непременно продублирован, поэтому при выходе одного из них из строя это сразу будет выявлено блоком управления. В этом случае будет зарегистрирована неисправность, и блок управления, скорее всего, перейдет в аварийный режим с ограничением оборотов двигателя и максимально развиваемой скорости.

Положение дроссельной заслонки блок управления выявляет по показаниям отдельных потенциометров, расположенных на валу самой заслонки. Они продублированы аналогичным образом, и отказ одного из потенциометров будет выявлен точно так же.

Кроме того, возможен и отказ самого электродвигателя, управляющего заслонкой. Проблема может быть выявлена по разнице между заданным положением заслонки и показаниями датчиков ее положения. Кроме того, в ряде систем может быть определен рост тока в обмотке электродвигателя, что также является сигналом о проблемах с приводом.

В случае отказа, как правило, специального аварийного режима не вводится. Если заслонка осталась («заклинила») в закрытом положении, завести автомобиль не получится. Если она осталась в полуоткрытом положении, автомобиль, вероятнее всего, заведется и будет работать на оборотах, соответствующих тому, сколько воздуха пропускает через себя заслонка в данном положении.

  1. Помимо «основного» дросселя, в составе двигателя могут быть дополнительные дроссельные заслонки, перекрывающие только часть впускных каналов. Они служат для управления режимом потока воздуха. При открытых заслонках поток воздуха ламинарный – без завихрений. При закрытых – турбулентный, так как увеличивается его скорость. В зависимости от требуемого режима работы двигателя блок управления переставляет эти заслонки в необходимое положение. Для этого есть исполнительный механизм (электродвигатель или пневмоклапан) и потенциометр, сообщающий о положении заслонок. В случае расхождения заданного и фактического положения заслонок блок управления также сохраняет ошибку и начинает работать «как есть». Это не является фатальным режимом для двигателя, но чаще всего наблюдается существенное ухудшение характеристик – мощности, тяги и так далее.
  2. Датчик положения педали сцепления. В случае если по его показаниям педаль сцепления «постоянно выжата», не работает режим, смягчающий толчки и дерганье при резком сбросе газа без выжима сцепления, происходит классическое «торможение двигателем». В случае «постоянно отпущенной» педали сцепления возможен останов двигателя при движении накатом с выжатым сцеплением – блок управления считает, что двигатель приводится в движение колесами автомобиля, в то время как на самом деле связи между колесами и двигателем нет.
  3.  Подсистема управления давлением в топливной магистрали для систем с непосредственным впрыском. Давление в магистрали постоянно создается топливным насосом высокого давления (ТНВД), имеющим механический привод от распределительного вала через толкатель. А управляется давление открытием/закрытием регулирующего клапана, сбрасывающего излишки топлива на вход топливного насоса высокого давления. Момент и длительность открытия/закрытия данного клапана определяются блоком управления, исходя из показаний датчика давления, таким образом, чтобы поддерживалось именно то давление, которое необходимо в данный момент.

В случае полного отказа датчика давления включается аварийный режим в соответствии с алгоритмом, определенным производителем. Возможна работа вообще без высокого давления в системе, только на том давлении, которое создает подающий топливный насос низкого давления.

В случае искажения показаний датчика давления топлива фактическое давление в магистрали будет выше или ниже (в зависимости от того, в какую сторону искажены показания), что приведет к неправильному формированию топливовоздушной смеси из-за неправильной длительности открытия форсунок.

Отказ регулирующего клапана выявляется блоком управления в любом случае. Либо это обрыв/короткое замыкание цепи, либо «зависание» клапана в одном из положений по какой-то механической причине. В любом случае блок управления сразу же «видит», что заданное давление существенно отличается от того, которое показывает датчик, и сигнализирует об этом, формируя ошибку.

От фатального превышения давления систему (в случае отказа электронного регулирующего клапана в закрытом положении) охраняет механический клапан, который сбрасывает давление в случае достижения определенной величины. Обычно эта величина составляет ориентировочно 140–200 бар. В этом случае система, как правило, также переходит в аварийный режим, ограничивая максимальные обороты двигателя.

Кроме того, проблема разницы фактического и заданного давлений может быть вызвана износом самого ТНВД или его толкателя. Износ толкателя ТНВД, в свою очередь, может привести к износу кулачка на распределительном валу, что существенно увеличит стоимость ремонта.

Еще одной потенциальной причиной может служить недостаточное количество топлива на входе ТНВД. За это отвечает подающий топливный насос, который также подвержен износу и утере рабочих характеристик. В зависимости от конкретной системы давление в топливной магистрали низкого давления может контролироваться отдельным датчиком (тогда эта проблема также станет известна блоку управления, а значит, и диагносту), а может и не контролироваться – в этом случае необходима проверка с помощью обычного топливного манометра.

В современных системах подающий топливный насос очень часто имеет собственный блок управления, задача которого – обеспечить подачу четко заданного количества топлива. На вход блоку управления подается сигнал ШИМ, где скважность сигнала соответствует требуемому количеству топлива, а на выходе блока управления – соответствующий уровень напряжения, подаваемого на сам топливный насос.

Неисправности этого участка топливоподающей системы могут быть следующими:

Исходя из вышесказанного, ясно, что любые ошибки по рабочему давлению в системе требуют достаточно скрупулезной проверки.

  1.  Частный случай неучтенного воздуха во впуске – отказ клапана системы рециркуляции паров топлива. Поскольку данный клапан не имеет обратной связи, может случиться ситуация, когда он заклинит в открытом положении. Блок управления будет считать его закрытым и рассчитывать состав смеси, не учитывая воздух, поступающий через данный клапан. Это приведет к обеднению смеси и соответствующим проблемам.

Проверить наличие данной проблемы можно как снятием клапана с последующей проверкой его в снятом положении, так и с помощью более универсальной процедуры – опрессовки дымом. Второй вариант предпочтительнее, так как в этом случае могут быть выявлены и другие негерметичности в системе.

  1.  Еще один случай неучтенных примесей – заклинивший в аналогичном положении клапан системы внешней рециркуляции выхлопных газов (EGR). Проблема полностью аналогична предыдущей, за двумя исключениями:

В отличие от предыдущей системы EGR диагностировать несколько проще. Визуальные и механические проверки все равно необходимы, нагар, грязь, механическая неисправность привода клапана – все это возможно. Но и в блок управления «зашиты» серьезные возможности самодиагностики данной системы, так что, скорее всего, проблема будет выявлена блоком управления и обозначена кодом ошибки, может быть, и не говорящим о конкретной неисправности, но уж точно ведущим диагностическую мысль в сторону данной системы.

  1.  Еще одна важная система – управление фазами газораспределения.

Проблемы с этой системой заключаются в разнице фактического и заданного положения распределительных валов. Данные ошибки чаще выявляются блоком управления в ходе штатной работы – по совокупности показаний датчиков положения коленвала, распредвалов и управляющих воздействий на гидравлические клапаны, управляющие смещением фаз. Однако некоторые сочетания положений фаз могут проявляться в ходе штатной эксплуатации крайне редко или не проявляться вообще, поэтому в блоке управления предусмотрена специальная диагностическая процедура, активизируемая с помощью сканера. В этом случае необходимо, согласно указаниям диагностической программы, «погонять» двигатель на разных оборотах, чтобы выявить все ключевые положения распредвалов и наличие разницы между заданным и фактическим положением.

По причине достаточно сильно различающихся реализаций этой системы у разных производителей, сильно различаются и процедуры проверки у автомобилей разных марок.

В любом случае наличие ошибки по данной системе далеко не всегда сигнализирует о проблеме с самой системой изменения фаз – это может быть, например, и попросту износившийся привод газораспределительного механизма.

В заключение

Как уже говорилось, любой отдельно взятый двигатель имеет свои особенности, которые невозможно перечислить в рамках обзорной статьи. В силу этого нельзя сформулировать и конкретный алгоритм поиска неисправности, особенно для «двигателя вообще». Цель данного материала – озвучить некие типовые случаи неисправностей и реакцию на них систем управления, а конкретная и наиболее полная информация представлена исключительно в документации от производителя. Несмотря на то что главным инструментом диагностики по-прежнему остается голова диагноста, в современных условиях не менее важно наличие технической документации и диагностического сканера – не в качестве «компьютера, который сам найдет неисправность», но в качестве инструмента, позволяющего получить необходимую информацию.

Посмотрите похожие материалы:

a-kt.ru